Отношения китая и ссср. Ссср и китай: от союза к противостоянию

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

7 октября 1966 года на фоне политических разногласий между маоистским Китаем и Советским Союзом из СССР были высланы все китайские студенты. В целом Китай был союзником СССР, и между странами не было принципиальных и масштабных конфликтов, однако некоторые вспышки напряженности все-таки наблюдались. Мы решили вспомнить пять самых острых конфликтов между СССР и Китаем.

Так историки называют дипломатический конфликт между КНР и СССР, начавшийся в конце 1950-х годов. Пик конфликта пришелся на 1969 год, при этом окончанием конфликта считается конец 1980-х. Конфликт сопровождался расколом международного коммунистического движения. Критика Сталина в докладе Хрущева в конце XX съезда КПСС, новый советский курс на экономическое развитие при политике «мирного сосуществования» с капиталистическими странами вызвали недовольство Мао Цзэдуна как противоречащие идее «ленинского меча» и всей коммунистической идеологии. Политика Хрущева была названа ревизионистской, а ее сторонники в КПК (Лю Шаоци и другие) подверглись репрессиям в годы «культурной революции».

«Великая война идей между Китаем и СССР» (так конфликт называли в КНР) была начата Мао Цзэдуном с тем, чтобы укрепить свою власть в КНР. В ходе конфликта китайцы требовали от СССР передать Китаю Монголию, требовали разрешение на создание атомной бомбы, «утраченные территории» и другое.

Пограничный конфликт на острове Даманский

2 и 15 марта 1969 года в районе острова Даманский на реке Уссури в 230 км южнее Хабаровска и 35 км западнее райцентра Лучегорск произошли самые крупные советско-китайские вооруженные столкновения. Более того, они были самыми крупными в современной истории России и Китая.

После Парижской мирной конференции 1919 года появилось положение о том, что границы между государствами должны, как правило (но не обязательно), проходить посередине главного фарватера реки. Но и оно предусматривало исключения.

Китайцы использовали новые положения о границах как повод для пересмотра советско-китайской границы. Руководство СССР было готово пойти на это: в 1964 году была проведена консультация по вопросам границы, но закончилась безрезультатно. В связи с идеологическими разногласиями в ходе «культурной революции» в Китае и после Пражской весны 1968 года, когда власти КНР заявили, что СССР встал на путь «социалистического империализма», отношения особо обострились.

Остров Даманский, входивший в состав Пожарского района Приморского края, находится с китайской стороны от главного русла Уссури. С начала 1960-х обстановка в районе острова накалялась. По заявлениям советской стороны, группы гражданских лиц и военнослужащих стали систематически нарушать пограничный режим и выходить на советскую территорию, откуда всякий раз выдворялись пограничниками без применения оружия. Поначалу на территорию СССР по указанию китайских властей заходили крестьяне и демонстративно занимались там хозяйственной деятельностью. Число таких провокаций резко возросло: в 1960 году их было 100, в 1962-м — более 5000. Затем стали совершаться нападения хунвейбинов на пограничные патрули.

20 октября 1969 года прошли новые переговоры глав правительств СССР и КНР, и сторонам удалось достичь соглашения о необходимости пересмотра советско-китайской границы. Но только в 1991 году Даманский окончательно отошел к КНР.

Всего в ходе столкновений советские войска потеряли убитыми и умершими от ран 58 человек (в том числе 4 офицера), ранеными 94 человек (в том числе 9 офицеров). Потери китайской стороны до сих пор являются закрытой информацией и составляют, по разным оценкам, от 500—1000 до 1500 и даже 3 тыс. человек.

Пограничный конфликт у озера Жаланашколь

Этот бой является частью «даманского конфликта», он произошел 13 августа 1969 года между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими, нарушившими границу СССР. В результате нарушители были оттеснены за пределы советской территории. В Китае этот пограничный конфликт известен как инцидент у Теректы, по названию речки, текущей из китайского уезда Юйминь в сторону озера Жаланашколь.

Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге

Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) произошел в 1929 году после захвата правителем Манчжурии Чжан Сюэляном контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, являвшейся совместным советско-китайским предприятием. В ходе последующих боевых действий Красная армия разгромила противника. Подписанный 22 декабря Хабаровский протокол положил конец конфликту и восстановил существовавший до столкновений статус дороги.

Вьетнамо-китайский военный конфликт

Последний серьезный кризис между Китаем и СССР произошел в 1979 году, когда НОА КНР (китайская армия) атаковала Вьетнам. По мнению тайваньской писательницы Лун Интай, этот акт был во многом связан с внутриполитической борьбой в Коммунистической партии Китая. Тогдашнему лидеру КНР Дэн Сяопину нужно было упрочить свое положение в партии, и он попытался этого добиться с помощью «маленькой победоносной кампании».

Уже с первых дней войны советские специалисты, находившиеся как во Вьетнаме, так и в соседних странах, приступили к боевой деятельности совместно с вьетнамцами. В дополнение к ним из СССР начали подтягиваться подкрепления. Был установлен воздушный мост СССР — Вьетнам.

СССР выдворил из Москвы китайское посольство, причем отправил его персонал не самолетом, а по железной дороге. Фактически после Уральского хребта до самой границы с Китаем и Монголией они могли видеть идущие на восток колонны танков. Естественно, такие приготовления не остались без внимания, и китайские войска вынуждены были уйти из Вьетнама и вернуться на исходные позиции.

