Мой ребенок «отстает в развитии». Псевдоаутизм – НЕТ ложным диагнозам

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Если малыш позже сделает первые шаги или долго не начинает говорить, это еще не означает появления проблемы. Но если уже все сроки истекли, а новые навыки у ребенка все еще не появляются, нужно принимать меры.

Если ребенок отстает в развитии, нужно постараться определить причину

Причины отставания могут быть физиологические и психологические. Чаще всего на нарушение развития влияют следующие факторы:

  • Недостатки воспитания вызывают у ребенка трудности восприятия мира. С рождения малышом нужно заниматься, помогать ему учиться, поощрять к усвоению новой информации. Если этого не происходит, совершенно здоровые дети кажутся умственно и физически слабыми.
  • Причиной сбоев в психическом развитии не обязательно являются нарушения работы мозга. Скорее незрелое поведение ребенка и не соответствующие возрасту реакции являются следствием патологий при беременности и родах или перенесенного заболевания.
  • Отношения в семье влияют на развитие малыша. Задержку вызывает агрессивное отношение или чрезмерная строгость родителей.
  • Может сказаться полученная в детстве психологическая травма.

Нужно обдумать все вероятные причины возникшей проблемы и подробно и честно рассказать о своих подозрениях специалисту, обратившись за врачебной помощью.

Что делать, если ребенок отстает в развитии

Чем раньше начать бороться с проблемой, тем больше вероятность положительного результата. Прежде всего, необходимо посетить педиатра или детского невропатолога и следовать его рекомендациям. Но и от действий мамы во многом зависит коррекция поведения ребенка:

  • В зависимости от типа отставания в развитии малыша следует водить на консультацию к логопеду, психиатру, ортопеду.
  • Следить за режимом, обеспечивать полноценный сон и отдых, выделять постоянное время для занятий.
  • Нужно выполнять с ребенком корректирующие упражнения и посещать группы лечебной физкультуры.

21.02.2008, 23:29

Мой сын, 2 г. 1 мес., заметно отстает в развитии от сверстников. Невропатолог в районной поликлинике по результатам обследования (см. ниже) сказала, что до трех лет его лучше не лечить, а только наблюдать; возможно, отставание – его особенность, и позже он нагонит. Прописала Эдас-306 для улучшения сна и энцефабол "для общего развития".

Несколько дней спустя ребенка осмотрели логопед, психолог и невролог из логопедического детского садика. Они подтвердили, что развитие мальчика не соответствует возрасту. Невролог нас отругала, сказала, что ребенок нелеченный и ему грозит умственная отсталость. Прописала курс из 20 уколов церебролизина по 1 кубику, 10 уколов витамина В6 по 1 кубику и занятия с логопедом. Цель – стимулировать развитие ребенка.

Почитав здесь на форуме темы об энцефаболе и церебролизине, мы с мужем решили их не давать, а ограничиться занятиями с логопедом. Кроме того, мы хотели бы тщательнее обследовать ребенка и попытаться выяснить причину отставания в развитии. Возможно, его действительно нужно лечить, и мы попросту теряем время. С чего нам лучше начать? Мы хотели бы показать ребенка опытному неврологу. Куда лучше обратиться? Может быть, имеет смысл определить его кариотип? На всякий случай прилагаем фотографии ребенка: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] Что еще можно сделать в нашей ситуации?
Мы будем очень благодарны участникам форума за советы!

ИНФОРМАЦИЯ О РЕБЕНКЕ:
Беременность и роды:
беременность 1я, наступила в 40 лет ("старая дева"), мужу 48 лет, токсикоза не было, принимала дексаметазон (гиперандрогения смешанного генеза), анализ на TORCH-инфекции выявил IgG к ВПГ и токсоплазме (виферон на 23 неделе), на 29й неделе лежала на сохранении (матка в тонусе, подозрение на ЗВУР, давали актовегин и магнезию в/в, КТГ – в норме). Роды на 39й неделе, без стимуляции, схватки начались в полночь, родила в 10 утра. Простой плоский таз. Эпизиотомия. Ребенок закричал после шлепка акушерки, 8/9 по шкале Апгар. Выписали из роддома на 5й день.

Антропометрические данные:
При рождении: 3250 г, 50 см, ОГ 35, ОГр 34
3 мес.: 5820 г, 61 см, ОГ 41, ОГр 39
9 мес.: 9300 г, 70 см, ОГ 44, ОГр 46
1 год: 9570 г, 77 см, ОГ 46, ОГр 48
1 год 9 мес.: 11200 г, 86 см

