Две пословицы
Евгений Пермяк
Две пословицы
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть.
Шёл Костя на ярмарку лесом, шёл да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
- Покажи мне, голубь, дорогу! - просит Костя. - Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
- Зачем же мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
- А я Федин товарищ, - отвечает Костя.
- Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.
Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошёл. Идёт - и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг смотрит - плотвичка к нему подплывает и говорит:
- Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришёл Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Столько времени копил!
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чём дело, и говорит Косте:
- Не горюй! Жди меня тут.
А у собак известно нюх хороший. Они всё могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчёл.
Пришёл Костя к себе в деревню, нашёл Федю и подаёт ему семиголосую гармошечку:
- Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
- Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал!
- Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя. Что с Костей произошло? Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
Урок 21. Е. П ермяк «Две пословицы»
Цели:
Формирование навыка размышлять и анализировать;
Формирование навыка монологической речи;
Научить работать самостоятельно;
Познакомиться с новым произведением.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Слушание загадок.
2. Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».
II. Знакомство с новым материалом.
Вопрос | Ответ |
Прочитаем рассказ Е. Пермяка «Две пословицы». | |
Все ли слова понятны? | Нет. Что такое брод, гривенник, пятак! |
Определения непонятных слов прочитайте на странице учебника 68. | |
Прочитайте, какими были мальчики. | «Бережливым мальчиком Костя рос... А его дружок Федя -наоборот». |
Кто помогал Косте? | Голубь, плотвичка и собака. |
Почему животные помогали Косте? | Потому что он им всегда помогал и подкармливал |
Что собака шепнула Косте? | Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Бережливым быть хорошо, а добрым - лучше. |
Как вы понимаете смысл этих 1 пословиц? | (Самостоятельные рассуждения учеников) |
III. Практические задания. |
|
Вопрос | Ответ |
РТ «Литературное чтение»: стр 28 №1. | Евгений Андреевич Пермяк. |
РТ «Литературное чтение»: стр 29 № 2. | Самостоятельная работа. |
Р1 «Литературное чтение»: сто 29 № 3. | Голубь, плотвичка и собака. |
14 «Литературное чтение»: стр 29 № 4. | «... две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым – лучше». |
IV.Домашнее задание.
2. Выполнить задания к тексту на странице 87.
3. РТ «Литературное чтение»: стр. 29-30 № 1-3.
>>Литература 2 класс >> Литература: Е. Пермяк «Две пословицы»
Е. ПЕРМЯК «ДВЕ ПОСЛОВИЦЫ»
Цели: учить определять жанр произведения, словесно описывать героев произведения; развивать навыки пересказа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Подробный пересказ рассказа А. Митта «Шар в окошке» по плану:
1. Коля заболел.
2. Коля скучает.
3. Шар в окошке.
4. Коля и друзья.
III. Знакомство со сказкой Е. Пермяка «Две пословицы».
– Расшифруйте название сказки, которую мы будем читать сегодня:
1. Первичное знакомство с произведением (чтение учителем и хорошо читающими детьми).
2. Определение жанра произведения.
– Что это: сказка или рассказ? Объясните.
IV. Работа по содержанию.
1. Словарная работа.
Гривенник
– 10 копеек.
Медяки
– медные деньги – 1, 3, 5 копеек.
Семиголосая
– на 7 нот.
Брод
– мелкое место на реке.
Ярмарка (устар.)
– регулярная выездная торговля.
Кудлатая
– кудрявая, лохматая.
2. Словесное описание героев сказки.
– Каким был мальчик Костя? (Бережливым.)
– Можно ли сказать, что Костя был плохим мальчиком?
– Почему Косте помогали голубь, плотвичка и кудлатая собака? Прочитайте.
– Что шепнула Косте кудлатая собака? Прочитайте.
– Как изменился Костя?
– Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
– Что вы можете сказать о Феде?
V. Повторное чтение сказки учащимися.
VI. Тест.
1. Что покупал Федя, как только у него появлялись деньги?
а) Игрушки;
б) оружие;
в) корм для животных.
2. Федя не поехал на ярмарку, потому что:
а) мама не разрешила;
б) Костя не взял с собой;
в) не было денег.
3. На ярмарку Костя шел:
а) через город;
б) лес;
в) поле.
4. Первым на дороге Костя повстречал:
а) собаку;
б) голубя;
в) старичка-лесовичка.
5. Дорогу через речку показала Косте:
а) щучка;
б) плотвичка;
г) ставридка.
6. На ярмарке у Кости украли:
а) деньги;
б) велосипед;
в) все вместе.
7. Вора нашла:
а) милиция;
б) кошка;
в) собака.
8. Чего Костя не купил?
а) гармошку;
б) сладости;
в) балалайку.
9. Когда Костя подарил Феде гармошку, тот:
а) удивился;
б) поблагодарил;
в) попросил еще и конфет.
