Омонимичные части речи: определение, правописание, примеры. Какие есть омонимичные союзы и союзные слова

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В сложноподчинённом предложении основная часть связывается с придаточной частью при помощи последующих средств связи :

  • подчинительных союзов,
  • союзных слов,
  • указательных слов.
  • Альянс - это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений.

    Союзные слова - это местоименные слова, в каких совмещены характеристики самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного класса:

  • местоимения-существительные (кто, что);
  • местоименные прилагательные (какой, который, каков, каковой, кой, чей);
  • местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, как, почему, отчего, для чего);
  • местоименное числительное (сколько).
  • Указательные слова находятся в основном предложении (бывают не всегда!). Это указательные местоимения и наречия тот, таковой, столько, там, туда, тогда и др., которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание: То сердечко не научится обожать, которое утомилось непереносить (Некрасов); Там , где вырастают розы, вырастают и шипы (пословица).

    Основная неувязка при анализе сложноподчинённого предложения - трудности в разграничении союзов и союзных слов.

    Чтоб отличить альянс от союзного слова, необходимо средство связи частей сложноподчинённого предложения проверить по последующим признакам.

    Союзы

    Союзные слова

    1. Не являются членами предложения: Он произнес, что сестра не вернётся к ужину (что - альянс, не является членом предложения).

    1. Являются членами придаточного предложения: что ведёт через рощу (союзное слово что - подлежащее).

    2. Нередко (однако не всегда!) альянс есть возможность изъять из придаточного предложения, ср.: Он произнес, что сестра не вернётся к ужину. - Он произнес: сестра не вернётся к ужину.

    2. Так как союзное слово - член придаточного предложения, его нельзя изъять в отсутствие конфигурации смысла: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу ; нереально: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу .

    3. На альянс не может падать логическое ударение.

    3. На союзное слово может падать логическое ударение: Я знаю, что он будет делать завтра.

    4. После союза нельзя поставить частички же, конкретно .

    4. После союзного слова есть возможность поставить частички же, конкретно , ср.: Я знаю, что все-таки что конкретно он будет делать завтра.

    5. Альянс нельзя поменять указательным местоимением либо местоименным наречием.

    5. Союзное слово есть возможность поменять указательным местоимением либо местоименным наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. - Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. - Я знаю: там он был вчера.

    Нужно держать в голове, что не любой из этих приемов в отдельности может посодействовать распознаванию союза и союзного слова. Ни один из признаков не является универсальным, т.к. опирается только на наружное выражение существенных внутренних различий. Используя нареченные аспекты в совокупы либо в разных сочетаниях, есть возможность научиться определять, союзом либо союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.

    Кроме обозначенных выше методов разграничения союзов и союзных слов следует учесть последующее:

    1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Это омонимы , потому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами нужно быть отдельно внимательными.

  • Когда является союзом
  • В придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год . Лесков);

    В придаточном условия (Когда необходимо чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь).

  • Когда является союзным словом
  • В придаточном времени, в том случае в главной части есть указательное слово тогда (Отец мой скончался тогда , когда мне был шестнадцатый год);

    В придаточном изъяснительном (Я знаю, когда он вернётся );

    В придаточном определительном (Тот день, когда мы повстречались в первый раз, я не забуду никогда ; когда в определительном придаточном есть возможность поменять главным для этого придаточного союзным словом который , ср.: Тот день, в который мы повстречались в первый раз, я не забуду никогда ).

  • Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, не считая придаточных вида действия и степени (ср.: Служите мне, как вы ему служили (Пушкин) - придаточное сравнительное (как - альянс). Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) - придаточное условия, есть возможность поменять: в том случае душа черна (как - альянс). Делай так, как тебя учили - придаточное вида действия и степени (как - союзное слово).
  • Отдельно пристально следует разбирать придаточные изъяснительные: в их как и что могут быть как союзами, так и союзными словами . Ср.: Он произнес, что вернётся к ужину (что - альянс). - Я знаю, что он будет делать завтра (что - союзное слово); Я слышал, как за стенкой рыдал ребёнок (как - альянс). - Я знаю, как она любит отпрыска (как - союзное слово).
  • В придаточном изъяснительном альянс как есть возможность поменять союзом что , ср.: Я слышал, как за стенкой рыдал ребёнок. - Я слышал, что за стенкой рыдал ребёнок.
  • 2) Чем является союзом в 2-ух случаях:

  • в составе двойного союза чем... тем : Чем далее в лес, тем больше дров; Чем поближе осень, тем грустнее на душе;
  • в придаточных подобных сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени либо слова другой, иной, по другому : Он оказался выносливее, чем мы задумывались; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, повернуться (Крылов).
  • 3) Где, куда, откуда, кто, почему, для чего, сколько, который, какой, чей - союзные слова и не могут быть союзами.

    4) При разборе придаточного предложения очень нередко допускается тяжелейшая ошибка : вид придаточного предложения определяют по союзу либо союзному слову. Это неприемлимо, так как один и тот же альянс (союзное слово) может вводить различные виды придаточных.

  • Чтоб не ошибиться, нужно поставить вопрос от головного предложения к придаточному : Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был - придаточные изъяснительные; Он возвратился в город (в какой город?), где провел молодость; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда - придаточные определительные.
  • Не считая того, в определительном придаточном союзные слова где, куда, откуда, когда есть возможность поменять союзным словом который . Ср.: Он возвратился в город, где провёл молодость. - Он возвратился в город, в каком провёл молодость; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду. - Тот день, в который мы познакомились, я не забуду.
  • 5) Ещё одна трудность - найти, каким членом предложения является союзное слово.

