Международный онлайн информационно-аналитический центр лезгины считают азербайджан своей родиной. Дагестан под ударом: Россия, Азербайджан и лезгины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лезгинский вопрос в Азербайджане

После развала Советского Союза абсолютно все бывшие республики встали на путь построения национальных государств. Там не стали выдумывать наднациональных идеологических концепций а-ля «российская нация», как в современной России, а делали все, чтобы увеличить долю титульных наций. Азербайджан не стал исключением и занялся выдавливание и планомерной ассимиляцией нетюркских народов (в 1989 году азербайджанцев 82%, в 2009-м - 92%).

О талышах и русских из области Мугань мы уже писали, теперь настала очередь поговорить о положении лезгин - втором по численности народе страны, который, как считают многие их активисты, подвергается дискриминации. Среди них в последнее время все популярнее становятся автономистские, даже радикальные сепаратистские настроения. Между ними и азербайджанцами потихоньку зреет конфликтный потенциал не только в самом Азербайджане, но и в России - в Республике Дагестан, так что эта проблема может непосредственно задеть и РФ. Давайте разбираться.

Об истории

Как часто бывает на Кавказе, азербайджанцев раздражает интерпретация истории лезгинского народа, которая не вписывается в их официально признанную национально-идеологическую концепцию. Лезгинская научная и культурная интеллигенция считает лезгин прямыми потомками жителей древнего государства - Кавказской Албании, территория которой включала в себя большую часть современного Азербайджана. Позднее они были вынуждены уйти с равнины в горы под давлением тюркских захватчиков. В свою очередь, азербайджанские историки умудряются найти тюркские корни у древних албан, искренне считая, что они тут испокон веков местное население.

Написание национальной истории под требования государственной пропаганды - дело на Кавказе привычное. В трудах историков открыто говорится, что, дескать, уже во II в. до н. э. население Кавказской Албании говорило на тюркском наречии. Даже нынешних армян Нагорного Карабаха азербайджанские ученые считают принявшими христианство и армянский язык албанами-тюрками. Национальные меньшинства в ответ заявляют, что азербайджанцы на самом деле сами не тюрки, а лишь перешедшие на их язык и сменившие идентичность иранцы и кавказцы. Исследователи из Баку пытаются всеми способами доказать извечную принадлежность этих земель тюркскому миру. В общем, им позавидовали бы даже самые свидомые украинские идеологи.

Что касается российской истории этих земель, то описываемые территории достались нам по условиям Гюлистанского мирного договора (1813 г.) после русско-персидской войны. Позже земли, где проживали лезгины, разделили на две части - Дагестанскую область и Бакинскую губернию. После революции они попали в разные республики - Дагестанскую АССР и Азербайджанскую ССР. Действия русских царей и СССР позволяют некоторым азербайджанским политикам говорить сегодня, что это русские-де изначально виноваты в лезгинской проблеме.

В 1921 году большевики от большой любви ко всем национальностям (кроме русских) хотели одно время воссоздать государственность лезгин в виде АССР, но не получилось. Тогда этому воспрепятствовал известный азербайджанский большевик Нариманов. Сразу же в Азербайджанской советской республике начались переименования населенных пунктов на тюркский лад, активная тюркизация, которая задела нацменьшинства. Лезгины утверждают, что им не давали в Советском Союзе развивать свою культуру и язык, делопроизводство велось на русском или азербайджанском. Даже обучение в техникумах и вузах для лезгин было платным - заставляли платить особый налог, получивший название «лезги пулу» (лезгинские деньги). Его могли и не платить, но для этого нужно было в графе национальность в паспорте поменять слово «лезгин» на «азербайджанец».

Обида на тюрков за ассимиляцию и желание сохраниться как народ вынудили лезгин требовать автономии. Об этом они даже писали в 1936 году руководству СССР. В их письме говорилось: «Считаем, что для обеспечения более широкого развития своей культуры и экономики лезгин нужно объединить в один округ или область. Такое мнение выражает все лезгинское население и Дагестана, и Азербайджана». Но никакой реакции из Москвы не последовало. В 1965 году стали зарождаться первые кружки и организации лезгин, ставящих перед собой эту цель. Самую известную группу создал лезгинский писатель Искендер Казиев. В 1967 году создается общество «ЛАР» (Лезгинская автономная республика), которое действовало вплоть до 1976 года. Со временем все такие сообщества разогнали, активистов арестовывали или ссылали в другие районы. С началом Перестройки и национального возрождения всех народов СССР (опять же, кроме русских), требования по объединению лезгин стали звучать все сильнее. Азербайджанцы возражали: они боялись сепаратизма и не хотели терять северные территории.

Развал и раздел

C началом 90-х заявила о себе лезгинская националистическая организация «Садвал» («Единство»), которая хотела любыми способами решить проблему лезгин. По-разному там видели будущее объединение. Кто-то хотел автономии в составе Азербайджана, кто-то - присоединения к России. В период агонии СССР в 1990 году состоялся III съезд Лезгинского народного движения, принявший декларацию о восстановлении государственности в форме Республики Лезгистан. Решение Съезда было направлено в Верховный Совет СССР, который обещал удовлетворить просьбу лезгин, но при развале страны о ней все забыли. В итоге после конца Советского Союза лезгины оказались реально разделены государственной границей Российской Федерации и Республики Азербайджан.

Недовольство азербайджанских лезгин вызывало и то, что их призывали участвовать в начавшейся войне против армян в Нагорном Карабахе, в вооруженном этническом конфликте, к которому они не имели никакого отношения. В районах их проживания в 90-е годы проводились митинги против мобилизации, которые подавлялись силами правоохранительных органов. В Северный Азербайджан, чтобы увеличить процент тюркского элемента, стали переселять беженцев из зоны боевых действий, а также турков-месхетинцев из Средней Азии. Нашел место и религиозный фактор: большинство тюрков-азербайджанцев - шииты, а почти все национальные меньшинства, в том числе и лезгины, - сунниты. На волне национального и религиозного возрождения этот факт еще больше усиливал конфликтный потенциал.

В 1994 году в Баку произошел теракт в метро, в результате которого погибло 14 человек. В нем обвинили лезгин, заявив, что это они-де по заданию армянских спецслужб заложили бомбу, но многие эксперты сомневаются в таких выводах расследования. Позже на лезгин повесили и другие нераскрытые преступления. Вскоре начались репрессии, «Садвал» объявили террористической организацией, активисты были арестованы или подвергнуты преследованию. Многие молодые люди вынуждены были бежать через границу в Россию.

После того как Азербайджан получил независимость, начались проблемы с преподаванием лезгинского языка в школах и с его использованием в повседневной жизни (вывески, пресса, библиотеки). Многие лезгины, в том числе и по экономическим причинам, уехали из родных мест. Отсутствовали условия, при которых лезгины могли оставаться собой, а не ассимилироваться. По сути, азербайджанские власти применили к лезгинам те же методы, что и к другим национальным меньшинствам - талышам, русским, татам, аварцам и прочим народам. Лезгинские активисты говорят, что они имеют в Азербайджане гораздо меньше прав, чем азербайджанцы в границах Российской Федерации, хотя азербайджанцы считают совсем наоборот.

В российских границах

В России с опаской смотрели на активизацию лезгинского движения за границей - оно могло создать нестабильность в Дагестане и на всем Северном Кавказе, где несмотря на все заявления о братстве-единстве, межнациональные и межрелигиозные отношения оставляют желать лучшего. В Баку на самом высоком уровне неоднократно заявляли, что считают дагестанский Дербент и весь Дербентский район «историческими азербайджанскими землями».

Азербайджанцы Дагестана жалуются, что их специально выдавливают оттуда с благословения официальных властей, что происходит постепенное рукотворное замещение населения с тюркского на лезгинское. Они недовольны кадровой политикой, которая реализуется в Дербенте. Если в 90-е годы представители азербайджанской национальности во власти преобладали, то начиная с нулевых картина полностью поменялась. Хотя азербайджанцы составляют около 30% от общего числа населения Дербента, они жалуются, что на руководящих должностях, особенно в правоохранительных структурах, их мало. Усилила напряженность передача Россией Азербайджану двух лезгинских сел. В 2010 году Д. Медведев и Г. Алиев подписали Договор о государственной границе, по которому населенные пункты Храх-Уба и Урьян-Уба отдали, причем первое из них сразу переименовали на тюркский лад в Палыдлы.

В РФ лезгины не говорят о независимости. Правда, они недовольны, что более многочисленные дагестанские народы, представители которых находятся у власти, не обращают на лезгин никакого внимания. Активисты лезгинского движения считают, что их народ непропорционально мало представлен в органах власти в Махачкале. Не нравится лезгинам и что этнические общности, говорящие на языках лезгинской языковой группы, официально выделены в отдельные национальности (рутульцы, цахуры, удины-христиане, табасараны и прочие).