Видео

Остров Даманский. 1969 год

СССР и КНР - два могущественных государства. Каждое со своим уклоном строило новый социалистический уклад жизни. Отношения двух стран никогда не были простыми и гладкими. Были периоды "вечной дружбы", военного противостояния, временного затишья. После провозглашения на Китайской Народной республики 1 октября 1949 года, СССР 2 октября этого же года установил с новой державой дипломатические отношения, тем самым признав новое государство.

В декабре 1949 года Мао Цзэдун посещает Советский союз. Советское правительство оказывает немалую помощь. Несмотря на это, в стране продолжалась борьба с "коминтерновцами", которые якобы пропагандировали политику Москвы. Этап "вечной дружбы" не прекратился даже после вступления КНР в военное противостояние с Гоминьданом. Сталин сомневался в победе Мао, внушая китайскому руководству идею создания на территории страны двух держав: коммунистической и гоминьдановской.

Аналогичные примеры можно было наблюдать в Германии, позже в Корее, во Вьетнаме. Одержав победу, Мао получил безграничную дружбу и верного союзника в лице СССР. В 1950 году 14 февраля заключается Договор о дружбе, союзе, взаимной помощи между КНР и СССР. Началось слепое копирование создания модели развития СССР. Это был неравноправный дипломатический документ, показывающий превосходство Советского союза над КНР. В идеологическом плане все выглядело как помощь старшего брата младшему. Неоценимую поддержку Мао получил от Сталина еще в период своего прихода к власти. Данный Договор только официально подтверждал тесное сотрудничество и взаимопомощь.

Период "вечной дружбы" длился не многим 10 лет. Результаты такого тесного контакта вылились в выгодное кредитование Китая, постройку 300 крупнейших заводов и их оснащение, передачу Порт-Артура и Дальнего КНР, крупные торговые сделки, известный Китайско-Восточный железнодорожный путь. Советские специалисты, работающие в Китае, имели возможность любоваться многовековыми .

Смерть советского вождя, заявление Хрущева об осуждении культа личности дали трещину в отношениях двух когда-то дружных государств. Мао Цзэдун хотел стать мировым вождем пролетариата. Культ личности Сталина был воспринят как провокация Советского союза и предательство правительства идеям марксизма. Портрет Сталина был повешен на передних воротах на один день как дань уважения великому правителю. Лидеры КПК все чаще призывают СССР к жесткой политике с Западом, не отказываясь от вооруженного столкновения с врагами коммунистов.

Советские лидеры упрекали правителей КНР в провале Большого скачка. Маленький спор, по мнению китайцев, не нарушил большое единство. Но осознание конца великой дружбы было присуще обеим государствам.

Открытый раскол, официальное прекращение сотрудничества произошло в 1960 году, когда Хрущев, обозленный усилившимся критическим заявлениям китайцев в свой адрес, приказал за три дня вызвать из КНР всех технических специалистов. Китайское производство остановилось на неопределенный срок. Стена непонимания, нежелание идти на компромиссы стала крепче . Начинается двадцатилетняя вражда между социалистическими державами.

1962 год - официальный Пекин выразил недовольство мирным решением Карибского кризиса. СССР стал на сторону Индии в войне с Китаем.

1963 год - обмен письмами с выражением своих позиций, подтверждающий наличие расхождений в курсах развития стран.

Перейдя из статуса друзей в статус врагов, пик вражеских нападок произошел во время Культурной революции в Китае (1966-1976). Посольство СССР в Китае подвергалось настоящей осаде демонстрантов.

Стычки, но уже с военными действиями проходили на границе. На Дальнем Востоке и на юге Сибири государственная граница проходила по китайскому берегу, а не по поверхности реки, согласно международным отношениям. Пограничная река Уссури меняет сове русло, отрезая от суши небольшие островки земли, которые считались теперь советскими. Отношения стран были напряженными, и мирно уладить конфликты на территориальной почве не представлялось возможным. В 1967 году количество столкновений перевалило за две тысячи.

Самым масштабным стал конфликт в 1969 году на острове Даманский, унесший жизни десятков людей. Обе страны стали готовиться к войне. Китай строит бомбоубежища, склады продовольствия, массово закупает вооружение на Западе. СССР укрепляет свои позиции на границе с Поднебесной, существенно увеличивает военные расходы. Строительство БАМа тоже являлось одним из этапов оборонительных действий. Дипломатические отношения официально расторгнуты не были, хотя все остальные отношения были сведены к нулю. Правительство СССР больше боялось китайцев, чем Запад, поскольку западные правители были прогнозируемые, а китайские отличались непредсказуемостью.

Смерть Мао Цзэдуна изменила политику в стране. СССР и КНР повернулись друг к другу лицом, медленно налаживая контакты. 10 июля 1985 года подписано Соглашение о платежах и товарообмене на 1986-1990 годы. Все начиналось с начала: строительство, реконструкция объектов в Китае, обмен специалистами, торговые контракты.

В 1989 году после визита Михаила Горбачева в Китай были восстановлены межпартийные отношения. Преданность идеям марксизма-ленинизма выражалась в увековечивании памяти лидеров братских стран в мавзолеях: в Москве почитали усопшего Ленина, в еще долго отдавали дань уважения своему главному партийцу в .

