Продуктивные и непродуктивные типы словообразования. Продуктивные и непродуктивные морфемы - в начальной школе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Говоря о регулярности или нерегулярности аффиксов, мы имели в виду их воспроизводимость в целом разряде слов или в отдельных, единичных словах, выступающих в качестве словообразовательно изолированных. Говоря же об их продуктивности или непродуктивности, следует иметь в виду свойственную им разную производительность в создании слов и форм, различный (для каждого аффикса и модели свой собственный) творческий характер.
Между понятием регулярности-нерегулярности и продуктивности- непродуктивности определенные взаимоотношения существуют (нерегулярные аффиксы являются всегда одновременно и непродуктивными), однако понятие регулярности не покрывается понятием продуктивности. Среди регулярных служебных морфем имеется немало таких, которые продуктивными уже не являются. Регулярность многих ныне непродуктивных аффиксов объясняется их яркой производительностью в прошлом.
О продуктивности или непродуктивности того или иного аффикса можно говорить, лишь сравнив количество и состав содержащих его слов в данной языковой системе с тем, что наблюдалось в языке в предшествующие эпохи его развития. Так, регулярный суффикс -изн(а), выделяющийся сейчас в соединении с основой прилагательного по крайней мере в 12 словах, выступает в современном русском языке таким же непродуктивным, как и нерегулярный суффикс -овизн(а), известный только в слове дороговизна. Об этом свидетельствует тот факт, что с XIX в. в нашу речь не вошло ни одного нового существительного, образованного посредством суффикса -изн(а). Все слова с этим суффиксом, употребляющиеся в настоящее время, были известны в XVIII в. Более того, в то время их было даже больше (например, ныне исчезнувшие молодизна, синизна, тонизна и т. п.).
Продуктивными являются такие аффиксы, которые выделяются в целом ряде недавних по своему появлению в языке образований. Непродуктивные аффиксы представляют собой служебные морфемы, с помощью которых в настоящее время новые слова и формы или не образуются, или образуются очень редко.
В качестве совершенно непродуктивных в настоящее время аффиксов можно назвать, например, приставки су-, низ- (сумрак, суглинок; низводить, ниспадать и т. д.), суффиксы -cmeuj(e), -знь (спокойствие, удовольствие; жизнь, болезнь, боязнь), окончание существительных в творительном падеже множественного числа -ьми (костьми), окончание -ух в числительном двух и др. Эти аффиксы свободно выделяются и в словах, и в формах, однако среди таких слов и форм недавних образований не наблюдается.
Круг слов и форм, в котором имеются совершенно непродуктивные служебные морфемы, нередко ограничен нескольк-ими одиночными образованиями. Так, окончание -а для всех косвенных падежей является специфической принадлежностью только трех числительных: сто, сорок, девяносто; приставка сюр- известна в русском языке лишь в словах сюрреализм, сюрреалист, сюрреалистический; суффикс -тв(а) со значением абстрактного действия выделяется как морфема только в существительных жатва, жратва, битва, молитва и т. д.
Примерами продуктивных в настоящее время аффиксов могут быть суффиксы -к(а) (для образования наименований лиц женского пола от соответствующих по значению слов мужского рода), -о (для образования наречий от прилагательных), -ыва (-ива) (для образования глаголов несовершенного вида), приставки с-, от-, про-, основная масса окончаний в существительных, прилагательных и глаголах и т. д. С их помощью новые слова и формы образуются интенсивно и постоянно, их морфематические связи широки и разнообразны. Так, нулевое окончание в именительном падеже единственного числа присуще подавляющему большинству склоняемых имен существительных мужского рода; именно с его помощью прежде всего оформляются в настоящее время в русском языке слова указанной родовой принадлежности, как недавние новообразования, так и только что усвоенные заимствования. Приставка не- обладает способностью образовывать новые прилагательные от прилагательных самой различной структуры, происхождения и времени появления (непартийный, некомплектный, нестандартный, нечитабельный, неэквивалентный и т. п.). С помощью суффикса -ость непрерывно образуются абстрактные имена существительные.
Малопродуктивными аффиксами являются, например, суффикс -ач (ср. хотя бы образованные с помощью этой морфемы пооктябрьские слова избач, циркач, трюкач, слухач), оценочно-уменьшительный суффикс -ец, приставка анти- (ср. недавние производные с ней: антигосударственный, антиколониальный, антифашистский, антинаучный и др.), окончание -е в именительном падеже множественного числа имен существительных (типа братчане).
Продуктивность какого-либо аффикса в образовании структурно и семантически различных форм и слов может быть различной. Так, суффикс -тель, малопродуктивный в производстве имен со значением действующего лица, в то же время продуктивен в производстве слов - наименований действующего предмета (выключатель, обогреватель, выпрямитель и др.). Суффикс -ш(а) малопродуктивен в современном русском языке для образования наименований жены по мужу, но продуктивен в качестве суффикса женского пола, например: лифтерша, дикторша, билетерша, корректорша и т. д.
То же можно отметить и относительно продуктивности таких аффиксов, которые являются общими для ряда частей речи. Так, например, приставка пре- встречается и в именах, и в глаголе, и в наречии.
Однако ее действенность как образующего аффикса в сфере этих лексико-грамматических разрядов слов неодинакова. В области прилагательных и наречий приставка пре- продуктивная и свободно образует производные от любого качественного прилагательного и от наречий на -о, -е. В сфере глаголов эта приставка, хотя и выделяется в целом ряде образованных с ее помощью слов (преувеличить, превозносить, превышать, преумножить, преуспеть, пресытиться и т. д.), является непродуктивной: из сравнительно недавних образований можно отметить лишь преподносить и преуменьшать. Остальные глаголы с приставкой пре- были известны, как правило, уже в древнерусском языке. В именах существительных она совершенно непродуктивна, хотя в отдельных словах и выделяется (преграда, прегрешение, пресыщение, премудрость, преизбыток и др.).
Вопросы о том, почему одни аффиксы и модели в настоящее время продуктивны, а другие - непродуктивны, чем объясняется тот факт, что продуктивные ранее служебные морфемы и типы словообразования становятся непродуктивными и наоборот, разработаны пока что недостаточно, однако некоторые выводы можно сделать.
  1. Аффиксы могут превращаться в непродуктивные или малопродуктивные в силу связанных с развитием общества изменений в лексике в целом, а также в системе и способах наименования. Так, в современном русском литературном языке стали непродуктивными «суффиксы жены» (-ш(а), -их(а) и т. д., например: генеральша, мельничиха). Это было связано с тем, что в советскую эпоху женщины стали полноправными членами общества, не только женами, но и специалистами в той или иной области общественной деятельности. Женщины стали называться в результате этого не по мужу, а по приобретенной профессии, занятию и т. д. Суффикс -ш(а) получил новое значение, превратившись в качестве производительной морфемы в суффикс для обозначения лиц женского пола по их деятельности, профессии и т. д. Еще один пример. В настоящее время являются непродуктивными суффиксы лица, образующие слова, которые представляют собой экспрессивные характеристики человека по какому-либо внешнему его признаку. Как непродуктивные можно охарактеризовать сейчас суффиксы ан и -ун [пузан, губан, лобан, горлан; моргун, крикун, плясун и т. д.). Это объясняется тем, что в современном языке стали преобладать способы образования названий лиц по их социальным качествам. Таково современное «языковое зрение»: в человеке стали «видеть» не его внешние данные как «биологической единицы», а положение в обществе. Таким образом, одной из причин непродуктивности или малопродуктивное™ ранее продуктивных аффиксов являются соответствующие сдвиги в лексической системе русского языка, обусловленные изменениями в общественной жизни и «языковом видении» объективного мира.
По той же причине ранее малопродуктивные и совершенно непродуктивные суффиксы могут становиться продуктивными. Так, суффикс -тель в качестве морфемы, образующей имена существительные со значением действующего предмета, первоначально был малопродуктивен. В XVIII в., когда у него впервые проявилась данная функция, с «неличной» семантикой были известны лишь отдельные слова: делитель, числитель, знаменатель, множитель, указатель, уравнитель, путеводитель. Продуктивным он становится позже, в XX в. в связи с бурным развитием техники.
Несомненно, с общим развитием медицины и фармакологии, с появлением многочисленных лекарств искусственного происхождения связано также и появление продуктивности у суффикса -ин.
Изменения в характере номинации определили и продуктивность суффикса -к(а) в сфере имен, возникших в динамичном языке нашего настоящего как сжатия соответствующих фразеологических оборотов (электричка, летучка, открытка, тушенка, десятилетка, многотиражка, семилетка и т. д.).
  1. Иногда непродуктивность аффикса объясняется узостью круга тех слов, с основами которых он может сцепляться в процессе словопроизводства. Так, словообразовательные связи суффикса -am- ограничены, как правило, существительными, обозначающими части тела человека или животных (горбатый, рогатый, пузатый, усатый, хвостатый и т. д.).
  2. Аффиксы могут становиться непродуктивными по чисто языковым причинам, в частности в результате вытеснения их из сферы продуктивных служебных морфем другими, синонимичными им, но в то же время более приспособленными для образования слов соответствующего значения. Именно в силу этого непродуктивными стали, например, суффиксы -от(а), -ин(а), -ств(о) (например, доброта, глубина, лукавство и т. п.), оттесненные в конце XVII - начале XVIII в. на задний план суффиксом -ость. Утверждению суффикса -ость в качестве единственно продуктивного суффикса имен качества в числе других причин (среди которых наиболее важной является наблюдавшееся в то время влияние на литературный русский язык литературного языка ЮгоЗападной Руси) способствовала его однозначность и фонетическая «неповторимость». Поэтому определенную роль в превращении суффиксов -от(а), -ин(а), -ств(о) в непродуктивные сыграл факт их многофункциональности и наличия рядом с ними омонимичных суффиксов (ср.: хрипота, горошина, учительство и т. п., где -от(а), -иь (а), -ств(о) соответственно имеют значения состояния, единично- ст: и собирательности).
  3. В ряде случаев аффикс становится непродуктивным потому, что архаизуется соответствующая формообразующая модель. В качестве примера можно привести суффикс многократности -ьіва-, -ива- (в глаголах типа читывать, говаривать, хаживать, калывать, летывать к п.), в XVI-XVII вв. бывший продуктивным.

