Перспективные апл 5 го поколения хаски. "Черные дыры" океана: подводные сюрпризы России Западу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ КЛАССА «ХАСКИ»
MULTIPURPOSE NUCLEAR SUBMARINE OF THE FIFTH GENERATION OF CLASS HUSKY

Атомная подводная лодка (АПЛ) пятого поколения будет обеспечена возможностью интеграции в единое информационное пространство минобороны в режиме реального времени. Об этом заявил ИТАР-ТАСС в ходе выставки «ДефЭкспо-2014″ генеральный директор ОАО «Санкт- Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (СПМБМ «Малахит») Владимир Дорофеев.
Отвечая на вопрос, по каким параметрам будет отличаться АПЛ 5-го поколения, он сказал: «Отличительные черты перспективного подводного корабля надо искать не в повышенной скорости, глубинном погружении, водоизмещении, габаритах, а совсем в других вещах, которые незаметны — возможности их интеграции в единое информационное пространство министерства обороны, взаимодействие с надводными кораблями и авиацией в реальном времени, то есть, возможности их участия в сетецентрических войнах».
«Есть серьезнейшие научные исследования по проблемам, которые не решены: связь под водой, быстродействие и информационность каналов, — пояснил свое мнение Дорофеев. — Перспективные лодки будут такими же черными и обтекаемыми, но вот их «мозги» будут их главным достоянием».

Проект атомной подводной лодки пятого поколения «Хаски» – одна из самых амбициозных военных программ современной России.

Смена поколений

В последнее время информации о перспективном российском авианосце стало меньше. И это неудивительно. В условиях постоянных экономических трудностей такой корабль выглядит слишком дорогой «игрушкой». Куда дешевле строить АПЛ (атомные подводные лодки). Возможно, именно поэтому в прессе все чаще говорят о проекте российской подводной лодки с обозначением «Хаски». Интерес к этой субмарине велик еще и потому, что она может стать первой в истории подводной лодкой пятого поколения.

Здесь, впрочем, нужно внести ясность. Что такое поколения АПЛ? В отличие от истребителей пятого поколения, которые уже вовсю летают, лодок пятого поколения еще нет. А самым последним считается четвертое поколение. Такие АПЛ отличаются главным образом еще большей малошумностью. Это достигается за счет размещения гребных винтов в кольцевых насадках или использования водометных двигательных установок. Кроме того, инженеры широко применили звукопоглощающие покрытия нового типа и ряд других мер, резко снижающих шансы на обнаружение таких лодок. Вообще, именно шумность субмарины ставят во главу угла. Лодка будет жить столько времени, сколько сможет оставаться необнаруженной. Уйти от преследования, конечно, можно, но это (с учетом развития противолодочных средств) довольно тяжело.

Первой в истории субмариной четвертого поколения стал легендарный американский «Сивулф». Его ввели в строй в 1997-м. Правда, из-за высокой цены были построены только три такие АПЛ. Иначе сложилась судьба «Вирджинии»: таких многоцелевых подлодок четвертого поколения хотят построить около 30.

Россия в этом смысле несколько отстала от США. Первая российская лодка четвертого поколения вошла в строй ВМФ только к концу 2000-х годов. Речь идет о стратегическом ракетоносце К-535 «Юрий Долгорукий» – головном корабле проекта 955 «Борей». Еще позже была введена в строй первая российская многоцелевая АПЛ четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Сейчас ВМФ имеет лишь одну такую субмарину, а всего их планируется восемь.

«Хаски» строит глазки

Вообще, именно проект 885 нужен для понимания того, какой будет российская подводная лодка будущего. В «идейном» смысле она, скорее всего, станет правопреемницей «Ясеня». Вероятно, внешне АПЛ «Хаски» будет похожа на эту субмарину.

Одно из первых конкретных упоминаний о новой лодке датируется 2013-м. Именно тогда главком ВМФ России (ныне экс-главком) Виктор Чирков заявил, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

Сначала специалисты окончательно определят облик будущей ПЛ. В марте 2016 года в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявили, что уже вовсю работают над этим вопросом. «В настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается ТТЗ для выполнения эскизного проектирования корабля», – сказал представляющий ОСК источник. В корпорации также намекнули, что новая ПЛ будет меньше по размеру, чем ныне действующие субмарины (включая «Ясень»). Вероятно, это будет достигнуто за счет еще большей автоматизации и уменьшения численности экипажа. Предполагается, что формирование облика и создание эскизного образца удастся завершить в течение двух лет. Кораблестроители не планируют вариант с полностью титановым корпусом, но элементы из титана присутствовать будут.

