Республика ингушетия. Новая столица Ингушетии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • Горящие туры по всему миру
  • Ингушетия считается самым маленьким регионом России: эта небольшая республика буквально зажата между Северной Осетией и Чечнёй, а южной своей частью граничит с Грузией. Столица Ингушетии Магас - город по меркам страны просто крошечный: всего 6000 человек населения. Прежняя столица, Назрань , до сих пор остаётся самым большим городом республики, но она частично расположена уже на осетинской территории.

    Изумительные горные пейзажи, завораживающая природа и богатое культурное наследие могли бы сделать Ингушетию очень интересной для туристов, если бы не дурная слава, которую создали республике периодические военные действия, угрозы террористических атак, высокий уровень преступности, периодические беспорядки на улицах и устрашающая бедность. Впрочем, в последние годы ситуация уверенно меняется к лучшему: 2015 г., к примеру, был объявлен в республике годом туризма.

    Наиболее известные из культурных достопримечательностей Ингушетии - самобытные каменные постройки, за которые республику называют иногда «землёй башен».

    Как добраться

    Самолётом из Москвы до Магаса (аэропорт расположен близ Орджоникидзевской) либо до аэропорта Беслана в Северной Осетии или Грозного в Чечне. Другой вариант - поездом или автобусом из Москвы до Назрани, а также автобусом из Ставрополя, Грозного и Нальчика или на такси из Владикавказа. Многие предпочитают ехать в Ингушетию на собственном авто, что достаточно удобно: дороги здесь вполне приличные.

    Поиск авиабилетов в Республику Ингушетия

    Немного истории

    Первые люди на территории нынешней республики появились, согласно данным археологов, в эпоху палеолита. В конце 18 в. к России присоединилась Грузия, а следом за ней, в начале 19 в., и ингушские земли вошли в состав империи. В советские времена, вплоть до окончания Второй мировой войны, территория нынешней Ингушетии входила в состав Чечено-Ингушской Республики, которая в 1992 г. была разделена на два отдельных субъекта Федерации. В этом же году разгорелся печально известный осетино-ингушский конфликт - причиной стал территориальный спор, который до сих пор не нашёл удовлетворительного для обеих сторон разрешения. Схожая ситуация и с современной границей между Ингушетией и Чечнёй.

    Безопасность туристов

    Туристы-походники в обязательном порядке должны зарегистрироваться в поисково-спасательной службе, сообщив запланированный маршрут. На многих территориях, в том числе в Джейрахском горном районе, действует пограничный пропускной режим. Прохождение его особенных сложностей не представляет (но станет быстрее и проще, если у вас с собой будут какие-либо подтверждающие ваши туристические цели документы - например, бронь гостиницы). Продвижение на автомобиле по Ингушетии вообще может существенно замедляться из-за прохождения многочисленных блок-постов. С другой стороны, это не самая большая неприятность на здешних дорогах, где вообще лучше «тише ехать»: местные жители зачастую лихачат почём зря.

    Развлечения и достопримечательности Ингушетии

    Ингушетия - регион отчаянно небогатый: работа есть лишь у каждого второго её жителя, и огромное количество ингушей живут в непостижимых для обитателя среднестатистического мегаполиса условиях. Основное население Ингушетии сосредоточено преимущественно в северной части республики, где находятся города покрупнее. Тем не менее древние аулы на юге - это истинное наследие ингушей, и они до сих пор населены горцами. Комитет по туризму республики активно повышает привлекательность этих областей для путешественников, проводя здесь зрелищные мероприятия, открывая гостиницы и строя горнолыжные центры.

    В 2013 г. в Ингушетии открылся первый горнолыжный курорт «Армхи». На высоте более 1500 м оборудованы две лыжных трассы, зона для фрирайда и трасса для маунтин-байкинга.

    Наиболее известные из культурных достопримечательностей Ингушетии - самобытные каменные постройки, за которые республику называют иногда «землёй башен». Самые древние из них - так называемые циклопические строения, которые возводили из гигантских камней без использования раствора чуть ли не в эпоху неолита. Но и более поздние строения весьма любопытны: в частности, это многочисленные укреплённые родовые башни. Более широкие жилые и вытянутые в высоту боевые башни выполняли ту же роль, что и средневековые феодальные замки, и строились на территории нынешней республики вплоть до 18 в. До сих пор множество башен сохранилось в горных аулах: в знаменитом Джейрахском ущелье, в селении Вовнушки (одно из семи чудес России), в Мецхале и особенно многочисленные и живописные - в Эрзи.

    Вполне удобный и недорогой способ перемещения по Ингушетии - такси. Нужно только учитывать, что обязательность и пунктуальность в число добродетелей здешних таксистов входят отнюдь не всегда.

    Есть в Ингушетии и несколько уникальных святилищ, которые заслуживают обязательного посещения. В первую очередь самый старый на территории России христианский храм Тхаба-Ерды, выстроенный приблизительно в 8-9 веке. Правда, постройка множество раз переделывалась, и нынешний вид церкви относится, предположительно, к 14-16 вв. Храм был по мере возможности отреставрирован, и сегодня здесь можно увидеть не только оригинальную кладку, но даже древние орнаменты карнизов и арок. Другое уникальное святилище в Ингушетии - мусульманский мавзолей Борга-Каш на так называемой горе Шейха.

