Любовь и доброта – нравственный стержень человека. Что такое честь, достоинство и целостность человека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Хочу вам предложить к прочтению такую глубокую тему в разделе само-менеджмента по-женски.

Внутренний стержень человека, личностный стержень - метафора, описывающая строение сильного человека. Это то, что помогает человеку выстоять перед давлением жизненных трудностей, решать жизненные задачи, быть готовым расти и развиваться. "У него есть внутренний стержень!" - говорят про человека с устойчивой психикой.

Чем сильнее человек, чем крепче его внутренний стержень, тем более серьезный груз негативного опыта он может воспринять и "переварить". Чем слабее человек, тем скорее он может сломаться.

Если успешного человека оставить без гроша, он сможет обрести все это вновь в течение короткого периода. И лишь потому, что он знает, что делать и, что более важно, он знает, что у него есть все необходимое для того, чтобы дойти до конца.

Вот почему каждому необходимо создать свой внутренний стержень – определенную цель, ради которой мы могли бы сжечь все мосты, так чтобы не оставалось путей к отступлению.

Бытует мнение, что внутренний стержень не дается при рождении, человек выращивает его в себе, постоянно его укрепляя . Это трудный путь, но он стоит того, чтобы его проделать, чтобы быть сильной и самодостаточной личностью.

Мой комм. С этим мнением я не согласна. Мне казалось, что я пришла в этот мир уже со стержнем, иначе как бы я пережила все события, выпавшие на мою долю в течение жизни? Только внутренняя сила , когда-то наработанная, помогала мне выстоять, начиная с раннего детства, и была моей путеводной звездой с неосознанной юности .

Я раньше не задумывалась, откуда берется эта сила. Решила покопаться на эту тему… Понятие внутреннего стержня не тождественно понятию «лидерства» и «силы воли». Это что-то другое, но что? Это скорее похоже на самоконтроль.

Такого человека нельзя сбить с пути и повести по скользкой дорожке. Этот человек строит свою жизнь по собственным внутренним понятиям и предпочтениям. Внутренний стержень – это своеобразный костяк личности, ее основные черты, незыблемые столпы, на которых держится сущность человека. Это твердость разума и способность все оценивать с критической точки зрения, сравнивать происходящее с неким внутренним эталоном истины.

Внутренний стержень еще можно назвать «чувством чистой истины», которое всегда начеку, и позволяет человеку делать правильные выводы.

Для сравнения рассмотрим пример человека, не развившего в себе внутренний стержень . Достаточно хорошо это видно по поведению человека в толпе. Сейчас редко какой человек имеет хороший внутренний стержень , так как в воспитании чувствуется отголосок советской уравниловки «будь как все, не высовывайся». В коллективе действует тот же закон толпы.

Не имеющий стержня человек подчиняется законам коллектива, находится в состоянии приспособленца.

Человек со стержнем не подчиняется влиянию толпы, ибо он хозяин своей жизни, а не марионетка, которой можно управлять.

Кстати, экстрасенсы, маги и ведуны обязаны иметь внутренний стержень, если они хотят подчинять себе потусторонние силы, иметь власть над духами, силами стихий. Ясновидящие тоже имеют внутренний стержень, ведь часто бывает, что видения подчиняют себе личность и сознание ясновидца. Парадокс в том, что хорошие ясновидящие и медиумы получаются как раз из чувствительных и податливых людей. Но у сильных практиков и сильный стержень, позволяющий различать истину.

Воля, крепость характера, твердый и трезвый взгляд на жизнь – вот те черты характера, которые отличают человека-Творца.


Как же развить в себе достаточно крепкий внутренний стержень , который поможет управлять жизнью, а ясновидящему – быть в четком и ясном сознании, не давая себя запутать?

Внутренний стержень развивается, прежде всего, от ежедневной работы с собой по самоконтролю . Начать можно с того, чтобы обязательно приучить себя доводить начатые дела до конца . Целеполагание – один из основных элементов стержня.

