Магомет пророк биография. Цитаты, получившие общественный резонанс

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мусульмане всего мира отмечают День рождения пророка Мухаммеда. По традиции, проходит он в молитвах и религиозных чтениях, принято также приглашать в дом гостей и дарить детям подарки.

Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухаммеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухаммед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (ДжабалHyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухаммедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их.

Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейляталь-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухаммед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухаммед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухаммеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухаммеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных.

Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухаммеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухаммеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухаммеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухаммед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухаммед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухаммед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухаммед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:
"Мухаммед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него;
если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?" (Коран, 3:138).

Мусульмане всего мира отмечают День рождения пророка Мухаммеда. По традиции, проходит он в молитвах и религиозных чтениях, принято также приглашать в дом гостей и дарить детям подарки.

Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухаммеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухаммед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (ДжабалHyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухаммедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их.

Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейляталь-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухаммед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухаммед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухаммеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухаммеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных.

Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухаммеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухаммеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухаммеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухаммед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухаммед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухаммед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухаммед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:
"Мухаммед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него;

В этой статье представлена биография пророка Мухаммеда - важнейшей фигуры в мусульманском мире. Именно ему Аллах передал Коран - Священное Писание.

Биография пророка Мухаммеда начинается примерно в 570 году н. э., когда он появился на свет. Это произошло в Саудовской Аравии (Мекке), в племени Курайш (клан Хашим). Абдулла, отец Мухаммеда, умер еще до его рождения. А мать пророка Мухаммеда, Амина, отошла в мир иной, когда ему исполнилось всего 6 лет. Она являлась дочерью лидера клана Зурха из местного племени курайшитов. Однажды мать пророка Мухаммеда решила отправиться в Медину с сыном, для того чтобы навестить могилу Абдуллы и своих родственников. Пробыв здесь около месяца, они поехали обратно в Мекку. Амина по пути тяжело заболела и скончалась в селе аль-Абва. Это произошло примерно в 577 году. Таким образом, Мухаммед остался сиротой.

Детство будущего пророка

Будущий пророк сначала воспитывался Абд аль-Мутталибом, своим дедушкой, исключительной набожности человеком. Затем воспитание продолжил торговец Абу Талиб, дядя Мухаммеда. Арабы в то время были закоренелыми язычниками. Впрочем, среди них выделялись некоторые приверженцы единобожия (например, Абд аль-Мутталиб). Основная часть арабов жила на территориях, принадлежавших им исконно, кочевой жизнью. Мало было городов. Из основных можно выделить Мекку, Таиф и Йасриб.

Мухаммед становится известным

Пророк смолоду отличался исключительной набожностью и благочестием. Он, как и его дедушка, верил в единого Бога. Мухаммед сначала пас стада, а затем начал принимать участие в торговых делах Абу Талиба, своего дяди. Постепенно Мухаммед стал известным. Люди любили его и одарили прозвищем аль-Амин (что означает "заслуживающий доверия"). Вот как звали пророка Мухаммеда в знак уважения за набожность, рассудительность, справедливость и честность.

Женитьба Мухаммеда на Хадидже, дети пророка

Позднее Мухаммед вел торговые дела одной богатой вдовы по имени Хадиджа. Она ему предложила спустя некоторое время вступить с ней в брак. Супруги жили счастливой жизнью, несмотря на существенную разницу в возрасте. У них родилось шестеро детей. От Хадиджи были все дети пророка Мухаммеда, кроме Ибрагима, появившегося на свет после ее смерти. В те времена у арабов полигамия была распространена, однако Мухаммед оставался верным своей супруге. Другие жены пророка Мухаммеда появились у него лишь после смерти Хадиджи. Это тоже многое о нем говорит как о честном человеке. Дети пророка Мухаммеда имели следующие имена: сыновья его -Ибрагим, Абдуллах, Касим; дочери - Уммукульсум, Фатима, Рукийя, Зайнаб.

Молитвы в горах, первое откровение Гавриила

Мухаммед, по обыкновению своему, удалялся в окружавшие Мекку горы и надолго там уединялся. Затворничества его иной раз продолжались несколько дней. Пещера горы Хира, возвышающаяся величаво над Меккой, ему полюбилась особенно. Именно здесь получил первое откровение пророк Мухаммед. Фото пещеры представлено ниже.

