Очень строгий пост сухоядение молитвы молитва. Какую молитву нужно читать в пост в утреннее и вечернее время? История возникновения молитвы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Post Views: 567

Пост по своему определению- это строгий запрет или ограничения на употребление пищи или же только отдельных продуктов, например, мясо или молочные продукты.

Великий Пост –это путь к Светлому празднику Великой Пасхи , через который человеку верующему необходимо пройти, держа себя в строгости. Запрет накладывается не только на употребление пищи, но так же запрещается проводить это время в веселье и утехах. Великий Пост- один из самых строгих постов церковного календаря, он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из сорока дней (Четырехдесятницы) и неделя перед Пасхой (Страстной седмицы). Четырехдесятница отмечается в честь того, что Иисус Христос постился в пустыне сорок дней, а Страстная седмица- память о жизни Христа в последние дни его жизни, о Его распятии и воскрешении.

Великий пост в 2018 году - с 19 февраля до 7 апреля

В Великий Пост не рекомендуется употреблять пищу животного происхождения- это мясо, яйца, молоко. Однако, разрешено есть рыбу, но лишь в праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы. Употребление в пищу морепродуктов, таких как кальмары, креветки, мидии, не воспрещается во время Великого Поста.

Но, не стоит забывать о том, что Великий Пост- это не православная диета, и целью поста является не сколько очищение желудка, сколько очищение души человеческой.

Согласно церковным предписаниям Великий пост — дань памяти о постном подвиге сына Божьего — Христа. После своего крещения Иисус бродил по пустыни в раздумьях 40 дней без воды и еды. Этот поступок положил начало его великим спасительным делам во имя всего человечества. И дабы отблагодарить Спасителя и почтить его, церковь ввела строжайшее ограничение на целую Четыредесятницу, предшествующую Светлой Пасхе.

Однако существует еще одна версия возникновения обряда длительного предпасхального постования. На рассвете Христианства перед обрядом крещения будущим «детям церкви» было предписано 40 дней усердно молится и строго ограничиваться в еде и воде. Сами крестины проходили лишь 1-2 раза в год на крупные праздники, чаще всего — на Пасху. Всех желающих примкнуть к религии называли оглашенными. И будучи солидарными с ними, остальные христиане придерживались 40-дневного воздержания в период перед обрядом (то есть, перед Светлой Пасхой). В итоге не одномоментно, а достаточно постепенно был установлен пост, известный нам и сегодня. Правда, за сотни лет условия постования не единожды терпели изменения.

Главные правила современного Великого поста:

  1. Всему радуйтесь и благодарите Господа;
  2. Посещайте храм в период Великого поста 2018;
  3. Покайтесь на Четыредесятнице и сможете очистится на Страстной неделе;
  4. Следите за здоровье. В случае болезни смягчите условия постования;
  5. Не думайте о еде;
  6. Смотрите в свою тарелку;
  7. Спешите делать добро;
  8. Помните, ради чего вступили в пост;
  9. Откажитесь от соблазнов и мнимых удовольствий в пользу неустанных молитв Господу;

Что же касается трапезы, по Церковному Уставу, существуют некоторые правила :

  • В первую и последнюю неделю Великого Поста соблюдается особо строгий пост.
  • Исключаются мясные и молочные продукты (масло, сыр, творог, молоко), яйца. То есть все продукты животного происхождения.
  • Есть можно только раз в день, вечером, однако, по субботам и воскресеньем разрешается употребление пищи два раза в день, в обед и вечером.
  • В понедельник, среду и пятницу употребление пищи в холодном виде, без растительного масла. По вторникам и четвергам разрешается горячая пища без масла.
  • По субботам и воскресеньям разрешается добавлять растительное масло в пищу, так же разрешается употреблять виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы).
  • В страстную Пятницу (это последняя пятница Великого Поста) стоит воздержаться от пищи вообще.
  • В субботу многие соблюдающие пост, так же воздерживаются от пищи до наступления Великой Пасхи.

Как правильно поститься православным мирянам и чем питаться в разные дни

Ежегодный предпасхальный Великий пост подвижен в календаре и в 2018 году он приходится на период с 18 февраля по 7 апреля. Ритуал постования длится 49 дней, из которых 40 дней «Четыредесятницы», два двунадесятых праздника (Благовещение и Вход Господень в Иерусалим) и аскетический 6-дневный цикл «Страстная седмица». Согласно церковному уставу Великий пост 2018 выглядит следующим образом:

  • первая седмица — 18-24 февраля 2018;
  • вторая седмица — 25 февраля — 3 марта 2018;
  • третья седмица — 4-10 марта 2018;
  • четвертая седмица — 11-17 марта 2018;
  • пятая седмица — 18-24 марта 2018;
  • шестая седмица — 25-31 марта 2018;
  • седьмая «страстная» седмица — 1-7 апреля 2018.

