Профессиональное выгорание у медиков. Синдром выгорания медицинских работников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. В классических исследованиях Г. Селье, а позднее А.Лазаруса, было показано, что длительное воздействие стресса приводит к снижению общей психической устойчивости организма, появлению чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденции к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» — эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена — синдрома профессионального выгорания. В начале 70-х гг. прошлого столетия американский психолог X. Фрейденбергер впервые употребил словосочетание «психическое выгорание». Первоначально автор описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия у представителей социальных профессий. Позднее было дано определение этому феномену, и теперь принято считать, что это Синдром эмоционального выгорания.

Известно, что профессии медицинского профиля как никакие другие связаны с межличностным взаимодействием, поэтому для врачей и медицинских сестёр своевременная диагностика и коррекция подобных нарушений является весьма актуальной. Профессиональная деятельность врача предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Неся на себе «груз общения» доктор вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций — служить то утешением для пациента, то мишенью для раздражения и агрессии. Исходя из этого, медицинские работники вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, чтобы избежать эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — понятие достаточно новое для отечественной психологии и психиатрии. Актуальность его для медицинской общественности страны была продемонстрирована в нескольких исследованиях. В частности,. было показано, что распространённость СЭВ среди врачей психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов составляет почти 80%. Признаки синдрома эмоционального выгорания различной степени выраженности имели 58% специалистов, а у 16% данные нарушения имели развёрнутый характер с проявлениями всех стадий СЭВ. Клиническая картина СЭВ многогранна и состоит из ряда психопатологических проявлений, психосоматических расстройств и признаков социальной дисфункции. К психопатологическим проявлениям относят хроническую усталость, потерю энергии, нарушения памяти и внимания (недостаточная точность, дезорганизация), недостаток мотивации, а также личностные изменения (сниженный интерес, цинизм, агрессивность). Возможно развитие тревожного и депрессивного расстройств, которые могут способствовать суициду. Кроме этого, прослеживается связь между СЭВ и развитием зависимостей от психоактивных веществ.Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные расстройства (симптом раздраженного желудка, диарея), кардиоваскулярные нарушения (тахикардия, аритмия, артериальная гипертензия). Наблюдаются частые простудные заболевания, возможно обострение хронических болезней: бронхиальной астмы, дерматитов, псориаза и др.К признакам социальной дисфункции можно отнести социальную изоляцию, проблемы в семье, на рабочем месте.Большинство психологов выделяют три ключевых признака СЭВ:

  1. предельное истощение;
  2. чувство личностной отстраненности от пациентов и от работы.
  3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. Но затем наступает истощение Личностная отстраненность представляет собой межличностный аспект выгорания, его можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Сами обследуемые люди, испытывающие выгорание, описывают отстраненность как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе через изменение своего сострадания в отношении к пациенту. Как своеобразный способ защиты от эмоциональных раздражителей, мешающих эффективному выполнению работы. В крайних проявлениях СЭВ человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к человеку — субъекту профессиональной деятельности, Он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Ощущение утраты достижений, или чувство некомпетентности в процессе развития СЭВ становится доминирующим мотивом в оценке специалистом своей работы. Люди не видят перспектив для профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. СЭВ также имеет негативное влияние на личную жизнь людей. После эмоционально насыщенного дня, проведенного с пациентами, человек испытывает потребность отстраниться на некоторое время от всех людей, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. К признакам психической дисфункции, наблюдающимся при СЭВ можно отнести следующие: потеря ясности мышления; трудности концентрации внимания, ухудшение кратковременной памяти; постоянные опоздания несмотря на огромные усилия быть вовремя; увеличение числа ошибок и оговорок; увеличение недоразумений на работе и дома, несчастные случаи и ситуации, близкие к ним. Следует отметить, что люди, испытывающие выгорание, имеют негативное влияние на своих коллег, так как способствуют большему количеству межличностных конфликтов, а также срывают рабочие задания. Таким образом, выгорание может быть «контагиозно» и, распространяться через неофициальные взаимодействия на работе. Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

  1. Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, расстройства сна и специфические соматические проблемы).
  2. Эмоциональные симптомы (раздражительность, тревога, депрессия, чувство вины, ощущение безнадежности).
  3. Поведенческие симптомы (агрессивность, черствость, пессимизм, цинизм, зависимости от психоактивных веществ).
  4. Симптомы, связанные с работой (прогулы, плохое качество работы, опоздания, злоупотребление рабочими перерывами).
  5. Симптомы в межличностных отношениях (формальность отношений, отстраненность от пациентов, коллег.

Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

Ключевым компонентом развития СЭВ является несоответствие между личностью, её способностями противостоять стрессу и требованиями окружающей среды. Поэтому, все факторы, способствующие развитию этого синдрома подразделяют на организационные и личностные. При этом следует отметить, что организационные факторы в большей мере имеют влияние на развитие СЭВ. К организационным факторам, относятся: высокая рабочая нагрузка, недостаток времени для выполнения работы. отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства. недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное. невозможность контроля рабочей ситуации, невозможность влиять на принятие важных решений. двусмысленные, неоднозначные требования к работе. постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование). однообразная, монотонная деятельность. нерациональная организация труда и рабочего места (экстремальные температуры, шум, пассивное курение, депривация сна и т. д.). необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Среди личностных характеристик наиболее важны следующие:

    Повышенная личностная тревожность

  • Пониженная самооценка, склонность к чувству вины.
  • Выраженная эмоциональная лабильность.
  • Наружный локус контроля (в жизни опираются на случайность, удачу, достижения и мнения других людей).
  • Пассивные, избегающие стратегии выхода из сложных ситуаций.

Диагоностика синдрома эмоционального выгорания

В связи с тем, что большинство симптомов СЭВ являются неспецифическими, при диагностике таких расстройств часто необходим интегративный, междисциплинарный подход и хорошая кооперация между пациентом, врачом-терапевтом, психиатром, психологом и др. Для выявления СЭВ и определения стадии его развития необходимо учитывать: наличие симптомов выгорания, нарушений сна, соматических жалоб, их очередность и временные взаимосвязи со значительными жизненными изменениями, конфликтными ситуациями в семье и на работе; предшествующие и имеющиеся заболевания \хронические соматические, инфекционные\, которые могут сопровождаться астеническим симптомокомплексом или осложнять состояние пациента; социальный и профессиональный анамнез (наличие потенциальных стрессогенных факторов, учет возможных негативных влияний на личную и профессиональную жизнь); курение, употребление алкоголя и лекарств (антидепрессантов, транквилизаторов и др.); данные физикального обследования; психический статус, наличие психических расстройств; результаты психометрического тестирования (использование опросников для выявления синдрома эмоционального выгорания); результаты лабораторных анализов (общий анализ крови, тесты на функцию печени, почек, уровень электролитов в крови); «стресс-биомониторинг» — при необходимости и возможности выполнения (уровень кортизола, специальные иммунологические и эндокринологические анализы).