Распад СССР ознаменовал новый виток во взаимоотношениях двух стран от официальных к добрососедским.

Одной из ключевых проблем в советской внешней политике данного периода стало значительное ухудшение отношений с социалистическим Китаем, чьи руководители отрицательно отнеслись к решениям еще ХХ съезда КПСС. Осложнили отношения с китайцами и события вокруг острова Тайвань, где у власти находилось правительство китайских националистов (Гоминьдана) во главе с Чан Кайши. Именно тайваньских лидеров признавали в качестве законного правительства всего Китая США и большинство других западных стран. Китайское коммунистическое руководство стремилось поставить Тайвань под контроль, для чего концентрировало вооруженные силы в проливе, отделяющем остров от континента. 23 августа 1958 г. артиллерия КНР предприняла интенсивный обстрел небольшого прибрежного острова Цзиньмэнь, где находились гоминьда- новские войска. Менее чем за час было выпущено около 20 тыс. снарядов. 24 августа, помимо продолжения обстрела, торпедные катера КНР атаковали транспорты, перевозившие гоминьдановских солдат. К 28 августа было сделано более 100 тыс. выстрелов по острову. Соединенные Штаты поддержали Чан Кайши и выразили готовность создать прикрытие прибрежным островам. В Тайваньском проливе было сконцентрировано около 130 американских военных кораблей, включая 6 авианосцев, имевших на борту атомное и водородное оружие. Возникла угроза новой войны на Дальнем Востоке.

7 сентября 1958 г. Н.С. Хрущев направил послание президенту США Д. Эйзенхауэру. В нем говорилось: «Нападение на Китайскую Народную Республику, которая является великим другом, союзником и соседом нашей страны, это нападение на Советский Союз. Верная своему долгу, наша страна сделает все для того, что- 137 бы совместно с народным Китаем отстоять безопасность обоих государств, интересы мира на Дальнем Востоке, интересы мира во всем мире». Аналогичное предупреждение американской стороне содержалось и во втором послании правительства СССР президенту США от 19 сентября. 6 октября 1958 г. Хрущев еще раз заявил, что «Советский Союз придет на помощь Китайской Народной Республике, если на нее будет совершено нападение извне, говоря конкретнее, если США нападут на КНР».

Советские предупреждения сыграли роль, в итоге ситуацию удалось разрядить в ходе дипломатических переговоров, и Тайвань остался отдельным государством.

Однако и у советской, и у китайской стороны

осталось сильное взаимное раздражение действиями друг друга в период кризиса. В печати КНР появились статьи о «современном ревизионизме», искажающем марксизм-ленинизм. В конце 1950-х гг. Хрущев обрушился с резкой критикой на китайских коммунистов. Летом 1960 г. из КНР неожиданно были отозваны все советские специалисты, что поставило китайскую промышленность в крайне сложную ситуацию из-за нехватки квалифицированных кадров. На Московском совещании коммунистических и рабочих партий (ноябрь 1960 г.) разгорелась жаркая полемика между делегациями КПСС и КПК. Руководство китайской компартии стало воспринимать политику московского руководства как недружественную и даже почти враждебную. Хотя КНР официально никогда не выдвигала территориальных претензий к СССР, в китайской прессе стали широко публиковаться материалы «исторических исследований», согласно которым Россия и СССР путем «неравноправных договоров» отняли у Китая территории общей площадью 1,54 млн км2. В начале 1960-х гг. возникли первые советско-китайские пограничные конфликты.

В целом углубление политической и экономической интеграции осуществлялось в достаточно узких рамках одного лагеря и не охватывало даже всех стран, вступивших на путь построения социализма. Интеграция была весьма противоречива и во многом зависела от политики конкретных руководителей, их оценок мирового развития. Именно это вызывало иногда острые кризисы. Руководство СССР, располагавшее огромными ресурсами и военными силами, смогло подавлять недовольство, зревшее в восточноевропейских странах. Однако в случае с Китаем это сделать уже не удавалось.

Американцы, вспоминая Карибский кризис, называют его самым опасным моментом в холодной войне, когда мир стоял на грани катастрофы. Несмотря на некоторые напряженные моменты, Вашингтон и Москва сумели разрешить этот кризис, но только после гибели летчика американских ВВС майора Рудольфа Андерсона-младшего (Rudolph Anderson Jr).

Семь лет спустя, в марте 1969 года подразделение солдат из Народно-освободительной армии Китая (НОАК) напало на советскую погранзаставу на острове Даманский, убив десятки и ранив еще большее количество пограничников. Из-за этого инцидента Россия и Китай оказались на грани войны, которая могла привести к применению ядерного оружия. Но после продлившихся две недели столкновений конфликт утих.

Что если бы непродолжительный конфликт 1969 года между Китаем и Советским Союзом перерос в войну?

История

Инцидент на острове Даманский, где была устроена засада и произошли основные боевые действия, стал низшей точкой в советско-китайских отношениях. Еще за десять лет до этого Пекин и Москва стояли плечом к плечу как главный оплот коммунистического мира. Но борьба по вопросам идеологии, лидерства и ресурсов привела к резкому разрыву между союзниками, и это имело глобальные последствия. Раскол усилил территориальные споры, существовавшие еще с царских времен. Вдоль длинной, слабо обозначенной границы было множество серых зон, на обладание которыми претендовали как Китай, так и СССР.