    При определении синтаксической роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении прямо от того слова (либо словосочетания), к которому относится союзное слово:

    Вот дом, в каком (= в доме) мы жили ранее - союзное слово в каком (местоимение) в роли происшествия места : жили (где?) , а вид придаточной - придаточная определительная.

    Вот дом, который (= дом) выстроили в прошедшем году - союзное слово который в роли прямого дополнения : выстроили (кого?/что?), а вид придаточной - придаточная определительная.

    Вот дом, внешний облик которого (= обители) мне очень нравится - союзное слово которого в роли несогласованного определения : внешний облик (чей?), а вид придаточной - придаточная определительная.

    Вот дом, который (= дом) был возведен в XIX веке - союзное слово который в роли подлежащего : (кто?/что?) дом, а вид придаточной - придаточная определительная.

    Источники:

  • licey.net - статья «Разграничение союзов и союзных слов»;
  • traktat.com - статья «Подчинительные союзы и союзные слова».
  • Конспект урока русского языка в 7 классе

    Тема урока «Различение союзов и омонимичных частей речи»

    Цели урока:

    Образовательные:

    - показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий, местоимений с частицами то, же, бы;

    Развивающие:

    Развивать навыки написания союзов также, тоже, чтобы, зато;

    Формировать навык самостоятельного сопоставления и анализа примеров.

    Воспитательные:

    Прививать интерес к изучению русского языка.

    Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, программа E-rating, пульты, ресивир.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Методы и приемы урока: создание проблемных ситуаций,индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Ход урока

    I .Организационный момент

    Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка! Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату.

    II .Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

    Вступительное слово учителя

    Сегодня мы обратимся к чату школьников и посмотрим, как они общаются, узнаем, как избежать очень распространённых ошибок, запомним несколько интересных приёмов.

    Откуда же произошло слово «чат»? С английского слова «чаттер», − болтать. Так называется средство общения пользователей в компьютерной сети в режиме реального времени.

    Перед вами на слайде чат школьников. Пользователи допустили ошибки в написании союзов. Мы с вами постараемся им помочь.

    Перед тем как помочь пользователям разобраться в написании союзов, давайте сформулируем тему урока. (Различение союзов и омонимичных частей речи).

    Что мы сегодня будем делать на уроке? (выяснять, как пишутся союзы, тренироваться правильно писать союзы, отличать их от местоимений с частицами и предлогами)

    III . Актуализация знаний

    Мы ответим на вопрос, как отличить союз от омонимичных частей речи?

    Есть два основных приёма. Удаление или перестановка части сочетания и замена одного союза другим.

    Способ первый

    Частицы же, бы и местоимение то обычно можно удалить или опустить.

    На слайде

    Что бы ты хотел подарить другу ? Удаляем бы. Значение не особенно изменилось.

    Я пришла сюда, чтобы пообщаться . Если попробуем удалить бы – получится «что пообщаться». Бессмыслица.

    Автомобиль нырнул за то здание . Мы убираем местоимение. Получается: «Автомобиль нырнул за здание».

    Зато я очень грамотная! Убрать «то» здесь не получится, потому что это часть союза, а не частица или местоимение.

    Что бы такое мне сейчас придумать?Бы можно убрать. Что – это местоимение, и пишется с бы слитно.

    Я хочу, чтобы мне купили мотоцикл . Убрать бы никак не получается, значит, перед нами союз, а он пишется слитно.

    Второй способ

    Союзы можно заменить другими союзами.

    Союз также можно заменить союзом тоже и наоборот. Зато можно заменить союзом но. А союз чтобы заменяется союзом для того, чтобы .

    Схему запишем в тетрадь.

    Давайте попробуем заменить союзы!

    Работа у доски

    (У доски работает ученик).

    Я пришла сюда, чтобы пообщаться. Можно заменить чтобы на для того, чтобы .

    Что бы такое мне сейчас придумать? Для того, чтобы не подходит.

    Он тоже оказался хорошим человеком. Тоже можно заменить на также .

    Я сказала родителям то же самое . Сказала так же самое звучит глупо, поэтому здесь перед нами местоимение с частицей, которые мы пишем раздельно.

    Сделаем вывод (Если перед нами – сочетание местоимения или наречия с предлогом или частицей, то часть этого сочетания обычно можно убрать или переместить.

    А если перед нами союз, то его обычно можно заменить . Также и тоже заменяют друг друга. Зато можно заменить на но . Чтобы – на для того, чтобы .)

    Составьте кластер. (Дети в тетрадях составляют кластер)

    Раздельно Слитно

    IV . Применение знаний и умений в новой ситуации

    Работа с учебником.

    Упражнение 344. Нужно списать и расставить пропущенные знаки препинания.

    Работа с карточками.

    Карточка 1

    Спишите, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания

    Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4.Теплая небесная вода для растений - то (же) самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить - пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда (В. Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.).

    Карточка 2

    1. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.). 2. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом (П.). 3. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем) он так распространился перед этим барином (Г.) 4. Мы выпили по стакану воды, при (чем) старик нам кланялся в пояс (Т.).5. Прибыл он за (тем), чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей (С.-Щ.). 6. Из-за тумана и (от) того, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом (Аре). 7. Вслед за (тем) он встал с постели (Л. Т.). 8. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, (от) чего она так загрустила (Кор.). 9. Вода была тепла, но не испорчена, и при (том) ее было много (Гарш.).

    Проверяем по цепочке.

    V .Физкультминутка для глаз

    Ребята, посмотрите на экран. (На слайде появляется электронная физкультминутка для глаз)

    VI . Закрепление знаний

    Буквенный диктант в системе тестирования Votum

    Отмечаем на пультах, только те номера предложений, где союзы тоже, также, чтобы, зато. Уверена, что вы легко справитесь с этим заданием.

