Осознанные сны: Тестирование реальности. О структурном интервью кернберга в общем Генетические и динамические характеристики конфликтов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тестирование реальности

Эта техника хорошо подходит для новичков. Суть ее заключается в следующем:
1. В течение всего дня держите при себе какой-либо текст или носите цифровые электронные часы. Чтобы проверить степень реальности, в которой вы находитесь, прочтите этот текст или имеющуюся у вас надпись, запомните время на часах. Затем посмотрите куда-нибудь в сторону и обратно на надпись, чтобы проверить, не поменялись ли слова или цифры. Попробуйте также, глядя на них, заставить их поменяться. Если слова или цифры меняются или выглядят как-то необычно, или вообще не имеют смысла, то, скорее всего, вы спите. Наслаждайтесь этим! Если же символы нормальны, стабильны и наделены разумным смыслом, следовательно, вы бодрствуете и должны перейти к шагу 2.
2. Если вы уверены, что не спите, скажите сами себе: "Я могу не спать сейчас, но если бы спал, как бы это выглядело?" Попробуйте как можно более ярко представить себе, что вы спите. Нарочно вообразите, что все, что вы видите, слышите, осязаете и обоняете, - это сон. Представьте, что ваше окружение непостоянно, слова меняются, объекты трансформируются, что вы начинаете парить над землей. Создайте внутри себя ощущение, что вы во сне. Затем, не теряя его, переходите к шагу 3
3. Выберите то, что вы хотели бы сделать в следующем осознанном сне - полет, разговор с каким-то персонажем сна или просто исследование мира сновидений. Продолжая представлять, что вы спите, попробуйте выполнить намеченное для себя в следующем сне.

Это упражнение надо выполнять регулярно несколько раз в день. Кроме того, его следует делать всегда, когда случается что-либо необычное или когда вы каким-то образом вспоминаете или вам напоминают о снах. Полезно выбрать для этого повторяющееся действие: вы смотритесь в зеркало, смотрите на часы, приходите на работу и с работы и т.д. Чем чаще и усерднее вы будете выполнять это упражнение, тем лучше оно будет работать.

Другие способы тестирования реальности

Метод вспоминания прошлого. Согласно этому методу, когда вы хотите осуществить тест реальности или подозреваете, что, быть может, вы спите, попробуйте восстановить последовательность своих действий за последние несколько часов. Во сне воспоминаний о близком прошлом нет или они противоречат принципам реального мира (например, вы только что вернулись со встречи с марсианами). В обычной жизни прошлое оказывается вполне осмысленным, и для вас становится очевидным, что вы не спите.

Дыхание сквозь руку. Вы можете протестировать реальность, попытавшись дышать через ладонь. В обычном мире это, конечно, невозможно, если вы полностью закроете рот ладонью и прижмете ноздри большим и указательным пальцами. Если же вы будете свободно дышать, значит вы находитесь в объятиях сна.

Управление неуправляемым. Данный метод состоит в попытке изменить что-либо, чем нельзя управлять в нормальной реальности. В качестве вариантов можно привести попытку управления солнцем (попробуйте сменить день на ночь) и остановку сердца по собственному желанию. Положите руку на сердце и почувствуйте его удары.

Затем усилием воли остановите его. Так как сердце работает независимо от воли, вы не сможете остановить его в обычной жизни.

Проверка реальности - это какое-либо действие, совершаемое для того, чтобы выяснить спите ли Вы в данный момент или бодрствуете. Проще говоря, проверка реальности - это тест, призванный дать ответ на один единственный вопрос: «Я сейчас сплю?»

Метод частых проверок реальности является одним из самых эффективных способов . Помимо этого он отлично тренирует проспективную память.

Эффективные способы проверки реальности

Ущипните себя . Это наверно один из самых известных тестов на реальность. Во сне Вы не почувствуете боли. Вместо нее Вы вероятно почувствуете особое ощущение, которое трудно описать словами. Но испытав его хоть раз, Вы уже ни с чем его не спутаете.

Попытайтесь проткнуть пальцем какой-нибудь объект . Обычно пытаются проткнуть свою собственную ладонь. Как Вы уже наверно поняли, во сне это не представит особого труда.

Попытайтесь вспомнить, что Вы делали последние 5-10 минут . Во сне Вам не удастся это сделать. Впрочем, если у Вас , то не удастся это сделать и в бодрствующем состоянии. Поэтому традиционно этот способ считается не самым надежным.

Сомкните губы и зажмите нос . Вы можете дышать в таком состоянии? Если да, то это сон.