Контекст

Американцам пора понять: Китай - это не СССР

Цюши 10.05.2012

Почему Китай не станет следующим СССР?

U.S. News & World Report 22.06.2014

Если Китай распадется, как СССР

Синьхуа 14.08.2013
После нескольких мелких инцидентов столкновения на Даманском усилили напряженность до максимума. Советы провели контрнаступление, но понесли серьезные потери, как и во время августовского инцидента в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Стороны укрепились во мнении, что китайское руководство готовилось к этим столкновениям и руководило ими. Зачем китайцам провоцировать своего гораздо более сильного соседа? И что, если бы Советы более агрессивно отреагировали на китайские провокации?

Сразу после этого конфликта СССР и Китай начали подготовку к войне. Красная Армия перебросила свои силы и средства на Дальний Восток, а НОАК провела полную мобилизацию. В 1969 году Советы имели огромное техническое превосходство над Китаем. Но Пекин создал самую большую армию в мире, и значительная ее часть была сосредоточена недалеко от советско-китайской границы. В отличие от нее, Красная Армия сконцентрировала основную часть своих сил и средств в Восточной Европе, где они могли готовиться к конфликту с НАТО. Следовательно, в момент столкновения китайцы вполне могли обладать превосходством в обычных силах вдоль большей части границы.

Однако китайское превосходство в живой силе отнюдь не означало, что НОАК сможет провести длительное вторжение на территорию СССР. У китайцев не было тылового обеспечения и авиации, чтобы захватить и удержать большие участки советской территории. Более того, протяженная советско-китайская граница давала Советам массу возможностей для ответных действий. Поскольку наступление НАТО было маловероятно, Советы могли перебросить из Европы на восток значительные силы и средства, чтобы атаковать Синьцзян и прочие приграничные территории.

Самым важным направлением возможного удара была Маньчжурия, где Красная Армия в конце Второй мировой войны провела сокрушительное и молниеносное наступление. Несмотря на большой численный перевес, у НОАК в 1969 году надежд остановить такое наступление было ничуть не больше, чем у Квантунской армии в 1945-м. А потеря Маньчжурии стала бы колоссальным ударом по экономической мощи Китая и по его политической легитимности. В любом случае советская авиация очень быстро вывела бы из строя китайские ВВС и подвергла мощным воздушным ударам города, центры связи и военные базы на территории Китая.

Захватив в 1945 году Маньчжурию, Советы разграбили японскую промышленность и ушли. Такой же сценарий они могли разыграть и в 1969 году, но лишь в том случае, если бы китайское руководство посмотрело в глаза реальности. Поскольку перегибы «культурной революции» остались в очень недалеком прошлом, а соперничающие фракции по-прежнему состязались в идеологическом радикализме, Москве было бы трудно найти конструктивного партнера для проведения мирных переговоров. Советское наступление в случае его развития было бы очень похоже на наступление японских войск в 1937 году, правда, без превосходства на море, каким обладал имперский флот Японии. В предвидении таких ударов НОАК могла уйти во внутренние районы, оставляя после себя выжженную землю.

Ядерное оружие?

Китай испытал свой первый ядерный заряд в 1964 году, что теоретически давало Пекину средства ядерного сдерживания. Однако системы доставки таких зарядов к цели оставляли желать лучшего. Ракеты на жидком топливе не внушали особого доверия по показателями надежности, на их подготовку требовалось несколько часов, а находиться на стартовой площадке они могли строго ограниченное время. Более того, в то время китайские ракеты обладали недостаточной дальностью пуска, чтобы нанести удар по ключевым советским объектам, находившимся в европейской части России. Китайская бомбардировочная авиация, представленная немногочисленными Ту-4 (советская копия американского В-29) и Н-6 (копия советского Ту-16), не имела больших шансов преодолеть современную систему ПВО Советского Союза.

Советы, со своей стороны, были близки к достижению ядерного паритета с США. У СССР был современный и передовой арсенал оперативно-тактического и стратегического ядерного оружия, способный с легкостью уничтожить китайские силы ядерного сдерживания, войсковые соединения и крупные города. Чутко прислушиваясь к мировому общественному мнению, советское руководство не решилось бы начать полномасштабное ядерное нападение на Китай (американская и китайская пропаганда в таком случае порезвилась бы вовсю). Но ограниченные удары по китайским ядерным объектам, а также удары тактическим оружием по развернутым порядкам китайских войск могли показаться вполне разумными и целесообразными. Многое зависело бы от того, как китайцы отреагируют на поражения на поле боя. Если бы китайское руководство решило действовать по принципу «пан или пропал», и применить свои ядерные силы, дабы упредить решительные и победоносные действия Советов, оно вполне могло получить упреждающий удар со стороны Советов. А поскольку Москва считала Китай абсолютно невменяемым, она вполне могла принять решение об уничтожении китайских ядерных сил до того, как они создадут ей проблемы.

