Преодоление желаний – избавление от зла (буддизм). Как избавиться от желаний

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Одним из наиболее известных и значительных направлений в индийской философии является буддизм. Создание этого учения связано с легендой о принце по имени Сиддхартха Гаутама, жившего в Индии приблизительно в VI веке до нашей эры. Он был сыном одного знатного правителя, жил в роскошном дворце, окруженном великолепным садом, в котором росли необыкновенно красивые цветы и деревья, гуляли экзотические животные, раздавалось чарующее пение птиц, текли прозрачные ручьи с диковинными рыбами и били, сияя в солнечных лучах, прекрасные фонтаны. Гаутама был молод, здоров и богат. Он проводил дни свои безмятежно и счастливо, гуляя в своем райском саду и любуясь цветущей природой. Дворец и сад Гаутамы являлись совершенно изолированными от остального мира, он его никогда не видел и потому не знал, что творится в нем. Принцу казалось, что его молодость, здоровье и богатство вечны и неизменны, а счастье - бесконечно и постоянно.

Однажды, гуляя по саду, принц подошел к его самому дальнему уголку, преодолел высокое ограждение, и, снедаемый любопытством, пошел посмотреть на существующий за садом окружающий мир. По дороге принц встретил старца с головой, белой как снег, с изрезанным глубокими морщинами лицом и понял, что молодость его не вечна, и он когда–нибудь станет таким же старцем – слабым и беспомощным. Потом Гаутама повстречал человека, мучимого тяжелой болезнью, все тело которого было покрыто ужасными язвами, и понял, что здоровье его не вечно, и неизвестно, где и когда его тоже может настичь болезнь и принести несчастия. Потом принц увидел нищего в грязном рубище, протягивающего к нему костлявую руку за подаянием и понял, что он тоже мог быть нищим, и влачить жалкое существование, прося милостыню. Богатство его не вечно – сегодня оно есть, но нет никакой гарантии, что и завтра он будет так же богат, кроме того, ему просто повезло – родился у богатых родителей, но мог быть и сыном бедняка.

Гаутама понял, что, живя безмятежно в саду и считая жизнь прекрасной, глубоко заблуждался, потому что не видел, какой несчастной и печальной она может являться. Только в его маленьком уголке она хороша, но в огромном мире – совсем иначе. Он молод, здоров и богат, но не в силу личных заслуг, и вполне мог быть старым, больным и нищим. Печали в жизни случаются гораздо чаще, чем радости, а счастье, словно черный лебедь – редкая птица на земле. Принц понял, что жизнь человеческая в большинстве случаев наполнена страданиями и несчастиями, и потому тяжело ее бремя.

Гаутама обдумал все полученные знания и открыл одну истину, которая озарила его, и стал «просветленным» или, по–древнеиндийски, – Буддой, положив эту истину в основу своего учения, в скором времени ставшим знаменитым и нашедшим многих приверженцев. Ядро буддизма – это «четыре благородных канона», то есть четыре основных положения, которые состоят в следующем.

Во–первых, жизнь - это страдание и потому зло. Какой человек скажет, что жизнь его счастлива и что у него все точно так, как ему хотелось бы, а не наоборот? Трудно найти счастливца, зато каждый из нас чем–то недоволен, расстроен, обижен, претерпевает скорее страдания, чем радости, а если последние и происходят, печалей, неустроенности, неудовлетворенности все равно будет больше.

Во–вторых, требуется ответить на вопрос - в чем причина человеческого страдания и несчастной жизни. Причина заключается в постоянном стремлении человека к чему–либо, которое понимается весьма широко и называется в буддизме жаждой. Человек всегда стремится к чему–то, чего–то хочет, имеет определенные желания и жаждет возможность их реализовать. Начертите мысленно круг ваших желаний, а потом круг ваших возможностей. Второй окажется меньше первого, и будет располагаться внутри него. Неудивительно, что мы хотим всегда большего и лучшего. Поскольку возможности не совпадают с желаниями, мы увеличиваем собственные возможности, совершенствуем себя, желая достичь желаемого, ставим перед собой цели и стремимся к ним, и потому вся наша жизнь – борьба и напряжение.

Но как только мы достигаем, чего хотели, как только круг возможностей совпал с кругом желаний, последний сразу же увеличивается, у нас появляются новые цели, и мы опять стремимся и напрягаемся и, главное, вновь страдаем оттого, что желаемое не совпадает с действительным. В результате получается, что наши желания – стремительно убегающий вдаль горизонт, а наша жизнь – постоянная погоня за неосуществимым и невозможным - оттого и является страданием, что мы изо всех сил хотим получить то, что получить не можем.

