Первый этап сестринского процесса. Понятие о сестринском процессе Первый этап сестринского процесса включает в себя

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сестринский процесс представляет собой способ организации деятельности медицинского брата или медицинской сестры, применимый к любой сфере деятельности данного сотрудника. Этот метод может применяться в разных учреждениях здравоохранения.

Сестринский процесс в терапии преследует цель обеспечить надлежащее качество жизни в процессе болезни посредством обеспечения пациенту комфорта, как психосоциального, так и духовного и физического, в соответствии с его духовными ценностями и культурой.

Данный метод организации деятельности медработника обладает рядом преимуществ. В первую очередь, сестринский процесс индивидуален. В нём также присутствует определенная системность, эффективность при использовании ресурсов и времени. Этот метод обладает универсальностью, в его рамках обеспечивается возможность широкого применения стандартов деятельности, имеющих научное обоснование. Немаловажно и то, что при планировании и осуществлении ухода имеет место и взаимодействие семьи пациента с сотрудниками медучреждения.

Этапы сестринского процесса

  1. Обследование.
  2. Определение проблем (диагностика).
  3. Планирование ухода.
  4. Осуществление ухода в соответствии с планом.
  5. Коррекция (в случае необходимости) ухода, оценка результативности.

Сестринский процесс предусматривает обеспечение максимального комфорта пациента. Это является существенным фактором, способствующим сохранению здоровья и облегчению состояния человека.

Уход за пациентом считается квалифицированным, если соответствует необходимым требованиям: индивидуальности, системности, научности.

В процессе планирования и осуществления ухода за больным важно не столько выяснить причины разных нарушений, сколько исследовать внешние проявления патологии, являющиеся результатом глубокого расстройства деятельности организма и одной из главных причин дискомфорта.

Перед тем как начать диагностику, необходимо собрать необходимые сведения о пациенте. В на первом этапе входит также сбор такой информации, как история болезни, диагноз врача, ее характера, продолжительности, интенсивности и прочее.

После систематизации сведений осуществляется диагностика. На сегодняшний день под понятием сестринская диагностика понимается выявление определенного перечня В этот перечень входит стресс, боль, гипертермия, беспокойство, самогигиена, гиподинамия и прочее.

После установления «сестринского диагноза» осуществляется планирование ухода. Медицинский сотрудник формулирует ухода, предполагает ожидаемые сроки и результаты. На данной стадии сестринский процесс включает также формулирование приемов, способов, методов, действий, посредством которых будут достигнутые запланированные цели и поставленные задачи.

Планирование ухода предполагает четкую схему, в соответствии с которой будут устраняться условия, в той или другой мере усложняющие болезнь. При наличии плана работа персонала четко организована и скоординирована.


Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

Цель этого метода - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.

В настоящее время сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела и включает в себя пять этапов:
1 этап - Сестринское обследование
2 этап - Сестринская диагностика
3 этап - Планирование
4 этап - Реализация плана ухода
5 этап - Оценка

Круг обязанностей медсестры, куда входит и выполнение назначенных врачом вмешательств и ее самостоятельные действия, четко определен законом. Все выполненные манипуляции отражаются в сестринской документации.

Суть сестринского процесса заключается в:
конкретизации проблем пациента,
определении и дальнейшем осуществлении плана действий медсестры в связи с выявленными проблемами и
оценке результатов сестринского вмешательства.

На сегодняшний день в России необходимость внедрения сестринского процесса в учреждениях здравоохранения остается открытой. Поэтому учебно-методический центр по научным исследованиям в сестринском деле при ФВСО ММА им. И.М. Сеченова совместно с Санкт-Петербургским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация медсестер России» провели исследование с целью выяснения отношения медицинских работников к сестринскому процессу и возможности его внедрения в практическое здравоохранение. Исследование проводилось методом анкетирования.

Из 451 опрошенных 208 (46,1%) являются медицинскими сестрами, из которых 176 (84,4%) респондентов работают в Москве и Московской области, а 32 (15,6%) – в Санкт-Петербурге. 57 (12,7%) опрошенных – менеджеры сестринского дела; 129 (28,6%) – врачи; 5 (1,1%) – преподаватели высших и средних медицинских образовательных учреждений; 37 (8,2%) – студенты; 15 (3,3%) – другие специалисты системы здравоохранения, 13 (86,7%) из которых работают в Москве и Московской области, а 2 (13,3%) работают в Санкт-Петербурге.

На вопрос «Имеете ли вы представление о сестринском процессе?» основная часть всех респондентов (64,5%) ответили, что имеют полное представление, и только 1,6% участников анкетирования ответили, что не имеют представления о сестринском процессе.

Дальнейший анализ результатов анкетирования показал, что большая часть респондентов (65,0%) считает, что сестринский процесс организует деятельность медицинских сестер, но нужен он, по мнению 72,7% респондентов, в первую очередь для повышения качества ухода за пациентом.

По мнению 65,6% респондентов наиболее важным этапом сестринского процесса является 4-й этап – реализация плана.

На вопрос о том, кто должен проводить оценку деятельности медицинской сестры, больше половины всех респондентов (55,0%) назвали старшую медицинскую сестру. Однако 41,7% всех респондентов считают, что оценку деятельности медицинской сестры должен проводить врач. Именно так считает основная часть опрашиваемых врачей (69,8%). Больше половины группы медицинских сестер (55,3%) и основная часть группы менеджеров сестринского дела (70,2%), напротив, считают, что оценку деятельности медицинской сестры должна проводить старшая медицинская сестра. Также большое внимание в группе менеджеров сестринского дела уделяется оценке пациента и самой медицинской сестры (43,9% и 42,1% соответственно).

На вопрос о степени внедрения сестринского процесса в их учреждении 37,5% респондентов указали, что сестринский процесс внедрен частично; 27,9% – внедрен достаточно; 30,6% респондентов отметили, что в их медицинской организации сестринский процесс ни в каком виде не внедрен.

При выяснении возможности и необходимости внедрения сестринского процесса для дальнейшего развития сестринского дела в России было выявлено, что 32,4% респондентов считают внедрение необходимым, 30,8% – возможным, 28,6% – обязательным. Некоторые опрошенные (две медицинские сестры и один менеджер сестринского дела) считают, что внедрение сестринского процесса является вредным для развития сестринского дела в РФ.

Таким образом, по предварительным результатам исследования можно сделать следующие выводы:
основная часть респондентов имеет представление о сестринском процессе и участвует в его внедрении в своих учреждениях здравоохранения;
внедрение сестринского процесса является неотъемлемым элементом качества сестринской помощи;
большинство респондентов признают целесообразность внедрения сестринского процесса.

Первый этап сестринского процесса - сестринское обследование.

На этом этапе медицинская сестра производит сбор данных о состоянии здоровья пациента и заполняет сестринскую карту стационарного пациента.

Цель обследования пациента - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для создания информационной базы данных о нем и о его состоянии в момент обращения за помощью.

Данные обследования могут носить субъективный и объективный характер.

Источниками субъективной информации являются:
сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья;
близкие и родственники пациента.

Источники объективной информации:
физическое исследование пациента по органам и системам;
знакомство с медицинской историей болезни.

Для общей оценки состояния больного медицинская сестра должна определить следующие показатели:
общее состояние больного;
положение больного в постели;
состояние сознания больного;
антропометрические данные.

Второй этап сестринского процесса - сестринская диагностика

Понятие сестринского диагноза (сестринской проблемы) впервые было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г в США. Перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает в настоящее время 114 основных наименований, в числе которых гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, беспокойство, пониженная физическая активность и др.

Сестринский диагноз - это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательств со стороны сестры. Это симптомный или синдромный диагноз, во многих случаях основанный на жалобах пациента.

Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Сестринская проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на заболевание. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский – основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем.

Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические и духовные, социальные.

Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:
существующие - проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент (например, боль, одышка, отеки);
потенциальные - это проблемы, которые пока не существуют, но могут появиться с течением времнени (например, риск возникновения пролежней у неподвижного пациента, риск развития обезвоживания при рвоте и частом жидком стуле).

Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов, классифицировав их как первичные, вторичные и промежуточные. Приоритеты - это последовательность первоочередных самых важных проблем пациента, выделяемых для установления очередности сестринских вмешательств, их не должно быть много - не более 2-3-х.

К первичным приоритетам относят такие проблемы пациента, которые в условиях отсутствия лечения могут оказать пагубное влияние на больного.
Промежуточные приоритеты - неэкстремальные и неопасные для жизни потребности больного.
Вторичные приоритеты – это потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника первичная проблема – боль, промежуточная – ограничение подвижности, вторичная – чувство беспокойства).
Критерии выбора приоритетов:
Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения.
Наиболее тягостные проблемы для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас. Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае "одышка" будет являться приоритетной сестринской проблемой.
Проблемы, способные привести к различным осложнениям и ухудшению состоянию пациента. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента.
Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

Следующей задачей второго этапа сестринского процесса является формулировка сестринского диагноза – определение реакции пациента на болезнь и свое состояние.

В отличие от врачебного диагноза, направленного на выявление конкретного заболевания или сущности патологического процесса, сестринский диагноз может меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.

Третий этап сестринского процесса - планирование ухода.

После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приёмы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путём правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она приняла своё естественное течение.

Во время планирования для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода. Различают два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели).

Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний.

Каждая цель включает 3 компонента:
действие;
критерии: дата, время, расстояние;
условие: с помощью кого/чего-либо.

После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, представляющий собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.

Требования к постановке целей:
Цели должны быть реальными.
Необходимо устанавливать конкретные сроки достижения каждой цели.
Цели сестринского ухода должны находиться в пределах сестринской, а не врачебной компетенции.
Формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.

После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием. Действуя таким образом, медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая достижимость целей и совместно определяя пути их достижения.

Четвертый этап - реализация плана ухода.

Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов.

Существует три категории сестринского вмешательства: независимое, зависимое, взаимозависимое. Выбор категории определяется нуждами пациентов.

Независимое – предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от др. специалистов (например, измерение температуры тела, артериального давления, частоты пульса и т.д.).

Зависимое – выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением (например, проведение инъекций, инструментальных и лабораторных исследований и т.д.).

Взаимозависимое – совместная деятельность медицинской сестры с врачом и др. специалистами (например, действия опреационной медицинской сестры во время оперативных вмешательств).

Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной и реабилитирующей.

Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода - при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т.д.

Постоянная помощь требуется больному на протяжении всей жизни – при ампутации конечностей, при осложнённых травмах позвоночника и костей таза и т.д.

Реабилитирующая помощь - длительный процесс, примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика, беседа с пациентом.

Проводя четвертый этап сестринского процесса медицинская сестра решает две стратегические задачи:
наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории (карте) болезни;
наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза и регистрация полученных данных в сестринской истории (карте) болезни.

Пятый этап сестринского процесса - оценка.

Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.

Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:
оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;
оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;
оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.

Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.

АННОТАЦИЯ

В данной работе освещена тема «Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни».

Работа состоит из трех глав и заключения.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, цели и задачи.

В первой главе дается клиническая характеристика язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Во второй главе рассматривается сестринский процесс, как новый вид деятельности сестринского персонала и о влиянии сестринского процесса на качество жизни пациентов.

В третьей главе представлена характеристика обследуемых больных, описываются методы их исследования и выводы, полученные в результате работы. Также рассматривается роль медицинских сестер в восстановлении нарушенных потребностей у больных язвенной болезнью.

В заключении сформулированы практические рекомендации.

ВВЕДЕНИЕ
«В кругу жертв язвенной болезни все чаще оказываются люди молодые, и даже подростки. Результаты профилактики и лечения этого недуга не удовлетворяют ни врачей, ни больных. Социальная цена заболевания все еще слишком высока. Естественно поэтому изучение причин болезни и ее обострений, путей предупреждения, поиски методов лечения больных относятся к числу актуальных задач и не только медицинской науки.»

Е.И.Зайцева.

Актуальность темы заключается в том, что среди заболеваний органов пищеварения язвенная болезнь занимает ведущее место. В структуре госпитализированных гастроэнтерологических больных, а также часто пользующихся листком нетрудоспособности, преобладают больные язвенной болезнью. Это свидетельствует о том, что указанная патология становится не только медицинской, но и важнейшей социальной проблемой.

Уменьшить число рецидивов, добиться длительной ремиссии – важнейшая задача клинической медицины. Согласно данным различных авторов, частота рецидивов заболевания достигает 40-90%. Это, несомненно, связано также с тем, что диагностике и рациональному лечению данной патологии в период ремиссии уделяется недостаточно внимания.

Многие люди не знают факторов риска язвенной болезни, не могут распознать у себя первые признаки заболевания, следовательно, не обращаются вовремя за медицинской помощью, не могут избежать осложнений, не умеют оказать первую помощь при желудочно-кишечном кровотечении.

Внедрение сестринского процесса в деятельность медицинских сестер амбулаторно-поликлинических учреждений диктуется необходимостью повышения уровня обслуживания пациентов, приведения его в соответствие с современными требованиями.

Язвенная болезнь – самое частое и распространенное заболевание, с которым сталкиваются участковые врачи и медицинские сестры нашей поликлиники в повседневной работе.

Язвенная болезнь занимает не последнее место по обращаемости пациентов в поликлинику.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки доставляет страдания многим больным, поэтому считаю, что участковые медсестры под руководством участкового терапевта могут и должны проводить широкие профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, диспансеризацию и оказывать квалифицированную медицинскую помощь.

МППУ «Поликлиника №2» обслуживает население микрорайонов Поповка-Киселевка в количестве 62 830 человек.

Территориально население поделено на 32 участка, в том числе приписной участок.

Приписной участок, на котором я работаю, имеет численность населения 1934 человека. Одним из аспектов моей работы, как участковой медицинской сестры, являются профилактические мероприятия, целью которых является сохранение и укрепление здоровья населения.

Работа по диспансеризации – один из видов профилактической работы. Ее цель – оздоровление населения, снижение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни.

Всего диспансерная группа составляет 189 человек.

Заболевания органов пищеварения – 74 человека, в том числе язвенной болезнью – 29 человек. Из этого следует, что 39% заболеваний среди «Д» группы составляют заболевания системы пищеварения, и на долю язвенной болезни приходится 39% от заболеваний системы пищеварения.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ

на участке №30 поликлиники №2

Структура диспансерных групп участка №30 поликлиники №2.

Структура заболеваемости органов пищеварения участка №30 поликлиники №2.

Учитывая все вышеизложенное, считаю, что данная проблема имеет большое социальное и экономическое значение.

Сестринский процесс, как универсальная технология сестринского дела, может и должен быть использован участковыми медицинскими сестрами в своей трудовой деятельности для своевременного выявления и устранения фактического риска язвенной болезни, что позволит снизить уровень заболеваемости и уменьшить количество осложнений, а, значит повысить качество жизни пациентов.

Настоящая работа имеет своей целью изучить проблемы пациента с язвенной болезнью и определить основные направления деятельности медицинских сестер в амбулаторных условиях.

Задачи:

изучить современную литературу по язвенной болезни;

исследовать статистические данные по язвенной болезни на участке;

обосновать необходимость профилактики язвенной болезни на амбулаторно-поликлиническом этапе;

выявит проблемы пациента посредством анкетирования;

разработать для пациентов памятку по питанию при язвенной болезни.

Работа проводилась на базе МЛПУ поликлиника №2.

ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ О СУЩНОСТИ И РАСПРОСТРАНЕННОСТИ

ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ

Профилактика и лечение болезней в современном обществе представляет собой комплекс социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей путем повышения компенсаторно- адаптационных способностей организма, устранения причин и условий, вызывающих возникновение рецидива заболевания. Интерес к проблеме язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки обусловлен не только широким распространением данной патологии органов пищеварения, но и отсутствием достаточно надежных методов лечения, сводящих к минимуму возможного рецидива заболевания.

Статистика свидетельствует, что язвенная болезнь - самое распространенное заболевание органов пищеварения и среди взрослого населения составляет в среднем 7-10%. Язвы двенадцатиперстной кишки встречаются в 4 раза чаще, чем язвы желудка. Среди больных с дуоденальными язвами мужчины значительно преобладают над женщинами, тогда как среди пациентов с язвами желудка соотношение мужчин и женщин оказывается примерно одинаковым.

Заболевают в основном люди трудоспособного возраста.

По данным медицинской статистики половина взрослого населения страны страдает гастритами и язвенной болезнью. Ежегодно от осложнений язвенной болезни и неадекватной терапии умирает в России около 6000 человек.

При неправильном поведении (курение, злоупотребление алкоголем, пренебрежительное отношение к режиму питания) язвенная болезнь протекает тяжело, дает осложнения, а иногда приводит к инвалидности.

Язвенная болезнь – хронически рецидивное заболевание, склонное к прогрессированию с вовлечением в патологический процесс других органов системы пищеварения с развитием осложнений, угрожающих жизни больного.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Общепринятой классификации язвенной болезни не существует. С точки зрения нозологической обособленности различают язвенную болезнь и симптоматические гастродуоденальные язвы, а также язвенную болезнь, ассоциированную и не ассоциированную с НР.

В зависимости от локализации выделяют:

Язвы желудка;

Язвы двенадцатиперстной кишки;

Сочетание язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

По числу язвенных поражений различают:

Одиночные язвы;

Множественные язвы.

В зависимости от размеров язвенного дефекта:

Язвы малых размеров;

Язвы средних размеров;

Большие язвы;

Гигантские язвы.

Способствуют развитию болезни и ее обострению:

длительное и часто повторяющееся нервно- эмоциональное перенапряжение (стресс);

генетическая предрасположенность, в том числе стойкое повышение кислотности желудочного сока конституционного характера;

предъязвенное состояние: наличие хронического гастрита, дуоденита, функциональных нарушений желудка и двенадцатиперстной кишки гиперстенического типа;

нарушение режима питания;

курение;

употребление крепких алкогольных напитков, некоторых медикаментозных средств (аспирин, бутадион, индометацин).

За последние 10 лет произошли революционные изменения во взглядах на природу язвенной болезни. Была открыта бактерия Helicobacter pylori (Н.Р.), которая в настоящее время считается возбудителем хронического гастрита и принимает важнейшее участие в патогенезе язвенной болезни и рака желудка.

Эпидемиологические данные свидетельствуют о том, что 100% язв двенадцатиперстной кишки и более 80% язв желудка связаны с присутствием Н.Р.

К местным механизмам язвообразования относят снижение защитного слизистого барьера, замедление и нерегулярность эвакуации содержимого желудка.

При этом заболевании больных часто беспокоят боли в животе, тошнота и рвота. Как правило, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки сопровождается нарушением работы печени, желчного пузыря и поджелудочной железы, а также нарушением деятельности толстого кишечника, что выражается учащением или задержкой стула.

Наряду с этим, обострение язвенной болезни нередко сопровождается похуданием, изжогой, отрыжкой (иногда тухлым яйцом), чувством распирания и быстрым насыщением сравнительно небольшим количеством пищи.

К осложнениям язвенной болезни относятся:

кровотечение;

перфорация и пенетрация язвы;

развитие перивисцерита (спаечного процесса);

формирование рубцово-язвенного стеноза привратника;

малигнизация язвы.

ГЛАВА 2

ПОНЯТИЕ О СЕСТРИНСКОМ ПРОЦЕССЕ

В связи с внедрением в здравоохранении России семейной и страховой медицины, новой концепции развития здравоохранения, предусматривающей в частности перераспределение части объемов помощи и дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный, первичная медико-санитарная помощь становится основным звеном при оказании населению медицинской помощи. Особая роль сестринского персонала в оказании первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профильную работу заключается в пользовании современных технологий профилактики, в том числе по формированию медицинской активности населения.

Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний.

Еще Ф.Найтингейл выделяла одну из сфер ухода – это уход за здоровыми и важнейшей задачей медицинских сестер являлось «поддержание у человека такого состояния, при которой болезнь не наступает», то есть впервые был сделан акцент на необходимость участия медицинских сестер в профилактике заболеваний и сохранении общественного здоровья.

В.Хендерсон отмечала, что «уникальная задача медицинских сестер в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которое он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний».

Следовательно, медицинская сестра должна хорошо знать и уметь применять сестринский процесс, как научно-обоснованный метод решения проблем пациента.

Для осуществления сестринского процесса медицинская сестра должна обладать необходимым уровнем теоретических знаний, иметь навыки профессионального общения и обучения пациентов, выполнять сестринские манипуляции, используя современные технологии.

Сестринский процесс – научный метод организации и исполнения системного ухода за пациентами, ориентированный на удовлетворение потребностей человека, связанных со здоровьем.

Сестринский процесс включает в себя обсуждение с пациентом и (или) его близкими всех возможных проблем (о наличии некоторых из них пациент и не подозревает), помощь в их решении в пределах сестринской компетенции.

Цель сестринского процесса – предупредить, облегчить, уменьшить или свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента.

Сестринский процесс состоит из 5 этапов:

сестринское обследование (сбор информации о пациенте);

сестринская диагностика (определение потребностей);

определение целей и планирование ухода;

реализация плана ухода;

оценка и коррекция ухода в случае необходимости.

Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к осуществлению сестринского процесса.

I этап – сестринское обследование. Сестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой сестринской помощи.

Учитывая реалии российского практического здравоохранения, предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека (см. приложение 1).

Любое заболевание, в том числе язвенная болезнь, приводит к нарушению удовлетворения одной или нескольких потребностей, что вызывает у пациента ощущение дискомфорта.

Так как конечная цель работы медицинской сестры – это комфорт ее пациентов, она обязана выяснить, пользуясь специальной методикой сестринского обследования, нарушение удовлетворения каких потребностей служит причиной дискомфорта.

Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни, беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом.

Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская сестра приступает ко II этапу – сестринской диагностике. Сестринская диагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и потенциальные.

В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные проблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее важно в настоящий момент.

На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной сестринской проблеме.

В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни.

Четвертый этап – реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам – младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя.

Сестринские вмешательства бываю 3 видов:

Зависимое вмешательство – выполнение под наблюдением врача и по назначению врача;

Независимое вмешательство – действие медицинской сестры по собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по организации досуга и т.д.

Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачами и другими специалистами.

Задача V этапа – определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости.

Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. В поисках ошибки необходимо еще раз поэтапно проанализировать все действия сестры.

Таким образом, сестринский процесс – необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи.

Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе.

ГЛАВА 3

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ.

Работа медицинских сестер на участке заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в определении и достижении ими физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей среды, в которой они живут и работают. Это требует от медицинских сестер определенных функций, способствующих укреплению и сохранению здоровья, а также профилактики его отклонений. Должность медицинской сестры включает в себя планирование и осуществление ухода в период болезни и в период реабилитации, воздействуя не только на физические, но и на психологические и социальные аспекты жизни человека, составляющие его единое целое.

Медицинская сестра привлекает пациента, членов его семьи к самоуходу, помогая ему сохранить самостоятельность и независимость. Участие медицинской сестры в профилактической, лечкбно-диагностической и реабилитационной помощи не только в условиях поликлиники, но и что чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволяют обеспечивать большую доступность медико-социальной помощи в пределах своей компетенции.

