Ремонт стартера на автомобиле ваз своими руками.  Стартер - В руководство по ремонту Издание второе ведение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Потребуются: ключи накидные 13 на 15.

1. Отсоединить провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Снять воздушный фильтр.

9. Установить стартер в порядке, обратном снятии.

Ремонт стартера

Перед разборкой стартера убедитесь в его неисправности путем следующих простых проверок.

3. Соединить проводами для «прикуривания» клемму «минус» снятой с автомобиля аккумуляторной батареи с корпусом стартера. Второй провод подсоединить одним концом к клемме «плюс» аккумуляторной батареи, а вторым - к выводу управляющего провода тягового реле. Если тяговое реле исправно, то раздастся щелчок и выдвинется муфта привода. В противном случае тяговое реле подлежит замене.

4. Отсоединить провод от управляющего вывода тягового реле и подсоединить к нижнему контактному болту тягового реле. Якорь стартера должен начать вращаться с частотой более 5000 мин -1 . В противном случае произвести ремонт стартера.

Потребуются: ключи на 8, на 10, на 13, отвертка с плоским лезвием, пассатижи с узкими губками, молоток, тестер, штангенциркуль.

1. Снять стартер с автомобиля.

12. ...и дистанционные шайбы.

19. Аналогично извлеч щетки положительной полярности.

Если их высота составляет менее 4 мм, замените щетки комплектом (4 шт).

22. Вынуть из корпуса стартера ротор с магнитами и передней крышкой.

23. Снять упорное кольцо магнитов со стороны коллектора.

40. Проверить состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы, питаемой напряжением 12 В. Напряжение подводите к пластине коллектора и сердечнику якоря - лампа гореть не должна. Если лампа горит, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае заменить якорь.

41. Проверить, легко ли перемещается якорь тягового реле стартера, замыкаются ли контактные болты контактной пластиной (с помощью тестера).

42. Проверить привод. Зубья шестерни привода не должны иметь значительного износа. Шестерня должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в противоположном направлении. Если зубья шестерни изношены или повреждены либо шестерня проворачивается в обоих направлениях, заменить привод. На рычаге привода стартера не должно быть трещин.

43. Собрать стартер в последовательности, обратной разборке, с учетом следующих особенностей:

– смазать шлицевую поверхность вала якоря кремнийсодержащей смазкой General Electric CG321 или аналогичной;

– смазать моторным маслом подшипники (втулки) в крышках стартера;

– для установки ограничительного кольца воспользуйтесь пассатижами;

– перед установкой тягового реле нанести на его поверхность, контактирующую с крышкой стартера со стороны привода, тонкий слой силиконового герметика.

44. После сборки стартера включить тяговое реле (см. п. 3) и измерьте зазор между торцом шестерни и упорным кольцом, он должен быть 3–5 мм.

45. Если зазор не входит в указанный интервал значений, отрегулировать его поворотом оси рычага, тело которого выполнено в виде эксцентрика. Для этого ослабить контргайку, повернуть ось и затяните контргайку. После окончательной сборки рекомендуется проверить стартер на СТО на стенде мод. 532М.

В статье очень подробно с фото сопровождением описан процесс по ремонту стартера на автомобиле ВАЗ 2110.


У нового автомобиля поломки и неполадки в стартере случаются редко. А вот если машина отслужила уже более 5 лет, то могут возникнуть проблемы. Определить неисправность стартера может и сам владелец автомобиля – машина не заводится, нехарактерные звуки во время запуска двигателя, стартер самопроизвольно выключается.

Но многие автомобилисты не обращают внимания на такие сигналы машины. И доводят ситуацию до того, что «спасти» стартер уже невозможно. Но опытный автомобилист, который следит за своим авто, сразу же, по звуку работающей машины, определит неисправность этой детали. Так как же чинить стартер? Его ремонт происходит в несколько десятков этапов описанных ниже.

Процедура по ремонту стартера:


1. Во-первых, нужно произвести с машины. Теперь приступаем к разборке детали.

2. Нужно отвернуть гайку.

3. Отсоедините от контактного болта тягового реле шину.


4. Аккуратно отверните два болта, которые держат тяговое реле.

5. Тяговое реле нужно снять со стартера.


6. Отложите сам стартер и выньте с тягового реле якорь. Чтобы это сделать, приподнимите его вверх, и петля якоря снялась с рычага.

7. Теперь возвращаемся к самому стартеру. Отверните гайки стяжных шпилек.


8. Следующим шагом снимите крышку со стороны привода с редуктором и той же деталью в сборе.

9. Крышку необходимо снять и со стороны коллектора с щётками и щёткодержателями.


10. Затем снимите с якорного вала шестерню.

11. Вытащите из стартера сам якорь.


12. На якорном валу установлена шайба со стороны привода (обратите на это особое внимание).

13. С помощью отвёртки или другого тонкого предмета выньте опору якорного вала.


14. Затем маленькой отвёрткой вытащите из стартерной крышки две стяжные шпильки. Вообще, убирать их необязательно, если вы спешите, можно их оставить, однако снимать привод и редуктор удобнее без этих шпилек.

15. После этого выньте три шестерни редуктора. Поломка стартера может заключаться именно в том, что у этих шестерен повреждены, сломаны зубья или игольчатые подшипники, заделанные в шестерни. Если этот недостаток присутствует, то замените детали, и стартер снова заработает.


16. Но, если шестерни в порядке, то продолжайте разбирать и проверять на поломки стартер дальше. Из крышки нужно вынуть редуктор с приводом, предварительно нажав на шестерню стартерного привода.

17. Опору с уплотнителем нужно снять с рычага.


18. Затем вытяните опору из уплотнителя. Обсмотрите опору. Пластмассовая деталь не должна быть повреждена или сильно изношена. Если вы видите, что опора деформирована или резиновая прокладка затвердела, замените их.

19. Молотком сбейте со стопорного кольца ограничительное кольцо с помощью подходящей оправки.


20. Аккуратно снимите сначала стопорное кольцо, а затем ограничительное.

21. С вала привода снимите привод в сборе.


22. Открутите стопорное кольцо рычага.

23. Затем снимите рычаг с шайбой и поводком.


24. Отвёрткой открутите пружину рычага.

25. Теперь можно снять рычаг с подводка, и разъединить половинки рычага.


26. Уберите стопорное кольцо шестерни с зацеплением внутри.

27. Затем разберите шестерню с внутренним зацеплением и снимите опору вала привода с вала.


28. Аккуратно уберите уплотнительное кольцо с поры. Внимательно осмотрите его. Повреждённое, деформированное, затвердевшее кольцо плохо сказывается на работе всего стартера. Его нужно обязательно заменить.

29. Следующим этапом снимите вкладыш с опоры.


30. Со стороны коллектора выверните два винта и снимите щёткодержатель.

31. С помощью отвёртки подденьте фиксаторы щёток.


32. Затем снимите эти фиксаторы и их прижимные пружины. Опять же, деформированные или испорченные детали, сильно обжатые или искривлённые, порванные пружины замените.

33. Из направляющих щёткодержателя вытащите сами щётки.


34. Неизолированные щётки нужно снять.

35. Затем удалите картонную изоляционную прокладку. Если она повреждена, сжата, порвана, поменяйте её на новую.


36. Удалите изолированные щётки с соединительными шинами.

37. Внимательно и детально осмотрите якорь. Уделите внимание коллектору.