Аффиксом называют морфему, которая присоединяется к корню и выполняет функцию образования слов . По сути, аффикс – это общее понятие для хорошо знакомых нам приставок и суффиксов и некоторых других частей слова.

Аффиксы существовали и много лет назад, но это вовсе не значит, что аффиксы «того времени» по-прежнему актуальны и в современности. Бывает и с точностью до наоборот: сейчас, например, суффикс достаточно популярен при образовании новых слов, а вот пару веков назад известностью его не жаловали. Так, суффикс -ость сейчас является высокопродуктивным (он образует абстрактные существительные – слабость , старость , интеллигентность ), а до XVII века – в древнерусском языке – этот аффикс в отношении словообразовательных связей был ограничен : он сочетался лишь с непроизводными основами прилагательных.

– окончание именительного падежа множественного числа – ранее было свойственно только существительным среднего рода, но со временем оно расширило границы своей продуктивности и стало применяться и у существительных мужского рода : луга , города , доктора , профессора .

Иными словами, все аффиксы делятся на живые и мертвые . Живые аффиксы – это аффиксы, которые образуют слова и формы в современном языке ; они четко выделяются в составе слова с точки зрения живых связей и отношений в языке. Мертвые аффиксы выделяются в составе слова только с помощью этимологического анализа (стар ый – суффикс ; су пруг – приставка су- и др.). Мертвые аффиксы не образуют новых слов и форм в современном языке, но их нужно знать как факт языка.

Например, слово супруг образовалось от корня «пруг » пряг ») при помощи приставки су- . Корень «пруг » («пряг ») имеет значение «чета, преимущественно пара волов в упряжке ».

Живые аффиксы делятся на три группы : аффиксы непродуктивные , продуктивные и малопродуктивные .

Непродуктивные аффиксы не производят новых слов и форм, но выделяются в составе слова (мертвые аффиксы, как правило, уже не «видны» в словах – слились с другими морфемами и корнем).

К непродуктивным аффиксам относятся, например, приставки пра-, су-, па-, по- и др.: пра дед, су мрак, па водок, по водырь ; суффиксы –тух, -тырь, -дырь, -тизн-, -о и др.: пастух , петух , пустырь , поводырь , желтизн а, коло ть ; окончания –м, -ми : дам , ем , лошадьми , костьми.

Продуктивные аффиксы активно производят новые слова и формы и легко выделяются в составе слова.

К продуктивным аффиксам можно отнести приставки до-, раз-, при- и др., суффиксы -ик, -ник, -иц(а), -чик, -щик, -ств(о), -ыва, -ива, -ну, -н, -ск, -чив , а также подавляющее большинство окончаний : разносчик , красноречив ый, столик , лакомств о.

Эта группа аффиксов наиболее обширная и наиболее проблемная: некоторые аффиксы как продуктивные годятся лишь для определенных моделей образования слов, а для всех других расцениваются как непродуктивные или малопродуктивные.

Так, суффикс ц продуктивен при образовании существительных со значением «принадлежащий к» от существительных: комсомол – комсомолец , партия – партиец и др. Непродуктивен этот суффикс в образовании имен существительных, которые имеют значение лица , от основ глаголов: купец , певец , гонец .

Суффиксы -ыва, -ива продуктивны лишь в отношении глаголов с приставками : про сижива ть, по хажива ть и др.

Окончание -ов является продуктивным у существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа (заводов , столов ). Окончание является малопродуктивным в словах среднего рода (древков , облаков , очков , плечиков ).

Малопродуктивные аффиксы редко производят новые слова и формы, но выделяются в словах при словообразовательном анализе.

Остались вопросы? Не знаете, что такое «аффикс»?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.


Продуктивные и непродуктивные морфемы.
По способности или неспособности образовывать слова в рус-
ском языке выделяются продуктивные и непродуктивные служебные
морфемы. Продуктивными называются такие служебные морфемы,
которые свободно используются для образования новых слов или
форм в современном русском языке. К продуктивным морфемам
относятся, например, такие морфемы, как суффиксы существитель-
ных: -тель, -ник, -ость, -ств; суффиксы прилагательных: - ов, - ин, -
н, - ск и др. Непродуктивными называются такие служебные морфе-
мы, при помощи которых в современном русском языке слова и фор-
мы слов не образуются. К ним относятся такие морфемы, как суф-
фиксы существительных: - аш -, - знь ; суффиксы прилагательных: - ав
-, - ч-; глагольные приставки: воз-, низ - и др. Некоторые исследова-
тели выделяют еще и малопродуктивные морфемы. Малопродуктив-
ными морфемами называются такие морфемы, при помощи которых
новые слова и формы слов образуются нерегулярно. К ним относят-
ся, например, суффикс существительного –ач- , прилагательного - -
ан-, - ат - , окончание им.п. множ.ч. существительных е.
Регулярные и нерегулярные морфемы.
Понятие регулярности – нерегулярности нельзя смешивать с
понятием продуктивности – непродуктивности. Регулярность – не-
регулярность – явление морфемики, явление синхронное, и опреде-
ляется оно частотой встречаемости, употребляемости аффикса. Про-
дуктивность – непродуктивность – явление словообразования, диах-
роническое явление и характеризуется частотой использования дан-
ного аффикса в современном словообразовании для производства
новых слов. По особенностям сочетаемости с большим количеством
слов, основ или вхождением в состав многих слов или словоформ
служебные морфемы могут быть охарактеризованы как регулярные
и нерегулярные .
В современном русском языке регулярные морфемы представ-
ляют абсолютное большинство служебных морфем. Регулярные мор-
фемы сочетаются в пределах слова или словоформы с различными
видами корневых и аффиксальных морфем, они легко выделяются в
структуре слова. К ним относятся все продуктивные и малопродук-
тивные морфемы. Нерегулярные морфемы в современном русском

