Последствия пэп у детей. Перинатальная энцефалопатия (ПЭП)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Не будет преувеличением сказать, что невролог - наиболее часто востребованный специалист для детей первого года жизни, и фраза "Вам нужно показать ребенка неврологу" звучит из уст педиатров гораздо чаще, чем хотелось бы.

Если не хватает кислорода

Что же заставляет ее произносить? Во-первых, сведения о том, как проходили беременность и роды. Насторожиться заставляют:

  • сильные проявления токсикоза (особенно позднего);
  • подозрения на внутриутробную инфекцию;
  • анемия матери (гемоглобин ниже 100 единиц);
  • слабость родовой деятельности, длительный безводный период, применение в родах медикаментозной стимуляции или акушерских щипцов;
  • обвитие пуповиной; слишком большой вес ребенка или, наоборот, признаки незрелости и недоношенности;
  • роды в ягодичном предлежании и т.п.

Словом, все, что может привести к гипоксии плода в родах, то есть к нехватке кислорода, почти неминуемо приводящей к временному . Нанести урон ее работе могут также вирусные инфекции у женщины в период закладки плода, нарушенная экология жилища или места работы.

Прямой зависимости между уровнем и длительностью имевшего место кислородного голодания нет: иногда мозг ребенка переносит серьезный дефицит кислорода без большого для себя вреда, но случается, что небольшой дефицит приносит довольно ощутимый вред.

Кроме выяснения обстоятельств беременности и родов, существуют и определенные клинические признаки, настораживающие педиатра. Ребенок слишком вял или, что чаще, возбужден, много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Или ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул - он с зеленью, частый или, напротив, имеется склонность к запорам.

Сопоставив все эти данные, убедившись, что малыша правильно кормят, врач-педиатр направляет такого ребенка к неврологу - специалисту, нацеленному на исследование состояния центральной и периферической нервной системы. Задача - выяснить, в какой степени имевшаяся в родах гипоксия оставила свой неприятный след.

Диагноз ПЭП. Только без паники!

Тут часто начинается то, ради чего, собственно, и затевалась эта статья - родителей охватывает страх. Как, у нашего ребенка не все в порядке с головой?! Этот страх восходит к общей нашей ментальности, говорящей, что иметь отклонения в сфере нервной системы прежде всего стыдно.

Убеждаешь, говоришь о том, что эти отклонения скорее всего временны, что чем раньше мы поможем ребенку, тем быстрее он с ними справится... Большинство родителей, вняв уверениям педиатра, идут к неврологу и возвращаются с записью, которая гласит обычно следующее:

ПЭП (перинатальная энцефалопатия), восстановительный период, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) .

То, что написано в скобочках, расшифровано автором статьи - к сожалению, неврологи ставят диагноз ПЭП, СПНРВ и не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Они пишут для себя и для врача-педиатра, и обе стороны прекрасно понимают друг друга. Но не родители.

Насколько это страшно? Чаще всего с этим вопросом они бегут к педиатру, служащему в этот момент переводчиком с непонятного медицинского на бытовой язык.

И все бы ничего, если бы не один прискорбный факт: некоторые родители вообще ничего не делают . Этому способствуют сердобольные окружающие, успокаивая примерно следующими словами: "Да врачи каждому второму такое пишут. Нам вон написали, а мы ничего не делали и растем!"

И ведь действительно растут и вырастают. Но родители при этом не пытаются связать свое бездействие с выраженными проявлениями экссудативного диатеза у ребенка, явлениями дискинезии желудочно-кишечного тракта, со склонностью к запорам и даже с такими явными вещами, как отставание в развитии речи, расторможенность, непослушание.

А ведь многих из этих неприятностей можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает - достаточно серьезно, но без избыточного драматизма. Названные диагнозы в карте ребенка - это не сигнал паники, а сигнал к действию! Есть сомнения в рекомендациях участкового детского невролога? Проконсультируйте ребенка у другого специалиста.

Диагноз ПЭП у грудничка: что скрывается за непонятными словами?

Итак, диагноз ПЭП расшифровывается как перинатальная энцефалопатия . То есть у ребенка в родах имелись факторы, способные повредить головному мозгу. Что-то случилось, и надо разобраться, какие поломки в организме эта авария произвела.

Слова восстановительный период совершенно справедливо указывают на то, что нервная система и сама, без постороннего вмешательства, восстанавливается - дело только в темпах и качестве этого восстановления. А они не всегда удовлетворительны.

Что же касается труднопроизносимой аббревиатуры СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) , то она как раз и обозначает тот печальный факт, что ребенок плаксив, много срыгивает, легко возбуждается, трудно успокаивается. И ему надо помочь от этого избавиться.

"А само не пройдет?" - спросите вы. Пройдет. У части детей. А остальным придется нести этот груз по жизни. Они будут расторможенными, неусидчивыми, не смогут нормально общаться со сверстниками.

Диагноз ПЭП в неврологии. Глазами специалиста

На что обращают внимание неврологи при осмотре? Во-первых, на и мышечный тонус. Равномерны ли рефлексы справа и слева? Нет ли спазмов мышц? И наоборот - не слишком ли слабо они сокращаются?

Затем проверяют, нет ли у ребенка признаков повышенного внутричерепного давления. Для этого через открытый родничок делают - смотрят, не расширены ли желудочки мозга. И в заключение исследуют поведение ребенка , соответствие его так называемого психомоторного и физического развития возрасту.

ПЭП диагноз у ребенка поставлен. Что дальше?

Если дело ограничивается нарушением мышечного тонуса и возбуждением нервной системы, обычно невролог назначает массаж, легкие успокаивающие средства и препараты, улучшающие мозговое кровообращение.

Если невролог обнаружил у малыша явления повышения внутричерепного давления , которое обычно зависит от избыточной продукции спинномозговой жидкости, он назначает ему курс так называемой дегидратационной терапии (дегидратация - обезвоживание). С этой целью даются различные мочегонные средства. Для компенсации потери калия при усиленном мочеотделении назначают препараты, содержащие калий.

Не надо надеяться, что с ростом черепа эти явления пройдут сами собой - этого может и не случиться. Кстати, контроль за показателями внутричерепного давления нужно проводить и позже, в течение нескольких лет, что избавит вашего ребенка от головных болей и приступов так называемой вегето-сосудистой дистонии в дошкольном и школьном возрасте.

Лечение ПЭП у детей движением

Но самое важное значение при формах ПЭП любой сложности имеют щадящие и безмедикаментозные способы восстановительного лечения: рефлексомассаж, специальные приемы лечебного массажа, элементы лечебной гимнастики, водолечение с проведением массажа и лечебной гимнастики в воде различной температуры и состава и др.

Они требуют настойчивости и больших усилий от родителей ребенка - лекарство дать, пожалуй, проще, чем ежедневно выполнять комплексы упражнений, - но очень результативны. Это объясняется тем, что травмированный головной мозг, получая правильную "информацию" при массаже, плавании и гимнастике, восстанавливается скорее.

Рефлексомассаж (воздействие на активные точки) поначалу делается руками опытного массажиста, который потом передает родителям эстафету грамотного обращения с малышом. Не забывайте: младенцы быстро устают, все процедуры нужно проводить коротко, но часто, на высоте положительных эмоций.

Раннее плавание ребенка с обязательным нырянием также является огромным подспорьем в решении неврологических проблем младенца. То, что больно и неприятно делать на суше, "на ура" проходит в воде. Во время ныряния в толщу воды организм испытывает бароэффект - нежное, мягкое и, главное, равномерное давление на все органы и ткани. Расправляются сжатые в кулачки кисти рук, спазмированные мышцы и связки тела. Толща воды восстанавливает по всем направлениям внутричерепное давление, осуществляет баромасааж грудной клетки, выравнивая внутригрудное давление.

После выныривания ребенок получает полноценный, грамотный вдох, что особенно важно для малышей, родившихся с помощью кесарева сечения, имевших гипоксию и т.д. Вода помогает и при проблемах с кишечными коликами - улучшается стул, уходят спастические болезненные явления.

А что с животом?

Часто у детей с перинатальной энцефалопатией имеются серьезные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: запоры и поносы, вздутия живота, кишечные колики. Обычно все это начинается с дисбактериоза и, к сожалению, часто заканчивается различными кожными проявлениями - экссудативным диатезом или даже экземой.

Какая здесь связь? Самая простая. При гипоксии мозга в родах почти всегда страдает центр созревания иммунитета, расположенный в продолговатом мозгу. Вследствие этого кишечник заселяется той флорой, которая живет в родильных домах, особенно при позднем прикладывании к груди и раннем переходе на искусственное вскармливание. В результате у малыша очень рано возникает дисбактериоз: ведь вместо необходимых бифидобактерий его кишечник заполоняют стафилококки, кишечные палочки и т.д.

