Психология мести: как избавиться от желания мстить? Как избавиться от желания быть любимым и общаться с девушками? Просто понял, что ничего хорошего от них нет, лишь боль.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Желание порождает страдание», – говорили древние. «Избавься от желаний – и ты избавишься от страданий». Но человек – существо желающее, поэтому абсолютно избавиться от желаний он не в силах, однако он вполне способен быть свободным по отношению к ним.

Толкование закона

Вся человеческая жизнь представляет собой набор различных целей, которые человек ставит перед собой всю сознательную жизнь. Добиваясь одной, он незамедлительно ищет себе другую, и так до бесконечности, ибо человек – существо желающее. Основой цели, то есть более или менее четко спланированного плана действий, является желание. Поэтому можно с уверенностью сказать, что, если бы человек действительно избавился от этой своей черты – постоянно чего-то хотеть, человечество не смогло бы полноценно развиваться. Но, с другой стороны, человек разумный никогда не будет рабом своих желаний. Ведь, если смотреть на этот вопрос с философской точки зрения, желание – это производная человеческого мышления. В тот момент, когда они меняются местами, человек оказывается уже не в состоянии управлять своей волей.

Если избавление от желаний подобно смерти человека как общественной единицы (человек, у которого отсутствуют желания, не в состоянии добиться чего-либо), а зависимость от желаний приводит к моральному рабству, вопрос напрашивается сам собой: что же следует делать, чтобы не переступить заветную черту? Правило первое гласит: соизмеряйте свои потребности со своими возможностями. Во-первых, это избавит от будущих разочарований. Во-вторых, это наиболее короткий путь к рабству, так как в этом случае человек готов на совершение любых безумств и преступлений ради достижения своей цели.

Правило второе предупреждает: будьте последовательны при достижении поставленной цели. Никогда ничего не решайте наобум. Если ситуация в любой момент может выйти из-под контроля, то скорее всего так и произойдет. В этом случае человек попадает в кабалу к собственному азарту. Так чаще всего происходит с любителями азартных игр. Между прочим, последние – тоже рабы желаний, желаний прослыть удивительными счастливчиками, проживающими «легкие» деньги. Впрочем, человек по-настоящему азартный найдет свою «прорву» везде – от карьерного роста до желания объездить весь мир.

И, наконец, правило третье: не сотвори себе кумира из желаний. Человеческая жизнь многообразна и благодаря этому прекрасна, так что не стоит превращать ее в бесконечную погоню за исполнением своих желаний. Кроме того, существует еще один, скрытый и коварный риск. Говорят, когда боги хотят нас наказать, они исполняют наши желания. Никогда нет гарантии, что, получив то, о чем мечтал, человек станет более счастлив. Между тем, история пестреет примерами, когда исполненное желание становилось для человека гибелью. Вообще, чем невозможней ставят перед собой люди цель, тем больше вероятности, что они пожалеют об этом, вне зависимости от того, исполнится она или нет.

Если желание не исполняется, человек проживает всю жизнь в ожидании «звездного часа». А такая жизнь скорее напоминает наркотическую зависимость, нежели полноценное существование. А если он исполнится, вполне может оказаться, что результат принесет еще больше огорчений. Не говоря о том, что жизнь в этом случае начинает напоминать безводную пустыню – когда уже нечего желать и некуда стремится. Не зря же говорят, что сладко не столько исполнение желания, сколько ожидание этого.

Образ

Игрок казино, спускающий на рулетке все свое состояние и растрачивающий жизнь, не имеет сил остановиться в вечной погоне за нереальной мечтой. Он стал рабом собственных желаний и не в состоянии избавиться от них – и поэтому гибнет.

Доказательства закона

Как уже быдло замечено, история полна фактов, когда исполнение сокровенного желания становилось причиной еще большего несчастья. Так, например, некто Джон Рибен, проживавший в 1876 году в Нью-Йорке, больше всего на свете хотел разбогатеть и сделать это быстро и без последствий. Его работа мелкого клерка при всей его старательности вряд ли могла помочь ему в исполнении этого желания. Однако у него был престарелый дядя-коммерсант, который был не прочь завещать своему племяннику определенную, очень крупную сумму денег вместе с шикарным домом. Правда, при условии, что тот будет ухаживать за ним и честно вести его дела до самой смерти. Тогда, посоветовавшись с женой, Джон решил принять предложение своего родственника.

