Правила пользования предметами личной гигиены. Когда нельзя вернуть товар личной гигиены? Безупречная чистота волос

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Роддом – это место, где родители впервые знакомятся со своим ребенком. Как правило, в данном учреждении им приходится провести несколько дней перед выпиской. Для новорожденных важно создать комфортные условия. Мамочке за этот период следует научиться с ними обращаться. Перед рождением ребенка важно купить все необходимые приспособления. Предметы гигиены для новорожденного следует выбирать правильно. Они должны состоять только из натуральных компонентов. Благодаря этому в дальнейшем удастся свести вероятность аллергии к минимуму.

Гигиена в родильном доме

В первые дни жизни младенец требует к себе максимальное внимание со стороны взрослых. Перед родами следует купить специальный гигиенический набор, который позволит правильно содержать в чистоте все тело крохи.

На сегодняшний день после родов женщины предпочитают находиться со своим малышом в одной палате. Благодаря этому мама быстро найдет с ним контакт и научиться правильно обращаться. Персонал роддома всегда готов пойти на встречу и рассказать о нюансах процесса. Хорошее самочувствие ребенку гарантируется в том случае, если регулярно прикладывать его к груди.

Наладить эмоциональный контакт с ребенком матери помогает грудное вскармливание. Сразу после первого сеанса ей придется самостоятельно ухаживать за крохой, купать его и менять подгузники. Для этого потребуются гигиенические средства. Они помогают выполнять все необходимые манипуляции быстро и качественно.

Именно поэтому важно заранее купить следующие атрибуты:

  • Мыло для малыша должно быть жидким. Лучше всего, если дополнительно оно будет содержать антибактериальный эффект.
  • В первые дни жизни нужны подгузники. Рекомендуется взять с собой упаковку, которая рассчитана на вес от 2 до 5 килограммов.
  • Несколько детских пеленок для одноразового использования. Следует остановить свой выбор на размере 60*60.
  • Упаковка с влажными салфетками.
  • Крем, который специально создан для ухода за кожей малыша.
  • Дополнительно следует взять с собой вату, бинт, стерильные палочки и ватные диски.
  • Пупочную рану лучше всего мазать зеленкой. Также следует заранее купить перекись водорода и пипетку.
  • Аспиратор для механического очищения носа.

Сразу после рождения ребенка тщательно моют и взвешивают. Именно поэтому следует заранее узнать, какие средства гигиены необходимо положить с собой в роддом

В противном случае увеличивается риск не создать для крохи максимально комфортные условия. Для выписки из роддома потребуется также одежда. Она должна не только отвечать вкусовым характеристикам мамы, но и быть функциональной.

Дополнительно приведем также список вещей, которые следует взять с собой в роддом:

  • Подгузники для одноразового использования.
  • По две распашонки, пеленки и чепчика.
  • Плотное одеяло и пододеяльник на него.

Средства по уходу за ребенком дома

В дополнительной подготовке к появлению крохи нуждается также место его дальнейшего жительства. Родителям без опыта сложно сориентироваться, что нужно купить в первую очередь. Педиатры рекомендует из детской комнаты вынести все вещи, которые имеют свойство в своей структуре накапливать пыль. По уходу за младенцем необходимо использовать пеленальный стол и кроватку. Родителям рекомендуется купить ортопедический матрас.


Предметы личной гигиены должны находиться в специально отведенном для этого месте

Семье потребуется направить все свои силы на создание здорового микроклимата, который необходим для правильного роста и развития крохи. Помещение потребуется регулярно проветривать и убирать. Основные правила личной гигиены должны соблюдать также те члены семьи, которые постоянно взаимодействуют с ребенком.

Товары, которые необходимы для личной гигиены ребенка, можно найти в любом детском магазине. Родителям рекомендуется всегда иметь дома:

  • Средство для мытья ребенка. Лучше всего, если оно будет со специальным дозатором.
  • Трубочка для выведения скопившегося газа в кишечнике. Ее можно заменить обычной клизмой.
  • Вазелин и марганцовка.
  • Клизма в виде груши на 50 мл.
  • Термометр. Допускается использовать ртутный или электронный вариант.
  • Для снижения активности газообразования педиатры советуют использовать укропную воду.
  • Купать малыша можно в лекарственных травах. Мамочки советуют остановить свой выбор на ромашке или череде.
  • Мягкое полотенце или байковые пеленки.
  • Памперсы, которые выбирают в зависимости от веса малыша.
  • Специальный крем, используемый в комплекте с памперсом.

Особенности проведения гигиенических процедур

В течение первых трех недель ребенок адаптируется к внешней среде. Родителям важно заранее узнать особенности данного периода. Благодаря этому удастся уделить его развитию достаточное количество времени. Список необходимых продуктов для личной гигиены не такой большой, но выбору каждого из них следует уделить достаточное внимание.

На первом этапе купания производится интимная гигиена. После этого можно перейти к снятию себорейных корочек на голове. Дополнительно следует отметить, что родничок за 60 минут до купания тщательно смазывается вазелином.

Педиатры рекомендуют каждое утро умывать личико крохи кипяченой водой. При этом очищение производится тщательнее всего в области глаз. Следует смочить ватный шарик в теплой воде, а затем провести им от органов зрения к переносице.

Необходимо подмывать ребенка теплой водой после каждого опорожнения кишечника. Кожа вытирается полотенцем. Дополнительно следует промазать складочки детским кремом. Вместо него можно использовать вазелиновое масло.

Особого внимания требуется ранка, которая остается после отпадания пуповины. Через нее внутрь организма может попасть инфекция. Предотвратить ситуацию позволит регулярная обработка данной зоны стерильными ватными палочками и зеленкой.

Популярные производители средств личной гигиены

На сегодняшний день мамочки со всего мира выбирают подгузники следующих марок - «Maman», «Moony», «Merries», «SunHerbal». Их преимущество заключается в высокой мягкости. Некоторые модели предполагают многоразовое использование.


Если финансовые возможности у родителей ограничены, то вполне можно выбрать «Курносики», «DisneyBaby»

Соска выбирается в зависимости от возраста и формы прикуса. При грудном вскармливании от нее рекомендуется отказаться полностью. Однако если необходимость покупки все же возникает, то следует выбирать из «Avent», «Медела», «Nubi», «Доктор Браун» и «Nuk».

При купании мамочки все чаще предпочитают использовать комбинированное средство – шампунь-пенка. Дополнительно во время совершения данной процедуры потребуется масло для массажа, присыпка, детский крем или лосьон. Все эти средства в широком ассортименте представлены у «Bubchen», «Sanosan», «Johnson», «Babyline». Более экономичный вариант представляет «Наша мама», «Мир детства», «Калина». Допускается приобрести мыло «Молфикс». Оно проверенное и надежное.

Для стирки детских вещей также следует использовать специальные моющие средства. В нашей стране большой популярностью пользуется стиральный порошок «Ушастый нянь».


Можно приобрести и более дорогой образец - «Frau Schmidt», «BabySpeci», «Burti Baby»

Классификация изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными.

