Презентация на тему "Зависимость физических параметров учебной среды на освещённость рабочего места". Освещение рабочего места за компьютером

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Излучение, воздействующее на орган зрения и тем самым вызывающее ощущение света, называется областью оптических (видимых) излучений. Эта область находится в пределах от 380 до 760 нм. Область видимых излучений с длиной волны до 380 нм граничит с ультрафиолетовым излучением и свыше 760 нм - с инфракрасным излучением.

В зависимости от длины волны излучения глаз человека ощущает тот или иной цвет. Как следует из рис. 4.1, глаз человека наиболее восприимчив к цвету, соответствующему длине волны 500...580 нм.

Рис. 4.1. Кривая чувствительности глаза к свету различной длины волны

Воздействуя на глаза, свет тем самым влияет на весь организм человека, включая центральную нервную систему. Излучения с длиной волны от 380 до 450 нм образуют зону угнетения, а в пределах от 650 до 760 нм - раздражения. При неудовлетворительном освещении зрительная способность глаз снижается, и у человека могут появиться такие глазные болезни, как близорукость, ожоги от света, резь в глазах, катаракта, а также головные боли. Кроме того, неудовлетворительное освещение часто служит причиной производственного травматизма.

Наличие резких теней в рабочей зоне нарушает постоянный уровень приспособляемости глаз к изменению яркости, т.е. нарушает адаптацию - свойство глаз приспосабливаться при переводе взгляда от светлого к темному, и наоборот.

Полное время, необходимое на адаптацию глаз от светлого к темному, 4…5 мин, а от темного к светлому - 1…10 мин. По гигиеническим условиям для глаз предпочтительнее естественное освещение.

Глаз человека лучше всего приспособлен к естественному освещению. При недостаточном естественном освещении или при его отсутствии применяют осветительные установки, которые обеспечивают возможность нормальной жизнедеятельности людей. Более того, искусственное освещение решает ряд задач, вообще недоступных естественному освещению. От особенностей устройства искусственного освещения, кажущихся иногда незначительными, во многом зависят и производительность труда, и безопасность работы, и сохранность зрения, и архитектурный облик помещения.

Одним из факторов, определяющих условия труда на рабочих местах производственных помещений и открытых производственных площадок, является правильно организованное освещение рабочих мест или благоприятный световой климат помещений и рабочих мест на открытых производственных площадках. Освещение, выполненное в соответствии с нормируемыми показателями, не только влияет на производственные показатели: повышает производительность труда, качество продукции и выполняемой работы, но и существенно снижает возможность неправильных или опасных операций.


Основными светотехническими величинами, применяемыми для расчета освещения, являются:

1) величины, характеризующие источник света: сила света (кандела, кд), световой поток (люмен, лм);

2) величины, характеризующие освещаемую поверхность: - освещенность (люкс, лк), яркость (кд/м 2).

Сила света I - основная светотехническая величина; единица ее измерения - кандела (кд). Кандела - сила света, испускаемого с поверхности площадью 1/600000 м 2 полного излучателя в перпендикулярном направлении при температуре излучателя, равной температуре затвердевания платины (2042 К) при давлении 101 325 Па.

Световой поток F - произведение силы света точечного источника на пространственный угол w (в стерадианах), в котором световой поток распространяется, т. е. F=I w. Единица светового потока - люмен (лм). Люмен - световой поток в телесном угле в 1 стерадиан при силе света 1, равной 1 кд.

Освещенность E - отношение светового потока к площади, на которую он падает. Единица освещенности -(лк). 1 лк=Г лм/м 5 . Освещенность измеряется люксметрами.

Яркость В поверхности источника света - отношение силы света к площади поверхности источника света. Яркость измеряется в канделах на квадратный метр (кд/м 2). Яркость - светотехническая величина, на которую непосредственно реагирует глаз. При обычных условиях (без светозащитных очков) яркость 3×10 4 кд/м 2 является слепящей и вредно воздействует на зрение; гигиенически приемлема яркость до 0,75×10 4 кд/м 2 .

Освещение исключительно важно для человека. С помощью зрения человек получает большую часть информации (около 90 %), поступающей из окружающего мира. Свет - это ключевой элемент нашей способности видеть, оценивать форму, цвет и перспективу окружающих нас предметов. Освещение влияет не только на функционирование зрительного аппарата, то есть определяет зрительную работоспособность, но и на психику человека, его эмоциональное состояние. Исследователями накоплено значительное количество данных по биологическому действию видимого света на организм.

Установлено, что свет, помимо обеспечения зрительного восприятия, воздействует через нервную оптико-вегетативную систему на эндокринную систему, систему формирования иммунной защиты, рост и развитие организма и влияет на многие основные процессы жизнедеятельности, регулируя обмен веществ и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Сравнительная оценка естественного и искусственного освещения по его влиянию на работоспособность показывает преимущество естественного света. Ведущим фактором, определяющим биологическую неадекватность естественного и искусственного света, является разница в спектральном составе излучения, а также динамичность естественного света в течение дня. Уровни освещённости при этом должны составлять 1000-1500 лк и могут быть обеспечены дневным светом, если он имеется, или электрическим светом от общего или локализованного освещения, например настольных ламп или комбинацией дневного и естественного света.

Работая при освещении плохого качества или низких уровней, люди могут ощущать усталость глаз и переутомление, что приводит к снижению работоспособности. В ряде случаев это может привести к головным болям. Причинами во многих случаях являются слишком низкие уровни освещенности, слепящее действие источников света и соотношение яркостей, которое недостаточно хорошо сбалансировано на рабочих местах. Головные боли также могут быть вызваны пульсацией освещения, что в основном является результатом использования электромагнитных пуско-регулирующих аппаратов (ПРА) для газоразрядных ламп, работающих на частоте 50 Гц.

