Придаточные определительные отвечают. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой? ; относятся к одному слову в главном предложении - к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово"); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда . При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др.

Например: Лес, в который мы вступили , был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно - через ситуацию , которая так или иначе связана с предметом.

Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов - относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда . В придаточной части они замещают собой существительное из главной части.

Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) - союзное слово который является подлежащим.

Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей ) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда ).

Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который , и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.

Например: Деревня, где (в которой ) скучал Евгений, была прелестный уголок... (А. Пушкин) - [существительное, (где ),].

Мне припомнилась нынче собака, что (которая ) была моей юности друг (С. Есенин) - [существительное (что ).

Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою, когда (в который ) на целый город ночь сошла... (Ф. Тютчев) - [существительное], (когда ).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.

Например: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме Д.Д. Минаева: Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой.. .

Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.

Например: Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун . (И. Тургенев.)

Нельзя ставить далеко друг от друга существительное и связанную с ним придаточную часть, нельзя разрывать их членами предложения, которые зависят не от этого существительного.

Нельзя сказать: Мы бегали купаться на речку каждый день после работы, которая была совсем близко от нашего дома .

Правильный вариант: Каждый день вечером после работы мы бегали купаться на речку, которая была совсем близко от нашего дома .

Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.

Например: Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей , был уже виден. (В. Каверин.) Маленький дом, где я живу в Мещере , заслуживает описания. (К. Паустовский.)

Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой , например: В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца. Однако такое указательное слово может быть опущено и поэтому не является обязательным в структуре предложения; придаточное относится к существительному даже при наличии при нем указательного слова.

Кроме того, существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными . Средства связи в них - относительные местоимения кто, что, какой, каков, который .

Например: Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) - средство связи - союзное слово кто , выступающее в функции подлежащего.

Он не такой, каким мы хотели его видеть - средство связи - союзное слово каким , являющееся определением.

Всё кажется хорошим, что было прежде (Л. Н. Толстой) - средство связи - союзное слова что , являющееся подлежащим.

Как и придаточные определительные, местоименно-определительные придаточные раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой? ) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова - кто и что ).

Сравните: Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся - придаточное определительное. [указательное слово + существительное, (который ), ]. Тот, кто приходил вчера, сегодня не появлялся - придаточное местоименно-определительное. [ местоимение, (кто ), ].

В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом .

Например: Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей... (А. Пушкин) - (Кто ), [местоимение ].

Тема урока : Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

(Осень в поэзии, живописи и музыке наших соотечественников.)

Цели урока:

Обучающие:

Находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

Правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
- составлять схемы предложений с придаточными определительными.
- производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
- правильно употреблять в речи данные виды предложений;

Развивающие:

Развивать навыки исследовательской деятельности.

Развивать интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

Воспитывающие:

Воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах,

Воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.

Оформление и оборудование урока:

Компьютер;

Видеопроектор

На доске: (в слайдах)

Тема урока, эпиграф:

Я люблю эти дни,…

Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом.

Ю. Левитанский

Ход урока

Организационный момент

Повторение теоретических сведений на примере эпиграфа.

Дать определение СПП.

Из каких частей состоит СПП? Как эти части называются?

Где может находиться придаточная часть по отношению к главной? Привести примеры.

При помощи чего могут присоединяться придаточные предложения к главному?

Как отличить подчинительные союзы от союзного слова? (Союзные слова: местоимения: кто, что, какой, который, чей; наречия: где, куда, откуда, почему, зачем, сколько, насколько. Союзное слово: 1) является членом предложения 2) на него падает логическое ударение 3) его можно заменить другим знаменательным словом 4) его нельзя исключить из предложения.

Приведите примеры (Я сказал, мальчикам, что заблудился. Не знаю, что произошло.

Какие слова бывают в главной части СПП? Для чего они нужны? (указывают на наличие придаточного предложения, указательные слова: тот, там, туда, оттуда, тогда, столько и др. Не говори о том, чего не знаешь)

Сегодня мы познакомимся с основными группами СПП, попытаемся, погружаясь в тайны природы, познакомиться с СПП с придаточными определительными.

Сначала напишем словарный диктант

Золотые отблески. Застыли в оцепенении. Расцвело последним цветом. Надоедливый дождь, молчаливый лес, прощальный круг журавлей, смывала дождями, веет покоем, светлая печаль, тихая радость, совершенное очарование, предназначение, лирическое время года, пейзажная лирика.