  1. Резиновые изделия и предметы ухода за больными.
  2. Предметы ухода за больными.
  3. Средства предохранения от нежелательной беременности (контрацептивные средства).
  1. Классификация изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными
В ассортименте аптек обязательно должны быть товары для санитарно-гигиенических целей и предметы ухода за больными, т. к. при тяжелых заболеваниях, после хирургических вмешательств, для неходячих больных и в других случаях они являются необходимыми для обеспечения жизнедеятельности человека. Они относятся к изделиям медицинского назначения, в ассортименте кото
рых гигиенические и перевязочные средства, медицинская одежда и другое.
Изделия медицинского назначения (ИМН) - это медицинские изделия из стекла, полимерных, резиновых, текстильных и иных материалов, наборы реагентов и контрольные материалы для них, другие расходные средства и изделия, в основном однократного применения, не требующие технического обслуживания при использовании (Приказ М3 РФ № 444 от 13.12.2001 «О сроках действия регистрационных удостоверений на изделия-медицинского назначения и медицинской техники»).
Эта группа товаров занимает около 20% от общего объема рынка медицинских изделий, что подчеркивает ее значимость для медицинской промышленности. В настоящее время лишь пятая часть (20%) продукции этой направленности приходится на отечественную.
Приказ Минздравмедпрома № 161 от 9.06.95 г. регламентирует ассортиментный перечень изделий медицинского назначения, предметы ухода за больными, профилактики, санитарии и гигиены, которые должны быть в аптечных учреждениях.
Ассортиментный перечень изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, профилактики, санитарии и гигиены для аптечных учреждений (приказ № 161 Минздравмедпрома РФ от 9.06.95 г.)
  • Аптечки (наборы) индивиду- - Костыли взрослые, детские,
альные, первой помощи, универ- подростковые и наконечники к
сальные, матери и ребенка ним
  • Бандажи - Круги подкладные
  • Банки кровоотсосные - Кружки Эсмарха (ирригатор-
  • Бумага компрессная ные)
  • Ванночки глазные - Лопатки глазные
  • Голеностопы - Молокоотсосы
  • Грелки - Мочеприемники
  • Губки - Наколенники
  • Жгуты кровоостанавливающие - Напальчники
  • Иглы инъекционные - Ножницы медицинские
  • Калоприемники и мешочки- - Одноразовые подгузники
сборники - Пакеты (прокладки) гигие-
  • Катетеры нические женские, тампоны
  • Клеенка подкладная, комп- - Перчатки медицинские
рессная, полихлорвиниловая, ме- - Пипетки глазные
дицинская - Плевательницы
  • Кольца детские зубные - Поильники
  • Кольца маточные - Подушки кислородные
  • Пояса гигиенические резиновые
  • Пузыри для льда
  • Респираторы, маски медицинские
  • Соски детские
  • Спринцовки
  • Средства предохранения (колпачки, презервативы, внутрима- точные спирали)
  • Стаканчики для приема лекарств
  • Судна подкладные
  • Суспензории
  • Термометры медицинские
  • Трости
  • Трубки медицинские
  • Чулки, получулки (гольфы) медицинские
  • Шприцы медицинские

Отдельные товары (катетеры, ножницы, термометры, шприцы и др.) рассмотрены в других темах. В данной теме рассматриваются группы остальных товаров.
По функциональному назначению изделия санитарии, гигиены и предметы ухода за больными можно систематизировать на группы, представленные на рис. 39.

К предметам ухода за больными для приема лекарств, в основном жидких, воды, предназначены стаканчики, поильники, пипетки глазные и др.
Для выполнения некоторых медицинских процедур применяются банки кровоотсосные, кружки Эсмарха, жгуты кровоостанавливающие, перчатки, шприцы, термометры и др.
В случае постельного режима больного необходимы изделия санитарии и гигиены для туалета: судна подкладные, мочеприемники, калоприемники, клеенка.
Отдельные товары предназначены для личной гигиены больных, в частности, бандажи, катетеры, кольца маточные, плевательницы, суспензории и др.

В то же время в ассортименте есть и изделия санитарии и гигиены, которые нужны здоровым людям, детям, женщинам, в т.ч. и беременным женщинам, например, аптечки, кольца детские зубные, молокоотсосы, напальчники, соски, женские пакеты, маски, респираторы медицинские и др.
В последние годы на фармацевтическом рынке России появились группы или серии товаров, предназначенных для решения определенных проблем здоровых или больных людей. Например: фирма Артсана (Италия) предлагает группу товаров - изделий для ухода за новорожденными и детьми раннего возраста, а также аксессуаров для кормящих женщин, в том числе:
Физиологический проект КиККО:

  • соски физиологичные имеют оригинальные конструктивные особенности, а именно: противоикотный клапан в комбинации с разгрузочными каналами-бороздками, которые регулируют поступление воздуха в бутылочку;
  • пустышки физиологичные «капля» имеют каплевидную форму;
  • бутылочки физиологичные состоят из колпачка-стаканчика, соски физиологичной, гигиенической заглушки, бутылочки, клапана, предотвращающего возникновение колик у детей, и съемного дна;
  • молокоотсос регулируемый предназначен для сцеживания грудного молока у кормящих женщин.
Серия товаров Тена - для ухода за пациентами с недержанием мочи, включает подгузники для взрослых, впитывающие простыни. Применение этих средств упрощает уход за больными и обеспечивает пациенту ощущение комфорта.
Виды товаров отечественного производства: фирма ЭсСиЭй Хайджин Продактс (Россия):
  • прокладки-дайперсы «Леди» для женщин, имеют анатомическую форму, подходят для применения и ночью и днем, незаметны под одеждой; выпускаются типы нормал, экстра, супер, в упаковках 7-12 шт.
  • прокладки «Слип» выпускаются 2-х размеров: М - средний, L - большой, по 10 шт. в упаковке;
  • прокладки «Комфорт» выпускаются в комплекте с фиксирующими трусами;
  • прокладки-простыни «Бэд», размер 60x60 или 60x90, 20-30 шт. в упаковке.
Определенную группу товаров составляют средства для личной гигиены женщин в дни менструального цикла и на каждый день. К ним относятся прокладки, тампоны, пакеты, выполняющие
одну функцию - поглощение (впитывание) выделений организма и обеспечение комфорта женщин.
Гигиенические интравагинальные средства для использования в «критические» дни - тампоны Тампакс изготавливают из специально отбеленного хлопкового волокна, вискозы или их смеси, имеют шнур возврата. Выпускаются 3-х видов: мини, нормальные и супер-супер плюс; в упаковке 8 шт.
Они компактны и позволяют женщине вести активный образ жизни. Исследователями Российской ассоциации акушеров-гине- кологов доказано, что они не вызывают изменений вагинальной микрофлоры, безопасны для здоровья женщин. Тампоны следует менять каждые 4-8 час. В то же время нужно знать предосторожности, т.к. если при использовании тампонов происходит неожиданное ухудшение состояния здоровья (повышение температуры, рвота, диарея, мышечная боль, головокружение и др.), то следует срочно обратиться к врачу, т.к. причиной могут быть токсины, вырабатываемые стафилококком. Эти изменения здоровья носят название синдром токсического шока. В России пока не зарегистрированы случаи СТШ. Применение тампонов в послеродовой период, особенно при хирургических вмешательствах, нежелательно и возможно только после консультации с врачом. Выпускаются филиалами компании Проктер энд Гембл (США).
Фирма Проктер энд Гембл (США) также выпускает серию гигиенических средств для женщин, в частности:
Олвейз ультра - гигиенические средства для использования в «критические» дни, причем выпускаются 4-х видов в зависимости от особенностей протекания этих дней у женщин: 1) лайт - длина прокладки 240 мм; 2) нормал - 284 мм; 3) супер - 284 мм;
  1. ночные - 302 мм.
Эти прокладки хорошо впитывают влагу, т. к. имеют уникальный верхний слой «Драй-вив», состоящий из мельчайших трехмерных воронкообразных пор. Он пропускает влагу внутрь прокладки и препятствует ее выходу на поверхность под давлением. Прокладки имеют удлиненные эластичные «крылышки» для надежной фиксации к белью. Материалы, их которых изготавливаются прокладки, не поддерживают рост и размножение бактерий, не раздражают кожу и не вызывают аллергии. Прокладки меняют 4-6 раз в день. Срок годности 2 года. Выпускаются филиалами компании в Германии, Венгрии, Турции.
Для ежедневного использования выпускается серия прокладок Олдэйз. Они имеют более мягкую поверхность, обеспечивают контроль появления неприятного запаха, создают комфортные условия для женского организма, предупреждают раздражение кожи и ощущение опрелости.

