План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в ССП

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Смысловые отношения между предложениями текста

I. Текст и его строение

III. Выразительные средства текста.

II. Функциональные стили и типы текста.

I. Текст и его строение.

1.1. Текст (от лат. textus ткань, связь, соединение ) – это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически*.

Все предложения в тексте связаны общей темой, которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов. Например:

Несколько дней лил не переставая холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.

Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная дождевая вода хлестала в окна.

Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал – ни дед Митрий, ни лесничий. (К.Паустовский).

В тексте разворачивается тема холодного осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает (выделены ключевые слова, обеспечивающие смысловое единство текста).

Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями: соединительными, пояснительными, противительными, временными, условными, причинными, целевыми, уступительными, сопоставительными, изъяснительными и др. (эти типы во многом аналогичны отношениям между частями сложного предложения). Например:

Чаще всего подарки посылались им [Чеховым ] в виде сюрпризов по почте, причем почти в каждом сюрпризе сказывалось его зоркое внимание ко вкусам и потребностям разных людей. Таганрогскому доктору Давиду Гордону для его «водолечебной» приемной он послал из Москвы картину; Линтваревым, жителям деревни, – новейший патентованный плуг; иркутскому школьнику Нике Никитину – карту Забайкалья; Максиму Горькому – карманные часы (К.Чуковский) – первое и второе предложения текста связаны пояснительными отношениями (между ними можно вставить а именно ).

Выделяются следующие средства связи между предложениями текста:

1. Лексические: повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т.п.).

2. Морфологические: замена существительных и др. частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (вид и время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т.п.



3. Синтаксические: наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений и т.п.

4. Стилистические: использование слов, принадлежащих к одному стилю (например, термины в учебных пособиях), тропов и стилистических фигур и т.п.

5. Интонационные: длина фразы, темп речи, интонация и т.п.

6. Графические: знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения.

Нахождениюсредств связи посвящено отдельное задание, например: Среди предложений … найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения.

Следует обратить внимание учащихся на то, что в разряде личных местоимений связующую функцию обычно выполняют местоимения третьего лица (он, она, оно, они) . Личное местоимение заменяет какое-либо существительное (или словосочетание) из предыдущего предложения: И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой мере их умы и желудки. (А.Куприн)

В то же время личное местоимение может быть связано с существительным из данного (а не предыдущего) предложения: Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной (В.Белов) – личное местоимение его не является средством связи с предыдущим предложением.

Местоимение это может заменять собой не одно слово, а все предыдущее предложение: Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. Меньше всего имели право на это царствующие особы.… (В.Тендряков)

Среди противительных союзов, связывающих предложения текста, наибольшую трудность представляет союз же, поскольку он находится не в начале, а в середине предложения: Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич (Ф.Искандер), ср.: А меня поражал… ...

СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТИМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО О СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ


Между частями сложного предложения устанавливаются определённые смысловые отношения. В сложносочинённых предложениях - одновременность или последовательность событий, взаимоисключение, противопоставление. В сложноподчинённых предложениях придаточная часть может указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении.

В союзных предложениях смысл отношений между чатями сложного предложения выражается отчётливо, так как выявляется с помощью союзов. Например, союз если указывает на условие, потому что - на причину, но - на противопоставление: Потом дождь прекратился, но всё вокруг стало тёмным, отяжелело, приникло к земле (В. Закруткин).

При бессоюзной связи смысловые отношения между частями сложного предложения выявляются из содержания, передаются с помощью интонации, а на письме - с помощью пунктуационных знаков: запятой, точки с запятой, двоеточия и тире.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении передают перечисление событий, фактов и т. п. В устной речи эти отношения передаются интонацией перечисления. Точка с запятой употребляется в том случае, если простые предложения слабо связаны по смыслу или в них уже есть запятые: Тускло-жёлтый огромный самовар шипел и сипел на столе; горшок герани торчал перед окошком; на стёклах чернели замасленные картинки (И. Тургенев).