Данный сюжет знаком каждому с детства по прекрасной пушкинской сказке о рыбаке и рыбке: как только очередное желание старухи исполнялось, она немедленно хотела большего, в результате оказавшись у разбитого корыта. К подобному печальному концу приходит и наша погоня за эфемерным горизонтом желаний. Каждый день мы живем, готовясь к некому «завтра», в котором наконец–то реализуются наши цели, и наступит желаемое, начнется «настоящая» жизнь. Но приходит «завтра», а мы тратим его на подготовку уже к другому «завтра», полагая, что там–то наверняка откроется наше счастье. Мы проживаем собственную жизнь как бы на черновиках, постоянно к чему–то готовясь и чего–то ожидая, а в результате оказывается, что чистовика жизни не будет, что «завтра» не наступит, и для будущего уже прошло время.

Французский писатель Анатоль Франс в сочинении «Сад Эпикура» пишет: «Мне еще не было десяти, я учился в девятом классе, когда наш преподаватель г–н Грепинэ прочел нам на уроке басню «Человек и гений». Но я помню ее, как если бы происходило вчера. Гений дает ребенку клубок ниток и говорит ему: «Это нить твоей жизни. Возьми ее. Когда захочешь, чтобы время шло скорей, дерни нитку: дни твои потекут быстрее или медленнее, смотря по тому, с какой скоростью ты будешь разматывать клубок. А пока не будешь до него дотрагиваться, жизнь твоя будет стоять на месте». Ребенок взял клубок. Он стал дёргать нить – сперва для того, чтобы стать взрослым, потом – чтобы жениться на девушке, которую полюбил, потом – чтобы увидеть, как выросли дети, чтобы скорее добиться удачи, денег, почестей, чтобы сбросить бремя забот, чтобы избежать огорчений, связанных с возрастом недугов, наконец – увы! – чтобы покончить с докучной старостью. После прихода Гения он прожил на свете четыре месяца и шесть дней.»

Третьим пунктом учения является положение о том, что преодолеть страдание возможно через устранение жажды, то есть – постоянного человеческого стремления к чему–либо. Если бесполезно гнаться за расширяющимся кругом желаний, увеличивая круг возможностей, не лучше ли сузить круг желаний до круга возможностей: возможности меньше не станут, а желания, ограниченные до них и с ними совпавшие, есть долгожданная гармония человека с самим собой, прекращение борьбы и напряжения, прекращение страданий. Кроме того, наше вечное стремление к большему и к лучшему, погоня за желаниями приковывает нас к колесу сансары и заставляет рождаться вновь – для новой жизни, новых стремлений и страданий.

Отказываясь от личных желаний, мы отказываемся от себя, теряем индивидуальное «я» и погружаемся в нирвану, то есть умираем насовсем, чтобы жить вечно. Ограничение и уничтожение желаний, возможно, единственный способ преодолеть зло земной страдальческой жизни и обрести вечность и счастье. Устранение собственных желаний называется аскетизмом и является путем правильной жизни в буддистском учении.

Четвертый пункт учения раскрывает этот путь или поясняет его. Правильный жизненный путь, ведущий к нирване – правильное суждение (т.е. понимание жизни как страдания), правильное решение (решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам), правильная речь (бесхитростная, правдивая, дружественная), правильная жизнь (не вредить живым существам, не брать чужого, не прелюбодействовать, не вести праздных лживых речей, не пользоваться опьяняющими напитками).

В результате аскетизм – это преодоление различного рода желаний и специфический стиль или способ жизни: и практической, и эмоциональной, и интеллектуальной. Как ни удивительно, но для достижения счастья требуется отказаться от постоянных стремлений к нему. Мы оттого и несчастны, что гонимся за счастьем, полагая, что оно – в реализации наших желаний. Налицо парадокс: отказаться, чтобы получить, пренебречь, чтобы приобрести, остановиться, чтобы достичь.

Несколько месяцев назад у меня созрел план двух небольших статей. Первую хотел назвать «Принцип искренности», вторую - «Принцип тщетности». Их основные идеи простые, испытанные на себе и клиентах. Но я, как часто бывает, не удержался и начал мудрить.

Основная мысль статьи об искренности: даже сомнения в святом - чисты, потому что честны.

Основная мысль статьи о тщетности: страх уходит, когда осознаешь неизбежность потери.

Надежды

Самый распространенный способ радоваться жизни - это обсасывание сладких надежд. Надежды лелеют, упоенно выстраивают, хватаются за них, как за единственное спасение. И страдают в основном, когда этим хрупким химерам что-то грозит.