Развитие ребенка:
Научился сидеть – в 8 мес., ползать – в 11 мес., стоять – в 1 год, ходить – в 1 год 5 мес., бегать – в 2 года. Начал фиксировать взгляд на ярких игрушках – в 5 мес., гулить – в 6 мес., отзываться на имя – в 1,5 года. Ребенок веселый, озорной, любит шалости, в глаза смотрит, улыбается в ответ на улыбку. Много лепечет на своем языке, но очень редко обращает "речь" к взрослому. Исключение - подходит ко мне, тянет за рукав и зовет: "Мамамама". Если хочет пить – подает мне бутылочку, если качаться – тянет за штанину к качелям. Очень любознательный, активный, во всем принимает участие. Копирует какие-то действия взрослых (рвется мыть пол шваброй, пилить пилой), недавно начал повторять услышанные слова (редко). Выполняет многие просьбы (иди сюда, дай, нельзя и т.п.), но многих не понимает: например, если показать на что-то пальцем, он смотрит на палец, а не на предмет. Кладет кубик на кубик, мисочку в мисочку, закрывает банку крышкой, ставит в стакан карандаш, берет мелкие предметы двумя пальцами, нажимает кнопки, открывает завинчивающиеся крышечки. Оживленно реагирует на собственные фотографии и отражение в зеркале, но равнодушен к картинкам в книжках. Не показывает носик-глазки-ушки, не машет рукой "пока-пока", не собирает пирамидку. В возбужденном состоянии часто "танцует" на цыпочках и делает круговые движения кистями рук. Плохо засыпает (укачиваем). До 1,8 года спал всю ночь, а теперь просыпается часа в три, перелезает к нам в постель и еще 2-3 часа безостановочно крутится в полудреме. Иногда засыпает сам, но чаще расходится, смеется, плачет; тогда мы его укачиваем. Днем спит час – полтора. Даем ему ежедневно по 1 капле аквадетрима.

Результаты обследования в поликлинике:
ЛОР: слух в норме. На всякий случай направила к сурдологу.
Окулист: непостоянное косоглазие, глазное дно в норме.
Ортопед: Х-образные голени, плоско-вальгусная стопа.
Невропатолог: задержка психофизического развития.
Результаты ЭхоЭГ: Смещения срединных структур не выявлено, легкие гидроцефально-гипертензионные признаки, ширина III желудочка 4.38 мм, пульсация не более 50%.

22.02.2008, 20:55

Из перечисленных Вами препаратов ни один ребенку не нужен - они "не стимулируют и не лечат". Необходимы активные занятия с логопедом.
Показать опытному неврологу - это разумно. Тем более, что в Москве с этим проблем нет.
С уважением, Черебилло В.Ю.

22.02.2008, 22:19

22.02.2008, 23:01

Большое спасибо за ответы. Гадости ребенку давать не будем. А как быть с витамином В6, который также прописала врач? Имеет смысл его колоть или тоже нет?

К сожалению, найти невролога - для меня проблема. Может быть, уважаемые участники форума посоветуют, куда или даже к кому нам стоило бы обратиться в Москве?

Имеет ли смысл также обратиться к генетику и определить кариотип ребенка? Или это уже избыточная информация?

22.02.2008, 23:05

Не надо ребёнка колоть. Это же больно.

22.02.2008, 23:26

Кстати, мой муж считает, что у нашего сына понижена чувствительность к боли.

22.02.2008, 23:30

Не повод, чтобы колоть ребёнка шприцами с ненужными препаратами.

23.02.2008, 00:14

Конечно, не повод. Это так, наблюдение. То есть вы считаете, что В6 тоже бесполезен? Хорошо, теперь мы по крайней мере знаем, чего делать не нужно: колоть ребенку церебролизин и В6 и поить его энцефаболом. Мы также знаем, что делать нужно: активно заниматься с логопедом (уже договорились) и показать опытному неврологу (надеюсь на помощь участников форума). За эти советы огромное спасибо! Но достаточно ли этих мер или можно уже сейчас предпринять что-нибудь еще? С чего обычно начинают обследование таких непонятно почему отстающих в развитии детишек?

23.02.2008, 01:23

Ольга, вне темы, но к слову - запомните, как правило - колоть нужно только те препараты, которых не бывает в таблетках (а таких, раз, два и обчелся).
Исключение - ситуации, когда пациент объективно не может принимать лекарства через рот.
Но уж витамин В - то....

Больно - не значит хорошо.

23.02.2008, 12:13

достаточно ли этих мер или можно уже сейчас предпринять что-нибудь еще? Достаточно. Любые уточнения и дополнения должны обсуждаться на приеме и доступно объясняться Вам. Родители должны понимать логику действий врача.

23.02.2008, 12:32

По другим сведениям, в Москве проблема с детскими неврологами, не назначаюшими всякую гадость типа актовегина и церебролизина. :(Знаете ли вы таких? Много ли таких в Санкт Петербурге?
Главное - не попадать в лапы "неврологам" центра "Прогноз".

И в Москве и в Питере грамотных неврологов много и при желании найти их не проблема. Конечно если идти к первому попавшемуся в ЦРБ, то может повезти, а может и нет. Лучше все-таки четко представлять к кому ты идешь.

23.02.2008, 12:33

В Питере поликлинические невропатологи направляют в "Прогноз". :(

23.02.2008, 12:35

Во-первых, даже поликлинические абсолютно не все и не всегда. А во-вторых, я и говорю - лучше четко представлять куда и к кому ты идешь.

23.02.2008, 12:41

А как пациенту получить нужное представление?