В одно из посещений, состоявшееся в 610 году, когда Мухаммеду было около 40 лет, с ним случилось удивительное событие, полностью изменившее его жизнь. В видении, нахлынувшем внезапно, ангел Гавриил (Джабраил) предстал перед ним. Он указал на слова, явившиеся извне, и велел произнести их Мухаммеду. Тот воспротивился, сказав, что неграмотен, поэтому прочитать их не сможет. Однако ангел настаивал, и вдруг пророку открылся смысл слов. Ангел повелел ему выучить их и передать в точности остальным людям.

Так произошло первое откровение книги, известной сегодня как Коран (от арабского слова "чтение"). Эта ночь, полная событий, пришлась на 27 число Рамадана и стала называться Лейлят аль-Кадр. Она является важнейшим для верующих событием, которым отмечена история пророка Мухаммеда. Жизнь его отныне больше ему не принадлежала. Она была отдана на попечение Бога, в услужении которому он провел остаток своих дней, провозглашая повсеместно его послания.

Дальнейшие откровения

Пророк, получая откровения, ангела Джабраила видел не всегда, а когда это случалось, он появлялся в разных обличиях. Иногда Джабраил представал перед пророком в человеческом обличии, которое затмевало горизонт. Иногда Мухаммеду удавалось лишь уловить его пристальный взгляд на себе. Пророк слышал по временам лишь голос, говорящий ему. Мухаммед иногда получал откровения в состоянии глубокого погружения в молитву. Однако в других случаях совершенно "произвольно" появлялись слова, когда, например, пророк занимался повседневными делами, отправлялся на прогулку или внимал содержательной беседе. Мухаммед в первое время публичных проповедей избегал. Он предпочитал личную беседу с людьми.

Осуждение Мухаммеда народом

Особый путь совершения мусульманской молитвы открылся ему, и Мухаммед приступил немедленно к благочестивым упражнениям. Он делал их ежедневно. Это вызывало целую волну нареканий от тех, кто его видел. Мухаммед, получив высочайшее распоряжение о совершении публичной проповеди, был обруган и высмеян народом, поглумившимся вдоволь над его поступками и высказываниями. Многие курайшиты между тем всерьез встревожились, поняв, что настойчивость, с которой Мухаммед утверждал веру в единого Бога, способна подорвать престиж многобожия, а также привести к упадку идолопоклонничества, когда люди станут обращаться в веру Мухаммеда. Некоторые родственники пророка становились главными его противниками. Они высмеивали и унижали Мухаммеда, а также творили зло против новообращенных. Есть множество примеров надругательства и издевательства над людьми, принявшими новую веру.

Переселение первых мусульман в Абиссинию

Краткая биография пророка Мухаммеда продолжилась переездом в Абиссинию. В поисках убежища две крупные группы первых мусульман переселились сюда. Здесь им согласился покровительствовать христианский негус (царь), который был весьма впечатлен их образом жизни и учением. Курайшиты наложили запрет на все личные, военные, деловые, торговые связи с кланом Хашим. Было строго запрещено появляться в Мекке представителям этого клана. Очень трудные времена наступили, на жесточайшую нищету были обречены многие мусульмане.

Смерть Хадиджы и Абу Талиба, новая женитьба

Биография пророка Мухаммеда была отмечена в это время и другими печальными событиями. Хадиджа, жена его, умерла в 619 году. Она являлась его самым преданным помощником и сторонником. Абу Талиб, дядя Мухаммеда, скончался в этом же году. А именно он защищал его от яростных нападок соплеменников. Пророк, пораженный горем, покинул Мекку. Он решил отправиться в Таиф и обрести здесь убежище, однако был отвергнут. Друзья Мухаммеда сосватали в жены ему благочестивую вдову Сауду, которая оказалась достойной женщиной и к тому же мусульманкой. Аиша, юная дочь Абу Бакра, его друга, всю свою жизнь знала и любила пророка. И хотя она была еще очень юной для брачных уз, по тогдашним обычаям она все-таки вошла в семью Мухаммеда.

Суть мусульманского многоженства

Жены пророка Мухаммеда - это отдельная тема. Некоторых людей смущает эта часть его биографии. Следует развеять заблуждение, которое бытует у людей, не понимающих причин многоженства в мусульманском мире. В то время берущий себе в жены сразу нескольких женщин мусульманин это делал из чувства сострадания, предоставляя им кров и свою защиту. Мужчин также призывали помогать супругам своих погибших в бою друзей, предоставлять в собственность им отдельные дома. С ними следовало обращаться, как с ближайшими родственницами (конечно, в случае взаимной любви все могло быть иначе).