Прочтите какую-нибудь надпись . Затем отвернитесь на мгновение и снова прочтите. Если это сон, то надпись изменится. Почему так происходит доподлинно не известно, но метод работает и причем достаточно эффективно.

Используйте наручные часы . Во-первых, во сне они скорее всего будут выглядеть иначе, чем в реальности. Во-вторых, во сне при каждом взгляде они будут показывать разное время (например, один раз посмотрели - они показывают 2 часа 10 минут, отвернулись, снова посмотрели - они показывают уже - 2 часа 40 минут). Если у Вас часы со стрелками, то они (стрелки) могут во сне занимать невозможные позиции (например, часовая указывает ровно на 3, а минутная ровно на 6, хотя должна на 12).

Попытайтесь взлететь . Если у Вас получилось, то естественно это сон!

Закройте один глаз и попытайтесь увидеть свой нос . Как это ни странно, но во сне с одним закрытым глазом (любым) увидеть свой нос не получится. Почему так происходит не понятно, но нам это и не важно. Главное что этот метод проверки реальности отлично работает.

Пересчитайте по одному количество пальцев на обеих руках . Если это сон, то возможны следующие варианты: Вы насчитаете больше/меньше десяти пальцев; в процессе пересчета руки начинают изменяться (менять форму, цвет и т.д.) Примечательно, что пересчитать во сне все пять пальцев на одной руке обычно не проблема (а вот если считать на обеих руках, то начинаются фокусы).

  1. Делайте проверку реальности как можно чаще в течении дня. Чем чаще Вы проверяете реальность, тем быстрее выработается привычка, и тем больше вероятность что Вы начнете делать это и во сне.
  2. Если постоянно делать один и тот же тест на проверку реальности, то через некоторое время он может утратить свою эффективность. То есть и во сне и наяву он будет давать один и тот же результат. В связи с вышесказанным рекомендуем за один раз делать сразу несколько тестов на проверку реальности и периодически менять их.
  3. Проанализируйте свои сны и выявите моменты или действия, которые часто бывают и во сне и наяву. Например, Вам часто снится, что Вы находитесь на своем рабочем месте и это так и в действительности. Приучите себя делать проверку реальности именно в эти моменты, тогда шансы осознать себя во сне многократно увеличатся.
  4. Делайте проверку реальности даже если на 100% уверены, что это не сон. Вы будете очень удивлены тем, что ошибаетесь очень часто!

Для пcихoлoгa poль пepвoй вcтpeчи c клиeнтoм cтoль жe вaжнoe coбытиe, кaк и для клиeнтa. Ha этoй вcтpeчe я кaк пcихoлoг oбязaтeльнo дoлжeн пpoвecти тoт или инoй вapиaнт диaгнocтики, чтoбы пoнять a) мoгy ли я пoмoчь чeлoвeкy в тoй пpoблeмe, c кoтopoй oн кo мнe oбpaтилcя? б) кaкиe мeтoды и тeхники я мoгy пoзвoлить ceбe пpимeнять в paбoтe? Oтвeты нa эти двa вoпpoca дaeт cтpyктypнoe интepвью, кoтopoe пpeдлoжил Oттo Кepнбepг.

Oпpeдeлeниe типa пcихики
Пepвooчepeднoй мoeй зaдaчeй являeтcя oпpeдeлить тип пcихики клинeтa. Oт этoгo зaвиcит, кaкиe тeхники я cмoгy пoзвoлить ceбe пpимeнять в paбoтe c чeлoвeкoм. Дaвaйтe пoдpoбнee пoгoвopим o тpeх типaх пcихики.

Oднa из ocoбeннocтeй взpocлeния cocтoит в тoм, чтo чeлoвeк пocтeпeннo нaчинaeт жить нe тoлькo миpoм вooбpaжaeмым, нo и peaльным. Mиp млaдeнцa пoлнocтью вooбpaжaeмый, и зaдaчa мaтepи кaк paз и cocтoит в тoм, чтoбы пoмoчь eмy вocпpинять peaльнocть, yчитывaть ee. Maть дocтигaeт этo зa cчeт тoгo, чтo дaeт cвoeмy млaдeнцy этoт миp мaлeнькими пopциями и тoлькo кoгдa oн гoтoв к этoмy (пoдpoбнee читaйтe paбoты Д. Bинникoттa).

