План мероприятий для инвалидов в доме культуры. Выставки муниципальных библиотек ельца к международному дню инвалидов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Утвержден как праздник много лет назад. Отмечается каждый год 3 декабря. Главная задача праздника - привлечь внимание общества к проблемам инвалидов. Люди, у которых есть материальная возможность, должны оказывать посильную помощь.

Забота об инвалидах

Мероприятия ко Дню инвалидов надо проводить обязательно, потому что в этот день каждый должен почувствовать, что общество о нем помнит. В этот день обычно проходят различные собрания и концерты в школах, университетах, обществах инвалидов, благотворительные мероприятия и посещение людей, прикованных к постели. Кстати, именно о последней категории людей с ограниченными физическими возможностями общество иногда забывает.

Такие члены общества наименее социализированы, поэтому в этот день к ним надо проявить особенное внимание и участие. Понимая, что материальное обеспечение инвалидов в нашей стране достаточно слабое, в гости к ним всегда стоит приходить с подарками или

Мероприятия ко Дню инвалидов

Во многих городах в этот день проходят собрания в городских советах. Участие в собраниях принимает городское руководство, представители а также творчески одаренные дети-инвалиды. Да, это люди с ограниченными физическими возможностями, но у большинства из них есть множество талантов, которые они стараются развивать, чтобы как-то проявить себя в жизни. В рамках таких собраний дети читают собственные стихи, декламируют стихотворения известных авторов, поют, участвуют в выставках рисунков и поделок. Часто именно в такой торжественной обстановке получают грамоты за победы на городских и областных конкурсах. На День инвалида сценарий мероприятия утверждается заранее.

Как провести праздник для инвалидов?

Чтобы успешно провести для аудитории собрание на День инвалида, сценарий мероприятия следует разрабатывать заранее. Во-первых, за пару недель до проведения мероприятия вывешивается объявление, в котором указывается дата, время и тема собрания. Люди должны знать про мероприятия ко Дню инвалидов. О чем обязательно надо сказать на этом празднике жизни? Для удобства и разнообразия привлекается два или три ведущих. В начале праздника каждый ведущий здоровается и приветствует всех собравшихся, особенно инвалидов. Далее речь ведется о том, что скоро (или сегодня) отмечается День инвалидов. Ведущий подчеркивает, что хоть на улице и зима, но этот день можно считать по-настоящему весенним, потому что все общество в этот момент становится чуточку добрей и благородней. Обязательно надо рассказать про историю образования этого праздника. Такую информацию мало кто знает, поэтому это заинтересует всю собравшуюся аудиторию. Этот день образован по воле ООН в 1980-е годы.

Также ведущие обращают внимание на то, что на благо людей с ограниченными физическими возможностями надо работать постоянно, каждый день и час, потому что качество жизни инвалидов показывает уровень развития А 3 декабря просто подводятся итоги сделанного за год. После этого стоит уделить внимание талантливым детям. Несколько песенных выступлений будут очень кстати. Потом ведущие снова выходят на сцену и рассуждают о том, что инвалиды - это такие же люди, как и все остальные, только они нуждаются в большем внимании со стороны окружающих. После этого дети-инвалиды читают стихотворения. Праздник заканчивается вручением подарков и общей фотографией.

Библиотечные мероприятия на День инвалидов

На День инвалидов мероприятия в библиотеке тоже проводятся. В основном это лекции, беседы, выставки картин и фотографий. Библиотека - это место, где каждый день собирается много людей, особенно студентов и учеников школ, поэтому на мероприятия ко Дню инвалидов в этих заведениях соберется большая аудитория. В библиотеках часто в эти дни проводятся акции под названием "От сердца к сердцу". Цель таких мероприятий - благотворительный от тяжелых болезней. К сожалению, многие заболевания невозможно вылечить в отечественных больницах. У бедных родителей часто не хватает средств на лечение своих детей, поэтому они обращаются за помощью в благотворительные фонды.

Мероприятия, посвященные Дню инвалидов, не обязательно проводить именно 3 декабря. Неплохо соединить беседу ко Дню инвалидов с празднованием Международного дня защиты прав человека 10 декабря, потому что права инвалидов сегодня защищены слабо.

В 1992 году в конце Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983-1992) Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни.
В этот день государственные и негосударственные организации объединяют силы, проводятся мероприятия и конференции, поднимаются вопросы, призванные улучшить качество жизни людей с ограниченными возможностями.

В преддверии Международного дня инвалидов, в детской библиотеке-филиале №3 была оформлена выставка, посвященная этой проблеме.

В России, по официальной статистике, более 9 млн. людей с ограниченными возможностями. Чтобы обратить внимание читателей на эту проблему, были отобраны книги, где либо главные герои являются инвалидами, либо упоминаются люди с такими проблемами.

Детская библиотека призывает всех людей относиться терпимее и уважительнее к людям-инвалидам, помогать и оберегать их.


Международный день инвалидов напоминает всем о людях, нуждающихся в поддержке и помощи, но в то же время мужественных, крепких духом. Этот день необходим нашему обществу для того, чтобы обратить внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями и для того, чтобы восхититься их необыкновенной силой духа, целеустремленностью. Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковое достоинство и права. И очень хочется, чтобы между людьми был позитивный диалог.

Этому дню в библиотеке-филиале №2 посвящена выставка «Диалог любви и понимания». На ней в фойе библиотеки читатели могут более подробно узнать об этой дате, познакомиться с книгами и журнальными публикациями, в которых тема жизни людей с ограниченными возможностями стоит особенно остро.

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью, членом коллектива.

В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование содержания и методов организации праздничных форм деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка.

Одновременно с этим одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. И немаловажную роль в этом процессе играет организация праздников для этой категории детей.

Создание оптимальных условий для успешной адаптации детей-инвалидов путем проведения для них праздников является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур.

Цель моего выступления - обобщение опыта работы по проведению, организации и подготовке праздников для детей с ограниченными возможностями на примере праздничных мероприятий, проводимых в Санкт-Петербурге.