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении передаёт отношения пояснения, причины, изъяснения (можно подставить союзы потому что, что, поэтому , слова и увидел, и услышал, и почувствовал , а именно). Второе предложение поясняет, объясняет причину или дополняет содержание первой части. В устной речи эти отношения передаются интонацией пояснения: Светлана поняла: она не заснёт из-за этой монотонной навязчивой капели (В. Токарева).

Тире в бессоюзном сложном предложении указывает на время, условие, следствие, противопоставление (можно подставить союзы и, а, но, так что, когда, если . В устной речи эти отношения передаются интонацией противопоставления: Служить бы рад - прислуживаться тошно (А. Грибоедов) .

Словарь лингвистических терминов :
Изъяснение - пояснение.


1. Высказывание на лингвистическую тему

Работа в группах . Как определить, каким пунктуационным знаком надо разделить части сложного предложения? Используя материалы параграфа, укажите, по каким приметам можно распознать необходимость постановки знака. Своп рекомендации зафиксируйте в виде правила, памятки, алгоритма, схемы, условного рисунка. Примеры можно брать из упражнения 2.

Проведите защиту наших работ в группах. Самые эффективные рекомендации предложите классу.


2. Обучающее списывание

І. Выразительно прочитайте предложения. Обоснуйте постановку знака препинания между частями

сложного предложения. Для этого укажите какие смысловые отношения между ними, какой интонацией эти

отношения передаются.

ІІ. Спишите предложения. Подчеркните в них грамматические основы. Над знаком препинания, разделяющим части сложного предложения, над союз или союзное слово, с помощью которого можно соединить части сложного предложения.

1. Шумел вершинами лес, в просветах виднелось бледно-голубое небо, вспыхивали листья осин (Ю. Казаков ). 2. Я стремился к людям, меня радовала жизнь, я искал друзей, любви, счастливых встреч (М. Зощенко ). 3. Вскоре я понял: мы заблудились (Ф. Искандер ) 4. В начале августа у всех испортилось настроение: стало известно, что Оля уезжает (А. Алексин ). 5. Я сидел на берегу и думал только об одном: только бы эта рыба не клевала сегодня (В. Медведев ). 6. Листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их давно уже никто не поливал (А. Алексин). 7. Поспешишь - людей насмешишь (Пословица ). 8. Сам не научишься - никто не научит (Пословица ). 9. Перемелется - мука будет (Пословица ). 10. Пронесётся ветерок, за версту услышишь, как цветёт липа (В. Солоухин ).


3. Объяснительное письмо

І. Выразительно прочитайте предложения. Укажите части сложного предложения. Проведите наблюдение:как они связаны по смыслу. Даёт ли «смысловой разлом» основание для постановки между ними точки с запятой?

ІІ. Спишите предложения, вводя на место, указанное значком < >, слова из справки , подчеркните их как члены предложения. Расставьте знаки препинания. Объясните написание частицы не со словами.

1. Ни одна собака не лаяла дома < > мерцали лунными окошками (В. Белов ). 2. Листья облетели < > вороны на деревьях кричат так неприятно (И. Гончаров ). 3. Алые облака плыли по небу красные капли росы падали с ивы в воду < > (В. Солоухин). 4. Над цветущим полем льна даже пчёлы летают неторопливо жаворонок < > сзывает всех подивиться на него (В. Астафьев ). 5. Вода блестела < > на песчаном дне были видны дорожки < > (К. Паустовский ). 6. На сухой липе обломился сучок и < > упал на дорожку из-за сарая потянуло запахом мокрого орешника. 7. Степь над батареей < > уходила за балку ветер наносил прогорклым жаром калёного железа (Ю. Бондарев ).

ІІІ. Работа в группах . Каждый участник группы анализирует одно предложение, обосновывая необходимость постановки в нём точки с запятой.

С п р а в к а . 1) Редкие, словно хуторки; 2) видно всё насквозь; 3) распространяя красные круги; 4) звеня над полем; 5) как чёрное стекло; проложенные улитками; 6) цепляясь за ветви; 7) усеянная очагами огня.


