Нравы и религия древней греции. IV

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Один грек стоит тысячи варваров . (Александр Македонский).

Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр. И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство. И все это лишь малая часть великого греческого наследия.

История древней Греции

Словосочетание «древняя Греция» у многих ассоциируется с высокой античной культурой, мудрыми афинскими философами, отважными спартанскими воинами и величественными храмами. На самом же деле древняя Греция, это не одна, а сразу несколько цивилизаций, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них можно выделить:

  • Минойскую цивилизацию, существовавшую в ранний период развития древней Греции, с ней связана, например, знаменитая легенда о Тесее и Минотавре, имеющая вероятно под собой и какую-то реальную историческую основу.
  • Ахейскую цивилизацию, именно об этом периоде пишет Гомер в своих эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея».
  • Эллинскую цивилизацию, собственно период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

Также и саму территорию древней Греции принято условно разделять на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной Греции находилась воинственная и суровая Спарта, сердце античной Греции – Афины, располагались в Средней Греции, на Севере же находилась Фессалия и Македония. (Последняя, впрочем, не считалась «тру греческой», македонцы были скорее полугреками-полуварварами, вот правда в истории самой древней Греции им была уготована значительная роль, но об этом смотрите дальше).

Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.

Ранний период

Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Период Архаики

Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» — по-гречески значит «народ», «кратос» — власть) и местом рождения этой формы правления.

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Классический период

Классический период древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (творец Парфенона в Афинах и многих других великих сооружений), Эсхил (талантливый драматург, «отец драмы»), Сократ и Платон (думаем, эти философы не нуждаются в представлении).

Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.

Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.

Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до . С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.

Эллинистический период

Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен -галатов.

И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

Культура древней Греции

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, кельтами и прочими варварами.

Искусство древней Греции

Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.

Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.

Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.

Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.

Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.

Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.

Религия в древней Греции

Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

Что интересно, в отличие от многих других религий, древним грекам совсем не был свойствен ни религиозный фанатизм («Если Александр так хочет быть богом, то пусть будет им», — спокойно заметили как-то спартанцы в ответ на притязание Александра Македонского о своем божественном происхождении), ни особое преклонение перед богами. Общаясь со своими богами, греки никогда не стояли на коленях, а беседовали с ними, словно с равными людьми.

А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.

  • Всем привычное слово «идиот» древнегреческого происхождения. Идиотом древние греки называли гражданина полиса, который не принимал участия в общественных собраниях и голосованиях, то есть человека, не интересующегося политикой в нашем современном понимании, который отстранил себя от политических перипетий.
  • В древней Греции существовал специальный институт гетер, которых ни в коем случае нельзя путать с проститутками. Гетеры, подобно японским гейшам были красивыми и в то же время образованными женщинами, способными и поддержать интеллектуальную беседу, и разбирающиеся в поэзии, музыке, искусстве, с широким кругозором, служащие для наслаждения мужчины не только в физическом смысле, но и во всех других мыслимых смыслах. Многие греческие гетеры собирали вокруг себя философов, поэтов, ученых, яркий тому пример, гетера Аспасия бывшая любовницей Перикла, в Аспасию в свое время даже был влюблен юный Сократ.
  • Всех других представителей так сказать менее культурных народов древние греки называли «варварами» и именно они ввели в обиход этот термин («варвар» с древнегреческого переводится как «чужеземец, чужестранец»). Позже римляне также заразились этой греческой ксенофобией.
  • Хотя греки и с пренебрежением относились ко всяким скифам и германцам, называя тех «варварами», в свою очередь сами они очень многое почерпнули из более развитой древнеегипетской цивилизации и культуры. Так, например Пифагор в молодости обучался у египетских жрецов. Историк Геродот также бывал в Египте и много беседовал с египетскими жрецами. «Вы греки, словно малые дети», — говорили ему тамошние жрецы.

Древняя Греция, видео

И в завершение интересный документальный фильм о древней Греции.


Мифы и легенды ранней Греции были одним из самых восхитительных явлений в культуре и быту народов средиземноморья. Но эти мифы и эта религия с богами древней Греции не были так однородны и прошли сложнейшую эволюцию. Ученые различают в мифологии три периода:

Первый период в развитии древних культов с древнегреческими богами - хтонический, по-другому его называют до олимпийским, классическим олимпийским, поздним героическим. Основные тенденции, которые характеризуют хтонический период, появились в древнегреческом обществе намного раньше, чем произошло дорийское завоевание XII в. до н. э. и даже раньше появления самых первых ахейских государств. Никаких источников не сохранилось, где бы эти воззрения были изложены полно и по порядку. Из-за этого появилась надобность в использование отдельных архаичных образов в религии богов древней Греции или мифологических эпизодов, которые были случайным образом, отражены в текстах, позднего периода развития Греции.

Сам термин "хтонический " появился от древнегреческого слова "хтон" - земля. В восприятии греков, земля была живым и всемогущем существом, которое все создает и все питает. Сущность земли проявлялась во всем, что могло окружать человека и в нем самом, это разъясняет то поклонение, с которым древние греки окружали символы божеств: необыкновенные камни, деревья и даже обычные доски.

Но обычный древний фетишизм смешивался у древних греков с анимизмом, это привело к тому, что в древней Греции появилась с богами сложная и необычная система верований. Так же, помимо богов у древних греков были и демоны. Это неизведанные и ужасные силы, которые не имели своего облика, но обладали великим могуществом, такие как:

Гарпии, которые по преданию являлись дочерями морского божества Тавманта и океаниды Электры, число которых колеблется от двух до пяти. Обычно они изображаются в виде отвратительных полуптиц-полуженщин. Даже в их именах звучит буря: Аэлла - "ветер", Аэллопа - "вихрь", Подарга - "быстроногая", Окипета - "быстрая", Келайно - "мрачная". В мифах говорится о гарпиях как о злобных похитительницах детей и человеческих душ.

От гарпии Подарги и бога западного ветра Зефира родились божественные быстроногие кони Ахилла. По преданию, гарпии некогда обитали в пещерах Крита, а позднее - в царстве мертвых;

  • - Горгоны, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини-земли Геи и моря Понта. Их три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза; последняя, в отличие от старших, существо смертное. Сестры обитали на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуей, со змеями вместо волос, клыкастой пастью, со взором, обращающим в камень все живое. Персей, освободитель красавицы Андромеды, обезглавил спящую Медузу, глядя на ее отражение в блестящем медном щите, подаренном ему Афиной. Из крови Медузы появился крылатый конь Пегас, плод ее связи с владыкой моря Посейдоном, который ударом копыта по горе Геликон выбил источник, дарующий вдохновение поэтам;
  • - Горгульи, воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека. Произведя внезапно, без всякой причины, некое действие, она бесследно исчезает. Горгульями называются также низшие демонические крылатые божества, посредники между богом и людьми. В христианских представлениях горгульи связаны исключительно со злой силой.