В последнее время среди лезгин популярна идея создания в южных районах Дагестана отдельной республики в составе России (под названием Лезгистан или Кавказская Албания), где они были бы большинством. Активисты считают, что культура и менталитет здешних жителей намного отличается от других дагестанских районов. Лезгинская интеллигенция неоднократно обращалась по этому поводу к высшему руководству РФ.

Азербайджанские власти пытаются всеми силами воздействовать на лезгинское движение, сделав лезгин своими союзниками в соперничестве с РФ. Известный лезгинский патриот Вагиф Керимов пишет об этом так:

Под прессом пропаганды серьезные изменения претерпели взгляды лезгин в Баку, а их идеология способна ввергнуть в шок трезвомыслящего человека. Лезгинские активисты в Баку одержимы идеей, что Южный Дагестан должен присоединиться к Азербайджану и что там необходимо поддерживать распространение ваххабизма. Они вместе с тюрками желают развала России…

На современном этапе

Лезгины - народ, который из-за перипетий истории сегодня разделен на две примерно равные части на двух склонах Кавказских гор. По официальным данным переписи 2009 года, лезгин в Азербайджане только 180 тысяч. Многие специалисты считают эту цифру явно заниженной. Лезгинские активисты говорят о 500 тысяч людей лезгинской национальности в стране и добавляют, что лезгин специально записывают азербайджанцами, принижая их число, а на самом деле всего их на Кавказе более 1 миллиона. В Азербайджане обсуждение политических вопросов невозможно, поэтому более или менее заметные активисты переселились в Россию, а протест, хоть и бурный, переместился в социальные сети.

Азербайджанские власти особое место уделяют переделке топонимики. Так, они заставили старейшую бакинскую суннитскую «Лезги мечеть», построенную в XII в., поменять название, убрав из него слово «лезги». Такая политика заставляет лезгин радикализироваться и искать союзников в борьбе за свои национальные права. Идет сближение их национального движения с армянами и талышами против общего врага.

Ради объективности стоит сказать, что на бытовом уровне между двумя народами нет особой неприязни, она есть между людьми, поднимающими политические вопросы. В 2016 году в Махачкале был убит председатель «Садвала» и лидер лезгинского движения Назим Гаджиев. Он был найден убитым в собственном доме, на его теле обнаружены ножевые ранения, убийство многие лезгины связывают с его общественной деятельностью. Примерно месяц назад в районах Азербайджана, населенных лезгинами, прошли акции протеста. Дело в том, что у них, занимающихся в основном овцеводством фермеров, отбирают пастбищные земли. На них теперь будут выращивать хлопок. Лезгины считают это дискриминацией на национальной почве, что это делается специально, чтобы они покидали свою этническую территорию и уезжали в Россию.

Как разрешить конфликт?

Нет сомнения, что лезгины еще покажут себя в политической жизни Азербайджана, если их права будут ущемляться и дальше. Многие эксперты утверждают, что межэтнические противоречия, если их не решить, могут привести к эскалации конфликта, к которому могут присоединиться другие кавказские народы. Решением могло бы быть предоставление лезгинам национальной автономии в составе азербайджанского государства. Разумеется, разделенный лезгинский народ вряд ли сможет в нынешних политических реалиях создать свою республику на севере Азербайджана, а тем более объединить все свои территории в одно целое. Это может произойти, если руководство Азербайджана продолжит нагнетать войну в Карабахе, заигрывать с Украиной на почве антироссийской истерии и потворствовать русофобии, поддерживая политику агрессивного пантюркизма.

Лезгины — самобытный и исторический этнос c собственным языком, письменностью, жизненным укладом и традициями. Они живут компактно в 20 административных районах, с двух сторон склонов кавказского хребта вдоль Российско-азербайджанской границы. Численность лезгин составляет свыше 1,2 миллиона человек. Имеют этнические, религиозные, языковые, нравственные, поведенческие и другие традиционные особенности, отличающиеся от остальной части населения, и идентифицируют себя исключительно как “лезгины”.

В силу своей оторванности от возможности повлиять на политические решения, принимаемые Кремлем в национальной политике, лезгины как этнически цельный компонент в геополитических проектах России, скорее всего, не фигурируют. Сам лезгинский вопрос, судя по всему, в некоторых московских кругах рассматривается как дестабилизирующий фактор на границе с Азербайджаном и угрожающий изоляции Азербайджана от России.

Есть мнение, что конфликт, который может разгореться в будущем между азербайджанскими тюрками и лезгинским населением по обе стороне границы России, может втянуть в это противостояние все народы Северного Кавказа. Руководство России же в этом регионе, видимо, больше беспокоит безопасность транзита энергоресурсов с Апшеронского полуострова в Новороссийск. Поэтому интересам некоторых олигархических кругов в Москве, которые имеют большое влияние на формирование политики Кремля, сегодня полностью отвечает замороженное состояние лезгинского вопроса. Если так продолжится, то не исключено, что в перспективе лезгинский вопрос вовсе может быть торпедирован Москвой в исключительных геополитических форс-мажорных ситуациях, вероятность возникновения которых сегодня вполне прогнозируема. Тем не менее, следует иметь в виду, что стремительно меняющаяся геополитика региона может получить в лице лезгин немало сюрпризов.

Важно отметить, что азербайджанская пропаганда успешно стимулирует антирусские настроения в Южном Дагестане, и она вовсе не проводится бесцельно. Так, в ходе недавно проведенного опроса среди молодежи в Южном Дагестане выяснилось, что половина опрошенных предпочитает жить в составе Азербайджана, нежели России. Они мотивируют это отсутствием всяких перспектив для собственного развития и федеральной целевой политики для развития социально-экономической жизни региона. Перешагнув границу на Самуре, молодые люди попадают совсем в разные реальности, и проводят параллели между наглядными результатами проводимой политики Кремля и Баку.

Ведь лезгины — де-факто разделенный народ государственной границей между Россией и Азербайджаном. В настоящее время, в силу агрессивной пропаганды из Баку с помощью средств массовой информации и, что немаловажно, чиновников разного уровня, родственные связи на обеих сторонах границы явно работают в пользу бакинских идеологов. Плюс ко всему этому, пятая колонна Баку в Южном Дагестане сидит очень крепко и получает всемерную поддержку от Азербайджана. Благодаря такой мощной поддержке, официальные лица АР регулярно, причем, недвусмысленно, заявляют о своих притязаниях к российскому городу Дербенту, который имеет 5000-летнюю историю. Недавнее переименование улицы Советской в г. Дербенте в честь Гейдара Алиева под одобрительные возгласы руководства Республики Дагестан подтверждает твердость намерения Баку в этом вопросе. Кроме того, Баку настойчиво предлагает инвестиции в инфраструктуру Южного Дагестана –Лезгистана.

Однако ни Москва, ни Махачкала в этом не видят выгоды для себя, чему существует очевидные причины. И в предоставленной свободе выбора лезгинские самостийные настроения с очевидными темпами растут вовсе не в пользу России.

По фактам исторического пребывания в составе Российской империи мы везде замечаем, что Россия к лезгинам относилась, скажем, не очень жестоко, как к другим народам края, но в то же время очень равнодушно и осторожно. В итоге лезгины, занимая стратегически самый важный регион на Южном Кавказе, так и не стали форпостом России и не смогли создать свою республику. Этого не допустило руководство России. Такая «профилактическая работа» по предотвращению возможных нежелательных последствий для РФ среди лезгинского населения продолжается по сей день. Она проводится в форме одобрения политики, проводимой из Баку и Махачкалы против самой лезгинской идеи, целью которой является недопущение поднятия лезгин на политическую борьбу за свое будущее.

Хотя лезгин относят к дагестанским группам языковой принадлежности, на самом деле по своим особенностям лезгины относятся не к дагестанским народам. Они представляют культурный мир ранней Кавказской Албании и позднего иранского Ширвана. Лезгины, по существу, мало участвовали в кавказских войнах против России. Они, в основном, были заняты борьбой против завоевателей с Юга. Ареал исторического расселения лезгин ныне принадлежит им и заканчивается Дербентской крепостью – северной границей государства Кавказской Албании.

Получается, что волею судьбы народ, имеющий свою обособленную культуру, язык, территорию и историю, оказался между наковальней и молотом. Свое спасение лезгины справедливо видят в создании Лезгинского административного субъекта в составе России, по аналогии с ранним Дербентским округом Российской Империи, а ныне — Южного Дагестана, куда входит Самурский округ с 10 административными лезгинскими районами, начиная от города Дагестанские огни до реки Самур. Это и есть южные границы России с Азербайджанкой Республикой, Грузией, а через Каспийское море — с Казахстаном и Туркменистаном.

Факт остается фактом: лезгинский вопрос тушить не удастся, и он найдет свое решение в ином варианте расклада сил. Лезгинам, интегрированным в русскую и российскую культуру, хотелось бы, чтобы их вопрос был решен в Москве. Это мотивировано тем, что русская культура несет меньшую угрозу их будущему, чем тюркская или азербайджанская экспансия со их махровыми религиозными и националистическими составляющими. В части этнического будущего они не без основания считают, что их безопасность связана с Россией.