4. Анализ учебного материала

І. Работа в парах . Выразительно прочитайте предложения. Докажите, что это бессоюзные сложные предложения. Определите, какие интонационные и смысловые признаки указывают на необходимость постановки двоеточия в данных предложениях.

ІІ. Спишите. Над двоеточием надпишите союз или слово, с помощью которого можно проверить правильность постановки двоеточия.

1. Такого зрелища он не ожидал: вода застилала свет из края в край (Ч. Айтматов ). 2. Днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетели на юг (К. Паустовский ). 3. До сих пор я осени почти не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на крыше (К. Паустовский ). 4. Дверь была заперта: или занятия в лаборатории уже кончились, или их вообще в этот день не было (Ю. Сотник ). 5. Что-то глухо стукнуло: с яблони слетело яблоко (Ф. Искандер ). 6. Пришёл Грушницкий и бросился мне на шею: он произведён в офицеры (М. Лермонтов ). 7. Остаётся одно средство: рассказывать новости (М. Лермонтов). 8. Я взошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель (М. Лермонтов ). 9. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся (Л. Лермонтов ).


5. Синтаксические синонимы

І. Прочитайте предложения. Объясните постановку знаков препинания. Докажите, что это сложноподчинённые предложения.

ІІ. Восстановите предложения из произведения М. Лермонтова «Герой нашего времени». Прочитайте предложения, исключая из них союзы и союзные слова. Какие интонационные и смысловые признаки указывают на необходимость постановки двоеточия в преобразованных предложениях? Запишите предложения, разделяя части бессоюзного сложного предложения двоеточием.

1. Писать я не мог долго, потому что тайное беспокойство мною овладело. 2. Он на пороге остановился, потому что ему хотелось пожать мне руку.... 3. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться, потому что этот ковёр так украсил бы её кабинет!.. 4. Напрасно я им откликнулся, потому что они б ещё с час проискали меня в саду. 5. Пойду к Елизаветинскому источнику, потому что там, говорят, утром собирается всё водяное общество. 6. Одно было в нём нехорошо, что ужасно падок был на деньги. 7. В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль, что, подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу. 8. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок, поэтому нужны горькие лекарства, едкие истины.


6. Анализ учебного материала

І. Работа в парах . Выразительно прочитайте предложения. Определите, какие интонационные и смысловые признаки указывают на необходимость постановки тире в данных предложениях. Устно преобразуйте бессоюзные сложные предложения в сложносочинённые с помощью союзов и, а, но . Спишите предложения. Над тире надпишите подходящие по смыслу союзы и, а, но .

1. Солнце село - сразу начало темнеть (В. Крапивин ). 2. Лодки подваливают к причалу - чайки начинают истошно орать (В. Крапивин ). 3. Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст тёплым запахом ночи (И. Тургенев ). 4. Дунул ветер - всё дрогнуло (Максим Горький ). 5. Недосол на столе - пересол на спине (Пословица ). 6. Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало (Л. Толстой ). 7. День да ночь - сутки прочь (Пословица ). 8. Ребёнка обучи - дашь миру человека (В. Гюго ). 9. Хочешь проверить человека - надели его властью. 10. Позволит погода - за нами придёт катер (Б. Житков ).

ІІ. Проанализируйте материалы упражнения: какие интонационныеи смысловые признаки указывают на необходимость постановки тире? Какой приём проверки тире вы можете предложить?


7. Восстановление предложений

Прочитайте предложения. Замените сложносочинённые предложения бессоюзными. Бессоюзные сложные предложения запишите. Какие признаки указывают на необходимость постановки тире между частями бессоюзного сложного предложения?

1. На улице ветер, и всё качается, стонет, гремит (К. Паустовский ). 2. Дунул ветер, и всё дрогнуло, ожило, засмеялось (Максим Горький ). 3. Оперился птенец, и лети на все четыре стороны (Максим Горький ). 4. Я был скромен, а меня обвиняли в лукавстве (М. Лермонтов ). 5. Я говорил правду, а мне не верили (М. Лермонтов ). 6. Правды надо держаться, а истину искать (М. Пришвин ). 7. Пробовал идти пешком, но ноги мои подкосились (М. Лермонтов). 8. Я зашёл в первую избу, отворил двери в сени, окликнул хозяев, но никто не ответил мне (И. Тургенев ). 9. Быстро стемнело, и дорогу мы различали с трудом.