www.pdffactory.com

15
языке представлены очень ограниченным количеством словообразова-
тельных аффиксов, они обладают ограниченной сочетаемостью, не по-
вторяются. Среди них выделяются:
Унификс – (термин Е.А.Земской) редко встречающаяся в сло-
вообразовании морфема. Например, среди приставок можно отме-
тить такие, как ра -, кур -, ба -, му - в словах ра дуга, кур носый, ба хва-
литься, му сор. Среди суффиксов нерегулярные морфемы представ-
лены следующими: - ар-, -вор-, -ух-, -их-, -ад в словах мошкар а, детво-
р а, петух , жених , попад ья
Все ранее рассмотренные морфемы характеризуются своей не-
прерывистостью, поскольку их фонемная протяженность не преры-
вается другими морфемами. Однако в русском языке некоторые ис-
следователи выделяют такую морфему, как бификс (циркумфикс, кон-
фикс) , относя ее к прерывистым словообразующим морфемам. Ее
фонемная протяженность прерывается основой.
Бификс – это единая двухэлементная словообразующая морфе-
ма. В процессе словопроизводства она осложняет производящую
основу одновременно в пре- и постпозиции. Например, по -весенн-
ему, со - труд-ник, с -лев-а, пере - лес- ок.
Как правило, непродуктивные аффиксы чаще всего являются
нерегулярными.
Непродуктивные морфемы делятся на живые и мертвые. Жи-
выми считаются такие морфемы, которые с точки зрения современ-
ного русского языка совершенно свободно выделяются в составе сло-
ва. Например, суффикс –ист -, -ов -, приставка при - в словах вело-
сипедист , машинист , розов ый, дубов ый, при вести, при ехать.
Мертвыми называются такие морфемы, которые не ощущают-
ся говорящими как отдельные части слова и могут быть выделены в
составе слова только после специального исследования. К ним мож-
но отнести следующие морфемы: - к -, -р и др. в составе следующих
слов: звук , знак , дар , пир , бодр ый, добр ый. Как отмечал еще Б.А.Ла-
рин, приставки и окончания всегда воспринимаются как живые ча-
сти наших слов. Мертвые морфемы, только этимологически выде-
ляемые в составе разных слов русского языка, не являются служеб-
ными морфемами в современном русском языке, а входят в состав
корневых морфем слов.
Аффиксальные морфемы могут классифицироваться в русском
языке на основании их материальной выраженности – невыражен-
ности . Согласно широко распространенной точке зрения, существу-
PDF created with pdfFactory Pro trial version
www.pdffactory.com

16
ют такие морфемы, которые не выражены материально, т.е. не представ-
лены какими-либо звуками, иначе говоря, не имеют материальной, звуко-
вой оболочки, но участвуют в выражении какого-либо грамматического
или словообразовательного значения. Такие морфемы принято называть
нулевыми, или отрицательными . Нулевые(отрицательные) аффиксы
выделяются по соотношению с реальными, материально выраженными
аффиксами, только в других словоформах данного слова, или же путем
соотнесения анализируемых словоформ с соответствующими формами
других слов: стол – стена, окно; стен – домов, полей; поставь – прочитай,
посиди и т.д.
В современном русском языке различаются нулевые морфемы
разных видов. В формообразовании выделяются нулевые окончания,
которые указываются обычно для таких грамматических форм, как
форма им. падежа ед. числа существительных мужского рода и суще-
ствительных женского рода третьего склонения (например, стол,
дом, лес, пень, ночь, степь, дрожь, тень), форма род. падежа множ.
числа существительных первого склонения и, частично, второго скло-
нения (например, стен, гор, земель, сел, озер), краткая форма им. па-
дежа ед. числа мужского рода прилагательных (например, красив,
молод, весел), форма ед. числа мужского рода прошедшего времени
и сослагательного наклонения (например, писал, рисовал, говорил,
прочитал бы, разукрасил бы) и др.
В качестве типичной нулевой формообразовательной морфе-
мы можно привести отсутствие (утрату) суффикса –л - в форме ед.
числа мужского рода прошедшего времени и сослагательного накло-
нения у глаголов с основой на согласный, например, нес, вез, греб
(ср.: пришел, увидел, победил).
В морфемной структуре слова могут находиться и нулевые суф-
фиксы, с помощью которых могут образовываться существительные
от глаголов, прилагательных, числительных. Например, дрожать >
дрожь, испугать > испуг, глухой> глушь, голый> голь, четвертый >
четверть, третий > треть.
Понятие нулевой морфемы иногда используют применитель-
но и к корню слова. Так, например, обнаруживают нулевой корень в
слове вынуть . Кроме того, в слове выделяется приставка вы - , суф-
фиксы –ну -и –ть.
PDF created with pdfFactory Pro trial version
www.pdffactory.com

17
Парадигматические отношения между морфемами.
Морфемы как определенные языковые единицы вступают в
системные отношения. Они различаются рядом конкретных призна-
ков, на основании которых осуществляется их классификация. Сис-
темность морфем проявляется в наличии определенных парадигма-
тических отношений между ними. В морфемике парадигматические
отношения проявляются по-разному. В зависимости от характера
рассматриваемых отношений между морфемами различаются такие
явления, как морфемная омонимия, синонимия и антонимия.
Омонимия морфем.
Проблема омонимии является, по словам В.В.Виноградова,
“одной из самых неотложных и вместе с тем запутанных проблем”.
Омонимия – явление не только собственно лексическое, она прони-
зывает все структурные элементы языка. Одинаковые по звучанию
морфемы могут выступать в качестве разных морфем и представлять
собой морфемы-омонимы. Омонимичными называются морфемы,
тождественные по фонемному составу, но различающиеся по значе-
нию , т.е. под омонимией здесь понимается звуковое совпадение раз-
ных морфем. Омонимичными морфемами могут быть разные мор-
фемы – корни, приставки, суффиксы, постфиксы, окончания.
Корневые морфемы – это корни разных слов, находящихся в от-
ношениях лексической омонимии. Например, балк - а (деревянный брус)
и балк -а (небольшой овраг), топ - ить (обогревать с помощью топлива)
и топ -ить (погружать в воду). Омонимичные корни обнаруживаются и
в словах, относящихся к разным словообразовательным структурам.
Например, вод -а и вод - ить, гор -а и гор -еть, пах - ать и пах - нуть
Префиксальные омонимы встречаются достаточно часто. К
префиксальным омонимам относятся некоторые приставки, сочета-
ющиеся со словами разных частей речи. Например, про - в слова
про ректор и про делать, раз - (рас -) в словах раз любезный и рас кра-
савица.
Омонимичными могут быть и суффиксы, встречающиеся в со-
ставе слов определенной части речи. Например, в словах кубинк а,
грузинк а и лукавинк а, слабинк а; виноградин а, жемчужин а и осетрин а,
баранин а; домин а, долин а, холодин а; учительниц а, писательниц а и
сахарниц а, чернильниц а; артистк а, студентк а и ножк а, ручк а, спинк а.
PDF created with pdfFactory Pro trial version
www.pdffactory.com

18
Явление омонимии распространено и среди флексийных морфем.
Так, среди окончаний существительных омонимичными могут быть сле-
дующие: -а, -у, -и . Например, стена , сестра и стола , столба (формы им.п.
мн.ч. и формы род. п.ед.ч.); воду , реку и листу , столу (формы вин.п.ед.ч.
и формы дат.п.ед.ч.); песни , ночи , мыши (формы род.п.ед.ч. и формы
им.п. мн.ч.).
Омонимичными могут быть морфемы, принадлежащие грам-
матическим формам разных частей речи. Например, страну , столу и
беру , несу (формы вин.п.ед.ч. существительных мужск. и женск.р. и
формы глагола в настоящем времени). Омонимичными могут быть
морфемы разных видов, например, суффиксальная и флексийная:
лис-ий и син- ий , где в первом случае – это суффикс, а во втором –
окончание.
Морфемная омонимия в русском языке объясняется разными
причинами, в том числе и тем, что на протяжении длительного пери-
ода развития могло произойти изменение значения той или иной мор-
фемы. Кроме того, омонимия могла возникнуть в результате заим-
ствования ряда аффиксов из других языков, например, суффикс –ист -
(шахматист , танкист ) и суффикс –ист - (ветвист ый, кряжист ый).
Синонимия морфем.
В современном русском языке есть много морфем, которые
имеют совершенно разный звуковой состав, но совпадают или очень
близки по своему значению. Такие морфемы называются синонимич-
ными. Синонимичными могут быть морфемы всех видов - корне-
вые, префиксальные, суффиксальные, флексийные и постфиксальные.
Синонимичными корневыми морфемами являются морфемы,
употребляемые в словах, связанных отношениями лексической си-
нонимии, например, врать – лгать, работа – труд и т.д. Среди сино-
нимичных приставок можно назвать такие, как вы - и из -: выгнать,
выбрать - изгнать, избрать; пре - и об -: перекормить – обкормить;
под - и при -: подготовить – приготовить; без - и не - : безвинный и
невинный.
К суффиксам-синонимам относятся словообразовательные
суффиксы, такие, как: - тель-, -ник -, -чик-(-щик-), -арь -: учитель,
проводник, грузчик, каменщик, пекарь и др. и формообразующие
суффиксы –нн - и –т -: написанный и разбитый и др.
PDF created with pdfFactory Pro trial version
www.pdffactory.com

