Обследование и диагностика слуха онлайн с помощью тестов. Методы проверки слуха у детей Где можно проверить ухо

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

При проблемах со слухом нужно обращаться к врачу-сурдологу. Однако не всегда есть возможность обратиться к специалисту, и не всегда есть уверенность в том, что слух нарушен.

Для начала можно проверить слух в домашних условиях, а затем обратиться за медицинской помощью, если подозрения подтвердились.

Слух у различных людей может иметь разную чувствительность. Некоторые способны различать звуки высокой частоты. Нормой считается частота от 16 Гц до 20 кГц. Человеческое ухо должно воспринимать звуковые волны в этом диапазоне.

Проблемы со слухом проявляются не сразу. Часто они протекают незаметно, первые ухудшения могут стать заметными уже довольно поздно.

Если слух ослабевает, человек испытывает трудности с распознаванием человеческой речи, приходится просить собеседника говорить громче. Это приносит определенные неудобства и заставляет искать способы, как проверить слух в домашних условиях:

  • Анкетирование. В интернете можно найти ряд вопросов, на которые нужно отвечать «да» или «нет». Если хотя бы на несколько был ответ «нет», это считается поводом обратиться к врачу. Например, «слышите ли вы тиканье секундной стрелки на часах (в комнате)?», «каждый раз вы слышите сигнал будильника по утрам?», «всегда ли вы способны расслышать подъезжающий сзади автомобиль?», «услышите ли вы шепот с расстояния 2 метров?». Ответы на эти вопросы помогут определить остроту слуха, но не поставят диагноз. Если выявились проблемы, нужно обращаться к врачу.
  • Тестирование. Ряд тестов можно провести самостоятельно, если попросить еще одного человека с четкой дикцией и громким голосом помочь. Попросите человека отойти на расстояние 5-6 метров и начать вслух читать что-либо. Разговорная отчетливая речь с такого расстояния должна быть слышна. Громкие звуки, крик должны быть слышны с расстояния 20 метров.
  • Мобильные приложения. Существует целый ряд различных мобильных приложений, позволяющих проверить слух. Чтобы воспользоваться такими приложениями, нужно иметь хорошие чувствительные наушники. Через приложение воспроизводятся звуки различной частоты и определяется чувствительного каждого уха к ним.

Как проверить слух у новорожденного

Проверить слух у новорожденного ребенка без помощи педиатра очень сложно, поскольку он еще слабо реагирует и не может говорить. В новорожденном возрасте даже имеющиеся проблемы со слухом очень легко упустить.

Проверить слух дома у маленького ребенка и интерпретировать его правильно – задача не из простых. При любых подозрениях или страхах нужно обращаться в детскую поликлинику и просить о дополнительном обследовании.

Определить, правда ли ребенок реагирует на звук, до месяца почти невозможно. Дети начинают распознавать звуки и реагировать на них только с месяца. Поэтому нужно внимательно следить за развитием ребенка и не пренебрегать различными развивающими игрушками, погремушками, звуковыми каруселями.

Методы проверки слуха:

  • Баночки. Чтобы проверить слух ребенка, нужно, чтобы он не видел звучащий предмет, иначе он будет реагировать на то, что видит, а не слышит. Возьмите 2 баночки из-под детского питания. Одну оставьте пустой, а вторую наполните любым зерном. Трясите рядом с ухом ребенка каждой баночкой по очереди и наблюдайте реакцию.
  • Громкий звук. Пока ребенок не видит, нужно издать громкий звук или звон. Если он отреагировал, значит слышит. Однако важно не переборщить. Слишком громкий звук напугает ребенка и вызовет негативную реакцию.
  • Любые другие звуки. Можно попробовать хлопки рядом с ухом ребенка, звон колокольчика, погремушки, мелодии.

Большинство этих методов проверки слуха зависят от внимательности и интуиции родителей. Достоверно определить, если ли у новорожденного проблемы с распознаванием звуков, невозможно.

Когда ребенку исполнится месяц, реакция на громкие звуки уже должна присутствовать. В 3 месяца ребенок уже распознает голос матери и реагирует на него. В 6 месяцев ребенок с хорошим слухом уже начинает сам пытаться воспроизводить звуки.


Если проблемы со слухом стали очевидны, необходимо обратиться к врачу и выяснить причину .

Если слух ухудшился резко и весьма заметно, больного помещают в стационар и начинают интенсивный курс лечения. При своевременном обращении к врачу можно остановить процесс и даже вернуть слух.

Медикаментозное лечение включает в себя:

  • Прием ноотропов (препаратов, улучшающих кровоснабжение мозга, например, Глицин, Пантогам, Винпоцетин), витаминов группы В для улучшения проводимости нервов, антибиотики при бактериальной инфекции (если слух упал при ), противоаллергические препараты для снятия отека (Супрастин, Зодак, Диазолин).
  • При грибковых и бактериальных инфекциях, воспалении тканей уха назначают различные

В холодное, сырое время года вирусы и инфекции атакуют человека, и ему срочно нужен врач ухо-горло-нос — так в народе называют ЛОР-врача. Каково правильное название этой специальности? В каких случаях нужно к нему обращаться? Можно ли обойтись домашними народными средствами самостоятельно без вмешательства врача? Вопросы актуальны, т. к. в последнее время загрязнение окружающей среды, неполноценное питание и все большее использование химических средств в быту приводят к частым проблемам со здоровьем.

Ухо-горло-нос

Специалиста, который лечит эти органы, в народе по-другому принято называть ЛОР. Полное же название специальности врача — оториноларинголог. Сложное слово на самом деле состоит из корней четырех древнегреческих слов, значение которых — ухо, нос, горло или гортань и наука. Эти органы анатомически близко расположены друг к другу, а также имеют функциональную связь. Кроме того, существует неоспоримая взаимозависимость заболеваний этих органов и, в некоторых случаях, схожесть методов исследования. Оториноларингология — обширная наука. Выделяют более узкие специальности в этой области, например:

  • аудиолог проверяет слух (причины, профилактика, лечение и коррекция глухоты и тугоухости);
  • отоневролог — специалист по болезням уха;
  • фониатр пристальное внимание уделяет голосу (физиология и патология образования голоса);
  • ринолог — врач, который лечит патологии носа.

Ухо, горло, нос — органы, которые как естественный барьер защищают организм человека от инфекций и вирусов.

Исследовать причины возникновения заболевания этих органов, их лечение и профилактика — основная цель, которую ставит перед собой лор-врач.

Три органа — один доктор

Строение лор-органов взаимосвязано, поэтому боль в ухе может говорить о проблеме с горлом или носом. Не лишним будет узнать о самых распространенных заболеваниях, которые лечит оториноларинголог.