8. Домашнее задание

Вариант 1 . Спишите текст. В каждом предложении подчеркните ключевые слова.

Вариант 2 . Напишите сочинение-миниатюру о том, что вы считаете главным в жизни человека. Своё мнение обоснуйте.

Самое лучшее, на мой взгляд, что придумал человек, для того чтобы сделать свою жизнь красивой и счастливой, - это создание семьи. Именно тогда люди стараются и учатся жить в гармонии друг с другом и с самим собой. А самое главное - учатся жить вместе с кем-то, постоянно идти на компромиссы, учитывать интересы другого человека: ведь в семье невозможно жить, думая только о себе и своих желаниях.

Так что мы учимся в семье многому: твёрдости и в то же время уступчивости, мягкости, терпимости. Вот эта самая взаимная терпимость, наверное, и есть самое высокое проявление человеческого духа и воли. И со стороны мужчины, и со стороны женщины. И только такие отношения, как мне кажется, могут называться высоким словом «Лю бовь».








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: повторить и обобщить сведения об основных группах сложносочиненного предложения по значению и союзам.

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
  • закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
  • расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.

Развивающие:

  • Продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока. Урок закрепления знаний.

Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя. Средства ИКТ применяются на каждом этапе урока.

Планируемый результат:

обучающиеся:

  • знают основные понятия темы.
  • определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
  • преобразовывают информацию: предложение – схема
  • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация имеющихся знаний.

Целеполагание. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

Синтаксическая разминка. Работа со слайдами.

Презентация. Слайды № 2–12. (5 предложений разных типов и ответы к ним)

Заданиедля учащихся:определите тип предложения, прокомментируйте свой ответ.

(Проверка речевого умения – монолог)

Самоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради знаками “+”, “-”.

№ слайда Предложения Ответ № слайда с ответом
3 Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.
ССП 8
4 Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
ПП 9
5 Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
ССП 10
6 Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
СПП
7 Луна сияла, июльская ночь была тиха. БСП

Расшифровка аббревиатур:

ПП - простое предложение

ССП – сложносочиненное предложение

СПП – сложноподчиненное предложение

БСП – бессоюзное сложное предложение

3. Применение знаний.

а) Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова и определите содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация). Слайд № 13

1. Дайте определение сложного предложения.

2. Дайте определение сложносочиненного предложения.

б) Слайды № 14–17 . Обобщенная схема “ Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения”.

в) Проверим ваши знания на примерах. Слайды №18–21

Учащиеся работают на схеме. (Раздаточный материал)

Задание на слайде № 18.

1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение)

2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение)

№ слайда

Предложение

Схема.
Слайды № 23-24
19 1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

То [ = - ] , то [ = - ].

Ни [ - = ] , ни [ = ].

20 3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

Не только [ - = ] , но и [ - = ].

Либо [ - = ] , либо [ - = ].

21 5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

[ = - ] , да [ = -].

[ - = ] , зато [ = ].

22 Проверка. Ответы.

Взаимоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вывод. Различные группы сочинительных союзов должны вносить в предложение различное значение.

4. Практикум.

а) Ключевым словом нашего урока является также и понятие пунктуация. Дайте толкование слова: пунктуация. Как разделяются части сложносочиненного предложения? Слайд № 25.

б) Расставьте знаки препинания в предложениях. Дифференцированное задание. Слайд № 26.

  1. То светило солнце то шел дождь. (1 балл)
  2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
  3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Самоконтроль учащихся. Правильность ответа фиксируется на полях тетради.

Слайд № 27.