Реакция США

Соединенные Штаты отреагировали на эти столкновения с осторожностью и опаской. Пограничный конфликт убедил Вашингтон в том, что советско-китайский раскол остается в силе. Однако официальные лица по-разному оценивали вероятность более масштабного конфликта и его последствия. Советы по различным официальным и неофициальным каналам пытались выяснить отношение США к Китаю. Предположительно, Соединенные Штаты в 1969 году отрицательно отнеслись к советскому зондированию в попытке предложить совместное нанесение ударов по китайским ядерным объектам. Но даже если бы Вашингтон не захотел сжечь Китай в ядерном пламени, он вряд ли пошел бы на какие-то серьезные действия для защиты Пекина от гнева Москвы.

За 10 лет до этого Дуайт Эйзенхауэр изложил самые большие препятствия в войне Советского Союза против Китая: что делать после победы. У Советов не было ни возможностей, ни желания править еще одной территорией размеров с континент, особенно когда там может возникнуть массовое сопротивление недовольного населения. А Соединенные Штаты, обхаживавшие «законное» правительство на Формозе (Тайвань), с радостью поддержали бы различные силы сопротивления советской оккупации. Если бы Пекин пережил войну, Соединенные Штаты вполне могли «спустить с поводка Чан Кайши» в попытке отнять у континентального Китая часть его территорий и поставить их под власть Запада.

Наиболее вероятным исходом такой войны мог стать кратковременный успех Китая, после чего СССР нанес бы по нему быстрый и сокрушительный ответный удар. Пекин в таком случае попал бы в еще более прочные объятия США, и возможно, именно по этой причине Советы решили не рисковать.

Роберт Фарли часто публикует статьи в The National Interest. Он автор книги The Battleship Book. Фарли преподает в Паттерсоновской школе дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce) при Университете Кентукки. Его сфера специализации включает военную доктрину, национальную безопасность и морские дела.