  1. Отит — воспаление уха. Выделяют наружный, средний отит и воспаление внутреннего уха. Чаще всего встречается воспаление среднего уха. Это заболевание при инфекционном заражении редко бывает первичным. Как правило, оно подключается при обострении воспалительного процесса верхних дыхательных путей. Когда больной чихает, кашляет или высмаркивается, бактерии могут попасть в среднее ухо в большинстве случаев через слуховую трубку. Проявляется дергающая или стреляющая боль в ухе. Ушной врач, осмотрев пациента, сможет определить причину заболевания и назначить наилучшее лечение.
  2. Нейросенсорная тугоухость проявляется быстрым снижением слуха и сопровождается сильным шумом в ушах. При шейном остеохондрозе нарушается кровообращение в крупных кровеносных сосудах, от чего может пострадать и слух. Ушам малышей стоит уделять особое внимание, т. к. больше половины детей до 3 лет переносят одно из заболеваний уха. Если есть подозрения, что у ребенка болит ушко, срочно проконсультируйтесь с врачом, т. к. самолечение может только навредить. Детский врач лор назначит качественное лечение.
  3. Одним из частых заболеваний является ринит. Так называют воспаление слизистой оболочки носа. Острый ринит знаком всем неприятной сухостью в носу, жжением, щекотанием, затем отеком и обильными слизистыми выделениями из носа. Все это приводит не только к изменению голоса, заложенности ушей, утрате обоняния, но и к нарушению сна, потере вкуса и аппетита.
  4. Иногда насморк приводит к воспалению разных частей придаточных пазух носа. Так появляется синусит и гайморит. Проблемы в работе желудочно-кишечного тракта, повышение в организме гормона эстрогена и аллергии способствуют заложенности носа. Цель врача — определить настоящую причину. Кроме того, лор достает инородные тела из носа и ушей, а также промывает уши от серных пробок.
  5. Частая проблема горла — фарингит. Проявляется она першением и болью при глотании. Тонзиллит — воспаление миндалин на небе. Острый тонзиллит (ангина) поражает как само горло, так и лимфоузлы на шее и миндалины. Если не начать лечение вовремя, обострение может способствовать развитию ревматизма суставов и сердца.

Как называется врач, который лечит такое разнообразие болезней? Оториноларинголог или лор. Этот специалист принимает во всех поликлиниках. Обращайтесь своевременно за профессиональной консультацией и лечением для себя и своих детей.

Аудиометрия уха (акуметрия) - метод определения остроты слуха, при котором оценивается степень восприимчивости слухового анализатора в отношении звуковых волн различной частоты и интенсивности. Аудиометрические исследования проводятся с использованием специальных электронных приборов (аудиометры). В сравнении с другими методами определения слуховой чувствительности, акуметрия позволяет дозировать интенсивность звуковых сигналов. Таким образом удается определить пороговую чувствительность слухового анализатора к звуковым колебаниям определенных частот.

В амбулаторных условиях аудиометрическое тестирование проводится в звукоизолированных комнатах. Результаты теста имеют вид двумерного графика, по которому можно определить степень ухудшения слуха и тип тугоухости (кондуктивная или нейросернорная). При необходимости провести тест на проверку собственной слуховой чувствительности можно самостоятельно.

Особенности обследования

Диагностика слуха, которая проводится в кабинете у сурдолога и отоларинголога, позволяет определить не только факт снижения слуха, но и тип патологии в слуховом анализаторе. С помощью аудиометра специалист исследует пороговую проводимость костных и воздушных тонов. В зависимости от способов регистрации слуховой чувствительности и методов диагностики, различают несколько видов аудиометрии:

  • речевая - самый простой и доступный метод исследования пороговой слышимости, при котором специалист определяет степень распознавания речи на разных уровнях интенсивности (в децибелах);
  • тональная - акустическое обследование, в ходе которого определяется слышимость тонов различной частоты и интенсивности;
  • компьютерная - один из самых достоверных способов определения слуховой чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы.

Речевая и тональная аудиометрия относится к числу субъективных методов исследования остроты слуха, поскольку во время тестирования специалист ориентируется на показания пациента, который сообщает, слышит он подаваемые сигналы (речь) или нет. Компьютерная проверка слуха предполагает подключение к пациенту специальных электродов, фиксирующих активность в определенных областях мозга в случае реагирования слухового анализатора на сигналы, поступающие извне.

Речевая аудиометрия

Как проверить слух в домашних условиях? При отсутствии специального оборудования, позволяющего подавать и регистрировать звуковые сигналы определенной интенсивности и частоты, протестировать орган слуха можно с помощью речевой аудиометрии. Этот метод диагностики не требует наличия медицинского оборудования и дополнительных приспособлений. Для определения порога слуховой чувствительности у испытуемого потребуется исключительно разговорный аппарат аудиометриста.

Результаты тестирования во многом зависят не только от состояния слухового анализатора, но и широты словарного запаса испытуемого.

Для получения более объективной оценки порога слышимости пациента аудиометристу следует произносить не отдельные слова, а фразы, состоящие из набора простых и понятных слов. Как нужно проводить тест? Диагностику желательно совершать в помещении с минимальным количеством посторонних шумов. При этом испытуемый должен сидеть посреди комнаты на стуле.

Действия аудиометриста должны заключаться в следующем:

  1. отойдите от испытуемого на 2-3 м и произнесите фразу, состоящую минимум из 7- 9 слов, шепотом;
  2. на расстоянии 6 м от испытуемого негромко произнесите набор отдельных словосочетаний;
  3. с 20-метрового расстояния произнесите фразу на повышенных тонах.

Во время тестирования аудиометрист всякий раз должен спрашивать, слышит ли испытуемый речь с определенного расстояния или нет. Таким образом можно приблизительно выяснить, есть ли нарушения слуха или нет.

Интерпретация результатов

При отсутствии нарушений в работе звуковоспринимающей и звукопроводящей системы, человек может слышать шепотную речь и тиканье часов, интенсивность которых находится в диапазоне от 0 до 25 дБ. При восприятии звуковых сигналов в этом интервале ушные патологии отсутствуют. При расшифровке результатов речевой аудиометрии учитывают следующие нюансы:

В случае получения неутешительных результатов следует обратиться за помощью к отоларингологу. На основании показаний пациента он проведет необходимые аудиометрические исследования, в ходе которых с высокой точностью сможет определить порог слышимости и вид тугоухости.

Сегодня речевая аудиометрия больше применяется не для проверки остроты слуха, а для подбора и настройки слуховых аппаратов во время слухопротезирования.

Самостоятельная проверка

Как проверить свой слух самостоятельно? При желании проверить остроту собственного слуха можно и без помощи посторонних людей. Для этого специалисты предлагают пройти простой тест, в котором необходимо честно ответить (да/нет) на несколько вопросов:

  1. вы слышите тиканье часов или шепотную речь?
  2. часто ли у вас возникают проблемы с восприятием речи по телефону?
  3. жалуются ли ваши знакомые и родственники на постоянное переспрашивание?
  4. часто ли вам говорят о том, что вы громко слушаете телевизор, аудиоплееер или радио?
  5. можете ли вы услышать пение птиц за окном?
  6. удается ли вам разобрать шепотную речь с расстояния 2 м?
  7. не кажется ли вам, что большинство ваших собеседников говорят невнятно?

Если после прохождения теста испытуемый понимает, что большинство ответов говорят не в пользу нормальной остроты слуха, следует обратиться за помощью к специалисту.

Важно! При развитии инфекционных заболеваний, связанных с поражением слизистой носа, острота слуха естественным образом снижается, что обусловлено блокированием устья евстахиевой трубки. При проведении аудиометрического теста в таком состоянии результаты будут недостоверными.

Специальные приложения

Объективно оценить состояние органа слуха можно с помощью специальных приложений для телефонов, работающих на платформах Android или iOS. Как проверить слух? Для этого необходимо пройти аудиометрический тест, разработанный практикующими сурдолога и отоларингологами. По результатам тестирования можно определить степень слышимости и порог слуховой чувствительности рецепторных клеток.