С этих пор на протяжении 12 лет семья Рибенов оказывала пожилому джентльмену обещанные услуги. Как каждый человек в его возрасте, хозяин дома был требователен, если не сказать капризен, но супруги все терпели, помятуя о наследстве. Однако, когда дядя умер и, действительно, по завещанию семья получила дом и кругленькую сумму, Джон уже не был этому рад. Те простые мелочи жизни, к которым он привык, внезапно стали для него недостижимым счастьем, круг, к которому теперь принадлежал Джон и его жена, диктовал свою линию поведения. Кроме того, доставшийся им дом навевал слишком много воспоминаний о годах, которые они провели в нем, ухаживая за престарелым человеком. В конце концов Рибены продали дом и уехали в Калифорнию, чтобы начать жизнь сначала.

А вот другой пример того, что бывает с человеком, когда он попадает в рабство к своим желаниям. Поль Дювалье, некогда известный брокер Парижской биржи начала ХХ века, был охвачен стремлением попасть на развалины старого Мемфиса. Многие из его коллег считали эту затею безумием. Однако сам Поль относился к ней совершенно серьезно – увлекшись еще в юности египтологией, он прочитал однажды, что проведенная в одной из великих пирамид ночь дает человеку сверхспособности – телепатию, левитацию и т. п.

Для подтверждения своей теории Дювалье прочитал массу литературы – как научной, так и популярной, буквально «заболев» этой идеей. На литературу, выставки, проводимые различными музеями, а также открытые лекции необходимы были деньги. Он тратил на свою мечту все заработанные франки, с каждым годом все меньше и меньше обращая внимание на свой собственный вид.

В результате он стал охладевать к своей работе. Его друзья еще пытались вернуть его на «грешную землю», но – безрезультатно. Он отдалился от общества и поменял работу на бирже на работу сторожем в музее древностей. Неизвестно, чем бы кончилась эта история, но однажды он нашел единомышленника. Вместе с этим человеком Поль намеревался отправиться в Египет и осуществить свою мечту. На сборы ушло полтора года.

За это время они успели найти экспедицию, руководитель которой согласился взять их с собой за определенную плату и с условием, что на него не ложится никакой ответственности за их судьбы. Чтобы найти необходимую сумму, Дювалье пошел на преступление – вместе со своим новым приятелем они вскрыли небольшую ювелирную лавку. Судьба и в этот раз оказалось к нему благосклонна – экспедиция отправилась в Африку раньше, чем полиция Парижа вышла на их след.

Там, в старом Мемфисе, мечта Дювалье все же осуществилась, правда не сразу. Очень долгое время он не мог пробраться в пирамиду и, тем более, провести в ней ночь. Однако и здесь ему помогли деньги. Подкупив одного из смотрителей, Поль проник внутрь и стал ждать... Наутро он вышел оттуда совершенно разбитый и практически безумный. Конечно, его мечта была не более чем клевком на уловку журналистов, старавшихся привлечь внимание к газете и потому написавших ту злополучную статью. Но для человека, всю свою жизнь положившего на исполнение своего желания, это было полным крахом. В результате Поль Дювалье, у которого не было даже денег, чтобы вернуться домой, покончил с собой, не пережив разочарования.

У каждого человека существуют такие периоды в жизни, когда какое-либо желание или цель кажется настолько сладостной, что жить без нее невозможно. Но у разумного человека, человека, который в состоянии одолеть свои страсти, свои желания, всегда найдутся силы справиться с этими внутренними «монстрами», способными разрушить человеческую личность.

Авторитетное мнение

Они нам все дают и все отнимают – власть, богатство, женщин. Мы считаем себя их господами, а на самом деле мы – лишь жалкие их рабы. Имя им – желания.

(«Махабхарата»)

Обратная сторона закона

Так, может быть, лучше вообще избавиться от желаний раз и навсегда и достичь желанной нирваны? Но, как ни удивительно, здесь и кроется обратная сторона закона. Впрочем, жизнь не была бы тем, что она есть, если бы все головоломки решались просто. Человек перестает быть человеком, как только перестает стремиться к невозможному. Одна из неотъемлемых сторон человеческой натуры – вечная тяга «за линию горизонта». Таким образом, избавляясь от желаний, человек избавляется от жизни.

Цель нередко определяет человеческое существование. Кто-то безответно влюблен и стремиться обрести взаимность. Кто-то небогат и стремится к благосостоянию. Кто-то не может жить однообразием и стремиться в дальние страны – за новыми ощущениями и впечатлениями. Следовательно, в основе всех достижений человека лежат только желания. Отказывается от желаний только человек, максимально пресыщенный успехом и легкостью достижения любых целей.