При распаде СССР лезгинам открывалась перспектива для создания своего государства на территориях их исторического проживания. Национально-освободительное движение лезгин в Южном Дагестане находило себе много тысяч сторонников и представляло реальную угрозу для государственности Азербайджана. Однако Москва, занятая решением Карабахской проблемы, пожертвовала лезгинским народом.

Молодое и голодное государство, в то время управляемое Гейдаром Алиевым, в свою очередь расправилась с активистами лезгинского национального движения, что оставило неизгладимый след в памяти народа. Тогдашнее руководство РФ, судя по всему, в то время опасалось (видимо, и сейчас опасается) возникновения фронта вооруженного противоборства лезгин с Азербайджанской республикой, в отношении которой у нее имеются свои отложенные планы. В течение многих лет Кремль продолжал посмотреть на АР как на свою метрополию. Но все его последующие шаги по включению Азербайджана в свою орбиту влияния фактически потерпели фиаско. В итоге, Москва потеряла и Лезгинское национальное движение, и покорный Азербайджан.

Сегодня даже крымские татары за помощью против русской «экспансии» уже обращаются к президенту Ильхаму Алиеву, а русские в решении Крымского вопроса нуждаются в помощи экс-президента Татарстана М. Шаймиева и премьер-министра Турции Р.Т. Эрдогана.

Таким образом, у нас не осталось никаких сомнений, что Москва не в состоянии что-нибудь изменить в своей политике в отношении Азербайджана. Вместе с тем, многолетнее подавление воли лезгин на Юге даром не прошло.

Только масштабные геополитические катаклизмы могут толкнуть руководство России к пересмотру своего отношения к лезгинскому вопросу. И факты говорят о превращении Дагестана в обозримом будущем в антироссийский идеологический плацдарм.

Вагиф Керимов

ЛЕЗГИНЫ ЖИВУТ В ОСНОВНОМ в Кусарском, Кубинском и некоторых других районах Северного Азербайджана. Эта территория в свое время входила в состав образованного в середине XVIII века Кубинского ханства, что, по-видимому, и обусловило в дальнейшем административную раздельность этих территорий от других лезгинских земель, объединенных в свое время (начало XIX века) в Кюринское ханство. Одну из первых характеристик азербайджанских лезгин дал в свое время П. К. Услар , основатель научного кавказоведения, в своей книге «Кюринский язык» [Услар 1896]:

«Правое прибрежье Самура, по самым условиям географического положения своего, всегда входило в состав Кубинского ханства. Под именем Кубинского ханства подразумеваем мы страну, находящуюся между нижним Самуром и главным Кавказским хребтом, который на этом протяжении все более и более понижается, становится удобопереходимым и, наконец, исчезает на Апшеронском полуострове. Впрочем, Куба, в виде центрально-административного пункта, сообщившего название свое целой стране, появляется не ранее середины прошлого века. Страна эта в прежние времена управлялась наследственными правителями, более или менее признававшими над собою власть правительства персидского. Резиденцией их было селение Худат; родоначальником династии некто Лезги-Ахмед. По преданию, он был из фамилии уцмиев, переселился в Карчаг, и, потом, в Персию, откуда возвратился в звании правителя края в Худат. В настоящее время бывшее Кубинское ханство составляет Кубинский уезд Бакинской губернии, который административно отделен от Дагестана.

В полосе страны, сопровождающей справа течение Самура, шириною почти до самого города Кубы, господствующее народонаселение есть кюринское, говорящее тем самым языком, которым говорят в бывшем Кюринском ханстве. Н. Зейдлиц , составивший весьма веское в этнографии Кавказа описание Бакинской губернии, насчитал в Кубинском уезде 50 аулов и 21 выселок, жители которых целиком или частью говорят по-кюрински (т. е. по-лезгински. – Авт .)» [Зейдлиц 1870].

Установление точного списка селений, в которых проживают азербайджанские лезгины, остается пока нерешенной задачей. Один из наиболее полных списков был опубликован в . Он включает в себя 30 сел Кусарского района, 11 сел Кубинского района, 10 сел Хачмазского района, 3 села Исмаиллинского района, 5 сел Габалинского района, по одному населенному пункту Огузского и Шекинского районов. Более полный список приведен в Приложении к этой книге.

Численность и процентная доля лезгинского населения в Азербайджане остались по сути неизменными по сравнению с 1989 годом: переписью 1999 года было зафиксировано 178 тысяч лезгин, или 2,2 % населения страны. Однако, как отмечает один из современных азербайджанских исследователей, вряд ли эти данные реально отражают численность народа: «Наши исследования, проведенные в 1994–1998 годах в северо-восточных районах страны, показывают, что на деле численность лезгин в Азербайджане колеблется в пределах 250–260 тысяч человек... Перепись показала, что большинство лезгин составляют трудоспособное население в возрасте 18–59 лет (55,9 % лезгин) и младше трудоспособного (33,2 % лезгин), что говорит о хорошей демографической перспективе этого народа. Средний возраст лезгин – 29 лет» [Юнусов 2001].

Речь азербайджанских лезгин квалифицируется учеными как кубинский диалект (кубинское наречие), в котором выделяется несколько говоров. В связи с соотношением кубинского диалекта и лезгинского литературного языка специалистами было высказано следующее мнение: «Современный лезгинский язык в силу ряда социально-политических условий жизни его носителей имеет два литературных варианта: один функционирует на территории южных районов (Ахтынского, Курахского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского, частично Дербентского, Хивского) и городов Республики Дагестан, а другой – в некоторых северных районах Азербайджанской Республики и в ее городах Баку, Сумгаите, Кубе» [Гюльмагомедов 1998: 35].

Характеризуя азербайджанский вариант лезгинского языка, А. Гюльмагомедов пишет: «Несколько иной функциональный статус имеет лезгинский язык в Азербайджанской Республике. В 1930-е и начале 1940-х годов в школах Кусарского района велось преподавание лезгинского языка, которое вскоре было прекращено как бесперспективное „мероприятие“. Очевидно, этому немало способствовала идеологическая установка об ускорении процессов „добровольной консолидации малых народов вокруг своих старших братьев“ и „добровольного отказа от родных языков в целях скорейшего слияния всех языков в единый всемирный язык“, которая имела место в СССР до последних лет его существования.

Лишь в середине 60-х годов после неоднократных обращений лезгинской интеллигенции в центральные партийные и советские органы Союза ССР и Азербайджанской ССР с требованием восстановить изучение родного языка хотя бы в начальных классах было указание издать учебную и художественную литературу на лезгинском языке. Был издан небольшим тиражом учебник Ш. М. Саадиева и А. Г. Гюльмагомедова „Лезги чIал“ („Лезгинский язык“) для 1-2-го классов (Баку, 1966) и два-три сборника произведений художественной литературы. Естественно, вскоре изучение лезгинского языка лезгинами прекратилось: не было учителей, специалистов, отсутствовала учебно-методическая литература.

В начале 90-х годов под давлением лезгинского народного движения „Садвал“ („Единство“), лезгинского национального центра культуры „Самур“ новые власти Азербайджана формально восстанавливают в школьных учебных планах изучение лезгинского языка в районах с компактным проживанием лезгинского населения, составляются учебные программы для начальных классов, в этом году изданы два учебника для первых двух классов (Саадиев, Ахмедов, Гюльмагомедов 1996 – а; 1996 – б). Однако широк спектр финансируемой спонсорами печатной продукции: произведения молодых поэтов, писателей – представителей кубинского наречия, буклеты, газетные публикации и др. Издаваемая на лезгинском языке в Азербайджане литература на лексико-фонетическом, морфолого-синтаксическом уровнях образует новый, отличный от дагестанского вариант литературного языка. Правильнее было бы назвать его не вариантом литературного языка, а конгломератом речевого материала различных говоров кубинского наречия лезгинского языка и индивидуальных речевых особенностей пишущего. При этом важно отметить: теоретической базой практически реализуемой письменной речи служат далекие от лингвистики декларации о „подлинном“, „настоящем“ лезгинском языке, „очищенном“ от всяких иноязычных элементов. В печати широко используют созданные ими самими слова, сопровождая их различного рода комментариями об их исконности, древности и т. д. Пишущая братия особенно агрессивна в отношении русизмов на разных языковых уровнях. В республике после смерти Ш. М. Саадиева нет ни одного специалиста по лезгинскому языку с ученой степенью» [Гюльмагомедов 1998: 36].

По данным переписи 1989 года, 47,5 % лезгин в Азербайджане назвали азербайджанский язык в качестве второго языка (после родного), которым они свободно владеют. Выборочное обследование Госкомстата Азербайджана в 1991 году показало, что почти пятая часть (19,2 %) лезгин состоят в смешанных (главным образом с азербайджанцами) браках, что является наиболее высоким показателем в стране. Знание родного, а также азербайджанского и русского языков в различных лезгиноязычных районах Азербайджана было исследовано группой ученых Летнего института лингвистики . Краткий обзор результатов их исследования приводится ниже.

