Население этнический состав африки. Плотность населения Африки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Африка. Население

Этнический состав
Этнический состав современного населения Африки отличается большой сложностью (см. карту народов). Континент населяет несколько сот больших и малых этносов. 107 из них, насчитывающих более 1 млн. человек каждый, составляют 86,2% всего населения (1983, оценка). Численность 24 народов превышает 5 млн. человек, и они составляют 55,2% населения Африки. Крупнейшие из них - египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, оромо, суданские арабы.

Страны Северной и Северо-Восточной Африки населяют народы, говорящие на языках афразийской семьи. Наиболее распространённый из семитских языков - арабский является родным для 101 млн. человек (1 / 5 всех африканцев). Арабы - основное население Египта, Туниса, Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко; в Судане их живёт 49,1%, Чаде - 26%.

В эфиопской группе семитских народов наиболее крупный - амхара, которые составляют вместе с родственными тиграи, гураге, тигре ядро складывающейся эфиопской нации.

Народы, говорящие на кушитских языках, обитают в Эфиопии и соседних странах; крупнейший из них - оромо в южной Эфиопии. В кушитскую группу входят также сомалийцы и обитатели горных областей Южной и Центральной Эфиопии - омето, каффа, шинаша, ямма, сидамо и др. Обширные пустынные пространства на северо-востоке Судана и прилегающие области Египта и Сомали занимают беджа.

Древнее население Северной Африки - берберские народы (шильх, тамазигт, рифы в Марокко, кабилы и шавийя в Алжире) - сохранились лишь в горных и отчасти пустынных районах Сахары. Особое место среди них занимают туареги (самоназвание имошаг), которые кочуют по пустынным нагорьям Ахаггара и Тассилин-Аджера в Алжире, занимают нагорье Аир и прилегающие области Центральной Сахары в Нигере; их много в Мали.

К югу от Сахары обитают народы, говорящие на чадских языках (или языках хауса): хауса, бура, вандала и др. Подавляющее большинство хауса расселено в Северной Нигерии. Они живут также в сопредельных районах Нигера. Родственные хауса народы - бура, вандала, баде, маса, котоко и др., расселены на возвышенностях на востоке Нигерии.

Наиболее обширную территорию в Африке занимают народы, говорящие на конго-кордофанских языках. Среди народов, говорящих на нигеро-конголезских языках, выделяются своей многочисленностью этносы, говорящие на бенуэ-конголезских языках. К ним принадлежат и народы банту, составляющие подавляющее большинство населения во многих странах Центральной, Восточной и Южной Африки. 43 народа банту насчитывают свыше 1 млн. человек каждый. Самые крупные из них - руанда (в Руанде, Заире, Уганде и некоторых соседних странах), макуа (в Малави, Танзании и других странах), рунди и ха (в Бурунди, Заире, Танзании и Уганде), конго (в Заире, Анголе, Конго), малави (в Малави, Замбии, Мозамбике), зулу (в ЮАР), шона (в Зимбабве, Мозамбике, Ботсване), коса (ЮАР), луба (в Заире и соседских странах). Среди других крупных народов банту - кикуйю, тсонга, ньямвези, ганда, монго, лухья, овимбунду, педи, бемба, суто, тсвана.

На бенуэ-конголезских языках говорит целый ряд крупных и мелких народов Нигерии и Камеруна (ибибио, тив, бамилеке, тикар, экой и др.).

Народы, говорящие на ква языках, населяют обширную зону Гвинейского побережья от Либерии до Камеруна: крупные народы - йоруба, игбо, бини, а также нуле, гбари, игбира, иджо и другие в Нигерии, группа народов акан на юге Ганы и в БСК, эве на юге Ганы, в Того и соседних странах; фон (восточные эве) в Бенине; группа народов кру в БСК и Либерии, небольшие народы приморских лагун БСК и др.

Народы, говорящие на западно-атлантических языках, составляют основное население многих стран на крайнем западе Африки: волоф, фульбе, серер и другие в Сенегале, баланте, фульбе и другие в Гвинее-Бисау, темне, лимба, фульбе и другие в Сьерра-Леоне, фульбе, киси и другие в Гвинее. Наиболее многочисленны фульбе.

Народы, говорящие на гур языках, расселены в Буркина-Фасо, Гане, БСК, Мали. Самый крупный из них - моей, близко-родственные народы - лоби, бобо, догон. К другим народам этой группы относятся груси, гурма, тем, кабре и др.

Из народов манде широко расселены мандинка - в Гвинее, Мали, Сенегале, БСК. Близкие к ним бамана населяют центральные районы Мали, менде обитают в Сьерра-Леоне, сонинке на севере Мали в соседних государствах, сусу в приморских районах Гвинеи. В группу манде входят также дан, квени, мано, диула, ваи, буса, банди, лома и др.

Народы, говорящие на адамауа-восточных языках, составляют большинство населения ЦАР, расселены они также в Заире, Камеруне и Судане. Наиболее крупные народы: банда, гбайя, азанде (занде), чамба, мбум.

На кордофанских языках говорят малочисленные народы, населяющие горы Кордофан в Судане: коалиб, тумтум, тегали и др.

Народы, говорящие на нило-сахарских языках, составляют шесть групп. На шари-нильских языках говорят многие народы бассейна реки Нил. Большая часть восточно-суданских народов (южные луо - ачоли, ланго, кумам и др.; джолуо, динка, нубийцы, календжин, тесо, туркана, карамоджонг, нуэр, масаи и др.) живёт на юге Судана, в Уганде, Кении. Центральносуданскую группу образуют мору-мади, мангбету, багирми и сара, а также пигмеи - эфе, ака, асуа и некоторые другие.

Койсанские народы населяют полупустынные территории в юго-западной части Африки (в Намибии, Ботсване, Анголе, ЮАР). К ним относятся бушмены, готтентоты, горные дамара. Остров Мадагаскар населяют малагасийцы, говорящие на австронезийских языках.

На индоевропейских языках (германских, романских и индоарийских) говорит население европейского (африканеры, или буры, англичане, французы, испанцы, итальянцы, португальцы и др.) и азиатского (выходцы из Индии и Пакистана, индомаврикийцы и др.) происхождения. Лица европейского происхождения составляют менее 1,5% населения Африки. Их численность после завоевания странами Африки политической независимости заметно сократилась. Однако в ЮАР они занимают господствующее положение в экономической и политической жизни.

По языку и отчасти по культуре к европейцам примыкает смешанное метисное население. В ЮАР к нему относятся так называемые цветные. Они подвергаются наряду с другими «небелыми» народами жестокой расовой дискриминации. На океанических островах, окружающих Африканский континент, в результате этнического смешения образовались различные метисные этносы (реюньонцы, зеленомысцы, маврикийцы-креолы и др.).

Б. В. Андрианов, С. И. Брук.

Этнические процессы - изменение основных признаков этнической общности (языка, культуры, самосознания и т. д., то есть тех черт, которые отличают данную общность от других) - подразделяются на процессы этнического объединения, включающие ассимиляцию, консолидацию и интеграцию, и процессы этнического разъединения. В Африке представлены не только разные их типы, но и различные стадии консолидационных, интеграционных и ассимилятивных процессов, а также разные формы этнических общностей - от небольших бродячих групп собирателей и охотников, сохраняющих пережитки родового строя, до различных этносов переходного типа, этнолингвистических и этнополитических общностей, крупных народностей и многомиллионных наций.

