Православие как не завидовать. Как избавиться от чувства зависти: лучший метод борьбы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня хочу поговорить про зависть. Это чувство уверенно расположилось в перечне смертных грехов (правда, только в западной христианской традиции). В религиозных интерпретациях сотворения мира именно зависть Сатаны к Богу обуславливает образование Ада и, вообще, дуалистический характер мироустройства. В библейской истории о сыновьях Адама и Евы Каин убивает Авеля, раздираемый этим самым чувством. Часто за, казалось бы, бессмысленными и разрушительными действиями человека стоят сильная зависть и порождаемая ей ненависть. Думаю, что в том числе поэтому чувство зависти воспринимается большинством людей крайне негативно, что, безусловно, мешает его в себе узнавать и анализировать, а значит, и его душевной проработке. Постараемся хотя бы немного уменьшить этот пробел.

Многие известные писатели и поэты, философы, теологи, психологи и психотерапевты, даже — политики, изучали эту эмоцию и писали о ней. Одно только перечисление первоисточников заняло бы несколько страниц, не говоря уже о цитировании. Тем не менее, считаю, что будет неправильным не озвучить точки зрения хотя бы некоторых из них.

Согласно одному словарю, зависть — это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. По другой версии, это недоброжелательное отношение к более удачливым людям. В любом случае разговор идёт о наших трудных чувствах по отношению к чужому благу. Один из наиболее глубоких исследователей зависти психоаналитик Мелани Кляйн прямо заявляла, что зависть — это желание отнять, разрушить, испортить привлекательный для нас объект, принадлежащий другому. (Такая точка зрения выглядит убедительной и, возможно, верна, но для понимания человеком своих эмоций она слишком категорична, что ограничивает её использование в процессе самопознания.) Это первая причина людской нелюбви зависти. Вторая причина — присутствие в сложной эмоции зависти, кроме злости, чувства стыда, а, соответственно, болезненного переживания падения самооценки. Изучение стыда часто выявляет "гремучее" сочетание ярости и стыда, буквально подпитывающими разрушительной энергией друг друга. Стыд — мучительное переживание собственной неполноценности, а зависть его вызывает автоматически, по определению. Стыд — одна из тех эмоций, которых человек старается избегать любой ценой, и стремление отрицать возникшую зависть является попыткой убежать от переживания стыда. Ларошфуко в своё время заметил, что зачастую мы гордимся даже самыми низменными из своих страстей, но "зависть столь постыдна, что мы никогда не посмеем признаться в ней" . Известный немецкий философ Макс Шелер описывал тягостные ощущения бессилия и дефицита, испытываемые завидующим индивидуумом.

Вот как выглядит такое избегание осознания зависти в жизни.

Алина, 30 лет: "У меня абсолютно нет чувства зависти: мы в семье изжили его много лет назад. Раньше мы очень мучились от этого чувства и тогда решили такую ситуацию изменить. Теперь совершенно спокойно относимся к чужому богатству и успеху и очень этим гордимся".

(Напомню, что чувства возникают бессознательно, поэтому никакому сознательному волевому усилию не удастся предотвратить их появление, лишь — осознание. Однако за такую психологическую манипуляцию придётся заплатить дорогую цену: потерей контроля над неприятными чувствами, якобы не возникающими, но в полной мере заявляющими о себе. В этой же связи нелогичным выглядит религиозное осуждение зависти: как можно осуждать за то, что появляется помимо твоей воли?)

Возникновение зависти предполагает наличие двух субъектов: того, который завидует, и того, к которому это чувство обращено. Несмотря на такое чёткое и конкретное описание условий возникновения зависти, нужно принять поистине абсолютный характер распространения этого чувства: все люди завидуют друг другу!

В ответ на такое сенсационное заявление вы, наверное, справедливо возмутитесь, но давайте рассуждать логично. Если у кого-то другого появляется нечто привлекательное для нас, чего мы в этот момент лишены, данное обстоятельство не может не вызвать у нас каких-то чувств. Негативных чувств. (Вспомните, что неудовлетворённые потребности и нереализованные желания всегда вызывают негативные чувства.) Попробуйте теперь найти более подходящее название этим чувствам, чем зависть?! Вот и мне такая формулировка кажется правильной. Другое дело, что в большинстве случаев эта эмоция так слабо выражена, что мы её просто не замечаем. Но это не значит, что её нет. Наша жизнь буквально пронизана эмоциями, они — обязательные спутники нашей психической жизни, однако основную часть мы их не осознаём, так как в этом нет необходимости. Но с завистью всё сложнее. Если она возникла и не проходит — её следует замечать, иначе с ней не справиться, и она будет разрушительно влиять на нашу психику и жизнь.

Фрейд писал, что в основе формирования общества лежит желание людей контролировать разрушительный характер "первоначальной зависти", присущей человеку. Чтобы этого достичь, общество выдвигает определённые требования к индивидам для реализации идей социальной справедливости и равенства; слишком большое неравенство будет угрожать сложившейся структуре общества. По сути, само чувство справедливости обязано своим возникновением зависти!

Немецкий социолог Шейк в своей вызвавшей большой резонанс в Западной Европе монографии "Зависть, теория общества" (1971) также доказывает повсеместный характер зависти. "Зависть — основная антропологическая категория, относящаяся к биологическому арсеналу человека" , — подчёркивает автор и повторяет мысли Фрейда о причинах формирования общества, идеи справедливого характера которого продиктованы борьбой с человеческой завистью. Шейк считает, "зависть нарастает из-за того, что всё больше распространяется американская мечта, что всё возможно, однако такие желания исполняются не так быстро" . И, разумеется, нужно добавить, что далеко не у всех и не всегда.

Чувство зависти играет поистине огромную роль в жизни на Земле. При понимании её мощного разрушительного потенциала, не следует недооценивать её сильное позитивное влияние и на развитие человеческого общества, и на прогресс через стимулирование конкуренции. Однако, возможно, такая широкая распространённость этого чувства также свидетельствует об исторической молодости и недостаточном здоровье такого уникального образования как человеческая психика.

(Использованы материалы книги Евгения и Анны Яловега "Психология аппетита")

В современном мире, где границы между добром и злом размыты, людям необходимы четкие нравственные ориентиры, маяки, помогающие переплыть житейское море с наименьшими для души потерями. Ведь душа человеческая слишком слаба и иногда очень быстро подхватывает то или иное заболевание. Чтобы излечить его, можно потом «издержать на врачей всё имение» (Лк. 8, 43), но так и не достигнуть результата. Тем не менее, для правильного лечения необходима своевременная диагностика. Как обнаружить и искоренить в своей душе грех зависти? Об этом мы побеседовали с духовником Московской епархии протоиереем Валерианом Кречетовым.

Первая ступень покаянного пути

– Отец Валериан, скажите, может ли человек завидовать, а сам не знать, что болеет этой болезнью?

Это происходит сплошь и рядом.

– Когда человек признался себе: «я завидую», значит ли это, что он осознал свой грех и может двигаться дальше?

Большей частью, увы, чем глубже человек погрязает в бездне греха, тем меньше осознает свою греховность. А чем человек чище, тем строже он к себе относится. Святые люди, которые, по нашему понятию, вели почти праведную жизнь, чувствовали себя очень грешными.

Святитель Игнатий Брянчанинов сказал: «Лучше грешник, осознающий себя грешником, чем праведник, осознающий себя праведником». Эта истина и является главной. Если взять Евангелие, видно, что мытари, прелюбодеи чувствовали себя грешными, сознавали свою греховность, а книжники и фарисеи – нет. Последние были погружены в пучину не грубых греховных удовольствий, а более тонкого греха, что еще страшнее.