Язвенная болезнь – это хроническое заболевание, которое длится месяцами, годами то, затихая, то, вспыхивая вновь. Чаще улучшение бывает зимой и летом, а ухудшение – весной и осенью. Эта болезнь поражает людей в наиболее активном, творческом возрасте, часто обусловливая временную, а порой и стойкую нетрудоспособность. Поэтому, грамотная систематическая работа медицинских сестер – важное звено в профилактике и лечении язвенной болезни.

Сестре очень важно знать психологию пациента, его окружение – родственников, семью, так как медицинская сестра является гостем в доме пациента и при оказании помощи может возникать масса этических моментов.

Знание факторов риска язвенной болезни позволяет проводить профилактику этого заболевания, сократить частоту обострений. У каждого человека свое представление о здоровье и болезни, и медицинская сестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. Понимание пациентом всех факторов, влияющих на развитие заболевания, изменение его отношения к собственному здоровью может быть целью сестринского вмешательства в профилактике язвенной болезни.

Для исследования были взяты пациенты, состоящие на диспансерном учете по поводу язвенной болезни. Всем пациентам проводилось общеклиническое обследование, которое включало сбор анамнестических данных и данных физического исследования.

Для изучения «качества жизни» пациентов было проведено анкетирование с помощью опросника SF-36 общего здоровья и психологического теста Шмишека. Все тестовые вопросы анкет по «качеству жизни» разделяют на группы соответственно категориям, формирующим понятие «общее качество жизни». В большинстве опросников таких категорий пять:

общее субъективное восприятие своего здоровья;

психическое состояние;

физическое состояние;

социальное функционирование;

ролевое функционирование.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что у больных язвенной болезнью происходит снижение всех категорий «качества жизни», причем, в наибольшей степени – психологического состояния, ролевого функционирования и особенно физического состояния.

1.Из физиологических проблем у пациентов наиболее часто имеют место:

боль (100%);

изжога (90%);

тошнота (50%);

рвота (20%);

запор (80%).

2.Из психологических проблем у пациентов наиболее часто встречаются:

дефицит знаний об особенностях питания и образа жизни при своем заболевании (80%);

угнетенность, апатия пациентов, связанная с дефицитом знаний о заболевании (65%);

беспокойство по поводу исхода заболевания (70%);

страх перед диагностическими исследованиями (50%).

Таким образом, становится очевидным, что показатель «качества жизни» является объективным критерием в течение язвенного процесса, позволяющим индивидуализировать лечение и уход.

Чаще всего пациенты не имеют реального представления о состоянии собственного здоровья, и медицинская сестра может повлиять на пациента, убедить его вести здоровый образ жизни, избегать факторов риска, которые могут привести к болезни.

Медицинская сестра уже во время первой беседы с пациентом должна очертить круг проблем, обсудить и наметить план дальнейшей работы. Задача медицинской сестры – сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья. При этом действовать она должна так, чтобы цели ее деятельности были внутренне приняты пациентом.

Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по поддержанию и восстановлению здоровья пациента, его консультанта и непосредственного исполнителя всего, что нужно для достижения цели. Результат этой совместной деятельности медицинской сестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всем.

Медицинская анализирует все полученные данные о пациенте, при этом учитывая замечания самого пациента по каждой проблеме, формирует совместно с пациентом его проблемы по факторам риска язвенной болезни, намечает цели и сестринские вмешательства. Целью сестринского вмешательства является улучшение самочувствие пациента.

На I этапе сестринского процесса проводится сестринское обследование пациента. Для организации и осуществления качественного индивидуального ухода медицинская сестра собирает информацию о пациенте.

При сборе информации необходимо использовать следующие источники данных:

распрос пациента;

распрос членов семьи и окружающих;

ознакомление с амбулаторной картой пациента;

физическое обследование пациента.

Суть этой информации заключается в том, как пациент удовлетворяет 10 основных жизненно важных потребностей, так как цель ухода – создание условий для удовлетворения этих потребностей.

Чаще всего пациенты, страдающие язвенной болезнью, предъявляют следующие жалобы:

боль в животе,

тошнота,

рвота,

изжога,

отрыжка,

запоры спастического характера,

нарушение сна,

повышенная раздражительность.

Медицинская сестра выясняет также следующую информацию:

Семейный анамнез (генетическая предрасположенность);

Наличие хронических заболеваний (хронический гастрит, дуоденит);

Данные об окружающей среде (стрессовые ситуации, характер работы пациента);

Наличие вредных привычек (курение, употребление крепких алкогольных напитков);

Употребление некоторых медикаментозных средств (ацетилсалициловая кислота, бутадион, индометацин);

Данные о питании пациента (неправильное питание).

На втором этапе сестринского процесса осуществляется постановка сестринских диагнозов. Цель диагностики – уловить все настоящие и потенциальные отклонения от комфортного состояния пациента.

Анализируя полученную информацию о пациенте, медицинская сестра выявляет потребности, удовлетворение которых нарушено.

У пациента с язвенной болезнью отмечаются нарушения удовлетворения потребностей:

в адекватном питании;

в физиологических отправлениях;

в нормальном сне;

в поддержании личной гигиены;

в безопасности.

Затем медицинская сестра определяет проблемы пациента. Наиболее частыми являются:

дефицит знаний об особенностях питания (злоупотребление соленой, острой пищей, нарушение режима питания);

неправильное чередование труда и отдыха;

чрезмерное употребление алкоголя;

курение (20 сигарет в день);

неумение преодолевать стресс;

незнание факторов риска язвенной болезни;

непонимание необходимости изменить образ жизни;

беспокойство по поводу исхода заболевания;

незнание осложнений язвенной болезни;

дефицит знаний о язвенной болезни;

непонимание необходимости регулярного приема назначенных лекарств.

На III этапе сестра приступает к планированию сестринской деятельности. Медицинская сестра разрабатывает индивидуальный план сестринских вмешательств. Но обязательно, обсуждая с пациентом ситуации и возможные способы ее исправления, медицинская сестра должна учитывать очень важный момент: пациент имеет право согласиться или отказаться от предлагаемого ухода после получения необходимой информации. Значит, он должен быть проинформирован обо всем, что с ним случилось, что с ним будут делать, о том, что он должен будет делать сам, а что его близкие, и дать на это согласие. Желательно, чтобы согласие пациента было зафиксировано в сестринском документе.

Сестра решает все проблемы, которые ставит, и с которыми пациент согласен, в порядке их значимости, начиная с самых важных и далее по порядку. Для каждой проблемы устанавливаются цели.

4 этап – реализация сестринских вмешательств.

На данном этапе медицинская сестра обучает пациента, постоянно вдохновляет, ободряет и успокаивает его. По мере того, как выполняются сестринские вмешательства, все свои действия по решению данной проблемы медицинская сестра записывает в сестринскую историю болезни.

На пятом этапе сестринского процесса медицинская сестра оценивает эффективность сестринского вмешательства и степень достижения поставленной цели и при необходимости производит корректировку.

В завершении медицинская сестра сообщает пациенту результат оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качество работы среднего медицинского персонала является индикатором состояния всего здравоохранения нашей страны в целом. В концепции развития сестринского дела, безусловно, следовало бы предусмотреть реорганизацию труда медицинских сестер. Медицинские сестры должны пользоваться передовыми технологиями в процессе предоставления медицинских услуг.

В этой связи очевидны преимущества внедрения сестринского процесса в сестринскую практику, так как сестринский процесс обеспечивает:

системный подход к организации сестринской профилактики заболеваний;

индивидуальный подход и учет всех личностных особенностей пациента;

активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении профилактики заболеваний;

возможность использования стандартов в профессиональной деятельности медицинской сестры;

эффективное использование времени и ресурсов медицинской сестры, сосредотачиваемых на основной работе пациента;

повышение компетентности, независимости, творческой активности медицинской сестры;

универсальность метода.