Выпускаются прокладки Олдэйз блэк черного цвета, Олдэйз блэк танга - черного цвета, Олдэйз танга - обычного цвета, с измененной под нижнее белье формой, Олдэйз ладж - большого, нормал

  • среднего, смол - маленького размера, в пачках 16-22 штуки, срок годности 2 года. Производство Германии.
Серия О.БИ. (о.Ь.) - тампоны изготовлены из вискозы, хлопка, имеют нетканую поверхность и шнур возврата. Выпускаются разные размеры, предназначенные для применения при разных объемах выделений. Требуют смены каждые 3-6 час. Тампоны О.БИ. Комфорт имеют специальную шелковистую поверхность. В упаковках 8 и 16 шт. Производит компания Джонсон и Джонсон (Австрия).
Серия гигиенических салфеток (прокладок) для ежедневного использования Кэр фри изготовлена из хлопка, поверхность мягкая, пропитана специальным раствором, содержащим различные вещества, поддерживающие естественный кислотно-щелочной баланс интимной зоны, экстракт ромашки предупреждает возможность появления воспаления и раздражения. Тонкие, гибкие, форма повторяет линии тела, надежно фиксируются на нижнем белье. В упаковках от 16 до 30 шт., могут быть черные,
Выпускаются различные виды: Кэр фри, Кэр фри блэк, Кэр фри флексиформ (воздухопроницаемые), Кэр фри фрэш (с ароматом свежести), Кэр фри ультра (для применения в критические дни) и др. Производит компания Джонсон и Джонсон (Италия).
  1. Резиновые изделия и предметы ухода за больными
Для проведения различных медицинских манипуляций и для ухода за больными необходимы санитарно-гигиенические изделия из резины и латекса. Они обладают водонепроницаемостью, эластичностью. Виды резиновых санитарно-гигиенических изделий в зависимости от материала изготовления представлены на рис. 40.
К изделиям из латекса относят следующие:
Перчатки медицинские: подразделяются на три группы, в т.ч.:
  1. хирургические,
  2. диагностические (смотровые) нестерильные;
  3. анатомические.
Хирургические перчатки выпускаются анатомической формы для плотного облегания рук (10 номеров, длина 270 мм); стерильные и нестерильные; опудренные внутри или неопудренные; тонкие, сверхтонкие или особо прочные (на 50% толще обычных), что обеспечивает высокую устойчивость к проколам и механическим повреждениям; для защиты от рентгеновского облучения в них мо
гут быть включены свинцовые вкрапления; для использования в акушерстве, гинекологии, урологии выпускаются перчатки с удлиненной манжеткой (длина 387 мм); для повышения тактильной чувствительности и ряда хирургических процедур поверхность перчаток может быть текстурирована.

Диагностические нестерильные перчатки выпускаются латексные и без. латекса (нитриловые и виниловые), опудренные и не- опудренные внутри; могут быть голубого или зеленого цвета; с текстурированной поверхностью и без; устойчивые к воздействию химических веществ, масел. Предназначаются для использования в стоматологии, лабораториях, для диагностики, для ухода за больными, в эндокринологии, в гинекологии, на пищевых блоках и т.д.
Анатомические перчатки выпускаются для защиты рук медицинского персонала от загрязнений, механических и возможных воздействий вредных веществ (например, при работе с трупными материалами). Толщина их стенок равна 0,5 мм.
Напальчники предназначаются для защиты пальцев рук, выпускаются 3-х номеров в зависимости от длины (63, 70 и 77 мм) и полупериметра (24, 26, 28 мм).
Соски различаются на соски для вскармливания и соски-пустышки (прикреплены к пластмассовому диску с кольцом); размеры сосок для детей в возрасте от 0 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 24 мес. Для изготовления сосок применяется силиконовая резина, индиф

ферентная к пищевым продуктам, химически стабильная по отношению к слюне ребенка. Соски должны выдерживать частое кипячение.
Презервативы рассматриваются в средствах предохранения от нежелательной беременности.
В группу изделий из резины входят:
Грелки - это резиновые емкости, которые при необходимости местного прогрева организма наполняют горячей водой, также их применяют еще и для промываний и спринцеваний.
Требования к качеству грелок установлены ГОСТ 3303-94, согласно которому выпускаются грелки двух типов:
А - для местного согревания тела;
Б - комбинированные, применяющиеся как для согревания, так и для промывания и спринцевания, поэтому они комплектуются резиновым шлангом (длина 140 см), тремя наконечниками (детские, взрослые, маточные), пробкой-переходником и зажимом.
Грелки бывают 3-х вместимостей: 1,2 и 3 л (например, тип А-1