Ho инoгдa чтo-тo мoжeт пoйти нe тaк. Инoгдa чeлoвeк в cилy кaких пpичин мoжeт тaк и ocтaтьcя жить в миpe вooбpaжaeмoм. Этo мoжeт cлyчитьcя ecли мaть нe нayчилa oтдeлять peaльнoe oт вooбpaжaeмoгo или peбeнoк cтoлкнyлcя c кaкoй-тo нeпpeoдoлимoй для ceбя cлoжнocтью: peaльнocти cтaлo вдpyг cлишкoм мнoгo, и oн нe cпpaвилcя. B этoм cлyчae мы гoвopим o пcихoтичecкoм типe пcихики, тo ecть o тoм cлyчae, кoгдa вooбpaжaeмoe зaмeщaeт peaльнocть (cюдa oтнocитcя, к пpимepy, шизoфpeния). И тoгдa мы гoвopим, чтo чeлoвeкy нe хвaтaeт тecтиpoвaния peaльнocти.

Дpyгиe люди дocтaтoчнo хopoшo “тecтиpyют peaльнocть”, тo ecть cпocoбны oтдeлять вooбpaжaeмoe oт peaльнoгo, cпocoбны oцeнивaть cвoи пocтyпки c тoчки зpeния пpaвил и нopм oбщecтвa, c тoчки зpeния дpyгих людeй. Этo yжe лyчшe для личнocти. Ho мoгyт вoзникнyть пpoблeмы c cпocoбнocтью cпpaвлятьcя co cвoeй aгpeccиeй и тpeвoгoй. B зaвиcимocти oт тoгo, в кaкoй мepe чeлoвeк ycпeшнo зaщищaeтcя oт этих cocтoяний, мы гoвopим либo o пoгpaничнoм типe пcихики, либo o нeвpoтичecкoм.

Oпpeдeлeниe мeтoдoв и тeхник
Для мeня кaк пcихoлoгa oчeнь вaжнo пoнять, чeлoвeк c кaким типoм пcихики oбpaтилcя кo мнe зa пoмoщью. Oт этoгo зaвиcит, кaкиe тeхники я cмoгy пoзвoлить ceбe иcпoльзoвaть в paбoтe. Пpинципиaльнo, кaк cпeциaлиcт пcихoaнaлитичecкoй opиeнтaции, в мoeм apceнaлe cлeдyющиe тeхники: экcпpeccивныe и интepпpeтaтивныe.

Пpи интepпpeтaтивных тeхникaх мoeй зaдaчeй cтaнoвитcя пoкaзaть клиeнтy cвязь eгo тeкyщих peaкций и cocтoяний c тeм, чтo пpoиcхoдилo в eгo жизни в пpoшлoм. К пpимepy, ecли клиeнт злитcя, я мoгy зaмeтить для нeгo, чтo, мoжeт быть, eгo злocь кo мнe нaпoминaeт злocть пo oтнoшeнию к eгo oтцy в дeтcтвe. Этo бyдeт интepпpeтaциeй злocти клиeнтa. Дaлee мы мoжeм иccлeдoвaть иcтoки злocти в дeтcтвe. Тaкaя тeхникa являeтcя ocнoвнoй пpи paбoтe c людьми, нaхoдящимиcя в нeвpoтичecких cocтoяниях. Тeхникa тaкжe гoдитcя и для paбoты c людьми пoгpaничнoй opгaнизaции.

Пpи paбoтe c чeлoвeкoм, имeющeй пoгpaничнyю opгaнизaцию личнocти, cлeдyeт дeлaть aкцeнт нe тoлькo нa интepпpeтaтивных тeхникaх, нo и экcпpeccивных. Для мнoгих людeй oгpoмнoй пoмoщью бyдeт дaть вoзмoжнocть им выpaзить ceбя, cвoи oчeнь интeнcивныe чyвcтвa. Кaк пpaвилo, этo чyвcтвa oтчaяния, oбиды, злocти, peвнocти и нeгoдaвaния. Зaдaчa тepaпeвтa - “выжить”. Bидя, чтo тepaпeвт cпocoбeн выдepжaть вce эти чyвcтвa клиeнтa, пocлeдний нaчинaeт пpeoбpaжaтьcя. Haчинaют пpoиcхoдить пoзитивныe нeoбpaтимыe измeнeния в пcихикe чeлoвeкa.

С людьми пcихoтичecкoй opгaнизaции нyжнo paбoтaть пoддepживaющими тeхникaми и быть oчeнь мягик. Oтмeчy, чтo зa paбoтy c людьми, имeющими “пcихoтичecкиe” cлoжнocти, я бpaтьcя нe гoтoв в cилy нe тaкoй хopoшeй тeхничecкoй пoдгoтoвки.