Именно сестринский процесс может обеспечить дальнейший рост и развитие сестринского дела и позволить улучшить качество жизни пациентов.

Изучив современную литературу по язвенной болезни и исследовав статистические данные, можно сделать вывод, что у пациентов с язвенной болезнью имеется масса физиологических и психологических проблем.

Именно медицинская сестра должна помочь человеку в трудной для него ситуации, мобилизовать свою волю, найти правильный путь в решении проблем, должна дать людям успокоение и надежду.

Я, как участковая медицинская сестра, сталкиваясь с данной проблемой в своей повседневной работе, разработала рекомендации для участковых медицинских сестер по организации сестринского процесса при язвенной болезни и памятку для пациентов по лечебному питанию (см. приложения 2, 3 , 4).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Справочное пособие «Клиника, классификация и этиопатогенетические принципы противорецидивного лечения больных язвенной болезнью», Смоленск, 1997г.

Журнал «Сестринское дело», №2, 2000г., стр.32-33

Журнал «Сестринское дело», №3, 1999г., стр.30

Газета «Аптека для вас», №21, стр.2-3

«Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела» под общей редакцией А.И.Шпирна, Москва, 2003г.

Отчет по диспансеризации, участок №30 за 2003 год.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Фундаментальные потребности человека

Нормальное дыхание.

Адекватное питание и питье.

Физиологические отправления.

Движение.

Сон.

Личная гигиена и смена одежды.

Поддержание нормальной температуры тела.

Безопасность.

Общение.

Отдых и труд.

Приложение 2.

Пример планирования сестринской деятельности.
Дефицит знаний о язвенной болезни и о влиянии вредных факторов

на здоровье пациента.

Цель: пациент узнает факторы риска заболевания и научится их избегать.

План:

1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблемы с пациентом ежедневно.

2.Медицинская сестра проведет беседу с родственниками о необходимости психологической поддержки.

3.Медицинская сестра расскажет пациенту о вредном влиянии алкоголя, никотина и некоторых лекарственных препаратов (аспирин, анальгин).

4.При наличии вредных привычек медицинская сестра продумает и обсудит с пациентом пути избавления от них (например, посещение специальных групп).

6.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом и родственниками о характере питания:

а) принимать пищу 5-6 раз в день, небольшими порциями, тщательно пережевывая;

б) избегать употребление продуктов, обладающих выраженным раздражающим действием на слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки (острая, соленая, жирная);

в) включить в рацион белковые продукты, продукты, богатые витаминами и минералами, продукты, содержащие пищевые волокна.

7.Медицинская сестра объяснит пациенту необходимость диспансерного наблюдения: 2 раза в год.

8.Медицинская сестра познакомит пациента с человеком, адаптированным к факторам риска язвенной болезни.

Приложение 3.
Пример планирования сестринской деятельности

Пациент не знает об осложнениях язвенной болезни

Цель: пациент продемонстрирует знания об осложнениях и их последствиях.

План:

1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблем с пациентом.

2.Медицинская сестра расскажет пациенту о признаках, свидетельствующих о кровотечении (рвота, падение артериального давления, холодная и липкая кожа, дегтеобразный стул, беспокойность) и перфорации (внезапная резкая боль в животе).

3.Медицинская сестра убедит пациента в важности своевременного обращения к врачу.

4.Медицинская сестра обучит пациента необходимым правилам поведения при язвенной болезни и будет убеждать в необходимости их соблюдения:

а) правила лекарственной терапии;

б) устранение вредных привычек (курение, алкоголь).

5.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом об опасности самолечения (употребление соды).

Приложение 4.
Памятка пациенту с язвенной болезнью по организации лечебного питания

Режим питания: пищу принимать 5-6 раз в сутки небольшими порциями, в теплом виде (t=40-50°С), тщательно пережевывая.

Исключить: острое, соленое, консервированное, копченое, жирное, жареное.

Рекомендуемые продукты
Нерекомендуемые продукты
Хлеб пшеничный из муки в/с и 1с вчерашней выпечки, сухари Ржаной хлеб, свежий, сдоба
Мясо нежирное (на пару, вареное) Жирные и жилистые сорта мяса (баранина, гусь, утка), в жареном, тушеном виде
Рыба нежирная (окунь, хек, треска, лещ) в вареном и паровом виде Жирная рыба (осетрина, лососина, семга), соленые, копченые, жареные, тушеные консервы
Яйца всмятку, паровые яичницы и омлет (2 яйца в день) Жареная яичница, омлет, яйца вкрутую, сырой яичный белок
Молоко цельное, сливки, однодневный кефир, некислый творог, сметана, неострый сыр тертый Молочные продукты с высокой кислотностью, острые, соленые сыры
Сливочное несоленое масло, рафинированное растительное масло Маргарин, жир, нерафинированное растительное масло
Крупы: манная, рис, гречневая, овсяная. Каши полувязкие, макароны мелкорубленые отварные Пшено, перловка, ячмень, бобовые, рассыпчатые каши, цельные макароны
Картофель, морковь, свекла, цветная капуста, сваренные и протертые Белокочанная капуста, репа, щавель, лук, огурцы соленые, квашеные и маринованные овощи, грибы
Спелые и сладкие ягоды и фрукты, зефир, кисель Кислые, неспелые фрукты и ягоды, шоколад, халва, мороженое
Некрепкий чай, кофе с молоком, соки из фруктов и ягод, отварной шиповник Газированные напитки, квас, черный кофе, соки кислых ягод и фруктов

Аннотация……………………………………………………… ….2

Введение………………………………………………………… …3

Глава 1. Понятие о сущности и распространенности

язвенной болезни………………………………………………….7

Глава 2. Понятие о сестринском процессе…………………… ..10

Глава 3. Сестринский процесс как метод решения проблем

при язвенной болезни……………………………………………14

Заключение…………………………………………………… ….20

Приложения…………………………………………………… …22

Список литературы………………………………… ……………27

Первичная профилактика - основное направление первичной медико-санитарной помощи населению

Н.И.Гурвич, О.Н.Княгина, В.А.Минченко, Е.Е.Шальнова
Бюро медицинской статистики департамента здравоохранения администрации Нижегородской области,
Центр госсанэпиднадзора Нижегородской области
[email protected]

В концепции государственной политики в области укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения на 2000 - 2010 гг. значительное место отведено усилению профилактической деятельности, направленной не только на устранение причин заболеваний, снижение действия неблагоприятных факторов и охрану от болезней, но и на развитие потенциала здоровья населения.

Большое внимание в связи с этим уделяется развитию и совершенствованию первичной медико-санитарной помощи, которая, как записано в концепции, "должна занять свое место в изменении образа жизни каждого человека и семьи, населения в целом". В системе здравоохранения первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) обеспечивается согласованным взаимодействием участковой (семейной) службы, занимающейся этой работой на индивидуальном уровне и службой медицинской профилактики, осуществляющей свою деятельность преимущественно на популяционном уровне.

На территории Нижегородской области в соответствии с приказом МЗ РФ №295 от 06.10.97 г. "О совершенствовании деятельности органов здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения РФ" в 1998 г. была создана специализированная сеть структурных подразделений службы медицинской профилактики.

Во исполнение приказа Департамента здравоохранения администрации Нижегородской области №7А от 12.05.1998 г. "О мерах по развитию службы медицинской профилактики" в структуре Бюро медицинской статистики был организован отдел медицинской профилактики, имеющий статус областного Центра медицинской профилактики (ОЦМП). В структуру службы медицинской профилактики Нижегородской области вошли также Центр медицинской профилактики г. Дзержинска, 2 отделения (в городах Арзамасе и Ардатове); за два года существования вновь организовались 50 кабинетов, функционирующих в составе ЛПУ районов Нижегородской области. На начало 2000 г. в службе медицинской профилактики работают 24 врача и 54 средних медицинских работника. Тем не менее, в 7 районах области и ЛПУ областного подчинения не выделены ставки, работа закреплена за ответственными лицами.