Горгульи известны как чудовища, украшающие средневековые храмы. Символизировали силы демонического и населенного драконами подземного мира. Считалось, что они укрощены высшей духовностью, средоточием которой является храм. Об этом свидетельствует их расположение в иерархии орнаменталистики: они всегда подчинены ангельским, небесным образам и не занимают центрального положения. Горгулья - образ сил хаоса, располагающегося на периферии мира, воплощение демонического начала, подчиненного высшей божественной воле. Являются неотъемлемой частью представления об упорядоченном мироздании как преодолевшем стадию хаоса; поставлены на службу ангелам либо другим божественным персонажам. В мифологиях других народов горгульями называют низших по отношению к богам сверхъестественных персонажей, злых духов;

Ламия, которая, по легендам, была возлюбленной Зевса и родила от него детей. Гера из ревности убила их и лишила возлюбленную верховного бога Зевса сна.

Ламия, скрывшись в мрачном подземелье, превратилась в чудовище, питавшееся людьми. Не имея возможности уснуть, это существо бродило ночами и высасывало кровь у встречных людей; ее жертвами чаще всего становились юноши. Чтобы уснуть, Ламия вынимала свои глаза, становясь на это время наиболее уязвимой;

Минотавр, чудовище с телом человека и головой быка, жившее в лабиринте на острове Крит. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, родился от Пасифаи, жены Миноса. Его отцом был бык, вышедший из моря, а по другой версии - сам Посейдон. Минос спрятал сына в подземном лабиринте, сооруженном Дедалом. Лабиринт был настолько сложным, что ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход.

Минос подозревал афинского царя Эгея в убийстве одного из своих сыновей и, чтобы отомстить, попросил Юпитера наслать на Афины чуму. Афиняне обратились за советом к оракулу, который сказал им, что эпидемия прекратится только в том случае, если они будут каждый год посылать на Крит на съедение Минотавру семь юношей и семь девушек.

Царевич Тесей решил спасти афинян от страшного жертвоприношения и уничтожить Минотавра. Он заменил собой одного из молодых людей, отправлявшихся на Крит. Там герою помогла влюбленная в него Ариадна, дочь Миноса. Она дала Тесею нить, которая должна была помочь выйти из лабиринта. Тесей вошел в лабиринт и победил Минотавра;

Химера, чудовище, имевшее три головы: одна была львиная, вторая - козья, росла на спине, а третьей - змеиной - заканчивался хвост существа.

Передняя часть туловища у Химеры была львиной, а задняя - козьей. Из пасти чудовища вырывался огонь, которым оно уничтожало дома и посевы жителей Ликии. Считалось, что Химера обитала в труднодоступных горах отдаленной ликийской провинции. Ни один человек не решался близко подходить к ее жилищу, окруженному разлагающимися тушами обезглавленных животных. Царь Ликии несколько раз посылал свои войска, чтобы уничтожить Химеру, но ни один воин не вернулся живым из похода.

Сын царя Коринфа Беллерофонт, оседлав прекрасного Пегаса, подлетел к логову чудовища и увидел на земле существо размером с лошадь, которое изрыгало пламя и угрожающе рычало так, что воздух вокруг сотрясался.

Сняв с плеча лук, Беллерофонт выпустил в Химеру все стрелы и смог уничтожить грозного врага. После этого он спустился в долину, отрубил у Химеры головы и доставил одну из них царю Ликии.

Демоны появлялись из ниоткуда, вмешивались в быт людей, самыми ужасными и катастрофическими образами, а за тем исчезали. С демонами обычно в религии древней Греции связывали представления о чудовищах, которых на этом этапе становления греческой культуры, так же воспринимали, как божественную силу.

В этих представлениях о древнегреческих богах и в отличительном отношение к Земли, как к Великой Матери проглядываются отголоски задумок различных этапов становления греческой культуры - и очень раннего времени, когда человек не отделял себя от природы и создавал образы человекоподобных животных, и периода, когда женское господство в обществе подкреплялись повествованиями о огромной силе Земли. Но лишь одно соединяло все воззрения - представление о том, что древнегреческие боги равнодушны.

Второй период в развитии религиозных культов с древнегреческими богами- классический олимпийский. Боги в древней Греции воспринимались как очень могущественные существа, но и опасные, от которых нужно постоянно откупаться, для того что бы снискать от богов благих дел. Таким и пристает один из богов древней Греции - бог Пан, который в отличие от некоторых других древнегреческих богов, не стал монстром, а так и остался в древней Греции богом, он был покровителем полей и лесов. Его связывали с дикой природой, а не с обществом человека, и, несмотря на склонность к развлечением, может вселять в людей страх. С ногами козла и рогами, он появлялся, когда солнце было в своем зените и все замирало от жары, это время считалось таким же опасным, как и ночь. Бог древней Греции - Пан, мог быть и справедливым и добрым, но все, же встречаться с этим богом лучше не стоит, он сохранил в себе звериный облик, который ему дала сама Мать - Земля;

Развал матриархата и начало перехода к патриархату, становление начальных государств ахейце - все эти факторы стали импульсом к полному видоизменению всей мифологии, к отходу от устаревших богов древней Греции и возникновению новых. Так же как и у других людей, богов, которые были бездушными силами природы, заменяют в религии древней Греции другие боги, которые в свою очередь были покровителями отдельных человеческих групп. Группы были объедены по различным признакам: сословным, классовым, профессиональным, но у них всех было, то, что их объединяло - все эти люди не были дружны с природой, они стремились взять себе ее во власть, сделать из нее что-то новое, принудительно заставить подчиниться человеку. Ведь не случайно, древнейшие мифы олимпийского цикла стартуют с изгнания существ, которым в ранние времена подчинялись, как богам. Божество древней Греции - Аполлон убивает великанов и дракона, люди - полубоги, убивают других существ: Химеру, Медузу, Гидру. Как раз в этот период, Зевс празднует победу над богами древнего мира, он становится в религии древней Греции царем богов космоса. Образ Зевса получился весьма сложным и сформировался не за один день. Полный образ Зевса сложился только после дорийской победы, люди, пришедшие с севера, воздвигли его в абсолютные боги. В равновесном мире, у Зевса появлялись дети от обычных земных женщин, которые завершали дело своего знаменитого отца, уничтожая чудовищ, которые остались.