23.02.2008, 13:25

23.02.2008, 13:40

Нас невропатологи вообще никуда не направляют. В поликлинике говорят, что, раз ЭхоЭГ и глазное дно более-менее в норме, значит ребенок здоров. А в детском садике - что надо срочно лечить, только не говорят, что именно. Ну и как тут быть бедному пациенту? (риторический вопрос)

23.02.2008, 13:44

К сожалению в нашей стране не получится иначе как через коллег и по рекомендации. Отчасти можно по публикациям и работам. Все остальные критерии - имя, звание, вывеска и т.п. не пойдут. Все очень относительно.
Именно поэтому я и начала такую тему! Может быть, участники форума посоветуют врача в Москве, который занимается подобными детишками?

23.02.2008, 13:51

Я вообще совсем не уверен, что Вам нужен невролог. Отставание в развитии может требовать коррекции, в Москве есть много центров, где этим занимаются. См. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

23.02.2008, 15:56

Большое спасибо!

12.03.2008, 18:47

Мы побывали на очной консультации у невролога (Dr. W.N.). Он заключил, что в неврологическом статусе очаговых нарушений нет, и порекомендовал проверить ребенку слух (сделать аудиограмму), постоянно заниматься с логопедом/дефектологом и сходить на консультацию к генетику в Медико-генетический центр. Мы уже всюду записались, пока ждем...

12.03.2008, 19:34

Невролога зовут Василий Юрьевич!

12.12.2008, 19:09

Ребенку уже 2 г. 11 мес. Мы проверили слух в сурдологическом центре на Вернадского (норма). Занимаемся в Центре лечебной педагогики.

Со времени моего последнего поста мальчик подрос, окреп, стал гораздо лучше понимать обращенную речь, выполнять просьбы, научился показывать пальцем и вообще просить (жестами, мимикой и голосом), расстегивать молнию, кнопки и липучки "велькро", снимать варежки/носки/сандалии/шапку, надевать очки, застегивать сандалии с липучками… Легко залезает на стул, двигает стулья, чтобы с них дотянуться до навесных шкафов. Включает/выключает ТВ, воду, свет. Стал чаще имитировать действия взрослых. Полюбил смотреть мультики (выдерживает минут 15-20), слушать музыку. Ложится спать с игрушкой. Пьет из трубочки, пытается есть ложкой. На горшок не просится.
Что плохо: Много стереотипных движений (когда волнуется, танцует на цыпочках и машет руками), отсутствует речь (лепечет много и сложно, но слов почти нет: мама, папа, баба, дай, на, алло), с трудом засыпает (укачиваем 1-2 часа). И, самое главное, сильно отстает в психическом развитии.

Теперь вопрос: У ребенка подозревают синдром Ангельмана. Как известно, при нем часто бывают судороги. Зная, как сложно распознать проявления эпилепсии, я стала внимательнее наблюдать за ребенком. И вот позавчера ночью проснулась от всхлипываний. Сын лежал рядом на спине, неподвижный, руки на одеяле, с открытыми глазами, рот – скобочкой, из глаз текли слезы, он тихонько всхлипывал. Я начала его успокаивать, он чуть затих, не меняя позы, но минуты через три опять - скобочка, слезы и всхлипывания. Я стала его тормошить, и тут он уже заплакал в голос, повернулся ко мне, прижался, покрутился некоторое время и уснул. Потом я вспомнила, что наблюдала такую же сцену несколько месяцев назад. Утром проснулся как ни в чем не бывало. Может ли это быть проявлением эпилепсии? Если да, то какие исследования нам стоит провести?

22.01.2009, 13:39

Никто не ответил. Видимо, описанное мной странное поведение ребенка не похоже на какой-либо припадок. Ну и слава богу! С тех пор оно больше не повторялось, тьфу-тьфу-тьфу.

22.01.2009, 15:00

В Медико-генетическом центре на Каширке у ребенка взяли кровь на кариотип и синдром Ангельмана. Кариотип оказался без особенностей (46XY), и по синдрому Ангельмана аномального метилирования в 15q11.2 не нашли. Правда, не определяли мутацию гена UBE3A. Насколько я понимаю, при таком результате синдром Ангельмана у сына маловероятен. Мы хотим сделать ЭЭГ и МРТ, чтобы исключить этот диагноз (нормальная МРТ и аномальная ЭЭГ - важные критерии СА [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]).

Но только ради этого мучить ребенка не хотелось бы. Главное - понять, что с ребенком не так. Вдруг ОНО лечится! Поэтому мы хотим сделать ЭЭГ и МРТ, а затем пойти на очную консультацию к неврологу. Или сначала к неврологу, а потом ЭЭГ/МРТ? Мы были прошлой весной у Василия Юрьевича Ноговицына, и он написал, что "в неврологическом статусе очаговых симптомов нет".

22.01.2009, 18:46

Я не вижу в этом смысла. Что бы ни было на ЭЭГ и МРТ, на дальнейшую тактику это не повлияет. В пропущенном мной сообщении состояние на судороги не похоже.

22.01.2009, 19:06

Спасибо, Василий Юрьевич! Ради одного синдрома Ангельмана мы ЭЭГ делать не будем - по крайней мере, пока. Тогда что же нам делать дальше? Прийти к вам на очную консультацию? Если да, то что нужно иметь при себе?