Профилактика и лечение синдрома эмоционального выгорания

Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи, поскольку то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося эмоционального выгорания. Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в развитие синдрома эвыгорания среди персонала, то самопроизвольного улучшения не происходит! Первичная профилактика: дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.); обучение техникам релаксации (расслабления) — прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация; умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет»; наличие хобби (спорт, культура, природа); поддержание стабильных партнерских, социальных отношений; фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Стратегии по предотвращению внешних обстоятельств, вызывающих выгорание (комбинация первичной и вторичной профилактики),

Мерами, направленными преимущественно на рабочее окружение, являются: создание, поддержание «здорового рабочего окружения» (т. е. временный менеджмент, коммуникативные стили руководства); признание результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата); обучение руководителей. Руководитель должен обеспечить возможность участия сотрудников в принятии важных для них решений. Поддержка со стороны руководства порой даже более важна, чем поддержка коллег. Воздействовать можно практически на все факторы, способствующие развитию синдрома выгорания.

Личностно-ориентированные стратегии.

Выполнение «тестов на пригодность» перед обучением профессии; проведение специальных программ среди групп риска (например, Балинтовские группы для учителей и врачей); регулярный профессионально-медицинский, психологический мониторинг. При терапии уже развившегося синдрома выгорания можно использовать следующие подходы: фармакологическое лечение согласно симптомам: антидепрессанты, транквилизаторы, адреноблокаторы, снотворные средства. Фармакологические препараты назначаются в среднетерапевтических дозах. Транквилизаторы или адреноблокаторы используются для кратковременного облегчения состояния, так как могут быть опасны при длительном применении из-за риска развития зависимости от транквилизаторов и нарушений сердечной проводимости от адреноблокаторов. Они не убирают суть проблемы. Антидепрессанты назначаются при наличии депрессии в структуре синдрома и лучше сочетать их назначение с психотерапией. Психотерапия (когнитивно-бихевиоральные , релаксационные техники, интегративная психотерапия); реорганизация рабочего окружения; комбинация изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением В первую очередь необходимо осознание проблемы и принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат. Необходима мыслительная перестройка: переоценка целей, осознание своих возможностей ограничений, позитивный взгляд на жизнь. К сожалению, в ряде случаев развитие синдрома эмоционального выгорания заходит очень далеко. Наблюдается стойкое негативное отношение к работе, к пациентам, коллегам. В таких ситуациях необходимым становится изменение места работы, переход на административный вид деятельности, работа, не связанная с людьми. улучшение навыков борьбы со стрессом.

Лечебные и профилактические меры во многом схожи, но при профилактике СЭВ еще можно обойтись без медикаментозной коррекции состояния. Так какие же меры профилактики необходимы? Прежде всего, обучение методам мышечной и психической релаксации. К первым относятся: периодическая «ревизия» мышечного корсета, устранение «зажимов», которые могут стать хроническими. Они являются телесным проявлением эмоциональных блоков! И умение расслабляться предотвращает возникновение мышечных зажимов, способствует повышению стрессоустойчивости. Одно из упражнений:

  • Примите удобную позу сидя или лежа. Определите для себя неудобство или стресс, которое вы хотите устранить. Эта эмоция обязательно имеет в теле свою локализацию! Например, вас раздражает поведение коллеги или пациента. Постарайтесь определить эту область, где базируется раздражение. Она может быть где угодно - в ногах, в туловище, в любом участке тела. Постарайтесь описать форму и размер этой области, её цвет, твердость или мягкость, любые другие качества. После подробного описания (для себя), начните мысленно посылать энергию в проблемную область тела. Вы должны представить этот сгусток энергии в виде, скажем, золотистого шара, свечение и тепло которого «испаряет», растворяет, уничтожает (как кому удобней) проблему в данной области тела. Следите за тем, как изменяется в вашем теле то, что мешает вам жить. Может изменяться форма, цвет, размер, местонахождение и другие характеристики. Постепенно вы устраните эту негативную энергию и проблему. И почувствуете значительное облегчение!
  • Еще одно упражнение - «подъём неба» - часто используется в различных восточных практиках, в том числе и в единоборствах: Встаньте прямо. Расслабьте все мышцы. Ноги вместе. Руки опустите вниз. Поверните ладони внутрь так, чтобы они смотрели в землю и были под прямым углом к предплечьям. Пальцы направлены друг к другу. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направлены к небу. Выполняя движение, плавно вдохните через нос. Поднимите голову вверх и смотрите на свои ладони. Тянитесь вверх, но не отрывайте пятки от земли. Задержите дыхание на несколько секунд и ощутите поток энергии, идущий от ваших ладоней вниз вдоль тела. Затем, через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Опуская руки, смотрите вперед. Выполняйте это упражнение десять раз каждое утро (или в течение дня, когда вам захочется). Регулярное выполнение только этого упражнения в течение двух - трех месяцев даст весьма ощутимые результаты! И тогда вы поймёте, почем «подъём неба» - одно из лучших упражнений!

Теперь о психической релаксации. Это различные медитации. Их множество и нет нужды приводить их здесь. Для верующих лучшей медитацией является молитва! Ну а для остальных предлагаю следующие нехитрые, но действенные приёмы:

  1. Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов - выдохов. Теперь дышите, как привыкли («автоматическое дыхание»). И просто наблюдаете за тем, как воздух входит в ваши легкие через нос и выходит через рот. Через некоторое время, вы почувствуете, что напряжение и назойливые тревожные мысли исчезли! Данный метод, как вы уже поняли, очень прост и эффективен! (Разумеется, можно выполнять это упражнение и лежа).
  2. Сядьте удобно. Выберете на стене против вас, на уровне ваших глаз два объекта на расстоянии 1,5 - 2 метра друг от друга. Это могут быть рисунки обоев, различные пятна. Лучше конечно вырезать кружки или квадраты из бумаги или картона и разрисовать их разными цветами. И прикрепить на указанном расстоянии. Зафиксируйте взгляд на несколько секунд сначала на одном объекте, затем несколько секунд на другом. И так продолжать несколько минут. Результат - голова будет «пустой». Все негативные мысли исчезнут!

