Незрелая нервная система у грудничка. Укрепление нервной системы ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Патологии центральной нервной системы (ЦНС) у новорожденных – это большая группа поражений спинного/головного мозга. Подобные поражения могут возникнуть во время внутриутробного развития, при родах и в первые дни жизни.

Причины развития патологий ЦНС у новорожденных

По статистике до 50% новорожденных детей получают диагноз перинатальные патологии ЦНС, потому что в это понятие врачи нередко включают и преходящие нарушения в функционировании центральной нервной системы. Если же рассматривать статистику более детально, то будет выяснено:

  • 60-70% случаев диагностирования патологий центральной нервной системы у новорожденных приходятся на рождение недоношенного малыша;
  • 1,5 – 10% случаев – на вполне доношенных детей, рожденных своевременно и естественным путем.

Фактором, провоцирующим появление патологических изменений в работе центральной нервной системы у новорожденных, может оказаться абсолютно любое негативное воздействие на плод во время его внутриутробного развития. Вообще, врачи выделяют несколько основных причин рассматриваемого состояния:

  1. Гипоксия плода . Речь идет о кислородном голодании, когда в кровь ребенка поступает недостаточное количество кислорода из организма матери. Гипоксию могут спровоцировать и вредное производство (недаром беременных сразу же переводят на более облегченный труд), и перенесенные до беременности инфекционные заболевания, и вредные привычки женщины (особенно – курение). Очень сильно влияет на снабжение кислородом плода и количество проведенных ранее абортов – искусственное прерывание беременности провоцирует в будущем нарушение кровотока между матерью и плодом.
  2. Травмы новорожденного . Речь идет о нанесении травмы во время родов (например, при наложении щипцов по медицинским показателям), в первые часы/дни жизни новорожденного. Именно физическое травмирование считается наименее вероятной причиной развития патологий центральной нервной системы у новорожденных.
  3. Дисметаболические процессы у новорожденного . Происходить нарушения в обменных процессах организма плода могут из-за курения матери, приема наркотиков, употребления алкогольных напитков или вынужденном приеме сильнодействующих лекарственных средств.
  4. Инфекционные заболевания матери в период вынашивания ребенка. Патологическое поражение центральной нервной системы происходит при непосредственном воздействии на организм плода вирусных агентов, патогенных микроорганизмов.

Обратите внимание: независимо от того, присутствовали ли вышеперечисленные факторы, чаще патологии ЦНС у новорожденных диагностируются в случае преждевременных родов, у недоношенных детей.

Классификация патологий ЦНС у новорожденных

В зависимости от того, какие причины спровоцировали развитие нарушений в работе центральной нервной системы новорожденного, врачи ведут и их классификацию. Для каждого вида характерны конкретные симптомы и нозологические формы.

Кислородное голодание плода может привести к следующим поражениям центральной нервной системы у новорожденных:

  1. Церебральная ишемия . Нозологическая форма этой патологии проявляется в разных степенях тяжести течения – церебральная ишемия 1, 2 и 3 степени тяжести течения. Клинические симптомы:

Обратите внимание: для 3 степени тяжести течения рассматриваемого патологического состояния характерно прогрессирующее угнетение центральной нервной системы – в некоторых случаях новорожденный входит в коматозное состояние.

  1. Внутричерепные кровоизлияния гипоксического генеза . Нозологические формы разнообразны:
  • кровоизлияние внутрижелудочкового типа 1 степени – специфические неврологические симптомы, как правило, полностью отсутствуют;
  • внутрижелудочковое кровоизлияние 2 степени – могут развиваться судороги, нередко новорожденный впадает в кому, отмечается прогрессирующая гипертензия внутричерепная, шок, апноэ;
  • внутрижелудочковое кровоизлияние 3 степени – глубокое угнетение центральной нервной системы (кома), шок и апноэ, долгие судороги, высокое внутричерепное давление;
  • субарахноидальное кровоизлияние первичного типа – врачи диагностируют гипервозбудимость центральной нервной системы, фокальные клонические судороги, острая гидроцефалия;
  • кровоизлияние в вещество головного мозга – появление конкретных симптомов зависит только от локализации кровоизлияния. Возможны: внутричерепная гипертензия/фокальные судороги/судороги/кома, но в некоторых случаях даже такое серьезное нарушение деятельности центральной нервной системы протекает бессимптомно.
  1. Сочетание ишемических и геморрагических поражений центральной нервной системы . Клиническая картина и нозологические формы этого состояния будут зависеть только от локализации кровоизлияния, тяжести течения патологии.

Речь идет о родовых травмах, которые послужили причиной развития патологических нарушений в работе центральной нервной системы. Они подразделяются по следующему принципу:

  1. Внутричерепная родовая травма. Может проявляться в нескольких нозологических формах:
  • кровоизлияние эпидурального типа – для состояния характерны высокое внутричерепное давление (самый первый признак), судорожный синдром, в редких случаях врачи фиксируют расширение зрачка на стороне кровоизлияния;
  • субдуральное кровоизлияние – подразделяется на супратенториальное (течение бессимптомное, но могут появляться парциальные судороги, расширение зрачка со стороны кровоизлияния, прогрессирующая внутричерепная гипертензия) и субтенториальное (острое повышение внутричерепного давления, нарушения сердечной/дыхательной деятельности прогрессирующего действия, угнетение ЦНС с переходом в кому);
  • кровоизлияние внутрижелудочкового типа – характеризуется судорогами (мультифокальные), сердечной/дыхательной недостаточностью, угнетением ЦНС, гидроцефалией;
  • геморрагический инфаркт – течение может быть бессимптомным, но может проявляться судорогами, угнетением центральной нервной системы с переходом в кому, высоким внутричерепным давлением;
  • субарахноидальное кровоизлияние – врачи диагностируют острую наружную гидроцефалию, гипервозбудимость и судороги.
  1. Травма спинного мозга при родах . Происходит кровоизлияние в спинной мозг – надрыв, растяжение. Может как сопровождаться травмой позвоночника, так и протекать без этого момента. Клиническая картина характеризуется нарушениями функционирования дыхательной системы, дисфункциональностью сфинктеров, двигательными нарушениями и спинальным шоком.
  2. Травма периферической нервной системы при родах . Нозологические формы и симптомы:
  • повреждение плечевого сплетения – отмечается парез вялого характера проксимального отдела одной или сразу обеих рук в случае проксимального типа, вялый парез дистального отдела верхних конечностей и синдром Клода Бернара-Горнера при дистальном типе повреждения. Может развиться тотальный паралич – наблюдается парез тотальной части руки или обеих рук одномоментно, возможно нарушение работы дыхательной системы;
  • повреждение диафрагмального нерва – часто протекает без каких-либо выраженных симптомов, но могут наблюдаться дыхательные нарушения;
  • травматическое поражение лицевого нерва – у ребенка во время крика рот перекашивается в здоровую сторону, носогубные складки сглаживаются.

В первую очередь врачи рассматривают преходящие нарушения обмена веществ:

У новорожденных могут появиться дисметаболические нарушения работы центральной нервной системы и на фоне токсического воздействия на организм плода – например, если мать вынужденно принимала сильнодействующие лекарственные препараты, не исключала алкоголь, наркотики и табак. В таком случае клиническая картина будет следующей:

  • судороги – редко, но этот синдром может присутствовать;
  • гипервозбудимость;
  • угнетение ЦНС, переходящее в кому.

Поражения ЦНС при инфекционных заболеваниях

Если во время беременности у женщины были диагностированы , или , то вероятность рождения ребенка с патологиями центральной нервной системы повышается в разы. Есть некоторые инфекционные заболевания, которые могут способствовать развитию проблем в работе ЦНС уже после рождения ребенка – , стрептококковая и стафилококковая инфекции, и другие.

При поражениях ЦНС инфекционной этиологии будут выявлены следующие симптомы:

  • внутричерепная гипертензия;
  • гидроцефалия;
  • очаговые нарушения;
  • менингеальный синдром.

Периоды течения патологий ЦНС у новорожденных

Независимо от того, какие причины развития поражений ЦНС у новорожденных, специалисты выделяют три периода болезни:

  • острый – приходится на первый месяц жизни ребенка;
  • восстановительный – может протекать со 2 по 3 месяц жизни малыша (ранний) и с 4 месяцев до 1 года (поздний);
  • исход заболевания.

Для каждого из перечисленных периодов присущи характерные признаки, которые могут присутствовать по отдельности, но чаще проявляются в оригинальных сочетаниях индивидуально для каждого ребенка.

Если у новорожденного имеется легкое повреждение центральной нервной системы, то чаще всего диагностируется синдром повышенной возбудимости. Проявляется он резким вздрагиванием, нарушениями в мышечном тонусе (он может быть повышенным или пониженным), дрожанием подбородка и верхних/нижних конечностей, немотивированным плачем и неглубоким сном с частыми просыпаниями.

При нарушениях работы ЦНС средней тяжести будут отмечаться снижение мышечного тонуса и двигательной активности, ослабление рефлексов глотания и сосания.

Обратите внимание: к концу первого месяца жизни гипотонус и вялость сменяется повышенной возбудимостью, появляется неравномерная окраска кожных покровов (мраморность кожи), отмечаются нарушения в работе пищеварительной системы (постоянные срыгивания, метеоризм, рвота.

Очень часто острый период заболевания сопровождается развитием гидроцефального синдрома – родители могут отметить быстрый рост окружности головы, выпячивание родничка, расхождение черепных швов, беспокойство новорожденного и непривычные движения глазами.

Кома может произойти только при очень тяжелом поражении ЦНС у новорожденных – такое состояние требует незамедлительной помощи медицинских работников, все лечебные мероприятия проводятся в реанимационном отделении лечебного учреждения.

Восстановительный период

Если до 2 месяцев ребенок выглядел абсолютно здоровым, никаких странных/необычных синдромов родители не отмечали, то восстановительный период может протекать с ярко выраженными симптомами:

  • мимика очень бедная – малыш крайне редко улыбается, не жмурится, не проявляет никаких эмоций;
  • отсутствует интерес к игрушкам и любым другим предметам;
  • крик всегда слабый и монотонный;
  • детский лепет и «гуление» либо появляются с задержкой, либо и вовсе отсутствуют.

Обратите внимание: именно родители должны обратить внимание на вышеперечисленные симптомы и сообщить о них педиатру. Специалист назначит полноценное обследование ребенка, направит маленького пациента на осмотр к неврологу.

Исход заболевания

К 12 месяцам жизни ребенка практически всегда симптомы патологий ЦНС у новорожденных исчезают, но это не означает, что вышеописанные поражения исчезли без какого-либо последствия. К наиболее частым последствиям поражения центральной нервной системы у новорожденных относят:

  • , сопровождающийся недостатком внимания – нарушение памяти, трудности в обучении, агрессивность и приступы истерик;
  • задержка речевого, психомоторного и физического развития ;
  • цереброастенический синдром – характеризуется метеозависимостью, тревожным сном, внезапными перепадами настроения.