09.02.2009, 20:39

Попробую переформулировать вопрос. Наш ребенок (сейчас ему 3 года) существенно отстает в психическом развитии, не говорит. Ни один врач, к которому мы обращались в поисках причины (педиатр, невролог, психиатр, генетик) не обнаружил у него явных патологий. Слух - в норме, зрение - в норме. В физическом развитии - небольшая моторная неловкость. Что еще мы можем предпринять для постановки диагноза? Кто нам может помочь в определении тактики обследования?

И еще один вопрос. Ребенок сейчас ходит на индивидуальные занятия с психологом и логопедом в логопедический детский сад четыре раза в неделю по 40 минут. Беда в том, что мальчик не может долго удерживать внимание, быстро отвлекается. Если что-то не получается – сразу бросает. Насколько я поняла из литературы, на Западе в таком случае используют стимуляторы типа метилфенидата. Из них в наших аптеках я нашла только клонидин (клофелин). Я про него прочла здесь: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] На этом же сайте ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]) говорится об использовании в тех же целях фолиевой кислоты. Есть ли у наших врачей опыт использования клофелина и фолиевой к-ты при расстройствах внимания?

11.02.2009, 15:34

Неужели никто не ответит?

11.02.2009, 21:10

Вы должны понять, что врачи консультирующие на форуме еще и работают. У них есть и семьи, да и масса других забот. Консультации - это своего рода добровольное хобби. Поэтому Вам отвечают, когда есть свободное время и требовать быстрого ответа некорректно.
Теперь по сути - ребенку показаны развивающие занятия, занятия с логопедом. И терпение родителей. Невозможно дать ребенку "большую красную кремлевскую таблетку" и сразу вылечить от всего. Если бы такая возможность была - мы все были бы рады. Поэтому набирайтесь терпения и занимайтесь.

11.02.2009, 21:29

11.02.2009, 22:15

Точную причину задержки развития не всегда удается установить.
В любом случае лечение - логопед, развивающие занятия. Думаю Вам не стоит "упираться" в многолетние поиски возможных объяснений.

P.S. Если я не права, думаю, меня поправят.

11.02.2009, 22:38

Спасибо за ответ, Babulya! Я осознаю, что причину отставания в развитии удается определить не всегда. Но нередко все-таки удается, и иногда это позволяет вылечить ребенка или хотя бы понять его перспективы. А вдруг это как раз наш случай? Вот и упираюсь...

08.03.2009, 15:49

Добрый день! Оформляем сына (3 г. 1 мес.) на занятия в лекотеку. При оформлении невролог обратила мое внимание на то, что в 11 месяцев у ребенка на НСГ была обнаружена киста сосудистого сплетения слева. Размеры кисты в заключении не указаны. Скажите, пожалуйста, могла ли киста сосудистого сплетения вызвать задержку развития? Я прочла здесь, на форуме много тем о таких кистах. Везде сказано: если ребенок развивается нормально, то игнорировать. А что делать, если ненормально? Заранее благодарю.

08.03.2009, 16:38

Могла ли киста сосудистого сплетения вызвать задержку развития? ....

Нет, не могла.

08.09.2009, 19:44

У меня опять появились вопросы, если можно. Сыну сейчас 3 г. 7 мес., он по-прежнему не говорит и значительно отстает в развитии. Занимаемся в лекотеке. Диагноза нет.

1. Четырехлетнего сына моей знакомой, у которого похожие проблемы, психоневролог в Семашко направила на УЗДГ шейного отдела позвоночника. Обнаружили стеноз позвоночных артерий. Психоневролог сказала, что это и есть основная причина отставания ребенка в развитии и отсутствия речи. Направила к безумно дорогому неврологу в Гута-клиник. Скажите, пожалуйста, может ли стеноз позвоночных артерий вызвать/усугубить ЗПРР? Имеет ли смысл пойти тем же путем или это очередной «честный отъем денег»?

2. Имеет ли смысл массаж воротниковой зоны? Нам «прописал» его… психолог!

2. Возможно, не по адресу: Я очень хочу найти в Москве специалиста по АВА-терапии (Applied Behavior Analysis). Пытаюсь сама применять ее элементы – очень нравится! Занимаются ли у нас где-нибудь по этому методу? Или хотя бы его принятое русское название.

Заранее большое спасибо!

08.09.2009, 20:04

1. Нет. Отъем денег.
2. Нет.
3. Вот об этом не знаю. Возможно кто-то из коллег подскажет.

23.09.2009, 18:10

Добрый день, уважаемые консультанты! Мы опять вынуждены обратиться к вам за помощью. У Илюши (3 г. 8 мес., ЗПРР, аутичные черты, безречевой) с началом учебного года и после недавнего посещения поликлиники (вокруг визжащие дети) обострилась звукобоязнь. Он уже неделю то и дело зажимает уши руками, от любого шума – плачет. Он и раньше был чувствителен к звукам, а сейчас просто впадает в истерику. Мне кажется, он не столько боится звуков, сколько они ему неприятны, невыносимы. Такую реакцию вызывают не обязательно громкие звуки, а в основном высокие: визг детей и даже детские голоса, треск при разматывании скотча, грохот тележек в мебельном магазине. Боится он именно звуков, а не людей, например. Спокойно ведет себя в крупных магазинах, метро, автобусе, поезде, самолете… пока рядом не запищат дети.