Мерой профилактики является и правильная организация рабочего места. Это правильное освещение, расстановка мебели, цветовое оформление - обои «релаксирующих» тонов. Конечно же, кабинет не должен быть перегружен. Когда ординаторская «набита» врачами, это плохо.. В идеале, должна быть комната психологической разгрузки. Не зря, во многих врачебных и сестринских кабинетах, организуются «отсеки», где можно принимать пищу или просто «отгородиться» на короткое время от проблем отделения, посидеть в кресле или полежать. Довольно часто можно увидеть в кабинетах аквариумы. Созерцание воды, водорослей и рыбок хорошо снимает напряжение! Многие знают, что физические упражнения прекрасно снимают внутреннее напряжение, избавляют от негативных эмоций и дают положительный настрой. Но физкультура и спорт - вне рабочего времени, это понятно. Как же решить проблему расслабляющих физических нагрузок в рабочее время? Конечно, хорошо, если где-то есть теннисный стол, велотренажер

_________

Почему так подробно описываю эту забаву, спросите вы? Да потому, что с позиций биоэнергетики, это упражнение очень полезно. Во-первых, это определенная мышечная нагрузка. Во-вторых, этим можно заниматься в любом месте. И самое главное - это замечательное расслабляющее упражнение. У лежащего на спине партнера, позвоночник и всё тело принимает форму дуги. Снимается нагрузка с позвоночника и происходит расслабление. Если при этом, еще и немного потрясти лежащего, то расслабляющий эффект только усилится. Говоря о расслабляющем эффекте физических нагрузок, не стоит забывать о релаксирующем действии музыки. Приходя на консультации в некоторые отделения ЦРБ, наблюдаю, как некоторые врачи, в основном конечно молодые, расслабляются, слушая музыку через наушники. Это очень хорошо. Музыкотерапия вещь замечательная сама по себе. А наушники дают эффект отстраненности от окружающего мира, полностью погружая слушателя в мир звуков, особенно если закрыть глаза. Мы говорили о телесно ориентированных мерах «защиты». Но медперсонал работает, как говорится, в гуще больных. И все они очень разные. Среди них много «вязких», обстоятельных, требующих повышенного внимания к собственной персоне. Они готовы «утопить» вас в собственных жалобах, поиске сочувствия. И очень часто, всё это превращается в манипулирование врачом. Если не уметь говорить «нет», деликатно выходить из навязываемого разговора, отсекать себя от не нужных вам проблем - то вы - первый кандидат в «выгорающие». Эмпатичность хороша до определенных пределов. Должна быть четко обозначенная личная граница, разделение «Я» и «Ты». Слияние с личностью и соответственно с проблемами пациента, будет обесточивать вас! Если вы, при общении с пациентом ощущаете дискомфорт, легкое головокружение или у вас появляются другие неприятные ощущения, то знайте - перед вами человек с пониженной энергетикой! И он, чаще подсознательно, подпитывается вашей энергией. Если вы хорошо дистанцированны от пациента, то выходить из общения легко. Есть множество причин прервать разговор (операция, обход, вызов к начальству, консультация в другом отделении и.т.п.). И всегда можно прибегнуть к помощи коллег, которые могут помочь вам «создать причину» выйти из затянувшегося общения. Давайте проведем забавный эксперимент.. Попробуйте разговаривать втроем. Пусть один из вас будет пациентом, задающим вопросы своему «лечащему врачу». Присоединившийся третий должен задавать встречные вопросы «пациенту» в контексте «беседы». Результат - разговор довольно быстро «забуксует» - внимание пациента рассеивается, и он потеряет инициативу. Результат будет еще более ощутимым, если вторгнуться в личное пространство пациента, находиться сзади или сбоку. Кто-то может подумать, что это не совсем этично. Но вы же не совершаете насилия над личностью. Это всего лишь психологическая уловка, облегчающая вашу деятельность. Кандидатами в «выгорающие» часто бывают те, кто не может решить свои личные или семейные проблемы. И «защищается» от них работой на износ. Если присутствует чувство вины перед кем - то в семье, то человек может подсознательно «наказывать» себя безудержной деятельностью… Это также может быть сублимацией невостребованной сексуальности, что иногда наблюдается у одиноких женщин! Разумеется, каждый медработник должен постоянно заниматься повышением своего профессионального уровня! Это будет придавать уверенность в своих силах, повысит статус в собственных глазах, среди коллег и пациентов.



переутомление здоровье эмоциональный выгорание


Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников


Место проведения практики – частная стоматологическая клиника Область интересов организации – медицина. Коллектив организации состоит из 7 человек (трое мужчин и четверо женщин), включая руководителя.

Для практической работы была выбрана тема "Синдром эмоционального выгорания".

Синдром эмоционального выгорания - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Главной причиной считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) и стрессы длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к эмоциональному выгоранию.

К основным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. К профессиональным факторам риска относят альтруистические профессии (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники, психологи, священнослужители).

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома:

· физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, бессонница, головокружение, повышение артериального давления);

· эмоциональные симптомы (пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, агрессивность, раздражительность, тревога, чувство одиночества);

· поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы);

· интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, формальное выполнение работы);

· социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой).

Так как данный коллектив относится к "группе риска" возникновения синдрома эмоционального выгорания по профессиональному критерию по напряженной работе без выходных дней, целесообразно провести диагностику эмоциональной сферы коллектива.

Для выявления в данном коллективе уровня эмоционального выгорания из психодиагностических методик использовалась методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)

Инструкция. Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте "Да", "+", а в случае несогласия - "Heт", "-" .


Текст опросника

1. Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.


2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.


3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).


4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).


5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения - хорошего или плохого.


6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.


7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.


8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).


9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.


10. Моя работа притупляет эмоции.


11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.


12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.


13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.


14. Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.


15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.


16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.


17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.


18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.


19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.


20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.


21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.


22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.


23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.


24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.


25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.


26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.


27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.


28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.


29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.


30. В общении не работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".


31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.


32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).


33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.


34. Я очень переживаю за свою работу


35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности.


36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.


37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.


38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.


39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.


40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.


41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.


42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.


43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.


44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.


45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.


46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.


47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.


48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.


49. На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.


50. Успехи в работе вдохновляют меня.


51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.


52. Я потерял покой из-за работы.


53. На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.


54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.


55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.


56. Я часто работаю через силу.


57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.


58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.


59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.


60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.


61. Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.


62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.


63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.


64. Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.


65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.


66. Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.


67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.


68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.


69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.


70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.


71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.


72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.


73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.


74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств.


75. Моя карьера сложилась удачно.


76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.


77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.


78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.


79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.


80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.


81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.


82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.


83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.


84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.