Какие последствия для международной ситуации имел переход советско- китайских разногласий в открытое противостояние?
2. Как обострение внутрикитайских отношений в 1969 г. повлияло на советско- китайский конфликт?
3. В какой ситуации советско-китайское противостояние достигло своей кульминации?
4. Как удалось нормализовать американо-китайские отношения?
5. Как произошла нормализация отношений КНР с Японией?
1, Разрыв советско-китайского соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергии в 1959 г. был знаком принципиальных расхождений между СССР и КНР. В 1960 г. КНР покинули советские специалисты, что усугубило экономический хаос в Китае, вызванный неумелым хозяйственным руководством КПК в период «большого скачка». Визит Хрущева в Пекин в 1959 году оказался безрезультатным.
Между СССР и Китаем существовало несколько групп противоречий, связанных прежде всего с нежеланием Китая играть роль младшего партнера СССР. Лидер КНР Мао Цзэдун пытался воспользоваться смертью Сталина и колебаниями международных позиций СССР, чтобы выдвинуть КНР на лидерские позиции, или, как минимум, добиться укрепления международного положения своей страны за счет СССР.
Нарастание советско-китайских противоречий стало изливаться во внешнеполитическую сферу. В 1962 г. во время вооруженного конфликта между КНР и Индией советское правительство заняло нейтральную позицию, отказавшись от поддержки Китая. Китайско-индийский конфликт почти совпал с Карибским кризисом. В этой ситуации китайская сторона впервые позволила себе открыто критиковать внешнюю полк- тику Москвы в печати, назвав размещение советских ракет на Кубе авантюризмом, а их вывод по договоренности с США - капитулянтством. Полемика развернулась в 1963 г., в год подписания Договора о запрещении испытаний ядерного оружия. В советской и китайской прессе стали публиковаться острые высказывания. ЦК КПСС и ЦК КПК обменялись резкими посланиями. Между тем, с 1962 г. заметно возросла напряженность на советско-китайской границе, где участились случаи ее незаконного перехода со стороны КНР.
Но самым главным было другое: руководство КНР заявило, что считает неравноправными договоры Китая с царской Россией. Но как: раз в этих договорах определялась большая часть линии границы между двумя странами. Заявление Пекина подразумевало возможность ее непризнания. В СССР позицию КНР восприняли как посягательство на территории Советского Союза, что заставляло думать об угрозе для них со стороны Китая. Но, опасаясь конфликта с КНР, советское руководство согласилось вступить с Китаем в консультации об уточнении линии прохождения государственной границы. Эти консультации застопорились летом 1964 г., после того как в беседе с иностранными журналистами Мао Цзэдун заявил о возможности предъявить Советскому Союзу «счет» за территории к востоку от Байкала, которые, по его мнению, были незаконно захвачены Российской империей. Хотя официально КНР не выдвинула территориальных претензий к СССР, в советских стратегических планах возник вопрос об укреплении границ с Китаем. Численность советских войск на Дальнем Востоке стала увеличиваться.
Со своей стороны, китайское руководство убедилось в невозможности сотрудничества с СССР в деле создания «единого антиимпериалистического фронта». Последняя попытка КПК вернуться к сотрудничеству с СССР на антиамериканской основе была предпринята во время визита в Москву премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая после отстранения от власти Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. Но поскольку новое советское руководство намеревалось продолжать линию на избежание войны с США, китайский зондаж успеха не имел. Отказ КПК направить делегацию для участия в XXIII съезде КПСС в 1966 г. означал формальный разрыв отношений между двумя компартиями. В дополнение к мерам по укреплению советско-китайской границы в январе 1966 г. СССР заключил новый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Монголией. Вслед за тем на монгольской территории были размещены советские войска и тяжелая техника. 1С концу 1967 г. численность личного состава в зоне границы СССР с КНР и МНР оценивалась в 250-350 тыс. человек.
Убедившись в невозможности привлечь СССР на сторону «китайской революции», руководство КНР встало на путь противостояния одновременно и Советскому Союзу, и Соединенным Штатам. Выдвинутая Китаем «теория трех миров» давала обоснование новой политики. В соответствии с ней все государства мира делились на три группы - сверхдержавы, малые и средние развитые страны (западноевропейские государства и основная часть стран «социалистического лагеря») и «третий мир» развивающихся стран. Руководители Китая провозгласили себя лидером «третьего мира» в борьбе за победу идей национального освобождения и развития.
Ключевое слово
Культурная революция - период острой борьбы за власть внутри компартии Китая (1966-1976 гг.), сопровождавшийся массовыми политическими репрессиями против противников Мао Цзэдуна и резким обострением отношений КНР с большинством государств мира.
В 1966 г. в Китае началась «культурная революция» (1966-1976 гг). Резкая взаимная критика и напряженность в отношениях СССР и КНР достигли высшей точки. Опасность ситуации была настолько очевидна, что трезвомыслящая часть китайского руководства, прежде всего Чжоу Эньлай, стала пытаться привлечь внимание Мао Цзэдуна к необходимости пересмотреть линию на одновременное противостояние с США и СССР. Сам Чжоу Эньлай склонялся к примирению с США. Политическим оппонентом этой линии выступал маршал Линь Бяо, который являлся противником улучшения отношений Китая с США. Оба лидера были согласны между собой в признании ослабления позиций США в Азии, связанного с неудачной для Соединенных Штатов войной во Вьетнаме. Но если Линь Бяо полагал момент подходящим для развертывания общеазиатской революции - в Таиланде, Японии, Индонезии, Лаосе, на Филиппинах, то Чжоу Эньлай указывал на угрозу Китаю со стороны СССР. Остается не проясненным, в самом ли деле он считал советскую опасность реальной, или ссылка на угрозу с севера была оправданием предложения начать поиск взаимопонимания с США. «Советская угроза» стала подталкивать КНР во второй половине 1960-х годов к поиску путей нормализации отношений с Вашингтоном.
2. «Культурная революция» сопровожалась разгулом насилия над теми, кто не разделял радикальных воззрений Мао Цзэдуна и пытался критиковать его политику. В стране возникла атмосфера страха, беззакония и произвола. Отряды «революционной молодежи», выполняя инструкции компартии, терроризировали население. «Нормальной» практикой компартии Китая стали ссылки интеллигенции на «перевоспитание» в деревню. Репрессии в КНР не достигли того уровня жестокости, который был характерен для СССР 1930-х годов, но они были им однородны. Методы «революционного воздействия» китайская сторона применяла и в отношении иностранных дипломатов и членов их семей.