Во всех населенных пунктах, за исключением Баку, взрослые лезгины отметили, что они способны хорошо понимать и говорить на лезгинском как на родном. Они обычно используют лезгинский язык дома и в пределах лезгиноговорящего коллектива. В городе Набран Хачмазского района люди старшего возраста предпочитают говорить на лезгинском, более молодые люди понимают и говорят по-лезгински, но часто предпочитают говорить на русском.

В Баку большинство взрослых понимают и говорят на лезгинском очень хорошо, но некоторые лезгины (городские жители третьего или четвертого поколения, имеющие слабые контакты с негородскими лезгинами) плохо владеют языком. Эта группа составляет приблизительно 10–30 % общего числа лезгин в Баку.

Высокий уровень грамотности на лезгинском языке был засвидетельствован только в Кусарском районе, где язык преподается в школах все одиннадцать классов. После окончания школы взрослые продолжают читать районную газету на азербайджанском и лезгинском, некоторые кусарские жители отметили, что читают лезгинскую поэзию.

В Кубинском и Хачмазском районах навыки чтения и письма на лезгинском оказались очень низкими. Причиной тому – отсутствие до последнего времени одиннадцатилетнего обучения на лезгинском, а также материалов для чтения вне школы. Потребности в литературе, по мнению многих респондентов, в состоянии выполнить азербайджанский язык.

Во всех деревнях респонденты отметили трудности понимания литературного лезгинского, основанного на диалекте, распространенном в Дагестане, а также сложность лезгинского алфавита.

Устное владение азербайджанским языком было хорошим или удовлетворительным в Набране, во всех других населенных пунктах его уровень оказался высоким почти для всех возрастных групп. Владение азербайджанским письмом слегка ниже, чем владение устным азербайджанским.

Преподаватели школ и детских садов Кусарского района указали, что дети дошкольного возраста еще не говорят и не понимают азербайджанского языка, поскольку редко непосредственно соприкасаются с этим языком, несмотря на телевидение и радио.

Высокий уровень владения русским языком отмечен только в Набране. В других районах он ниже среднего, причем у женщин он оказывается еще ниже, что увязывается со службой мужчин в свое время в Советской армии.

Особенно низкий уровень владения русским языком показали женщины старшего возраста и молодое поколение, что вызвано азербайджано-язычным обучением в школах. У молодежи знание письменного русского обычно выше знания устного. В Баку фиксируется высокий уровень владения русским языком. Некоторые молодые люди указывали, что русский – это язык, которым они владеют наиболее хорошо.

В Азербайджане на сегодняшний день действует целый ряд лезгинских культурных институтов. Работает Государственный кусарский лезгинский драматический театр. 10 июня 2005 года театр выступил в помещении Бакинского государственного театра юного зрителя с постановкой на лезгинском языке пьесы азербайджанского драматурга С. С. Ахундова «Скупой». Кубинский филиал Азербайджанского государственного университета искусств имени М. А. Алиева, Кусарский филиал педагогического училища имени М. А. Сабира готовят педагогические кадры для дагестанских тюрков (азербайджанцев), местного населения и малочисленных народов.

Действует также лезгинский национальный центр «Самур». В политическом отношении он лоялен государственной власти. В канун президентских выборов 2003 года на собрании представителей всех проживающих в Азербайджане общин и организаций национальных меньшинств председатель лезгинского культурного центра «Самур» Мурадага Мурадагаев заявил, что со дня своего образования в 1993 году эта организация сознательно и добровольно «придерживалась проправительственного курса». «За каждым из членов нашей организации стоят люди – родственники, друзья, знакомые, – все вместе мы станем внушительной силой. И уважая решение президента Гейдара Алиева, мы отдадим свои голоса за его сына», – сказал М. Мурадагаев («Зеркало», 12.10.2003 г.). Центру «Самур» предоставлено ежедневно 15 минут эфирного времени для вещания по республиканскому радио.

Газеты «Ени самух» и «Алпан » учреждены Центром лезгинской культуры и выходят на лезгинском и азербайджанском языках тиражом каждая более 1000 экземпляров. В Кусарском районе на лезгинском языке печатается газета «Кусар ».

Значительную работу по духовному единению лезгин как в пределах Азербайджана, так и во всем мире, по налаживанию культурных связей между азербайджанскими и дагестанскими лезгинами с 1992 года ведет газета «Самур », издаваемая в Баку тиражом в 2000 экземпляров. Финансовые и иные проблемы вынудили редакцию сократить количество номеров до одного в месяц (ранее – 2 раза в месяц). Тем не менее газета старается оперативно информировать читателей о новостях культурной жизни, поднимать злободневные вопросы, волнующие каждого читателя. Газета выходит на трех языках: лезгинском, азербайджанском и русском. Как сказали автору этих строк в редакции газеты, практически все статьи для нее пишут лезгины. Знакомство с номерами последних трех лет отчетливо показывает основную линию газеты – сохранение родного языка, воспитание у читателей бережного к нему отношения (ср., например, статью Седагет Керимовой о языке – 23.02.2004 г.; материал о Дне родного языка – 25.02.2005 г.).

Важной своей задачей редакция считает знакомство с земляками, известными соотечественниками за рубежом, с исследователями лезгинского языка и лезгинской культуры – нашими современниками и деятелями прошлого. Эта тематическая часть материалов представлена как в виде очерков (например, о певице Рагимат Гаджиевой – 23.04.2004 г., языковеде Магомеде Гаджиеве – 25.03.2004 г. и композиторе Зейнале Гаджиеве – 24.05.2005 г. – в рубрике «Наши знаменитости», о художнике Дарвине Велибекове – в рубрике «Гость „Самура“», о художнице Багар Нуралиевой – 27.09.2003 г., о чемпионке Азербайджана по художественной гимнастике Аэлите Халафовой – 26.01.2005 г., о московских лезгинах – 24.11.2004 г., 26.03.2005 г.), так и в форме интервью. Стараясь поднять уровень правового образования читателей, редакция на протяжении нескольких номеров публикует отрывки из «Гаагских рекомендаций по правам национальных меньшинств на образование».

Достаточно активно в Азербайджане работают лезгинские писатели. Одна из самых заметных среди них – редактор газеты «Самур» Седагет Керимова , которая родилась 30 марта 1953 года в селении Каладжуг Кусарского района. Она окончила среднюю школу в городе Кусары, факультет журналистики Азербайджанского государственного университета и там же аспирантуру (отделение философии). Работала в газетах «Совет кенди », «Хаят », «Азербайджан », «Гюнай ». С 13 лет публикует стихи, рассказы и статьи в республиканских изданиях. В различных издательствах Азербайджана у нее вышло уже 10 книг: «Немой крик» – на азербайджанском языке, «Лезгинкадал илига» («Сыграй лезгинку») – книга стихов на лезгинском языке, «Къарагъ дуьнья, лезгинкадал кьуьлериз» («Вставай, мир, лезгинку пляши»), «Къайи рагъ» («Холодное солнце») и «Мад са гатфар» («Еще одна весна»), сборник прозаических произведений «Блажная» и поэтический сборник «За семью горами» – на русском языке (в переводах азербайджанских переводчиков) и другие.

С. Керимова преподавала лезгинский язык и литературу в Бакинском филиале Дагестанского государственного университета. Она же в 1996 году создала лезгинский инструментальный ансамбль «Сувар», в репертуар которого входят народные песни и танцы, а также сочинения самой Керимовой (более 100 песен). Ансамбль «Сувар» проводит широкую концертную деятельность. В 2004 году издано два альбома этой группы: «Зи хайи эл» и «Ягъ, са лезги макьам». К 50-летнему юбилею С. Керимовой был издан биографический очерк на азербайджанском языке «Седагет» (М. Меликмамедов. Баку: Зия-Нурлан, 2004). Творческая деятельность С. Керимовой в области журналистики была отмечена премией «Золотое перо», премией имени Гасанбека Зардаби, премией имени Хуршудбану Натаван и премией имени Мехсети Гянджеви Независимого профсоюза СМИ Азербайджана. Она была также удостоена в 2003 году премии Мира Азербайджанского национального комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи.

В активе Музафера Меликмамедова – поэтический сборник «Шанидакай кьве виш мани» («Двести песен о любимой») (Баку: Дуьнья, 1998), книга «Къубадин гъулгъула» об исторических событиях XIX века и другие произведения. Отметим также сборник стихов Гуьлбес Асланхановой «Вун рик1еваз» («С тобой в сердце») (Баку: Зия-Нурлан, 2004), антологию «Акъата шегьредиз» (2000) и др. Событием в культурной жизни последних лет стал и выход лезгинского эпоса «Шарвили» на азербайджанском языке.