С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны.

Много несчастных случаев происходит, помимо всего из-за неудовлетворительного освещения или из-за ошибок, сделанных рабочим, по причине трудности распознавания того или иного предмета или осознания степени риска, связанного с обслуживанием транспортных средств, станков и т. п. Освещение создаёт нормальные условия для трудовой деятельности. Неудовлетворительная освещенность на рабочем месте или на рабочей зоне может являться причиной снижения производительности и качества труда, получения травм.

Для того чтобы обеспечить условия, необходимые для зрительного комфорта, в системе освещения должны быть реализованы следующие предварительные требования:

Достаточное и равномерное освещение;
- оптимальная яркость;
- отсутствие бликов и ослепленности;
- соответствующий контраст;
- правильная цветовая гамма;
- отсутствие стробоскопического эффекта или пульсации света.

Нарушения зрения, связанные с недостатками системы освещения, являются обычным имением. Из-за способности зрения приспосабливаться к недостаточному освещению человек часто относится к этому без должной серьезности.

Количественным показателем искусственного освещения является освещенность рабочей поверхности, которая измеряется в люксах (лк). Каждый вид деятельности требует определенного уровня освещенности на том участке, где эта деятельность осуществляется. Обычно, чем сильнее затруднено зрительное восприятие, тем выше должен быть средний уровень освещенности.

Важно рассматривать свет на рабочем месте, руководствуясь не только количественными, но и качественными критериями. Зрительная работоспособность определяется качеством освещения. Можно выделить следующие качественные характеристики освещения и способы их улучшения.

Прямая блескость. Находящиеся в поле зрения человека поверхности высокой яркости могут производить неприятное, дискомфортное ощущение или вызывать состояние ослепленности. В результате резко снижается зрительная работоспособность. Источниками прямой блескости являются осветительные установки и источники света.

Уменьшение прямой блескости может быть достигнуто:

Увеличением высоты установки светильников;
уменьшением яркости светильников путем закрытия источников света светорассеивающими стеклами;
ограничением силы света в направлениях, образующих большие углы с вертикалью, например, применением светильников с необходимым защитным углом;
уменьшением мощности каждого отдельного светильника за счет соответствующего увеличения их числа.

Отраженная блескость возникает при больших коэффициентах отражения поверхностей, попадающих в поле зрения. Наибольшая опасность возникает при освещении поверхностей, не являющихся диффузными, когда свет падает на рабочие поверхности таким образом, что глаза находятся на направлении зеркального отражения лучей. В этом случае человек видит либо зеркальное отражение источника света, либо размытое, но очень яркое световое пятно. В обоих случаях может возникнуть состояние ослепленности, но чаще уменьшается эффективный контраст между деталью и фоном.

Устранение отраженной блескости достигается правильной организацией местного и локализованного освещения и таким расположением светильников, чтобы зеркально отраженные поверхностью лучи не попадали в глаза. Для этого лучше всего делать боковое или заднебоковое направление света.

Контраст между объектом и фоном. Чем больше яркость объекта, тем больший световой поток от него поступает в глаз и тем сильнее сигнал, поступающий от глаза в зрительный центр. Таким образом, казалось бы, чем больше яркость, тем лучше человек видит объект. Однако это не совсем так. Если поверхность (фон), на которой располагается объект, имеет близкую к объекту по величине яркость (например, линия бледно-желтого цвета на белом листе), то интенсивность засветки участков сетчатки световым потоком, поступающим от фона и объекта, одинакова (или слабо различается), величина поступающих в мозг сигналов одинакова, и объект на фоне становится неразличимым.

Чтобы объект был хорошо виден, яркости объекта и фона должны различаться. Разница между яркостями объекта и фона, отнесенная к яркости фона, называется контрастом. Контраст между деталями и фоном, который в наибольшей степени определяет видимость объекта, не всегда является заданным и может быть увеличен или уменьшен средствами освещения и созданием световой среды. Одним из эффективных средств для повышения контраста является искусственный фон (чаще всего светлый, если объект темный, или темный, если объект светлый). Разновидностью искусственных фонов являются световые столы, на которых поверхности просматриваются в проходящем свете.

Тени. Различаются собственные тени, образованные рельефом поверхности, и тени, падающие от предметов, находящихся вне рабочей поверхности - оборудования, мебели, тела и рук человека и т. д. Собственные тени в большинстве случаев полезны, так как позволяют лучше различать конфигурацию детали. Падающие тени почти всегда вредны. Их вред заключается в том, что они искажают контраст, отвлекают внимание и т. д. Особенно вредны движущиеся тени.

Устранение или ограничение вредных теней осуществляется правильным выбором направления света. Например, когда человек пишет правой рукой, он смотрит на рабочую точку слева и с этой же стороны должен падать свет. Тени размазываются при увеличении размеров осветительных установок, смягчаются при достаточно высокой яркости стен и потолков и почти исчезают при отраженном освещении.

Насыщенность помещения светом. Для создания комфортных зрительных условий для человека важна не только освещенность какой бы то ни было поверхности, на которой осуществляется работа, но и впечатление насыщенности помещения светом, которое получает человек. При достаточной яркости рабочей поверхности одновременное присутствие в поле зрения темных поверхностей (например, стен, потолков, мебели, оборудования) создает затруднения при адаптации зрения. От яркости этих поверхностей зависит впечатление насыщенности помещения светом. Если в помещении установлены подвесные светильники прямого света, верхняя зона помещения останется темной. Это производит неприятное эстетическое и психологическое впечатление. Поэтому лучше применять светлую окраску стен и потолков, а для освещения применять светильники, излучающие некоторую (желательно не менее 15 %) часть светового потока в верхнюю полусферу.

