Педагогические категории описывающие научные признаки образования. Основные категории педагогики

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема 2.

Непрерывность образования.

Диалектичность образования.

Процессуальность образования.

Каждый день жизни врача омрачает тревога и безысходная жалость. Он знает, что лечить людей – не ремесло, а тяжкий крест. Что стать врачом – значит вступить в некий орден, в большой мере пожертвовать привязанностями семьи и дружбы, отказаться от свободы».

Системность образования – это взаимосвязь структурных компонентов Структурными компонентами образовательной системы являются цель образования, педагог, воспитанник, содержание образования, средства образования.

Процессуальность образования – это движение от целей образования к его результатам посредством педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

Понятие «образование» находится в диалектическом движении. Оно изменяется, развивается и совершенствуется в историческом и социальном плане.

На непрерывный характер образования личности на протяжении всей жизни человека указывает тот факт, что процесс становления личности сознательно и подсознательно происходит непрерывно при обучении в учебных заведениях различных ступеней, самообразовании, на работе, в общении с родителями и сверстниками. Это обстоятельство обусловливает необходимость создания условий для реализации образовательных потребностей личности на всех возрастных этапах.

Педагогическая деятельность в лечебном учреждении

Основными категориями педагогики являются: обучение; воспитание; образование; развитие; самообразование; педагогический процесс; педагогическая система; педагогическая деятельность; педагогическая технология; педагогическое взаимодействие.

1. Сущность и структура обучения

Обучение, будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом, есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.

Сообщая обучаемым ту или иную информацию, педагоги придают ей необходимую направленность, формируя параллельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные установки. Поэтому любое обучение имеет воспитывающий характер.

Обучение как процесс можно рассмотреть с двух сторон:

1) активное взаимодействие между учителем и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности;

2) организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Основу обучения составляют:



знания – отражение сознанием человека объективной действительности в форме фактов, понятий, законов и т. д.;

умения – возможность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта;

навыки – автоматические, не контролируемые сознанием действия.

Различают сенсорные (умения различать цвета, вкусы, температуры и т. д.), двигательные (умения бегать, плавать и т. д.), интеллектуальные (способность считать, говорить, общаться и т. д.) и другие навыки.

Результатом обучения является образование – характеристика достигнутого уровня образованности.

♦ линейная, при которой отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых одно за другим;

♦ концентрическая, предполагающая периодическое возвращение к изучаемому материалу с постепенным расширением его содержания;

♦ спиральная, особенностью которой является постепенное расширение и углубление знаний вокруг исходной проблемы;

♦ смешанная, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

При выборе структуры содержания обучения учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемого материала, индивидуальные особенности учащихся.

2. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения – это принцип педагогической деятельности. Процесс обучения должен быть спроектирован и осуществлен так, чтобы и содержательная, и процессуальная его стороны выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества, государства.

Основной смысл образовательной функции состоит в освоении учащимися системы научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т. е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитательная функция неразрывно связана с содержанием, формой и методами обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика закрепилась в термине «развивающее обучение».

В российской педагогике существует несколько концепций развивающего обучения, предложенных разными авторами. Их можно разделить на две группы:

ориентированные на психическое развитие – концепция общего психологического развития (Л. В. Занков), концепция развития творческого мышления (З. И. Калмыкова), концепция формирования операций мышления (Е. Н. Кабанова-Меллер);

учитывающие личностное развитие – концепция развивающего обучения (В. В. Давыдов и Б. Д. Эльконин), концепция развивающего обучения через совместное творчество (С. А. Смирнов), концепция развивающего обучения (Г. А. Цукерман).

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.

Каждой исторической эпохе присуща своя система обучения, которая специфично отвечает на вопросы – для чего, кого, чему и как учить. Общество передавало молодому поколению содержание накопленного человечеством социального опыта избирательно, т. е. различные социальные группы получали знания в области социальной культуры в разном объеме и разного характера. Современное общество заинтересовано в передаче всему подрастающему поколению всего содержания социального опыта. Целью обучения, направленного на разностороннее развитие личности, является обеспечение всем учащимся оптимального интеллектуального развития, сознательного и прочного усвоения знаний, овладения умениями пользоваться этими знаниями на практике. Эта цель выступает в единстве с целями воспитания, направленного на формирование личности во всей совокупности.

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, одна из центральных категорий в педагогике.

Воспитание – одна из основных категорий в педагогике. Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. В научной литературе встречается различные подходы к толкованию этого понятия:

«Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека».

«В гуманистической педагогике … воспитание рассматривается как целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, активно участвующего и осознанно осуществляющего саморазвитие…».*

«Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности».*

В педагогике понятие «воспитание» употребляют в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Остановимся на следующем определении: воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.

Классификация видов воспитания осуществляется по различным основаниям (рис. 21).

Рис. 21. Классификация видов воспитания

Цель воспитания – определяющая характеристика воспитательного процесса, она выражает общую устремленность воспитания, это будущее, на достижение которого направлены главные усилия. «Цель воспитания не только в том, чтобы заставлять людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистыми, но и любить эту чистоту; не только быть справедливыми, но и алкать и жаждать справедливости» (Дж. Рескин).

Любое воспитание всегда целенаправленно. Цели воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. История педагогики показывает, что в разные исторические эпохи, в разных странах, у разных народов были свои цели воспитания. Они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Я. А. Коменский считал, что воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Английский философ и педагог Дж. Локк утверждал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести дела мудро и предусмотрительно». Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. В современном мире существует многообразие целей воспитания, определяемых потребностями развития общества и зависящих от таких факторов, как темпы социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. В российском современном образовании в качестве одной из приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоническое развитие личности.

Стратегия воспитания определяет общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания и базируется на общей концепции воспитательной работы. Воспитательный процесс в образовательном учреждении должен быть по своей сущности, содержанию и организации адекватным единой концепции воспитания, принятой в Российской Федерации.

Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в подчиненных структурах и с каждым конкретным человеком. Она вырабатывается на правовой основе в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания.

2. Закономерности и принципы воспитания

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности.

