Молитва сергию радонежскому о помощи. Кто такой сергий радонежский и почему его так любят на руси

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Память: 28 сентября (11 октября н. ст.), 18 / 31 января, 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), четверток Седмицы мытаря и фарисея

Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь Апостола: «страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще неции странноприяша Ангелы» (Евр.13:2).

Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не опускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни сей блаженной четы; за то мы можем, вместе с святителем Платоном, сказать, что «самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»

Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына - будущего основателя Троицкой Лавры, красу Церкви Православной и несокрушимую опору родной земли. Задолго до рождения сего святого младенца, дивный уже дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий и святая отрасль благословенного корня. В один воскресный день его благочестивая мать пришла в церковь к Божественной литургии и смиренно стала, по тогдашнему обычаю, в притворе церковном, вместе с прочими женами. Началась литургия; пропели уже Трисвятую песнь, и вот, не задолго пред чтением Святого Евангелия, вдруг, среди общей тишины и благоговейного молчания, младенец вскрикнул у нее во чреве, так что многие обратили внимание на этот крик. Когда же начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул в другой раз, и притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви. Между тем литургия продолжалась. Священник возгласил: «Вонмем! Святая Святым!» При этом возглашении младенец вскрикнул в третий раз, и смущенная мать едва не упала от страха: она начала плакать... Тут ее окружили женщины и, может быть, желая помочь ей успокоить плачущее дитя, стали спрашивать: «Где же у тебя младенец? От чего он кричит так громко?» Но Мария, в душевном волнении, обливаясь слезами, едва могла вымолвить им: «нет у меня младенца; спросите еще у кого-нибудь». Женщины стали озираться кругом, и не видя нигде младенца, снова пристали к Марии с тем же вопросом. Тогда она принуждена была сказать им откровенно, что на руках у нее, действительно, нет младенца, но она носит его во чреве...

По обычаю того времени, Кирилл должен был получить поместье, но сам он, по старости, уже не мог нести службы, и потому обязанность эту принял на себя старший сын его Стефан, который, вероятно, еще в Ростове, женился. Младший из сыновей Кирилла и Марии Петр также избрал супружескую жизнь. Варфоломей же и в Радонеже продолжал свои подвиги. Не раз он говорил отцу: «Отпусти меня, батюшка, с благословением, и я пойду в монастырь». «Помедли, чадо, - отвечал ему на это отец, - сам видишь: мы стали стары и немощны, послужить нам некому - у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты печешься, како угодити Господу Богу, это - дело хорошее. Но верь, сын мой: твоя благая часть не отнимется у тебя, только послужи нам немного, пока Бог явит милость Свою над нами и возьмет нас отсюда. Вот, проводи нас в могилу, тогда уже никто не возбранит тебе исполнить свое заветное желание». Варфоломей не выходил из воли отеческой.

Но дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям: при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. Верстах в трех от Радонежа был Покровский Хотьков монастырь, который состоял из двух отделений: одного - для старцев, другого - для стариц. В этот монастырь и направили свои стопы праведные родители Варфоломеевы, чтобы здесь провести остаток дней своих в подвиге покаяния и приготовления к другой жизни. Почти в тоже время умерла супруга и старшего сына Стефана. Похоронив ее в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив детей своих, вероятно, Петру, он остался в Хотькове, принял монашеский постриг и стал ухаживать за своими немощными родителями. Впрочем, претружденные старостью и скорбями схимники-бояре недолго потрудились в своем новом звании: не позже 1339 года они с миром уже отошли ко Господу на вечный покой. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с сего времени сделалась последним приютом и усыпальницею рода Сергиева.

Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей - праведных Кирилла и Марии - в Хотьковском монастыре.

В год 600-летия со времени преставления Преподобного Сергия (1992 г.) Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобных местночтимых Радонежских святых - схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию - к лику святых угодников Божиих для общецерковного почитания. Память преподобных Кирилла и Марии празднуется 28 сентября (11 октября н. ст.), 18 / 31 января, 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), а также в четверток Седмицы мытаря и фарисея.

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью. С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.

Основание монастыря

Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером обители.

Религиозная деятельность

Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского – Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении обители, вселенский патриарх Филофей прислал игумену грамоту, в которой отдавал должное его деятельности. Преподобный Сергий был высокоуважаемой личностью в княжеских кругах: он благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.

Кроме Троице-Сергиевого за свою краткую биографию Радонежский основал еще несколько монастырей – Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Почитание памяти

Сергий Радонежский был причислен к лику святых в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», основном первоисточнике жизнеописания иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что за свою жизнь святой Радонежский множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.

Другие варианты биографии

  • В «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 7-8 классах.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Радонежского поможет вам лучше усвоить материал.

Жизнеописание преподобного Сергия составлено святым Епифанием Премудрым († ок. 1418-1422) , учеником его и современником, который знал о жизни своего учителя от него самого и от старшего брата Преподобного, Стефана, и от святителя Феодора († 1394), племянника Преподобного Сергия. А уж о родине Преподобного ему не надо было никого расспрашивать – сам он в юности жил в Ростове и принял монашеский постриг в ростовском монастыре святителя Григория Богослова .

Преподобный Епифаний Премудрый и братия за написанием жития Сергия Радонежского .

Несколько столетий поколение за поколением перечитывает строки о начале жизни будущего молитвенника, стремясь прикоснуться к великой тайне его рождения и духовного становления. В Житии Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, Игумена Радонежского и всея России чудотворца, для нашего рассказа особо ценны слова, описывающие события, связанные с его рождением, детством и отрочеством, которые прошли здесь, на благословенной Ростовской земле, на том месте, где стоит святая Варницкая обитель.