Свои предположения насчет «Хаски» недавно высказал известный американский военный эксперт Дейв Маджумдар. Он полагает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливались на советских субмаринах проекта «Лира» и были образцами передовых разработок. «Лиры» превосходили все остальные атомные ПЛ по части скорости и маневренности, однако требовали особого обслуживания. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Установка такого реактора позволит сделать лодку компактной, однако потребует создания специализированных портовых систем.

Модель АПЛ проекта 705К "Лира" / ©Karopka

Сейчас новую лодку разрабатывает конструкторское бюро «Малахит». Отметим, что именно силами этого КБ была создана «Лира». Что же до вооружения «Хаски», то уже известно, что им, в частности, станет создаваемая ныне гиперзвуковая ракета «Циркон». Скорость этого изделия будет превышать скорость звука в 5–6 раз. Это очень важно, ведь в данном случае перехватить пущенную ракету будет очень и очень тяжело.

Как известно, авианосцы действуют в составе АУГ (авианосная ударная группа), имеющей прекрасную противовоздушную оборону. Однако наличие у «Хаски» ракет «Циркон» может существенно затруднить жизнь американских моряков. Придется как минимум пересмотреть тактику защиты АУГ. Дальность действия ракеты составляет 400 км. Это немало, хотя и несколько меньше, чем у старой крылатой противокорабельной ракеты П-700 «Гранит». Последние, в частности, используются на субмаринах проекта 949А «Антей», главной задачей которых является борьба с авианосцами.

Не только «Хаски» получит новую гиперзвуковую ракету. Еще раньше ею хотят вооружить атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который иногда называют «убийцей авианосцев». Эта же ракета пополнит арсенал его близнеца – «Адмирала Нахимова», который сейчас проходит модернизацию.

Кстати, 17 марта этого года стало известно об успешном испытании ракеты «Циркон» на одном из российских полигонов. Так что шансы на то, что «Хаски» получит достойное оружие, довольно высоки. Простым смертным, увы, «Циркон» не показали, но раньше выдвигалась версия, что данная ракета может иметь много общего с российско-индийской ракетой BrahMos-II. Кроме гиперзвуковых ракет новая лодка, очевидно, получит новые мины и торпеды, а также аппаратуру, позволяющую эффективно отслеживать вражеские АПЛ.

Два в одном

В апреле 2016 года стала известна, возможно, главная особенность «Хаски». По словам главы ОСК Алексея Рахманова, новая АПЛ будет объединять в себе возможности многоцелевой и стратегической подлодки. «Это будет лодка, которая будет унифицирована – стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов», – заявил он.

Данная информация чрезвычайно важна: сейчас атомные субмарины четко разграничивают по спектру решаемых задач. Стратегические подлодки несут баллистические ракеты на борту и в случае ядерной войны должны будут стереть с лица земли города и страны. Задачи многоцелевых лодок более «гуманны». Такие ПЛ нужны для уничтожения надводных кораблей/субмарин, разведки, а также нанесения ударов по наземным целям высокоточным оружием.

Описанная Рахмановым унификация преследует одну цель: сделать проект более дешевым. Действительно, создание одной субмарины, которая сменит и «Ясень» и «Борей», потребует намного меньше капиталовложений, чем проектирование двух лодок. С другой стороны, новую субмарину, как правило, позиционируют именно как «многоцелевую». Поэтому пока еще не совсем понятно, каким именно будет новый корабль по своему назначению.

Кстати, Россия не единственная страна, которая трудится над созданием перспективных атомных подлодок. Похожие работы ведутся и в США. Перед американцами, правда, стоят более конкретные задачи: они хотят заменить стремительно устаревающие стратегические подлодки третьего поколения типа «Огайо». Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X. Эта субмарина не позиционируется как лодка пятого поколения, так что Россия в теории может стать технологическим лидером в этой отрасли. Своего рода «законодателем мод». При этом количественно американские ВМС все равно будут превосходить флот России. Не нужно забывать, что одних только многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес» у американцев сейчас примерно 40 единиц. Они, конечно, старые, но вскоре их заменят десятки новых «Вирджиний». В таких реалиях аналог «Хаски» США может быть попросту не нужен.

Атомная подводная лодка пятого поколения «Хаски» будет столь бесшумной, что она сольется с шумом мирового океана, сообщил на Петербургском международном экономическом форуме глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов .

По его словам, конструкторы Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» к настоящему моменту уже завершили концептуальное проектирование подводной лодки, определились с ее обликом и теперь занимаются разработкой тактико-технических характеристик.

Появление каждого нового поколения подводных лодок связано со скачкообразным повышением их возможностей, предопределенных существенным улучшением характеристик. Одно из главнейших качеств атомной субмарины — ее скрытность, достигаемая за счет уменьшения издаваемых лодкой шумов. Вот за это, прежде всего, и борются конструкторы.

В лодках четвертого поколения, которые есть только у России и США, казалось бы, используются все способы снижения шумности. Применяется двойное демпфирование механизмов, которые совершают вращательное или возвратно-поступательное движение. Вместо гребных валов используются водометные движители. Корпус покрывается шумоподавляющим материалом.

Однако резервы все-таки не полностью исчерпаны. Один из них — создание атомного реактора, у которого почти отсутствуют движущиеся механизмы. Существуют сведения относительно того, что в «Хаски» используется не традиционный для подводного флота водо-водяной реактор, а такой, в котором тепло переносится жидким металлом. Существенное его достоинство — меньшая шумность за счет минимального использования механики при работе. Также у него меньше габариты, в связи с чем удалось уменьшить размеры лодки по сравнению с многоцелевым атомным «Ясенем», который относится к четвертому поколению.

Однако подводную лодку можно обнаружить не только при помощи пассивной гидролокации, то есть по шумам, которые она издает. Существует активная гидролокация, когда поисковый аппарат — подводная лодка, автономный батискаф или же придонная аппаратура — распространяет звуковой сигнал подобно тому, как наземные РЛС распространяют электромагнитные волны. Звуковая волна, отразившись от корпуса лодки противника, возвращается к гидролокатору, что выдает не только местоположение лодки, но и расстояние до нее. От этого не спасут никакие мероприятия по снижению шумов субмарины.

Так вот, «Хаски» должна стать первой лодкой, простроенной по «морской стелс-технологии». Ее геометрия выбрана таким образом, чтобы максимально рассеивать волны от «подводных радаров». Корпус будет построен с максимальным использованием композиционных материалов, которые не только обеспечат максимальную скрытность для гидролакаторов, но и облегчат вес лодки.

Существуют сведения, не получившие, впрочем, официального подтверждения, что предполагается сделать две модификации «Хаски». Одна предназначена для уничтожения крупных надводных кораблей, вплоть до авианосцев. Другая должна поражать подводные лодки противника.

Однако это противоречит здравому смыслу. Поскольку данная лодка создается как многоцелевая, то есть способная бороться со всеми видами морских целей — как надводных, так и подводных. И для инженерной реализации такой универсальности есть все возможности.

С авианосцами «Хаски» будет разбираться при помощи гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон», скорость которых к принятию их на вооружение предполагается увеличить с нынешних 8 М до 10 М. Для старта «Цирконов» используются вертикальные пусковые установки, расположенные в ракетных шахтах. В США известие о том, что «Циркон», который не в состоянии перехватить ни один существующий и даже перспективный комплекс ПРО, скоро будет принят на вооружение встретили крайне озабоченно. До такой степени озабоченно, что в командовании ВМС стали высказываться о том, что с появлением у русских этой ракеты американские авианосцы могут превратиться в гигантские кладбища.

Борьба с подводными лодками должна решаться при помощи подводной модификации крылатой ракеты «Калибр». И для этого вовсе не требуется создавать специальную модификацию лодки «Хаски». Дело в том, что противолодочная ракета 91Р запускается из торпедного аппарата стандартного калибра 533 мм. Работает она следующим образом. Выйдя из воды, ракета включает маршевый двигатель. Достигнув точки, в которой была обнаружена лодка противника, ракета отделяет свою боевую часть — мини-торпеду. Торпеда, приводнившись, включает головку самонаведения, которая ищет лодку при помощи активной гидролокации. И, обнаружив цель, устремляется к ней по сложной траектории.

Так что «Хаски» может быть одновременно носителем и «Циркона», и «Калибра».

Надо сказать, что специализация перспективной подводной лодки может быть значительно шире. При помощи торпедных аппаратов можно запускать еще два типа ракет «Калибр» — противокорабельные и для нанесения удара по берегу.

