Пути воздействия на восприимчивость организма. В

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Третье звено эпидемического процесса - восприимчивый организм . Восприимчивость - свойство организма отве­чать инфекцией на встречу с возбудителями. Восприимчи­вость к инфекции зависит от характера возбудителя и состоя­ния макроорганизма. Это свойство видовое и передается по наследству.

Периоды инфекционного заболевания

Острая инфекция протекает в виде закономерно сменяю­щихся периодов заболевания.

Период инкубации - это период времени от момента заражения (внедрения возбудителя) до появления первых клинических признаков заболевания. Таким образом, это скрытый латентный начальный период инфекции. Ему со­ответствует первый этап взаимодействия микро- и макроорганизма, обязательный для развития любого инфекцион­ного процесса.

Инфекционные заболевания имеют разную продолжитель­ность инкубационного периода от нескольких часов и дней до недель, месяцев и даже лет. Так, инкубационный период при пищевых токсикоинфекциях составляет несколько часов, при вирусном гепатите В - до 6 мес., при медленных инфекциях - может продолжаться несколько лет.

Колебания продолжительности инкубации при конкретной инфекции могут в ряде случаев определяться инфицирующей дозой возбудителя, попавшей в организм человека. Например, при гемотрансфузиях с введением в организм массивной дозы ВГВ инкубационный период имеет минимальную продолжи­тельность. На продолжительность инкубации может оказы­вать влияние путь проникновения возбудителя в организм и состояние макроорганизма.

Знание продолжительности инкубационного периода за­болевания имеет важное значение для проведения эффектив­ных противоэпидемических мероприятий. Так, изоляция лиц, имеющих риск заражения холерой, составляет 6-дневный срок, соответствующий продолжительности периода инкуба­ции, 6-дневный карантин предусмотрен для лиц, контактиро­вавших с больными чумой, и т. д.

При некоторых заболеваниях, зная предполагаемый факт инфицирования (например, укус клеща, укус дикого животно­го, инфицированная загрязненная раны), можно и необходи­мо проводить лечение уже во время инкубации. Так, в настоя­щее время нет эффективных средств для лечения бешенства, однако своевременно (в начале инкубации) и правильно про­веденная экстренная профилактика способна предотвратить развитие инфекционного процесса при этом смертельном за­болевании. При некоторых заболеваниях (чуме, холере, клещевом боррелиозе) в предполагаемый инкубационный период прово­дят превентивное лечение антибактериальными препаратами.

Инкубационный период завершается при появлении пер­вых клинических признаков заболевания.

Продромальный период - это период предвестников бо­лезни, в течение которого выявляются первые признаки забо­левания без четкой, характерной для данной нозологии симп­томатики, часто общие для многих заболеваний, т. е. неспеци­фические. Продолжительность продромы обычно составляет 1-3 дня, реже - до 7-10 дней. Нередко он проявляется клини­ческими признаками генерализации инфекционного процесса - лихорадкой, недомоганием, снижением аппетита, общей сла­бостью и др. При таких заболеваниях, как корь, краснуха, натуральная оспа, продромальный период предшествует периоду высыпа­ний. Нередко продрома проявляется «гриппоподобным» симптомокомплексом. При бешенстве продромальный период, кроме признаков умеренно выраженной общей интоксика­ции, сопровождается симптомами воспаления в области рубца в месте укуса животного, где отмечается припухлость, покраснение, зуд кожи и боли.

Клинические проявления продромального периода, в свя­зи с их неспецифическим характером, не позволяют диагностировать конкретную нозологическую форму. Из этого прави­ла есть исключения. Так, при кори в продромальном периоде появляется патогномоничный для этого заболевания симптом, что определяет его большую диагностическую ценность уже на ранних сроках инфекции, в продроме. Это пятна Филатова-Бельского-Коплика - беловатые точки на слизистой оболоч­ке ротовой полости, окруженные венчиком гиперемии (пре­имущественно на переходной складке у малых коренных зу­бов) Выявление этого симптома позволяет распознать корь в продромальном периоде, еще до появления характерной сыпи.

Известно, что максимальная заразительность некоторых инфекций приходится именно на период продрома, например, при кори, вирусных гепатитах и др.

При некоторых инфекционных заболеваниях продромаль­ный период закономерно развивается в связи с цикличностью инфекционного процесса, при других - он может встречаться или отсутствует (например, при сыпном тифе). Для ряда инфекций продромальный период не типичен, и вслед за инкубационным периодом, как правило, остро развивается период развернутой клиники (лептоспироз, грипп и др.).

В период разгара (период основных прояв­лений) заболевания происходит максимальное накопление в организме возбудителей и их токсинов, реализуется их влияние на со­стояние различных органов и тканей, наряду с общетоксиче­скими неспецифическими признаками разворачиваются ха­рактерные типичные для данной инфекции симптомы, проис­ходит наибольшее напряжение защитных и адаптивных сил организма.

Одним из наиболее значимых и постоянных признаков разгара заболевания является синдром интоксикации . Инток­сикация есть следствие различных факторов - инфекцион­ной антигенемии, действия экзо- и эндотоксинов, нарушения функции органов детоксикации и других причин. Это слож­ное явление, представляющее сумму нарушений нервно-рефлекторной и гуморальной регуляции с различными метаболи­ческими сдвигами. Интоксикация, связанная с действием экзотоксинов, как правило, вызывает определенную и типич­ную клиническую картину болезни (столбняк, дифтерия, бо­тулизм и др.). Интоксикация, обусловленная действием эндо­токсинов, вызывает менее дифференцированные клинические признаки, нередко сходные при различных нозологических формах. В большинстве случаев выраженность синдрома ин­токсикации определяет форму тяжести заболевания.

К призна­кам, отражающим синдром интоксикации, относятся лихорад­ка, нарушения сознания. В период разгара заболевания в зави­симости от нозологической формы представлены признаки поражения органов или тканей-мишеней с соответствующими проявлениями. Так, при лептоспирозе в период разгара возни­кают признаки острой почечной недостаточности, при менингококковой инфекции - гнойный менингит и др.

В период разгара можно выделить фазы нарастания, мак­симального развития и угасания симптомов. Продолжитель­ность этого периода болезни определяется патогенезом, т. е. специфическими особенностями заболевания. Так, период раз­гара может продолжаться от нескольких дней (грипп, чума, хо­лера) до нескольких месяцев (вирусные гепатиты, бруцеллез и др.).

Фаза угасания клинических проявлений заболевания со­провождается уменьшением общей интоксикации организма со снижением температуры тела и улучшением общего состоя­ния больного. Большое значение имеют в этот период нарас­тающие реакции специфического иммунитета и эффективная реакция неспецифической защиты. Фазу угасания клинических проявлений периода разгара сменяет период выздоровления.

Период выздоровления (реконвалесценции) характери­зуется исчезновением клинических признаков заболевания, восстановлением нарушенных функций организма, освобож­дением от возбудителей болезни и их токсинов. В большин­стве случаев инфекционных болезней развивается специфи­ческий иммунитет. Длительность периода реконвалесценции широко варьирует и находится в зависимости от формы болезни, тяжести течения, эффективности терапии и других причин.