Все это усугубляется тем, что кишечник младенца из-за "поломки" нервной системы функционирует плохо, неправильно сокращается, а соединение дискинезии кишечника с "плохой" микробной флорой приводит к нарушению переваривания пищи. Плохо переваренная пища вызывает расстройства стула, беспокойство ребенка и в конце концов аллергизацию кожи.

Бывает и наоборот: длительное действие повреждающего фактора, не связанного с ЦНС, может вызвать вторичную энцефалопатию. Например, если не обращать внимания на состояние флоры желудочно-кишечного тракта, особенно на наличие в кишечнике таких "диверсантов", как стафилококки, могут появиться и четкие знаки поражения ЦНС - задержка психомоторного развития ребенка, слабость сфинктеров, симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и т.д.

Как быть? Для достижения лучшего эффекта лечить не только кишечник, но и нервную систему. Только совместные усилия педиатра и невролога при самой активной помощи родителей могут дать нужный эффект.

А напоследок хочется напомнить, что малышу с неустойчивой нервной системой материнское тепло, нежные прикосновения, ласковый разговор, покой в доме - словом, все, что вызывает у него чувство защищенности, - нужны в еще большей степени, чем здоровому ребенку.

Первые результаты

Как же при лечении энцефалопатии понять, что усилия врачей и родителей увенчались успехом? Ребенок стал спокойнее, перестал подолгу плакать, у него наладился сон. Он вовремя стал держать головку, сел, затем встал, сделал первый шаг. У него наладилось пищеварение, он хорошо прибавляет в весе, у него здоровая кожа. Это видно не только врачам, но и вам самим. Значит, вы помогли своему малышу преодолеть повреждения нервной системы.

И в заключение один пример того, что может сделать материнская любовь.

В середине 60-х годов в одном из роддомов на далеком Сахалине у молодой акушерки родилась дочь. Как это, к сожалению, часто бывает у медиков, роды были крайне тяжелыми, ребенок родился в глубокой асфиксии, долго не дышал, потом несколько недель находился практически в параличе.

Девочку кормили из пипетки, выхаживали, как могли. Честно говоря, врачи думали, что ребенок этот - не жилец. И только мать думала иначе. Она не отходила от малыша, прекрасно овладела массажем и упорно массировала с трудом оживающее тельце.

Через 18 лет автор этой статьи встретил в Ленинграде дочь и мать. Они приехали поступать в Ленинградский университет. Оказалось, что девочка с золотой медалью окончила школу на Сахалине. От нее трудно было отвести глаза - такая она была стройная и красивая. Потом она университет закончила, защитила кандидатскую диссертацию по биологии, стала ученым, вышла замуж, родила двоих прекрасных детей. Ничего этого могло и не быть, будь любовь матери менее самоотверженной и разумной.

Правила для всех

  • Изучите и покажите опытному педиатру выписку из роддома. Если в ней проставлены низкие баллы по шкале Апгар (6 и ниже), другие пометки (например, закричал после рождения не сразу, имелась кефалогематома, гипоксия, асфиксия, судорожный синдром и т.п.), не откладывайте консультацию у детского невролога.
  • Если объективных показаний к консультации невролога нет, но вам кажется, что малыш излишне возбужден, плаксив, капризен выше всех разумных пределов - доверьтесь своей родительской интуиции и покажите ребенка врачу. Малыш вряд ли здоров, если в первые недели жизни он патологически пассивен, лежит как тряпочка, или наоборот, плачет по 24 часа в сутки, если безразличен к еде или имеет рвоту "фонтаном" после каждого кормления.
  • Грудное вскармливание необходимо вашему малышу! Даже самые качественные и дорогостоящие адаптированные молочные смеси являются дополнительным метаболическим стрессом для организма младенца. Научно доказано, что дети, находящиеся на естественном вскармливании, быстрее "изживают" младенческие проблемы (неврологические, кишечные и т.п.), имеют более высокий темп эмоционального и физического развития.
  • Если вы планируете следующего ребенка, выясните все причины перинатальной энцефалопатии у первенца. И по возможности попытайтесь исправить ситуацию, если она связана с невнимательным отношением к своему здоровью во время беременности и в родах. Посещайте курсы по подготовке семейных пар к родам. Внимательно отнеситесь к выбору врачей и медицинского учреждения, где вы планируете рожать малыша.

Кукулевич Михаил врач-педиатр Николаева Татьяна педиатр-невролог высшей категории
Статья из журнала "Наш Малыш", ноябрь 2001





Термин «перинатальная энцефалопатия» знаком многим родителям, ведь сегодня в различных вариациях он встречается едва ли не в половине детских амбулаторных карт. Под этим состоянием понимают совокупность изменений нервной ткани под влиянием гипоксии, травмы, инфекции, действующих на мозг плода на протяжении беременности или родов. Последствия такого влияния - от минимальной мозговой дисфункции до тяжелых проявлений: детского церебрального паралича, и .

Многие родители не знают, как правильно реагировать на такой диагноз, особенно в тех случаях, когда малыш выглядит вполне здоровым и развивается соответственно возрасту. Это не удивительно, ведь заболевания нет в международной классификации, а сам термин используется разве что на постсоветском пространстве и больше нигде в мире.

По данным зарубежных исследователей, реальная энцефалопатия гипоксически-ишемического генеза встречается не более, чем у 4% младенцев, но в поликлиниках этот диагноз прописан как минимум у половины малышей. Каждая вторая мама спешит в аптеку за назначенным лечением, а маленькие пациенты вынуждены его принимать.

Нервная система на первом году жизни маленького человека чрезвычайно изменчива, быстро созревает и совершенствуется, изменяются реакции на внешний мир и поведение малыша, поэтому уложить происходящие изменения в какие-то нормы довольно сложно, однако специалисты постарались и это сделали.

Факторов, влияющих на развитие, довольно много, поэтому нередко у вполне здоровых детей хоть какой-то из параметров выходит за пределы нормы. Отсюда и частота диагнозов перинатальных повреждений. Даже в случаях, когда малыш просто долго плачет, у него внезапно задрожал подбородочек или ручка, а, может, он несколько раз за день срыгнул, родители отправляются к специалисту, а тот не замедлит определить мозговую дисфункцию и выставить диагноз перинатальной энцефалопатии.

Назначаемое в раннем детском возрасте лечение зачастую бывает не только нецелесообразным, но и вредным для ребенка в том случае, если диагноз выставлен «с натяжкой» или исходя только из данных о патологическом течении родов, что нередко происходит в детских поликлиниках.

Конечно, полностью отрицать возможность перинатального повреждения мозга было бы неправильным, но относиться к постановке такого диагноза нужно очень взвешенно, чтобы не способствовать росту случаев гипердиагностики и необоснованно назначенного лечения. Ниже мы рассмотрим особенности течения и терапии энцефалопатии, которая действительно имеет под собой четкие причины и характерные неврологические изменения , то есть те ситуации, когда поражение нервной ткани не вызывает сомнения.

Причины ишемических поражений мозга

Энцефалопатия гипоксически-ишемического генеза вызвана негативными факторами, действующими на плод на протяжении беременности, а также обстоятельствами неблагополучных родов и раннего послеродового периода:

  • Хронические болезни беременной женщины, влияющие на кровообращение в плаценте и обмен - сердечная недостаточность при пороке сердца, анемия, патология легких, гипотиреоз и др.;
  • Острые инфекции или обострение хронической инфекционной патологии во время гестации;
  • Серьезные погрешности в питании, употребление алкоголя и курение будущей мамой;
  • Слишком молодая или возрастная беременная женщина;
  • Наследственная патология и расстройства метаболизма;
  • , угроза выкидыша, хроническая фетоплацентарная недостаточность;
  • Патология родов - родовая слабость, стремительные роды, применение акушерских щипцов или вакуум-экстракция плода;
  • Облучение, интоксикации, действие отдельных лекарств при беременности;
  • Состояние недоношенности новорожденного.

Таким образом, практически любое негативное воздействие на беременную, включая стрессы, способно привести к нарушению созревания мозга малыша , фетоплацентарной недостаточности и перинатальной энцефалопатии, но часто врачам не удается констатировать четкую связь между патологией и конкретным неблагоприятным фактором.

Объективно оценить глубину повреждения мозга помогает шкала Апгар, учитывающая активность, рефлексы новорожденных, цвет кожи и работу сердца, легких, на основании которых можно делать выводы о выраженности гипоксии. Чем выше показатель, тем здоровее малыш, а значение не более 3 баллов говорит о высочайшем риске перинатального поражения нервной ткани вследствие глубокой , когда требуется экстренная медицинская помощь.

основная причина перинатальной энцефалопатии – внутриутробная гипоксия

В то же время, высокие цифры по упомянутой шкале еще не гарантируют полного здоровья, так как симптоматика может проявиться спустя неделю после рождения. Своевременная помощь и высокие адаптационные способности мозга ребенка предрасполагают к благоприятному исходу и отсутствию неврологических расстройств у многих малышей.