Епифаний Премудрый пишет , что будущий великий Игумен Земли Русской родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери по имени Мария, которые были Божьи Угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит. Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей. Но сначала создал Бог и предуготовил таких праведных родителей его и потом от них произвел своего угодника.

О родителях Преподобного Сергия Житие рассказывает, что были они бояре из славных и известных бояр, владели большим имением в Ростовской области и большим богатством. Сначала боярин Кирилл состоял на службе у ростовского князя Василия Константиновича († 1307) и у его сына князя Константина Васильевича († 1364), женатого на дочери великого московского князя Ивана Даниловича (Калиты). Житие преподобного Сергия сообщает, что не раз сопровождал боярин Кирилл ростовского князя в Золотую Орду, что говорит о близости боярина Кирилла ко двору ростовских князей. Боярин Кирилл по его положению владел достаточным состоянием. В семье, кроме Варфоломея, будущего Сергия, было еще двое детей – старший Стефан и младший Петр.


Преподобный Сергий Радонежский в житии. Середина XVI века.

Икона была храмовой в церкви преподобного Сергия Радонежского Ростовского Борисо-Глебского монастыря, основанного в 1363 году по благословению Преподобного. Собрание Ростовского музея.

Еще до рождения преподобного Сергия было дано знамение о его богоизбранности: во время Божественной литургии, на которой молилась Мария в воскресный день, ребенок во чреве ее трижды громко прокричал в храме, так что многие ужаснулись от этого крика – преславного чуда, совершившегося с этим младенцем.

– Но более подобает удивляться тому, – пишет Епифаний Премудрый, – что младенец в утробе не прокричал вне церкви, без народа, или в другом месте, втайне, наедине, – но именно при народе, чтобы много было слушателей и свидетелей этому истинному событию. И удивительно также, что не тихо он прокричал, но на всю церковь, чтобы по всей земле прошел слух о нем; удивительно, не прокричал он, когда мать его или на пиру была, или ночью спала, но когда она была в церкви, во время молитвы – да будет родившийся усердно молиться Богу. Удивительно, что прокричал он не в каком-нибудь доме или каком-нибудь нечистом и неизвестном месте, но, напротив, в церкви, стоящей на месте чистом, святом, где и подобает Литургию Господню совершать, – это означает, что ребенок будет в страхе Божием совершенным святым у Господа.

С того дня Мария носила младенца в утробе как некое бесценное сокровище и как драгоценный камень, понимая, что он будет избранным сосудом Святого Духа. В строгом посте и частой сердечной молитве хранила мать дитя во чреве своем.


Рождение Преподобного Сергия.

О, родители, если бы вы знали, сколько добра или, напротив, сколько зла можете вы сообщить вашим детям еще до их рождения! Вы удивились бы точности суда Божия, который благословляет детей в родителях и родителей в детях и отдает «грехи отцев на чада» (Числ. 14, 18), и, помышляя об этом, с благоговением проходили бы служение, вверенное вам от Того, из Него же всякое Отечество на небесах и на земли именуется, – писал об этом событии святитель Филарет .

Родился преподобный Сергий 3 мая (16 мая по н. ст.) 1314 года . 3 мая – день памяти одного из родоначальников русского монашества, основателя Киево-Печерского монастыря Преподобного Феодосия († 3 мая 1074). На Руси особо почитали «родильного» святого, в день памяти которого родился человек. Внимание к святому, память которого празднуется в день рождения человека, дошло до Нового времени. Вспомним, например, что царь Петр I родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского, и этим объясняется, что главный храм новой столицы Санкт-Петербурга был освящен во имя Преподобного Исаакия.

На сороковой день младенца крестил иерей Михаил, дав ему имя апостола Варфоломея, память которого праздновалась 11 июня. Имя Варфоломей означает сын радости: Радуйся от чрева матери освященный, Радуйся в рождении твоем сыном радости нареченный (из акафиста преподобному Сергию).

Когда Кирилл и Мария поведали иерею Михаилу о случившемся в церкви до его рождения, тот ответил смущенным родителям: Не скорбите о нем, но, напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сосуд избранный от Бога, обитель и слуга Святой Троицы, – что и сбылось.


Крещение Варфоломея. Лицевое Житие преподобного Сергия Радонежского. XVI век.

Знамения богоизбранности младенца продолжались. Когда случалось матери его есть мясную пищу, тогда младенец никак не хотел грудь брать. И поняв это, мать его воздерживалась и постилась, и с тех пор младенец стал всегда, как должно, кормиться. В среду и пятницу ребенок отказывался от материнского молока, оставаясь при этом весел и спокоен: Радуйся, пречудное в младенчестве постничество нам являя (из акафиста преподобному Сергию). Мало того, младенец никак не хотел от чужой матери питаться, но только от своей родительницы. Это, по мнению многих, означало, что от благого корня благая ветвь неоскверненным молоком должна быть вскормлена.

Рос ребенок в следующие годы, – продолжает Житие, – как и полагается в этом возрасте, мужала его душа, и тело, и дух, наполнялся он разумом и страхом Божиим, и милость Божия была с ним.

В Древней Руси были свои названия разных периодов жизни мужчины: мальчик до семи лет – младенец; отроча (отрок) – до 14 лет, детище – до 21 года; юноша – до 28 лет; муж – до 35 лет; средовек – от 42 до 49 лет; старец – от 49 до 56 лет .

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте вместе со своими братьями! Братья с успехом быстро осваивали учение, Варфоломею учеба не давалась, несмотря на его премногое усердие. Очень скорбели и печалились по этому поводу и родители его, и учитель, и сам отрок Варфоломей. Но суждено было, что уразуметь грамоту ему было дано не от людей, а от Бога.