Убей надежду, и что останется? Без нее срываются в безнадегу. Словно есть только два варианта - либо успех, на который надеются, либо полный абзац. Поэтому и радуются не настоящему, а надеждам на лучшее, и страдают не столько в реальных ситуациях, сколько от мрачных прогнозов. Даже грусть по прошлому - это такое предвидение лишенной чего-то важного жизни.

Присмотритесь внимательней: вы радуетесь не реальным победам и приобретениям, а открывающимся в такие минуты привлекательным видам на будущее. И расстраиваетесь не проигрышам и потерям, а мрачным предчувствиям грядущего ухудшения ситуации.

Так живут не настоящей, а предполагаемой жизнью. Видимо текущий миг, хоть и остается единственной реальностью, - слишком краток, чтобы принимать его всерьез. А вот будущее кажется обширным… пока ум фокусируется на опасениях и надеждах. Иного будущего для нас нет.

Зачем избавляться от желаний

Желания - это присвоение несуществующего: ум в воображении снимает кино о затмевающем реалии будущем, и принимает его за гарантированный сценарий жизни. Распаленные навязчивые желания - это и есть надежды.

Когда-то давно я вычитал, что Будда предлагал отключение желаний как средство излечения от всех проблем. И мне казалось - это какая-то запредельная фантастика для сказочных аскетов. Как так - взять и перестать желать? Нутро не подчиняется таким заклинаниям.

Но спустя годы я увидел, как желания отваливаются сами, когда обнажаешь их тщетность - беспочвенные расчеты заполучить желанное.

Желание излучает жар томления, пока рассчитываешь на его исполнение. Нет расчета - нет желания. Поэтому никто всерьез не мечтает о таких фантастических вещах, как: мир во всем мире, вечная молодость и здоровье, сверх-способности… Мечтают о том, на что рассчитывают.

От желания избавляешься, когда пронизывающе осознаешь его бессмысленность. То есть изначально в нем «смысл» маячит. Его еще называют «вторичной выгодой». Когда видишь, что «выгода» не оправдывается, мышление и поведение меняются спонтанно.

Маешься от желания? Осознай необоснованность расчета - и желание уйдет. Иногда осознание накрывает мгновенно, иногда требует ювелирного анализа или «медитации» о природе явления.

Примеры

Тщетно - рассчитывать на конкретное будущее - его может не случиться.
Тщетно - доказывать правоту - этот голод никогда не унять доказательствами.
Тщетно - скандалить, рассчитывая на согласие и понимание - конфликты ведут к разрушению.
Тщетно рассчитывать на справедливость - у жизни свои неведомые нам планы.
Тщетно - умничать и рисоваться - лишаешься реальной душевной близости.
Тщетно требовать любви - принуждения к ней вызывают противоположную реакцию неприязни.
Тщетно - рассчитывать на покровительство - страх потери опор не покинет.
Тщетно - рассчитывать на взаимность, если ее изначально нет.
Тщетно оберегать ребенка на каждом шагу. Реальность не станет его жалеть, но даст ему шанс повзрослеть.
Тщетно - сопротивляться правде - самообман покоя не даст.
Тщетно - принуждать себя к осознанности. Она, как и сон, естественна - нечто из глубин начинает спонтанно интересоваться настоящим.

А на что рассчитывать можно?

Представьте, как после трудового дня, изголодавшись, вы решаете наградить себя вкусным ужином, и обтекая слюнями, несете тарелку к экрану, чтобы оттянуться за просмотром сериала. Насколько полно вы принимаете в этот миг настоящее? Ведь вы - само ожидание наступающего отрезка комнатного счастья.

Нутро настраивается на единственный вариант реальности в счастливом ублажении ума и тела. А что если на полпути тарелка с едой перевернется на пол? Маленькая частная трагедия, а?

А ведь желанного и годами ждут. Масштабные цели - масштабный облом расчет. Насколько надежны такие расчеты? Контролируем ли мы будущее? Знаем его?

Мы знаем даты, можем предсказывать статистически вероятные последствия, дела и встречи в конкретные дни. Но какими они будут, по-настоящему не знаем никогда.

Не знаешь даже, о чем подумаешь через секунду. Что есть кроме этого мига? Череда мельтешащих, пугающих и обнадеживающих миражей в уме.

Но мы врем себе, потому что любим надеяться. Не берем в расчет такую реальную вероятность, что никакого будущего для нашего драгоценного «я» может не наступить вообще. Форс-мажоры, внезапные неотложные дела, рояли в кустах и прочие спонтанности жизни - их в расчет включать не спешат.

Десять лет назад одна моя родственница неожиданно покинула тело в 30-летнем возрасте. У нее заболела голова, а через два часа ее не стало. Никто не ожидал.