Для решения поставленной цели определены следующие задачи:

1) определить сущность и понятие детского праздника, выявить его значение для культурно-образовательного развития детей;

2) проанализировать опыт работы по подготовке, организации и проведению праздников для детей с ограниченными возможностями на примере коррекционных школ и интернатов.

Как вы знаете, праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-нормативных установок. Праздник относится к тем типам систем, организация которых предполагает творческое и эмоционально-оценочное участие человека. Это особый вид игровой деятельности человека, посредством которого он выражает свое эмоционально-эстетическое отношение к наиболее значимым общественным и экзистенциальным смыслам и ценностям, творчески объективируя это отношение в символических атрибутах и формах поведения.

Термин «праздник» также часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют, т.е. художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой - разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

Абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

Свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

Наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге - развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие ребенка. И действительно, диапазон задач детских праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, детских клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему детских праздников.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания.

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности - это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности - общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.

Творческая деятельность - это деятельность человека, в ходе которой он создает нечто новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства. В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребенка. Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности, т.е. организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития он входил в социальную жизнь.

Ведущим видом деятельности у детей является деятельность репродуктивная, т.к. ведущий вид мышления - наглядно-действенный, наглядно-образное только формируется, а словесно-логическое мышление на данном этапе развития практически отсутствует. Дети все действия выполняют «по шаблону», их мышление очень конкретизировано, и как следствие этого говорить о творческой деятельности еще рано. На данном этапе формируются предпосылки для развития творческой деятельности в последующем. Основой любого праздника является музыкальная деятельность . В массовом проявлении она состоит из песен и танцев.

В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия, крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.

Не последнюю роль в празднике для детей играет речевая деятельность , которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. Чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и необходима, т.к. это создает богатейшие возможности для развития речи, создает так необходимую для детей со сниженным слухом речевую среду; ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.

Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность , в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.

Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

Общение , как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и конечно же между самими детьми. И очень важная задача - создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных», так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка - праздник - не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.

Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.

Детские праздники - комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. Детские праздники - не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно - просветительской программы.

В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение). Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребенка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение в общество детей с ограниченными возможностями. Для нормальной адаптации ребенка с когнитивными нарушениями важно, чтобы у него формировалась правильная оценка окружающих и себя, воспитать нравственное отношение к окружающим. Одной из форм социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является праздник.

Здесь необходимо решить две основные задачи:

Создать условия, которые позволят каждому ребенку с когнитивными нарушениями реализовать себя, помогут стать уверенными в себе и жить в тесном контакте с другими людьми;

Помочь окружающим- педагогам, членам семьи, соседям школьникам - принимать, уважать детей с когнитивными нарушениями, доброжелательно относиться к ним, ценить их возможности и способности.

Эти основные задачи можно разделять на более частные творчеством - важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы:

1. Помощь в решении проблем полноценного социального функционирования, способствующая овладению комплексом социальных ролей, норм и правил поведения (социально-бытовая адаптация).

2. Максимальное вовлечение ребенка в социум (организация совместной деятельности детей, имеющих когнитивные нарушения с нормально развивающимися сверстниками, расширение круга общение у детей, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе).

3. Формирование и удовлетворение культурных запросов детей с проблемами в развитии, расширении зоны их творческих возможностей, круга интересов.

4. Оказание эмоциональной и психологической поддержки ребенку с когнитивными нарушениями, активизация его жизненных сил.

5. Помощь в определении возможностей и способностей ребенка.

6. Информационная помощь.

7. Изменение негативных установок здоровых людей по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Решение данных задач в ходе проведения праздника требует особого подхода к его организации.

Подготовка и проведение праздника для детей с ограниченными физическими возможностями - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и, конечно же, детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Рассмотрим сначала общие особенности организации детских праздников, а затем выделим специфику организации праздников конкретно для детей с ограниченными возможностями.

Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - проведение праздника.

VI этап - подведение итогов.

VII этап - последействие праздника.

I. В организации, занимающейся проведением праздников для детей (это может быть школа, интернат, какая-либо социальная организация) в начале года проводится собрание, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей.

III. Когда сценарий готов, детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, знакомые, дети из и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи взрослых будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, уличных площадок, парков и т. д, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенное и украшенное место проведения полно зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI. Это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи взрослых выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII. Последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.

Удачное проведение праздника для детей определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Поэтому зал (если мероприятие в помещении) заранее подготавливается и украшается, чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли движения, чтобы дети привыкли к ним.

В выступлениях участвуют все дети. Это достигается, прежде всего тем, что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок выступает индивидуально или с небольшой группой детей. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях.

Разнообразна деятельность взрослых на празднике. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы, в которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому воспитанию и т.д. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике может занять очень много времени. А праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество утомляет детей, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Таким образом, мы рассмотрели общие этапы организации и проведения праздников для детей, выделили особенности подготовки и проведения праздников с точки зрения использования в нем различных видов деятельности.

А теперь позволю себе на основе изложенного материала сформулировать методические рекомендации по проведению детского праздника. Изучение опыта работы по подготовке и проведению детских праздников позволяет нам выделить следующие методические рекомендации:

1. Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.

2. Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.

3. При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.

4. При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.

5. При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.

6. Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.

7. Праздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.

8. В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

9. В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

10. После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.

11. В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.

Подготовка и проведение праздников для детей с ограниченными возможностями имеет свои особенности:

1. Здесь должны участвовать не только родители, педагоги или воспитатели, но и специалисты, которые хорошо знают специфику работы с каждой группой людей, имеющих различные заболевания: опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, слуха, центральной нервной системы и др., а также квалифицированный обслуживающий персонал, медперсонал.

2. Организация мероприятия должна проходить так, чтобы детям с различными недугами дать максимум возможностей для самореализации, самосовершенствования, самоутверждения.

3. Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями не чувствовали себя выпавшими из мира «нормальных» людей, не испытывали недостатка в общении, праздники должны проводиться не только для конкретной аудитории, но и быть интегрированными, когда создаются равные возможности для детей с когнитивными нарушениями и без них. Совместная деятельность здоровых и «особых» детей стимулирует рост последних. Радость, полученная от праздника, поднимает жизненный тонус, создает положительный эмоциональный настрой, что немаловажно в их повседневной жизни. Таким образом, расширяются зоны творческих возможностей и круг интересов особенных детей. Общаясь совместно, дети получают бесценный для них социальный опыт, и при этом культурно развиваются.

5. Праздники для детей с ограниченными возможностями могут принимать форму спортивных и туристские мероприятий (различные спартакиады, фестивали, соревнования), творческих фестивалей и конкурсов, экскурсий, тематических и календарных мероприятий, празднования дней рождения и иных торжеств. Литературные вечера, конкурсы, праздники и игровые программы, фольклорные праздники, Дни милосердия, Недели здоровья, театрализованные спектакли, благотворительные акции и другие праздничные мероприятия дают возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, дают возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником. Включение в социальную среду помогает «особым» детям овладеть комплексом социальных ролей, нор и правил общежития, преодолеть чувство отверженности. Радость, полученная от праздника, поднимает настроение, создает положительный настрой, что очень важно, потому что сначала дети воспринимают мероприятие пассивно, но постепенно они раскрепощаются.

6. Праздник для детей с ограниченными возможностями может состоять из мастер-классов, арттерапевтических творческих мастерских (керамики, деревообработки, изобразительного искусства, пения и др.), специальных спортивно-оздоровительных мероприятий (эстафеты, соревнования по дартс, армреслингу, гиревому спорту, ринго, с мячами и др.) терапевтических хороводов, танцев, мероприятий с элементами энималотерапии, в т.ч. иппотерапии.

7. Обязательным условием проведения праздников для детей с ограниченными возможностями является создание теплой, творческой атмосферы.

8. Необходимо помнить и о специальной технической подготовке подобных мероприятий: организация специализированного транспорта до места проведения праздника, обеспечение специализированными пандусами и подъемниками для беспрепятственного передвижения участников по территории, специализированными туалетами.

Таким образом, мы видим, что для организации праздников для детей с ограниченными возможностями характерны не только общие правила при подготовке подобных мероприятий, но и то, что данная деятельность имеет ряд специфических особенностей.

Нужно отметить, что на сегодняшний день в Санкт-Петербурге есть определенный и положительный опыт функционирования с целью удовлетворения детского населения с ограниченными возможностями в их потребностях культурной организации досуга, развитии творческих способностей, восполнении недостатка в общении. Широко распространена организация массовых праздников для детей-инвалидов, имеются специализированные центры художественного творчества,

спортивные организации и отделения дополнительного образования.

Особо хочется отметить Всероссийский фестиваль спорта и творчества «Радуга
цветов», проводимый Специальным Олимпийским Комитетом, Международный
фестиваль «Шаг навстречу», концептуальной особенностью которого является
объединение в единых творческих программах детей с ограниченными возможностями
и звезд классического искусства, международный фестиваль «Это нормально - быть
разными», который проводит РОО инвалидов «Аревик».

Цель таких фестивалей - реабилитация инвалидов (в том числе и детей) средствами искусства и спорта в процессе творческой и физической деятельности, выявление талантливых детей-инвалидов, привлечение их к активному участию в спортивной и культурной жизни города и страны.

Праздничные мероприятия для детей-инвалидов объединены общей целью - дать возможность «особым» детям возможности для самореализации, развития в них творческого начала, восполнение недостатка в общении как друг с другом, так и с миром здоровых детей (практика интегрированных мероприятий), возможность почувствовать себя равноправными членами общества, возможность не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником. Включение в социальную среду помогает «особым» детям овладеть комплексом социальных ролей, норм и правил общежития, преодолеть чувство отверженности.

Праздник - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Но праздник для детей - это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.

Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности - общение. Мы отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Можно сделать вывод, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей.
Я призываю вас, дорогие коллеги, к тесному сотрудничеству и благодарю за внимание.

  • Назад
  • Вперёд
Обновлено: 21.08.2019 10:14

You have no rights to post comments

Международный день инвалидов отмечается ежегодно 3 декабря. Главная задача праздника - привлечь внимание общества к проблемам инвалидов. Уже традиционно в России всю первую десятидневку месяца проводится декада инвалидов.

В мероприятиях участвуют люди с физическими, сенсорными, интеллектуальными или психическими нарушениями. К празднованию присоединяются все те, кому не безразлично полноценное участие людей с ограниченными возможностями в развитии общества и государства в целом.

3 декабря в Центральной районной библиотеке начала свою работу книжная выставка «Люди с железным характером».

На выставке представлены книги, журнальные и газетные статьи, в которых тема жизни людей с ограниченными возможностями стоит особенно остро, а так же художественные произведения писателей, которые, имея физические ограничения здоровья, создали прекрасные произведения, любимые читателями разных поколений.

5 декабря в передвижном пункте книговыдачи детского сада «Радуга» для воспитателей и их помощников была проведена презентация книги Нико Вуйчича «Неудержимый». Библиотекарь Центральной районной библиотеки Картапова О.Н. рассказала присутствующим, что Ник Вуйчич родился без рук и ног, но живет полноценной и насыщенной жизнью, получил два высших образования, самостоятельно печатает на компьютере, занимается серфингом, увлекается рыбалкой.

Его книга – это вдохновляющий, эмоциональный рассказ о том, как преодолеть трудности, отчаяние, поверить в себя и быть счастливым.

В рамках акции «Откроем, друг друга сердца», приуроченной к Декаде инвалидов, библиотекарь Октябрьской библиотеки Азизова Г.Р. провела подворных обход инвалидов , проживающих в посёлке Октябрьский. Среди людей, нуждающихся в особом внимании, есть и дети.

Назметдинова Альбина – инвалид детства, она активная и жизнерадостная девочка, любит рисовать, слушать музыку и сказки.

Библиотекарь принесла ей для ознакомления журналы, книги и небольшой подарок для творчества.

Введенско-Слободская библиотека п одготовила для своих читателей выставку-призыв «Добрым словом согреем друг друга». Здесь можно познакомиться с интересными материалами, информацией из периодики о мужественных людях, с добрым сердцем и сильных духом.