С. Керимова и М. Меликмамедов осуществили перевод на лезгинский язык Европейской рамочной конвенции по защите национальных меньшинств (Баку, 2005, тираж 1000 экз.). Газета «Азербайджанские известия » (19.07.2005 г.) писала по этому поводу: «Подобная акция стала возможной благодаря финансовой поддержке Совета Европы, который патронирует подобные проекты во многих странах мира. Комментируя это событие, координатор проекта Залиха Тагирова особо отметила довольно значимую роль активистов талышского проекта по правам человека и лезгинского культурного центра „Самур“, благодаря которым осуществлялся скрупулезный перевод текстов. „Мы не случайно выбрали для перевода на языки нацменьшинств текст именно этой, первой из ратифицированных страной европейских конвенций, – говорит З. Тагирова. – Думаю, что работу в этом направлении необходимо продолжить. Однако она не должна оставаться уделом лишь отдельных энтузиастов. Я надеюсь, что наше начинание привлечет внимание специалистов и потенциальных спонсоров, которые окажут поддержку в издании книг на языках национальных меньшинств, проживающих в Азербайджане“».

лезгины в азербайджане горят, лезгины в азербайджане народ
(лезг. Лезгияр Хlезербажанди, азерб. Ləzgilər Azərbaycanda) - южная часть лезгинского этноса. Являются второй по численности этнической группой в Азербайджане.

  • 1 Численность и расселение
    • 1.1 Общая информация
    • 1.2 Данные переписей и иных статистических материалов
    • 1.3 Альтернативные мнения о численности лезгин в Азербайджане
  • 2 История
  • 3 Общие сведения
    • 3.1 Язык и образование
  • 4 Культура
    • 4.1 Литература
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Литература

Численность и расселение

Общая информация

Лезгины в Азербайджане традиционно проживают в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Габалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском,Кахском и Геокчайском районах.

Согласно официальной статистике лезгины составляют 2 % населения Азербайджана, являясь после азербайджанцев вторым по численности народом страны. Значительная часть из них проживает в сельской местности. По переписи 1999 года доля сельских жителей среди лезгин составляла 63,3 %. Основная масса всех лезгин Азербайджана (41 %) сосредоточена в Кусарском районе, где они являются преобладающим населением. Лезгины проживают в 56 из 63 селений Кусарского района. По данным переписи 1979 года лезгины составляли 80 % населения города Кусары.

В Кубинском районе лезгинскими селениями являются Кымыль (англ.)русск., Куснет (англ.)русск., Кашреш (смешанно с азербайджанцами) и Диrax; в Хачмазском районе они населяют селения Кух-оба, Ка-лоптар-оба, Карат-оба, Узден-оба, Торпах-керпи, Тагир-оба, Керим-оба, Орта-оба (англ.)русск., Хан-оба, Укур-оба (англ.)русск., Леджет (англ.)русск., Дустаир-оба (англ.)русск., Зухул-оба (англ.)русск., Селим-оба (англ.)русск., Якуб-оба (англ.)русск., Ясаб-оба, Мурух-оба (англ.)русск., Бала-кусар (англ.)русск., а также смешанно с азербайджанцами проживают в населённых пунктах Кулар, Ширвановка, Тел (англ.)русск. и Махмудкент.

Район/город
республиканского
подчинения
перепись 1999 года перепись 2009 года
численность доля численность доля
Кусарский район 73 278 90,67 % 79 629 90,63 %
город Баку 26 145 1,46 % 24 868 1,22 %
Хачмасский 26 248 18,19 % 24 688 15,50 %
Габалинский район 13 840 16,71 % 16 020 17,11 %
Кубинский 9 312 6,80 % 8 952 5,87 %
Исмаиллинский 7 722 10,70 % 8 076 10,18 %
Шекинский 7 469 4,75 % 7 152 4,19 %
Огузский 5 167 14,16 % 4 831 11,99 %
город Сумгаит 4 402 1,55 % 3 478 1,13 %
Апшеронский район 681 0,83 % 648 0,34 %
Ахсуйский район 484 0,78 % 536 0,76 %
Геокчайский район 1 054 1,05 % 396 0,36 %
Кахский район 609 1,19 % 253 0,48 %
Сиазаньский район 180 0,54 % 150 0,40 %
Агдашский район 106 0,12 % 105 0,11 %
Белаканский район 219 0,26 % 91 0,10 %
Шемахинский район 159 0,20 % 87 0,09 %
Шабранский (Девичинский) район 105 0,23 % 65 0,13 %
город Мингечевир 155 0,16 % 52 0,05 %
Закатальский район 312 0,29 % 50 0,04 %

Данные переписей и иных статистических материалов

Согласно Первой всероссийской переписи населения 1897 года число носителей кюринского наречия (которых принято отождествлять с лезгинами) составляло:

  • В Бакинской губернии:
    • Кубинский уезд - 44,756 (24,42 %), в том числе г. Куба - 221 (1,44 %)
    • Геокчайский уезд - 2045 (1,74 %)
    • Бакинский уезд - 1235 (0,68 %), в том числе г. Баку - 310 (0,28 %)
    • Шемахинский уезд - 73 (0,06 %)
  • В Елисаветпольской губернии:
    • Нухинский уезд - 8506 (7,06 %), в том числе г. Нуха - 114 (0,46 %)
    • Арешский уезд - 5869 (8,72 %), в том числе мест. Агдаш 84 (15,91 %)
    • Джеванширский уезд - 79 (0,11 %)
  • В Тифлисской губернии:
    • Закатальский округ - 975 (1,16 %), в том числе г. Закаталы - 1 (0,03 %)

Материалами учёта национального состава Азербайджана за 1931 год в республике было зафиксировано 79,306 лезгин.

Альтернативные мнения о численности лезгин в Азербайджане

По данным проведённого в 1994-1998 годах исследования численности лезгин в северо-восточных районах Азербайджана, по словам известного азербайджанского политолога Арифа Юнусова, численность лезгин в северо-восточных районах Азербайджана находилась в пределах 250-260 тысяч человек, тогда как лидерами лезгинских движений «Садвал» (в России) и «Самур» (в Азербайджане) приводились цифры в 600-800 тысяч человек. Дагестанские эксперты, чьи оценки опубликованы в региональных СМИ, определяли общую численность лезгин в Азербайджане примерно в 450 тысяч человек. По мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии Дагестанского Научного Центра РАН «в Азербайджане число лезгин значительно выше (около 350 тыс. человек). Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы (часто вынужденно)». Согласно энциклопедическому справочнику Этнолог число носителей лезгинского языка в Азербайджане составляло 364 тысячи на 2007 год.

История

Основная статья: История лезгин

В античности на территории нынешних южного Дагестана и северного Азербайджана проживали племена, говорившие на языках нахско-дагестанской группы. древности и в средние века они участвовали в этногенезе ряда народов, в том числе и лезгин. Советский этнограф М. Ихилов рассматривал лезгин как древних обитателей края, численность которых стала уменьшаться во времена распада Кавказской Албании, а затем прихода тюркского и монгольского населения.

"Кубинские Лезгины". Худ. Сейфедин Сейфединов

В середине XVIII века в связи с распадом державы Надир-шаха в Восточном Закавказье возникли десятки полунезависимых ханств и султанств, в том числе Кубинское ханство, в состав которого вошли азербайджанские лезгины. Они проживали в горной части ханства. Позже кубинские лезгины вошли в состав Кубинского уезда Бакинской губернии. Как отмечал российский натуралист, статистик и этнограф второй половины XIX века Н. К. Зейдлиц, давший одну из первых характеристик азербайджанских лезгин, они «занимают по правому берегу р. Самура полосу от 20-30 верст ширины, простирающуюся на 80 верст с вершин главного Кавказского хребта до большой проселочной дороги, проходящей верстах в 10-ти от берега Каспийского моря». Он насчитал в Кубинском уезде 50 аулов и 21 выселок, жители которых целиком или частью говорили по-кюрински (то есть по-лезгински).

Появление многих лезгинских селений Азербайджана связано с переселением части дагестанских лезгин на его территорию. По преданию селение Хазра (англ.)русск. возникло на месте, которое раньше являлось местом отдыха для завоевателей, нападавших на горные сёла. Прослышав об этом, жители высокогорных селений неожиданно напали на противника. Для того, чтобы в воспрепятствовать завоевателям путь в горы, воины селений Кара-Кюре и Микрах решили обосноваться на этом месте и основали здесь селение Яргун. Постепенно сюда стали стекаться жители других горных сёл Шахдагской долины. Предание гласит, что сюда прибыли также шииты из Мискинджи, ставших впоследствии суннитами, отчего в Хазре по сей день существует тухум «шигъяр» («шиитский»). Иную версию приводит Бакиханов: «Жители же села Хазра (прежнего Хазрата - „священный“) Тахмаспом переселены из Персии и размещены близ гробницы его прадеда шейха Джунейда», потому один квартал Хазры именуется шиитским.