Следующее, умение отстаивать свою точку зрения в разговорах и переговорах. Заведите привычку в любом разговоре четко выражать свою мысль, держать за собой последнее слово. Оттачивайте это умение в каждом своем диалоге, на любую тему.

Наконец, критичность и способность пересматривать любое событие, любую информацию с разных сторон, слушать противоположные точки зрения, до выявления истины.

Старайтесь развить свое собственное внутреннее чутье к происходящему, интуитивное понимание.

Прислушивайтесь к себе, ведь внутри вас уже есть ответы на все вопросы.

Внутренний стержень – это ваша суть, ваша душа . В вас – целая Вселенная. Она и есть ваш внутренний стержень, доверяйте ей, развивайте ее, и вы станете человеком-Творцом.


Внутренний стержень формируется из морально-нравственных качеств личности (которые важнее, чем животные инстинкты или человеческие страсти). Например, честность и чувство собственного достоинства . Обычно эти моральные принципы, которые человек применяет в любых жизненных обстоятельствах, закладываются еще в детстве строгим и высокоморальным окружением. Но можно и постараться воспитать их самой.

Способы развития внутреннего стержня - это учиться быть самой собой, не сравнивать себя с другими, не ориентироваться в своих поступках на мнение окружающих, не быть от них зависимой. Принять на себя ответственность за свою жизнь .

Строить свой внутренний храм , куда беде не дотянуться своими руками. Внутренний стержень – это особый внутренний настрой и вера, что все преодолимо и безвыходных ситуаций не бывает.

У человека с внутренним стержнем есть свои духовные ценности, которые невозможно разрушить или уничтожить. Пусть его дом сравняло с землей ураганом, но его внутренний храм не разрушен . С ним осталась его Душа, Любовь и Вера.

Человек с внутренним стержнем понимает, в чем смысл его жизни . У него есть конкретные цели, к которым он идет.

Внутренний стержень человека становится крепче , если человек развивает в себе позицию Деятеля, позицию Творца , позицию Автора собственной жизни . Развитие самостоятельности, разумная нагрузка себя обязательствами перед людьми, - также укрепляет внутренний личностный стержень.

Человек, воспринимающий свою жизнь как выполнение собственной миссии , живет с более крепким внутренним стержнем. Поскольку миссия - это жизненная задача за пределами личной жизни человека, человек так живущий - Человек-Творец.

Внутренний стержень - это, прежде всего, внутренняя опора. Столь же важная для нашей души, как позвоночник для нашего тела . На нее мы можем опереться, чтобы устоять в сложных жизненных ситуациях, которые могут с нами происходить. Сплав из воли к жизни и веры в себя. Твердость и гибкость одновременно. То, что позволяет нам выжить , справиться, возродиться из пепла, когда привычный улыбающийся нам мир поворачивается к нам спиной.

Внутренний стержень человека должен, быть гибким, как позвоночник . Чтобы сила личности не обрела негативный оттенок и не превратилась в твердолобость и косность взглядов. Нужно учиться признавать свою неправоту, свои ошибки и уважать чужое мнение так же, как и свое.

Важно! Ребенок не обязательно слабый, взрослый не обязательно сильнее ребенка.

Литература на тему как развивать "Личностный внутренний стержень" у детей: дети до 6 лет - Мария Монтессори "Помоги мне это сделать самому", дети после 6 лет - Макаренко "Педагогическая поэма" и рассказы.


  • < Чистка окружения: Лишние люди в вашей жизни

(С, Л:возможно вступление, задающее тон рассуждению). Любовь, доброта, совесть… Как часто мы произносим эти слова, говоря о чем-то обыденном, повседневном! Порою просто для того, чтобы выразить свое эмоциональное состояние, не вкладывая глубокого смысла в сказанное слово.

А что же есть истинная любовь, доброта, совесть, и легко ли следовать этим духовно-нравственным составляющим человеческой личности?