Знание закономерностей воспитательного процесса необходимо по целому ряду причин:

во-первых, человек подчинен системе естественных законов, которые действуют объективно в конкретных условиях. Благодаря знанию закономерностей воспитательного процесса можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных законов (систем законов), а не вопреки им. И напротив, игнорирование законов неизбежно приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и нелогичности в воспитании людей;

во-вторых, знание и учет закономерностей позволяет постигать суть движения от устаревших представлений к новым, освобождаться от стереотипов и утверждать продуктивную практику воспитательной работы. Эффективную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей, выделения социально значимых составляющих;

в-третьих, уяснение и учет закономерностей могут создать предпосылки для прогнозирования изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет добиваться эффективного управления воспитанием со стороны руководителя.

В воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить несколько основных закономерностей воспитания.

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками трудовой деятельности. В этой закономерности отражена социальная детерминированность воспитания, являющегося важнейшей функцией государства, которая реализуется в учреждении, на производстве. Ее требования исходят из сущности принадлежности работников к государственному институту, в рамках которого они занимаются социально значимым трудом. И все государственно-значимые ценности – это ценности работника, а государственные задачи – его задачи. В связи с этим основные руководящие линии воспитательной работы должны исходить от государственных структур.

2. Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, характера взаимодействия с ними в конкретных процессах и ситуациях. В соответствии с данной закономерностью организатор воспитательного процесса должен обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности человека. Это предполагает наилучшее удовлетворение всего комплекса потребностей, которое возможно в реальной ситуации. В этих целях требуются координация и взаимодействие воспитательных, организационных и обеспечивающих мер. Особое внимание важно уделять сочетанию воспитания и обучения.

3. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется путем соблюдения ряда принципов. Важно обеспечить разумное сочетание традиционных принципов воспитания с новыми, которые выдвигаются в рамках новых выявленных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива.

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания.

Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы с детьми. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач. Нельзя в воспитании людей поступать в одних случаях в соответствии с требованиями принципов, а в других – вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко разрушает и весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к нему.

Основные принципы воспитания можно сгруппировать по различным основаниям:

организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);

принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

3. Методы воспитания

Под методом воспитания понимается комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата.

В современной педагогике одной из самых спорных проблем является классификация методов воспитания. В основе любой из таких классификаций лежит определенный критерий, признак, основание, по которому методы группируются. В 60-е гг. XX в. общепринятой была классификация, в соответствии с которой различали две группы методов: воздействия на сознание ребенка и воздействия на поведение ребенка. В 70-е гг. появилась классификация, содержащая три группы методов:

методы целенаправленного формирования качеств личности;

методы стимулирования естественного саморазвития личности;

методы коррекции развития личности.

В конце 70-х – начале 80-х гг. в педагогике получила распространение концепция деятельностного подхода к воспитанию. В этой связи ленинградскими педагогами Т. Е. Конниковой и Г. И. Щукиной была предложена новая классификация методов воспитания, разделяющая их на методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности, методы формирования общественного сознания и методы стимуляции деятельности.

Известный московский педагог, ученый В. А. Караковский предложил свою классификацию методов воспитания, получившую широкое распространение среди воспитателей-практиков. В соответствии с этой классификацией различают следующие виды воспитания:

Ситуацией;

Общением;

Отношениями.

В педагогической литературе встречается классификация, выделяющая следующие методы воспитания:

Воздействия и убеждения;

Организации деятельности;

Стимулирования;

Диагностики.

Если в качестве основания для классификации принять социальный опыт ребенка, то можно выделить следующие воспитательные методы:

Формирования социального опыта детей;

Самоопределения личности ребенка;

Мотивации деятельности и поведения;

Стимулирования и коррекции действий в воспитательном процессе.

Для каждого педагога выбор методов воспитания должен носить комплексный характер, изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов поможет быстрее достичь поставленной цели.

Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Говоря об «образовании», можно рассматривать эту категорию в разных качествах:

– как ценность развивающегося человека и общества;

– как процесс обучения и воспитания человека;

– как результат процесса обучения и воспитания;

– как систему образования.

Цели образования определяют его содержание. В современном обществе оно предполагает систему знаний о природе, обществе, технике, человеке; систему способов деятельности, преобразующихся в результате их усвоения в умения и навыки; опыт творческой деятельности, обеспечивающий развитие творческих способностей личности; систему норм отношений к миру и друг к другу. Все это в совокупности обеспечивает развитие разносторонних качеств личности, ее нравственную, эмоциональную, эстетическую культуру, ее ценности и идеалы.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей.

Эти два потенциала осваиваются не в отрыве друг от друга, а одновременно и взаимосвязанно. Освоение внутреннего потенциала может осуществляться только через общественный опыт. Ребенок, видя, что умеют другие, пытается сделать это сам и таким образом развивает свои внутренние возможности.

Можно выделить развитие физическое, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, социальное явление.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний.

Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и их воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Таким образом, образование как социальное явление – это общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения.

2. Образование как социокультурный феномен

Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку – это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Исходя из данной трактовки культура является и предпосылкой, и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности – исторические, художественные, архитектурные и пр. Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

Вхождение человека в мир науки и культуры;

Социализация человека;

Обеспечение преемственности поколений;

Обеспечение трансляции культурных ценностей;

Обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

Способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.

3. Образование как система

Система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Основными элементами образовательной системы являются:

Система образования – это открытая, непрерывно изменяющаяся система, обладающая рядом особых свойств. Перечислим эти свойства:

Эффективность системы образования зависит от того, насколько она современна, соответствует ли стратегии развития общества;

Она всегда ориентирована на будущее;

Система постоянно обновляется (новое содержание, новые технологии, механизмы управления и т. д.).

– основные понятия и термины, характеризующие как повседневную действительность, так и научные знания;

– факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

– основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

– знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

– оценочные знания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни.

При отборе содержания образования педагоги ориентируются на следующие принципы:

Соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;

Единство содержательной и процессуальной сторон обучения;

Гуманизация и фундаментализация содержания образования.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и тем самым производить реальные преобразования не только в познавательной или эмоциональной, но и в личностной сфере.