ПЕЙЗА"Ж , а, м. [фр. paysage].

1. Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный п. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание природы в литературном произведении (лит.). П. в романах Тургенева. В конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей. Чехов.

(Толковый словарь Ушакова, 1935-1940 г.)

Понаблюдаем над следующими предложениями и определим в них второстепенные члены:

1 Сердце предчувствовало (что?) недоброе.

2 (Чей?) Мой дом находится в новом районе.

3 Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.

Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы - перестроим их так, чтобы они стали СПП.

1 Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2 Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

3 Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

Поставим вопросы к придаточным предложениям:

1 предчувствовало (что?)

2 дом (какой?)

3 добрались (когда?)

Вывод:

Придаточные пред-я сходны по смыслу со второст-ыми членами. Мы записали 3 основных группы СПП: сходные с определением - СПП с придаточными определительными; сходные с дополнениями - СПП с придаточными изъяснительными; сходные с обстоятельством - обстоятельственными.

Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (по вопросу)

Точно также мы определим и тип придаточного пред-я. Здесь главное - задать правильно вопрос

Давайте обратимся к тексту.

В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

(Из периодической печати)

Работа с текстом:

Какова тема текста? О чем(о ком) в нем говорится? (В тексте говорится о великом композиторе)

Какова основная мысль? (Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке)

Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо.

(Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)

Выделите главную и придаточные части графически.

Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом)

От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное).

От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? (какой?)

Выделим грамматическую основу.

Построим схему предложения.

Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы. Главное здесь не союзные слова, а правильно поставленный вопрос

При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов)

Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (нет)

Итак, заполним таблицу:

(Составление опорной схемы и запись ее в Справочники.)

Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном.

IV. Закрепление.

Прочитайте теоретический материал учебника - параграф 10

Что нового вы узнали из статьи учебника

К придаточным определительным близки местоимённо-опред-ые прид-ые. В них придаточное отн-ся к местоимениям, употреблённым в значении существительного: тот, все, всё, каждый и др.

Ещё волнует всё, (что именно?) что было.

Кто ищет, (кто именно?) тот всегда найдёт. (в отличие от прид-ых опр-ых местоимённо-опр-ые могут стоять и перед определяемым словом.

Конструирование предложений

И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.

В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.

Мы в ответе за тех, кого приучили.

На дне лесного оврага, куда мы пришли, бежал по каменистому руслу ручей.

Самое прекрасное в мире то, что создано трудом, умной головой.

Из яйца, что на земле лежит, птица в небо полетит.

Из ПП составить СПП с придаточным определительным

Передо мной круглое болото. Из болота торчат редкие травянистые кочки.

Мила мне осенняя роща. Каждый лист шелестит надо мной

Правильно ли построено предложение

Мы въехали в посёлок, который находился в лощине, которая начиналась сразу за лесом.

Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой

На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.

Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.

Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.

Которые ученики не сдали книги, пусть придут в библиотеку

Дом стоял на пригорке, который смотрел окнами на речку.

V. Работа устная:

Замените причастный оборот придаточным определительным:

1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая)

2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе . (что)

3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие)

А теперь обратная работа. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Такие задания обязательно встретятся вам на ЕГЭ:

1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.

2.Осенняя панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

3. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.

(В 1-2 предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последние существительное, а в 3 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом. Даже если мы заменим глагол стремятся причастием, причастие не будет характеризовать существительное края .)

VI. Творческая работа.

Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова? (Об осени, предложение СПП с придаточным определительным)

Прослушайте отрывок из стихотворения Юрия Левитанского, нашего соотечественника, который жил и работал в середине прошлого века, был участником Великой Отечественной войны.

Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,

Что становится явной вся тайная суть естества,-

Все просторней, все глуше в осеннем лесу - музыканты уходят -

Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача -

И последняя флейта замрет в тишине - музыканты уходят -

Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча...

Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,

Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,

Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе

И о многом другом еще можно подумать, о многом другом.

О чем вам подумается, когда вы увидите непревзойденные полотна Левитана, посвященные осени и услышите композицию П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».

Напишите сочинение-миниатюру на тему « Осень - вечная поэзия» или «Что я чувствую, погружаясь в тайны осени». Используйте в качестве опорных слова из словарного диктанта. Хотелось бы, чтобы и СПП с придаточными определительными тоже нашли свое место в вашей работе.