Видение отроку Варфоломею. Художник М.В. Нестеров. 1889-1890 годы.

Картина была написана в годы, предшествующие знаменательной дате – 500-летию (1892 год) со дня преставления преподобного Сергия. В эти годы художники В.М. Васнецов, Е.Д. Поленова, В.И. Суриков обратились в своем творчестве к образу Преподобного. Художник Михаил Васильевич Нестеров всегда был убежден, что это его лучшее произведение: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через 30, через 50 лет после моей смерти он еще будет живой, значит, жив и я» .

Однажды Варфоломей был послан отцом искать заблудившихся лошадей. На поле он увидел молящегося под дубом черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитора, благообразного и подобного Ангелу... И когда кончил молиться старец и посмотрел на отрока, увидел его духовным взором, что будет отрок сосудом избранным Святого Духа. Он обратился к Варфоломею, подозвал его к себе, и благословил его, и поцеловал его во имя Христа, и спросил его: «Что ищешь и чего хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа моя желает более всего знать грамоту, для чего я отдан учиться. Ныне скорбит душа моя, так как учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Ты же, святый отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте». Помолившись, старец подал ему кусочек святой просфоры: «Отвори уста свои, чадо, и открой их. Возьми это и съешь, – это тебе дается знамение благодати Божией и понимания Святого Писания. Хотя и малым кажется то, что я даю, но велика сладость вкушения этого». Упросил отрок зайти старца к ним домой.


Явление Божественного старца отроку Варфоломею и получение дара разумения грамоты.

Клеймо иконы преподобного Сергия Радонежского в житии. Середина XVI века.

С радостью встретили Кирилл и Мария незнакомого гостя, потому что любили и почитали они странников-богомольцев. В доме боярина Кирилла была особая комната для молитвы, куда перед трапезой и зашла вся семья и старец сотворить святую молитву. Старец начал «Часы» читать, а отроку велел читать псалом. Отрок же сказал: «Я не умею этого, отче». Старец же ответил: «Сказал я тебе, что с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты. Произноси слово Божье без сомнения». И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал читать псалмы очень хорошо и стройно; и с того часа он хорошо стал знать грамоту. На прощание старец предсказал благочестивой чете: «Будет отрок славен перед Богом и людьми из-за своей добродетельной жизни».

Епифаний Премудрый добавляет: Достоин был даров духовных добрый сей отрок, который от самих пеленок Бога познал, и Бога возлюбил, и Богом спасен был. Он жил, во всем повинуясь родителям: старался повеления их исполнять и ни в чем не ослушаться их, как и Святое Писа­ние говорит: «Чти отца своего и матерь, да будешь долголетен на земле».

В годы отрочества будущий преподобный Сергий жил в строгом посте, а по средам и пятницам не вкушал ничего, по ночам часто бодрствовал и молился. Так вселилась в него благодать Святого Духа.


Благословение старцем Варфоломея и его родителей Кирилла и Марии.

Клеймо иконы преподобного Сергия Радонежского в житии. Середина XVI века.

Епифаний Премудрый пишет, что семья преподобного Сергия была благочестивая и страннолюбивая. Как каждая русская благочестивая семья, Кирилл и Мария вместе со своими сыновьями часто посещали святые места города. И воспитывался особый нашего Российского царствия хранитель и помощник на святынях Ростова.

Избраннии чудотворцы и предивнии угодницы Господни, Сергия великого Церкви Российстей даровавшии, преподобнии Кирилле и Марие, обители Хотьковския заступницы! Пение похвальное вам приносяще, молим вы усердно: яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких бед нас свободите и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да зовем вам радостно: Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом молитвенницы. (Кондак 1 Акафиста преподобным Кириллу и Марии)

В трех километрах от Ростова Великого, на левом берегу реки Ишни, расположилась древняя обитель во имя Святой Живоначальной Троицы - Варницкий монастырь. Благочестивые наши предки построили его, желая увековечить в памяти грядущих поколений место, где родился великий подвижник земли Русской - преподобный Сергий Радонежский.
В начале XIV века здесь было имение его родителей - благородных и знатных бояр Кирилла и Марии. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских удельных князей и не раз, как доверенный и близкий человек, сопровождал их в опасных путешествиях в Орду. Суете городской жизни и княжеского двора супруги предпочитали тихое сельское уединение в своем поместье. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными крестьянскими трудами.

Преподобный Епифаний Премудрый, составитель первого Жития святого Сергия Радонежского, говорит, что Кирилл и Мария были люди благородные и благоверные, «Божии угодники, праведные пред Богом и людьми и всякими добродетелями полны и украшены». Строгие блюстители всех церковных уставов, они любили храм Божий, молитву и особенно заботились о делах милосердия: помогали бедным, принимали странников, творили милостыню. Этому учили они и детей своих.

Подробных сведений о жизни этой блаженной четы до нас не дошло, но мы можем вслед за митрополитом Платоном (Левшиным) сказать, что «самый происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»

Супруги имели уже сына Стефана, когда Господь даровал им другого сына - Варфоломея, будущего основателя Троицкой Лавры, красу Православной Церкви и несокрушимую опору родной земли. Задолго до его рождения дивный промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Господнем и святой отрасли благословенного корня.