  • грелка типа А на 1 л и т.д.). Изготавливают грелки из цветных резиновых смесей.
Проверка качества осуществляется на наличие протекаемости: при погружении в воду грелка не должна протекать; также на прочность и герметичность.
Пузыри для льда предназначены для местного охлаждения при различных травмах, в гинекологии. Они представляют собой емкости различной формы с широкой горловиной для заполнения льдом, закрывающиеся пластмассовой пробкой. Выпускаются 3-х размеров с диаметром 15,20 и 25 см. Они вмещают 0,5-1,5 кг льда. Выпускают пузыри для сердца разные для мужчин и женщин, для уха, глаза, горла.
Круги подкладные представляют собой кольцеобразной формы мешки, которые надуваются воздухом и закрываются вентилем. Предназначены для ухода за лежачими больными при лечении и для профилактики пролежней. Выпускаются трех размеров: № 1
  • 9,5/30 см; № 2 - 13/38 см; № 3 - 14,5/45 см. Оценка качества осуществляется в ходе испытаний на прочность и герметичность.
Спринцовки представляют собой резиновый баллончик грушевидной формы с мягким или твердым наконечником. Необходимы для ухода за больными, а также здоровым людям с целью промывания различных каналов и полостей. Спринцовки бывают 2-х типов:
А - с мягким наконечником (с баллончиком единое целое);
Б - с твердым наконечником (изготавливается из пластмассы).
Выпускаются разных номеров в зависимости от объема в мл (15, 30, 45 и т.д. до 360). Объем спринцовки определяется умно
жением номера на 30 мл, например, № 2,5 имеет объем 2,5x30 = 75 мл.
Кружка ирригаторная (Эсмарха) представляет собой широко- горлую плоскую емкость, соединяющуюся с резиновой трубкой с помощью патрубка. Предназначена для спринцевания. Выпускается трех размеров в зависимости от вместимости 1, 1,5 и 2 л.
Судна подкладные предназначены для туалета лежачих больных. Представляют собой круги подкладные продолговатой формы с дном.
Кольца маточные представляют собой формовые полые кольца, предназначенные для предупреждения выпадения матки. Изготавливают из резины светлого цвета, должны быть упругими, без трещин, пузырей, различных выступов на поверхности. Выпускается 7 номеров в зависимости от диаметра.
Медицинская подкладная клеенка представляет собой прочную хлопчатобумажную ткань (бязь, миткаль), с одной или с двух сторон с аппликацией из резины. Выпускаются подкладные клеенки на основе полимеров (из винипласта). Разновидность медицинской клеенки - клеенка компрессная, которую изготавливают из более легкой ткани, покрытой с одной стороны резиной или полимером, а с другой - смолистой противогнилостной пропиткой.
Бинт типа «Идеал» предназначен для бинтования ног при варикозном расширении вен, изготавливается из трикотажной ткани с вплетенными резиновыми нитями, его носят в течение дня, т.к. он не нарушает кожного дыхания.
Для этих же целей выпускаются чулки эластичные, гольфы, колготки разных размеров. В настоящее время фирма «Тонус» (Россия) выпускает эластичные бинты медицинские серии «Унга-ВР, МР, СР» (высокая, малая, средняя растяжимость), «УИТА-Ф» (фиксирующий), гольфы.
Фирма Меди Байрот (Германия) выпускает товары - Меди- вен, представляющие серию лечебных компрессионных гольфов, чулок, колготок, мужских трико. Они предназначены для лечения и профилактики заболеваний вен нижних конечностей, венозных тромбоэмболических осложнений и др.
Изготавливаются из лечебного компрессионного трикотажа, структура ткани способствует выведению влаги наружу и поддержанию комфортного микроклимата.
Виды товаров: Медивен актив, Медивен плюс, Медивен трэвэл (гольфы для путешествий), Медивен форте, Медивен элеганс (имеют элегантный дизайн). Модельный ряд серии имеет очень широкий ассортимент моделей, разных цветов, размеров. Эта же фирма выпускает серию аналогичных товаров, но для использования в
условиях стационара, в т.ч. для компрессионного лечения после хирургических вмешательств на венах нижних конечностей.
Для лечения и профилактики отеков рук выпускается серия компрессионных рукавов Медиармсливз.
Из резины и синтетических материалов изготавливаются еще трубки различного предназначения, в частности для дренирования ран, отсасывания жидкостей, выведения газов, переливания крови и других целей.
  1. Предметы ухода за больными
Среди значительного ассортимента предметов ухода за больными выделяют основные товары:
Бандажи - это пояс или повязка для закрытия дефектов брюшной полости или поддержания внутренних органов в нормальном положении. Выпускаются бандажи грыжевые: паховые одно- или двусторонние для взрослых, пупочные.
Для поддержания плода при беременности рекомендуются бандажи дородовые, а после родов - послеродовые, выпускаются нескольких размеров.
В настоящее время выпускаются бандажи компрессионные БКП-Унга «Супер» и «Унга-рус», корсет-майка компрессионная, бандажи наколенные и налокотники, пояса лечебно-профилактические. Производство фирмы «Тонус» (Россия).
Суспензории - это поддерживающие повязки для висящих органов, в частности для больных мужских половых органов.
. Костыли деревянные раздвижные (подмышечные) предназначены для передвижения и опоры при различных заболеваниях ног. Выпускаются для взрослых и детей.
Трости инвалидные применяются для создания дополнительной опоры при передвижении. Выпускаются из дерева или алюминия, разной длины. Трости имеют пластмассовую ручку и резиновые наконечники (накостыльники), которые выпускаются отдельно и различных диаметров.
Пипетки глазные применяются для закапывания лекарственных средств в глаза, представляют собой стеклянную трубочку с резиновым колпачком. Диаметр трубочки от 5 до 7,5 мм, а отверстие внутри 0,8-1,9 мм.
В настоящее время для глазных лекарственных средств выпускаются флаконы-капельницы, что значительно облегчает больному процесс закапывания, а также содержание лекарства в домашних условиях.
Банки медицинские предназначены для лечебных целей и применяются большей частью при простудно-воспалительных забо
леваниях органов дыхания. Выпускаются разной вместимости - 45, 60, 75 и 90 мл.
Супинаторы - это обитые кожей упругие стальные пластинки, повторяющие изгиб-свод подошвенной поверхности стопы, применяются при плоскостопии. Изготавливают разные размеры в зависимости от длины стопы.
  1. Средства предохранения от нежелательной беременности (контрацептивные средства)
В ассортимент аптечных учреждений включены средства для контрацепции, т.е. предотвращения нежелательной беременности. Решение данной проблемы путем искусственного прерывания беременности (абортов) имеет серьезные последствия как для здоровья женщин, благополучия семьи, так и для экономики страны. Потери в связи с проведением этих операций и нетрудоспособностью женщин составляют более 2 млрд. руб. ежегодно. Поэтому осведомленность женщин в вопросах планирования семьи, современных средств контрацепции позволяет укрепить семью и повысить качество жизни женщин.
В настоящее время известны несколько методов контрацепции, в том числе: 1) барьерные (механические); 2) химические с использованием спермицидов; 3) биологические; 4) гормональные с применением лекарственных средств; 5) внутриматочные с применением внутриматочных спиралей; 6) добровольная хирургическая стерилизация.
Для механических и химических методов нужны определенные контрацептивные средства, классификация которых представлена на рис. 41.
К идеальным контрацептивным средствам предъявляют следующие требования: полная безопасность, 100%-й противозачаточный эффект, отсутствие побочных явлений, низкая стоимость или бесплатность, отсутствие необходимости медицинского контроля, отсутствие связи со временем половых контактов, приемлемость для потребителя. К сожалению, контрацептивных средств, удовлетворяющих всем этим требованиям, на настоящий момент не изобретено.
Механические или барьерные средства создают механические препятствия в области шейки матки на пути сперматозоидов к верхнему отделу женской репродуктивной системы. Эти средства могут использоваться как самостоятельно, так и совместно со спер- мицидами.
Презервативы (кондомы) являются единственным противозачаточным средством, одновременно предохраняющим от беремен
ности и заражения венерическими заболеваниями и СПИДом. Самые первые сведения о применении кондомов найдены в истории Египта и относятся к 1350 г. до нашей эры (использовался мочевой пузырь рыб и животных). В 13 веке существовали кондомы из рыбьей кожи. Потом их стали изготавливать из льна, шелка, овечьих кишок.