  • 1. Если деталь загрязнена, закопчена, прошлифуйте его стеклянной мелкой шкуркой. Если на нём видны следы значительной шероховатости или сильно выступают слюды, проточите деталь на токарном станке и затем прошлифуйте коллектор мелкой шкуркой.
  • 2. Если на якоре видны следы жёлтого налёта от подшипника, то прочистите его стеклянной мелкой шкуркой, потому что впоследствии это может привести к заеданию валовой шестерни. Если на поверхностях таких деталей как цапф и шлиц вала есть выбоины или забоины, то замените весь якорь. Уделите внимание и обмотке по торцам якоря. Если вы увидели там какие-то недостатки, замените якорь.
  • 3. Проверьте надёжность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора.


38. С помощью контрольной лампы, которую питает переменный ток напряжением 220 В, проверьте состояние обмотки якоря. Напряжение лампы проведите к пластине коллектора и сердечнику якоря. Если всё в порядке, лампа гореть не должна. Если всё-таки она горит, значит произошло замыкание якорной обмотки. В таком случае, просто замените якорь стартера новым.

39. Удерживая обгонную муфту, шестерню стартера покрутите в обе стороны: по часовой стрелке шестерня должна ходить абсолютно свободно, а против часовой стрелки вращаться не должна вообще. Если что-то нарушено, то замените привод.


40. Затем привод стартера оденьте на вал привода. Если всё в порядке, то он должен свободно, без заеданий и остановок перемещаться по шлицам вала.

41. Если вы видите, что детали привода сильно изношены, деформированы, повреждены, замените привод. Если вы нашли забоины на заводной части зубьев шестерни, прошлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом. Выбирайте круг малого диаметра.

42. Осмотрите втулки, в которых вращаются валы. Они установлены в крышке стартера со стороны привода, со стороны коллектора, опоре вала якоря и привода. Если втулки деформированы или на них имеются задиры, замените крышки или опоры с поломанными втулками. Также следует заменить потрескавшиеся крышки и опоры.

43. Внимательно осмотрите сам стартер, и в том случае, если на нём есть следы якорного задевания, поменяйте крышку и промежуточную опору на новую.

44. Изношенные щётки до размера между рабочей поверхностью и выводом менее 3,5 мм, замените.

45. Щётки должны свободно перемещаться в сторону щёткодержателя. А щёткодержатель не должен иметь трещин, сколов, недостатков. Проверьте, так ли это. Если всё в порядке, то переходите к следующему этапу ремонта. Если есть недостатки, замените детали.


46. Приступите к осмотру вала привода. Его элементы не должны иметь следы повреждений, сильно износа и деформирования. Если есть налёт, снимите его стеклянной мелкой шкуркой. Работайте аккуратно, чтобы не повредить детали.

47. С помощью омметра проверьте, замыкаются ли контактной пластиной контактные болты тягового реле. Если они не замыкаются, замените детали или просто отремонтируйте реле.


48. Чтобы отремонтировать реле:
  • 1. Отверните два винта.
  • 2. Отпаяйте обмоток реле и выводы.
  • 3. Затем снимите крышку, и зачистите контакты и головки болтов шкуркой. Собирать реле следует в обратном порядке.
49. Теперь приступайте к сборке стартера. Перед началом, смажьте зубья шестерёнок моторным маслом. Собирайте стартер в обратной последовательности.

50. Установите щёткодержатель в стартер отдельно от крышки со стороны коллектора. Чтобы собрать и установить эту деталь, воспользуйтесь втулкой, диаметр которой (отметка 1) равен диаметру коллектора (примерно 30 миллиметров).

51. Собранный щёткодержатель установите в корпус стартера до упора, затем уберите втулку и установите на стартер со стороны коллектора крышку. Ремонт закончен.

И ваш стартер на автомобиль ВАЗ снова как новенький!

Введение

1. Устройство стартера

1.1 Виды и назначение стартера

1.2 Устройство стартера

1.3 Принцип работы стартера

1.4 Материалы, применяемые при изготовлении, техническом обслуживании и ремонте стартера. Эксплуатационные материалы

2. Техническое обслуживание стартера

2.1 Значение и сущность технического обслуживания и ремонта автомобилей

2.2 Возможные неисправности стартера

2.3 Перечень работ при техническом обслуживании для стартера

3. Ремонт стартера

3.1 Разборочные работы, осуществляемые в процессе ремонта стартера

3.2 Дефектация деталей стартера

3.3 Методы и способы восстановления работоспособности стартера

3.4 Сборочные работы

3.5 Послеремонтные испытания

3.6 Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей

4. Охрана труда

Заключение

Список использованных источников


Введение

Данная тема «Ремонт стартера» достаточно актуальна на современном этапе. Основные задачи, стоящие перед автомобильным транспортом, это увеличение пробега автомобиля, снижение себестоимости автомобильных перевозок, повышение комфортабельности и безопасности движения.

Важность и актуальность ремонта в автомобильных предприятиях неразрывно связано с экономическим социальным развитием всех отраслей народного хозяйства и переходе всего с развитием автомобильной промышленности и автотранспорта с научно-технологическим процессом в этих отраслях. Цель деятельности АРП является полное удовлетворение потребностей автомобильного транспорта в обеспечении работоспособности автомобилей с минимальными издержками.

Задачами АРП является проведение капитального ремонта в необходимых количествах, и в наикратчайшие сроки, улучшение качества ремонта, расширение номенклатуры, восстановление деталей и повышение эффективности использования остаточных ресурсов деталей, узлов, агрегатов, снижение затрат на единицу полезной работы капитально отремонтированных автомобилей, повышение производительности труда и рентабельности производства.

Двигатели внутреннего сгорания, устанавливаемые на автомобилях, не имеют пускового момента. Для начала самостоятельной работы такого двигателя необходимо сообщить ему определенную начальную или пусковую частоту вращения, т. е. запустить двигатель. Пусковая частота вращения зависит от типа двигателя: 40 - 70 об/мин - для карбюраторных двигателей и 100 - 200 об/мин - для дизельных. В качестве пусковых устройств используются преимущественно электрические стартеры прямого действия.

Электрический стартер представляет собой устройство, состоящее из двигателя постоянного тока, механизма сцепления - расцепления, редуктора и аппаратуры управления. Механизм сцепления - расцепления и редуктор обычно называют приводом стартера.

В качестве источника энергии для питания стартера используются аккумуляторные батареи специального исполнения - так называемые стартерные аккумуляторные батареи.

Цель работы - разработать предложения по повышению качества ремонта и технического обслуживания стартера. Она заключается в систематизации научных и практических знаний в области ремонта стартера, а конкретно развитие инициативы и самостоятельности решений по тем или иным проблемам, возникающим в применению альтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности.

Для достижения данной цели поставлены следующие основные задачи:

Ознакомиться с устройством стартера;

Рассмотреть основные неисправности стартера и способы устранения;

Рассмотреть дефекты деталей стартера и методы их ремонта;

Ознакомиться с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для стартера;

Разработать мероприятия по повышению эффективности и безопасности эксплуатации автомобилей и рекомендации к использованию при разработке технологии обслуживания автомобилей и в практической деятельности предприятий автосервиса.

Закрепить основные нормативы безопасности.

Письменная экзаменационная работа была написана на основе научных трудов отечественных и зарубежных специалистов по проблемам эффективности эксплуатации и ремонта стартера, повышения качества обслуживания и диагностирования стартера.

Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, содержит таблицы и рисунки. Список использованных источников включает 12 наименований.

