Большинство родителей обращаются к детскому психологу, потому что считают, что у них растет нервный ребенок. Это понятие может иметь несколько смыслов, все зависит от конкретной ситуации, модели поведения. Психически неуравновешенным дитя является только в том случае, когда у него часто появляется негативное отношение к окружающему миру, родителям, близким и знакомым людям. Как распознать и психические отклонения?
Причины нервных расстройств
Нервным называют ребенка, который агрессивно ведет себя, постоянно чего-то пугается, плачет, раздражается по мелочам, закатывает , легко возбудим. Часто проблема заключается не в физиологических отклонениях, а в ошибочной системе воспитания. Родителям придется исправлять свои ошибки, пока не поздно.
На детях младшего возраста отражаются некоторые факторы, поэтому нужно создать комфортные условия для формирования, развития личности:
- Постоянный режим дня.
- Полноценный сон.
- Сбалансированное питание.
- Размеренные физические нагрузки.
- Личная гигиена.
Важно! Если все физиологические факторы присутствуют, но дитя продолжает себя плохо вести, нужно внести некие коррективы в ваши отношения.
Использование нервов в собственных интересах
Родители часто недооценивают своих крох. Все детки достаточно практичные. Когда они выбирают модель поведения «нервного» ребенка, а не уравновешенность, спокойствие, они видят для себя в этом выгоду. Прежде всего виноваты в этом родители: научили использовать нервность, крики, истерики для достижения определенных целей.
Рассмотрим обычную ситуацию! Папа занят, а сыну что-то нужно. Ребенок начинает спокойно просить, родитель отвечает: «Сейчас, немного подожди» , при этом не покидает своего дела. После этого дитя становится настойчивым, капризничает, плачет, закатывает истерику, и папа сразу же подрывается, дает то, что просил ребенок. Как вы думаете, какая модель поведения сформируется у малыша? Конечно же, он привыкнет выражать свои желания истериками. Кто виноват в этом? Родители, которые должны уделять достаточно времени своему ребенку.
Как нужно было поступить папе? Сразу же выполнить требование, если оно реально, и не дожидаться истерики. Капризам нельзя потакать. Не можете выполнить требование, спокойно объясните ребенку, переведите внимание на что-то другое. Психологи категорически запрещают приучать малыша к модели: «заплакал – получил, что хотел» . Ваша цель научить ребенка мыслить по-другому: «нормально попросил – получил вознаграждение» . Вы должны всеми силами создать здоровые, спокойные условия без капризов, агрессии.
Быть ли родительскому хладнокровию?
Упустили момент? Хотите исправиться? Нужно приучить малыша думать в обратном направлении. Давайте желаемое только, когда дитя спокойно, обязательно хвалите за то, что ребенок не плачет, хорошо и уравновешенно ведет себя.
Кроме того, основная ошибка родителей – непоследовательность в наказаниях, поощрениях, запретах. Многие мамы и папы могут один поступок по-разному расценивать. В одной ситуации наказывают, а в другой просто не замечают. Это говорит о том, что родители предъявляют требования, но не всегда следят, чтобы дитя их выполняло, а потом начинают наказывать.
Наведем пример : малыш смотрит телевизор, мама проходит спокойно просит: «Выключай уже» . Как ребенок воспринимает информацию? Продолжает дальше смотреть телевизор.
Что нужно было бы сделать? Мама должна сказать: «Еще минуту смотришь и все, я выключаю телевизор», затем нужно подойти и выключить. Конечно, дитя начнет просить продлить время, если только на 5 минут, то можно, в других ситуациях потакать нельзя.
- Родительское слово не должно терять силу в глазах ребенка.
- Перечислили требования, идите до конца, чтобы малыш их четко придерживался.
- Не бросайтесь угрозами: «Еще раз и будешь наказан» . Реализуйте в жизнь! Только это не должно быть , найдите другие методы влияния.