Само слово «кондом» связывают с именем доктора Кондома (или Контона), придворного врача английского короля Чарльза II, жившего в VII веке. В XIX столетии в Японии полотно, которое было единственным материалом для изготовления презервативов, было заменено кожей. С 30-х годов XX столетия стал применяться латекс (жидкий каучук), так как толщина латексной пленки составляет от 0,03 до 0,06 мм (в 6 раз тоньше человеческой кожи).
На рис. 42 представлена товароведческая классификация презервативов по производственным и потребительским параметрам.
Презерватив состоит из тонкого резинового мешочка, который имеет обычный (гладкий) или удлиненный конец (накопитель- резервуар). Примерно 1% составляют «кожаные» презервативы, изготовленные из обработанной коллагеновой ткани, полученной из слепой кишки молодых ягнят или телят. Презервативы различаются по размеру (диаметру, и длине: средние размеры - 19 см длина и 5,0 см диаметр), форме, толщине, рельефу наружной поверхности, цвету (тускло желтовато-коричневатая окраска).


обычная смазка
обильная смазка
ароматизированная смазка
спсрмицидная
смазка
смазка, продлевающая коитус (анестетики) увеличенного
размера
особо прочные
сверхтонкие
светящиеся с фосфоресцирующим веществом
полиуретановые

«самонадеваю- щиеся» с резиновой лентой
Рис. 42. Товароведческая классификация презервативов по производственным и потребительским параметрам.
В настоящее время выпускается большое количество модификаций презервативов, разных цветов, текстуры (с резиновыми выпуклостями, ресничками, которые предназначаются для усиления полового возбуждения женщины), ароматизированные. Однако такие презервативы чаще имеют дефекты материала, чем обыкновенные. Выпускаются также презервативы со смазкой (лубрикан- ты), содержащей индифферентные вещества, спермициды (нонок- синол), или анестетики (бензокаин), продлевающие половой акт (coitus).
К особенностям потребительских параметров относят следующие: увеличенный размер - это ширина 5,4-5,6 см, длина 19-19,5 см; особо прочные - толщина стенки до 0,1 мм, ультратонкие - от 0,04 мм; светящиеся с содержанием фосфоресцирующего вещества; полиуретановые; «самонадевающиеся» с резиновой лентой, с помощью которой осуществляется надевание, и др.
За рубежом в таких странах, как США, Швейцария, Англия, Франция, продаются женские кондомы (в США они называются

«Риэлити», в Европе «Фемидом»), Это интравагинальный пластиковый мешочек, причем в отличие от мужских он имеет 2 гибких кольца: у «слепого» конца он надевается на шейку матки. Преимущество его заключается в том, что защищается полость матки от нежелательного попадания спермы и предохраняется слизистая влагалища от агентов, вызывающих сексуально-трансмиссивные заболевания (венерические и СПИД). «Фемидом» допущен к применению в Португалии, Австрии, Нидерландах.
Также в Америке предложен женский кондом «Женский выбор», который вводится во влагалище специальным пластиковым аппликатором и раскрывается как зонтик.
При поступлении партии презервативов в оптовую торговлю производится проверка на соответствие качества по специальным тестам, утвержденным Международной организацией по стандартизации, в т.ч. 1) на утечку воды; 2) на прочность при растяжении; 3) на разрыв при надувании воздухом. Требования к качеству презервативов регламентируются ГОСТом 4645-81.
Упаковка каждого изделия осуществляется по отдельности в полимерную упаковку (целлофан и полиэтилен), алюминиевую фольгу. На упаковке указывается срок годности, знак контроля.
Хранят презервативы в защищенном от света месте при температуре от 0 до 25° С, вдади от отопительных приборов, при влажности воздуха не выше 80%, в герметичных упаковках. По истечении срока годности (3 года отечественные и 5 лет Зарубежные) презервативы использовать нельзя, так как они теряют свою прочность и легко рвутся.
Изготовление, испытание и упаковка презервативов - сложный и дорогостоящий процесс. До сравнительно недавнего времени они изготавливались только в Японии, США и Великобритании. В настоящее время их производят в Китае, Индии, Корее, Тайланде. На российском фармацевтическом рынке имеется широкий ассортимент (свыше 100 наименований) презервативов производства более 50 фирм из 25 стран (ФРГ, Индонезия, Китай, Испания, Индия, Польша, Германия, Болгария, США и др.). В России презервативы изготавливаются ОАО «Эластомер», ОАО «Армавирский завод резиновых изделий», ЗАО «Латекс». Презервативы более высокого качества изготавливаются в Швейцарии, Нидерландах, Дании, Франции, Швеции, Италии, Германии.
Влагалищные колпачки и диафрагмы (влагалищные презервативы). Представляют собой округлые (куполообразные) резиновые колпачки с плотным гибким ободком по краю. Основу ободка составляет упругая металлическая спираль, заключенная в резиновый чехол. Применяются, как правило, со спермицидом. Различаются по размерам - 20 размеров.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите приказ М3 РФ, регламентирующий ассортиментный перечень изделий медицинского назначения для аптечных учреждений.
  2. Расскажите классификацию изделий санитарии и гигиены и предметов ухода за больными по функциональному назначению.
  3. Дайте характеристику изделий санитарии и гигиены для здоровых людей, детей, женщин.
  4. Расскажите классификацию резиновых санитарно-гигиенических изделий.
  5. Перечислите и дайте характеристику латексных санитарно-гигие- нических изделий.
  6. Перечислите резиновые санитарно-гигиенические изделия и дайте характеристику бинтов резиновых.
  7. Перечислите и дайте характеристику предметов ухода за больными.
  8. Расскажите классификацию современных контрацептивных средств.
  9. Каким требованиям должны удовлетворять контрацептивные средства?
  10. Дайте характеристику презервативов.
  11. Что относится к химическим средствам контрацепции?

Татьяна Чешегорова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Саргатский детский сад №4»

Саргатского муниципального района

Омской области

Конспект

Совместной образовательной деятельности

в средней группе по теме :

«Предметы личной гигиены »

Воспитатель : Чешегорова Т. А.

Тема :«Предметы личной гигиены »

Цель :формироватьпредставления детей о предметах личной гигиены

Задачи :

Совершенствовать умения различать и называть предметы личной гигиены : мыло, полотенце, зубная щетка, шампунь, зубная паста, расческа;

Закрепить представление детей о предметах личной гигиены и предметах общего пользования ;

Воспитывать желание следить за своим внешним видом.

Оборудование : предметы гигиены : мыло, расческа, полотенце, зубная щетка; письмо от Мойдодыра, аудиозапись, ИКТ.

Ход совместной деятельности:

Организационный момент

Воспитатель :Здравствуйте, дети! Мне у вас очень понравилось, и я к вам опять пришла в гости.

Станем рядышком, по кругу.

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень :

Всем «Привет!» и «Добрый день!» ;

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется.

Какие у вас добрые и красивые улыбки.

А теперь повернитесь и улыбнитесь друг другу.

(Сажу на стульчики)

Воспитатель : Дети, сегодня мне на электронную почту пришлописьмо для детей средней группы детского сада № 3. Хотите узнать, от кого оно? Но прежде вы должны послушать загадку. В этой загадке вы должны определить , кто же вам написал письмо. Слушайте внимательно.

Он умывальников начальник и мочалок командир.