    1. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, за то/зато часто присылал с земляками гостинцы и письма.

    2. И что бы/чтобы она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал…

    3. Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же/тоже лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной.

    4. Тогда выезжал и старик Цыбукин, что бы/чтобы показать свою новую лошадь, и брал с собою Варвару.

    5. Вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, в то же/тоже мгновенье в нескольких шагах от меня раздался крик.

    6. В деревне такой уж обычай: сын женится, что бы/чтобы дома была помощница.

    7. И для Анисима отыскали то же/тоже красивую невесту.

    8. Я их то же/тоже, со своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит.

    9. Всё так же/также будет вихрь попутный крутить метельные снега, синеть чертою недоступной вдали родные берега.

    10. Невзлюбила его сноха: а вот за то/зато, что он никакой не ответственный, не руководитель.

    11. Понимаю так же/также и то, что не почитай она себя при смерти,- не подумала бы она обо мне.

    12. То же/тоже был помещик, и богатый, да разорился.

    13. Не одним состраданием дышало её лицо тогда: оно пылало так же/также ревностью.

    14. Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы/чтобы такое приятного сделать снохе.

    15. Можно допустить так же/также, что в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут нам навстречу.

    16. Это читатель с газетой сорвался с мест, боднул Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на полу; за то/зато время он не издал ни одного звука.

    17. Ах, если так, он в прах готов упасть, что б/чтоб вымолить у друга примирение.

    Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 15, 17.

    VIII. Итог урока. Рефлексия

    Продолжите предложения:

      Сегодня я узнал…

      Было интересно…

      Было трудно…

      Я выполнял задания…

      Я понял, что…

      Теперь я могу…

      Я научился…

      У меня получилось …

      Я попробую…

      Мне захотелось…

    IV. Домашнее задание

    Дома я предлагаю вам выполнить упражнение 346 с.163 учебника. Спишите, раскрывая скобки и ставя пропущенные знаки препинания.

    Разгадайте шифровку-анаграмму: Л О М Ы Ц О Д – 3 2 1 6 7 4 5 (Молодцы)

    Урок окончен. Спасибо.

    В лекции рассматриваются основные признаки и классификации союзов.

    Союз

    В лекции рассматриваются основные признаки и классификации союзов.

    План лекции

    29.1. Союз как часть речи.

    29.2. Классификации союзов.

    29.3. Типы союзов по синтаксической функции.

    29.4. Омонимия союзов и слов других частей речи.

    29.1. Союз как часть речи

    Союзы - это служебная часть речи, при помощи которой оформляется связь между членами предложения, между частями сложного предложения, между предложениями в тексте. По образному выражению М.В. Ломоносова, союзы подобны «гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают».

    В зависимости от выполняемой функции союзы :

    Связывают однородные члены предложения (Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. )

    Связывают части сложносочиненного предложения ([Сначала он не обращал внимания на слепого ребенка], но ]потом странное сходство судьбы мальчика с его собственною заинтересовало дядю Максима]. )

    Связывают части сложноподчиненного предложения ([У него пока есть все шансы развить остальные свои способности до такой степени], (чтобы хотя отчасти вознаградить его слепоту). )

    Связывают члены предложения внутри простого (Должно, Волга тоже начинается из такого оконца? )

    Связывают два предложения в тексте между собой (Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время поднимается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы. )

    Попробуйте самостоятельно выделить в каждом предложении союз. Если вы сделаете это верно, то слово окрасится в зеленый цвет, если нет - в красный.

    1) Так я воспринимаю и слышу это слово.

    2) Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

    3) Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.

    4) Родник родит реку, а река льется, течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ.

    5) Своеобразны не только результаты развития, но и самые «законы развития».

    Flash: Find_souz.swf

    Чтобы правильно определять союзы, важно помнить о том, что союз не называет явления действительности, а лишь указывает на отношения между ними.

    Функция оформления синтаксических связей сближает союзы с предлогами. Однако союз отличается от предлога большей свободой сочетаемости и более широким кругом выражаемых отношений:

    Связующая функция союзов сочетается с функцией квалифицирующей: союзы выражают характер отношений между объединяемыми элементами. Именно указание на тот или иной тип синтаксических отношений является значением союза. По определению А.А. Шахматова, союзы - это «слова, соединяющие или разъединяющие сочетавшиеся слова, словосочетания или предложения и определяющие эти сочетания со стороны тех или иных отношений, дающие смысл, раскрывающие значение этих сочетаний. Следовательно, союз имеет значение не сам по себе, а как выразитель того или иного сочетания, как словесное обнаружение такого сочетания». Поэтому союзы изучаются не только в курсе морфологии как одна из частей речи, но и в курсе синтаксиса, без чего была бы невозможна характеристика синтаксических связей и синтаксических единиц.

    29.2. Классификации союзов

    Типы союзов по происхождению

    По своему происхождению союзы могут быть непроизводными (первообразными) (и, а, но, или и др.) и производными (что, если, как, когда и др.).

    Первообразными являются те союзы, которые не образованы от каких-либо других слов: а, но,и, да.

    Производные союзы образуются:

    - соединением непроизводных союзов (как будто);

    - соединением союза со словом с обобщенным значением (до тех пор, в то время как);

    - соединением указательного слова из главной части и простого союза (для того чтобы);

    - от других частей речи (пока, хотя, чтобы).

    Типы союзов по структуре

    По структуре союзы могут быть:

    - простыми (что, как, когда и др.);

    - составными (потому что, так как, для того чтобы, несмотря на то что и др.).

    Простые союзы состоят из одного слова (например, а, и, но, если, хотя).