в) Проблемная ситуация. Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую. Слайд № 28

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

>>Русский язык: Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения . Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении Между частями сложного предложения устанавливаются определённые смысловые отношения. В сложносочинённых предложениях - одновременность или последовательность событий, взаимоисключение, противопоставление. В сложноподчинённых предложениях придаточная часть может указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении.

Отослано читателями из интернет-сайтов

Сборник конспеков уроков по всем классам, русский язык скачать, онлайн библиотера на скачку бесплатно, учебники и книги по всем предметам, готовые домашние задания

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Основные задачи урока:

    расширить знания учащихся о сложносочинённом предложении, углубляя и совершенствуя пунктуа-ционные навыки; научить определять смысловые отношения в сложносочиненном предложении и ставить в нем знаки препинания; рассмотреть слож-носочиненные предложения с разными структурными элементами.


«9 класс Урок №14»

9 класс

Урок №14.

Смысловые отношения между частями ССП.

Цели:

    расширить знания учащихся о сложносочинённом предложении, углубляя и совершенствуя пунктуа­ционные навыки; научить определять смысловые отношения в сложносочиненном предложении и ставить в нем знаки препинания; рассмотреть слож­носочиненные предложения с разными структурными элементами.

    совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; стимулировать и развивать мыслительные процессы, познавательную активность;

    способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают сочинительные союзы, умеют определять тип смысловых отношений между частями ССП, могут объяснить тип смысловых отношений между частями ССП в зависимости от средства связи

Оборудование:

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Создание эмоционального настроя.

Приветствуют учителя.

    Лингвистическая разминка.

1. Словарный диктант (взаимопроверка по образцу).

Артиллерия, винегрет, конфорка, палисадник, реверанс, сельдерей, увертюра, хрестоматия, интеллигенция, обаяние, обоняние, периферия, феномен, фразеология, хризантема, досуг, квартал, тефтели.

2. Грамматическое задание.

Расставить в словах ударения, прокомментировать.

Записывают словарные слова под диктовку, осуществляют взаимопроверку по образцу, расставляют в словах ударения.

Простые предложения -

Сложные предложения -

Сложносочинённые

предложения -

Сложноподчинённые

предложения -

Бессоюзные предложения -

2. работа.

Задание на «3».

    Восстановите схему.

… бессоюзное

Сложносочиненное …..

…. …. …….

Задание на «4». По вариантам.

Рабочий лист 1

Рабочий лист 2

    Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП

    Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

Рабочий лист 3

    Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

Рабочий лист 4

    Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

Задание на «5».

То завыл ветер,...

Или надо было ехать на юг,

да

Устанавливают соответствия.

Выполняют задания дифференцированно. Осуществляют взаимопроверку в группе

    Работа по теме урока.

    Актуализация опорных знаний.

Союзы тоже и также тоже подобную сказке (М. Горький).

также изумил меня (И. Тургенев);

2) присоединения добавочных сведений: На праздник в наш город приехало много гостей из других городов, были гости также также равно по значению кроме того . Союз тоже, также - в книжной.

Задание.

1-я группа .

(Ф. Сологуб.) (Одновременность действия.)

(М. Ю. Лермонтов.) (Чередование явлений.)

(М. Горький.)

(В. К. Арсеньев.) (Отношения сопоставления.)

2-я группа.

(И. Соколов-Микитов.) (Отношения противопоставления.)

(Л. Н. Толстой.) (Отношения сопоставления.)

(М. Пришвин.) (Отношения взаимоисключения)

(М. Ю. Лермонтов.) (Причинно-следственное значение.)

3-я группа.

(А. С. Пушкин.) (Чередование явлений.)

(М. Пришвин.) (Последовательность действий.)

(Пословица.) (Отношения противопоставления.)

(К. Паустовский.) (Причинно-следственное значение подчеркивается обстоятельством причины потому .)

Вспоминают теоретический материал прошлого урока. Читают дополнительный теоретический материал, выявляют новую информацию.

Выполняют практическое упражнение в группах.

Проверка – прием «Карусель». Взаимооценивание по критериям:

«5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка;

«3» - 2 ошибки; «2» - более 2 ошибок

Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – вспомнил...

Указательный – повторил...