(…, какие кружились вчера в незатейливом танце.

…, которые радуются последним теплым лучам.

…, что пестреет на увядающей траве.

…, что благоухают свежестью.

…, которое наполнено чувством безысходной грусти.

…, который словно жалеет о чем-то.)

Ребята 1 варианта пусть составят 3-4 предложения, используя данные придаточные и вдохновляясь репродукцией картины Левитана.

VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Что особенно понравилось?

Научились:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.


Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования и закрепления умения видеть и объяснять орфограмму в слове, закрепления умения ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Планируемые результаты:

  • предметные - знают классификацию ошибок, их видов, основные изученные орфограммы, признаки орфограмм, правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
  • умеют различать ошибки разных видов и классифицировать их, анализировать и находить правильные способы исправления и объяснения ошибок, применять алгоритмы выбора верного написания.

Метапредметные.

  • Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и "незнания", стремятся к их преодолению.
  • Познавательные - формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
  • Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы и действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Цели урока.

Образовательные :

  • повторить и углубить сведения о сложносочиненном и сложноподчинённом предложениях;
  • ввести понятие о сложноподчиненном предложении с придаточным определительным и местоимённо-определительным;
  • находить в СПП главное и придаточное предложения, задавать правильно вопрос и видеть средства связи между частями предложения;
  • проверка понимания и степени усвоения материала по теме.

Развивающие :

  • развитие мыслительной деятельности учащихся;
  • развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников.

Воспитательные :

  • воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний;
  • воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.

Ход урока

Слово учителя:

На прошлом уроке мы начали изучать сложноподчинённое предложение. А сегодня я предлагаю начать работу с небольшой разминки, которая позволит определить, как вы усвоили материал предыдущих уроков.

Словарная разминка (Расшифровщик)

Ко снуться земли, о(п,пп )озиционер, ко(р,рр )озия, пре достережение, досад ный, пре дел, ко(л,лл )едж, пре дание, выполне,нн)а, при вычка, пре одоление.

ПРОВЕРКА.

Определение.

Что называется определением?

Значение какого слова вам не совсем знакомо?

ОППОЗИЦИОНЕР- представитель оппозиции

ОППОЗИЦИЯ - - партия или общественная группа , выступающая против мнения большинства, господствующей точки зрения, выдвигающая альтернативную политику или иной способ решения проблем.

Устно постройте предложение с данным словом.

(Оппозиционер выдвигает альтернативную политику своей партии).

Работа с текстом

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются:. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, потому что ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. (А. Сент-Экзюпери)

Расставить знаки препинания и объяснить их.

Доказать, что это текст.

  1. Определить его тему и идею. (Тема: вода; идея: вода - сама жизнь)
  2. Варианты заглавия. Какой заголовок более точно отражает содержание текста?
  3. Дать характеристику предложений.
  4. Какого вида предложения здесь нет? (сложносочинённого)
  5. Попробуйте образовать сложносочинённое предложение из одного из предложенных. (Тебя невозможно описать, и тобой наслаждаются.)
  6. Чем отличаются сложносочинённые предложения от сложноподчинённых?
  7. Начертите схему последнего предложения.
  8. Какой вопрос мы задаём от главного предложения к придаточному?
  9. Какой второстепенный член отвечает на вопрос какой? (определение)
  10. Если мы задаём к придаточному предложению вопрос какой?, то такое придаточное называется придаточным определительным.

Определение темы урока "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".

3) /На экране выведены 4 предложения без вопросов/

  1. Грош цена человеку (какому?), который не может сломить дурной привычки.
  2. Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.
  3. И боль (какая?), что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает.
  4. И нищий наездник таится в ущелье (каком?), где Терек играет в свирепом веселье.

Расставить знаки препинания.

По какому признаку можно выделить 1-е предложение из четырёх предложенных? (пословица)

Что называется пословицей?

Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалась с образом жизни и мыслями множества людей - такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают - они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что всё ими сказанное - твёрдая истина. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения. Мы, однако, не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, в разных речевых применениях.

По какому признаку можно объединить предложения? (2-е и 3-е предложения - по строению: придаточное находится внутри главного предложения; 3-е и 4-е предложения - строки стихов)

По строению мы объединили 1-е предложение с 4-м, а 2-е - с 3-м. Если представить себе, что это рифмующиеся строки, то как будет называться такая рифма? (опоясывающая)

К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?