    На территории республики есть несколько природоохранных зон, где можно увидеть не только удивительной красоты пейзажи и разнообразных диких животных и птиц, но и уникальные культурные памятники. К примеру, это Ингушский заказник, где живут редкие представители копытных, в том числе зубры. А особенно замечателен молодой заповедник Эрзи, в котором находится один из самых крупных башенных комплексов республики.

    Кухня Ингушетии

    Основу ингушской кухни, как и у многих народов Кавказа, составляет мясо (баранина, птица) и тесто. Разновидностей блюд из этих двух продуктов великое множество; но если с мясом история ещё более-менее понятная, то названия мучных блюд не прояснят для русского человека, вероятно, ничего. Придётся пробовать. Самые знаменитые - пресные кукурузные лепёшки сыскал, которые подают с топлёным маслом или творожно-сметанной смесью, тыквенные пирожки хингалаш, кисломолочные выпечные лепёшки чепилгаш с начинкой.

    Хотите сделать свое путешествие по России максимально насыщенным? Не забудьте открыть вот эту страницу: Аренда авто в России риски - изучить цены и варианты. Спецпредложения там бывают очень выгодными!

    Ингушетия – горная республика, на территории которой можно посетить много живописных, красивых и интересных мест, а также запечатлеть их на фото и видео, например, удивительные памятники природы Таргимскую долину, ущелья рек Асса и Армхи. Здесь расположено множество памятников культуры и истории, самыми значительными из которых являются Тхаба-Ерды, Алби-Ерды, замок Вовнушки, архитектурные строения Таргим, Хамхи, Эгикал и другие.

    Башни горной Ингушетии уникальны по своей архитектуре. Сотни лет стоят они, взметнувшись высоко в небо. Памятники рассказывают о мастерстве древних зодчих, о традициях и обычаях горцев, людях, когда-то прославивших этот красивый край.

    Природный заповедник Эрзи

    Один из самых молодых заповедников на территории РФ. Это очень красивое и удивительное место создано с целью обеспечения сохранности уникальной горной природы. Территория Эрзи составляет около 6000 гектаров.

    В основном это среднегорный и высокогорный массив леса, альпийские луга и горные реки. В средней полосе заповедника встречаются березы, крючковатые сосны, липы, дуб, рябины. Около рек произрастает ива и облепиха. Выше стелются красивые горные степи и луга с разнообразными цветами, на самой вершине – сплошные ледники.

    Достаточно разнообразен и животный мир заповедника Эрзи. Здесь живут медведи, лисицы, волки, куницы, козлы, кабаны, дагестанский тур, леопарды, лесной кот. Также в этих красивых местах обитают и хищные птицы – канюки, грифы и беркуты. К самим редким для этого края представителям пернатых относится королек желтоголовый.

    Для туристов посещения Эрзи станет незабываемым событием. Здесь можно полюбоваться Армхинским водопадом в лесном ущелье и сосновой рощей. Кроме того, в этом крае можно увидеть памятники истории и архитектуры. Разнообразные святилища и склепы, крепости и храмы, а также историко-архитектурный музей-заповедник.

    Столовая гора (Маат-Лоам)

    Одно из самых священных и красивых мест в Ингушетии – Маат-Лоам – считается высочайшей вершиной республики, ее высота достигает 3000 метров. Своим названием гора обязана форме, которая напоминает огромный плоский стол, укрытый зеленым ковром из травы.

    Столовая гора – это место, где всегда много солнечного света днем, а ночью небо усыпано множеством звезд и кажется, что до них можно дотронуться. Вершину Маат-Лоам венчает Мат-Сели (Мятцил) – древний храм, к которому приходили предки ингушей, чтобы отдать дань Богу плодородия и земледелия.

    Среди большого количества гротов и пещер Столовой горы особое внимание привлекает пещера Сталактитовая. Длина пещеры составляет около 34 метров, ширина – 25 метров, высота – 10 метров. В этом месте часто снимают художественные сцены: потолок пещеры украшен сосульками из сталактитов, а из дна вырастают огромнейшие сталагмиты, которые при искусственном освещении удивительно красивы и величественны.

    Замок Вовнушки

    В Джерайхском районе Ингушетии на вершине скалы стоит удивительный замок Вовнушки, полный мрачного очарования и старинных легенд. Его название переводится как «место боевых башен». С вершины скалы открывается красивый вид на ущелье, где мощные потоки воды, ударяющиеся об камни, создают каскад брызг и море пены.

    Вход в замок был со второго этажа, благодаря чему враги долго не могли понять, как же попасть во внутрь. На третьем этаже находились жилые комнаты, на верхнем – смотровая площадка, а на самом нижнем – тюрьма. Соединялись башни подвесным мостам на канатах, которые обрезали при нападении. Вовнушки пережил множество сражений, здесь когда-то находился контрольный пункт Великого Шелкового пути.