Любовь… Казалось бы (V) куда проще: люби… и все!!! Но что же мешает жить с любовью в душе? Вероятно, то, что любовь – это не только великая радость, но и тяжкий крест, откровение и тайна, страдание и счастье…Как совместить все это в одной душе?. (Л: новый абзац) Обратимся к примерам их художественной литературы. В известной «Повести и Петре и Февроние (/) Муромских» княгиня Феврония любит мужа своего светло и нежно, тянется душою к его душе, утешает его душу, не давая ей упасть и погибнуть. Все самое тяжкое и горестное на себя принимает. Любовь ее бескорыстна. Дано ей знать, что лишь ее любовью спасется князь. (

В пору изгнанья и скитаний нет у него ближе человека, надежнее опоры, чем жена (V) Богом данная. Чистая любовь ее помогает душе князя освободиться от всего ложного и суетного. Мудро ведет она его по пути духовного совершенствования: не укорит, когда оступится, простит, когда заблуждается, утешит, когда страдает…И в этом ей помогает любовь мудрая, бескорыстная, нежная, терпеливая. (С: должны быть добавлены элементы смыслового анализа текста художественного произведения.)

А вот на современном языке слово «любовь», к сожалению, «звучит по-другому». Не «обветшает» ли? Надеюсь, нет, пока существуют образцы истинной любви.(С: должны быть добавлены включения, отображающие личностную позицию автора сочинения). (Л: новый абзац). Мудрость же позволяет любви подчиниться самоотверженности. Лирический герой стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил…» покоряет читателя именно своей мудростью любить. Прощаясь со своей еще не остывшей любовью, герой стихотворения благословляет свою возлюбленную, чтобы в новой любви она была счастлива, любима «искренно и нежно»: «Как дай Вам Бог любимой быть другим».(С: должны быть добавлены включения, отображающие личностную позицию автора сочинения) . (С: должны быть добавлены элементы смыслового анализа текста художественного произведения.)

Есть и такая любовь, святая и искренняя, которая объемлет весь мир, его согревает и просветляет. Она не кричит о себе, а скромно дарит себя людям. Такую любовь показал нам (Р. погрешность, недочет) А.Платонов в рассказе «Юшка». (Л: возможно абзацное членение.) Какие глубокие чувства живут в убогом Юшке! Он чуствует (/) себя осиротевшим, когда видит упавших замертво жуков и бабочек, боится повредить цветы даже своим дыханием… Не сердится на детей, которые обежают (/) его. Он верит, что дети любят его, только не знают (V) что надо делать для любви. Верит, что народ его тоже любит, только «без понятия», так как «сердце в людях бывает слепое». (Л: новый абзац) А что же мы? Мы разучились любить мир вокруг себя: отгородились от мира природы бетоном, пластиком, металлом, Мы не замечаем, что постепенно привыкаем к отсутствию живой природы, превращая ее в «мастерскую» и забывая о том, что она «храм».(С: должны быть добавлены включения, отображающие личностную позицию автора сочинения). (С, Л: микровывод по установленному тезису+ логический мостик к следующему абзацу.) А ведь в ней, говоря словами Ф.И.Тютчева, «…есть душа, есть свобода..., - в ней есть любовь, в ней есть язык». Разрывая связь с миром, мы теряем нравственную опору.



Так как же вернуть человека на путь нравственный, вылечить его «слепое сердце»? Наверное, и нужен всем нам такой Юшка, который откроет глаза на то, что такое истинная любовь и доброта.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Выпускник откликнулся на предложенную задачу, избежал ее подмены, выбрал свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые попытался аргументированно раскрыть. Автор сочинения частично сопровождает рассуждение личностной оценкой позиции объектов рассуждения. Можно выделить удачный подход в раскрытии замысла работы: учащимся самостоятельно выявлена проблемарассуждения в форме проблемного вопроса: «А что же есть истинная любовь, доброта, совесть, и легко ли следовать этим духовно-нравственным составляющим человеческой личности?»