3 декабря заведующие Русско-Макуловской и Татарско-Макуловской библиотек Першина Надежда Александровна и Хисамова Мадиня Вагизовна в содружестве с социальным работником Шадровой Марией Николаевной посетили своих постоянных подопечных.

Первым, кого они посетили, был ветеран и инвалид Великой Отечественной войны Александр Иванович Махнин.

Для него специально библиотекари принесли краеведческую папку «От прошлого к будущему» с фотографиями прошлых лет существования всех организаций села Макулово. На одном из фото совхоза «Знамя Ленина» Александр Иванович увидел себя. Это был период его работы бригадиром. Многих не узнанных ранее людей на фото ветеран помог обозначить, за что библиотекари были ему очень благодарны. В ходе просмотра альбома, Александр Иванович делился воспоминаниями о послевоенном периоде восстановления сельского хозяйства в селе. Хорошо помнит момент, когда сельскую церковь разбирали на строительные материалы для возведения первой мастерской строящейся тогда МТС.

С ветераном всегда очень уютно и интересно беседовать. В следующую встречу библиотекари обещали показать презентацию о нем самом «Он воевал, чтобы жить в мире….», созданную на основе его домашних фото, познакомить с архивными документами сайта «Мемориал», где были обнаружены записи о дате его гибели и месте захоронения в братской могиле. Суматоха войны многое перепутала в жизни людей, случилась своя история и с Александром Ивановичем. Но вопреки всем испытаниям, он жив, окружен заботой родных и радуется каждому новому дню.

В этот же день навестили Галихановых Амину Даутовну с дочерью Розой. Познакомили их с сельскими и районными новостями. Мадиня Вагизовна принесла свежие журналы «Соембике», которые очень по душе Амине-апе.

Следующая встреча состоялась в доме Додоновой Лидии Андреевны. Она приготовила для библиотекарей фотографию коллектива «Сельхозтехники», датированную мартом 1977 года. Лидия Андреевна обменяла прочитанные номера газеты «Святой покров» на более новые.

С целью воспитания в детях и подростках чувства сострадания, соучастия, желания бескорыстно совершать добрые дела макуловские библиотекари для воспитанников пришкольного интерната Макуловской школы провели беседу «Твори добро на всей земле».

Начало беседе положили строчки стихотворения А. Лесных:

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтоб сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живем на земле.

Добро, доброта, милосердие вырабатывались в течение многих лет для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

Ребята отвечали на вопросы о значении понятий «добро» и «зло». Это основные понятия человеческой морали, которые часто встречаются в пословицах и поговорках. Вспоминая и озвучивая их, они объясняли смысл пословиц, как их понимают. При этом активно помогали друг другу, выполнить задание.

С большим вниманием слушали древнюю китайскую сказку об императоре, который решил спасти птиц, узнав что мальчишки стреляют в них из рогатки. Он приказал слугам, чтобы ему принесли живых птиц. Птиц принесли очень много, но этот необдуманный шаг оказался отнюдь не добрым. Спасая птиц, император не подумал о птенцах, которые умирали от голода без опеки своих родителей. Суть сказки в том, добрые поступки должны быть обдуманные, чтоб они не приносили никому вреда.

Узнав сюжет сказки, ребята сами начали приводить подобные примеры из жизни и обсуждали их между собой. В заключении, все пришли к единому мнению, что даже маленькие дети должны знать: добро надо делать с умом.

В продолжении мероприятия Мадиня Вагизовна предложила учащимся обзор книг, созвучных этой теме. Их вниманию были предложены книги: «Судьба Султангарая» Ш.Еникеева, «Красота» А. Еники, «Упругие паруса» Ф. Яруллина.

Во всех этих книгах герои с физическими недостатками борются за свое счастье и место в жизни среди здоровых, как мы с вами людей. И часто преградой к достижению цели становится безразличие к ним людей.

В завершении, все дружно перечислили правила доброты, которые необходимо знать всем людям и, передавая из рук в руки цветок доброты со словами «Я чувствую себя счастливым, когда…», продолжили предложение, выражая свои мысли о счастливой жизни.

Есть надежда, что состоявшаяся беседа была не только актуальной, но и полезной, заставив ребят задуматься о ценностях жизни.

В Русско-Макуловской библиотеке вниманию посетителей представлена выставка творчества инвалида детства Савельевой Евгении «Добрых рук творенье».

При очень сложном заболевании, передвигаясь при помощи инвалидной коляски, Женя остается очень жизнерадостной и позитивной девушкой. Она овладела компьютером, но не оставила занятие чтением, предпочитает любовную лирику и иронические детективы. С удовольствием читает журналы. В последние два года стала увлекаться вышивкой крестом и бисером. Удивляет ее терпеливость и упорство. Каждую работу, как бы это, не было трудно, она обязательно доводит до конца.

Сама Евгения такая улыбчивая, светлая, приветливая, и не скажешь, что это инвалид, измученный недугами. И работы такие же – яркие, красочные, излучающие тепло и добро. Возле каждой работы надолго задерживаешься, любуешься, удивляешься и восторгаешься ее талантом.

Настя Яковлева посещает Русско-Макуловскую библиотеку с малого возраста. Раньше Настя вместе со своей подругой Таней Родионовой (по велению судьбы они обе инвалиды детства), приходили вместе, просматривали журналы, выбирали понравившиеся книги и журналы для домашнего чтения. Тане книги читала мама, а Настя читает самостоятельно.

Став уже взрослыми, неразлучные подруги продолжали всегда вместе посещать библиотеку и мероприятия. Приятно было видеть, что обычные дети и подростки всегда были с ними приветливы и внимательны, что говорит о толерантном отношении к людям особых возможностей. Читатели библиотеки всегда восхищались рисунками и поделками, выполненные Таней и Настей по мотивам прочитанных произведений.

В этом году Таня ушла из жизни, и Настя немного заскучала, но библиотеку стала посещать все чаще, выбирая книги для себя и родителей. Как-то в общении с библиотекарем, она заметила, что ходить ей больше некуда и библиотека для нее как спасательный круг от скуки.