- Следите за целесообразностью запретов. С самого раннего детства малыш слышит указания типа: «Сядь спокойно!», «Не трогай!», и начинает трактовать как необязательные. Ведь, когда вы говорите это маленькому ребенку, он все равно бегает, прыгает, трогает. Сомнительны фразы: «Не кричи в автобусе», «Не ешь руками» , ведь кроха все равно в своем возрасте это будет делать. Впоследствии «Нельзя» превращает нормального ребенка в нервного. Лучше спокойно объяснять, почему нельзя кричать, что-то трогать и пр.
Часто детская повышенная нервозность связана с чрезмерным возбуждением, которое появляется по таким причинам:
- Бурная смена событий.
- Много ярких впечатлений.
- Переизбыток информации.
Дети слишком чувствительно все воспринимают, могут стать нервными в любой ситуации, она не обязательно должна быть катастрофической. Просто дитя ее осмысливает именно так. Психологи считают: ребенок может легко перенести развод родителей, без , если не будет нагнетена обстановка, слишком драматизирована ситуация.
Когда родители постоянно ссорятся, чаду приходится прибывать в нервной обстановке, где крики, слезы, агрессия, рукоприкладство, дитя тоже через время начинает проявлять свои эмоции.
Запомните! Дети быстро вбирают то, что происходит вокруг их. Задача родителей – положительно настраивать своих крох, не передавать им негативный настрой, стараться держать себя в руках. Вот только тогда ребенок будет уравновешенным.
Итак, нужно внимательно относиться к своим деткам. Иногда их нервозность – это первый симптом серьезного нарушения эмоциональной сферы. Чтобы исправить ситуацию, нужно будет приложить максимум усилий. Не проявляйте , не показывайте свой гнев малышам. Лучше целуйте, обнимайте, ласково называйте своих деток, делайте все, чтобы они росли спокойными и здоровыми!
С ребенком, вспыхивающим по любому поводу, непросто иметь дело. От его необдуманных поступков страдают все: братья и сестры, родители, приятели в садике и школе.
Неумение контролировать свои действия в периоды гневных вспышек приводит к тому, что дети начинают распускать руки, кричат, царапаются, кусаются и щипаются.
Что же делать, если у вас в семье подрастает вспыльчивый ребенок? Советы психологов помогут вам переломить эту негативную тенденцию.
Ни первое, ни второе, считают специалисты. Зачастую подобная черта характера проявляется у тех детей, чьи папы и мамы не уделяли должного внимания эмоциональному воспитанию. Ребенок растет вспыльчивым просто потому, что не может иным способом выразить свое настроение.
Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет вспыльчивого человека, как склонного к горячности и легко раздражающегося. По мнению же психологов, вспыльчивость – это эмоциональная несдержанность, взрывная раздражительность, свойственная темпераментным детям.
Таким образом, подобная крайняя эмоциональность зависит еще и от детского темперамента. Неуравновешенность больше характерна для маленьких холериков, чем для флегматичных детей. Вспышки плаксивости и злости также можно наблюдать и у меланхоликов.
Вспыльчивый ребенок: какой он?
Если вы не уверены, чрезмерно ли раздражителен ваш ребенок, обратите внимание на следующие особенности, присущие вспыльчивым детям.
- С раннего детства малыш чрезмерно активен, даже не научившись ходить. Его движения резкие, быстрые, он часто плачет. Устраивая истерики, кроха падает на пол и сучит ногами.
- Вспыльчивых детей легко вывести из себя, а свое недовольство они выражают резко и порой агрессивно: ломают игрушки, которые не работают, рвут книжки, если родители отказываются ее читать, толкают других ребятишек.
- В сложных ситуациях такой ребенок действует мгновенно. Однако излишняя эмоциональность мешает продуктивности его поступков. Чаще всего детское поведение разрушительно и непоследовательно.
- Несдержанных детей можно назвать экспериментаторами. Они первыми вступают в игру, любят проявлять инициативу, но о последствиях собственных поступков задумываются редко.
- Таким малышам требуется большое свободное пространство. Они не переносят тесноту, избегают телесных контактов со взрослыми и сверстниками.
- Вспыльчивый ребенок нечувствителен к желаниям других людей. Он предпочитает держаться подальше от ровесников, вступая во взаимодействие лишь в особых случаях – например, при защите собственных интересов.
