Растаманство - это культура. Джа Растафарай: что значит, перевод

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Растафарианство - не очень организованная религия, большинство растаманов не требуют участия в каких-либо конфессиях, чтобы таким образом поддерживать друг друга и найти веру и вдохновение в себе, хотя некоторые из них определены в одну из «Обителей Растафари»; три наиболее известных из них - это «Nyahbinghi», «Бобо Ашанти» и «Двенадцать колен Израилевых».

Название Растафари происходит от имени последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I , до коронации известного как Рас Тафари Маконнен (Тэфэри Мэконнын). Растафари считают, что Хайле Селассие I является воплощением Бога, которого растаманы называют Джа .

Основа растафарианства - любовь к ближнему и отказ от образа жизни западного общества, которое растаманы называют «Вавилон ». Они провозглашают Святую Землю (Сион) в качестве первоначальной родины. Растафарианство включает в себя различные афроцентрические социальные и политические задачи, к примеру социально-политические взгляды и учения ямайского публициста и организатора Маркуса Гарви , который также часто рассматривается как пророк. В растафарианстве распространено упорное потребление каннабиса . По убеждению последователей растафарианства, употребление каннабиса благотворно влияет на здоровье человека: повышает общий тонус организма, дает возможность очищения от ненужного понимания мира; «ибо другими путями это не излечить».

К 1997 году насчитывалось около 1 млн растафари во всем мире, сегодня растафарианство распространилось в большинстве стран мира в основном за счет регги , наиболее ярким примером является ямайский певец Боб Марли (1945-1981) и его дети.

Верования

Растафарианские конфессии достаточно разрозненны, их учения часто друг другу не соответствуют. Одной из известных сторон растафарианства является христианская ветвь (влияние Эфиопской православной церкви) и пророчества ямайского лидера движения «Назад в Африку » Маркуса Гарви . В одной из речей в Единой негритянской ассоциации по улучшению (United Negro Improvement Association) Маркус Гарви сказал, что нужно ожидать знамения пришествия: коронации «чёрного» царя в Африке. Многие решили, что предсказание свершилось, когда в 1930 году Рас (принц) Тафари, взявший имя Хайле Селассие I , был коронован императором Эфиопии . Последователи растафари на Ямайке верят, что Селассие является потомком библейского царя Соломона и царицы Савской (легенда о происхождении «Соломоновой династии » содержится в книге «Кебра Нагаст » ), и почитают его как Бога (Бога-Отца) - царя царей и мессию .

Согласно христианскому толкованию растафарианской интерпретации Библии , чернокожие, подобно израильтянам, были отданы Иеговой (Джа) в рабство белым (европейцам и их потомкам, колонизировавшим Африку) в наказание за грехи и должны жить под гнётом Вавилона , современной социально-политической системы, основанной на западных либеральных ценностях, в ожидании пришествия Джа , который освободит их и уведёт в «рай на земле» - Эфиопию .

Отличительным свойством религии Раста является то, что они не занимаются обращением в свою веру, так как человек должен открыть в себе Джа самостоятельно. В ожидании Исхода растаман (последователь растафари) должен культивировать «африканскую» самобытность, стремясь отличаться от «слуг Вавилона» как внешне, так и внутренне. Их этическая система основывается на принципах братской любви, доброжелательности ко всем людям и неприятии западного образа жизни.

Основа доктрины - Holy Piby.

Регги

Идеи растафари распространились в 1970-х годах благодаря музыкальному стилю регги , возникшему на Ямайке и особенно популярному в США , Великобритании и Африке . Хорошим примером этого может стать песня Реки вавилонские , ставшая хитом в исполнении Бони М . В оригинале эта песня была типичным растафарианским регги с текстом из Псалтири .

Раста

На основании растафарианства возникла раста - молодёжная субкультура, появившаяся в конце 1960-х - 1970-х гг. среди цветного населения Вест-Индии (в первую очередь о. Ямайка) и Великобритании. Благодаря регги движение растафари распространилось по всему миру, частично утратив свою религиозную и расовую основу.

Напишите отзыв о статье "Растафарианство"

Примечания

Литература

  • Социология молодёжи. Энциклопедический словарь / Отв. Ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. - М.: Academia, 2008. - 608с.
  • Сульженко М. В. // Научно-теоретический журнал «Религиоведение ». - 2010. - № 3 . - С. 56-61 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Растафарианство

– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.
Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете.
– Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову.
– Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети.
– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову.
Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети.
«Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него.
В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.
От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени.
Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны.
Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх.
Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло.
В депо, в котором было сто двадцать повозок сначала, теперь оставалось не больше шестидесяти; остальные были отбиты или брошены. Из обоза Жюно тоже было оставлено и отбито несколько повозок. Три повозки были разграблены набежавшими отсталыми солдатами из корпуса Даву. Из разговоров немцев Пьер слышал, что к этому обозу ставили караул больше, чем к пленным, и что один из их товарищей, солдат немец, был расстрелян по приказанию самого маршала за то, что у солдата нашли серебряную ложку, принадлежавшую маршалу.
Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из трехсот тридцати человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста. Пленные еще более, чем седла кавалерийского депо и чем обоз Жюно, тяготили конвоирующих солдат. Седла и ложки Жюно, они понимали, что могли для чего нибудь пригодиться, но для чего было голодным и холодным солдатам конвоя стоять на карауле и стеречь таких же холодных и голодных русских, которые мерли и отставали дорогой, которых было велено пристреливать, – это было не только непонятно, но и противно. И конвойные, как бы боясь в том горестном положении, в котором они сами находились, не отдаться бывшему в них чувству жалости к пленным и тем ухудшить свое положение, особенно мрачно и строго обращались с ними.
В Дорогобуже, в то время как, заперев пленных в конюшню, конвойные солдаты ушли грабить свои же магазины, несколько человек пленных солдат подкопались под стену и убежали, но были захвачены французами и расстреляны.
Прежний, введенный при выходе из Москвы, порядок, чтобы пленные офицеры шли отдельно от солдат, уже давно был уничтожен; все те, которые могли идти, шли вместе, и Пьер с третьего перехода уже соединился опять с Каратаевым и лиловой кривоногой собакой, которая избрала себе хозяином Каратаева.
С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. Пьер не знал отчего, но, с тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему. И подходя к нему и слушая те тихие стоны, с которыми Каратаев обыкновенно на привалах ложился, и чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем.
В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги.

Что приходит в голову при слове «растаманство»? Конечно же, рэгги. Неторопливые раскачивающие ритмы, словно повторяющие такт движений волны на побережье, экзотический голос выходца из заокеанской страны, рассказывающий диковинные истории о свободных и счастливых людях – всё это музыка, волнующая сердце каждого растамана. Однако растафарианство – это не только дреды и марихуана. Это, прежде всего, религия с давней историей.

А началась история растафарианства как религии более десяти веков назад, когда Эфиопия приняла христианство. В далёкой африканской стране возникла своя трактовка христианства, которую восприняли многие чернокожие на о. Ямайка. Казалось бы, при чём тут ямайцы к Эфиопии? Во времена процветания работорговли о. Ямайка был перевалочным пунктом, куда свозили чернокожих рабов, в основном, из Эфиопии, на Американский континент. После своеобразного отбора рабов развозили дальше по материку. Некоторые умудрялись сбежать от своих работорговцев и обосноваться на ямайских просторах, некоторых самых упрямых и непокорных работорговцы выгоняли сами. Работорговля осталась в прошлом, но чернокожее население Ямайки не теряло своей духовной связи с прародиной. В 1920-1930-е годы стала популярной идея возвращения на африканский континент как на землю обетованную. Ямайцы-христиане отождествляли себя с библейскими иудеями, которые стремились на родину, к святой земле. Эфиопия же была своеобразным негритянским Сионом. В конце 1920-х годов христианский проповедник и лидер национального движения «Назад в Африку» Маркус Гарви предрёк Эфиопии скорую смену власти и приход чёрного царя – потомка царя Соломона, живого воплощения Бога на земле. И в 1930 году предсказание сбылось: в Эфиопии был коронован принц (по-эфиопски - рас) Тафари Макконен, который после коронации обрёл имя Хайле Селассие I. Чернокожие ямайцы сразу признали в нём потомка Соломона, и до сих пор поклоняются ему, как мессии. Растафариане начала прошлого века весьма своеобразно интерпретировали христианскую библию. По их убеждениям, бог Джа (по-эфиопски - Яхве) отдал чернокожих в рабство белым, и теперь в наказание чернокожие должны покоряться Вавилону – европоцентристскому обществу с либеральными ценностями. Многие утверждают, что белые извратили библию, и на самом деле иудейский народ, который там описан – это и есть чернокожие. Вавилон же по легенде должен быть разрушен во время пришествия Джа на Землю, и все чёрные обретут свободу. Все без исключения растафариане проповедовали братство всех людей и свободу от обязанностей, поскольку обязанности навязаны Вавилоном.

Со второй половины ХХ века идеи растафарианства о братской любви и равенстве, о Вавилоне и т.д. стали обретать популярность в Северной Америке. В значительной степени массовому распространению растафарианства способствовало появления музыкального стиля регги (реггей). Сделав ритмы ска, от которого регги и берет своё начало, более мягкими и неторопливыми, исполнители запели о христианских ценностях, о возврате к истокам и Вавилоне. Знатоки выделяют пять направлений в регги : ранний регги (вторая половина 1960-х), скинхед-регги (Англия, вторая половина 1960-х; настоятельно рекомендую не пугаться слова «скинхед », а прочитать соответствующую статью на нашем сайте;)), рутс-регги (снова-таки вторая половина 1960-х), даб (с 1970-х) и дансхолл (с 1980-х). Тот регги, который мы привыкли слышать – это рутс-регги. Его представителем является и Боб Марли, который сделал музыку ямайских чернокожих известной на весь мир.