О грехах, касающихся земной телесной стороны нашей жизни, как, например, чревоугодие, святые отцы говорили: «Когда мы не оставляем их, со временем они нас оставляют». Приходит время, когда человеку ничего не нужно. В старости всё лишнее отходит, и человек оставляет некоторые привязанности, но страсти, которые гнездятся в душе, мучают человека независимо от его возраста, со временем еще только больше усиливаются. Оттого люди и кончают жизнь самоубийством, хотя внешне для этого, вроде, и нет причин.

Люди, не сознавая этого болезненного состояния, даже боятся почувствовать себя грешными, стараются как-то извинить, оправдать грех, ввести его чуть ли не в закон. Признак духовного здоровья – осознание своей греховности даже в мелочах. Признак духовного омертвения – отрицание своей греховности даже после совершения самых страшных преступлений. Более того, человек считает, что он всегда и во всём поступает правильно. Сейчас, например, стараются узаконить явный разврат, пытаясь назвать открытый блуд «браком», в современном смысле. Узаконить грех.

Самая конечная точка падения человека – «мерзость запустения на месте святе», когда там, где должны стоять закон и истина, будут беззаконие и ложь.

Первая ступень покаянного пути – сознание, что многое из того, что ты делаешь, осквернено греховностью, или просто грех. Блудный сын из евангельской притчи пришел в себя, осознал это и у него появилось покаянное чувство.

– Получается, что большая часть людей даже не сознает, что страдает тем или иным грехом, например, той же завистью?

Да. Пример – русская революция 1917 года. Люди позавидовали тому, как живут другие, и решили всё отнять под благородными лозунгами «справедливости». На самом деле это была попытка узаконить зависть, чтобы «по закону» отнять то, что принадлежит другим. Иван Ильин написал об этом целую работу. Он, светский писатель, философ, был человеком верующим и всё это отметил.

Зависть еще и источник войны. Видим мы соседнее благоденствующее государство – значит, надо захватить его богатства.Именно к этому относится библейское изречение «суть пути мнящиеся благи, а конец их во дно адово». Зачинщики революций и переворотов считают, что совершают всё, вроде, бы во благо человечества. В свое время А.К. Толстой об этом хорошо сказал:

«…Коль у кого именье.

Отнимешь и разделишь,

Начнется вожделенье»…

Весь мир желают сгладить

И тем ввести равенство,

Что всё хотят загадить

Для общего блаженства.

Достоевский прекрасно написал, что если справедливости добиваться через кровь и слезы – это уже не справедливость.

– Почему в мире не может быть равенства?

Потому что, как святые отцы говорят, если у всех всё будет, то не будет места любви. У тебя избыток богатств? Прояви свою любовь по отношению к другому, а он проявит любовь по отношению к тебе. В неравенстве скрыт глубокий смысл. Оно заложено в мире с самого его начала. Даже ангельские чины не были равны.

Равенства на этой Земле быть не может. Равны мы все перед Богом, но каким образом? Если математически сравнить любое число с бесконечностью, то перед ней все числа – точки, ничто. Перед Богом мы все равны, а между собой, конечно, отличаемся, как не равна, к примеру, шестерка девятке.

Дайте трем работникам по сто монет: один положит в кубышку, второй пропьет или прогуляет, а третий употребит в дело и рост – и сразу же они станут неравны. Что делать? У кого отнять? У того, кто увеличил, и отдать тому, кто пропил? Чтобы было равенство? Так и происходит в жизни.

Погоня за призраками

– Допустим, коммунистический проект, основанный, по Ильину, на зависти, потерпел крах. Но ведь капиталистическая идея основана на том же: попытка догнать других, жить так же или еще лучше. Видя красивые дома, рекламу, люди хотят также стать обладателями этих вещей, потому что чужая красивая жизнь вызывает у них зависть.

– Совершенно верно, это подпитывает зависть. Множество людей несчастно не потому, что на самом деле несчастно, а потому, что им показывают все эти богатства, они завидуют, и мучаются оттого, что они не имеют того, чему завидуют.
Это безумие. Часто человек нафантазирует что-то, начнет подгонять свою жизнь под придуманный идеал, а ничего не получается. В результате человек разочаровывается, в сущности, не в жизни, а в своих миражах.

– Бывает так, что один человек завидует конкретному человеку, а другой – увиденным по телевизору декорациям?

– Безумие современного мира состоит в том, что, как сказал сербский святой Иустин (Попович), что люди не только ушли от истинной духовной жизни в менее реальную временную жизнь, в которой каждый момент проходит, меняется, но уже и из этой жизни человек уходит в совершенно нереальную жизнь. Раньше человек отдавался во власть грёз, воображения, теперь они уступили место телевизионным сериалам и компьютерным играм. Человек мнит себя чем-то, сражается, а на самом деле просто нажимает кнопки.

Один человек, который когда-то увлекался автогонками, говорил мне, что наивно считать, что так легко летать на виражах, на самом деле это, очень опасно. Но молодые люди наивны, опыта у них нет. Они воображают себя сильными, ловкими, но, на самом деле, за них все делает программа. Играя, человек ничего не приобретает. Эфемерные представления собственной самодостаточности создаются техническими средствами.

Так же раньше человек действительно имел вокальные данные, потрясал театры. А теперь новички грызут микрофон и считают себя певцами, ничего собой на самом деле не представляя. Фонограмма – это же полный обман. Они на сцене только рот открывают.

Печальное состояние. Несмотря на это, все едят пищу, которая растет на земле. А сейчас не очень-то много трудящихся. Работать на земле никто не хочет, трудятся только кое какие бабушки по инерции. Остальные думают, что пищу можно запросто где-то достать, а главное, купить-продать. Вот главный уход от реальной жизни: через эти приманки и обман.

– Видимо люди находят в виртуальной реальности успокоение, потому что пытаются сбежать от чего-то, что им не нравится в реальной жизни?

– Совершенно верно. Люди бегут от реальной жизни и её трудностей. Никто не хочет ни потерпеть, ни смириться. Вот сейчас, например, объявлен Год семьи, а ведь семьи почти все разрушены. Нет ни одной, наверное, за редким исключением, нормальной семьи.

– Неужели нет? Вокруг все постоянно женятся …

– Вот именно, они «постоянно» женятся: сначала одна, потом вторая, потом третья… Мы же постоянно об этом слышим, мы с этим соприкасаемся. Взять любой приход: не так много семей, в которых сохранен первый постоянный брак, проведенный супругами в полной чистоте.

Корень этого тоже в зависти?

В зависти и лени, в отсутствии труда над собой. Люди готовы всё вокруг переделать, кроме самих себя. Говорят: «В другой семье, с другим мужем я буду другая, с другой женой я буду другим».

Увы, нечасто меняется человек. Умный человек старается приспособиться к тем обстоятельствам, в которых он находится. А дурак хочет всё приспособить под себя.

Нужно учитывать обстоятельства, но держаться духовного стержня. Часто люди пугаются: «Как это возможно?» Все возможно, тем более с Божией помощью.

Святые отцы о зависти

– Значит зависть – это противоположность любви?