19
К синонимичным окончаниям относятся все морфемы, используе-
мые для образования одной и той же грамматической формы. Например,
окончание –а и –о в словах стена и весло; - а, -ы, -и в словах окна, города,
стены, земли. Синонимичные морфемы, выражая определенные значе-
ния, в одних случаях полностью совпадают по своей семантике, в других –
лишь частично. Отсюда выделяются полные морфемы-синонимы и не-
полные морфемы-синонимы. Полная синонимия морфем проявляется
среди формообразующих служебных морфем, среди словообразователь-
ных морфем отношения полной синонимии наблюдаются относительно
редко.
Частичная синонимия характерна для большинства синонимич-
ных словообразовательных аффиксов и корневых морфем. Напри-
мер, суффикс –ск - помимо значения принадлежности может выра-
жать отношение к географическому объекту, к отвлеченному поня-
тию и т.д.: московский, нарвский, институтский, практический.
Антонимия морфем.
Разные морфемы могут выражать не только общие, тождествен-
ные или близкие значения, но и прямо противоположные. Морфе-
мы с противоположными значениями называются антонимичными.
Антонимичные отношения характеризуют все морфемы русского
языка – корневые и служебные. Корневыми антонимичными морфе-
мами являются морфемы в лексических словах-антонимах, напри-
мер, день- ночь, горе – радость и т.д. К суффиксальным антонимам
относятся такие морфемы, как –ик - и –ин -, -к - и ищ- : домик – доми-
на, ручка – ручища. Широкое распространение антонимичных мор-
фем можно обнаружить в префиксальных словообразовательных
морфемах: в - нести – вы - нести, при - лететь – у - лететь, про -писать вы -
писать. Антонимичными являются многие приставки, сочетающие-
ся со связанными корнями, например, о -деть – раз -деть, об -уть – раз -
уть, при -выкнуть - от - выкнуть и т.д.
Основа слова.
К объекту морфемики необходимо отнести и такие единицы
языка, как основы слов, которые в формальном отношении в одних
случаях равны морфеме, корню, в других – состоят из разных мор-
фем, корневых и служебных. Основа выражает лексическое значение
PDF created with pdfFactory Pro trial version
www.pdffactory.com

20
данного слова. Она выделяется путем отделения окончания и формообра-
зующих суффиксов. С точки зрения морфемной структуры слова и слово-
формы выделяют шесть типов основ: непроизводные, производные, про-
стые, сложные, свободные, связанные.
Непроизводная и производная основы различаются в зависимос-
ти от морфемного состава основы. Непроизводная основа – это осно-
ва, равная корню, не членимая на морфемы: вод-а, вед-у. Значение
непроизводной основы не может быть объяснено с помощью основы
однокоренного слова, более простого по структуре и значению. Про-
изводная – это основа слова, в состав которой кроме корня, включа-
ются другие морфемы, например, приставка: на-клон, при-город; суф-
фикс: кож-ан-ый, вод-иц-а; приставка и суффикс: пере-клич-к-а. Зна-
чение производной основы может быть объяснено с помощью основы
однокоренного слова, более простого по структуре и значению.
Простые и сложные основы различаются в зависимости от ко-
личества корневых морфем в составе основы. Простая основа содер-
жит один корень: вод - ица. Сложная основа включает два и более
корней: вод - о-мер , нефт -газ -о- про-вод .
Среди непроизводных основ различаются свободные и связан-
ные основы. Свободная основа – это непроизводная основа (корень),
встречающаяся не только в составе производных основ, но и отдель-
но от них, например, вод-а, глух-ой, берез-а. Связанная основа – это
непроизводная основа (корень), встречающаяся только в составе про-
изводных основ родственных слов, т.е. обязательно в соединении со
словообразовательными аффиксами: с-верг-нуть, от-верг-нуть. Кор-
ни таких основ называют связанными корнями (или радиксоидами).
Новые слова образуются как от непроизводной, так и от про-
изводной основы. Основа, от которой образовано новое слово, на-
зывается производящей. Например, основа чест- является произво-
дящей для слова честный, а основа честн- - производящей основой
для слова честность.
Морфонологические изменения на стыке морфем.
В современном русском языке сочетаемость служебных морфем
и корневых часто сопровождается различными изменениями в их
материальной структуре, звуковом составе. Такие изменения приня-
то называть морфонологическими изменениями. В современном рус-
ском языке морфонологические явления наблюдаются на стыке ос-
PDF created with pdfFactory Pro trial version
www.pdffactory.com

21
нов и суффиксов. Среди морфонологических явлений в русском языке
принято различать такие явления, как чередование звуков основы, усече-
ние производящей основы, наложение сочетающихся морфем, интерфик-
сация, изменение места ударения.
Чередование звуков (фонем ) – явление известное. Под чередо-
ванием понимается взаимозамена звуков в составе одной морфемы в
разных случаях ее употребления, т.е. в разных словах и словофор-
мах. Наиболее распространено чередование согласных производя-
щей основы перед суффиксом. Например, в словах: друг – дружок,
рука – ручка, медведь – медвежонок, просить – прошение. При сло-
вообразовании и формообразовании широко распространено чере-
дование гласных основы: разбирать – разборка, говорить – разгова-
ривать. При суффиксации особенно распространено чередование
беглых гласных основы о, е с нулем звука: рожь – ржаной.
Усечение основ это процесс, в результате которого произво-
дящая основа не входит целиком в состав производного слова. Та-
кое явление принято называть усечением производящей основы. Это
явление наблюдается при суффиксации, в результате которого усе-
чению подвергаются разные звуки или сочетания звуков в конце ос-
новы: близкий – близость.
Наложение морфем это явление, происходящее на стыке кор-
невой и служебной морфем. Такое явление принято еще называть
аппликацией. В русском языке наложение морфем чаще всего наблю-
дается при сочетании производящих основ с суффиксами, т.е. нало-
жение суффикса или начальной его части на конец производящей
основы. Например, разевать (ср. раззява), коричневатый (ср. сине-
ватый).
Интерфиксация – это явление, при котором в случае сочетания
производящей основы со словообразующими аффиксами появляют-
ся разные связующие звуки или звукосочетания, называемые интер-
фиксами. Например, Европа – европ-ей -ский, шоссе – шоссе-й -ый.
Явление интерфиксации в современном русском языке в большин-
стве случаев объясняется фонетическими (фонематическими) причи-
нами. Оно способствует устранению на стыке морфем таких звуко-
сочетаний, которые нетипичны для структуры русского слова и не-
удобны для произношения.
Изменение места ударения . Как морфологическое явление из-
менение места ударения происходит в том случае, когда соединяется
производящая основа со словообразующими аффиксами. При этом
PDF created with pdfFactory Pro trial version
www.pdffactory.com