Читайте также: Самые известные методики раннего развития
Несмотря на вышеперечисленные негативные черты характера, неуравновешенный ребенок часто обладает большим творческим потенциалом и массой других положительных качеств. И только нарушенный адаптивный механизм психики и отсутствие эмоционального контроля не позволяет окружающим заметить эти позитивные стороны.
Как бороться с детской вспыльчивостью?
- С раннего возраста обозначьте перед малышом рамки дозволенного. Выполнять требования нужно неукоснительно, несмотря на разные обстоятельства, настрой ребенка и собственное настроение. Запрет можно выражать в любой форме – от недовольных взглядов до физических ограничений (крепких объятий).
- Вспыльчивость, как особенность темперамента, наследуется от родителей. Поэтому воспитывайте детей своим примером – сдерживайте проявления гнева, раздражения, особенно в их присутствии.
- Отслеживайте ранние симптомы назревающего срыва. Так вы успеете отвлечь детское внимание и предупредить эмоциональную вспышку. Явными признаками приступа может быть:
- повышенная двигательная активность и суетливость;
- замыкание в себе;
- демонстративное непослушание;
- хныканье.
- Бесполезно требовать от ребенка «замолчать» и «посидеть в тишине». Напротив, вовлеките его в беседу, расспросите, что он чувствует и о чем думает. Если дети научатся рассказывать о своих эмоциях спокойным тоном, то и впредь смогут их выражать более приемлемым способом – через речь и, к примеру, рисунки.
- Если вспышку не удалось предотвратить, не кричите на свое чадо. Дайте ему время выплеснуть отрицательные эмоции наружу, чтобы он снял напряжение и успокоился. Однако не забудьте еще раз твердо объяснить, каких поступков вы от него ждете.
Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.
Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.
Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.
Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.
Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.
Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:
- задержки развития;
- раннего детского возраста;
- синдром дефицита внимания.
Причины психических расстройств у детей
Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.
Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.
Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.
Симптомы психических расстройств у детей
Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:
- тики, синдром навязчивости;
- игнорирование установленных правил, ;
- без видимых причин часто меняющееся настроение;
- снижение интереса к активным играм;
- замедленные и необычные телодвижения;
- отклонения, связанные с нарушением мышления;
Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.
Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.
Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.
Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.
Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).
Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает .
Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.
Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.
Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.
Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.
Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:
— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;
— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;
— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;
— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;
— шизоидность и циклоидность;
— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;
— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.
Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.
Признаки психического расстройства у детей
Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.
Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:
— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;
— попытки убить себя или навредить;
— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;
— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;
— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;
— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;
— сильные тревоги, мешающие обычной активности;
— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;
— употребление алкоголя или наркотиков;
— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;
— перемены в поведении.
На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.
Лечение психических проблем у детей
За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.
Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет : родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.
При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.
Елена Колобова
Социально неуравновешенные дети: их проблемы и возможности решения
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Социально неуравновешенные дети :
их проблемы и возможности решения
Воспитатель : Е. С. Колобова
Социально неуравновешенные дети - это дети , не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом , внешним миром.
Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается, как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, конформность, аутичность, т. е. гипоактивность.
И то и другое - гиперактивность и гипоактивность - формы, часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей .
Разделение на гипоактивные и гиперактивные формы поведения социально неуверенных детей носит условный характер. Даже гипоактивные дети часто могут проявлять агрессивность, но, с методической точки зрения, гиперактивность в агрессивной форме следует выделить в самостоятельный вид проявления социальной неуверенность
Ребенок, который плохо приспособлен к жизни, не стремиться самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно умные родители стараются помочь ребенку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка (а затем у взрослого человека) формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально уверенное поведение , социально - компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.
Для нормального развития, каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает ее по какому - либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах - беспокойство, тревогу, вину, гнев, т. е то, что мы называем социальной неуверенностью .
Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе - положительную Я - концепцию, которая определяется тремя факторами :
Чувством собственной значимости;
Уверенностью в способности к какому - либо виду деятельности, т. е. осознанием собственной компетенции;
Убежденностью в импонировании другим людям.