    Замок «Шато Эркен»

    Величественный замок в романском стиле, расположенный в 20 километрах от Нальчика, местное население называет новой рукотворной достопримечательностью Северного Кавказа. Шато Эркен, построенный талантливым архитектором, окружен красивым искусственным озером, в котором обитают экзотические рыбы, и густым лесом, населенным фазанами и оленями.

    В традициях Италии и Франции, замок носит родовую кабардинскую фамилию Эркеновых, а на этикетках нанесен их семейный символ. Эркенов в 1991 году стал первым предпринимателем, который получил в РСФСР лицензию на производство и продажу алкогольных напитков. Именно этот год и стал датой появления фамильного концерна «ЗЭТ», владеющего «Шато Эркен».

    Винный дворец – это очень красивое место и выглядит сказочно, сюда приезжают множество туристов, которые желают поближе узнать «кавказскую Тоскану» и попробовать ароматный винный напиток высокого качества.

    Эгикал

    Древний Эгикал – крупный башенный комплекс в Ингушетии. Множество построек рассыпаны по южному склону горы Цей-Лоам в Ассинском ущелье. Эгикал завораживает и удивляет, кажется, что в этом красивом месте дышит сама история. Это колыбель всей Ингушетии, именно отсюда началось расселение местного народа, здесь же находятся древнейшие постройки (более 100) и множество захоронений, датируемые XII-XVI веками.

    Весь комплекс Эгикала состоит из жилых башен с разнообразными хозяйственными постройками, склепами и 4 полубоевых башен. К сожалению, большинство построек уже разрушены, но одна из боевых башен сохранилась и была отреставрирована. В настоящее время эта башня стала главной достопримечательностью комплекса, его жемчужиной. К одной из стен приставлена лестница, благодаря которой туристы могут заглянуть внутрь строения.

    Хамхи

    Селение находится на юге Ингушетии, в Джейрахском районе, по левому берегу реки Асса. Поселение поражает своей самобытностью: старинные башни ингушских аулов гармонично вписываются в окружающий ландшафт. Они являются доказательством стойкости и силы нации. Это гордость местного населения, которая несет в себе память о героическом прошлом народа.

    В древности замковый комплекс состоял из боевых, полубоевых и жилых сооружений. Боевые башни были первыми строениями ингушей. Полубоевые сооружения использовались не только в качестве жилых помещений, но и были адаптированы к обороне. В них находились бойницы для стрельбы из лука. Однако больше всего было жилых зданий с множественными пристройками. В настоящий момент практически все постройки разрушены, сохранились лишь 4 боевых сооружения.

    Таргим

    Древнее селение в Ингушетии располагается на юге республики в Таргимской долине на правом берегу реки Асса. Эта местность отличается особенно ровной поверхностью земли.

    В настоящее время Таргим – это безлюдное место, но при этом заброшенным оно не выглядит. И сейчас древние постройки в отличном состоянии и поражают своим величием. Над рекой находятся 4 боевых башни, 4 полубоевых и 16 разрушенных сооружений жилого характера.

    Джейрахско-ассинский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

    Один из самых больших музеев-заповедников России расположился на юге Ингушетии на границе с Грузией. Здесь множество башен, святилищ, склепов, других сооружений и совсем небольшое количество населения. При въезде на территорию заповедника стоит величественная арка, построенная в стиле древних ингушских башен.

    В состав музея входит около 5 тысяч архитектурных и археологических объектов, представляющих собой настоящие шедевры разносторонней культуры ингушского народа (от бронзовой эпохи до конца позднего средневековья). Большой интерес представляет древний христианский храм Тхабы-Ерды, один из наиболее известных башенных комплексов в этой местности аул Эгикал, замковый комплекс Вовнушки и многие другие.

    Селение Фалхан

    Фалхан – один из старинных ингушских поселков замкового типа, расположенный немного севернее села Лягжи в ущелье на отроге Столовой горы. Это малоизвестное, но очень красивое место.

    Здесь стоит величественный замок Дзараховых, состоящий из объединения жилой и боевой башен, достигающий высоты 25 метров. Строительство всех зданий поселения датируется XVI-XVII веками. В настоящее время большинство сооружений находbтся в полуразрушенном состоянии, полностью обрушился угол одной из главных сторожевых башен.

    На горном склоне в северно-западной части от селения расположился склеповый некрополь. Всего здесь более десятка гробниц, некоторые разрушены, но тела умерших удивительным образом сохранились: благодаря хорошей вентиляции склепов и чистому горному воздуху произошла естественная мумификация.

    Храм Тхаба-Ерды

    В горах Ингушетии в глубине Ассинского ущелья находится старинный христианский храм – Тхаба-Ерды. Это культовое место для местного населения, здесь проходят важные для ингушей религиозные обряды, а мудрые старцы помогают решить возникшие проблемы и дают благословения на браки.

    Тхаба-Ерды является известным памятником религии и культуры. Внешний вид храма не имеет роскошного величия и помпезности – это самое простое каменное сооружение, украшенное резьбой, рисунками и барельефами. Однако, несмотря на простоту, здание привлекает к себе многих туристов своей древностью, загадочностью, местом расположения и легендами, связанные с ним.