Дети богов в религии и мифологии древней Греции - это герои, символизирующие единство мира простых людей и богов, связь с ними и вниманием, с которым боги следят за народом. Боги оказывают содействие героям, а под их гнев попадают нерадивые граждане. Демоны в этот период тоже приобретают другое лицо, теперь они становятся духами, обитаю Из такого антропоморфического представления о божестве развились и понятия о культовой статуе бога, которой можно было поклоняться, и о храме, где эта статуя стояла и где жрецы день за днем несли службу богу или богине, внимая их указаниям и исполняя их волю.

Третий период становления религии богов древней Греции - поздний героический. Развитие и становление государства, общество становится более сложным, а с ним и отношения в обществе, постепенно, как греки получают представление об окружающем их мире, у них складывается ощущение трагичности, они уверенны, что в мире творится зло. В период, когда герои получили наибольшее развитие, снова появляется мнение, что есть сила, которой подчиняется все живое и не живое, в том числе и сами боги мифологии древней Греции. Перед этой силой падает и великий Зевс, в это время и Зевсу приходится не сладко, ему приходится выбивать из титана Прометея сведения о своей судьбе, приходится наблюдать за тем, как его сын Геракл подвергается всевозможным испытаниям.

Боги в религии древней Греции не очень милостиво были настроены по отношению к людям. За нарушение их воли наказания носили ужасный характер. Тантал, например, вечно мучил от жажды и голода, Иксион приковывал к огненному колесу, которое вращалось.

В поздних греческих обществах религия в мире древней Греции постепенно приходила в упадок, выражаясь простыми исполнениями традиционных обрядов, а мифология стала обычной сокровищницей сюжетов и образов.

Реферат

Древнегреческая религия

Введение 3

1. Древнегреческая религия и мифология 4

2. Боги и религия Древней Греции 8

3. Жертвы и шествия – формы почитания богов в Древней Греции 11

Список литературы 14

Введение

Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции – Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды.

Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм – обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах. В некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.

1. Древнегреческая религия и мифология

Мифология Древней Греции представляет собой совокупность сказаний о стихийных силах природы, демонах, богах и героях, возникших в результате перенесения общинно-родовых отношений на весь окружающий мир и фантастически обобщенного отражения этого мира в сознании первобытного человека. Греческая мифология, по словам Маркса, это – "...природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией". Греческая мифология имеет длительную историю развития, проходя вначале стадии фетишизма, тотемизма и анимизма. На ранних стадиях своего развития она характеризуется стихийными, чудовищными и часто даже уродливыми формами, т.е. имеет черты ярко выраженного хтонизма (от греч. χϑών – земля, которая, по мифологическим воззрениям, порождала все эти чудовища). В эпоху первобытнообщинного строя в религиозных и мифологических представлениях древних греков большое значение приобретают фетишистские представления о неотделимости духовной сущности предметов от них самих.

Бог Зевс представлялся орлом, лебедем, молнией, громом и т.д.; Афина – совой или змеей. В последующем эти представления сохранились в виде отдельных рудиментов, когда животные или неодушевленные предметы выступали уже как атрибуты или временные вместилища бога (например, принятие Зевсом вида орла или быка, эпитет Афины – "совоокая"). В древнейшую эпоху (соответствующую стадии матриархата) еще не было определенной иерархии богов. Задолго до появления олимпийской мифологии существовало множество местных богов, которые почитались в отдельных общинах и не имели всеобщего значения.

По мере оформления олимпийской мифологии имена этих богов или места их почитания становились лишь новыми эпитетами того или иного бога (например, Зевс Трофоний, Артемида Эфесская, Аполлон Дельфийский). Наивысший расцвет античной мифологии относится ко 2-му тысячелетию до н. э., т. е. к крито-микенской культуре, когда окончательно оформляется олимпийский пантеон богов, живущих на "снежной" и "многоущельной" горе Олимп и подчиненных власти одного бога "отца людей и богов" – Зевса. Каждое олимпийское божество обладает своей строго определенной функцией: Афина – богиня войны, высших родов искусства, ремесла, охранительница городов и стран, Гермес – бог торговли, Аполлон – бог разнообразных губительных и целительных функций, покровитель искусств, Артемида – богиня охоты, Афродита – богиня любви и красоты, и т. д. Олимпийская мифология характеризуется ярко выраженным антропоморфизмом. Боги и демоны в религиозных и мифологических представлениях древних греков обладают физическим телом, они в определенном месте живут и имеют самые обыкновенные человеческие качества и даже пороки и недостатки. Вместо прежних сказаний о чудовищах появляются мифы, о героях (Геракле, Тесее), которые борются с этими чудовищами и уничтожают их.

Однако этот антропоморфизм, свидетельствующий о растущей власти человека над природой, характеризует только определенную, исторически преходящую ступень в развитии древнегреческой мифологии. "Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы". С разложением общинно-родовых отношений, с зарождением научного знания наивный мифологический антропоморфизм разлагается, а антропоморфные образы богов становятся предметом острой критики.

Уже у древних греческих поэтов Гесиода и Пиндара Зевс лишается антропоморфных качеств и превращается в образ, олицетворяющий принцип мировой справедливости; в "Прикованном Прометее" Эсхила он изображается в виде мирового деспота, человеконенавистника, представителя слепых и неразумных сил.

Теряют антропоморфные качества и становятся абстрактными также и др. образы старой мифологии. С появлением рабовладельческой формации древнегреческая мифология теряет свой наивный характер и становится идейно-художественным методом в идеологии внутриполисной жизни.

Параллельно с развитием греческой мифологии развивается и формируется древнегреческая религия, т. е. вера в сверхъестественную силу богов, закрепленная системой культов и обрядов. Так же, как и мифология, греческая религия древнейшего времени носит следы фетишизма, тотемизма и анимизма. Культовая практика древних греков сводилась в основном к жертвоприношениям и молитвам, которые производились, как правило, в храмах, посвященных тем или иным божествам. Наряду с официальной государственной религией в Древней Греции были распространены и богослужения, открытые только для посвященных (мистерии).

В догомеровской Греции особенное распространение имели мистерии, посвященные хтоническим (подземным) божествам: (Триптолему и др.). Известны также и элевсинские мистерии в честь Деметры, орфической мистерии в честь Диониса, культ кабиров (подземных богов).