Хотя выпускник строит высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, но при этом он избегает использования литературного материала в достаточном для проведения смыслового анализа объеме. Литературный материал не ведет ученика за собой, а используется им только как основа для собственных размышлений. Обоснование тезисов отсылками к тексту стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил…» могло бы быть более обстоятельным.

Объем сочинения в пределах допустимого– 300 слов


Ход мировых событий подошел к точке, когда существующий миропорядок практически изжил себя, его трясет и лихорадит.

Кризис говорит об этом со всей своей очевидностью.

Становится все более понятным, что старое общественное здание уже не удастся реставрировать, что остается только один путь - двигаться вперед, создавая новые формы жизни, новые формы общественных отношений.

Это будут отношения свободные от тех пережитков, которые сегодня ограничивают нас на каждом шагу. Они будут адекватны современным условиям, современному сознанию человека.

Все начинается с человека и заканчивается человеком. Никакие улучшения в структуре управления, экономике, технологиях… не помогут, если мы сами останемся прежними, с тем мировосприятием и теми представлениями, которое завели нас в сегодняшний тупик.

Но по какому критерию можно отличить старые, изжившие себя общественные явления от тех прогрессивных и нарождающихся, которые так нужны сейчас?

Скорее всего - это нравственный стержень, нравственное чувство.

Само понятие нравственности требует, в этой связи, более точного определения. Часто его путают с моралью, которая представляет собой свод чисто внешних правил, в то время, как нравственность есть глубоко внутреннее (врожденное) свойство человека. Мораль действует пока человек обусловлен социумом с его жестким набором предписаний. Поэтому наличие или отсутствие нравственного стержня становится заметным в экстренных (нештатных) ситуациях.

Сегодня, благодаря кризису, вся наша жизнь начинает походить на одну непрекращающуюся нештатную ситуацию. Самые обычные и заурядные жизненные проблемы могут повлечь гораздо более серьезные последствия, чем раньше.

К примеру, если раньше увольнение было чревато лишь менее престижной работой или меньшей зарплатой, то сегодня это может превратиться в крушение всех жизненных планов и даже поставить семью на грань выживания.

Именно такие, казалось бы, чисто житейские вещи проявляют в человеке его нравственный стержень, показывая чем и ради чего он готов поступиться.

Сегодня все больше людей встают перед выбором - либо закрыть глаза (пойти на компромисс) с собственными представлениями о порядочности, чести, справедливости…, либо лишиться средств существования. Как бы прозаически это не выглядело, но такие простые жизненные ситуации являются лакмусовой бумагой, которая показывает, что ведет нас по жизни.

Нравственное чувство - это пропуск в будущее, та серебряная нить, которая проведет человека через все предстоящие коллизии. Это тот стержень, который не даст сломаться от кажущейся безысходности или потерять направление от внезапной удачи. Лучшие человеческие качества исходят из этого чувства.

Александр Федотович, период 90-х годов, когда школа жила в соответствии с тезисом «мы даем только знания, воспитывает семья», ушел в прошлое. Сегодня воспитательный момент становится приоритетным в работе любого образовательного учреждения. Об этом заявлено на самом высоком государственном уровне. Президентом Дмитрием Медведевым предложена для реализации «Концепция духовно-нравственного воспитания школьников». В апреле следующего года в школах России появится экспериментальный курс, направленный на духовно-нравственное воспитание школьников. Готовы ли вы к этому как одно из крупнейших учебных издательств страны? Есть ли уже какие-то учебники или их проекты по этому курсу?