    Составные союзы состоят из двух или более слов и делятся на:

    Одноместные (компоненты одноместных союзов расположены в непосредственном соседстве друг с другом, например, благодаря тому что );

    Неодноместные (неодноместные союзы состоят из позиционно разобщенных компонентов, например, не только... но и ).

    Типы союзов по употреблению

    По употреблению союзы делятся на:

    Одиночные (но, а, же, зато, однако, да и др.);

    Повторяющиеся (и... и, то ... то, или... или, либо ... либо, не то... не то, ни... ни и др.);

    Двойные, или парные (если... то, когда... то, хотя... но, так как... то, едва... как, лишь только... как, чем... тем, как ... так и, не только... но и, не столько... сколько, если не... то, не то что... а, не то что... но, не то чтобы а, не то чтобы... но и др.).

    Найдите в предложении союз и дайте ему характеристику по трем классификациям.

    Человек, живущий по сердцу, в согласии со своим внутренним миром, - всегда создатель, обогатитель и (непроизводный2, простой1, одиночный1 ) художник.

    Для таких мастеров, как (производный1, простой1, одиночный1) Пришвин, мало одной жизни.

    Я вернулся домой с таким чувством, как будто (производный1, составной2, одиночный1) видел хороший сон.

    Не только страсть, но и (производный1, составной2, двойной3)самая жизнь замирает тихо, незаметно…

    Звуки откладываются одинаково весельем, или грустью, или радостью, или тоской (непроизводный2, простой1, повторяющийся2).

    Flash: Souz_charac.swf

    29.3. Типы союзов по синтаксической функции.

    Союзы так же, как и предлоги, не имеют самостоятельного значения. Под значением союза понимают те грамматические отношения, которые возникают между синтаксическими единицами, соединёнными союзом . В зависимости от характера выражаемых отношений и с учётом роли в предложении союзы делятся на:

    - сочинительные (и, а, но, или и др.) - оформляют связь грамматически равноправных языковых единиц;

    - подчинительные (что, как, чтобы, когда, почему, отчего, как только, потому что и др.) - выражают зависимость одной единицы от другой.

    Сочинительные союзы

    Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По своему значению эти союзы делятся на несколько разрядов:

    Соединительные;

    Противительные;

    Разделительные;

    Сопоставительные;

    Пояснительные;

    Присоединительные.

    Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу примерами. Будьте внимательны: союзы перепутаны. Если вы неправильно выполните задание, союзы снова займут свою исходную позицию, если вы ошибетесь дважды, программа начнет вам помогать (как только вы допускаете ошибку, союз начинает мигать).

    соединительные

    противительные

    разделительные

    сопоставительные

    пояснительные

    присоединительные

    также, тоже,

    да (в значении и),

    и...и, ни...ни

    однако, же,

    зато,

    да (в значении но),

    то...то,

    не то...не то,

    или...или,

    либо,

    либо...либо, то ли...то ли

    не только...но и,

    как...так и,

    не столько…сколько

    то есть,

    или (в значении то есть),

    а именно

    да и,

    а также

    Соединительные союзы выражают отношения перечисления. - И цветы, и шмели, и трава, и колосья, и лазурь, и полуденный зной...

    Разделительные союзы выражают взаимоисключение или чередование явлений. - Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска.

    Противительные союзы выражают различные оттенки противопоставления. - Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

    Двойные сопоставительные союзы совмещают перечисление с сопоставлением объединяемых компонентов. - Идея Колумба достичь Индии западным путем была не только одним из величайших заблуждений, но и величайшим открытием.

    Пояснительные союзы связывают разные наименования одного и того же явления. - Еще Геродот, Аристотель и Плиний более или менее верно описали бегемота, или гиппопотама.

    Присоединительные союзы вводят добавление к основной информации. - Кто и в какой истребитель пустит Степу без сапог? <...> Да и в сапогах в истребитель его не пустят!

    Подчинительные союзы

    Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчинённого предложения. По характеру выражаемых отношений союзы делятся на несколько групп:

    1. Временные союзы: когда, пока, едва, как только, прежде чем, после
    того как, в то время как, перед тем как, до тех пор пока, по мере того как.

    2. Условные союзы: если, если бы, если... то, раз, коли, кабы (союзы
    коли и кабы являются устаревшими).

    3. Причинные союзы: потому что, так как, ибо, поскольку, оттого
    что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, из-за того что.

    4. Уступительные союзы: хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая
    на то что, даром что, пусть, пускай
    (слова пусть и пускай сочетают свойства союзов и частиц).

    5. Целевые союзы: чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

    6. Союзы следствия: так что, в результате чего.

    7. Сравнительные союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подобно тому как, чем, нежели.

    8. Изъяснительные союзы: что, чтобы, как, будто.

    2 9 .6. Омонимия союзов и слов других частей речи

    Подчинительные союзы по своему происхождению связаны в большинстве случаев со знаменательными словами или с сочетаниями знаменательных и служебных слов. Так, союз хотя исторически связан с деепричастием от глагола хотеть, союзы пусть и пускай - с формами повелительного наклонения глаголов пустить и пускать; союз если возник путем сращения формы глагола есть (3 л., ед.ч. от быть) и частицы ли.

    Историческое родство многих подчинительных союзов со знаменательными словами проявляется в нередких случаях омонимии союзов и слов других частей речи: например, раз - союз и существительное, пускай - союз и форма повелительного наклонения глагола, точно - союз и наречие.

    Особенно важно учитывать омонимию союзов и так называемых союзных слов, то есть местоимений и наречий, выступающих как средство связи между придаточным и главным предложением.