Придаточные относятся к существительным в главном предложении, от них ставится вопрос (учащиеся задают вопросы).

Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному?

С помощью союзных слов который, куда, что, где. (Учитель обращает внимание учащихся на то, что в придаточных определительных используются только союзные слова).

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала на стр. 73

  • Сформулируйте проблемный вопрос, с которым будете работать на данном этапе урока.
  • Какова роль указательных и союзных слов в сложносочиненных предложениях с придаточным определительным?
  • Что нового вы узнали из статьи учебника?

Указательные слова в придаточных определительных служат для выделения определяемого существительного и придаточного предложения.

Придаточные определительные всегда стоят после определяемого существительного.

Местоимённо-определительные придаточные относятся к местоимениям в значении существительных (тот, каждый, весь и т.д.) и могут стоять как после, так и до определяемого слова.

Закрепление изученного материала.

Выполнение упр. № 98 (устно).

Пользуясь "Толковым словарем" учебника, составьте сложноподчиненные предложения с придаточным определительным, раскрывая толкование слов: аквилон, флотилия.

Работа в группе

Каждая группа получает карточку с заданием:

среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.

Карточка для 1 группы:

2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой: (А. Горобец) , (которым).

Карточка для 2 группы:

1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин )

Карточка для 3 группы:

3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров: (А.А.Фет)

Карточка для 4 группы:

1.Мила мне осенняя роща:, где каждый березовый лист шелестит надо мной: (Ю. Левитанский)

ПРОВЕРКА ГРУПП. (Построение схем)

Упражнение 103

ПРОВЕРКА УПРАЖНЕНИЯ 103

6. Подведение итогов урока.

  • На какой вопрос отвечают придаточные определительные? (какой?)
  • К чему относятся придаточные определительные? (к существительным или другим словам, употреблённым в значении существительного)
  • Как придаточные предложения прикрепляются к определяемым словам? (союзными словами который, что, куда, где?)
  • Для чего к существительному прибавляется указательное слово тот, такой? (чтобы выделить определяемое существительное и придаточное предложение)
  • Где стоят придаточные определительные, относящиеся к существительному? (всегда после него)
  • Чем отличаются местоимённо-определительные придаточные от определительных? (относятся к местоимениям тот, все, всё, каждый и т.д., придаточное может стоять как до, так и после определяемого слова).

7. Домашнее задание - упр.106. выучит правило параграфа.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Ф.И. (ученика(цы)______________ Дата:________ _____

Приложение

Карточка

Задание 1. Спишите. Расставьте знаки препинания, объясните постановку знаков препинания при помощи схем.

Вода может быстро бежать и тихо струиться реветь водопадом и молчать айсбергом дымить гейзером и блистать капельками росы.

Солнце начинает спускаться в море и неугомонные волны играют весело и шумно плескаясь о берег. (М. Горький)

IV. Закрепление. Работа в группах.

Карточка для 1 группы.

1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой: (А. Горобец)

3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)

Карточка для 2 группы.

Среди предложений найдите СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.

1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)

2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)

3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)

Карточка для 3 группы.

Среди предложений найдите СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.

1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)

2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)

3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров: (А.А.Фет)

Карточка для 4 группы.

Среди предложений найдите СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.

1. Мила мне осенняя роща:, где каждый березовый лист шелестит надо мной: (Ю. Левитанский)

2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)

3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Ф.И. (ученика(цы)_______________________Дата:____________

Изучение синтаксиса вызывает определенные трудности, что связано в первую очередь с многообразием конструкций и понятий. отличается наличием нескольких предикативных частей, которые могут быть самостоятельными. Это сложносочиненное предложение. А могут быть зависимыми и главными - это сложноподчиненное предложение. В статье идет речь об СПП с придаточными определительными.

Сложное предложение с подчинительной связью частей

Предложения, где одна часть главная, а другие зависимые, могут быть разными по своей структуре и по значению подчинительных частей. Если придаточная часть СПП отвечает на падежей, то это изъяснительная часть. Например:

  • Петр утверждал, что его на заседании не было.
  • Екатерина поняла, зачем они выполняли эту работу.
  • Кошка знала, что за свои выходки она будет наказана.

В случаях, когда к придаточной части задается вопрос обстоятельства, это предложение. К примеру:

  • Они встретились в парке, когда закончилась демонстрация.
  • Так как начался шторм, путешествие на теплоходе пришлось отложить.
  • Максим был там, где жили его друзья.