Отрадно отметить, что ее интересы и запросы стали намного шире - все чаще она стала обращать внимание на книги историко-краеведческого содержания. Вместе с мамой Анной Алексеевной, она любит просматривать красочные книги и альбомы о городе Казани, культурно-исторических заповедниках Свияжске и Болгар, энциклопедические издания естественно-научного содержания, периодически берет журнал «Казань». Кроме этого она ждет каждый новый номер журналов «Мне 15», «Ромео и Джульетта» и «Свирель».

Особый интерес у Насти к публикациям с иллюстрациями о домашних кошках, которых она очень любит и может долго рассказывать о нраве и повадках своей любимицы.

Посетив библиотеку в очередной раз, Настя познакомилась с папками и альбомами по истории села Макулово и Сеитово, откуда родом ее родители, а для домашнего чтения выбрала подарочное издание «Национальная библиотека Республики Татарстан» и полюбившиеся ей журналы о природе и животных.

В Районной детской библиотеке открыла свою работу книжная выставка «Мир за твоим окном».

На выставке посетители могут посмотреть красиво иллюстрированные сказки и повести, герои которых не похожи на других, или просто отличаются от других людей такие как: «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсена, «Дети подземелья» и «Слепой музыкант» В.Г. Короленко, «Как закалялась сталь» Н. Островского и другие.

Вниманию родителей представлены материалы журнала «Здоровье детей», с информацией о помощи детям - инвалидам.

Артур страдает ДЦП и учится в Казани в специализированной школе-интернате №4. Приезжает домой только на выходные, но при этом всегда старается заглянуть в библиотеку. Артур очень любит зверей, особенно собак, поэтому он с интересом рассматривал серию книг «Для тех, кто любит собак».

Вскоре к Артуру, присоединились Лужаёв Глеб и Иванов Денис. Заведующая библиотекой Любовь Дряхлова прочитала им рассказ Веры Чаплиной «Кинули» о том как маленький львёнок выживал среди людей, после того как мама-львица отказалась от него. Затем ребята посмотрели мультфильм «Маугли» и выбрали книги для домашнего чтения.

5 декабря, библиотекарь Коргузинской сельской библиотеки Любовь Грачева совместно с педагогом организатором Коргузинской школы Юлией Денисовой и учащимися 5-6 класса посетили на дому инвалида – детства Алексея Яцуту.

Алексей был очень рад встрече с гостями, он добрый, жизнерадостный парень, приветливо улыбается, смущаясь, отвечает на простые вопросы.

Ребята прочитали для него стихотворения о добре и добрых поступках. Анастасия Денисова вместе со своей мамой подготовили поделку «Цветы» и со словами приветствия «Здоровья, удачи, тебе друг!» вручили Алексею.

Библиотекарь преподнесла небольшой подарок и принесла для просмотра журналы, которые он очень любит смотреть.

Уходя гости пожелали Алексею и его семье доброго здоровья, по - больше радостных минут.

6 декабря в Кураловском сельском поселении личный приём граждан вёл Глава Верхнеуслонского муниципального района Зиатдинов М.Г .

На приём пришли родители с детьми и, пока родители обращались к главе со своим вопросом, дети могли почитать книги и поиграть в сельской библиотеке. Одним из них был Зязин Саша (мальчик страдает синдромом Дауна). Саша просматривал книги, складывал пазлы и играл в воздушные шарики.

Досуговую деятельность принято понимать какосознанную и направленную активность человека, в которой удовлетворяются потребности в познании собственной личности и социальной действительности, в результате чего повышается способность к самовыражению и удовлетворению личностных интересов.

При организации досуговой деятельности инвалидов в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей, необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства, учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения.

Законодательство Российской Федерации закрепляет право каждого человека на культурную творческую деятельность, свободный выбор нравственных, эстетических и других позиций, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам и т.п., право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов. В федеральном законодательстве также определены обязанности государства в области культуры, в том числе, по обеспечению доступности культурных ценностей для всех граждан.

В Концепции социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации (1997) отмечено, что государственная политика в отношении людей с ограниченными возможностями, как одной из наименее социально защищенных категорий населения является важнейшей составляющей социокультурной политики страны, учитывает особенности здоровья данной категории, специфику современной общественной ситуации, характер и степень дифференцированности различных групп инвалидов, опирается на правовые основания, что является необходимым условием конструктивной организации культурно-досуговой деятельности инвалидов.

В отношении людей с ограниченными возможностями, культурно-досуговая деятельность, представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов, обладающий личностно-развивающим характером, социально-ценностной ориентацией и самореализацией.

Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации инвалидов, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

Недостаточная развитость инфраструктуры досуговой деятельности инвалидов может проявлять себя в таких характеристиках, как низкий уровень доступности, а, нередко, и просто недоступность многих учреждений культуры в силу их неприспособленности для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями (слабовидящими, слабослышащими, колясочниками и др.); отсутствие или весьма ограниченное число специализированных спортивных сооружений, оснащенных соответствующим оборудованием для различных групп инвалидов; отсутствие систематической подготовки профессиональных организаторов досуга, спортивных тренеров для соответствующих групп инвалидов; слабое методическое и техническое обеспечение данной области деятельности.


В жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями присутствует социально-культурное отчуждение, которое связано не столько с количеством социальных связей человека, сколько с их качеством. Социально-культурное отчуждение - это отсутствие или разрыв значимых для человека связей с обществом или культурой.

Социально-культурному отчуждению способствуют:

Трудности адаптации инвалида с врождённой или приобретенной инвалидностью к обществу (ограниченные физические и интеллектуальные возможности, недостаток образования или коммуникативных качеств и навыков);

Неадаптированность общества к насущным потребностям человека с ограниченными возможностями (ориентация общества на бездуховные ценности наживы, потребления, агрессия, отсутствие условий для развития и самореализации личности, в том числе наличие физических и психологических барьеров).