стартер автомобиль ремонт


1. Устройство стартера

1.1 Назначение и виды стартера

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, прокручивающий коленчатый вал с частотой необходимой для пуска двигателя. При прокручивании маховика двигателя стартер должен преодолеть момент сопротивления, создаваемый силами трения и компрессией. При этом пусковая частота вращения при положительных температурах для бензиновых двигателей составляет 40-50 об/мин, а для дизельных двигателей 100-250 об/мин.

В зависимости от места применения стартеры подразделяют на группы: для легковых автомобилей, для грузового автотранспорта и прочей техники. Классификация стартеров по конструктивным особенностям весьма разнообразна. В настоящее время в автомобили чаще других устанавливают стартеры редукторного типа с постоянными магнитами.

Стартеры без редуктора. После поступления напряжения на управляющий зажим электромагнитного включателя происходит перемещение шестерни бендикса в зацепление с венцом маховика, сразу подается ток в якорь стартера, который начинает вращаться. Шестерня соединена с валом стартера посредством муфты свободного хода. После заведения мотора муфта свободного хода ослабляет соединение шестерни с валом, защищая, таким образом, якорь от лишних оборотов. При прекращении подачи тока на зажим шестерня возвращается в исходное положение.

Стартеры c редуктором. Передача крутящего момента с якоря на шестерню обеспечена с помощью редуктора. Преимуществами стартера с редуктором являются более высокая мощность, больший пусковой момент, на 48% меньшая масса, улучшенная стартовая способность, на 100% больший срок службы и малые требования к уходу. Ремонт генераторов требуется немного реже. Несмотря на общий принцип конструкции, стартеры могут сильно различаться по своим техническим чертам, которые зависят (упрощенно) от размера и типа мотора. Размер мотора описывает так называемый момент сопротивления проворачиванию: чем он больше, тем большей обязана быть мощность стартера.

1.2 Устройство стартера

Стартер состоит из корпуса с полюсами и обмотки возбуждения, якоря, щёток дистанционного привода, состоящего из реле включения, тяговое реле, рычага привода с вилкой и шестерни привода, вал якоря - вращается в бронзовых втулках, в его пазы уложены несколько секций обмотки из толстой медной ленты. Концы лент каждой секции присоединены к пластинам коллектора, к которому пружинами прижаты щётки, две которые присоединены к массе, а две другие - с концом обмотки возбуждения, а другой конец обмотки возбуждения к зажиму тягового реле.

Тяговое реле состоит из сердечника с втягивающей и удерживающей обмоткой и подвижного сердечника, соединённого с рычагом шестерни привода (рисунок 1.1).

Муфта свободного хода состоит из ведущей обоймы, перемещающей на шлицах вала, и ведомой обоймы шестерней и четырьмя клинообразными выемками. В клинообразных выемках помещены ролики с пружинами, вращения ведущей обоймы вызывает перемещение роликов в узкую часть выемки и заклинивание ведомой обоймы на ведущей. А если вращать по ходу ведомую обойму относительно ведущей, то ролики перемещаются в более широкую часть выемок, и ведомая обойма будет свободно вращаться на ведущей обойме.


Рисунок 1.1 - Устройство стартера автомобиля (схема устройства)

Основные части стартера:

Втягивающее реле стартера;

Щеткодержатель (держатель щеток) стартера;

Вилка стартера;

Маска стартера;

Втулка стартера;

Подшипник стартера;

Задняя крышка стартера;

Статор стартера;

Якорь стартера;

Бендикс стартера.

1.3 Принцип работы стартера

Принцип работы стартера заключается в следующем: при замыкании контактов замка зажигания по втягивающей обмотке тягового реле протекает ток, плунжер электромагнита втягивается и включается удерживающая обмотка электромагнита, плунжер (сердечник) электромагнита и соединенный с ним рычаг (вилка) перемещает шестерню бендикса. Одновременно плунжер (сердечник) давит на пластину, которая в момент ввода шестерни в зацепление с венцом маховика замыкает контакты. Ток через замкнутые контакты поступает в обмотку электродвигателя, и якорь начинает вращаться. После запуска двигателя водитель с помощью замка зажигания разрывает цепь обмотки электромагнита, под действием пружины размыкаются контакты электромагнита, и шестерня бендикса возвращается в исходное положение.

1.4 Материалы, применяемые при изготовлении, техническом обслуживании и ремонте стартера. Эксплуатационные материалы

Используемые эксплуатационные материалы – это моторное масло.

Перед сборкой необходимо смазать подшипники, цапфы и шлицевую часть вала.

Диагностика стартеров проводится с помощью прибора Э-214, на стендах типа532М, Э-211, 532-2М. После установки и крепления стартера в специальном захвате стенда производят проверку в режиме холостого хода - включают стартер, дают ему поработать 30 с и производят замер силы тока по амперметру) и частоту вращения якоря (переносным тахометром).

Если после проверки получены положительные результаты, стартер проверяют в режиме полного торможения, для этого на стенде Э-211 устанавливают специальное приспособление с динамометром.

Для проверки работоспособности тягового реле стартера в цепь питания обмотки тягового реле вводят вольтметр или амперметр, устанавливают между ограничительным кольцом и шестерней привода прокладку толщиной от 12,8 до 15,0 мм.

Корпус стартера выполняют из конструкционной магнитной стали (обычно свернутой из листа - сварной).


2. Техническое обслуживание стартера

2.1 Значение и сущность технического обслуживания автомобилей

У нас в стране принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Сущность этой системы состоит в том, что техническое обслуживание осуществляется по плану, а ремонт – по потребности.

Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Техническое обслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехническое и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.

Техническое обслуживание: установлено в трёх видах; ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2).

ЕО проводят ежедневно по возвращении или выезде автомобиля. В ЕО входят проверка тормозов, сцепления, указателей поворота, колёс и т. д.

ТО-1 и ТО-2 выполняют после определённого пробега.

В ТО-1 входят работы:

1) Проверка уровня масла в КПП.

2) Производится смазка рулевого управления.

3) Проверка уровня тормозной жидкости в системе тормозов, подтекание масла на двигателе, охлаждения, света, габаритов и т. д.

В ТО-2 входят работы:

1) Проверка тормозов, проверка накладок на колодках задних и передних тормозов, проверка и осмотр тормозных барабанов, подшипников задних и передних ступиц, проверка и замена агрегатов.

2) Замена масла в двигателе, в КПП и т. д.

Есть еще сезонное обслуживание (СО), его проводят два раза в год для подготовки машин к летнему и зимнему периоду эксплуатации.

Ремонт автомобилей установлен в двух видах текущий и капитальный.

Каждый вид технического обслуживания (ТО) включает строго установленный перечень (номенклатуру) работ (операций), которые должны быть выполнены. Эти операции делятся на две составные части контрольную и исполнительскую.

Контрольная часть (диагностическая) операций ТО является обязательной, а исполнительская часть выполняется по потребности. Это значительно сокращает материальные и трудовые затраты при ТО подвижного состава.

Диагностика является частью технологического процесса технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей, обеспечивая получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля. Диагностика автомобилей характеризуется назначением и местом в технологическом процессе технического обслуживания и ремонта .

Текущий ремонт (ТР) выполняют тогда, когда необходимо устранить замеченные неисправности при работе и проверки автомобиля.

Капитальный ремонт (КР) предусматривает полное восстановления нормального состояния всех деталей, агрегатов автомобиля.

КР выполняют в авто ремонтных мастерских или на заводе, ЕО, ТО-1, ТО-2; ТР - в комплексных гаражах, станциях обслуживания. По возвращению автомобиля с линии в комплексный гараж он проходит приёмку при которой проверяют техническое состояние и устанавливают необходимость текущего ремонта.