Вопросы такие:
1. Можно ли считать «звукобоязнь» чисто психической проблемой? Или ее могло вызвать какое-нибудь заболевание ушей? Или неврологическое заболевание? К кому обратиться с этой проблемой?
2. Если это психическая проблема, то можно ли ее скорректировать? Эта боязнь очень мешает ему адаптироваться в детском коллективе, хотя со взрослыми он охотно идет на контакт. На Западе, насколько я поняла, применяют Auditory Integration Training. Есть ли у нас подобные методы? Томатис?
3. Поможет ли ребенку в такой ситуации успокоительное? Если да, то что можно давать?
4. Мы проверяли слух в государственном сурдологическом центре на проспекте Вернадского. Сказали, что норма. Но от знакомой я слышала, что там определяют только грубую патологию, а этого якобы недостаточно. Имеет ли смысл дополнительно проверить слух, например, в Центре аудиологии и слухопротезирования на Ленинском проспекте 123? У меня ощущение, что Илюша не всегда понимает обращенную речь (иногда кивает в ответ на вопрос, а потом оказывается, что он хотел чего-то совсем другого). Может быть, именно это и мешает ему заговорить?

Заранее большое спасибо!

24.09.2009, 11:42

Нужно показать детскому психиатру. Неврологические проблемы и нарушения слуха маловероятны.

30.09.2009, 12:09

Добрый день, уважаемые консультанты! Сегодня мы сходили к детскому психиатру в Центр психолого-медико-социального сопровождения на ул. Арх. Власова. Врач подтвердила наш диагноз (ЗПРР, аутичные черты), сказала, что ребенок очень тревожный и для снятия этой тревоги выписала тералиджен по 1/2 таблетки утром и вечером. Прочтя дома описание препарата, я обнаружила в противопоказаниях «детский возраст до 7 лет», Илюше сейчас 3 г. 8 мес.! Кроме того, в побочных действиях стоит повышение судорожной активности у детей, а нам даже ЭЭГ ни разу не делали.

Очень не хочется испытывать нейролептик на собственном сыне, поэтому вопрос такой: что нам делать? Отказаться от этой схемы лечения? Но психиатр сказала, что снизить тревожность и гиперакузию у маленьких детей можно только медикаментозно. Это правда? До похода к психиатру мы думали пойти на аудиоинтегративный тренинг (Томатис), т.к., как мне кажется, все Илюшины страхи проистекают из его гиперчувствительности: он боится неприятны ощущений, связанных с определенными звуками.

И еще один вопрос. Всю беременность я принимала дексаметазон (по 1 табл. в день). К сожалению, слишком поздно узнала, что это было бессмысленно и даже вредно, поскольку дексаметазон проникает сквозь плаценту. Мог ли дексаметазон нарушить работу надпочечников плода и привести к тревожности и гиперакузии? Я еще во время беременности читала о подобном, если на ошибаюсь, на сайте ЦИР. Правда, статья там была очень эмоциональная и без единой ссылки на литературу. Так что не знаю, как к ней относиться. Может быть, нам все-таки стоит проконсультироваться с эндокринологом?

14.11.2009, 15:14

Уважаемые модераторы, можно ли пригласить в эту тему детских психиатров? Или мне лучше дублировать свое последнее сообщение в разделе "Психиатрия"? Спасибо!

14.11.2009, 23:59

Добрый вечер!
Про лечение: формально я должен с Вами согласиться - раз до 7 лет нельзя, так нельзя. Проблема в том, что очень многие нейролептики, особенно последние, современные, так называемые "атипичные" (тералиджен, кстати, не из их числа) не одобрены в нашей стране для применения в детском возрасте из-за недостаточного количества исследований. За рубежом эти же препараты могут широко применять у взрослых и детей, они объективно лучше переносятся, а потому понятно должны бы в первую очередь применяться в детском возрасте, но в российских анотациях стоит - "не рекомендован для применения до 15 лет" и точка. Какой-нибудь аминазин (первый изобретенный нейролептик, часто плохо переносимый) можно с 6 месяцев, а более безопасный новый, только с 15 лет... Это по поводу того, что написано про возраст.
Про сам тералиджен. Действующее вещество в нем Алимемазин. Препарат под этим названием разрешен с 1 года жизни. Считается, что этот препарат обладает хорошим противотревожным эффектом. Этот препарат довольно широко применялся за рубежом для лечения нарушений сна.

В одной из тем Вы написали, что водили ребенка в Центр лечебной педагогики. Сейчас продолжаете?
С уважением,
Осин Елисей

15.11.2009, 16:59

Большое спасибо за ответ! Насчет возраста понятно.

В ЦЛП мы сейчас не ходим, т.к. у нас всего один свободный день в неделю. Илюша просто не потянет такую нагрузку. Мы ходим в лекотеку при логопедическом д/с (это занятия с психологом, дефектологом, игротерапевтом и социальным педагогом) и отдельно занимаемся с логопедом. Кроме того, начали водить сына на канис-терапию в «Солнечный пес» (он очень интересуется животными). Но в ЦЛП вернуться планируем, т.к. только там нам доступны групповые занятия.