Древнегреческая мифология оказала влияние и на греческую философию. Древнейшие философские воззрения, относящиеся к первобытнообщинному строю, развивались внутри мифологической формы. Греческая философия оказалась такой же вещественной и материальной, как и древнегреческие представления о богах. Тем не менее, философия с первых же своих шагов стала на путь активной борьбы с мифологией и религией.

Поэтому историческое рассмотрение греческой мифологии и религии немыслимо без учета острой их критики со стороны передовой древнегреческой философии. Первый период греческой философии, т. е. 6–5 вв. до н. э., – это натурфилософия, учение о том, что бытие состоит из материальных стихий (земли, воды, воздуха, огня, эфира) и из круговорота этих стихий. Признание этих материальных стихий свойственно не только философам-материалистам (Гераклит, Демокрит), но и идеалистам. Элеаты, например, хотя и учили, что истинное бытие лишено множественности и движения, тем не менее, даже и свое "единое", или "бытие", тоже понимали, в конце концов, как особого рода тонкую материю. Элеаты, начиная с Ксенофана, восстают против антропоморфизма, полагая, что все живые существа создают богов по своему образу и подобию. Таким же материальным является и нус (ум) Анаксагора. Атомы Демокрита имеют определенную величину и фигуру и представляются своего рода миниатюрными статуэтками. Открытой борьбой с мифологией, а в значительной мере и со всякой религией прославились софисты, устами Протагора провозглашавшие знаменитый тезис, что человек есть мера всех вещей.

Новое отношение к греческим богам было сформулировано в стоицизме, эпикурействе и скептицизме. Для стоиков боги и демоны суть только чистейшая аллегория (Гефест – огонь, Гера – воздух, Дионис – виноград и вино, Афина Паллада – мудрость и т. д.). Для эпикурейцев боги суть только отвлеченные идеалы, хотя и представляемые в виде живых существ, но совершенно бессильных и никак не влияющих на жизнь природы и общества. По словам Маркса, боги Эпикура, "...будучи похожи на людей, живут в межмировых пространствах действительного мира, имеют не тело, а нечто вроде тела, не кровь, а нечто вроде нее; пребывая в блаженном покое, они не внемлют ничьей мольбе, не заботятся ни о нас, ни о мире...". Скептики отрицали вообще всякую возможность познания как бытия вообще, так, в частности, богов и демонов.

В период 3–1 вв. до н. э., вследствие сближения Греции с Востоком, опять возрождаются древние культы Великой Матери, возрастает влияние дельфийского Аполлона, появляется астрология и возрождаются мистические культы.

Этот процесс отражается и в философии, которая начинает сближаться с религией и мифологией. В неоплатонизме, представляющем в определенной мере реставрацию древней мифологии, старинные образы богов, демонов и героев, стихийные и часто даже грубые, представляются в изощренно логической интерпретации. Антропоморфная греческая мифология окончательно разлагается, становясь объектом всякого рода логических спекуляций.

Древнегреческая мифология оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Ее человечные, проникнутые чувством гармонии и меры образы стали почвой для развития высокохудожественного античного искусства. Она оказала воздействие на формирование древнеримской религии и мифологии. В средние века с распространением христианства античная мифология была отвергнута, античных богов стали считать за бесов, а их изображения – за идолов.

Греческая мифология, как и вся греческая культура, была широко использована идеологами Возрождения. Античная мифология играла значительную роль и в последующие эпохи, получая различную интерпретацию в науке и искусстве. Образы греческой мифологии, воплотившиеся в искусстве, отражают исторически преходящую эпоху "детства человеческого общества" и до сих пор продолжают "... в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом".

В ранний период древнегреческой религии чтились свои божества, связанные с местными особенностями или олицетворявшие их, от которых зависела жизнь верующих: так в Псофиде поклонялись местной реке Эриманф, которой был посвящен храм; в Орхомене - священным камням, будто бы упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхесмий, Зевс Лафистий - олицетворение горы Лафистиона. В каждой местности или городе был свой патрон-покровитель. Этот культ носил государственный характер. Причем культ этот был очень строгим: вообще к богам можно было относиться скептически, общеобязательных догматов греческая религия не знала, но нельзя было уклоняться от исполнения обязанностей обрядов в честь бога-покровителя, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание.

Из множества местных богов, с течением времени, некоторые образы слились в единые общегреческие божества, например, Зевс Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, переросли в культ Зевса - как верхового бога, "отца богов и людей". Самое имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевропейскому корню (Дьяус у индийцев, Тиу у германцев). У имени Зевса существовало около 50 эпитетов, указывающих на его функции: подземный, т. е. обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель, властитель судеб и т. д.

Аполлона считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка. Бог-целитель Акслепий сложился на чисто греческой почве. Аркадским по происхождению был бог пастухов Пан. Малоазиатская богиня плодородия Афродита превратилась у греков в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение женственности. Арес, заимствованный у франкийцев стал неистовым богов войны. Далее: Деметра - богиня плодородия, Гефест – олицетворение земного огня и кузнечного ремесла, Гестия - также олицетворение огня, только домашнего, божество семейного очага, Гермес - покровитель дорог и путников, бог торговли. Некоторые из греческих богов представляют собой более или менее абстрактные образы - олицетворения отдельных отвлеченных понятий: Плутос - непосредственное олицетворение богатства, Немезида - богиня возмездия, Фемида - богиня правосудия, Мойры - богини судьбы, Нике - богиня победы и это далеко не все божества греков.

Космогоническая тематика в народных верованиях не занимала заметного места. Идея бога-творца отсутствовала в этой религии. По Гесиоду из Хаоса родилась Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет, Эфир, День, Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и Земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и другие олимпийские боги.

Центрального культа В Греции не было, но на почве культурной общности, некоторые культовые центры получили широкое, общегреческое значение. Святилища Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры в Эпидавре и др. получили широкую известность и пользовались почитанием во всей Греции.

2. Боги и религия Древней Греции

Мифы и легенды ранней Греции были одним из самых восхитительных явлений в культуре и быту народов средиземноморья. Но эти мифы и эта религия с богами древней Греции не были так однородны и прошли сложнейшую эволюцию. Ученые различают в мифологии три периода:

1. Хтонический, по-другому его называют доолимпийским, классическим олимпийским, поздним героическим

Основные тенденции, которые характеризуют хтонический период, появились в древнегреческом обществе намного раньше, чем произошло дорийское завоевание XII в. до н. э. и даже раньше появления самых первых ахейских государств. Никаких источников не сохранилось, где бы эти воззрения были изложены полно и по порядку.