Все эти факторы имеют социальный характер .
Социально неуверенные , имеющие неадекватную оценку дети склонны , чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением.
СЕМЬ АСПЕКТОВ СОЦИАЛЬНО НЕУВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ.
1. Мотивами социально неуверенного поведения являют социальные страхи , возникающие при неадекватной социализации , которая формирует дефицит социальных навыков .
2. Социально неуверенное поведение на основе социального страха связано с повышенным вниманием к себе (центрацией на себя, заниженной самооценкой, ожиданием неудач, не успешностью, повышенной зависимостью от оценки социума .
3. Продолжительно функционирующий, воспроизводящий и поддерживающий сам себя порочный круг социальный страх - социально неуверенное поведение постепенно становиться для ребенка установкой, т. е. выстраивается в структуру личности.
4. Формы неадекватной социализации уже отсутствуют в реальной жизни, но продолжают существовать в памяти в виде установок, в виде внутреннего социального цензора . При дефиците социальных навыков этот цензор , оценивая опасность получения негативного мнения от социума при прогнозировании социального взаимодействия , блокирует многое, часто необходимые для здоровья ребенка действия.
5. Блокада действия при дефиците социальных навыков приводит к реакции беспомощности в форме социально - неуверенного поведения : пассивности, аутичность, безынициативности, отчуждения, неприятия, и т. д.
6. Социально неуверенное поведение возникает в определенной ситуации при взаимодействии (мысленном или реальном) с социумом . Внутреннее или внешнее «око социума » подталкивает ребенка к социально неуверенному поведению.
7. Индикаторами социально неуверенного поведения являются большое число вербальных и невербальных поведенческих стереотипов, структура социальных контактов и деятельность ребенка вне этих контактов.
СОЦИАЛЬНО КОМПЕТЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - ПУТЬ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.
Анализ социально неуверенного поведения указывает на то, какие навыки отсутствуют у ребенка и какие причины лежат в основе этого.
Социально компетентное поведение обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям.
Социально компетентное поведение различается по трем уровням : большой и разнообразный набор техник поведения; адекватное восприятие ситуаций, способность к рефлексивному контролю как ситуации, так и альтернативного поведения.
Компоненты социально компетентного поведения :
Умение сказать «нет»
Умение выражать желания и требования
Владение навыками эффективного общения : умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;
Выражать как позитивные, так и негативные чувства.
Социальо компетентное поведение характеризуют следующие факторы :
1. Умение проявить волю, принять собственное решение
2. Выбор рационального обоснованного поведения, (умение самокритично и рефлексивно наблюдать, оценивать собственное поведение, контролировать свое состояние и освобождаться от социального страха в общении с другими.
3. Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев, переформировать их в продуктивную форму поведения.
4. Проявлять самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения, и не за счет других. Предоставлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.
5. Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.
6. Узнавать конфликтную или близкую к ней ситуацию. Развивать стратегию ее устранения, искать различные возможности удовлетворения различных притязаний.
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Социальная неуверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков , которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ само утверждающего поведения, творческого самовыражения.
Задача педагога - помочь детям приобрести опыт социального уверенного поведения и развивать в процессе общения их социальные способности .
Для достижения эффекта в работе необходимо опираться на внутреннюю активность ребенка, учитывать интересы детей, стремление к познанию нового, на подражание как врожденный механизм развития.
Публикации по теме:
Утренняя гимнастика на воздухе для детей старшего дошкольного возраста. Проблемы, пути их решения В настоящее время особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в различных формах – физкультурные занятия,.
Цвет играет значительную роль в жизни здорового или больного организма и имеет первостепенное значение для ума человека. Он не только делает.
Дидактические карточки для выкладывания решения задач Цель Учить детей выкладывать решение задач на сложение и вычитание в пределах 10.
Конспект НОД «Вежливые дети - лучшие на свете» по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Разработан: Костюченко Светланой Валентиновной воспитателем группы № 5 ГБДОУ ДС №6. Цель. Систематизировать и закрепить знания детей в.
Консультация для родителей «Способы решения детских конфликтов» Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей,.