Но наиболее тяжелыми, сложными последствиями патологий ЦНС у новорожденных являются эпилепсия, детский церебральный паралич и гидроцефалия.

Диагностические мероприятия

Очень важно для правильной диагностики провести правильный осмотр новорожденного и наблюдение за его поведением/состоянием в первые часы жизни младенца. При подозрении на патологические поражения центральной нервной системы целесообразно назначить комплексное обследование:


Методы лечения и реабилитации

Помощь новорожденным с патологиями ЦНС необходима в первые часы жизни – многие нарушения вполне обратимы, есть сразу приступить к реабилитации/лечению.

Первый этап помощи

Он заключается в восстановлении работоспособности жизненно важных органов и систем – напомним, что практически при всех типах/формах патологий центральной нервной системы новорожденных проявляется сердечная/дыхательная недостаточность и проблемы в работе почек. Врачи с помощью лекарственных средств нормализуют обменные процессы, избавляют новорожденного от судорожного синдрома, купируют отеки головного мозга и легких, нормализуют показатели внутричерепного давления.

Очень часто после оказания экстренных мер помощи новорожденному с патологиями ЦНС еще в родильном доме видимые признаки исчезают, нередко состояние ребенка нормализуется. Но если этого не произошло, то пациента переводят в отделение патологий новорожденных и продолжают лечение/реабилитацию.

Второй этап помощи подразумевает назначение лекарственных препаратов, которые действуют на устранение причины возникновения рассматриваемых патологий – например, противовирусные, антибактериальные средства. Одновременно с этим назначают терапию, направленную на восстановление мозговой деятельности, стимуляцию созревания клеток головного мозга, улучшение мозгового кровообращения.

Третий этап помощи

Если у новорожденного отмечаются значительные улучшения состояния, то целесообразно переходить на немедикаментозное лечение. Речь идет о массажах и физиотерапевтических процедурах, наиболее эффективными из которых считаются:


Обратите внимание: третий этап помощи при благополучном прохождении первых двух доношенным детям назначается на 3 неделе жизни, а недоношенным немного позже.

Врачи выписывают ребенка с диагностированными патологиями центральной нервной системы на амбулаторное лечение только в случае положительной динамики. Многие специалисты считают, что именно реабилитационный период вне лечебного учреждения играет большую роль в дальнейшем развитии ребенка. Лекарственными препаратами можно сделать многое, но обеспечить умственное, физическое и психомоторное развитие малыша в пределах нормы сможет только постоянный уход. Обязательно нужно:

  • оберегать малыша от резких звуков и яркого света;
  • создать для ребенка оптимальный климатический режим – не должно быть резких перепадов температуры воздуха, повышенной влажности или сухого воздуха;
  • по возможности оградить малыша от инфицирования.


Обратите внимание:
при легкой и средней тяжести поражения центральной нервной системы у новорожденных врачи не назначают лекарственную терапию на втором этапе – обычно достаточно оказания срочной медицинской помощи и восстановления нормального функционирования жизненноважных органов и систем. В случае диагностирования тяжелых поражений ЦНС у новорожденных некоторые лекарственные препараты назначаются курсами и в старшем возрасте, во время амбулаторного лечения.

Чаще всего рассматриваемые патологии легко прогнозировать, поэтому врачи настоятельно рекомендуют проводить профилактические меры еще на этапе :


Вторичной профилактикой считается оказание полноценной помощи при уже выявлении патологий центральной нервной системы у новорожденных, недопущение развития тяжелых последствий.

При рождении ребенка с патологиями ЦНС не стоит впадать в панику и сразу записывать новорожденного в инвалиды. Врачи отлично понимают, что своевременно оказанная медицинская помощь в большинстве случаев дает положительные результаты – ребенок полностью восстанавливается и в будущем ничем не отличается от своих сверстников. Родителям просто понадобится много времени и терпения.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории.

Родители, заметив отклонения в поведении, умственном развитии и эмоциональном восприятии ребенка, без промедления обращаются за помощью к специалистам. Часто в замешательство приводит поставленный диагноз – незрелость коры головного мозга. Волнения прибавляет всем доступный интернет, на просторах которого они получают информацию о том, что диагноза как такового не существует. Попробуем разобраться, что имеют в виду специалисты, давая заключение «нейрофизиологическая незрелость мозга» новорожденным детям.

Что такое незрелость коры головного мозга?

Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

Согласно статистике, минимальные мозговые нарушения диагностируются у каждого пятого ребенка и обозначаются как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии). Например, наблюдается бессонница, нарушение координации движений, патологии речи, гиперактивность, повышенная нервозность, невнимательность, рассеянность, нарушения поведения и т. п.

Причины и признаки

Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.

Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:

Причина – провокатор мозговой дисфункции Состояние Признаки мозговых нарушений
Патология беременности, инфекционные заболевания беременной Гипоксия (рекомендуем прочитать: )
  • вялость;
  • ослабление/отсутствие рефлексов.
Тяжелые или длительные роды
  • асфиксия (рекомендуем прочитать: );
  • синюшность кожных покровов;
  • частота дыхания ниже нормы;
  • сниженные рефлексы;
  • кислородное голодание.
Недоношенность (рождение ранее 38 недель) Гестационная незрелость
  • отсутствие или слабая выраженность сосательного рефлекса;
  • гипотрофия в 1-ый год жизни (подробнее в статье: );
  • инфекционный токсикоз;
  • нарушение двигательной активности;
  • слабый мышечный тонус и рефлексы;
  • большой размер головы;
  • неспособность удерживать температуру тела.
Анизокория (врожденная и приобретенная) Разница в диаметре зрачков более 1 мм
  • разная степень реагирования глаза на свет;
  • разный диаметр зрачка.
Умственная отсталость Врожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: ).
  • системное нарушение интеллекта;
  • отсутствие самоконтроля.