Кроме церковного устава важно знать, как правильно поститься и что можно есть православным мирянам по дням в календаре Великого поста 2018. Согласно строгим условиям в сутки может быть не более двух приемов пищи. Первый традиционно приходится на околообеденный период (после церковной литургии), а второй — вечером (т.е. после вечерни). Если же положена только одна трапеза, ее пора — 15.00 по Московскому времени. В отношении питания первая и последняя «страстная» седмицы самые строгие. Они включают дни сухоядения и полной голодовки. В отдельные дни на других неделях позволены горячие блюда с маслом или без, иногда — рыбья икра, в двунадесятые праздники — вино и рыба. Подробнее разобраться в каждой седмице и ее значении поможет православный календарь Великого поста на 2018 год: что можно есть по дням мирянам, читайте дальше в нашей статье.

Какие продукты разрешено употреблять во время поста?

Если разумно подойти к своему питанию во время Великого поста, то, во-первых, вам не придется голодать, а во-вторых, даже в период строго поста питание может быть вполне разнообразным и сбалансированным.

Итак, основные продукты, разрешенные в пост:

  • Хлеб черный, злаковые хлебцы.
  • Крупы (овсяная, гречневая, рисовая, кукурузная, пшеничная, ячневая)
  • Соленые и маринованные овощи, варенье из ягод и фруктов.
  • Грибы различного приготовления.
  • Бобовые (фасоль, чечевица, горох)
  • Сухофрукты, орехи, мед.
  • Овощи по сезону (картофель, свекла, морковь, лук, капуста, редька и др.)
  • Фрукты по сезону (яблоки, бананы, грант, апельсины и др.)
  • Рыбу разрешено употреблять два раза за весь пост. В праздник Благовещение (в 2016 году он приходится на 7 апреля) и Вербное воскресенье (24 апреля 2016 года)

Календарь питания по дням (меню)

Первая неделя поста (наиболее строгая). Важно правильно войти в пост накануне старта. Важно еще знать противопоказания личные, кому не стоит входить в пост.

1 неделя

Понедельник принято воздержаться от пищи.
Вторник разрешается черный хлеб, воду, квас
Среда сухоядение, то есть пища, которую употребляют в сыром виде, это могут быт различные овощи и фрукты, а так же орехи и зелень. Разрешено употреблять хлеб.
Четверг продолжение сухоядения
Пятница можно есть овощи, фрукты, орехи, масло растительное в этот день запрещено. Приготовление пищи не рекомендуется, все употреблять в сыром виде
Суббота питание то же, что и в пятницу, разрешается пить виноградный сок.
Воскресенье в это день разрешается есть вареную пищу с растительным маслом. Так же можно выпить небольшое количество красного вина, которое должно быть натуральным, без добавления спирта.

Выше мы описали одну неделю, как по всем правилам и канонам следует блюсти пост, это больше приемлемо монахам, либо же людям, строго соблюдающим все предписания церкви. Если же вы впервые решили поститься, то не стоит брать на себя чрезмерные нагрузки! Вполне возможно, например, употребление масла в пищу.

Вот примерное меню, которое вы можете взять за основу, добавляя или замещая те или иные блюда:

2 неделя

Понедельник Завтрак Каша овсяная на воде. Чай.
Обед Суп вермишелевый. Котлеты картофельные. Яблоки. Кофе или чай.
Ужин Чай
Вторник Завтрак Каша рисовая. Салат из огурцов и помидор. Чай.
Обед Суп овощной. Вермишель с грибным соусом. Чай с вареньем.
Ужин Чай
Среда Завтрак
Обед Солянка овощная. Салат из капусты. Компот.
Ужин Чай.
Четверг Завтрак Каша кукурузная. Чай или кофе.
Обед
Ужин
Пятница Завтрак Каша ячневая, огурцы, помидоры. Чай или кофе.
Обед
Ужин Каша гречневая. Чай.
Суббота Завтрак Винегрет. Чай или кофе.
Обед Каша пшенная. Овощи. Компот.
Ужин
Это первая родительская суббота, во время Великого Поста. По возможности, люди едут на кладбище, для того чтобы навестить своих усопших родственников.
Воскресенье Завтрак
Обед
Ужин

3 неделя поста

Понедельник Завтрак каша пшеничная. Орехи. Чай.
Обед Картофельный суп с гречкой. Зразы картофельные. Фрукты. Кофе или чай.
Ужин Чай
Вторник Завтрак каша гречневая. Чай
Обед суп фасолевый. Вермишель с соусом грибным. Чай с вареньем.
Ужин Чай
Среда Завтрак каша рисовая. Чай или кофе.
Обед Овощная солянка. Капустный салат. Компот.
Ужин Чай.
Четверг Завтрак каша из овсяных хлопьев. Фрукты. Чай или кофе.
Обед Щи из свежей капусты. Салат из овощей. Компот.
Ужин Пюре картофельное с икрой из баклажана. Чай.
Пятница Завтрак каша ячневая. Чай или кофе.
Обед Суп гороховый. Салат с овощами. Компот.
Ужин Каша гречневая. Чай.
Суббота Завтрак Каша пшенная. Чай или кофе.
Обед Рассольник. Винегрет. Овощи. Компот.
Ужин Вермишель отварная с лечо. Чай.
Примечание: Это уже вторая родительская суббота во время Великого Поста. Так же необходимо сходить на кладбище, чтобы отдать дань своим усопшим родственникам.
Воскресенье Завтрак каша пшеничная. Чай или кофе.
Обед Борщ русско-украинский. Картофель жареный. Компот.
Ужин Каша рисовая с луком и морковкой. Чай.