В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

Напряжение: переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5); неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3); "загнанность в клетку": +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5); тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3).

Резистенция: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5); эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5); расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5); редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10).

Истощение: эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2); эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10); личностная отстраненность (деперсонализация): +11(2),+23(3),+35(3),+47(5),+59(5),+72(2),+83(10); психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5).

По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов – фаза не сформировалась; 37-60 баллов – фаза в стадии формирования; 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

Полученные по группе результаты.


Данные испытуемого

напряжение

резистенция

истощение

В.А., 45 лет, муж.

Л.Т., 38 лет, муж. Рук - ль

Т.П., 32 года, жен.

Л.Ф., 38 лет, жен.

А.И., 31 год, жен.

Г.М., 30 лет, муж.

В.Г., 26 лет, жен.


В целом по группе: Напряжение - 46; Резистенция – 38,4; Истощение – 46,3.

Из полученных результатов видно, что состояние большинства испытуемых неблагоприятно. У всех испытуемых все фазы эмоционального выгорания находятся в стадии формирования, у одного испытуемого наблюдается сформировавшаяся стадия напряжения. Можно также отметить высокое напряжение и истощение руководителя коллектива.

Проведенная мини – диагностика свидетельствует о важности разъяснения и объяснения такого понятия как синдром эмоционального выгорания, а также о стрессогенных факторах, приводящих к нему. Ведь проявления этого синдрома негативно сказывается на общении с большим количеством людей, эмотивных способностях и эмоциональной устойчивости. Более того, синдром эмоционального выгорания прогрессирует с каждым моментом напряжения или неудач и грозит общим нарушением здоровья и трудовой дееспособности.

Прогрессирующие ощущения собственной профессиональной неполноценности, неприязни к коллегам и клиентам, отсутствие желания ходить на работу, возникшие у человека, ранее хорошо относившегося к своей деятельности – это не характеристика плохого работника. Чаще всего это бывает, когда у человека развивается синдром эмоционального выгорания.

Что это такое

Синдромом эмоционального выгорания называют такое состояние, когда развиваются и прогрессируют сначала эмоциональное, а затем умственное, и физическое истощение. Такой реакцией организм отвечает на хронический стресс, который, в основном, связан с профессиональной деятельностью человека. Начальные проявления эмоционального выгорания – нежелание идти на работу, которая ранее не только не вызывала отрицательных эмоций, но и приносила удовлетворение, ощущение разбитости, снижение интереса к происходящему. Если никаких мер не предпринимается, прогрессирует утрата энергии эмоциональной, когнитивной и даже физической.

Стаж работы, семейное положение не играют особой роли в развитии синдрома. Он развивается при появлении нескольких причин, которые можно условно разделить на: личностные факторы и ситуационные проблемы.

К первой группе относят такие черты личности:

  • гуманизм;
  • пессимизм;
  • ориентация на окружающих людей;
  • длительное внутреннее переживание негативных ситуаций на работе;
  • интроверсия;
  • верность какой-то идее;
  • желание охватить все своим контролем;
  • склонность к эмоциональному закрепощению;
  • склонность к самопожертвованию;
  • неспособность отказывать;
  • высокие ожидания от результатов своей профессиональной деятельности;
  • склонность к мечтаниям;
  • идеализированные взгляды на работу и жизнь.

К группе ситуационных причин относят:

  • деятельность, которая подвергается повышенному контролю;
  • высокая ответственность;
  • конкуренция на рабочем месте;
  • нет интеграции действий с другими людьми;
  • конфликты с коллегами или начальством;
  • работа монотонная или примитивная;
  • плохая организация труда;
  • многочасовая работа;
  • отсутствие достаточного морального или финансового вознаграждения за труд;
  • отсутствие четкой должностной инструкции;
  • психологически тяжелый контингент, с которым нужно общаться на работе;
  • отсутствие времени на отдых;
  • отсутствие поддержки со стороны друзей или родных.

Особенно часто синдром развивается у людей молодого возраста, чья деятельность связана с людьми, кто выкладывает в работу свою душу, переживает за нее, неся бремя ответственности самостоятельно.

Деятельность в условиях разделенной ответственности снижает риск развития синдрома.

Симптомы

Синдром развивается постепенно: вначале появляются ранние признаки, затем, если человек их игнорирует, развиваются следующие.

Первой стадией выгорания является эмоциональное выгорание, которое рассматривается психологами как защитная реакция на конфликт предрасположенной личности с рабочей обстановкой и видом деятельности. Оно проявляется:

  • эмоциональным перенапряжением, переходящим в истощение;
  • ощущением опустошенным и ослабленным до конца рабочего дня;
  • ощущением равнодушия к окружающим событиям.

Вторая стадия – деперсонализация – проявляется уменьшением интереса к общению с сослуживцами, потерей мотивации, более циничной жизненной позицией, раздражительностью. Иногда, наоборот, человек становится крайне зависимым от мнения коллег.

На третьей стадии происходит редукция собственных достижений, что проявляется:

  • отсутствием уверенности в своей компетентности;
  • снижением чувства удовлетворения работой;
  • негативным отношением к своим служебным обязанностям;
  • уменьшением выраженности чувства собственного достоинства;
  • безразличием к окружающим;
  • дискомфортом от общения.

Кроме эмоциональных, появляются и другие симптомы – физические, поведенческие и психологические.

К физическим признакам относят:

  1. Усталость;
  2. Снижение аппетита;
  3. Частые головные боли;
  4. Симптомы заболеваний сердца и сосудов.

Поведенческие симптомы – это снижение продуктивности труда, беспричинные перемены настроения, «взрывы» эмоций. К этой же группе признаков относят утрату чувства юмора, снижение самокритики, прогрессирующую безынициативность.

К психологическим симптомам относят:

  1. Разочарование в работе и личной жизни;
  2. Снижение интереса к работе;
  3. Частая перемена настроения;
  4. Ощущение безысходности и другие.

Профессии группы риска

Подвержены риску эмоционального выгорания:

  • медработники: они служат или «жилеткой», или «мишенью»;
  • педагоги. Синдром развивается вследствие постоянного психоэмоционального напряжения, плохой организации работы, давления со стороны начальства, коллег, родителей обучающихся и так далее;
  • психологи, которые постоянно испытывают психоэмоциональную нагрузку, выслушивая негатив;
  • работники правоохранительных органов и МЧС;
  • социальные работники;
  • операторы, которые являются «посредниками» между человеком и машиной.