Ночь Вознесения

Биография пророка Мухаммеда была отмечена еще одним важнейшим событием. Пророку в 619 году пришлось пережить вторую удивительную ночь в своей жизни. Это Лейлят аль-Мирадж, Ночь Вознесения. Известно, что Мухаммед был разбужен, после чего перенесен в Иерусалим на волшебном животном. На горе Сион, над местоположением одного древнего иудейского храма, разверзлись небеса. Так открылся путь, который привел к трону Господа. Однако в запредельные области не дозволено было вступить ни ему, ни ангелу Джабраилу, сопровождавшему Мухаммеда. Так произошло вознесение пророка Мухаммеда. Ему этой ночью открылись правила молитвы, ставшие средоточием веры, а также незыблемой основой жизни всего мусульманского мира. Мухаммед также встречался с другими пророками, в том числе с Моисеем, Иисусом и Авраамом. Весьма укрепило и утешило его это чудесное событие, добавив уверенности в том, что его не покинул Аллах и не оставил одного со своими печалями.

Подготовка к переезду в Йасриб

Судьба Мухаммеда отныне изменилась решительным образом. В Мекке его все еще высмеивали и преследовали, однако послание его было услышано уже множеством людей за пределами этого города. Несколько старейшин Йасриба уговаривали пророка покинуть Мекку и переехать в их город, где он будет принят с почетом как судья и вождь. В Йасрибе проживали совместно евреи и арабы, враждовавшие постоянно друг с другом. Они надеялись на то, что им принесет мир Мухаммед. Пророк сразу же посоветовал многим своим последователям отправляться в этот город, пока сам он оставался в Мекке для того, чтобы не вызвать подозрений. Ведь после того, как умер Абу Талиб, курайшиты вполне могли напасть на пророка, даже убить его, и Мухаммед отлично понимал, что рано или поздно это должно было случиться.

Мухаммед прибывает в Йасриб

Некоторыми драматическими событиями сопровождается жизнеописание пророка Мухаммеда во время его отъезда. Мухаммеду удалось чудом избежать плена лишь благодаря отличному знанию местных пустынь. Курайшиты несколько раз чуть было его не захватили, но Мухаммеду удалось все же достичь предместий Йасриба. Его с нетерпением ждали в этом городе. Когда Мухаммед приехал, люди устремились к нему с предложениями поселиться у них. Пророк, смутившись таким гостеприимством, предоставил своему верблюду право выбора. Верблюд решил остановиться у места, на котором сушились финики. Пророку мгновенно было подарено это место для строительства дома. Новое имя получил город - Мадинат ан-Наби (в переводе - "город пророка"). Он известен сегодня в сокращении как Медина.

Правление Мухаммеда в Йасрибе

Мухаммед приступил без промедления к подготовке указа, по которому он провозглашался в этом городе верховным главой всех кланов и племен, враждовавших между собой. Отныне они должны были подчиняться распоряжениям пророка. Мухаммед установил, что свою религию вольны исповедовать все граждане. Они должны мирно сосуществовать, не опасаясь высочайшей немилости или преследований. Лишь об одном просил Мухаммед - сплотиться, для того чтобы дать отпор любому врагу, который осмелится напасть на Медину. Племенные законы евреев и арабов заменены были принципом "правосудия для всех", то есть не зависящего от вероисповедания, цвета кожи и социального положения.

Жизнь пророка Мухаммеда в Йасрибе

Пророк, став правителем Медины и овладев большим богатством и влиянием, никогда не жил, как царь. Из простых глиняных домиков, которые были выстроены для его жен, состояло его жилище. Жизнь пророка Мухаммеда была простой - у него не было никогда даже собственной комнаты. Двор с колодцем располагался неподалеку от домиков - место, которое стало отныне мечетью, в которой собираются по сей день правоверные мусульмане. В постоянной молитве, а также в наставлении верующих прошла практически вся жизнь Мухаммеда. Кроме пяти обязательных молитв, совершавшихся в мечети, он много времени уделял уединенной молитве, порой благочестивым размышлениям посвящал большую часть ночи. Его жены совершали ночную молитву вместе с ним, после чего удалялись в свои покои. А Мухаммед продолжал молиться многие часы, к концу ночи ненадолго засыпая, для того чтобы проснуться вскоре к предрассветной молитве.