К СПП с придаточными определительными задается вопрос "какой". Например:

Эта птица, которая пролетала над морем несколько раз, называется гагарой.

Мальчик, чьи родители работали на объекте в Сочи, показал отличные результаты в спорте.

Усадьба, что находится в пределах заповедника, является музеем.

Пунктуация в СПП

Какие ставятся знаки препинания в сложноподчиненном предложении? В русской грамматике принято отделять главную часть от придаточной запятыми. В большинстве случаев она предшествует союзу или является членом предложения, к нему можно задать вопрос): "Туристы остановились на ночлег в палаточном городке, потому что им предстоял еще долгий путь в горы".

Много примеров, когда запятая ставится в финале главной части, но не перед союзом/союзным словом (особенно часто это наблюдается в СПП с придаточными определительными): "Тропинка к источнику лежала через ущелье, о месторасположении которого было известно немногим".

В случаях, когда придаточная часть расположена в середине главной, запятые ставятся по обеим сторонам зависимой части: "Дом, в который они переехали, был просторнее и светлее".

Знаки препинания в ставятся по таким же синтаксическим правилам: после каждой части - запятая (чаще всего перед союзами/союзными словами). К примеру: "Когда поднялась полная луна, ребята увидели, как таинственно плещутся морские волны, звуки которых они слышали давно".

Придаточное определительное

  • Определительная зависимая часть раскрывает некоторые признаки слова, обозначенного в главной части. Такая придаточная часть сравнима с простым определением: "Выдался чудесный день"/ "Выдался день, о котором давно мечтали". Разница не только синтаксическая, но и семантическая: если определения называют предмет прямо, то придаточная часть рисует объект через ситуацию. При помощи союзных слов присоединяются СПП с придаточными определительными. Предложения-примеры:
  • Машина, которую Мария купила в Японии, была надежной и экономичной.
  • Миша принес яблоки из сада, где также росли груши и сливы.
  • Отец показал путевки в Венецию, куда вся семья отправится в сентябре.

При этом есть союзные слова, которые являются основными для таких предложений: "который", "чей", "какой". Другие считаются неосновными: "где", "что", "когда", "куда", "откуда".

Особенности придаточного определительного

Кратко описав основные характеристики конструкций, можно составить небольшой конспект «СПП с придаточным определительным». Основные черты таких предложений раскрываются ниже:


Местоименно-определительные предложения

От СПП с придаточными определительными, где зависимая часть относится к существительному с указательным местоимением, нужно отличать такие, что зависят от самого указательного местоимения. Подобные предложения называются местоименно-определительные. Для сравнения: "Тот не будет допущен к зачету, кто не сдал лабораторную работу"/ "Те студенты, которые не сдали лабораторную работу, не будут допущены к зачету". Первое предложение - местоименно-определительное, так как в нем придаточная часть зависит от указательного местоимения "тот", которое нельзя убрать из предложения. Во втором предложении зависимая часть относится к существительному "студенты", при котором есть указательное местоимение "те", и его можно опустить, следовательно, это придаточное определительное.

Упражнения по теме

Закрепить изложенные выше теоретические сведения поможет тест «СПП с придаточными определительными».

  1. В каком предложении представлено СПП с придаточным определительным.

а) Егору сообщили о случившемся поздно, что ему не понравилось.

б) Вследствие того что заседание затянулось, адвокат опоздал на встречу.

в) Роща, где росло много берез, после дождя манила грибников.

г) Море было спокойным, когда они вышли к берегу.

2. Среди предложений найдите местоименно-определительное.

а) Его еще не видели таким, каким он был вчера на совещании.

б) Тот город, который появился на горизонте, был Бейрут.

в) Мысль, что пришла ему в голову, понравилась всем.

г) Школа, в которую ходила ее сестра, была в другом городе .

3. В каком варианте ответа придаточная часть разрывает главную?

а) Тот не поймет Пушкина, кто не читал его душой.

б) Вода в реке, что находилась на окраине города, была студеной.

в) На день рождения был приглашен его приятель, с которым он познакомился на конференции.

г) Василий позвонил доктору, чей номер дала Дарья Николаевна.

4. Укажите придаточное определительное предложение.

а) Он знал, откуда доставили груз.

б) Страна, откуда он родом, находилась в центре Африки.

в) Откуда приехал Михаил, было известно лишь отцу.