Узнать растамана в толпе сможет каждый первоклассник: дреды (символизируют львиную гриву), жёлто-красно-зеленые цвета в одежде и аксессуарах (цвета эфиопского флага), изображения листа марихуаны – собирательный образ растамана, знакомый каждому. Курение марихуаны было настоящим религиозным действием и использовалось растафарианцами для постижения мудрости. Обилие украшений из натуральных материалов, объёмные вязанные вещи – всё это символизирует стремление к простой жизни без забот и хлопот.
Растафарианство как субкультура пришло в начале 1990-х, но те, кто причислял (и причисляет) себя к растаманам, скорее всего, понятия не имел о религиозной стороне растафарианства, о борьбе чёрных с Вавилоном и т.д. Единственное, что видела отечественная молодёжь – это цветные одежды, дреды и курение травы. Однако музыка регги всё же нашла отклик в юных сердцах, и СНГэшные исполнители всерьёз начали осваивать неведомый ранее стиль. Первыми такими освоителями стали «Аквариум», «Воскресенье», «Кабинет», исполнившие некоторые песни в стиле регги. Сейчас на наших с вами просторах обитает великое множество регги-команд: Jah Division, Alai Oli, 5’nizza и впоследствии Sunsay, Карибасы, Dub TV и прочие. Они, так же как и регги-исполнители полвека назад, поют о солнце и море, Вавилоне и Джа, марихуане и танцах на песке.

19 Сегодня многих молодых людей интересуют вопрос, что значит Растафарай , и чтобы на него ответить была написана эта небольшая статья. Прочтите ещё несколько интересных статей на тему жаргона наркоманов, например, что значит Флакка , как понять слово Фагать , кто такой Шпак ?
На самом деле Растафарай, или как его ещё называют Растафарианство сегодня стало не столько молодёжной субкультурой , сколько новой религией. Обычно люди, при слове растафарай представляют себе подростка с дредами , в яркой (зелёной, жёлтой, красной ) шапочке.
К сожалению сейчас, большинству молодых людей плевать, что значит Джа Растафарай , а ведь это течение приняло в себя множество различных религий, культов и учений. Их по большей части интересуют внешние атрибуты, и образ жизни, который основывается на гедонизме.
Теперь поговорим немного, откуда растут "корни ", этой одной из самых странных религий. Что значит Джа? Для начала нужно уяснить, что слово "Джа " можно перевести , как Иегова. Согласно этому учению Джа посещал нашу грешную землю два раза, первый раз он воплотился в человеке, которого мы знаем, под именем Иисуса Христа, а второй раз в императора Хайле Селассие I (последний 225 император Эфиопии ), который до коронации имел имя Тафари Макконен. Прежде чем продолжить, я хочу порекомендовать вам ещё несколько толковых статей на тему наркоманов, что значит Плюшки , что такое Гречка , как понять слово Джанки ? Добавьте наш сайт сайт к себе в закладки, чтобы всегда иметь доступ к нужной и важной инфе.

Растафарай - это не столько молодёжная субкультура , сколько религиозное течение, в котором люди поклоняются бывшему императору Эфиопии Хайле Селассие I, и считают его воплощение божественной сущности на земле.


Что значит Вавилон у растаманов?

Само название Растафарай появилось от слова "Рас ", что значит "принц ", которым и был собственно Хайле Селассие (Тафари Макконен) до коронации. Самым первым растафари принято считать Леонардо Хоуэлла , его считают прародителем этой секты , поскольку он своими силами создал коммуну в которую входили по разным подсчётам около 5 000 человек. Все эти люди жили на Ямайке в 30-х годах прошлого века. В то время эта территория принадлежала Англии, и хотя рабство было официально отменено, но это было лишь на бумаге, в реальности чернокожие люди были всё теми же невольниками, как и много веков назад.
К началу XXI века в учение растаманов верили более миллиона человек по всей Земле. В наше время религия наркоманов постоянно пополняется новыми адептами, поскольку её популярность среди подростков очень высока.

Обычно под "знамёна " растафарианства люди попадают полюбив всем сердцем раста-музыку , одним из идолов считается популярный музыкант Боб Марли.
Правда стоит отметить, что не все подростки вообще понимают о чём идёт речь, когда у них спрашивают, что значит Растафарай ? Например, молодые люди в России в большинстве своём не имеют ни малейшего представления что значит Джа, и какой смысл заложен в этом слове.
Для кто в бронепоезде, хочу ещё раз кратко пояснить, растафарианство это не мода и не мейнстрим - это самая настоящая религия .

Поскольку отличительной чертой любого растамана является употребление в неимоверных количествах канабиса , то у многих возникает закономерный вопрос, не опасно ли это? - "Б*ять , ну конечно это не только опасно, но ещё и очень вредно для вашего юного организма" .
Конечно вам будут рассказывать, что этот наркотик поможет вам познать тайны бытия, увидеть настоящую мудрость нашего мира. Однако по факту вы незаметно для себя станете обычным торчком . В то же время поклонники растафарианства утверждают, что только эта трава способна помочь достижению гармонии, как с собой, так и с окружающим миром.

Растаманы проповедуют любовь к ближнему, вегетарианство, а также нежелание насильственным путём принимать в свои ряды новых послушников. Кроме того последователи растафарианства не стремятся рассказывать о Джа Раста Фарай другим людям, если те не придерживаются подобных взглядов. Считается, что любой человек сможет достичь Джа, только почувствовать его зов в своём сердце.

Многие интересуются, как стать Джа растафарай ? Для достижения этой цели необходимо проделать несколько вещей, это ощутить в себе волю Джа, и избавиться от негатива, который скопился внутри каждого из нас. Если вы примите в себя растафарай, это значит, что вас уже можно считать посвящённым.

Прочтя эту познавательную статью, вы наконец выяснили, что значит Растафарай , и кто такие растаманы, и теперь не попадёте впросак , если вдруг снова обнаружите данное словечко в повседневной речи или интернете.