ОЦМП, являясь на уровне Нижегородской области головным учреждением службы медицинской профилактики, координирует, организует и контролирует работу отделений, кабинетов медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений по разделам гигиенического обучения и воспитания, профилактики заболеваний, формирования и укрепления здоровья населения, а также по реализации культурно-оздоровительных мероприятий, способствующих повышению работоспособности и достижению активного долголетия населения.

ОЦМП осуществляет единое методологическое руководство деятельности структур медицинской профилактики, взаимодействие с учреждениями и специалистами здравоохранения Нижегородской области всех уровней по вопросам медицинской профилактики - областными Центрами госсанэпиднадзора, профилактики и борьбы со СПИДом, планирования семьи, областными ЛПУ (наркологическим, противотуберкулезным, кожно-венерологическим диспансерами, клиническими больницами и др.), привлекает к работе по гигиеническому обучению и воспитанию населения профессорско-преподавательский состав НГМА, главных специалистов департамента здравоохранения администрации Нижегородской области и г. Н.Новгорода. Совместно со специалистами профильных служб ОЦМП проводит анализ причинно-следственных связей между здоровьем населения, его образом жизни и санитарной культурой, уровнем медицинской помощи, экологической ситуацией в регионе; на основе результатов анализа определяет приоритеты в пропаганде медико-профилактических и гигиенических знаний среди населения. Таковыми для службы медицинской профилактики Нижегородской области, как и в целом по России, являются профилактика болезней системы кровообращения, органов дыхания, нервной системы, онкологических и инфекционных болезней (в том числе социально значимых, таких как ВИЧ/СПИД-инфекция, туберкулез, заболевания, передающиеся половым путем), охрана материнства и детства, укрепление здоровья подростков, профилактика неестественных причин смерти, а также вопросы пропаганды здорового образа жизни и борьба с вредными привычками

В целях обеспечения единой политики первичной профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья ОЦМП участвует в разработке и реализации региональных программ и нормативно-распорядительных документов по вопросам охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний и травматизма; в работе межведомственных координационных советов, коллегий и выносит на рассмотрение Департамента здравоохранения, Центра госсанэпиднадзора, Департамента образования и науки и других заинтересованных ведомств вопросы гигиенического воспитания и санитарной культуры населения.

Последовательно ориентируя учреждения здравоохранения области на приоритетную профилактическую деятельность, ОЦМП оказывает организационно-методическую и консультативную помощь подразделениям службы медицинской профилактики, профильным учреждениям и медицинскому персоналу лечебно-профилактических учреждений по курируемым проблемам профилактики заболеваний и гигиеническому воспитанию; подготавливает и издает для специалистов и населения методические, информационные и другие печатные материалы по различным разделам профилактики заболеваний, травматизма, медицинской реабилитации и формирования здорового образа жизни; направляет их в ЦРБ Нижегородской области и ЛПУ г. Н.Новгорода и г. Дзержинска. Всего за 1998-1999 гг. было выпущено около 40 разновидностей образцов методических материалов, памяток и буклетов.

Для обеспечения эффективной первичной медико- санитарной помощи населению ОЦМП осуществляет подготовку специалистов по профилактике неинфекционных заболеваний и гигиеническому воспитанию для работы с населением - в 1998 г. был организован и проведен сертификационный курс обучения средних медицинских работников службы медицинской профилактики Нижегородской области и г. Н.Новгорода по линии УПК средних медицинских работников по специальности "гигиеническое воспитание", в 1999-2000 гг. - отдельные семинарские и практические занятия медико-профилактической тематики с медицинскими сестрами и фельдшерами, повышающими квалификацию по специальности "лечебное дело" и "сестринское дело" - обучено 252 человека; семинары, конференции и совещания по обмену опытом разноплановой тематики, например, такие, как: "Актуальные вопросы совершенствования службы медицинской профилактики в ЛПУ Нижегородской области", "Организация профилактической работы в детских поликлиниках", "Вопросы профилактики наркоманий, ВИЧ/СПИД-инфекции в гигиеническом воспитании населения", "Актуальные проблемы здоровья семьи" и другие.

Работа с населением медицинскими работниками Нижегородской области и г. Н.Новгорода проводится, в основном, доступными и малозатратными методами и средствами (в виду отсутствия целевого финансирования службы медицинской профилактики) в форме лекций, бесед, конференций, семинаров, вечеров вопросов и ответов, "круглых столов", подготовки санитарных бюллетеней. По данным отчетов ЦРБ Нижегородской области, ЛПУ областного подчинения и г. Н.Новгорода за 1999г. прочитано 68455 лекций, 698162 беседы, проведено 1624 пропагандистско- оздоровительных мероприятия.

Важным разделом работы является взаимодействие со средствами массовой информации, организация теле- и радиопередач
и т.д.................

Цель сестринского процесса - предупредить, облегчить, уменьшить или свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента.

Сестринский процесс состоит из 5 этапов:

  • 1. сестринское обследование (сбор информации о пациенте);
  • 2. сестринская диагностика (определение потребностей);
  • 3. определение целей и планирование ухода;
  • 4. реализация плана ухода;
  • 5. оценка и коррекция ухода в случае необходимости.

Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к осуществлению сестринского процесса.

I этап - сестринское обследование. Сестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой сестринской помощи. Учитывая реалии российского практического здравоохранения, предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека. Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни, беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом. Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская сестра приступает ко II этапу - сестринской диагностике.

Сестринская диагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и потенциальные. В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные проблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее важно в настоящий момент.

На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной сестринской проблеме. В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни.

IV этап - реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам - младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя. Сестринские вмешательства бываю 3 видов: 1. Зависимое вмешательство - выполнение под наблюдением врача и по назначению врача; 2. Независимое вмешательство - действие медицинской сестры по собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по организации досуга и т.д. 3. Взаимозависимое вмешательство - сотрудничество с врачами и другими специалистами.

Задача V этапа - определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости. Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе.

Заключительный пятый этап сестринского процесса - оценка эффективности ухода и коррекция его при необходимости. Цели этапа :
- оценить реакции пациента на сестринский уход;
- оценить полученные результаты и подвести итоги;
- оформить выписной эпикриз;
- проанализировать качество оказанной помощи.
Оценку ухода проводят не только в день выписки пациента из стационара, а постоянно, при каждой встрече: на обходе с врачом, на процедурах, в коридоре, столовой и т.п. Состояние пациента меняется ежедневно и даже несколько раз в день, что не всегда вызвано характером заболевания и лечением. Это может быть обусловлено взаимоотношениями с соседями по палате, медицинским персоналом, отношением к процедурам, известиями из дома или от родственников. Наблюдение за пациентом - тоже действие сестринского персонала. Необходимо замечать малейшие изменения в состоянии или поведении больных, рассматривая поведение как один из основных критериев оценки. При каждом контакте с пациентом сестринский процесс происходит заново. Например, пациент после операции утром не смог самостоятельно изменить положение тела, а через 3 ч медсестра заметила, что он переворачивается без посторонней помощи. Это одновременно и новая информация о пациенте, и критерий оценки. Изменения поведения и состояния пациента, отражающие положительную динамику - очередная победа медицинского персонала. К сожалению, иногда лечение и уход малоэффективны. Например, у пациента после выполнения запланированных мероприятий по снижению температуры, после проведения капельного вливания вновь возникают жалобы на озноб.
Не всегда и не все проблемы, оценочные характеристики регистрируют, чаще (если они не оказывают влияние на течение заболевания или прогноз) их просто констатирует сестринский персонал и устно передаёт по смене. И наоборот, оценку и регистрацию оценочных показателей состояния пациента отделения интенсивной терапии проводят в наших клиниках каждые полчаса или час. Если пациент требует повышенного внимания со стороны персонала, критерии оценки его состояния заносят в тетрадь сдачи дежурств, обсуждают в начале рабочего дня на «пятиминутках» и вечером при сдаче смены.
Для качественного проведения заключительного этапа сестринского процесса необходимо: знать, какой аспект вы хотите оценить; иметь источники важной для оценки информации; уточнить критерии оценки - предполагаемые результаты, которые сестринский персонал желает достичь совместно с пациентом.