Симптоматика энцефалопатии детского возраста

Энцефалопатия протекает в несколько периодов, отличающихся своеобразием клинических проявлений, тяжестью течения и возможными исходами:

  1. Острый - на первом месяце жизни;
  2. Восстановительный - до года у доношенных и до двух лет у недоношенных детей;
  3. Резидуальных изменений.

Наиболее часто имеет место комбинация нескольких синдромов поражения мозга, которые выражены в разной степени, а для каждого из них предназначена своя схема терапии и определен прогноз.

В остром периоде постгипоксической энцефалопатии наблюдаются синдромы угнетения мозга, возможна кома, характерны повышенная нервная и рефлекторная возбудимость, судороги, внутричерепная гипертензия вследствие гидроцефалии.

В восстановительную фазу эти синдромы сохраняются, хотя выраженность их под действием лечения становится ниже. Проявляются вегетативные и висцеральные расстройства, заметно отставание в психомоторном развитии.

Период остаточных изменений протекает с задержкой психомоторного и речевого развития, гиперактивностью, неврастенией, в тяжелых случаях сохраняется судорожный синдром и не разрешается гидроцефалия. Очень опасное проявление этого периода - стойкий церебральный паралич.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости характеризуется:

  • Активизацией спонтанных движений и врожденных рефлексов;
  • Беспокойством, плачем, неглубоким и коротким сном;
  • Длительным бодрствованием и проблемами с засыпанием;
  • Колебаниями тонуса мышц, дрожью подбородка, ножек или ручек.

У недоношенных малышей при таком синдроме высока вероятность судорог, которые возникают при действии раздражающих факторов, в частности, повышенной температуры тела. При неблагоприятном течении заболевания после года может сформироваться эпилепсия.

Судорожный синдром - еще один характерный признак постгипоксической энцефалопатии. Он возникает независимо от возраста и довольно многообразен - от приступов сгибания и наклонов головки с повышением тонуса конечностей, вздагиваний и подергиваний до генерализованных судорог с потерей сознания. В младенчестве иногда бывает сложно оценить степень и генез судорог без привлечения дополнительной диагностики.

Возникает по причине излишка ликвора (аномалии его продукции или всасывания), влекущего нарастание . Это явление проявляется выбуханием и пульсацией родничков, ростом размера головки младенца, не соответствующим возрастной норме. Малыши с гидроцефалией беспокойны, плохо спят, часто срыгивают.

Родители должны знать, что относительно большая головка может быть связана с конституцией; срыгивания и беспокойство случаются при кишечных коликах; а роднички не вовремя зарастают при рахите, поэтому не нужно ставить диагнозы самостоятельно без осмотра специалиста, нейросонографии и других обследований.

Кома - очень тяжелое проявление патологии мозга, которое характеризует глубокое гипоксическое поражение нейронов. У детей в коме проявляются вялость движений или их полное отсутствие, угнетение дыхания, брадикардия, отсутствуют сосательный и глотательный рефлексы, возможны судорожные припадки. Это состояние требует интенсивной терапии, парентерального питания и непрерывного наблюдения. Кома может длиться до двух недель.

Вегетативная дисфункция и расстройства висцеральной иннервации манифестируют со второго месяца жизни при имеющемся гипертензионно-гидроцефальном синдроме и других нарушениях. Для них характерны срыгивания, недостаточный прирост массы, патология сердечного ритма и дыхания, неадекватность терморегуляции, расстройство пищеварения. При этом синдроме нередки энтериты и колиты с расстройством стула.

Двигательные изменения заметны с первых недель после рождения. Тонус мышц может быть как высоким, так и сниженным, равно как и движения замедляются или активизируются. Этот синдром сопутствует отставанию психомоторного развития, речи, и, соответственно, интеллекта, поскольку ребенок не может овладеть моторикой и совершать целенаправленные движения отдельными группами мышц. Характерны слабая мимика, задержка реакции на зрительные и слуховые раздражители, запоздалое овладение актом сидения, ползания и ходьбы.

Одним из тяжелейших проявлений синдрома двигательных нарушений считается церебральный паралич , при котором может быть нарушена двигательная сфера, речь, имеется психическая отсталость, косоглазие.

Синдром гиперактивности с проявляется примерно к 3 годам. Этим малышам сложно концентрироваться на чем-либо, они очень подвижны и неусидчивы, часто отвлекаются, из-за чего возникают трудности с обучением и воспитанием. Двигательная гиперактивность вызывает утомляемость и эмоциональную неустойчивость, плохой сон, раздражительность.

Диагностика

Диагноз перинатального повреждения головного мозга выставляется на основании симптоматики, данных анамнеза о нарушениях течения беременности и родов - возможные гестозы, инфекции, родовые травмы и акушерские пособия. Эта информация содержится в амбулаторной карте и выписке из родильного дома.

Дополнительное обследование существенно облегчает диагностический поиск, а также помогает уточнить глубину поражения нервной системы, проследить динамику заболевания и эффект от проводимого лечения.

Среди инструментальных методов диагностическую ценность имеют:

  1. Нейросонография - она безопасна для малыша, позволяет оценить морфофункциональные особенности мозга и ликворной системы, выявляет наличие повреждений и их глубину;
  2. Допплерография - оценивает кровообращение в мозговых сосудах;
  3. - исследует электрическую активность нейронов путем регистрации потенциалов от клеток, показывает зрелость нервных структур, возможную задержку развития, асимметрию полушарий, наличие судорожной готовности и локализацию ее фокусов в мозге;
  4. Видеомониторинг - анализирует самопроизвольные движения малыша для оценки эпилептической активности;
  5. Электронейромиография - позволяет диагностировать нервно-мышечную патологию, врожденную либо приобретенную;
  6. КТ и МРТ - уточняют анатомические отклонения в строении мозга, но имеют существенный недостаток - проводятся под наркозом;
  7. Позитронно-эмиссионная томография - показывает характер обменных процессов и скорость кровотока в отдельных зонах головного мозга.

Самыми распространенными способами диагностики перинатальной энцефалопатии считаются нейросонография и ЭЭГ . Они легко воспроизводимы, безопасны и дают довольно большой объем информации о состоянии ребенка и перспективах дальнейшего лечения.

При гипоксическом поражении мозга обязательна консультация офтальмолога. Оценка глазного дна помогает в диагностике генетической патологии, анализе внутричерепного давления и состояния зрительных нервов.

Чем лечить патологию мозга у детей?

Лечение при поражениях мозга умеренной и тяжелой степени в острой фазе проводится в условиях клиники. При легком течении патологии в большинстве случаев неврологи ограничиваются:

  • Коррекцией режима, который устанавливается индивидуально в зависимости от характера двигательных расстройств и уровня нервно-рефлекторной возбудимости;
  • Педагогической помощью;
  • Массажем и лечебными упражнениями;
  • Физиотерапевтическими методиками.

В качестве медикаментозной поддержки назначаются растительные успокоительные и мочегонные средства (валериана, пустырник) и, в ряде случаев, гомеопатические препараты.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром требует консервативного лечения в зависимости от цифр давления и симптомов гидроцефалии:

  1. Головной конец детской кровати приподнимается до 30 градусов;
  2. Фитотерапия при легкой степени - хвощ полевой, толокнянка и другие травы, рекомендованные неврологом;
  3. При отсутствии эффекта от лекарственных трав и при умеренном и тяжелом течении применяют лекарства - диакарб, который снижает продукцию ликвора и усиливает его отток из полости черепа, маннитол;
  4. Отсутствие эффекта от фито- и медикаментозной терапии может потребовать хирургической коррекции (шунтирующие операции).

Двигательные расстройства лечатся консервативно:

  1. Массаж;
  2. Физиотерапевтические процедуры - амплипульс, электрофорез.

В зависимости от преобладающего клинического синдрома назначается медикаментозная поддержка:

  • дибазол, галантамин - для усиления нервно-мышечной передачи при гипотонусе мышц, парезе;
  • мидокалм, баклофен - в случае гипертонуса и при спазмах.

Препараты принимаются внутрь, вводятся инъекционно либо путем электрофореза. Особого внимания и осторожности требует противосудорожная терапия у детей с эпилептическими припадками. Доза и вид антиконвульсанта, а также схема и режим приема определяются формой течения патологии и возрастом пациента. Применяются депакин, диазепам, фенобарбитал и др.

Смена лекарств возможна только под контролем лечащего врача-невролога с учетом данных энцефалограммы. Родители ребенка должны знать, что резкая самостоятельная отмена противосудорожных средств нередко провоцирует учащение и усугубление судорожного синдрома, а потому категорически недопустима.

Прием антиконвульсантов может сопровождаться рядом побочных эффектов и так или иначе сказывается на росте и развитии ребенка, особенно, если препараты этой группы прописывают грудничкам или в раннем дошкольном возрасте. Их применение требует контроля формулы крови и показателей работы печени (биохимический и общий анализы крови минимум раз в год), а также ЭЭГ раз в полгода.