22
происходит перемещение ударения с основы на словообразующий аф-
фикс. Например, писать - выписать, голос – голосок, вода – водица, синий
– синеватый.
Сочетание производящих основ со словообразующими морфе-
мами может сопровождаться одновременно разными морфонологи-
ческими явлениями
Изменения в составе и структуре слова.
С течением времени, с утратой одних слов, появлением других,
изменением значения слов, их звуковой оболочки происходят изме-
нения в морфемной членимости слов. У многих слов меняется коли-
чество морфем, звуковой состав отдельных морфем, происходят из-
менения значения, функций морфем и т .д. В связи с этим принято
говорить об изменении морфологической структуры слова, или его
основы. В зависимости от характера структурных изменений в слове
и вызвавших эти изменения причин различается несколько видов
изменений в морфемной структуре слова: опр?щение, переразложе-
ние, усложнение, декорреляция, диффузия.
Опрoщение – это изменение морфемной структуры слова, при
котором ранее производная и членимая на морфемы основа переста-
ет выделять в своем составе аффиксы и превращается в непроизвод-
ную, нечленимую. В русском языке опрoщению подвергаются слова
разных частей речи и разной морфемной структуры. Например, в¦кус,
скор¦няк, пал¦ка . Опр?щение основы может происходить и вследствие
утраты языком словообразовательных аффиксов. Так, стали непро-
изводными основы слов знак, звук вследствие утраты языком слово-
образовательного суффикса – къ-.
Переразложение это изменение морфемной структуры слова,
при котором перемещаются границы между морфемами при сохра-
нении членимости производной основы на морфемы. Например,
сън¦имати > с¦нимать. В результате переразложения основ в русской
словообразовательной системе появляются новые аффиксы. Перераз-
ложением основы объясняется появлением в русском языке суффик-
са –ник - (ср. наставник), образовавшегося из соединения суффикса
имени прилагательного –н - и суффикса имени существительного –
ик - (ср. двойной – двойник). Суффикс –инк - в словах со значением
малой частицы вещества (ср. горошинка, песчинка) появился в ре-
зультате слияния суффикса единичности –ин- (ср. соломина, карто-
PDF created with pdfFactory Pro trial version
www.pdffactory.com

23
фелина) и уменьшительного суффикса –к - (ср. жемчужина – жемчужин-
ка, льдина – льдинка).
Усложнение основы – это изменение морфемной структуры сло-
ва, при котором ранее непроизводная основа превращается в произ-
водную, членимую на морфемы. Усложнение основы обычно проис-
ходит у слов, заимствованных русским языком. Одна из причин ус-
ложнения основ – установление семантико-словообразовательных
соответствий между заимствованным и русским словом. Например,
заимствованные слова фляжка и зонтик были вначале словами с
непроизводной основой. Под влиянием русских одноструктурных
слов типа дорожка – дорога , столик стол появились слова фляга и
зонт , а основы слов фляжка и зонтик стали члениться на корень и
суффикс: фляж-к-а и зонт-ик.
Декорреляция морфем – это изменение характера или значения
морфем и соотношения их в слове при сохранении членимости сло-
ва, числа и порядка следования морфем. Процесс декорреляции в
большинстве случаев связан с изменением характера корневых мор-
фем производных слов, т.е. их принадлежности к частям речи. На-
пример, слово бахвал было образовано при помощи приставки ба -
от исчезнувшего существительного хвал (хвастун), а в современном
русском языке оно соотносится с глаголом бахвалиться . То же мож-
но сказать и о существительном война, образованном от существи-
тельного вои (воин), а в настоящее время воспринимаемым как обра-
зованное от глагола воевать , существительное ловец , образованное
от существительного ловъ (охота) теперь соотносится со глаголом
ловить . Возможны и иные соотношения частей речи производящих
слов в момент образования от них производных и в настоящее вре-
мя. Так, например, слово невежа , образованное от существительно-
го вежа (знаток), в настоящее время соотносится с прилагательным
вежливый , существительное любовь образовано от прилагательного
любъ (милый, любимый), сегодня соотносится с глаголом любить ,
прилагательное научный образовано от глагола научить , а в совре-
менном русском языке соотносится с существительным наука и т.д.
Диффузия - это взаимопроникновение морфем при сохране-
нии ими в то же время четкой самостоятельности и особенности зна-
чимых частей слова. В результате этого процесса производная осно-
ва по существу продолжает члениться на те же морфемы, что и рань-
ше, однако отдельность выделенных в слове морфем в определенном
звене словообразовательной цепочки ослабляется из-за частичной
PDF created with pdfFactory Pro trial version
www.pdffactory.com

24
фонетической аппликации одной морфемы на другую. Важнейшей и по-
чти единственной причиной явления диффузии морфем являются раз-
личные звуковые изменения, при этом диффузия, возникшая при этом,
может на письме не обозначаться и тем самым существовать лишь в уст-
ной речи. Например, сшить [шшить], детский [децкий]. Диффузия мор-
фем обычно наблюдается на стыке приставки и непроизводной основы
или на стыке двух непроизводных слов.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (ДЕРИВАЦИЯ).
Термин “словообразование” традиционно используется для
обозначения действующих в языке процессов создания новых слов
на базе существующих лексических единиц с помощью собственных
средств данного языка. В соответствии с таким пониманием слово-
образования в специальной литературе оно обычно определяется как
“особый путь развития словаря”, как “ одно из основных средств
пополнения словарного состава языка новыми словами. Термин “сло-
вообразование” многозначен, и это создает известные неудобства
при описании и изучении обозначаемых им языковых явлений.
Словарный состав современного русского языка находится в
состоянии непрерывного изменения. Одной из закономерностей раз-
вития словарного состава является пополнение его новыми словами.
Пополнение происходит двумя путями: путем образования новых
слов на базе уже имеющихся в языке и путем заимствования слов из
других языков. Приоритетным является образование новых слов.
Вновь образованные в русском языке слова по своей структуре – слова
с производной основой . Поэтому главным объектом словообразова-
ния как раздела языкознания, или дериватологии, является производ-
ное слово – основная, важнейшая единица словообразовательной си-
стемы языка. Производные слова составляют значительную часть
словарного состава современного русского языка (примерно в 5 раз
больше количества непроизводных). К числу языковых единиц, слу-
жащих объектом словообразования как раздела языкознания, отно-
сятся и различные части производных слов, так называемые сегмен-
тные единицы, прежде всего производящие основы, базы и словооб-
разовательные аффиксы, а также соединительные элементы – интер-
фиксы и другие части производных слов, которые служат также и
объектом морфемики.
PDF created with pdfFactory Pro trial version
www.pdffactory.com

25
В словообразовании рассматриваются и так называемые комплекс-
ные единицы словообразовательной системы языка, т.е. различные объе-
динения производных слов, такие, как словообразовательный тип, слово-
образовательное гнездо и т.п.
Каждое производное слово состоит из двух структурно-функ-
циональных единиц: основы и аффикса (формообразующего или сло-
вообразующего). Производная основа формируется в результате сло-
вообразовательного процесса и в свою очередь может быть основой
производящей.. Производная основа – это понятие историческое.
Словообразующая основа, т.е. основа слова, которая участвует в
живом словообразовательном процессе, называется производящей
основой. Производящая основа – это основа производящего слова,
которая осложняется в процессе словообразования словообразую-
щим аффиксом (формантом). Она сохранятся в составе производно-
го слова (в полном или усеченном виде) как составная ее часть. Про-
изводящая основа выделяется обычно тогда, когда речь идет о про-
цессе образования слова. С точки зрения современных отношений,
не всегда выделенная путем соотнесенности основа является осно-
вой производящей в этимологическом плане. Поэтому при анализе
словообразования в плане синхронных отношений говорят о моти-
вирующей основе. Мотивирующая основа – это часть производного
(мотивированного) слова, осложненная формантом (Ю.С.Маслов).
Каждое производное слово имеет свое производящее слово, т.е.
однокоренное слово, более простое по значению и структуре. Меж-
ду производным и соответствующим производящим словом суще-
ствуют определенные отношения:
1) производное слово имеет более сложную структуру, чем про-
изводящее, т.е. содержит больше морфем;
2) производное слово характеризуется большей семантической
сложностью по сравнению с производящим;
Производные слова наряду с лексическим и грамматическим
значением обладают еще и словообразовательным. Словообразова-
тельное значение – это типовое значение ряда одноструктурных об-
разований. Например, у имен существительных учитель, читатель,
писатель словообразовательным значением является “лицо, совер-
шающее действие”. Выявляя словообразовательное значение типа
следует отвлекаться от конкретного лексического значения опреде-
ленного слова и стремиться установить то общее, что свойственно
ряду слов и что отражено в их структуре. Словообразовательное зна-
PDF created with pdfFactory Pro trial version
www.pdffactory.com

