Методическая разработка по литературе (7 класс) на тему: М. Салтыков-Щедрин - наш современник (Анализ «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была написана в середине XIX века и имеет много поклонников. Она рассказывает читателю, как мужик прокормил двух генералов. Краткое содержание в полной мере показывает глупость уважаемых петербургских чиновников и их неумение позаботиться о себе.

Коротко об авторе

Будущий известный русский писатель родился в 1826 году. В годы обучения в знаменитом Царскосельском лицее начал заниматься стихосложением и печатать свои произведения, однако позднее бросил это занятие. Работая в военной канцелярии, он начал создавать прозаические произведения. Был отправлен в ссылку за проявленное вольнодумие. После возвращения в Москву служил в одном из министерств, позже был губернатором Рязани, Твери. Некоторое время возглавлял издательство «Современник». Скончался в Санкт-Петербурге в 1889 году.

Жанровые особенности

Среди школьников популярна повесть о том, как мужик прокормил двух генералов. Краткое содержание произведения раскрывает задумку автора, который хотел показать глупость, невежество чиновников и безволие мужика, который так привык подчиняться, что сразу же начал выполнять требования генералов. Произведение написано в жанре сатирической литературной сказки и потому содержит много гротескных преувеличений, гипербол и иронии, призванных высмеять недостатки общества того времени. Сатирическое произведение о том, как мужик прокормил двух генералов (краткое содержание представлено ниже) содержит много выражений, характерных для русской народной сказки. Из устного народного творчества автором также были взяты зачин и фантастический элемент.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывает о невероятных приключениях петербургских чиновников. Благополучно выйдя на пенсию, они ничего не умели делать. Проснувшись одним прекрасным утром, герои обнаружили, что оказались на необитаемом острове. Генералы решили осмотреться: один из них должен был идти на север, другой на юг. Однако тут возникло препятствие, которое они не смогли преодолеть. Герои не знали, как определить стороны света. После долгих споров один чиновник пошёл налево, другой направо.

Осмотрев остров, генералы поняли, что он богат пропитанием: фруктами, рыбой, дичью. Но добыть его чиновники были не в силах. После долгих поисков пищи одному из генералов удалось найти старый номер «Московских ведомостей». Сев под деревом, герои начали обсуждать, что вкуснее: сапоги или перчатки, но внезапно из-за сильного голода набросились друг на друга. Придя в себя, чиновники решили поговорить, но все их разговоры сводились к еде. Тогда они стали читать газету, но и тут снова всё крутилось вокруг пищи.

И вдруг один чиновник предложил найти мужика, который есть везде. После недолгих поисков им удалось найти мужика, который спал под деревом. Герои разбудили его, обвинили в нежелании помочь и вцепились в него так, что он не смог убежать. Мужик накормил их яблоками, картофелем, рябчиками. Наевшись, чиновники приказали мужику сплести верёвку и привязать себя ею к дереву.

Через некоторое время генералы заскучали и захотели вернуться домой. Они потребовали, чтобы мужик сделал корабль и отвёз их. Заготовил мужик припасов, соорудил корабль и переправил их в Петербург. Генералы были так рады вновь оказаться дома, что от щедрости передали своему спасителю водку и серебряную монету.

Анимация

Эта литературная сказка была экранизирована. В 1965 году вышел одноимённый короткометражный мультипликационный фильм. Он был снят на студии «Союзмультфильм».

Читатель легко может определить отношение автора к русскому народу после прочтения сказки о том, как мужик прокормил двух генералов. Краткое содержание показывает искреннюю любовь и восхищение автора простыми людьми, однако их рабское поведение не могло не вызывать у него сожаления.

В данном произведении рассказывается о том, как два генерала, привыкшие жить без забот и не умеющие ничего делать, попали на необитаемый остров. Одолел их голод, стали они искать пропитание, но так как не были приспособлены к труду, то и поесть ничего себе не добыли. Один из них вдруг вспомнил, что можно найти мужика крестьянина, чтобы тот устроил для них вкусное угощение. Мужик был найден и тут же их накормил и стал на них работать. Приказали генералы, чтобы кормилец увёз их домой. После того, как крестьянин доставил генералов восвояси, тут же был награждён серебряным пятаком и рюмкой водки.

Сказка учит правильному отношению между людьми. Нельзя унижать и пользоваться другими, следует уважать и по достоинству оценивать тех, кто оказывает помощь в трудных жизненных ситуациях.