Формирование населения Африки происходило в течение длительного времени в результате сложных миграционных процессов, взаимодействия и взаимовлияния разных этнокультурных компонентов. Один из важных этапов этнической истории Африки связан с передвижением обитателей Сахары по мере её усыхания (с III в. до н. э.). Постепенно негроидные племена распространились на юг континента. В результате многовековых миграций народов, различных по антропологическому типу и языку, стадии консолидации и ассимиляции, в Западной Африке образовалось смешанное население. Следующий этап связан с передвижением с запада народов банту (начиная с 1-го тысячелетия н. э.). В Восточной Африке они оттеснили на север и частично ассимилировали племена кушитов и на юго-западе - бушменов и готтентотов. В результате контактов пришлых бантуязычных племён с первоначальным этническим субстратом происходило формирование этнического облика современных народов. В VII-XI вв. происходили переселения арабов в Северную Африку, затем в Центральный и Восточный Судан, на восточно-африканское побережье и острова Индийского океана. Большое влияние на этническую историю оказали древние и средневековые государства Африки - , и др. В их границах шло объединение родственных племён и постепенная консолидация их в народности. Однако этот естественный процесс был нарушен работорговлей, которая привела к опустошению огромных территорий. Значительное влияние на этнокультурное развитие Африки оказал период колониализма. Колониальная зависимость, реакционная политика колонизаторов, направленная на сохранение социально-экономической отсталости, на разобщение народов, консервация отживших институтов родо-племенного общества, разделение границами колоний единых этносов - способствовали этнической стратификации и изоляционизму, тормозили процессы сближения различных этносов. Однако объединительные процессы развивались и в колониальный период. В разных странах складывались центры этнической консолидации, наметились процессы этнической интеграции. В борьбе против колонизаторов развивалось и крепло национальное самосознание. После достижения африканскими государствами политической независимости наступил новый этап в их этнокультурном развитии. В новых исторических условиях процессы формирования крупных этнических общностей развиваются стремительно, захватывая одновременно различные уровни и формы этносоциальной структуры - от семей (больших и малых) до целых народностей. Большинство этносоциальных общностей уже прошло стадию развития, обозначаемую термином «племя». Повсеместно идут процессы формирования народностей, смешение, трансформация этнических общностей разного уровня, смена родо-племенных связей территориальными, усиление социальной стратификации.

Завоевание независимости способствовало разрушению патриархально-феодальной замкнутости многих областей, укреплению экономических связей, распространению общих форм культуры и общелитературных крупных языков (суахили - на востоке Африки, хауса и других - на западе). Происходит процесс складывания наций на севере, крайнем юге (африканеры), в ряде стран Тропической Африки (у йоруба, хауса, игбо в Нигерии, конго в Заире и некоторых других). Как правило, этот процесс происходит на основе консолидации уже существующих народностей. Что касается формирования наций в рамках государственных границ, то на современном этапе этносоциального развития можно говорить лишь о тенденции этого процесса.

Многообразие, неоформленность и аморфность этнических общностей в государствах Тропической Африки, подвижность этнических границ, наличие большого числа переходных типов не всегда позволяют определённо охарактеризовать уровень этнического развития.

Интенсивно развиваются в Африке процессы этнической консолидации - складывание крупных этнических общностей на более или менее однородной этнической основе или же дальнейшее сплочение сформировавшегося этноса по мере его социально-экономического и культурного развития. Они наблюдаются у лухья и кикуйю в Кении, у народов акан в Гане, у игбо, йоруба, нупе и ибибио в Нигерии и др. Так, вокруг кикуйю группируются близкие по языку и культуре этнические группы, обитающие на южном и восточном склонах горы Кения: эмбу, мбере, ндиа, кичугу, меру. По языку к кикуйю наиболее близки эмбу, кичугу, мбере и ндиа. Ещё сохраняются племенные языки и этнические самоназвания; в переписях населения кикуйю, эмбу и меру учитываются отдельно.

Уровень консолидационных процессов у разных этносов различен. Игбо в Нигерии расселены компактно и имеют общую в основных чертах материальную и духовную культуру. Однако сохраняются пережитки племенного деления, племенные диалекты, существуют локальные различия в культуре. Если по переписи 1952-53 все игбо считали себя единым народом, то в период нигерийского кризиса 1966-70 (см. в ст. ) и последующие годы наблюдалась тенденция к обособлению этнических подразделений. Этнические подразделения продолжают существовать и у йоруба (иджеша, ойо, ифе, эгба, эгбадо, ондо и др.). Тенденция к обособлению отдельных этнических подразделений сдерживает консолидационные процессы у игбо и йоруба.

Наряду с консолидацией во многих странах получили развитие процессы межэтнической интеграции, сближения разных этносов, появление у них общих культурных черт. Они протекают на основе взаимодействия различных этнических компонентов, отличающихся по языку, а также уровню социально-экономического и культурного развития. Эти процессы могут перерасти в полную этническую интеграцию разных этносов в рамках одного государства.

Интеграционные процессы происходят всюду в Африке, причём в некоторых странах они идут в масштабах всего государства и на уровне отдельных народностей. Социально-экономические преобразования, создание единого национального рынка, постепенное возникновение общенациональной культуры в рамках государственных границ, складывающейся из многих этнических культур, способствуют постепенному формированию сознания общности - нигерийской, конголезской, гвинейской и т. п. Африканцы всё чаще называют себя не традиционными этнонимами, а по названию государства - нигерийцами, конголезцами, гвинейцами и т. п.

Примером интеграции на уровне отдельных народностей могут служить этнические процессы у хауса. Вокруг хауса, составляющих большинство населения Северной Нигерии, не только группируются близкородственные этнические группы, но и происходит постепенная ассимиляция многих мелких племён центральных районов страны: всё больше распространяется язык и культура хауса. Из этих разнородных этнических компонентов формируется нация хауса. В её состав входят: собственно хауса, ангас, анкве, сура, баде, болева, карекаре, тантале, бура, вандала, маса, мусгу, муби и др. Большинство этих групп сохраняет свои самоназвания. Основная масса говорит на языке хауса, другие - двуязычны, говорят и на родных языках. Многие из этих народов входили в состав хаусанских государств (см. ), их хозяйственные и культурные контакты с хауса имеют давнюю историю, что содействует интеграционным процессам. В одних случаях интеграционные процессы могут привести к сложению единой этнической общности в пределах государственных границ. В других случаях в условиях этнического плюрализма и сложности межэтнических отношений могут возникнуть несколько центров интеграции и соответственно несколько этносоциальных общностей. В результате интеграционных процессов в африканских государствах происходит формирование новых этнополитических. (метаэтнических) общностей.

Ассимиляционные процессы очевидны там, где по соседству живут народы, резко отличающиеся по уровню социально-экономического развития, по происхождению, языку и культуре. Таковы в Кении кикуйю и ассимилируемые ими группы ндоробо, нилоты луо и бантуязычные кисии и суба; в Руанде - руанда и пигмеи тва; в Ботсване - тсвана и бушмены; в Того с эве постепенно сливаются мелкие этнические общности - акебу, акпосо, аделе. В Гвинее происходит объединение с киси близких по языку и культуре бага, ммани, ландума. В то же время многие бага и ландума говорят на языке сусу и частично ассимилируются сусу. В Судане арабы ассимилируют нубийцев, беджа и др. В БСК бауле ассимилируют лагунные народы, кробу, гва и др. В Нигерии многочисленные этнические группы в районе Огоджи испытывают значительное влияние соседей - игбо и ибибио.

Наряду с объединительными процессами в ряде районов Африки наблюдаются и процессы этнического разделения, хотя в прошлом их роль была несравненно большей. Так, в истории Африки известны широкие миграции арабских племён, которые привели к образованию обособленных этносов. В древности на протяжении столетий в Центральной Африке шёл сложный процесс распространения и обособления бантуязычных этносов; известны средневековые миграции луо с берегов Нила на юг - в Межозерье, сопровождавшиеся их разделением на ряд этносов; подобный процесс шёл в XIX в., когда часть южноафриканских племён зулу (нгуни) мигрировала на север. В Кении отделились от гишу этносы масаба и букусу.

Характер и темпы этнических процессов в Африке обусловливаются историческими, социально-экономическими и политическими факторами: общая экономическая отсталость, многоукладный характер экономики, засилье иностранных монополий во многих странах, нерешённость социальных проблем, острота национального вопроса, доставшиеся от колониализма экстерриториальные проблемы и т. д.