И если вы ленитесь мыться, он будет мылить вас до дыр.

Возьмет он мыло нежное, душистое, отмоет вас он тщательно и чисто.

Почистит ваши зубки порошком и причешет гребешком.

Воспитатель : Кто из вас догадался, о ком идет речь в этой загадке?

Дети : В этой загадке идет речь о Мойдодыре.

Воспитатель : Значит от кого пришло это письмо? (от Мойдодыра)

Вот послушайте, что он в нем пишет :

«Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо :

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою :

Кипяченой, ключевой,

Из реки, иль из колодца,

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном»

Воспитатель : Дети, как вы думаете, зачем Мойдодыр нам прислал такое письмо?

Дети : Для того, чтобы мы мыли руки.

Воспитатель : Мойдодыр хочет чтобы вы сегодня вспомнили о тех предметах гигиены , которыми пользуетесь вы лично и о тех предметах , которыми пользуется вся ваша семья. Ребятки, мы справимся с этим заданием? Расскажем Мойдодыру о предметах личной гигиены ?

Воспитатель : Но прежде, чем рассказать Мойдодыру, мы с вами вспомним, какие предметы относятся к личной гигиены . Я вам загадаю загадки, а отгадку вы должны мне показать.

Воспитатель :

1. Вытирало я, старалось после бани паренька.

Все помялось, все промокло, нет сухого уголка. (полотенце)

Воспитатель :Что это за предмет ?

Дети : Это полотенце

Воспитатель :Правильно, это полотенце. А полотенце,какое бывает?По размеру, а если мы его потрогаем (большое, мягкое, красивое, махровое, пушистое и т. п.) .

Воспитатель : Молодцы! Следующая загадка :

Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам. (Зубная щётка)

Воспитатель : А зачем нужна зубная щетка?

Дети : Зубная щетка нужна, чтобы чистить зубы.

Воспитатель : Почему надо чистить зубы?А если мы с вами не будем чистить зубы, что произойдет?

Воспитатель :Сколько раз надо чистить зубы?

Дети :Два раза в день : утром и вечером.

Воспитатель : Молодцы! Следующая загадка :

Целых двадцать пять зубков для вихров и хохолков. (расческа)

Воспитатель : Расческа какая бывает? По размеру, по цвету (большая, синяя, редкая, пластмассовая и т. п.) .

Воспитатель :

1. Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (мыло)

Воспитатель :Дети, а мыло какое бывает? (розовое, ароматное, гладкое, душистое и т. п.)

Воспитатель : Молодцы! Следующая загадка :

Кто наш самый лучший друг, смоет грязь с лица и рук. (вода)

Воспитатель :Молодцы, дети, все загадки отгадали правильно. А сейчас я предлагаю встать на ножки и немного отдохнуть.

Физ. минутка : «Лягушата»

На болте две лягушки

Две зелёные подружки.

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали. воспитание умывание

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям физ. культ – привет!

Воспитатель : А теперьдавайте поиграем.

Дид игра «Предметы личной гигиены

Воспитатель : Ребята, посмотрите у меня на столе много вещей - это предметы которые помогают нам ухаживать за своим телом.

Но есть вещи, которыми может пользоваться только один человек (показ картинки) - они называются личные вещи ! Этими предметами можешь пользоваться только ты один, нельзя давать их другому человеку, даже если он твой друг, папа, мама, или братишка.

Но есть вещи, которыми пользуется вся семья.

Ваша задача разделить предметы личного и общего пользования на две группы.

Вы находите предметы на столе и кладете их в корзинки.

Воспитатель :А теперь давайте проверим,правильно ли мы разложили предметы по корзинкампроиграв в игру «Топ-хлоп»

Воспитатель : Если этими предметами пользуется один человек, то вы хлопаете в ладоши, а если вся семья, то вы топаете. Говорить и кричать ничего не нужно. Будьте внимательны. Итак, начинаем.

а) полотенце. (хлоп)

б) шампунь… (топ)

б) мыло. (хлоп)

е) зубная паста (топ)

в) зубная щетка. (хлоп)

г) расческа (хлоп)

Воспитатель :Молодцы! Я думаю, что Мойдодыр был бы доволен вашими знаниями о чистоте и гигиене .

Рефлексия : Ребята, от кого вы сегодня получили письмо?

Что он вам советовал? (умываться, быть чистыми и аккуратными) .

А какие предметы помогают нам быть чистыми?

А какими предметами личной гигиены может пользоваться только один человек?

(Включить песню «Да, здравствует мыло душистое» )

Воспитатель : Ребята, Мойдодыр дарит вам мыло душистое, чтобы вы всегда были чистыми и красивыми.

Коррекционное занятие «Предметы личной гигиены».

Первый класс.

Цель : расширение и конкретизация представлений о предметах личной гигиены.

Задачи :

Коррекционно-образовательные:

Активизация словарного запаса по теме.

Коррекционно-развивающие:

Развитие диалогической речи, артикуляционной, тонкой, общей моторики, зрительного внимания, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности. Привитие навыков здорового образа жизни.

Предметные умения:

Формировать основные правила личной гигиены;

Практически закрепить гигиенические навыки и умения.

Личностные:

Формирование установки на здоровый образ жизни;

Понимание основных моральных норм: ответственности, взаимопомощи, правдивости;

Оценка своих поступков.

Регулятивные:

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности;

Формирование умения планирования и организации своей деятельности.

Познавательные:

Развитие любознательности и познавательной инициативы;

Развитие умения выделять главное;

Развитие умения осознано строить речевое высказывание;

Постановка и решение проблемы;

Работа с информацией.

Коммуникативные:

Умение отвечать на поставленный вопрос;

Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Аргументировать свои высказывания;

Четко выражать свои мысли;

Умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение, русский язык.

Формы работы: Фронтальная, в малых группах, работа в парах.

Оборудование : презентация, проектор, экран, ноутбук, конверты с заданием «Собери картинку», предметы личной гигиены, игры «Волшебный мешочек», «Что с чем дружит?».

Ход занятия:

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел сейчас звонок, начинается урок. Покажите, с каким настроением вы пришли на занятие. (Дети показывают на доске настроение с помощью магнитов «Капелька настроения»)

Садитесь на свои места.

Вы готовы, глазки?

Да! (смотрят в «бинокль»)

Вы готовы, ушки?

Да! (поглаживают ушки)

Вы готовы, ручки?

Да! (хлопают в ладоши)

Вы готовы, ножки?

Да! (поглаживают ноги, топают)

Вы готовы?

Да! (обнимают себя)

II. Формулировка темы урока, постановка цели и задач.

Ребята, у нас сейчас урок здоровья, а это значит, что мы будем говорить о …. Здоровье. А точнее о предметах, которые помогают нам сохранить здоровье. А вот, что это, за предметы и какое отношение они имеют к нашему здоровью, мы сейчас выясним.

«Собери картинку»

(работа в парах, малых группах)

Сейчас я раздам вам конверты, в которых находятся разрезанные картинки, которые вам необходимо собрать. Приступаем к работе. Можно работать в паре, в группе и помочь своему товарищу.

Собрали? Молодцы! Какие картинки у вас получились?

Дети: Мыло, носовой платок, мочалка и губка, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа, шампунь.