    Мавзолей Борга-Каш

    Удивительно хорошо сохранившийся древний архитектурный памятник Ингушетии. Мавзолей расположен в 11 километрах от поселка Назрани. Он построен из редкого, но прочного и надежного камня с желтым оттенком. Само сооружение небольшого размера, высотой около 3 метров. Вход сделан в виде правильной, изыскано сложенной арки, а его крыша украшена куполом в виде полусферы.

    Борга-Каш, кроме надземной части, имеет и подземную, лаз в которую закрыт тяжелой каменной плитой. Внутри склеп был украшен росписью с орнаментом, но после пожара и ремонтных работ здесь остались чистые побеленные стены. Для ингушей мавзолей стал священным, в этом необычном месте население совершало языческие ритуалы плодородия, молились о ниспослании удачи на охоте или дождя.

    Замок Дударова

    Замок Дударова находится в живописном месте на берегу горного ручья. Состоит он из 1 боевой и 3 разрушенных жилых башен, окруженных оборонительной стеной. Вокруг комплекса проходит ров, который когда-то заполняли водой из ручья.

    Правее от полуразрушенного строения стоит склеп с красивой зубчатой крышей. Согласно легенде, замок был назван в честь храброго воина Дудары. Именно он стал основателем замка. После смерти сыновей воин покинул стены своего дома, но через несколько лет вернулся и жестоко отомстил врагам.

    Башни Духаргишт

    Еще одной старинной достопримечательностью Ингушетии являются башни Духаргишт. Их можно найти на отроге горы Матлотам. Ранее строение было окружено высокой каменной стеной, а сам замок состоял из 1 боевой и 4 жилых башен.

    В наши дни замок разрушен, а на его месте находятся сплошные развалины. Самое интересное место этого комплекса – боевая башня. В ней находятся отсеки больших размеров для хранения припасов. Вблизи замка расположены 2 древних склепа, покрытые сланцевой крышей: 3-ярусный и 2-ярусный.

    Мемориальный комплекс жертвам репрессий

    В 1997 году в Ингушетии был открыт памятник в честь людей, которые стали жертвами репрессий и политического режима Сталина. Мемориальный комплекс представляет собой 9 башен, обвитых колючей проволокой. По задумке проектировщика каждая из башен символизирует архитектуру пострадавших народов.

    В самой высокой башне находится музей, где собраны различные фактические свидетельства о том жестком и печальном времени. Фотографии, имена и фамилии людей, погибших при депортации, документы и картины. Всего в музее представлено более 1320 экспонатов.

    Каждый день в музее проходят экскурсии, на которых рассказывают о событиях, произошедших в 1944 году и о вооруженном конфликте в 1992 году.

    Аланский Успенский мужской монастырь

    Рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье стоит величественный Аланский Успенский мужской монастырь. Это самая высокогорная православная обитель на территории РФ.

    Первым пристанищем Аланского монастыря была бывшая гостиница для машинистов в городе Беслан. С начала его основания в нем служили 2 монаха. Затем храм переместился в Куртатинское ущелье, здесь в течение года был возведен монастырь во имя Жен-Мироносиц. Монахи также построили братский корпус и храм во имя Иверской Иконы Божией Матери.

    На 2011 год в мужском монастыре служило 14 монахов. На сегодняшний день Успенская мужская обитель стала известной среди жителей Осетии и других стран. В это место часто приезжают туристы, чтобы полюбоваться величественным храмом и красивой природой вокруг него.


    Документы свидетельствуют, что 6 мая 1784 года «заложено было укрепление, названное Владикавказом» /В. Потто. Два века Терского ка-зачества. Владикавказ, 1912, с.144/. Оно основано в 4-х верстах от «ингушского селения Сауква, которое русские называют теперь Саурово… В Саурове живут

    ингуши вместе с осетинскими беглецами» /Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. Известия СОНИИ, т. ХП, с.193/. Другой документ сообщает, что аул Заур /Сауров — у Ю.Клапрота/ находился южнее Владикавказской крепости /ЦГВИА СССР, ф.ВУА, 1 к. 20-478,20-479; ф.13454, оп.1, д.202,лл. 3-6. Цитирую по кн.: Берозов Б.П. Переселение осетин с гор на плос-кость. Орджоникидзе, 1980, с.43/. Здесь проф. СОГУ Берозов Б.П. уточняет местонахождение этого аула — «примерно на месте нынешнего поселка Южный» /Берозов Б.П. Переселение осетин.., с.43/.