Средний – изучил...

Безымянный – научился

Домашнее задание.

Продвинутый уровень. Опишите картину «Золотая осень» Левитана, используя сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов. Определите смысловые отношения.

Достаточный уровень. Упражнение №120. Определите смысловые отношения.

Записывают домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Актуализация изученного материала»

    Актуализация изученного материала.

    Групповая работа. Установите соответствия

Простые предложения -

…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

Сложные предложения -

… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

Сложносочинённые

предложения -

…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

Сложноподчинённые

предложения -

… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

Бессоюзные предложения -

… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Прочитайте полученные тексты. Согласны ли вы?

    Работа по теме урока.

    Актуализация опорных знаний.

Вспомните, какие смысловые отношения могут выражать сочинительные союзы в сложносочиненном предложении. Пользуясь данными примерами, определите смысловые отношения между частями сложного предложения.

1) Костёр горел ярко, и безликие тени дрожали вокруг него, изу­млённо наблюдая весёлую игру огня (М. Горький).

2) То ли заря легла на ели, то ли взлетели снегири (Л. Озеров).

3) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Ф. Тютчев).

    Осмысление дополнительного материала .

Определите в данном тексте новую информацию. Прокомментируйте её.

Смысловая связь простых предложений, объединённых в слож­ное, различна. Они могут объединять:

    различные явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шёл бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых уда­ров, явственно приближавшихся ночью (Г. Бакланов). В таких предложениях изменение последовательности частей предло­жения не меняет смысла;

    явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и ло­шади поскакали (А. Пушкин). В этом случае перестановка пред­ложений невозможна.

Простые предложения в составе сложносочинённого могут обо­значать:

    временные отношения: Капитан остановил пароход, и все ста­ли проситься погулять (В. Бианки). (ср.: Когда капитан оста­новил пароход, все стали проситься погулять);

    причинно-следственные отношения: Несколько особенно мощ­но перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться (К. Симонов);

    результат того, о чём говорилось в первом предложении: Пуга­чёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили (А. Пуш­кин).

Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподо­бления: Я снова жил с бабушкой и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь, тоже подобную сказке (М. Горький).

Союзы тоже и также стоят всегда внутри второго предложе­ния. Союз также имеет два значения: 1) уподобления, при кото­ром он синонимичен союзу тоже: Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (И. Тургенев);

    присоединения добавочных сведений: На праздник в наш город приехало много гостей из других городов, были гости также и из других государств. Здесь также равно по значению кроме того . Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также - в книжной.

    Практическое упражнение. Работа в группах.

Задание. з аписать предложения, расставить знаки препинания, выделить союзы, построить схемы, определить смысловые отношения.

1-я группа .

1. Лампы горели по-зимнему, и камин тихонько трещал… (Ф. Сологуб.)

2. То истиной дышит в ней все, то все в ней притворно и ложно. (М. Ю. Лермонтов.)

3. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. (М. Горький.) (Причинно-следственное значение.)

4. К вечеру Дерсу немного успокоился, зато я не мог найти себе места. (В. К. Арсеньев.)

2-я группа.

1. Часто в ольховых лесах вырастают густые заросли лесной сладкой малины, а на моховых кочках спеет черника. (И. Соколов-Микитов.)

2. Солнце зашло за горы, но было еще светло. (Л. Н. Толстой.)

3. Не то светало, не то темнело. (М. Пришвин.)

4. Становилось жарко, и я поспешил домой. (М. Ю. Лермонтов)

3-я группа.

1. Мелькнет ли серна меж кустами, проскачет ли во мгле сайгак. (А. С. Пушкин.)

2. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин.)

3. Сказал бы словечко, да волк недалеко. (Пословица.)

4. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию. (К. Паустовский.)

    Подведение итогов урока. Рефлексия.

Рефлексия «Все в твоих руках».

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – вспомнил...

Указательный – повторил...

Средний – изучил...

Безымянный – научился

Мизинец – испытал затруднения...

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная дифференцированная работа»

Индивидуальная дифференцированная работа.