РАСТАФАРИАНСТВО (растафаризм) – религиозное движение, оформившееся как афрохристианская синкретическая секта; субкультура, включающая в себя систему взглядов, тип поведения и музыкальное направление. Это движение приобрело популярность благодаря музыке «рэгги (reggae)».

Растафарианство сформировалось на о.Ямайка. К 1494, когда Колумб открыл Ямайку, там проживали индейцы араваки, которые позже были частью уничтожены, частью – превращены в рабов. В 1655 англичане вытеснили испанцев с Ямайки, и многие рабы смогли бежать вглубь острова. Эти беглые рабы маруны создали собственную культуру и не подчинялись властям до начала 18 в.

С 1670-х на Ямайку начали ввозить африканских невольников. Остров превратился в перевалочный пункт работорговли: отсюда рабов перепродавали в Северную и Южную Америку. Именно на Ямайке работорговцы избавлялись от самых строптивых и непокорных, вероятно поэтому здесь сильны традиции свободолюбия и независимости. После отмены рабства в 1833 на острове появились христианские миссионеры-протестанты, проповедовавшие Библию.

Маркус Мосайя Гарви (Marcus Garvey) (1887–1940), родившийся на Ямайке, с детства наблюдал проявления расизма. Интерес к истории черной расы, изучение положения негров в других странах привели к созданию им на Ямайке в 1914 Всемирной ассоциации негритянского развития (Universal Negro Improvement Association – UNIA), а также Лиги африканских общин. Цели этих организаций – «установить всемирное братство среди [людей черной] расы, распространить расовую гордость и любовь, восстановить величие падшей расы, распространить христианство среди исконных африканских племен, основать университеты, колледжи и школы для дальнейшего развития образования и культурного уровня детей расы, поддерживать всемирные коммерческие и производственные отношения».

Своих последователей, вначале не очень многочисленных, Маркус Гарви убеждал в том, что первейшая потребность чернокожих – образование собственной нации, и призывал к возвращению в Африку потомков черных рабов.

Для Гарви все хорошее было черным, а недостойное – белым. Отчуждение от белой культуры еще более усилилось, когда Гарви основал «Африканскую ортодоксальную церковь». Он утверждал, что Бог, Дева Мария и ангелы были неграми, а дьявол – белым.

Когда эфиопский принц (Рас) Тафари Маконнен (1892–1975), при крещении получивший имя Хайле Селассие (Сила Святой Троицы), в 1930 был коронован и стал императором Хайле Селласие I (Haile Selassie I), на Ямайке это событие сочли сбывшимся предсказанием Маркуса Гарви. Одна из идей растафарианства состоит в том, что Хайле Селласие I – Лев Иудейский, Царь Царей, потомок Соломона и т.д. – очередное воплощение Бога, избавитель избранной расы (черных иудеев). Упомянутый в Библии изгнанный народ иудеи – предки растафарианцев. Рай для чернокожих – не на небе, а на земле африканской библейской страны Эфиопии.

Эфиопия, отстоявшая свою независимость, предложила землю для переселенцев с Ямайки. 1 апреля 1966 Хайле Селласие I прибыл на остров, и встреча растафарианцев с эфиопским монархом утвердила их на ямайской общественной сцене.

С 1930 по 1960 растафарианство было местным ямайским движением. После 1960 последователи растафарианства появились в США среди афроамериканцев, в странах Карибского бассейна и в др. странах; к концу 20 в. по разным оценкам их численность составляла от 6 до 60 тысяч чел.

В растафарианстве имеются различные секты: 12 колен Израиля (Twelve Tribes of Israel), Бобо Дредс, орден Ньябинги и др. Самая популярная – 12 колен Израиля. Члены этой секты считают, что Хайле Селласие I – Иисус Христос, вернувшийся во всем своем царском величии, это и есть второе пришествие. Орден Ньябинги – крыло расты, отличавшееся бунтарскими настроениями, особенно в 1960–1970-х годах; также «ньябинги» – это регулярные собрания растаманов, где они общаются, обсуждают вопросы веры, отдыхают; кроме того, так называются церемониальные барабаны растаманов, звуки которых составляют ритмическую канву музыки рэгги. Основатель Ордена Ньябинги «Принц» Эдвард Эммануэль заявлял, что вместе с Хайле Селассие I и Маркусом Гарви они составляет Святую Троицу . Он с большой группой последователей создал свою церковь со всеми полагающимися атрибутами – догматами , литургией , иерархией и подобием монашества. Жрецы церкви носят одежды православных священников.

Растаманы должны соблюдать ряд запретов, в частности, не есть свинину, рыбу без чешуи, не пить вино, не употреблять соль, уксус, не играть в азартные игры, не искажать своего облика (стрижка, бритье, татуировки неприемлемы для истинного растамана) и т.д. В числе основных заповедей – любовь и уважение к человеческому братству (хотя особо – к «сынам Хама»); отвержение ненависти, ревности, зависти, обмана, предательства; обязанность протянуть руку милосердия тому, кто в беде (в первую очередь – растафарианцу, во вторую – любому другому человеку, животному или растению): «Мы здесь для того, чтобы сделать мир лучше – музыкой и песнями, любовью и единением мы будем творить все добро, какое только сможем».