    В 1770 году немецкий ученый и путешественник академик И.А. Гюльденштедт называет 24 ингушских селения, входивших в округа Большие и Малые Ингуши и в их числе Заурово /Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа из путешествия академика И.А. Гюльденштедта через Россию и по кавказским горам в 1770-1773 гг. СПб, 1809, с.83,84/. Документ 1780 г. в числе 6 ингушских селений этого округа приводит и селения Заурово и Шолхи, в непосредственной близости от которых спустя 4 года возникла Владикавказская крепость /См.: Рус-ско-осетинские отношения. Т.2. Орджоникидзе, 1984, с. 392/. Другой немецкий ученый Якоб Рейнегс, в 80-х годах ХVШ в. неоднократно бывавший в этих местах, отмечает, что в Заурово и Шолхи 200 дворов жителей. «Владикавказ от них же /Заурово и Шолхи/ начало свое полу-чил» /Гаджиев В.Г. Якоб Рейнегс о Чечено-Ингушетии. Вопросы полити-ческого и экономического развития Чечено-Ингушетии. Грозный, 1986, с.28/.

    Эти и многие другие опубликованные источники дополняются несколькими десятками неопубликованных архивных материалов за 1784-1786 гг. Их содержание отражает разнообразные отношения, установив-шиеся между гарнизоном крепости и ингушами, жившими в многочислен-ных селениях по правобережью Терека к югу, северу и востоку от кре-пости /См.: ЦГВИА СССР, ф.52, оп.1/194, д.72, л.202; д.350, Ч.VI, лл 35,37,38, Ч.IV, л. 21 и др; ЦГАДА, ф.23, разд.XXIII, д.13, 4.6, л.160; ч.6 а, л.122, 188,326 и др.; д.16, ч.VI, лл.9 об.; ч.IV, лл.13, 113,137,141 и др./. Что касается самого аула Заур, то о его основании известный кав-казовед Е.И. Крупнов со ссылкой на знатока Кавказа прошлого столетия П.Г. Буткова пишет, что фамилия Мальсаговых… была сильна и мно-гочисленна еще в середине ХVШ в.; известно, что сын главы этого рода Мальсага-Дзавг /Дзауг/ основал на плоскости ингушский аул Заур… На этом месте в 1784 г. возник г. Владикавказ /Крупнов Е.И., Средневе-ковая Ингушетия. М., 1971, с.166/.

    Документы не фиксируют присутствие в радиусе нескольких десятков верст от Владикавказа никакого иного населения, кроме ингушского. Да это и понятно. Осетинский народ, не имея ни сил, ни возможности противостоять кабардинским феодалам, контролировавшим Владикавказс-кую равнину, и выселиться самостоятельно на плоскость, неоднократно через своих доверенных обращался к российскому правительству с просьбой о содействии переселению с гор. Однако Россия, не имея еще и сама прочных позиций на Кавказе, не могла осуществить этого. И, лишь со строительством крепостей и укреплений под их стенами и под защитой их гарнизонов появляются первые поселения осетин на плоскости. Это переселение, по словам вышеупомянутого нами осетинского ученого Б.П. Берозова, «скорее носило случайный характер, а потому не было устой-чивым» /Берозов Б.П. Путь, равный столетию. Орджоникидзе, 1986, с. 13/.

    Таковой была и судьба осетинских поселений, которые неоднократ-но возникали под стенами Владикавказа. После оставления крепости русским гарнизоном, осетины «принуждены бывали ретироваться обратно в горы» /ЦГИА, Дела Синода за 1787 г., оп.5, д.147, л.81 об. Цитирую по кн.: Берозов Б.П. Путь…, с.13/.

    Лишь с восстановлением оставленной в 1786 году русскими войска крепости Владикавказ, у ее стен не ранее сентября 1803 года были поселены осетины в особом ауле /Акты, собранные Кавказской археографической комиссией, Т.П. Тифлис, 1868, с. 224,228-229/. Офицер Гене-рального Штаба И. Бларамберг, побывавший в крепости в начале XIX в. сообщает, что ингуши заняли весь пригород /Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992, с. 98/. Крепость, основанная в географи-ческом центре Ингушетии, становится ее экономическим, политических и культурным центром.

    Тяготеют к Владикавказу и осетины. Начиная с 30-х годов XIX в. и вплоть до 1917 г., оба эти народа управляются из Владикавказа. В 30-50-е гг. — это управление Владикавказского коменданта, 1858 г. — управление Военно-Осетинского округа, 1862 г. — Управление Западного военного отдела, 1870 г. — Владикавказский округ, В эти территориальные единицы ингуши входили вместе с осетинами и окружные управле-ния находились во Владикавказе, Кроме того, с преобразованием в 1860 году Левого Крыла Кавказской Линии в Терскую область крепость Влади-кавказ, преобразованная в город, становится ее столицей.

    В результате административной реформы 1888 года осетины были вы-делены в самостоятельный Владикавказский округ, ингуши, единственные из всех народов Терека, не получили своего окружного управления, а были включены отдельными участками в состав Сунженского казачьего отдела. Управление как ингушами, так и осетинами продолжало оставаться во Владикавказе.

    И не случайно в период первой российской революции, в отличие от других народов Терека, во всех обращениях ингушей к центральной власти проходит одна просьба — уравнять их в правах с другими народами Кавказа и выделить в отдельный округ. По вопросу о создании круга депутации от ингушей на протяжении ряда лет обращаются к наместнику Кавказа, императору Николаю II, в Государственную Думу.