Из-за этого появилась надобность в использование отдельных архаичных образов в религии богов древней Греции или мифологических эпизодов, которые были случайным образом отраженны в текстах, позднего периода развития Греции.

Первый период в формировании религиозных культов с богами древней Греции.

Сам термин “хтонический ” появился от древнегреческого слова “хтон” – земля. В восприятии греков, земля была живым и всемогущем существом, которое все создает и все питает. Сущность земли проявлялась во всем, что могло окружать человека и в нем самом, это разъясняет то поклонение, с которым древние греки окружали символы божеств: необыкновенные камни, деревья и даже обычные доски.

Но обычный древний фетишизм смешивался у древних греков с анимизмом, это привело к тому, что в древней Греции появилась с богами сложная и необычная система верований. Так же, помимо богов у древних греков были и демоны. Это неизведанные и ужасные силы, которые не имели своего облика, но обладали великим могуществом.

Демоны появлялись из неоткуда, вмешивались в быт людей, самыми ужасными и катастрофическими образами, а за тем исчезали. С демонами обычно в религии древней Греции связывали представления о чудовищах, которых на этом этапе становления греческой культуры, так же воспринимали, как божественную силу.

В этих представлениях о древнегреческих богах и в отличительном отношение к Земли, как к Великой Матери проглядываются отголоски задумок различных этапов становления греческой культуры – и очень раннего времени, когда человек не отделял себя от природы и создавал образы человекоподобных животных, и периода, когда женское господство в обществе подкреплялись повествованиями о огромной силе Земли. Но лишь одно соединяло все воззрения – представление о том, что древнегреческие боги равнодушны.

Боги в древней Греции воспринимались, как очень могущественные существа, но и опасные, от которых нужно постоянно откупаться, для того что бы снискать от богов благих дел. Таким и пристает один из богов древней Греции - бог Пан, который в отличие от некоторых других древнегреческих богов, не стал монстром, а так и остался в древней Греции богом, он был покровителем полей и лесов. Его связывали с дикой природой, а не с обществом человека, и, несмотря на склонность к развлечением, может вселять в людей страх. С ногами козла и рогами, он появлялся, когда солнце было в своем зените и все замирало от жары, это время считалось таким же опасным, как и ночь. Бог древней Греции - Пан, мог быть и справедливым и добрым, но все, же встречаться с этим богом лучше не стоит, он сохранил в себе звериный облик, который ему дала сама Мать – Земля.

2. Второй период в развитии религиозных культов с древнегреческими богами

Развал матриархата и начало перехода к патриархату, становление начальных государств ахейце – все эти факторы стали импульсом к полному видоизменению всей мифологии, к отходу от устаревших богов древней Греции и возникновению новых. Так же как и у других людей, богов, которые были бездушными силами природы, заменяют в религии древней Греции другие боги, которые в свою очередь были покровителями отдельных человеческих групп. Группы были объедены по различным признакам: сословным, классовым, профессиональным, но у них всех было, то, что их объединяло – все эти люди не были дружны с природой, они стремились взять себе ее во власть, сделать из нее что-то новое, принудительно заставить подчиниться человеку.

Ведь не случайно, древнейшие мифы олимпийского цикла стартуют с изгнания существ, которым в ранние времена подчинялись, как богам. Божество древней Греции - Аполлон убивает великанов и дракона, люди – полубоги, убивают других существ: Химеру, Медузу, Гидру. Как раз в этот период, Зевс празднует победу над богами древнего мира, он становится в религии древней Греции царем богов космоса. Образ Зевса получился весьма сложным и сформировался не за один день. Полный образ Зевса сложился только после дорийской победы, люди, пришедшие с севера, воздвигли его в абсолютные боги.

В равновесном мире, у Зевса появлялись дети от обычных земных женщин, которые завершали дело своего знаменитого отца, уничтожая чудовищ, которые остались. Дети богов в религии и мифологии древней Греции–это герои, символизирующие единство мира простых людей и богов, связь с ними и вниманием, с которым боги следят за народом. Боги оказывают содействие героям, а под их гнев попадают нерадивые граждане. Демоны в этот период тоже приобретают другое лицо, теперь они становятся духами, обитающими во всех стихиях.

3. Третий период становления религии богов древней Греции

Развитие и становление государства, общество становится более сложным, а с ним и отношения в обществе, постепенно, как греки получают представление об окружающем их мире, у них складывается ощущение трагичности, они уверенны, что в мире творится зло.

В период, когда герои получили наибольшее развитие, снова появляется мнение, что есть сила, которой подчиняется все живое и не живое, в том числе и сами боги мифологии древней Греции. Перед этой силой падает и великий Зевс, в это время и Зевсу приходится не сладко, ему приходится выбивать из титана Прометея сведения о своей судьбе, приходится наблюдать за тем, как его сын Геракл подвергается всевозможным испытаниям.

Боги в религии древней Греции не очень милостиво были настроены по отношению к людям. За нарушение их воли наказания носили ужасный характер. Тантал, например, вечно мучил от жажды и голода, Иксион приковывал к огненному колесу, которое вращалось. В поздних греческих обществах религия в мире древней Греции постепенно приходила в упадок, выражаясь простыми исполнениями традиционных обрядов, а мифология стала обычной сокровищницей сюжетов и образов.

3. Жертвы и шествия – формы почитания богов в Древней Греции

Обрядность и культ у греческого народа сохранялись, по всей вероятности, в виде традиции шедшей от эпохи героев великого Гомера до более поздних периодов в истории Греции. Даже до самого римского завоевания и после, практически до введения христианской веры в виде государственной религии в великой Византийской Империи. Конечно, в первую очередь следует указать на обязательное жертвоприношение. Их могли приносить как в храме, так и за его пределами.

Сам храм, в большинстве случаев, возводился на возвышенности и отделялся от других сооружений большой оградой. В храме устанавливались изображения определенного бога и большой алтарь для бескровных и ценных реликвий. Кроме того, существовали специальные помещения для священных реликвий и пожертвований. Кровавые жертвоприношения совершались на площадке перед зданием храма, но не за пределами ограды.

Даже у самых древних племен греков жрецы не исполняли существенной роли в обществе, а их обязанности мог выполнять абсолютно любой человек.

Данное положение сохранилось и при возникновении отдельного государства.

Религия в древней Греции – это дело государственное, и жрецы, по своей сути, являлись государственными служащими, которые также подчинялись законам, как и другие простые граждане страны.