Следом за подобным состоянием обычно на человека наваливается полная апатия – отказ от любых действий. Или, что не менее разрушительно для человеческого «я», – постоянный поиск чего-то нового, что постепенно перерастает в манию. Бесстрастность, казалось бы, дает человеку множество преимуществ перед себе подобными, но это обманчивое мнение. Лишаясь желаний, человек лишается целей, лишаясь эмоций, неразрывно связанных с желаниями, он теряет способность наслаждаться жизнью. Таким образом, выстраивается замкнутый круг.

Кроме того, постоянно держа себя в «ежовых рукавицах» и не позволяя себе подпадать под власть желаний, человек рано или поздно начинает ненавидеть и себя – за неспособность оценить человеческие радости, и тот стиль жизни, который он сам себе навязал. В результате человек стремиться высвободиться из-под гнета собственной строгости, а это чаще всего приводит к совершенно противоположному эффекту, он становится несдержанным, излишне подверженным страстям и эмоциям, а главное – постоянным переменам в настроении, что делает общение с ним чрезвычайно затруднительным. Замечено, что, чем строже запреты, налагаемые на личность, тем неожиданнее и беспощаднее она будет бунтовать против них. Поэтому можно только посоветовать не забывать о чувстве меры при выполнении этого закона.

Притча

В древности жил один царь, славившийся своей великой скупостью и любовью к деньгам. Он был сказочно богат, но единственным его желанием было – обогатиться еще больше. Ничего ему так не хотелось, как прослыть самым богатым человеком на свете. Царь буквально бредил этой мечтой, постоянно взывая к Богу, чтобы тот помог стать ему еще богаче и еще могущественней. Наконец, Господь устал от его просьб, и однажды ночью явился к царю прекрасный крылатый посланник и молвил: «Твои мольбы услышаны, проси все, что ты хочешь». И тогда царь, безмерно обрадовавшись, воскликнул: «Я хочу, чтобы все, к чему бы я ни прикоснулся, превращалось бы в золото». Посланник печально кивнул и сказал: «Да будет так».

Утром, проснувшись, царь решил проверить свой дар и – о, чудо! – к чему бы он ни прикоснулся, все превращалось в золото. Царь словно обезумел – он превратил свою мебель, и животных, и деревья в саду в золото, но ему хотелось еще. И тогда в его дворце вместо проворных слуг выстроились золотые статуи. Но прошло время – и царь проголодался. Тогда он внезапно осознал, что находится совершенно один. Он схватился за голову и тут же превратился в глыбу желтого металла.

Несколько месяцев назад у меня созрел план двух небольших статей. Первую хотел назвать «Принцип искренности», вторую - «Принцип тщетности». Их основные идеи простые, испытанные на себе и клиентах. Но я, как часто бывает, не удержался и начал мудрить.

Основная мысль статьи об искренности: даже сомнения в святом - чисты, потому что честны.

Основная мысль статьи о тщетности: страх уходит, когда осознаешь неизбежность потери.

Надежды

Самый распространенный способ радоваться жизни - это обсасывание сладких надежд. Надежды лелеют, упоенно выстраивают, хватаются за них, как за единственное спасение. И страдают в основном, когда этим хрупким химерам что-то грозит.

Убей надежду, и что останется? Без нее срываются в безнадегу. Словно есть только два варианта - либо успех, на который надеются, либо полный абзац. Поэтому и радуются не настоящему, а надеждам на лучшее, и страдают не столько в реальных ситуациях, сколько от мрачных прогнозов. Даже грусть по прошлому - это такое предвидение лишенной чего-то важного жизни.

Присмотритесь внимательней: вы радуетесь не реальным победам и приобретениям, а открывающимся в такие минуты привлекательным видам на будущее. И расстраиваетесь не проигрышам и потерям, а мрачным предчувствиям грядущего ухудшения ситуации.

Так живут не настоящей, а предполагаемой жизнью. Видимо текущий миг, хоть и остается единственной реальностью, - слишком краток, чтобы принимать его всерьез. А вот будущее кажется обширным… пока ум фокусируется на опасениях и надеждах. Иного будущего для нас нет.

Зачем избавляться от желаний

Желания - это присвоение несуществующего: ум в воображении снимает кино о затмевающем реалии будущем, и принимает его за гарантированный сценарий жизни. Распаленные навязчивые желания - это и есть надежды.