Предки жителей с. Гиль Кусарского района, по преданию, вышли из высокогорных селений Ахтынского и Курахского районов. Образование же с. Юхари-Тахирджал (англ.)русск. связано с рассказом о неком Тахире, который спустился с Микрахских гор (Шалбуздага) и основал здесь поселение. Этнографические материалы показывают, что среди азербайджанских лезгин сохраняется немало тухумов, переселившиеся из аулов дагестанских лезгин. Например, один из тухумов с. Кинджан Кусарского района - «к1елетар», переселился из с. Каладжух Ахтынского района. другом селении Судур (англ.)русск. того же района, есть тухум «халифаяр», который, как полагают, происходит из с. Испиг Касумкентского района. таких селения Кусарского района как Ечехур, Дустаир (англ.)русск., Юхари-Тахирджал представлены тухумы «югулар» или «крар», переселившиеся из с. Кара-Кюре Ахтынского района и.т.д.

Лезгины из села Лаза Кубинского уезда (ныне Кусарский район), 1880 год.

Не меньшую роль в переселению дагестанских лезгин на территорию предгорной и плоскостной части Северного Азербайджана сыграло передвижение безземельных горцев с северных склонов Большого Кавказа на южные. Территория расселения азербайджанских лезгин представляет собой плодородный край, где можно разводить сады, огороды и.т.п., в то время как поселения дагестанские лезгины находятся в труднодоступных горных местах, зачастую на крутых скалах, где резко ощущалась нехватка земли. Как пишет Х. Х. Рамазанов «В 1850 г. в Докузпаринском магале было 10 селений, причем жители 8 селений отправлялись на отхожий промысел в Нухинский уезд. Одна треть жителей Балуджа, половина населения Ялтуга, 24 двора Джин Джига и 74 двора Ихири из-за недостатка земли переселились в Азербайджан и основали там новые селения». 1860-1870-х гг. в Северном Азербайджане наблюдалось интенсивное переселение горцев на равнину в область Мюшкюр. частности, часть жителей из 47 лезгинских селений образовали в этих местах 35 выселков (7,3 тыс. человек). Эти выселки не составляли самостоятельных населённых пунктов, а продолжали считаться частью старых горных поселений лезгин, составляя с ними одно целое в отношении землепользования.

Значительную роль в истории лезгин играло отходничество, получившее среди них широкое распространение. конце XIX века малоземельные крестьяне-лезгины уходили на заработки в Баку и в другие города России. связи с этим говорили: «Бакудин рехъ регъуьн рехъ хьиз хьанва» («Дорога в Баку стала подобно дороге на мельницу»), «Баку - авай са кални гана аку» («Посмотри Баку, продав даже свою единственную корову»). Порой юноши уходили на заработки в надежде накопить деньги на свадьбу, поскольку нужно было расплатиться с долгами и содержать семью, что нашло отражение в лезгинских четверостишиях - манияр.

Лезгин из селения Кузун, 1880 год.

На заработки в города Азербайджана уходили и работали многие известные лезгинские поэты: ашуг Саид из Кочхюра, Етим Эмин, являющийся основоположником лезгинской национальной литературы, и Тагир Хрюкский. пролетарском Баку формировалось творчество поэта Гаджи Ахтынского, ставшим первым поэтом-пролетарием не только в лезгинской, но и во всей дагестанской литературе. Военный губернатор Дагестанской области в донесении наместнику царя на Кавказе от 1905 года свидетельствовал о большом влиянии революционного Баку на Южный Дагестан: «Жители чутко прислушиваются и интересуются всем тем, что происходит в России и на Кавказе, и в особенности в Баку. С этим последним население округа (то есть Самурского округа - прим.), и в особенности селения Ахты, тесно связано как с пунктом, где оно всегда находит заработок… Несомненно, что жизнь в Баку и все тамошние события растлевающим образом действуют на пребывающих там лезгин». Как писал Л. И. Лавров: «В конце XIX века рост числа лезгин, уходивших на заработки в Баку и другие центры, привёл к зарождению лезгинского пролетариата». Уже в 1905 года рабочий-большевик Кази-Магомед Агасиев создал при Бакинском комитете РСДРП лезгинскую большевистскую группу «Фарук».

Представители лезгинского народа активно участвовали в общественно-политических и революционных событиях в Азербайджане конца XIX - начала XX вв. Баку работал и вёл революционную работу среди рабочих-нефтяников Нажмудин Самурский. Другой большевик-лезгин, Мухтадир Айдинбеков, организовывал в лезгинских районах Азербайджана красные партизанские отряды, подготовляя восстание против иностранных интервентов и мусаватистов, но в 1919 году он был арестован последними в Тагар-Обе (англ.)русск. (Кубинский уезд) и убит в кубинской тюрьме. Именем ещё одного большевика-революционера, Кази Магомеда Агасиева, в Азербайджане даже был назван город Аджигабул и одноимённый район (ныне им возвращены старые названия). Вместе с тем, были и те, кто состоял на государственной службе Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Так, например, первым министром государственного контроля АДР стал лезгин Ибрагим-бек Гайдаров.

В 1938 году в Верховный Совет Азербайджанской ССР I-ого созыва было избрано 7 лезгин. Среди депутатов Верховного Совета Азербайджанской ССР 7-го созыва (1967-1970) также было 7 лезгин. По данным на 1 января 1979 года 8,085 лезгин являлись членами Коммунистической партии Азербайджанской ССР (англ.)русск., составляя 2,6 % от общего числа.

В начале 1990-х гг. в местах компактного проживания лезгинского населения активно действовали активисты движения «Садвал», ставившего своей кардинальной целью создать на территории Дагестана и Азербайджана государство Лезгистан. Организовывались нападение со стороны Дагестана на азербайджанскую погранзаставу в Кусарском районе (1993 г.) и теракт в бакинском метро (1994 г.), по обвинения в которых было осуждено десяток «садвалистов». После этого активность движения пошло на спад. Примечательно, что председатель функционирующего в Азербайджане лезгинского национального центра «Самур» Мурад-ага Мурадагаев во время празднования десятилетия этого общества в 2002 году, заявил что вклад в победу над Садвалом также внёс лезгинский центр «Самур»: «Нам удалось сломать хребет сепаратистов, которые представляли нам карту Лезгистана. Сейчас „Садвал“ потерял своё влияние в Азербайджане».

В тот период кроме Садвала в стране действовали другие общественно-политические организации лезгин. августе 1992 года в Азербайджане была учреждена Лезгинская демократическая партия Азербайджана (Партия национального равенства Азербайджана), просуществовавшая до 1995 года, пока её регистрация не была отменена.

Общие сведения

Большинство лезгин в Азербайджане исповедуют суннитский ислам (шафиитский мазхаб). Выборочное обследование Госкомстата Азербайджана в 1991 году показало, что почти пятая часть (19,2 %) лезгин состоят в смешанных браках, прежде всего с азербайджанцами, что является наиболее высоким показателем в стране.

Язык и образование

Азербайджанские лезгины разговаривают на кубинском наречии лезгинского языка, которое включает в себя кубинский и кутунский диалекты, а также ряд других диалектов и говоров. По предварительным сведениям (А. Н. Генко, М. М. Гаджиев, У. А. Мейланова, А. Г. Гюльмагомедов, М. Саадиев) оно занимает промежуточное положение между кюринским и самурским наречиями лезгинского языка. Вместе с тем, издаваемая в Азербайджане литература на лезгинском языке образует на лексико-фонетическом, морфолого-синтаксическом уровнях новый, отличный от дагестанского варианта литературный язык. Помимо родного они также свободно владеют азербайджанским языком. По данным переписи 1989 года 47,5 % азербайджанских лезгин назвали азербайджанский язык в качестве второго языка, которым они свободно владеют.

В 1932-1933 гг. удельный вес лезгин, учащихся в общеобразовательных школах Азербайджана, составлял 2,9 %, что превышало по показателям местных курдов, аварцев и татов. 1934 году 0,3 % всех студентов вузов, 0,4 % студентов рабфаков и 2,4 % студентов техникумов Азербайджанской ССР были лезгины. По утверждению писателя Забита Ризванова и Р. Ризванова в 1936 году лезгины были лишены их конституционных прав: для того, чтобы получить высшее образование, они должны были платить единовременную сумму, называемую "лезги пулу" - лезгинские деньги. 1963 году ЦК КП Азербайджана приняло специальное Постановление об обучении лезгин на родном языке, издании районной газеты и решении других культурных задач.

До 1939 года школьное обучение у азербайджанских лезгин велось на лезгинском языке, пока в 1940 году оно не было переведено на азербайджанский по причине их владения азербайджанским языком и сложности создания учебникова. Предметное обучение лезгинского языка было вновь введено в 1963 году в школах Кубинского и Кусарского районов с контингентов лезгинских учащимихся. 1966 году в Баку был издан учебник «Лезги чIал» для 1-2-го классов, а также несколько сборников художественной литературы на лезгинском языке. Однако вскоре преподавание лезгинского языка прекратилось.