В один из воскресных дней, когда Мария молилась в храме на Божественной литургии, младенец трижды громко прокричал у нее во чреве. Все изумлялись такому чуду, а святая мать с тех пор стала особенно внимательна к своему духовному состоянию. Часто удаляясь от людских взоров, она со слезами горячо молилась о будущей судьбе своего ребенка. До его рождения Мария пребывала в строгом посте и сердечной молитве, и так дитя как бы предочищалось и освящалось еще до появления на свет. Праведные супруги, видя на себе великую милость Божию и желая быть достойными ее, дали обещание: если родится мальчик, посвятить его на служение Господу.

3 мая 1314 года в доме боярина Кирилла была великая радость: Бог даровал Марии сына. В сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь для крещения. Благоговейный иерей Михаил нарек ему имя Варфоломей, что значит «сын радости», в честь святого апостола Варфоломея. Священник, осененный Божественным Духом, произнес знаменательные слова о том, что ребенок будет «сосудом избранным Бога, обителью и слугой Святой Троицы».

Родители стали замечать в новорожденном нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясной пищей, младенец не брал сосцов ее. То же повторялось по средам и пятницам. Сначала думали, что ребенок нездоров, но не нашли в нем никаких признаков болезни - напротив, он был всегда весел и радостен. Мария вскоре поняла, что дитя, наученное воздержанию еще во чреве, и по рождении как будто требует от матери поста. Тогда она стала еще строже поститься и совсем оставила мясную пищу.

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали сына учиться грамоте. Вместе с ним обучались и два его брата: старший - Стефан и младший - Петр. Братья учились успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, родители увещевали, сам он много молился со слезами, испрашивая у Господа вразумления, но грамота никак не давалась мальчику. «Было же это, - замечает блаженный Епифаний, - по промыслу Божию, чтобы он научился книгам от Бога, а не от людей».

Однажды отец послал Варфоломея искать пропавших жеребят. В поле, под сенью высокого дуба, увидел он ангелоподобного старца-черноризца, саном пресвитера, и поведал ему свое сердечное горе. Старец сотворил прилежную молитву, а затем дал отроку часть святой просфоры «в знамение благодати Божией и разумения Святого Писания». Зная, с какой радостью и любовью принимают родители странников, мальчик упросил таинственного инока посетить их дом.
С честью встретили гостя праведные Кирилл и Мария и предложили ему радушное угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел Варфоломею прочесть псалмы. Тот стал отказываться, зная свое неумение, но инок дал ему в руки книгу и наказал читать слово Божие без сомнения. И случилось удивительное: отрок, получив благословение, начал стройно и внятно стихословить Псалтирь!.. После этого святой гость вкусил предложенной ему трапезы, благословил гостеприимных хозяев и пророчески возвестил, что сын их «будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к уразумению Божественных заповедей». Благочестивые супруги проводили старца до ворот, но вдруг он стал невидим. Кирилл и Мария, недоумевая, решили, что посетил их Ангел Божий… Глубоко хранили они в благоговейных сердцах слова небесного посланника.

А отрок между тем, возрастая летами, возрастал и в благочестии. Постепенно росло в нем желание иноческого подвига. Но не в Ростовской земле суждено было воссиять этому дивному светильнику. По промыслу Божию боярин Кирилл со всем своим семейством переселился в пределы Московского княжества, в село Радонеж, получив здесь поместье. Но сам он, по старости, уже не мог служить, и потому обязанность эту принял на себя его старший сын Стефан, который еще в Ростове женился. Младший сын Петр также избрал для себя супружескую жизнь.
Варфоломей же всей душой стремился к жизни подвижнической. Помышляя о суете всего земного, он стал просить у отца и матери благословения на иноческий путь. «Помедли, чадо, - отвечали ему родители, - ведь мы стары и немощны, и позаботиться о нас некому. Хорошо, что ты печешься, как угодить Богу: это намерение благое. Только послужи нам немного, проводи нас в могилу, тогда и свое желание исполнишь». И благодатный сын повиновался. Он прилагал все свое старание, чтобы упокоить святых родителей в старости и заслужить их благословение и молитвы.

Какой поучительный пример и родительского благоразумия, и сыновнего послушания! Кирилл и Мария не старались угасить в сыне его божественное желание, но только указывали ему на свои нужды, а втайне, вероятно, хотели дать ему время испытать себя и утвердиться в святом намерении. А благоразумный юноша, зная высоту и достоинство монашеского призвания, с кротостью взирал на заповедь Божию: «Чти отца и матерь» (Мф. 15, 4) и соглашался ждать, до времени смирив свое сердечное стремление, чтобы сохранить повиновение родителям и наследовать их благословение.

С течением времени дух иночества сообщился от сына родителям: под конец своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. В трех верстах от Радонежа находился Покровский Хотьков монастырь, который в то время состоял из двух отделений - для старцев и стариц. В эту обитель и направили свои стопы праведные Кирилл и Мария, чтобы здесь провести остаток дней своих в подвиге покаяния и приготовлении к вечной жизни.
Почти в то же время скончалась супруга их старшего сына Стефана - Анна, оставив двух малолетних сыновей - Климента и Иоанна, который впоследствии стал Феодором, святителем Ростовским. Похоронив жену в Покровском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив детей своих брату Петру, он остался в Хотькове, чтобы принять монашество и послужить своим немощным родителям.


Будучи в преклонных летах, схимники-бояре недолго потрудились в своем новом звании: в 1337 году они мирно отошли ко Господу. Перед своей кончиной святые родители благословили Варфоломея на иноческий подвиг иконами Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая Чудотворца. Дети почтили их слезами сыновней любви и погребли под сенью той же Хотьковской обители, которая с этого времени сделалась усыпальницей Сергиева рода. Здесь же со временем был похоронен и младший сын преподобных Кирилла и Марии - Петр, с супругой Екатериной.
Отдавая последний долг сыновней любви, Варфоломей неотлучно провел в Покровском монастыре сорок дней, пока совершалось установленное Церковью поминовение новопреставленных. Свою молитву он соединял с делами милосердия: каждый день кормил странников и раздавал милостыню нищим. Передав оставшееся после родителей наследство младшему брату Петру, преподобный юноша устремился к духовным подвигам.