Многие из африканских этносов сохраняют сложную иерархичность этносоциальной структуры, когда одна и та же совокупность людей входит одновременно в состав этнических общностей разного уровня. Такова, например, многомиллионная этнолингвистическая общность акан, объединяющая группу этносов в южной и центральной Гане и соседних областях БСК. Близость языков акан способствует этнокультурному сближению как в рамках всей широкой этнолингвистической общности, так и на уровне крупных этносоциальных подразделений - ашанти, фанти, аким и др. Социально-экономические преобразования, протекающие в Гане, способствуют формированию у разных народов акан этносоциальных общностей - народностей. Этот процесс развивается параллельно с формированием широкой этнополитической общности в рамках государства Гана.

Этнические процессы в современной Африке не только сложны, но и крайне противоречивы. С одной стороны, происходит рост самосознания, стирание племенных различий, создание более крупных этносоциальных и этнополитических общностей, отказ от узкоплеменных интересов и подчёркивание общегосударственных. С другой стороны, наблюдается рост этнического самосознания, повышение его роли в политической жизни, усиление племенного сепаратизма.

Сближению народов способствуют прогрессивные экономические, культурные процессы, урбанизация, миграции населения. Африканские города с быстро растущим рабочим классом, развивающейся буржуазией и интеллигенцией стали центром развития консолидационных и интеграционных процессов. В городах происходит интенсивный обмен культурными ценностями между представителями разных народов, сближение языков и диалектов, образование литературных языков. Всё это является важным условием ликвидации племенной обособленности (детрайбализации).

В городах возникают новые межэтнические связи, хотя это не означает, что горожанин сразу порывает со своей этнической группой. В городах существуют многочисленные этнические союзы и землячества, что свидетельствует о сохранении общинно-племенных связей.

Массовые миграции населения, работа в городах на одних предприятиях людей разной этнической принадлежности способствуют ломке традиционных племенных структур и активизируют этнические процессы. Малочисленные этнические группы, как правило, быстро адаптируются к иноэтнической среде и могут полностью ассимилироваться; многочисленные мигранты предпочитают селиться вместе и в известной степени сохраняют этнические особенности, присущие их образу жизни на родине, и определенную специфику своей социальной организации. В некоторых случаях мигрантов заставляет держаться вместе не всегда доброжелательное отношение местного населения и опасность возникновения конфликта. Этническому партикуляризму способствует и установившийся ещё в колониальное время порядок размещения населения во многих городах и больших сёлах: расселение по кварталам носит этнический характер, выходцы из одной этнической группы предпочитают селиться вместе. В Гане кварталы, где живёт пришлое население, называют «зонго», в Северной Нигерии - «сабон гари» (на языке хауса - «новый город»). Такое положение не только не приводит к детрайбализации, но, напротив, усиливает этническое самосознание.

Африканские государства, образовавшиеся в рамках прежних колониальных границ, унаследовали все трудности, вытекающие из несоответствия политических и этнических границ. В разных государствах оказались такие крупные народы, как эве, конго и др. Разделение политическими границами единой этнической территории какого-либо народа и длительное сохранение такого разделения приводят к возникновению серьёзных различий между частями народа. Существенное значение при этом имеют общие социально-экономические и политические условия, в которых протекают этнические процессы. Государственная политика может способствовать интеграционным процессам и формированию единой общности из разных этнолингвистических компонентов, в ином случае может образоваться несколько этнических общностей. Так, в Того при благоприятном развитии интеграционных процессов эве могут влиться в единую тоголезскую этническую общность, в Гане могут сохраниться как самостоятельная этническая единица.

В условиях многоукладности экономики социальная структура этнических общностей, в том числе народностей и формирующихся наций, крайне неоднородна. Сохранение многих архаичных институтов и структур, ведущих своё происхождение из недр родо-племенного общества: касты, патриархальное рабство, презрительное отношение к некоторым профессиям, этнические предубеждения и предрассудки, нормы племенной морали, значительная роль традиционных систем власти, этническая стратификация и т. д. - накладывают существенный отпечаток на темпы и уровень этнических, прежде всего интеграционных процессов.

Конкретные исторические условия предопределяют различные варианты этнического развития. В странах Северной Африки с более или менее однородным этническим составом уже сложились многомиллионные арабоязычные нации - алжирская, египетская, марокканская и др. В большинстве стран этническое развитие идёт по пути укрепления наиболее крупных этнических общностей и усиления интеграционных процессов. Наиболее яркий пример складывания единой этнополитической общности - Танзания, где на базе языка суахили, признанного официальным языком страны, из более ста различных этнических групп складывается единая общность, которая может превратиться в танзанийскую нацию.

В Южной Африке этническое развитие коренных африканских народов деформировано реакционной расовой политикой правящих кругов ЮАР. Активно идут процессы формирования крупных этнических общностей (народностей и наций) у народов банту. Создание бантустанов и проводимая в ЮАР консервация традиционных институтов родо-племенного общества оказывают негативное воздействие на процессы национальной консолидации.

Этнические процессы теснейшим образом связаны с языковыми. Социальные сдвиги, в том числе трансформация традиционных социальных структур, способствующие хозяйственной и политической консолидации, не только приводят к уменьшению значения этноразделяющих факторов и к формированию крупных этнополитических общностей, но и активизируют также языковые процессы. С одной стороны, распространяются двуязычие и многоязычие, а с другой - языки более крупных общностей поглощают языки небольших этнических групп. Экономические, социальные и политические преобразования в странах Африки приводят к широкому распространению языков межэтнического общения - суахили, кингвана, лингала, санго, волоф и др. Немалую роль играют и английский и французский языки, особенно для межэтнических взаимоотношений.

Социально-экономические и политические преобразования в африканских государствах способствуют интенсификации этнических процессов. Основными тенденциями этнического развития становятся консолидация отдельных этнических общностей и превращение некоторых из них в народности и нации и внутригосударственная межэтническая интеграция. Характерной чертой является особая роль государства в этническом развитии, выступающего в качестве фактора сплочения разных этнических групп в более крупную общность. В государствах, избравших путь прогрессивного социально-экономического развития, проведение политики, поощряющей сближение разных этносов и формирование единого этнополитического комплекса в рамках государственных границ, создаёт предпосылки для образования новых наций на революционно-демократической и в перспективе - на социалистической основе.

Р. Н. Исмагилова.

Население. Антропологический состав
Население. Религиозный состав
Естественное движение населения
Размещение населения
Миграция населения
Население. Урбанизация
Экономически активное население; профессиональный и классовый состав
Население. Положение трудящихся




Мавритания.







Женщина сонгай.
Нигер.






Женщина в современной городской одежде.
Кения.


Численность населения Африки составляет около 1 миллиарда человек. Прирост населения на континенте самый высокий в мире в 2004 г. он составлял 2,3 %. За последние 50 лет возросла средняя продолжительность жизни - с 39 до 54 лет.

Население состоит в основном из представителей двух рас: негроидной южнее Сахары, и европеоидной в северной Африке (арабы) и ЮАР (буры и англоюжноафриканцы). Наиболее многочисленным народом являются арабы Северной Африки.

Во время колониального освоения материка многие государственные границы проводились без учета этнических особенностей, что до сих пор приводит к межэтническим конфликтам. Средняя плотность населения Африки составляет 22 чел./км² - это значительно меньше, чем в Европе и Азии.

По уровню урбанизации Африка отстает от других регионов - менее 30 %, однако темпы урбанизации здесь самые высокие в мире, для многих африканских стран характерна ложная урбанизация. Самые крупные города на африканском континенте - Каир и Лагос.

Языки

Автохтонные языки Африки разделяются на 32 семьи, из которых 3 (семитская, индоевропейская и австронезийская ) «проникли» на континент из других регионов.

Также насчитывается 7 изолированных и 9 неклассифицированных языков. К наиболее популярным исконно африканским языкам относятся языки банту (суахили, конго), фула.

Индоевропейские языки получили распространение, вследствие эпохи колониального управления: английский, португальский, французский языки являются официальными во многих странах. В Намибии с начала XX в. компактно проживает община, говорящая на немецком языке в качестве основного. Единственный язык, относящийся к индоевропейской семье, возникший на континенте - это африкаанс, один из 11 официальных языков ЮАР. Также общины носителей африкаанс проживают в других странах Южной Африки: Ботсване, Лесото, Свазиленде, Зимбабве, Замбии. Стоит, однако, отметить, что после падения режима апартеида в ЮАР, язык африкаанс вытесняется другими языками (английским и местными африканскими). Число его носителей и сфера применения снижается.