Рас Сэм Браун так сформулировал основные заповеди растафарианства: «Мы предназначены освободить не только рассеянных по свету эфиопов (африканцев), но всех вообще людей, животных, травы и все другие формы жизни». По представлениям растаманов, человек – сам себе храм. Часто для погружения в себя и для постижения бога растаманы прибегают к «священной траве» гандже (индийская конопля), обладающей наркотическими свойствами.

Мировоззрение растафарианства представляет собой сплав африканских легенд, эфиопских сказаний и Библии (признается Ветхий Завет). Согласно Библии, Яхве – бог-отец, растаманы называют его Джа. Природа, воплощенная в Джа – это космическая творящая сила, выраженная в слове. Богатая символика и игра в переосмысление звучания слов дает простор интуитивному чувству и переживанию. Естественность и интуитивность выражаются понятиями «корни» и «вибрация». «Вибрация» – непосредственное постижение сущности бытия, доступное лишь растаману.

Эти верования нашли отражение в рэгги. Рэгги – культовая музыка, посвященная Джа (Богу). Тексты песен имеют религиозное содержание, (например, творчество группы «The Abyssinians» отличается выраженными монастырскими и проповедническими мотивами).

Олицетворением движения растафарианства и явлением ямайской культуры и музыки рэгги стало творчество певца Боб Марли (1945–1981). Бóльшую часть своей жизни был членом секты Двенадцати Колен. «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем и откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков». Вавилон – символ окружающего индустриального мира, враждебный естественности растаманов. По словам Боба Марли, музыка рэгги – «…это вибрации светлых людей всего мира».

Сегодня в современной России есть сторонники моды растафарианства. Они носят прическу дредды (Dreadlocks) – устрашающие локоны воина-льва, «львиную гриву», например, певец Кирилл Толмацкий (Децл), одежду в гамме эфиопского флага (красный, желтый, зеленый). Можно назвать музыкальные группы, играющие в стиле рэгги: «Реггистан», «Раста-оркестр», «Джа Дивижн» и др. Популярность раста-культуры основана на эклектичности, организационной аморфности, толерантности, веротерпимости, отсутствии устоявшейся догматики и возможности выборочно усваивать те или иные идеи: внешний вид или жизненный стиль, взгляды на историю или отношение к политической жизни «Вавилона» – окружающего мира. Также большой интерес вызывает самобытная культура народа, населяющего Ямайку, впитавшая в себя африканские сказания и индуистские обычаи, представления вуду и индейские верования. Большое влияние на растафарианцев оказал индуизм – религия восточно-индийских рабочих, завезенных на Ямайку после отмены рабства. Среди растаманов популярна идея реинкарнации.

Елена Казарина

Раста… Раста – это классно,
Раста – это все ясно,
Раста – это все Я.
Раста, Рас Тафара Силась-Я.
Будет все прекрасно,
Раста – это все Я.

(с) Ковчег

Это рассказ о культуре и религии. О музыке и образе жизни тысяч людей во всем мире. Рассказ для тех, кто не знает разницы между растаманом и дредом, растафарианством и регги... Для тех, кто носит дреды и курит траву и на этом основании называет себя растаманом. Для тех, кто поет и танцует, кто любит жизнь, Джа и Африку. Для тех, кто боится за своих детей, которые носят красно-желто-зеленые шарфы и слушают Боба Марли. Для всех.

Кто такой растаман? – Растаманами называют последователей растафарианства. Что такое растафарианство? – Одна из малоизученных и потому противоречивых религий. Корни ее уходят в XIV в. до нашей эры, когда Моисей взял в жены эфиопку (Числа, 12). С тех пор развивалось представление о своеобразном «духовном центре мира» в долине Нила, в «колыбели человечества» – огромном регионе, включающем Египет на севере и Эфиопию на юге.

Впрочем, чтобы понять, что представляет собой сегодняшний растаман, достаточно начать рассказ с тридцатых годов прошлого века, когда возникло слово «растафарианство».

Маркус Гарви

Начиналось все тривиально. В 1887 на Ямайке родился Маркус Гарви, который, став впоследствии политическим деятелем, основал 1 августа 1914 года Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. Целью Ассоциации он объявил построение в Африке государства с негритянским самоуправлением.

Но Гарви был слишком радикальным расистом, да и в бизнесе прославился нечистоплотностью, так что со временем обрел множество врагов в негритянском движении. И тем не менее, именно он в своих книгах и пламенных речах предсказал приход мессии, который появится в Африке и поможет всем темнокожим на Ямайке и близлежащих островах Карибского бассейна.

Рас Тафари Маконнен, император Хайле Селассие I

2 ноября 1930 года был коронован и провозглашен императором Эфиопии Хайле Селассие I. Эфиопия – единственная страна Африканского континента, которая не была колонизирована, и он стал 225-м ее монархом. Селассие был представителем Святой Соломоновой династии, ведущей начало от легендарного Соломона и царицы Савской. До коронации Хайле Селассие звали Рас Тафари Маконнен. Рас, происходящее от имени бога Ра, означает эфиопский принц. А Тафари Маконнен – имя и фамилия этого отпрыска эфиопских королей.

Когда это произошло, последователи Маркуса Гарви решили, что сбылось пророчество, и признали в Тафари своего спасителя. Они объявили Селассие «Черным Царем» и своим богом. А себя назвали «растафари», или коротко – «раста».