И еще несколько вопросов, если можно:

1. Мамы более старших детей из нашей лекотеки дружно говорят, что их дети «переросли» подобные страхи. Однако психиатр сказала нам, что у маленьких детей тревожность «лечится» только медикаментозно. Где лежит истина?

2. Действительно ли для снижения тревожности применяют именно нейролептики? Например, на сайте американской National Fragile X Foundation для снижения тревожности у детей предлагают антидепрессанты, в первую очередь Прозак. А нейролептики (Рисперидон) применяют для коррекции поведения при выраженной агрессии, вспышках ярости, психозах. Но ничего этого у Илюши и близко нет! Нас, родителей, даже немного беспокоит полное отсутствие у него агрессии.

3. И, самое главное, не вызовет ли тералиджен снижения познавательной активности? Она у нас и так не очень.

Заранее большое спасибо!

15.11.2009, 17:55

Мамы более старших детей из нашей лекотеки дружно говорят, что их дети «переросли» подобные страхи. Однако психиатр сказала нам, что у маленьких детей тревожность «лечится» только медикаментозно.

Одно другому никак не противоречит. Смотрите, диагнозы, которые ставят Вашему сыну не говорят собственно о болезни с началом, течением, концом. Это измененное, нарушенное, необычное развитие, но именно развитие. При этом развитии наблюдаются некоторые явления, которые с одной стороны могут быть проявлениями нормальных возрастных изменений, с другой стороны - проявлениями нарушенного развития.
Поэтому фармакологическое лечение в этом случае - это не лечение корня проблем (как, например, назначение антибиотиков при пневмонии), а лечение внешних нежелательных проявлений, симптомов.
Как и при всяком развитии что-то появляется и будет появляться новое, а что-то будет уходить. Например, тревога при расставании с родителями - это нормальное возрастное явление на первом году жизни, на третьем оно уже уходит. Желание отделиться и делать, и думать не так родители - нормальное явление подросткового возраста. У взрослых оно проходит, говорят, что взрослый человек - это тот, кто делает что-то даже если этого хочет его мама.

Подобное наблюдается и в случаях с особенным развитием детей. Так например стереотипность в деятельности, "необращенность" к другому в речи, тревожность часто с возрастом значительно уменьшаются и, если и проявляются, то по-другому, совсем не так как в детстве.

И здесь уже стоит другой вопрос - давать или не давать это симптоматическое лечение? Ответ зависит только от степени выраженности этого симптома. Если, например, из-за тревожности пугливости ребенок не может ходить на занятия, не может войти в новое помещение, а каждое занятие превращается в попытки успокоить ребенка - то да.
Если симптом не выражен, если он проявляется именно как некоторая особенность - то нужно думать.
Иными словами, если особенность сильно мешает ребенку и окружающим, то есть смысл на нее воздействовать, если нет - то нет. Судя по тому, что Вы пишите, мешает.

Действительно ли для снижения тревожности применяют именно нейролептики? Например, на сайте американской National Fragile X Foundation для снижения тревожности у детей предлагают антидепрессанты, в первую очередь Прозак.

И нейролептики тоже. Флуоксетин (прозак) в России обычно не назначают, его тоже нельзя давать маленьким детям (по инструкции).

И, самое главное, не вызовет ли тералиджен снижения познавательной активности? Она у нас и так не очень.

Теоретически - может повлиять. Сильно зависит от дозы. В детском возрасте целесообразно небыстро повышать дозу препарата.

15.11.2009, 17:59

Мы ходим в лекотеку при логопедическом д/с (это занятия с психологом, дефектологом, игротерапевтом и социальным педагогом) и отдельно занимаемся с логопедом. Кроме того, начали водить сына на канис-терапию в «Солнечный пес» (он очень интересуется животными). Но в ЦЛП вернуться планируем, т.к. только там нам доступны групповые занятия.
Я думаю, что у психиатра были основания рекомендовать Вашему ребенку именно медикаментозную терапию.
Это не тяжелая артиллерия, не пугайте себя. Это лекарственные средства.

17.11.2009, 15:03

Большое спасибо! Едва ли у психиатра могли быть такие основания. Она видела ребенка от силы пять минут, четыре из которых разговаривала со мной. Просто она сказала мне, что корректировать тревожность у маленьких детей можно только медикаментозно. Я в этом усомнилась и стала задавать вопросы здесь. Теперь с этим багажом пойду к ней за разъяснениями:)

Еще раз огромное спасибо!


Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить . Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

  • тяжело сидеть на уроках;
  • тяжело слушаться учителя;
  • концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
  • нелегко учиться, так как он стремится играть и развлекаться.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

  • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
  • Если у ребенка наблюдается з амедленное развитие интеллектуальной сферы , то он наоборот будет спокойно и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

Тест №1 (до 1 года)

Физическое и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на . Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — и

Тест №2 (9-12 месяцев)

В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

Тест №3 (1-1,5 года)

В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №4 (2-3 года)

Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

Тест №5 (3-5 лет)

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

Тест №6 (5-7 лет)

В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

Факторы, вызывающие ЗПР

Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР – врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, ).

  • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
  • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.

Четыре типа задержки психологического развития у детей

Таблица 1. Виды ЗПР у детей

Тип ЗПР Причины Как проявляется?
ЗПР конституционального происхождения Наследственность. Одновременная незрелость телосложения и психики.
ЗПР соматогенного происхождения Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
ЗПР психогенного происхождения Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
Церебрально-органического происхождения Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

  • Изучите это заболевание с научной точки зрения . Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
  • Обратитесь к специалистам . Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
  • Полезным будет использование в обучении дидактических игр . Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
  • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
  • Найдите единомышленников . Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

Каждый ребёнок индивидуален. Соответственно и скорость развития у каждого своя. Кто-то в 9 месяцев уже ходит самостоятельно, а кто-то только в год. Нет шаблонов, по которым можно судить о развитии ребёнка. Но что делать, если ребёнок отстаёт в развитии. Почему это происходит и какие признаки бывают.

Что делать, если ребенок отстает в развитии

Ребенок отстает в развитии

Перед тем, как начинать паниковать, бегать по врачам, выясните, что стало причиной, вызвавшей задержку развития ребенка.

Отставание в развитии ребенка происходит по следующим причинам:

  • Некорректный подход в воспитании. В данном случае речь идёт о неусвоенном материале. Или при недостатке информации, с отсутствием поощрения к её восполнению со стороны взрослых. Ребёнок перестаёт развиваться умственно, снижается способность мозга к запоминанию и усвоению материала.
  • Задержка психического развития ребёнка проявляется в наличии у детей определённого поведения - оно становится более детским, работоспособность снижена, повышена утомляемость. Начатые дела такие детки обычно не завершают.

Причиной задержки психического развития у малыша могут стать патологические роды. Наличие у беременной:

  • нарушений в беременность;
  • частых заболеваний;
  • патологических родов;
  • употребление алкоголя сверх меры, курение, злоупотребление препаратами.

Причины задержки развития могут быть также и социальными. К ним относят:

  • слишком сильный контроль со стороны родителей;
  • в семье к малышу относятся агрессивно;
  • наличие психических травм, полученных в раннем детстве.

Для постановки диагноза мало знать, почему ребенок отстает в развитии. Необходимо пройти комплексное обследование у педиатра, невропатолога, детского психолога.

Признаки отставания в развитии ребенка

Выявить те или иные отклонения от нормы в развитии ребёнка можно уже с самого рождения. И как только крохе исполняется 3-4 года, диагноз ставится безошибочно на основании клинических признаков, сбора анамнеза, осмотра. Чаще всего у таких детей слабо развиты или отсутствуют безусловные рефлексы.

Выделяют следующие признаки отставания в развитии ребенка:

  • грудной ребёнок не может сконцентрироваться на предмете;
  • наличие острой реакции или её отсутствие на резкие звуки;
  • новорожденный не фокусирует взгляд, и не следит за предметом;
  • к 3 месяцам кроха не умеет улыбаться;
  • нечленораздельная речь (словно «каша во рту»);
  • ребёнок не запоминает буквы, процесс чтения затруднён.

Это всего лишь небольшой список признаков почему ребенок отстает в развитии. При постановке такого диагноза лечение начинается сразу же.

Что делать если ребенок отстает в развитии

На вопрос что делать, если ребенок отстает в развитии точный ответ дать затруднительно. Это связано с индивидуальными особенностями ребёнка, стадии задержки и выбранном лечении врачами. Чаще всего это:

  • Занятия с педагогами, логопедами, врачами (невропатолог, психолог, психиатр).
  • Соблюдение режима дня
Так как кроха с задержкой развития отличается быстрой утомляемость, в его распорядок дня стоит включить продолжительный сон.
  • Проведение и посещение коррекционных занятий.

Если родители вовремя заметят проблему и приложат максимум усилий для её устранения, то положительный результат не заставит себя долго ждать.

Задержка в развитии - симптом патологического процесса, который приводит к нарушениям в физиологическом или психологическом плане. Следует отметить, что задержка психоречевого развития может иметь наследственную этиологию. В некоторых случаях в зависимости от этиологического фактора и общего состояния здоровья ребёнка - это необратимый патологический процесс. Ранняя, и соответственно своевременная, диагностика нарушения довольно затруднительна. Однозначно, при первых же проявлениях клинической картины у ребёнка следует срочно обращаться за медицинской помощью, а не игнорировать симптом или предпринимать попытки устранить его самостоятельно.

Этиология

Что касается этого патологического процесса, то здесь нет единых этиологических факторов, так как каждый вид задержки в развитии имеет свои провоцирующие факторы. Однако следует отметить, что практически для всех случаев есть одна общая причина - задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР).

Задержка развития речи (ЗРР) может быть обусловлена следующими этиологическими факторами:

  • травмы головы или новообразования в головном мозге;
  • патологии нервной системы;
  • инфекционные недуги, которые перенесла мать во время беременности;
  • нарушение слухового восприятия или полная глухота;
  • социальная неадаптированность;
  • если взрослые не стимулируют развитие речи у ребёнка – по звукам или неправильно выговариваемым словам они понимают смысл сказанного и реагируют на это. В таких случаях ребёнок просто не будет стараться говорить правильно, так как достигает нужного результата сразу же.