Под прямым взаимодействием понимается непосредственное общение педагога с учеником. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Но в определенных случаях более эффективным является косвенное взаимодействие, т. е. направленное не на самого ученика, а на его привычное окружение, например одноклассников или друзей. Изменяя окружающие обстоятельства жизни ученика, педагог может изменить со временем и его самого.

Одним из способов реализации педагогического взаимодействия является совместная деятельность педагогов и учащихся. Существует мнение, что при совместной (или коллективной) деятельности тормозится развитие личности. Однако получены экспериментальные данные, доказывающие возможность развития каждого члена группы, участвующего во взаимодействии. Установлено, что среди единомышленников, объединенных общей деятельностью, человек чувствует себя более уверенно, испытывает состояние духовного подъема, осознает собственную значимость. Смыслом совместной деятельности в педагогическом процессе является сотрудничество его участников.

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.

Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д.

Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д.

Для мирового образовательного пространства характерны весьма важные тенденции , особенно ярко проявившиеся в конце XX в.

Первая тенденция – это повсеместное ориентирование большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от степени равенства условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей за счет введения научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Четвертой тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Организационное регулирование мирового образовательного пространства осуществляет ЮНЕСКО.

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели:

американская, французская, немецкая, английская и российская (общеобразовательная школа – лицей или колледж – институт, университет или академия – аспирантура – докторантура).

19 июня 1999 г. в итальянском городе Болонья министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования. Основная цель Болонского процесса заключается в создании общеевропейской системы высшего образования, которая поможет повысить мобильность граждан на мировом рынке труда и усилить конкурентоспособность европейской высшей школы. В настоящее время абсолютным лидером по части предоставления международньгх образовательных услуг являются США. В число первоочередных, зафиксированных в Декларации задач, которые должны быть выполнены к 2010 г., входят:

♦ введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр (или докторская степень);

♦ внедрение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов о высшем образовании в европейских странах;

♦ создание единой формы учета, обеспечивающей мобильность студентов и преподавателей в европейском образовательном пространстве.

Основными категориями педагогики являются воспитание, образование и обучение. На сегодняшний день допускается многовариантность трактовки этих понятий, что делает скрытым и неясным их содержание, создает здесь путаницу и затрудняет их применение. Поэтому важно разобраться с этими категориями более обстоятельно.

Еще в 1860-х гг. на страницах российских педагогических журналов развернулась дискуссия, начатая Л.Н. Толстым по поводу различения понятий "воспитание" и "образование". В дискуссии приняли участие такие известные педагоги, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Г. Редкий, В.Г. Белинский, П.Р. Фурман, В.Я. Стоюнин, Н.И. Пирогов, Н.И. Кареев, В.В. Розанов, Ф.П. Гааз, А.Ф. Кони, А.Н. Острогорский.

К сожалению, участники той дискуссии так и не пришли к компромиссу, высказывая разные, порой прямо противоположные точки зрения. Однако некоторые выводы сделать все-таки можно: 1) практически все авторы различают понятия "образование" и "воспитание" и не считают их синонимами, однако одни (в частности, Л.Н. Толстой) считают их практически несоприкасаемыми, другие же (их большинство) полагают, что дефинитивно эти понятия пересекают друг друга; 2) большинство авторов понимает под образованием интеллектуальную сферу развития личности, связанную в первую очередь с усвоением основ наук, т.е. фактически сводят образование к систематическому обучению. Под воспитанием же подразумевают либо духовное (в первую очередь нравственное) воздействие на личность, т.е. сферу воздействия, отличную от образования, либо же в целом процесс формирования характера, в таком случае воспитание является более широким термином, чем образование, и включает его в себя в качестве составной части.

Таким образом, ведя речь об образовательно-воспитательных системах, процессах, сферах, пространстве, необходимо упорядочить, структурировать информацию о них. Как мы пытались показать выше, структурная иерархия знания, относящегося к педагогической сфере (традиционная для советской педагогики - общая педагогика, дидактика, теория воспитания), не подходит для этих целей в современных, изменившихся условиях. Представления о структуре педагогических знаний, характерные для западной научной школы, не совсем адекватны сложившимся отечественным традициям.

Для объяснения этого феномена обратимся к истории развития термина "педагогика" и терминологическим дискуссиям, характеризующим традиции западной научной школы.

По мнению Ф. Бест , история педагогики как теоретической дисциплины тесно связана с историей педагогических учебных заведений. Так, во Франции курс педагогики был введен в 1883 г. Однако преподаватели вскоре почувствовали необходимость различать "общую педагогику", т.е. систематическое и последовательное изложение философских основ педагогических доктрин Платона, Монтеня, Руссо, Монтессори, Ферьера, Декроли, Дьюи и др., и "специальную" или "практическую" педагогику, призванную помочь будущим учителям в преподавании той или иной конкретной дисциплины. Таким образом, можно было говорить о "педагогике математики", "педагогике чтения", "педагогике естествознания", восходящих к так называемому предметному уроку (kcon de chose).

Одновременно в университетах создавались кафедры педагогической науки, возглавлявшиеся философами, известными социологами (такими, например, как Дюркгейм), но отнюдь не педагогами. В результате произошло разделение между университетской элитой, занимавшейся педагогической наукой, и нормальными школами, на долю которых выпали практические аспекты педагогики.

К тому времени детская психология уже полностью сложилась в самостоятельную науку, труды Пиаже и Валлона получили мировое признание, особенно после Второй мировой войны, и педагогика претерпевала свое первое превращение - она становилась "психопедагогикой". В 1950-1960-е гг. в университетах создаются кафедры психопедагогики. Однако в те же годы многие специалисты выступали против использования этого термина как "плохо продуманного и необоснованного" .

В 1971 г. М. Дебесс и Г. Миаларе, пытаясь внести ясность в терминологические споры и освободить педагогику от ее двойственного и псевдонаучного статуса, предложили использовать термин "педагогические науки" .