К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:

  • головная боль;
  • повышенная раздражительность;
  • гипервозбудимость;
  • нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
  • нарушение сна;
  • низкая концентрация внимания.

По мере взросления детей к указанным признакам добавляется расстройство речи. О недоразвитии мозга у ребенка 5 лет говорят существенные речевые дефекты, еще в раннем возрасте родителей должно насторожить отсутствие лепета у малыша.

Специалисты утверждают, что указанные признаки непостоянны: могут прогрессировать, а при соблюдении режима дня и питания быть обратимыми. Задача родителей – своевременное обращение к врачу за грамотным лечением. Это гарантирует полное избавление от патологии.

Как диагностируется?


Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции. Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма - 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: ). При гипоксии показатели значительно снижаются.

Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.

Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.

Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.

Возможные последствия

Однако в отдельных случаях данные патологии сопровождают пациента всю жизнь, могут спровоцировать такие последствия, как ухудшение состояния здоровья, и привести к тяжелым болезням: нейропатии, эпилепсии, ДЦП, гидроцефалии.

Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга

Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.

Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи. Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.), редко использовать слово «нет», делать массаж.


Таблетки Нитразепам 5 мг 20 штук

Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:

  • снотворные – Нитразепам;
  • седативные – Диазепам;
  • транквилизаторы – Тиоридазин;
  • антидепрессанты;
  • улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС. Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур - важно соблюдать режим дня, питания. Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей.

У доношенного ребенка сразу же существует некоторая автономия внутренней жизни, хотя он полностью зависим от внешней жизни, как в области действий, так и в отношениях с родите ими. Если крошечный новорожденный уже способен пить и переваривать молоко, чтобы обеспечивать свои нужды и свое развитие, то он еще абсолютно не готов к координации каких-либо движений.

Недоношенный ребенок отличается от доношенного прежде всего «незрелостью» центральной нервной системы, и это очень мешает ему нормально сосать молоко, глотать его так, чтобы оно не пошло вспять, переваривать пищу, это мешает работе почек, мешает свободно дышать (возникает риск остановки дыхания - апноэ). Организм такого малыша не способен сам осуществлять терморегуляцию, кроме того, возрастает опасность кровотечений и заражения инфекционными заболеваниями.

Современная медицина позволяет позаботиться о том, чтобы вовремя принять меры для восполнения пробелов в развитии малыша. Это дает возможность обеспечить нормальное функционирование его организма, ускорить «созревание» ряда органов. Иными словами, теперь может быть сделано все возможное для того, чтобы развитие недоношенного ребенка было завершено и в результате он стал бы столь же автономен по отношению к окружающей среде, как и младенец, родившийся в срок.

Мозг получает информацию не только из внешнего мира (см. «Кожа», «Боль» и др.), но в равной степени и от внутренних органов, что позволяет ему наладить выделительные процессы, связанные с работой желез внутренней секреции и всех систем, с этим связанных (поджелудочная железа, надпочечники, щитовидная железа, яичники или тестикулы). Железы, в свою очередь, начинают вырабатывать различные гормоны, а также поставлять в мозг информацию из всех органов, участвующих в «процессе повседневной жизни». Связь между мозгом и внутренними органами осуществляется через нейроны (нервы). Именно благодаря им осуществляется взаимообмен информацией, который облегчает, да и практически обеспечивает, регулирование всех видов деятельности и всех функций организма. «Созревшая» нервная система позволяет ребенку не только перейти к автономному существованию, но - главное! - обеспечивает его постепенный переход от младенческой стадии развития к «взрослости». А на это требуются многие годы.

Целостность и неприкосновенность мозга - главная забота врачей как в период вынашивания ребенка, так и в момент его рождения. Всякое повреждение мозга или заболевание нервной системы, разумеется, заставляет опасаться за жизнь малыша. Но даже когда он вне опасности, все равно в таких условиях существует риск позднейших осложнений. Были ли трудные роды или присутствует какая-то болезнь, повреждение мозга может иметь весьма неприятные, порой губительные последствия для умственного развития малыша, главным образом связанные с недоразвитием психомоторных функций. Ребенок может родиться полным инвалидом из-за детского церебрального паралича (ДЦП) - одностороннего (гемиплегия) или двустороннего % (параплегия), что бывает, к счастью, очень редко.

Неврологическая симптоматика может проявляться в нарушениях, ведущих свое происхождение либо от центральной нервной системы, либо от периферической нервной системы. В первом случае источником заболевания является головной мозг, во втором - система черепно-мозговых и спинномозговых нервов.

Определить источник заболевания бывает очень трудно. Но чаще всего, если речь идет, скажем, об умственной отсталости или каких-то иных формах задержки интеллектуального развития, «виновницей» является центральная нервная система. Если же наблюдается парализация руки или ноги, болезнь своим происхождением обязана дефектам периферической нервной системы.

Неврологические заболевания могут проявляться самыми разными способами: от простого нарушения сна до потери сознания, даже комы. Остановка дыхания также может иметь неврологическое происхождение. Признаком того, что внутри черепа, в желудочках мозга, в избытке содержится спинномозговая жидкость, Может являться повышенное внутричерепное давление. Но есть и другие признаки. Иногда патология проявляется в страшных головных болях; порой симптомом служит рвота; закатывание глазных яблок кверху («заход солнца», как это называют врачи) обычно наблюдается при гидроцефалии и опухолях, вызывающих парез блоковидного нерва.