Обязанности же жреца при крайней необходимости мог исполнить царь или глава рода. Жрецы не учили религии и не трудились над созданием богословских трудов, практически никоим образом не развивали религиозную мысль. А узкий круг их обязанностей был ограничен исполнением обряда, исключительно в конкретном храме, к которому каждый жрец приписывался.

Общение с богами в древней Греции во время богослужения обуславливалось таким же восприятием их благодетельных, понятных и могущественных существ. Дарами были жертвы, а в обмен бог должен был исполнить просьбу молящегося человека. Бескровные жертвы могли состоять из фруктов, овощей и различных других продуктов, которые посвящались отдельным богам. Кровавое жертвоприношение было сведено к убийству какого-либо животного, но в крайних случаях в жертву мог принестись и человек.

Самыми распространенными жертвами для задабривания богов в древней Греции были быки, свиньи и овцы. Во время всеобщих праздников и особых случаев в государственной жизни общества могло быть убито более ста животных. Данное жертвоприношение носит название гекатомб.

Все животные, которые приносились в жертву богам в древней Греции, должны были быть идеальны, без каких-либо недостатков. Жрецы перед данным священнодействием наряжались в белую одежду и мыли руки в соленой воде. Обряд происходил при абсолютном молчании, но было музыкальное сопровождение флейтистов. Небольшой кусок умершего животного сжигалось прямо на алтаре, другая часть отходила жрецам, оставшееся же съедалось на пиру, который обычно проходил после подобного богослужения. После священнодействия жрец читал молитву богам в древней Греции, которую должны были повторять все без исключения участники церемонии. К религиозным обрядам также относились проклятие и клятва, т.к. как их можно было произносить по строго установленным порядкам и правилам с одновременным призванием богов в древней Греции.

В доме у греков тоже могли быть возведены алтари для приношения жертв и устанавливаться статуи покровителей.

Домашний очаг считался священным, т. к. над ним покровительствовала Гестия и, при совершении бескровных жертвенных обрядов у очага, греки напрямую обращались только к этой богине.

На пятый день жизни ребенка его проносили вокруг очага, дабы попытаться оградить его от возможного зла. Похороны тоже проводились по строго устоявшейся церемонии. Покойного мазали мазями и различными благовониями. Наряжали в белые одежды, с небольшой монетой во рту, которая предназначалась для Харона, который был перевозчиком мертвых. Изначально в Греции труп сжигался, но вскоре этот обычай был вытеснен традицией погребения тела в специальной гробнице или просто в земле.

Одной и главных обязанностей греческих жрецов было предсказание будущего.

Многие жрецы занимались исключительно гаданиями по внутренностям принесенных в жертву животных и полетам обычных птиц. Жрецы-эфоры способны были предсказать будущее по изменениям неба, а пифайсты – по молнии.

Особой привилегией у греков пользовались оракулы, в которых по преданию боги могли через жрецов дать ответы на любые вопросы, которые задаст человек. Особой известностью обладали оракулы в Додоне, Милете и Буре. Но самым главных оракулом античного мира, бесспорно, был оракул в Дельфах, который изначально был посвящен богам в древней Греции: Гее, после Фемиде и Аполлону.

В центре сооружения с оракулом находилась небольшая расщелина, из которой наверх поднимались испарения в виде дыма. Над расщелиной укрепили треножник, на котором восседала предсказательница – пифия. Одурманенная лавром и многочисленными ядами, она впадала в состояние транса, и именно в этот момент боги открывали ей все тайны будущего.

Как правило, пророчества этого оракула были довольно туманны и, порой, двусмысленны. Так, например, Крез спросил у оракула, стоит ли ему нападать на Персидское царство, на что оракул ответил, что если он нападет, то погибнет великое царство. Результатом этой войны стало падение и завоевание персами царства Креза, на что жрецы сказали, что не было точно сказано, какое царство падет. И посчитали предсказание оракула абсолютно точным.

Особой формой служения богам в древней Греции были различные спортивные состязания. Исторические представления греческого народа о божествах, как о существах, которые подобны людям, но более идеальных, диктовало обычному народу стремление в большей степени стараться быть на них похожими и добиваться совершенства своего тела. Существовало предание, что богам в древней Греции весьма довольны, когда видя людей, которые могут блеснуть своей силой и могучим здоровьем. Главным и самым известным состязанием античной Греции были, естественно, Олимпийские игры.

Они были установлены, по легенде, самим Гераклом. Данные торжества носили ярко выраженный религиозный характер и были важны до такой степени, что на время Игр между всеми враждующими сторонами заключался беспрекословный мир. Стоит отметить, что и летоисчисление в античной Греции шло исключительно по олимпийским годам, начиная с 776-го до нашей эры. Олимпийские Игры, как и сейчас, проводились раз в четыре года в незабвенном городе Олимпия. Спортивные состязания посвящались исключительно богам в древней Греции, хотя покровителем этих мест был только Зевс. Спортивные состязания чередовались с приношением жертв. Основным состязанием было пятиборье – прыжки, бег, борьба, метание диска и метание копья. Кроме того, проводились кулачные бои и состязания на колесницах. Кроме Олимпиады, в то время проводились и другие спортивные игры – Истмийские, Немейские и Пифийские.

Список литературы

1. Маркс К. К критике политической экономии. М., 1953;

2. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. М., 1940;

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1953;

4. Новицкий О. Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований. ч. 1–4, Киев, 1860–1861;

5. Новосадский Н. И. Елевсинские мистерии. СПБ, 1887;

6. Клингер В. Животное в античном и современном суеверии. Киев, 1911;

7. Кагаров Е. Культ фетишей растений и животных в Древней Греции. СПБ, 1913;

8. Богаевский Б. Л. Земледельческая религия Афин П., 1916;

9. Зелинский Φ. Φ. Древнегреческая религия. П., 1918;

10. Зелинский Φ. Φ. Религия эллинизма. П., 1922;

11. Альтман М. С. Греческая мифология, Л., 1937;

12. Ρадциг С. И. Античная мифология. М., 1939;

13. Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. "Уч. зап. МГПИ им. Ленина", 1953, т. 72, вып. 3;

14. Лосев А. Ф. Гесиод и мифология. "Уч. зап. МГПИ им. Ленина", 1954, т. 83, вып. 4;

15. Лосев А. Ф. Введение в античную мифологию. "Уч. зап. гос. пед. ин-та им. т. Г. Шевченко [Душанбе]. Филологич. сер., 1954, вып. 5;

16. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957;

18. Кун Η. Α. Легенды и мифы Древней Греции. 4 изд., М., 1957;

19. Каждая А. П. Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957;

20. Τренчени-Вальдапфель И. Мифология. Пер. с венг. М., 1959;

21. Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. / Ф. В. Константинова. 1960-1970.