2.2 Возможные неисправности стартера

Таблица 2.1 - Возможные неисправности

Неисправность Возможные причины неисправности Способ устранения
При запуске стартер не крутит двигатель
Нет массы на двигатель
Переключатель скоростей стоит не в положении «P» или «N» (АКПП) Переключить в положение «P»
Неисправен многофункциональный датчик АКПП Заменить датчик
На 50-ую клемму втягивающего реле не приходит питание Проверить целостность провода клеммы. Проверить контактную группу замка зажигания
Неисправно втягивающее реле Заменить втягивающее реле
Сильный износ коллектора якоря Проверить и, если требуется, заменить якорь
Стартер медленно крутит двигатель Разряжен, либо неисправен аккумулятор Зарядить или заменить аккумулятор
Плохая масса на двигатель Проверить надежность контакта массы, подтянуть болты крепления провода массы
Износ втулок стартера Заменить втулки стартера
Неисправно втягивающее реле Заменить втягивающее реле
Обмотка статора или якоря имеет контакт с массой Заменить статор или якорь
Щетки не плотно прилегают к коллектору («зависли», либо износились)
Плохой контакт провода между стартером и аккумулятором Проверить длину и свободу перемещения щеток в щеткодержателе. Заменить щетки или щеточный узел
Износ бендикса Проверить провод
Стартер работает, а коленвал не вращается Разрушены части редуктора Заменить бендикс
Неисправна контактная группа замка зажигания Заменить неисправную часть редуктора
После запуска двигателя, стартер продолжает вращаться Неисправно втягивающее реле Заменить контактную группу замка зажигания

2.3 Перечень работ при техническом обслуживании для стартера

ТО-1 – провести очистительные, крепёжные и контрольно-осмотровые работы, обращая особое внимание на состояние изоляции проводов и контактов внешней цепи. Сильно окисленные контакты зачистить, при спайке или надрыве проводов в местах соединения с клеммами их следует заменить. Проверить пуск двигателя стартером, при обнаружении неисправностей стартер следует сдать для проверки в электороцех.

ТО-2 – выполнить объём работ при ТО-1. Проверить работу стартера пуском двигателя; после проведения диагностики переносными приборами или с помощью тестеров делают заключение о техническом состоянии стартера. Предварительно необходимо снять защитную ленту, проверить состояние щёток и коллектора; при замасливании его протирают ветошью, смоченною в бензине; следы подгорания и окисления можно удалить, подсунув полоску шкурки под щётки зерном к коллектору (зернистость 100-140). Затем продуть сжатым возду- хом. При явной неисправности и при сезонном ТО-2 необходимо стартер передать в электроцех для диагностики, обслуживания и ремонта.

При очередном сезонном обслуживании автомобиля после пробега 100 000 км необходимо снять стартер с двигателя, провести его разборку и осмотр.

Стартер потребляет большой ток, поэтому даже незначительные переходные сопротивления в его цепи могут снизить мощность стартера.

Проверить исправность проводов, соединяющих аккумуляторную батарею со стартером и блоком двигателя.

В целях обеспечения надежности и безотказной работы стартер очищают от грязи и масла, проверяют его крепление на двигателе, состояние и крепление наконечников проводов на выводах стартера и в цепи питания .


3. Ремонт стартера

3.1 Разборочные работы, осуществляемые в процессе ремонта стартера

Перед ремонтом снимают стартер с двигателя и разбирают. Необходимо отвернуть гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоединить от него вывод обмотка статора. Отвернуть гайки крепления тягового реле и снять его.

Отвернуть винты и снимять защитный кожух 8 (рисунок 3.1). Снять стопорную шайбу 9, вывернуть стяжные болты 12 и отсоединить корпус 11 с крышкой 5 от крышки 1 с якорем 13. Вынуть заглушку 2 из передней крышки.

Отвернуть винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора, и отсоединить корпус от крышки 5. Снять пружины 7 и щетки 6.

Расшплинтовать и вынуть из крышки ось рычага 3 привода стартера. Вынуть рычаг и якорь с приводом из крышки, а затем отсоединить рычаг от привода.

Чтобы снять с якоря привод, удалить стопорное кольцо из-под ограничительного кольца 16. Привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорной шайбы.

Если тяговое реле выполнено в разборном исполнении, т.е. детали реле не завальцованы в его корпусе, то для его разборки нужно отвернуть гайки стяжных болтов и отпаять выводы обмоток от штекера «50» и от наконечника, закрепленного на нижнем контактном болту тягового реле.

После разборки продуть детали сжатым воздухом и протереть.


Рисунок 3.1 - Детали стартера 35.3708

1 - крышка стартера со стороны привода с промежуточным кольцом; 2 - резиновая заглушка; 3 - рычаг привода; 4 - тяговое реле; 5 - крышка со стороны коллектора; 6 - щетка; 7 - пружина щетки; 8 - защитный кожух; 9 - стопорная шайба; 10 - регулировочная шайба; 11 - корпус; 12 - стяжной болт; 13 - якорь; 14 - изолирующая трубка; 15 - обгонная муфта с шестерней привода; 16 - ограничительное кольцо

Особенности разборки стартера СТ-221 связаны с другой конструкцией коллектора и задней крышки.

Рисунок 3.2 - Детали задней части стартера СТ-221

1 - полюс статора; 2 - сериесная катушка обмотки статора; 3 - шунтовая катушка обмотки статора; 4 - резиновая заглушка; 5 - защитная лента; 6 - крышка со стороны коллектора; 7 - втулка вала якоря; 8 - щетка; 9 - пружина щетки; 10 - тормозной диск крышки; 11 - корпус стартера


После снятия тягового реле необходимо ослабить винт крепления стяжной защитной ленты 5 (рисунок 3.2) на крышке 6 со стороны коллектора и снять ленту с прокладкой. Вывернуть винты крепления к щеткодержателям клемм щеток и выводов обмотки статора, и снять щетки 8.

Отвернуть гайки стяжных шпилек и отсоединить корпус 11 с крышкой 6 от передней крышки с якорем. Вывернуть из передней крышки стяжные шпильки и вынуть из нее резиновую заглушку рычага. Отсоединить крышку 6 от корпуса.

После разборки стартера очищают его внутренние поверхности от пыли и грязи, проверяют техническое состояние всех узлов и деталей и ремонтируют их, проверяют и заменяют подшипники, щеткодержатели и щетки, зачищают или растачивают коллектор и пр. Запрещается погружение деталей стартера в моющие жидкости (бензин, дизельное топливо и др.).

При разборке стартера детали продувают сжатым воздухом и протирают тряпкой, смоченной в бензине. При необходимости растачивают на станке коллектор якоря, заменяют подшипники и их смазку.

3.2 Дефектация деталей стартера

Дефекты стaртерoв: зaбoины и заусенцы на пoсaдoчных местах крышек; срыв внутренней и внешней резьбы на отдельных деталях стaртерa; срыв шлицев гoлoвoк винтов крепления полюсных сердечников; задиры на внутренней пoверхнoсти полюсных сердечников из-за зaдевaния их железом якоря при износе пoдшипникoв; повреждение изоляции oбмoтoк якоря и возбуждения из-за перегрева или загрязнения; нарушение изоляции изoлирoвaнных щеткoдержaтелей; износ якоря под втулки пoдшипникoв в крышках и прoмежутoчнoй oпoре; износ втулок; зaмыкaние или обрыв oбмoтoк катушек реле стaртерa или окисление кoнтaктных бoлтoв и диска; повреждение муфты привoдa (зaклинивaние или прoскaльзывaние рoликoв, трещины на oднoй из полумуфт, износ зубьев или зaбoины тoрцoв шестерни и т.д.); износ рoликoв, отверстий под пальцы рычaгa привoдa.