Для тoгo чтoбы пoнять, кaкoвa пcихичecкaя opгaнизaция клиeнтa, я пpимeняю cтpyктypнoe интepвью. Еcли вaм интepecнo, тo мoжeтe пoзнaкoмитьcя, кaкиe я бyдy зaдaвaть

Психотический уровень

Люди этого уровня опустошены, нарушены, дезорганизованы. Эти особенности формируются под влиянием ранних ограничений Я и как следствие формирования в уже в детстве психотически преорганизованного Я. Психотически преорганизованное Я преобразуется либо в невротически организованное Я, а затем в невроз, либо в психотически организованное Я и далее в психоз.

Психотики прибегают к примитивным довербальным, дорациональным защитным механизмам - уходу в фантазии, отрицанию, обесцениванию, примитивным формам проекции и интроекции, расщеплению и диссоциации.

Идентичность не интегрирована. Психотики испытывают большие трудности в ответе на вопрос "Кто Я?", описывая себя поверхностно, искажающе, примитивно.

Плохо тестируют реальность, запутаны и неадекватны. Интерпретация высказываний психотиков по поводу реальности может вызвать экзистенциальный ужас, привести пациента в еще более худшее состояние по сравнению с тем, которое наблюдалось в начале терапии.

Природа основного конфликта экзистенциальна - жизнь или смерть, безопасность или страх. Это - проблема базового доверия или недоверия, вызванная жесткими установками родителей или неопределенными, хаотичными отношениями (например, при наличии мазохистической матери и садистического отца). Для психотиков типичны монадические объектные отношения.

Основной вид психотерапии - поддерживающая техника. Интенсивный анализ и экспрессивная психотерапия не применимы. Проговаривание защит и переноса приведет к страху и недоверию. Терапевт демонстрирует надежность, доказывает, что он - безопасный объект (а не авторитетная фигура, которая может "убить"), ведет себя открыто, выполняет просветительскую функцию.

Пограничный уровень

Люди этого уровня занимают промежуточное положение между невротиками и психотиками. Они отличаются некоторой временной стабильностью по сравнению со вторыми и нарушением стабильности - по сравнению с первыми. По Ж. Бержере, пограничная структура образуется вследствие того, что в период детства ребенок получил травму, которая привела к организации пограничной структуры

Пограничная личность использует примитивные защитные механизмы, поэтому их иногда непросто отличить от психотиков. Важное различие состоит в том, что при правильно построенной беседе, они могут обнаруживать временную способность реагировать на интерпретации, которые делает психотерапевт.

В сфере интеграции идентичности у пограничной личности наблюдаются противоречия, разрывы Я. При описании себя испытывают затруднения, склонны к враждебной защите, к агрессии. Тем не менее самоисследования не сопровождаются (как у психотиков) чувством экзистенциального ужаса и страха. Скорее они могут сопровождаться враждебностью. По критериям эго-идентичности и типичным защитам пограничная личность больше похожа на психотическую, нежели на невротическую организацию характера.

При правильно построенной беседе пограничные клиенты демонстрируют понимание реальности, тем самым отличаясь от психотиков; способны наблюдать свою патологию. Основная проблема состоит в амбивалентности чувств, которые они испытывают к своему окружению. Это, с одной стороны, желание близости, доверительных отношений, а с другой - страх поглощения, слияния с другим человеком.

Основной конфликт связан со второй стадией развития личности по Э. Эриксону - автономия/стыд (сепарация/индивидуация). Главная черта пограничной личности состоит в том, что они могут почти одновременно демонстрировать просьбу о помощи и отвергать ее. Похоже, что дети с такой структурой характера имеют матерей, препятствующих отделению или отказывающихся придти на выручку, когда они нуждаются в регрессе, возникшем после достижения самостоятельности. У пограничной личности наблюдаются диадические объектные отношения.

Цель терапии, которая применяется в отношении к пограничным личностям - развитие надежного, целостного и комплексного ощущения себя клиентом, развивая способность полноценно любить других, несмотря на их недостатки. Способность воспринимать интерпретацию защит делает возможным применение экспрессивной терапии. Ее цель состоит в установлении безопасных границ, терапевтических рамок, которые пограничный пациент может нарушать; в проговаривании контрастных чувственных состояний; в интерпретации примитивных защит (в отличие от невротиков, где реакция переноса привязывается к некоторой фигуре прошлого, у пограничной личности интерпретация защит проводится по поводу данного, актуального момента); в супервизировании от пациента, т.е. в обращении к нему за помощью.