Человек с инвалидностью очень часто встречается с трудностями, которые способствуют его удалению от общества и замыканию в себе, формируя «проблемное поле», в котором присутствуют: ограниченный доступ к учреждениям культуры и спорта; дефицит общения; отсутствие организации досуга.

Проблема социально-культурного отчуждения в отношении инвалидов достаточно сложна. С одной стороны причиной отчуждённости является их неадаптированность к обществу, как следствие ограниченных физических возможностей. С другой стороны - общество не отвечает сущностным потребностям развития инвалида. Причиной социально-культурного отчуждения может быть также процесс становления юной личности, который часто связан с противопоставлением себя обществу. Основой для преодоления социально-культурного отчуждения инвалида является социально-культурная реабилитация.

Социально-культурная реабилитация - это целостный комплекс мероприятий, имеющих целью оказание помощи инвалиду в достижении и поддержке оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Социальная независимость инвалида подразумевает достижение им максимально возможного уровня самостоятельного участия в культурно-досуговой деятельности, позволяет ему использовать свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения. Осуществление социальной независимости инвалидов является одной из главных задач специалистов по социальной работе, создающих условия для активного приобретения знаний и умений, раскрывающих способнос-ти и возможности инвалидов, активизирующих и стимулирующих их участие в личностно значимой культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговую деятельность инвалидов составляет общение, отдых, вечера встреч, прогулки, физкультурно-оздоровительная деятельность (игра в шашки, шахматы, дартс, теннис и др.), интеллектуально-познавательная деятельность активного (чтение, экскурсии, занятия в кружках, студиях, издание газеты) и пассивного характера (просмотр телевизора, прослушивание музыки и др.), любительская деятельность прикладного характера (шитьё, фотодело, тестопластика, конструирование, моделирование), активная общественная деятельность.

Отечественный и зарубежный опыт решения проблем социальной адаптации и социально-культурной реабилитации инвалидов средствами культуры, спорта и искусства свидетельствует об эффективности соответствующих программ и технологий, о их возможностях обеспечения интеграции молодых людей с ограниченными возможностями в социальную и культурную жизнь.

Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается во многом благодаря клубам для инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для людей с ограниченными возможностями.

Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского, и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

Клуб создаётся для удовлетворения интересов его участников, членство в котором является добровольным, и каждый человек выступает как индивид, поведение и взаимодействие которого с другими людьми определяется его внутренними качествами (Г.П. Щедровицкий).

Одним из направлений деятельности клубов для людей с ограниченными возможностями является творческая реабилитация - процесс, способствующий развитию личностного потенциала молодого человека благодаря различным видам художественной деятельности, направленной на приобщение к творчеству, накопление знаний в его различных направлениях; приобретение практических умений и навыков, развитие художественных способностей, речи, моторики, логоритмики, вкуса.

Примером клубной работы могут служить клубы - «Бисероплетение», «Изонить», «Мягкая игрушка», «Тестопластика», «Вышивание», эффективной может быть деятельность клубных объединений, развивающих техническое творчество, а также вокальные, хореографические, театральные способности инвалидов.

Для успешной реабилитационной работы клубов может быть организована кружковая работа, проведение фестивалей творчества, выставки работ. Целью деятельности клубных объединений является формирование у инвалидов ориентации на совместную творческую деятельность как средства развития, самореализации и интеграции в общество.

Особое место в системе досуговой деятельности инвалидов принадлежит различным видам спорта - как массово-оздоровительного, так и соревновательного. Спорт представляет собой многочисленные и многообразные комплексы физических упражнений, направленных на физическое развитие человека, заполнение досуга, достижение физического совершенства, отражающего определённые представления о телесной красоте, пластической свободе и здоровье человека.

Спорт - важнейший феномен современной культуры и, в соответствии со ст. 18 ФЗ «О культуре и спорте в РФ» от 9.10.1992 №3612-1 основной целью вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом является повышение их двигательной активности. В документе определяется, что двигательная активность - это непременное и определяющее условие всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалида.

Адаптивный спорт помогает укрепить здоровье, обрести уверенность в себе, развить коммуникативные навыки, повысить самооценку. Среди адаптивных видов спорта большую популярность обрели борьба, настольный теннис, сидячий волейбол, баскетбол на колясках, дартс, лёгкая атлетика, конный спорт, спортивная езда на велоколясках. Основная задача адаптивного спорта - вовлечение в занятия спортом как можно большего числа людей с ограниченными возможностями. В массовом адаптивном спорте инвалиды получают возможность для полного раскрытия своих возможностей, установить контакты с другими людьми, осуществить взаимодействие с другими общественными организациями.

Глухие и слабослышащие инвалиды принимают участие в таких видах массового спорта как футбол, лыжи, коньки, стрелковый, велосипедный спорт, теннис, шахматы, гребля, бокс, плавание, классическая борьба, легкая атлетика. Незрячие инвалиды участвуют в соревнованиях по лёгкой атлетике, плаванию, гребле, туризму, лыжах, освоена новая спортивная игра для незрячих - роллинсбол (командная игра с озвученным мячом).

Всё большую популярность приобретают Паралимпийские игры, целью которых является пропаганда олимпийского движения, привлечение внимания общественности к проблемам молодых инвалидов, активизации деятельности государственных, общественных и других организаций в решении проблем по укреплению здоровья и адаптации к жизни в обществе молодых людей с ограниченными возможностями. Для успешного выступления круглогодично проводятся тренировки спортсменов, летние и зимние игры на местном, региональном и национальном уровнях.