    Революционная волна помогла ингушам добиться принятия указа об образовании Назрановского округа, вначале временно, 10 июля 1909 г. он был узаконен постоянно. Заметим, что, хотя округ и назывался Назрановским, ставка окружного начальства находилась во Владикавказе, он, как видим, продолжал играть большую роль в жизни Ингушетии, нес-мотря на все попытки, предпринимаемые Городской Думой под руковод-ством Гаппо Баева отлучить ингушей от города. Когда Дума решила ли-шить ингушей права аренды земли в районе города, в их защиту высту-пил С.М. Киров, В статье «К заседанию Городской Думы» он подчеркивал: «Такая мера поставит целую группу лиц в исключительные условия. И она не может быть оправдана ни с нравственной, ни с обывательской точки зрения. Наши почтенные гласные часто одним взмахом пера исклю-чают из числа населения целую народность». /»Терек», 24 января 1910 г.; Мостиев Б.М. Национальный вопрос в публицистике С.М. Кирова. Из-вестия СОНИИ, Т.28. Орджоникидзе, 1971, с.79/. Однако Городской Го-лова Г. Баев не унимался. По его инициативе Дума неоднократно возбуж-дает перед кавказским наместником ходатайство о выселении ингушей в Сибирь и на Дальний Восток. Когда же и этого не удалось осущест-вить, было принято постановление о переносе управления Назрановско-го округа из Владикавказа в Назрань, чтобы ингуши не появлялись в городе даже по делам службы.

    Знакомство с источниками /назовем хотя бы такой массовый источ-ник, как «Терский календарь»/ позволяет представить объективную картину. Ингуши состояли на службе в управлении Назрановского округа, Терской охранной страже, Владикавказском жандармском управлении железных дорог. Даже в июле 1917 г., когда шла компания по вытеснению ингушей из города, в списках кандидатов, баллотировавшихся во Владикавказскую городскую Думу, было 4 ингуша /См.: «Терский вестник», 23 июля 1917 г./. Торгово-промышленными заведениями «с оборо-том не менее 2000 рублей владели во Владикавказе 14 ингушей /содержали II лавок с числом служащих до 6 человек в каждой/. «Терский ка-лендарь» за 1914 год сообщает также, что у многих лавки располага-ются в собственных домах, а не на Базарной площади /»Терский кален-дарь на 1914 год», Владикавказ, 1915, с. 18,20,23,137-146/. «Добавим, что даже один из лидеров белоказачества на Тереке полковник Беликов считал Владикавказ столицей ингушей /См.: Мемуары полковника Белико-ва. «Революционный Восток», 1929, №6, с.190/.

    В первые годы советской власти Владикавказ был в разное время столицей Терской народной республики /1918-1920/, Горской АССР /1920-1924/. К 1924 году в составе Горской республики остаются лишь Северная Осетия и Ингушетия. В том же году Горская республика упраздняется и создаются Ингушская и Северо-Осетинская автономные области. Владикавказ был определен столицей обеих областей. Одновре-менно было проведено размежевание города по Тереку и разделение про-мышленных и торговых предприятий и зданий под партийные, советские, хозяйственные, лечебные и учебные заведения. Владикавказ еще более укрепился в положении торгового, промышленного и культурного центра Ингушетии. В его пригороде проживало 80 тыс. ингушей, что значитель-но больше, чем осетин, немцев и казаков вместе взятых. В самом же городе численность осетин и ингушей была приблизительно одинакова. Здесь же были расположены почти все промышленные предприятия, област-ная больница, учебные заведения, в том числе индустриальный и педа-гогический техникумы, опорная и совпартшколы.

    Однако с утверждением во главе советского государства И. Дзугаева /Дзугашвили — Сталина/ осетинское руководство, получив мощную под-держку в лице своего державного соплеменника, начинает наступление на Ингушетию. В 1928 году ставится вопрос о присоединении города Владикавказа к Северной Осетии и превращении его в ее столицу. Когда эта попытка отторжения Ингушетии от города не удалась, подступили к реализации этой затеи с другой стороны, Северо-Кавказский крайком в январе 1929 года принимает постановление «О слиянии Ингушетии с Чечней». Но оно не получает поддержки со стороны членов Чеченского и Ингушского обкомов ВКП/б/, за что те подвергаются репрессиям. И хотя в 1931 году по просьбе ингушей город получил имя Оржоникидзе, делившего с ними все тяготы Гражданской войны, власти но оставляли своих планов. 1 июня 1933 г. Постановлением ВЦИК город был отдан под юрисдикцию Северной Осетии, а через год Чеченская и Ингушская АО были объедине-ны в Чечено-Ингушскую АО. Административные органы Ингушетии во Вла-дикавказе были упразднены, все предприятия и учреждения переданы Северной Осетии. Ингушетия лишилась всех промышленных предприятий, средних учебных заведений, а также областной больницы. Культурно-просветительные учреждения переведены в Грозный, за сотню километров от Ингушетии.