Мифы и религия древней Греции кратко

Читайте так же еще статьи по разделу:

- Природа и население древней Греции

Мифы Древней Греции кратко

В своих сказаниях — мифах — греки пытались объяснить происхождение всего, что окружало человека: явления природы , отношения между людьми. В мифах вымысел теснейшим образом переплетался с действительностью. Мифы — творчество народа той эпохи, когда не существовало письменности и художественной литературы. Изучая мифы, мы проникаем в отдаленнейшие времена человеческой истории, знакомимся с представлениями и верованиями древних людей.
Мифы легли в основу произведений греческих поэтов, художников, скульпторов. Они пленяют своей поэтичностью, непосредственностью, богатой фантазией и являются достоянием всего человечества.
Многие греческие мифы повествуют о подвигах героев, отличавшихся необыкновенной силой, отвагой, мужеством.
Одним из любимейших народом героев был Геракл. Греки рассказывали о двенадцати совершенных им подвигах. Геракл боролся с хищниками, нападавшими на людей, сражался с великанами, выполнял самые тяжелые работы, совершал странствия В неведомые страны. Геракл отличался не только огромной силой, мужеством, но и умом, позволявшим ему побеждать более сильных противников.
Уже в то время были люди, понимавшие, что победам над природой человек обязан не богам, а самому себе. Так появился миф о титане Прометее. В этом мифе главный греческий бог Зевс
изображается жестоким и властным царем, стремящимся сохранить свое господство и поэтому заинтересованным в том, чтобы люди всегда находились в темноте и невежестве.
Освободителем и другом человечества выступает Прометей. Он похитил у богов огонь и принес, его людям. Прометей научил людей ремеслам и земледелию. Люди стали меньше зависеть от природы. Жестокий бог покарал Прометея, повелев приковать его цепями к скале на Кавказе. Каждый день орел прилетал к Прометею и выклевывал у него печень, а ночью она снова вырастала. Несмотря на муки, мужественный Прометей не смирился перед богом.
В мифе о Прометее греки прославили стремление человечества к свободе и знанию, стойкость и мужество героев, которые страдают и борются за народ.

Религия Древней Греции кратко

Многие непонятные явления греки объясняли вмешательством богов. Они представляли их себе подобными людям, но сильными и бессмертными, живущими на вершине высокой горы Олимп (в Северной Греции). Оттуда боги, как думали греки, правят миром.

«Владыкой богов и людей» считался Зевс. В горах молния часто убивала пастухов и скот. Не понимая причин молнии, греки приписывали ее гневу Зевса, поражающего своими огненными стрелами. Зевса называли Громовержцем и Тучегонителем.
Грозное море, перед которым часто были бессильны моряки, греки отдали во власть брата Зевса — Посейдона. Другому брату Зевса — Айду предоставлено было царство мертвых. Вход

в это мрачное царство охранял страшный трехглавый пес Кёрбер
Любимой дочерью Зевса считалась Афина. Она вступила в соперничество с Посейдоном за обладание Аттикой. Победа должна была принадлежать тому, кто даст людям более ценный подарок. Афина дала жителям Аттики оливковое дерево и победила.
Богом огня и кузнечного ремесла считался хромоногий Гефест, Аполлон — богом солнца, света, поэзии и музыки.
Кроме этих главных олимпийских богов, в каждой области Греции имелись свои Каждый ручеек, каждое явление природы обожествлялись греками. Божественными считались и ветры, приносящие зной и холод.
Греческая религия, как и другие религии, внушала человеку, что он во всем зависит от богов, милости которых можно добиться при помощи богатых подарков и жертвоприношений. В храмах, у жертвенников закалывали скот; сюда верующие приносили хлеб, вино, овощи, фрукты. Жрецы распространяли слухи о якобы чудесных исцелениях больных по воле богов, и люди жертвовали храму изображения больных частей тела, отлитые из драгоценных металлов.

В некоторых греческих храмах жрецы будто бы узнавали волю богов и предсказывали будущее по разным приметам. Места, где давались предсказания, и самих предсказателей называли оракулами. Особенно славился оракул Аполлона в Цель- фах (Средняя Греция). Здесь в пещере имелась расщелина, из которой выходили ядовитые газы. Жрица с завязанными глазами садилась у расщелины. От действия газов у нее помрачалось сознание. Она выкрикивала бессвязные слова, а жрецы выдавали их за прорицания Аполлона и толковали сообразно своим интересам. За предсказания дельфийские жрецы получали богатые подарки. Они наживались на суевериях людей.
Религия — искаженное отражение действительности . В религии отражается жизнь
людей. Когда греки начали обрабатывать металл, они сложили миф о боге-кузнеце Гефесте. Отношения между богами на Олимпе греки представляли себе такими же, как отношения между людьми. Зевс деспотически управлял богами. Когда однажды провинилась жена Зевса Гёра, он приказал ее подвесить за руки к небу и подвязать к ногам тяжелые наковальни. В этом мифе отразилось бесправное положение женщины, целиком зависящей от главы семьи. Верующие наделили Зевса чертами жестокого, властного, несправедливого басилея.
Образ бога-кузнеца Гефеста символизирует переход греков к обработке металлов, но мифы приписали богу такие чудесные изделия, которые не могли создать кузнецы: невидимые сети, самодвижущиеся повозки и пр.
Мифы древних греков , их религия передают действительность искаженно.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея»

У греков сохранились сказания о войне Микен с Троей. Эти сказания легли в основу больших поэм «Илиада» и «Одиссея». Автором их называют древнего поэта Гомера. Никто не знает, где и когда он родился. Стихи из поэм Гомера сначала передавались из уст в уста, а затем были записаны. Они рисуют жизнь Греции в XI—IX вв. до н. э. Это время называется гомеровским.
«Илиада» — это рассказ о десятом годе войны греков с Троей или Илионом, как ее иначе называли греки.
Верховным предводителем греческого войска был микенский царь Агамемнон. С обеих сторон в войне участвовали могучие и славные герои: Ахилл — у греков, Гектор—у троянцев.