Оставаться в Хотькове у него не было намерения - его душа жаждала безмолвия пустыни. Вместе со старшим братом Стефаном они покидают гостеприимную обитель Хотьковскую и в десяти верстах от нее, в густом первобытном лесу, на возвышенности Маковец, ставят себе убогую келию, а рядом с ней малую церковь во имя Живоначальной Троицы. Здесь Варфоломей был пострижен в монашество с именем Сергий, а на месте скромной пустыньки впоследствии суждено было Богом процвести великой и славной Лавре.

Свято-Троицкая Лавра во все времена являлась излюбленным местом паломничества многочисленных богомольцев, которые прибегали к молитвенному предстательству великого Заступника Русской земли - авве Сергию. Существует предание, что преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в Троицкую обитель, зайти в Покровский монастырь и помолиться о упокоении его родителей. В «Троицких листках» XIX века так описывается этот трогательный старинный обычай: «Чтобы угодник Божий услышал молитву, чтобы милостиво принял пришельца под своим благодатным покровом, сей пришелец сначала идет поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться к благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».





Почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.

Почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии началось сразу после преставления их великого сына. «Свидетельства церковного предания об их святости многочисленны, они восходят еще к XVI веку. Уже в Лицевом житии святого Сергия родители его изображены с нимбами». У мощей их, неизменно покоящихся в Покровском соборе Хотькова монастыря, непрестанно читали Псалтирь и служили панихиды. Летопись Покровской обители приводит множество свидетельств исцелений от тяжких недугов по заступничеству родителей преподобного Сергия. Трижды их святыми молитвами Хотьков монастырь был избавлен от моровой язвы и холеры во время эпидемий 1771, 1848 и 1871 годов. В 1771 году, во время смертоносной язвы, была составлена молитва схимонаху Кириллу и схимонахине Марии для чтения на «Славах» неусыпаемой Псалтири у их гробницы; ее читали несколько месяцев, и обитель не пострадала.

В XIX столетии почитание праведных Кирилла и Марии распространилось по всей России. Их имена были занесены в списки местночтимых святых подвижников благочестия Северо-Восточной Руси, на что указывают месяцесловы того времени. О почитании преподобных свидетельствует и повествование из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря (глава XII), где говорится, что среди икон, которые преподобный Серафим Саровский в разное время прислал в благословение основанной им Дивеевской обители, был средней величины образ Радонежского чудотворца Сергия и образ его блаженных родителей - преподобных Кирилла и Марии.

Для верующих людей всегда было ощутимым духовное общение преподобного Сергия с его святыми родителями - смиренными схимниками, которых он похоронил в Хотьковской обители; по народному преданию, к месту их упокоения он нередко хаживал при жизни из своей лесной пустыни. И в Лавре, и в Хотькове богомольцы покупали образки, на которых святой Сергий изображен молящимся у гроба своих родителей с кадилом в руке. Это память о его сыновней любви к отцу и матери, которым он смиренно и преданно послужил до их блаженной кончины.

В 1922 году Хотьков монастырь был закрыт, и много лет в нем царило запустение. Но и в разоренную обитель люди Божий приходили просить помощи и заступления у преподобных. Почитание праведных Кирилла и Марии, вера в святость и силу их молитв были глубоко засвидетельствованы в сознании нашего народа. В сердцах верующих людей никогда не угасала надежда на возрождение святыни.

В 1981 году было установлено празднование Собора Радонежских святых, в сонме которых прославлены схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, и молитва им помещена в июльской Минее.
1992 год стал знаменательным для Покровского Хотькова монастыря. 3 апреля 1992 года, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Сень над мощами прп Кирилла и Марии. Покровский Хотьков монастырь.

В том же 1992 году было принято решение Священного Синода о восстановлении монашеской жизни в Покровской обители. В соборе Покрова Пресвятой Богородицы покоится главная святыня монастыря - мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей великого Сергия.
В наше время сила заступничества святых родителей преподобного Сергия вновь стала явной во многих чудотворениях, происходящих по молитве к ним, а также от их мощей. По словам профессора Московской Духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля),
«на гробнице преподобных Кирилла и Марии, находящейся в Покровском монастыре, засвидетельствованы многочисленные исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой».

Высок подвиг преподобных Кирилла и Марии. Эта святая чета явилась благочестивым корнем, давшим Русской земле и всему миру многие прекрасные и угодные Богу плоды, но особенно дивный - Сергия великого, печальника и молитвенника о душах наших. Прославленные Церковью за свою богоугодную жизнь и за подвиг доброго честного супружества, они по своем успении встали на небесное служение - быть покровителями семейной жизни, научая нас христианскому устроению жизненного пути. Множество боголюбивых паломников идет в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы за родительским благословением, изливая перед преподобными свои скорби и радости, испрашивая помощи, утешения, исцеления. Восстановление благочестивой семьи, освященной, проникнутой духовными традициями - путь к возрождению нашего Отечества.
Почтим благодарной памятью праведных родителей Игумена земли Русской, прибегая к их предстательству с горячей верой, надеждой и теплым прошением: «Усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную».

Память преподобных Кирилла и Марии совершается 18 января, 28 сентября, и 6 июля (в составе Собора Радонежских святых) по старому стилю, а также в четверток седмицы мытаря и фарисея.