Распространённейший язык афрозийской языковой сакросемьи - арабский - используется в Северной, Западной и Восточной Африке в качестве первого и второго языка. Многие африканские языки (хауса, суахили) включают значительное количество заимстований из арабского (в первую очередь в пласты политической, религиозной лексики, абстрактные понятия).

Австронезийские языки представлены малагасийским языком, на котором разговаривает население Мадагаскарамалагасийцы - народ австронезийского происхождения, попавшие сюда предположительно во II-V веках нашей эры.

Для жителей африканского континента характерно владение сразу несколькими языками, которые используются в различных бытовых ситуациях. Так например, представитель небольшой этнической группы, сохраняющей свой собственный язык, может использовать местный язык в семейном кругу и в общении со своими соплеменниками, региональный межэтнический язык (лингала в ДРК, санго в ЦАР, хауса в Нигерии, бамбара в Мали) в общении с представителями других этнических групп, и государственный язык (как правило, европейский) в общении с властями и прочих подобных ситуациях. При этом языковое владение может ограничиваться лишь умением говорить (уровень грамотности населения в Африке Южнее Сахары в 2007 году составила примерно 50 % от общего числа жителей)

Религия в Африке

Среди мировых религий преобладают ислам и христианство (наиболее распространены конфессии католицизм, протестантство, в меньшей степени православие, монофизитство). В Восточной Африке также живут буддисты и индуисты (многие из них являются выходцами из Индии). Также в Африке проживают последователи иудаизма и бахаизма. Привнесенные в Африку извне религии встречаются как в чистом виде, так и синкретизированные с местными традиционными религиями. Среди «крупных» традиционных африканских религий можно указать ифа или бвити.

Образование

Традиционное образование в Африке предполагало подготовку детей к африканским религиям и жизни в африканском обществе. Обучение в доколониальной Африке включало игры, танцы, пение, рисование, церемонии и ритуалы. Обучением занимались старшие; каждый член общества вносил свой вклад в образование ребёнка. Девочки и мальчики обучались отдельно, чтобы усвоить систему надлежащего полоролевого поведения. Апогеем обучения были ритуалы перехода, символизирующие окончание детской жизни и начало взрослой.

С началом колониального периода система образования претерпела изменения в сторону европейского, с тем, чтобы африканцы имели возможность конкурировать с Европой и Америкой. Африка пыталась наладить выращивание собственных специалистов.

Сейчас в отношении образования Африка, всё ещё отстаёт от других частей света. В 2000 г в Чёрной Африке только 58 % детей обучались в школах; это самые низкие показатели. В Африке 40 миллионов детей, половина из которых школьного возраста, которые не получают школьного образования. Две трети из них - девочки.

В постколониальный период правительства африканских стран делали бо́льший упор на образование; было учреждено большое количество университетов, хотя денег на их развитие и поддержку было очень мало, а местами прекратилось вообще. Тем не менее, университеты переполнены, что часто вынуждает преподавателей читать лекции посменно, по вечерам и выходным. Из-за низкой оплаты труда наблюдается утечка кадров. Кроме отсутствия необходимого финансирования, другими проблемами африкансих университетов являются неурегулированная система степеней, а также несправедливость в системе карьерного продвижения среди преподавательского состава, которое не всегда базируется на профессиональных заслугах. Это часто вызывает протесты и забастовки преподавателей.

Этнический состав населения Африки

Этнический состав современного населения Африки отличается большой сложностью. Континент населяют несколько сот больших и малых этносов, 107 из которых насчитывают более 1 млн. человек каждый, а 24 превышают 5 млн. человек. Крупнейшими из них являются: египетские, алжирские, марокканские, суданские арабы, хауса, йоруба, фульбе, игбо, амхара.

Антропологический состав населения Африки

В современном населении Африки представлены различные антропологические типы, относящиеся к разным расам.

Северная часть континента вплоть до южной границы Сахары населена народами (арабы, берберы), принадлежащими к индо-средиземноморской расе (входит в большую европеоидную расу). Для этой расы характерны смуглый цвет кожи, темные глаза и волосы, волнистые волосы, узкое лицо, нос с горбинкой. Однако среди берберов встречаются и светлоглазые и светловолосые.

К югу от Сахары живут народы, принадлежащие к большой негро-австралоидной расе, представленной тремя малыми расами – негрской, негрилльской и бушменской.

Среди них преобладают народы негрской расы. К ним относится население Западного Судана, Гвинейского побережья, Центрального Судана, народы нилотской группы (верховья Нила), народы банту. Для этих народов характерны темный цвет кожи, темные волосы и глаза, особое строение волос, завивающихся в спирали, толстые губы, широкий нос с низкой переносицей. Типичной особенностью народов Верхнего Нила является высокий рост, превышающий в некоторых группах 180 см (мировой максимум).

Представители негрилльской расы – негрилли или африканские пигмеи – низкорослые (в среднем 141-142 см) обитатели тропических лесов бассейнов рек Конго, Уэле и др. Кроме роста их отличает также сильное развитие третичного волосяного покрова, еще более широкий, чем у негроидов, нос с сильно уплощенным переносьем, сравнительно тонкие губы и более светлый цвет кожи.

К бушменской расе принадлежат обитающие в пустыне Калахари бушмены и готтентоты. Их отличительной особенностью является более светлая (желтовато-бурая) кожа, более тонкие губы, более плоское лицо и такие специфические признаки как морщинистость кожи и стеатопигия (сильное развитие подкожного жирового слоя на бедрах и ягодицах).

На Северо-Востоке Африки (в Эфиопии и на полуостровеСомали) живут народы, принадлежащие к эфиопской расе, которая занимает промежуточное положение между индо-средиземноморской и негроидной расами (утолщенные губы, узкое лицо и нос, волнистые волосы).

В целом тесные связи между народами Африки обусловили отсутствие резких границ между расами. На юге Африки европейская (голландская) колонизация привела к образованию особого типа так называемых цветных.

Население Мадагаскара неоднородно, в нем преобладают южноазиатский (монгольский) и негроидный типы. В целом малагасийцы характеризуются преобладанием узкого разреза глаз, выступающими скулами, курчавыми волосами, уплощенным и довольно широким носом.

Естественное движение населения Африки

Динамику населения Африки, в связи с относительно небольшими размерами миграций, определяет в основном его естественное движение. Африка – район высокой рождаемости, в некоторых странах она приближается к 50 промилле, то есть приближается к биологически возможной. В среднем по континенту естественный прирост равен около 3% в год, что выше чем в других регионах Земли. Численность населения Африки по данным ООН сейчас превышает 900 млн. человек.

В целом повышенные коэффициенты рождаемости характерны для Западной и Восточной Африки, а пониженные показатели для зон экваториальных лесов и пустынных областей.

Смертность постепенно сокращается до 15-17 промилле.

Детская смертность (до 1 года) достаточно высока – 100-150 промилле.

Возрастной состав населения многих африканских стран характеризуется высокой долей детских возрастов и низкой долей пожилых.

Численность мужчин и женщин в целом одинакова, при этом женщины преобладают в сельской местности.

Средняя продолжительность жизни в Африке – примерно 50 лет. Относительно высокая средняя продолжительность жизни характерна для ЮАР и Северной Африки.

Народы Африки

Африка – это 1/5 часть суши нашей планеты. По величине Африка уступает только Евразии. Экватор делит континент почти пополам. Рельеф материка в целом разнообразен. Это обширное плоскогорье. В Африке нет ни обширных низменностей, ни крупных горных цепей. Самая высокая ее часть – восточная, где расположено Абиссинское плоскогорье, изрезанное горами и ущельями. Эту область называют «крышей континента». Крупнейшие реки – Нил, Конго, Нигер, Замбези. Реки порожисты, малосудоходны, большинство в летнее время пересыхает.