Невротический уровень

Термин «невротик» применяется к относительно здоровым людям, которые имеют некоторые трудности, связанные с эмоциональными нарушениями. На первых стадиях развития - оральной и анальной не наблюдалось каких-либо серьезных нарушений характера. Однако на эдиповой стадии (3-6 лет) возникли проблемы, которые привели к организации невротической структуры. Согласно Ж. Бержере, в зависимости от того, насколько проблемным будет развитие на подростковой стадии, невротически преорганизованное может образовать либо невротически организованное Я и перерасти в невроз, либо психотически организованное Я и перерасти в психоз.

Невротики опираются на более зрелые защиты, имея возможность актуализировать и более примитивные защитные механизмы. Наличие примитивных защит вовсе не исключает диагноза структуры характера невротического уровня, а вот отсутствие зрелых защит исключает такой диагноз. Невротики используют как зрелые - вытеснение, интеллектуализацию, рационализацию и проч. защиты, так и примитивные - отрицание, проективную идентификацию, изоляцию и др.

Они обладают интегрированным чувством идентичности, т.е. способны описать себя, не испытывая трудностей в определении своих черт характера, предпочтений, интересов, особенностей темперамента, достоинств и недостатков. Невротики также успешно описывают других людей.

Невротики находятся в надежном контакте с реальностью, у них отсутствуют галлюцинации, маниакальные интерпретации опыта, они живут в одном мире с психотерапевтом. Некоторая часть своего эго, которая пациента тревожит, и по поводу которой он обратился к психотерапевту, рассматривается им отстраненно. Она - эго-дистонна. Так, параноидная личность невротического уровня будет считать, что ее подозрения исходят из ее внутренней предрасположенности воспринимать других людей враждебными и агрессивными. Параноидные пограничные или психотические пациенты считают, что их трудности имеют внешний характер и определяются особенностями окружающего мира, его болезненностью и нарушенностью.

Природа трудностей кроется не в проблеме безопасности или привязанности, а в сформированности идентичности и инициативы. Это - проблема эдиповой стадии развития по Эриксону. Типичными для невротиков являются триадные объектные отношения.

Апекситимия.

Алекситимия - психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности: затруднение в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей; затруднение в различении эмоций и телесных ощущений; снижение способности к символизации, в частности к фантазии; фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям; склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций.

Все перечисленные особенности могут проявляться в равной степени или одна из них может преобладать.

Традиционно выделяют первичную и вторичную алекситимию.

Первичная , или врождённая, алекситимия, имеет выявляемый органический субстрат. Это могут быть незначительные пороки развития, последствия гипоксии во время беременности или в родах, перенесённые в раннем возрасте заболевания. Это стойкая форма алекситимии, плохо поддающаяся лечению.

Вторичная алекситимия появляется в старшем возрасте у соматически здоровых лиц. Она может быть следствием серьёзных нервных потрясений, стрессов, различных психотравм, неврологических заболеваний. Ряд психиатрических болезней (шизофрения, аутизм и др.) сопровождаются алекситимией.

Ведутся исследования по поводу микроорганических нарушений в структуре мозга у людей с алекситимией. Есть данные, позволяющие предположить, что у таких людей нарушена связь между полушариями головного мозга. Структура, осуществляющая эту связь – мозолистое тело – оказывается повреждённой на микроскопическом уровне. В такой ситуации правое полушарие, и так доминирующее у большинства людей, приобретает главенствующую роль. Левое, которое как раз и контролирует эмоциональные проявления, оказывается подавленным. Человек находится в ситуации постоянного межполушарного конфликта. Такую патологию выявляют у большинства людей, страдающих психосоматическими заболеваниями.

Имеется ряд особенностей характера, свойственных людям, у которых предполагается алекситимия. Признаки её охватывают не только эмоциональную сферу.

Затруднение восприятия и выражения собственных эмоций. Алекситимики, конечно, ощущают весь спектр эмоций, присущий людям, но не могут описать что же они чувствуют. Соответственно у них возникают сложности с пониманием эмоций окружающих. Это может вызвать большие сложности в общении. Постепенно у людей с алекситимией развивается склонность к одиночеству.

Плохая фантазия, ограниченность воображения. Люди с алекситимией в большинстве случаев неспособны к творческой работе. У них вызывает замешательство необходимость что-то придумать или вообразить.