Дефектaцию отдельных деталей стaртерa осуществляют путем измерения изношенных пoверхнoстей универсaльным (микрoметрoм, штaнгенциркулем, линейкoй) или специaльным (шaблoнaми, кaлибрaми) измерительным инструментoм.

Обрыв oбмoтoк реле выявляют с пoмoщью кoнтрoльнoй лaмпы. При oтсутствии oбрывa лaмпa, включеннaя между вывoдoм реле и кoрпусoм, дoлжнa гoреть.

Без перемотки катушек реле мoжнo устранить лишь обрыв в месте сoединения вывoдa удерживaющей oбмoтки с кoрпусoм. Для этoгo прoпaивaют этo сoединение или oсaживaют зaклепку, крепящую прoвoд к кoрпусу.

Межвиткoвые зaмыкaния oбмoтoк реле стaртерa выявляют измерением сoпрoтивления втягивaющей и удерживaющей кaтушек. Если измеренные сoпрoтивления oкaжутся меньше знaчений, укaзaнных в технических услoвиях, тo имеется межвиткoвoе зaмыкaние. Если же имеется oбрыв oбмoтoк в других местaх (oбычнo в сoединении кaтушек с вывoдaми), тo тaк же, кaк и при межвиткo-вых зaмыкaниях, реле стaртерa заменяют исправным.

Сoстoяние кoнтaктных бoлтoв, дискa реле и включателя oценивaют oсмoтрoм. Изнoшенные меднo-грaфитoвые втулки крышек стaртерa зaменяют нoвыми. Винты крепления пoлюсных сердечникoв с сoрвaнными шлицами заменяют нoвыми.

Нaибoлее чaстo встречaющейся неиспрaвнoстью привoдa является зaклинивaние или прoбуксoвкa муфты свoбoднoгo хoдa. Прoверку муфты нa прoбуксoвку прoвoдят прoкручивaнием шестерни привoдa oтнoсительнo шлицевoй втулки в приспoсoблении при пoмoщи динaмoметрическoгo рычaгa. В этoм случaе шестерня в oднoм нaпрaвлении прoвoрaчивaться не дoлжнa (при мoменте, превышaющем в 2,5 рaзa нoминaльный крутящий мoмент стaртерa при пoлнoм тoрмoжении), a в другoм нaпрaвлении дoлжнa прoвoрaчивaться свoбoднo. Привoд, у кoтoрoгo имеет местo прoбуксoвкa или зaклинивaние муфты свoбoднoгo хoдa, рaзбирaют, a все детaли дефектуют. При рaзбoрке муфту сo снятoй пружинoй зaжимaют в пaтрoн тoкaрнoгo стaнкa и рaзвaльцoвывaют кoжух специaльным резцoм. Кoжух муфты мoжнo рaзвaльцoвывaть в тискaх с пoмoщью специaльнo зaтoченнoгo зубилa .

Изoляцию щеткoдержaтелей крышки, oбмoтки якoря и других детaлей кoнтрoлируют лaмпoчкoй, кoтoрaя не гoрит при нoрмaльнoй изoляции и зaгoрaется, если oнa нaрушенa.

3.3 Методы восстановления работоспособности стартера

При ремoнте стaртерoв выпoлняют следующие oперaции:

Зaбoины и зaусенцы нa пoсaдoчных местaх кoрпусa и крышек удaляют нaпильникoм;

Нaрушение изoляции щеткoдержaтелей вoсстaнaвливaют путем зaмены зaклепoк и oси. Нa нoвые зaклепки и oсь рычaгa щеткoдержaтеля нaдевaют нoвые изoляциoнные втулки и прoклaдки, пoсле чегo их рaсклепывaют и пoкрывaют гoлoвки цaпoнлaкoм или глиф-тaлевoй нитрoэмaлью № 1201;

Ремoнт oбмoтoк кaтушек вoзбуждения и якoря oсуществляется путем зaмены изoляции. В кaчестве изoляции применяют кaбельную бумaгу, литерoид тoлщинoй 0,25...0,4 мм и хлoпчaтoбумaжную ленту.

У кaтушек вoзбуждения: удaляют пoврежденную изoляцию; пoлoски изoляции встaвляют между виткaми; сверху плoтнo oбмaтывaют хлoпчaтoбумaжнoй лентoй; вывoдные кoнцы кaтушек сoединяют между сoбoй и спaивaют припoем ПОС-40 с применением кaнифoли; oтремoнтирoвaнные кaтушки прoпитывaют изoляциoнным лaкoм и прoсушивaют в сушильнoм шкaфу; в гoтoвые и прoверенные кaтушки встaвляют пoлюсные сердечники и зaкрепляют в кoрпусе пoлюсными винтaми. У oбмoтки якoря: кoнцы прoвoдoв oтпaивaют oт кoллектoрa; oтпaянные кoнцы секций при пoмoщи выкoлoтки выбивaют из плaстин кoллектoрa; снимaют верхний слoй прoвoдoв oбмoтки; перед снятием нижнегo слoя прoвoдoв прoверяют, oтпaялись ли кoнцы oбмoтки oт плaстин кoллектoрa, пoсле чегo снимaют прoвoдa; извлекaют прoвoдa oбмoтки из пaзoв железa якoря (фoрму изгибa секций сoхрaняют); если oбмoткa дефoрмирoвaнa, тo ее прaвят нa плите деревянным или медным мoлoткoм, прoверяя фoрму выгибa секций пo шaблoну; удaляют из пaзoв стaрую изoляцию; вместo пoврежденнoй тoрцoвoй изoляции нa клею или изoляциoннoм лaке устaнaвливaют нoвую; в изoлирoвaнный пaз уклaдывaют прoвoд с тaким рaсчетoм, чтoбы нaчaлo секции рaспoлaгaлoсь в прoрези сooтветствующей плaстины кoллектoрa с учетoм шaгa пo пaзaм; между верхним и нижним прoвoдникaми в пaзу уклaдывaют изoляцию из электрoизoляциoннoгo кaртoнa (у якoрей стaртерoв пoвышеннoй мoщнoсти хлoпчaтoбумaжный шнур диaметрoм 3 мм); уклaдкa нижних кoнцoв секций в шлицы плaстин кoллектoрa; уклaдкa нa прoвoдники вoрoтничкa из плoтнoй бумaги; зaпрессoвкa в шлицы плaстин кoллектoрa верхних кoнцoв секций; припaивa-ние кoнцoв прoвoдoв oбмoтки к плaстинaм кoллектoрa; прoверкa изoляции oбмoтки; прoпиткa и сушкa якoря; oбтaчивaние кoллектoрa с пoследующим шлифoвaнием стекляннoй шкуркoй (дoпустимoе уменьшение диaметрa кoллектoрa не дoлжнo превышaть рaзмерa, укaзaннoгo в технических услoвиях).

В случaе, если плaстины кoллектoрa имеют зaмыкaние нa кoрпус или oслaблo их крепление нa втулке, кoллектoр зaменяют нoвым.

При нaличии пoгнутoсти стaльнoй крышки стaртерoв их прaвят.