К числу самых простых приложений, позволяющих проверить слух, относят:

  • I. «Hörtest»;
  • II. «Mimi Hearing Test»;
  • III. «uHear».

При отсутствии смартфона пройти тестирование можно при использовании персонального компьютера и обычных наушников. По полученным графикам можно легко определить, находится ли порог слышимости в пределах нормы или нет.

Слух человека - это один из главнейших органов чувств, благодаря которому мы способны воспринимать, анализировать и различать множество звуков. Слух необходим человеку также, как и обоняние, зрение, осязание. При нарушении слуха появляются проблемы в ориентировании человека в пространстве, в общении в другими людьми, что весьма отражается на психоэмоциональном состоянии каждого человека . Существуют различные причины нарушения слуха, которые встречаются как у взрослого, так и у ребенка. Так причины нарушения слуха подразделяются на врожденные и приобретенные. К врожденным относят наследственную предрасположенность к ухудшению или отсутствию слуха, врожденные внутриутробные аномалии развития слухового анализатора. К приобретенным причинам следует отнести перенесение некоторых инфекционных заболеваний ребенком, травмы, частые воспалительные или хронические заболевания среднего уха, а также хронические риниты, аллергические заболевания.

Однако не стоит забывать, что современная медицина давно может помочь и взрослому и ребенку в восстановлении слуха. В наше время существует множество различных современных методов и способов, позволяющих нормализовать слух и жить, не замечая этой проблемы. Один из таких способов - это применение слуховых аппаратов, которые дают возможность компенсировать нарушения слуха. Однако стоит отметить, что перед началом использования слухового аппарата, необходимо провести качественную диагностику, чтобы подобрать пациенту наиболее подходящий слуховой аппарат. Ниже мы подробно рассмотрим основные методики диагностики слуха.

Тональная пороговая аудиометрия

Тональная пороговая аудиометрия - субъективный метод обследования слуха, позволяющий установить степень и характер (тип) тугоухости. Субъективным метод называется по причине непосредственного участия исследуемого в тестировании. В связи с этим, на результатах исследования сказываются такие факторы как возраст, физическое и психоэмоциональное состояние тестируемого. Для проведения аудиометрии используется специальный прибор - аудиометр. Аудиометр состоит из генератора акустических стимулов, головных телефонов (наушников), костного телефона и кнопки ответа исследуемого. Важным этапом проведения данного исследования является корректное инструктирование пациента перед началом процедуры. Тестируемый отвечает на слышимые стимулы, предъявляемые через наушники или костный телефон, путем нажатия на кнопку ответа пациента. Стимулы - чистые тоны на стандартных аудиометрических частотах с шагом в одну октаву (125Гц, 250Гц, 500Гц, 1000Гц, 2000Гц, 4000Гц, 8000Гц), Стимулы предъявляют с различной интенсивностью. Минимальная интенсивность стимула, при которой тестируемый дает ответ, называется порогом слуха. Таким образом, в ходе исследования меняя частоту и интенсивность стимула, специалист получает график зависимости значений этих величин.

Исследование порогов слуха воздушного звукопроведения и костного звукопроведения происходит аналогичным образом с той разницей, что в первом случае используются наушники, а во втором - костный телефон.

Для определения степени тугоухости рассчитывается среднее арифметическое значения порогов на 4 частотах (500Гц, 1000Гц, 2000Гц, 4000Гц)

Для определения типа нарушения слуха оценивается взаимоотношение порогов слуха по костному и воздушному звукопроведению. Так, при изолированном повышении порогов слуха по воздуху и нормальных порогах слуха по кости (наличии костно-воздушного разрыва), говорят о кондуктивной тугоухости. Признаками сенсоневрального нарушения слуха являются повышенные в равной степени порогов слуха по воздуху и кости. Повышение порогов слуха по воздуху и кости, при наличии разницы между ними (т.е. костно-воздушного разрыва), говорит о смешанном типе тугоухости.

Как уже упоминалось выше, возможность проведения аудиометрии во многом зависит от способности тестируемого адекватно участвовать в процессе . В некоторых случаях мы сталкиваемся с модифицированными вариантами тональной пороговой аудиометрии, таким как игровая аудиометрия. Вместо нажатия на кнопку в ответ на акустический стимул, ребенку предлагают совершать различные действия с игрушками (надевать кольца на стержень, складывать кубики и т.д.). Считается, что проведение тональной пороговой аудиометрии в том или ином варианте возможно начиная с возраста 3,5-4 года. Однако на практике возможность проведения исследования во многом определяется индивидуальными особенностями поведения и развития ребенка.

Измерение акустического иммитанса

Среднее ухо является промежуточным пунктом для звуковых волн, которые направляются во внутреннее ухо. В среднем ухе находится цепь слуховых косточек, по которой передаются колебания от барабанной перепонки к овальному окну улитки. Для прохождения звука через среднее ухо, барабанная перепонка и цепь из косточек должны работать как единая отлаженная система. Патологические процессы в среднем ухе могут приводить к понижению давления, скоплению жидкости в среднем ухе, к фиксации основания стремени в окне преддверия и т.д. Во таких случаях нарушается звукопроведение через среднее ухо, что становится причиной кондуктивной тугоухости.

Объективно функцию среднего уха можно оценить с помощью измерения акустического иммитанса. В слуховой проход устанавливается специальный зонд, который производит низкочастотный тон и изменяет давление воздуха в слуховом проходе с помощью насоса. Зонд соединен с микрофоном, который измеряет уровень звукового давления в слуховом проходе. Так как давление воздуха в слуховом проходе то увеличивается, то уменьшается относительно давления в среднем ухе, подвижность барабанной перепонки также изменяется. Это влияет на передачу звуковой энергии в среднее ухе. Результат получают на основании изменения звукового давления в слуховом проходе.

К измерениям на основе акустического иммитанса относятся: тимпанометрия, регистрация стапедиального рефлекса.

Тимпанометрия

Взаимосвязь между давлением воздуха в слуховом проходе и передачей звука через среднее ухо отображается на тимпанограмме. Ось Х на тимпанограмме соответствует давлению в наружном слуховом проходе относительно атмосферного давления. Ось Y показывает передачу звука через среднее ухо (иммитанс).

Иммитанс оказывается наибольшим, когда давление с каждой стороны барабанной перепонки является одинаковым. Если давление в среднем ухе отрицательное или если подвижность барабанной перепонки отсутствует (жидкость в барабанной полпости), соответствующие признаки будут отражены в тимпанограмме.

Измерение стапедиального рефлекса

Для оценки стапедиального рефлекса также используется измерение акустического иммитанса. Стапедиальная мышца уменьшает звукопередачу через цепь слуховых косточек и барабанную перепонку при высоких уровнях поступающего в ухо сигнала, обычно между 80 - 100 дБ нПС.

При возникновении стапедиального рефлекса, подвижность барабанной перепонки и цепи слуховых косточек уменьшается. В результате повышается звуковое давление зондирующего тона в слуховом проходе, что фиксируется прибором.

Обычно стапедиальный рефлекс возникает одновременно в обоих ушах, не зависимо от того, на какое ухо подается сигнал. Этот факт используют при измерении - рефлекс можно измерить в одном ухе, при стимуляции противоположного. Такой вид стимуляции называют контралатеральным.