Симптомов неврологических заболеваний так много, что все не перечислить. Назовем несколько важных. Например, резко выраженное косоглазие (страбизм) может возникнуть в качестве Осложнения после какого-либо неврологического заболевания, но даже в том случае, если оно врожденное и ни с каким заболеванием не связано, это функциональное нарушение способно привести к нарушениям в поведении ребенка. Считая себя некрасивым, он вырастает замкнутым, робким, сдержанным в проявлении чувств. Или возьмем проблему с тонусом. Тонус - это нормальное состояние мышечного напряжения, а отклонения от него могут меняться от повышенного, когда мышцы перенапряжены и вам трудно разжать ребенку кулачки, разогнуть ручки или ножки (гипертонус), до пониженного, когда ребенок вялый, словно бы «мягкий» и вам кажется, будто ему сложно шевелить конечностями, удерживать головку (гипотонус).

Неврологические заболевания часто приводят к нарушениям в поведении малыша: либо он чересчур возбужден, либо, наоборот, слишком, на ваш взгляд, апатичен. Непроизвольные сокращения мышц выражаются либо в дрожи, либо в судорожных подергиваниях ручек или ножек (клонические судороги). В самых тяжелых случаях они ведут к частичной или полной парализации конечности или даже половины тела (гемиплегия).

Этот длинный - и незаконченный - список симптомов доказывает, как трудно родителям определить, страдает ли их ребенок неврологическим заболеванием, а если страдает, то каким именно. Еще труднее им приходится, если симптомы не слишком явные или не слишком характерные. Вот почему так важно вовремя обратиться к врачам.

Повреждения нервной системы у новорожденных могут возникать как внутриутробно (пренатально), так и во время родов (интранатально). Если вредные факторы действовали на ребенка на эмбриональной стадии внутриутробного развития, возникают тяжелые, часто несовместимые с жизнью пороки. Повреждающие влияния после 8 недель беременности уже не могут вызвать грубых уродств, но иногда проявляются небольшими отклонениями в формировании ребенка - стигмами дисэмбриогенеза.

Если же повреждающее воздействие было оказано на ребенка после 28 недель внутриутробного развития, то у ребенка никаких пороков не будет, но может возникнуть какое-либо заболевание у нормально сформированного ребенка. Очень трудно выделить воздействие вредного фактора раздельно в каждый из этих периодов. Поэтому чаще говорят о воздействии вредного фактора в целом в перинатальный период. А патология нервной системы этого периода называется перинатальное поражение центральной нервной системы.

Неблагоприятное влияние на ребенка могут оказать различные острые или хронические заболевания матери, работа на вредных химических производствах или работа, связанная с различными излучениями, а также вредные привычки родителей - курение, алголизм, наркомания.

На растущем в утробе матери ребенке могут неблагоприятно сказываться тяжелые токсикозы беременности, патология детского места - плаценты, проникновение инфекции в матку.

Роды являются очень важным событием для ребенке. Особенно большие испытания приходятся на долю младенца, если роды происходят преждевременно (недоношенность) или стремительно, если возникает родовая слабость, рано разрывается плодный пузырь и истекают воды, когда малыш очень крупный и ему помогают родиться специальными приемами, щипцами или вакуум-экстрактором.

Основными причинами повреждения центральной нервной системы (ЦНС) наиболее часто являются - гипоксия, кислородное голодание различной природы и внутричерепная родовая травма, реже -внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, хромосомная патология.

Гипоксия занимает первое место среди причин повреждения ЦНС, в таких случаях врачи говорят о гипоксически-ишемическом поражении ЦНС у новорожденных.

Гипоксия плода и новорожденного - это сложный патологический процесс, при котором уменьшается или совсем прекращается доступ кислорода в организм ребенка (асфиксия). Асфиксия может быть однократной или повторяться, различной по продолжительности, в результате чего в организме накапливается углекислота и другие недоокисленные продукты обмена, повреждающие в первую очередь центральную нервную систему.

При кратковременной гипоксии в нервной системе плода и новорожденного возникают лишь небольшие нарушения мозгового кровообращения с развитием функциональных, обратимых расстройств. Длительно и неоднократно возникающие гипоксические состояния могут приводить к резким нарушениям мозгового кровообращения и даже к гибели нервных клеток.

Такое повреждение нервной системы новорожденного подтверждается не только клинически, но и с помощью ультразвукового допплерографического исследования мозгового кровотока (УЗДГ), ультразвукового исследования головного мозга - нейросонографип (НСГ), компьютерной томографии и ядерно-магнитного резонанса (ЯМР).

На втором месте среди причин повреждения ЦНС у плода и новорожденного стоит родовая травма. Истинное значение, смысл родовой травмы - это повреждение новорожденного ребенка, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

Среди разнообразия родовых травм в процессе рождения младенца наибольшую нагрузку испытывает шея ребенка, следствием чего являются различные повреждения шейного отдела позвоночника, особенно межпозвоночные суставы и место соединения первого шейного позвонка и затылочной кости (атланто-заты-лочное сочленение).

Могут быть сдвиги (дислокации), подвывихи и вывихи в суставах. При этом нарушается кровоток в важных артериях, снабжающих кровью спинной и головной мозг.

Функционирование мозга в значительной степени зависит от состояния мозгового кровоснабжения.