Клиническое выздоровление за счет компенсаторно-приспособительных возможностей организма, как правило, опе­режает патоморфологическое восстановление поврежденных органов. От клинического выздоровления может отставать и санация организма от возбудителя болезни. Таким образом, в период реконвалесценции возникают условия для развития обострений и рецидивов заболевания.

Обострение характеризуется усилением различных клини­ческих и/или лабораторных проявлений заболевания на фоне их угасания, обычно в периоде реконвалесценции.

Рецидивы (повторы) заболевания могут развиться в ближай­шее время после кажущегося выздоровления - через 5-20 дней или в более поздние сроки - через 20-30 дней, иногда - через несколько месяцев и лет (рецидивирующая рожа).

Осложнения. Течение инфекционного процесса может сопровождаться развитием осложнений - патологическими процессами, тесно связанными с основным заболеванием. Осложнения могут развиваться как в разгаре, так и в периоде реконвалесценции.

Осложнения , вызванные возбудителем данного заболевания относят к специфическим, являющимися результатом наиболее тяжелых деструктивных процессов. Как правило, это необычное выражение типичной клинической картины и морфофункциональных проявлений инфекции (например, перфорация язв кишечника и кишечное кровотечение при брюшном тифе) или атипичная локализация тканевых повреждений (сальмонеллезный эндокардит).

Осложнения, вызванные микроорганизмами другого вида, являются неспецифическими для данного заболевания. Например, присоединения вторичной инфекции (суперинфекции), чему способствует снижение неспецифической резистентности организма.

Осложнения инфекционных болезней могут быть обуслов­лены проводимой терапии (анафилактический шок. сыворо­точная болезнь, лекарственная болезнь и т. д.) или нарушением режима больными.

Исходом инфекционных заболеваний может быть выздо­ровление (полное или с остаточными явлениями) с различной степенью приобретенного иммунитета: переход в хроническую форму или смерть.

Остаточные явления представляют собой более или менее стабильные изменения тканей и органов, возникающие на мес­те развития инфекционных процессов (склероз, рубцы, дефор­мация) или в отдалении (параличи при заболеваниях, пора­жающих нервную систему).

К резидуальным явлениям эпи­демического паротита, например, относятся атрофия яичек, бесплодие, сахарный диабет, нарушения функции ЦНС, сфор­мировавшиеся вследствие развития специфических осложне­ний заболевания.

В процессе выздоровления участвуют механизмы, которые обеспечивают уничтожение микробов в организме и нейтра­лизацию токсинов. Они направлены на ликвидацию повреж­дений, которые возникли в результате влияния на организм возбудителей и их токсинов, на выведение из организма продуктов тканевого распада и метаболитов.

После однократно перенесенной инфекционной болезни в ряде случаев появляется сравнительно стойкий специфиче­ский иммунитет (корь, эпидемический паротит, чума и др.). В других случаях иммунитет оказывается менее прочным и ме­нее длительным (дизентерия, малярия и др.). Существуют за­болевания, при которых переболевший человек не получает иммуни­тета (стафилококковые инфекции, стрептококковые, гонорея и др.).

Смерть при инфекционных заболеваниях наступает в ре­зультате полной недостаточности механизмов физиологиче­ской меры защиты и необратимого повреждения жизненно важных органов и систем. Смертельный исход может быть предопределен нозологической формой. Так, например, сего­дня смертельными являются бешенство, ВИЧ-инфекция, мед­ленные инфекции.

Классификация инфекционных болезней

По преимущественной локализации возбудителя в организме человека, путям передачи и способам его выделения во внешнюю среду выделяют 4 группы инфекционных болезней. В практике широко используется классификация инфекци­онных болезней, предложенная Л. В. Громашевским (1941), учитывающая механизмы передачи возбудителя и его ло­кализацию в организме . Согласно этой классификации выделяют:

Кишечные инфекции (фекально-оральный путь распространения). При кишечных инфекциях заражение происходит через рот, чаще с пищей и водой. Во внешнюю среду возбудители от больных и бактерионосителей выделяются с испражнениями или рвотными массами, иногда с мочой. Микроорганизмы кишечных инфекций могут длительное время сохраняться в почве, в воде, а также на различных предметах (дверные ручки, мебель и др.). Они устойчивы к воздействию низких температур, во влажной среде выживают дольше. Быстро размножаются в молочных продуктах, а также в мясном фарше, студне, киселе, в воде (особенно в летнее время).

При некоторых кишечных инфекциях, прежде всего при холере, основное, практически единственное значение имеет водный путь передачи. Водный путь передачи может быть основным при дизентерии, вызываемой шигеллами Флекснера. Понятно, что в этом случае вода загрязняется фекалиями при попадании в водоемы сточных вод из туалетов, канализации и т. п. Особенно высока степень загрязнения воды в нижнем течении крупных рек в регионах с жарким климатом.

Перенос возбудителя на продукты питания происходит через грязные руки работников питания, а также мухами. Особенно опасно загрязнение продуктов питания, которые не подвергаются термической обработке. Люди, не соблюдающие правил личной гигиены, в первую очередь подвержены инфекционным заболеваниям и сами являются распространителями кишечных инфекций.

Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный - аэрозольный путь распространения, заражение через дыхательные пути). Инфекции дыхательных путей - это наиболее распространенные, самые массовые болезни. Общей чертой для них является воздушно-капельный способ распространения с локализацией возбудителя в дыхательных путях. При инфекциях дыхательных путей заражение наступает при разговоре, чихании, кашле, при совместном пребывании с заболевшими в тесном помещении.

В группу воздушно-капельных инфекций входит прежде всего грипп и другие острые респираторные заболевания. Воздушно-капельный путь передачи является основным и при многих других инфекционных болезнях: дифтерии, менингококковой инфекции, ангине, кори, краснухе и др.

При некоторых зоонозах ведущим является не воздушно-капельный, а воздушно-пылевой путь передачи: орнитоз, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) и др.

Кровяные инфекции трансмиссивные (передача возбудителя через переносчиков - комары, блохи, клещи и др.). В последние годы к данной классификации добавлена Кровяные инфекции нетрансмиссивные (заражение при инъекциях, переливании крови, плазмы и т.п.). Источник инфекции - больной человек или больное животное. Переносчик возбудителей - членистоногие (вши, блохи, клещи и др.), в организме которых микробы размножаются. При переносе возбудителей живыми существами кровяные инфекции называют трансмиссивными: сыпной тиф, малярия, чума, клещевой боррелиоз и др.

Кровяные не трансмиссивные инфекции - механизм передачи инфекции - гемоконтактный. Пути передачи могут быть естественными и искусственными.

Естественные пути передачи: половой, от матери к плоду (заражение во время беременности и родов), от грудного ребенка к матери (при грудном вскармливании), бытовой - при реализации гемоконтактного механизма через бритвенные приборы, зубные щетки и пр. Кровоконтактный механизм передачи инфекции имеет место при вирусных гепатитах В, С и D, при ВИЧ-инфекции. Ятрогенный путь передачи реализуется через поврежденную кожу, слизистые оболочки при лечебно-диагностических манипуляциях: уколы, операции, переливание крови, эндоскопические исследования и др.