Отоакустическая эмиссия

В конце 1970-х годов британский физиолог Дэвид Кемп обнаружил, что внутреннее ухо способно производить слабые звуковые сигналы, который может зафиксировать микрофон, расположенный в слуховом проходе. Эти звуки, называемые отоакустической эмиссией, возникают либо спонтанно (так называемая спонтанная отоакустическая эмиссия) либо в ответ на звук, подаваемый в ухо (вызванная отоакустическая эмиссия).

Считается, что эмиссия является побочным продуктом активного процесса, происходящего в наружных волосковых клетках улитки внутреннего уха.

Исследования показывают, что при поражении наружных волосковых клеток, например, вследствие приема ототоксичных препаратов, отоакустическая эмиссия может исчезнуть частично или полностью. Для измерения вызванной отоакустической эмиссии используют два метода. В обоих случаях эмиссия возникает в результате стимулирования уха звуком, но тип стимула различается:

  • Задержанная вызванная эмиссия, которая регистрируется после стимулирования уха акустическим щелчком или коротким тональным стимулом.
  • Эмиссия на частоте продукта искажения, которая регистрируется при стимуляции двумя тонами с близкими друг другу частотами.

Анализ ответной реакции улитки помогает установить характеристики эмиссии на разных частотах и функциональное состояние волосковых клеток на определенных участках базилярной мембраны.

Измерение отоакустической эмиссии является дополнением к другим аудиометрическим тестам . Отоакустическая эмиссия помогают обнаружить изменения функции улитки еще до того, как потеря слуха будет подтверждена аудиометрически. Это означает, что регистрация отоакустической эмиссии может быть использована, например, с целью динамического наблюдения за состоянием слуха при использовании лекарственных препаратов с возможным ототоксическим эффектом.

Широко используют регистрацию отоакустической эмиссии в качестве скрининга слуха новорожденных. Отсутствие отоакустической эмиссий может указывать на возможность наличия сенсоневрального нарушения слуха . Однако необходимо проведение и других исследований для подтверждения или опровержения данного диагноза.

Слуховые вызванные потенциалы

Установлена возможным измерить электрическую активность, возникающую в головном мозге в момент стимуляции уха звуком. Когда звуковой сигнал преобразуется в нервные импульсы во внутреннем ухе, он направляется по слуховому нерву и проходит через ядра ствола мозга. Каждый раз, когда сигнал проходит через одно из ядер, возникает электрическая активность, которую можно зарегистрировать с кожи головы тестируемого.

Самым распространенным методом измерения электрической активности слухового анализатора считается регистрация стволовых слуховых потенциалов . Электроды фиксируются на коже головы тестируемого человека с помощью электопрводящей пасты или геля. Один активный электрод размещают на лбу, на границе волосистой части головы, а другой за ушами, в области сосцевидного отростка височной кости. Слуховая система стимулируется серией звуков, подаваемых через наушники. Когда биоэлектрический импульс проходит по нервным волокнам слухового нерва и другим отделам проводящей нервной системы, измеряется разность потенциалов между электродами.

Эта разность потенциалов является очень маленькой в сравнении со случайным электрофизиологическим шумом мозга или шумом в результате мышечной активности. Однако метод усреднения, сопровождающийся повторяющимися измерениями, делает пики потенциалов более очевидными.

Электрические потенциалы ствола мозга представлены в виде пиков на графике функции амплитуды от времени с момента предъявления стимула. Типичный ответ на звуковой стимул состоит из нескольких пиков (I, II, III, IV, V).

Опираясь на данные регистрации стволовых потенциалов, можно судить о функциональном состоянии тех или иных отделов слухового анализатора, расположенных в области ствола головного мозга, а также о степени нарушения слуха. Метод регистрации слуховых ответов широко используется для определения электрофизиологически слуховых порогов, например, у новорожденных или у тех пациентов, которые по разным причинам не могут участвовать в субъективном тестировании слуха. Стимуляция тональными звуковыми сигналами помогает получить частотно-специфическую информацию о слуховых порогах.

Относительно недавно в аудиологической практике начали применять метод регистрации стационарных слуховых вызванных ответов. В качестве стимула в данном случае используют модулированные чистые тоны. Используя этот метод, можно получить сведения о порогах слуха на определенных частотах. Данный метод также позволяет проводить исследование слуха на нескольких частотах на двух ушах одновременно, что существенно сокращает время исследования.

В случаях регистрации слуховых вызванных потенциалов выше указанных типов взрослому, тестируемый должен находится в состоянии сна или спокойного бодрствования. Регистрация данных потенциалов детям проводится только в состоянии сна.

Проверка слуха в нашем центре слухопротезирования

Наш современный центр слухопротезирования Мед-Аудио оснащен наиболее современным и надежным медицинским оборудованием для проверки слуха. Именно здесь Вы можете провести проверку слуха себе или ребенку, и быть полностью уверенным, что получите самые достоверные результаты. Помните, качественная и точная диагностика - это главное, что основывает успешное и надежное лечение.

Кроме того, специалисты нашей клиники уделяют особое внимание проверки слуха у детей. Не правильно диагностированное нарушение слуха у ребенка - очень опасно, т.к. это может отразиться на его здоровье в будущем. Именно поэтому, мы проводим диагностику слуха для детей с 3х лет, и осознавая высокую степень ответственности при слухопротезировании наших маленьких пациентов, вся диагностика проводится только квалифицированными детскими сурдологами-оториноларингологами и сурдопедагогами. Диагностика нарушений слуха в нашем центре, у Вас или Вашего малыша, будет проведена со 100% точностью и достоверностью. Такую гарантию дают наши квалифицированные и высокоспециализированные врачи.

Вопросы пользователей на нашем сайте о проверке слуха

Добрый день! В статье написано, что определяется качество слуха в шумоизолируемой комнате. А как же проверят слух на дому?

Ответ врача:
Добрый день, Наталья! В условиях нашего медицинского центра проверка слуха происходит в шумоизолирующей комнате на аудиометре. На дому слух проверяется на специальном портативном програматоре, при этом шумоизолирующая камера не обязательна.

Здравствуйте, моему ребенку уже 4,5 года, нам ставят задержку речевого развития, но причину мы не можем выяснить. Мы уже два года

обращаемся в наш сурдологический центр (г. Омск), для того, чтобы прояснить вопрос со слухом, т.к. мы стали замечать, что ребенок недослышит и подставляет ухо. Не может понять быструю речь взрослого, когда обращаешься к нему. Проверив нас на всех аппаратах, нам ставят 100% слух. Психиатр и невролог — не ставят на учет, т.к. по их профилю отклонений нет (девочка умная).

Ответ врача:
Здравствуйте, Оксана. Наш центр слухопротезирования занимается детьми в возрасте от 7 лет. Поэтому мы Вам рекомендуем обратиться с Вашим вопросом в НИИ Уха, горла, носа и речи: СПб, м. ”Технологический институт” ул. Бронницкая д.9 и пройти комплексное обследование.

Здравствуйте. Моя аудиограмма: 125 -> 90db, 250 -> 95db, 500 -> 100db, 750 -> 105db 1k -> 105db, 1.5k -> 105db, 2k -> 100db, 3k

-> 95db, 4k -> 95db, 6k -> 90db, 8k -> 90 db. Скажите, пожалуйста, слуховой аппарат Widex Inteo in-19 пойдёт? У меня опыт с детства. Ухо чувствительное. Я носил отикон с детства. Отикон сломан. Мне предлагали что widex inteo in-19 даёт чистый звук. Поэтому я заинтересовался. Хотя мне известно, что он не сверхмощный. Но я спрашиваю — подойдёт ли? Или лучше мне сходить к вам и проверить? Спасибо.