ОКР по доведению эскизов до рабочих чертежей должна начаться не раньше 2020 года. А передача флоту первой лодки может произойти в 2030 году. И все нынешние фантазии экспертов на тему «Хаски» должны либо развеяться, либо подтвердиться. Пока этого не случилось можно привести еще одно мнение. Лодка будет настолько многоцелевой, что на нее возложат еще и стратегические задачи. То есть вооружат баллистическими ракетами с ядерной боеголовкой.

Однако это было бы странно, если учитывать нынешнее состояние нашего стратегического подводного флота и перспективы его развития. Разумеется, в сравнении с положением дел в США.

В ВМФ России эксплуатируются стратегические подводные ракетоносцы четвертого поколения «Борей». В ВМС США — лодки третьего поколения «Огайо», которые начали приходить на флот на 30 лет раньше, чем российские «Бореи». Разница в поколениях — это серьезно. Так что США надо догонять Россию. И такая работа совершается. Разрабатываются лодки четвертого поколения «Колумбия», которые должны начать заменять «Огайо» в 2031 году. Но поскольку по части разработки в компании «Дженерл Динамикс» еще конь не валялся, то сроки скорее всего сдвинутся вправо.

У России пока три «Борея», все остальные стратегические лодки относятся к третьему поколению. Но количество «четверочниц» постоянно возрастает. В 2021 году их должно стать 8. Причем прирост будет за счет модифицированных, более совершенных лодок «Борей-А». Намечено строительство еще шести лодок. Итого их будет 14.

Так вот, надо ли торопиться, чтобы заменять стратегическими модификациями «Хаски» сравнительно молодые лодки четвертого поколения «Борей»?

Разработчики считают, что «интеллект» подводной лодки не менее важен, чем ее бесшумность и ударная мощь. «Хаски» предполагается оснастить аппаратурой связи нового поколения. Похоже, что и нового принципа действия. Генеральный директор «Малахита» Владимир Дорофеев в одном из интервью сказал: «Отличительные черты перспективного подводного корабля следует искать не в повышении скорости, глубины погружения, водоизмещения, габаритах, а совсем в других вещах, которые незаметны — в возможности их интеграции в единое информационное пространство Министерства обороны, взаимодействие с надводными кораблями и авиацией в реальном времени, то есть в возможности их участия в сетецентрических войнах. Перспективные лодки будут такими же черными и обтекаемыми, но вот их „мозги“ будут их главным достоянием».

Трудно сказать, насколько инженерам «Малахита» удалось к сегодняшнему дню приблизиться к решению задачи-максимума — интегрированию лодки в единую информационную сеть ВМФ. Решить ее в лоб невозможно, поскольку лодка не может выдавать из глубины информацию на поверхность. Водная толща способна пропускать только сверхдлинные волны. При этом такая связь односторонняя.

Возможна, конечно, связь за счет передачи акустических сигналов в двух направлениях — на лодку и с лодки. Но в таком случае может возникнуть угроза скрытности субмарины.

Правда, возможно использование отстреливаемых передающих акустических буев или даже ракет. Но такая связь потребует использования значительных технических ресурсов в виде надводных кораблей и самолетов. И быстрой связи для оперативной передачи тактической информации при таком методе вряд ли можно добиться.

Так что инженерам «Малахита», вероятно, в сотрудничестве с каким-либо академическом институтом, предстоит решить очень сложные задачи.

Тематика проектирования подводных лодок традиционно относится к наиболее закрытым, поэтому новости по этой теме просачиваются на публику довольно редко и дозированно.

Тем не менее, у «Малахита» уже есть опыт заблаговременного попадания в сеть перспективных проектов - так, ещё в 1990-х в журнале «Гангут» появилось изображение будущего «Ясеня» (проект 885), оказавшееся впоследствии весьма близким к реальности.

Что мы видим?

На картинке, очевидно, «ракетный» вариант «Хаски» - носитель крылатых ракет комплексов «Калибр», «Оникс» и перспективного «Циркона». Лодка оснащена вертикальными пусковыми установками в носовой части и в ракетном отсеке в средней части корпуса. В носовой части используется, видимо, «лодочная» модификация универсальной пусковой установки на восемь ракет.

В средней части корпуса видны ещё восемь крышек, под которыми так же находятся пусковые установки. Если предполагать их унифицированность с пусковыми модернизированного «Ясеня» (проект 885М), то в каждой из них может быть размещён контейнер либо на четыре «Оникса», либо на пять «Калибров». В установках в носовой части лодки, скорее всего, могут размещаться только «Калибры».

Таким образом, в зависимости от загрузки, лодка может нести 40-48 крылатых ракет разных типов.