Инфекции наружных покровов (контактный путь распространения, заражение через кожу или слизистые оболочки). Источником инфекции этой группы заболеваний могут быть люди (рожистое воспаление) и животные (сибирская язва и др.).

Характерной особенностью этих болезней является внедрение возбудителя в местах нарушения целостности кожи (потертость, ссадины, раны, ожоги). Возбудители некоторых инфекций могут длительное время сохраняться в почве (столбняк). Заражение в таких случаях происходит в результате загрязнения землей раны.

Помимо классификации Л.В. Громашевского, все инфекции, которыми заражается и болеет человек, принято разделять еще на три группы:

Антропонозы - заболевания, свойственные только человеку и передающиеся от человека к человеку (от греческих слов: anthropos - человек, nosos - болезнь).

Зоонозы (от греческого слова zoon - животные) - болезни, свойственные животным и человеку, передающиеся от животного к человеку и не передающиеся от человека к человеку. В настоящее время для зоонозов предложены свои эколого-эпидемиологические классификации . В частности, выделяют три группы инфекций: - болезни домашних животных (сельскохозяйственные, пушные, со­держащиеся дома) и синантропных животных (грызуны), а также болезни диких животных (природно-очаговые).

Сапронозы - заболевания, возбудители ко­торых обитают в абиотической (неживой) среде - почва, водоемы, воздух и др.

Кроме того, инфекционные болезни классифицируют по этиологии . При этом выделяют: бактериальные , вирусные , хламидийные , риккетсиозные , спирохетозные , микоплазменные и протозойные болезни. В последние годы выделена группа инфек­ций, возбудителями которых являются прионы - необычные вирусы, не имеющие сердцевины из нуклеиновых кислот и липидной оболочки (возбудители медленных инфекций).

Инфекционные болезни по клинико-анатомическому принципу можно разделить на следующие группы:

- местные (топические) инфекции без выраженной общей реакции организма;

- инфекции с преобладающей локализацией процесса в определенных органах и системах , но с выраженной общей ре­акцией организма;

- генерализованные инфекции .

Это деление условно, так как инфекционный процесс мо­жет иметь перечисленные стадии развития и прерваться на лю­бой из них. Кроме того, и местный инфекционный процесс является реакцией целостного организма.

К местным инфекциям можно отнести фурункулез, пиодер­мию грибковые поражения кожи и др. Инфекции с преобла­дающей локализацией процесса в определенных тканях и ор­ганах, но с выраженной общей реакцией организма не имеют признаков генерализации процесса.

ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»

Оценочные средства

Б.2.19 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Направление подготовки 051000.62 Профессиональное обучение

Профиль подготовки:

Экономика и управление

Декоративно-прикладное искусство и дизайн

Металлургия и машиностроение

Транспорт

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Кафедра Теории и методики технологии и профессионального образования

Курс - 1 семестр 1

Форма обучения - очная

Составитель: зав. кафедрой МБД и БЖ, канд. пед. наук, доцент

Йошкар-Ола2011


факультета_________________________________________________________________________________

37. Перечислете школьные формы патологии.

1.2. Практические (семинарские), лабораторные занятия

Вопросы и задания для собеседования и демонстрации умений по ПМП по темам семинарско-практических занятий дисциплины "Основы медицинских знаний и ЗОЖ"

Вопросы для обсуждения

1. Здоровье и факторы, его определяющие.

2. Факторы, разрушающие здоровье человека.

3. Профилактика инфекционных заболеваний.

4. Понятие о смерти и ее этапах.

5. Основные приемы сердечно-легочной реанимации.

6. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

7. Детский травматизм и его профилактика.

8. Первая медицинская помощь при травмах.

9. Десмургия.

10. Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека, формирование зависимости, профилактика.

11. Профилактика детских неврозов. Принципы моделирования эргономичной жизни ребенка.

Демонстрация умений по ПМП

1. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении из раны в области правого локтевого сустава.

2. Десмургия. Основные правила наложения повязок, рассказать и частично показать. Наложить шину Крамера при переломе левого плеча.

3. Оказать первую медицинскую помощь при переломе луча в типичном месте. При отсутствии шины (в школе).

4. Стерилизация. Разновидности, возможности стерилизации в домашних условиях.

5. Наложить окклюзионную повязку при проникающем ранении в правую половину грудной клетки.

6. Транспортная иммобилизация при переломе нижней трети голени в зимнее время с помощью шины Крамера.

7. Наложить крестообразную повязку на правый голеностопный сустав при растяжении связок.

8. Оказать первую медицинскую помощь при смешанном кровотечении из нижней трети левого предплечья.

9. Остановить кровотечение из раны головы (теменная область).

10. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, животных и змей.

11. Наложить повязку на 2 и 3 пальцы кисти.

12. Наложить повязку на кисть типа «варежка».

13. Наложить повязку на кисть типа «перчатка».

14. Наложить повязку типа « чепец».

15. Наложить давящую повязку на рану средней трети плеча.

16. Наложить черепашью повязку на локтевой сустав.

17. Наложить крестообразную повязку на затылочную область.

18. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении из раны в области правого локтевого сустава.

19. Наложить шину Крамера при переломе левого плеча.

20. Оказать первую медицинскую помощь при переломе луча в типичном месте. При отсутствии шины (в школе).

21. Ожоги, разновидности, степени, первая медицинская помощь.

22. Транспортная иммобилизация при переломе нижней трети голени в зимнее время с помощью шины Крамера.

23. Оказать первую медицинскую помощь при смешанном кровотечении из нижней трети левого предплечья.

24. Остановить кровотечение из раны головы (теменная область).

Тесты (образцы)

1. Нормальная частота пульса у взрослого человека в покое составляет ______ ударов в минуту

а) 30-40; б) 50-70; в) 60-80; г) 90-100

2. Гипертоническая болезнь может осложняться…

а) острыми язвами желудка; б) ишемической болезнью сердца; в) острой лёгочной недостаточностью; г) потерей сознания на фоне острой сосудистой недостаточности

3. Резкое повышение артериального давления на 20-25 % от исходных цифр продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней называют …

а) гипертоническим кризом; б) приступом стенокардии; в) инфарктом миокарда; г) кровопотерей

4. Боли сжимающего или давящего характера за грудиной, появившиеся после физической или нервно-психической нагрузки, характерны для …

а) гипертонического криза; б) приступа стенокардии; в) бронхиальной астмы; г) шока

5. К общим характерным симптомам заболеваний сердечно-сосудистой системы относится …

а) жажда; б) кашель; в) изжога; г) одышка

6. Осложнением гипертонического криза является …

а) мозговой инсульт; б) снижение остроты слуха; в) обморок; г) онемение нижних конечностей

7. Как называется некротический очаг в сердечной мышце, вызванный отсутствием кровоснабжения данной области?