Решение вернуться в Мекку

Пророк, который мечтал вернуться в Мекку, в марте 628 года решил воплотить в реальность свою мечту. Он собрал 1400 своих последователей и отправился в путь с ними, совершенно безоружными, в одеяниях, состоявших лишь из 2 белых покрывал. Последователям пророка, несмотря на это, во въезде в город было отказано. Не помогло даже то, что ислам исповедовался многими гражданами Мекки. Паломники, во избежание возможных столкновений, принесли вблизи Мекки свои жертвы, в местности под названием Худайбийа. Мухаммед в 629 году приступил к планам овладения Меккой мирным путем. Заключенное в Худайбийе перемирие оказалось недолговечным. Мекканцы вновь в ноябре 629 года напали на племя, состоявшее в союзе с мусульманами.

Въезд Мухаммеда в Мекку

Во главе 10 тысяч человек, самой большой армии из всех, когда-либо покидавших Медину, двинулся на Мекку пророк. Она расположилась возле города, после чего Мекка сдалась без боя. С триумфом вошел пророк Мухаммед, направился сразу же к Каабе и 7 раз совершил вокруг нее ритуальное обхождение. После этого пророк вошел в святыню и всех идолов разрушил.

Хаджат аль-Вида, смерть Мухаммеда

Лишь в 632 году, в марте, единственное полноценное паломничество к Каабе, известное как Последнее паломничество (Хаджат аль-Вида), совершил пророк Мухаммед (фото Каабы в сегодняшнем виде представлено ниже).

Ему были посланы во время этого паломничества откровения о правилах хаджа. И по сей день все мусульмане следуют им. Когда, для того чтобы предстать перед Аллахом, пророк достиг горы Арафат, он провозгласил последнюю свою проповедь. Мухаммед уже в то время был тяжело болен. По мере сил он продолжал руководить в мечети молитвами. Не было улучшения в болезни, и пророк окончательно слег. Ему было в то время 63 года. На этом заканчивается жизнеописание пророка Мухаммеда. Последователи его с трудом могли поверить в то, что он умер как простой человек. История пророка Мухаммеда учит нас духовности, вере, преданности. Она интересует сегодня не только мусульман, но и множество представителей других конфессий из разных уголков мира.

Пророк Мухаммед родился в 570 году, на пять веков позже Христа. Это последний «общепризнанный» мессия, принесший в мир новую религию. Мормон на подобный статус претендовать все же не может.

В Саудовской Аравии, где родился пророк Мухаммед, это имя знает каждый. И не только там. Сейчас учение пророка известно во всем мире.

Каждый мусульманин и многие представители других религий знают, в каком городе родился пророк Мухаммед. Мекка ежегодно служит местом паломничества для миллионов правоверных магометан.

Не все разделяют эту веру, но человека, который никогда не слышал бы о Мухаммеде и исламе, найти трудно.

Великий учитель, принесший в мир новую весть, занимает в сердцах мусульман то же место, что и Иисус — в сердцах христиан. Здесь же кроются истоки вечного конфликта мусульманской и христианской религии. Уверовавшие в Христа порицали иудаистов, не признавших Иисуса мессией и оставшихся верным старым заветам предков. Мусульмане, в свою очередь, приняли учение мессии Мухаммеда и не одобряют взглядов ортодоксальных, по их мнению, христиан, не прислушавшихся к благой вести.

Варианты написания имени пророка

Каждый мусульманин знает, в каком городе родился пророк Мухаммед (Магомет, Мухамад).

Такое большое количество вариантов прочтения одного и того же имени объясняется тем, что произношение арабов несколько отличается от привычного славянскому уху, и передать звучание слова можно только приближенно, с погрешностям. Версия «Магомет» — вообще классический галлицизм, заимствованный из европейской литературы, то есть имело место двойное искажение.

Впрочем, так или иначе, это имя узнаваемо в любой версии написания. Но классическим общепринятым вариантом остается все же «Мухаммед».