Когда-то давно я вычитал, что Будда предлагал отключение желаний как средство излечения от всех проблем. И мне казалось - это какая-то запредельная фантастика для сказочных аскетов. Как так - взять и перестать желать? Нутро не подчиняется таким заклинаниям.

Но спустя годы я увидел, как желания отваливаются сами, когда обнажаешь их тщетность - беспочвенные расчеты заполучить желанное.

Желание излучает жар томления, пока рассчитываешь на его исполнение. Нет расчета - нет желания. Поэтому никто всерьез не мечтает о таких фантастических вещах, как: мир во всем мире, вечная молодость и здоровье, сверх-способности… Мечтают о том, на что рассчитывают.

От желания избавляешься, когда пронизывающе осознаешь его бессмысленность. То есть изначально в нем «смысл» маячит. Его еще называют «вторичной выгодой». Когда видишь, что «выгода» не оправдывается, мышление и поведение меняются спонтанно.

Маешься от желания? Осознай необоснованность расчета - и желание уйдет. Иногда осознание накрывает мгновенно, иногда требует ювелирного анализа или «медитации» о природе явления.

Примеры

Тщетно - рассчитывать на конкретное будущее - его может не случиться.
Тщетно - доказывать правоту - этот голод никогда не унять доказательствами.
Тщетно - скандалить, рассчитывая на согласие и понимание - конфликты ведут к разрушению.
Тщетно рассчитывать на справедливость - у жизни свои неведомые нам планы.
Тщетно - умничать и рисоваться - лишаешься реальной душевной близости.
Тщетно требовать любви - принуждения к ней вызывают противоположную реакцию неприязни.
Тщетно - рассчитывать на покровительство - страх потери опор не покинет.
Тщетно - рассчитывать на взаимность, если ее изначально нет.
Тщетно оберегать ребенка на каждом шагу. Реальность не станет его жалеть, но даст ему шанс повзрослеть.
Тщетно - сопротивляться правде - самообман покоя не даст.
Тщетно - принуждать себя к осознанности. Она, как и сон, естественна - нечто из глубин начинает спонтанно интересоваться настоящим.

А на что рассчитывать можно?

Представьте, как после трудового дня, изголодавшись, вы решаете наградить себя вкусным ужином, и обтекая слюнями, несете тарелку к экрану, чтобы оттянуться за просмотром сериала. Насколько полно вы принимаете в этот миг настоящее? Ведь вы - само ожидание наступающего отрезка комнатного счастья.

Нутро настраивается на единственный вариант реальности в счастливом ублажении ума и тела. А что если на полпути тарелка с едой перевернется на пол? Маленькая частная трагедия, а?

А ведь желанного и годами ждут. Масштабные цели - масштабный облом расчет. Насколько надежны такие расчеты? Контролируем ли мы будущее? Знаем его?

Мы знаем даты, можем предсказывать статистически вероятные последствия, дела и встречи в конкретные дни. Но какими они будут, по-настоящему не знаем никогда.

Не знаешь даже, о чем подумаешь через секунду. Что есть кроме этого мига? Череда мельтешащих, пугающих и обнадеживающих миражей в уме.

Но мы врем себе, потому что любим надеяться. Не берем в расчет такую реальную вероятность, что никакого будущего для нашего драгоценного «я» может не наступить вообще. Форс-мажоры, внезапные неотложные дела, рояли в кустах и прочие спонтанности жизни - их в расчет включать не спешат.

Десять лет назад одна моя родственница неожиданно покинула тело в 30-летнем возрасте. У нее заболела голова, а через два часа ее не стало. Никто не ожидал.

Надежда - это воображаемое владение чем-то якобы реальным. Хрупкая фантазия, на которую делают ставку размером с жизнь.

Контрольные вопросы: «Чего я себе присвоил(а)? За что трясусь?».

Как приходят к осознанности

Могу ли я владеть человеком? Могу ли гарантировано проводить с ним время, когда захочу? Владею ли «собственным» телом? Гарантировано ли успешное будущее?

Это непростая истина. Для ума, привыкшего владеть она тревожна, потому что сжигает его эфемерные богатства. Через боль разочарования в иллюзиях приходят к осознанности.

Когда кажется, что хочешь осознанности, на деле снова пытаешься овладеть миражом, каким-то иным воображаемым состоянием. Осознанность - это вкушение того, что есть уже, каким бы оно ни было.

Реальной осознанности не хочется - ее можно только благодарно принимать - она раскрывающаяся правда. А желание осознанности - жвачка для ума, смакование «обгоняющего» реальность образа себя «лучшего», осознающего. И очередная надежда.