Надежда - это воображаемое владение чем-то якобы реальным. Хрупкая фантазия, на которую делают ставку размером с жизнь.

Контрольные вопросы: «Чего я себе присвоил(а)? За что трясусь?».

Как приходят к осознанности

Могу ли я владеть человеком? Могу ли гарантировано проводить с ним время, когда захочу? Владею ли «собственным» телом? Гарантировано ли успешное будущее?

Это непростая истина. Для ума, привыкшего владеть она тревожна, потому что сжигает его эфемерные богатства. Через боль разочарования в иллюзиях приходят к осознанности.

Когда кажется, что хочешь осознанности, на деле снова пытаешься овладеть миражом, каким-то иным воображаемым состоянием. Осознанность - это вкушение того, что есть уже, каким бы оно ни было.

Реальной осознанности не хочется - ее можно только благодарно принимать - она раскрывающаяся правда. А желание осознанности - жвачка для ума, смакование «обгоняющего» реальность образа себя «лучшего», осознающего. И очередная надежда.

Осознанность вскрывает неприятие настоящего: приближаешься к нему вплотную, видишь, как этот протест против реальности требует удовлетворения. Но ты уже знаешь, что насыщать его тщетно - можно бегать от себя годами. Поэтому больше не дергаешься, не спешишь, а продолжаешь смотреть.

Становится тяжелей. Эго словно тошнит. Но если не сбегаешь, тогда блок голодного «я» пронизывает насквозь жизненной энергией. И все проходит. С потерей очередного иллюзорного владения уходят и переживания о нем. Никакого оргазмического насыщения. Просто покой и ясность.

Разочарование в иллюзорном отрезвляет и возвращает к настоящему. Все будет отпущено. Возможно, что-то останется. Мы никогда не знаем, как сложится. Будет, как Бог даст.

«Желание порождает страдание», – говорили древние. «Избавься от желаний – и ты избавишься от страданий». Но человек – существо желающее, поэтому абсолютно избавиться от желаний он не в силах, однако он вполне способен быть свободным по отношению к ним.

Толкование закона

Вся человеческая жизнь представляет собой набор различных целей, которые человек ставит перед собой всю сознательную жизнь. Добиваясь одной, он незамедлительно ищет себе другую, и так до бесконечности, ибо человек – существо желающее. Основой цели, то есть более или менее четко спланированного плана действий, является желание. Поэтому можно с уверенностью сказать, что, если бы человек действительно избавился от этой своей черты – постоянно чего-то хотеть, человечество не смогло бы полноценно развиваться. Но, с другой стороны, человек разумный никогда не будет рабом своих желаний. Ведь, если смотреть на этот вопрос с философской точки зрения, желание – это производная человеческого мышления. В тот момент, когда они меняются местами, человек оказывается уже не в состоянии управлять своей волей.

Если избавление от желаний подобно смерти человека как общественной единицы (человек, у которого отсутствуют желания, не в состоянии добиться чего-либо), а зависимость от желаний приводит к моральному рабству, вопрос напрашивается сам собой: что же следует делать, чтобы не переступить заветную черту? Правило первое гласит: соизмеряйте свои потребности со своими возможностями. Во-первых, это избавит от будущих разочарований. Во-вторых, это наиболее короткий путь к рабству, так как в этом случае человек готов на совершение любых безумств и преступлений ради достижения своей цели.

Правило второе предупреждает: будьте последовательны при достижении поставленной цели. Никогда ничего не решайте наобум. Если ситуация в любой момент может выйти из-под контроля, то скорее всего так и произойдет. В этом случае человек попадает в кабалу к собственному азарту. Так чаще всего происходит с любителями азартных игр. Между прочим, последние – тоже рабы желаний, желаний прослыть удивительными счастливчиками, проживающими «легкие» деньги. Впрочем, человек по-настоящему азартный найдет свою «прорву» везде – от карьерного роста до желания объездить весь мир.

И, наконец, правило третье: не сотвори себе кумира из желаний. Человеческая жизнь многообразна и благодаря этому прекрасна, так что не стоит превращать ее в бесконечную погоню за исполнением своих желаний. Кроме того, существует еще один, скрытый и коварный риск. Говорят, когда боги хотят нас наказать, они исполняют наши желания. Никогда нет гарантии, что, получив то, о чем мечтал, человек станет более счастлив. Между тем, история пестреет примерами, когда исполненное желание становилось для человека гибелью. Вообще, чем невозможней ставят перед собой люди цель, тем больше вероятности, что они пожалеют об этом, вне зависимости от того, исполнится она или нет.