Вот именно. Там, где зависть – там нет любви. Собственно говоря, зависть – это диавольское состояние души, лишающее человека добродетели. Зависть есть печаль о благополучии ближнего, говорил святой Василий Великий. Начало зависти – гордость. «Гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был выше его и был в благополучии, поэтому негодует о возвышении его. Смиренный человек завидовать не может, ибо видит и сознает свое недостоинство, прочих же признает более достойными. Зависть к добру не ведет. Не довольствовался высший ангел своим положением, завидовал он Богу и был свержен с неба. Не довольствовался первый человек Адам тем, что был в раю, хотелось ему быть «яко бози», и был изгнан из рая. Зависть породила причину первого человекоубийства, а потом и Богоубийства. По зависти Каин убил Авеля, братья продали Иосифа в Египет, Саул искал убить Давида, книжники и фарисеи распяли Господа Иисуса Христа».

Что сеем, то и жнем. Где нет любви, там зависть. «…где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 16). «Зависть порождает споры. Откуда у вас вражды и распри – не отсюда ли завидуете и не может достигнуть», – говорил Иаков, брат Господень.

Зависть является величайшим злом для души. «Как ржавчина разъедает железо, так зависть – душу, в которой живет она». «От нее страсть к славе, к стяжанию, от нее властолюбие и сребролюбие». «Служение этой страсти не только в земной жизни не дает отрады, но и в загробной приносит страдание». «После смерти души умерших проходят мытарства, десятое из них – мытарство зависти, поэтому надо всегда искоренять в себе зависть».

«Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», – Василий Великий.

Человек часто считает, что достоин того-то, а другой – нет. В сущности это зависть. Зависть – это желание иметь то, что есть у другого. Слава ли это, успех, благополучие или что-то еще.

Я обратил внимание, что слово «зависть» не имеет множественного числа. Такая глубина в этом слове. Общеизвестно, что, когда безбожники воевали с Богом, то в своем собственном наименовании не могли избежать обличения самим себе. Корень-то слова «безбожник» – Бог, а «без» – только приставка. С точки зрения простой орфографии, они не являются чем-то самим в себе, они есть только отрицание какой-то сущности. Сущность существует. Также и зависть – в основе ее «зависимость» от чего-то, от чьей-то воли, от чьего-то благополучия. Зависть появляется при наличии чего-то где-то. На пустом месте нечему завидовать. А вот когда есть чему – появляется эта зависимость. Самое печальное, что человек этого часто не осознает, и начинает вдруг видеть кругом несправедливость, а на самом деле просто испытывает зависть.

– Зависть – это желание не зависеть от того, кто сильнее тебя? Ведь чаще завидуют люди неимущие, подчиненные, слабые, те, кто зависит от другого.

Сатана хотел быть независим от Бога. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов (Ис., 14, 13). Гордость вызывает зависть и злобу, и наоборот. Эти вещи переплетены между собой, как метастазы раковой опухоли, которые проникают всюду.

Справедливость-то – понятие очень сложное. Понятие правды и неправды в духовной жизни – очень непростые.

Есть понятие правды человеческой, а есть правда Божия. Всякая правда человеческая – как ничто пред Богом.

Когда-то Владыка Стефан (Никитин), Калужский архиерей, очень интересно объяснил мне смысл притчи о неправедном Судии. Судия неправды. Кто такой Судия неправды, Который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился? Это Сам Бог. Он не боится и не стыдится никого. А почему «Судия неправды»? Потому что, если бы нас всех судить по правде, то все бы были осуждены, а Он нас всё время милует. Судит Он милостиво.

Проявления зависти

– Как в жизни людей чаще всего проявляется зависть?

Зависть порождает неприязнь. Человек, когда завидует, начинает искать изъяны в другом. Он не может прямо сказать, но чувствует, что что-то не так и пытается оправдать свое чувство.

– То есть он не понимает, что завидует другому, и начинает его осуждать?

Большей частью да. Зависть потому черная, потому что пытается очернить других. Тогда ведь не так захочется иметь то, что есть у других. Помните, как в басне Ивана Андреевича Крылова лисица говорит о винограде, который не смогла достать: «Да зелен еще».

– Если человек завидует, то он завидует многим или кому-то конкретно?

Так же, как в случае с добродетелью, если у человека есть любовь к одному, то на основании этого он и к другим старается проявлять те же чувства. К несчастью, страсть имеет такое же свойство: если он одному завидует, то он и другим завидует: ему кажется, что он один несчастлив, а вокруг все счастливые.

Это начинает проявляться и в речи: «Кругом одни негодяи», «понаехали тут», «кругом одни дураки»… Начинает с одного, а потом весь мир ненавидит. Я знаю конкретные примеры. Человека сначала раздражал один человек, потом его стали раздражать другие, потом третьи, а далее – все и всё. Это свойство страсти.

– Эти черты в человеке, к сожалению, обостряются к старости.

– Но «старого учить, что мертвого лечить». Но я знал таких людей, которые настолько благодушны, что у них всё было хорошо: и в молодости, и в зрелые годы, и в старости.

Потому что человек начинает что-то понимать обычно только к старости, и тогда хочет, чтобы другие сразу были такими же, как он. Как сказал покойный отец Иоанн (Крестьянкин) одному рабу Божиему: «Что ты хочешь сделать из своего ребенка то, что из себя не смог сделать?».

И рай, и ад начинаются на земле, но это внутреннее устроение самого человека, ведь в одних и тех же условиях один благодушествует, а другой несчастлив.

– В жизни благодушного человека все складывается гладко. Он может добиться вершин успеха, а может и остаться в нынешнем состоянии, но он все равно будет счастлив, так?

Есть такое замечательное изречение. «Не забывай даже в самые темные дни твоей жизни благодарить Бога, Он ждет этого и пошлет тебе еще большие блага. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.

Завистливый же человек не спит, мучается, его самого жалко, потому что он не находит себе покоя. А человек, положившийся на милость Божию, уже здесь, в земной жизни, спокоен, его многое не задевает, не приводит в нетерпение или раздражение.

– Кстати, иногда говорят о «белой зависти». Что это такое?

Это не совсем правильно выражение. Зависть, если это зависть, всегда в основном черная. Говоря о «белой зависти», наверное, хотят выразить радость от того, что другой обладает каким-то дарованием.

Если можно так сказать, белая зависть – это соревнование в добре. Радуешься за другого и пытаешься достичь того же совершенства. Заимствование опыта других – это не зависть.

– А бывает ли зависть к святости святых?

Это и есть со-ревнование. Здесь можно ревновать и стараться достигнуть того, что достиг другой. А тут плохими путями ничего не добьешься.

Апостол Павел призывает: «Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Другое дело, что здесь нужно стремиться к совершенству, к духовному очищению, но не к дарованиям.

Когда мечтаешь о даре прозорливости, чудес, прорицания, уже завидуешь. Потому что эти дарования, именно дарования, они даются Богом. А почему Господь так распоряжается, нам неизвестно. «А что Бог творит, никому не говорит».

– Таким путем рождаются различные секты, религиозные течения и т.п.?

Да, по крайней мере, младостарчество – один из таких примеров. Когда стремятся не к духовному совершенству, смирению и любви, а к дарованиям. Господь даже апостолов остановил, говоря: «Не радуйтесь тому, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20).

Зависть не дает человеку ничего

Реклама вообще играет на человеческих страстях. Я недавно слышал интересное высказывание: «В нашей стране можно быть счастливым, но только чтобы об этом никто не знал». Но это применимо не только к нашей стране. Да и все страны - разные или похожие стороны одного человечества.

– Одним словом, не только самому завидовать плохо, но невесело, когда тебе самому завидуют.

Больше того, это очень неприятно. Как раз у Ильина есть размышление об очень красивой женщине, которая говорит: «Я так устала. Мужчины смотрят на меня как на товар, а женщины завидуют. Сразу начинают меня оценивать и искать изъяны. Мне одинаково неприятно и от тех, и от других взглядов. Я не считаю, что красота приносит счастье. Никто не видит мою душу. Женщина может и должна быть красива изнутри. Кто такую женщину не полюбит, тот просто ее не достоин». Очень хорошо сказано.