В первые годы войны греки побеждали. Но однажды Агамемнон поссорился с Ахиллом. Греческий герой отказался сражаться, и троянцы стали теснить греков. Друг Ахилла, Патрбкл, зная, что враги боятся одного вида Ахилла, надел Ахилловы доспехи и повел греков за собой. Троянцы, приняв Патрокла за его друга, обратились в бегство. Но у ворот Трои против Патрокла выступил Гектор. Он убил Патрокла и забрал доспехи Ахилла.
Узнав о смерти друга, греческий герой решил отомстить троянцам. В новых доспехах, выкованных для него богом кузнечного ремесла, на боевой колеснице он ринулся в бой. Троянцы скрылись за стенами города . Только один Гектор не отступил. Отчаянно сражался он с Ахиллом, но пал в бою.

Греческий герой привязал тело побежденного к колеснице и
поволок в лагерь греков.
Другие мифы рассказывают о смерти Ахилла и об окончании Троянской войны. Ахилла убил брат Гектора. Он попал стрелой в единственно уязвимое место героя — пяту. Отсюда пошло выражение «ахиллесова пята», т. е. уязвимое место.
Трою греки взяли хитростью. Один из греческих вождей Одиссей предложил построить огромного деревянного коня и посадить в него воинов Троянцы, приняв удивительного коня за дар богов, втащили его в город. Ночью, выбравшись из коня, греки перебили стражу и открыли ворота Трои.
После падения Трои Одиссей отправился к берегам родного острова Итаки. «Одиссея» — рассказ о странствиях Одиссея, о его возвращении на горячо любимую родину.
Поэмы «Илиада» и «Одиссея» — замечательный памятник художественной литературы; народ полюбил и сохранил эти поэмы. В них воспеты мужество, отвага, изобретательность в борьбе с трудностями.
В звучных стихах Гомер прославил дружбу, товарищество, любовь к родине. По поэмам Гомера мы знакомимся с жизнью греков гомеровской эпохи. «Илиада» и «Одиссея» являются ценнейшим источником исторических знаний о древнейшей Греции . В них отразился общественный строй греков на протяжении ряда столетий.

Как и в , развитие религиозных взглядов в Древней Греции прошло определенные периоды, которые соответствуют периодам развития древнегреческой культуры. Обычно выделяют следующие.

Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.). Этот период закончился в результате разрушений на острове Крит, вызванных извержениями вулкана и наводнениями. На побережье причиной разрушений было нашествие северных народов — дорийцев.

Гомеровский период (XI-VIII вв. до н.э.). В это время происходило формирование политической системы Древней Греции — полиса. Конец периода характеризуется созданием знаменитых поэм Гомера, в которых уже прослеживаются основные положения религии древних греков.

Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.). Формирование основных особенностей древнегреческой культуры и религии.

Классический период (V-IV вв. до н.э.). Расцвет древнегреческой культуры.

Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.). Активное взаимовлияние древнегреческой культуры и культур других народов.

Основными источниками информации о древнегреческой являются произведения Гомера «Илиада » и «Одиссея» и Геей- ода «Теогония». На основании этих произведений можно сделать вывод о том, что древнегреческие боги разделялись на три группы:

  1. небесные или уранические (Зевс и все Олимпийские боги);
  2. подземные или хтонические (Аид, Деметра, Эринии);
  3. земные или ойкуменические (Гестия , боги домашнего очага).

В первоначальных представлениях главенствующее место занимала богиня-владычица — божество плодородия. Впоследствии она преобразовалась в жену высшего Бога - Геру. Затем выделяется мужское божество - Зевс. Его положение равно положению царя среди аристократии и простых подданных. Зевс и Гера образуют божественную пару, образец семьи и верховной власти. Одного с ними поколения — боги Посейдон иДеметра. Младшее поколение Богов — это сыновья Зевса - Апполон, Гефест и Арес; дочери - Афина, Артемида, Афродита. Они являются исполнителями воли Зевса и получают во власть свою часть мироустройства.

Зевс становится высшим богом в борьбе с предшествующими поколениями богов: Ураном, Кроносом, титанами. Эти боги повержены, но не уничтожены. Они являются олицетворением стихийных сил природы. Помимо указанных богов, в греческий пантеон входили местные божества; таким образом, пантеон богов был очень велик. Боги носили антропоморфный характер. Они обладали такими же чертами характера, как и люди, но отличались тем, что могли перевоплощаться в животных и были бессмертны.

У древних греков существовало представление о демонах - низших сверхъестественных силах. К демонам относились нимфы, сатиры, селены. В честь демонов совершались ритуалы, обряды, которые были направлены на то, чтобы демоны не нанесли людям вреда. Древние греки различали суеверие и веру. Слишком старательное поклонение демонам (суеверие) осуждалось в обществе.

У древних греков большое место занимал культ предков. Греки считали, что умершие могут вредить живущим людям; и чтобы этого не случилось их нужно ублажать, т.е. приносить жертвы. Особенно недопустимым считалось непредание земле праха (отсутствие погребения). Существовало представление о царстве мертвых Аиде. В Аиде умершие люди делились на грешников и праведников; грешники попадали в Тартар (подобие ада). Учение о посмертном существовании называлось орфизм (по имени древнегреческого героя, побывавшего в мире мертвых).

Большое значение имело исполнение ритуалов, существовали государственные культы. Эти культы осуществлялись периодически, а также в ознаменование особенно значительных событий (бедствия, победы и т.д.).

В VI в. до н.э. был учрежден праздник — «Великие Панафинеи» в честь богини Афины. Для этого праздика был построен Акрополь. Ритуал совершался один раз в четыре года в июле-августе и длился пять дней. Сначала проходили ночные празднества, демонстрация. Затем совершались жертвоприношения. Считалось, что боги питаются запахом мяса, а люди питались мясом. Подобные празднества посвящались и другим богам, например «Великие Диони сии » — в честь бога Диониса. Поэты и музыканты слагали гимны. Кроме того, проводились мистерии - тайные, сокровенные ритуалы. В мистериях запрещалось участвовать непосвященным.

Жрецы Древней Греции не пользовались таким авторитетом, как в , они не выделялись в особое сословие, совершать ритуал мог любой гражданин, например глава семьи. Для совершения обрядов человека выбирали на собрании общины. В некоторых храмах служба требовала особой подготовки, поэтому выбирали людей знающих. Иногда их называли оракулами , так как считалось, что они способны передавать волю богов.

В Древней Греции существовали различные религиозные общины. Основой религиозной жизни была семья. Семьи объединялись во фратрии , фратрии объединялись в филы (прежде всего по профессиональному признаку). Были также секты - тайные организации, которые собирались вокруг лидера.



Рассказать друзьям