План проекта по социально-нравственному развитию в старшей группе «Неразлучные друзья-взрослые и дети!» ЦЕЛЬ: Формирование у детей представления о семье, родственных отношениях и культуре общения со взрослыми и сверстниками. ЗАДАЧИ: 1. Способствовать.
Семинар-практикум «Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции». Семинар-практикум «Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции». План семинара: 1. Теоретическое обоснование проблемы - психологический.
В начале сентября в нашем детском саду стартовала акция: "Дети против ДТП".Сегодня я предлагаю вам фото отчёт об этом мероприятии. Всю.
Современные проблемы литературного развития дошкольника и возможные пути их решения Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребёнка. Чтение веками служило средством становления.
Возможности современных технологий в работе по коррекции социально-эмоциональной сферы воспитанников Конспект методического объединения педагогов ДОУ
Возраст ребёнка: 8
Ребенок в 8 лет крайне неуравновешен
Периодически (особенно при смене режима – каникулы/учебный год; места – дом/в отпуске и т.п.) ребенок становится крайне неуравновешенным, агрессивным, на замечания реагирует остро (кричит, оскорбляет, сжимает кулаки). Причем завестись может из-за пустяка (я не хочу идти в этих брюках, хотя вчера все было нормально; мне не нравится эта майка, ты не положила мне сменку (хотя он сам ее может положить), ТЫ... обвинения). Я затрудняюсь корректно выйти из подобных ситуаций, как правило утром нет времени на продолжительные разговоры, а какой довод его вразумит, мне не всегда понятно. Заметила, что начало учебного года и в прошлом году было таким же. Может это повышенная тревожность? Может «Тенотен» или что-то вроде этого поможет?
Людмила
Здравствуйте, Людмила.
Вероятно, у вашего ребенка возрастной кризис, который приходится на первые школьные годы детей. В этот период дети адаптируются к иной, непривычной среде, стараются подражать взрослым, отказываются от прежних игр, могут игнорировать помощь, болезненно относятся к критике и замечаниям.
Вы должны понимать, что подобное поведение вызвано отнюдь не желанием насолить себе или вам, или сделать что-то назло. У ребенка происходит процесс осознания личности, когда каждое убеждение должно быть проверено на прочность и достоверность. Поэтому авторитет родителей обычно ставится под сомнение, чтобы затем проверить, насколько он вообще необходим, а также выявить границы собственной самостоятельности.
Как помочь ребенку справиться с кризисом:
- необходимо показать, что самостоятельность влечет за собой ответственность;
- полностью отказаться от гиперопеки: ребенок понимает, что он уже взрослый, и не нуждается в неуемной заботе;
- предоставлять выбор, если позволяют обстоятельства;
- приучать самостоятельно выполнять такие бытовые процедуры, как купание, отход ко сну, подготовка к следующему учебному дню;
- не повышать голос и не ставить ультиматумы. Решайте вопросы уравновешенно и аргументированно;
- постарайтесь не вмешиваться в жизнь ребенка и не давать советы, если он о них не просит. Сейчас ему нужно почувствовать свою самостоятельность;
- не стоит заставлять делать что-то через силу, никто не может быть идеальным;
- не унижайте и не устанавливайте ненужные запреты;
- не пресекайте попытки самовыражаться и озвучивать собственное мнение.
Для ребенка очень важно осознание того, что родители замечают процесс его взросления, становления как личности, и уважают его мнение и выбор. В этот момент необходимо донести, что с расширением круга прав, растет и круг обязанностей и ответственности за свои поступки, и это является неотъемлемой атрибутикой взрослого человека.
Рекомендуется замечать и поощрять положительные изменения в поведении ребенка, тогда он сам начнет стремиться к естественной, а не наигранной взрослости. Несогласие с родителями станет более осмысленным, а значит с ребенком можно будет вести вполне разумные переговоры.
Для того, чтобы начать принимать какие-либо препараты, рекомендую обратиться к детскому невропатологу, однако вы сможете справиться с ситуацией своими силами.
Всего вам доброго!
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я - родитель»