Если желание не исполняется, человек проживает всю жизнь в ожидании «звездного часа». А такая жизнь скорее напоминает наркотическую зависимость, нежели полноценное существование. А если он исполнится, вполне может оказаться, что результат принесет еще больше огорчений. Не говоря о том, что жизнь в этом случае начинает напоминать безводную пустыню – когда уже нечего желать и некуда стремится. Не зря же говорят, что сладко не столько исполнение желания, сколько ожидание этого.

Образ

Игрок казино, спускающий на рулетке все свое состояние и растрачивающий жизнь, не имеет сил остановиться в вечной погоне за нереальной мечтой. Он стал рабом собственных желаний и не в состоянии избавиться от них – и поэтому гибнет.

Доказательства закона

Как уже быдло замечено, история полна фактов, когда исполнение сокровенного желания становилось причиной еще большего несчастья. Так, например, некто Джон Рибен, проживавший в 1876 году в Нью-Йорке, больше всего на свете хотел разбогатеть и сделать это быстро и без последствий. Его работа мелкого клерка при всей его старательности вряд ли могла помочь ему в исполнении этого желания. Однако у него был престарелый дядя-коммерсант, который был не прочь завещать своему племяннику определенную, очень крупную сумму денег вместе с шикарным домом. Правда, при условии, что тот будет ухаживать за ним и честно вести его дела до самой смерти. Тогда, посоветовавшись с женой, Джон решил принять предложение своего родственника.

С этих пор на протяжении 12 лет семья Рибенов оказывала пожилому джентльмену обещанные услуги. Как каждый человек в его возрасте, хозяин дома был требователен, если не сказать капризен, но супруги все терпели, помятуя о наследстве. Однако, когда дядя умер и, действительно, по завещанию семья получила дом и кругленькую сумму, Джон уже не был этому рад. Те простые мелочи жизни, к которым он привык, внезапно стали для него недостижимым счастьем, круг, к которому теперь принадлежал Джон и его жена, диктовал свою линию поведения. Кроме того, доставшийся им дом навевал слишком много воспоминаний о годах, которые они провели в нем, ухаживая за престарелым человеком. В конце концов Рибены продали дом и уехали в Калифорнию, чтобы начать жизнь сначала.

А вот другой пример того, что бывает с человеком, когда он попадает в рабство к своим желаниям. Поль Дювалье, некогда известный брокер Парижской биржи начала ХХ века, был охвачен стремлением попасть на развалины старого Мемфиса. Многие из его коллег считали эту затею безумием. Однако сам Поль относился к ней совершенно серьезно – увлекшись еще в юности египтологией, он прочитал однажды, что проведенная в одной из великих пирамид ночь дает человеку сверхспособности – телепатию, левитацию и т. п.

Для подтверждения своей теории Дювалье прочитал массу литературы – как научной, так и популярной, буквально «заболев» этой идеей. На литературу, выставки, проводимые различными музеями, а также открытые лекции необходимы были деньги. Он тратил на свою мечту все заработанные франки, с каждым годом все меньше и меньше обращая внимание на свой собственный вид.

В результате он стал охладевать к своей работе. Его друзья еще пытались вернуть его на «грешную землю», но – безрезультатно. Он отдалился от общества и поменял работу на бирже на работу сторожем в музее древностей. Неизвестно, чем бы кончилась эта история, но однажды он нашел единомышленника. Вместе с этим человеком Поль намеревался отправиться в Египет и осуществить свою мечту. На сборы ушло полтора года.

За это время они успели найти экспедицию, руководитель которой согласился взять их с собой за определенную плату и с условием, что на него не ложится никакой ответственности за их судьбы. Чтобы найти необходимую сумму, Дювалье пошел на преступление – вместе со своим новым приятелем они вскрыли небольшую ювелирную лавку. Судьба и в этот раз оказалось к нему благосклонна – экспедиция отправилась в Африку раньше, чем полиция Парижа вышла на их след.

Там, в старом Мемфисе, мечта Дювалье все же осуществилась, правда не сразу. Очень долгое время он не мог пробраться в пирамиду и, тем более, провести в ней ночь. Однако и здесь ему помогли деньги. Подкупив одного из смотрителей, Поль проник внутрь и стал ждать... Наутро он вышел оттуда совершенно разбитый и практически безумный. Конечно, его мечта была не более чем клевком на уловку журналистов, старавшихся привлечь внимание к газете и потому написавших ту злополучную статью. Но для человека, всю свою жизнь положившего на исполнение своего желания, это было полным крахом. В результате Поль Дювалье, у которого не было даже денег, чтобы вернуться домой, покончил с собой, не пережив разочарования.