А кто мне ответит, как называются эти предметы?

Ребята, мыло, носовой платок, мочалка и губка, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа, шампунь – это предметы личной гигиены. Именно они помогают нам сохранить наше здоровье. И говорить мы сегодня будем именно об этих предметах.

III. Актуализация знаний обучающихся.

Сейчас я буду задавать вам загадки. У кого окажется картинка-отгадка, тот поднимает руку.

Загадки.

Лег в карман и караулю:

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос. (Носовой платок )

Носовой платок должен быть у каждого. Пользуясь им, следите, чтобы он был всегда чистым. Кашлять и чихать нужно в платок, особенно, когда болеешь. Он должен быть индивидуальным. Им нельзя делиться с друзьями.

Гладко и душисто, моет очень чисто.

Нужно, чтобы у каждого было –

Что это, ребята? (Мыло.)

Мыло – настоящий друг. Оно помогает уничтожить микробов, которые любят жить на наших руках и разность болезни. Когда нужно мыть руки? После туалета, игр, прогулки, общения с животными, поездки в транспорте, перед едой.

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (Мочалка, губка .)

Мочалка или губка для тела тоже индивидуальный предмет, как и носовой платок. Только вы можете мыться ею в ванной, под душем или в бане. Мочалка нужна для тщательного мытья всего тела.

Вытираю я, стараюсь,

После ванны паренька.

Всё намокло, всё измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце. )

Для чего нам полотенце? Чтобы вытирать руки, лицо, ноги, тело. Полотенца бывают разные банные и кухонные. Банными мы вытираемся после того как умылись или помылись, а кухонными пользуемся на кухне. Вытираем посуду, чашки, ложки, руки.

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа .)

Расческа – это индивидуальный предмет личной гигиены. Нельзя пользоваться чужими расческами. Можно заболеть (перхоть).

Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам? (зубная щетка )

Зубная щетка у каждого своя. Мы не пользуемся чужими зубными щетками, потому что это опасно для здоровья. Менять зубную щетку нужно один раз в 2-3 месяца.

Она не сахар, не мука,

На них похожа лишь слегка.

Её на щетку положи

И зубки тщательно потри. (Зубная паста .)

Зубная паста очищает наши зубы от налета, уничтожает вредных микробов и освежает дыхание.

Ею голову все моют

Пенится и щиплет глаз

Пахнет вкусно аромат

Будешь чистым, как алмаз. (Шампунь .)

Шампунь – это необходимое средство для мытья волос. Есть шампунь для взрослых и для детей.

Убираем картинки в конверты.

I V . Изучение нового материала.

Как же называются предметы, загадки о которых мы отгадывали?

Все перечисленные предметы называются – Предметами личной гигиены.

А что же такое личная гигиена? Личная гигиена – это уход за своим телом,

А для чего нужно содержать свое тело в чистоте? (ответы детей)

Для того, чтобы быть здоровыми.

Наше тело, ребята, покрыто кожей. Потрогайте её на руках, на лице. Кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движении. Именно кожа защищает наше тело от болезней. А как же она будет нас защищать, если будет грязным, и на ней будет жить огромное количество микробов. Грязное тело может принести вред здоровью. Кроме того грязные и неряшливые люди всегда неприятны окружающим.

С кем вам приятнее общаться с таким другом (чистый, аккуратный) или с таким (неряха, грязнуля).

У неряхи и грязнули всегда плохое настроение, он часто болеет. С ним никто не хочет играть.

А человек, который соблюдает правила личной гигиены здоровый, веселый, энергичный, аккуратный.

С таким человеком приятно общаться и дружить.

А вы дружные ребята? Давайте проверим. Выходите все сюда, встаем в два ряда (один напротив другого). Друг к другу лицом.

V. Физкультминутка «Здравствуй, друг!»

Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.

- Здравствуй, друг! (Жмут друг другу руки).

- Как ты тут? (Хлопают правой рукой по левому плечу партнера).

- Где ты был? (Осторожно треплют ухо).

- Я скучал! (Складывают руки на груди).

- Ты пришел! (Разводят руки в стороны).

- Хорошо! (Обнимаются).

Затем, стоящие во внешнем кругу делают шаг в сторону, тем самым производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.

Молодцы! Дружные ребята. Посмотрели в окно, на дверь, на доску (установка на внимание). Садимся на свои места.

Игра «Волшебный мешочек»

Посмотрите, ребята, у меня есть волшебный мешочек, в котором находятся волшебные предметы. Давайте поиграем. Каждый из вас по очереди будет выходить ко мне и опускать в мешочек обе руки. Смотреть в мешочек нельзя. Берем один предмет, трогаем его, ощупываем и стараемся угадать, что в руках. Называем, а потом достаем и показываем всем ребятам, проверяем, правильно угадали или нет.

Ребята, вы сейчас трогали разные предметы. До занятия были на улице. И думаю, что не все сделали то, о чем я вас попросила после прогулки. А попросила я вас вымыть руки теплой водой с мылом. Поэтому сейчас, я предлагаю вам вытереть руки влажной салфеткой, которую тоже можно назвать предметом личной гигиены. Мы пользуемся влажными салфетками в том случае, когда рядом нет воды и мыла – в парке на прогулке, в поезде, в машине и так далее.

Вытираем руки и смотрите, наши белые салфеточки стали серые. Вот сколько грязи, микробов было на наших руках. Выбрасываем грязные салфетки.

V I . Закрепление изученного материала. Игра «Что с чем дружит?»

Что у меня в руках? Расческа. Вот я думаю толи зубы ею почистить, толи руки почесать. Что делать с расческой? Конечно, расчесать волосы. Получается, что расческа дружит с волосами.

Давайте посмотрим, какие предметы, с чем дружит. На доске слева картинки «Части тела», а справа картинки «Предметы личной гигиены»

С чем дружит нос?.... зубы?....руки?...ногти?....лицо?....волосы?....ноги?

Молодцы!

V II . Рефлексия. Подведение итогов.

И так, ребята, сегодня на занятии мы с вами говорили о….. продолжите предложение….. О здоровье и предметах личной гигиены.

Назовите мне предметы личной гигиены (ответы детей).

Какое отношение имеют предметы личной гигиены к нашему здоровью? Благодаря этим предметам мы можем сохранить наше здоровье и хорошее настроение.

А как у вас с настроением? Кто-то хочет поменять «Капельку настроения»?

На этом наше занятие заканчивается, спасибо за внимание.

Список используемой литературы:

    Воспитание школьников: журнал. – М.: Издательство «Школьная Пресса», 2001. - № 9; 2003. - № 3; 2005. - № 2, 4; 2007. - № 10.

    Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 3 – 4 классы / Авт.-сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2012.

    Дик Н.Ф. «Классные часы в 3-4 классах» (Серия «Сердце отдаю детям»). – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2003.

    Занятия в группе продленного дня. 1-4 классы: конспекты, занимательные материалы, рекомендации/ авт.-сост. В.П. Пашнина [и др.]. – Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2013.

    «Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия»/ авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова.- Волгоград: Учитель, 2011.

    Классный руководитель: журнал. – 2007. - №4; 2005. - №8.

    Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе (ЗДВ). – 2006. - № 6, 2007. - № 7, 2008. - № 8.