Паралимпиада - олимпийские игры инвалидов - в мире считается выдающимся событием. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, который ввел спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Во время Второй мировой войны на базе Сток-Мандевильского госпиталя Людвиг Гуттман им был основан Центр лечения спинных травм, где были проведены первые соревнования по стрельбе из лука для спортсменов на креслах-каталках. 28 июля 1948 года - группа инвалидов, которая состояла из 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих, впервые за всю историю спорта взяла в руки спортивное снаряжение. В 1952 году голландские военнослужащие присоединились к движению и основали Международную спортивную федерацию людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В 1972 году в Торонто в соревнованиях приняло участие более тысячи инвалидов из 44 стран. Участвовали только спортсмены-инвалиды на колясках, а с 1976 года к спортсменам со спинными травмами присоединились спортсмены других групп повреждений - инвалиды по зрению и люди, перенесшие ампутацию конечностей.
С каждыми следующими играми возрастало число участников, расширялась география стран, увеличивалось количество видов спорта. В 1982 году появился орган, способствовавший расширению Паралимпийских игр - Международный Координационный Комитет Всемирной Организации спорта инвалидов. В 1992 году, его правопреемником стал Международный Паралимпийский Комитет (МПК). Сейчас в Международный Паралимпийский Комитет входят 162 страны.

Паралимпийских видов спорта семнадцать: стрельба из лука, легкая атлетика,велосипедный спорт, выездка, фехтование, дзюдо, тяжелая атлетика, стрельба, футбол, плавание, настольный теннис, баскетбол кеолюсочников, регби и теннис колясочников, волейбол, лыжный кросс и хоккей с шайбой.

В России Параолимпийское движение существует более 20 лет, действует Параолимпийский комитет и Федерация физической культуры и спорта инвалидов России. В 1988 году Россия впервые приняла участие в Параолимпийских играх в Сеуле. По итогам парлимпийских игр - 2010 в Ванкувере сборная команда олимпийцев России заняла 2 место в общекомандном зачете, завоевав 38 медалей.

Начиная с 2000 года спортсменам-победителям и призерам Параолимпийских игр, а с 2003 года - победителям и призерам Сурдоолимпийских игр и тренерам, осуществлявшим их подготовку, выделяются денежные вознаграждения. Совместно с Параолимпийским и Сурдоолимпийским комитетами России подготовлены списки ведущих инвалидов-спортсменов, кандидатов на президентские стипендии.

Кроме Параолимпийских игр проводятся и так называемые Специальные Олимпийские игры для умственно отсталых людей. “Спешиал Олимпикс” (Special Olympics) - это международное спортивное движение, обеспечивающее лицам с умственной отсталостью условия для занятий спортом и физической культурой, предлагает различные спортивные программы, ориентированные на лиц с умственной отсталостью. Специальные Олимпийские игры - для детей и взрослых, страдающих умственной отсталостью (синдром олигофрении).

“Спешиал Олимпикс” организация, открытая для спортсменов практически любого возраста (от 8 и до 80 лет), независимо от их физических возможностей, каждый участник имеет шанс победить, поскольку соревнования проходят в группах спортсменов с практически одинаковыми возможностями. Легкая атлетика, мини-футбол, баскетбол, волейбол, хоккей на полу - занимаясь этим и многими другими видам спорта, люди с нарушениями умственного развития приобретают возможность адаптироваться к окружающему миру, активно общаться, получать навыки коллективной деятельности и благодаря этому жить полноценной жизнью.

Специальная Олимпиада России сегодня имеет 55 региональных (республики, края, области) отделений. В стране более 63 тысяч спортсменов, имеющих различного рода нарушения в развитии интеллекта, регулярно тренируются и выступают в соревнованиях по программам Специальной Олимпиады.

В настоящее время Росспорт в рамках Федеральной целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы” реализует масштабный план спортивного строительства; все спортивные объекты приспособлены для инвалидов. В обязательном порядке они снабжены пандусом, лифтом или подъемником, специальными раздевалками, для колясочников предусмотрены зрительские места на трибунах. В целях содействия реализации ФЦП “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы” по подготовке города Сочи к Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 г. Всероссийским обществом инвалидов и Российским спортивным союзом инвалидов в Сочи в 2007 г. был проведен Всероссийский физкультурно-спортивный фестиваль инвалидов.

В рамках Фестиваля состоялись соревнования по 6 видам спортивных дисциплин (гонки на колясках, дартс, настольный теннис, пауэрлифтинг, шахматы, шашки), мастер-классы по параолимпийским видам спорта (волейбол, теннис), а также проведена конференция руководителей региональных физкультурно-спортивных организаций инвалидов, на которой были обсуждены современное состояние и перспективы развития в России физической культуры и спорта инвалидов. В Фестивале приняли участие 220 спортсменов из 31 субъекта РФ. Первое место в общекомандном зачете заняла команда Краснодарского края, второе - команда Брянской области, третье - команда города Москвы.

В феврале 2008 года в Московской области прошли соревнования Первой Всероссийской зимней спартакиады детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Ее организаторами выступили Детский социальный фонд “Республика Спорт” и Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Основными причинами, сдерживающими развитие спорта среди инвалидов, служат - отсутствие достаточного числа стадионов, спортивных залов и площадок, оборудования и инвентаря, труднодоступность спортивных сооружений для инвалидов, недостаточное финансирование паралимпийского спорта на региональном и муниципальном уровнях, нехватка профессиональных кадров.

В последние годы ситуация с развитием реабилитационного спорта в России меняется, увеличивается количество спортивных организаций, объединяющих более 200 тысяч людей с ограниченными возможностями. Ежегодно для инвалидов проводятся более 100 национальных соревнований, лучшие спортсмены могут участвовать в 60 международных состязаниях, атлеты-паралимпийцы получают стипендию президента РФ.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность является действенным средством восстановления нормальной жизнедеятельности организма, и способствует повышению уровня активности, физической подготовленности организма инвалида. Физкультурно-оздоровительную направленность имеет также туротерапия - одна из реабилитационных технологий культурно - досуговой деятельности инвалидов, основу которой составляют различные виды туризма: путешествия, экскурсии, походы, выезды.

Туризм создаёт сферу полноценного общения, расширения кругозора, развития физических возможностей, выработки позитивной установки, и возможности установления новых социальных контактов. Участвуя в туристических поездках, экскурсиях инвалиды узнают историю края, обычаи и традиции, создают фото и видеоматериалы о прошедших событиях.

Для эффективного обеспечения технологии туризма в культурно-досуговой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

Вид туризма подбирается в зависимости от физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывающей персональный интерес, мнения, финансовые возможности;

Обеспечение безопасности для туристов;

Включение в программу осмотра достопримечательностей;

Наличие физической подготовленности молодых инвалидов, психологической переносимости трудностей.