Часто первопричиной подобных травм является слабость родовой деятельности у женщины. В таких случаях вынужденно применяемая родостимуляция меняет механизм прохождения плода через родовые пути. При таких стимулированных родах ребенок появляется на свет не постепенно, приспосабливаясь к родовым путям, а быстро, что создает условия для смещения позвонков, растяжения и разрыва связок, вывихов, нарушается мозговой кровоток.

Травматические повреждения ЦНС во время родов наиболее часто возникают при несоответствии величины ребенка размерам таза матери, при неправильном положении плода, при родах в тазовом предлежании, когда рождаются недоношенные, маловесные дети и, наоборот, дети с большой массой тела, большими размерами, так как в этих случаях используются различные ручные родовспомогательные приемы.

Обсуждая причины травматических поражений ЦНС, отдельно следует остановиться на родах с использованием наложения акушерских щипцов. Дело в том, что даже при безукоризненном выполнении наложения на головку щипцов далее следует интенсивная тяга за голову, особенно при попытке помочь рождению плечиков и туловища. При этом вся та сила, с которой происходит вытягивание головки, передается туловищу через шею. Для шеи такая огромная нагрузка необычно велика, именно поэтому при извлечении младенца при помощи щипцов наряду с патологией головного мозга возникают повреждения шейного участка спинного мозга.

Особого внимания заслуживает вопрос о повреждениях ребенка, возникающих при операции кесарева сечения. Почему же это происходит? В самом деле, нетрудно понять травмирование ребенка в результате прохождения его через родовые пути. Почему же операция кесарева сечения, призванная как раз обойти эти пути и свести к минимуму возможность родовой травмы, заканчивается родовой травмой? Откуда же при кесаревом сечении возникают подобные травмы? Дело в том, что поперечный разрез при кесаревом сечении в нижнем сегменте матки теоретически должен бы соответствовать наибольшему диаметру головки и плечиков. Однако получаемая при таком разрезе длина окружности равна 24-26 см, тогда как окружность головки среднего ребенка - 34-35 см. Поэтому извлечение головы и особенно плечиков ребенка потягиванием за голову при недостаточном разрезе матки неизбежно приводит к травме шейного отдела позвоночника. Именно поэтому наиболее распространенной причиной родовых травм является сочетание гипоксии и повреждений шейного отдела позвоночника и находящегося в нем спинного мозга.

В таких случаях говорят о гипоксически-травматическом поражении ЦНС у новорожденных детей.

При родовой травме нередко возникают нарушения мозгового кровообращения вплоть до кровоизлияний. Чаще это мелкие внутримозговые кровоизлияния в полости желудочков мозга или внутричерепные кровоизлияния между мозговыми оболочками (эпидуральные, субдуральные, субарахноидальиые). В этих ситуациях врач диагностирует гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС у новорожденных детей.

При рождении младенца с поражением ЦНС состояние может быть тяжелым. Это острый период болезни (до 1 месяца), затем следует ранний восстановительный (до 4 месяцев) и далее - поздний восстановительный.

Важное значение для назначения наиболее эффективного лечения патологии ЦНС у новорожденных имеет определение ведущего комплекса признаков болезни - неврологического синдрома. Рассмотрим основные синдромы патологии ЦНС.

Основные синдромы патологии ЦНС

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

При обследовании больного младенца определяется расширение желудочковой системы головного мозга, выявляемое с помощью УЗИ головного мозга, и регистрируется повышение внутричерепного давления (поданным эхо-энцефалографии). Внешне в тяжелых случаях при данном синдроме отмечается непропорциональное увеличение размеров мозговой части черепа, иногда асимметрия головы в случае одностороннего патологического процесса, расхождение черепных швов (более 5 мм), расширение и усиление венозного рисунка на волосистой части головы, истончение кожи на висках.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме может преобладать либо гидроцефалия, проявляющаяся расширением желудочковой системы головного мозга, либо гипертензионный синдром с повышением внутричерепного давления. При преобладании повышенного внутричерепного давления ребенок беспокоен, легко возбудим, раздражителен, часто громко кричит, сон чуткий, ребенок часто просыпается. При преобладании гидроцефального синдрома дети малоактивны, отмечаются вялость и сонливость, иногда задержка развития.

Нередко при повышении внутричерепного давления дети таращат глазки, периодически появляется симптом Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком), а в тяжелых случаях может отмечаться симптом «заходящего солнца», когда радужная оболочка глаза, как заходящее солнце, наполовину погружена под нижним веком; иногда появляется сходящееся косоглазие, малыш часто запрокидывает голову назад. Мышечный тонус может быть как пониженным, так и повышенным, особенно в мышцах ног, что проявляется тем, что при опоре он встает на «цыпочки», а при попытке ходьбы - перекрещивает ножки.

Прогрессирование гидроцефального синдрома проявляется усилением мышечного тонуса, особенно в ногах, при этом рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания снижены.

В случаях тяжелой прогрессирующей гидроцефалии могут возникать судороги.

Синдром двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений диагноетируется у большинства детей с перинатальной патологией ЦНС. Двигательные расстройства связаны с нарушением нервной регуляции мышц в сочетании с повышением или понижением мышечного тонуса. Все зависит от степени (выраженности) и уровня поражения нервной системы.

При постановке диагноза врач должен решить несколько очень важных вопросов, главный из которых: что это - патология головного мозга или патология спинного мозга? Это принципиально важно, поскольку подход к лечению этих состояний различен.

Во-вторых, очень важна оценка мышечного тонуса в различных группах мышц. Врач пользуется специальными приемами для выявления снижения или повышения тонуса мышц, для того чтобы правильно выбрать лечение.