Тафари успешно правил 44 года. Он отменил в Эфиопии рабство, написал первую эфиопскую Конституцию и в качестве полководца участвовал в нескольких сражениях с итальянскими фашистами.

Джа Растафара

Итак, ямайские растаманы считали Тафари воплощением Бога в человеке и называли не иначе как Джа Хайле Селассие.

Врезка : Джа (Jahveh, т.е. Яхве) одно из имен Бога. В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I», сказано: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа, и радуйтесь пред лицом Его» (Псалтырь, глава 67, стих 5).

Правда, сам он не только не считал себя богом, но и растафарианцем не был. «Я сомневаюсь, что человек может быть инкарнацией Бога», – скромно признавался император Эфиопии. Однако когда растаманы обратились к нему, он откликнулся и 21 апреля 1966 года прибыл на Ямайку. В аэропорту Кингстона его ожидали около двухсот тысяч почитателей! В течение часа император не решался выйти из самолета. Своего чернокожего мессию воодушевленные растаманы увидели только после того, как известный лидер раста Мортимер Планнер обратился к толпе, а затем заверил гостя в его полной безопасности.

Мечта растамана

Чего же хотели растаманы Ямайки? Завезенные на остров и порабощенные европейцами, они мечтали вернуться в Африку. То общество, которое создали европейцы и в котором пришлось жить выходцам с Африканского континента, растаманы называют Вавилон. Это практически весь цивилизованный мир – мрачный город, где все говорят на разных языках и стремятся к наживе. Согласно библейской легенде, Вавилон в один прекрасный день должен обязательно развалиться – распасться под тяжестью своих грехов. Кстати, именно об этом «Вавилоне» и поется в одноименной песне популярной некогда ямайской группы «Boney M».

В отличие от «вавилонян», у растаманов идеальные отношения с природой. Как и их предки-крестьяне, растаманы продолжают верить в единство всего живого на Земле и в то, что природа состоит из разнообразных, неразрывно связанных друг с другом элементов и сил. Одни элементы природы в их представлении превращаются в другие, и в этом заключается смысл реинкарнации. Растафарианцев не интересуют «блага» цивилизованного мира, с его бездушием и алчностью. Они тяготеют к своим корням и стремятся к свободе.

В отличие от всех других религий, где главная задача верующего – найти глубинный сакральный смысл бытия, религия раста провозглашает: смысл жизни в радости. Нужно только жить в гармонии с природой, чувствовать Джа в себе, петь и танцевать ему хвалу! Однако петь и танцевать мешает вездесущий Вавилон. Где же растафарианцы смогут стать, наконец, свободными? Конечно, на своей далекой исторической родине – в Африке!

Политика и религия растафари

После провозглашения независимости Ямайки в 1962 году растафарианство вышло из подполья. Это произошло, несмотря на продолжающиеся конфликты растаманов с полицией из-за наркотиков и попыток поднять восстание. Растаманы стремились к диалогу с властями, тем более что влияние секты росло. По разным оценкам, в 60-е годы на острове было от 70 до 100 тысяч растаманов. Они получили доступ на радио, возможность издавать свои газеты и брошюры, их статьи публиковал университетский журнал.

Из религии растафарианство плавно перетекло в политическое движение. Этому немало способствовал уличный философ и поэт Рас Сэм Браун. Путая библейскую и «ученую» лексику с площадной, он проповедует свое мировоззрение: «Каждая из человеческих рас имеет собственное вероисповедание. В отличие от других религий, культура растафари не перешла от отца к сыну, как у христиан. Мы сами, изучив тома исторических книг, узнали, что в нынешнем, XX веке возвысится царь из рода Иеосеева (Иеосей – отец Давида; его внук Соломон и царица Савская считаются, как уже сказано, родоначальниками эфиопской Соломоновой династии), который станет Богом Всемогущим для своего народа и освободителем всех угнетенных Земли. Мы, растафариане, – подлинные пророки этого века, вновь воплотившиеся Моисеи, Иисусы, Исайи, Иеремии, предназначенные освободить не только рассеянных по свету эфиопов (чернокожих), но всех вообще людей, животных, травы и все формы жизни».

Со своими товарищами Рас Браун составил «Полную растафарианскую Библию», и в 1982 году в Лондоне она была издана. Начинается эта Библия с «Книги Бытия», где приводятся основные заповеди, сформулированные Брауном.

В частности, растаману запрещено:

Осквернять облик Человека надрезами, бритьем, татуировкой, уродованием тела;

Принимать наслаждения, предоставляемые нынешним обществом, и его пороки;

Соблазняться подачками, титулами и богатствами, которыми в страхе прельщают враги.

Необходимо:

Соблюдать вегетарианство;

Любить и уважать человеческое братство;

Отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство и т.д. Растаман обязан протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую – любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.

Боб Марли

Желание черных рабов вернуться на этническую родину, а также другие растаманские ценности воспеваются в песнях Боба Марли, лидера группы «The Wailers». Под впечатлением речи Хайле Селассие I в Лиге Наций в 1963-м (Селассие был прекрасным оратором) Марли написал свою знаменитую песню «Война» («War»), которая сделала его кумиром растаманов. Строчки: «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем, и знаем, откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков», – стали девизом растаманов всего мира.

После смерти Боба 11 мая 1981 года растаманы провозгласили его святым и стали называть Бобом Джа Марли.