По изданию: «Акафист преподобным Кириллу и Марии, Радонежским чудотворцам, с житием. – Покровский Хотьков монастырь, 2014.- 56с.»

Тропа́рь, глас 3-й:

Блаже́нств Христо́вых прича́стницы, честна́го супру́жества и попе́чения о ча́дех до́брый о́бразе, пра́веднии Кири́лле и Мари́е, плод благоче́стия, Се́ргия преподо́бнаго, нам яви́вшии, с ним же усе́рдно моли́те Го́спода низпосла́ти нам дух любве́ и смиренному́дрия, да в ми́ре и единомы́слии просла́вим Тро́ицу Единосу́щную

Конда́к, глас 4-й

Днесь, ве́рнии, соше́дшеся, восхва́лим дво́ицу блаже́нную, благове́рнаго Кири́лла и Мари́ю добронра́вную, ти́и бо мо́лятся вку́пе с возлю́бленным сы́ном свои́м, преподо́бным Се́ргием, ко Еди́ному во Святе́й Тро́ице Бо́гу, Оте́чество на́ше в правове́рии утверди́ти, до́мы ми́ром огради́ти, ю́ныя от напа́стей и собла́знов изба́вити, ста́рость укрепи́ти и спасти́ ду́ши на́ша.

Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского.

О раби́ Бо́жии, преподо́бнии Кири́лле и Мари́е! А́ще и сконча́ли есте́ вре́менную жизнь свою́ те́лом, но ду́хом не отступа́ете от нас, руково́дствуете же ны ко Христу́ Бо́гу, наставля́ете ше́ствовати по за́поведем Госпо́дним и носи́ти крест свой и после́довати Влады́це на́шему. Вы, преподо́бнии, вку́пе с преподо́бным и богоно́сным отце́м на́шим Се́ргием, ва́шим возлю́бленным сы́ном, име́ете дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему и ко Святе́й Его́ Богома́тери. Бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас, недосто́йных, жи́тельствующих во святе́й оби́тели ва́шей, ей же вы и нача́льницы. Бу́дите помо́щницы и засту́пницы Бо́гом со́бранней дружи́не сей, да жи́тельствующии на ме́сте сем и приходя́щий с ве́рою, ва́шими моли́твами сохраня́еми, невреди́ми от бесо́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Большинству из нас известно, кто такой Сергий Радонежский. Биография его интересна многим людям, даже тем, кто далек от церкви. Он основал под Москвой Троицкий монастырь (в настоящее время это Троице-Сергиева лавра), много сделал для Русской церкви. Святой горячо любил свою Отчизну и немало сил положил на то, чтобы помочь своему народу пережить все бедствия. Нам стало известно о жизни преподобного благодаря рукописям его сподвижников и учеников. Работа Епифания Мудрого под названием «Житие Сергия Радонежского», написанная им в начале XV века, является ценнейшим источником информации о жизни святого. Все остальные рукописи, появившиеся позднее, представляют собой, в основной своей массе, переработки его материалов.

Место и время рождения

Доподлинно не известно, когда и где появился на свет будущий святой. Его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного говорит об этом в очень затейливой форме. Историки сталкиваются со сложной проблемой интерпретации данной информации. В результате изучения церковных сочинений XIX века и словарей было установлено, что день рождения Сергия Радонежского, скорее всего, — это 3 мая 1319 года. Правда, некоторые ученые склоняются к другим датам. Точное место появления на свет отрока Варфоломея (так звали святого в миру) также неизвестно. Епифаний Премудрый указывает, что отца будущего монаха звали Кирилл, а мать — Марией. До переселения в Радонеж семья жила в Ростовском княжестве. Считается, что родился преподобный Сергий Радонежский в селе Варницы в Ростовской области. При крещении мальчику было дано имя Варфоломей. Родители назвали его в честь апостола Варфоломея.

Детство и первые чудеса

В семье родителей Варфоломея было трое сыновей. Наш герой был вторым ребенком. Двое братьев его, Стефан и Петр, были детьми смышлёными. Они быстро освоили грамоту, научились писать и читать. А вот Варфоломею учеба никак не давалась. Сколько ни бранили его родители, ни старался образумить учитель, отрок не мог научиться читать, и святые книги были недоступны для его понимания. А затем произошло чудо: вдруг познал грамоту Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский. Биография его показательна тем, как вера в Господа помогает преодолеть любые жизненные трудности. О чудесном научении отрока грамоте рассказал в своем «Житии» Епифаний Премудрый. Он говорит о том, что Варфоломей долго и усердно молился, прося Бога помочь ему научиться писать и читать, чтобы познать Священное писание. И однажды, когда отец Кирилл отправил сына искать пасущихся лошадей, Варфоломей увидел под деревом старца в черной ризе. Мальчик со слезами на глазах рассказал святому о своей неспособности к учению и попросил помолиться за него перед Господом.


Старец сказал ему, что с сего дня отрок будет разуметь грамоту лучше своих братьев. Варфоломей пригласил святого в дом своих родителей. Перед их посещением они зашли в часовню, где отрок без запинки прочел псалом. Затем он поспешил со своим гостем к родителям, чтобы обрадовать их. Кирилл и Мария, узнав о чуде, стали восхвалять Господа. На вопрос к старцу о том, что означает сие удивительное явление, они узнали от гостя, что их сын Варфоломей был отмечен Богом еще в утробе матери. Так, когда Мария незадолго до родов пришла в церковь, ребенок в чреве матери прокричал три раза, когда святые пели литургию. Этот рассказ Епифания Мудрого нашел отражение в картине художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Первые подвиги

Чем еще отмечен в детстве преподобный Сергий Радонежский в рассказах Епифания Премудрого? Ученик святого сообщает о том, что еще до 12-ти летнего возраста Варфоломей соблюдал строгие посты. В среду и пятницу он не ел ничего, а в другие дни питался только водой и хлебом. По ночам же отрок часто не спал, посвящая время молитве. Все это послужило предметом спора между родителями мальчика. Марию смущали эти первые подвиги сына.