Однако не только лечение может вызвать некоторые негативные изменения, но и его отсутствие, которое еще более пагубно для формирования психики и интеллекта ребенка. Частые эпилептические припадки сопровождаются диффузной гибелью и дистрофией нейронов, поэтому отставание в психическом развитии - самое вероятное, что может произойти при безосновательном отказе от лечения.

Еще одно важное обстоятельство: массаж и физиотерапевтические процедуры противопоказаны пациентам с эпилептическим синдромом. Плавание в бассейне, перегрев, переутомление также могут спровоцировать приступ, поэтому их следует исключить.

При задержке психомоторного развития, что почти всегда сопутствует умеренным и тяжелым степеням повреждения мозга, применяются средства для улучшения мозговой деятельности и кровообращения, повышающие обменные процессы и способствующие формированию новых связей между нейронами: пирацетам, луцетам, пантогам, актовегин и др. Практически всегда показаны также витамины группы В, антиоксиданты, препараты магния.

Очень важным аспектом адаптации ребенка является социально-педагогическая коррекция. Дети обучаются в специальных школах, работают с дефектологом, логопедом, психологом. Эти специалисты учат их правильно реагировать на внешние раздражители, вести себя в детском коллективе, а родителям помогают рационально организовать режим отдыха и обучения ребенка.

Легкие формы перинатальной гипоксической энцефалопатии исчезают к году, в редких случаях сохраняются незначительные симптомы энцефалопатии, которые не сказываются на дальнейшем развитии, но могут провоцировать быструю утомляемость и эмоциональную лабильность малыша. Последствием перенесенной патологии может стать так называемая минимальная мозговая дисфункция, отражающаяся в особенностях поведения и некоторых трудностях с обучением.

Самыми тяжелыми последствиями перенесенной перинатальной энцефалопатии считаются детский церебральный паралич и эпилепсия, а также тяжелые формы задержки психоречевого развития и нарастающая гидроцефалия, требующая хирургической операции.

Хирургическое лечение применяется для обеспечения оттока спинномозговой жидкости при прогрессирующей гидроцефалии и состоит в шунтировании, то есть устанавливается специальная трубочка, соединяющая ликворную систему с грудной или брюшной полостью, куда отводится жидкость и где она обратно всасывается серозной оболочкой. Возможна также пункция как метод удаления излишков ликвора.

Прогноз при перинатальной энцефалопатии зависит от тяжести патологии и особенностей поражения мозга. В случае тяжелых форм он очень серьезен, поскольку формирующийся детский церебральный паралич или эпилепсия - путь к инвалидности. Вместе с тем, легкие формы поражения мозга довольно успешно лечатся, а симптоматика полностью исчезает к концу первого года жизни ребенка.

При умеренной и тяжелой степени перинатальной энцефалопатии в резидуальном периоде сохраняются гипертензионный и судорожный синдромы, параличи, задержка психомоторного развития, требующие постоянного лечения и наблюдения. Такие дети состоят на учете у детских неврологов, обучаются в коррекционных классах или на дому, длительно принимают самые разные препараты.

Профилактика перинатальной гипоксической энцефалопатии должна проводиться еще на этапе наблюдения за будущей мамой. Так, следует свести к минимуму или полностью устранить любые неблагоприятные воздействия на женщину, правильно и своевременно выбрать способ родоразрешения исходя из конкретной клинической ситуации, провести мероприятия по профилактике внутриутробной гипоксии.

Таким образом, диагноз постгипоксической энцефалопатии требует осмысленного подхода и оценки всех критериев, позволяющих его поставить. Врач должен помнить, что безопасного лечения, тем более, в младенческом возрасте, не бывает, а безосновательно прописанные лекарства - скорее, зло, чем польза. Родителей следует информировать об особенностях развития ребенка, нормах и отклонениях, которые нужно обязательно учитывать или можно проигнорировать, ограничившись наблюдением.

Видео: лекции о перинатальной энцефалопатии

Многие ответственные пары, готовясь стать родителями, в литературе сталкиваются с таким термином, как «перинатальная энцефалопатия», или ПЭП. Специализированная медицинская литература даёт трудные для понимания обычными людьми определения, оперирует терминами и понятиями, объяснения которым придётся искать дополнительно. Как результат такого ответственного отношения к рождению ребёнка, будущие родители получают страх, волнение – что угодно, но не понимание проблемы.

ПЭП – заболевание серьёзное, но в наше время оно поддаётся лечению. Своевременная терапия ПЭП позволяет добиться хороших результатов и стабилизировать психическое развитие ребёнка. Кроме того, с каждым годом результаты исследований в области лечения ПЭП доказывают повышение эффективности лечения.

Что такое перинатальная энцефалопатия?

Медицинская литература даёт следующее определение:

Перинатальная энцефалопатия, или ПЭП, - группа поражений головного мозга, различной этиологии и механизма развития, возникающая в перинатальный период.

Говоря более понятным языком, перинатальная энцефалопатия – это группа заболеваний головного мозга, вызванная различными причинами. Возникает ПЭП в перинатальный период, то есть с 28 недели беременности до 7 суток жизни у доношенных деток, и до 28 суток у недоношенных. В зависимости от механизма возникновения выделяют конкретные виды ПЭП – гипоксическая, травматическая, токсико-метаболическая или инфекционная.

По статистике, от 3 до 5% новорождённых появляются на свет с признаками перинатальной энцефалопатии. Перинатальная энцефалопатия – патология нередкая. Она вовсе не является приговором, с ней можно и нужно работать.

Почему развивается заболевание?

Главной и самой распространённой причиной перинатальной энцефалопатии у новорождённых является негативное воздействие различных вредных факторов на организм матери во время беременности. К таким факторам относятся следующие:

  • острые инфекционные заболевания матери во время беременности, а также хронические заболевания матери с обострением во время беременности;
  • нарушение режима питания матери во время беременности и в период кормления грудью;
  • патология родовой деятельности (слабость, стремительные роды) или травмы во время родов (переломы, атипичное положение плода);
  • токсикозы (как ранние, так и поздние);
  • недостаточная зрелость организма матери, слишком молодой возраст;
  • угроза прерывания беременности;
  • различные наследственные генетические заболевания, а также врождённые нарушения метаболизма;
  • неблагоприятное воздействие вредных факторов окружающей среды - токсические вещества, радиация, вредные вещества в продуктах питания, соли тяжёлых металлов, выхлопные газы, вредные факторы на работе, промышленные отходы в воде и воздухе;
  • недоношенность и незрелость плода, врождённые пороки развития;
  • вредные привычки матери и отца: курение, употребление алкоголя, наркомания, злоупотребление кофе.

Как видно, причинами могут стать любые неблагоприятные воздействия, поэтому будущим родителям нужно заблаговременно готовиться к зачатию и рождению ребёнка — заботится о собственном здоровье в первую очередь.

Виды перинатальных энцефалопатий

Перинатальные энцефалопатии классифицируются по причинам, их вызывающим. Соответственно, можно выделить следующие группы ПЭП:

Гипоксическая . Возникает как результат нехватки кислорода в периферической крови или асфиксии при рождении.

Травматическая . Развивается как следствие травм плода во время родов: неправильное положение, акушерская ошибка, неправильные условия при родах, патология родовой деятельности.

Токсико-метаболическая – возникает при пороках развития органов плода, воспалительных процессов у матери во время беременности.

Инфекционная , разумеется, подразумевает наличие инфекции.

В зависимости от степени тяжести выделяют лёгкую ПЭП, средней степени тяжести и тяжёлую перинатальную эцефалопатию.

В зависимости от механизма развития, перинатальные энцефалопатии могут быть также геморрагические, ишемические и дисметаболические. Проще говоря, поражения головного мозга, вызванные кровоизлияниями (геморрагические), недостатком кровоснабжения и кислорода (ишемические) и нарушениями в процессах обмена веществ в тканях и клетках (дисметаболические).

Как распознать перинатальную энцефалопатию?

Обычно акушеры и педиатры почти безошибочно распознают симптомы перинатальной энцефалопатии. Но даже в отсутствии квалифицированного специалиста можно заподозрить ПЭП у ребёнка уже в первые часы после рождения.

На что стоит обратить внимание в поведении новорождённого:

  • слабый или поздний крик;
  • проблемы с состоянием сердечно-сосудистой системы при рождении – аритмии, отсутствию сердцебиения, тахикардии, брадикардии;
  • излишняя слабость или повышенный тонус мышц;
  • неадекватные реакции на раздражители (свет, звук);
  • рефлекторные произвольные вздрагивания;
  • отсутствие рефлексов новорождённых (сосательный, глотательный, поисковый и др.);
  • беспричинное беспокойство, нервное поведение;
  • частый, надрывный, похожий на истерический, с частыми срывами голоса, трудно унимаемый плач;
  • поражения глазодвигательного нерва (косоглазие, экзофтальм);
  • запрокидывание головы при положении на спине;
  • частые срыгивания, рвота, расстройства пищеварения, связанные и не связанные с приёмом пищи;
  • нарушения сна (трудности при засыпании, частые пробуждения).