10. Какую пословицу собачка не прошептала Косте?
а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) бережливым быть хорошо, а добрым лучше;
в) друзья познаются в беде.
Ответы: 1–в; 2–в; 3–б; 4–а; 5–б; 6–а; 7–в; 8–в; 9–а; 10–в.
VII. Итог урока.
Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.
Две пословицы
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать - только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел - да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
Покажи мне, голубь, дорогу, - просит Костя. - Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
А я Федин товарищ, - отвечает Костя.
Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.
Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.
Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
Тема: «Е. Пермяк «Две пословицы»
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий “ярмарка”, “пригоршня”, “гривенник”;
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Формирование УУД на уроке:
Предметные УУД: научиться читать тексты про себя и вслух, понимать содержание прочитанного, находить в тексте отрывки по заданию, уметь называть произведение, определять жанр.
Метапредметные УУД:
- регулятивные: научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;- познавательные: научиться анализировать доступные по содержанию художественные тексты;- коммуникативные: научиться действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией (фронтальная, индивидуальная и групповая работа);3. ^ Личностные УУД: формирование начальных представлений о нравственных понятиях (забота о других, верность в дружбе).
Оборудование:
учебник Литературное чтение 2 класс Л.А. Ефросинина
рабочие тетради
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
- Какое произведение вы читали дома? (рассказ Митта «Шар а окошке»)
- Какое ещё было задание? (пересказ по плану)
На доске план к этому рассказу. Всё ли верно?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Исправьте ошибку (меняют второй и третий пункт плана местами)
А теперь перескажите по исправленному плану. (1- 2 человека)
Актуализация знаний.
Произведения, какого раздела мы сейчас читаем? (о детях и для детей)
На доске три модели обложек. Сравните их.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(все произведения о детях, различаются жанрами)
Какие жанры представлены в моделях (сказка, рассказ, стихотворение)
Пользуясь учебником и хрестоматией, подберите к моделям произведения.
Первичное чтение нового произведения и выявление первичного восприятия.
- Прочитайте название произведения (Е. Пермяк «Две пословицы»)
Читаем произведение (читают хорошо читающие дети)
- Что вам понравилось в этом произведении? Что не понравилось?
Моделирование первой страницы обложки.
·Работа в тетрадях с. 29 № 2. (1 ученик у доски)
- Произведение какого жанра мы читали? Обоснуйте свой ответ. (сказка)
- О ком оно? Назовите тему? (о детях)
- Назовите автора (Е. Пермяк)
- Как называется сказка? (Две пословицы) Почему автор дал такое название? Как еще можно назвать сказку?
Назовите произведение, которое прочитали. (Сказка Е. Пермяка «Две пословицы»)
Повторное чтение и работа над произведением.
Давайте перечитаем сказку.
Прочитайте 1-ый абзац.
- Назови главных героев сказки (Костя и Федя)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Подберите слова, характеризующие мальчиков.
Костя – бережливый, жадный, скупой.
Федя – добрый, не жадный.
Прочитайте предложение со словами из словарика. Загляните в словарь.
- Как вы поняли значение слова пятак и гривенник? (пятак – пять копеек, гривенник – 10 копеек)\
Читаем 2-ой абзац.
- Куда отправился Костя? Зачем? Как вы понимаете значение слова ярмарка?
(Костя пошёл на ярмарку за гармошкой. Ярмарка – рынок, торг)
- Почему не пошёл на ярмарку Федя? Прочитай. (Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть)
Читаем дальше.
- Кто помогал Косте в пути? (плотвичка, голубь, собака)
Расставь второстепенных героев в последовательности, которой они были в сказке.
Работа в тетради с. 29 № 3
Проверьте.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Почему все животные помогали Косте? Прочитай.
(Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ.)
Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Найдите отрывок, который подходит к рисунку.
Чему удивился Федя? (Костя стал добрым. Сделал подарок.)
Почитайте последний абзац.
- Что шепнула собака Косте? (две пословицы)
- Как вы поняли смысл пословиц?
7. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям.
Есть ли в сказке диалоги? Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких людей.)
Найдите диалог голубя и Кости. Прочитаем его по ролям.
Чтение по ролям диалога двух мальчиков.
Рефлексия.
В народе говорят: «Сказка ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок»
- Какой урок извлечём мы из прочитанного произведения?
Обобщение.
На доске несколько книг. Подойдите к доске, возьмите книгу и назовите произведение (русская народная сказка «Хаврошечка», В.Сутеев «Дядя Миша», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «Заячья избушка»).
Найдите признак, по которому можно разделить эти сказки на две группы (авторские и народные)
В какую группу мы добавим сказку, которую читали сегодня? (авторская)
Шар в окошке
Коля скучает
Коля и его друзья