Мусульманство, христианство и иудаизм

Нужно отметить, что мусульмане не оспаривают учение Христа. Они почитают его как одного из пророков, но считают, что приход Мухаммеда так же изменил мир, как 500 лет назад его изменил сам Христос. Более того, мусульмане считают священными книгами не только Коран, но и Библию, и Тору. Просто Коран в этом вероучении занимает центральное место.

Мусульмане утверждают, что даже пророчества Библии, говорящие о приходе мессии, имели в виду не Иисуса, а именно Магомета. Они ссылаются на книгу Второзакония, глава 18, стихи 18-22. Там говорится о том, что посланный богом мессия будет таким же, как Моисей. Мусульмане указывают на очевидные несоответствия между Иисусом и Моиссем, при том что биографии Моисея и Мухаммеда определенным образом схожи. Моисей был не просто религиозным деятелем. Он был патриархом, видным политиком и властителем в буквальном смысле. Моисей был богат и успешен, у него была большая семья, жены и дети. Действительно, в этом отношении Мохаммед похож на него намного больше, чем Иисус. К тому же Иисус был зачат непорочно, чего нельзя сказать о Моисее. Пророк Мухаммед родился в городе Мекке, и там все знали, что его появление на свет было абсолютно традиционным — таким же, как и у Моисея.

Впрочем, противники этой теории отмечают, что там же говорится, что мессия будет происходить «из братьев», а так древние евреи могли говорить только о соплеменниках. В Аравии же, где родился пророк Мухаммед, никаких евреев не было и не могло быть. Мухаммед происходил из достойной уважаемой арабской семьи, но братом древним евреям он быть не мог, о чем прямо сказано в том же Ветхом Завете.

Рождение пророка

В VI веке в Саудовской Аравии, где родился пророк Мухаммед, большинство населения было язычниками. Они поклонялись многочисленным древним богам, и только отдельные кланы были убежденными монотеистами. Именно в таком, исповедующем монотеизм, клане Хошим, принадлежащем к племени Курайш, и появился на свет пророк Мухаммед. Его отец скончался до рождения ребенка, мать умерла, когда мальчику было всего шесть. Воспитанием маленького Мухаммеда занимался дед, Абд аль-Муталлиб, уважаемый патриарх, прославившийся своими мудростью и благочестием. В детстве Мухаммед был пастухом, затем его забрал к себе дядя, состоятельный торговец. Мухаммед помогал ему вести дела, и однажды, совершая сделку, он познакомился с богатой вдовой по имени Хадиджа.

Благовещение

Молодой торговец оказался не только привлекательным внешне. Он был умен, честен, правдив, набожен и доброжелателен. Мухаммед понравился женщине, и она предложила ему вступить в брак. Молодой человек согласился. Они прожили много лет в счастье и согласии. Хадиджа родила Мухаммеду шестерых детей, а он, несмотря на традиционную в тех местах полигамию, не брал себе других жен.

Этот брак принес Мухаммеду благосостояние. Он смог больше времени уделять благочестивым мыслям и часто уединялся, размышляя о боге. Для этого он часто уходил из города. Однажды он направился к горе, где особенно любил размышлять, и там пораженному мужчине явился ангел, принесший откровение божие. Так мир впервые узнал о Коране.

После этого Мухаммед посвятил свою жизнь служению богу. Поначалу он не решался проповедовать публично, просто беседовал с теми людьми, которые проявляли интерес к этой теме. Но позже высказывания Мухаммеда становились все смелее, он выступал перед людьми, рассказывая им о новой благой вести. Там, где родился пророк Мухаммед, его знали как человека, несомненно, религиозного и честного, но подобные высказывания не нашли поддержки. Слова нового пророка и непривычные обряды казались арабам странными и смешными.

Медина

Пророк Мухаммед родился в городе Мекка, но его родина не приняла его. В 619 году Хадижда, любимая жена Мухаммеда и его верный сторонник, умерла. Больше ничто не держало его в Мекке. Он оставил город и направился в Йасриб, где уже обитали убежденные мусульмане. По пути на пророка было совершено покушение, но он, будучи опытным путешественником и бойцом, спасся.

Когда Мухаммед прибыл в Йасриб, его встретили восхищенные граждане и передали ему верховную власть. Мухаммед стал правителем города, который вскоре переименовал в Медину — Город Пророка.

Возвращение в Мекку

Несмотря на свой титул, Мухаммед никогда не жил в роскоши. Он и его новые жены поселились в скромных хижинах, где пророк говорил с людьми, просто сидя в тени у колодца.