К сожалению, нередко симптомы перинатальной энцефалопатии проявляются в более позднем возрасте. Это значительно облегчает диагностику, но усложняет лечение ПЭП.

В старшем возрасте можно заметить такие симптомы:

  • расстройства психических процессов (память, внимание, ощущение, восприятие и т.д.) ;
  • пассивность, отсутствие интереса ко всему происходящему, апатия, безынициативность;
  • постоянные признаки депрессии – отсутствие аппетита, угнетённое состояние, нежелание участвовать в игре, идти на контакт, утомляемость, растерянность, рассеянность, раздражительность, плаксивость, слабость, плохой сон, угнетённость;
  • признаки ВСД – головокружения, головные боли, пониженное давление;
  • неспособность выражать свои мысли;
  • отсутствие интереса к познавательной деятельности (сужение круга интересов);
  • нарушение речи.

Как видно, все эти нарушения можно объединить в две группы – ухудшение общего самочувствия и задержка психического развития.

Диагностика

Зачастую диагноз перинатальной энцефалопатии ставят педиатры, случайно обнаружившие симптомы во время планового осмотра ребёнка, или исходя из рассказов родителей.

В целом, врач ставит диагноз ПЭП, основываясь на следующих показателях и исследованиях.

  1. Анамнез жизни матери, ребёнка и анамнез заболевания – наличие неблагоприятных факторов до и во время беременности, патологическая родовая деятельность.
  2. Клиническая картина – симптомы и синдромы, характерные для этой группы заболевания:
  3. Синдром двигательных расстройств - мышечной гипотонии или гипертонии.
  4. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
  5. Синдром угнетения центральной нервной системы
  6. Синдром внутричерепной гипертензии - большой родничок увеличен и выбухает, окружность головы увеличена, расходятся черепные швы.
  7. Судорожный синдром.
  8. Пренатальная диагностика – УЗИ (обвитие пуповиной, аномальное положение плода), доплерография (патологии развития сердца и сосудистого русла у плода).
  9. Нейросонография – УЗИ головного мозга – выявляет очаги кровоизлияний.
  10. Электроэнцефалография – патологические волны или нарушение мозговой активности.

Как лечится перинатальная энцефалопатия?

Как говорилось ранее, на сегодняшний день перинатальная энцефалопатия отлично поддаётся лечению при её своевременной диагностике и комплексном подходе.

Вот главные компоненты лечения ПЭП. Постоянный врачебный контроль. Нужны регулярные наблюдения у хорошего педиатра, детского невролога, кардиолога и ортопеда. Эти четыре врача являются «костяком» врачебного контроля.

Правильный режим. Это щадящий режим с учётом личных биоритмов ребёнка и его потребностей в активности и отдыхе. Психокоррекционная и педагогическая коррекционная работа с ребёнком. Лучше заниматься этим самостоятельно, следуя рекомендациям специалистов. Массаж. Это поможет улучшить тонус мышц и побороть нервно-психические нарушения. Физиотерапия – ингаляции, электростимуляция.

Медикаментозное лечение, которое зависит от преобладающего нарушения: Если есть признаки отёка мозга, гидроцефалии, повышения внутричерепного давления, назначаются диуретики и противоотечные средства (Лазикс, Маннитол). Судорожный синдром лечится противосудорожными препаратами (Дифенин). При этом противопоказаны физиотерапевтические процедуры и массаж. При дистонических нарушениях показан Дибазол или другой улучшающий проводимость препарат. Препараты, улучшающие кровоснабжение нервной системы и мозга, в частности Пирацетам и его аналоги.

В сложных случаях очень высокую эффективность демонстрирует нейрохирургическое вмешательство. Так же применяется лечение травами, обертываниями и санаторно-курортное лечение.

Общая длительность лечения перинатальной энцефалопатии составляет от года до нескольких лет. Эффективность лечения довольно высокая, а при комплексном подходе первые результаты будут очевидны уже в первые месяцы терапии.

Последствия болезни

Перинатальная энцефалопотия имеет ряд возможных вариантов исхода болезни:

  1. Полное выздоровление. В случае своевременного выявления и комплексного подхода в лечении такой вариант вполне возможен.
  2. Задержка психомоторного развития. Она может варьироваться по степени тяжести. Даже если у ребёнка останется незначительная ЗПР (задержка психического развития), это не значит, что он будет сильно ограничен в возможностях. С ЗПР ребёнок может полноценно жить.
  3. Синдром гиперактивности и дефицита внимания (минимальная мозговая дисфункция). Сходен с предыдущим вариантом.
  4. Невротические реакции. Это более тяжёлое осложнение, требующее постоянного диспансерного наблюдения ребёнка.
  5. Вегетативно-висцеральные дисфункции. Нарушение в этой сфере может привести к перебоям в работе органов.
  6. Эпилепсия.
  7. Гидроцефалия.

Поставили диагноз ПЭП. Что делать?

Прежде всего, прекратить панику и внимательно перечитать статью. Главная мысль – перинатальная энцефалопатия успешно поддаётся корректировке. Во многих случаях она излечивается.

Первое, что нужно сделать – обратиться к хорошему неврологу и пройти полное обследование, которое выявит механизм и причину возникновения ПЭП у ребёнка. Не стоит отвергать факт заболевания.

Далее следует самостоятельно изучить особенности этой патологии, чтобы ориентироваться во всех процедурах, которые ждут ребёнка в процессе лечения. Придерживаться составленного врачом режима питания, сна, лечения.

Стоит завязать знакомство с родителями детей с такими же проблемами, делиться опытом и оказывать (а также получать) поддержку.

Следовать всем рекомендациям врачей, стучаться во все двери по очереди и пробовать все поддающиеся здравому смыслу способы помощи ребёнку. Переживать этот период вместе с малышом, поддерживать его и всячески показывать, что он любим и нужен.

Регулярно проходить контрольные обследования. Вести дневник здоровья ребёнка, в котором ежедневно отмечать возникающие симптомы, проведённую терапию и реакцию на лечение. Это поможет родителям правильно организовать уход, а врачу – контролировать динамику здоровья ребёнка.

Посещать психотерапевта и/или медицинского психолога для психокоррекционной работы. Не ограничивать социальные контакты ребёнка, а способствовать их появлению.

Главное – помнить, что ПЭП – не приговор.

Рекомендуем к просмотру: Программа с участием детского невролога

Часто после первого осмотра невропатолога в поликлинике или в роддоме малышу ставится диагноз перинатальная энцефалопатия. По различным источникам, ее имеет от 30 до 70% новорожденных. Какие же жалобы мамы заставляют врача поставить такой диагноз? Продолжительный плач и вообще плаксивость, частое сосание, срыгивания, вздрагивания или вскидывания рук и ног, плохой ночной (частые просыпания, беспокойный поверхностный сон) и дневной сон (мало спит днем), трудности с засыпанием (долгое укачивание на руках). При осмотре ребенка врач может заметить нарушения мышечного тонуса – гипертонус или гипотонус, дистонию. При нейросонографических исследованиях иногда видны затемненные или измененные участки мозга, иногда нет. Врач назначает средства, улучшающие мозговое кровообращение (пирацетам, ноотропил, кавинтон) и успокоительные (глицин, микстура с цитралью, валериана, иногда люминал или фенобарбитал), а так же рекомендует провести курсы массажа, купания в сборах успокаивающих трав. Это вы наверняка все знаете.

А теперь стоит сказать о другом подходе к проблеме.

Перинатальная энцефалопатия является осложнением патологии беременности и родов и диагностируется у новорожденных до 5% случаев (или у 1,5-3,6%)! Откуда же такое несоответствие? В книге Пальчик А.Б. и Шабалова Н.П. “Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: руководство для врачей”. (СПб: "Питер", 2000) причины поголовной заболеваемости энцефалопатией новорожденных объяснены очень хорошо. Причина, в общем-то, одна, и называется она гипердиагностика.

В чем причина гипердиагностики? Что заставляет врачей ставить “всем подряд” этот диагноз? В рамках проведенной петербургскими учеными исследовательской работы были выявлены следующие причины "гипердиагностики" перинатальной энцефалопатии:

Во-первы х, это нарушение принципов неврологического осмотра:

а) нарушения стандартизации осмотра (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях исследователя; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии).

Например, в роддоме педиатр поставила ПЭП, так как ребенок часто громко плакал, но когда невропатолог пришел осмотреть ребенка, малыш крепко спал, и врач сказал, что тонус в норме, и он не видит никаких патологий. Через месяц в поликлинике осмотр производился, когда ребенок спал, проснулся и испугался, что его чужая тетка за руки-ноги дергает. Естественно, что он заплакал и напрягся. ПЭП подтвердили.