Читать кратое содержание Повести о том как один мужик двух генералов прокормил Салтыков-Щедрин

Повесть была написана во времена угнетения крестьян. Автор противопоставляет народ и правящую элиту. Народ представлен в виде забитой массы, а господствующая сила показана мощной и беспощадной по отношению к простым людям. Относятся господа к народу, как к эксплуатируемому классу и не считаются с его интересами.

Высмеиваются в сказке два генерала, которые оказались на необитаемом острове, где не было комфортных для них условий. Проснулись они на берегу в одних орденах и ночных сорочках, укутанные одним одеялом. Служили генералы в одном заведении на протяжении всей жизни и многого не умели. Научились только фразы одни и те же повторять. Вышли на пенсию и зажили припеваючи.

Убедились перепуганные генералы, что им это всё не снится, стали по острову бродить и исследовать его. Пока бродили, появился у них зверский аппетит. Поиск еды результаты принёс хорошие: фруктов на деревьях много, дичь бегает и рыба плещется. Одна только незадача: не умеют генералы добывать себе пищу. Привыкли они всю еду в приготовленном виде кушать, а то, что еда, перед, тем как её приготовить на деревьях растёт, да по лесу бегает, для них было диво. Нашли только газету «Московские ведомости», стали читать, а там всё про изобильные обеды написано. От досады генералы чуть друг друга живьём не проглотили, помахали кулаками, да поняли, что не изменить ничего дракой. Успокоились и стали думать, как им быть.

Разговаривали они между собой, но все их мысли были только о еде и каждый разговор сводился к чему-нибудь съестному. Одному из генералов, который блистал умом, так как в прошлом работал учителем каллиграфии, пришла в голову мысль: нужно срочно отыскать мужика. Решили генералы, что мужик от работы прячется где-то и пошли его искать. Ведь крестьянин всё может, и еды наготовит, и дичи нажарит. Походили они по новому месту обитания, поискали мужика, да всё без толку, ещё больше намучились.

Вдруг почувствовался им запах хлеба и кислой овчины. Побрели генералы на запах и увидели, что под деревом спит лежебока мужик. Подошли они к нему и стали грозно требовать, чтобы он их накормил. Ругали мужика, как он может спать бездельник, когда господа двое суток не евшие и не пившие, да от голода шатаются. Хотел мужик от них прочь сгинуть, да не смог, успели они его схватить. Начал крестьянин работать на генералов. Нарвал им яблок спелых, себе одно кислое припрятал, накопал картофеля, затем изловил рябчика с помощью силка, сплетённого из собственных волос. Костёр разжёг и добычу приготовил. Связал мужик сам себе верёвку, генералы его к дереву привязали, чтобы он от них не сбежал. А сами отдыхать прилегли после сытного обеда.

Откормил генералов мужик, стали они ещё плотней, чем были. А мужик и рад им угодить, всё для них делает, что они попросят, даже в ладонях суп приспособился варить. Всё бы ничего и жизнь удалась у генералов, но нашла на них тоска и заскучали они по своим уютным домам со слугами. К мужику новый приказ предъявляют, чтобы он их домой доставил, в Санкт-Петербург.

Построил мужик лодку, чтобы выплыть с острова. Для мягкости подстелил он генералам пуха лебединого, сделал запасы еды, чтобы в пути служивых потчевать. Отправились они в путь через огромный океан. Досталось мужику и за бури морские, и за сильное укачивание. Испугались генералы больших волн, да непогоды, ведь ничего они кроме своих бумаг в регистратуре раньше не видывали. А мужик привык уже к такому отношению, не обижается он на генералов и зла не держит. Сидит, внимания не обращает, вёслами гребёт.

Прибыли они в Петербург. Генералы на берег вышли, прислуги их, да повара удивляются, какие генералы стали. Сразу кофе принялись пить, да булочками сдобными прикусывать - счастливые сделались. За то время, пока генералы на острове были, им пенсию хорошую перечислили. Радость у них ещё больше прибавилась от такой новости. Мужика, за то, что он им помог, отблагодарили. Прислали ему на остров, серебра пятак, да рюмку водки. Мужчина за такой подарок, по их мнению, должен был веселиться и быть довольным.

Картинка или рисунок Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Толстой Юность кратко и по главам

    В повести Толстого описывается жизнь шестнадцатилетнего юноши Николая Иртеньевича. Впереди его ждут экзамены и поступление в университет. На его жизненном пути будут встречаться разные люди

  • Краткое содержание басни Стрекоза и муравей Крылова

    Стрекоза все лето пела и плясала. Про заботы о предстоящих холодах, Попрыгунья и не думала. Она даже не заметила, как наступила осень и близилась зима.