Нарушения повышенного тонуса в различных группах приводит к запаздыванию появления новых двигательных навыков у ребенка.

При повышении мышечного тонуса в руках задерживается развитие хватательной способности рук. Это проявляется тем, что ребенок поздно берет игрушку и захватывает ее всей кистью, тонкие движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных тренировочных занятий с ребенком.

При повышении мышечного тонуса в нижних конечностях ребенок позднее встает на ножки, при этом опирается преимущественно на передние отделы стоп, как бы «стоит на цыпочках», в тяжелых случаях происходит перекрест нижних конечностей на уровне голеней, что препятствует формированию ходьбы. У большинства детей со временем и благодаря лечению удается добиться снижения мышечного тонуса в ножках, и ребенок начинает хорошо ходить. Как память о повышенном тонусе мышц может остаться высокий свод стопы, что затрудняет подбор обуви.

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций

Этот синдром проявляется следующим образом: мраморность кожи, обусловленная кровеносными сосудами, нарушение терморегуляции со склонностью к беспричинному понижению или повышению температуры тела, желудочно-кишечные расстройства - срыгивание, реже рвота, склонность к запорам или к неустойчивому стулу, недостаточная прибавка в весе. Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и связаны с нарушением кровоснабжения задних отделов мозга, в которых расположены все главные центры вегетативной нервной системы, обеспечивающей руководство важнейшими жизнеобеспечивающими системами - сердечно-сосудистой, пищеварительной, терморегуляционной и пр.

Судорожный синдром

Склонность к судорожным реакциям в период новорожденности и в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в случаях распространения или развития болезненного процесса в коре головного мозга и имеют множество самых разных причин, которые должен выявить врач. Для этого нередко требуется проведение инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), его кровообращения (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), биохимических исследований.

Судороги у ребенка могут проявляться по-разному: они могут быть генерализованными, захватывающими все тело, и локализованными - только в какой-то определенной группе мышц.

Судороги различны и по характеру: они могут быть тоническими, когда ребенок как бы вытягивается и застывает на короткое время в определенной позе, а также клоническими, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища, так что ребенок во время судорог может получить травму.

Существует множество вариантов проявлений судорог, которые выявляет врач-невропатолог по рассказу и описанию поведения ребенка внимательными родите-

лями. Правильная постановка диагноза, то есть определение причины возникновения судорогу ребенка, чрезвычайно важна, так как от этого зависит своевременное назначение эффективного лечения.

Необходимо знать и понимать, что судороги у ребенка в период новорожденно-сти, если на них вовремя не обратить серьезного внимания, могут стать началом эпилепсии в будущем.

Симптомы, с которыми следует обращаться к детскому неврологу

Подводя итог всему сказанному, кратко перечислим основные отклонения в состоянии здоровья детей, с которыми необходимо обратиться к детскому неврологу:

если ребенок вяло сосет грудь, делает перерывы, устает при этом. Отмечается поперхивание, вытекание молока через нос;
если у ребенка слабый крик, а голос имеет гнусавый оттенок;
если новорожденный часто срыгивает, недостаточно прибавляет в весе;
если ребенок малоактивный, вялый или, напротив, слишком беспокойный и это беспокойство усиливается даже при незначительных изменениях окружающей среды;
если у ребенка имеется дрожание подбородка, а также верхних или нижних конечностей, особенно при плаче;
если ребенок часто беспричинно вздрагивает, с трудом засыпает, при этом сон поверхностный, короткий по времени;
если ребенок постоянно запрокидывает голову, лежа на боку;
если отмечается слишком быстрый или, наоборот, медленный рост окружности головы;
если снижена двигательная активность ребенка, если он очень вялый, а мышцы дряблые (низкий тонус мышц), или, наоборот, ребенок как бы скован в движениях (высокий тонус мышц), так что даже затруднено пеленание;
если какая-то одна из конечностей (рука или нога) менее активна в движениях или находится в необычной позе (косолапость);
если ребенок косит глазами или таращит глазки, периодически видна белая полоска склеры;
если младенец постоянно пытается поворачивать голову только в одну сторону (кривошея);
если ограничено разведение бедер, или, наоборот, ребенок лежит в позе лягушки с бедрами, разведенными на 180 градусов;
если ребенок рожден путем кесарева сечения или в тазовом предлежании, если в родах применялись акушерские щипцы, если младенец родился недоношенным или с крупным весом, если отмечалось обвитие пуповины, если у ребенка в родительном доме были судороги. Точная диагностика и своевременное и правильно назначенное лечение патологии нервной системы чрезвычайно важны. Поражения нервной системы могут быть выражены в разной степени: у одних детей с рождения они очень выражены, у других даже сильные нарушения постепенно убывают, однако исчезают не полностью, и на долгие годы остаются негрубые проявления - это так называемые остаточные явления.

Поздние проявления родовой травмы

Бывают и такие случаи, когда при рождении у ребенка были минимальные нарушения, либо вообще никто их не заметил, но спустя время, иногда годы, под влиянием тех или иных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных - эти неврологические нарушения проявляются с разной степенью выраженности. Это так называемые поздние, или отсроченные, проявления родовой травмы. Детские неврологи в повседневной практике имеют дело чаще всего с такими больными.

Какими признаками проявляются эти последствия?