    Обухова Л.А. «135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы». – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.

    Справочник классного руководителя: журн. – 2006 – 2007

ТЕМА «Предметы и средства личной гигиены» Цель: Выявить различие между предметами и средствами личной гигиены.

Задачи : - познакомить с понятиями «предметы личной гигиены» и «средства личной гигиены»

Коррекция тактильного восприятия посредством проведения дидактических игр, развитие внимания;

Формирование привычки к здоровому образу жизни.

Оборудование: предметы и средства личной гигиены, таблица «Предметы и средства личной гигиены», рисунки предметов и средств личной гигиены.

Ход урока:

I . Организация класса и рабочих мест учащихся.

Проверка готовности к уроку учащихся и рабочих мест.

II .Актуализация знаний.

Вы часто слышите от взрослых, что самое ценное у человека – это его здоровье. Многие из вас пока не могут осознать, насколько верна эта поговорка. Да, самое главное - это здоровье. И его надо беречь.

Все вы, конечно, хотите сохранить своё здоровье. Но что же для этого надо сделать? Чтобы быть здоровым, необходимо содержать своё тело в чистоте, правильно питаться и заниматься физкультурой. Соблюдая эту заповедь, вы будете здоровы.

III . Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о первом условии, то есть о соблюдении правил личной гигиены и познакомимся с предметами и средствами личной гигиены.

Итак, запишем в тетрадь тему урока «Предметы и средства личной гигиены». (слайд 1)

IV .Сообщение нового материала.

Что такое гигиена, (слайд 2)

Знают кошка и гиена,

Бурый мишка, мишка белый,

Ёж, собака и пчела,

Что всегда не грех помыться,

Вымыть лапы и копытца,

Ну, а после можно смело

Приниматься за дела!

И пчелу не пустят в улей,

Окажись она грязнулей,

А всего-то обнаружат

Пять пылинок средь пыльцы.

И всегда отыщет птица

Полминуты, чтоб умыться

И спешит спуститься к луже,

Даже если есть птенцы!

Как не вспомнить про енота:

Для него мытьё работа.

Для него основ основа –

Прежде мой, потом грызи.

Да и каждый поросёнок

Чистым хочет быть с пелёнок,

И бедняга не виновен,

Что содержится в грязи.

Гигиена в переводе с греческого – «здоровье». (слайд 3)

Какие правила личной гигиены человек выполняет утром? Утром после зарядки, вы идёте в умывальную комнату и моете руки, чистите зубы, умываетесь, моете шею и уши. После утреннего туалета вы все такие красивые!

Всё вы готовы к трудовому дню.

Какие правила личной гигиены вы соблюдаете днём?

В середине дня вам опять придётся подойти к умывальнику. Перед обедом необходимо помыть руки с мылом и после обеда тоже. Хорошо бы после обеда почисть зубы, но если такой возможности нет, надо прополоскать рот водой.

Какие правила личной гигиены человек выполняет вечером? А вечером вода и мыло снова помогут вам почувствовать себя легко и свежо. Ведь вечерний туалет включает в себя: умывание, чистка зубов, мытьё рук, шеи, ушей, а в конце мытьё ног.

Для того, чтобы содержать свое тело в чистоте недостаточно просто споласкивать тело водой, она не смоет грязь, поэтому люди используют различные предметы и средства личной гигиены. Предметы личной гигиены потому и называются «личными» (слайд 4) , что пользуется им один человек, не принято брать мочалку, зубную щетку, расческу или носовой платок другого человека, так можно заразиться неприятными болезнями. А средства личной гигиены (слайд 5) доступны всем членам вашей семьи - мы моем руки одним мылом, пользуемся одной туалетной бумагой, можем чистить зубы одной пастой. Различные средства нужны для того, чтобы смывать с тела различные потожировые выделения, грязь.

Работа в тетрадях.

Чтение таблицы с доски, запись в тетрадь. (слайд 6)

Предметы и средства личной гигиены

1. Предметы личной гигиены могут быть только личными (полотенце, зубная щетка, носовой платок, мочалка).

2. Средствами личной гигиены могут пользоваться вся семья (мыло, шампунь, зубная паста, туалетная бумага).

Заучивание таблицы наизусть.

Отгадайте, про какие предметы личной гигиены идёт речь?

Лёг в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок) (слайд7)

На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка) (слайд 8)

Вытираю я, стараюсь,
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось –
Нет сухого уголка. (Полотенце) (слайд 9)

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа) (слайд 10)

Кто считает зубы нам.
По утрам и вечерам. (Зубная щётка) (слайд 11)

Все эти предметы личной гигиены. (слайд 12)

Игра «Что в мешочке?»

В мешочек кладутся различные предметы: мыло, зубная щётка, мочалка, зубная паста, расчёска, шампунь и др. Играющие на ощупь определить и назвать их, рассказать для чего они используются. Смотреть нельзя, можно трогать.

А сейчас мы с вами заполним таблицу (слайд 13) и приклеим в тетрадь. (слайд 14)

ПРЕДМЕТЫ

Задание: Отсортировать и приклеить рисунки предметов и средств личной гигиены в разные колонки таблицы в тетради. (слайд 15,16)

ПРЕДМЕТЫ

Физкультминутка «Пальчиковая гимнастика»

1. "Моем руки": ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

2. "Стряхиваем водичку с рук": пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги - вправо, брызги - влево! Мокрым стало наше тело!

3. "Вытираем руки": энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым,
Вытрем ручки очень быстро.

Игра «Что с чем дружит

С чем дружит нос…, ногти…, волосы..., руки …, зубы…?

Манипуляции с предметами личной гигиены - Убери носовой платок. Возьми зубную щетку и положи рядом с зубной пастой. Положи полотенце между зубной щеткой и зубной пастой. Возьми мыло и положи его под полотенце. Возьми мыло и положи его на мочалку. Посчитайте, сколько расчесок. V .Закрепление изученного.

Учащимся раздаются фрагменты текста стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр» (слайд 17,18)

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Задание: Прочитать текст про себя, подчеркнуть только предметы личной гигиены (или только средства).

Игра «Кто быстрее?» (слайд19)

На столах в беспорядке лежат предметы и средства личной гигиены. Учащиеся (две группы) должны положить отдельно предметы личной гигиены и средства личной гигиены.

Игра «Найди лишнее»

Мыло, мочалка, расчёска, зубная щётка, зубная паста, носовой платок, книга, ручка, тетрадь.

VI .Домашнее задание. (слайд 20)

- Кого мы видим на картинке?

Чтобы крепко подружиться с Мойдодыром, нам нужно нарисовать его портрет.

Задание: Учащимся раздаются листы с контурами рисунка, на доске образец для раскрашивания, надо запомнить использованные цвета, потом образец убирают, и по памяти учащиеся раскрашивают рисунок.




VII . Итог урока, выставление оценок. (слайд21)

Какое главное правило личной гигиены?

Назовите предметы и средства личной гигиены.

Каждый твёрдо должен знать:

Здоровье надо сохранять!

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться,

Всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомни, ведь здоровье

В магазине не купить!

Ребята, невозможно быть чистым без предметов и средств личной гигиены!

Спасибо, вы все молодцы!



Рассказать друзьям