Так, у одного ребенка могут диагностировать то гипер, то гипотонус.

б) некорректная оценка ряда эволюционных явлений (то есть патологией считают то, что норма для такого возраста, особенно для 1 мес ребенка). Это диагностика внутричерепной гипертензии на основании положительного симптома Грефе, симптом Грефе может выявляться у доношенных детей первых месяцев жизни, у недоношенных детей, при задержке внутриутробного развития, конституциональных особенностях); диагностика спастичности на основе скрещивания ног на уровне нижней трети голеней новорожденным при проверке реакции опоры или шагового рефлекса (может быть физиологическим вследствие физиологического гипертонуса некоторых мышц бедер, но патологическим у детей старше 3 мес); диагностика сегментарных нарушений при выявлении "пяточной стопы" (тыльная флексия стопы - 120° является нормой); гиперкинезов у ребенка 3-4 мес при беспокойстве языка (является физиологическим этапом созревания моторики ребенка).

Сюда можно отнести и срыгивание, как результат незрелости нервной системы и слабости сфинктера – мышечного клапана, находящегося в верхней части желудка, который не слишком хорошо удерживает его содержимое. Нормой считается срыгивание после каждого кормления в объеме 1-2 стол ложек и однократно в день рвота «фонтаном» более 3 ложек, если при этом малыш часто писает, хорошо себя чувствует и нормально прибавляет в весе. Диагностика симптома мраморности кожи – вследствие незрелости вегето-сосудистой системы.

Но до 3-х лет - это абсолютно нормальное явление, потому что она только формируется!

Плохой ночной сон – когда ребенок часто просыпается. Но для грудного ребенка характерен преимущественно поверхностный неглубокий сон и сосание во время такого сна. С 3-4 месяцев у детей ночное сосание может становиться более активным, т.к. днем они начинают легко отвлекаться от груди и сосут относительно не долго. За счет активного ночного сосания они добирают необходимое количество молока.

Американский исследователь сна Джеймс Маккена в своей работе Breastfeeding & Bedsharing Still Useful (and Important) after All These Years пишет, что при исследовании сна грудных детей было выявлено, что средний интервал между ночными кормлениями грудью составлял около полутора часов - приблизительная длина взрослого цикла сна. Минимизировать время маминого «недосыпа» можно с помощью рациональной организации совместного сна и ночных кормлений. Очень часто дети лучше спят рядом с матерями. Укачивание можно так же заменить прикладыванием к груди перед сном(но не у всех получается). Когда я узнала, что так «можно» делать, время укачиваний значительно сократилось. Часто дети просыпаются после сна в плохом настроении, также можно предложить грудь, и мир будет снова радовать малыша!

Во–вторы х, это отнесение к патологическим ряда адаптационных, проходящих явлений со стороны нервной системы новорожденного (например, вздрагивания или вскидывании рук и ног, дрожание подбородка при сильном плаче или испуге, постнатальная депрессия, физиологическая мышечная гипертония и т. д.).

В-третьих , плохая осведомленность в классификации Гипоксической Ишемической Энцефалопатии (в основном, в связи с иностранным происхождением исследований на эту тему) и недостаточная квалификация врача.

Например, месячному ребенку был поставлен диагноз Минимальная Мозговая Дисфункция, который должен ставиться после 2, а то и 5 лет, по разным источникам. Другому ребенку назначили пить настойку женьшеня, что недопустимо в его возрасте. Часто медикаментозные методы лечения приводят к еще большему ухудшению в поведении детей. Врачи знают о вреде различных лекарств для детей, но или просто не информируют родителей, или сознательно или неосознанно не обращают их внимание на побочные эффекты.

В-четвертых , это психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией, "гипердиагностика" не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения, и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие "правильного" диагноза и "правильного" лечения.

Гипердиагностика заболевания ничуть не лучше гиподиагностики. При недостаточной диагностике понятны негативные последствия – из-за отсутствия своевременной помощи возможно развитие инвалидизирующего заболевания. А гипердиагностика? По мнению петербургских исследователей, с которым сложно не согласится, "гипердиагностика" не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Негативные последствия “гипердиагностики” заключаются, прежде всего, в том, что длительная работа в рамках доктрины "гипердиагностики" приводит к "размыванию" границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать "заболевание" оказывается "беспроигрышным" вариантом. Диагностирование "ПЭП" превратилось в безотчетный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой статистике заболеваний "ПЭП".

В исследовании петербургских ученых подробно описаны наиболее часто встречающиеся ошибки при проведении эхоэнцефалография, нейросонографии,допплерографии, аксиальной компьютерной и магнитно-резонансной томографии.

Причины ошибок различны и связаны с тем, что при интерпретации полученных данных используются параметры и нормы, разработанные для детей старшего возраста и взрослых, используется неадекватная оценка полученных данных и их абсолютизация, используются методы, имеющие при диагностике данного заболевания недостаточную информативность, используются также аппараты, имеющие неподходящие технические характеристики.

В-пятых , это непонимание врачами и родителями естественных потребностей новорожденного ребенка. Чаще всего ребенок сигнализирует об ошибках в уходе своим плачем. Ребенку нужен контакт с мамой постоянно сразу после рождения.

Общеизвестно, что сосание оказывает на ребенка своего рода седативное действие, не сравнимое по своей полезности ни с какими лекарствами. Содержание аминокислоты таурина в женском молоке, в отличие от коровьего, очень высоко. Таурин необходим для усвоения жиров, а также служит нейропередатчиком и нейромодулятором при развитии центральной нервной системы. Поскольку дети, в отличие от взрослых, не способны синтезировать таурин, считается, что его нужно рассматривать как аминокислоту, необходимую для маленького ребенка. Среди полиненасыщенных жирных кислот особенно важны арахидоновая и линоленовая кислоты, которые являются необходимыми компонентами для формирования головного мозга и сетчатки глаза ребенка. Их содержание в женском молоке почти в четыре раза выше, чем в коровьем (0,4 г и 0,1 г/100 мл соответственно). В женском молоке представлены нуклеотиды и многочисленные факторы роста. К последним относится, в частности, фактор роста нервной ткани (NGF). Именно поэтому ребенку очень важно находится на естественном вскармливании, если у вас были проблемы при родах или во время беременности, которые могли повлечь за собой гипоксию плода и травму его нервной системы.

Четкой общепринятой тактики ведения детей с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости до настоящего времени не существует, многие специалисты относятся к данному состоянию как к пограничному, и советуют только наблюдать за такими детьми, воздерживаясь от лечения. В отечественной практике некоторые врачи продолжают применять детям с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости достаточно серьезные препараты (фенобарбитал, диазепам, сонапакс и т.п.), назначение которых в большинстве случаев мало оправдано…

Если вас все же беспокоит состояние вашего ребенка, стоит сходить или пригласить на дом нескольких специалистов (по-крайней мере, двух, желательно по рекомендации (есть врачи, искренне радеющие за здоровье детей, и не стремящиеся сделать на детских «проблемах» деньги), ведь действительно, иногда проблемы бывают очень серьезные, такие как ДЦП и гидроцефалия. Про ребенка моей подруги, например, с той же симптоматикой, как и у моего сына, районный невропатолог заявила, что к каждому ребенку можно придраться, и никакой диагноз ставить не стала.

У гомеопатов есть хороший опыт лечения неврологических расстройств, и официальная медицина это подтверждает. Но общеизвестна высокая пластичность детского мозга, его способность компенсировать структурные дефекты. Так что можно никогда не узнать, помогла ли ребенку терапия или он сам справился с проблемами. Очень хорошо помогает массаж, и мамин, и профессиональный (но только если ребенок хорошо на него реагирует, не плачет, не перевозбуждается, не теряет в весе и не приостанавливает прибавку) Показана витаминотерапия, и, учитывая хорошую усвояемость витаминов из материнского молока, обратите на это внимание.

Стоит еще сказать о прививках для беспокойных детей. В одной из московских клиник, где выхаживают малышей с тяжелыми гипоксическими нарушениями, упор в лечении сделан на немедикаментозные методы и максимальное избежание инъекций (введение препаратов с помощью электрофореза, физиотерапия и т.п). У моего сына после прививок (инъекций) усиливался тонус конечностей, общее беспокойство, тем не менее, никто отвода нам не дал, так как вообще перинатальная энцефалопатия считается ложным противопоказанием к вакцинации, якобы врачи и пациенты оберегают от прививок детей на основании «общечеловеческих» и «общенаучных» соображений, не подтвержденных официальной медициной.

Также скажу, что в побочных эффектах вакцин можно найти слово «энцефалопатия», то есть прививка может вызывать это состояние! Ребенок родился здоровым, мы сделали ему в первые дни несколько прививок, изолировали от мамы, сказали ей кормить по часам, поить ребенка лекарствами, которые употребляют шизофреники, и в месяц с удовольствием констатируем, что половина детишек страдает перинатальной энцефалопатией! Что еще добавить?!