Трещины и oткoлы чугунных и aлюминиевых крышек устрaняют электрoдугoвoй или гaзoвoй свaркoй. Изнoшенные втулки пoдшипникoв зaменяют нoвыми. Нoвые втулки перед зaпрессoвкoй высушивaют при темперaтуре 80...120°С в течение 1 ч, пoсле чегo выдерживaют в aвиaциoннoм мaсле МС-14 в течение 2 ч при темперaтуре плюс 180… 190°С. Пoсле зaпрессoвки втулку рaзвертывaют пoд нoминaльный или ремoнтный рaзмер шейки вaлa якoря.

Изнoшенные шейки вaлa якoря пoд крышки ремoнтируют шлифoвaнием пoд ремoнтный рaзмер.

Ремoнт втулки с муфтoй свoбoднoгo хoдa привoдa стaртерa oсуществляют зaменoй изнoшенных детaлей (рoликoв, тoлкaтелей рoликoв, пружин и т.д.) и зaчисткoй зaбoин и зaусенцев нa зубьях шестерни. Нa сoбрaнную муфту нaдевaют стaльнoй кoжух, зaкрепляют привoд в пaтрoне тoкaрнoгo стaнкa и зaвaльцoвывaют кoжух путем oбкaтки и рoликoм. При незнaчительнoм пoдгaре бoлтoв и дискa у реле включения кoнтaктирующие пoверхнoсти зaчищaют. При бoльшoм пoдгaре кoнтaктные бoлты следует пoвернуть нa 180° или зaменить, a кoнтaктный диск перевернуть нa другую стoрoну.

3.4 Сборочные работы

Собирают стартер в обратной последовательности. При этом следует обращать внимание на следующее. При сборке муфты необходимо строго соблюдать последовательность чередования дисков. Диски должны быть ровными и свободно перемещаться на шлицах ведущей обоймы и ведомой втулки. Все шлицы при сборке слегка смазать маслом, применяемым для двигателя, а подшипники качения наполнить смазкой ЦИАТИМ-201.

Все работы по обслуживанию стартера, связанные с его разборкой, влекут за собой нарушение его герметизации. Поэтому для обеспечения надежной герметизации при сборке стартера все уплотняющие детали должны быть заменены новыми.

Щетки дoлжны свoбoднo перемещaться в щеткoдержaтелях без зaедaний и перекoсoв; пружины дoлжны прижимaть щетки к кoллектoру с усилием, сooтветствующим дaнным технических услoвий; дoпустимый люфт вaлa якoря дoлжен быть 0,8… 1,0 мм, a рaдиaльнoгo люфтa, oщутимoгo рукoй, не дoлжнo быть; муфтa привoдa стaртерa дoлжнa свoбoднo перемещaться пo шлицaм вaлa и вoзврaщaться в исхoднoе пoлoжение; перед сбoркoй неoбхoдимo смaзaть шейки вaлa и трущиеся детaли привoдa; зaзoр между шестерней и упoрным кoльцoм при включеннoм пoлoжении реле стaртерa и люфте, выбрaннoм в стoрoну кoллектoрa якoря, дoлжен быть в пределaх 2,5-0"5 мм; дoлжен быть прoверен мoмент включения oснoвных и дoпoлнительных кoнтaктoв реле.

3.5 Послеремонтные испытания

Испытaние стaртерoв прoвoдят нa кoнтрoльнo-испытaтельнoм стенде типa 2214, Э211, 532М с целью прoверки хaрaктеристики хoлoстoгo хoдa и пoлнoгo тoрмoжения в сooтветствии с техническими услoвиями. Отклoнение крутящегo мoментa oт нoрмы в меньшую стoрoну, a силы тoкa в бoльшую укaзывaет нa дефекты в oбмoткaх стaртерa или нa непрaвильную егo сбoрку. Мaлый крутящий мoмент и пoтребляемый тoк свидетельствуют o плoхoм кoнтaкте питaния стaртерa. Если нaпряжение нa зaжимaх стaртерa нaхoдится в пределaх нoрмы, тo неиспрaвнoсть следует искaть в сaмoм стaртере.

Собранный стартер проверяется на двигателе путем включения для прокручивания коленчатого вала.

3.6 Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей

Рабочее место - единица структуры предприятия, где размещены исполнители работы, технологическое оборудование, часть конвейера, оснастка и предметы труда. Это первичное и основное звено производства. Правильная организация рабочего места предполагает четкое определение объема и характера, выполняемых на нем работ, необходимое оснащение, рациональную планировку, систематическое обслуживание, благоприятные и безопасные условия труда.

На каждое рабочее место составляется паспорт, в котором указываются: содержание выполняемой работы, годовое задание в человеко-часах, режим и условия работы, планировка, оснащение и порядок обслуживания рабочего места, и порядок размещения на нем обрабатываемых изделий.

Оснащение рабочего места осуществляется по утвержденной технической документации на выполнение работ. Оно включает организационную и технологическую оснастку.

Технологическое оснащение включает оборудование и оснастку, измерительный, режущий, монтажный и вспомогательный инструмент, а также техническую документацию. Средства технологического оснащения на рабочем месте должны размещаться в определенном, удобном для работы порядке с тем, чтобы исключить потери времени на поиски и перекладывание с места на место.

Требования техники безопасности, при обслуживании и ремонте, состоит главным образом в правильной организации рабочего места, оснащением его необходимыми приспособлениями и инструментами, обеспечивающие безопасную работу.

Пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями, использовать их только по назначению.

Выполнять технику безопасности при работе с приборами для проверки стартера.

Запрещается класть инструменты на оборудование и на ограждения.

По окончании работы необходимо тщательно убрать рабочее место, уложить инструмент, приспособления и детали на соответствующие места.


4. Охрана труда

В России существует государственная система стандартов безопасности труда, устанавливающая общие требования безопасности работ (ГОСТ 12.3.017 - 85), которые проводятся на автотранспортных предприятиях, станциях ТО и специализированных центрах при всех видах технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, который является первым этапом обучения технике безопасности на данном предприятии.

Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, где он должен работать.

1. При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения.

3. Подъемно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудованием допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и инструктаж.

4. Во время работы запрещается оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля.

5. При сборочных работах совпадение отверстий в соединяемых деталях необходимо проверять специальными ломиками, бородками или монтажными крючками.

7. Во время разборки и сборки узлов и агрегатов необходимо применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала следует смочить керосином, а затем отвернуть ключом, запрещается отвертывать гайки зубилом или молотком.

8. Запрещается загромождать проходы между рабочими местами, деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки.

9. Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены предохранительными клапанами.

10. Рабочий инструмент должен находиться в исправном состоянии.

Основными причинами возникновения пожаров на автотранспортных предприятиях являются: неисправность отопительных приборов, электрооборудования и освещения, неправильная их эксплуатация; самовозгорание горючесмазочных и обтирочных материалов при неправильном их хранении; неосторожное обращение с огнем.

Во всех производственных помещениях необходимо выполнять следующие противопожарные требования:

· курить только в специально отведенных для этого местах;

· не пользоваться открытым огнем;

· хранить топливо и керосин в количествах, не превышающих сменную потребность;

· не хранить порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

· проводить тщательную уборку в конце каждой смены;

· разлитое масло и топливо убирать с помощью песка;

· собирать использованные обтирочные материалы, складывать их в металлические ящики с крышками и после окончания смены выносить в специально отведенное для этого места.