Почти десять лет Мухаммед пытался восстановить мирные отношения с родным городом, Меккой. Но все переговоры заканчивались неудачей, несмотря на то, что в Мекке уже было довольно много мусульман. Город не принимал нового пророка.

В 629 году войска Мекки разрушили поселение племени состоявшего с мусульманами Медины в дружественных отношениях. Тогда Мухаммед во главе огромной по тем временам десятитысячной армии подошел в воротам Мекки. И город, впечатленный могуществом войска, сдался без боя.

Так Мухаммед смог вернуться в родные места.

По сей день каждый мусульманин знает, где родился пророк Мухаммед и где похоронен этот великий человек. Паломничество из Мекки в Медину считается высшим долгом каждого последователя Магомета.

Основателем является пророк Мухаммед. Он родился в 570 г. от Р.Х. В арабском летосчислении этот год называется Годом Слона. Свое название год получил потому, что в это время правитель Йемена Абраха предпринял наступление па Мекку с целью ее захвата и подчинения своему влиянию всех арабских земель. Его войско передвигалось на слонах, что вызываю ужас у местных жителей, до этого времени не видевших этих животных. Однако на полпути к Мекке войско Абраха повернуло назад, а сам Абрах умер по дороге домой. Исследователи считают, что это произошло из-за эпидемии чумы, которая уничтожила значительную часть войска.

Мухаммед происходил из обедневшего клана влиятельного рода курейш. Члены этого рода должны были следить за сохранностью духовных святилищ. Мухаммед рано осиротел. Его отец умер еще до его рождения. Мать отдача его, по обычаю того времени, кормилице-бедуинке, у которой он рос до пяти лет. Его мать умерла, когда ему было шесть лет. Мухаммеда воспитывал сначала дед Абдалмутталиб , служивший смотрителем при храме Кааба, затем после его смерти — дядя Абу Талиб. Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец, участвовал в снаряжении торговых караванов. Когда ему исполнилось 25 лет, он нанялся на работу к Хадидже , богатой вдове. Работа заключалась в организации и сопровождении торговых караванов в Сирию. Вскоре Мухаммед и Хадиджа поженились. Хадиджа была старше Мухаммеда на 15 лет. У них родилось шестеро детей — два сына и четыре дочери. Сыновья умерли в младенчестве.

Только любимая дочь пророка Фатима пережила отца и оставила потомство. Хадиджа была не только люби мой женой пророка, но и другом, во всех сложных обстоятельствах жизни она поддерживала его материально и морально. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммеда. После женитьбы Мухаммед продолжал заниматься торговлей, однако без больших успехов. Сказывалось изменение исторической ситуации.

Мухаммед много времени проводил в молитвах и медитации. Когда Мухаммед медитировал в одной из пещер в окрестностях Мекки, ему было видение, во время которого он получил первое послание от Бога, переданное через архангела Джебраила (библ. — Гавриил). Первыми людьми, поверившими проповеди Мухаммеда и принявшими ислам, стали его жена Хадиджа, его племянник Али, его вольноотпущенник Зайд и его друг Абу-Бекр. Первое время призыв к новой пере осуществлялся тайно. Начало открытой проповеди относят к 610 г. Меккаицы встретили се с насмешкой. В проповеди содержались элементы иудаизма и христианства. Мухаммед, по историческим сведениям, был неграмотным. Он воспринимал устные рассказы из Священного Писания от иудеев и христиан и приспосабливал их к арабской национальной традиции. Библейские сюжеты органично вошли в состав священной книги новой религии, связав воедино истории многих народов. Популярности проповеди Мухаммеда способствовало то, что он читал их речитативом, в виде рифмованной прозы. Постепенно вокруг Мухаммеда сложилась группа сподвижников из разных слоев мекканского общества. Однако весь первоначальный этап проповеди, вплоть до переселения в Медину, мусульмане подвергались гонениям и преследованиям со стороны мекканского большинства. В результате этих притеснений большая группа мусульман эмигрировала в Эфиопию, где их встретили с пониманием.