    В качестве союзных слов употребляются местоимения кто, что, какой, который, чей, каковой, какое, сколько, наречия где, куда, откуда когда, как, насколько, почему, отчего, зачем.

    Омонимия союзов и союзных слов проявляется в словах что, когда и как. Как же отличить, к примеру, союз «что» от местоимения «что», выступающего в роли союзного слова? Необходимо учитывать следующие моменты.

    1. Анализ по членам предложения.
    2. Пропуск анализируемого слова : такой пропуск зачастую возможен для союзов, для союзных же слов пропуск невозможен. Так, в предыдущем примере первое что можно пропустить, второе - нельзя
    3. Постановка логического ударения. Логическое ударение может падать на союзное слово, но не может падать на союз.
    4. Трансформация придаточного предложения с союзным словом в вопросительное предложение.
    5. Замена слова : союз можно заменить только синонимичным союзом, а союзное слово заменяется другим союзным словом, местоимением или существительным».

    Рассмотрим все эти способы разграничения союза и союзного слова на конкретных примерах.

    Союзное слово

    Союз

    Я знаю, что вы мне принесли.

    1) Является членом предложения, к нему можно задать вопрос.

    2) Слово «что» нельзя опустить.

    3) Логическое ударение падает на слово «что».

    4) Что вы мне принесли?

    5) Я знаю: что-то вы мне принесли. Я знаю, кого вы мне принесли.

    Таким образом, слово что играет в придаточном предложении роль дополнения и является местоимением, выступающим в роли союзного слова.

    Я знаю, что вы принесли мне подарок.

    1) Не является членом предложения. к нему нельзя задать вопрос.

    2) Слово «что» можно опустить: Я знаю: вы принесли мне подарок.

    3) Логическое ударение не падает на слово «что».

    4) Трансформация предложения невозможна.

    5) Союз «что» ничем в данном контексте заменить нельзя.

    Таким образом, слово что является союзом.

    Сочинительные союзы, в отличие от подчинительных, имеют омонимы не из числа знаменательных слов, а из числа частиц и междометий.

    Так, омонимами союза и являются:

    1) усилительная частица: «Овец-то и забыли!» (И.Крылов); «Вот тебе постель! Не хочу и доброй ночи желать тебе!» (Н. Гоголь) ;

    2) междометие, употребляемое в начале восклицательного предложения: «И, полно, что за счеты!» (И. Крылов) .

    Омонимами союза а являются:

    1) частица, выражающая вопрос или отклик на чьи-либо слова: «- А? Что? Что такое? - проговорил Сипягин, как бы просыпаясь» (И. Тургенев). Частица «а» используется также при повторе обращения: «- Барышня, а барышня? - начал опять городовой» (Ф. Достоевский);

    2) междометие, употребляемое «для выражения удивления, злорадства и других чувств»: «- А, Чацкий! Любите вы все в шубы рядить, Угодно ль на себя примерить?» (А. Грибоедов); «А! так ты не можешь, подлец! Когда увидел, что не твоя берет, так и не можешь! Бейте его!» (Н. Гоголь).

    Укажите только те предложения, в которых есть союзы, а не омонимичные им части речи (нажмите мышкой на номера этих предложений). В случае ошибки предложение начнет мигать и появится комментарий, обязательно его прочтите.

    1. 1. Узнав от дочери, что я, быть может, приеду в Шелковку, она торопливо припомнила два-три моих пейзажа
    2. 2. Зато мой Петр Петрович, у которого еще со студенчества осталась манера всякий разговор сводить на спор, говорил скучно, вяло и длинно. (Слово «который» никогда не бывает союзом, это всегда местоимение, выступающее в роли союзного слова.)
    3. 3. Я могу верно угадывать даже то, чего не знаю. (Слово «чего» является дополнением, его можно заменить местоимением «чего-то», на него падает логическое ударение, придаточную часть можно переделать в вопросительное предложение: «Чего я не знаю?» Следовательно, это местоимение в роли союзного слова.)
    4. 4. Пока накрапывал дождь, мы говорили о Лиде.
    5. 5. У ворот со львами стояла Женя, поджидая меня, чтобы проводить.
    Дата: 2010-05-22 00:58:40 Просмотров: 4625

    В сложноподчинённом предложении главная часть связывается с придаточной частью с помощью следующих средств связи :

    • подчинительных союзов,
    • союзных слов,
    • указательных слов.

    Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений.

    Союзные слова — это местоименные слова, в которых совмещены свойства самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного типа:

    • местоимения-существительные (кто, что);
    • местоименные прилагательные (какой, который, каковой, каков, кой, чей);
    • местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем);
    • местоименное числительное (сколько).

    Указательные слова находятся в главном предложении (бывают не всегда!). Это указательные местоимения и наречия тот, такой, столько, там, туда, тогда и др., которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание: То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Некрасов); Там , где растут розы, растут и шипы (пословица).

    Основная проблема при анализе сложноподчинённого предложения — трудности в разграничении союзов и союзных слов.

    Чтобы отличить союз от союзного слова, нужно средство связи частей сложноподчинённого предложения проверить по следующим признакам.

    Союзы

    Союзные слова

    1. Не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что — союз, не является членом предложения).

    1. Являются членами придаточного предложения, к ним можно поставить вопрос: что ведёт через рощу (союзное слово что — подлежащее).

    2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. — Он сказал: сестра не вернётся к ужину.

    2. Поскольку союзное слово — член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу ; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу .

    3. На союз не может падать логическое ударение.

    3. На союзное слово может падать логическое ударение: Я знаю, что он будет делать завтра.

    4. После союза нельзя поставить частицы же, именно .

    4. После союзного слова можно поставить частицы же, именно , ср.: Я знаю, что же что именно он будет делать завтра.