Можно отметить также новую форму ограждения выдвижных устройств (в просторечии - рубку) и хвостовую часть, явно унифицированную с ракетоносцами проекта 955А.

Что неправильно?

Художник не забыл изобразить крышки торпедных аппаратов в носовой части (в этом разрешении может быть не видно - прим. ред.), но, учитывая размещение сразу за ними вертикальных пусковых установок ракетного комплекса, торпедным аппаратам там делать нечего - где тогда поместятся их запасные торпеды? Возможно, это неперезаряжаемые пусковые установки для запуска средств гидроакустического противодействия - выполненных в габарите торпеды шумовые имитаторы подводной лодки.

Где тогда аппараты? Скорее всего, там же, где и на «Ясенях»: выведены побортно в нос под углом в задней части первого отсека, а боекомплект для них - во втором. Не исключён и другой вариант, что там вообще будут использоваться аппараты нового типа - со сбросом торпед вниз; подобно тому, как сбрасывают крылатые ракеты тяжёлые бомбардировщики.

Почему не нарисовали? Ну знаете, за слишком подробное рисование можно и статью с пола подобрать.

Главный вопрос - когда всю эту красоту начнут строить? Предположим, что года через два‑три.

Эксперт: АПЛ "Ясень" во многом превосходят своих западных "одноклассников" Главком ВМФ рассказал об ударном потенциале атомных подлодок проекта "Ясень". В эфире радио Sputnik военный эксперт Алексей Леонков отметил, что российские подлодки этого класса значительно превосходят западные аналоги.

Атомная подлодка пятого поколения "Хаски" полностью сольется с шумом мирового океана, заявил РИА Новости глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

"Если мы говорим про подводные корабли (подлодки пятого поколения "Хаски"), то они полностью сольются с фоновым шумом мирового океана", - сказал Рахманов, отвечая на соответствующий вопрос.

В эфире радио Sputnik военный обозреватель газеты "Комсомольская правда", полковник в отставке Виктор Баранец рассказал об особенностях атомной подлодки пятого поколения.

"Если этот проект будет осуществлен полностью, то "Хаски" суждено стать самой малошумной атомной подводной лодкой в мире. Нашу дизельную подлодку проекта "Варшавянка" американцы не зря прозвали "дырой в океане" за то, что она плохо обнаруживается средствами гидролокации и акустики. Такая задача была поставлена и перед конструкторами атомной подлодки, такое пожелание было высказано Минобороны, и эта задача успешно решается", - сказал Виктор Баранец.

Он отметил, что разрабатывается два типа атомной подлодки пятого поколения "Хаски".

"Это противолодочная атомная подлодка, которая будет вооружена крылатыми ракетами "Калибр" - это, пожалуй, самое грозное наше военно-морское оружие. Второй вариант "Хаски" - это противокорабельные атомные подлодки с крылатыми ракетами "Циркон", ее скорость может достичь десяти скоростей звука. Когда американская разведка пронюхала об успешных испытаниях "Циркона", то один из американских генералов сказал, мол, если русские поставят эту ракету на "Хаски", то это может превратить наши авианосцы в гигантские кладбища. Скажу больше. Когда появился проект "Хаски", то американские адмиралы крепко задумались: а не изменить ли им военно-морскую доктрину, и сейчас всерьез рассматривается вопрос: а нужно ли строить еще 12 авианосцев, если у россиян появилось такое супероружие", - отметил военный эксперт.

По его словам, исключительно малая шумность "Хаски" - это только одно из ее достоинств.

"Эта подлодка очень мощно защищена от вражеской гидролокации. А это значит, что нашу подлодку не так просто будет заметить. А она, в свою очередь, достаточно "глазастая". А под водой кто кого быстрее заметил, тот того и победил. Гидролокационная скрытность "Хаски" - это своего рода ноу-хау, которые наши конструкторы КБ "Малахит" применили, проектируя эту лодку. На подлодке - самая современная связь, принципиально новый радар и, как говорят инженеры, топовое радиоэлектронное оборудование. Самое главное, что "Хаски" являет собой некий симбиоз многоцелевой и стратегической атомной подводной лодки. Пожалуй, это можно считать новым словом России в атомном военном кораблестроении", - подчеркнул Виктор Баранец.

ПМЭФ-2018 проходит в Петербурге 24-26 мая. МИА "Россия сегодня" выступает информационным партнером форума, транслируя новости на информационных экранах и рассказывая о ключевых событиях на своем флагманском сайте.

У радио Sputnik отличные паблики



Рассказать друзьям