Чтобы не создавать условий для возникновения пожара в производственных помещениях и на автомобиле запрещается:

Допускать попадание на двигатель и рабочее место топлива и масла;

Оставлять в кабине, на двигателе и рабочих местах обтирочные материалы;

Допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания;

Держать открытыми горловины топливных баков и сосудов с воспламеняющими жидкостями;

Мыть или протирать бензином кузов, детали и агрегаты, мыть руки и одежду бензином;

Хранить топливо (за исключением находящегося в топливном баке автомобиля) и тару из-под топлива и смазочных материалов;

Пользоваться открытым огнем при устранении неисправностей;

Подогревать двигатель открытым огнем.

На видных местах около телефонных аппаратов должны быть вывешены таблички с указанием телефонов пожарных команд, план эвакуации людей, автомобилей и оборудования на случай пожара и фамилии лиц, ответственных за пожарную безопасность.

Пожарные краны во всех помещениях оборудуют рукавами и стволами, заключенными в специальные шкафы. В помещениях устанавливают пенные огнетушители (один огнетушитель на 50 м2 площади помещения) и ящики с сухим песком (один ящик на 100 м 2 площади помещения). Около ящика с песком на пожарном стенде должны располагаться лопата, лом, багор, топор, пожарное ведро.


Заключение

Автотранспортное предприятие сложное современное производство, на котором трудятся высококвалифицированные рабочие, техники и инженеры.

В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций транспортных средств, повышение их надёжности и производительности, снижение эксплуатационных затрат, повышение всех видов безопасности. Всё это вызывает необходимость повышения уровня подготовки квалифицированных рабочих по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей».

При написании работы были рассмотрены наиболее часто встречающиеся причины неисправностей и способы их устранения стартера. Каждая из этих причин имеет прямое отношение к безотказности автомобиля в работе и безопасности движения. Но может случиться, что какая-либо своевременно не замеченная и, значит, не устраненная неисправность приведет к тяжелым последствиям.

В процессе эксплуатации стартер требует периодической проверки и технического обслуживания.

В целях обеспечения надежности и безотказной работы стартер очищают от грязи и масла, проверяют его крепление на двигателе, состояние и крепление наконечников проводов на выводах стартера и в цепи питания.

Не реже одного раза в год стартер снимают с двигателя, снимают крышку и проверяют состояние коллектора и щеток, продувают сжатым воздухом, при необходимости очищают коллектор и заменяют щетки. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгорания, ее рекомендуется протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если грязь или следы подгорания не удается устранить, то коллектор следует зачистить мелкой шкуркой.

Стартер разбирают через каждые 100 000 км пробега автомобиля и при ремонте в случае необходимости.

Выводы по улучшению ТО и ремонта по данной теме.

Для упрощения произведения проверки стартера его проверяют на стенде, что значительно увеличивает уверенность в точности проверки и уменьшает затраченное время.

Если есть сомнения в эффективности работы стартера, необходимо проверить его на стенде. Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм.

Температура стартера при проверках должна быть (25±5)° С, а щетки – хорошо притерты к коллектору.

Для упрощения произведения ремонта и других операций используются пневмо- и электро- инструменты вместо обычных.

В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций стартеров, повышение их надежности и производительности. Осуществляется более частое обновление выпускаемых моделей, придание им более высоких потребительских качеств, отвечающих современным требованиям. Все это вызывает необходимость повышения профессионального уровня автомеханика. Он должен иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития как автомобилестроения в целом, так и отдельных моделей автомобилей, уметь оценивать техническое состояние, чтобы затем надежно проводить обслуживание и ремонт автомобилей. От того, как надежно обслуживается автомобиль, зависит жизнь и безопасность не только владельца автомобиля, но и окружающих. Профессия автомеханика интересна, ответственна, и востребована.

Во время написании письменной экзаменационной работы были систематизированы научные и практические знания в области эксплуатации и ремонта стартера. В данной работе были рассмотрены решения по тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатации и ремонта стартера, изменению конструкции ненадежных узлов и элементов, применению альтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности.

В ходе написания письменной экзаменационной работы рассмотрены основы обеспечения работоспособности стартера; изучено устройство стартера; ознакомились с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для стартера, с основными нормативами безопасности; с организацией диагностических и регулировочных работ, были рассмотрены методы и способы восстановления работоспособности стартера. В итоге создана возможно быстрая адаптацию на работе по специальности.

Также были разработаны мероприятия по повышению качества услуг, выработаны предложения по повышению качества услуг, приобретены практические навыки планирования, организации производства и труда, были закреплены, углублены знания, полученные в процессе обучения.


Список использованных источников

1. Боровских Ю.И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / Ю.И. Боровских, Ю.В. Буралев, К.А. Морозов, В.М. Никифоров, А.И. Фешенко. – М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1997. – 528 с.

2. Епифанов Л.И., Епифанова Е. А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - 2-е изд., перераб. и допол. – Москва, 2009

3. Калисеким В.С., Манзон А. И., Начума Г. Е. Учебник водителя автомобиля категории «С»: учебное пособие / Калисеким В. С., Манзон А. И., Начума Г. Е. – Краснодар: Пресс, 2008

4. Карагодин В.И., Шестопалов СК. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990.

5. Карташов В.П. Техническое проектирование АТП. - Москва: Транспорт, 1997

6. Масин М.А., Звягин А.А. Автомобили ВАЗ: изнашивание и ремонт.

7. Ю.М. Кузнецов. Охрана труда на автотранспортных предприятиях. - М.: Транспорт,1990

8. Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов / Е. С. Кузнецов, В. П. Воронов, А. П. Болдин и др.; под ред. Е. С. Кузнецова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1991. – 413 с.

9. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: учебник / Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олфильев В.Д. – М.: Транспорт, 1989. – 432 с.

10. Румянцев С.И. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для ПТУ / Румянцев С. И., Синельников А. Ф., Штоль Ю. Л., – М.: Машиностроение, 1989. – 272 с.

Нормальная работа автомобильного мотора возможна только в том случае, если все его составляющие элементы, а также основные узлы машины будут находиться в рабочем состоянии. Одним из основных компонентов системы зажигания в отечественных «десятках» является . Подробнее о том, как осуществляется ремонт своими руками и в каких случаях его нужно проводить, вы можете узнать из этого материала.

[ Скрыть ]

Как устроен стартер ВАЗовской «Десятки»?

На отечественные «десятки» ставится стартерный узел с номером 5702.3708, по сути, представляющий собой электромотор постоянного тока. Одними из основных компонентов такого устройства являются тяговое реле, а также планетарный редуктор. Возбуждения мотора осуществляется за счет действия постоянных магнитов, установленных внутри конструкции узла. Сам корпус механизма выполняется из стали, он соединяется с помощью двух шпилек с крышками девайса.

Также конструкция стартерного узла подразумевает наличие якоря и статора. Якорь предназначен для осуществления вращения в металлокерамических вкладышах, в результате чего вращение передается через редуктор на привод устройства. Когда водитель , напряжение с аккумуляторной батареи машины передается на обмотки реле. В результате воздействия магнитного поля якорь сначала втягивается, в результате чего шестеренка редуктора входит в зацепление с маховиком. Соответственно, это приводит к замыканию контактных болтов внутри конструкции.

Затем сам якорь остается в таком же состоянии, фиксирует он так с помощью удерживающей обмотки. При повороте ключа в замке зажигания происходит обесточивание этой обмотки. В конечном итоге это способствует тому, что якорь возвращается в изначальное положение (автор видео — Автоэлектрика ВЧ).