    5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоименным наречием.

    5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоименным наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. — Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. — Я знаю: там он был вчера.

    6. С союзом нельзя образовать самостоятельное вопросительное предложение: Знаешь, я читала, что бессмертны души (Что бессмертны души? — нет смысла).

    6. С союзным словом можно образовать самостоятельное вопросительное предложение: Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною (Что сбудется в жизни со мною? — так можно спросить).
    7. Союз не может употребляться с предлогом. Союзное слово может употребляться с предлогом: Я знаю, у кого можно спросить адрес.

    Необходимо помнить, что не каждый из этих приемов в отдельности может помочь распознаванию союза и союзного слова. Ни один из признаков не является универсальным, т.к. опирается лишь на внешнее выражение существенных внутренних различий. Используя названные критерии в совокупности или в различных сочетаниях, можно научиться определять, союзом или союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.

    Помимо указанных выше способов разграничения союзов и союзных слов следует учитывать следующее:

    1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Это омонимы , поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными.

    • Когда является союзом

    — в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год . Лесков);

    — в придаточном условия (Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь).

    • Когда является союзным словом

    — в придаточном времени, если в главной части есть указательное слово тогда (Отец мой скончался тогда , когда мне был шестнадцатый год);

    — в придаточном изъяснительном (Я знаю, когда он вернётся );

    — в придаточном определительном (Тот день, когда мы встретились впервые, я не забуду никогда ; когда в определительном придаточном можно заменить основным для этого придаточного союзным словом который , ср.: Тот день, в который мы встретились впервые, я не забуду никогда ).

    • Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, кроме придаточных образа действия и степени (ср.: Служите мне, как вы ему служили (Пушкин) — придаточное сравнительное (как — союз). Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) — придаточное условия, можно заменить: если душа черна (как — союз). Делай так, как тебя учили — придаточное образа действия и степени (как — союзное слово).
    • Особенно внимательно следует разбирать придаточные изъяснительные: в них как и что могут быть как союзами, так и союзными словами . Ср.: Он сказал, что вернётся к ужину (что — союз). — Я знаю, что он будет делать завтра (что — союзное слово); Я слышал, как за стеной плакал ребёнок (как — союз). — Я знаю, как она любит сына (как — союзное слово).
    • В придаточном изъяснительном союз как можно заменить союзом что , ср.: Я слышал, как за стеной плакал ребёнок. — Я слышал, что за стеной плакал ребёнок.

    2) Чем является союзом в двух случаях:

    • в составе двойного союза чем... тем : Чем дальше в лес, тем больше дров; Чем ближе осень, тем грустнее на душе;
    • в придаточных таких сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени или слова иной, другой, иначе : Он оказался выносливее, чем мы думали; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).

    3) Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей союзные слова и не могут быть союзами.

    4) При разборе придаточного предложения очень часто допускается грубая ошибка : вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову. Это недопустимо, потому что один и тот же союз (союзное слово) может вводить разные виды придаточных.

    • Чтобы не ошибиться, надо поставить вопрос от главного предложения к придаточному : Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был — придаточные изъяснительные; Он вернулся в город (в какой город?), где провел юность; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда — придаточные определительные.
    • Кроме того, в определительном придаточном союзные слова где, куда, откуда, когда можно заменить союзным словом который . Ср.: Он вернулся в город, где провёл юность. — Он вернулся в город, в котором провёл юность; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду. — Тот день, в который мы познакомились, я не забуду.

    5) Ещё одна трудность — определить, каким членом предложения является союзное слово.

    При определении синтаксической роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении непосредственно от того слова (или словосочетания), к которому относится союзное слово:

    Вот дом, в котором (= в доме) мы жили раньше — союзное слово в котором (местоимение) в роли обстоятельства места : жили (где?) , а вид придаточной — придаточная определительная.

    Вот дом, который (= дом) построили в прошлом году — союзное слово который в роли прямого дополнения : построили (кого?/что?), а вид придаточной — придаточная определительная.

    Вот дом, внешний вид которого (= дома) мне очень нравится — союзное слово которого в роли несогласованного определения : внешний вид (чей?), а вид придаточной — придаточная определительная.

    Вот дом, который (= дом) был построен в XIX веке — союзное слово который в роли подлежащего : (кто?/что?) дом, а вид придаточной — придаточная определительная.

    Источники:

    • licey.net — таблица «Разграничение союзов и союзных слов»;
    • traktat.com — статья «Подчинительные союзы и союзные слова».
    Союзы Местоимения и наречия Показатели местоимений и наречий с предлогами
    Зато Я не попал на выставку, зато (= но) встретился с друзьями Спрячься за то дерево (за дерево какое? - то) за то: 1) определяет 2) то можно опустить
    Тоже, также Ты прочитал книгу, я также (=тоже, =и я) буду её читать Делай то же, что и другие (частицу же можно опустить: делай то, что и другие ); Ничего не изменилось, все было так же, как и раньше (частицу же можно опустить; все было так, как и раньше ). то же: 1) (же) ; 2) что 3) самое 4) одно так же: 1) (же) 2) как
    Чтобы Оденьтесь теплее, чтобы (с какой целью?) не простудиться Что бы я делал без помощи друзей (частицу бы можно переставить: что делал бы я ) что бы: ← бы
    Притом Он был художником, притом(=и, =причем ) известным При том письме (при письме каком? том ) были приложены вырезки из газет при том: 1) определяет следующее далее существительное; 2) том можно опустить
    Причем Работа выполнялась, причем(=притом, =и)быстро, хорошо При чем здесь я? (к чему я имею отношение?) при чем: употр. в вопросит. предл.
    Оттого что Оттого что (=потому что, =так как)ярко светило солнце, все были веселы От того дома (от дома какого? того ) надо было свернуть направо от того: 1) определяет следующее далее существительное; 2) того можно опустить
    Отчего Отчего (=почему?) письмо не взяли с собой? Было от чего грустить от чего: чегоможно заменить существительным
    Затем Затем (=потому) и пришел, чтобы тебя убедить За тем домом (каким домом? - тем ) есть тропинка за тем: тем 1) определяет следующее далее существительное; 2) тем можно опустить
    Зачем Зачем вы сказали ему о своём отъезде? За чем пойдешь, то и найдешь (Пословица) за чем:
    Почем Почем сегодня дыни? Стрелял по чем хотел по чем: чемможно заменить существительным
    Итак Итак (=следовательно), всё кончено И так кончается каждый раз и так: так можно заменить именно таким образом
    Примечания: 1.Сочетание во что бы то ни стало пишется в шесть слов. 2. Слитно пишется тоже в роли частицы, например: Тоже мне советчик!