Кроме Хайле Селассие, Раса Брауна и Боба Марли среди растаманов были и другие яркие личности.

Самоощущение растамана

Все более широкое распространение растафарианства и разделение его на религиозное и политическое течения породили противоречия во взглядах растаманов всего мира. Но есть основные критерии, общие для всех.

Растаман – это человек, который идет по пути Джа и придерживается определенных жизненных правил. Растаман всегда говорит правду, в растамане сильно развиты понятия ответственности, честности и обязательности. Двигаясь вперед, растаман отстаивает свои позиции всеми методами, кроме убийства и грабежа. Растаман курит марихуану, называя ее ганджа (ганjah), или сенсимилья. Растаман не пьет алкоголя, не ест мяса, не курит табак. Растаман не обращается к врачам, не принимает медикаментов, растаман уверен, что Джа вылечит его от любой болезни. Или пошлет ему новое воплощение.

Творчество растафари

Растаманские правила позволяют жить в гармонии с природой, ощущать себя свободным и раскрепощенным, надеяться на единение с центром мира.

Кроме естественного образа жизни, есть и другое важное средство раскрепощения сознания растамана. Это самодеятельное искусство.

Каждый растаман склонен писать стихи, рисовать, ваять, заниматься народными промыслами, но главное – петь и танцевать. Молодежь стремится вернуть свою утраченную в Вавилоне самобытность и поэтому создает собственную культуру, развивая художественное творчество. Самый же популярный вид творчества растаманов, как известно, – музыка.

Регги

Религиозные песнопения растаманов положили начало музыкальному стилю регги. Это культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка регги – это вибрации всех светлых людей мира», – утверждал Боб Марли.

Врезка : Регги (англ. reggae, варианты написания – «реггей», «рэгги») – стиль, выросший из соединения африканской музыкальной традиции с североамериканскими стилями соул и ритм-энд-блюз.

В общине «Мистическое откровение Растафари» в 1949 г. образовалась одноименная группа во главе с патриархом раста Каунтом Осеи. И была записана первая пластинка с гимнами растафари. Это были уже почти регги, но еще без электроинструментов.

Параллельно на Ямайке развивались стили каллипсо и менто. В середине 50-х из их смешения и под сильным воздействием американской поп-музыки возник стиль «ска». А затем и более жесткий рокстеди и стиль «сока» – смесь легкомысленного каллипсо и диско. Во всех этих стилях сохранился принцип «вопрос-ответ» в вокале и синкопирование.

С обращением к языку и идеям растафари усилился элемент культовой музыки, а роль большого барабана взяла на себя бас-гитара. Так сложилось неповторимое завораживающее звучание регги – тягучее и ритмичное одновременно. Это – «позитивная вибрация»: на 4/4 с ударными первой и третьей долями, в отличие от рока, где ударение обычно на второй и четвертой долях. При этом ударные – одновременно басовый барабан и тарелки – особенно подчеркивают третью долю такта (знаменитый прием «One Drop»).

Тексты песен регги почти без исключения сводились к изложению идей и пророчеств движения растафари. Саунд-системы стремительно распространяли новые регги по всей Ямайке. У растафари было принято слушать песни вдумчиво, с вниманием и почтением к их содержанию. Но поскольку молодежь хотела и потанцевать, студии звукозаписи выпускали пластинки, где на одной стороне были песни с текстами, а на другой – они же, но без вокала. Но вскоре все привыкли танцевать и под «религиозно-политические» песни.

Всеобщее увлечение регги в 70-80-е годы привело к тому, что о верованиях и обычаях растафари – одной из самых необычных мировых субкультур – узнали во всем мире. Пластинки регги – скорее проповеди растафари, чем просто альбомы с записью популярной музыки. Такова сила искусства. Музыка Боба Марли сделала для популяризации насущных задач африканского освободительного движения больше, чем несколько десятилетий кропотливого труда международных организаций революционеров.

Язык растаманов

Вместе с текстами регги распространился и созданный растаманами язык – «I-Words», или «Dread Talk». Растаманы наделяли свой язык мистическим смыслом. Например, «I» («Я») по написанию совпадает о римской цифрой I, входившей в имя живого бога, а по звучанию – с английским словом «глаз». Поэтому это слово почиталось как символ божества, присутствующего в каждом человеке, и внутреннего зрения, дарованного Богом. Вместо «мы» следовало говорить «Я и Я» (I&I) – так называлась и вся растаманская братия в целом.

«Раста», или «Рас», – понятие позитивное, это идеал, первоисточник, связь с Африкой, с богом Ра, имя которого присутствует в самом названии раста. Раста – это изначальная вибрация африканского духа, борющегося за прогресс, самовыражение и самоутверждение. «I» – это море свободной (но скрытой) энергии, и самопознание «I» идет только через рост, обнаружение и мобилизацию этой энергии.

Музыканты регги очень ответственно относились к своему языку, заявляя, что его популяризация через тексты песен способствует распространению взглядов растафари. Действительно, усвоение языка раста как модного жаргона невольно заставляло смотреть на мир глазами растафари даже тех, кто ему не симпатизировал: «Африка», «Зион», «Вавилон», «ЯиЯ» надолго вошли в лексикон молодежи. Они могли и не иметь для всех того глубокого смысла, что для растаманов, но все же представляли мир в новом свете. Теперь каждый узнал, что черный человек владеет богатым культурным наследием, скрытым под слоем вавилонского мусора.