    В феврале 1944 года в результате депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Казахстан Орджоникидзе был «освобожден» и от самих ингушей, Осетия стала там господствовать безраздельно. Одновременно уничтожалась и всякая память об ингушах, началась бурная деятельно-сть по переименованию населенных пунктов на переданной Северной Осетии территории Ингушетии. Орджоникидзе получил свое новое название Дзауджикау незамедлительно, исходя из надуманного обоснования, что, якобы, город основан на месте бывшего осетинского селения Дзауджикау. После смерти Сталина название города — Орджоникидзе было восстановлено.

    После принятия Президиумом Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года Указа о восстановлении ЧИ АССР, ингушам не был возвращен не только Орджоникидзе, но и прилегающая к нему наиболее плодород-ная часть земель Ингушетии. До депортации здесь проживало 46 % ингу-шей. Мало того, Совет Министров Северной Осетии принимает ряд негласных циркуляров о запрещении учреждениям и частным лицам продавать дома или сдавать жилплощадь под квартиры ингушам, возвращающимся из ссыл-ки к родным очагам.

    Все годы, после восстановления ЧИ АССР, ингуши неоднократно и безуспешно обращались в высшие партийные и государственные органы СССР и РСФСР в связи с нарушением своих конституционных прав. Руководство Северной Осетии последовательно и целенаправленно создавало всевозможные пре-пятствия ингушам — выходцам из Пригородного района и Владикавказа для возвращения и нормального проживания в своих домах. Так, 5 мар-та 1962 года Совет Министров этой российской автономии принял Постановление «Об ограничении прописки граждан в Пригородном районе СО АССР», 28 сентября 1990 года принят новый антиконституционный акт: — Указ Верховного Совета СО АССР «О временном ограничении механического прироста населения на территории СО АССР».

    С началом так называемых демократических преобразований в СССР у ингу-шей появились надежды на парламентский путь решения своих проблем. Эти надежды усилились после принятия Верховным Советом СССР 14 ноября 1989 года Декларации «О признании незаконными и преступными репрессивных ак-тов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обес-печении их прав». Ожидания справедливого решения вопроса территориальной и политической реабилитации стимулировали процесс приобретения жилья и заселения г. Владикавказа и сел Пригородного района их коренными жителями — ингушами. Ограничительные меры властей уже не в состоянии были сдержать сдерживать его.

    В ответ на это происходит милитаризация Северной Осетии, образо-вание легальных и неконституционных вооруженных формирований, поголовное воору-жение населения. В Северной Осетии ширится насилие в отношении ингушей — в них прини-мают участие незаконные формирования. Власти России бездействуют, что в складывавшейся ситуации равно было соучастию в преступлении против собственных граждан. 30 октября 1992 года начинается крупномасштабная заранее спланированная акция против мирного ингушского населения Пригородного района и г. Владикавказа, в результате которой зверски убиты или пропали без вести сотни ингу-шей. Более 70 тысяч граждан ингушской национальности изгнано из своих домов и уже третий год находятся на положении беженцев. Владикавказ вновь отдан на откуп Осетии.

    М.Б. Мужухоев

    Директор Ингушшского НИИ ГИ

    доктор исторических наук, профессор.

    Где находится Ингушетия? Координаты, карта и фото.

    На карте граница Ингушетии показана пунктирной линией, проходящей чуть южнее Назрани, огибающей Малгобек, проходящей чуть восточнее Орджоникидзевской и идущей далее на юг, западнее чеченского Бамута. На юге Ингушетия граничит с Грузией в малозаселенной горной местности.

    Координаты:
    43.2375717 северной широты
    44.8977318 восточной долготы


    Ингушетия на карте , которой можно управлять (изменять масштаб и двигать)




    Ингушетия находится на Кавказе , между Чечнёй и Северной Осетией. Эта республика является самым маленьким по площади субъектом Федерации, а также одним из самых неблагополучных в плане безопасности. Проехать в Ингушетию можно, но делать этого без крайней необходимости не стоит.

    На карте граница Ингушетии показана пунктирной линией, проходящей чуть южнее Назрани, огибающей Малгобек, проходящей чуть восточнее Орджоникидзевской и идущей далее на юг, западнее чеченского Бамута. На юге Ингушетия граничит с Грузией в малозаселенной горной местности.
    lat:
    lon:
    zoom:
    type:
    plural:
    ads:


    Поделитесь ссылкой «Где находится Ингушетия?» с друзьями:





    Интересные места:

    город Прохладный
    Город Прохладный находится в Кабардино-Балкарии и является вторым по величине городом в этой республике. Население...

    Нальчик
    Нальчик находится на Северном Кавказе и является столицей Кабардино-Балкарской республики в составе России. Нальчик расположен...

    Кропоткин
    Город Кропоткин находится в Краснодарском крае, примерно в 130 километрах восточнее Краснодара. Кропоткин - важный...

    Хасавюрт
    Город Хасавюрт находится в Дагестане, примерно посередине между Махачкалой и Грозным. Население Хасавюрта составляет 137...

    Грозный
    Грозный находится в Чечне и является столицей этой многострадальной республики. Разрушенный до основания во время...