    Упражнение 231. Спишите, раскрывая скобки. Прокомментируйте написание союзов, определите их вид по значению, составу.

    1. Мы попросили, что (бы) дядя погостил у нас ещё немного. - Что (бы) еще рассказать о нашем путешествии? 2. Сегодня я встал очень рано, что (бы) успеть собраться в дорогу. – Что (бы) ещё взять из необходимых вещей? 3. И (так), продолжим наше заседание. – Мы волновались и (так) спешили, что забыли самое необходимое. 4. Мы немало потрудились, за (то) великолепно отремонтировали класс. – Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (Посл. ). – Берись за (то), к чему ты сроден (Кр. ).

    Упражнение 232. Спишите, раскрывая скобки. Укажите вид союзов. Объясните правописание простых и составных союзов.

    1. Он посмотрел на часы, как (будто) для того, что (бы) проверить, не изменились ли привычки отца за (то) время, в которое он не видел его (Л.Т.). 2. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал (А. Грин). 3. Я попотчевал его чаем, потому (что) хотя разбойник он, а всё-таки был моим кунаком (Л.). 4. Городской транспорт работал нормально благодаря тому, что снегоочистители работали даже ночью. 5. Более подробно писать не буду, так как скоро увидимся. 6. Мы должны встретиться, с тем что (бы) обсудить все планы на лето. 7. К экзамену он готовился по обыкновению, то есть повторял билеты, конспектировал, читал учебники и дополнительную литературу. 8. Собрались почти все, однако же некоторые опаздывают. 9. В музее новая экспедиция, так что экскурсия обещает быть интересной. 10. Это был жаркий, почти что летний день.11. Благодаря тому, что в долине Такемы хорошие леса, сохранились и звери (В. Арсеньев).

    12. Вторая гора почти такой же величины, но (в) следстви_ того, что перед ней мы спустились в седловину, она показалась гораздо выше (В. Арсеньев ).13. Спой нам песню, что (б)в ней прозвучали все весенние песни земли, что (б) трубы заиграли, что (б) губы подпевали, что (б) ноги веселей пошли

    (В. Лебедев-Кумач ).14. Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали … (И. Тургенев ). 15. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя (К. Паустовский ). 16. Как вчера, так и сегодня льёт дождь.

    17. Горячее лицо с тоской искало ветра, даветра-то не было (И. Тургенев ).

    18. Обе казались спокойны и смелы; однако ж при моём приближении обе потупили голову и закрылись своими изодранными чадрами (А. Пушкин ).

    19. Он торопился, зато до темноты дошел до деревни. 20. По утрам я пью чай либо кофе. 21. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов (К. Паустовский ). 22. Заблестели на каплях орешника капли не то росы, не то вчерашнего дождя (К. Паустовский ).

    Упражнение 233. Спишите, раскрывая скобки. Прокомментируйте правописание союзов.

    1. Нет ничего в мире, что (бы) могло перекрыть Днепр (Г. ). 2. Мать плотно сжимала губы, что (бы) они не дрожали, и крепко закрывала глаза, что (бы) не плакали они (М.Г. ). 3. Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть (посл. ). 4. Василёк во что (бы) то ни стало хотел первым всё рассказать брату (Н.О. ). 5. Всё белится Лукерья Львовна, всё то (же) лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так (же) глуп, Семен Петрович так (же) скуп (П. ). 6. Марина рассказала почти то (же) самое, что и ее племянник (М.Г. ). 7. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то (же) время вспомнились ему (Л.Т. ). 8. Ты жил – я так (же) мог бы жить (Л. ). 9. Я за вами на коне поскакал бы то (же) (Марш. ). 10. Теперь грустная улыбка Маруси стала мне так (же) дорога, как улыбка сестры (Кор. ). 11. И в душе за ночью зимней то (же) свет и то (же) тишь (Брюс. ). 12. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст. ). 13. Лицо Зинаиды то (же) беспрестанно менялось (Т. ). 14. На этом снегу потерять лыжу значило то (же) самое, что в открытой воде остаться с худым челном (Пришв. ). 15. Хорь залился смехом, при (чём) его маленькие глазки исчезли совершенно (Т. ). 16. Она любила Ричардсона не потому, что (бы) прочла, не потому, что (б) Грандисона она Ловласу предпочла (П. ). 17. При переходе через ручей у меня чавкнул сапог, и от (того) с осины слетела глухарка (Пришв. ). 18. От (того) я присмирел, что я слышу топот дальний, трудный звук и пенье стрел (П. ). 19. Гутой туман, точ()но вата, лежал по всему лесу (В. Арсеньев).

    Упражнение 234.