Рис. Пятый этап сестринского процесса


Аспекты оценки

Этап оценки - это мыслительная деятельность. Сестринскому персоналу предстоит на основе использования определенных критериев оценки сравнить имеющиеся результаты ухода с желаемыми: оценить реакцию пациента и на этой основе сделать вывод о полученных результатах и качестве оказания помощи. Для объективной оценки степени успешности ухода необходимо :
- уточнить поставленную цель и ожидаемый результат в поведении или реакции пациента на заболевание или свое состояние;
- оценить наличие у пациента желаемой реакции или поведения;
- сравнить критерии оценки с имеющейся реакцией или поведением;
- определить степень согласованности между целями и реакцией пациента.


Критерии оценки

Оценочными критериями могут быть слова или поведение пациента, данные объективного исследования, информация, полученная от соседей по палате или родственников. Например, при отёках оценочными критериями могут выступать показатели веса и водного баланса, при выявлении уровня боли - пульс, положение в постели, поведение, вербальная и невербальная информация и цифровые шкалы оценки боли (если их используют) (табл. 15-1).
Если поставленные цели выполнены, проблема пациента решена, сестринский персонал должен сделать соответствующую запись в истории болезни, поставить дату решения проблемы и свою подпись.
Иногда решающую роль на этапе оценки играет мнение пациента о проведённых действиях.


Источники оценки

Источником оценки выступает не только пациент. Сестринский персонал учитывает мнение родственников, соседей по палате, всех членов бригады, участвующих в лечении и уходе за пациентом.
Оценку эффективности всего ухода проводят при выписке пациента, переводе его в другое ЛПУ либо в патологоанатомическое отделение в случае летального исхода.
При необходимости план сестринских мероприятий пересматривают или прерывают. Когда цель частично или полностью не достигнута, следует проанализировать причины неудачи, среди которых могут быть :
- отсутствие психологического контакта между персоналом и пациентом;
- языковые проблемы в общении с пациентом и родственниками;
- неполная или неточная информация, собранная на момент поступления пациента в стационар или позже;
- ошибочная трактовка проблем;
- нереальные цели;
- неверные пути достижения целей, отсутствие достаточного опыта и профессионализма в выполнении конкретных действий по уходу;
- недостаточное или чрезмерное участие самого пациента и родственников в процессе ухода;
- нежелание при необходимости просить о помощи коллег.


Действия сестринского персонала при отсутствии эффекта ухода

В случае отсутствия эффекта сестринский процесс начинают заново всё в той же последовательности.
Оценка позволяет персоналу не только выяснить реакцию пациента на предоставленный уход, а также выявить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности.


Оформление выписного эпикриза

При окончании времени пребывания пациента в стационаре, краткосрочные цели ухода часто уже достигнуты. При подготовке к выписке оформляют выписной эпикриз, пациента передают под наблюдение участковой медсестре, которая продолжит уход по решению долгосрочных целей, связанных с реабилитацией и профилактикой рецидивов. Эпикриз предусматривает отражение всего ухода, полученного пациентом в ЛПУ. В нём фиксируют:
- проблемы, присутствующие у пациента на день поступления;
- проблемы, появившиеся во время пребывания в отделении;
- реакции пациента на предоставленный уход;
- проблемы, оставшиеся при выписке;
- мнение пациента о качестве оказанной помощи. Сестринский персонал, который продолжит уход за пациентом после выписки, вправе для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям пересмотреть запланированные мероприятия.
Образец заполнения эпикриза представлен в СИБ в конце главы. Правила оформления выписного эпикриза в карте сестринского наблюдения за пациенткой Кориковой Е.В. приведены в СИБ в конце раздела.

Таблица. Примеры проблем и критериев оценки достижения цели

Таблица. Сравнение цели и реакции пациента на предоставленный уход

Таблица. Пример действий медсестры, если цель ухода не достигнута


Есть ли будущее у сестринского процесса?

Проблемы, которые решает медицинский работник, оказывая помощь пациентам, сами по себе чреваты напряженностью, мучениями и переживаниями. Если добавить к этому ошибки, промахи, человеческие слабости, испытания, которым подвергает повседневная жизнь, то станет понятна перегруженность медицинских работников, их напряжённый ритм жизни, иногда не выдерживание нагрузки. Избежать этого позволяет хорошая организация работы, возможная во многом благодаря введению современной технологии сестринского дела - сестринскому процессу.
Многие думают, что сестринский процесс - это формализм, «лишние бумаги», на заполнение которых нет времени. Но дело в том, что за этим стоит пациент, которому в правовом государстве должна быть гарантирована эффективная, качественная и безопасная медицинская помощь, в том числе и сестринская.
Медицинская сестра - равноправный член медицинской бригады, необходимый и великому хирургу, и гениальному терапевту. В ряде ЛПУ, пытающихся совершенствовать технологии сестринского дела, отмечены и понимание, и поддержка со стороны врачей, а без этого нововведения невозможны.
В учреждениях практического здравоохранения стали вести «Карты сестринского наблюдения за пациентом». Эти примеры показывают, что заводят её не на каждого, чаще гериатрического, обречённого, тяжёлого пациента. На практике она компактна, рассчитана на профессионала и не так объёмна по сравнению с тем примером, который вы видели в данном пособии. Форма ведения такого документа произвольная: карта и не может быть стандартной. Ценность её заключена в отражении работы данного коллектива медицинских сестер, учитывая его особенности и специфику пациентов. Фиксирование каждого действия сестры по уходу за конкретным пациентом в карте сестринского наблюдения даёт возможность определить объём и качество оказанной помощи, сравнить проведённый уход со стандартами, обвинить или оправдать сестру при необходимости. Отсутствие такого документа, показывающего участие сестринского персонала в процессе ведения конкретного пациента, в практическом здравоохранении сводит на нет его ответственность за свои действия.
Представители ЛПУ, в которых введена экспериментальная «Карта сестринского наблюдения за пациентом», говорят, что это шанс улучшить качество сестринской помощи, оценить участие и показать «своё лицо»в лечебном процессе, решить ряд проблем (прежде всего в пользу сестры и пациента).
Здоровье - большой труд. Болезнь - всегда большое и трудное «приключение». Следить за её развитием, основательно изучать проблемы больного, с радостью решать сложные задачи в ходе лечения - важнейшие цели труда медицинской сестры.
Внедрения в практику работы медицинских учреждений новых сестринских технологий, предусматривающих творческий подход, способно обеспечить дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, оказать действенное влияние на качество медицинской помощи, поднять значимость и престиж профессии в системе здравоохранения.