Постоянство освещенности во времени. Изменения освещенности по времени можно подразделить на медленные и плавные, частые колебания и пульсации. Медленные изменения вызываются постепенными изменениями сетевого напряжения и факторами, изменяющими освещенность в процессе эксплуатации (загрязнением источников света, снижением светоотдачи и т. д.). Если освещенность при этом сохраняется на уровне не ниже нормативного значения, эти изменения не являются вредными. Причиной частых колебаний являются перемещения светильников, их раскачивание движением воздуха (ветер, сквозняк, вентиляционная установка и т. д.) и колебания напряжения в сети, порождаемые изменением нагрузки.

Пульсации освещенности обусловлены малой инерционностью излучения газоразрядных ламп, световой поток пульсирует при переменном токе промышленной частоты (50 Гц) с удвоенной частотой - 100 Гц. Эти пульсации неразличимы при наблюдении глазом неподвижной поверхности, но легко обнаруживаются при рассматривании движущихся предметов. Если при пульсирующем освещении быстро махать карандашом на контрастирующем фоне, то карандаш приобретает ясно видимые контуры. Это явление носит название стробоскопического эффекта - явление искажения восприятия движущихся или вращающихся объектов наблюдения. Практическая опасность стробоскопического эффекта состоит в том, что вращающиеся части механизмов могут показаться неподвижными, вращающимися с более медленной скоростью, чем в действительности, или в противоположном направлении. Это может стать причинной травматизма.

Однако пульсации освещенности вредны и при работе с неподвижными поверхностями, вызывая утомление зрения и головную боль. К пульсациям наиболее чувствительно периферическое зрение и поэтому они опасны при общем освещении.

Отрицательное действие пульсации освещения обусловлено изменением основной ритмической активности нервных элементов мозга, перестраивающих присущую им частоту этой активности в соответствии с частотой световых пульсаций. При действии ритмических световых раздражений наблюдается изменение частотного спектра электроэнцефалограммы (ЭЭГ), заключающееся в резком усилении амплитуды навязываемой частоты и в снижении амплитуд всех других частот, особенно частот так называемого альфа-ритма (9-12 Гц), которые в обычной ЭЭГ наиболее выражены.

Выявлено также неблагоприятное влияние колебаний света на фоторецепторные элементы сетчатки, а также на функциональное состояние нервной системы, что связано с развитием тормозных процессов и снижением лабильности нервных процессов. Воздействие пульсации возрастает с увеличением её глубины и уменьшается при повышении частоты. Большинство исследователей отмечает отрицательное влияние пульсации освещённости на работоспособность человека как при длительном пребывании в условиях пульсирующего освещения, так и при кратковременном, в течение 15-30 мин: появляется напряжение в глазах, усталость, трудность сосредоточения на сложной работе, головная боль. Это определяет требования к ограничению глубины пульсации светового потока. Поскольку основным количественным параметром осветительных установок является уровень освещённости, в качестве критерия оценки глубины световых колебаний принят коэффициент пульсации освещённости на рабочей поверхности (Кп). Экспериментально установлено, что отрицательное влияние пульсации на организм человека достаточно мало только при значениях Кп не более 5-6%.

Ограничение пульсаций достигается чередованием питания ламп от разных фаз трехфазной сети. В ряде случаев применяется питание ламп током повышенной частоты, что достигается укомплектовыванием светильников электронными пуско-регулирующими аппаратами (ЭПРА).

Таким образом, становится очевидно, что неправильное освещение представляет значительную угрозу для здоровья работников. Правильная организация освещения на рабочем месте - залог здоровья, высокой производительности труда, комфортного эмоционального и психологического состояния человека. Правильная организация освещения предусматривает не только соблюдение нормативных требований по уровню освещенности и ряду других показателей, но и учет ряда качественных показателей - световой насыщенности, равномерности и однородности освещения, тенеобразования, цветовой гаммы световой среды и т. д.

Примеры норм искусственного освещения:

Представьте, что электричества не существует, а старинные методы освещения – свечи и лампы – вам по какой-то причине недоступны. Не нужно обладать буйным воображением, чтобы понимать: в этом случае вы «потеряете» большую часть суток (и, наконец-то, начнете как следует высыпаться). Вам просто нечего будет делать вечерами – да уже сразу после сумерек! Эта маленькая фантазия помогает понять, что все мы окружены искусственным освещением, при котором занимаемся буквально всем – от готовки и игр с детьми до учебы, работы и чтения. Но при этом искусственное освещение так основательно слилось с образом жизни цивилизованного человека, что мы его уже просто не замечаем. А ведь искусственное освещение является одним из главных факторов, влияющих на зрение.

Самый лучший свет для зрения – разумеется, естественный солнечный. Но и тут есть свои нюансы: так, смотреть на яркое солнце без темных очков не рекомендуется, а долгое пребывание на палящем солнце без защиты глаз может привести к нарушению зрения и способствовать развитию различных . Наиболее здоровый вариант – это чуть рассеянный дневной белый свет . Но даже днем далеко не всегда такого света достаточно: во-первых, если вы находитесь в помещении, степень освещенности в течение дня меняется из-за перемещения солнца относительно вашей стороны здания; во-вторых, в зимний период (захватывая позднюю осень и раннюю весну) свет в наших широтах вообще слишком тусклый для полноценного освещения. Поэтому в дневное время естественный свет часто используется лишь как фоновый, который обязательно нужно дополнять местным искусственным освещением. Тут мы приближаемся к главному вопросу: какое искусственное освещение наиболее полезно для зрения?