4 неделя поста

Понедельник Завтрак каша овсяная. Орехи. Чай.
Обед Суп овощной. Каша гороховая. Орехи. Кофе или чай.
Ужин Чай
Вторник Завтрак каша ячневая. Чай.
Обед суп с чечевицей. соленые грибы. Чай с вареньем.
Ужин Чай
Среда Завтрак каша рисовая. Чай или кофе.
Обед борщ постный. Салат из огурцов и помидор. Компот.
Ужин Чай.
Четверг Завтрак каша рисовая. Орехи. Чай или кофе.
Обед суп картофельный с фасолью. Салат из овощей. Компот.
Ужин Картофельное пюре с икрой из баклажана. Чай.
Пятница Завтрак каша овсяная. Чай или кофе.
Обед Суп картофельный с зеленым горошком. Салат с овощами. Компот.
Ужин Каша кукурузная. Чай.
Суббота Завтрак Каша гречневая. Чай или кофе.
Обед Рассольник. Винегрет. Компот.
Ужин Вермишель отварная с грибным соусом. Чай.
Примечание: Эта суббота уже будет третья по счету родительская.
Воскресенье Завтрак каша овсяная. Чай или кофе.
Обед Борщ русско-украинский. Салат из овощей. Компот.
Ужин Каша гречневая. с луком и морковкой. Чай.

В последующие пятую и шестую неделю поста можно повторять свое меню, что и на второй и третей недели.

Седьмая (Страстная седмица) неделя Великого Поста является такой же строгой, что и первая.

Шестое воскресенье Великого Поста приходится на празднование входа Господа в Иерусалим, или его еще называют Вербное воскресенье. В этот день можно кушать рыбу, еду с маслом, употреблять немного кагора.

В понедельник, вторник и среду- сухоядение. Четверг можно кушать теплую еду, но приготовленную без масла, и только один раз в день. В пятницу только хлеб и вода. В субботу прием пищи запрещен.

И, наконец, воскресенье, конец самого строго го поста приходится на празднование Светлой Пасхи.

Важно посмотреть это видео, для безопасности!

Стоить отметить, если вы впервые решили поститься, рекомендуется поговорить со священником, и решить для себя меру строгости соблюдения поста, ведь надо понимать очень важную истину, что главной целью соблюдения поста является не ограничение в еде, а смирение и покаяние, молитва!

Миллионы активных христиан проживают в городах. Но шумные мегаполисы поневоле налагают свою печать на духовное состояние каждого человека. Утомленные горожане погружены в водоворот житейских забот: учатся, работают, бесконечно куда-то спешат. Подавляющее большинство верящих и верующих попросту не находит время на участие во всех великопостных богослужениях. Быт и «трудобудни» отстраняют от добрых дел, светлых мыслей и самосовершенствования. В таком разе не лишнее – иметь хоть отдаленное представление о том, какой должна быть жизнь обычного христианина во время Великого поста? Какие молитвы читать дома перед едой и каждый день перед Пасхой? Чем отличается молитва в пост Ефрему Сирину от остальных богослужебных текстов?

Какую молитву читать в Великий пост

Великий пост – светлый и радостный период очищения от грехов и избавления от всех тяжких мыслей и поступков. В период поста необходимо отказываться от тяжелой пищи животного происхождения, вредных привычек, бестолкового времяпровождения. Важно не только укротить свой нрав и систематизировать быт, но и возвышаться духовно, изучая Святое писание, читая молитвы, общаясь с Господом. Подобным занятиям стоит уделять не менее двух часов в сутки – час поутру и час вечером. Нельзя забывать о чтении молитвы перед едой в Великий пост. Ведь даже скромная и пресная пища послана нам Господом.

К сожалению, не любая речь, обращенная к Всевышнему, может быть правильно истолкована. Выбирая красивую молитву, не забывайте о ее смысловом наполнении. Чтобы попросить мира и покоя на каждый день, читайте «Отче наш», для прощения грехов – молитву Ефрема Сирина, для выражения благодарности за еду в пост – «Благодарим Тя, Христе Боже наш».