а) стенокардия; б) инфаркт миокарда; в) инсульт; г) асфиксия

8. Повышенное выделение мочи, сухость во рту, зуд кожных покровов, повышенный аппетит являются характерными признаками...

а) астмы; б) ожирения; в) сахарного диабета; г) зоба

9. Питание больных сахарным диабетом должно быть...

а) не менее 2-х раз в сутки с ограничением жиров; б) 2-3 раза в сутки с ограничением соли; в) 3 раза в сутки с ограничением белков; г) 5-6 раз в сутки с ограничением углеводов

10. Аллергическую реакцию вызывает …

11. Общая слабость, потеря аппетита, головная боль, нарушение дыхания, краснота и сухость кожных покровов, запах ацетона изо рта, потеря сознания являются симптомами...

а) гипергликемической комы; б) гипогликемической комы; в) обморока; г) приступа стенокардии

12. У больных сахарным диабетом при избытке инсулина может развиться ______ кома.

а) тиреотоксическая; б) гипогликемическая; в) гипотиреоидная; г) гипокортикоидная

13. Головные боли, головокружение, тошнота и рвота, заплетающийся язык, влажная кожа, красное лицо, судороги характерны для ________ комы.

а) гипергликемической; б) гипогликемической; в) травматической; г) ожоговой

14. При гипогликемической коме больному необходимо …

а) ввести сердечные средства; б) ввести инсулин с глюкозой; в) ввести инсулин; г) ввести глюкозу или дать сладкое

15. При сильной кинжальной боли в животе необходим...

а) покой, теплое молоко; б) покой, применение обезболивающих средств; в) голод, промывание желудка; г) покой, холод на живот, голодная диета

16. Внезапная сильная «кинжальная» боль в животе, в эпигастральной области сопровождающаяся резкой слабостью, холодным липким потом, характерна для...

а) кишечной непроходимости; б) острого аппендицита ; в) прободения язвы желудка, двенадцатиперстной кишки; г) почечной колики

17. Для извлечения из носа инородного тела округлой формы необходимо …

а) сильно высморкаться, закрыв при этом здоровую ноздрю; б) сильно откашляться; в) использовать пинцет; г) использовать крючок

18. Экстренная трахеотомия применяется при попадании инородного тела в …

а) мелкие бронхи; б) крупные бронхи; в) гортань; г) нос

19. Кратковременная потеря сознания, сопровождающаяся судорогами и выделением пенистой жидкости изо рта, цианозом, отсутствием реакции зрачков на свет характерно для …

а) истерического припадка; б) эпилептического припадка; в) коллапса; г) обморока

20. Сильнейший приступ болей в поясничной области, отдающих в пах, сопровождающийся резями при мочеиспускании характерны для …

а) почечной колики; б) острого аппендицита; в) кишечной непроходимости; г) внематочной беременности

21. К терминальным состояниям относятся...

а) клиническая смерть, биологическая смерть; б) потеря сознания, остановка дыхания, остановка сердца, гибель мозга; в) остановка сердца и дыхания, гибель коры головного мозга, гибель всего мозга; г) предагония, агония , клиническая смерть

22. Постепенное угнетение сознания, падение артериального давления, учащение дыхания и сердечных сокращений, сменяющееся их урежением, наличие терминальной паузы характерны для...

23. Временное улучшение состояния, сменяющееся резким падением артериального давления, нарушением дыхания, утратой сознания, исчезновением болевой чувствительности, сухожильных и кожных рефлексов, судорожным дыханием, характерно для...

а) предагонального состояния; б) агонии; в) клинической смерти; г) биологической смерти

24. Продолжительность клинической смерти в нормальных условиях составляет...

а) 30-40 сек.; б) 1-2 мин.; в) 4-6 мин.; г) 10-15 мин.

25. Отсутствие сердечных тонов, дыхания, зрачкового рефлекса, мышечного тонуса свидетельствуют о наступлении …

а) предагонального состояния; б) агонального состояния; в) клинической смерти; г) биологической смерти

26. Отсутствие сердечной и дыхательной деятельности, появление «кошачьего зрачка», «селедочного блеска» роговицы глаза, окоченение с дальнейшим появлением трупных пятен, характерны для...

а) клинической смерти; б) биологической смерти; в) коллапса; г) комы

27. Проведение реанимационных мероприятий необходимо только...

а) в предагональном состоянии; б) в агональном состоянии; в) в состоянии клинической смерти; г) в торпидной фазе шока

28. Прекардиальный удар осуществляется с расстояния ____ см.

а) 5; б) 10; в) 30; г) 50

29. При проведении закрытого массажа сердца взрослого человека грудина должна смещаться на ____ сантиметр (-а, - ов).

а) 1; б) 3; в) 6; г) 9

30. Продолжительность клинической смерти в холодной воде...

а) может уменьшаться; б) может увеличиваться; в) никогда не изменяется; г) может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от влажности атмосферного воздуха

31. Возникновение у раны широкой зоны повреждения тканей, развитием некроза, выраженным болевым синдромом и небольшим наружным кровотечением, характерны для _________ раны

а) рубленой; б) резаной; в) ушибленной; г) колотой

32. Раны, приводящие к развитию острой кровопотери, называют...

а) укушенными; б) резаными; в) ушиблено-рваными; г) колотыми

33. К ранам, приводящим к быстрому развитию травматического шока, относятся...

а) огнестрельные; б) резаные; в) ушиблено-рваные; г) колотые

34. Раневой канал зоны первичного травматического некроза и молекулярного сотрясения имеет_________ рана

а) огнестрельная; б) резаная; в) рубленая; г) колотая

35. Тяжелый травматический шок развивается при уменьшении объёма циркулирующей крови на ___ %.

а) 1; б) 3; в) 5; г) 30

36. Признаками правильно наложенного жгута являются…

а) остановка кровотечения, побледнение кожи, отсутствие пульса на периферической артерии; б) остановка кровотечения, потеря чувствительности на периферии; в) похолодание кожи конечности, остановка кровотечения; г) остановка кровотечения, синюшный оттенок кожи

37. Наиболее опасным для жизни является кровотечение …

а) венозное; б) артериальное; в) капиллярное; г) смешанное

38. К методам временной остановки венозного кровотечения относят...

а) наложение жгута; б) наложение давящей повязки; в) перевязка сосуда в ране; г) применение кровоостанавливающих средств

39. Признаком желудочно-кишечного кровотечения является...

а) кашель с кровью; б) выделение крови изо рта; в) ярко-алая пенистая кровь, выходящая изо рта синхронно с кашлевыми толчками; г) рвота цвета кофейной гущи, жидкий черный (дегтеобразный) стул

40. Первой медицинской помощью при растяжении связок является …

а) наложение согревающей мази и асептической повязки; б) наложение фиксирующей повязки, применение холода; в) наложение согревающего компресса, иммобилизация; г) наложение асептической повязки и массаж

41. К клиническим признакам растяжений относятся …

а) наличие сразу же после удара или через несколько часов багрово-фиолетового кровоподтека; б) острая боль в области сустава, ограничение движения в суставе; в) удлинение конечности; г) укорочение конечности

42. Первая помощь при разрывах связок включает …

а) проведение тугого бинтования; б) наложение асептической повязки; в) проведение массажа; г) наложение йодной сетки

43. Полное или частичное нарушение целостности кости – это...