26
чение носит типовой характер, не является принадлежностью одного сло-
ва. Оно имеет специальные показатели – форманты , при помощи кото-
рых образуются новые слова и выражается словообразовательное значе-
ние производного слова.
Форманты выделяются при сопоставлении производящей и
производной основ. Словообразовательных значений непроизвод-
ные слова не имеют. Это значение может формально совпадать с лек-
сическим или грамматическим, но при этом оно, как правило, уточ-
няет, конкретизирует, дополняет и то, и другое значение.
Для каждой части речи в русском языке существует собствен-
ный круг словообразовательных значений, поскольку та или иная
словообразовательная модель находит преимущественное распрос-
транение в пределах той или иной части речи.
Основные единицы словообразования.
Словообразование оперирует целым рядом понятий, которые
могут быть определены как основные единицы словообразователь-
ной системы. Кратчайшей единицей словообразования является про-
изводное слово , образованное морфемным или семантическим путем.
Вновь образованные слова входят в комплексные организации про-
изводных слов: словообразовательную цепь, словообразовательную
парадигму, словообразовательное гнездо и словообразовательный тип.
Словообразовательный тип - это схема построения производ-
ных слов, которая позволяет объединить их в отдельные группы.
Иначе говоря, словообразовательный тип – это совокупность про-
изводных слов, характеризующихся одинаковыми словообразова-
тельными связями, единым словообразовательным значением и еди-
ным словообразовательным средством. Например, краснота, духо-
та, прямота, доброта. Нарушение этого единства ведет к нарушению
единого словообразовательного типа.
Понятие словообразовательного типа соотносительно с поня-
тием словообразовательной модели.
Словообразовательная модель – это формально-семантический
образец образования новых слов В ее основе лежит схема строения
производных слов, относящихся к одному словообразовательному
типу. Например, основа глагола + суффикс –тель со значением дей-
ствующего лица. В пределах одного словообразовательного типа
может быть выделена одна или несколько моделей в зависимости от
PDF created with pdfFactory Pro trial version
www.pdffactory.com

27
характера морфонологических явлений, сопровождающих образование
слов. Применительно к словообразовательному типу (модели типа) упот-
ребляются понятия продуктивности – непродуктивности. Продуктивным
является словообразовательный тип, по образцу которого в современном
русском языке образуются новые слова. Непродуктивным словообразо-
вательным типом является такой, по образцу которого в современном
русском языке новые слова не образуются.
Словообразовательная цепь это ряд слов, находящихся в отно-
шениях последовательной производности, т.е. такой ряд слов, в котором
каждое слово является производным по отношению к предыдущему и
производящим по отношению к последующему слову данного ряда. На-
пример, учить – учитель – учительство – учительствовать - …
Каждая словообразовательная цепь имеет начальное звено, которое
является непроизводным с точки зрения современных отношений и выступа-
ет только как производящее к последующему звену. Последнее звено цепи
является замыкающим с точки зрения современных отношений, сложивших-
ся в словообразовательном ряду этого типа.
Словообразовательная парадигма – это ряд параллельно про-
изводных образований, имеющих одну общую производящую осно-
ву и находящихся на одинаковой ступени деривации. Например,
стар-ый:
старость
старик
старо
стареть
старить
старейший
старенький и т.д.
Каждое производное слово имеет определенное словообразо-
вательное значение и определенную словообразовательную струк-
туру: общая для всех членов парадигмы производящая основа (стар-
) и индивидуальный для каждого производного слова формант.
Словообразовательное гнездо – это наиболее широкое объеди-
нение производных слов в языке. Оно включает как словообразова-
тельные парадигмы, так и словообразовательные цепи. Словообра-
зовательное гнездо - это совокупность однокоренных слов, связан-
ных отношениями производности. В основании гнезда (вершине)
лежит непроизводное с точки зрения современных отношений сло-
PDF created with pdfFactory Pro trial version
www.pdffactory.com

28
во, которое является производящим для слов, входящих в словообразова-
тельную парадигму этого слова. Таким образом, все члены словообразо-
вательного гнезда, кроме начального, являются производными словами. В
словообразовательные гнезда не входят слова, утратившие связи с теми
членами гнезда, на базе которых они были образованы. Состав гнезда не
остается постоянным: может уйти одно слово или группа слов, но гнезда
постоянно могут пополняться новыми словами.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
Словообразовательный анализ производной лексики , опреде-
ление словообразовательной структуры производных слов принято
начинать с определения способа словообразования. Как известно,
словообразовательный анализ нередко ограничивается именно оп-
ределением способа словообразования производных слов. Это име-
ет место и в школьной практике. Способ образования представляет
собой одно из важнейших, основных, базовых лингвистических по-
нятий, используемых в области словообразования. Под способами
словообразования следует понимать те приемы, которые использу-
ются для создания новых слов . Понятие “способ словообразования”
тесно связано с понятием “словообразовательное средство”. Сред-
ство – это конкретная языковая (в большинстве случаев) материаль-
но выраженная единица, используемая для образования нового сло-
ва. Например, префиксы, суффиксы, постфиксы, сочетания префик-
сов и суффиксов, сочетания префиксов и постфиксов и т.д. Способ
это прием, реальные условия применения этой единицы в словооб-
разовательном процессе. Таким образом, под способами словообра-
зования понимаются строго определенные (конкретные) языковые
процессы или действия, связанные с возникновением, образованием
новых слов на базе существующих в языке словарных единиц с по-
мощью тех или иных словообразовательных средств. При словооб-
разовательном анализе производной лексики, при определении спо-
соба словообразования слов дается ответ на вопрос о том , как сде-
ланы готовые слова, иначе говоря, при определении способа слово-
образования того или иного производного слова мы выясняем, при
помощи каких словообразовательных средств образовано или пред-
ставляется образованным данное слово.
В общем процессе словообразования слов следует отличать два
PDF created with pdfFactory Pro trial version
www.pdffactory.com

29
качественно разных явления. В русском языке существует словообразова-
ние в буквальном смысле этого слова и то, что можно охарактеризовать
как словопроизводство. Именно посредством последнего прежде всего
происходит обогащение русского языка новыми словами.
Слова могут возникать в языке сами по себе, в процессе их употреб-
ления. Этот процесс называется собственно словообразованием . Слова
могут сознательно создаваться говорящими в тот или иной момент их ре-
чевой деятельности. Этот процесс является уже словопроизводством.
В русском словообразовании выделяются два основных способа
словопроизводства: морфологический и неморфологический (или семан-
тический ). Каждый из этих способов имеет несколько разновидностей .
Морфологический способ – один из основных способов русского
словопроизводства, в результате которого происходит присоединение к
существующим в языке основам производящих слов (производящих ос-
нов) словообразовательных морфем (префиксов, суффиксов, постфик-
сов). С помощью морфологического способа словообразования образу-
ются такие лексические единицы, которые являются новыми во всех отно-
шениях.
Основные типы морфологического словообразования, существу-
ющие сейчас в современном русском языке, - сложение, аффиксация,
безаффиксный способ словообразования, усечение производящей основы.
Сложение – это способ образования новых слов путем соеди-
нением двух или более основ или слов. В зависимости от того, что
объединяется при образовании новой лексической единицы, разли-
чают осново-сложение и словосложение. При словосложении обра-
зуются составные слова. Они характеризуются одним основным уда-
рением, смысловым единством. Например, выставка-продажа, диван-
кровать. При осново-сложении образуются сложные слитные слова.
В современном языке могут соединяться полные и сокращенные ос-
новы. Полные основы, как правило, соединяются с помощью интер-
фиксов о и е: водопровод, лесостепь. Сокращенные основы соединя-
ются без помощи интерфиксов. В результате сложения сложносок-
ращенных основ образуются сложносокращенные слова (аббревиа-
туры), имеющие то же значение, что и исходное словосочетание. В
зависимости от характера сокращения основы различаются следую-
щие типы аббревиатур: звуковые (образованные сложением началь-
ных звуков основ) - ПГПИ, СПбУ, ООН, вуз; буквенные (образован-
ные сложением названий начальных букв основ) - ВВС, ВВЦ, горо-
но, зарплата и т.д.
PDF created with pdfFactory Pro trial version
www.pdffactory.com