Короткая молитва Иисусова для Великого поста

О том, как правильно молиться, написаны целые книги с длинными и подробными объяснениями. Но далеко не каждый постящийся человек найдет время на изучение всех церковных премудростей. Куда проще и быстрее выучить короткую молитву, чтобы ежедневно произносить правильные слова в период утреннего и вечернего песнопения.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»

Главное, чтобы молитвенное обращение к Господу соответствовало внутреннему состоянию человека, а не шло вразрез с эмоциями и желаниями.

Молитва преподобного Ефрема Сирина в Великий пост

Удивительная молитва Ефрема Сирина читается Великим постом каждый день с воскресного вечера по пятницу. Великопостная молитва, принадлежащая одному из главнейших наставников духовной жизни, выделяется на фоне прочих церковных песнопений. При первом прочтении молитвенного текста после каждого прошения кладут земной поклон. Затем 12 раз в уме читают «Боже, очисти мя, грешнаго» в сопровождении поясных поклонов. И еще раз молитву преподобного Ефрема Сирина в Великий пост с одним поклоном до земли.

Текст молитвы Ефрема Сирина для чтения в Великий пост

Почему столь простая и короткая молитва заняла такое весомое место в великопостном богослужении? Потому что именно в ее текстах особым образом отображаются все положительные и отрицательные элементы покаяния и список индивидуальных человеческих подвигов, нацеленных на борьбу с грехами: небрежностью, праздностью, ленью, любоначалием, празднословием, нетерпеливостью и т.д.

Читая текст молитвы Ефима Сирина в Великий пост, мы убеждаем Всевышнего в нашем намерении жить по правде и справедливости, в любви и труде.

«Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
(Земной поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
(Земной поклон).
Ей, Господи Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
(Земной поклон).
Боже, очисти мя грешного,
(12 раз и столько же поясных поклонов).
Потом повторить всю молитву):
Господи и Владыко живота ……. во веки веков, аминь.
(и один земной поклон).»

Простая молитва в пост на каждый день

Период строгого Великого поста сложен сам по себе: питание ограничено, привычки отложены на второй план, обычное течение размеренной жизни кардинально меняет свое направление. В ежедневном графике появляется масса дополнительных пунктов, среди которых подбор особенного меню для всей семьи, посещение храма, раздача милостыни малоимущим и т.д. Чтобы хоть немного избавится от суматохи и почувствовать моральное спокойствие, рекомендуется в любую свободную минутку читать простые молитвы в пост на каждый день.

Текст ежедневной молитвы к Господу во время Великого поста

Существуют десятки всевозможных молитв для ежедневного прочтения в период Великого поста. Некоторые подходят для богослужения в будни дни. Другие стоит читать в выходные или исключительно перед трапезой. Среди обилия великопостных молитв несложно потеряться. Предлагаем вам текст ежедневной молитвы к Господу, оптимально подходящий на все случаи в период Великого поста.

Боже, Боже мой!

Сотвори со мною милость Твою

и научи меня возлюбить Тебя паче жизни своей,

ибо очи веры не увидят мира сего,

объявшего сердце мое и отнявшего жизнь мою.

Даруй мне, Господи, силы возлюбить жизнь свою,

Которая есть Ты, Боже мой,

и как незаблудны и прямы пути Твои

пред лицем моим.

Ибо страшны пути Твои Боже сердцу моему,

потому что нет в них мира сего;

не находит сердце мое утверждения в них,

потому что пренебрегло верою своей.

Престрашно мне испытание огненное,

и как чуждого меня я страшусь его.

Но когда истечет время мое,

с чем предстану я пред лицем правды Твоей?

Молитва для прочтения перед едой во время поста

Как ни странно, но в период строгого пищевого ограничения мы больше всего задумываемся о еде. Ведь без вопроса питания Великий пост не начнешь и не закончишь. Это первая составляющая, не уступающая по важности ни делам милосердия, ни усиленным молитвам, ни точной организации своего времени. Отказывая себе в запрещенных продуктах, излишнем обжорства и дорогих лакомствах, мы выражаем любовь и благодарность Господу. Но даже этого недостаточно для соблюдения полноценного поста. Перед каждым приемом скромной пищи необходимо читать благодарственные молитвы. Какие именно? Смотрите дальше. Наверняка эти молитвы для прочтения перед едой во время поста вам уже давно знакомы.

Простые молитвы для чтения перед едой и после еды в период Великого поста

Великий пост – это не просто пищевые ограничения, но и тяжкая духовная работа над собой. Не стоит забывать о частом чтении молитв. При этом незачем переводить общение с Господом на уровень монотонного бубнения машинально заученных строк. Искреннюю молитву перед едой во время Великого поста можно высказать своими словами. Лишь бы суть была ясна и человеку и Всевышнему.

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен во веки веков. Аминь (перекрестить питье и еду)

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи помилуй (трижды). Благослови.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лишай нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посредне учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, приди к нам и спаси нас.