    Историю страны или отдельного ее региона стоит изучать во многом по истории ее населенных пунктов. Города Ингушетии сочетают в себе национальные мотивы, и современность архитектурных проектов. Стоит побывать в этой республике, чтобы оценить красоту ее городов и понять, почему они отражают всю жизнь этого региона.

    Ингушетия – самая «молодая» республика Кавказа

    В северной части Большого Кавказского хребта расположена Республика Ингушетия. Ее границы примыкают к , Северной Осетии и . Несмотря на то, что по своей площади считается самым маленьким российским регионом, она самобытна и может гордиться своей историей. И ингушские города – ее неотъемлемая часть.

    Образована республика была лишь в 1992 году. Но это не значит, что до этого территория пустовала. Более того, еще в I тысячелетии до нашей эры здесь уже жили люди. Археологи назвали эту культуру Кобанской, по названию аула, в котором проводились раскопки и были обнаружены интересные доказательства проживания здесь целого народа.

    Во времена Средневековья местные племена объединились и начали называться дзурдзуками. Даже после того, как на Кавказ проник ислам и началась эпоха исламской культуры, на территории будущей республики люди жили по языческим законам и обычаям. Сами ингуши селились большей частью в горах, и возвращение их на равнины началось лишь с 16 столетия. На тот момент городов как таковых не существовало – были разрозненные поселения.

    • Назрань.

    Самый старый и один из крупных городов региона по численности населения. Здесь насчитывается более 113 тысяч человек, что является рекордом для республики. Основана Назрань в 1781 году в качестве русского крепостного укрепления. Позже рядом с ней раскинулось поселение, появилась школа для детей, а в конце 19 века был построен железнодорожный вокзал. До того как было принято решение о придании Магасу столичного статуса, столица региона располагалась именно в Назрани. В настоящее время здесь действует несколько промышленных предприятий, имеется развитая инфраструктура.

    • Карабулак.

    Он расположен по левому берегу реки Сунжи. Само название переводится с тюркского как «черный источник», город является вторым по численности населения в республике – проживает здесь примерно 40 тысяч жителей. Карабулак нельзя назвать молодым городом, основан он был в 1859 году как казачья станица.

    Этот факт еще раз доказывает, как прихотливо переплетались связи России и . Кстати городом республиканского значения Карабулак стал в 1995 году, до этого считался поселком. До перестройки здесь проживали как ингуши, так и русские примерно в одинаковых пропорциях. Однако после того, как в 1991 году начались столкновения на этнической почве, русское коренное население начало покидать город. Сегодня почти 98% Карабулака – это ингуши.

    • Сунжа.

    Это поселение было основано в 1845 году казаками во время . Первоначально он был станицей Сунженской, в ходе войны в 1852 году ее назвали именем генерал-майора Н. П. Слепцова, позже в 1939 году была переименована в Орджоникидзевская. В 2015 году переименован в Сунжа с присвоением статуса «поселок городского типа», а в 2016 году он стал городом.

    Таким образом, это самый новый город . Население – около 65 тысяч человек, которые работают на нескольких предприятиях города. Кстати, именно в Сунже был открыт Ингушский государственный университет, сейчас там остались только несколько небольших корпусов, остальные перенесены в Магас. Из промышленных предприятия здесь расположен маслосырзавод.

    • Малгобек.

    До 30-х годов ХХ века это было небольшое село Вознесенское (название также свидетельствует о его русском происхождении). Однако после того как в окрестностях были открыты залежи нефти, местность начала активно заселяться и благоустраиваться. Сначала Вознесенское было переименовано в посёлок Малгобек, а с 1939 года он получил статус города.

    Малгобек довольно молод, в нем до сих пор еще живы люди, которые начинали его строить. Поскольку возник город благодаря нефтеразработкам, градообразующим предприятием является нефтяной концерн. Сегодня Малгобек продолжает расширяться, у него великолепное будущее. В 2007 году получил почетное звание «Город воинской Славы».

    Достопримечательности региона

    Ингушетия является достаточно молодой республикой, что и подтверждает история ее городов. Тем не менее, земля эта древняя, и люди жили здесь столетия назад. Если проехаться по селам и городам, можно увидеть много интересного.

    Например, рядом с Магасом находится «Ачам-Боарз» – городище, куда стараются попасть на экскурсию туристы. Здесь же, в столице, расположено самое высокое ингушское сооружение, .

    А в Назрани был установлен Мемориал Памяти и Славы. Его возвели в свое время, чтобы жители и гости республики помнили о героях тех войн, в которых была вынуждена принимать участие Россия, и о людях, павших жертвами репрессий 1944 года. Кроме того, на территории города есть выстроенный в XV столетии мавзолей Борга-Каш, а также можно увидеть старинную русскую крепость.

    Те, кто приезжают в Карабулак, могут посетить республиканский музей изобразительных искусств. В этом же городе стоит церковь иконы Казанской Божией матери – это один из православных храмов, имеющихся в Ингушетии в очень малом числе. Но главным украшением городов Ингушетии является, конечно же, . Именно она служит тем фоном, на котором все пять городов становятся настоящим ожерельем молодого, но такого перспективного региона.



    Рассказать друзьям