г) Она подошла к окну, откуда доносились голоса.

5. Укажите предложение с местоименно-определительным придаточным.

а) Та улица, которая шла параллельно проспекту, была древнейшей в городе.

б) Та, что была в желтом костюме, оказалась женой Ипатова.

в) Та девушка, что встретилась Николаю в парке, была знакомой его сестры.

г) Лидию привлекла та песня, которую исполняли дети со сцены.

Придаточное предложение определительное

Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? и относящееся к члену главного предложения, выраженному именем существительным или субстантивированным словом. Придаточные определительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда, реже при помощи союзов чтобы, как, словно, будто, точно и др. Ветер легкий и вольный, какой бывает только в степи (Фурманов). Он не сводит глаз с дороги, что идет через рощу (Гончаров). Поднявшись на небольшой холмик, откуда начиналась узкая, едва заметная лесная тропинка, я оглянулся (Куприн). Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт (Лермонтов). Не было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать (Горький).

Присубстантивно-определйтельное предложение. Определительное придаточное предложение, относящееся к члену главного предложения, выраженному именем существительным, и содержащее характеристику предмета или раскрывающее его признак. В одних случаях главное предложение не имеет законченного смысла без придаточного и нуждается в атрибутивном распространении, образуя с ним тесную связь. Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно (Короленко) (предложение Изобразить чувство очень трудно имеет слишком общее, неопределенное значение). В других случаях определяемое имя существительное в главном предложении имеет достаточно конкретное значение и не нуждается в определении, поэтому придаточное определительное содержит добавочное сообщение об определяемом предмете и связь между обеими частями сложноподчиненного предложения менее тесная. Здесь много было родников, которые прорыли себе норки под обрывчиками (Гладков). Приместоименно-определительное предложение. Определительное предложение, относящееся к указательному или определительному местоимению в главном предложении и конкретизирующее их значение. Слава тем,кто пал в разведке в боевые дни (Сурков). Каждый, кого он здесь видел, обладал своим особым познанием (Федин). Эта разновидность придаточных определительных признается не всеми грамматистами. Выдвигаются такие возражения;

1) искусственность вопроса, который ставится к местоимению в главном предложении. И пусть меня накажет тот, кто изобрел мои мученья (Лермонтов) (какой тот?)’,

2) примысливание слов, которых нет в главном предложении. Я слышал то, что вы сказали (ср. : Я слышал то слово...). Можно внести и другую конкретизацию местоимения то (то предложение, то сообщение и т. д.) Но если исключение какого-либо элемента влияет на структуру предложения (см. ниже), то почему не допустить, что и включение нового элемента отражается на его структуре?

3) недостаточный учет смысловой стороны предложения. Такие сложноподчиненные предложения, как Что с воза упало, то пропало и Что с воза упало, пропало, по содержанию друг от друга ничем не отличаются, а при предлагаемой классификации придаточное в первом предложении рассматривается как определительное, а во втором - как изъяснительное;


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "придаточное предложение определительное" в других словарях:

    - (придаточное сказуемое) см. придаточное предложение определительное …

    То же, что придаточное предложение определительное … Словарь лингвистических терминов

    Придаточное предложение, отвечающее на любой падежный вопрос и относящееся к члену главного предложения, нуждающемуся в смысловом распространении: без придаточного предложения главное было бы структурно и семантически не законченным. Придаточные… … Словарь лингвистических терминов

    Придаточное предложение,поясняющее содержание главного предложения путем сравнения, основанного на каких либо ассоциациях; прикрепляется к главному предложению путем союзов как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, как если бы и др … Словарь лингвистических терминов

    - (грамм.). О. предложением называется придаточное предложение, содержащее в себе выражение признака предмета, имя которого представляет какой нибудь член главного предложения. При этом совершенно безразлично, какую роль играет это имя в главном… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Конструкции, близкие по значению, но выраженные различными синтаксическими единицами (ср.: синонимические конструкции). Обычно параллельные синтаксические конструкции образуются придаточными предложениями и членами простого предложения, чаще… … Словарь лингвистических терминов

  • - ая, ое. прил. к придаток. || Являющийся придатком (во 2 знач.). Придаточный желудок у птиц. Придаточные органы у растений. ◊ придаточное предложение грамм. часть сложноподчиненного предложения, синтаксически подчиненная главному (подчиняющему)… … Малый академический словарь


Рассказать друзьям