  • Краткое содержание Уэллс Машина времени

    Повесть представляет собой рассказ ученого о его путешествия во времени на изобретенной им машине. Он отправляется в будущее, чтобы взглянуть на развитие цивилизации, но находит крайне печальную и удручающую картину.

  • Краткое содержание Королевство кривых зеркал Губарев

    Волшебная сказка Виталия Губарева повествует о девочке Оле, которая попадает в зазеркалье и знакомится там со своим отражением Яло. Девочки проникают через книгу в сказку, находят новых друзей

  • Краткое содержание Гаршин - То, чего не было

    Сказка эта – то ли сон, то ли видение, навеянные страшной жарой в послеобеденное время. Будто собрались в круг очеловеченные насекомые побеседовать о том, что такое жизнь. У каждого своя точка зрения. Например, жук навозный всю жизнь видит в работе

Т
Быкова Е.С., учитель русского языка и литературы МОУ МООШ №4
ема урока: М.Е.Салтыков- Щедрин.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

(анализ произведения).

Цели урока:

образовательные: помочь учащимся осознать особенности иносказательной художественной манеры М.Е. Салтыкова-Щедрина и раскрыть непреходящее значение его произведений на примере «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

развивающие: развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям; устную и письменную монологическую речь;

воспитательные: воспитывать уважение к человеку, к его мастерству; воспитывать чуткое отношение к художественному слову.

Оборудование: материалы стенда «Сегодня на уроке», выставка книг, портрет писателя, рабочие тетради учащихся по литературе, учебник-хрестоматия по литературе.

^ Ход урока:

Организационный момент: проверить готовность класса к уроку, учащиеся проверяют свое рабочее место.

Активизация знаний учащихся. Вступление в тему урока.

– Правда! Правда, всегда одна! Дважды два четыре и в жизни, и в искусстве. Добро и зло, правда и ложь, верность и предательство и в книге, и в жизни одинаковы. Вспоминая свой жизненный опыт, вы можете привести подтверждением народные изречения: «Слово правды весь мир перевесит»; «За правое дело стой смело»; «Правда глаза колет»; «Все минет, одна правда останется».

Да-да, правда одна. Но! Правда, одна, но пути к ней разные.

– Как вы считаете, что это за пути?!

– А почему на уроке литературы я сегодня заговорила о таком понятии – «правда»?

^ Сообщение темы урока.

– Каждый писатель, как и любой человек, о котором мы ничего не знаем, как закрытая книга для нас. Чтобы понять М.Е. Салтыкова-Щедрина как человека, недостаточно посмотреть на его портрет, недостаточно ознакомиться с фактами его биографии. Настоящий писатель – это огромный и неисчерпаемый мир. Открыть его, конечно, помогут произведения.

Итак, мы проанализируем сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», чтобы ответить на следующие вопросы:

Что хотел сказать своим произведением М.Е.Салтыков- Щедрин?

Почему Щедрин смог сказать эту правду?

^ Анализ произведения:

а) первичное впечатление;

– Вы прочитали сказку до конца, что показалось вам смешным, а что – грустным?

– Какова главная проблема, которую ставит этой сказкой автор?

Взаимоотношение власти и народа.

– Что вы знаете о реформах 1860-х годов? (В первую очередь учащиеся называют отмену крепостного права) С этой точки зрения, какова же проблематика произведения?

Освобождение угнетенной народной массы от всех видов рабства.

б) словарная работа;

– Просмотрите свой текст и назовите элементы русской сказки в тексте (дома подчеркивают карандашом).

Сказочный зачин: «жили-были два генерала», перемещение генералов из удобных петербургских квартир на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению» – из известной русской сказки о Емеле и волшебной щуке; сказочные выражения: «сказано – сделано», «этого ни пером описать, ни в сказке сказать», «мел-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

^ Распечатка выражений:

Жили-были два генерала, и так как оба были легкомысленны. То в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды…

Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужчину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.

Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, потому что он там был, мел-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!

Поехали они в казначейство, и сколько денег тут загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!

В народных сказках все эти выражения служат как своеобразные поговорки, употребляются, сопровождая волшебство. Здесь же они несут иронический смысл, насмешку.

в) активная беседа, проверка домашнего задания;

– Какое событие не вписывается в сказочный сюжет?

Причина, по которой произошло странное событие перемещение на остров. Генералы «оба были легкомысленны», то есть несерьезны, и за это неожиданное для себя наказаны.

– Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на необитаемый остров? Какое произведение вспоминается?

Вспоминается роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. Простой матрос, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал свое жилище уютным и безопасным.

– «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Роман многократно издавался в России. В чем вы видите отличия ситуации романа и «Повести…»?

Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает, он борется с первого дня. Генералы с первых шагов обнаруживают полную беспомощность и чуть не погибают. Они не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать «всяких плодов», наловить рыбы и всякой дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров.

Растерянность, удивление, отчаяние.

– Вспомните: в чем особенность текстов в найденной генералами газете?

Найденные обрывки газет сообщают только о роскошных утонченных пиршествах

+ «дабы все гости получили по куску».

– Это не пир, это – праздник жизни для избранных.

Они привыкли жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей.

– Подтвердите свои высказывания текстом (стр. 239)

– Попытаемся определить, какой литературный прием использует автор? Откройте рабочие тетради, перечитайте основные приемы в творчестве М.Е.Салыкова- Щедрина.

Это гротеск.

– «…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил», что это за прием?

Гипербола.

– В чем смысл художественного преувеличения?

Показать образ более смешным; показать его сущность; «казнить его смехом».

– «Кто тот злодей, который с нами такую шутку сыграл!»?

Мужик, русский мужик.

– Чем отличается от генералов мужик? Можете зачитать фрагмент текста (стр.242)

+ «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».

Мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов.

– Как генералы это воспринимают? Как к мужику обращаются?

+ «Лежебок!»

– А можно ли предположить, что не только генералы набрасываются на русского мужика, но и автор?! Почему возмущаются генералы нам понятно, а почему автор…?

Громаднейший мужичина – на все руки мастер, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать, он действует по установленному порядку вещей. Мужик только делает попытку «дать стречку» и тут же подчиняется.

– Какие трудовые умения мужика помогают генералам не только выжить на необитаемом острове, но и возвратиться домой?

Яблок достал с дерева, картофель добыл из земли, силок для ловли рябчиков смастерил, огонь извлек, разной провизии напек, пуха лебяжьего набрал, строит ладью, умело вьет веревочку из дикой конопли.

– « … и к вечеру веревочка была готова», – для кого веревочка?! В чем смысл этого момента?

Автор еще раз подчеркивает, что русский мужик утратил свое человеческое достоинство. Он преисполнен холопской радости, что сумел угодить генералам. Генералы же убеждаются в твердости своих прав на эксплуатацию чужого труда.

– Определите литературный прием (гипербола). Гипербола подобна увеличительному стеклу, она помогает пристальнее всмотреться в явления жизни, в ее противоречия.

– Из собственных волос сделал силок и поймал рябчиков – что это за литературный прием?

Гротеск.

– Почему мужик, при всем изобилии на острове, взял себе одно яблоко. Да и то кислое? Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придет на мысль: «А не дать ли и тунеядцу частицу»?

Низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но все же права.

г) работа в тетрадях;

– Сформулируйте письменные ответы на вопросы: как М.Е.Салтыков- Щедрин относится к мужику? В чем смысл противопоставления мужика и генералов?

– Вновь обращаемся к монографии Алексея Сергеевича Бушмина: « Щедрин был великим народолюбцем. Он любил народ без слепого преклонения перед ним, так как понимал сильные стороны народной массы, но не менее зорко видел и слабые стороны ее…». Двустороннее отношение к народу – любящее и критическое.

– Показать, что мужик беден во всех отношениях и прежде всего беден сознанием.

д) сжатый пересказ развязки «Повести…»;

– Развязка, выдержана в фольклорной манере. В русской сказке герой всегда вознаграждается за добрые дела. Однако явно чувствуется сатирическое начало. Генералы, разбогатев, вспомнили о своем спасителе, но сами к нему не вышли, а выслали ему свою благодать с кем-то из слуг: «… рюмку водки да пятак серебра: веселись мужик!»

^ Домашнее задание:

– А что бы случилось с генералами на необитаемом острове, если бы они не встретили мужика? (высказывают свои мнения)

Ответ на этот вопрос мы можете найти в сказке «Дикий помещик».

Подведение итогов урока. Оценивание работы класса и учащихся.

– Вернемся к началу нашего урока и посмотрим на вопросы:

Что хотел сказать своим произведением М.Е.Салтыков- Щедрин?

Почему Щедрин смог сказать эту правду?