Школьное обучение на лезгинском языке было восстановлено лишь после распада СССР. 1996/97 учебном году в 94 школах Азербайджана лезгинскому языку обучались 14,818 учеников. С 1998-1999 учебного года в Бакинском филиале Дагестанского государственного университета началась подготовка специалистов по аварскому и лезгинскому языкам и литературе, а в 2003 году приказом Министерства образования Азербайджана были утверждены учебные программы для 1-4-го классов средней школы по нескольким языкам народов Азербайджана, в том числе и по лезгинскому. Для подготовки преподавательских кадров для лезгинских школ был открыт Кусарский филиал Бакинского педагогического училища им. М. А. Сабира. самом Кусарском районе в настоящее время лезгинский язык в качестве предмета изучается все 11 классов. 2004 году в Бакинском филиале ДГУ специальность «преподавателя лезгинского языка» (факультет дагестанской филологии) получили 12 студентов, в 2005 году - 8. Позже 2008 году Бакинский филиал ДГУ был закрыт.

Культура

С целью координации работ по развитию лезгинского языка и культуры в Азербайджане был создан лезгинский национальный центр «Самур». На лезгинском языке в стране издаются газеты Самур, «Кусар», «Ени самух» и «Алпан», а также литературный журнал Чирагъ.

В 1996 году в Баку сформировался лезгинский ансамбль песни и танца «Сувар», получивший звание «Народный коллектив Азербайджана», а в 1998 году в Кусары был открыт Государственный лезгинский драматический театр.

Литература

Основная статья: Лезгинская литература

У лезгин Азербайджана активно развивалось местное художественно творчество. Из их среды вышло немало поэтов и писателей, произведения которых периодических издавались в Баку. советское время здесь вышли книги Неймата Лезгина «В горах» (1964), «Улитка» (1966), «Песни о труде» (1975). Был напечатан сборник произведений лезгинских писателей Азербайджана «Свет счастья» (1970), изданы книги «Тропа» Н. Пашаева (1972), «Моя муза» 3. Ризванова (1972) и др.. активе поэты и писателя Музаффар Меликмамедов (лезг.)русск. поэтический сборник «КIанидакай кьве виш мани» («Двести песен о любимой») (Баку, 1998), книга «Къубадин гъулгъула» об исторических событиях XIX века и.т.д. 2000 году в Баку была издана антология лезгинской литературы «Акъата шегьредиз», а в 2004 году - сборник стихов Гульбес Асланхановой «Вун рикIеваз» («С тобой в сердце») (Баку, 2004) и др.

Примечания

  1. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 6. - ISBN 5-9739-0070-3.
  2. Юнусов А. С. Этнические и миграционные процессы в постсоветском Азербайджане.
  3. 1 2 3 Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX-начало XX в.. - Наука, 1978. - С. 3-4.
  4. Этносостав населения Кусарского района. 1979
  5. Ethnic composition of Azerbaijan 1999
  6. Ethnic composition of Azerbaijan 2009
  7. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Бакинская губерния/ Кубинский уезд - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  8. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Бакинская губерния/ Кубинский уезд - г. Куба. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  9. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Бакинская губерния/ Геокчайский уезд - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  10. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Бакинская губерния/ Бакинский уезд - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  11. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Бакинская губерния/ Бакинский уезд - г. Баку. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  12. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Бакинская губерния/ Шемахинский уезд - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  13. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Елизаветпольская губерния/ Нухинский уезд - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  14. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Елизаветпольская губерния/ Нухинский уезд - г. Нуха. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  15. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Елизаветпольская губерния/ Арешский уезд - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  16. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Елизаветпольская губерния/ Арешский уезд - мест. Агдаш. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  17. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Елизаветпольская губерния/ Джеванширский уезд - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  18. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Тифлисская губерния/ Закатальский округ - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  19. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Тифлисская губерния/ Закатальский округ - г. Закаталы. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  20. так как административные границы губерний российской империи не совпадали с современными границами государств, в качестве численности лезгин Азербайджана указана сумма по Бакинской (48 192 носителя кюринского наречия) и Елисаветпольской (14 503 носителя кюринского наречия) губерниям, а также Закатальский округ Тифлисской губернии (975 носителей кюринского наречия): 63 670 носителя кюринского наречия.
  21. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по регионам республик СССР/Закавказская ЗСФСР/Азербайджанская ССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  22. Всесоюзная перепись населения 1937 года: общие итоги. Сборник документов и материалов. Институт российской истории РАН, «Российская политическая энциклопедия». 2007 ISBN 5-8243-0337-1
  23. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по республикам СССР/Азербайджанская ССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  24. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР/Азербайджанская ССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  25. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав населения по республикам СССР/Азербайджанская ССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  26. Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав населения по республикам СССР/Азербайджанская ССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 26 августа 2011.
  27. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР/Азербайджанская ССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 26 августа 2011.
  28. 1 2 Переписи населения Азербайджана 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 1999, 2009 годов
  29. 1 2 А. Юнусов. Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года)
  30. Константин Казенин: О чем Медведева не спросят в Азербайджане?// ИА REGNUM
  31. Гаджиев Г. А., Ризаханова М. Ш. Лезгины. кн. Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. - М.: Наука, 2002. ISBN 5-02-008808-0 стр. 377
  32. Ethnologue: Languages of the World
  33. James Stuart. An Ethnohistorical Dictionary of the Russian and Soviet Empires. - Greenwood Publishing Group, 1994. - P. 27, 28. - 840 p. - ISBN 0313274975, ISBN 978-0-313-27497-8. Оригинальный текст (англ.)

    While this claim may be somewhat tenuous, it cannot be denied that the Caucasian Albanians of ancient and medieval times played a role in the ethnogenesis of the Armenians of Nagomo-Karabagh, the Azerbaijanis*, the Georgians of Kakhetia, and of the Daghestanis*, notably the Laks*, the Lezgins*, and the Tsakhurs*.

  34. Ихилов, 1967, с. 50-51
  35. 1 2 Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. - Academia, 2000. - С. 197-199. - ISBN 5-87444-033-Х.
  36. Ихилов М. М. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. - Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. - С. 74.
  37. 1 2 3 4 5 6 Айдын Балаев. Лезгины Азербайджана (рус.), Международный Азербайджанский Журнал IRS-Наследие (2010).
  38. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 68. - ISBN 5-9739-0070-3.
  39. 1 2 3 4 Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX-начало XX в.. - Наука, 1978. - С. 110-111.
  40. Бакиханов А. К. Гюлистан-и Ирам. - Баку: Элм, 1991. - С. 22. - ISBN 5-8066-0236-2.
  41. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX-начало XX в.. - Наука, 1978. - С. 111-112.
  42. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX-начало XX в.. - Наука, 1978. - С. 44.
  43. Волкова Н. Г. Миграции и этнокультурная адаптация горцев в условиях равнинного Кавказа (XIX - XX вв.) // Расы и народы. - Наука, 1988. - Т. 18. - С. 127.
  44. Ганиева А. М. Очерки устно-поэтического творчества лезгин. - Наука, 2004. - С. 227. - ISBN 502032714X, 9785020327146.
  45. А.М. Ганиева. Лезгинские манияр об отходничестве // Учение записк. - 1968. - Т. 18. - С. 13.
  46. 1 2 Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. - Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964. - С. 265-266.
  47. Ихилов, 1967, с. 308
  48. Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. - Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964. - С. 249.
  49. Лавров Л. И. Лезгины // Народы Дагестана: сборник статей / ред. М.О. Косвен, Х.-М.О. Хашаев. - Изд-во Академии наук СССР, 1955. - С. 104.
  50. 1 2 Большая советская энциклопедия. - Государственное научное издательство, 1949. - Т. 1. - С. 289. Оригинальный текст (рус.)

    АГАСИЕВ, Кази Магомед (1882-1918) - один из активных подпольщиков, передовых рабочих-большевиков, работавших в Закавказье под руководством И. В. Сталина. Родился в Дагестане в селении Ахты. Работая на бакинских нефтепромыслах, А: участвовал в подпольной деятельности Бакинского комитета РСДРП, организованного в 1901 Л. Кецховели (см.) по указанию И. В. Сталина. 1905 А. создал лезгинскую большевистскую группу «Фарук» при Бакинском комитете РСДРП. Активно участвовал в работе Союза нефтепромышленных рабочих. Был организатором нескольких с.-д. кружков в Юж. Дагестане. А. неоднократно арестовывался и высылался из Баку царским правительством. 1918 А. был комиссаром Дербентского района и Юж. Дагестана. Во время захвата Дербента контрреволюционными бандами Бичерахова и занятия горной части Дагестана германо-турецкими интервентами А. вол подпольную работу и организовал отряды красных партизан. октябре 1918 был арестован и, по приказанию турецкого бея - начальника Кюринского округа, расстрелян. память А. Аджикабульский район Азерб. ССР переименован в Кази-Магомедский (районный центр - г. Кази-Магомод).

  51. Деятели Союза Советских Социалистических Республик и Октярьской революции // Энциклопедический словарь Гранат. - М., 1925. - Т. 41, Ч.III. - С. 6.
  52. 1 2 Большая советская энциклопедия. - Государственное научное издательство, 1949. - Т. 1. - С. 553. Оригинальный текст (рус.)