а) растяжение; б) вывих; в) ушиб; г) перелом

44. Чаще переломы у детей являются…

а) полными; б) открытыми; в) поднадкостничными; г) патологическими

45. При переломах грудного или поясничного отделов позвоночника транспортировку осуществляют...

а) на щите; б) на носилках; в) в специальном гамаке; г) в полусидячем положении

46. Деформация нижней конечности по типу «галифе» характерна для перелома ____________

а) бедра в средней трети; б) шейки бедра; в) в области коленном суставе; г) костей голени

75. Формирование естественного пассивного иммунитета ребенка связано с...

а) употреблением витаминов; б) вакцинацией; в) грудным вскармливанием; г) введением сыворотки

76. Вследствие введения специфической сыворотки у человека возникает ___________ иммунитет.

а) врожденный; б) естественный активный; в) искусственный активный; г) искусственный пассивный

77. Вакцинация проводится с целью создания у ребенка _______ иммунитета.

а) естественного пассивного; б) естественного активного; в) искусственного активного; г) искусственного пассивного

78. В состав вакцин входят...

40. Проблемы биоэтики (проблема абортов , репродуктивных технологий, эвтаназии, фетальной терапии).

1.4. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания как медицинская проблема.

2. Основные симптомы при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Ишемическая болезнь сердца и формы ее проявления.

3. Инфаркт миокарда. Профилактика.

4. Острые и хронические заболевания желудка.

5. Причины, признаки, лечение и профилактика дисбактериозов.

6. Аллергические ренит и конъюктивит.

7. Анафилактический шок. Причины возникновения, профилактика и первая медицинская помощь.

8. Заболевания верхних дыхательных путей и их осложнения.

9. Дизентерия: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

10. Салмонеллез: возбудители, источник инфекции, пути передачи, клиника, лечение, профилактика.

11. Ботулизм: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

12. Спид: пути передачи, клиника, профилактика.

13. Грипп: возбудители, пути передачи, лечение, профилактика.

14. Асептика. Антисептика. Понятие, методы, цели. Антисептические вещества

Реферат и контрольная работа по данному учебному курсу являются важным этапом обучения, способствующим формированию самостоятельного освоения учебного материала. Такие работы позволяют осуществлять контроль за самостоятельной работой студентов и оценить их подготовленность. Эти работы являются краткой самостоятельной разработкой конкретной темы с элементами научного анализа, отражающей уровень теоретических знаний и практических навыков, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обоснованные выводы. Тематика рефератов и контрольных работ, как правило, определяется преподавателем в соответствии с программой прохождения курса. Возможны и инициативные темы, предлагаемые студентами и согласованные с преподавателем. В этом случае студент должен обосновать ее необходимость. Идеи для выбора темы реферата могут возникать также и в ходе заслушивания и обсуждения докладов и выступлений на семинарах.

При выполнении реферата или контрольной работы необходимо учитывать, что ее минимальный объем должен быть не менее 10 страниц машинописного текста, включающих план изложения темы, ее содержания со ссылками на использованную литературу, выводы и библиографию , составленную в алфавитном порядке с учетом современных требований.

Название должно соответствовать содержанию. Исходя из названия работы, студент ограничивает круг вопросов, разрабатываемых в теме. Изложение должно быть достаточно развернутым, чтобы отражать рамки исследования, но при этом не содержать лишних слов. Студент должен пытаться избегать поверхностного, описательного характера работы. С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. Список источников и литературы составляется по алфавиту с точным указанием выходных данных книги, статьи(место и год выхода, издательство и др.). Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации и т. д. Приложения оформляются после списка литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 5») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется.

2. Промежуточная аттестация студентов

Вопросы и задания к зачету

1. Основные хронические неинфекционные заболевания как причина ранней инвалидности.

2. Гипертоническая болезнь: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Гипертонический криз, обморок, первая медицинская помощь.

3. Ревматизм: этиология, симптомы, осложнения, причины ранней инвалидности, профилактика и лечение.

4. Приобретенный порок сердца – стеноз митрального клапана.

5. Ишемическая болезнь сердца – ИБС. Стенокардия. Этиология, симптомы, осложнения, профилактика. Инфаркт миокарда. Первая медицинская помощь.

6. Бронхиальная астма: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Первая медицинская помощь при приступе бронхиальной астмы.

7. Пневмония: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение, первая медицинская помощь.

8. Сахарный диабет: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Диабетическая кома, первая медицинская помощь.

9. Гастрит, язвенная болезнь: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Первая медицинская помощь при приступе желчнокаменной болезни.

10. Вредные привычки, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания, токсикомания) и их профилактика.

11. Первая медицинская помощь при почечной колике, укачивании, эпилепсии. Характеристика этих заболеваний.

12. Пульс. Качества пульса. Методика и места определения, в том числе у детей. Измерение артериального давления.

13. Правила, места измерения температуры тела. Уход за больным при высокой температуре. Понятие об одышке, удушье, асфиксии. Техника подсчета дыхательных движений.

14. Меры воздействия на кровообращение (банки, горчичники, компрессы, грелки, пузыри со льдом, пиявки).

15. Уход за больными с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (промывание желудка, клизмы, кормление больного, первая медицинская помощь при рвоте).

16. Применение лекарственных средств (перечислить способы введения лекарств в организм, их достоинства и недостатки).

17. Применение лекарственных средств (парентеральный метод: подкожные и внутримышечные инъекции).

18. Методы исследования больных. Анамнез. Основные принципы лекарственной помощи. Уход за больными. Профилактика пролежней.

19. Рациональное питание как один из факторов здорового образа жизни. Понятие о диетическом питании (лечебные столы).

20. Первая медицинская помощь при острых отравлениях недоброкачественной пищей, алкоголем.

21. Первая медицинская помощь при остановке сердцебиения и дыхания (приемы реанимации). Методика проведения искусственного дыхания изо рта в рот, изо рта в нос.

22. Первая медицинская помощь при состоянии клинической смерти. Методика проведения наружного (непрямого) массажа сердца.

23. Транспортировка больных на стандартных и импровизированных носилках.

24. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, животных и змей.

25. Первая медицинская помощь при электротравме, ударе молнии и солнечном ударе.

26. Помощь утопающему. Суицид. Медицинская помощь при повешенье.

27. Эпидемический процесс. Три звена эпидемического процесса.

28. Определение иммунитета, его виды.

29. Понятие об аллергии. Анафилактический шок.

30. Дизентерия: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

31. Салмонеллез: возбудители, источник инфекции, пути передачи, клиника, лечение, профилактика.

32. Ботулизм: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

33. Чесотка: пути передачи, клиника, профилактика, симптомы.

34. Дифтерия: возбудители, пути передачи. Лечение, профилактика.

35. СПИД: пути передачи, клиника, профилактика.