Лампы накаливания или люминисцентные

Как и следовало ожидать, люди еще не изобрели идеального искусственного освещения. Чаще всего споры о пользе/вреде для зрения касаются выбора между традиционными лампами накаливания и люминисцентными лампами дневного света, - и в этих спорах нет победителей. Все дело в том, что в чем-то лампы накаливания превосходят люминисцентные лампы – и наоборот; обе технологии не дают идеального эффекта. Главное достоинство ламп накаливания состоит в том, что они не мерцают, а значит, не дают нагрузки на глаза. Свет таких ламп распространяется равномерно и плавно, пульсация полностью отсутствует. Недостатком ламп накаливания является низкая экономичность и экологичность, а также желтый оттенок и слабая интенсивность света. Главным достоинством ламп дневного света можно назвать белый свет высокой интенсивности, подходящий для освещения больших помещений, офисов, учебных классов и т.д., главным недостатком – мерцание, пусть и незаметное для невооруженного глаза. Лампы дневного света старого образца мерцали совершенно очевидно – и это было заметно, теперь такой проблемы нет, но мерцание все равно присутствует и теоретически может негативно влиять на ваше зрение, хотя убедительных доказательств этого пока не получено.

Что касается оттенка света , то в последнее время разгорелась настоящая дискуссия о том, какой именно свет более предпочтителен для зрения, - совершенно белый или желтый. Считается, что белый свет более эргономичен, он повторяет оттенок дневного света, поэтому для глаз полезнее. С другой стороны, существует противоположное мнение, которое состоит в том, что в белом дневном свете присутствуют естественный желтый оттенок, который отсутствует в люминисцентных лампах. Поэтому от чересчур белого света глаза устают, а человек чувствует себя некомфортно. Окончательной ясности по этому вопросу пока нет, а специалисты советуют пользоваться светом того оттенка, который комфортен лично для вас. Совершенно определенно вредными для глаз являются лишь холодные оттенки света – особенно синий.

Интенсивность освещения

Слишком тусклое освещение портит зрение и заставляет вас засыпать на ходу, слишком яркое освещение утомляет (распространенный симптом – головная боль из-за перенапряжения глазных мышц). Оптимальный вариант – умеренно-интенсивное освещение, при котором вам все прекрасно видно, но глазам все еще комфортно. Для достижения такого эффекта можно воспользоваться несложным приемом – сочетать общий и местный источник света . Общий свет должен быть рассеянным, ненавязчивым, местный свет должен быть на 2-3 порядка интенсивнее общего. Очень желательно, чтобы местный свет был регулируемым и направленным. При общем свете вы можете общаться, отдыхать, заниматься домашними делами или работой, не напрягающей зрение. Если же ваша деятельность требует вовлечения глаз, зрения, вы можете включить местное освещение, подобрать интенсивность (для чтения – одна, – другая и т.д.).

Очень вредны для зрения выразительные световые блики ; именно поэтому специалисты по освещению часто критикуют интерьерную моду на глянцевые поверхности, стекло и зеркала: такие элементы как раз и дают заметные блики. Блики отвлекают внимание, напрягают зрение, мешают фокусироваться на выбранном объекте. Поэтому очень желательно, чтобы поверхности в помещении были светлыми, но матовыми: такие поверхности отражают свет, но не создают бликов.

В целом, наиболее полезным для зрения вариантом является комбинирование различных методов освещения – вплоть до того, чтобы вы иногда давали отдых глазам, освещая комнату, например, свечой или открытым огнем камина. Используйте интенсивный свет только в том случае, если это необходимо для работы или чтения, в остальных случаях предпочитайте рассеянный общий свет естественного желтоватого оттенка. Помните, что лампы изначально расчитаны на применение в светильниках, поэтому очень желательно наличие плафона или абажура как минимум из матового стекла. Освещайте свое жилое и рабочее пространство с умом: в некоторых случаях уместнее всего слабая подсветка, в других требуется четко направленный яркий свет, а иногда достаточно и маломощной лампочки под плотным абажуром.

Мероприятия, направленные на организацию охраны труда, применяются в учреждениях и на предприятиях повсеместно. Каким бы это ни казалось нелепым, но и техника безопасности на рабочем месте за компьютером также требует пристального внимания к себе. Конечно, ее нарушения не приведут к трагическим последствиям, но вред здоровью неправильное оснащение рабочего места принести может.

Как понять, что ваше рабочее место за компьютером организовано неправильно?

Существует несколько факторов, испытав которые на себе, можно понять, что пора менять свои привычки и создавать правильное рабочее место за компьютером. К таким факторам относят:

  1. Покрасневшие и слезоточивые глаза в конце рабочего дня.
  2. Жжение в глазах.
  3. Сильные головные боли.
  4. Снижение зрения.
  5. Утомляемость.
  6. Раздражительность.
  7. Бессонница.
  8. Боль в шее, руках и пояснице.

Возможны и другие индивидуальные симптомы.

Кодекс по трудовым отношениям не регламентирует работу трудового персонала за компьютером. Где же искать поддержку? Куда обращаться гражданам, которые каждый день часы проводят за данным прибором? Защиту следует искать в санитарных нормах рабочего места за компьютером. Эти нормы специально разработаны для данной категории работников и направлены на поддержание их эмоционального и физического здорового состояния.