У каждого человека существуют такие периоды в жизни, когда какое-либо желание или цель кажется настолько сладостной, что жить без нее невозможно. Но у разумного человека, человека, который в состоянии одолеть свои страсти, свои желания, всегда найдутся силы справиться с этими внутренними «монстрами», способными разрушить человеческую личность.

Авторитетное мнение

Они нам все дают и все отнимают – власть, богатство, женщин. Мы считаем себя их господами, а на самом деле мы – лишь жалкие их рабы. Имя им – желания.

(«Махабхарата»)


Обратная сторона закона

Так, может быть, лучше вообще избавиться от желаний раз и навсегда и достичь желанной нирваны? Но, как ни удивительно, здесь и кроется обратная сторона закона. Впрочем, жизнь не была бы тем, что она есть, если бы все головоломки решались просто. Человек перестает быть человеком, как только перестает стремиться к невозможному. Одна из неотъемлемых сторон человеческой натуры – вечная тяга «за линию горизонта». Таким образом, избавляясь от желаний, человек избавляется от жизни.

Цель нередко определяет человеческое существование. Кто-то безответно влюблен и стремиться обрести взаимность. Кто-то небогат и стремится к благосостоянию. Кто-то не может жить однообразием и стремиться в дальние страны – за новыми ощущениями и впечатлениями. Следовательно, в основе всех достижений человека лежат только желания. Отказывается от желаний только человек, максимально пресыщенный успехом и легкостью достижения любых целей.

Следом за подобным состоянием обычно на человека наваливается полная апатия – отказ от любых действий. Или, что не менее разрушительно для человеческого «я», – постоянный поиск чего-то нового, что постепенно перерастает в манию. Бесстрастность, казалось бы, дает человеку множество преимуществ перед себе подобными, но это обманчивое мнение. Лишаясь желаний, человек лишается целей, лишаясь эмоций, неразрывно связанных с желаниями, он теряет способность наслаждаться жизнью. Таким образом, выстраивается замкнутый круг.

Кроме того, постоянно держа себя в «ежовых рукавицах» и не позволяя себе подпадать под власть желаний, человек рано или поздно начинает ненавидеть и себя – за неспособность оценить человеческие радости, и тот стиль жизни, который он сам себе навязал. В результате человек стремиться высвободиться из-под гнета собственной строгости, а это чаще всего приводит к совершенно противоположному эффекту, он становится несдержанным, излишне подверженным страстям и эмоциям, а главное – постоянным переменам в настроении, что делает общение с ним чрезвычайно затруднительным. Замечено, что, чем строже запреты, налагаемые на личность, тем неожиданнее и беспощаднее она будет бунтовать против них. Поэтому можно только посоветовать не забывать о чувстве меры при выполнении этого закона.

Притча

В древности жил один царь, славившийся своей великой скупостью и любовью к деньгам. Он был сказочно богат, но единственным его желанием было – обогатиться еще больше. Ничего ему так не хотелось, как прослыть самым богатым человеком на свете. Царь буквально бредил этой мечтой, постоянно взывая к Богу, чтобы тот помог стать ему еще богаче и еще могущественней. Наконец, Господь устал от его просьб, и однажды ночью явился к царю прекрасный крылатый посланник и молвил: «Твои мольбы услышаны, проси все, что ты хочешь». И тогда царь, безмерно обрадовавшись, воскликнул: «Я хочу, чтобы все, к чему бы я ни прикоснулся, превращалось бы в золото». Посланник печально кивнул и сказал: «Да будет так».

Утром, проснувшись, царь решил проверить свой дар и – о, чудо! – к чему бы он ни прикоснулся, все превращалось в золото. Царь словно обезумел – он превратил свою мебель, и животных, и деревья в саду в золото, но ему хотелось еще. И тогда в его дворце вместо проворных слуг выстроились золотые статуи. Но прошло время – и царь проголодался. Тогда он внезапно осознал, что находится совершенно один. Он схватился за голову и тут же превратился в глыбу желтого металла.

Вопрос как избавиться от желания выпить, есть, спать и т.д. далеко не праздный. Я уже писал однажды на эту тему в статье « », но события последних дней заставили меня по-новому взглянуть на этот вопрос.

Начну по порядку. Я уже говорил о том, что веды не рекомендуют бороться с дурными привычками , это бесполезно. На что обращаешь внимание то и усиливаешь. Соответственно, если вас напрягает то, что вы много спите, курите или едите, то, когда вы акцентируете на этом свое внимание, начинаете бороться с этим желанием, то своей концентрацией на негативе вы его только усиливаете.

Эту же мысль несут и ведущие бизнес-тренеры, в частности Брайн Трэйси, которого я регулярно слушаю последние несколько недель.