Внешний облик растаманов

Кроме языка и музыки, многие относят к культуре растафари особый внешний вид его приверженцев. У нас уже сформировалось представление о растамане как о человеке с дредами на голове, в свободной одежде красно-желто-зеленой цветовой гаммы, с изображением ганджи. Но это не обязательно, – внешние атрибуты у раста не считаются первостепенными. Растаману действительно следует культивировать африканский облик и гордиться им. Но главное – то, что недозволено искажение естественного облика человека.

Дреды

Существует миф, что растафари обязаны носить дреды, которые служат напоминанием об африканских корнях и гриве льва. Согласно этому мифу, когда наступит конец света, бог Джа по прическе сможет узнать растамана и, ухватив за дреды, вытащить его на небо. Но это всего лишь миф. Любая прическа, не требующая использования едких химикалий, горячей завивки, красителей и т.п. – вполне приемлема. И понятно, что человек, который ест мясо или прибегает к медицинской помощи, не может считаться растаманом только оттого, что носит дреды.

Врезка : Дредлоки, дредлокс, дреды (от англ. dreadlocks – устрашающие локоны) – традиционная прическа ямайских растафари. Волосы заплетаются во множество прядей, которые долгое время сохраняют свою форму. По мере отрастания волос прическа формируется естественным образом без расчесывания и укорачивания ножницами.

Одежда и украшения

Бытует мнение, что растаман должен полностью отказаться от ношения драгоценностей и использования косметики. Это тоже не так, ведь африканцы всегда носили золото, серебро и другие украшения и именно они первыми стали пользоваться косметикой.

Нетрудно догадаться, что цветовая гамма, символизирующая растафари, представляет собой не что иное как флаг Эфиопии. Хотя некоторые также ассоциируют эти цвета со знаменем гарвитов (последователей Маркуса Гарви), но там место желтого цвета занимает черный. Красный цвет символизирует у растаманов пролитую за свободу кровь, зеленый – рай, жизнь и Африку, как землю обетованную, а желтый – это свет, солнце, а также африканское золото.

Листик марихуаны – тоже излюбленный символ растафари. На альбомах регги музыканты часто изображаются либо в клубах дымка, либо в зарослях конопли, либо с листиком на майке. Но это не просто символ. Для растамана «травка» – предмет религиозного поклонения, со ссылкой на Писание (Быт. 1:12; 3:18; Исход 10:12; Пс. 104:14).

Марихуана в жизни растамана

Боб Марли в интервью журналу «Роллинг Стоун» говорил: «Когда ты куришь траву, это открывает тебе глаза на твою собственную суть. Все твои недостойные поступки становятся очевидны благодаря травке. Это – твоя совесть, и она дает тебе честную картину тебя самого. Это чистый природный продукт, она растет подобно дереву и заставляет тебя предаться созерцательному размышлению...».

При этом растаманы очень заботятся о своем здоровье, предпочитая естественный рацион питания, и отличаются долголетием. Видимо, сказывается запрет на курение табака и спиртное, марихуана же употребляется в ритуальных целях и никогда не совмещается с более сильными наркотиками.

Растафари в России

В Россию растафарианство проникло, как и в другие страны, с музыкой регги. И произошло это сравнительно недавно, около тридцати лет назад. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Правда, они только использовали ритмы регги в своем творчестве.

Серьезные исследователи обходили «культуру раста-регги» своим вниманием. Но она привлекла интерес и симпатию М. Науменко, Б. Гребенщикова и других мастеров советской молодежной субкультуры. Ведь регги – музыка внутренней свободы и неприятия привычного миропорядка. Гребенщиков в одной из песен в стиле регги объявил: «Я беру свое там, где я вижу свое: белый растафари, прозрачный цыган...».

Первые растаманы очень хотели видеть избавителя и мессию в Расе Тафари Маконнене. А советские борцы с системой стали использовать растаманство как свой способ освободиться. Использовали символику с культовым значением, сочиняли регги о своих проблемах, вплетая туда рассказы и о травке, и о Джа. И не обращали внимания на тех, кто говорил, что раста, воспетая Бобом Марли, – это марихуана, а у нас раста процветать не может: не вызревает, климат не тот...

Потом, уже в 1990-х годах, на постсоветском пространстве образовалась особая молодежная субкультура растафари. Ее представители называют себя растаманами – в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Многие слушают Боба Марли и других исполнителей регги. Иные носят одежду цветов эфиопского флага, а некоторые и дреды.

Но эти «русские» растаманы не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства. А многие вообще не имеют понятия о ее существовании. Мало кто из них отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, а тем более – соблюдает растафарианский здоровый образ жизни.

Зато многие занимаются творчеством: сегодня в России масса музыкальных групп, исполняющих регги. Например, «Shamansky Beat», «Dub TV», «Green Point», «Карибасы», «Комитет охраны тепла» и, конечно же, «главные по регги» – «Jah Division».

Мир вашему дому


Позитив, позитив, никаких альтернатив.
А мне хочется просто жить, эту музыку любить.
Мир вашему дому!

Уголок живой природы, планета счастья и свободы,
Смерти нет, солнца свет, много-много долгих лет,

Эй, люди,
Мир вашему дому!

(с) Республика Джа



Рассказать друзьям