36. Грипп: возбудители, пути передачи, лечение, профилактика.

37. Асептика. Понятие, методы, цели. Наложить повязку на 2 и 3 пальцы кисти.

38. Антисептика. Понятие, методы, цели. Назвать основные антисептические вещества. Наложить повязку на кисть типа «варежка».

39. Раны: разновидности, характеристика. Опасности. Наложить повязку на кисть типа «перчатка».

40. Симптомы ран, опасности колотых, укушенных и проникающих ран. Наложить повязку типа «чепец».

41. Кровотечения: разновидности, способы временной остановки кровотечения. Наложить давящую повязку на рану средней трети плеча.

42. Внутренние кровотечения. Опасности, симптомы, первая медицинская помощь.

43. Наложить черепашью повязку на локтевой сустав.

44. Переломы костей. Разновидности, клинические симптомы, первая медицинская помощь. Наложить крестообразную повязку на затылочную область.

45. Возрастные особенности строения костей. Особенности переломов у детей. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении из раны в области правого локтевого сустава.

46. Десмургия. Основные правила наложения повязок, рассказать и частично показать. Наложить шину Крамера при переломе левого плеча.

47. Детский травматизм, разновидности, причины роста. Травмы в школе, профилактика. Оказать первую медицинскую помощь при переломе луча в типичном месте. При отсутствии шины (в школе).

48. Стерилизация. Разновидности, возможности стерилизации в домашних условиях. Наложить окклюзионную повязку при проникающем ранении в правую половину грудной клетки.

49. Ожоги, разновидности, степени, первая медицинская помощь.

50. Транспортная иммобилизация при переломе нижней трети голени в зимнее время с помощью шины Крамера.

51. Отморожения: степени, первая медицинская помощь. Наложить крестообразную повязку на правый голеностопный сустав при растяжении связок.

52. Общее замерзание: понятие, первая медицинская помощь. Ознобление: понятие, профилактика. Оказать первую медицинскую помощь при смешанном кровотечении из нижней трети левого предплечья.

53. Роль учителя в профилактике детского травматизма (уличного, бытового, школьного, умышленного, дорожно-транспортного). Остановить кровотечение из раны головы (теменная область).

54. Организационные основы оказания первой медицинской помощи при возникновении массовых поражений.

55. Состояние здоровья детей и подростков. Здоровье и образование.

56. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний.

57. Школьные формы патологии.

58. Психическое здоровье как медико-педагогическая проблема.

59. Основные направления, формы и средства гигиенического воспитания, выработка навыков здорового образа жизни, воспитание здоровых привычек.

60. Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья человека.

61. Физическая культура и её оздоровительное значение.

62. Потребность в движении как физиологическая норма. Возраст и уровень физической нагрузки. Влияние недостаточной физической активности на здоровье человека.

63. Наследственность и здоровье. Профилактика наследственных заболеваний.

64. Репродуктивное здоровье.

65. Охрана здоровья беременных женщин.

66. Современные взгляды на зачатие. Дородовая педагогика.

67. Охрана здоровья беременных женщин. Родовспоможение.

68. Бесплодный брак. Профилактика бесплодия.

69. Проблемы биоэтики (проблема абортов, репродуктивных технологий, эвтаназии, фетальной терапии).

70. Альтернативная медицина в свете методологии науки и биомедицинской этики.

Тесты для проведения зачета (образцы)

1. Какое направление в оздоровлении человека XXI века является приоритетным?

а) социальное; б) соматическое; в) психическое; г) духовно-нравственное.

2. Какие заболевания по частоте случаев занимают первое место в России?

а) заболевания сердечно-сосудистой системы; б) заболевания дыхательной системы; в) заболевания нервной системы; г) онкологические заболевания;

3. Какие заболевания в структуре причин смертности населения занимают первое место?

а) онкологические заболевания; б) заболевания сердечно-сосудистой системы; в) травматизм и отравления; г) заболевания дыхательной системы;

4. Назовите среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России?

а) 58, 74 года; б) 65, 56 лет; в) 60, 65 лет; г) 80, 90 лет;

5. Какие основные показатели характеризуют здоровье как социальную категорию?

а) рождаемость; б) смертность; в) уровень образованности; г) уровень заболеваемости; д) уровень обеспеченности; ж) продолжительность жизни.

6. О благополучии какой железы внутренней секреции должен помнить каждый житель Республики Марий Эл ?

7. К основным факторам, определяющим здоровье детей, относят:

а) здоровье родителей; б) особенности течения беременности; в) микроклимат и уровень жизни семьи; г) обстановку в республике; д) курс доллара; е) качество воздуха и воды; ж) международные отношения .

8. Если сумму факторов, определяющих здоровье, принять за 100%, то какую долю будут составлять услуги здравоохранения?

а) 10%; б) 15%; в) 20%; г) 30%; д) 40%.

9. Что такое норма в медицине?

а) фикция, не поддающаяся научному определению; б) норма зависит от личного мнения врача; в) каждый человек в известном смысле ненормален; г) норма для каждого человека – явление объективное, строго индивидуальная, реально ему присущая; д) норма – это зона оптимального функционирования системы.

10. Укажите правильный способ остановки венозного кровотечения из раны в нижней трети предплечья:

а) давящая повязка;

б) наложение жгута выше раны;

11. Укажите паренхиматозный орган из перечисленных:

а) сердце; б) желудок; в) слепая кишка; г) печень.

12. Что предпочтительнее в случае внутреннего кровотечения?

а) тепло; б) обезболивающие средства; в) пузырь со льдом.

13. Отметьте характерный признак кишечного кровотечения:

а) отсутствие аппетита; б) головная боль; в) черный, «дегтеобразный» стул; г) повышение температуры.

14. Ситуационная задача.

Женщина получила ожог предплечья паром. При осмотре: резкое покраснение кожи предплечья, в области лучезапястного сустава – несколько небольших пузырей с прозрачным содержимым. Укажите степень ожога и первую медицинскую помощь. Нуждается ли больная в госпитализации?

15. Для кого характерны переломы по типу «зеленой веточки»:

а) для стариков; б) для детей; в) для людей 20-30 лет.

16. Как называется некротический очаг в сердечной мышце, вызванный отсутствием кровоснабжения данной области?

а) стенокардия; б) инсульт; в) асфиксия; г) инфаркт миокарда.

17. При каком заболевании органов дыхания затруднен выдох?

а) пневмония; б) бронхиальная астма; в) бронхит ; г) гайморит.

18. Какую неотложную помощь следует оказать при приступе стенокардии:

а) дать таблетку анальгин; б) дать под язык валидол, нитроглицерин; в) сделать внутремышечно димедрол с анальгином.

19. Назовите самую действенную помощь при отравлениях;

а) обильное питье; б) молоко; в) промывание желудка; г) активированный уголь.

20. Какой признак, описывающий состояние клинической смерти, указан неверно:

а) пульс не прощупывается; б) дыхания нет; в) тоны сердца глухие и слабо прослушиваются; г) зрачки расширены, не реагируют на свет; д) давления нет.