– Как человеку понять, что зависть снедает его, вредит ему и мешает его жизни?

Когда человек завидует, у него покоя-то нет. Как сказал святитель Василий: «Это, пожалуй, единственная страсть, которая не приносит человеку удовлетворения. Сребролюбие, чревоугодие приносят хотя бы временное удовлетворение, а зависть человека сама съедает.

Вспомните поговорки о зависти. «Где счастье, там и зависть». «Завистью ничего не возьмешь». «В зависти нет корысти». Корысть – это приобретение. А завистью ничего не приобретешь.

Зависть – слово женского рода, имеет единственное число. Не имеет множественного числа, т.е. она всегда индивидуальна.

– Человек должен остановиться и подумать, не было ли у него чувства недовольства какими-то людьми последнее время. Искать в себе зависть не по названию, а по ее плодам, корням и веткам?

Недаром в Евангелии говорится о человеке, который ищет сучок в глазе брата, не видя в своем бревна. Что такое бревно – это ствол. А сучок – всего лишь ответвление от ствола. Так вот ствол – это страсть. Мы видим в других то, что есть в нас, что касается и задевает нас самих. Если бы не это, ты бы прошел мимо и не зацепился за этот сучок. Нас задело это.

Есть такое мирское выражение: «Человек все понимает в меру своей испорченности».

Путь исцеления

– Что делать человеку, который осознал, что он завидует?

Святитель Феофан как раз и говорит: «Надо спешить возбудить добрые чувства особенно к тому, кому завидуешь, и обнаружить его делом. Тотчас зависть стихнет».

Нужно порадоваться тому, что у человека что-то есть. А если ты не радуешься – значит, в тебе еще сидит зависть.

Когда у твоего друга все благополучно, а ты, вместо радости за него, испытываешь холодное, скептическое настроение, надо об этом задуматься.

– Надо похвалить другого и попытаться порадоваться?

Именно так. Сказать себе: «Ну, слава Богу, есть у человека этот дар, и хорошо. Пусть живет во славу Божию». Верующему человеку в этом смысле проще. Ну, дал Бог, и дал.

– Если человек понял, что он позавидовал, покаялся, это ему поможет? Эта болезнь лечится покаянием?

Конечно. Во-первых, Человек ничего не может понимать, если ему не дано свыше, как сказано в Евангелии. Если ему дано, то дано, а почему – второй вопрос. Вся беда в том, что мы все время забываем эту евангельскую истину: волос не упадет с головы человека без воли Божией. Ничто не происходит случайно. Случай – это Псевдоним, под которым Бог действует в мире – как говорил Паскаль.

– Как бороться с завистью в семье? Она очень распространена среди сестер и братьев, которые постоянно сравнивают себя с другими.

Ничего не происходит с человеком сразу, зависть не сразу черная, со временем цвет ее усугубляется. По большей части это начинается незаметно. В детстве это зависть к чужим игрушкам, нарядам, еде, к тому, что другому уделяют больше внимания. Это мелочи, но они растят эту страсть.

У меня пять сыновей и две дочери. Как-то, придя вечером домой, я обратил внимание, что дети уже лежат по своим кроваткам. На полу валяются игрушки. И я сказал: «Видите, игрушки, из-за которых днем вы так спорили, сейчас лежат спокойно. Вы лежите и они лежат. А днем почему-то надо эту игрушку у другого отнять. Отнять легко – нужна только сила. А уступить – это смирение».

Потом однажды вижу, как двое сцепились из-за игрушки, и спрашиваю: «А у кого есть смирение?» Они – раз, и отступили оба, а игрушка упала между ними.

Помню случай, когда один из сыновей (сейчас он уже стал священником), увидев, как братья ссорятся, подошел и сказал одному из них: «Отдай ему эту игрушку, ведь ему даже не она нужна, а он просто хочет её у тебя отнять».

С детьми нужно говорить на эту тему, и говорить прямо и конкретно. Они понимают иногда гораздо больше, чем взрослые. И это воспитание потом подскажет правильное решение.

Если у другого есть, а тебе этого тоже очень хочется – просто немного потерпи. Господь и тебе пошлет. Как сказал мне один батюшка: «Имей терпение, и Господь всё тебе пошлет, и даже больше».

Происходит так, наверное, потому, что человеку, даже взрослому, не полезно получать всё сразу. Острота момента – это вещь очень важная во всех отношениях.

Вот, например, супруги начинают спорить. Есть такой очень полезный совет, который надо бы, чтобы священники рекомендовали своим духовным чадам: «Заспорили вы между собой – остановитесь и договоритесь, что пойдете и спросите решения у священника, имеющего для вас духовный авторитет». Вы знаете, когда они потом доходят до священника, обычно уже и нечего спрашивать.

В тот момент кажется – надо сейчас все решить, а потом все само разрешается.

Императрица Елизавета Петровна была очень верующим человеком. Когда ей представляли документы для решения каких-то вопросов, она выслушивала противоположные стороны, но не давала делу хода сразу, а выжидала, пока все само собой как-то не складывалось. Поэтому, наверное, её царствование прошло без особых потрясений. С одной стороны, это, казалось бы – просто оправдание бездеятельности, но с другой, очень часто это наилучший выход. Не рваться, и уж, конечно, не идти по трупам. Все сделается само, де еще лучше, чем мы могли хотеть, если не дергать друг друга, не нервировать, не грызть, не ругать.

Есть такой совет о правильном питании: «Никогда не ешь и не готовь еду в раздраженном состоянии: это не только не полезно, но и вредно». Я нашел этот совет в светской книге, хотя давно знал об этом из духовных книг.

Если в таком состоянии какое-то дело делаешь, то исполняешь 1/8, а 7/8 упускаешь. Потому что мы не даем места благодати. Совершает все, в конце концов, Сам Господь, а девиз человека должен быть как у медиков: «Не навреди».

Господь сказал: «Я есть путь, истина и жизнь». Это значит, что Он и Путь, и Цель, и Средство достижения цели. «Все средства хороши для достижения цели» – это не христианский принцип, антихристианский, точнее.

Разумно ли быть эгоистом?

– Как человеку понять чужую боль? Ставить себя на место другого сложно и неприятно.

К приобретениям стремится большинство, но получают всё немногие. Почему – вопрос второй.

Что человеку, собственно, нужно? Одежда? После Елизаветы Петровны осталось, кажется, полторы тысячи платьев. У Соломона было 600 жен и 800 наложниц. Куда больше? Но все равно оказалась, что это «суета сует и томление духа». Съесть больше, чем вмещает желудок, невозможно. На двух машинах одновременно тоже никуда не поедешь Что дальше? Власть? За нее еще и отвечать нужно. Но потом, и она тоже кончается.

На этом свете всё кончается, и человеку, на самом деле, не так уж много и нужно. Бывает, человек живет, удовлетворен тем, что есть, и счастлив. Один счастлив оттого, что ему хватило денег дотянуть до пенсии, а другому не хватает на «Мерседес». Не от количества зависит счастье.

– Мы говорили о том, что люди не хотят работать над собой и потакают своему эгоизму. Как понять, что такое эгоизм?

– Как вы думаете, почему к старшим обращаются на «вы»?