Как правило, задержка речевого развития у детей определяется до трёх лет. Если до этого возраста малыш не научился выговаривать верно, не имеет определённого словарного запаса, который оптимален для его возраста, то требуется консультация психолога, невролога и логопеда.

Задержка психического развития (ЗПР) может быть обусловлено как патологическими, так и социальными факторами. К первым следует отнести:

  • поражения центральной нервной системы ребёнка в период формирования. В таком случае наблюдается задержка развития плода (ЗРП) со всеми вытекающими последствиями;
  • вредные привычки матери - курение, употребление алкоголя и наркотических средств, частые стрессы и сильное нервное напряжение;
  • инфекционные заболевания (чаще всего к такому симптому приводит , );
  • заболевания с наследственной этиологией;
  • аутоиммунные патологические процессы;
  • нарушение функционирования сенсорного восприятия информации (зрение и слух).

К социальным провоцирующим факторам можно отнести следующие:

  • частые психологические травмы;
  • педагогическую запущенность ребёнка;
  • ограничение деятельности ребёнка, что приводит к социальной неадаптированности.

Как правило, дети с задержкой психического развития замкнуты, не любят подпускать к себе чужих людей, в том числе и своего возраста. Такой диагноз ставится в младшем дошкольном и школьном возрасте, когда ребёнок начинает общаться с другими детьми.

Задержка психомоторного развития имеет следующую этиологию:

  • эндокринные патологии врождённого и приобретённого характера;
  • бытовая или химическая (характерна для детей на первом году жизни);
  • ЗВУР, которые имеют хромосомную природу – , ;
  • инфекционные заболевания;
  • последствия перинатальной и постнатальной патологии (задержка развития плода);
  • недуги генетической природы.

Не исключение в этом случае и социальные причины - дефицит ухода и питания, частые и педагогическая запущенность ребёнка.

О задержке полового созревания можно говорить тогда, когда у мальчиков к 14 годам и у девочек к 13 годам отсутствуют возрастные изменения. Возникновению симптома предшествуют следующие факторы:

  • хромосомные нарушения;
  • онкологические процессы, которые приводят к неправильной выработке гормонов;
  • перенесённые тяжёлые инфекционные заболевания;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • неполноценное питание.

В некоторых случаях задержка полового развития может наблюдаться у девочек, которые с раннего возраста занимаются спортом – постоянные физические нагрузки изменяют естественные физиологические процессы.

Симптоматика

Для каждой формы задержки развития характерна своя клиническая картина. Задержка речевого развития характеризуется следующими признаками:

  • в первые месяцы жизни малыш не гулит;
  • дети в возрасте года не откликаются на своё имя;
  • ребёнок не распознаёт картинки в книгах, не может выполнить простейшее поручение взрослых;
  • в возрасте 2–3 лет ребёнок не произносит простые предложения и осмысленные фразы;
  • ребёнок реже других детей задаёт вопросы.

Нарушения в психомоторном развитии проявляются следующим образом:

  • отсутствует сосредоточенность на ярких предметах или звуках (дети с двухмесячного возраста);
  • отсутствует эмоциональный интерес к новым предметам, нет двигательной активности;
  • резко отстаёт формирование лепетной речи;
  • к 12 месяцам ребёнок не понимает обращённой к нему речи;
  • после 15 месяцев наблюдается бесцельная активность;
  • после двух лет нет словарного запаса.

Патологические процессы в психическом развитии имеют следующую клиническую картину:

  • замедленное, часто неточное восприятие;
  • поверхностное, нестойкое внимание;
  • нарушение образного и абстрактного мышления - ребёнок не может выразить свои мысли;
  • ограничение словарного запаса, нарушение речи.

Нарушения в развитии полового созревания проявляются только к 13–15 годам и имеют следующие признаки:

  • у девочек к 14 годам нет месячных и отсутствует увеличение молочных желез;
  • у мальчиков к 14 годам не развиты половые органы;
  • к 15 годам нет лобковых волос.

Проявление любого вида задержки в развитии требует консультации у профильного медицинского специалиста.

Диагностика

Программа диагностики может включать следующие методы:

  • стандартные лабораторные исследования (забор крови и мочи);
  • определение уровня гормонов крови;
  • иммунологические исследования;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • психологические тесты;
  • консультации у смежных специалистов (зависит от типа задержки в развитии и текущей клинической картины).

Лечение должен назначать только врач, самостоятельно что-либо предпринимать в таких случаях не следует, так как можно только усугубить состояние.

Лечение

Что касается медикаментозной терапии, то она будет сугубо индивидуальной, так как будет зависеть от первопричинного фактора. Практически всегда лечение включает работу ребёнка и родителей с или . Если речь идёт о нарушении речевого развития, то обязательны консультации и занятия у . В более сложных случаях врачи рекомендуют постоянное обучение ребёнка в специализированных учебных учреждениях, где для них адаптирована программа.



Рассказать друзьям