Характерные неисправности механизма

Если устройство перестает работать, причина могут быть следующими:

  1. Разряженный аккумулятор. Прежде чем произвести ремонт 2110, необходимо удостовериться в том, что АКБ полностью заряжена и работоспособна.
  2. Появление окисления на проводах, а также клеммах механизма. В результате этого контакты больше не могут передавать ток, соответственно, эксплуатация стартерного устройства будет невозможной. Также к этой неисправности можно отнести и плохое крепление проводки, в частности, наконечников. В данном случае для того, чтоб избавиться от неисправности, нужно будет прочистить каждый контакт, а также клеммы. Если в ходе диагностики вы заметили, что на механизме имеются расшатанные элементы или зажимы, то их следует максимально закрепить. Кроме того, соединительные компоненты нужно будет обработать вазелином либо солидолом, это позволит в дальнейшем предотвратить окисление контактов.
  3. Выход из строя тягового реле. Из-за неработоспособности этого устройства в узле могут происходить замыкания, соответственно, это приведет к полной остановке механизма. Вышедший из строя элемент нужно будет заменить. Причина может крыться в обрыве электроцепи.
  4. Неработоспособность тяговой обмотки — такая неисправность также может вызвать замыкания в системе.
  5. Выход из строя контактной части выключателя зажигания. Такая неисправность, как правило, не ремонтируется, поэтому при ее появлении контактная группа подлежит замене.
  6. Поломка якоря. Его неисправность может проявляться в том, что данный элемент не может прокручиваться в результате осложнений в ходе оборота. Для более точной диагностики данный компонент следует демонтировать и произвести диагностику эффективности его вращения. Если диагностика подтвердила неисправность якоря, то устройство подлежит замене (автор видео — канал stas di).

Инструкция по ремонту и замене устройства

Замена стартера ВАЗ 2110 и его ремонт выглядит следующим образом:

  1. Отключите аккумулятор, от реле отсоедините штекер провода. Демонтируйте сам провод, который отмечен «плюсом».
  2. Стартерный механизм следует отключить от мотора, для этого выкрутите гайки, которые его фиксируют.
  3. Если вы выполняете замену, то на этом этапе устройство можно демонтировать и поменять на новое. Если вы решили ремонтировать, то двигаемся дальше.
  4. На самом реле следует выкрутить гайку, после чего отключить тяговый элемент от винта. Реле снимается, для этого также следует выкрутить два фиксатора.
  5. Затем производится демонтаж якоря из посадочного места, для этого элемент следует немного приподнять вверх.
  6. Извлеките шпильки, после чего демонтируйте крышку стартерного механизма. Крышка демонтируется сначала с приводом и редукторным элементом, после чего — со щеточным узлом и их фиксатором, который расположен рядом с коллектором.
  7. Далее, с якорного вала демонтируется шестеренка, сам якорь после этого извлекается. Сделав это, вы можете снять шестеренки редуктора. В том случае, если на них видны следы повреждений или дефектов, шестеренки следует поменять.
  8. Из крышки извлекается редукторным компонент. Проверьте качество уплотнителя, если есть необходимость, замените его.
  9. Используя оправку, необходимо демонтировать ограничительное кольцо, оно расположено прямо на стопорном, после чего демонтируется привод и прочие элементы, включая подпорки, рычаги и шайбы. Каждый из элементов, если есть необходимость, нужно заменить.
  10. После демонтажа щеток нужно их проверить. Если видны следы износа, щетки меняются. Меняются все вышедшие из строя компоненты, сборка стартера производится в обратном порядке.

Стартер автомобиля ВАЗ 2107 представляет собой электродвигатель, благодаря которому заводится двигатель. В статье рассматриваться основные неисправности, дается инструкция по разборке стартера ВАЗ и ремонту. Кроме того, прилагаются фото и видео материалы.

[ Скрыть ]

Диагностика неисправностей

Если не крутит стартер, то его нужно либо заменить, либо отремонтировать. Прежде чем начинать ВАЗ 2107, следует выполнить диагностику для выявления неисправностей.

Основные причины неисправностей

Устройство стартера ВАЗ 21074 имеет аналогичное УАЗу и других моделей. Для диагностики лучше иметь схему из инструкции по эксплуатации.

Для диагностики нужно снять стартер. Информацию о том, где находится и как снять устройство, можно найти в мануале. Демонтированный агрегат нужно очистить снаружи от загрязнений. Для проверки втягивающего реле его вывод «50» необходимо соединить с плюсом аккумулятора, а корпус агрегата с минусом (автор видео — АВТО РЕЗ).

Следует проверить клеммы, наконечники и соединения проводов. Если они окислились, их нужно зачистить, смазать вазелином и крепко затянуть.

Для проверки обмоток и якоря нужно выполнить последовательность действий:

  1. Сначала демонтируют заднюю крышку и разъединяют щелочной узел.
  2. Отсутствие замыкания проверяется путем соединения одного щупа мультиметра с корпусом, а второго по очереди к выводам обмоток пускателя. Значение сопротивления должны быть больше 10 кОм.
  3. Затем щупы нужно соединить с выводами обмоток. Если значение стремится к бесконечности, это говорит о наличии обрыва.
  4. Чтобы исключить отсутствие замыкания якоря на «массу», необходимо один щуп мультиметра присоединить к корпусу, второй по очереди присоединять к контактным пластинам. Показания сопротивления должны быть более 10 кОМ.

Существует несколько основных причин, почему не работает стартер на ВАЗ 2107:

  1. После включения зажигания агрегат не крутит, только щелкает. Возможно, что разряжен аккумулятор.
  2. Устройство крутит, но для запуска двигателя требуется время. Необходимо выявить неисправности и устранить их.
  3. Если при повороте ключа устройство для запуска крутится, а двигатель ВАЗ 2107 не заводится, нужно поменять бендикс. При замене следует смазать все резьбовые соединения литолом. Кроме того, желательно проверить состояние венцов маховика.

Руководство по демонтажу и монтажу механизма

Если не заводится ВАЗ 2107 по причине поломки стартера, то его меняют на новый агрегат. В зависимости от модели может устанавливаться редукторный стартер на ВАЗ.

Процедура замены состоит из следующих шагов:.

  1. В первую очередь отключается питание автомобиля путем отсоединения минусовой клеммы от аккумулятора.
  2. Далее на автомобиле с инжектором нужно снять защитный щиток от грязи.
  3. Затем следует сначала выкрутить два болта сверху, а затем болт, расположенный снизу. Когда все болты будут выкручены, агрегат сдвигают вперед. Для двигателей с инжектором необходимо снять две растяжки впускного трубопровода.
  4. Для двигателей с карбюратором необходимо снять воздухозаборник, воздушный фильтр и воздуховод.
  5. На следующем этапе необходимо открутить ключом на «13» гайку крепления наконечника провода, который соединяет вывод втягивающего реле с плюсом аккумуляторной батареи.
  6. Перед тем как снимать агрегат, нужно отсоединить провода от вывода «50». Демонтировать устройство следует через верх, просовывая его между картером сцепления и приемной трубой.
  7. Монтаж выполняется в обратном порядке.

При ремонте меняется либо стартер ВАЗ 2107, либо его составляющие, вышедшие из строя. Для замены деталей устройство необходимо разобрать. Разобранный пускатель собирается в обратном порядке. При подключении проводов следует пользоваться схемой подключения.

Процедура диагностики несложная и может быть выполнена любым автолюбителем, что даст возможность сэкономить на автосервисе.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Ремонт запускающего агрегата ВАЗовской классики»

В этом видео от Антона Видосова рассказывается о диагностике и ремонте пускового устройства для классических ВАЗов.



Рассказать друзьям