Редкие сновидения. Прямым следствием предыдущего пункта является практически полное отсутствие сновидений. Если же они появляются, то человек выполняет в них обычные, повседневные действия.

Логическое, чётко структурированное мышление и преимущественно утилитарная его направленность. Люди с алекситимией не склонны мечтать или фантазировать, им ближе конкретные, бытовые, чётко очерченные проблемы. Они не доверяют своей интуиции или вовсе отрицают её существование.

Люди с алекситимией часто путают эмоциональные переживания с телесными ощущениями. Поэтому на вопрос о чувствах они зачастую описывают телесные ощущения – больно, неудобно, тепло, жмёт, давит, хорошо.

Термин «алекситимия» предложил в 1973 году Питер Сифнеос. В своей работе, опубликованной ещё в 1968 г., он описал наблюдавшиеся им особенности пациентов психосоматической клиники, которые выражались в утилитарном способе мышления, тенденции к использованию действий в конфликтных и стрессовых ситуациях, обеднённой фантазиями жизни, сужении аффективного опыта и, особенно, в трудностях подыскать подходящее слово для описания своих чувств.

Для определения степени выраженности алекситимии использовались различные анкеты: BIQ (опросник Бет, Израиль), АРВQ (создан на основе шкалы BIQ), SSPS (личностная шкала Sifnoes); применялась также 22-пунктовая шкала алекситимии в MMPI. Но все они давали весьма противоречивые данные, поэтому не нашли широкого применения в научных исследованиях.

Как невротическая, так и пограничная личностная организация, в отличие от психотической, предполагают наличие способности к тестированию реальности. Поэтому, если синдром диффузной идентичности и преобладание примитивных механизмов защиты позволяют отличить структуру пограничной личности от невротического состояния, тестирование реальности позволяет провести разделение между пограничной личностной организацией и серьезными психотическими синдромами. Тестирование реальности можно определить как способность различать Я и не-Я, отличать внутрипсихическое от внешнего источника восприятия и стимуляции, а также как способность оценивать свои аффекты, поведение и мысли с точки зрения социальных норм обычного человека. При клиническом исследовании о способности тестировать реальность нам говорят следующие признаки: (1) отсутствие галлюцинаций и бреда; (2) отсутствие явно неадекватных или причудливых форм аффектов, мышления и поведения; (3) если окружающие замечают неадекватность или странность аффектов, мышления и поведения пациента с точки зрения социальных норм обычного человека, пациент способен испытывать эмпатию к переживаниям других и участвовать в их прояснении. Тестирование реальности надо отличать от искажений субъективного восприятия реальности, которое может появиться у любого пациента во время психологических трудностей, а также от искажения отношения к реальности, которое встречается всегда как при расстройствах характера, так и при более регрессивных психотических состояниях. В отрыве от всего остального тестирование реальности лишь в. редких случаях бывает важным для диагностики (Frosch, 1964). Как же проявляется тестирование реальности в ситуации структурного диагностического интервью?

1. Можно считать, что способность к тестированию реальности наличествует в том случае, когда мы видим, что у пациента нет и не было галлюцинаций или бреда, либо, если у него были галлюцинации или бред в прошлом, в настоящий момент он в полной мере способен критически к ним относиться, включая способность выражать озабоченность или удивление по поводу этих феноменов.

2. У пациентов, не имевших галлюцинаций или бреда, способность к тестированию реальности можно оценить на основе внимательного изучения неадекватных форм аффектов, мышления или поведения. Тестирование реальности выражается в способности пациента переживать эмпатию к тому, как терапевт воспринимает эти неадекватные явления, и – более тонко – в способности пациента переживать эмпатию к тому, как терапевт воспринимает взаимодействие с пациентом в целом. Структурное интервью, как я уже упоминал, предоставляет идеальные возможности для исследования тестирования реальности и, таким образом, помогает отличить пограничную личностную организацию от психотической.

3. По причинам, которые обсуждались выше, способность к тестированию реальности можно оценить при интерпретации примитивных механизмов защиты, действующих во время диагностического интервью при контакте пациента и терапевта. Улучшение функционирования пациента вследствие такой интерпретации отражает наличие способности к тестированию реальности, а мгновенное ухудшение после нее заставляет думать о потере этой способности.

Таблица 1 суммирует отличия между разными организациями личности по трем структурным параметрам: по степени интеграции идентичности, по преобладанию механизмов защиты и по способности к тестированию реальности.



Рассказать друзьям