Что же мы делаем не так? Основные ошибки в организации рабочего места

Можно выделить следующие нарушения охраны труда при работе за компьютером:

  1. Недостаточная площадь помещения, где размещается компьютер.
  2. Неправильный температурный режим в помещении или повышенная влажность.
  3. Работа без перерывов на отдых.
  4. Несоблюдение освещения помещений и рабочих мест.
  5. Неспособность работника снимать сильное психоэмоциональное напряжение.
  6. Неправильная самопроизвольная расстановка техники в рабочем помещении.
  7. Высокий уровень низкочастотных магнитных полей, исходящих от мониторов.

Как должно быть освещено рабочее место?

Освещение рабочего места за компьютером играет важную роль в комплексе мероприятий по охране труда. Глаза не должны страдать от яркого света или, наоборот, от затемнения. Глазам должно быть удобно.

Монитор не следует располагать задней стороной к окну. Нежелательно, чтобы при работе за компьютером дневной свет из окна был направлен пользователю в глаза.

Если вы используете защитные очки или просто носите обычные окуляры ввиду плохого зрения, то позаботтесь о том, чтобы их стекла всегда были идеально чистыми.

Правильное освещение рабочего места за компьютером поможет сохранить ваше хорошее зрение.

Как правильно организовать рабочую зону вблизи компьютера?

Представте, как обычно за столом вы читаете книгу, так вот монитор следует расположить от лица немного дальше этого расстояния. Верхний край экрана следует наклонить так, чтобы он располагался немного ниже глаз или на уровне с ними.

Если работа идет попеременно с бумагами и компьютером, листы следует расположить поближе к монитору, чтобы избежать долгих и частых переводов взгляда с листов на экран и обратно.

Освещение рабочего места за компьютером должно быть таким, чтобы на экране монитора не возникали блики. Используйте в качестве источников света хорошие современные светильники, позволяющие хорошо освещать рабочую площадку.

В комнате, где располагается компьютер, не допустимы темные или холодные оттенки стен. Цвета должны быть теплыми и успокаивающими. Это желтая, лимонная, персиковая, бежевая цветовые гаммы. Сочетание правильного цветового решения и хорошего освещения рабочего места за компьютером защитит ваши глаза от перегрузки, и под конец рабочего дня вы заметите, что глаза не выглядят такими уставшими и покрасневшими, как обычно.

Основные требования к освещению рабочей зоны

Требования к организации рабочего места за компьютером включают в себя следующие положения:

  1. В комнате, помимо искусственного света, должно присутствовать естественное освещение.
  2. Освещенность не должна вызывать чувство дискомфорта.
  3. Каждое рабочее место должно быть освещено индивидуально, чтобы человеку было комфортно под себя регулировать свет.
  4. Недопустимо присутствие негативного влияния на зрение человека.

Виды освещения

Естественное освещение представлено тремя типами (боковое, верхнее, комбинированное). То, какой тип присутствует в определенном помещении, зависит от местонахождения световых проемов (окон). Этот свет лучше всего подходит для человеческих глаз, поэтому при проектировании зданий особое внимание уделяют месторасположению окон.

Естественный свет благоприятно влияет на человека. При достаточном его количестве улучшаются обменные процессы в организме, налаживается деятельность нервных процессов, люди испытывают положительные эмоции, им легче дышать. Все это приводит к увеличению производительности труда.

Искусственное освещение применяют для замены естественного в темное время суток или при недостатке дневного света в помещении. Использовать в помещении, где располагаются компьютеры, необходимо не только общее освещение, но и локальное на каждом столе.

На работах, которые требуют повышенной точности и внимания, используют совместное освещение.

Естественное освещение зависит от конструкции здания и количества оконных проемов, а искусственное контролируется энергетическими компаниями.

Как может быть освещено рабочее место искусственно?

Для создания искусственного освещения используют разнообразные лампы.

Теряют свои позиции лампы накаливания. Люди отдают все большее предпочтение светодиодным устройствам, так как их свет схож с естественным освещением, и приносящим экономию люминесцентным.

Виды светильников

Для освещения рабочей зоны за компьютером используют следующие виды светильников:

  1. Для направленного освещения рабочей зоны используют светильники прямого света.
  2. Световой поток направляется вверх, тем самым создавая равномерное освещение рабочей зоны, у светильников отраженного света.
  3. Специальные плафоны, способствующие рассеиванию света по всем сторонам, имеются у светильников рассеянного света.

Светильники могут быть встроенными, потолочными, напольными, настольными и настенными.

Встроенные и потолочные устройства освещают все помещение, а напольные, настенные и настольные прекрасно подходят для регулировки света непосредственно в компьютерной зоне.

Комбинируя несколько светильников, можно добиться оптимальных условий труда для всего коллектива.

Какое освещение выбрать для рабочей зоны непосредственно у компьютера?

Расчет освещения сводится к выбору необходимой системы освещения, локальных светильников и их количества.

Идеальным вариантом освещения рабочей зоны является естественное, но при его недостаточном количестве следует использовать светодиодные или галогенные лампы, которые устанавливают на расстоянии в полметра от монитора.

Свет от лампы не должен падать на глаза работнику и на монитор. Освещение должно быть рассеянным, направленный свет будет действовать раздражающе.

Цвет освещения должен быть равномерно желтым, который максимально приближен к естественному свету.

Идеальный вариант для освещения рабочей зоны - шарнирные светильники. Они помогают регулировать направление светового потока, что очень удобно.

Как выбирают местное электрическое освещение?

Существуют законодательно закрепленные документы, в которых прописываются необходимые нормативы освещения рабочего места за компьютером. К этой документации относят санитарные нормы и правила.

В помещении, где располагаются компьютеры, должно быть равномерное освещение. Световой поток на рабочем столе должен быть от 300 до 500 люкс. В специально разработанных нормах и правилах норма освещенности представлена в люксах (лк).