Диагностика

Диагноз ставится врачом-психиатром или психотерапевтом на основании совокупности жалоб человека на усталость, слабость, раздражительность или сонливость, ухудшение переносимости эмоциональных и физических нагрузок, изменение отношения к клиентам/коллегам. При этом важно, что эти симптомы появились после периода, когда человек был на 100% поглощен работой, игнорируя собственные потребности. Усталость и эмоциональное истощение не исчезают после полноценного ночного сна, если после этого человек на работу.У человека снижается самооценка. При обследовании у терапевта не выявлены признаки соматических болезней.

Терапией синдрома выгорания занимается психолог или психотерапевт. Для этого необходимо:

  1. Взять отпуск, сменить обстановку.
  2. Больше времени проводить с приятными людьми.
  3. Определить, что доставляет радость, и заниматься этим делом.
  4. Больше времени уделять любимому делу: чтению, рисованию, вышивке.
  5. Чаще заниматься спортом.
  6. Проходить регулярное обучение для повышения квалификации.
  7. Пересмотреть приоритеты.
  8. Уточнить свою должностную инструкцию.
  9. Активно решать свои проблемы.

Профилактика

Методы профилактики сходны с лечебными:

  • регулярно отдыхать;
  • не забывать про отпуска;
  • заниматься спортом, йогой, танцами – тем, что будет приносить удовольствие;
  • постоянно заниматься самообразованием;
  • не заниматься самоедством, а исправлять свои ошибки;
  • спать достаточное количество времени;
  • делать перерывы на работе;
  • научиться отказывать;
  • снизить употребление стимуляторов мозговой активности (кофе, гуараны, колы, шоколада);
  • освоить методики релаксации;
  • питаться здоровой пищей;
  • находить время каждый день, когда нужно выключить телефон и компьютер, отдохнуть.

Ниже следует видеолекция психолога о проблеме:

Название “эмоциональное выгорание” присвоено синдрому, появляющемуся на фоне хронического стресса у медработников и представителей других профессий, работа которых связана с постоянным общением с людьми. Появление синдрома эмоционального выгорания ведет к истощению эмоциональных и энергетических ресурсов сотрудника клиники. О том, как распознать симптомы такого синдрома, как использовать различные методы профилактики эмоционального выгорания и как с ними бороться – в нашей статье.

Причины синдрома профессионального выгорания медработников

Основная причина, из-за которой возникает синдром профессионального выгорания у врачей, медсестер и других медицинских сотрудников, – внутреннее накопление отрицательных эмоций и невозможность получить эмоциональную "разрядку" от их присутствия.

Оценить работу всех сотрудников клиники можно в удобной программе Клиника Онлайн.

Попробовать Клинику Онлайн

Врачи и средний медицинский персонал медклиник имеют значительный шанс стать обладателями синдрома эмоционального выгорания. Причин профессионального выгорания медработников несколько. К общим относятся:

  • постоянное плотное общение с пациентами, которые к тому же могут быть негативно настроенными;
  • медики вынуждены работать в часто меняющихся условиях, и в рамках профдеятельности часто сталкиваются с непредсказуемыми обстоятельствами.

Дополнительные причины профессионального выгорания медработников и риск появления синдрома эмоционального выгорания привносят особенности жизни в мегаполисах:

  • зачастую навязываемое общение с посторонними лицами;
  • взаимодействие с множеством незнакомых людей;
  • необходимость присутствия в общественных местах среди большого числа людей;
  • недостаток средств и времени для улучшения состояния здоровья.

ФАКТ
В особую группу риска в сфере синдрома эмоционального выгорания стоит отнести врачей и медработников онкологических клиник , а также сотрудников скорой помощи.

К специфическим причинам профессионального выгорания медработников и появления синдрома эмоционального выгорания у медиков можно отнести:

  • сложности профессионального характера (например, проблемы в области карьерного роста или не слишком высокая зарплата, учитывая нагрузку на сотрудника). Стимулом к возникновению синдрома эмоционального выгорания может стать и состояние рабочих мест. К примеру, отсутствие необходимого для работы доктора оборудования или недостаточное количество лекарственных средств;
  • причиной профессионального выгорания медработников может стать и то, что в некоторых случаях больному помочь просто невозможно, несмотря на все затрачиваемые усилия. Для онкологов, в частности, характерна априори более высокая летальность, по сравнению с другими отделениями клиник;
  • взаимодействие с находящимися в стрессовом состоянии пациентами и их близкими;
  • еще одной причиной профессионального выгорания медработников становится периодически возникающая угроза обращений родственников пациентов в случае летального исхода в суд или с жалобами к руководству.

Кто меньше подвержен риску профессионального выгорания врачей

Угрозе профессионального выгорания в меньшей степени подвержены сотрудники, обладающие определенным наборов качеств:

  • обладающие эмоциональной гибкостью либо те, кто уже преодолевал когда-либо профессиональный стресс;
  • люди с высокой самооценкой, уверенные в себе;
  • еще одна категория людей, устойчивых к синдрому профессионального выгорания, – сотрудники с позитивным складом ума, обладающие чувством юмора, поддерживающие таким образом и себя, и коллег в тяжелых ситуациях.

https://ru.freepik.com

Для предупреждения ситуаций эмоционального выгорания также нужна профилактика. Но важнее всего регулярно воздействовать на причины профессионального выгорания медиков.

Симптомы синдрома профессионального выгорания врачей

Перед тем, как проводить мероприятия по профилактике эмоционального выгорания, необходимо оценить, на какой стадии сотрудник находится. Выделяют три группы симптомов синдрома эмоционального выгорания: психофизические симптомы, социально-психологические и поведенческие.

Психофизические симптомы

  • ощущение непроходящей усталости, которая возникает с самого утра;
  • эмоциональное истощение сотрудника;
  • ослабление реакций на изменения во внешнем окружении: например, у медработника нет страха при наступлении опасной ситуации, у него нет любопытства при возникновении чего-то нового;
  • астенизация организма медработника (постоянная слабость, снижение общей активности, ухудшение показателей биохимии крови, ухудшение гормональных показателей);
  • возникновение частых головных болей без явной причины, частые расстройства работы ЖКТ;
  • резкое изменение показателей веса, как в одну, так и в другую сторону;
  • проблемы со сном;
  • заметное снижение эмпатии и чувствительности;
  • ухудшение работы органов чувств.

Социально-психологические симптомы

  • постоянно сниженный эмоциональный тонус, медработник испытывает чувство подавленности;
  • высокая раздражительность и агрессивная реакция на малозначимые события;
  • появление нервных срывов – например, вспышек необоснованного гнева или, нежелание общаться;
  • постоянное безосновательное переживание негативных эмоций;
  • повышенная тревожность;
  • гиперответственность и опасения не справиться с обязанностями;
  • негативное отношение к жизни и работе, уверенность, что бесполезно что-либо делать – результата не будет.