Африка – самый жаркий континент. По обе стороны от экватора расположена полоса тропиков, занимающая ¾ всего материка. За полосами тропиков к северу и югу следуют зоны саванн – африканских степей (сахель). За поясами саванн симметрично расположены пустыни: величайшая в мире Сахара с среднегодовой температурой +35 и на юге – Калахари и Намиб. Узкие прибрежные полосы на севере и юге континента – зоны субтропиков. В большей части Африки год делится на два четко выраженных сезона: сухой – лето и дождливый – зима. Чем дальше от экватора, тем короче период дождей, тем меньше уровень осадков. В зонах саванн обычны засухи.

Сейчас природа Африки – это огромная сфера острого экологического кризиса. Он вызван объективным действием самих сил природы и активной деятельностью людей.

Африка по географической классификации делится на Северную, Восточную, Южную, Центральную и Западную Тропическую. Население Африки представляет сложный конгломерат разного масштаба этносов и этнических групп, образовавшихся в результате постоянных миграций коренного населения и контактов между отдельными его группами.

Особенно широки миграции были в прошлом, когда значительное распространение имело пастушество. Миграции вызывались также природными факторами: засухами, эпидемиями, нашествиями мухи цеце, саранчи и пр., что вынуждало оседлое население перемещаться в более благоприятные для жизни области. к миграциям приводили также межплеменные войны. В процессе миграций происходили объединения племен и этносов, поглощение одних другими, разного уровня интеграция и адаптация.



В наше время почти треть всего африканского населения составляют известные с древности народы банту. Они передвигались по огромной территории от границ Судана на юг. Вероятно, их прародина – северная часть бассейна Конго, на границе тропической зоны и саванны. Банту вытеснили к югу племена пигмеев, бушменов и готтентотов. Уже к У111 – 1Х веку арабские путешественники обнаруживали банту по всему побережью Восточной Африки. Часть банту смешалась с аборигенами, племена готтентотов были поглощены народами банту.

С севера в Восточную Африку мигрировали многие народы под общим название «нилотов». Их отличали от соседей языковая и антропологическая принадлежность. Нилоты потеснили в южном направлении банту и расселились в области Межозерья, где смешались с местным негроидным населением, сохранив при этом ряд антропологических черт своих предков – высокий рост, длинные конечности, длинноголовость. Язык же они свой утратили, усвоив языки поглощенных ими народов банту.

Значительная часть населения Северо-Восточной Африки принадлежит к семитской группе, своеобразной в языковом и антропологическом отношениях. Их происхождение связано, возможно, с миграцией групп южноарабских племен на Сомалийской побережье. Их потомки смешались с местным негроидным населением, но при этом сохранили основные черты строя своего языка. Значительным фактором формирования населения этой области были народы галла (оромо) и сомали.

Этнический состав населения Западной Африки пестр и имеет сложную историю формирования. Более или менее ясно, что в этом процессе приняли участие переселившиеся сюда народы банту, а также пастушеские племена предков фульбе, пришедшие из Западной Сахары или Северной Африки и принадлежавшие к средиземноморской расе. В процессе миграции они смешались с местным населением, приобрели негроидные черты и утратили свой язык.

В наши дни население континента отличается крайней этнической пестротой и состоит из множества племен и народов, уровень развития которых сильно различен. В настоящее время принято выделять на этнической карте Африки около 500 народов.

Исторические пути развития Африки позволяют с определенной долей условности выделить как самостоятельные части Северную, Северо-Западную и огромные пространства «черной Африки» южнее Сахары. В культурах населения Северной Африки сочетаются традиции древней Северной Африки и Египта с христианской и исламской культурами. Народы же, населяющие области Африки южнее Сахары никогда не знали колеса, гончарного круга, не строили мостов, не использовали плуга. Наиболее характерным и распространенным предметом материальной культуры народов, населяющих черную Африку, является барабан. Это предмет не просто музыкально-развлекательный, но и ритуальный и боевой инструмент. Кроме того, барабан издревле служил важнейшим средством передачи информации на любые расстояния, от одного пункта передачи к другому по цепочке. Барабан по праву является материальным символом Черной Африки.

Народы Северной Африки.

В регион Северной Африки входит население Алжира, Египта, Западной Сахары, Ливии, Мавритании, Марокко, Судана, Туниса. В историческом и этнокультурном плане выделяется западная часть региона – это Магриб. Он включает Алжир, Тунис, Марокко, Ливию, Мавританию, Западную Сахару.

Большинство населения Магриба принадлежит к средиземноморской ветви европеоидной расы. Народы Магриба говорят на языках афроазийской семи, большинство населения говорит на арабском языке. Эти области с У11 – У111 века входили в состав арабского халифата и с того времени вошли в арабо-исламскую цивилизацию. У туарегов сохранилось древнее письмо – тифинаг - , хранители его – женщины, все остальные пользуются арабским алфавитом.

Как и во всей Африке, государственные границы, как и границы регионов не совпадают с этническими. Например, туареги живут не только в Алжире, но и в Мавритании, Мали и Нигере.

На севере и западе прибрежные жители занимаются рыбной ловлей. Земледельцы здесь сеют зерновые, возделывают виноград, табак, цитрусовые. Жители гор – оседлые землепашцы или отгонно-пастбищные скотоводы. Небольшие искусственно орошаемые поля располагаются на террасах, расположенных ярусами на склонах гор. В предгорьях и на равнинах население занимается орошаемым земледелием. Основные орудия труда – соха, серп, деревянные вилы. Дальше к югу земледельческое население сосредоточено лишь в оазисах или вокруг колодцев. Главная из выращиваемых здесь культур – финиковая пальма, древесина и листья которой используются для построек, а плоды служат основой питания жителей пустынь. Большинство населения в этих краях – кочевники. Они занимаются верблюдоводством, разведением овец и коз. Стада верблюдов – основное богатство и содержание всей хозяйственной деятельности: верблюд дает шерсть, молоко, мясо, перевозит скарб и всю семью кочевника. Население весной и осенью кочует, а в начале зимы собирается близ пальмовых рощ, где запасаются финиками и возделывают небольшие пашни. Там же пережидают в середине лета самую большую жару.

Пища африканских народов имеет некоторые общие особенности. Ее важная часть – каши и лепешки (просяные, кукурузные, пшеничные). Растительный белок дают бобы, горох, арахис; животный белок – рыба и мясо (козлятина, баранина, значительно реже – говядина и верблюжатина). В качестве жиров используются растительные масла – пальмовое, арахисовое, оливковое; у скотоводов-кочевников – бараний жир. Самое распространенное блюдо – кускус – шарики из рисовой или пшеничной каши, которые едят с острыми соусами и приправами. Основной напиток – вода, алкогольные – просяное или ячменное пиво и пальмовое вино. Только на самом севере занимаются виноградарством и виноделием. По всей Африке традиционно двухразовое питание – утром и после захода солнца.

Жилища народов Северной Африки разнообразны. Города, как правило, сохраняют деление на две части – арабскую (медина) и европейскую. В сельской местности различаются жилища горцев, земледельческих и скотоводческих народов. Горцы, занимающиеся отгонным скотоводством, обычно имеют два вида поселений – постоянное – укрепленная деревня с четырьмя башнями по углам – и временное – группа палаток или легкое жилище на горных пастбищах. Оседлое население равнин живет в деревнях, вытянутых вдоль дороги. Местами сохраняется древнее жилище «гурби» - хижина, крытая тростником или соломой со стенами из дерева, камня или глины, смешанной с соломой. Жилища кочевников – это легко переносимая палатка или шатер. Покрытия делают из шерстяных или ковровых полотнищ, туареги – из кусков кожи. В одной палатке живет одна семья. Мужчины занимают восточную половину, женщины – западную.

Большинство жителей Северной Африки носят одежду общеарабского типа. Это длинная белая рубаха, поверх нее теплый бурнус, чаще темного цвета, тюрбан. Обувь – туфли без задников. Непременная принадлежность мужского костюма – «шукара» – сумка на красных плетеных шнурах и «кумия» – обоюдоострый загнутый вверх кинжал. Их мальчик получает от отца в 7-8 лет. Женщины носят легкие шаровары, длинные платья из белой, розовой, бледно-зеленой ткани. Горожанки закрывают лицо особым покрывалом. Сельские жительницы ходят с открытыми лицами.