Безусловно, что касается статуса, педагогические науки обрели заметное преимущество благодаря определению границ и методов исследования, а также установлению связей с уже сложившимися научными дисциплинами. Следуя этой тенденции, возрастная психология, когнитивная психология, социология образования, история педагогики и социальная психология воспитания утвердились как самостоятельные научные отрасли, в большей степени связанные с социальными науками, нежели с такой специфической областью, как педагогические науки. Следствием этого стала маргинализация термина "педагогика", тесно связанная с европейской традицией выхолащивания его первоначального содержания и фрагментацией знаний о воспитании.

Параллельно с этой непроизвольной маргинализацией термина "педагогика" в 1970-е гг. появилась тенденция отождествления ее с социальной психологией и даже "динамикой" малых групп. Эти тенденции привели к еще одному существенному превращению: недирективная педагогика, взявшая за образец направление американской социальной психологии К. Роджерса, стала претендовать на всеобъемлющую роль. Не следует недооценивать воздействия смешения одного из педагогических направлений и собственно педагогики, поскольку именно вокруг него возобновились в 1984 г. горячие споры. Желание раз и навсегда "покончить" с педагогикой, намеренно смешивая ее с недирективным обучением, еще более обострилось и сказалось на педагогических исследованиях. Дискуссия эта касалась и терминологии.

Так, в английском языке термин "educational sciences" ("педагогические науки") не нашел широкого применения и более широко используется словосочетание "educational research" ("педагогические исследования"). Дело не просто в терминологических различиях или трудностях перевода, так как само выражение "педагогические науки" известно в англоязычных странах давно благодаря Герберту Спенсеру, написавшему в 1861 г. книгу "Педагогика как наука". Разумно было бы предположить, что из-за огромного объема научных публикаций в англоязычных странах предпочтение отдается обсуждению результатов исследований, а не мировоззренческим проблемам, связанным с правомерностью названия и самого существования педагогических наук как таковых.

Что касается термина "педагогика", то он также не получил широкого распространения в английском языке. Соответствующая словарная статья отсутствует в "Британской Энциклопедии" (Encyclopedia Britanica, 1985), а индекс отсылает читателя к статьям "Обучение", "Искусство как средство воспитания", "Философия образования" и "Социальные аспекты образования". Отсутствует такая статья и в "Международной энциклопедии образования" (International Encyclopedia of Education, 1985, 1989). В то же время французская "Универсальная энциклопедия" (Епсусlopedia Universalis, 1985) посвящает этой теме 15 страниц, 4 статьи.

По мнению М. Дебовэ , во франкоязычных странах термин "sciences de l"education" (науки об образовании) утвердился в последние десятилетия и постепенно вытесняет термин "pedagogie" (педагогика). Аналогичные изменения происходят в испано- и португалоязычных странах. Термин "педагогика", по-видимому, более прочно укрепился в немецком, в меньшей степени в итальянском языке. Но споры между сторонниками педагогической науки в единственном числе (Ersiehung-swissenschaft) и педагогических наук во множественном числе (Ersienhungswissenshaften) не затухают.

Во франкоязычных странах дискутируется само содержание "наук об образовании": область приложения нескольких дисциплин; комплекс смежных отраслей, сохраняющих неразрывные связи с дисциплиной-прародительницей, или же полноправная самостоятельная наука? Ограничительная концепция, преобладающая в настоящее время во Франции, выделяет дидактику из сферы наук об образовании и противопоставляет их педагогике. Термин "didaktik" заимствован из немецкого педагогического вокабуляра и означает знание взаимосвязи между содержанием обучения, учащимися и учителями. Постепенно множественное число "didactiques" вытесняет единственное, как бы подчеркивая, что конкретное содержание каждого предмета так же значимо, как и способ презентации того или иного конкретного знания.

Таким образом, пройдя длительный путь развития, общая педагогика в структуре европейского научного знания стала либо философией образования, либо социологией образования, либо социальной психологией образования. С другой стороны, специальная педагогика превратилась в дидактику. Эти различные области, к которым следует добавить историю педагогики, когнитивную психологию и психосоциологию, объединены под названием "науки об образовании".

Следовательно, можно констатировать, что в рамках западной научной школы в течение последнего столетия произошел существенный пересмотр позиций, связанных с педагогической наукой. Возникло множество самых разнообразных и разноплановых наук, относящихся к сфере образования. Как видно из приведенного обзора, такая наука, как педагогика, фактически потеряла свой предмет и утратила свою значимость и свое место как отрасль научного знания. Однако и в других своих названиях науки об образовании связаны исключительно с образовательной сферой. Куда же исчезло понятие "воспитание"?

Дело в том, что процессы воспитания практически выключены из европейских институциональных образовательных структур. Поэтому воспитание не выделяется (на уровне государственной политики) в качестве структурного звена в работе образовательных учреждений. Сам же феномен "воспитание", конечно, подвергается исследованию и изучению. Но исследуется он в двух практически мало связанных между собой направлениях. Первое направление рассматривает процесс воспитания либо в плане роста и развития человека вообще (педагогическая антропология), либо в плане определения его смысла, целей, социальных ориентиров и т.д. (философия воспитания). Второе направление имеет своей целью исследование и доведение до уровня практических рекомендаций способов и приемов межличностного взаимодействия взрослых с детьми разного возраста (детская и возрастная психология, психология общения), а также группового взаимодействия и взаимодействия с группой (социальная психология, социальная психология воспитания).

Таким образом, науки, связанные с воспитанием, также теряют свой предмет в ареале научной области, определяемой как "педагогика", и становятся либо философией воспитания, либо практической психологией воспитания.

В нашей стране, как известно, сложились иные подходы к воспитанию и образованию. На уровне государственной политики традиционно образовательные учреждения отвечали и отвечают не только за осуществление процессов образования, но и за воспитание детей в рамках этих учреждений. А такая наука, как педагогика, вовсе не утратила своего прежнего значения, можно даже говорить о повышении ее статуса и рейтинга в ряду гуманитарных и социальных дисциплин. Хотя нельзя исключить и того, что изоляция советской педагогической науки от мировой в течение 70 лет просто затормозила тенденции "размывания" педагогической науки, наблюдающиеся в западном научном мире. Очевидно, эти тенденции скажутся в скором времени и на состоянии российской педагогической науки.