Переселение в Радонеж

Вскоре семья Кирилла и Марии обеднела. Они вынуждены были перебраться на жилье в Радонеж. Произошло это примерно в 1328-1330 годах. Известна и причина, по которой произошло обнищание семьи. Это было тяжелейшее время на Руси, которая была под властью Золотой орды. Но не только татары тогда грабили народ нашей многострадальной родины, облагая его непосильной данью и совершая регулярные набеги на поселения. Ханы татаро-монгольские сами выбирали, кому из русских князей править в том или ином княжестве. И это было не менее тяжким испытанием для всего народа, чем нашествие Золотой Орды. Ведь такие «выборы» сопровождались насилием по отношению к населению. Об этом нередко рассказывал сам Сергий Радонежский. Биография его — яркий пример беззакония, творившегося в то время на Руси. Княжество Ростовское отошло великому князю московскому Ивану Даниловичу. Отец будущего святого собрался и переехал с семьей из Ростова в Радонеж, желая оградить себя и близких от разбоев и нужды.

Монашеская жизнь

Когда доподлинно произошло рождение Сергия Радонежского, неизвестно. Зато до нас дошли точные исторические сведения о его детской и юношеской жизни. Известно, что, еще будучи ребенком, он усердно молился. Когда ему исполнилось 12 лет, он решил принять монашеский постриг. Кирилл и Мария против этого не возражали. Однако они поставили сыну условие: монахом он должен стать только после их смерти. Ведь Варфоломей со временем стал единственной опорой и поддержкой стариков. К тому времени братья Петр и Стефан уже обзавелись своими семьями и жили отдельно от престарелых родителей. Недолго пришлось ждать отроку: вскоре Кирилл и Мария скончались. Перед смертью они, по обычаю того времени на Руси, приняли сначала иноческий постриг, а затем схиму. После кончины родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Там принял иноческий постриг его брат Стефан, к тому времени уже овдовевший. Недолго здесь находились братья. Стремясь к «строжайшему монашеству», они на берегу реки Кончуры основали пустынь. Там, посреди глухого Радонежского бора, в 1335 году Варфоломей возвел небольшую деревянную церковь, названную в честь Святой Троицы. Теперь на ее месте стоит соборный храм во имя Святой Троицы. Брат Стефан вскоре перебрался в Богоявленский монастырь, не выдержав аскетичного и слишком сурового образа жизни в лесу. На новом месте он затем станет игуменом.

А Варфоломей, оставшись совершенно один, призвал игумена Митрофана и принял постриг. Теперь он был известен, как монах Сергий. В тот момент жизни ему было 23 года. Вскоре к Сергию стали стекаться иноки. На месте церкви образовалась обитель, которая в наши дни называется Троице-Сергиева лавра. Отец Сергий стал здесь вторым игуменом (первым был Митрофан). Настоятели являли своим ученикам пример большого трудолюбия и смирения. Монах Сергий Радонежский сам никогда не брал подаяния от прихожан и запретил инокам делать это, призывая жить лишь плодами труда рук своих. Слава обители и его настоятеля росла и дошла до города Царьграда. Патриарх вселенский Филофей с особым посольством прислал преподобному Сергию крест, схиму, параман и грамоту, в которой отдал должное настоятелю за добродетельное житие и посоветовал ввести в монастыре киновию. Внемля этим рекомендациям, радонежский игумен ввел в своей обители общинножительный устав. Позднее он был принят во многих монастырях Руси.

Служение Отечеству

Очень много полезного и доброго для своей Родины сделал Сергий Радонежский. 700-летие со дня его рождения празднуется в этом году. Д. А. Медведев, будучи президентом РФ, подписал указ о праздновании этой памятной и значимой для всей России даты. Почему придается такое значение житию святого на государственном уровне? Главное условие непобедимости и нерушимости любой страны — в единении ее народа. Это очень хорошо понимал в свое время отец Сергий. Это также является очевидным для наших политиков сегодня. Хорошо известно о миротворческой деятельности святого. Так, очевидцы утверждали, что Сергий кроткими, тихими словами мог найти дорогу к сердцу любого человека, воздействовать на самые ожесточенные и грубые сердца, призывая людей к миру и послушанию. Нередко святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей русских объединиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя московского. Это впоследствии стало главным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Немалый вклад в победу русских в Куликовской битве внес Сергий Радонежский. Кратко рассказать об этом невозможно. Великий князь Дмитрий, получивший позднее прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтобы помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал несусветную рать, чтобы раз и навсегда поработить народ Руси.

Люди нашей Отчизны были страхом великим охвачены. Ведь никому еще не удавалось побить вражеское войско. Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину — дело богоугодное, и благословил его на великую битву. Обладая даром предвидения, святой отец предрек Дмитрию победу над татарским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя. Даже тогда, когда Великий князь увидел несметную вражескую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.

Монастыри святого

Год Сергия Радонежского празднуется в 2014 году. Особенно больших торжеств по этому случаю стоит ожидать в основанных им храмах и обителях. Кроме Троице-Сергиевой Лавры, святой воздвиг следующие монастыри:

Благовещенский в городе Киржач во Владимирской области;

Высоцкий монастырь в городе Серпухове;

Старо-Голутвин близ города Коломны в Московской области;

Георгиевский монастырь на реке Клязьме.