Поведенческие симптомы

  • ощущение, что врачу все труднее выполнять постоянные обязанности;
  • изменения в рабочем режиме – врач может рано приходить на работу и поздно уходить, но объем работы выполнять тот же, либо опаздывать и рано уходить домой;
  • неверие в улучшения, уменьшение энтузиазма в выполнении профессиональных обязанностей, безразличие к результатам своей работы;
  • нежелание выполнять важные задачи, фокусировка на маловажных деталях, траты большей части рабочего времени на неэффективные действия.

Наступление таких симптомов – прямой сигнал о том, что врач нуждается и в отдыхе, и в мероприятиях, помогающих защититься от наступления синдрома профессионального выгорания.

Стадии профессионального выгорания по методике В.В. Бойко

Стадии профессионального выгорания включают в себя несколько фаз.

Фаза напряжения

Эту фазу синдрома эмоционального выгорания характеризуют следующие признаки:

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств

Этот признак появляется на фоне переживания психотравмирующих факторов работы, которые сам врач устранить не может. На этом этапе стадии профессионального выгорания невозможность повлиять на ситуацию и становится первым толчком к началу «выгорания».

2. Неудовлетворенность собой

Так как врач не может повлиять на ситуацию, негативные эмоции только нарастают. В результате эмоции начинают воздействовать на отношение ко всему – к себе, к работе, к каким-либо ситуациям на ней.

3. Ощущение «загнанности в клетку»

Его появление становится логическим продолжением постоянно нагнетающегося стресса. Результат – состояние интеллектуально-эмоционального ступора, который является свидетельством наступления стадии профессионального выгорания.

4. Депрессивно-тревожное состояние

Высшая степень напряженности, завершающая формирование этой стадии профессионального выгорания врачей, – разочарование в себе, в профессии или месте работы.


https://ru.freepik.com

Фаза резистенции

В это период профессионального выгорания и развития синдрома эмоционального выгорания врач пытается снизить давление внешних обстоятельств, защититься от них.

Эту стадию профессионального выгорания характеризуют следующие признаки:

Врач начинает ограничивать эмоциональную отдачу пациентам, выборочно реагируя на ситуации, и не замечая этого. Человек уделяет внимание кому-либо лишь по настроению, проявляя невежливость, эмоциональную черствость и равнодушие. Коллеги это обычно интерпретируют как неуважение, но это лишь свидетельство начала второй стадии профессионального выгорания.

2. Нравственная дезориентация

Врач начинает осознавать, что его отношения с пациентами и коллегами далеки от идеала, но оправдывает себя: «я не обязан сочувствовать каждому», «должен ли я за всех волноваться?», и т.п.

Однако же врач не имеет морального права делить пациентов на «хороших» и «плохих», на достойных и недостойных уважения. Профессионализм врача включает в себя не только исполнение профессионального долга, но и безоценочное отношение к людям и уважение к каждой личности.

3. Усиление экономии эмоций

«Жертвами» эмоционального выгорания на этой стадии профессионального выгорания становится члены семьи врача или его близкие. Ему не хочется ни с кем общаться, а когда общение все же происходит, оно ведется на повышенных тонах.

4. Упрощение профессиональных обязанностей

Этот эффект демонстрирует стремление врача, переживающего эмоциональное выгорание, сократить те обязанности, выполнение которых требует проявления какой-либо эмоциональности.

Фаза истощения

Третья стадия профессионального выгорания врача, так называемая фаза истощения – характеризуется ослаблением и ухудшением работы нервной системы. Состояние эмоционального выгорания кажется врачу нормальным - хотя на деле таковым, конечно же, не является. Эту стадию профессионального выгорания можно определить по следующим симптомам:

1. Ощущение «эмоционального дефицита». Врачу кажется, что он не в состоянии помогать своим пациентам. Он не способен на соучастие и сопереживание. В общении заметны раздражительность, резкость и грубость.

2. Эмоциональная отстраненность . На этой стадии профессионального выгорания врач практически полностью исключает эмоции из всего, что касается работы. Хотя в других сферах способен эмоционально реагировать.

ВАЖНО

Пациента, который пришел к врачу, ожидая помощи, серьезно травмирует такое отношение. Особенно если это ярко выраженная форма отстраненности, когда врач явно демонстрирует, что проблемы пациента и сам пациент его абсолютно не волнуют, или, больше того, врачу плевать на чувства пациента. Если речь идет о частной клинике вследствие влияния синдрома эмоционального выгорания она начнет стремительно терять клиентов либо получать негативные отзывы, влияющие на репутацию клиники в целом.

3. Деперсонализация отстраненности . На этом этапе синдрома профессионального выгорания врач становится эмоционально отстраненным не только на работе, но и в других областях при общении с кем бы то ни было.

ВНИМАНИЕ

При игнорировании развития этого симптома у врача может возникнуть антисоциальный настрой. Он может утверждать, что ненавидит всех людей, что работа с пациентами ему не интересна, не важна. Он убежден в этом и готов защищать свою точку зрения. В такой ситуации, особенно если у такого сотрудника есть предпосылки к появлению психопатических состояний, работа с людьми ему противопоказана.

4. Появление психосоматических нарушений у врача . При нарастании негатива на данной стадии профессионального выгорания у врача иногда даже мысль о трудных больных, способна вызывать ухудшение настроения, неприятные ощущения в области сердца, и даже обострения хронических заболеваний. Работа сотрудника в таком состоянии на его должности способна не только навредить клинике, но и негативно повлиять на здоровье самого врача – вплоть до летального исхода.

Методы профилактики эмоционального выгорания

Эффективность мер профилактики эмоционального выгорания в первую очередь зависит от того, готов ли сам врач работать над собой в этом направлении. Но что делать, если профилактика эмоционального выгорания не проводилась, а синдром уже появился? Вот несколько упражнений, которые способны помочь при самостоятельном избавлении от синдрома профессионального выгорания.