Советский период развития педагогики внес существенные уточнения в определение базовых понятий. Наиболее продуктивной в этом смысле и достаточно устоявшейся к настоящему времени является точка зрения, согласно которой воспитание можно трактовать в трех смыслах: широком социальном, понимаемом как "социальное формирование" (введение этого термина приписывают Н.К. Крупской); широком педагогическом, включающем в себя в качестве составных частей обучение и "чистое" воспитание; и в узком педагогическом ("чистое" воспитание).

Под воспитанием в широком социальном смысле понимается вся совокупность социальных влияний, оказываемых на человека в процессе его жизнедеятельности. Скажем, если нам говорят, что человек воспитывался в довоенные годы в нашей стране, мы уже можем представить себе особенности этого человека, его психологии, его мировосприятия. Если же человек получил воспитание в 1960-1970-е гг. в США, то это уже личность иного рода. Таким образом, под воспитанием в широком социальном смысле понимается социальное формирование личности в определенных территориальных рамках и в определенный исторический период. Воспитание в широком социальном смысле в качестве составляющих включает воспитание в широком педагогическо м смысле, организованное воздействие общества на человека и стихийные воздействия. Воспитание в широком педагогическом смысле в качестве составляющих включает воспитание в узком педагогическом смысле и обучение. Организованное воздействие общества осуществляется через СМИ (средства массовой информации) и через партии, общественные движения и религиозные организации. Стихийные же воздействия включают в себя макровоздействия (географические и климатические особенности, особенности культурной, этнической, национальной среды) и микровоздействия (семья, особенности уклада, ближайшее окружение). В целом структуру воздействия различных факторов на личность можно изобразить так, как показано на рис. 1.

Под воспитанием в широком педагогическом смысле понимается целенаправленный и специально организованный процесс воздействия (взаимодействия) на личность, осуществляемый в рамках специальных (образовательных) учреждений специальными людьми - педагогами. И в этом смысле, как отмечают многие ученые, в частности Г. Нойнер и Ю.К. Бабанский, оно тождественно понятию "образование".

Под воспитанием в узком педагогическом смысле понимается специальная система воспитательной работы, нацеленная на формирование совершенно определенных качеств личности.

Под обучением подразумевается передача знаний, умений, навыков и формирование опыта творческой деятельности в определенной предметной области.

Из представленной схемы видно, что в реальности на личность оказывает влияние огромная масса факторов. От силы их влияния и направленности во многом зависит то, какой сформируется отдельная личность. В тоталитарных государствах воздействие на личность осуществляется не только посредством специального педагогического формирования, но и через другие факторы - организованные и стихийные, включая и микровоздействия (фашистская Германия, коммунистический Китай и Советский Союз). "Исторический опыт великих диктатур, - писал в свое время Д. Андреев в своей "Розе Мира", - с необыкновенной энергией и планомерностью охватывавших население громадных стран единой, строго продуманной системой воспитания и образования, неопровержимо доказал, какой силы рычаг заключен в этом пути воздействия на психику поколений. Поколения формировались все ближе к тому, что представлялось желательным для властей предержащих. Нацистская Германия, например, ухитрилась добиться своего даже на глазах одного поколения" .

Рис. 1

В тех же случаях, когда государственное устройство не имеет столь тоталитарно жестких рамок, классическим примером формирования личности "на заказ" являются воспитание и образование, получаемые в закрытых образовательных учреждениях, минимально допускающих или вовсе не допускающих влияния извне на личность, т.е. жестко ограниченное рамками воспитания как педагогического формирования (закрытые частные школы, военные школы, монастырские школы).

Другая педагогическая идея исходит из признания важности стихийных влияний на личность. Именно в процессе стихийных влияний проявляется активность и избирательность самой личности, оказывающейся в условиях отсутствия внешних принудительных воздействий. Конечно, реально стихийные воздействия далеко не всегда характеризуются отсутствием внешнего принуждения и насилия. Однако сторонники позиции естественной активности и избирательности личности рассматривают стихию именно в позитивном смысле этого слова - как свободу от нажима и принуждения и предоставление возможности личности осуществлять свободное волеизъявление и выбор. Эти представления проецируются и на воспитательно-образовательный процесс. Основная идея сводится к тому, что наиболее полное раскрытие и самореализация личности возможны лишь при такой организации образовательного процесса, которая соответствует естественным условиям жизни свободного человека. Современному человеку вследствие имеющегося у него опыта и сформированных представлений о том, что из себя должны представлять воспитание и образование, такой подход может показаться утопичным, вредным, а в крайних своих проявлениях - и антигуманным. Однако обратимся к высказываниям Л. Андреева, который утверждал, что сущность государства, равно как и этический облик общества, не может быть преобразована в мгновение ока. Немедленный полный отказ от принуждения - утопия. Но этот элемент будет убывать во времени и в общественном пространстве. Всякая дисциплина слагается из элементов принуждения и сознательности, и от соотношения этих двух элементов между собой зависит тот или иной род дисциплины. Наибольшей степенью принуждения и почти полным отсутствием сознательности обладает дисциплина рабовладельческих хозяйств, тюрем и концентрационных лагерей. Немного больше сознательности в воинской муштре. По мере же ослабления в дисциплинарных системах элемента принуждения возрастает и заменяет его собой категорический императив внутренней самодисциплины. На воспитании именно этого импульса построится вся новая педагогика. Думается, что предсказания великого мыслителя, хотя и очень медленно, постепенно, но оправдываются, новое понимание мира внедряется в сознание людей. Общественные изменения, сопутствующие настоящему времени, дают основание для надежд по поводу именно такого хода изменения общественного сознания.


Глава 2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ИСТОЧНИКИ, ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ

Выделяют следующие основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. В зависимости от исторического периода, той или иной теоретической концепции в эти понятия вкладывалось разное содержание.


Образование

Образование - это и процесс, и результат усвоения человеком опыта, накопленного обществом в ходе исторического развития. Цели образования заключаются во внесении желательных изменений в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников. Таким образом, в образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей.