Диагноз синдром гиперактивности очень популярен в Америке и все больше проникает к нам. С другой стороны, в Америке и Германии не знают, что такое перинатальная энцефалопатия. Есть еще один взгляд на проблему – что все дело не в неврологической патологии и не в болезни, а просто в особом типе людей, индивидуальном устройстве их нервной системы. Книга «Дети Индиго» Ли Кэрролла этому доказательство.

Изменить психоэмоциональную конституцию (тип личности), сами понимаете, не в силах ни один препарат. Большое значение имеет психологических настрой в семье (понимание потребностей маленького ребенка, забота по методу «сближения» Серзов) и правильный уход за ребенком (грудное вскармливание, ношение на руках (очень помогает слинг), совместный сон, уважение личности ребенка).

В поликлиниках висит плакат о пользе грудного вскармливания со словами древнегреческого философа: «Вместе с молоком матери в ребенка входит душа». Мамино молоко – не просто пища, это и лекарство, и связь с миром, и передача ребенку маминых знаний о жизни.

Что же заставляет направить ребенка к неврологу? Во-первых, сведения о том, как проходили беременность и роды. Насторожиться заставляют:

  • сильные проявления токсикоза (особенно позднего);
  • подозрения на внутриутробную инфекцию;
  • анемия матери (гемоглобин ниже 100 единиц);
  • слабость родовой деятельности, длительный безводный период, применение в родах медикаментозной стимуляции или акушерских щипцов;
  • обвитие пуповиной; слишком большой вес ребенка или, наоборот, признаки незрелости и недоношенности;
  • роды в ягодичном предлежании и т.п.

Словом, все, что может привести к гипоксии плода в родах, то есть к нехватке кислорода, почти неминуемо приводящей к временному нарушению деятельности центральной нервной системы (ЦНС). Нанести урон ее работе могут также вирусные инфекции у женщины в период закладки нервной системы плода, нарушенная экология жилища или места работы.

Прямой зависимости между уровнем и длительностью имевшего место кислородного голодания нет: иногда мозг ребенка переносит серьезный дефицит кислорода без большого для себя вреда, но случается, что небольшой дефицит приносит довольно ощутимый вред.

Кроме выяснения обстоятельств беременности и родов, существуют и определенные клинические признаки, настораживающие педиатра. Ребенок слишком вял или, что чаще, возбужден, много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Или ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул - он с зеленью, частый или, напротив, имеется склонность к запорам.

Сопоставив все эти данные, убедившись, что малыша правильно кормят, врач-педиатр направляет такого ребенка к неврологу - специалисту, нацеленному на исследование состояния центральной и периферической нервной системы. Задача - выяснить, в какой степени имевшаяся в родах гипоксия оставила свой неприятный след.

Только без паники!

Тут часто начинается то, ради чего, собственно, и затевалась эта статья - родителей охватывает страх. Как, у нашего ребенка не все в порядке с головой?! Этот страх восходит к общей нашей ментальности, говорящей, что иметь отклонения в сфере нервной системы прежде всего стыдно.

Убеждаешь, говоришь о том, что эти отклонения скорее всего временны, что чем раньше мы поможем ребенку, тем быстрее он с ними справится... Большинство родителей, вняв уверениям педиатра, идут к неврологу и возвращаются с записью, которая гласит обычно следующее:

ПЭП (перинатальная энцефалопатия), восстановительный период, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости).

И, к сожалению, неврологи не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Они пишут для себя и для врача-педиатра, и обе стороны прекрасно понимают друг друга. Но не родители.

Чем опасны ПЭП и СПНРВ

Насколько это страшно? Чаще всего с этим вопросом они бегут к педиатру, служащему в этот момент переводчиком с непонятного медицинского на бытовой язык.

И все бы ничего, если бы не один прискорбный факт: некоторые родители вообще ничего не делают. Этому способствуют сердобольные окружающие, успокаивая примерно следующими словами: "Да врачи каждому второму такое пишут. Нам вон написали, а мы ничего не делали и растем!"

И ведь действительно растут и вырастают. Но родители при этом не пытаются связать свое бездействие с выраженными проявлениями экссудативного диатеза у ребенка, явлениями дискинезии желудочно-кишечного тракта, со склонностью к запорам и даже с такими явными вещами, как отставание в развитии речи, расторможенность, непослушание.

А ведь многих из этих неприятностей можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает - достаточно серьезно, но без избыточного драматизма. Названные диагнозы в карте ребенка - это не сигнал паники, а сигнал к действию! Есть сомнения в рекомендациях участкового детского невролога? Проконсультируйте ребенка у другого специалиста.

Что скрывается за непонятными словами?

Итак, ПЭП расшифровывается как перинатальная энцефалопатия. То есть у ребенка в родах имелись факторы, способные повредить головному мозгу. Что-то случилось, и надо разобраться, какие поломки в организме эта авария произвела.

Слова восстановительный период совершенно справедливо указывают на то, что нервная система и сама, без постороннего вмешательства, восстанавливается - дело только в темпах и качестве этого восстановления. А они не всегда удовлетворительны.

Что же касается труднопроизносимой аббревиатуры СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), то она как раз и обозначает тот печальный факт, что ребенок плаксив, много срыгивает, легко возбуждается, трудно успокаивается. И ему надо помочь от этого избавиться.

"А само не пройдет?" - спросите вы. Пройдет. У части детей. А остальным придется нести этот груз по жизни. Они будут расторможенными, неусидчивыми, не смогут нормально общаться со сверстниками.

На что обращают внимание неврологи при осмотре? Во-первых, на рефлексы и мышечный тонус. Равномерны ли рефлексы справа и слева? Нет ли спазмов мышц? И наоборот - не слишком ли слабо они сокращаются?

Затем проверяют, нет ли у ребенка признаков повышенного внутричерепного давления. Для этого через открытый родничок делают УЗИ (нейросонограмму) - смотрят, не расширены ли желудочки мозга. И в заключение исследуют поведение ребенка, соответствие его так называемого психомоторного и физического развития возрасту.

Диагноз поставлен. Что дальше?

Если дело ограничивается нарушением мышечного тонуса и возбуждением нервной системы, обычно невролог назначает массаж, легкие успокаивающие средства и препараты, улучшающие мозговое кровообращение.

Если невролог обнаружил у малыша явления повышения внутричерепного давления, которое обычно зависит от избыточной продукции спинномозговой жидкости, он назначает ему курс так называемой дегидратационной терапии (дегидратация - обезвоживание). С этой целью даются различные мочегонные средства. Для компенсации потери калия при усиленном мочеотделении назначают препараты, содержащие калий.

Не надо надеяться, что с ростом черепа эти явления пройдут сами собой - этого может и не случиться. Кстати, контроль за показателями внутричерепного давления нужно проводить и позже, в течение нескольких лет, что избавит вашего ребенка от головных болей и приступов так называемой вегето-сосудистой дистонии в дошкольном и школьном возрасте.

Лечение

Но самое важное значение при формах ПЭП любой сложности имеют щадящие и безмедикаментозные способы восстановительного лечения: рефлексомассаж, специальные приемы лечебного массажа, элементы лечебной гимнастики, водолечение с проведением массажа и лечебной гимнастики в воде различной температуры и состава и др.

Они требуют настойчивости и больших усилий от родителей ребенка - лекарство дать, пожалуй, проще, чем ежедневно выполнять комплексы упражнений, - но очень результативны. Это объясняется тем, что травмированный головной мозг, получая правильную "информацию" при массаже, плавании и гимнастике, восстанавливается скорее.

Рефлексомассаж (воздействие на активные точки) поначалу делается руками опытного массажиста, который потом передает родителям эстафету грамотного обращения с малышом. Не забывайте: младенцы быстро устают, все процедуры нужно проводить коротко, но часто, на высоте положительных эмоций.

Раннее плавание ребенка с обязательным нырянием также является огромным подспорьем в решении неврологических проблем младенца. То, что больно и неприятно делать на суше, "на ура" проходит в воде. Во время ныряния в толщу воды организм испытывает бароэффект - нежное, мягкое и, главное, равномерное давление на все органы и ткани. Расправляются сжатые в кулачки кисти рук, спазмированные мышцы и связки тела. Толща воды восстанавливает по всем направлениям внутричерепное давление, осуществляет баромасааж грудной клетки, выравнивая внутригрудное давление.

После выныривания ребенок получает полноценный, грамотный вдох, что особенно важно для малышей, родившихся с помощью кесарева сечения, имевших гипоксию и т.д. Вода помогает и при проблемах с кишечными коликами - улучшается стул, уходят спастические болезненные явления.