У большинства детей с поздними проявлениями обнаруживается выраженное снижение мышечного тонуса. Таким детям приписывается «врожденная гибкость», которая нередко используется в занятиях спортом, гимнастикой и даже поощряется. Однако, к разочарованию многих, следует сказать, что необычайная гибкость - это не норма, а, к сожалению, патология. Эти дети легко складывают ноги в позу «лягушки», без труда делают шпагат. Нередко таких детей с радостью принимают в секции художественной или спортивной гимнастики, в хореографические кружки. Но большинство из них не выносят больших нагрузок и в конце концов отчисляются. Однако этих занятий оказывается достаточно, чтобы сформировалась патология позвоночника - сколиоз. Таких детишек нетрудно узнать: у них часто отчетливо выявляется защитное напряжение шейно-затылочных мышц, нередко имеется легкая кривошея, лопатки торчат, подобно крыльям, так называемые «крыловидные лопатки», они могут стоять на разных уровнях, как и плечи. В профиль видно, что у ребенка вялая осанка, сутулая спина.

К 10-15 годам у некоторых детей с признаками травмы шейного отдела позвоночника в периоде новорожденное развиваются типичные признаки раннего шейного остеохондроза, наиболее характерным признаком которого у детей являются головные боли. Особенность головных болей при щейном остеохондрозе у детей заключается в том, что несмотря на их разную интенсивность боли локализуются в шейно-затылочиой области. По мере взросления боли нередко становятся более выраженными с одной стороны и, начинаясь в затылочной области, распространяются ко лбу и вискам, иногда отдают в глаз или ухо, усиливаются при поворотах головы, так что может даже произойти кратковременная потеря сознания.

Головные боли у ребенка порой бывают так интенсивны, что могут лишить его возможности заниматься, делать что-нибудь по дому, вынуждают лечь в постель и принимать анальгетики. При этом у некоторых детей с головными болями обнаруживается снижение остроты зрения - близорукость.

Лечение, проводимое по поводу головных болей, направленное на улучшение кровоснабжения и питания мозга, не только снимает головные боли, но при этом также улучшается зрение.

Следствиями патологии нервной системы в периоде новорожденное могут быть кривошея, отдельные формы сколиотических деформаций, нейрогенная косолапость, плоскостопие.

У некоторых детей энурез - недержание мочи - тоже может быть следствием родовой травмы - так же, как эпилепсия и другие судорожные состояния у детей.

В результате гипоксической травмы плода в перинатальном периоде в первую очередь страдает головной мозг, нарушается нормальный ход созревания функциональных систем мозга, которые обеспечивают формирование таких сложных процессов и функций нервной системы, как стереотипы сложных движений, поведение, речь, внимание, память, восприятие. У многих таких детей обнаруживаются признаки незрелости или нарушений отдельных высших психических функций. Самым частым проявлением является так называемый синдром дефицита активного внимания с гиперактивностью и синдром гиперактивного поведения. Такие дети чрезвычайно активны, расторможены, неуправляемы, у них отсутствует внимание, они ни на чем не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются, не могут усидеть на месте несколько минут.

О гиперактивном ребенке говорят: это ребенок «без тормозов». На первом году жизни они производят впечатление очень развитых детей, так как опережают в развитии сверстников - раньше начинают сидеть, ползать, ходить. Ребенка невозможно удержать, он непременно все хочет посмотреть, потрогать. Повышенная двигательная активность сопровождается эмоциональной неустойчивостью. В школе у таких детей возникает много проблем и трудностей в обучении из-за неумения сосредоточиться, организоваться, импульсивности поведения. Ввиду низкой работоспособности ребенок делает уроки до вечера, поздно ложится спать и как следствие - не высыпается. Движения таких детей неловкие, неуклюжие, часто отмечается плохой почерк. Для них характерны расстройства слухоречевой памяти, дети плохо усваивают материал со слуха, тогда как нарушение зрительной памяти встречаются реже. У них часто встречаются плохое настроение, задумчивость, заторможенность. Их трудно вовлекать в педагогический процесс. Следствием всего этого является негативное отношение к учебе и даже отказ посещать школу.

Такой ребенок труден как для родителей, так и для учителей. Поведенческие и школьные проблемы нарастают как снежный ком. В подростковом же периоде у этих детей значительно возрастает риск формирования стойких нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение школьной успеваемости.

Функциональные нарушения мозгового кровотока особенно дают о себе знать в периоды ускоренного роста - на первом году, в 3-4 года, 7-10 лет, 12-14 лет.

Очень важно как можно раньше заметить первые признаки, принять меры и провести лечение уже в раннем детском возрасте, когда процессы развития еще не закончены, пока велика пластичность и резервные возможности ЦНС.

Отечественный акушер профессор М. Д. Гютнер еще в 1945 году справедливо назвал родовые повреждения центральной нервной системы «самым распространенным народным заболеванием».

В последние годы стало ясно, что многие болезни детей старшего возраста и даже взрослых имеют истоки в детстве и нередко являются поздней расплатой за нераспознанную и нелеченную патологию периода новорожденности.

Вывод должен быть сделан один - внимательно относиться к здоровью малютки с момента его зачатия, по возможности вовремя устранять все вредные влияния на его здоровье, а еще лучше - не допускать их совсем. Если же случилась такая беда и у ребенка при рождении выявлена патология нервной системы, необходимо вовремя обратиться к детскому неврологу и сделать все возможное, чтобы младенец полностью поправился.

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, - невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны - по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.




Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание , которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.


Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.



Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок - неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж , плавание в надувном круге на шею, витамины).




Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны - не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.


Когда проблема действительно существует?

- диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, - ор ребенка.



С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин - голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность », нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич , неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.


Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок - личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.



Рассказать друзьям