Христианская молитва в пост перед Пасхой

Праздник светлого Воскресения Христова – важнейший день для всего христианского мира. Не удивительно, что в преддверии столь грандиозного события христиане молятся с небывалым вдохновением. Предчувствуя скорое воскрешение Спасителя, и подростки, и взрослые, и старики пытаются очиститься не только физически (убрав дом, двор и т.д.), но и морально (прося прощение и отмаливая греховные поступки). А лучше всего подходит для таких целей христианская молитва в пост перед Пасхой.

Текст христианской молитвы для чтения перед светлой Пасхой в пост

Боже, Боже мой!

Дай сердцу моему неведения страстей

и вознеси око мое над безумием мира,

пряму отныне сотвори жизнь мою не на угождение им

и даруй жалости мне к гонящим меня.

Ибо радость Твоя в скорбях ведома, Боже мой,

и прямая душа улучит её,

судьба же её от лица Твоего исходит

и нет умаления блаженства ея.

Господи, Иисусе Христе, Боже мой,

прямы сотвори пути мои на земле.

Молитва в пост – важный элемент ежедневной великопостной жизни христиан, наравне с ограничениями в питании и отказом от привычным мирских развлечений. Читать молитву Ефрема Сирина и другие можно не только поутру или перед едой, но также в любую свободную минутку каждый день Великого поста перед светлой Пасхой.

14 марта 2016 у православных начинается 40-дневный пост перед Пасхой, который продлится до 30 апреля. Это самый строгий и самый главный из всех православных постов, поэтому его именуют Великий. Что нужно делать во время Великого Поста? Как правильно питаться? Какие молитвы у каких икон произносить? Как очиститься от грехов?

Великий Пост - это своеобразный фильтр души православного верующего. Это пост, который ограничивает не только в еде, но и в грехе, в греховных поступках.

Если верующий во время этого 40-дневного Великого Поста сможет удержать себя от греховных поступков, то сможет очистить свою душу. Осознание своей греховности и чистое покаяние. Великий Пост - это состояние человека, когда его душа очищается через ограничения, накладываемые на плоть.

Еще раз подчеркнем: Великий Пост предусматривает, что верующий постится не только в еде, но и в плане поступков, обид, грубых слов, подлых мыслей.

Календарь Великого поста 2016

Наибольшая строгость соблюдения поста требуется в первую и страстную недели.

В чистый понедельник необходимо полностью отказаться от пищи.

В остальное время стоит питаться следующим образом:

понедельник, среда, пятница – сухоядение, то есть допускается кушать хлеб, воду, фрукты, овощи;

вторник, четверг – можно есть горячую пищу растительного происхождения без масла;

суббота, воскресенье – разрешается вкушать пищу растительного происхождения с постным маслом;

в Благовещение Пресвятой Богородицы , которое в этом году отмечается 7 апреля , можно есть рыбу;

в Лазареву субботу , которая будет 23 апреля , допускается к подаче на стол рыбная икра;

в Страстную пятницу , которая в 2016 году будет 29 апреля , нельзя принимать пищу до выноса плащаницы во время церковной службы.

За время Великого Поста верующий может устранить все недуги и печали из своего сердца, очиститься и настроиться на позитивный лад. В этом помогают ежедневные молитвы.

Каждое утро Великого Поста необходимо начинать с молитвы и заканчивать ею день. По возможности нужно посещать церковь.

Нельзя во время поста вступать в брак и тем более венчаться.

Празднование торжественных дат во время Великого Поста также следует отложить.

Как правильно провести Великий Пост

В седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

Чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время обряда прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи, до слов «и тако возопим» включительно (в последней стихире).

Преподобный Ефрем Сирин

Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу.

Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского (+ 712). Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей - около 250 (в обычных канонах нх около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике.

В субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном (+ ок. 306) константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике (+ 363), когда в первую седмицу Великого поста святой, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

Великомученник Феодор Тирон

Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio – страдание). Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.).

Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других – и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются».

Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством Православия . В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 – 846). Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое.

Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.

Православное учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую седмицу святого Григория Паламы , архиепископа Солунского, чудотворца (XIV в.). Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае. Варлаам не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими духовными подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста.

Святой Григорий Палама

Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной , так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.

Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда.

Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова.

Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению (крещению).

В богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника , с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому.

Преподобный Иоанн Лествичник

В четверг пятой седмицы на утрени читают весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской (V – VI вв.) из бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным ангелам. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием.

В практике оно совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении на две части: одна часть читается после кафизм, вторая – по третьей песни канона. Житие преподобной Марии составил святой Софроний, патриарх Иерусалимский (638 – 644), а святой Андрей Критский, присланный от патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI Вселенский Собор (680 – 681), принес Житие святой Марии вместе со своим каноном. Чтение канона святого Андрея и Жития святой Марии Египетской в четверг пятой седмицы на утрени установлено на этом Соборе.

В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого канона – творение святого Андрея Критского. Все стихиры имеют окончание: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не великопостный.

Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста , а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается Акафист с греч. – неседальное (разумеется пение) Божией Матери в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII в. Этот первый из акафистов составлен в VII в. на основе еще более древних кондаков, в которых воспеваются события Рождества Господа и Благовещения Пречистой Богородицы.

В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую .

В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы – ваий раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие. Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а праведность и воздержание со святостью и милосердием.

Преподобная Мария Египетская

В субботу шестой седмицы – ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря , поэтому она называется Лазаревой субботой.

Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.

Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим , куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21, 1 – 11; Мк. 11, 1 – 11; Лк. 19, 29 – 44; Ин. 12, 12 – 19. Этот праздник называется Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами.

Начало праздника восходит к глубокой древности. Первое указание на праздник – в III веке принадлежит святому Мефодию, епископу Патарскому (+ 312), оставившему поучение на этот день. В IV веке праздник, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский, совершался весьма торжественно. Многие из святых отцов IV в. оставили свои поучения на этот праздник. В VII – IX вв. святые Андрей Критский, Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, Феодор и Иосиф Студиты, а также император византийский Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул прославили праздник песнопениями, которые и ныне поет Православная Церковь.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.

В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче».

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Как правильно питаться во время Великого Поста

Еда в Великий пост должна быть простой, не животного происхождения и не жирной.

Под полный запрет попадают мясо, птица, молоко, яйца, майонез, шоколад, выпечка и рыба (ее можно изредка включать в рацион).

Но ограничиваться только овощами, зеленью и фруктами все же не стоит, поскольку так вы подвергаете риску свои мышцы, которые сложно поддерживать, не получая из пищи белка.

Именно поэтому важно каждый день включать в рацион белковую пищу растительного происхождения: бобы, фасоль, горох, чечевицу, гречку.

Кроме этого, позволяется употреблять хлебобулочные изделия, которые были приготовлены без использования молока и яиц. Однако самое главное - в великий пост запрещено употреблять алкоголь и курить сигареты. Начинать всегда следует именно с этого.

Питание во время Великого Поста

Питание во время великого поста отличается исходя из недели, которую идет пост. Самые строгие – первая и последняя недели, в остальное время возможны некоторые поблажки. Продукты и блюда, которые включают в постное меню :

♦ пророщенные зерна пшеницы или овса, полезность которых была доказана еще несколько десятков лет назад;

♦ орехи – миндаль, грецкие, кешью, кедровые являются невероятно полезными для здоровья и содержат в себе много белка и важнейших для организма микроэлементов;

♦ чечевица, фасоль, соя и горох также богаты природным белком. Что делает постная кухня в великий постих незаменимыми элементами в рационе постящегося человека;

♦ соевое молоко, сыр (тофу) и другие продукты из сои – не самые питательные, но зато также несущие в себе белок;

♦ грибы имеют высокую питательную ценность, из них можно готовить большое разнообразие блюд, благодаря чему можно хорошо разнообразить рацион;

♦ спаржа – этот продукт, не слишком популярный, но довольно полезный, обязательно должен найти себе место на столе постящегося человека.

Большинство нынешних активных христиан живут в городах. Мегаполис налагает свою печать и на нашу духовную жизнь. Горожане погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат… Кто-то под влиянием различных обстоятельств не находит сил и возможностей принять участие во всех великопостных богослужениях. Портал попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу - максимум и минимум - в эти дни.

Игумен Нектарий (Морозов) , настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова:

Наша жизнь похожа на сон. Мир затягивает, усыпляет нас — мы проживаем день за днем, не замечая, что происходит в нашей душе, куда движемся мы, насколько здоров, а точнее — насколько болен наш «внутренний человек». Усыпляет нас и враг: стоит нам встрепенуться, забеспокоиться, как он начинает вкрадчиво успокаивать нас: «Да, надо что-то изменить, исправить, и ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…».

И часто из этого усыпления, из этого состояния ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание — болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы. А для кого-то таким пробуждением становится смерть…

Протоиерей Василий Мазур , настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

Помогать друг другу (тактично, ненавязчиво) более внимательно и серьезно готовиться к исповеди, исповедаться несколько раз за время поста и по возможности причащаться святых таин;

Также, с помощью близких или самостоятельно, поставить и решить какие-либо конкретные нравственные задачи (избавиться от той или иной привычки, например курения, навестить кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести ощутимые пожертвования на какое-либо дело и т.п.).

Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда . Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую как свинья.

Протоиерей Сергий Вишняков , благочинный Обнинского округа Калужской епархии, директор духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь»:

Самое главное для христианина во время - провести эти дни очень внимательно. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва - только условия, при которых наша цель - очищение души - достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо , который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо.

Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т.п. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста - это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание (трезвение) - это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что - не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни - так учили святые отцы.

Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву.

С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию.

И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» - о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин - это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый - в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни.

Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму - построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12).