Животик и ПЭП

Часто у детей с перинатальной энцефалопатией имеются серьезные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: запоры и поносы, вздутия живота, кишечные колики. Обычно все это начинается с дисбактериоза и, к сожалению, часто заканчивается различными кожными проявлениями - экссудативным диатезом или даже экземой.

Какая здесь связь? Самая простая. При гипоксии мозга в родах почти всегда страдает центр созревания иммунитета, расположенный в продолговатом мозгу. Вследствие этого кишечник заселяется той флорой, которая живет в родильных домах, особенно при позднем прикладывании к груди и раннем переходе на искусственное вскармливание. В результате у малыша очень рано возникает дисбактериоз: ведь вместо необходимых бифидобактерий его кишечник заполоняют стафилококки, кишечные палочки и т.д.

Все это усугубляется тем, что кишечник младенца из-за "поломки" нервной системы функционирует плохо, неправильно сокращается, а соединение дискинезии кишечника с "плохой" микробной флорой приводит к нарушению переваривания пищи. Плохо переваренная пища вызывает расстройства стула, беспокойство ребенка и в конце концов аллергизацию кожи.

Бывает и наоборот: длительное действие повреждающего фактора, не связанного с ЦНС, может вызвать вторичную энцефалопатию. Например, если не обращать внимания на состояние флоры желудочно-кишечного тракта, особенно на наличие в кишечнике таких "диверсантов", как стафилококки, могут появиться и четкие знаки поражения ЦНС - задержка психомоторного развития ребенка, слабость сфинктеров, симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и т.д.

Как быть? Для достижения лучшего эффекта лечить не только кишечник, но и нервную систему. Только совместные усилия педиатра и невролога при самой активной помощи родителей могут дать нужный эффект.

А напоследок хочется напомнить, что малышу с неустойчивой нервной системой материнское тепло, нежные прикосновения, ласковый разговор, покой в доме - словом, все, что вызывает у него чувство защищенности, - нужны в еще большей степени, чем здоровому ребенку.

Результаты и прогноз

Как же при лечении энцефалопатии понять, что усилия врачей и родителей увенчались успехом? Ребенок стал спокойнее, перестал подолгу плакать, у него наладился сон. Он вовремя стал держать головку, сел, затем встал, сделал первый шаг. У него наладилось пищеварение, он хорошо прибавляет в весе, у него здоровая кожа. Это видно не только врачам, но и вам самим. Значит, вы помогли своему малышу преодолеть повреждения нервной системы.

И в заключение один пример того, что может сделать материнская любовь.

В середине 60-х годов в одном из роддомов на далеком Сахалине у молодой акушерки родилась дочь. Как это, к сожалению, часто бывает у медиков, роды были крайне тяжелыми, ребенок родился в глубокой асфиксии, долго не дышал, потом несколько недель находился практически в параличе.

Девочку кормили из пипетки, выхаживали, как могли. Честно говоря, врачи думали, что ребенок этот - не жилец. И только мать думала иначе. Она не отходила от малыша, прекрасно овладела массажем и упорно массировала с трудом оживающее тельце.

Через 18 лет автор этой статьи встретил в Ленинграде дочь и мать. Они приехали поступать в Ленинградский университет. Оказалось, что девочка с золотой медалью окончила школу на Сахалине. От нее трудно было отвести глаза - такая она была стройная и красивая. Потом она университет закончила, защитила кандидатскую диссертацию по биологии, стала ученым, вышла замуж, родила двоих прекрасных детей. Ничего этого могло и не быть, будь любовь матери менее самоотверженной и разумной.

Правила для всех

Изучите и покажите опытному педиатру выписку из роддома. Если в ней проставлены низкие баллы по шкале Апгар (6 и ниже), другие пометки (например, закричал после рождения не сразу, имелась кефалогематома, гипоксия, асфиксия, судорожный синдром и т.п.), не откладывайте консультацию у детского невролога.

Если объективных показаний к консультации невролога нет, но вам кажется, что малыш излишне возбужден, плаксив, капризен выше всех разумных пределов - доверьтесь своей родительской интуиции и покажите ребенка врачу. Малыш вряд ли здоров, если в первые недели жизни он патологически пассивен, лежит как тряпочка, или наоборот, плачет по 24 часа в сутки, если безразличен к еде или имеет рвоту "фонтаном" после каждого кормления.

Грудное вскармливание необходимо вашему малышу! Даже самые качественные и дорогостоящие адаптированные молочные смеси являются дополнительным метаболическим стрессом для организма младенца. Научно доказано, что дети, находящиеся на естественном вскармливании, быстрее "изживают" младенческие проблемы (неврологические, кишечные и т.п.), имеют более высокий темп эмоционального и физического развития.

Если вы планируете следующего ребенка, выясните все причины перинатальной энцефалопатии у первенца. И по возможности попытайтесь исправить ситуацию, если она связана с невнимательным отношением к своему здоровью во время беременности и в родах. Посещайте курсы по подготовке семейных пар к родам. Внимательно отнеситесь к выбору врачей и медицинского учреждения, где вы планируете рожать малыша.

» (ПЭП) у ребенка сталкиваются многие современные родители. И хотя это название в переводе с греческого означает «заболевание головного мозга», чаще всего при надлежащем уходе оно проходит без следа. Этому способствует еще и поразительная способность детского организма к самоизлечению и восстановлению. Поэтому, если вы узнали о диагнозе ПЭП у своего ребенка, не паникуйте. Наоборот, родителям сейчас самое время соблюдать спокойствие - от этого часто зависит возможность выздоровления крохи.

ПЭП у детей: причины и последствия

Энцефалопатия в перинатальном периоде (то есть от 28 недели беременности до 7 дней после родов) бывает различного происхождения:

  • гипоксическая (вызванная кислородным голоданием в период внутриутробного развития);
  • алкогольная (обусловленная отравлением алкогольными или наркотическими веществами, в основном во время беременности);
  • билирубиновая (расстройства в работе головного мозга из-за высокого уровня билирубина в крови);
  • ишемическая (вызывается нарушением кровообращения в мозгу малыша);
  • диабетическая («побочный эффект» сахарного диабета).

Исходя из этого, очевидны основные причины ПЭП: хронические и наследственные заболевания, неправильный образ жизни будущей матери, патологии беременности и родов (токсикоз, угроза прерывания, стремительные или затяжные роды, родовые травмы и т.п.). Собственно, энцефалопатия – понятие очень нечеткое, размытое, это некое заболевание головного мозга, а какое именно – врачи обязательно должны уточнять и расшифровывать, исходя из причины его возникновения. Кроме того, следует отметить, что неонатологи и неврологи часто ошибаются с диагнозом ПЭП у новорожденных, поскольку за первые 7 дней жизни очень сложно уверенно судить о состоянии здоровья малыша, который, кроме плача, ни о чем не может сказать. Поэтому у многих деток в амбулаторной карте есть записи о выявлении в неонатальном периоде симптомов ПЭП, на самом деле ничем не обоснованные. Врачи просто перестраховываются, диагностируя у малышей энцефалопатию, которая либо проходит без следа уже в первые несколько месяцев жизни крохи, либо ее не существовало изначально.

Но вместе с тем знать о возможных последствиях этого грозного диагноза нужно для того, чтобы суметь вовремя заметить опасные признаки и не дать развиться осложнениям со стороны нервной системы. Итак, перинатальная энцефалопатия опасна такими последствиями:

  • болезни со стороны центральной нервной системы;
  • задержка развития ребенка (в частности, психомоторного и речевого);
  • нарушения в работе внутренних органов;
  • невозможность длительное время концентрировать внимание, отсутствие усидчивости.

Симптомы ПЭП у ребенка

Течение ПЭП предполагает острый и восстановительный период. Первый длится с рождения до 1 месяца, второй – с 1 месяца до 1 года (или до 2 лет у недоношенных деток). Симптомы заболевания для этих двух периодов различны.

В остром периоде характерны синдромы угнетения нервной системы (вялость, слабость мышц, угасание рефлексов), судороги, повышенная нервная возбудимость, гидроцефалия, коматозный синдром.

Восстановительному периоду присущи такие симптомы, как задержка в развитии ребенка, двигательные нарушения, сбои в работе внутренних органов, эпилептический синдром.

Лечение ПЭП у ребенка

Мнения врачей нашей страны в отношении ПЭП разделились на две группы. Одни считают, что пэп – тяжелая болезнь, которую нужно лечить медикаментозно, и чем раньше, тем лучше. Другие полагают, что детский организм в большинстве случаев в состоянии справиться с данной проблемой самостоятельно, и здесь нужна выжидательная тактика.

Медицинская литература гласит, что ПЭП требует лечения лекарствами только в остром периоде, в восстановительном же они неэффективны и ребенок до года нуждается лишь в массажах, физиотерапевтическом лечении, фитотерапии, коррекции режима. В любом случае подход к лечению определяет невролог исходя из состояния тяжести поражения нервной системы.



Рассказать друзьям