Ключевое слово здесь «регулярно ». Он так же советует не зацикливаться на негативе и использовать «закон замещения », принцип которого основан на том, что мозг может одновременно обрабатывать (думать) только одну мысль.

Как только вы замечаете, что думаете о еде, выпивке или еще о чем-то, от чего вы хотите избавиться, необходимо осознанно, целенаправленно менять свою мысль на другую, позитивно настроенную мысль. Не важно, о чем она будет, лишь бы она приносила вам радость.

На практике это делать оказывается чрезвычайно тяжело. Мысли наши, приученные к годам бесконтрольного гуляния в голове совершенно не слушаются наших волевых приказов и продолжают привычный им бег по знакомому маршруту, и вы думаете о том:

  • Как хреново вам сейчас живется, а завтра наверняка станет еще хуже, т.к. кризис, война и т.д.;
  • Как много вы едите и что уже не влезаете в привычную одежду;
  • Как часто злоупотребляете алкоголем;
  • Как много курите и как это пагубно влияет на ваше здоровье и т.д.

Ученые объясняют это следующим образом. Рассказываю в вольном переводе, как я это понимаю, поэтому прошу начитанных людей меня простить если где-то буду неточен в терминах и определениях.

Мозг состоит из нейронов. В течении жизни те наши мысли, убеждения, которые мы часто думаем создают на физическом плане изменение в структуре головного мозга, т.е., так называемые нейронные цепочки, по которым пробегает импульс характеризующий ту или иную мысль.

Когда мы пытаемся думать иначе, то это сравнимо с тем, как если бы мы пробирались по глухой тайге через овраги и буреломы. Импульс новой позитивной мысли постоянно спотыкается об уже настроенные нами убеждения и по пути наименьшего сопротивления импульс снова скатывается в наезженную колею, и мы снова думаем привычную нам негативную мысль.

Всё это я сейчас ощущаю на себе, потому что хочу изменить своё сознание и свои некоторые убеждения. Ежедневно я записываю в свой ежедневник список дел, которые мне необходимо сделать, туда же включаю обязательно практику изменения себя «хопо опоно поно». Я уже рассказывал подробно об этой удивительной практике, перейти на статью с описанием о ней можно .

И вот что я заметил, среди списка дел есть такие, которые я постоянно оттягиваю до последнего. Успею, попозже, занят, не сейчас и т.д., какие только отговорки я себе не придумываю, чтобы не делать их.

Среди таких постоянно откладываемых дел оказались как раз:

  • практика хоопонопоно,
  • детальное планирование и визуализация своего будущего.

Ум постоянно откладывает это мотивируя тем, что куча дел еще, а ты тут будешь сидеть сейчас и ничего не делать. Но на самом деле, это самая важная часть работы – внутренняя. Это настрой, который определяет весь будущий день, неделю, жизнь!

К чему я всё это рассказал. Минутку терпения, я уже подхожу к вопросу как избавиться от желаний.

На днях я сидел в медитации практикуя хопоопонопоно. Не знаю, как у других, но в этом состоянии я переживаю удивительное состояние единения со всем, с богом, с близкими, с природой.

Приходит осознание того что я, и все, кто меня окружает, в том числе бог – это одно целое и когда говоришь «я виноват, прости меня я люблю тебя, я благодарю тебя », то уже не разделяешь кому ты это говоришь, себе, тому человеку с кем пытаешься решить проблему или самому богу — все едины. Все в каждом и каждый во всем. Матрица.

Так вот в этом состоянии ко мне пришло озарение, что сейчас если еще немного продолжишь эту медитацию, то тебе откроется нечто после чего ты прежним уже не станешь никогда и я….отказался!!!

Когда я маленько пришел в себя то стал анализировать

Почему я отказался, ведь это был бы прорыв в другое сознание, в другое понимание мира. Я понял, что отказался я потому что мне оказались дороги мои желания , я понял, что став другим я уже не захочу этих радостей. А я их хочу, хочу наслаждаться тем, чем сейчас наслаждаюсь, этой жизнью, со всеми её печалями и радостями.
Я не хочу меняться кардинально, совсем, я хочу лишь избавиться от тех желаний, которые мне мешают стать тем, кем я хочу.

Как же это сделать, как избавиться от негативных желаний

Честно сказать, пока ничего другого на ум не пришло кроме того, что советуют веды и бизнес учителя – заливай в свой ум новое мышление. Ежедневно слушай аудио записи, читай книги, общайся с единомышленниками и постепенно негативные желания должны стать неинтересны.

Они должны уйти сами, без насилия, без борьбы и мучений. Я решил идти этим путем, освобождать разум с помощью и затем вливать в него новые убеждения от Брайна Трэйси.