Ответ врача:
Здравствуйте, Денис! На Ваш вопрос отвечаем, что аппарат Widex inteo in-19 снят с производства. В настоящее время компания Widex выпускает целый ряд современных слуховых аппаратов различных по мощности, в том числе самыe мощныe в мире слуховые аппараты серии Super. Особый интерес вызывают аппараты с системой шумоподавления и повышения выделения речи, которая позволяет повысить разборчивость речи в сложных акустических условиях. Вы можете проконсультироваться в нашем центре у сурдолога бесплатно, ознакомиться с современными аппаратами, и дополнительными аксессуарами созданными компанией Widex для повышения комфорта Вашей жизни. Записаться в удобное для Вас время можно по телефону 710 68 94 или оставив заявку на нашем сайте. Мы ждем Вас по адресу Набережная канала Грибоедова,д.23, вход с переулка Сергея Тюленина, д.4.

Добрый день, Мой муж стал плохо слышать хоть сам не соглашается с этим ему 59 лет, можно ли приехать в центр и проверить

слух, и какие цены на такие услуги. Заранее благодарю.

Ответ врача:
Здравствуйте, Татьяна Яковлевна! Можно приехать к нам, обследование у врача будет бесплатным. Запишитесь, пожалуйста, по телефону (812/)710-68-94 или воспользуйтесь формой ”Запись на прием” в правой части сайта. С уважением, Ефимова Мария ВячеславовнаВрач оториноларинголог-сурдолог, кандидат медицинских наук

60377 0

Эти методы включают анамнез, физикальное обследование, исследование слуха (акуметрия, аудиометрия), дополнительные методы исследования (рентгенография, КТ, МРТ).

Анамнез

Больные, страдающие тугоухостью, обычно предъявляет жалобы на понижение слуха, шум в ушах, реже — на головокружение и головную боль, раздражительность, пониженную разборчивость речи в шумной обстановке и ряд других. Некоторые больные указывают на причину тугоухости (хроническое воспаление среднего уха, установленный диагноз отосклероза, травму черепа в анамнезе, деятельность в условиях производственного шума (механосборочные и кузнечные цехи, авиационная промышленность, работа в оркестре и т.д.). Из сопутствующих заболеваний больные могут указывать на наличие у них артериальной гипертонии, сахарного диабета, остеохондроза шейного отдела позвоночника, гормональной дисфункции и др.

Цель анамнеза сурдологического больного состоит не столько в констатации факта тугоухости, сколько в выявлении ее причины, в установлении сопутствующих заболеваний, усугубляющих нарушение слуха, профессиональных вредностей (шум, вибрация, ионизирующее излучение), приема в прошлом ототоксических препаратов.

При беседе с больным следует оценить характер его речи. Например, громкая и четкая речь свидетельствует о наличии приобретенной двусторонней сенсонев-ральной тугоухости в годы, когда артикуляционная функция речедвигательного аппарата была полностью сформирована. Невнятная речь с артикуляционными дефектами свидетельствует о том, что потеря слуха наступила в раннем детском возрасте, когда основные речевые навыки еще не были сформированы. Тихая внятная речь свидетельствует о кондуктивном типе тугоухости, например при отосклерозе, когда тканевая проводимость не нарушена и полностью обеспечивает слуховой контроль собственной речи. Следует обращать внимание на «поведенческие» признаки тугоухости: стремление больного приблизиться к врачу лучше слышащим ухом, прикладывание к уху ладони в виде рупора, внимательный взгляд, устремленный на губы врача (чтение с губ), и т. д.

Физикальное обследование

Физикальное обследование включает следующие приемы и методы: осмотр, пальпация и перкуссия лицевой и ушно-височной областей, эндоскопия уха, исследование барофункции слуховой трубы и некоторые другие. Проводят эндоскопию носа, глотки и гортани по общепринятой методике.

При внешнем осмотре обращают внимание на анатомические элементы лица и его внешний вид: симметричность мимики, носогубных складок, век. Предлагают больному оскалить зубы, наморщить лоб, сильно зажмурить глаза (контроль функции лицевых нервов). Определяют тактильную и болевую чувствительность по зонам иннервации ветвей тройничного нерва. При осмотре ушной области оценивают симметричность, размеры, конфигурацию, цвет, эластичность, состояние тактильной и болевой чувствительности ее анатомических образований.

Пальпация и перкуссия. С их помощью определяют тургор кожи, локальную и отдаленную болезненность. При жалобах на боли в ухе проводят глубокую пальпацию и перкуссию в области проекции антрума, площадки сосцевидного отростка, чешуи височной кости, области височно-нижнечелюстного сустава и ретромандибулярной ямки в области околоушной слюнной железы. Височно-нижнечелюстной сустав пальпируют при открывании и закрывании рта для выявления щелчков, хруста и других феноменов, свидетельствующих о наличии артрозоартрита этого сустава.

Отоскопия . При осмотре наружного слухового прохода обращают внимание на его ширину и содержимое. Вначале осматривают его без воронки, оттягивая ушную раковину кверху и кзади (у младенцев кзади и книзу) и одновременно отодвигая козелок кпереди. Глубокие отделы слухового прохода и барабанную перепонку осматривают при помощи ушной воронки и лобного рефлектора, при этом отмечают наличие или отсутствие определенных опознавательных признаков ее и патологических изменений (втянутость, гиперемия, перфорация и др.).

Исследование слуховой функции

Наука, предметом изучения которой является слуховая функция, называется аудиологией (от лат. audio — слышу), а клиническое направление, занимающееся лечением тугоухих людей, называется сурдологией (от лат. surditas — глухота).

Метод исследования слуха называется аудиометрией . В этом методе различают понятие акуметрии (от греч. akouo — слушаю), под которым понимают исследование слуха живой речью и камертонами. При аудиометрии используют электронно-акустические приборы (аудиометры). В качестве оценочных критериев служат ответы обследуемого (субъективная реакция): «слышу — не слышу», «понимаю — не понимаю», «громче — тише — равно громко», «выше — ниже» по тональности подаваемого звукового теста и др.

В качестве пороговой величины слухового восприятия принято звуковое давление, равное 2,10:10 000 микробар (мкб), или 0,000204 дины/см 2 , при частоте звука 1000 Гц. Величина, в 10 раз большая, равна 1 белу (Б) или 10 дБ, в 100 раз большая (×10 2) — 2 Б или 20 дБ; в 1000 раз большая (×10 3) — 3 Б или 30 дБ и т. д. Децибел как единица измерения интенсивности звука применяется во всех пороговых и надпороговых аудиометрических тестах, связанных с понятием громкости .

В XX в. для исследования слуха получили распространение камертоны, методика применения которых в отиатрии была разработана Ф. Бецольдом.

Исследование слуха «живой» речью

В качестве тестирующих речевых звуков (слов) используют шепотную, разговорную, громкую и очень громкую речь («крик с трещоткой») при заглушении противоположного уха трещоткой Барани (рис. 1).

Рис. 1.

При исследовании шепотной речью рекомендуют произносить слова шепотом после физиологического выдоха, используя резервный (остаточный) воздух легких. При исследовании разговорной речью применяют обычную речь средней громкости. Критерием оценки слуха при шепотной и разговорной речи является расстояние от исследующего до обследуемого, с которого он уверенно повторяет не менее 8 из 10 предъявляемых ему слов. Громкая и очень громкая речь применяется при тугоухости третьей степени и произносится над ухом пациента.