Инфекция – это проникновение и размножение патогенного микроорганизма (бактерии, вируса, простейшего, грибка) в макроорганизме (растение, гриб, животное, человек), который восприимчив к данному виду микроорганизма. Микроорганизм, способный к инфицированию, называется инфекционным агентом или патогеном.

Инфекция – это, прежде всего, форма взаимодействия между микробом и пораженным организмом. Этот процесс растянут во времени и протекает лишь в определенных условиях внешней среды. Стремясь подчеркнуть временную протяженность инфекции, используют термин «инфекционный процесс».

Инфекционные заболевания: что это за болезни и чем они отличаются от неинфекционных

При благоприятных условиях внешней среды, инфекционный процесс принимает крайнюю степень своего проявления, при которой появляются определенные клинические симптомы. Эту степень проявления именуют инфекционной болезнью. От неинфекционных патологий инфекционные отличаются по следующим признакам:

  • Причина инфекции – живой микроорганизм. Микроорганизм, вызывающий конкретное заболевание, называют возбудителем данного заболевания;
  • Инфекции могут передаваться от пораженного организма к здоровому – это свойство инфекций называется заразностью;
  • Инфекции имеют латентный (скрытый) период – это значит, что они проявляются не сразу после проникновения патогена в организм;
  • Инфекционные патологии вызывают иммунологические сдвиги – возбуждают иммунный ответ, сопровождающийся изменением количества иммунных клеток и антител, а также становятся причиной инфекционной аллергии.

Рис. 1. Ассистенты известного микробиолога Пауля Эрлиха с лабораторными животными. На заре развития микробиологии в лабораторных вивариях держали большое количество видов животных. Сейчас часто ограничиваются грызунами.

Факторы инфекционных заболеваний

Итак, для возникновения инфекционной болезни необходимы три фактора:

  1. Микроорганизм-возбудитель;
  2. Восприимчивый к нему организм-хозяин;
  3. Наличие таких условий внешней среды, в которых взаимодействие между возбудителем и хозяином приводит к возникновению болезни.

Инфекционные болезни могут вызываться условно-патогенными микроорганизмами, которые чаще всего являются представителями нормальной микрофлоры и обусловливают заболевание лишь при снижении иммунной защиты.

Рис. 2. Кандиды — часть нормальной микрофлоры полости рта; они вызывают заболевания лишь при определенных условиях.

А патогенные микробы, находясь в организме, могут и не вызывать заболевание – в таком случае говорят о носительстве патогенного микроорганизма. К тому же, далеко не всегда лабораторные животные восприимчивы к человеческим инфекциям.

Для возникновения инфекционного процесса важно и достаточное количество микроорганизмов, попадающих в организм, которое называется инфицирующей дозой. Восприимчивость организма-хозяина определяется его биологическим видом, полом, наследственностью, возрастом, достаточностью питания и, самое главное, состоянием иммунной системы и наличием сопутствующих заболеваний.

Рис. 3. Малярийный плазмодий может распространяться лишь на тех территориях, где обитают специфические их переносчики — комары рода Anopheles.

Важны и условия внешней среды, в которых развитие инфекционного процесса максимально облегчается. Некоторые болезни характеризуются сезонностью, ряд микроорганизмов может существовать только в определенном климате, а некоторые нуждаются в переносчиках. В последнее время на передний план выходят условия социальной среды: экономический статус, условия быта и труда, уровень развития здравоохранения в государстве, религиозные особенности.

Инфекционный процесс в динамике

Развитие инфекции начинается с инкубационного периода. В этот период отсутствуют какие-либо проявления присутствия инфекционного агента в организме, однако заражение уже произошло. В это время патоген размножается до определенного числа или выделяет пороговое количество токсина. Длительность этого периода зависит от вида возбудителя.

Например, при стафилококковом энтерите (заболевание, возникающее при употреблении зараженной пищи и характеризующееся сильной интоксикацией и диареей) инкубационный период занимает от 1 до 6 часов, а при лепре может растягиваться на десятки лет.

Рис. 4. Инкубационный период лепры может длиться годами.

В большинстве случаев он длится 2-4 недели. Чаще всего, на конец инкубационного периода приходится пик заразности.

Продромальный период – это период предвестников заболевания — неопределенных, неспецифичных симптомов, таких как головная боль, слабость, головокружение, изменение аппетита, повышение температуры. Длится этот период 1-2 дня.

Рис. 5. Для малярии характерна лихорадка, имеющая особые свойства при разных формах болезни. По форме лихорадки можно предположить вид плазмодия, который её вызвал.

За продромой следует период разгара болезни, для которого характерно появление основных клинических симптомов заболевания. Он может развиваться как стремительно (тогда говорят об остром начале), так и медленно, вяло. Продолжительность его варьируется в зависимости от состояния организма и возможностей возбудителя.

Рис. 6. Тифозная Мэри, работавшая кухаркой, была здоровой носительницей палочек брюшного тифа. Она заразила брюшным тифом более полутысячи человек.

Для многих инфекций свойственно повышение температуры в этот период, связанное с проникновением в кровь так называемых пирогенных веществ – субстанций микробного или тканевого происхождения, вызывающих лихорадку. Иногда подъем температуры связан с циркуляцией в кровяном русле самого возбудителя – такое состояние называется бактериемией. Если при этом микробы ещё и размножаются, говорят о септицемии или сепсисе.

Рис. 7. Вирус желтой лихорадки.

Окончание инфекционного процесса называется исходом. Существуют следующие варианты исхода:

  • Выздоровление;
  • Летальный исход (смерть);
  • Переход в хроническую форму;
  • Рецидив (повторное возникновение, обусловленное неполным очищением организма от возбудителя);
  • Переход к здоровому микробоносительству (человек, сам того не зная, переносит патогенные микробы и во многих случаях может заражать других).

Рис. 8. Пневмоцисты – грибы, являющиеся ведущей причиной пневмонии у людей с иммунодефицитами.

Классификация инфекций

Рис. 9. Кандидоз рта — наиболее частая эндогенная инфекция.

По природе возбудителя выделяют бактериальные, грибковые, вирусные и протозойные (вызванные простейшими) инфекции. По числу видов возбудителя выделяют:

  • Моноинфекции – вызванные одним видом возбудителя;
  • Смешанные, или микст-инфекции – обусловленные несколькими видами патогенов;
  • Вторичные – возникающие на фоне уже существующего заболевания. Частный случай – оппортунистические инфекции, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами на фоне болезней, сопровождающихся иммунодефицитами.

По происхождению различают:

  • Экзогенные инфекции, при которых возбудитель проникает извне;
  • Эндогенные инфекции, вызываемыми микробами, пребывавшими в организме до начала болезни;
  • Аутоинфекции – инфекции, при которых происходит самозаражение путем переноса патогенов из одного места в другое (например, кандидоз ротовой полости, вызванный заносом грибка из влагалища с грязными руками).

По источнику инфекции выделяют:

  • Антропонозы (источник – человек);
  • Зоонозы (источник – животные);
  • Антропозоонозы (источником может быть как человек, так и животное);
  • Сапронозы (источник – объекты внешней среды).