Смысл в этом очень глубокий. За каждым из нас стоит множество поколений. Человек не является чем-то совершенно самобытным. Он же вырос в обществе, его учили другие люди. Личность складывается из того, что достигнуто многими поколениями. Человек говорит: «Мое мнение». Будь честен, это не твое мнение, всё это существовало задолго до тебя. Нового очень мало. Всё новое это давно забытое старое. Что такое «я»? Снимите с человека всю одежду и поместите его в лес. Он же не изобретал ни дома, в котором живет, ни одежды, ни посуды. Да и тело дано ему родителями. Так наглядно можно показать, что эгоисту нечем гордиться, как своим. Почти всё, что ему дано, не есть собственно его.

Но люди очень уверенно продолжают существовать в своем эгоизме. Всем хочется хорошо жить здесь и сейчас.

Есть люди, исцелить которых может только сам Бог, но Господь часто таких слепцов не останавливает, как не желающих понять эту истину. Но, простите, увы, как бы все ни сопротивлялись, все умрут.

Двери вечной жизни

– Можно возразить: «Зато я умру довольным, я прожил богатую жизнь, все пробовал, все повидал»

Ну, тогда получится как в Евангелии. Прочти и делай выбор. Никто, говорите, оттуда не приходил? Вспомните притчу о богаче и Лазаре. Кстати, когда богатый просил Авраама, чтобы Господь послал к его родственникам Лазаря, Господь сначала отказал… но потом все-таки послал Лазаря. Несмотря на то, что сказал «нет», Он и это изволил. Лазарь, именно Лазарь воскрес. Но этому не поверили, и хотели его убить.

В Евангелии сказано всё. Как хорошо сказал Белинский: «Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии, заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной книги».

А вот слова Данте: «Я утверждаю, что из всех человеческих скотств самое глупое самое подлое и самое вредное – это верить, что после этой жизни не будет другой».

– Одним словом можно сказать, что бороться с завистью можно, только обратившись к Богу.

Без Божией помощи невозможно одолеть никакую страсть. Они настолько изворотливы, что одна будет постоянно подменяться другой. И человек никак не ухватит за корень.

Лечение – покаяние и молитва. Чтобы понять, что ты что-то не так делаешь, нужно молиться, просить Бога открыть эти грехи. Нужна исповедь, Причастие.
Скажу очень просто. Я вырос в верующей семье, с детства ходил в церковь и никогда не бывал на всяких развлекательных общественных мероприятиях. Став студентом, я вместе с однокурсниками посещал «вечера отдыха» и там танцевали вальсы, танго, фокстрот… Одновременно я продолжал бывать на службах. Из церкви я приходил часто уставший, но удовлетворенный, спокойный. А с «вечера отдыха» – разбитый. Этот контраст сразу же чувствовался.

Почему так важно ходить в храм Божий? Почему важна молитва? Помолившись, сравни свое состоянии «до» и «после», и уже потом делай выводы.

– Некоторые люди к посещению храма относятся как к формальной обязанности, не понимая, что, в первую очередь, это очень многое дает им самим.

Так же обстоят дело и с постом. Говорят: «Неужели Богу нужно, чтобы я что-то не ел?» Это нужно не Богу, а нам. Воздержание в пище полезно даже физически, а уж для детей это просто тренировка силы воли. Мы же не считаем преступлением, когда запрещаем ребенку есть не вовремя. Говорим: «Подожди обеда, тогда и будешь кушать». Это же обычное воспитание. А когда это происходит в Церкви, все начинают возмущаться.

Храм нужен самому человеку. Таинства даны и утверждены здесь, на земле, для того, чтобы через них человек укреплялся душой. Когда человек не ходит в храм, он просто лишает себя всего: помощи Божией, благодати…

Когда чаще человек ходит в храм, начинает поститься, у него жизнь меняется. Я знаю людей, довольно-таки известных в своей области, которые, начав ходить в церковь, говорили: «Мы чувствуем, что жизнь наша стала другой. Более богатой, более содержательной». Не говоря уже о том, что приходит понимание многих вещей. Конечно, гордыня всегда воюет и человеку трудно что-то осознать, но это труд. Труд и подвиг всей жизни. Потому священномученик Сергий Мечев и говорил: «В миру герои, а в христианстве – подвижники».

Есть притча. Некий крестьянин имел двенадцать жирных, упитанных гусей, а его сосед — одного, грязного и тощего. «Господи, — возмутился сосед, — где справедливость? Как же Ты это допускаешь?» И услышал он глас свыше: «Отныне у тебя будет двенадцать гусей». «Нет, — возразил человек, — сделай лучше, чтобы и у соседа был один».
Сущность зависти: отсутствие любви, печаль из-за благополучия ближнего, желание зла тому, кому живется лучше. Завистливый радуется неудачам других и огорчается их успехам. Он хочет видеть симпатичного уродливым, здорового — больным, богатого — нищим, одаренного — бездарным…
Приведу еще историю. В двухместной больничной палате лежали двое безнадежных больных: на одинаковых койках, в равных условиях. Разница лишь в том, что один мог смотреть в окно, а второй — нет, зато рядом у него находилась кнопка вызова медсестры. Шло время, менялись времена года… Лежащий у окна рассказывал соседу обо всем, что наблюдал: дожде, снеге, солнце, деревьях, то укрытых пушистым сверкающим кружевом, то подернутых легкой весенней дымкой, то убранных зеленью или прощальным желто-алым нарядом…
Однажды больному у окна ночью стало плохо. Он просил сообщить медсестре, но ожесточенный сосед не нажал кнопку. И несчастный умер. На следующий день в палату привезли другого пациента. Старожил воспользовался случаем и попросил переложить его к окну. Теперь он, наконец, увидел, что… окно выходит на глухую серую стену, которая все загораживает. Он замолчал, а затем сказал новому соседу: «Если мне ночью станет плохо, не вызывай медсестру».
До чего доводит зависть! Механизм ее появления в душе прост: глядя на преуспевающего человека, завистник сначала желает того же себе. А когда понимает, что заветная мечта недостижима, хочет отнять блага у другого и сравняться с ним. По мысли апостола Павла, гордость порождает страсть к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения (1 Тим. 6. 4).

Какой цвет у зависти?
Считается, что «белая» зависть стимулирует мысль, не дает самодовольному сердцу пресытиться и побуждает работать над собой: прилагать дополнительные усилия, наверстывать упущенное, побеждать, ставить рекорды. Однако не следует путать зависть с ревнивым стремлением достичь успеха в каком--то деле.
«Зависть одноцветная, — убеждена православная писательница Наталия Сухинина. — Но лукавая душа, таясь и оправдываясь, бросается реабилитировать себя и шьет по черной зависти белыми нитками». Зависть похожа на магию: как магию «ни раскрашивай», она все равно остается общением с падшими духами. Так и зависть всегда лезет в чужой карман с проверкой, а иногда с желанием присвоить чужое.
Преимущества других, будь то красивая игрушка, дрессированная собака, хороший досуг или престижная должность, кажутся значительными и притягательными. Человек пытается скрыть грубую черную зависть под личиной белой, «обоснованной» зависти, которая легко маскируется под правдолюбие или праведный гнев на власть имущих, богачей, удачливых дельцов, интриганов, подхалимов… Страсть также прячется под видом критиканства, борьбы с привилегиями, разоблачения подлости, радения за нравственность, законность и порядок.
Лукавое самооправдание завистника опирается на недооценку собственных достижений и иллюзию того, что чужие блага ему действительно крайне необходимы. Самообман заходит порой так далеко, что человек верит в свое жалкое положение. Расплата за это велика: беспокойная жизнь, неумение ценить людей, неблагодарность…

Кому и чему мы завидуем?