Практически все народы Северной Африки патрилинейны, семейные отношения у них регулируются нормами шариата. В религиозном отношении население Северной Африки довольно однородно. Мусульмане составляют подавляющее большинство. В исламе Магриба много «народных» черт, в частности, ношение амулетов, поклонение могилам святых, вера в «барака» (благодать) и т.п. они сохраняют веру в духов, привидения, занимаются гаданием, колдовством, магией.

Оригинальный, выделяющийся на фоне остальных народов Северной Африки – туареги . Это народ группы берберов, проживающий в Мали, Буркина-Фасо, Нигере, Алжире, Ливии. Туареги – потомки древнего коренного беребрского населения Северной Африки. Они образуют несколько объединений племен.

Жилища оседлых и полуоседлых туарегов – полусферические хижины из пальмовых листьев или соломы. Во время кочевий туареги живут в шатрах, крытых кожами или грубой тканью.

Общество делится на несколько сословий – каст. Основные из них – имаджеган, благородные, в прошлом формальные собственники земель, а по основному занятию – воины; имгад, т.е. козопасы, основная масса скотоводов и земледельцев, иклан, т.е. черные, в прошлом рабы-негры, сейчас – вольноотпущенники. Во главе соплеменностей стоит вождество во главе с правителем – аменукалом. Символ власти аменукала – священный барабан. Особенностью туарегов является сохранение наряду с патриархально-родовой сильных пережитков материнско-родовой организации. Положение женщин у них намного выше, чем у других мусульманских народов: имущество супругов раздельно, развод возможен по инициативе каждой из сторон. Женщины имеют право собственности и наследования Одним из остатков матрилокальности является обязательное ношение свободными мужчинами, достигшими брачного возраста, лицевого покрывала. Этот аналог женского лицевого покрывала не встречается больше нигде в мире. Отсюда второе самоназвание туарегов – народ покрывала. Очень самобытно изобразительное искусство туарегов. В нем имеет большое распространение мотив креста, поэтому в прошлом туарегов считали потомками крестоносцев. Основными хранителями традиционной духовной культуры у туарегов являются женщины. В частности, они являются хранительницами древней письменности тифинаг, сохранившейся только у этого народа, у остальных - арабский алфавит. Женщины – хранительницы музыкального наследия и исторического эпоса, певицы и поэтессы

Народы Восточной Африки .

В Восточной Африке обитает население Бурунди, Джибути, Замбии, Зимбабве, Кении, Коморских островов, Маврикия, Мадагаскара, Малави, Мозамбика, Реюньона, Руанды, Сейшельских островов, Сомали, Танзании, Уганды, Эфиопии.

Население северной половины региона принадлежит к эфиопской расе, занимающей промежуточное положение между негроидами и европеоидами. Большая часть населения юга Восточной Африки относится к негроидной расе, еще южнее обитает население, относящееся к бушменскому типу. Согласно принятой в науке этнолингвистической классификации, население региона представляет афразийскую семью, нило-сахарскую и нигеро-кордофанскую (так называемые народы банту).

Восточная Африка – особая природная зона.. это самая возвышенная часть континента, здесь представлены все природные зоны Африки. Основные занятия населения Восточной Африки – земледелие и скотоводство. В сравнении с другими природными зонами, Восточная Африка наиболее благоприятна для ведения скотоводства, которое здесь широко распространено и представлено несколькими ХКТ.

Скотоводство представлено в формах номадного (кочевого и полукочевого) и отгонно-пастбищного содержания. При отгонно-пастбищном скотоводстве наиболее широко представлена форма «пастушество трансгуманс», в литературе часто называемое полукочевым или полуоседлым скотоводством. Этот ХКТ сочетает пастбищное скотоводство с земледелием, временную или постоянную оседлость части населения с подвижностью другой. При этом не нарушается социальное единство общественной организации, все население, и подвижное, и оседлое принадлежит к единой социальной системе. Этот образ жизни объясняется различиями природных условий, в которых обитает один и тот же народ, когда одна его часть занята земледелием, а другая откочевывает со стадами иногда на большие расстояния от оседлых поселений. Типичные представители пастушества трансгуманс – народы нуэр и динка . Территории их обитания (саванны южного Судана) в сухое время года так высыхают, что население вынуждено передвигаться со стадами далеко к берегам рек в болотистые местности. В сырой же сезон притоки Нила разливаются на огромные площади. В заболоченной местности жить становится возможно только в селениях на холмах. Смена сезонов поэтому означает и перемену места жительства и занятий.

ХКТ номадизма (кочевничества) имеет два подтипа – кочевой и полукочевой. Номадизм – особый способ производства, основанный на экстенсивном пастбищном скотоводстве, при котором разведение животных составляет основной вид занятий подвижного населения и является главным средством жизнеобеспечения. Другой важнейший признак номадизма состоит в том, что он представляет собой не только особую экономическую, но и особую социальную систему. Номады составляют особые самостоятельные социальные организмы. Их социальные отношения характерны только для кочевничества и являются патриархальными номадно-общинными. Общественную организацию составляет племенная структура, основанная на патриархально-генеалогических связях, которые охватывают все номадное общество.

У скотоводов – патухов транснуманс оседлая часть общества, занятая в земледелии, составляет вместе с подвижными пастухами единый социальный организм, характер которого определяется прежде всего условиями оседло-земледельческого образа жизни. У номадов нет фиксированного места жительства, кочует не часть общества, а весь народ. Примитивное мотыжное земледелие незначительно или вовсе отсутствует.

Сравнительный анализ по номадизму Азии и Африки выявил наличие в них существенных различий. Прежде всего они определяются естественной средой. В Азии имеются огромные степные территории и пустыни. В Африке их гораздо меньше и они разбросаны. Сходные с Азией условия среды имеются только в области пустыни Афар, где живут номады северные сомали. Они кочуют общинами, разделенными по видам животных: верблюдов пасут мужчины, овец и коз – женщины, старики и дети. Живут номады в кочевых жилищах, состоящих из каркаса из ветвей, покрытых шкурами. На стоянках аггал устанавливают женщины. Перевозят его на грузовом верблюде в разобранном виде. Юноши и взрослые мужчины, которые кочуют со стадами верблюдов, ведут суровую жизнь: спят на земле, никаких палаток не ставят, пища только молочная.

Значительно шире в Африке представлен полукочевой номадизм. Они кочуют медленнее, пути короче, станки чаще, чем у кочевых номадов. Кроме хозяйственных различий, между кочевым и полукочевым номадизмом существуют различия в социальной структуре. У кочевых номадов основу племенной организации составляет система патриархально-генеалогических связей. У полукочевых номадов Африки в основе социальной организации- две системы связей: патриархально-генеалогическая (горизонтальная) и социально-возрастная (вертикальная). Каждый член общества имеет двойную принадлежность: к определенной генеалогической линии происхождения, который ведется от предка-прародителя, и к определенному возрастному классу. Пересекаясь, эти две системы связей стратифицируют общество на социальные подразделения, которые могут быть быстро мобилизованы в случае необходимости.

Система возрастных классов – архаический социальный институт, несущий черты первобытно-общинной эпохи. Кочевые номады либо миновали его фазу в своем развитии, либо давно уже утратили этот институт. Кочевой номадизм по сходству с кочевничеством в Азии определяют как азиатскую форму номадизма, полукочевой – как африканскую форму.

Эти две особенности наиболее ярко характеризуют Восточную Африку. Во-первых – в сфере ХКТ – наиболее масштабное распространение здесь подвижных форм скотоводства: пастушества трансгуманс и номадизма в азиатской и африканской формах. Во-вторых, в сфере общественной организации наблюдается самое широкое бытование архаического социального института системы возрастных классов, оказывающего влияние на все сферы социальной жизни, в том числе и на современную политическую ситуацию.