Задание на «3».

    Восстановите схему.

… бессоюзное

Сложносочиненное …..

…. …. …….

    Определите вид сложного предложения.

    Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 2) Всем известно, что соловьи поют неодинаково. 3) В траве по опушкам сидят крепкие боровики, ро­зовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы (И. Соколов-Микитов).

Рабочий лист 1

    Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП

Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длится недолго.

    Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно как и сама жизнь. Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие баб..чки бл..стали стр..козы и (не)умолчно тр..щали кузнечики.

Рабочий лист 2

    Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП

Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали. Начинается метель.

Индивидуальная дифференцированная работа.

Задание на «3».

    Восстановите схему.

… бессоюзное

Сложносочиненное …..

…. …. …….

    Определите вид сложного предложения.

    Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 2) Всем известно, что соловьи поют неодинаково. 3) В траве по опушкам сидят крепкие боровики, ро­зовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы (И. Соколов-Микитов).

Задание на «4». По вариантам.

Рабочий лист 1

    Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП

Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длится недолго.

    Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно как и сама жизнь. Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие баб..чки бл..стали стр..козы и (не)умолчно тр..щали кузнечики.

Рабочий лист 2

    Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП

Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали. Начинается метель.

    Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

То птица (из)под ног в..порхнет то красн..бокая л..сица в кусты цв..тущие нырнет. Д..рога торная сп..шит встр..чается с подру..ками и елки ч..лки ра..пустив кивают ей в..рхушками. Окунешься в воду и все пр..йдет!

Рабочий лист 3

    Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни. Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение

… выскочит на поляну рябчик, … выйдет осторожно из чащи лось.

    Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

Со..нце еще раз в..глянуло (ис)подлобья на п..ля и в сиянье пот..нула вся смяте(н/нн)ая з..мля. Вскоре после в..схода наб..жала туча и брызнул к..роткий дождь. Тихо шепчутся б..резы да вет..р в..лнует хл..ба на нивах.

Рабочий лист 4

    Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни. Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение.

… бури завываньем ты, мой друг, утомлена, … дремлешь под жужжаньем своего веретена.

    Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

В с..нтябре лес реже и светлее и птич..и г..лоса тише. Жизнь д..ется один раз и хоч..тся пр..жить ее бодро осмысле(н/нн)о кр..сиво. Со..нце то по..влялось то и..чезало и к вечеру опять пош..л дождь.

Задание на «5».

а) придумайте три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами;

б) составьте сложные предложения с разделительными союзами по данному началу:

То завыл ветер,...

Или надо было ехать на юг,

в) составьте предложения с союзом да - соединительным и союзом да - противительным.

    Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

То птица (из)под ног в..порхнет то красн..бокая л..сица в кусты цв..тущие нырнет. Д..рога торная сп..шит встр..чается с подру..ками и елки ч..лки ра..пустив кивают ей в..рхушками. Окунешься в воду и все пр..йдет!

Рабочий лист 3

    Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни. Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение

… выскочит на поляну рябчик, … выйдет осторожно из чащи лось.

    Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

Со..нце еще раз в..глянуло (ис)подлобья на п..ля и в сиянье пот..нула вся смяте(н/нн)ая з..мля. Вскоре после в..схода наб..жала туча и брызнул к..роткий дождь. Тихо шепчутся б..резы да вет..р в..лнует хл..ба на нивах.

Рабочий лист 4

    Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни. Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение.

… бури завываньем ты, мой друг, утомлена, … дремлешь под жужжаньем своего веретена.

    Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

В с..нтябре лес реже и светлее и птич..и г..лоса тише. Жизнь д..ется один раз и хоч..тся пр..жить ее бодро осмысле(н/нн)о кр..сиво. Со..нце то по..влялось то и..чезало и к вечеру опять пош..л дождь.

Задание на «5».

а) придумайте три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами;

б) составьте сложные предложения с разделительными союзами по данному началу:

То завыл ветер,...

Или надо было ехать на юг,

в) составьте предложения с союзом да - соединительным и союзом да - противительным.



Рассказать друзьям