Исследование слуха с помощью камертонов

При исследования слуха камертонами используют набор разночастотных камертонов (рис. 2).

Рис. 2.

При исследовании слуха камертонами необходимо соблюдать ряд правил. Камертон следует держать за ножку, не касаясь бранш. Не следует касаться браншами ушной раковины и волос. При исследовании костной проводимости ножку камертона устанавливают на темя или лоб по средней линии (при определении феномена литерализации звук а) или на площадку сосцевидного отростка (при определении времени звучания камертона). Не следует ножку камертона прижимать слишком сильно к тканям головы, так как возникающее при этом у обследуемого болевое ощущение отвлекает его от основной задачи исследования; кроме того, это способствует ускоренному затуханию колебаний бранш камертона. Следует иметь в виду, что звуки в 1000 Гц и выше способны огибать голову обследуемого, поэтому при хорошем слухе на неисследуемое ухо может возникать феномен переслушивания по воздуху . Переслушивание может возникать и при исследовании тканевой проводимости; оно возникает в том случае, если в исследуемом ухе имеется перцептивная тугоухость, а противоположное ухо либо слышит нормально, либо в нем имеется кондуктивный тип тугоухости, например серная пробка или рубцовый процесс.

С помощью камертонов проводят ряд специальных аудиометрических тестов для дифференциальной диагностики между перцептивным и кондуктивным видами тугоухости. Результаты всех акуметрических тестов, осуществляемых с помощью живой речи и камертонов, целесообразно фиксировать в виде так называемого слухового паспорта (табл. 1, 2), который объединяет пять аспектов исследования:

1) выявление спонтанного раздражения звукового анализатора по тесту СШ (субъективный шум );

2) определение степени тугоухости в отношении живой речи по тестам ШР (шепотная речь ) и РР (разговорная речь ). При высокой степени тугоухости наличие слуха определяют по тесту «крик с трещоткой»;

3) определение с помощью камертонов чувствительности органа слуха к чистым тонам при воздушном и тканевом проведении звука;

4) выявление определенных корреляционных зависимостей между восприятием низких и высоких тонов при воздушном и костном проведении звука для дифференциальной диагностики форм тугоухости;

5) установление латерализации звука по костной проводимости для установления типа тугоухости на хуже слышащее ухо.

Таблица 1. Слуховой паспорт при нарушении звукопроведения

Тесты

Кр с трещоткой

Заглушение

С к 128 (N-40 c)


Опыт Швабаха

Опыт Вебера


Опыт Ринне

Опыт Бинга

Опыт Желле

Опыт Льюиса — Федеричи

Таблица 2. Слуховой паспорт при нарушении звуковосприятия

Тесты

Кр с трещоткой

Заглушение


С к 128 (N-40 c)

Укорочен

Опыт Швабаха

Опыт Вебера

Опыт Ринне

Опыт Желле

Тест СШ выявляет наличие раздражения периферического нервного аппарата органа слуха или состояние возбуждения слуховых центров. В слуховом паспорте наличие ушного шума отмечается символом «+».

Исследование живой речью . Это исследование проводится в отсутствие постороннего шума. Исследуемое ухо направлено в сторону обследующего, другое ухо плотно закрывают пальцем. Результаты исследования живой речью записываются в слуховом паспорте в метрах кратно числу 0,5: 0; «у рак», что означает — «слух у раковины»; 0,5; 1; 1,5 м и т. д. Результат фиксируют на том расстоянии, с которого обследуемый повторяет 8 из 10 названных слов.

При исследовании слуха камертонами камертон подносят к наружному слуховому проходу плоскостью бранши на расстоянии 0,5-1 см с периодичностью одного раза в 5 с. Запись в паспорте производится с этой же кратностью, т. е. 5 с; 10 с; 15 с и т. д. Факт понижения слуха устанавливают в тех случаях, когда время восприятия звука укорочено на 5% и более относительно паспортной нормы камертона.

Критерии оценки камертональных тестов типового слухового паспорта

  • При воздушном проведении звука:
    • кондуктивная (басовая) тугоухость: снижение продолжительности восприятия камертона С 128 при околонормальном восприятии камертона С 2048 ;
    • перцептивная (дискантовая) тугоухость: околонормальное время восприятия камертона С 128 и снижение продолжительности восприятия камертона с 2048 .
  • При тканевом (костном) проведении звука (применяют только камертон С 128):
    • кондуктивная тугоухость: нормальная или увеличенная продолжительность восприятия звука;
    • перцептивная тугоухость: снижение продолжительности восприятия звука.

Выделяют также смешанный тип тугоухости , при которой происходит укорочение времени восприятия басового (С 128) и дискантового (С 2048) камертонов при воздушном звукопроведении, и басового камертона при тканевом звукопроведении.

Критерии оценки камертональных тестов

Опыт Швабаха (1885). Классический вариант : ножку звучащего камертона прикладывают к темени обследуемого до прекращения восприятия им звука, после чего обследующий немедленно прикладывает ее к своему темени (предполагается, что у обследующего должен быть нормальный слух); если звук не слышен, это свидетельствует о нормальном слухе обследуемого, если звук все еще воспринимается, то у обследуемого костная проводимость «укорочена», что свидетельствует о присутствии перцептивной тугоухости.

Опыт Вебера (1834). Ножку звучащего камертона прикладывают по средней линии ко лбу или темени, обследуемый сообщает о наличии или отсутствии латерализации звука. При нормальном слухе или при симметричном его снижении звук будет ощущаться «посередине» или «в голове» без четкой латерализации. При нарушении звукопроведения звук латерализуется в хуже слышащее ухо, при нарушении звуковосприятия — в лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне (1885). При помощи С 128 или С 512 определяют время звучания камертона при воздушном проведении; затем определяют время звучания этого же камертона при тканевом проведении. В норме и при сенсоневральной тугоухости продолжительность восприятия звука при воздушном звукопроведении больше, чем при ткневом звукопроведении. В этом случае говорят, что «опыт Ринне положителен », и в слуховом паспорте этот факт отмечают в соответствующей ячейке знаком «+». В случае, когда время звучания при тканевом звукопроведении больше времени звучания при воздушном проведении, говорят, что «опыт Ринне отрицателен », и в слуховом паспорте проставляют знак «-». Положительный «Ринне» типичен для нормального слуха при нормальных временных показателях для воздушного и костного звукопроведения. Положителен он также и при сенсоневральной тугоухости, но при более низких временных показателях. Отрицательный «Ринне» характерен для нарушения звукопроведения. При отсутствии восприятия звука посредством воздушного звукопроведения говорят о «бесконечно отрицательном Ринне», при отсутствии костной проводимости говорят о «бесконечно положительном Ринне». «Ложный отрицательный Ринне» отмечают при переслушивании через кость другим ухом в том случае, если слух на это ухо нормальный, а в обследуемом ухе имеется выраженная сенсоневральная тугоухость. В этом случае для исследования слуха здоровое ухо заглушают трещоткой Барани.