М.Е.Салтыков- Щедрин хотел сказать, что…

Во-первых, генералы – глупые, а мужик – умный.

В-третьих, кто не работает, тот ест.

В-четвертых, мужик сам виноват: зачем он подчиняется генералам. В душе он остается рабом, поэтому и живет плохо.

– Это правда? Да, это все правда. А почему автор смог сказать эту правду?

Но именно «неправда» показала самое главное: жизнь часто устроена несправедлива.


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось.

Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - сказал один генерал, - вижу, будто живу я на необитаемом острове…

Сказал это да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал.

Господи! да что ж это такое! Где мы! - вскрикнули оба не своим голосом.

И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше, как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности.

Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море. Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру.

Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену.

Теперь бы кофейку испить хорошо! - молвил один генерал, но вспомнил, какая с ним неслыханная штука случилась, и во второй раз заплакал.

Что же мы будем, однако, делать? - продолжал он сквозь слезы. - Ежели теперича доклад написать - какая польза из этого выйдет?

Вот что, - отвечал другой генерал, - подите вы, ваше превцсходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдемся; может быть, что-нибудь и найдем.

Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое. Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли.

Вот что, ваше превосходительство; вы пойдите направо, а я налево; этак-то лучше будет! - сказал один генерал, который, кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее.

Сказано - сделано. Пошел один генерал направо и видит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть - ничего не вышло, только рубашку изорвал. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит и кишит.

«Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!» - подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита.

Зашел генерал в лес - а там рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают.

Господи! еды-то! еды-то! - сказал генерал, почувствовав, что его уже начинает тошнить.

Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками. Приходит, а другой генерал уж дожидается.

Ну что, ваше превосходительство, промыслили что-нибудь?

Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей» , и больше ничего!

Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. То беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать, то припоминаются виденные днем плоды, рыбы, рябчики, тетерева, зайцы.

Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет? - сказал один генерал.

Да, - отвечал другой генерал, - признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают.

Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить… Только как все это сделать?

Как все это сделать? - словно эхо повторил другой генерал.

Замолчали и стали стараться заснуть; но голод решительно отгонял сон. Рябчики, индейки, поросята так и мелькали перед глазами, сочные, слегка подрумяненные, с огурцами, пикулями и другим салатом.

Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел! - сказал один генерал.

Хороши тоже перчатки бывают, когда долго ношены! - вздохнул другой генерал.

Два легкомысленных генерала на пенсии очутились на необитаемом острове. «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности». Однажды генералы проснулись - глядь, а они лежат на берегу и ничего нет ни на одном, ни на другом, кроме ночной рубашки да ордена на шее.

Генерал, который служил учителем каллиграфии, был немного умнее другого. Он предлагает пройти по острову и поискать еды. Но вот куда идти? Генералы не могут определить, где запад, где восток. Остров изобилен, тут есть всё, но генералы мучаются голодом, а добыть ничего не могут. Находят лишь «Московские ведомости», где, как назло, описываются роскошные обеды. От голода генералы чуть не съедают друг друга.

Бывший учитель каллиграфии придумал: надо найти мужика, который и будет о них заботиться. «Долго они бродили по острову без всякого успеха, но наконец острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след». Смотрят, под деревом спит лентяй-мужик. Увидел он генералов, хотел бежать, но они намертво вцепились в него. Мужик начинает работать: нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое; покопался в земле и добыл картофеля; потёр два куска дерева друг о друга - и получил огонь; сделал силок из собственных волос - и поймал рябчика. И столько наготовил еды, что генералы даже подумали, не дать ли и «тунеядцу» кусочек?

Прежде чем лечь отдохнуть, мужик по приказу генералов вьёт верёвку, и те привязывают его к дереву, чтоб не убежал. Через два дня мужик так наловчился, что «стал даже в пригоршне суп варить». Генералы сыты и довольны, а в Петербурге тем временем скапливаются их пенсии. Сидят генералы да почитывают «Московские ведомости». Но вот они соскучились. Мужик построил лодочку, устлал её дно лебяжьим пухом, уложил генералов и, перекрестившись, поплыл. «Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь и ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - того ни пером описать, ни в сказке сказать».

Но вот наконец и Петербург. «Всплеснули кухарки руками, увидевши, какие у них генералы стали сытые, белые да весёлые! Генералы напились кофе, наелись сдобных булок, поехали в казначейство и получили кучу денег. Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Вы прочитали краткое содержание Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил. Будем рады, если вы найдете время прочитать эту повесть целиком.



Рассказать друзьям