  • Уходя с работы, оставляйте все проблемы и сложности рабочих моментов за дверью кабинета. Не приносите проблемы профессиональной деятельности в семью или к друзьям. Не носите в себе груз проблем. Эта рекомендация подойдет и как метод профилактики эмоционального выгорания.
  • Используйте в качестве отвлекающих элементов от проблем во время рабочего дня фотографии близких, красивые пейзажи, и так далее. Размещайте их на рабочем столе компьютера или в качестве декоративных элементов на столе или стенах - и время от времени смотрите на них, мысленно «уходя» в более комфортную обстановку. Данный совет также подходит в качестве метода профилактики эмоционального выгорания.
  • Два-три раза в течение рабочего дня выходите минимум на десять минут на свежий воздух.
  • Используйте приемы ароматерапии. Вам поможет запах цитрусовых (например, от саше, ароматизатора, или от реального фрукта).

https://ru.freepik.com

Крайне важна постоянная профилактика профессионального выгорания. Для предотвращения появления профессионального выгорания врачей можно использовать следующие методы профилактики эмоционального выгорания:

  • применять "тайм-ауты" во время работы;
  • определять краткосрочные и долгосрочные целей при постановке рабочих задач. Успешное достижение краткосрочных целей мотивирует и повышает эффективность работы над собой;
  • овладевать навыками саморегуляции, снижая уровень стресса;
  • заниматься профессиональным саморазвитием, обмениваясь опытом с коллегами и повышая социализацию;
  • стабилизировать эмоциональное общение, чаще делиться своими чувствами не только с коллегами, но и с представителями других профессиональных областей – это также понижает уровень стресса;
  • поддерживать хорошую физическую форму – вредные привычки усугубляют симптомы выгорания.

Методы профилактики эмоционального выгорания у сотрудников, которые может использовать руководитель клиники:

  • не предъявлять непомерно высоких требований к медработникам;
  • оптимизировать распределение рабочих задач между сотрудниками, распределяя их равномерно;
  • модифицировать рабочие процессы , вызывающие чрезмерный стресс;
  • сформировать при необходимости специальные психологические группы поддержки друг друга;
  • дать возможность сотрудникам, если требуется, работать не на полную ставку;
  • мотивировать сотрудников к участию в жизни коллектива, и обязательно – для принятия тех решений, которые непосредственно влияют на условия их работы;
  • обучение сотрудников проведению антистрессовых мероприятий на рабочем месте;
  • создание комнат отдыха для сотрудников клиник.

Работа с синдромом профессионального выгорания врачей в России за рубежом

Зарубежные специалисты рекомендуют вести работу с синдромом эмоционального выгорания у медицинских работников с помощью профилактических тренингов, в частности, сеансов групповой психотерапии. Кроме этого, применяется широкий перечень дополнительных способов в качестве методов профилактики эмоционального выгорания – посещение лекций о методах преодоления стресса, массаж, расслабляющие ванны, занятия фитнесом и скандинавской ходьбой и так далее.

Однако главенствующая роль в борьбе этим синдромом отдается именно профилактике эмоционального выгорания и влиянию на причины профессионального выгорания медработников.

ФАКТ

В Германии сотрудник может не прийти на работу, если он страдает депрессией или синдромом профессионального выгорания. Это состояние считается психологической болезнью. При этом заработная плата в полном объеме сохраняется в течение шести недель. Однако сотрудник должен уведомить о своем невыходе на работу руководство перед началом рабочего дня например, по телефону или электронной почте, и обязательно предоставить медицинское подтверждение того, что он действительно болен не позднее четвертого дня отсутствия, а лучше в первый же день. В дальнейшем подверженный синдрому профессионального выгорания сотрудник компании регулярно наблюдается у врача и возвращается на работу после окончания лечения.

В России внимание к синдрому эмоционального выгорания, причинам профессионального выгорания медработников и методам профилактики эмоционального выгорания впервые было привлечено в 2016 году. В частности, в Чите был открыт Центр психологической поддержки сотрудников городского здравоохранения.

Психологи центра проводят консультации по профилактике эмоционального выгорания и тренинги, повышая развитие коммуникативных навыков и навыков бесконфликтного общения. Они исследуют причины профессионального выгорания медработников, проводят диагностику, анализируют стадии профессионального выгорания, а также организуют различные мероприятия, позволяющие медикам, пережившим синдром профессионального выгорания, вернуться к нормальной работе.

Обсуждая проблему широкого распространения психосоматических расстройств у больных, мы не можем не говорить о проблеме развития психоэмоциональных расстройств у врачей и других медицинских работников.

Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.

По классификации профессий по “критерию трудности и вредности” (по А.С. Шафрановой), медицина относится к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой.

В 60-х годах в США впервые был введен термин “профессиональная деформация” в профессиях “человек - человек”, в которых на эффективность работы существенно влияет социальное окружение. Были сделаны выводы о существовании профессиональной деформации и необходимости особого профессионального отбора в профессиях системы «человек - человек».

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

Разработанная им модель оказалась удобной для оценки этого состояния у медицинских работников - профессии с наибольшей склонностью к “выгоранию”. Ведь их рабочий день - это постоянное теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания, сдержанности.

Основными симптомами СЭВ являются:

  1. усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;
  2. психосоматическпе проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);
  3. появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений)
  4. отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
  5. агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);
  6. функциональное, негативное отношение к себе;
  7. тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

СЭВ в настоящее время имеет статус диагноза в рубрике МКБ-1О Z73 - "Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью ".

Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Выгорание можно при равнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации - стадии истощения. Выгорание - не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса .

Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений (Маслач и Джексон, 1993, 1996):

  • эмоциональное истощение - чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;
  • деперсонализация - циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда;
  • редукция профессиональных достижений - возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

В ходе исследований были выделены еще три типа людей, которым грозит СЭВ:

Первый тип -“педантичный ”, характеризуется добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе).

Второй тип- “демонстративный ”, характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы, а переутомление проявляется излишней раздражительностью, гневливостью.

Третий тип -“эмотивный ”, характеризуется противоестественной чувствительностью и впечатлительностью. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.

СЭВ включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:

1-я стадия - “Напряжение ” - со следующими симптомами:

  • неудовлетворенность собой,
  • “загнанность” в клетку»,
  • переживание психотравмирующих ситуаций,
  • тревожность и депрессия.

2-я стадия - “Резистенция ” - со следующими симптомами:

  • неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
  • эмоционально-нравственная дезориентация,
  • расширение сферы экономии эмоций,
  • редукция профессиональных обязанностей.

3-я стадия - “Истощение ” - со следующими симптомами:

  • эмоциональный дефицит,
  • эмоциональная отстраненность,
  • личностная отстраненность,
  • психосоматические и психовегетативные нарушения.

На появление и степень выраженности СЭВ влияет множество факторов. Наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж работы в профессии. Показано, что средний медицинский персонал психиатрических клиник “выгорает” через 1,5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2-4 года.

Склонность более молодых по возрасту работников к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям.

Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов.

Работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей, но женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций (Е. Grееnglass и др.).

Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке

Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами.