По локализации патогена в организме выделяют местные (локальные) и общие (генерализованные) инфекции. По продолжительности инфекционного процесса выделяют острые и хронические инфекции.

Рис. 10. Микобактерии лепры. Лепра — типичный антропоноз.

Патогенез инфекций: общая схема развития инфекционного процесса

Патогенез – это механизм развития патологии. Патогенез инфекций начинается с проникновения возбудителя через входные ворота – слизистые, поврежденные покровы, через плаценту. Далее микроб распространяется по организму различными путями: через кровь – гематогенно, через лимфу – лимфогенно, по ходу нервов – периневрально, по протяжению – разрушая подлежащие ткани, по физиологическим путям – по ходу, к примеру, пищеварительного или полового тракта. Место окончательной локализации возбудителя зависит от его вида и сродства к определенному виду тканей.

Достигнув места окончательной локализации, возбудитель оказывает патогенное действие, повреждая различные структуры механически, продуктами жизнедеятельности или выделением токсинов. Выделение возбудителя из организма может происходить с естественными секретами — калом, мочой, мокротой, гнойным отделяемым, иногда со слюной, потом, молоком, слезами.

Эпидемический процесс

Эпидемический процесс – это процесс распространения инфекций среди населения. Звенья эпидемической цепочки включают:

  • Источник или резервуар инфекции;
  • Путь передачи;
  • Восприимчивое население.

Рис. 11. Вирус лихорадки Эбола.

Резервуар отличается от источника инфекции тем, что в нем происходит накопление возбудителя и между эпидемиями, и при определенных условиях он становится источником заражения.

Основные пути передачи инфекций:

  1. Фекально-оральный – с загрязненной заразными выделениями пищей, руками;
  2. Воздушно-капельный – через воздух;
  3. Трансмиссивный – через переносчика;
  4. Контактный – половой, при прикосновениях, при контакте с зараженной кровью и т.д.;
  5. Трансплацентарный – от беременной матери ребенку через плаценту.

Рис. 12. Вирус гриппа H1N1.

Факторы передачи – объекты, способствующие распространению инфекции, например, вода, пища, бытовые принадлежности.

По охвату инфекционным процессом определенной территории различают:

  • Эндемии – инфекции, «привязанные» к ограниченной территории;
  • Эпидемии – инфекционные заболевания, охватывающие значительные территории (город, область, страну);
  • Пандемии – эпидемии, имеющие масштаб нескольких стран и даже континентов.

Инфекционные болезни составляют львиную долю всех заболеваний, с которыми сталкивается человечество . Они особенны тем, что при них человек страдает от жизнедеятельности живых организмов, пусть и в тысячи раз меньших, чем он сам. Ранее они часто заканчивались смертельно. Несмотря на то, что сегодня развитие медицины позволило значительно сократить летальность при инфекционных процессах, необходимо быть начеку и знать об особенностях их возникновения и развития.

Источник инфекции - различные одушевленные и неодушевленные объекты внешней среды, содержащие и сохраняющие патогенные микроорганизмы.

Антропонозы - инфекции, при которых источником инфекции является только человек.

Зоонозы - инфекции, при которых источниками инфекций являются животные, но ими могут болеть и люди. Сапронозы - инфекции, развивающиеся после проникновения свободноживущих бактерий или грибов в организм человека с объектов окружающей среды и поверхности тела (например, при попадании в рану).

Рис. 1. Источником инфекции чаще всего является больной.

Механизмы передачи :

фекально-оральный - возбудитель локализуется в кишечнике, передача алиментарным путем - с пищей, водой;

аэрогенный (респираторный, воздушно-капельный, аспирационный) - возбудитель локализуется в дыхательных путях, передается воздушно-капельным, воздушно-пылевым путем;

кровяной (трансмиссивный) - возбудитель локализуется в кровеносной системе (малярия, сыпной тиф), передается кровососущими насекомыми;

контактный: - возбудитель локализуется на наружных покровах (кожа и слизистые) а) прямой - передача возбудителя происходит при непосредственном соприкосновении (венерические болезни), б) непрямой - через зараженные предметы окружающей обстановки;

вертикальный - передача возбудителя через плаценту плоду от инфицированной матери (внутриутробное заражение) при таких болезнях, как токсоплазмоз, краснуха, ВИЧ-инфекция, герпетическая инфекция и др.

Восприимчивый организм или коллектив. Состояние невосприимчивости человека определяется его реактивностью на внедрение возбудителя и зависит от внутренних и внешних факторов.

К числу внутренних факторов самого организма относятся следующие:

Генетические особенности, характерные для данного вида индивидуума.

Состояние центральной нервной системы оказывает существенное влияние на восприимчивость к инфекции. Известно, что угнетение нервной системы, психические расстройства, депрессивные и аффективные состояния снижают резистентность человеческого организма к инфекции.

Состояние эндокринной системы и гормональная регуляция играют важную роль как в возникновении так и последующем развитии инфекции.

Кардинальное значение в инфекционном процессе играет иммунная система организма, обеспечивающая специфическую резистентность к инфекции.

Реактивность организма, а в связи с этим восприимчивость или напротив устойчивость к инфекции, имеет отчетливую возрастную зависимость.

Возникновение инфекционного процесса и особенности его течения находятся в зависимости от характера питания и витаминного баланса. Дефицит белка ведет к недостаточной выработке антител и к снижению резистентности. Дефицит витаминов группы В снижает устойчивость к стафилококковым и стрептококковым инфекциям. Дефицит витамина С также снижает устойчивость организма к ряду инфекций и интоксикаций. При дефиците витамина D у детей развивается рахит, при котором снижается фагоцитарная активность лейкоцитов.


Перенесенные заболевания, травмы, а также вредные привычки (алкаголь, курение и т.д.) снижает резистентность организма и способствуют развитию инфекции.

Внешние факторы, воздействующие на организм :

Условия труда и быта лю дей - большие физические нагрузки, переутомление, отсутствие условий для нормального отдыха снижают резистентность к инфекциям.

Климатические условия и сезонные факторы.

Физические и химические факторы. К их числу следует отнести действие ультрафиолетовых лучей, иониз ирующей радиации, СВЧ-поля, реактивных компонентов топлива, других химически активных веществ, загрязняющих внешнюю среду.

Перечисленные составные части - источник возбудителей инфекции, механизм передачи и восприимчивый коллектив присутствуют при любом варианте проявлений эпидемического процесса и при различных болезнях они формируют эпидемический очаг.

Эпидемический очаг – место пребывания источников инфекции с окружающей территорией, в пределах которой в конкретной обстановке возможна передача возбудителей и распространение инфекционной болезни.

Эпидемический очаг существует в течение определенного срока, исчесляемого по длительности максимального инкубационного периода от момента изоляции больного и проведения заключительной дезинфекции. Это срок, в течение которого возможно появление новых больных в очаге.

В становлении эпидемических очагов и формировании эпидемического процесса существенная роль принадлежит природной и социальной среде обитания людей.



Рассказать друзьям