Творческая и физкультурно-оздоровительная деятельность, экскурсионные поездки также могут быть организованы в рамках проведения летних смен для молодых инвалидов. Организация летнего отдыха представляет собой целенаправленный психолого-педагогический процесс, включающий в себя организацию различных мероприятий, способствующих полноценному отдыху и оздоровлению молодых людей с ограничениями в развитии. Целью организации такого отдыха для инвалидов является восстановление индивидуальной и социальной ценности человека, имеющего нарушения здоровья, использование условий загородного отдыха для его оздоровления и закаливания.

Участвуя в мероприятиях и программах летнего отдыха, инвалиды стараются реализовать себя, почувствовать свою значимость, иметь возможность достичь высоких результатов в предлагаемых видах деятельности.

Специалисты-организаторы этого вида отдыха способствуют созданию благоприятной психотерапевтической среды, в целях преодоления психологического дискомфорта в общении со сверстниками; оказывают помощь в организации самообслуживания, самопомощи и взаимопомощи, предлагают различные виды индивидуальной и групповой деятельности, расширение зоны творческих способностей и круга интересов инвалидов.

Кроме того, в России для людей с ограниченными возможностями организуется ПараАртиада - фестиваль художественного творчества инвалидов. Цель ПараАртиады - творческая реабилитация инвалидов, и социальная интеграция, содействие развитию их творческого и культурного потенциала, вовлечение новых творческих личностей в ПараАртийское Движение России, привлечение внимания к деятельности параартийцев, реально участвующих в улучшении жизни жителей не только Москвы, но и других регионов России, государственных, политических, общественных, коммерческих и иных организаций.

ПараАртиада учреждена 3 декабря 1998 года в Международный день инвалидов,когда в Фонде народных художественных промыслов РФ прошло учредительное собрание Национального Артийского Комитета России и Центра творческой реабилитации инвалидов "Иван да Марья" (с 22 сентября 2000 г. - Региональная общественная благотворительная организация инвалидов - ПараАртийский Центр "Иван да Марья"), который и возглавил ПараАртийское Движение России.

Участником ПараАртиады может быть любой человек независимо от возраста, религиозных убеждений, творческого направления. Территориальное пространство и степень ограниченных возможностей не имеют значения. Все параартийцы прекрасно общаются на языке искусства - понятного для всех народов планеты.

Большие возможности для реализации культурно-досуговых интересов и предпочтений инвалидов создаёт Интернет, посредством которого осуществляется их приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, здоровому образу жизни, включению в мир искусства и культуры. Интернет для людей с ограниченными возможностями служит средством развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки, возможности творческого выражения.

Многие люди использует Интернет для общения. Виртуальное общение - это процесс, имитирующий структуру, функции и результаты реальных отношений и взаимных действий человека, через его виртуальные образы. В этом случае Интернет становится не только средством связи инвалидов, но и источником совета и поддержки. В виртуальном пространстве коммуникации создается особая среда, где транслируются «желаемые» образы (например, большая часть «виртуальных персон» наделяется атрибутами физической красоты и силы).

Овладение Интернет - технологиями с одной стороны позволяет инвалидам включаться во многие сферы жизнедеятельности наравне со здоровыми людьми, а с другой специальные компьютерные продукты позволяют восполнить ранее утраченные или не развитые качества. Эффективная форма организации жизнедеятельности, неограниченный доступ в информационную среду, общение, взаимодействие с равными себе и помощь - всё это возможности социокультурной реабилитации молодых инвалидов, связанных с их вовлечением в сферу пользования виртуальной реальностью.

Таким образом, досуговая деятельность инвалидов представляет собой часть их жизненной среды, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, восстановления физического и психического здоровья. Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого человека с ограниченными возможностями, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается благодаря клубам для людей с ограниченными возможностями, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для молодых людей с ограниченными возможностями. Кроме того, досуговая деятельность инвалида в современных условиях может осуществляться, благодаря применению Интернет-технологий.

Вопросы для самоконтроля

1. Проанализируйте порядок назначения ежемесячной денежной выплаты инвалиду.

2. Перечислите основные формы социального обслуживания инвалидов.

3. Раскройте особенности пенсионного обеспечения инвалидов.

4. Перечислите задачи, решение которых возможно при условии использования гендерного подхода в социальной работе с инвалидами.

5. Какое значение имеет гендерный подход в социальной защите инвалидов?

6. Охарактеризуйте основные формы досуговой деятельности инвалидов.

Антология социальной работы.- Т. 3. - М., 1995.

Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика. - М., 2009.

Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. - М., 2008.

Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. - Ростов - на - Дону, 2009

Благотворительная Россия.- СПб., 1902.

Веричева О.Н. Особенности социальной адаптации молодого инвалида // Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Ежеквартальный бюллетень. - 2008. - №2.

Гендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне. - Саратов, 2003.

Дементьева Н.Ф., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. - М., 2008.

Евсеев С.П.., Шапкова Л.В.Адаптивная культура: Учеб. пособие. - М., 2000.

Ерохина Л.Д. Гендерология и феминология: учеб. пособие. - М., 2009.

Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. - М., 2007.

Киселёва Т.Г. Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - М., 2004.

Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 52880-2007. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. // Социальное обслуживание. - 2009. - №2.

Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. - М., 2009.

Никонов Л.С., Четвериков М.Н. Адресная социальная защита: Опыт муниципальных образований - М., 2003.

«О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178.

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 .12. 2001 г. N 173-ФЗ

Основы социальной работы/ Под ред. Н.Ф. Басова. - 4-е изд., стер. - М., 2008.

Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 5-е изд., стер. - М., 2008.

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов, 2006.

Социальная политика / Под ред. Н.А.Волгина. - М., 2008.

Социальная работа/ Под ред. Н.Ф. Басова.- 2-е изд., стер. - М., 2010.

Технология социальной работы./ А.А. Чернецкая и др. - Ростов н/Д., 2006.

Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб., 2004.



Рассказать друзьям