Выводы

- Пятый, заключительный этап сестринского процесса, - оценка эффективности ухода и коррекция его при необходимости.
- Источником оценки выступает не только пациент, сестринский персонал учитывает мнение родственников, соседей по палате, всех членов бригады, участвующих в лечении больного и уходе за ним.
- В качестве оценочных критериев могут быть использованы слова или поведение пациента, данные объективного исследования, информация, полученная от соседей по палате или родственников. Поведение пациента - один из основных критериев оценки ухода.
- Оценка позволяет сестринскому персоналу не только оценить реакцию пациента на предоставленный уход, а также выявить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности.
- Оценку эффективности всего ухода проводит сестринский персонал при выписке пациента, переводе его в другое ЛПУ, либо патологоанатомическое отделение при летальном исходе. Информация, полученная на момент окончательной оценки, должна быть проанализирована и зафиксирована в выписном эпикризе сестринской истории болезни. Здесь отмечают не только объём предоставленной сестринской помощи и реакцию пациента на уход, но и проблемы, требующие решения после выписки пациента из ЛПУ.
- Сестринский персонал, продолжающий уход после выписки, вправе пересмотреть запланированные мероприятия для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям.
- Ведение «Карты сестринского наблюдения за пациентом» в практическом здравоохранении - шанс улучшить качество сестринской помощи и оценить роль сестринского персонала в лечении пациентов.

Основы сестринского дела: учебник. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. Островская И.В., Широкова Н.В

Сестринский процесс

Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

Цель этого метода - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.

В настоящее время сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела и включает в себя пять этапов:

1 этап - Сестринское обследование

2 этап – Выявление проблем

3 этап - Планирование

4 этап - Реализация плана ухода

5 этап - Оценка

СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

– первый этап сестринского процесса

На этом этапе медицинская сестра производит сбор данных о состоянии здоровья пациента и заполняет сестринскую карту стационарного пациента

Цель обследования пациента - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для создания информационной базы данных о нем и о его состоянии в момент обращения за помощью.

Данные обследования могут носить субъективный и объективный характер.

Источниками субъективной информации являются:



* сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья;

* близкие и родственники пациента.

Источники объективной информации:

* физическое исследование пациента по органам и системам;

* знакомство с медицинской историей болезни.

В процессе общения медсестры с пациентом очень важно попытаться установить теплые, доверительные отношения, необходимые для сотрудничества в борьбе с заболеванием. Соблюдение некоторых правил общения с пациентом позволит медсестре достичь конструктивного стиля беседы и добиться расположения к себе со стороны пациента.

Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.

Расспрос играет огромную роль в:

Предварительном заключении о причине болезни;

Оценке и течении заболевания;

Оценке дефицита самообслуживания.

Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин.

Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.

Расспрос складывается из пяти частей:

Паспортная часть;

Жалобы пациента;

Anamnesis morbe;

Anamnesis vitae;

Аллергические реакции.

Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу.

Из жалоб пациента выделяют:

Актуальные (приоритетные);

Главные;

Дополнительные.

Главные жалобы - это те проявления заболевания, которые больше всего беспокоят пациента, более резко выражены. Обычно главные жалобы и определяют проблемы пациента и особенности ухода за ним.

Anamnesis morbe (история заболевания) – первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому:

Уточняют начало заболевания (острое или постепенное);

Затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения;

Уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты;

Следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии;

Уточняют время наступления ухудшения.

Anamnesis vitae (история жизни) – позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.

Anamnesis vitae собирается по схеме:

1. биография пациента;

2. перенесенные заболевания;

3. условия труда и быта;

4. интоксикация;

5. вредные привычки;

6. семейная и половая жизнь;

7. наследственность.

Объективное обследование:

Физическое обследование;

Знакомство с медицинской картой;

Беседа с лечащим врачом;

Изучение медицинской литературы по уходу.

Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.

Осмотр проводится по определенному плану:

Общий осмотр;

Осмотр определенных систем.

Методы обследования:

Основные;

Дополнительные.

К основным методам обследования относятся:

Общий осмотр;

Пальпация;

Перкуссия;

Аускультация.

Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.

Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.

Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.

После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.

Дополнительные исследования – исследования, проводимые другими специалистами (пример: эндоскопические методы обследования).

При общем осмотре определяют:

1. общее состояние пациента:

Крайне тяжелое;

Средней тяжести;

Удовлетворительное;

2. положение пациента в постели:

Активное;

Пассивное;

Вынужденное;

3. состояние сознания (различают пять видов):

Ясное – пациент конкретно и быстро отвечает на вопросы;

Помрачненное – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием;

Ступор – оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно;

Сопор – патологический сон, сознание отсутствует;

Кома – полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов.

4. данные антропометрии:

5. дыхание;

Самостоятельное;

Затрудненное;

Свободное;

6. наличие или отсутствие одышки;

различают следующие виды одышки:

Экспираторная – затруднение выдоха;

Инспираторная – затруднение вдоха;

Смешанная;

7. частоту дыхательных движений (ЧДД)

8. артериальное давление (АД);

9. пульс (Ps);

10. данные термометрии и т. д.

Артериальное давление - давление, оказываемое скоростью тока крови в артерии на ее стенку.

Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.

Пульс – периодические толчкообразные колебания (удары) стенки артерии при выбросе крови из сердца при его сокращении, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в сосудах в течение одного сердечного цикла.

Термометрия – измерение температуры тела термометром.

Одышка (диспное) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания с ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА –

второй этап сестринского процесса

Цели второго этапа сестринского процесса:

1. анализ проведенных обследований;

2. определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;

3. определить направление сестринского ухода.

Проблема пациента – это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медицинской сестры.

Основными методами, используемые для выявления проблем пациента, являются наблюдение и беседа. Сестринская проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на заболевание.

Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические, духовные и социальные.

Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:

* существующие - проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент (например, боль, одышка, отеки);

* потенциальные - это проблемы, которые пока не существуют, но могут появиться с течением времнени (например, риск возникновения пролежней у неподвижного пациента, риск развития обезвоживания при рвоте и частом жидком стуле).

Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов, классифицировав их как первичные, вторичные и промежуточные. Приоритеты - это последовательность первоочередных самых важных проблем пациента, выделяемых для установления очередности сестринских вмешательств, их не должно быть много - не более 2-3-х.

К первичным приоритетам относят такие проблемы пациента, которые в условиях отсутствия лечения могут оказать пагубное влияние на больного.

Промежуточные приоритеты - неэкстремальные и неопасные для жизни потребности больного.

Вторичные приоритеты – это потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника первичная проблема – боль, промежуточная – ограничение подвижности, вторичная – чувство беспокойства).

Критерии выбора приоритетов:

1. Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения.

2. Наиболее тягостные проблемы для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас. Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае "одышка" будет являться приоритетной сестринской проблемой.

3. Проблемы, способные привести к различным осложнениям и ухудшению состоянию пациента. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента.

4. Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

Цели делят на:

Долгосрочные (стратегические);

Краткосрочные (тактические).

Структура цели:

Действие – исполнение цели;

Критерий – дата, время и т.д.;

Условие – с помощью кого или чего можно достигнуть результата.

Для составления плана медсестре необходимо знать:

Жалобы пациента;

Проблемы и потребности пациента;

Общее состояние пациента;

Состояние сознания;

Положение пациента в постели;

Дефицит самообслуживания.

Из жалоб пациента медсестра узнает:

Что беспокоит пациента;

Составляет представление о личности пациента;

Составляет представление об отношении пациента к болезни;

Локализацию патологического процесса;

Характер заболевания;

Выделяет актуальные и потенциальные проблемы пациента и определяет его потребности в профессиональном уходе;

Составляет план по уходу за пациентом.

ПЛАНИРОВАНИЕ УХОДА

– третий этап сестринского процесса

Цели третьего этапа сестринского процесса:

1. исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;

2. разработать стратегию достижения поставленных целей;

3. обозначить срок достижения данных целей.

После обследования, выявления проблем и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приёмы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путём правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она приняла своё естественное течение.

Во время планирования для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода. Различают два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели).

Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний.

После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием. Действуя таким образом, медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая достижимость целей и совместно определяя пути их достижения.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА УХОДА

– четвертый этап сестринского процесса

Цель сестринского вмешательства - сделать все необходимое для выполнения намеченного плана ухода за пациентом идентично общей цели сестринского процесса.



Рассказать друзьям