У гордости две крайности: либо все - либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип.

Возвращаемся к первому нашему положению - ко вниманию.

Сверх сил в эту - первую - неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.

Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на , то этот канон она может и дома прочесть (сейчас книжек хватает), даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки.

И самое главное во время поста - не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы - чада Отца нашего Небесного.

Священник Павел Гумеров , клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа (Матюшина). Сейчас вспоминается строчка из одной его песни: «Пост с молитвой душу отогреют, / Над землею колокольный звон…»

Актуально во время поста ограничить информационные воздействия (телевизор, интернет). Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть.

А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу - изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия (Брянчанинова) или святителя Феофана Затворника . Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы.

Священник Владимир Войтов , клирик храма Рождества Христова г. Обнинска:

С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице ?» «Один день», - ответили. Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!..» Очень трудно от этого чувства избавиться.

Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета (кроме как по работе) на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» - для этого он и создан.

Второе: необходимо отказаться от посещения гостей - принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток. Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время , самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем…

А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». - «Что вы хотите?» - «Мясо есть или молоко». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих . И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше.

Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион.

Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», - в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять.

Пост - это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами.

Молитвенная программа-максимум на первую седмицу - ходить на все службы утром и вечером.

А вообще мирянину необходимо, учитывая его обстоятельства жизни, ходить на службы по своему личному усмотрению. У каждого своя мера упражнения в воздержании, поэтому необходимо принимать во внимание возраст, болезненность, тяжесть своей работы. Хорошо взять на Великий пост или хотя бы на первую его седмицу маленькое отдельное дополнительное правило в середине дня, например 30 молитв Иисусовых и пять земных поклонов, но совершать это правило именно так, как учат святые отцы: неспешно, внимательно и с благоговением. Почему именно в середине дня? Потому что утром и вечером мы всегда помолимся дома или в храме, а вот в середине дня нас больше всего захватывает суета. Ее и надо разбить обращением к Богу: потратить всего несколько минут и спокойно помолиться этой краткой молитвой Иисусовой. Это воспоминание Бога, восстановление связи с Ним, покаяние пред Ним обязательно даст мир Христов нашей душе. Кто пробовал так делать, тот знает, какую пользу это приносит.

Великий пост, наступающий сразу же после окончания масленичной недели, сопровождается не только строгим воздержанием от мясной и даже молочной пищи, но и молитвой. Молитва в пост- это личное обращение к Богу, прошение у него прощения за совершенные неблаговидные поступки и смирение. Конечно же, молитвы не бывает без веры - склоняющие перед иконами колени на людях, грешащие за пределами храма после окончания службы - псевдоверующие, лицемеры. Молитва живет в душе, в сердце - рядом с Богом, а не на публике, рядом с показухой. В самый длительный из постов православия - Великий пост - верующие читают молитвы каждый день, перечитывают Старый и Новый Завет, посещают богослужения. Для воздерживающихся в течение сорока дней перед Пасхой от обильной пищи православных существует молитва Ефрема Сирина, произносящаяся не только перед едой, но и в другое время дня, начиная с воскресного вечера вплоть до пятницы.

Православная молитва на каждый день в пост

Произнося молитву, верующие обращаются к Богу, святым угодникам, Пресвятой Богородице. В дни праздников православные читают радостные молитвы, в пост - просят Всевышнего даровать им силы для воздержания от грехов, прославляют Господа Бога. Длительность молитв на каждый день разнится в зависимости от убеждений человека. Для кого-то нормой считается подолгу молиться утром, днем и вечером, другим для этого достаточно нескольких минут ежедневно, третьи молятся исключительно в значимые дни перед Пасхой и во время Великого поста.

Примеры молитв на каждый день поста

Самая главная молитва христианина - Отче наш - знакома многим назубок. Ее можно читать и в дни поста, каждый день. Правильным также является произносить хвалебные молитвы Господу, молиться Иисусу Христу, Святому Духу. Молитва Тресвятье, называемая еще ангельской песней, читается трижды. В ней верующие обращаются к Святой Троице. Пресвятой Троице посвящения и отдельная молитва, славящая Отца, Сына и Святого Духа.

Oтче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

Или́: О́чи все́х на Тя́, Го́споди, упова́ют, и Ты́ дае́ши и́м пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты́ ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния (строки из Пс. 144).

На благословение пищи и пития мирянам

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)

Молитвы после еды

Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.

Православная молитва в пост перед Пасхой

Многие верующие признаются, что ощущения, испытываемые ими в Пост перед Пасхой несравнимы ни с чем. В это время у православных появляется яркая надежда на то, что жизнь им дарована не зря; они начинают понимать истинный смысл дарованных им дней на земле. Многие люди становятся на колени, восхваляя Всевышнего в молитвах и прося у него прощение за грехи. Пост дает надежду, определяет цель: впереди - Пасха и воскресение Христа. Пост дает и вкус к жизни. Человек, ограничивающий себя в пище и радостях, начинает чувствовать настоящую радость от самой скромной еды. Если постящиеся люди воздерживаются от супружеских отношений, позже это скрепляет семью, укрепляет любовь мужа и жены, дает здоровое потомство.