Искусственное освещение в рабочей зоне должно соответствовать следующим правилам:

  1. Не создавать на экране монитора блики.
  2. Давать поток света не ниже указанной нормы в 300 лк.
  3. Яркость элементов, входящих в состав осветительных приборов, не должна быть больше предела в 200 кд/м 2 .

Руководствуясь вышеуказанными нормами освещенности, можно создать прекрасные условия для работы за компьютером и при этом не навредить зрительной системе.

Расчет освещения производят на основе определения фактической освещенности рабочей зоны имеющимися светильниками. При этом сопоставляют фактическую освещенность с ее нормативным значением.

Что делать, если на рабочем месте отсутствует естественное освещение?

Если в рабочей зоне будет полностью отсутствовать дневной свет, то такие обстоятельства будут способствовать существенному подрыву здоровья.

Если же все-таки такое рабочее место существует, то необходимо проводить ряд профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда:

  1. Рабочие часы необходимо сократить.
  2. При размещении искусственного (электрического) освещения правильно пользоваться расчетом необходимого света, нормативами и правилами в этой области.
  3. Стены, пол и потолок в помещении должны иметь светлые оттенки.
  4. Для обогащения светового потока рекомендуется использовать дополнительное UV-излучение.
  5. Приложить все усилия и использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы перевести рабочий коллектив в помещение с естественным освещением.

Тот работодатель, который стремится улучшить качество труда своего персонала, всегда получит хорошую производительность труда. Несоблюдение вышепрописанных требований приведет к психоэмоциональным расстройствам внутри коллектива, потере зрения работниками, ухудшению их здоровья и, соответственно, поспособствует снижению производительности.

Как должно быть освещено место школьника?

В учреждениях образования все рабочие места освещены в соответствии с нормами и правилами. А как же правильно организовать рабочую зону в домашних условиях?

  1. Компьютерный стол должен стоять сбоку по отношению к оконному проему.
  2. Лампы, которые освещают рабочую поверхность, должны быть мощными (минимум 60 Вт).
  3. Свет, падающий от настольной лампы, должен иметь желтый оттенок.
  4. Идеальным вариантом в использовании будут светодиодные лампы.
  5. Помимо локального освещения, в комнате должно присутствовать хорошее общее освещение.
  6. При отсутствии местного освещения, необходимо приобрести настольную лампу.

Следите за здоровьем своих детей, пользуйтесь всеми советами по организации освещения рабочей зоны. Не забывайте, что пренебрежение основными правилами ведет к болезням зрительного аппарата.

Несколько заключительных слов

Подведем итоги и расскажем еще о нескольких рекомендациях по правильному освещению рабочей компьютерной зоны.

  1. Не забывайте: сильно яркий свет может привести к стрессу и быстрой утомляемости, а, наоборот, приглушенный заставит глаза напрягаться, что приведет к слезотечению, жжению и покраснению.
  2. Вокруг рабочей зоны, помимо локального освещения, должен быть комфортный фон общего освещения. Идеально, если это будет рассеянный свет.
  3. Используя комбинированное освещение, не забывайте о том, что рабочая зона должна быть выделена светом в несколько раз сильнее, чем другое пространство в помещении.
  4. Нельзя ставить настольную лампу на уровне глаз. Пускай она будет немного выше него или ниже. Лучше она будет располагаться у вас за спиной, но при этом не должны образовываться тени.
  5. Компьютерные столы лучше приобретать светлых оттенков.
  6. Не следует садиться спиной к окну, лучше всего сесть к нему боком.

«Влияние недостатка освещения на развитие болезней глаза» Муниципальное общеобразовательное учреждение Идринская средняя общеобразовательная школа. Выполнила: ученица 10 «Б» класса Зубова Инна. Руководитель: учитель физики В. И. Первушина. с. Идринское 2009 г. Исследовательская работа


Обоснование Излучения оптической области спектра лучистой энергии - свет солнца, искусственных источников света в помещении (ламп накаливания или люминесцентных ламп). Для исследования мы взяли кабинеты Идринской средней школы. Сейчас в век научно-технического прогресса в кабинетах широко применяются источники лучистой энергии. В связи с этим мои сверстники – школьники подвергаются воздействию естественных и искусственных источников лучистой энергии с самой различной спектральной характеристикой и чрезвычайно обширным диапазоном интенсивности. Недостаток освещения зачастую оказывает влияние на развитие болезней глаза. Хотя наибольшее количество реакций вызываемых светом на зрение человека имеют положительный эффект, все же имеют место и вредные аспекты действия видимого света на зрение школьника – недостаточное влияние освещённости на зрение человека. Поэтому в своей исследовательской работе я поставила себе следующую цель и задачи: Излучения оптической области спектра лучистой энергии - свет солнца, искусственных источников света в помещении (ламп накаливания или люминесцентных ламп). Для исследования мы взяли кабинеты Идринской средней школы. Сейчас в век научно-технического прогресса в кабинетах широко применяются источники лучистой энергии. В связи с этим мои сверстники – школьники подвергаются воздействию естественных и искусственных источников лучистой энергии с самой различной спектральной характеристикой и чрезвычайно обширным диапазоном интенсивности. Недостаток освещения зачастую оказывает влияние на развитие болезней глаза. Хотя наибольшее количество реакций вызываемых светом на зрение человека имеют положительный эффект, все же имеют место и вредные аспекты действия видимого света на зрение школьника – недостаточное влияние освещённости на зрение человека. Поэтому в своей исследовательской работе я поставила себе следующую цель и задачи:


Цель и задачи работы. Цель работы - изучение влияния освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. Задачи: Цель работы - изучение влияния освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. Задачи: I. Узнать, что такое освещённость: I. Узнать, что такое освещённость: а) выявить понятие освещённости; а) выявить понятие освещённости; б) узнать формулу энергетической освещённости поверхности; б) узнать формулу энергетической освещённости поверхности; в) найти единицы измерения освещённости; в) найти единицы измерения освещённости; г) познакомиться с приборами, с помощью которых измеряется освещённость в помещении. г) познакомиться с приборами, с помощью которых измеряется освещённость в помещении. II.Узнать строение органа зрения и его значение. II.Узнать строение органа зрения и его значение. III. Выявить сущность некоторых нарушений зрения III. Выявить сущность некоторых нарушений зрения IV. Практическая часть: IV. Практическая часть: 1) Установить объекты исследования. 1) Установить объекты исследования. 2) Описать методику проведения работы. 2) Описать методику проведения работы. 3) Выявить результаты: 3) Выявить результаты: а) составить таблицы «Измерение освещённости в помещении»; а) составить таблицы «Измерение освещённости в помещении»; б) выявить по листам здоровья учащихся школы уровень состояния зрения школьников 5 «Б» класса; б) выявить по листам здоровья учащихся школы уровень состояния зрения школьников 5 «Б» класса; в) сравнить с результатами таблицы. в) сравнить с результатами таблицы. V.Заключение: V.Заключение: а) описать факторы ухудшения зрения; а) описать факторы ухудшения зрения; б) составить рекомендации для профилактики болезней глаза. б) составить рекомендации для профилактики болезней глаза.


Освещённость а) Освещённость физическая величина, численно равная световому потоку, падающему на единицу поверхности: а) Освещённость физическая величина, численно равная световому потоку, падающему на единицу поверхности: б) Энергетическая освещённость поверхности Ее отношение потока излучения, падающего на площадку приёмника излучения, к величине этой площадки. б) Энергетическая освещённость поверхности Ее отношение потока излучения, падающего на площадку приёмника излучения, к величине этой площадки., [Вт/м 2], [Вт/м 2] в) Единицей измерения освещенности в системе СИ служит люкс (1 люкс = 1 люмену на квадратный метр) в) Единицей измерения освещенности в системе СИ служит люкс (1 люкс = 1 люмену на квадратный метр) г) Освещённость в фототехнике определяют с помощью экспонометров и экспозиметров, в фотометрии с помощью люксметров. г) Освещённость в фототехнике определяют с помощью экспонометров и экспозиметров, в фотометрии с помощью люксметров.


Строение органа зрения и его значение. Органы зрения представляют собой одни из важнейших органов чувств, доступных человеку, ведь около 70% информации о внешнем мире человек воспринимает через зрительные анализаторы. Орган зрения или зрительный анализатор – это не только глаз. Собственно глаз - это периферическая часть органа зрения. Органы зрения представляют собой одни из важнейших органов чувств, доступных человеку, ведь около 70% информации о внешнем мире человек воспринимает через зрительные анализаторы. Орган зрения или зрительный анализатор – это не только глаз. Собственно глаз - это периферическая часть органа зрения. Информация, полученная при помощи аппарата глазного яблока, передается по зрительным путям (зрительный нерв, перекрест зрительных нервов, зрительный тракт) сначала в подкорковые центры зрения (наружные коленчатые тела), затем по зрительной лучистости и зрительному пучку Грациоле в высший зрительный центр в затылочных долях головного мозга. Информация, полученная при помощи аппарата глазного яблока, передается по зрительным путям (зрительный нерв, перекрест зрительных нервов, зрительный тракт) сначала в подкорковые центры зрения (наружные коленчатые тела), затем по зрительной лучистости и зрительному пучку Грациоле в высший зрительный центр в затылочных долях головного мозга. Стенка глазного яблока состоит из трех оболочек: Стенка глазного яблока состоит из трех оболочек: Наружная оболочка. Наружная оболочка. Средняя оболочка глазного яблока – сосудистая. Средняя оболочка глазного яблока – сосудистая. Внутренняя оболочка глазного яблока - сетчатка. Внутренняя оболочка глазного яблока - сетчатка.


Близорукость, дальнозоркость. 1 – нормальное зрение; 2 – близорукость; 3 - коррекция близорукости с помощью очков с двояковогнутыми линзами; 4 – дальнозоркость; 5 – коррекция дальнозоркости с помощью очков с двояковыпуклыми линзами; 6 – коррекция зрения с помощью контактной линзы. 1 – нормальное зрение; 2 – близорукость; 3 - коррекция близорукости с помощью очков с двояковогнутыми линзами; 4 – дальнозоркость; 5 – коррекция дальнозоркости с помощью очков с двояковыпуклыми линзами; 6 – коррекция зрения с помощью контактной линзы.


Сущность некоторых нарушений зрения. 1. Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опись» – взгляд, зрение). Близорукость бывает истинной и ложной. а) Истинная близорукость; б) Ложная близорукость; 2. Пресбиопия (дальнозоркость). 3. Астигматизм. 4. Дальтонизм. 5. Катаракта.


Объекты исследования Объектами исследования был ряд кабинетов, в которых занимаются пятиклассники: 1 – изобразительное искусство; 2 - русский язык; 15 – история; 18– биология; 20 – математика; 26 – иностранный язык, спортзал. Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Объектами исследования был ряд кабинетов, в которых занимаются пятиклассники: 1 – изобразительное искусство; 2 - русский язык; 15 – история; 18– биология; 20 – математика; 26 – иностранный язык, спортзал. Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам.