Мы готовы издать любой учебник, который будет служить добру, соответствовать государственным стандартам, а перо его автора будет принадлежать талантливому профессионалу. Издательство накопило определенный опыт. Примером тому книга «Родная земля» для начальной школы, курс мировой художественной культуры, элективный курс «География. Листая страницы семейного альбома», «Православный словарь», серии книг для семейного чтения о традициях и обычаях российских народов, их героизме и любви к Родине. Если говорить непосредственно об учебниках по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», то как только будет утвержден стандарт, мы готовы приступить к работе над ними. У нас есть идеи, намечен круг авторов... Хотел бы подчеркнуть: замечательно, что в школу идет духовно-нравственная культура. Мы ее заждались, ибо она предполагает формирование личности на прочном фундаменте вековых отечественных традиций, где духовности принадлежит едва ли не первое место. Одна из проблем - кто будет преподавать новый курс? Следует внести соответствующие коррективы в систему повышения квалификации педагогов, в структуру высшего педагогического образования, в содержание образования на исторических факультетах, ведь скорее всего именно историкам и предстоит вести этот курс. Кроме того, нельзя забывать, что Россия - это многонациональная и многоконфессиональная страна. Я бы даже отказался от слова «россияне», вернувшись к тому определению, которое было издавна принято в России - «российский народ». При разработке учебного курса полиэтничность страны необходимо учитывать, постоянно помнить, что мы обязаны формировать у учеников уважение к представителям других наций и конфессий, воспитывать сознание, что мы единая семья с общей исторической судьбой.

Этот курс призван объединять людей, а не раскалывать. Здесь заключена одна из основных идей духовно-нравственного воспитания - учить добру, милосердию, любви. От педагогов потребуется особая тонкость, деликатность и духовная мудрость. И, конечно же, этот предмет должен быть интересен детям. Его задача привить ребенку вкус к культуре, интерес к познанию истории человеческого духа. Нельзя запаздывать с началом работы, но и настраиваться следует на длительный систематический труд, и результаты придут - люди станут добрее, отзывчивее, а главное - одухотвореннее, с богатым внутренним миром, наполненным светлыми помыслами и целями.

От учителя во многом зависит будущее страны. Его социальная роль по-настоящему велика. Все свершения ведут начало с порога школы. У каждого великого мыслителя, ученого, полководца, представителя творческой интеллигенции, высокопрофессионального рабочего был и оставался всю жизнь с ним свой учитель. Во все достижения, которые имеет страна, свою лепту внес учитель, и вклад его весом.

Я уже когда-то говорил в интервью и скажу еще раз: кто, по-вашему, победил в Великой Отечественной войне? Советский учитель, его ученики, для которых защита Отечества всегда была почетным долгом. Это наглядно видно в любом селе, поселке, городе, где стоят обелиски с написанными золотом именами его учеников, отдавших жизни за Отчизну.

Уверен, что и сегодняшняя молодежь, если будет нужно, защитит свою Родину. Но лучше пусть их минует чаша сия. А разве нет у нас героев России сейчас - молодых ребят, проявивших мужество в горячих точках? Наши дети должны знать их имена. Почему бы не создать пантеон национальных героев страны и не почитать как святыни? Мы забыли и о человеке труда, а ведь он соль земли - простой труженик, который каждый день ходит на работу, сеет хлеб или стоит у станка, живет ради своих детей. Ему следует отдавать должное и в средствах массовой информации.

Александр Федотович, думаю, задачи курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это не только экскурс в мировые религии, в культурные традиции разных народов, но еще и попытка дать маленькому человеку нравственный фундамент, ту опору, которая бы помогала ему в жизни.

У ребенка должен появиться нравственный стержень, который оберегал бы человека от надломов при любых жизненных обстоятельствах. Формирование внутреннего духовного мира ребенка - одна из сложнейших воспитательных задач. В ее решении должны участвовать и семья, и школа. Правильный духовно-нравственный выбор непростая проблема для каждого человека. Нужно научить детей его делать. Ведь юноша или девушка зачастую оказываются в ситуации витязя на распутье.