Число сторонников Мухаммеда в Мекке постоянно росло, однако росло и сопротивление новой религии со стороны влиятельных жителей города. После смерти Хадиджи и дяди Абуталиба Мухаммед лишился внутренней опоры в Мекке и в 622 г. вынужден был уехать в город своей матери Ятриб , который после этого стал называться Мединой - городом пророка. В Медине проживала большая группа евреев, и мединцы оказались более подготовленными к принятию новой религии. Вскоре после переселения Мухаммеда большинство населения этого города вступило в число мусульман. Это был огромный успех, поэтому год переселения стал считаться первым годом мусульманской эры — хиджры (переселение).

В мединский период Мухаммед развивал и углублял свое учение в направлении обособления от родственных религий — и . Вскоре влиянию исламской общины в Медине подчинилась вся южная и западная Аравия, и в 630 г. Мухаммед торжественно вступил в Мекку. Теперь мекканцы склонились перед ним. Мекка была объявлена священной столицей ислама. Однако Мухаммед вернулся в Медину, откуда в 632 г. совершил паломничество (хадж) в Мекку. В этом же году он умер и был похоронен в Медине.

Мухаммед родился в Мекке приблизительно в 570 году. В то время Мекка была процветающим городом, лежащим на караванном пути, по которому шла торговля между южной Аравией и средиземноморскими странами. Отец Мухаммеда умер еще до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.

В 12 лет Мухаммед впервые соприкоснулся с иным миром, столь отличавшимся от аравийского с его родоплеменными устоями и языческими культами. Отправившись по торговым делам в Сирию, Абу Талиб взял с собой племянника. Там Мухаммед окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.

Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Он прославился своей честностью в ведении торговых дел, за что получил прозвище «Аль-Амин», что означает «Заслуживающий доверия». Когда ему исполнился 21 год, он по протекции Абу Талиба получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. Двадцати пяти лет Мухаммед женился на своей хозяйке, хотя был на пятнадцать лет её моложе. Брак был счастливым. У них росла дочь Фатима. Жизнь как будто сложилась благополучно. Но Мухаммеда влекло к чему-то неизведанному. Каждый год он уходил на месяц в пустынные ущелья и там, в одиночестве, погружался в глубокое созерцание. Его беспокоили нравы язычников, живущих в Мекке, которые поклонялись множеству различных божеств. В то время только в одной Каабе, центральном храме города, насчитывалось триста каменных, глиняных и деревянных идолов. Он видел, что происходит крушение моральных и нравственных устоев общества: богатые угнетают бедных, мужья дурно обращаются с женами и детьми, пьянство и азартные игры стали повсеместным явлением. Именно во время одного из Божественных откровений, ниспосланных в 610 году Мухаммеду в пещере горы Хира, Аллах послал ему видение. Мухаммед увидел светящуюся фигуру Бога, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его Рсулом, что значит «Посланник Аллаха».

Откровения, которые он получал в минуты уединения на горе Хира, и были результатами его попыток понять и объяснить мироздание. Проповедь Мухаммада в значительной части содержала уже известные положения. Вслед за теми, кто принял иудаизм и христианство, он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле. Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев, и первым, кто проповедовал единобожие. Поэтому Мухаммад заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Люди слушали и даже записывали его слова. Однако аристократия Мекки, разбогатевшая на торговле и доходах от паломничества к древнему святилищу Каабе, усмотрела в его проповеди угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммада. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть город в 622 и перебраться в город Ясриб (совр. Медина). Там уже обосновалась часть его сподвижников.

Этот переезд (по-арабски – хиджра) ознаменовал новый период в жизни пророка. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община (умма). Не без труда, но ему удалось объединить местные племена. Христиане воспринимали ислам как ересь внутри христианства, а иудеи встретили проповедь Мухаммада недоброжелательно. В тот период мусульманская община уже была достаточно сильна для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммада и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины.

Проповеди Мухаммада в Мекке и Медине носили разный характер. Если в центре мекканских проповедей были идея единобожия и рассказы о пророках, то мединские представляли собой наставления и указания лидера и были адресованы арабским племенам. Древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммад сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра. Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.

Учения Мухаммеда получило авторитет, и пример пророка (или Халифа) становится законом. При этом сам властитель все меньше и меньше мог служить примером. Чем больше распространялась его власть, тем тяжелее она становилась. Чем могущественнее становился Мухаммед, тем ревнивее относился он к своему авторитету. Его личный авторитет отождествлялся с авторитетом государства, превращался в ось, на которой держалась вся система ислама. В 632 г. Мухаммед умер и был похоронен в Медине.



Рассказать друзьям