Методика работы При изучении характера освещения рабочего места измеряли освещенность поверхности классной доски и поверхности парт 1,3-го рядов. Измерения проводили при помощи фотоэкспонометра "Ленинград-4"(см. Приложение 2.). При изучении характера освещения рабочего места измеряли освещенность поверхности классной доски и поверхности парт 1,3-го рядов. Измерения проводили при помощи фотоэкспонометра "Ленинград-4"(см. Приложение 2.).см. Приложение 2.).см. Приложение 2.). Полученные значения сравнивали с требованиями ГОСТ. В течение почти 4 лет (с 2004 по 2008 г.) отмечали случаи ухудшение зрения у 7 человек одного класса из 18 учащихся. За это время они проучились 4 года в начальной школе и перешли в 5-й класс. Полученные значения сравнивали с требованиями ГОСТ. В течение почти 4 лет (с 2004 по 2008 г.) отмечали случаи ухудшение зрения у 7 человек одного класса из 18 учащихся. За это время они проучились 4 года в начальной школе и перешли в 5-й класс.


Результаты На начало 2004 у. г. в выбранном для наблюдения первом классе из 18 учащихся только Андрей М. и Маша С. страдали близорукостью, так как поступили с данной болезнью в школу. В г. ухудшение зрения не наблюдалось. Но за первое полугодие 2008 г. зрение ухудшилось ещё у 5 человек: Саша К.- стойкий спазм аккомодации, Миша К.- спазм аккомодации, Настя Ч.- спазм аккомодации, Вика Ф.- стойкий спазм аккомодации, Аня Д.- спазм аккомодации. Таким образом, за период обучения детей с 1 сентября 2004 по 31 ноября 2008 г. в 5Б классе зрение ухудшилось на 28%. На начало 2004 у. г. в выбранном для наблюдения первом классе из 18 учащихся только Андрей М. и Маша С. страдали близорукостью, так как поступили с данной болезнью в школу. В г. ухудшение зрения не наблюдалось. Но за первое полугодие 2008 г. зрение ухудшилось ещё у 5 человек: Саша К.- стойкий спазм аккомодации, Миша К.- спазм аккомодации, Настя Ч.- спазм аккомодации, Вика Ф.- стойкий спазм аккомодации, Аня Д.- спазм аккомодации. Таким образом, за период обучения детей с 1 сентября 2004 по 31 ноября 2008 г. в 5Б классе зрение ухудшилось на 28%. Результаты измерения освещенности приведены в таблице (см. Приложение 3). Результаты измерения освещенности приведены в таблице (см. Приложение 3).(см. Приложение 3).(см. Приложение 3). Из данных таблицы видно, что освещенность соответствует нормам ГОСТ в первом и двадцатом кабинетах. В кабинетах 2, 18 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, скорее всего это связано с тем, что на окнах вместо портьер светлых тонов – тёмно-синие и на подоконниках стоят цветы. В кабинете 26 искусственное освещение не соответствует норме (были закрыты жалюзи). В кабинете 15 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, так как осуществлена неправильная работа дополнительного освещения (софита). Из данных таблицы видно, что освещенность соответствует нормам ГОСТ в первом и двадцатом кабинетах. В кабинетах 2, 18 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, скорее всего это связано с тем, что на окнах вместо портьер светлых тонов – тёмно-синие и на подоконниках стоят цветы. В кабинете 26 искусственное освещение не соответствует норме (были закрыты жалюзи). В кабинете 15 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, так как осуществлена неправильная работа дополнительного освещения (софита).


Заключение Учитывая полученные результаты, а также примерно равные условия учебы и отдыха в разных классах Идринской СОШ, мы установили, что дети находятся в школе с 7.30 до Ухудшение зрения тесным образом связано со следующими факторами: 1)недостаточное освещение кабинетов: а)закрытые жалюзи, б) цветы на подоконниках, в) неправильная работа дополнительного освещения - софитов, г) тёмно-синие портьеры, д) не горят лампы накаливания, е) утренние часы, ж) осенне-зимнее время); 2)большая нагрузка на глаза (длительная работа на компьютере, увеличение длительности подготовки домашнего задания); 3)несерьёзное отношение родителей к профилактике здоровья детей;


Рекомендации учителям и учащимся для профилактики болезней глаза: – улучшить освещение в кабинетах; - менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели; – как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз; – регулярно использовать дополнительное освещение (софиты) у доски; – улучшить освещение в кабинетах; - менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели; – как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз; – регулярно использовать дополнительное освещение (софиты) у доски; - следить за количеством ламп накаливания в рабочем состоянии; – использовать матовые доски темного цвета и качественный мел; – использовать качественную писчую бумагу и чернила; – на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (см. Приложение 4). - следить за количеством ламп накаливания в рабочем состоянии; – использовать матовые доски темного цвета и качественный мел; – использовать качественную писчую бумагу и чернила; – на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (см. Приложение 4).(см. Приложение 4).(см. Приложение 4).


Литература Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., С. 3–10. Аветисов Э.С. и др. Пути профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе изучения ее патогенеза. – Горький, С. 11–12.. Дашевский А.И. Близорукость. – Л., Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача. – М.: Медицина, Практикум по экологии. Учеб. пособие. /Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф. Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., С. 3–10. Аветисов Э.С. и др. Пути профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе изучения ее патогенеза. – Горький, С. 11–12.. Дашевский А.И. Близорукость. – Л., Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача. – М.: Медицина, Практикум по экологии. Учеб. пособие. /Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф. Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, Использование Интернета: Использование Интернета: F:\ Сан ПиН 2_4_2_ htm F:\ Сан ПиН 2_4_2_ htm F:\ Фотоэкспонометры Ленинград.htm F:\ Фотоэкспонометры Ленинград.htm



Рассказать друзьям