Осознанность вскрывает неприятие настоящего: приближаешься к нему вплотную, видишь, как этот протест против реальности требует удовлетворения. Но ты уже знаешь, что насыщать его тщетно - можно бегать от себя годами. Поэтому больше не дергаешься, не спешишь, а продолжаешь смотреть.

Становится тяжелей. Эго словно тошнит. Но если не сбегаешь, тогда блок голодного «я» пронизывает насквозь жизненной энергией. И все проходит. С потерей очередного иллюзорного владения уходят и переживания о нем. Никакого оргазмического насыщения. Просто покой и ясность.

Разочарование в иллюзорном отрезвляет и возвращает к настоящему. Все будет отпущено. Возможно, что-то останется. Мы никогда не знаем, как сложится. Будет, как Бог даст.

Традиционно восприятие человека неразрывно связано с непрерывным потоком мыслей. Мысли привлекаются наиболее сильным эмоциональным переживанием. Обдумывание переживания репродуцирует его, создавая новые переживания и желания. Возникающее желание испытывать определённое переживание направляет внимание на объекты и события, связанные с данным переживанием, окрашивая эмоциями мир и создавая индивидуальность и неповторимость в восприятии.

С одной стороны, желания порождают удовольствия и наслаждения, а с другой - боль и страдания. Желания являются мотивацией в действиях и придают жизни кажущийся смысл. Но сам источник наслаждения, к которому стремятся желания, находится не во внешнем мире, а внутри каждого и является вашей природой. Тот, кто ищет источник наслаждения вовне, а не в себе, не пытаясь разобраться в природе своих желаний, зависит от прихотей своего ума, обусловленного заложенными в него убеждениями, и обречён испытывать боль и страдания.

Так чем же являются желания? Как они возникают? И как стать свободным от желаний, возникающих в обусловленном уме, и избавиться от боли и страданий?

Желания нереальны - они возникают в уме как проекция будущего, как стремление получить удовольствие, как игра воображения ума, который представляет, каким должно быть это удовольствие. Это представление всегда иллюзорно, ведь воображаемые события будущего на момент их прокручивания в уме существуют уже как фрагменты памяти и являются прошлым воспоминанием о воображаемом будущем. И когда представление совпадает с неизбежным, умом даётся положительная оценка, вызывающая наслаждения, а если не совпадает, то ум даёт отрицательную оценку, что приносит страдания. Но если быть внимательным, то можно обнаружить, что наслаждение и страдание возникает не в результате происходящих событий, а только в результате оценочных действий ума, а, следовательно, сам механизм не является чем-то внешним, а заложен внутри вас. Возникающие при этом эмоции заставляю вас поверить в отождествления ума и реальность созданных им воображений.

Ослепляя азартом возникающих эмоций, ум втягивает вас в игру под названием «исполнение желаний». Игра в желания подобна игре с подбрасываемой монеткой, на одной стороне которой находится желаемое, а на другой - нежелаемое. Желаемое приносит удовольствие, а нежелаемое - боль и страдания. В желании получать удовольствие вы попадаетесь в ловушку ума. Подбрасывая монетку желаний, втягиваетесь в азартную игру, обрекая себя на боль и страдания.

Создавая представление о том, каким должно быть будущее, ум порождает желание - переживание о его исполнении - беспокойство о будущем . А когда желаемое не совпадает с неизбежным, в уме возникает ещё одно переживание - «Почему всё произошло не так, как должно было быть?» Так создаётся ещё одна конструкция ума – переживание о прошлом , которое несёт в себе страдание и боль .

Прошлое - лишь фрагменты памяти, будущее - только игра воображения ума. Ни прошлого, ни будущего не существует, существует только сейчас. Но блуждая во времени и пространстве, ум из фраментов памяти и воображения будущего создаёт ложное представление о жизни. Возникающие эмоции придают реальность этому воображению, заставляя вас поверить в то, что это представление ума и есть ваша жизнь, единственная и неповторимая. Пребывая в этой игре, не понимая механизма наслаждения и страдания, большинство людей, попадаясь в эту ловушку ума, находятся в погоне за исполнением желаний, создаваемых обусловленным умом, теряя истинный смысл своего существования .

Чтобы стать свободным от обусловленностейо ума, от создаваемых им страхов, беспокойств, переживаний, необходимо навести в нём порядок. И сделать это можно, только развив в себе способность к различению истинного от иллюзорного, исследуя себя, .

Станислав Милевич



Рассказать друзьям