По данным английских исследователей, у медицинских работников нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Среди обследованных в этой стране врачей общей практики высокий уровень тревоги был выявлен в 41 % случаев, клинически выраженная депрессия - в 26% случаев

Треть врачей принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышало средний уровень. Установлено, что одним из факторов синдрома “выгорания” является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер.

На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

  • ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;
  • монотонность работы;
  • высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
  • неудовлетворенность социальным статусом.

Существуют определенные группы врачей, которые подвержены дополнительным стрессогенным воздействиям, в частности, врачи-женщины, врачи, практикующие в отдаленных и малодоступных районах. Неудивительно, что только 26% женщин-врачей удовлетворены своей работой по сравнению с 44% их коллег-мужчин.

У многих врачей нет никого, кроме супруги или супруга, с кем можно было бы поговорить о чем-нибудь личном. При этом они рискуют испортить личные взаимоотношения, внося профессиональные вопросы в дом и будучи не в состоянии выполнять другие обязанности.

По материалам западных периодических изданий, число разводов в семьях врачей на 10-20% выше, чем в общей популяции. Браки, в которых муж и жена - медицинские работники, чаще бывают несчастливыми.

В настоящее время существует много исследований, документально подтверждающих широко распространенную не удовлетворенность профессией и чувство сожаления в связи с выбором медицинской карьеры. Повышенные нагрузки в деятельности, продолжительность рабочего дня, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания.

Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.

Врачи и медсестры испытывают более сильное выгорание по сравнению с обслуживающим персоналом больниц, при чем выше уровень наблюдается у медицинского персонала онкологических отделений.

Сравнительный анализ персонала, работающего за пределами больниц (например: врачи, занимающиеся частной практикой) с психически больными людьми и в больницах, показывает, что первая группа работников наиболее подвержена выгоранию

Рinеs и Маslасh (1978) обнаружили, что чем дольше персонал работает в психиатрических учреждениях, тем меньше им нравится работать с больными, тем в меньшей мере они ощущают себя успешно работающими и тем менее гуманна их позиция по отношению к душевнобольным.

При изучении эмоционального дистресса у врачей психолог Кing (1992) сделал поражающий вывод: “Врачи, работающие в медицинском учреждении, подвержены значительному личностному дистрессу, им трудно раскрыться перед кем-нибудь за пределами своей непосредственной семьи и круга друзей. Преобладающая особенность врачебной профессии - отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем”.

Выгорание - не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. По словам Grainger (1994): “Врачей много учат теории и практике медицины, но почти не учат тому, как заботиться о себе и справляться с неизбежными стрессами”.

Естественно, что врачи каким-то образом пытаются сами найти выход из создавшегося положения. Имеет место так называемое бегство от сложившейся ситуации, в частности, применение психотропных веществ (алкоголя, наркотиков) и, как крайний вариант, суицид

По данным западной статистики, число самоубийц среди врачей составляет от 28 до 40 на 100 тысяч. Количество врачей, сводящих счеты с жизнью, за один год в США сравнимо с одним-двумя выпусками среднего мединститута. Это факт. Особенно уязвимы врачи-женщины. Среди них число самоубийств в 4 раза больше, чем среди женщин вообще.

Среди врачей-мужчин - в 2 раза. Естественно, что такое положение врача неудовлетворительно сказывается и на нем самом, и на пациенте, которого он лечит, и на обществе в целом. За этим стоит и вся трагическая глубина его сегодняшнего положения в обществе.

Приведенная выше печальная статистика в основном касается развитых индустриальных стран (США, Канада, Франция и др.), показатели в нашей стране отличаются на порядки.

Хотелось бы привести слова профессора Валерия Ширинского из Института клинической иммунологии СО РАМН: “Каково нынешнее положение 650 тысяч врачей Российской Федерации? Нас сегодня называют безликим словом “бюджетники”.

Причем это имеет оттенок уничижительный - нахлебник у государства. За ним скрывается нынешнее отношение и государства, и общества к медикам”.

Стенли Тилингаст, медицинский директор российско-американской программы по реформированию здравоохранения РФ, описывая свои впечатления от знакомства с нашим здравоохранением и положением врачей, заявляет:

“Российское общество недооценивает труд российских врачей. Я преклоняюсь перед их самоотверженным трудом, стойкостью, преданностью делу и энтузиазмом, который они сохраняют, несмотря на нищенскую зарплату, скверные условия труда и неопределенность положения”.

Права врача в цивилизованных странах закреплены законодательством. Акцент сделан на адекватность размера вознаграждения врача его труду. Помимо этого, в США, Канаде, Франции помощь врачам оказывают неправительственные общества, ассоциации врачей

К примеру, совместными усилиями американской и канадской медицинских ассоциаций каждые два года проводится Международная конференция по здоровью врачей. Существуют проект “Возрождайся!” Американской коллегии врачей и Американского общества внутренней медицины и проекты ряда других организаций.

Очень важно отметить, что предусматривается комплексная поддержка врача: социальная, психологическая, а также правовая - уже на этапе студенчества. На Западе абитуриенты вузов, где готовят врачей, психологов, социальных работников, педагогов и прочих специалистов, входящих в группу психологического риска, проходят тесты на определение склонности к эмоциональному выгоранию.

Предупреждение СЭВ

Говоря о профилактике выгорания у медиков, следует рекомендовать каждому из нас стать своим собственным высококвалифицированным специалистом по устранению стресса. Необходимо научиться переустанавливать приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в нашу повседневную рутину.

Принимая на себя ответственность за характер переживания стресса, вы начинаете обретать контроль над собой и при этом душевно переходите из положения жертвы к состоянию уцелевшего. Мы можем начать с того, чтобы снова зажечь в себе установку на то, что наша работа может и должна доставлять удовольствие и возрождать нас, развивать наши личные ресурсы.

Наиболее эффективными на Западе, да и в ряде регионов нашей страны являются групповые формы работы: специальные занятия в группах профессионального и личностного роста, повышения коммуникативной компетентности (Балинтовский метод).

Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:

  • старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
  • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относитесь к конфликтам на работе;
  • как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

Необходимо помнить, что работа - всего лишь часть жизни. Знание того, что СЭВ фактически является не только и не столько вашей проблемой, сколько проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.

Чумакова Г.А д.м.н., проф., Бабушкин И.Е. к.м.н., доцент, Бобровская Л.А. к.м.н., доцент, Смагина И. В. к.м.н., Макашев С.Н., к.м.н.
По материалам заседания Алтайского краевого научного общества кардиологов
(АКНОК)
Барнаул, 2005г.



Рассказать друзьям