Бунт зависти выходит за рамки социальных отношений, поскольку досада и обида на неравное с нашей точки зрения распределение благ между людьми в конечном счете обращены к Подателю всех благ — Богу. Не случайно пушкинский Сальери, терзаемый черной злобой к музыкальному гению Моцарта, упрекает именно Небеса.
Возмущение и ропот завистливого сердца: «Господи, почему ему, а не мне?!« — всегда предполагает сомнение в любви, благости, справедливости и мудрости Божией. Поэтому истоки зависти — в глубинах «я», в области личных отношений с Богом. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы… коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 21-23).
Зависть — изобретение диавола: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих… Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (см. Прем. 1, 13; 2, 23-24). В человеческое общество смерть вторглась вместе с завистью братоубийцы Каина. Зависть и смерть — родные сестры.
По словам старца ПаисияСвятогорца, Каин не стремился разглядеть собственные дарования, а смотрел на дарования Авеля, взрастил в себе недоброжелательность к нему, дошел до братоубийства и восстал против Творца. Но, возможно, Каин имел больше дарований, чем Авель.
В запущенных случаях зависть подвергает душу вечной смерти и поэтому называется смертным грехом. Зависть подобна яду: ведет к духовному самоотравлению, подтачивает психическое и физическое здоровье. Недаром слово Божие гласит: Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей (Притч. 14, 30). «Не так моль и червь снедают дерево, как горячка зависти снедает сами кости завистников и отравляет здравие души», — пишет святитель Иоанн Златоуст.
Подмечено удивительно точно! Кости обеспечивают устойчивость и движения тела. Зависть же разъедает духовную стойкость и гасит стремление сердца к Богу.

Как врачуется зависть?

Господь повелел нам быть мудрыми и осторожными, чтобы демоны не вторглись в сердце и не раздули из искры пожара. Главное — не дать затянуть себя в водоворот лукавых чувств и мыслей, распознать и погасить первый греховный помысел горячей молитвой и покаянием.
Ключ к преодолению зависти — духовная трезвость, реализм и объективность. А мы чаще виним внешние обстоятельства, чем себя. Если зависть уже гнездится внутри, честно спросим себя: чему завидуем? Так ли уж нас обделили? Наверняка, и нам есть, за что благодарить Господа и людей. Покаяние, молитва благодарения и искреннее осознание своей немощи перед Богом — меч, отсекающий недуг зависти. Замечательное лекарство — делать добро и сопереживать тому, к кому питаем недобрые чувства и намерения.
Завистливых людей выводит из равновесия то, что лежит вне области их влияния. Поэтому важно ставить перед собой реальные созидательные цели и не зацикливаться на чужом имуществе, способностях, добродетелях и достижениях. Занимаясь любимым делом, легче избежать ужасного чувства неполноценности и обделенности. Старец ПаисийСвятогорец советует: «Постарайтесь очистить и освятить свою зависть, чтобы она стала хорошей завистью… Бог не обделил никого, каждому дал определенное дарование, которое может помочь человеку в духовном развитии». Господь каждому из нас дал свой талант и заповедал не закапывать, а развивать его.
По мысли российского психолога Дмитрия Леонтьева, здоровый, счастливый человек превращает проблему в задачу, а невротичный, несчастный — задачу в проблему. Глядя на благополучие другого, нужно ставить перед собой позитивную цель. Как только мы начинаем думать о путях решения проблемы, она тут же становится задачей, и зависти уже нет места.
Допустим, мы сравниваем себя с более успешным сотрудником. Вместо того, чтобы завидовать и обижаться на «несправедливость», давайте задумаемся: «Почему у него все хорошо складывается? А что мне мешает? Что перенять у него?» Верующий человек помолится и о помощи Божией на доброе дело. Тогда энергия зависти будет лить воду на нашу мельницу: способствовать развитию добродетелей, профессионализма и т. п.
Чей-то успех не должен «давить» нам на психику. Зачем зариться на чужое? Ищите свой путь. Не будем упрямыми и твердолобыми, гибкость в достижении цели предполагает смену тактики и стратегии. Этому учит жизненный опыт. Так, женщина, завидующая мужскому лидерству в обществе, может реализоваться, открыв в себе изумительные грани невостребованной женственности, обаяния, художественного вкуса, кулинарного искусства, вокального мастерства и т. д.

Какими еще способами злую энергию зависти можно повернуть в «мирное русло»?

Червь зависти — неприязнь чужой добродетели, внутренней гармонии или внешней привлекательности. Недаром в молитве на сон грядущий мы каемся: «Добро’ту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем». Это о нарушении десятой заповеди Моисеева закона: Не желай… ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 17). Верное средство против зависти — смирение. Святитель Тихон Задонский ссылается на блаженного Августина Иппонского: «Зависть есть дочь гордости: умертви мать, и дочь ее погибнет». Кроме того, нужно учиться любить ближнего, ибо любовь не завидует (1 Кор. 13, 4). Так всякое внутреннее зло исцеляется, и клин клином вышибается.
«Если, земное презрев, будешь искать небесного, — продолжает святитель Тихон,-то ни чести, ни славе, ни похвале, ни богатству, ни благородству не будешь завидовать, ибо несравненно лучшего желаешь… Хочешь ли от мучительной этой язвы не снедаться и не повредиться? Вменяй все временное за ничто».
А если завидуют нам? Несомненно, так попущено Богом. Вспомним ветхозаветную историю праведного Иосифа. Братья по зависти продали его в Египет. Но Господь избавил Своего избранника от рабства, клеветы и прочих скорбей, даровал мудрость и благоволение фараона, который поставил его начальником над всей страной.
Благодаря этому попущению весь дом Иосифа спасся от голода и выжил. Вот почему праведный Иосиф никого не осуждал, не мстил и даже утешал братьев: Теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни… чтобы оставить вас на земле… Итак, не вы послали меня сюда, но Бог (Быт. 45, 5-8).
Нет худа без добра. Но это видится порой спустя годы, на далеком расстоянии. Тогда мы познаем благой Промысл Божий, и на нас сбываются пророческие слова псалмопевца Давида: Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло. Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю (Пс. 36, 5-9).
Разумеется, с потенциальными завистниками нужно держаться осторожно и благоразумно, чтобы не дать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12). Вот некоторые психологические приемы самозащиты: не хвалитесь своими достижениями, удачами и успехами; не любите, когда вас хвалят; не опускайтесь до выяснения отношений; учитывайте принцип — искренняя просьба о совете или помощи в немалой степени обезоруживает завистника.
И помните, что завистник — это несчастный человек с нездоровым чувством собственного достоинства, обуреваемый навязчивыми сомнениями и бесовскими помыслами. Будучи духовно больным, он достоин сожаления и молитвы, а не упреков и возмездия.

Константин Зорин,
бакалавр религиоведения,
православный врач, медицинский психолог

Зависть сопровождает человека всю его историю. Уже в четвертой главе книги Бытия, то есть сразу после описания изгнания Адама и Евы из рая, рассказывается о трагедии их первенцев. Каин завидует брату Авелю за то, что Бог принял жертву последнего и «не призрел» на его собственную. Продолжение известно: Каин не прислушивается к голосу Божьему, заманивает брата в поле и убивает. В наказание Господь обрекает преступника на изгнание. Что говорят отцы Церкви об этом поистине убийственном грехе?

1. Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает завистника с навозным жуком, свиньей и даже демоном. По его утверждению, зависть – прямая вражда против Бога, благоволящего к тому или другому человеку. В этом смысле завистник даже хуже демонов: те вредят людям, завистник же желает зла себе подобным.

«Завидовать хуже, чем враждовать, – говорит святитель. – Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний – скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения».