Опыт Желле (1881). Предназначен для определения наличия или отсутствия подвижности основания стремени и применяется в основном для выявления анкилоза стремени при отосклерозе. Опыт основан на феномене понижения громкости звучащего камертона при костном проведении во время повышения давления в наружном слуховом проходе. Для проведения опыта используют низкочастотный камертон с длительным временем звучания и баллон Политцера с наставленной на его конце резиновой трубкой с оливой. Оливу, подобранную по размеру наружного отверстия слухового прохода, плотно вставляют в наружный слуховой проход, а звучащий камертон рукояткой приставляют к площадке сосцевидного отростка. Если звук становится тише, говорят о «положительном » опыте Желле, если не изменяется, то опыт определяют как «отрицательный ». Соответствующие символы проставляются в слуховой паспорт. Отрицательный опыт Желле наблюдают при диссоциации слуховых косточек в результате травмы, перфорациях барабанной перепонки и облитерации окон ушного лабиринта. Вместо камертона можно использовать костный телефон аудиометра.

Тональная пороговая аудиометрия

Тональная пороговая аудиометрия — стандартный общепринятый метод исследования слуховой чувствительности к «чистым» тонам в диапазоне 125-8000 (10 000) Гц при воздушном проведении звука и в диапазоне 250-4000 Гц при костном проведении звука. Для этой цели применяются специальные генераторы звука, шкалы которых отградуированы в дБ. Современные аудиометры снабжены встроенным компьютером, программное обеспечение которого позволяет протоколировать исследование с отображением на дисплее тональной аудиограммы и ее фиксацией в «твердой копии» на специальном бланке при помощи принтера с указанием протокольных данных. Для правого уха на бланке тональной аудиограммы используется красный цвет, для левого — синий; для кривых воздушной проводимости — сплошная линия, для костной проводимости — пунктирная. При проведении тональной, речевой и других видов аудиометрического исследования пациент должен находиться в звукозаглушенной камере (рис. 3). Каждый аудиометр снабжен дополнительно генератором шумовых узкополосных и широкополосных спектров для проведения исследования с маскировкой неисследуемого уха. Для исследования воздушной проводимости применяют специально отградуированные наушники; для костной проводимости — «костный телефон» или вибратор.

Рис. 3. Аудиометр; на заднем плане — звукозаглушенная мини-камера

Кроме пороговой тональной аудиограммы в современных аудиометрах заложены программы многих других тестов.

При нормальном слухе кривые воздушной и костной проводимости проходят около пороговой линии с отклонением на разных частотах в пределах ±5-10 дБ, если же кривые опускаются ниже этого уровня, это свидетельствует о нарушении слуха. Различают три основных типа изменения тональной пороговой аудиограммы: восходящий, нисходящий и смешанный (рис. 4).

Рис. 4. Основные типы тональных пороговых аудиограмм: I — восходящий при нарушении звукопроведения; II — нисходящий при нарушении звуковосприятия; III — смешанный при нарушении звукопроведения и звуковосприятия; РУ — резерв улитки, указывающий на потенциальную возможность восстановления слуха до уровня костной проводимости при условии устранения причины тугоухости

Надпороговая аудиометрия

Надпороговая аудиометрия включает аудиометрическис пробы, в которых тестовые тональные звуки и речевые сигналы превышают порог чувствительности слуха. С помощью этих проб достигаются следующие цели: выявление феномена ускоренного нарастания громкости и адаптационных резервов органа слуха, определение уровня слухового дискомфорта , степени разборчивости речи и помехоустойчивости , ряд других функций звукового анализатора. Например, при помощи пробы Люшера — Цвиклоцкого определяют дифференциальный порог интенсивности при дифференциальной диагностике между кондуктивным и перцептивным типами тугоухости. Эта проба представлена в виде стандартного теста в любом современном аудиометре.

Речевая аудиометрия

В этом тесте в качестве тестирующих звуков используются отдельные специально подобранные слова, содержащие низкие и высокие частотные форманты. Результат оценивают по количеству правильно понятых и повторенных слов в процентном отношении к общему числу предъявленных слов. На рис. 5 приведены примеры речевых аудиограмм для различных типов тугоухости.

Рис. 5. Речевые аудиограммы при различных типах тугоухости: 1 — кривая при кондуктивной тугоухости; 2 — кривая при кохлеарной форме тугоухости; 3 — кривая при смешанной форме тугоухости; 4 — кривая при центральном типе тугоухости; а, б — различные позиции кривой разборчивости речи при кондуктивном типе тугоухости; в, г — отклонения кривых книзу при снижении УСД (при наличии ФУНГ)

Исследование пространственного слуха

Исследование функции пространственного слуха (ототопики) направлено на разработку методов топической диагностики уровней поражения звукового анализатора.

Исследование проводится в звукоизолированном помещении, оборудованном специальной акустической установкой, состоящей из генератора звука и расположенных перед испытуемым в вертикальной и горизонтальной плоскостях громкоговорителей.

Задача обследуемого заключается в определении локализации источника звука. Результаты оценивают по проценту правильных ответов. При сенсоневральной тугоухости точность определения локализации источника звука снижается на стороне хуже слышащего уха. Локализация звука по вертикали у этих больных изменяется в зависимости от потери слуха на высокие тоны. При отосклерозе полностью исключается возможность локализовать звук в вертикальной плоскости независимо от спектра частот тестирующего звука, в то время как локализация по горизонтали изменяется лишь в зависимости от асимметрии слуховой функции. При болезни Меньера отмечается постоянное нарушение ототопики во всех плоскостях.

Методы объективного исследования слуха

В основном эти методы применяются в отношении малолетних детей, лиц, проходящих экспертизу на наличие слуховой функции, и больных с ущербной психикой. Методы основаны на оценке слуховых рефлексов и вызванных слуховых потенциалов.

Слуховые рефлексы

В их основе лежат рефлекторные связи органа слуха с сенсомоторной сферой.

Ауропальпебральный рефлекс Прейера (Н. Рreyer, 1882) — непроизвольное мигание, возникающее при резком внезапном звуке. В 1905 г. В. М. Бехтерев предложил использовать этот рефлекс с целью выявления симуляции глухоты. Различные модификации этого рефлекса использовались в клинике Н. П. Симановского. В настоящее время этот рефлекс применяется для исключения глухоты у грудных детей.

Ауроларингеальный рефлекс (J. Mick, 1917). Сущность этого рефлекса заключается в том, что под влиянием неожиданного резкого звука возникает рефлекторное смыкание голосовых складок с последующим их разведением и глубоким вдохом. Этот рефлекс в экспертной пробе весьма надежен, поскольку он относится к безусловным, не зависящим от воли испытуемого, реакциям.

Ауропупиллярный рефлекс (G. Holmgren, 1876) заключается в рефлекторном расширении, а затем в сужении зрачков под влиянием внезапного сильного звука.

Рефлекс Фрешельса (Froeschels). Заключается в том, что при резком звуке возникает непроизвольное отклонение взора в сторону источника звука.

Рефлекс Цемаха (Cemach). При внезапном громком звуке возникает наклон головы и туловища (реакция отстранения) в сторону, противоположную той, с которой раздался резкий сильный звук.

Звуковые двигательные рефлексы мышц барабанной полости . Эти безусловные рефлексы, возникающие в ответ на надпороговую звуковую стимуляцию, получили широкое распространение в современных аудиологии и сурдологии.

Слуховые вызванные потенциалы

Метод основан на феномене генерации в нейронах слуховых зон коры головного мозга биоэлектрических вызванных потенциалов , возникающих при озвучивании рецепторных клеток спирального органа улитки, и регистрации этих потенциалов при помощи их суммации и компьютерной обработки; отсюда и другое название метода — компьютерная аудиометрия . В аудиологии используют слуховые вызванные потенциалы для топической диагностики центральных нарушений звукового анализатора (рис. 6).