Во всех этих обителях настоятелями стали ученики святого отца Сергия. В свою очередь, последователи его учений основали более 40 монастырей.

Чудотворения

Житие Сергия Радонежского, написанное его учеником Епифанием Премудрым, повествует о том, что в свое время настоятель Троице-Сергиевой Лавры совершил много чудес. Необычные явления сопровождали святого на протяжении всего его бытия. Первое из них было связано с его чудесным рождением. Это рассказ премудрого о том, как ребенок в чреве Марии, матери святого, во время литургии в храме прокричал три раза. И это слышали все люди, находящиеся в нем. Второе чудо – научение отрока Варфоломея грамоте. О нем подробно было рассказано выше. Еще известно о таком диве, связанном с жизнью святого: воскрешение отрока молитвами отца Сергия. Вблизи монастыря жил один праведный человек, который имел сильную веру в святого. Единственный сын его, малолетний мальчик, был смертельно болен. Отец на руках принес ребенка в святую обитель к Сергию, чтобы тот помолился за его выздоровление. Но отрок скончался, пока родитель его излагал свою просьбу настоятелю. Безутешный отец пошел готовить гроб, чтобы положить в него тело сына своего. А святой Сергий начал усердно молиться. И произошло чудо: мальчик вдруг ожил. Когда убитый горем отец нашел своего ребенка живым, он припал к ногам преподобного, вознося похвалы.

А настоятель велел подняться ему с колен, объяснив, что чуда здесь нет: просто отрок озяб и ослабел, когда отец нес его в монастырь, а в теплой келье согрелся и начал двигаться. Но мужчину было не переубедить. Он уверовал в то, что святой Сергий явил диво. В наши дни находится немало скептиков, сомневающихся в том, что преподобный творил чудеса. Их интерпретация зависит от мировоззренческой позиции истолкователя. Вероятно, что человек, далекий от веры в Бога, предпочтет не заострять внимания на подобной информации о чудесах святого, найдя им иное, более логичное объяснение. Но для многих верующих повествование о жизни и всех событиях, связанных с Сергием, имеет особое, духовное значение. Так, например, многие прихожане молятся о том, чтобы их дети постигли грамоту, благополучно сдали переводные и вступительные экзамены. Ведь отрок Варфоломей, будущий святой Сергий, поначалу также никак не мог одолеть даже азы учебы. И лишь усердное моление Богу привело к тому, что свершилось чудо, когда мальчик дивным образом научился грамоте.

Старость и смерь преподобного

Жизнь Сергия Радонежского являет для нас беспримерный подвиг служения Богу и Отечеству. Известно, что дожил он до глубокой старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на суд Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Своих учеников он призвал прежде всего «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную». Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен он в Троицком соборе.

Почитание преподобного

Нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда и при каких обстоятельствах люди начали воспринимать Сергия как праведника. Некоторые ученые склоняются к мнению, что настоятель Троицкой обители был причислен к лику святых в 1449-1450 годах. Тогда в грамоте митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным, причисляя его к чудотворцам и святителям. Но есть и другие версии его канонизации. День Сергия Радонежского празднуется 5 (18) июля. Об этой дате говорится в трудах Пахомия Логофета. В них он повествует о том, что в этот день были обретены мощи великого святого.

За всю историю Троицкого собора эта святыня покидала его стены только в случае серьезной угрозы извне. Так, два пожара, случившиеся в 1709 и 1746 году, послужили причиной выноса мощей святого из обители. Когда русские войска оставили столицу во время нашествия французов во главе с Наполеоном, останки Сергия были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1919 году атеистически настроенное правительство СССР издало постановление о вскрытии мощей святого. После того как это не богоугодное дело было совершено, останки были переданы Сергиевскому историко-художественному музею в качестве экспоната. В настоящее время мощи святого хранятся в Троицком соборе. Есть и другие даты памяти его настоятеля. 25 сентября (8 октября) — день Сергия Радонежского. Это дата его преставления. Также поминают Сергия 6 (19) июля, когда прославляются все святые иноки Троице-Сергиевой Лавры.

Храмы в честь преподобного

Одним из самых почитаемых святых на Руси издревле считается Сергий Радонежский. Биография его изобилует фактами самоотверженного служения Богу. Ему посвящено множество храмов. Только в Москве их насчитывается 67. Среди них такие, как храм Сергия Радонежского в Бибиреве, собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре, храм Сергия Радонежского в Крапивниках и другие. Многие из них построены еще в XVII-XVIII веках. Существует множество церквей и соборов в различных областях нашей Родины: Владимирской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Смоленской и так далее. Есть даже за рубежом обители и святилища, основанные в честь этого святого. Среди них храм преподобного Сергия Радонежского в городе Йоханнесбурге в ЮАР и монастырь Сергия Радонежского в городе Румия, в Черногории.

Изображения преподобного

Стоит вспомнить также множество икон, созданных в честь святого. Самое древнее его изображение – это шитый покров, выполненный в XV веке. Сейчас он находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Одна из самых известных работ Андрея Рублева – «Икона преподобного Сергия Радонежского», на которой также присутствуют 17 клейм о житии святого. Писали о событиях, связанных с настоятелем Троицкого монастыря не только иконы, но и картины. Среди советских художников здесь можно выделить М. В. Нестерова. Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею». Сергий Радонежский. Краткая биография его вряд ли сможет рассказать о том, каким незаурядным человеком он был, как много сделал для своей Отчизны. Поэтому мы подробно остановились на жизнеописании святого, сведения о котором взяты преимущественно из работ его ученика Епифания Премудрого.



Рассказать друзьям