Освоение системы ценностей, знаний, умений и навыков, соответствующих интересам индивида и общественным ожиданиям, накопление опыта эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям дают человеку возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, а с другой - поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой.

При этом главным является не объем знаний («обучен, но не образован»), а соединение знаний с личными качествами человека, умением самостоятельно знаниями распоряжаться. Все содержание образования наполнено познавательно-теоретическими, эстетическими, социальными, экономическими, политическими, гедонистическими, религиозными ценностями и отношениями. Под влиянием образования структура ценностей и отношений у человека изменяется. Это происходит в результате того, что человек усваивает критерии и пути выбора из широкого диапазона ситуаций и проблем, в том числе весьма отдаленных от его конкретного опыта, эмоционально для себя приемлемых. Складываются определенные нормы отношения к природе, людям и к самому себе. Все перечисленное выше есть суть духовной культуры, ее основные, по классификации российского педагога И. Я. Лернера, элементы.

Исторически первой формой образования, обеспечивающей сохранение и продолжение культурных завоеваний общества, является ученичество. Оно формирует основу для создания материальных и культурных ценностей, сбора, хранения, обработки и передачи информации, рациональной организации всех сфер производственной деятельности, бытового и культурного обслуживания, обеспечения обороноспособности государства. Без ученичества немыслимо ни освоение искусства: изобразительного, театрального, музыкального и т.п., ни развитие науки с обязательными для нее научными школами.

В зависимости от того, какие способности развиваются в процессе образования, принято различать образование общее и специальное (профессиональное). Общее образование обеспечивает человеку широкий кругозор и выводит его за границы узкой специальности. Багаж универсальных знаний помогает личности адаптироваться к новым ситуациям в науке и практике.

Образование, будучи социально обусловленной системой, включает в свою структуру: учебно-воспитательные учреждения, социальные общности (педагоги и обучающиеся) и учебный процесс как вид деятельности.

Обучение

Обучение - это целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познавательное общение.

Способность обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем, а учитывая достижения кибернетики, можно говорить и об искусственных самообучающихся системах.

  • процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта посредством организации усвоения учащимися научных знаний и способов деятельности. Процесс обучения имеет две составляющие: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика);
  • совместная целенаправленная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие учащегося, его образование и воспитание. По мере социального развития обучение становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта. В единстве деятельности «преподавание - учение» заключается основная функция обучения;
  • педагогически обоснованные формы общения и взаимодействия преподавателя и учащихся, направленные на достижение целей образования. В элементарной форме отношение проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика. В системе дидактических отношений ученик выступает как объект преподавания и как субъект учения. Управляющая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю.

Обучение зависит от конкретных исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации: отборе содержания материала для различных социальных групп, методах идеологической обработки и манипуляции сознанием. В условиях непрерывного образования прямое педагогическое руководство заменяется опосредованным, учение все более принимает форму самообразования. Содержательная и процессуальная стороны обучения находятся в единстве и влияют друг на друга. Объем и структура содержания образования должны соответствовать закономерностям и принципам обучения, условиям, в которых оно протекает, возможностям и особенностям формирующейся личности учащихся.

Основная функция обучения социальная: усвоение необходимых для жизни и деятельности знаний, умений, навыков. Второй функцией обучения является формирование мировоззрения. Оно формируется у детей и взрослых постепенно, по мере обобщения знаний, позволяющих судить об окружающем мире. Неразрывно связана с двумя предыдущими функция развития личности и самостоятельного мышления. Развитие человека есть количественный и качественный рост его физических, физиологических и психических характеристик, среди которых выделяются прежде всего интеллектуальные. Большое значение имеет и профориентационная функция. В процессе обучающего и производительного труда, приобретая конкретные знания и навыки в области той или иной профессиональной деятельности, формируется интерес к ней. Функция подготовки к непрерывному образованию ориентирует человека на активное участие в производстве и общественных отношениях, на постоянное совершенствование своей политехнической, профессиональной квалификации. Функция креативности нацеливает личность на непрерывное и разностороннее развитие.

Существуют различные системы организации обучения: индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская, предметно-курсовая и др. Каждая из них использует свои организационные формы обучения, способствуя созданию специфических условий обучения, воспитания и развития.

Воспитание

Воспитание - одно из тех многозначных понятий, которые существенно зависят от конкретных исторических условий развития общества. Воспитание рассматривают как общественное явление, особый вид деятельности, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие.

В широком педагогическом смысле воспитание - это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно реализуется. Как целенаправленный процесс, воспитание осуществляется системой учебно-воспитательньгх учреждений. Каждый проходит через воспитывающее воздействие общества, иначе он не станет человеком. Воспитание ведется по трем направлениям - культурам: физической, социально-психологической и духовкой. Вопрос о том, что должен освоить в этих культурах человек, решается каждый раз по-разному в зависимости от того, для жизни в какой социальной группе (сообществе) он готовится.

В социальном смысле слова воспитание отождествляют с социализацией, т.е. приспособлением человека к сложившейся в обществе системе социальных отношений через взаимодействие с группой и обществом в целом. Социально контролируемая социализация отличается от стихийной тем, что в ее основе лежит социальное действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. Стихийная социализация - процесс непрерывный, в то время как воспитание - процесс дискретный, ибо осуществляется в определенное время определенными организациями. Социализация базируется на вьдвигаемых различными социальными группами идеалах, иногда существенно противоречащих друг другу.

В рамках социализации решаются задачи:

  • формирования социально приемлемых для общества установок в отношении других людей, семьи, народа, государства (социальные ценности, моральные, этические и правовые нормы) и сдерживания задатков, несовместимых с социальным идеалом;
  • выработки позиции (мировоззренческой, социальной, политической) по отношению к многочисленным сообществам и социальным группам, окружающим человека.

В психологии воспитание выступает как условие психического развития человека, становления его личности, его индивидуальности.

В рамках индивидуализации решаются задачи:

  • формирования благоприятного для самого человека способностей, позволяющих ему реализовать себя в жизни;
  • гармонизации человека, развития как единого целого тела, души и духа.