Отношения между КПСС и КПК были разорваны. Грубая идеологическая полемика сочеталась с резким ухудшением отношений на межгосударственном уровне. Китайская официальная печать и руководители КНР продолжали оспаривать законность погранично-территориального размежевания между Китаем и Россией, по сути дела требуя передачи КНР части территорий СССР. 26 января 1967 г. власти КНР организовали осаду советского посольства в Пекине отрядами китайской «революционной молодежи» - цзяофаней. Осада продолжалась 18 дней. Работать в КНР становилось опасно. В феврале 1967 г. советская сторона была вынуждена эвакуировать из КНР детей и других членов семей советских дипломатов, безопасность которых на китайской территории было трудно гарантировать. Начались пограничные инциденты. Пытаясь воздействовать на КНР, советская сторона провела на
Дальнем Востоке крупные военные маневры, но они не произвели желаемого эффекта.
Особую остроту приобрел вопрос о границе по рекам Амур и Уссури, которые имели статус пограничных артерий, поскольку они разделяли на довольно протяженном участке государственные территории СССР и КНР. В соответствии с русско-китайскими договорами XIX в., граница была проведена не по середине главного фарватера, как это было принято в международной практике демаркации пограничных рек, а по той их стороне, что признавалась за Китаем, т.е. по китайскому берегу реки. КНР открыто требовала изменения линии границы по пограничным рекам и приведения ее в соответствие с мировыми нормами. При такой постановке вопроса «спорными» оказывались около 600 речных островов.
С середины 1967 г. советские пограничники стали патрулировать не только речные острова, но и китайские берега рек Амур и Уссури на том основании, что линия границы юридически в самом деле проходила не по рекам, а по их берегам на китайской стороне. Со своей стороны граждане КНР усилили натиск на границу со стороны Китая и стали регулярно высаживаться на островах, нарушая пограничный режим. В марте 1969 г. на одном из них - острове Даманском - произошли кровавые вооруженные столкновения со многими жертвами и фактами зверств по отношению к раненным советским пограничникам и надругательств над телами погибших. Вооруженные столкновения начались и на линии советско-китайской границы в Средней Азии. Советско-китайская война могла стать реальностью. Летом 1969 г. из Пекина стали эвакуировать некоторые правительственные учреждения, а из Маньчжурии - стратегически важные промышленные предприятия. Сценарии нападения Китая на дальневосточные районы СССР анализировались в Москве.
Москва пыталась убедить своих партнеров по международному коммунистическому движению осудить действия КНР и поддержать позицию Москвы. Кроме того, СССР пытался получить поддержку других стран Азии и США. Однако последние выступили против «коллективной безопасности в Азии». В ходе визита по странам Азии летом 1969 г. президент Р. Никсон неоднократно отрицательно высказывался об этой идее. Со стороны американского президента это было дружественным жестом в отношении Пекина.
3. В конце лета 1969 г. западные спецслужбы обратили внимание на то, что стали поступать сигналы, указывавшие на рост готовности СССР рассмотреть вопрос о нанесении упреждающего удара по ядерным объектам КНР. В августе 1969 г. из американских разведывательных данных стало известно, что дислоцированные в Монголии советские бомбардировщики отрабатывают удары по макетам, напоминающим китайский завод по обогащению урана в районе озера Лобнор. Одновременно было зафиксировано, что советские дипломатические сотрудники не очень высокого уровня стали осторожно и в неофициальном порядке зондировать вопрос о возможной реакции США в случае советской превенттгеной акции против ядерных объектов КНР. Такого рода удары в литературе получили название «ядерной кастрации». Американские эксперты также обратили внимание на передислокацию в июне 1969 г. частей ВВС СССР из Европейской части Советского Союза в Сибирь. 27 августа 1969 г. директор ЦРУ Ричард Хелмс устроил специальный брифинг, на котором сообщил журналистам об имеющихся в распоряжении США разведывательных данных. Хотя при Дж. Кеннеди американская администрация, как свидетельствуют ее бывшие сотрудники, сама рассматривала вопрос о нанесении по Китаю как раз такого удара, в ситуации 1969 г. Соединенные Штаты сочли необходимым удержать Москву от ее предполагаемых опасных намерений. Ситуация стала еще более напряженной.
3 сентября 1969 г. в Ханое умер президент ДРВ Хо Ши Мин. На его похороны отправилась высокопоставленная советская делегация во главе с А. Н. Косыгиным. Она пробыла в Ханое четыре дня. Во время ее пребывания во Вьетнаме 5 сентября 1969 г. в Вашингтоне была проведена пресс-конференция заместителя госсекретаря США Эллиота Ричардсона, который заявил: «Мы не можем не быть глубоко озабоченными в связи с тем, что эскалация этой [советско-китайской] ссоры наносит массированный ущерб международному миру и безопасности». Хотя такая формулировка не позволяла рассматривать американское заявление как выражение поддержи! одной из сторон в конфликте, Вашингтон все же указал на заинтересованность в его ограничении. Поскольку СССР выступал в споре в качестве более сильной стороны, это адресовало американское предупреждение в значительной степени ему - и в этой мере США фактически выступили в защиту Китая.
Реакция США в целом отрезвляюще подействовала на обе стороны. Первый шаг к ослаблению напряженности сделал Советский Союз. По пути обратно в Москву с похорон Хо Ши Мина советская делегация несколько раз с борта самолета запрашивала согласие китайской стороны на проведение встречи с китайскими представителями во время возможной остановки в Пекине. После ряда попыток согласие КНР было получено. 11 сентября 1969 г. в пекинском аэропорту состоялась встреча А. Н. Косыгина с премьером Госсовета КНР Чжоу Зньлаем. В ходе ез была достигнута договоренность о начале советско-китайских переговоров по пограничным вопросам в октябре 1969 г. Китайская сторона отказатась от требования отвода советских войск со спорных территорий как предварительного условия переговоров. А. Н. Косыгин, по утверждениям китайской стороны, не подтверждаемым советской, обещал, что советские войска будут отведены от границы. Советско-китайские отношения остались враждебными, но кульминация противостояния была пройдена.