30
Усечение производящей основы – способ словообразования , дей-
ствующий только среди имен существительных. Образованные су-
ществительные имеют то же лексическое значение, что и производя-
щее слово или словосочетание, отличаясь от них обычно разговор-
ной стилистической окраской. Например. самоцветный камень – са-
моцвет. Усечение производящей основы – непродуктивный способ
словообразования.
Аффиксация – самый продуктивный вид морфологического
словообразования в современном русском языке – это образование
новых слов путем присоединения к производящей основе тех или
иных словообразовательных аффиксов. Аффиксы, с помощью кото-
рых образуются новые слова, называются формантами. В зависи-
мости от того, какие аффиксы участвуют в образовании новых слов,
различают такие виды аффиксального словообразования: суффик-
сальный, префиксальный, префиксально-суффиксальный, постфик-
сальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфик-
сальный, безаффиксный.
Суффиксальный способ словообразования (суффиксация ) - это
образование новых слов путем присоединения к производящей ос-
нове суффиксов. Суффиксация действует в словообразовании всех
основных частей речи современного русского языка. Образованное
этим способом слово может принадлежать как к той же части речи,
что и производящее слово, так и к иной. Например, гордый, гор-
дость, горделивый. Суффикс – главный словообразовательный аф-
фикс русского языка. Каждый суффикс закреплен за определенной

  • АФФИКС в Словаре лингвистических терминов:
    (лат. affixus — прикрепленный). Служебная морфема, т. е. часть слова, видоизменяющая лексическое либо грамматическое значение корня (основы) или выражающая …
  • ВОНЮЧКА МЕРЗОСТНАЯ в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
    Особо продуктивные твари споспбны генерировать до 5000 смрадов (единица запахов) в секунду. Ведет себя так, кгода ее фотографируют. Вид нацеленного …
  • ГВАТТАРИ в Словаре постмодернизма:
    (Гаттари) (Guattari) Феликс (1930- 1992) - французский психоаналитик и философ. Один из создателей шизоанализа. Основные собственно философские сочинения Г. написаны …
  • ШИЗОФРЕНИЯ в Однотомном большом юридическом словаре:
    (от гр. schizo - разделяю, расщепляю и phren - ум, мысль) - психическое заболевание; основные проявления: изменения личности (снижение активности, …
  • ШИЗОФРЕНИЯ (ОТ ГР. SCHIZO в Большом юридическом словаре:
    - разделяю, расщепляю и phren - ум, мысль) - психическое заболевание; основные проявления: изменения личности (снижение активности, эмоциональное опустошение, аутизм …
  • ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК
    Долгое время считалось, что японский язык не входит ни в одну из известных языковых семей, занимая в генеалогической классификации языков …
  • ПИСЬМЕННОСТЬ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    в Японии возникла на основе китайской немногим более 1200 лет назад. Различные гипотезы об исконных письменах, якобы существовавших у японцев …
  • ЛЕСА в Энциклопедии Япония от А до Я:
    Из 37,8 млн. га всей территории Японии лесами покрыто 25,15 млн. га, или 66,6% площади страны. Лишь Финляндия (76,1%) и …
  • ШИЗОФРЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    (от греч. schizo- разделяю, расщепляю и phren - сердце, душа, ум) - психическое заболевание. Основными проявлениями Ш. являются изменения личности …
  • ШИЗОФРЕНИЯ
    Эндогенное прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциацией психических функций и протекающее с обязательным развитием психического дефекта в эмоционально-волевой сфере и разнообразными …
  • СПУТАННОСТЬ СОЗНАНИЯ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    Форма помрачения сознания, при которой сочетаются отдельные элементы различных его синдромов - делирия, аменции - при значительной выраженности амнестических расстройств. …
  • РЕЗИДУАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (лат. residuus - оставшийся, сохранившийся). Отдельные продуктивные психопатологические симптомы, чаще всего - галлюцинации или бред, сохранившиеся после острого психотического …
  • ВЕРНИКЕ АДДУКТИВНЫЕ И КОНТРАКТИВНЫЕ СИМПТОМЫ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (Wernicke С., 1900). Понятия, идентичные терминам продуктивные и непродуктивные симптомы. Аддуктивные - симптомы, добавочные по отношению к содержанию нормальной психики …
  • ПСИХОЗ ЛАТЕНТНЫЙ в Медицинских терминах:
    (psychosis latens) разновидность шизофрении, проявляющаяся стертыми симптомами изменения личности, медленно прогрессирующими с периодами длительной стабилизации; продуктивные симптомы отсутствуют или слабо …
  • ЯПОНСКОЕ ПИСЬМО
    смешанное идеографически-силлабическое письмо, в котором сочетаются иероглифы и слоговые знаки (т. н. кана). Иероглифы заимствованы из китайского письма (c 5 …
  • ШИЗОФРЕНИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. schizo - разделяю расщепляю и phren - ум, мысль), психическое заболевание; основные проявления: изменения личности (снижение активности, эмоциональное …
  • БОНИТЕТ ЛЕСА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. bonitas - доброкачественность) показатель продуктивности леса. Зависит от условий произрастания. Определяется по средней высоте деревьев главной породы с …
  • АФФИКС в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. affixus - прикрепленный) часть слова, противопоставляемая корню и выражающая грамматическое или словообразовательное значение. По положению относительно корня аффиксы …
  • ЯЗЫКОЗНАНИЕ
    лингвистика, языковедение, наука о языке. Объектом Я. является строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всём объёме его …
  • ШУМЕРСКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык, язык шумеров (вымер к концу 3-го тыс. до н. э.). Родство Ш. я. с другими языками не установлено. По …
  • ШИЗОФРЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. schizo - расщепляю и phren - ум, разум, мысль), наиболее распространённое психическое заболевание, которое характеризуется разнообразными проявлениями и …
  • ШВЕЦИЯ
  • ЧУКОТСКО-КАМЧАТСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, изолированная семья языков, на которых говорят малочисленные народности, составляющие основное коренное население Чукотки и Камчатки. Общая численность говорящих на …
  • ЧАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Thea), 1) род тропических вечнозелёных многолетних растений семейства чайных; некоторые систематики относят чай к роду камелия. В роде 2 …
  • ХРЯК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    кнур, самец свиньи, производитель. Половые инстинкты появляются к 4-5 мес. Для воспроизводства Х. в хозяйствах начинают использовать не раньше 10-месячного …
  • ХАУСА (ЯЗЫК) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык народа хауса. Распространён в Северной Нигерии и прилегающих районах Нигера, а также в Камеруне, Дагомее, Гане и некоторых …
  • УГОДЬЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    сельскохозяйственные, земельные участки (массивы), планомерно и систематически используемые для производства с.-х. продукции. К У. с. относятся: пашня, многолетние насаждения …
  • ТУНГУССКИЙ УГОЛЬНЫЙ БАССЕЙН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    угольный бассейн, один из крупнейших угольных бассейнов СССР, расположенный главным образом на территории Красноярского края, частично - в Якутской …
  • ТОРПЕДИРОВАНИЕ СКВАЖИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    скважин, взрывные работы, проводимые в буровых скважинах при помощи специальных зарядов - торпед. Применяются в глубоких скважинах, буримых или …
  • ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СССР. МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    ресурсы СССР занимает 1-е место в мире по разведанным запасам и добыче железных и марганцевых руд, асбеста, по добыче нефти, …
  • СКВАЖИНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    буровая, горная выработка круглого сечения глубиной свыше 5 м и диаметром обычно 75-300 мм, проводимая с помощью буровой установки. …
  • СИНТАКСИС (ГРАММАТИЧ.) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    раздел грамматики, изучающий внутреннюю структуру и общие свойства предложения. Основоположником С. принято считать греческого грамматика А. Дискола (2 …
  • СЕЛЕКЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (лат. selectio - выбор, отбор, от seligo - выбираю, отбираю), 1) наука о методах создания сортов и гибридов растений, пород …
  • СЕВООБОРОТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    научно обоснованное чередование с.-х. культур на полях и во времени, способствующее восстановлению и повышению плодородия почвы; важнейшая часть системы …
  • СВИНЬЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    домашняя, парнокопытное животное рода настоящих свиней (Sus) семейства свиней. Домашние С. произошли от разных подвидов кабана - европейских и азиатских, …
  • РОССЫПИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    россыпные месторождения, скопления на земной поверхности мелких обломков горных пород или минералов, возникающих вследствие разрушения коренных месторождений полезных ископаемых или …
  • РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    месторождений полезных ископаемых, система организационно-технических мероприятий по добыванию полезного ископаемого из недр Земли. Различают Р. м. п. и. открытым и …
  • ПОЛИСИНТЕТИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, разновидность синтетических языков, в которых все грамматические значения обычно передаются в составе слова, характеризующегося длинной последовательностью морфем. …
  • ОТРИЦАНИЕ (В ГРАММАТИКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в грамматике, слово или аффикс, указывающие на отсутствие предмета ("у меня нет книги"), качественных признаков предмета ("этот человек не стар"), …
  • ОРИЯ (ЯЗЫК) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    одри, уткали, один из основных языков Индии. Распространён в штате Орисса (Восточная Индия). Число говорящих 19,7 млн. чел. (1971, перепись). …
  • ОДУШЕВЛЁННОСТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    одна из категориальных языковых форм, свойственная главным образом существительным, которые обозначают названия живых существ, и составляющая универсальное семантичесчкое противопоставление О. …
  • НЕФТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Нефть (через тур. neft, от перс. нефт) - горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом, распространённая в осадочной оболочке Земли, являющаяся …
  • КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык, язык карачаевцев и балкарцев, живущих главным образом в Карачаево-Черкесской АО и Кабардино-Балкарской АССР. Число говорящих на К.-б. я.: …
  • БОНИТЕТ ЛЕСА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    леса (нем. Bonitat, от лат. bonitas - доброкачественность), показатель продуктивности леса, зависящий от почвенно-грунтовых и климатических условий (местообитания). Определяется средней …
  • АГГЛЮТИНАЦИЯ (В ЛИНГВИСТИКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в лингвистике, образование в языках грамматических форм и производных слов путём присоединения к корню или к основе слова аффиксов, …
  • ЯЗЫКОЗНАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    языковедение, иначе лингвистика (от латинского lingua, язык), глоттика или глоттология (от греческого??????, ?????? — язык) — в тесном смысле …
  • ЯЗЫКОЗНАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    языковедение, иначе лингвистика (от латинского lingua, язык), глоттика или глоттология (от греческого??????, ?????? ? язык) ? в тесном …
  • ТУРЦИЯ: ПРИРОДА - З. ПОЧВЫ в Словаре Кольера:
    К статье ТУРЦИЯ: ПРИРОДА Наиболее плодородные почвы, содержащие необходимые для роста растений минеральные вещества и гумус, приурочены к поймам и …