Ведь если получилось у других, значит получится и у меня. Весь вопрос только в силе желания и упорстве в достижении цели, а этого мне не занимать!

Для новичков, тех, кто никогда в жизни не практиковал работу над своим сознанием я бы рекомендовал не мучать себя больше 15 минут по утрам. Этого достаточно для того, чтобы понять, что есть другая жизнь, что есть другие радости.

Важно! Не ждите мгновенных результатов, их лучше вообще не ждать, они придут сами, постепенно.

Изменение сознания - это не быстрая работа, но только эта работа принесет по-настоящему устойчивый результат.
Закончу статью я словами из одной притчи «У мудреца спросили:
— Как избавиться от мирских желаний?
— Не надо ни от чего избавляться. Когда напьешься из Родника Блаженства, пить из лужи уже не захочется.»

Пейте из родника чистых мыслей и грязь сама отвалится!

Пищевая зависимость во многом схожа с курением, чрезмерной тягой к покупкам и прочими вредными привычками. Она возникает тогда, когда человек замещает свои истинные потребности сиюминутными и доступными удовольствиями. Выявить у себя пищевую зависимость легко: у «раба еды» желание поесть возникает независимо от чувства голода.

Причин, по которым нас тянет к холодильнику магнитом, может быть множество. «Заедают» и сильные эмоции, и скуку, и желание отвлечься, сменить занятие. Мотивы у каждого свои. Одинаковы результаты — тяжесть в желудке, недостаток энергии, недовольство и горячее желание заняться собой. С нового года или понедельника. Уплетая очередной кусок, так приятно рассуждать о том, каким стройным и здоровым станет твое тело, когда…

Все методики решения этой проблемы говорят одно. Пищевую зависимость можно устранить только тогда, когда научишься любить, ценить, уважать себя, считаться с собой и своими желаниями. А ругая себя за очередное лакомство, грозя себе и ненавидя себя за слабоволие, ее можно только усилить. Вспомните — сколько случаев обжорства начинается с решения сесть на диету? Вот побалую себя в последний раз, а потом как возьмусь…

Что же способствует уменьшению тяги к еде?

1. Внимательное отношение к своим истинным потребностям . Остановитесь перед соблазном на секунду, и спросите себя: «Зачем? Почему я хочу это съесть?». Действительно это голод, или не хватает каких-то эмоций? Каких именно? После чего подумайте: а может, получить вожделенное впечатление или ощущение можно и без еды? Например, я заметила, что после работы хочется «запретных» продуктов, чтобы порадовать себя. Вместо еды в таком случае можно вознаградить себя, скажем, цветком.

Оптимальный способ отследить свои пищевые привычки — записывать в блокнотик, что Вы съели и почему. Причем желательно не после, а сразу перед едой. Хотя на практике эту рекомендацию мало кто выполняет, она очень действенна. Помогает понять, что едим мы (люди, склонные к пищевой зависимости) совсем не мало, а даже наоборот. И можно остановиться, не донеся лишний кусок до рта, если желание поесть вызвано не чувством голода.

2. Одобрения и комплименты . Одинаково хорошо действуют и чужие похвалы, и свои собственные. Делайте что-то, что поможет вам почувствовать себя достойным восхищения — и вы получите порцию удовольствия не меньше, чем от изысканного деликатеса. Очень помогают аффирмации. Повторяя про себя хотя бы одну позитивную фразу 10−100 раз в течение дня, можно значительно улучшить настроение. А это автоматически избавляет от желания «заедать» что-либо. Про аффирмации уже много и хорошо писали на «Школе Жизни». И если Вас эта методика заинтересовала, найти подходящие материалы не составит труда.

3. Занятия физическими упражнениями . Но только теми, которые приносят настоящие удовлетворение. Для меня это прогулки, танцы, плаванье, игровые виды спорта. Некоторым нравится посещать занятия по фитнессу или тренажерный зал. И даже если после тренировки вы «нагуляете аппетит», это будет здоровый голод, а не еда от недостатка впечатлений.

4. Уход от сильных ограничений . Не только в еде, а вообще по жизни. Старайтесь, оставаясь в разумных рамках, поменьше запрещать себе что-то, ущемлять себя, наказывать. Есть одна теория, что лишний вес психологически обоснован желанием защититься от внешних и внутренних угроз. Поэтому увольте своего «внутреннего Жандарма». Будьте себе другом, а не надсмотрщиком. И тогда пропадет желание «съесть назло», «съесть в последний раз», «съесть от боязни отказаться».

Пусть для вас еда будет приятной составляющей жизни, а не ее смыслом. Живите в гармонии с собой!



Рассказать друзьям