Народы Южной Африки.

Южная Африка включает население государств: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР.

Значительную часть автохтонного населения региона составляют народы языковой подгруппы бенуэ-конго, известные как народы банту (конго, ганда, зулу, свази, тсвана и др.). в расовом отношении население Южной Африки представлено негродиной, койсанской, европеоидной расами и группами смешанного населения. Климат и природа разнообразны и включают зоны тропического леса, саванн, пустыни, полосы гор на побережье приморских субтропиков. Господствующее положение в регионе издавна принадлежит ЮАР, где добывается половина мирового золота, значительная часть алмазов и урана. По уровню промышленного развития ЮАР намного выше других стран Африки.

Исторически в Южной Африке сформировались два основных ХКТ: тропического мотыжного земледелия и кочевого и отгонно-пастбищного скотоводства. Кочевое скотоводство продолжают вести большинство бушменов и готтентотов.

Готтентоты прежде населяли всю южную остроконечность Африки и составляли многочисленную группу племен кочевых скотоводов. Они разводили крупный рогатый скот, жили во временных поселениях; когда скот вокруг стоянки съедал всю траву, население перекочевывало на новые пастбища. Жили готтентоты большими патриархальными семьями. Их социальная организация была племенной, руководили племенем избранный вождь и совет старейшин. Основное занятие сохранившихся племен готтентотов – подвижное скотоводство отгонно-пастбищного типа, сменившее их традиционный ХКТ номадов.

Бушмены были охотниками и собирателями. Маленький лук и стрелы с каменными наконечниками – их основное оружие, облик которых восходит к эпохе верхнего палеолита. С появлением европейцев бушмены стали изготовлять наконечники стрел из бутылочного стекла, обивая его так же как камень, иногда выменивали железные наконечники у соседей – готтентотов и банту. Единственная одежда бушменов – набедренная повязка. У них почти не было утвари, воду держали в скорлупе страусовых яиц, из нее же делали бусы. Основное занятие мужчин – охота. Единственным домашним животным была собака, сопровождавшая охотников. Бушмены очень выносливы и искусны в охоте, были способны иногда преследовать жертву сутками. Женщины занимались собирательством. У бушменов не было домов и поселений. Они жили в шалашах или укрывались на ночь в кустарнике. Они вели постоянные войны с готтентотами и банту. В конце концов они были вытеснены в безводные пески Калахари, где и теперь живут группами по 50-150 человек, объединяющими родственников по мужской линии. Охотничий культ был основой духовных представлений бушменов. В их картине мира главные места занимали силы природы – солнце, луна, звезды.

В зоне тропического леса небольшими группами рассеяно низкорослое население пигмеев, они обитают и в Центральной Африке. Они отличаются низким ростом (в среднем 145 см), сравнительно светлой кожей желтоватого или красноватого оттенка, узкими губами. Это культурно отсталое население, говорящее на языках своих высокорослых соседей. Пигмеи не умеют обрабатывать металл, не занимаются ни земледелием, ни скотоводством и являются охотниками и собирателями тропиков. Они ведут обмен с соседями, получая продукты земледелия, изделия из железа взамен добываемого охотой и собирательством. Пигмеи ведут полукочевой образ жизни. Основа хозяйственной и общественной жизни – группа из 6-7 малых семей, кочующих совместно. Она может распадаться и возникать в другом составе, в зависимости от обеспеченности территории дичью. Основной пищей пигмеев являются продукты охоты и собирательства. Мясо убитого животного сразу же съедается всей охотничьей группой. Его обжаривают над огнем или запекают в золе очага. Более мелкие продукты: термитов, кузнечиков, гусениц – заворачивают в крупные листья, такой пакет скрепляется черенками, его укладывают возле тлеющего огня и прожаривают. Вместо соли пользуются золой растений. Единственный известный пигмеям напиток – вода. Наследование и счет родства идет во мужской линии, поселения вирилокальны. Пигмеи знают лишь коллективную собственность. Обычное право их экологично: самыми серьезными проступками считаются неоправданное убийство животных без нужды в мясной пище, рубка деревьев, загрязнение проточной воды. Самая суровая кара – изгнание, запрещение охотиться вместе с группой. В основе верований пигмеев – культу охоты. Также развито почитание тотемных прародителей – животных и растений. Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Попытки наделять пигмеев землей, вовлекать в работу по найму, как правило, не удавались. Большинство пигмеев предпочитает вести традиционный образ жизни. Ныне осложняет положение пигмеев то обстоятельство, что что почти во всех странах территории их обитания попали в национальные парки, где запрещена охота на крупных животных. Наиболее изолированными остабтся пигмеи в бассейне реки Итури (Заир). В Камеруне и Конго идут попытки вовлечения пигмеев в современную жизнь Происхождение, антропологический тип этой группы населения Африки и поныне остаются для науки загадкой.

Найдены самые древние костные остатки наших предполагаемых предков.

По одной из гипотез, реконструирующих происхождение человека, 12-14 млн. лет назад в Восточной Африке и на Индостанском полуострове обитали рамапитеки - приматы, имеющие некоторые «человеческие» черты, причем некоторые ученые считают, что на юг Азии они проникли из Африки. Африканские рамапитеки находились в таком районе, природные особенности которого заставляли их приспосабливаться к разным условиям существования, менять привычные места обитания в поисках пищи и для спасения от врагов и стихийных бедствий. Саванны Восточной Африки подвержены засухам и наводнениям, сильным ветрам и пожарам я сухое время года. Кроме того, это зона рифтовых разломов, где часты землетрясения, вулканические извержения, изменяющие земную поверхность. В то же время это регион с разнообразными ландшафтами, позволяющими мигрировать из неблагоприятной обстановки в более подходящие условия, к которым, однако, необходимо было приспосабливаться. Все это, по мнению ряда ученых, ускорило естественный отбор и привело к прогрессирующему развитию мозга, к постепенному превращению обезьяны-рамапитека в предков современного человека. Считают, что человек как биологический вид сформировался в пределах Африки и оттуда уже расселялся по земному шару. Заметим, однако, что это не единственная гипотеза. Есть сторонники предположения о том, что род Homo возник в разных местах земного шара, но появляется все больше свидетельств тому, что прародина человека - Южная и Восточная Африка. В этих районах климатические условия в последние эпохи были благоприятными для сохранения ископаемых органических остатков, в том числе и наших предков, поэтому здесь многочисленны находки скелетов и их фрагментов в хорошей сохранности, что весьма способствовало установлению и уточнению генеалогического древа людского рода.

По всему Африканскому материку в разных его районах встречаются костные остатки древних людей - палеоантропов (неандертальцев). Они заселяли здесь обширные территории. Материальная культура африканских неандертальцев имела специфические черты, и сами они сильно отличались от палеоантропов .

Человек современного типа появился в Африке, по-видимому, около 100 тыс. лет тому назад. Считают, что в формировании современного вида людей (Homo sapiens) сыграла роль метисация - смешение разных типов палеоантропов. Расселение неоантропов по территории материка носило локальный характер, и в каждом очаге складывалась своя культура. Процесс формирования антропологических типов начался еще в палеолите и продолжался в течение неолита. Возникли основные расы, населяющие материк по сей день. В Северной Африке складывался древний европеоидный тип, в Южной - боскопский, от которого произошли бушмены и готтентоты, на западе южнее Сахары. появился негроидный (негрский) тип, а в лесах бассейна Конго образовалась негрилльская раса африканских пигмеев. В течение неолита сформировалась, по-видимому, эфиопская раса на контакте европеоидов и негроидов.

Расовый состав населения Африки

Современное коренное население Африки разнообразно по расовому составу. Южные европеоиды, схожие по основным морфологическим признакам с народами Южной Европы и Юго-Западной Азии, обитают на севере континента. Собственно африканские европеоиды - берберы, но североафриканские страны в основном населяют народы, расовый тип которых сформировался в результате смешения берберов с завоевавшими эти арабами. Остальная часть материка, кроме Эфиопского нагорья и полуострова Сомали, до колонизации была населена представителями большой экваториальной расы, в составе которой выделяют негроидную (негрскую), негрилльскую и южноафриканскую (койсанскую) расы второго порядка.