Не все аффиксы в одинаковой степени употребительны: некоторые из них принимают активное участие в словообразовательном процессе, другие, наоборот, не участвуют в современном словообразовании. С точки зрения употребительности и активности в словопроизводстве и формообразовании аффиксы делятся на продуктивные и непродуктивные.

Продуктивные - это такие морфемы, которые активно участвуют в современном словопроизводстве и дают новые образования. Эти морфемы без труда выделяются в словах. Так, например, в образовании названия лиц мужского пола в русском языке насчитывается свыше 50 различных суффиксов. Но в современном словообразовании наиболее продуктивны четыре: -щик- (-чик-), -ик-(-ник-), -щ-, -ист-. Их границы в слове четкие: газосвар/щик, бетон/щик, ракет/чик, аппарат/чик, вечер/ник, заоч/ник, массов/ик, передов/ик, атомн/ик, ленинград/ец, бульдозер/ист.

Важное условие для появления нового слова - наличие продуктивной модели , по которой создается новая лексическая единица. Если те или иные аффиксы участвуют в новообразованиях, то можно считать, что данные морфемы продуктивны и являются живыми языковыми реальностями.

Непродуктивные - это такие аффиксы, при помощи которых в настоящее время не образуются новые слова и формы. Непродуктивные аффиксы часто встречаются в давно образованных, повседневных и весьма употребительных словах, но словообразовательными моделями они уже не являются (глашатай, завсегдатай, соглядатай, ходатай ). Вот, пожалуй, все слова с суффиксом -тай-, имеющиеся в русском языке. Новых образований этот суффикс уже не дает. То же относится к суффиксам: -ев-( о) (варево, зарево ), -ад- (а) (блокада, клоунада, колоннада ), -ель- (гибель, капель, колыбель, метель ), -е- (я) (ворожея, жнея, швея ), -знь - (болезнь, боязнь, жизнь ), -яш- (кругляш, кудряш, племяш ), -им- (отчим, побратим ) и др., которые уже перестали быть средством словопроизводства и лишь сохранили свойство выделяемости.

На продуктивность аффиксов, и в первую очередь суффиксов, оказывают влияние не только языковые, но экстралингвистические (или внеязыковые) факторы , в частности, измененим социальной потребности в тех или иных группах лексики. Известно, что в современном языке стали непродуктивными суффиксы -ш- (а), -их- (а), обозначающие жен по профессии мужа (профессорша ). Для нас важнее общественное качество лица, поэтому в современном русском языке явно преобладают способы образования названий лиц по сферам производственной деятельности, по действиям или состояниям, характеризующим общественный облик человека, его социальное положение, по идеологическим признакам, по отношению к общественному направлению, научному, идейному, художественному течению и т. п.


Теперь рассмотрим случаи утраты продуктивности суффиксов в силу чисто языковых причин . Иногда применение того или иного суффикса ограничено количеством основ, с которыми может сочетаться данный суффикс. Например, употребление суффикса -ат - ограничено количеством слов, обозначающих части тела человека и животных, так как только с этими основами способен сочетаться этот суффикс (бородатый, носатый, волосатый, хвостатый, рогатый и др.).

Иногда архаизируется та или иная словообразовательная модель, например использование суффикса многократности -ыва-, -ива- в бесприставочных глаголах (читывать, говаривать и др.).

Характерной особенностью продуктивных аффиксов является многообразие и широта их связей , что дает возможность активно образовывать новые слова и новые формы.

Кроме продуктивности - непродуктивности, аффиксы различаются по их регулярности. Те аффиксы, которые повторяются в языке и образуют определенный словообразовательный или формообразующий тип, называются регулярными. Так, в русском языке словообразовательный тип существительных мужского рода с суффиксом -ист- (коммунист, тракторист, активист ) и коррелятивная форма женского рода с суффиксом -(а) (коммун/ист/к/а, трактор/ист/к/а, актив/ист/к/а ), безусловно, регулярный тип словообразования.

Регулярные аффиксы противопоставлены нерегулярным, которые в словах встречаются от случая к случаю (спорадически), чаще всего единично. Они вне конкретного слова непонятны и не образуют воспроизводимого типа словообразования и словоизменения. Приведем примеры. Суффикс -енёк - в слове муж/енёк единичный; в русском языке нет слов, в которых повторился бы этот суффикс. То же относится и к суффиксам -ел- в слове коз/ел, -анёк- в слове куманёк, -авец- в словах крас/авец, мерз/авец, -унок- в слове рис/унок, -юх- в слове кон/юх.

Регулярность и продуктивность - это разноплановые, но соотносительные понятия. Когда говорят о регулярности аффиксов, то имеют в виду их повторяемость. Например: писать - писатель - писательский; читать - читатель - читательский; любить - любитель - любительский и т. д.; агитировать - агитация, ликвидировать - ликвидация, аргументировать - аргументация и т. п.

Если же эти регулярные аффиксы активно участвуют в новых образованиях, то мы имеем дело с продуктивными словообразовательными аффиксами. Следовательно, все нерегулярные аффиксы -одновременно являются непродуктивными, но не все регулярные аффиксы являются продуктивными.

Словообразовательная система языка непрерывно изменяется. Именно этим можно объяснить наличие в языке продуктивных и непродуктивных, регулярных и нерегулярных аффиксов. Следовательно, словоформообразовательные типы не являются раз навсегда данными.



Рассказать друзьям