    АЙДИНБЕКОВ, Мухтадир (Маленький Мамед) (1878-1919) - один из передовых рабочих-революционеров, большевиков, работавших в Азербайджане под руководством П. В. Сталина. Родился в Дагестане, в сел. Ахты; в 1903-06 организовал ряд большевистских групп и организаций рабочих на нефтепромыслах Баку. Активный участник Союза нефтепромышленных рабочих, созданного по инициативе И. В. Сталина бакинскими большевиками в октябре 1906. 1908 был арестован царскими властями и на 3 года сослан в Архангельскую губ. После Февральской буржуазно-демократии, революции А. принимал активное участие в работе с.-д. организации «Гуммет», проводившей большевистскую агитационную работу среди трудящихся масс Азербайджапа. Был одним из большевистских руководителей в борьбе трудящихся за установление Советской власти в Дербенте. Во время господства в Азербайджане контрреволюционного мусаватистского правительства (1918-20) А. работал в подполье среди крестьян, организовывая в лезгинских районах Азербайджана красные партизанские отряды и подготовляя восстание против власти интервентов и мусаватистов. Летом 1919 А. был арестован мусаватистами в Кубинском районе и после жестоких истязаний убит в кубинской тюрьме.

  53. Борцы за власть Советов в Дагестане. - Дагестанское книжное изд-во, 1987. - Т. 1. - С. 24.
  54. Государственная дума Российской империи: 1906-1917: Энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - С. 119.
  55. История Азербайджана. - Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1963. - Т. 3, часть 2. - С. 8.
  56. Итоги выборов и состав депутатов Верховных Советов Азербайджанской ССР, Нахичеванской АССР и местных Советов депутатов трудящихся Азербайджанской ССР, избранных в марте 1967 года (статистический сборник). - Баку: Азернешр, 1969. - С. 12.
  57. Коммунистическая партия Азербайджана - боевой отряд КПСС. цифрах, схемах и диаграммах.. - Баку: Азернешр, 1979. - С. 61.
  58. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА (рус.), Правозащитный центр «Мемориал».
  59. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 18. - ISBN 5-9739-0070-3.
  60. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 20-21. - ISBN 5-9739-0070-3.
  61. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 72. - ISBN 5-9739-0070-3.
  62. Мейланова У. А. Лезгинский язык // Языки Российской Федерации и соседних государств. Энциклопедия в 3-х томах. - М: Наука, 2001. - Т. 2. - С. 228. - ISBN 5-02-011267-4, 5-02-011268-2 (Т.2).
  63. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 71. - ISBN 5-9739-0070-3.
  64. 1 2 Расим МУСАБЕКОВ. Становление независимого азербайджанского государства и этнические меньшинства. sakharov-center.ru. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  65. 1 2 Асланов А. М. Азербайджанский язык в орбите языкового взаимодействия (Социально-лингвистическое исследование). - Баку: Элм, 1989. - С. 71-72. - ISBN 5-8066-0213-3.
  66. Забит Ризванов, Ризван Ризванов. История Лезгин: кратикий научно-популярный очерк. - Об-во книголюбов Дагестана, 1990. - С. 57.
  67. Забит Ризванов, Ризван Ризванов. История Лезгин: кратикий научно-популярный очерк. - Об-во книголюбов Дагестана, 1990. - С. 30.
  68. Ихилов М. М. . Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. - Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. - С. 340.
  69. Ихилов М. М. . Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. - Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. - С. 24.
  70. 1 2 Мамед Сулейманов, Константин Казенин, Михаил Алексеев. Дагестанские народы Азербайджана. Политика, история, культура. Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
  71. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 60. - ISBN 5-9739-0070-3.
  72. Бакинский филиал Дагестанского госуниверситета закрыт за нарушения
  73. Этнические и национальные группы. Azeri.ru. Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
  74. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 75. - ISBN 5-9739-0070-3.
  75. Лезгинскому ансамблю песни и танца "Сувар" присвоено звание "Народный коллектив Азербайджана". Агентство Международной информации TREND (7 июля 2011). Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
  76. 1 2 Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 77-78. - ISBN 5-9739-0070-3.
  77. Государственные языки в Российской Федерации: Энциклопедический словарь-справочник. - М.: Academia, 1995. - С. 143. - ISBN 5-87444-029-1.

Ссылки

  • Газета Самур, вып. № 1(248). 27.01.2012 г.

Литература

  • Меликмамедов М. Н. Лезги чӀалар (илимдин макъалаяр ва очеркар). - Баку, 2008.

лезгины в азербайджане горят, лезгины в азербайджане народ

Лезгины в Азербайджане Информацию О

Лезгины являются второй по численности этнической группой в Азербайджане после самих азербайджанцев.

Лезгины в Азербайджане традиционно проживают в Гусарском, Губинском, Хачмазском, Габалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском, Гахском и Гёйчайском районах.

По данным проведенного в 1994-1998 годах исследования численность лезгин в северо-восточных районах Азербайджана составляла 260 тысяч, а по неофициальным цифрам - 800 тыс человек.

По мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии Дагестанского Научного Центра РАН , в Азербайджане число лезгин значительно выше, чем на то указывают данные исследования - около 350 тысяч человек. Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы.

История лезгин Азербайджана

В античности на территории нынешних южного Дагестана и северного Азербайджана проживали племена, говорившие на языках нахско-дагестанской группы. В древности и в средние века они участвовали в этногенезе ряда народов, в том числе и лезгин. Советский этнограф Михаил Ихилов рассматривал лезгин как древних обитателей края, численность которых стала уменьшаться во времена распада Кавказской Албании, а затем прихода тюркского и монгольского населения.

В середине XVIII века в связи с распадом державы Надир шаха в Восточном Закавказье возникли десятки полунезависимых ханств и султанств, в том числе Губинское ханство, в состав которого вошли азербайджанские лезгины. Они проживали в горной части ханства. Позже губинские лезгины вошли в состав Губинского уезда Бакинской губернии.

Как отмечал российский натуралист, статистик и этнограф второй половины XIX века Н. К. Зейдлиц, давший одну из первых характеристик азербайджанских лезгин, они "занимают по правому берегу реки Самур полосу в 20-30 верст ширины, простирающуюся на 80 верст с вершин главного Кавказского хребта до большой проселочной дороги, проходящей в 10-и верстах от берега Каспийского моря". Он насчитал в Губинском уезде 50 аулов и 21 выселок, жители которых целиком или частью говорили по-кюрински (по-лезгински - ред.) .

Не меньшую роль в переселению дагестанских лезгин на территорию предгорной и плоскостной части Северного Азербайджана сыграло передвижение безземельных горцев с северных склонов Большого Кавказа на южные.

Лезгины в Баку

В конце XIX века малоземельные крестьяне-лезгины уходили на заработки в Баку и в другие города России. В связи с этим говорили: "Бакудин рехъ регъуьн рехъ хьиз хьанва " ("Дорога в Баку стала подобно дороге на мельницу"), "Баку - авай са кални гана аку " ("Посмотри Баку, продав даже свою единственную корову").

На заработки в города Азербайджана уходили и работали многие известные лезгинские поэты: ашуг Саид из Кочхюра, Етим Эмин, являющийся основоположником лезгинской национальной литературы, и Тагир Хрюкский. В пролетарском Баку формировалось творчество поэта Гаджи Ахтынского, ставшим первым поэтом-пролетарием не только в лезгинской, но и во всей дагестанской литературе.

Представители лезгинского народа активно участвовали в общественно-политических и революционных событиях в Азербайджане конца XIX - начала XX вв. Так, например, первым министром государственного контроля АДР стал лезгин Ибрагим-бек Гайдаров. В 1938 году в Верховный Совет Азербайджанской ССР I-ого созыва было избрано 7 лезгин.

Лезгины считают Азербайджан своей родиной


Сахиб Ширинов - доброволец азербайджанской армии - был одним из бойцов разведывательного отряда в период первой Карабахской войны. Он окончил Институт иностранных языков и работал сельским учителем, но после начала войны в Карабахе присоединился к силам самообороны Ходжавендского района.

Вот цитата из его интервью:

"Во время боевых действий отличается и оценивается не национальная принадлежность, а мужской характер, храбрость, - говорит лезгин Ширинов. - Это война всех народов Азербайджана. В Азербайджане уважение к лезгинам настолько сильно, что может позавидовать любой человек. Каждый сантиметр этой страны дорог нам. Карабахская война еще раз доказала мужество лезгин. Мужество - это не только отвага, но и верность, любовь к отчизне, непримиримость к предательству".

В Азербайджане помнят о подвигах двух Героев Азербайджана, лезгин по национальности -Фахраддина Мусаева и Сергея Муртазалиева , которые, по сути, основали в стране боевую авиацию.

После распада СССР в Азербайджане было восстановлено обучение на лезгинском языке. К 2010 году школ с лезгинским языком обучения было уже 126. Чтобы подготовить учителей для этих школ в Гусарском районе был открыт филиал Бакинского педагогического училища.

Подготовил Али МАМЕДОВ

http://novosti.az/society/2624.html



Рассказать друзьям