Все представители разных типов экваториальной расы отличаются некоторыми общими признаками, например, они имеют, как правило, курчавые волосы и широкий нос с низким переносьем. Однако есть и существенные различия. Негрилли (пигмеи) Экваториальной Африки - низкорослые, более светлокожие, чем большинство представителей других типов. У них широкий рот с тонкими губами, что также отличает их от негроидов. Эта раса формировалась еще в неолите в глубине влажных экваториальных лесов, и до сих пор вся жизнь пигмеев связана с условиями их местообитания. Отсюда и специфические антропологические черты. Некоторые признаки, отличающие представителей южноафриканской расы, сближают их с монголоидами. Так, наряду с курчавыми волосами и широким носом, характерными для всей экваториальной расы, они обладают желтовато-коричневой кожей и эпикантусом, что свойственно монголоидам. Некоторые антропологи считают, что это результат смешения рас, и ищут пути их контакта. Скорее всего, дело тут в сходстве природных условий, в которых формировались расы южноафриканцев и монголоидов: аридные черты природы характеризуют как Центральную Азию, так и внутренние районы Южной Африки (правда, при этом неясно, почему подобные черты не выработались у жителей Сахары и Аравии). Черты экваториальной расы наиболее ярко выражены у представителей негрской расы, обитающих и бассейнах рек Нигера и Конго. В других районах есть значительные отклонения от этого типа: например, у некоторых народов кожа довольно светлая, а у других - почти черная, очень велики различия в росте, в разной степени выражен прогнатизм (выступайте вперед нижней части лица).

В результате смешения европеоидной и негроидной рас в зонах их контакта сложился своеобразный расовый тип. Его представители - жители Эфиопии, Сомали, Западного Судана - от негроидов унаследовали сравнительно темную кожу, вьющиеся волосы, полные губы, а от европеоидов - узкое высокое лицо и нос с выступающим переносьем. Влияние европеоидов сказалось и в отсутствии прогнатизма, и в общем смягчении негроидных черт. Эфиопская контактная раса сложилась давно, еще в раннем неолите, но смешение рас продолжалось и позднее, когда началось проникновение в глубь материка арабов, а затем и других народов. Например, на Мадагаскаре, очевидно, произошел контакт между негроидами (по-видимому, выходцами из юго-восточной Африки) и южными монголоидами (индонезийцами), и в результате сложился своеобразный расовый тип. Смешение рас происходит и в настоящее время, но этот процесс тормозится расовыми предрассудками, которые преодолеваются с большим трудом. И колониальную эпоху в африканских странах было много европейцев, но пни почти не смешивались с местным населением. После того, как государства континента приобрели независимость, процент «белых» людей сильно сократился. Много европейцев переселилось еще в XVII в. из Европы (Голландии, Германии, Франции) на юг Африки. Здесь они образовали народность, которую называют африкандерами, или бурами. Они говорят на особом языке - африкаанс, отличаются специфическими чертами характера, быта, хозяйства. Буры и англичане представляют «белое» население Южно-Африканской Республики. Есть здесь и так называемые «цветные» - потомки от смешанных браков белых и представителей южно-африканской ветви экваториальной расы.

Этнический состав населения Африки

Африку населяет множество народов со своими языками, специфическими чертами быта, культуры, хозяйства. Есть государства с древней культурой, например Египет, история которого насчитывает несколько тысячелетий, в то же время многие народы находятся на уровне примитивного ведения хозяйства. Этому способствовала колонизация значительной части территории материка. Пестрый этнический состав населения Африки и разделение ее территории на страны без учета интересов коренных жителей привели к возникновению множества межэтнических конфликтов и даже кровопролитных войн.

Сейчас в Африке этнографы насчитывают до 500 этносов. Из них 11 крупных (свыше 10 млн. человек каждый) и около 100, насчитывающих более чем по 1 млн. Это около 4/5 населения континента.

Плотность населения Африки

Население распределяется по территории крайне неравномерно.

Огромные регионы - Сахара, Калахари, Намиб, котловина Конго и некоторые другие заселены очень мало, в их пределах есть районы, где вообще никто не живет или плотность населения составляет менее 1 человека на квадратный километр. Но есть страны, на территории которых плотность достигает свыше 200 (Руанда), свыше 100 (Нигерия) и свыше 50 (Египет, Гана, Того, Уганда, Малави) человек на квадратный километр. К тому же в этих странах выделяются районы, где показатель плотности еще выше: в Египте - это долина и особенно дельта Нила (местами до 1000 чел/км 2), в Нигерии - побережье восточнее дельты Нигера и т. д. Интересно отметить, что более 40% населения Африки живет в местностях на высоте от 500 до 2000 м и выше (среднемировой показатель - 20%).

Африка представляет собой огромный материк, заселенность которого весьма неравномерна и совсем не соответствует его размерам. Причина этого - в особенностях ее истории и географии. Большую часть материка занимают две пустыни - Калахари и Сахара, в которых человеку жить невозможно. Кроме того, длительный рабовладельческий строй и колониальное господство также повлияли на неравномерное расселение жителей.

В настоящее время составляет около миллиарда человек. Значительная его часть сосредоточена вокруг бассейнов крупных Нила, Сенегала, Нигера, на побережьях Средиземноморья и Наиболее густонаселенным государством является Нигерия, где на один квадратный километр приходится порядка тысячи человек.

Численность населения Африки постоянно увеличивается, а ее жителей становится все моложе. На данный момент большую часть африканцев составляют люди младше 15 лет. Процесс увеличения численности населения в Африке проходит гораздо интенсивнее, чем на других материках. По прогнозам ученых, к середине нынешнего века население Африки будет составлять четвертую часть от общего числа жителей планеты.

На этом материке проживают представители трех экваториальной, европеоидной и монголоидной. Подавляющее большинство жителей относится к представителям коренных народов.

Европеоиды в основном составляют население Северной Африки - это арабы и берберы, которые проживают на территории Алжира, Марокко и Египта. Внешне их можно отличить по смуглой коже, темным глазами и волосам, узкому носу, удлиненному черепу и овальному лицу.

Южнее Сахары преобладают представители негроидов - африканского ответвления экваториальной расы, которые могут значительно отличаться друг от друга по оттенку кожи, размеру и форме черепа, чертам лица, телосложению и росту.

Например, наиболее высокие негроиды - это племена тутси и химни, которые проживают в саванне в северной части Африки. Их рост составляет в среднем 180-200 см. А в другом районе континента, в живут малорослые пигмеи - их рост не превышает 150 см.

В западной части материка чаще всего встречаются коренастые, атлетически сложенные люди, а отличительная черта жителей верховьев Нила - очень темный, практически сине-черный цвет кожи.

В южной части материка живут племена бушменов и готтентотов. Они отличаются желтоватым цветом кожи и плоским лицом, поэтому напоминают монголоидов. Эти народности в основном низкорослые и тонкокостные. Эфиопов многие ученые относят к некой промежуточной расе. Кожа у них светлая, с красноватым оттенком, а внешний вид говорит о близости к южному ответвлению европеоидов. Жители Мадагаскара - малагасийцы, они представляют собой смешение монголоидов и негроидов.

Пришлое население Африки, численность которого незначительна - это в основном европейцы, и проживают они в местах с наиболее благоприятным климатом. Так, в северной части материка, вдоль побережья Средиземного моря, в бывших можно встретить немало европейцев французского происхождения. А на самом юге материка проживают белые африканеры - потомки переселившихся сюда несколько веков назад голландцев и англичан.

Большинство имеет очень древнюю культуру. В Египте, Эфиопии, Гане еще пять - семь тысячелетий назад развивались ремесла, строительство, науки, религия, а памятники архитектуры тех времен до сих пор поражают своей монументальностью.

Население Африки прошло длительный путь развития и внесло неоценимый вклад в общемировое развитие. Сейчас, после окончания затяжного периода колониального господства, африканская культура вновь начинает развиваться.



Рассказать друзьям