Примеры молитв перед Пасхой во время поста

Великий Пост, начинающийся на следующий день после окончания Широкой Масленицы, длится сорок дней. В это время в храмах проходят ежедневные богослужения, а православные молятся о спасении и прощении. В первую неделю поста читается Покаянный канон Преподобного Андрея Критского. Неусыпаемая Псалтирь читается и за упокой, и за здравие близких; такие молитвы можно заказывать в храмах или читать лично. Самая известная из всех предпасхальных молитв - Ефрема Сирина - читается ежедневно, кроме субботнего и воскресного дня. Отче наш и молитвы святым в пост перед Пасхой читаются чаще, произносясь как про себя, так и вслух.

Молитва мытаря

Боже, милостив буди мне грешному.

Господь, будь милостив ко мне, грешнику.

Молитва Господу Иисусу Христу

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Господь Иисус Христос, Сын Божий, по молитвам Твоей Чистейшей Матери и всех святых, умилосердись над нами (окажи милость нам). Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокрвище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душе наша.

Трисвятое
(ангельская песнь)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Святой Бог, Святой Всесильный, Святой Безсмертный, будь милостив к нам.

Христианская молитва Ефрема Сирина в Великий пост

Среди прочих молитв Великого поста молитва Ефрема Сирина известнее других и произносятся ежедневно, за исключением воскресного и субботнего дней. Эта покаянная молитва читается как на богослужениях, так и дома. В нескольких коротких строчках обращения к Богу верующий просят искоренить в них дух праздности и празднословия и даровать им терпение, целомудрие и любовь.

Когда и как читается молитва Ефрема Сирина в пост

Начинать читать молитву Ефрема Сирина следует вечером Прощеного Воскресения перед Великим постом. После прошений молитвы воцерковленные люди кланяются и зачитывают двенадцать раз молитву «Боже, очисти мя, грешнаго». В храмах молитва Ефрема Сирина читается на Сырную неделю в среду и пятницу, в Святую Четыредесятницу и на Страстную седмицу, в первые три дня. Последний раз в Великий пост эта молитва произносится в Великую среду, за четыре дня до наступления Пасхи.

Молитва Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

Какую молитву читать в пост

Пост и молитва дают верующему меняться, даруют надежду перемен. Человеку дается возможность стать лучше, если он того хочет. Общая православная молитва и осознание того, что постится весь православный мир дает ощущение того, что ты не один. Постясь и молясь, человек очищает не только свое тело, но и душу, мысли. В Великий пост нужно читать Псалтирь и Акафист, пося прощение у Бога и восхваляя его. Дома верующие могут читать любые христианские молитвы, близкие для души.

Примеры православных молитв во время поста

В отличие от храмов, где на каждый день поста читаются определенные молитвы, в обычной жизни верующие могут обращаться к Богу и своими словами. Не нужно полагать, что произнося слова молитвы не полностью, вы исключаете возможность донести до Господа свои мысли. Главное в молитве - вера, смирение и усердие

Хвалебная молитва Господу Богу
(cлавословие малое)

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Славословие ко Пресвятой Троице

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Хвала Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и теперь и всегда, и в безконечные веки. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, Имене Твоего ради.

Молитва в пост перед едой - Обращение к Богу

Великий пост - время воздержания от мясной и молочной пищи, отказа от земных наслаждений, молитв и очищения души. В течение сорока постных дней молитвы произносится как перед едой, так и после еды. Господа благодарят за посланную пищу в известных православных молитвах или своими словами.

Примеры молитв в пост перед едой

Перед едой во многих христианских семьях в пост и в другие дни принято молиться перед едой, произнося «Отче наш» перед вкушением пищи и благодарить Господа за посланную пищу. В пост в молитвах также просят укрепить веру в Бога, даровав силу для воздержания и отречения от животной еды.

Молитва Господня

Отче Наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и Сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва перед вкушением пищи

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

(Благодарим Тебя, Христос Бог наш, что Ты напитал нас земными Твоими благами; не лиши нас и Небесного Твоего Царства).

Молитва в постпомогает верующим понять силу духа, дарованную при телесных воздержаниях и очищении от греховных поступков. Молясь в Великий пост, православные также благодарят Иисуса Христа, святых и Богородицу за дарованную жизнь и возможность обращаться к Всевышнему. Поскольку молитва - всегда искреннее обращение к Богу, молиться перед Пасхой и во время поста перед едой можно и своими словами и выученными наизусть христианскими молитвами. Одна из наиболее известных молитв - Ефрема Сирина - читается как во время поста, так и в последний день масленичной недели. Во время чтения молитв в пост в человеке укрепляется вера силой Святого духа.



Рассказать друзьям