4. Еще в июле 1971 г. государственный секретарь США Г. Киссинджер в полной тайне побывал в Пекине с рабочим вшитом и согласовал с китайским руководством основные условия предстоящей нормализации американо-китайских отношений. В августе 1971 г. США выступили с идеей передачи КНР места Китая в Совете безопасности ООН, которое до тех пор занимал делегат Тайваня, при сохранении за Тайванем статуса члена ООН и права участвовать в ее генеральных ассамблеях. Это предложение не было принято. Но в октябре 1971 г. КНР все же была принята в ООН одновременно с «добровольным» выходом из ее состава Тайваня, стремившегося таким образом избежать процедуры исключения.
В феврале 1972 г. в Пекин с официальным визитом прибыл президент США Р. Никсон. Поскольку и об этом визите ведущие политики мира, включая руководителей всех союзных Соединенным Штатам стран, узнали только из газет, визит американского президента в Китай получил в литературе название «шока Никсона». Президент США вел переговоры с высшими руководителями Китая, включая 79-летнего Мао Цзэдуна.
Условия американо-китайской нормализации были закреплены в подписанном 27 февраля 1972 г. в Шанхае коммюнике. С общеполитической точки зрения, главным в этом документе было указание на отказ обеих держав от попыток установить свою гегемонию в Восточной Азии и о выступлении каждой из них против попыток любой державы установить такую гегемонию. Иными словами, США подтвердили намерение поддержать КНР в случае нарастания угрозы со стороны СССР, а Китай обещал продолжить линию дистанцирования от Москвы. Речь шла об отказе Соединенных Штатов от «двойного сдерживания» одновременно СССР и КНР в пользу сдерживания одного только Советского Союза, в том числе и путем параллельных акций с Китаем.
Шанхайское коммюнике не устранило всех проблем американо- китайских отношений. Между двумя странами не были установлены дипломатические отношения, поскольку таковые существовали между США и Тайванем. По этому поводу в коммюнике было сказано, что «все китайцы по обе стороны Тайваньского пролива считают, что существует только один Китай, и Тайвань является частью Китая». Но американская сторона обязалась эвакуировать с острова военные объекты, прекратить в будущем дипотношения с Тайбэем, денонсировать амери- кано-тайваньский договор и поддержать КНР по вопросу о передаче ей права представлять Китай в Совете безопасности ООН. Уступив Пекину по основным проблемам в принципе, американская сторона зарезервировала за собой отсрочку, необходимую для перевода отношений с Тайванем в неофициальное русло. Предстояло разорвать дипломатические отношения с Тайванем, денонсировать американо-тайваньский договор безопасности 1954 г. и получить на это согласие американских законодателей.
5. Возросшей активностью своей дипломатии на китайском, советском и других «трудных» направлениях американская администрация стремилась компенсировать психологические и политические потери, с которыми для США была сопряжена война во Вьетнаме. Пример Вашингтона, смело ломающего стереотипы, заражал американских союзников - в Азии не меньше, чем в Европе.
Япония чувствовала себя очень уязвленной «шоком Никсона», поскольку она гораздо раньше США стала стремиться к улучшению отношений с КНР, но ей не позволяли этого делать американские политики. Теперь, когда Вашингтон осуществил нормализацию отношений с КНР первым, сделав то, в праве на что он отказывал Японии, в Токио решили действовать, не оглядываясь на США. Японское правительство попыталась проводить во внешней политике более независимый курс.
Хозяйственные успехи к началу 1970-х годов вывели Японию в число экономических лидеров мира. Благодаря высоким (12-16%) темпам роста в 1960-х годах, она вышла на второе место в мире по размерам ВНП, немного опередив даже Советский Союз. В ноябре 1969 г. японское правительство смогло добиться от США согласия на восстановление суверенитета Японии над архипелагом Рюкю (Окинава), и в мае 1972 г. Окинава перешла под контроль Японии, хотя на острове сохранились американские базы. Премьер-министр Японии Эйсаку Сато в 1970 г. был удостоен Нобелевской премии мира за разрешение этой дипломатической задачи переговорным путем.
В июле 1972 г. правительство страны возглавил Какуэй Танака, сторонник активной внешнеполитической линии, выражением которой стала выдвинутая им концепция «многополюсной дипломатии» (таке- ку гайко). Она предусматривала нормализацию связей с Китаем и улучшение отношений с СССР.
29 сентября 1972 г. К. Танака с официальным визитом прибыл в КНР. Стремясь оказаться на полшага впереди Вашингтона, японская сторона в ходе визита договорилась не только о нормализации отношений с КНР, но и об установлении дипломатических отношений. Японо-тайваньские официальные связи были разорваны. Япония признала правительство КНР единственным законным правительством Китая, а Тайвань - неотъемлемой частью КНР. Вместе с тем, японская сторона сохранила экономические и прочие связи с Тайванем, придав им неофициальную форму.
Минимум знаний
1. Советско-китайские противоречия обострились в результате целого комплекса проблем, и заключались они, прежде всего, в споре за лидерство в мировом коммунистическом движении, разном понимании содержания международных отношений (КНР настаивал на продолжении и развитии конфликта с Западом). Советско-китайское противостояние не только ослабило блок коммунистических держав, но и создало в мире новый очаг конфликтности.
2. «Культурная революция» и массовые репрессии в КНР привели к дальнейшей эскалации советско-китайского конфликта. КНР стала оспаривать принадлежность к СССР ряда его дальневосточных территорий, произошел вооруженный инцидент на острове Даманском. В ответ СССР пытался предложить другим азиатским государствам проект системы коллективной безопасности в Азии, направленный, по сути, против КНР. Этот проект не получил поддержки коммунистического движения и международного сообщества в целом.
3. К лету 1969 г. серьезно возросла угроза широкомасштабной войны между СССР и КНР, о чем свидетельствовали военные приготовления обеих сторон. США в весьма сдержанной форме поддержали в этом противостоянии Китай. Однако благодаря дипломатическим усилиям СССР удалось частично разрядить напряженность и смягчить остроту противоречий с КНР к сентябрю 1969 г.
4. Во второй половине 1960-х годов США стремились расширить свои возможности в дипломатическом давлении на СССР и укрепить свои позиции в Восточной Азии. Для этого они пошли на нормализацию отношений с КНР, закрепив дистанцирование КНР от Москвы посредством обещания дипломатической поддержки в случае возобновления советско-китайского конфликта. Однако дальнейшему улучшению отношений между США и КНР мешал Тайваньский вопрос.
5. Стремительное экономическое развитие Японии, ее превращение в одну из крупнейших экономик мира способствовали активизации внешней политики «страны восходящего солнца». Одним из итогов нового курса стало установление в 1972 г. дипломатических отношений с КНР наряду с сохранением полноценных экономических связей с Китайской Республикой на Тайване.



Рассказать друзьям