Пример из жизни. Два человека претендует на место с хорошей зарплатой и перспективой карьерного роста. Если духовные запросы у этих людей низкие, а материальные потребности высокие, то, скорее всего, между ними возникнет конкуренция, а на ее фоне – явно или неявно выраженный конфликт.

Со стороны того, кто получит вожделенную должность, конфликт будет исчерпан, как только он займет кресло. А вот «неудачник», если он вообще склонен к зависти, конфликт усугубит еще сильнее и непременно впадет в этот грех – даже когда он найдет другую работу, он будет помнить, что вот этот негодный человек занял ЕГО место.

Зависть действительно напоминает безумие в самом что ни на есть медицинском смысле: навязчивое состояние. Один из способов избавиться от навязчивого состояния – попытаться его рационализировать.

Человек успешен – значит, через него прославляется Бог. Если этот человек твой ближний – значит, через него успешен и ты, и через тебя тоже прославляется Бог. Если этот человек твой недруг – значит, нужно стремиться сделать своим другом его – уже ради того, что через него прославляется Бог.

2. Иоанн Кассиан Римлянин

Общее для всего Священного Предания мнение – именно из зависти ополчился змей на Еву. Именно зависть к уникальному статусу человека как образа и подобия Божьего заставила его приложить усилия к его низвержению. Более того, и праматерь Еву диавол провоцирует на зависть: «Будете как боги, знающие добро и зло». Вот зависть к этим несуществующим богам и толкает первую женщину на нарушение заповеди Божией. Так что, действительно, сатанинский порок.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин категорически утверждает, что своими силами зависть не побеждается. В ответ на добродетель завистник только озлобляется. Так, доброжелательность и услужливость Иосифа еще больше ожесточила его одиннадцать братьев. Когда он шел, чтобы накормить их в поле, они приняли решение убить брата – идея продать его в рабство стала уже смягчением их первоначального намерения…

Ветхозаветная история повторяется во все времена, пусть и без уголовщины. Во многих подростковых коллективах найдутся ребята, которые отличника, разъясняющего недалеким одноклассникам сложные задачи, обзовут «ботаном» – и хорошо если не подложат жвачку, а то и кнопку, на стул…

Отчаиваться не стоит. Преподобный Иоанн Кассиан дает универсальный совет: молиться.

«Чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением только этого зла (зависти) не истребил всего того, что в нас есть живого, что как бы воодушевляется жизненным действием Святого Духа, постоянно будем испрашивать помощи Божией, для которой нет ничего невозможного».

3. Василий Великий

Молитва – труд никак не менее тяжелый, чем, например, упражнения в посте. Далеко не всем он дается без должной тренировки, а битва с завистью необходима здесь и сейчас. Что делать?

Святитель Василий Великий дает два очень простых совета. Первый: осознать, что завидовать вообще нечему. Богатство, слава, почет и уважение – абсолютно земные вещи, которыми к тому же надо научиться правильно пользоваться.

«Недостойны еще нашего соревнования – богатый ради его богатства, властитель ради величия его сана, мудрый ради обилия в слове. Это – орудия добродетели для тех, которые пользуются ими хорошо, но в самом себе не заключают блаженства… А кто таков, кто не поражается мирским как чем-то великим, к тому никогда не может приблизиться зависть».

Второй совет – «сублимировать» свою зависть в творческое преображение самого себя, достижение многих добродетелей. Правда, эта рекомендация подходит для борьбы с особым видом зависти, связанном с честолюбием:

«Если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрение чем-либо мирским. Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие».

Если даже не касаться высоких добродетелей, то совет более чем практичен. Предположим, два молодых человека увлекаются игрой на гитаре. Один становится в своем городе рок-звездой, а другой так и играет на трех аккордах в переходе. Для второго проще всего начать завидовать успешному приятелю – сложнее, во-первых, прикинуть риски (Курт Кобейн, Джим Моррисон и Джимми Хендрикс были колоссально талантливы и бешено популярны, что не защитило их от уродливой и страшной смерти, а только стимулировали трагический конец), а во-вторых, выучить дополнительные аккорды и выйти за пределы полюбившегося перехода.

Постепенное, завязанное на тренировке и самодисциплине возрастание в профессионализме, может, и не вознесет на Олимп, но позволит развиваться, играть и сочинять музыку в свое удовольствие.

4. Феофан Затворник

Если противостоять завистнику добрым отношением довольно затруднительно, о чем прямо свидетельствует Священное Писание (приведенный выше пример Иосифа и его братьев, царь Саул, который продолжает завидовать Давиду и гнать его невзирая на его смирение…), то сам завистник может и должен преодолевать свою страсть через «не хочу» – именно изменением поведения по отношению к своей «жертве». Как бы тяжело ни было.

«Доброхоты, у которых чувства симпатии и сострадания преобладает над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти, и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, – тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и с Божией помощью, она совсем уляжется», – утверждает святитель Феофан Затворник.

Иными словами, когда сострадание и сочувствие ближнему войдет в привычку, места зависти не останется.

Почти хрестоматийный пример: одинокая молодая леди, съедаемая завистью к успешным «кумушкам», вдруг узнает, что у ее благополучной, замужней и богатой подруги муж – наркоман, и все благополучие показное. Если процесс зависти еще запущен не слишком сильно, завистница (возможно, вначале и не без злорадства) устремляется на помощь подруге… и в процессе совместного обзвона наркологических клиник, дружеских бесед и взаимных слез на кухне так проникается горем ближней, что о зависти больше и не вспоминает. Сострадание горю оказывается выше зависти к успеху.

5. Максим Исповедник

Между прочим, у этого совета есть и другая сторона: по возможности, не надо давать повода к зависти. Если не хочешь, чтобы тебе завидовали, не кичись своим успехом, богатством, умом и счастьем.

«Не иначе можно успокоить его, разве скрывая то от него. Если же то для многих полезно, а ему печаль причиняет: то которую пренебречь сторону? Надобно стать на стороне полезного для многих; но по возможности не понебречь и о нем и не давать себе увлекаться коварством страсти, подавая помощь не страсти, а страждующему от оной», – рекомендует подход с рассуждением преподобный Максим Исповедник.

Он также отмечает, что самому избавляться от этой страсти следует по заповеди Апостола: «радоваться с радующимися и плакати с плачущими» (Рим.12:15).

Первое сложнее. Пожалеть несчастного – естественное движение души. Порадоваться чужому счастью – действие сознательное и продиктованное искренней любовью, когда к ближнему относишься по-настоящему как к самому себе. Только автор знаменитых «Сотниц о любви» мог дать такой совет.

Правда, иногда примеры его исполнения встречаются и в жизни. Одинокая женщина в стесненных жилищных условиях долго переживает, что у нее нет детей, работает с усыновителями, начинает радоваться за счастливых детишек и их новых родителей… А потом вдруг неожиданно обстоятельства складываются в ее пользу, и ей удается усыновить своего ребенка.

6. Григорий Богослов

Как мы видим, Отцы Церкви дают однообразные советы по борьбе с завистью: молись, радуйся за ближнего, возрастай в добродетели. Мастер-классов по преодолению зависти никто из учителей Церкви не проводит. Именно потому, что рождение этой страсти можно проследить из Библии, именно потому что она очевидно неизвинительная как прямое порождение диавола, основное оружие против нее – обличение.

Святитель Григорий Богослов считал, что зависть, как ни странно, не лишена справедливости – уже в этой жизни она наказывает грешника.