    1. То (же) выражение холодной готовности к борьбе выразилось на его лице (Л.Т. ). 2. Вы хотите сказать, что я так (же) пуст, и вздорен, и мелок, как эта сладковатая немочка? Не так ли-с? (Т. ). 3. Я за вами на коне поскакал бы то (же) (Марш. ). 4. Я полагал и его так (же) застать у вас (Г. ). 5. – Ты не прав: любовь, так (же), как и другие чувства, может то (же) войти в комедию (Г. ). 6. Я успел рассмотреть её – но и его то (же) (Т. ). 7. Род молча приподнял шляпу и зашагал; так (же) поступил Кист (А. Грин ). 8. Накануне свадьбы Верочка была очень грустна, и Степан Петрович так (же) упал духом (Т. ).

    Упражнение 235. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание союзов.

    1. В глубине души вы чувствуете то (же), что и я (Г. ). 2. И на другой день снова начиналось то (же) (Т. ). 3. Я уверен, наши северные деревья, например берёзы, не сочетались бы с архитектурой ханойских улиц так (же) удачно и так (же) точно (Сол. ). 4. Друг мой, так (же) не легко мне, как тебе, с глухой бедой (Твар. ). 5. А в полдень Севастополь был так (же) тих и пуст, как ночью (Пауст. ). 6. Девицы и дамы почти то (же) самое думали (на) счёт сибирского молодого человека (Л.Т. ). 7. Всё та (же) дверная ручка замка… так (же) слабо отворялась (Л.Т. ). 8. У Михаила Петровича то (же), как и у Давыдова, было что-то напускное (Гонч.).

    Упражнение 236. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание союзов.

    1. (От) того, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно! (Г. ). 2. Кто-то бежал и (при) этом задевал и ломал кусты малинника. 3. Вы не должны судить меня (по) тому, что я делаю (Т. ). 4. Иные даже утверждали, что свадьба слажена совсем, но остановлена (за) тем, что модных колец не достали (П. ). 5. Он отлично знал не только технику сталеварения, но и что (по) чём (Ем. ). 6. Смерть не люблю писать! (То) есть просто хоть зарежь! (Г. ). 7. Я пришёл не (за) тем, чтобы упрекать тебя, а чтобы выработать план действий. 8. У тебя солидный опыт работы, (при) чём в области перестройки и поисков новых форм (Белен. ). 9. Она придала своему лицу строгое выражение, (от) чего оно стало сильно напоминать сдобную булку. 10. Лев бросился со всех четырёх ног, однако (ж) пропасти перескочить не мог (Кр. ). 11. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, как (будто) звали с собой (Ч. ).

    Упражнение 237. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание союзов.

    1. Из Москвы я поехал в Калугу, Белев и Орёл и сделал, таким образом, двести вёрст лишних, за (то) увидел Ермолова (Л.Т. ). 2. Физиономия этого человека мне что-то подозрительна: уж не за (тем) же сюда пришёл, за (чем) и я (Г. ). 3. Василёк во что (бы) то ни стало хотел первым всё рассказать брату (Остр. ). 4. (От) чего ты, себя не жалея, с непокрытой бредёшь головой (Заб. ). 5. [Елена:] К чему молодость, к чему я живу, (за) чем у меня душа, (за) чем всё это? (Т. ). 6. Страстно преданный барину, он однако (ж) редкий день в чём-нибудь не солжёт ему (Гонч. ). 7. Он говорил то (же), что мы читали в газетах, но что (бы) он ни рассказывал, он всё умел передать по-новому.

    Тестовые задания

    Задание 1.

    1) также – всегда пишется слитно;

    2) так же – всегда пишется раздельно;

    3) так же – здесь наречие с частицей, поэтому пишется раздельно;

    4) также – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

    Задание 2. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

    Каждую ночь повторялось всё то (же) самое.

    1) тоже – всегда пишется слитно;

    2) то же – всегда пишется раздельно;

    3) то же – здесь указательное местоимение с частицей, поэтому пишется раздельно;

    4) то же – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

    Задание 3. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

    День прошел удачно, при (чём) с пользой.

    1) причём – всегда пишется слитно;

    2) при чём – всегда пишется раздельно;

    3) при чём – здесь местоимение с предлогом, поэтому пишется раздельно;

    4) причём – здесь присоединительный союз, поэтому пишется слитно.

    Задание 4. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

    Берись за (то) , что тебе по душе.

    Задание 5. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

    Дом маленький, за (то) удобный.

    1) зато – всегда пишется слитно;

    2) за то – всегда пишется раздельно;

    3) за то – здесь местоимение с предлогом, поэтому пишется раздельно;

    4) зато – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

    Задание 6. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

    Он пришел сюда, что (бы) научиться всему.

    1) чтобы – всегда пишется слитно;

    2) что бы – всегда пишется раздельно;

    3) что бы – здесь местоимение с частицей, поэтому пишется раздельно;

    4) чтобы – здесь подчинительный союз, поэтому пишется слитно.

    Тестовые задания

    Определите, какие из высказываний являются ошибочными.

    Высказывание Да Нет
    1. Союз – это служебная часть речи.
    2. Союз может служить для связи членов предложения, частей сложного предложения, а также предложений в тексте.
    3. Союз является членом предложения.
    4. Союзы имеют омонимичные им относительные местоимения, выступающие в качестве союзных слов.
    5. Сочинительные союзы выражают отношения синтаксической равнозначности между членами предложения или простыми предложениями.
    6. Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчиненного предложения.
    7. Союзы могут быть производными.
    8. Союз не имеет постоянных признаков.
    9. Союз не имеет непостоянных признаков.
    10. Союз не имеет самостоятельного значения.


    Рассказать друзьям