Воспитание как социальный институт состоит из определенных элементов и имеет определенные функции в общественной жизни - как явные (осознаваемые и даже формулируемые обществом, социальными группами и индивидами), так и латеотные (скрытые, неосознаваемые, неформулируемые).

Результаты и эффективность воспитания в современном обществе определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению, самовоспитанию.

Педагогическая деятельность - один из видов профессиональной деятельности, направленной на реализацию целей образования. К основным видам педагогической деятельности относятся обучение и воспитание. Педагогическую деятельность можно рассматривать и более широко - как особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическим, политическими, нравственными и эстетическими целями.

В структуре педагогической деятельности принято выделять три взаимосвязанный компонента: конструктивный, организационный и коммуникативный.

Конструктивная деятельность включает в себя три части: конструктивно-содержательную (планирование и построение всего педагогического процесса, в том числе отбор и,сочетание учебного материала), конструктивно-оперативную (планирование действий как собственных, так и учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организационная деятельность - выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, в том числе организация совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность - установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественных организаций, родителями.

Для оценки уровня компетентности человека, занимающегося педагогической деятельностью, разработаны различные критерии. Например, Н.В. Кузьмина предложила использовать в этих целях уровни продуктивности работы в аудитории:

  • непродуктивный - преподаватель умеет пересказать другим то, что знает сам;
  • малопродуктивный - преподаватель умеет приспосабливать свое сообщение к особенностям аудитории;
  • среднепродуктивный - преподаватель владеет стратегиями обучения по отдельным разделам курса, т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения студентов в учебно-познавательную деятельность (такую деятельность можно назвать локально моделирующей);
  • продуктивный - преподаватель владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений, навыков по предмету в целом;
  • высокопродуктивный - преподаватель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности, определяет ее потребности в саморазвитии (такую деятельность можно назвать системно моделирующей).

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. В педагогическом процессе реализуются цели образования, и воспитания в условиях педагогической системы. Педагогический процесс, как и любой другой, приводит к определенному результату, возникающему как продукт преднамеренного взаимодействия педагога и воспитанника. Причем результат - это изменение в поведении и деятельности как ученика, так и учителя. Педагогический процесс характеризуется целостностью, системностью и непрерывностью.

Эффективность педагогического процесса диктуется наличием постоянной обратной связи, позволяющей своевременно получить информацию о соответствии результатов планировавшимся задачам.

Педагогическое взаимодействие , относящееся к одним из ключевых понятий педагогики, в то же время рассматривается и как научный принцип, лежащий в основе воспитания.

Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности учащегося. Как процесс, состоящий из взаимосвязанных компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических, он обусловлен и опосредован учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое присутствует во всех видах деятельности - познавательной, трудовой, творческой, составляя начало социальной жизни человечества. Педагогическим взаимодействие между людьми становится тогда, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Оно предполагает равенство отношений, которое, к сожалению, взрослыми порой нарушается. Опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества, они могут использовать авторитарное воздействие. В ситуациях неравноправия у учащегося и даже у маленького ребенка возникает ответная реакция. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и умеют управлять взаимоотношениями, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей учеников, что, в свою очередь, способствует и творческому росту педагога.

Педагогические технологии - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Это направление, занимающееся конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, как новая категория педагогики появилось в 1950-х гг. Главное отличие педагогической технологии от методики (понятие, используемое в классической модели образования) заключается в том, что эта категория системно-деятельностная. Технология позволяет ученику занять позицию субъекта собственной познавательной деятельности, а учителю - спроектировать траекторию индивидуального развития ученика.

Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором задаются однозначные цели и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

К важнейшим чертам технологий обучения относят: разработанность диагностично поставленных целей обучения, что достигается за счет описания действия учащегося в терминах «знает», «понимает», «применяет»;

  • ориентированность всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей;
  • наличие оперативной обратной связи, оценки текущих (по типу «усвоил - не усвоил») и итоговых результатов, которые обязательно разъясняются каждому ученику;
  • воспроизводимость обучающих процедур, т.е. возможность их повторения любым преподавателем.

Сильной стороной педагогических технологий является создание стандартных заданий (тестов) для всех видов целей и уровней обучения. В традиционном обучении измерение уровня усвоения знаний и их оценка носят неопределенный и субъективный характер, замерить и оценить знания учащегося объективно нельзя. К недостаткам педагогических технологий такого типа относится ориентация на обучение репродуктивного типа, своего рода натаскивание, а также неразработанность мотивации учебной деятельности, игнорирование личности, ее внутреннего мира.

Наиболее сложным в педагогических технологиях остается вопрос об описании личностных качеств учащихся. На всех стадиях педагогического процесса может использоваться избранная концепция структуры личности, но сами качества необходимо интерпретировать в понятиях, подлежащих диагностике и измерению. Методика описания с помощью диагностических показателей опыта личности и ее интеллектуальных качеств представлена некоторой совокупностью параметров и связанных с ними критериально-ориентированных тестов для контроля степени достижения учащимися поставленных целей обучения. Названная совокупность включает параметры, характеризующие содержание обучения и качество его усвоения. На основе диагностичного целеполагания разрабатываются образовательные стандарты: содержание обучения, образовательные программы и учебники, а также строятся дидактические процессы, гарантирующие достижение заданных целей.

Педагогическая задача рассматривается как некая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. Существуют различные типы и виды задач, которые, так или иначе, являются задачами социального управления. К первому типу относятся содержательные педагогические задачи (СПЗ), направленные на изменение ученика, перевод его из одного состояния в другое. Эти цели описываются через задаваемые качества личности. Педагогические задачи второго типа - функциональные (ФПЗ) - являются частными по отношению к первому типу и связаны с отдельным педагогическим актом. Эти задачи выстраиваются в виде четко прописанной системы, которая должна привести к формированию заданных свойств учеников, т.е. к решению содержательных педагогических задач.

Предмет педагогики - определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.

В педагогической литературе выделяют функции педагогики, которые отображают основные задачи педагогической науки:

· теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания;

· анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.

· обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания;

· обеспечение эффективного управления образовательной политикой;

· разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

· внедрение результатов педагогических исследований в практику;

· научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Главная задача педагогики - накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Основные категории педагогики

Педагогика, как и любая наука, имеет понятийный и категориальный аппараты.

Понятие - это мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. Понятия необходимы в педагогике для точного обозначения элементов и явлений учебно-воспитательного процесса.

Категории - это общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности. Понятия и категории составляют костяк науки педагогики. Они выражаются в терминах. Единая терминология нужна в науке как общий язык. К основным категориям педагогики относят в первую очередь «воспитание», «образование», «обучение», «педагогический процесс», «воспитательная система», а также такие общенаучные категории, как «развитие», «формирование», «социализация» и др.

Воспитание в широком социальном смысле - это передача накопленного опыта от старших поколений младшим.

Воспитание в узком социальном смысле - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, политических ориентаций.

Воспитание в широком педагогическом смысле - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание в узком педагогическом смысле - это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач (трудовое, физическое воспитание). Это специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Образование как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Образование как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

По объему знаний образование может быть начальное, среднее, высшее. По характеру и направленности - общее, профессиональное, политехническое.

Обучение - заранее запланированное, целенаправленное, специально организованное общение, в результате чего происходит воспитание, образование и развитие личности. Его цель - усвоение ЗУНов, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей ученика. Обучение носит воспитывающий характер.

Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Воспитательная система - комплекс, включающий в себя: цели, субъектов, реализующих эти цели, деятельность, отношения, возникающие между его участниками; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц), психическое (эмоций, интеллекта, воли, способностей, потребностей, характера), а также духовное развитие (внутренний мир человека).

Формирование - некоторый этап относительной завершенности процесса развития; это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

Социализация личности - процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Педагогическая терминология постоянно пополняется, обновляется и совершенствуется.

Таким образом, педагогика - это наука о сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса. (Современный словарь по педагогике)

Педагогика, как любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов, а с другой – определяют предмет педагогики.

Категория (от греч. kategoria – высказывание; признак) – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности. Знать категории необходимо, чтобы понимать язык науки. В педагогике такими категориями являются: развитие, формирование, социализация, образование, самообразование, обучение, самовоспитание, воспитание и другие (рис. 4). Основными среди указанных категорий являются воспитание, образование, обучение и развитие.

Рис. 4. Педагогические категории (не видно некот.буквы)

Прежде всего, в педагогике как науке об образовании выделяют категорию педагогическая система . Исследователи отмечают, что «под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе».

В педагогическую систему включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на развитие, обучение и воспитание личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогическая система.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников (педагогическое взаимодействие ), направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Педагогический процесс является главной структурной единицей образования и контролирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (происходящий между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений (в виде знаний, умений, навыков, отношений, норм поведения и т.) в специально-организаванной системе внешних условий обучения и воспитания, создаваемых в обществе для развития человека. В этом случае знания, умения и навыки будут выступать не как цель обучения, а как средства развития личности.

Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие, активная целенаправленная познавательная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений в интересующей его области.

Воспитание – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для передачи новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное воздействие на сознание и поведение человека с целью развития человека и формирования у него определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.

Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социально смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. практически отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле как целенаправленную специально организованная деятельность педагогов (в этом случае называется воспитательной работой) и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

Воспитание, если оно не насилие, невозможно без самовоспитания. Самовоспитание – систематическая, осознанная и целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, формирование и совершенствование положительных и преодоление отрицательных собственных личностных качеств, то есть выработка человеком у себя таких качеств, которые представляются ему желательными. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.

Обучение – 1) процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта и активного усвоения знаний, навыков и умений, а также способов познавательной деятельности. 2) процесс приобщения детей к знаниям, помощь в овладении умениями и навыками, целенаправленно и систематически осуществляемые педагогами или специально подготовленными для этого другими специалистами; основной путь получения образования.

Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их побуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Педагогическая задача – это конкретная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью, соотнесенной с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. Педагогическая задача является основной элементарной единицей педагогического процесса.

Педагогическая ситуация это: 1) совокупность условий и обстоятельств, спонтанно возникающих в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося; 2) кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником (воспитанниками) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, унаследованных и приобретенных свойствах личности, интеллектуальной и духовной сфере человека. Развитие личности происходит в том числе и в виде саморазвития – активного, последовательного, прогрессивного и необратимого изменения психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.

Осуществляется развитие личности двумя путями : путем формирования личности и в процессе биологического созревания (происходящего в рамках возрастных периодов). Созревание – это естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста: созревание строения мозга, центральной нервной системы, половое созревание и т.д.

Результатом развития личности является ее формирование. Формированиеличности – процесс развития и становления под влиянием внутренних, внешних воздействий и собственной активности личности (самовоспитания); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.

Становление личности это приобретение человеком в процессе развития новых свойств и качеств личности, приближение к определенному состоянию или уровню развития, а также результат развития. Можно, например, говорить о становлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессионализма, мастерства и т. д.

Социализация – (от лат. socialis – общественный) – процесс освоения индивидом социального опыта, системы социальных связей, ролей, отношений и культурных норм.

Педагогический закон это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.

Закономерность в педагогике рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон». Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса (закономерности педагогического процесса, закономерности обучения, закономерности процесса воспитания и т.д.). Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.

Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность – на более абстрактном уровне, при этом закономерность часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.

На основе педагогических законов и закономерностей (т.е. уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы .

Педагогические принципы – это основные идеи, следование которым, помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос, каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос, какие действия наиболее целесообразны для решения соответствующего класса педагогических задач.

Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посредством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств, установление связи нового материала с ранее изученным, соблюдение меры трудности в обучении и др.

В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стратегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач; правила отражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно-следственную связь.

Здесь представлен только ряд базовых категорий (понятий), которыми оперируют все педагогические дисциплины (прежде всего – общая педагогика); понятия, отражающие структуру педагогической науки и деятельности (теория, методическая система, педагогическая техника, инструментовка и т.п.), операциональные понятия (метод, прием, организационная форма, педагогическое средство и т.п.) будут раскрываться при изучении соответствующего учебного материала.



Рассказать друзьям