Рис. 6. Схематическое изображение усредненных вызванных слуховых биопотенциалов

Методы исследования слуховой трубы

Исследование слуховой трубы является одним из основных методов диагностики заболеваний как этого органа, так и среднего уха и их дифференциальной диагностики.

Скопические методы

При отоскопии нарушения функций слуховой трубы проявляются: а) втянутостью расслабленной и натянутой частей барабанной перепонки; б) увеличением глубины конуса барабанной перепонки, из-за чего короткий отросток молоточка выпячивается наружу (симптом «указательного пальца»), световой рефлекс резко укорочен или вовсе отсутствует.

При эпифарингоскопии (задней риноскопии) оценивают состояние носоглоточных устьев слуховых труб (гиперемия, сенехии, повреждения и др.), состояние трубных миндалин и аденоидной ткани, хоан, сошника, ретроспективу носовых ходов.

Пневмоотоскопия

Методика проводится с помощью воронки Siegle (1864), снабженной резиновым баллончиком для воздействия на барабанную перепонку воздушной струей (рис. 7).

Рис. 7. Воронка Зигле с пневматической приставкой

При нормальной вентиляционной функции слуховой трубы импульсное повышение давления в наружном слуховом проходе вызывает колебания барабанной перепонки. При нарушении вентиляционной функции слуховой трубы или при адгезивном процессе подвижность перепонки отсутствует.

Сальпингоскопия

Для осмотра носоглоточного устья слуховой трубы применяются современные оптические эндоскопы.

В настоящее время для осмотра слуховой трубы применяются тончайшие фиброскопы с управляемой оптикой на дистальном конце, которые могут проникать через слуховую трубу в барабанную полость для проведения туботимпанальной микрофиброэндоскопии .

Продувание слуховой трубы . Этот способ применяется как с диагностической, так и с лечебной целью. Для него используют специальный резиновый баллон, соединенный посредством резиновой трубки с носовой оливой, которую вставляют в ноздрю и плотно зажимают вместе с другой ноздрей. Обследуемый делает глоток воды, во время которого полость носоглотки перекрывается мягким небом, а глоточное отверстие слуховой трубы раскрывается. В этот момент баллон сдавливают, в полости носа и носоглотке повышается давление воздуха, который при нормальном функционировании слуховой трубы поступает в среднее ухо. Вместо глотка воды можно произносить звуки, при артикуляции которых происходит перекрытие носоглотки мягким небом, например «также-также», «ку-ку», «пароход» и др. При поступлении воздуха в барабанную полость в наружном слуховом проходе можно услышать своеобразный шум. При выслушивании этого шума применяется отоскоп Лютце , представляющий собой резиновую трубку, на концах которой находятся две ушные оливы. Одну из них вставляют в наружный слуховой проход обследующего, другую — в наружный слуховой проход обследуемого. Выслушивание осуществляется во время глотка при зажатом носе (проба Тойнби ).

Более эффективным способом определения проходимости слуховой трубы является проба Вальсальвы , которая заключается в попытке усиленного выдоха при плотно зажатом носе и губах. При этой пробе в случае проходимости слуховой трубы у обследуемого возникает ощущение распирания в ушах, а обследующий выслушивает при помощи отоскопа характерный дующий или хлопающий звук. Ниже приведен список наиболее известных проб.

До наших дней дошли принципы оценки проходимости слуховой трубы по степеням. А. А. Пухальский (1939) предложил классифицировать состояние вентиляционной функции слуховых труб по четырем степеням:

  • I степень — шум выслушивается при простом глотке;
  • II степень — шум выслушивается при пробе Тойнби;
  • III степень — шум выслушивается при пробе Вальсальвы;
  • IV степень — шум не выслушивается ни при одной из перечисленных проб. Полную непроходимость оценивают по отсутствию шума при проведении пробы Политцера с глотком воды. При невозможности определения проходимости слуховой трубы приведенными способами прибегают к ее катетеризации.

Катетеризация слуховых труб

Для проведения катетеризации слуховой трубы необходимы следующие инструменты (рис. 8): баллон Политцера (7) для продувания слуховой трубы; отоскоп Лютце (2) для выслушивания ушного шума, возникающего при прохождении воздуха через слуховую трубу, и ушной катетер (канюля Гартмана) для прямого продувания слуховой трубы способом ее катетеризации.

Рис. 8. Набор инструментов для катетеризации слуховой трубы: 1 — резиновый баллон; 2 — отоскоп — резиновая трубка для выслушивания шума; 3 — катетер для прямого зондирования слуховой трубы

Техника катетеризации слуховой трубы

Катетер вводят по общему носовому ходу клювом вниз до соприкосновения с задней стенкой носоглотки, поворачивают его на 90° в сторону противоположного уха и подтягивают до соприкосновения с сошником. Затем поворачивают катетер клювом книзу на 180° в сторону исследуемой слуховой трубы так, чтобы клюв был обращен к боковой стенке носоглотки. После этого клюв поворачивают кверху еще на 30-40°, чтобы колечко, находящееся у воронки катетера, оказалось направленным в сторону наружного угла глазницы. Завершающий этап заключается в поиске глоточного отверстия слуховой трубы, во время которого могут быть определены валики этого отверстия (задний и передний). Попадание в отверстие характеризуется ощущением «захвата» конца катетера. Далее вставляют конический конец баллона в раструб катетера и легкими движениями нагнетают в него воздух. При проходимости слуховой трубы прослушивается дующий шум, а при отоскопии после продувания обнаруживается инъецированность сосудов барабанной перепонки.

Ушная манометрия основана на регистрации повышения давления в наружном слуховом проходе, возникающем при повышении давления в носоглотке и наличии проходимости слуховой трубы.

В настоящее время исследование функции слуховой трубы проводят при помощи фонобарометрии и электротубометрии .

Фонобарометрия позволяет косвенным путем устанавливать величину давления воздуха в барабанной полости и контролировать состояние вентиляционной функции слуховой трубы.

Импедансная аудиометрия (англ. impedance , от лат. impedio — препятствую, оказываю сопротивление). Под акустическим импедансом понимают комплексное сопротивление, которое испытывают звуковые волны, проходящие через определенные акустические системы и приводящие эти системы в вынужденные колебания. В аудиологии исследование акустической импедансометрии направлено на определение качественных и количественных характеристик звукопроводящей системы среднего уха.

Современная импедансометрия включает измерение абсолютной величины входного импеданса, т. е. акустического сопротивления звукопроводящей системы; регистрацию изменений входного импеданса под влиянием сокращения мышц барабанной полости и ряд других показателей.

Акустическая рефлексометрия позволяет оценить рефлекторную деятельность мышц барабанной полости и диагностировать нарушения слуховой функции на уровне первого нейрона. Основными диагностическими критериями являются: а) величина порога стимулирующего звука в дБ; б) длительность латентного периода акустического рефлекса, отражающая функциональное состояние первого нейрона, от начала звукового стимула до рефлекторного сокращения ипси- или контралатеральной стременной мышцы; в) характер изменений акустического рефлекса в зависимости от величины надпорогового звукового стимула. Указанные критерии выявляют при измерении параметров акустического импеданса звукопроводящей системы.

Оториноларингология. В.И. Бабияк, М.И. Говорун, Я.А. Накатис, А.Н. Пащинин



Рассказать друзьям