Отцы говорят, что у завистника становится иссохшим лицо, он дурно выглядит… В нашей жизни завистника легко узнать по поджатым губам и морщинам. Он недоволен жизнью, он всегда ворчит (в особенности на объект своей страсти). Скажу больше: многие заболевания, имеющие психосоматический характер, от панкреатита до астмы, обостряются именно у завистника. «Несправедливо, что другой успешнее меня!» – эта мысль поедает несчастного, не только его душу, но и тело.

Это дурная справедливость, адская. Одно только это должно отвращать человека от столь пагубной страсти.

«О, когда бы истребилась между людьми зависть, эта язва для одержимых ею, этот яд для страждущих от нее, эта одна из самых несправедливых и вместе справедливых страстей, – страсть несправедливая, потому что возмущает покой всех добрых, и справедливая, потому что сушит питающих ее!» – восклицает святитель Григорий.

7. Ефрем Сирин

В основе зависти лежит так называемый «агональный дух» – способность личности находиться в постоянной борьбе, соревновательности, соперничестве, агрессии. Агональность была характерной чертой античной культуры (оттуда большое количество игр и соревнований) и в совсем примитивной форме присутствует в современной жизни: соревноваться можно и в том, у кого круче айфон или моднее одежда.

Слово «агональность» – однокоренное к αγωνία (борьба). Этим словом мы называем предсмертное состояние, попытку организма бороться за выживание, последние судорожные вздохи. Это не совпадение – борьба за жизнь есть прямое следствие наличия в мире смерти. А смерть внесена в мир грехом и диаволом. Парадоксальным образом борьба, в природе являющаяся проявлением жизни, в мире человеческом сама по себе являет собой смерть.

Особенно это очевидно, когда некто «соревнуется» не в реальных жизненных ценностях, а во внешнем, выражающемся в примитивном «хочу быть круче». Так человек становится родней диаволу – одного с ним «агонального» духа.

«А кто уязвляется завистью и соперничеством, тот жалок, потому что он соучастник диавола, которым вошла в мир смерть (Прем. 2:24), – напоминает преподобный Ефрем Сирин. – В ком зависть и соперничество, тот всем противник, ибо не хочет, чтобы предпочтен был ему другой».

Тот же святой подчеркивает: завистник уже побежден, его мучает любая чужая радость, тогда как счастливец, избежавший этой страсти, рад успеху другого.

Пусть не покажется никому сравнение со смертью притянутым. Достаточно посмотреть даже не по сторонам, а внутрь себя.

«Почему у соседа новая квартира и машина, а я вкалываю с утра до ночи – и у меня ничего?» – негодует действительно работящий человек – и за этими мыслями не успевает жить. Вместо того чтобы потратить выходной на встречу с мамой, друзьями, любимой девушкой (не говоря уж о том, чтобы в церковь сходить) – он берет работу на дом, вкалывает еще больше, но ни квартиры, ни машины у него не появляется, а зависть ест все сильнее…

8. Илия (Минятий)

Страсть эта рискует преследовать до смерти – либо завистника, либо его жертвы. В обоих случаях смерть избавлением не является. Завистник, отошедший в вечность в этом грехе, за него и будет осужден, а Каин обречен на изгнание и презрение. Святитель Илия Минятий рассказывает драматичную историю оклеветанной завистниками царицы Евдокии, супруги императора Феодосия: несправедливо обвиненная в супружеской измене, она была изгнана и отправлена в ссылку, а ее друг Павлиниан – казнен.

«И никто от этого не получил никакого для себя удовольствия», – подводит мрачный итог святитель Илия.

Святитель обращает внимание: завистник вообще не видит блага. Любой положительный пример его раздражает. Завистливые очи, «если и видят (доброе), наполняются слезами и стараются не видеть, как бы сами невольно закрываясь». Но при этом и спрятаться от них нельзя – завистник следит за своей жертвой, не может оторваться от нее, хотя самому было бы легче, если бы переключил внимание на другой объект.

Действительно, навязчивое состояние.

9. Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец еще официально не прославлен Церковью, но его труды и советы уже прочно вошли в сокровищницу Священного Предания. Для современного человека его рекомендации могут оказаться наиболее полезными.

Старец считал, что зависть просто смешна и преодолевается элементарным здравым смыслом.

«Человеку нужно чуть-чуть поработать головой, чтобы преодолеть зависть. Не требуется великих подвигов, потому что зависть – это душевная страсть».

Действительно, не нужно быть Эйнштейном, чтобы понимать: от того, что тебя съедает тоска по чужому «мерседесу», в твоем гараже не появится даже «тойота». Особенно если гаража у тебя тоже нет. Угонять чужой «мерседес» не только грешно, но и уголовно наказуемо, поэтому надо не завидовать, а работать. А если зарплата маленькая – довольствоваться велосипедом. Зато будут ноги здоровые.

Но самое главное, на что обращает внимание старец Паисий – зависть есть грех против одной из десяти заповедей. Даже самый нецерковный человек к Декалогу испытывает уважение если не на природном, то на культурном уровне. Убивать – преступно, молиться идолам – глупо, уводить супруга из семьи - аморально, воровать - отвратительно… Так вот, завидовать – тоже дурно.

«Если Бог сказал: «Не пожелай… всего, елика суть ближняго твоего», то как мы можем желать чего-то, что принадлежит другому? Что же, даже основных заповедей не будем соблюдать? Тогда наша жизнь превратится в ад».

10. Протопресвитер Александр Шмеман

Отец Александр Шмеман тоже еще не прославлен как святой, и вряд ли его канонизация будет делом ближайшего времени – это, однако, не мешает многим и многим христианам прислушиваться к его мнению по многим вопросам.

Выше мы говорили об агональности – свойственной европейской культуре черте, соревновательности, лежащей в основе в том числе и страсти зависти. Отец Александр Шмеман идет дальше: любое сравнение, с его точки зрения, есть источник зла. Сравнение одного в пользу другого предполагает, что все должно быть «по справедливости», вернее – все и все должны быть равны.

«Сравнением никогда и ничего не достигается, оно источник зла, то есть зависти (почему я не как он), далее – злобы и, наконец, восстания и разделения. Но это и есть точная генеалогия дьявола. Тут ни в одном пункте, ни в одной стадии – нет положительного, все отрицательно от начала до конца. И в этом смысле наша культура «демонична», ибо в основе ее лежит сравнение».

Сравнение и зависть упраздняют различия.

«Так как сравнение всегда, математически приводит к опыту, знанию неравенства, то оно всегда приводит и к протесту, – продолжает богослов. – Равенство утверждается как недолжность никаких различий, а поскольку они есть – к борьбе с ними, то есть к насильственному уравнению и, что еще страшнее, к отрицанию их как самой сущности жизни».

Есть такой анекдот: внучка декабриста в 1917 году слышит шум на улице и отправляет горничную узнать, что происходит.

– Там революция, сударыня.

– О! Революция – это прекрасно! Мой дедушка тоже хотел сделать революцию! Выясни, чего же хотят протестующие?

– Они хотят, чтобы не было больше богатых.

– Как странно! Мой дедушка хотел, чтобы не было бедных.

При всем абсурде, анекдот вполне жизненный. Доведенная до предела зависть хочет не счастья себе, а несчастья другому. Чтоб ему было так же худо, как мне. Чтоб он жил на одну зарплату. Поэтому сам принцип равенства и уравнивания Шмеман называет демоническим.

«В мире и нет, и не может быть равенства, что он создан любовью, а не принципами. И жаждет мир любви, а не равенства, и ничто – мы знаем это – не убивает так любви, не заменяет ее так ненавистью, как именно это постоянно навязываемое миру как цель и «ценность» равенство».



Рассказать друзьям