Они должны научиться понимать не только себя, но и других людей, жить с ними в гармонии человеческих отношений. Великий классик, знаток человеческой души Федор Михайлович Достоевский, написал: «Самое трудное - жить среди людей и остаться человеком». Это, по сути, своеобразный приговор человеческому обществу. Следует добиваться любви и уважения к ближнему, к человеку. Серафим Саровский всех встречал светлыми словами «радость моя». И мы друг другу должны стать не в тягость, а в радость.

И все же, я думаю, основам человеческой морали, взаимоотношениям между людьми прежде всего учит семья.

Безусловно. Ответственность за воспитание детей в первую очередь несет семья. Морали чаще всего учат примером. А главными и любимыми примерами для ребят всегда были и останутся отец и мать, бабушки и дедушки. Добрым, чистым, светлым взаимоотношениям между мужчиной и женщиной ребенок учится, глядя на своих родителей. При этом значение имеет все - то, как отец с матерью разговаривают, их жесты, мимика, интонации. У ребенка должна быть особая сфера обитания, где его самозабвенно любят. Он должен чувствовать, осязать любовь к нему родных и близких, всегда рассчитывать на их поддержку, помощь, понимание. Это вселяет уверенность в свои силы, помогает обрести устойчивость и цельность внутреннего мира с покоем на душе. В семье ребенок постигает многое, и хорошо, если он впитывает чистоту отношений, помыслов, добрых дел, верность и многое другое, что формирует благородство - качество, о котором сегодня говорят, к сожалению, редко.

Согласитесь, и семье, и школе очень сложно бороться с тлетворным влиянием некоторых СМИ, телепередач, где много негатива, насилия и зла, да и откровенной пошлости...

Да, к сожалению, окружающий ребенка мир, мягко говоря, антипедагогичен. Ряд телепередач стали уже притчей во языцех. Как бороться? Вводить цензуру? Да, но цензуру особую, которая проходила б через сердце и душу авторов подобных передач, если, разумеется, у них есть душа и сердце. Пусть спросят себя, хотят ли они, чтобы на этих передачах воспитывались их дети, и помнят ли, что сказано в Библии: «А кто приносит искушение, тому лучше на свет не родиться...» Это не значит, что все телевидение, все газеты и журналы безнравственны и опасны для духовного здоровья наших детей. Есть светлые, наполненные добром человеческого творчества телепрограммы. На них и будем ориентироваться.

Привить чувства любви к Родине и патриотизма - часть духовно-нравственного воспитания...С чего, по-вашему, начинается Родина? Как вы ответите на этот вопрос, Александр Федотович?

Родина начинается с каждого из нас, мы ее часть. И то, что мы собой представляем, наши поступки, наши деяния, и есть наша Родина. Патриотизм же - это чувство ответственности вначале за себя, потом за семью, за товарищей, за город и в конечном итоге за свою страну. У всех своя ответственность. И каждый вне зависимости от профессии, должности, места работы заслуживает уважения. Ведь патриотизм - это и уважение к согражданам, к общей истории, к судьбе страны. Люди не должны быть равнодушны друг к другу.

Вернемся к учебному книгоизданию. Я знаю, что помимо учебников у вас выходят различные познавательные серии: «Библиотека путешествий», библиотеки отечественной и зарубежной классики, «Перекрестки истории», которые, несомненно, несут мощный воспитательный заряд...

Да, эти книги стоят многих часов воспитательных бесед. К примеру, «Библиотека путешествий» - по сути, летопись героизма и самоотверженности человека во имя науки, во имя Отечества. В великие географические открытия огромный вклад внесли наши соотечественники Хабаров, Ермак, Пржевальский и др. Они совершили великие подвиги ради познания планеты Земля. Прочтите письма Скотта жене, написанные им, когда смерть стояла у порога его палатки. Сколько в них любви... Для меня читать - значит беседовать с мудрым человеком, постигать вечность... И духовная культура, о которой мы сегодня говорим, идет рука об руку с культурой чтения и речи. Об этом тоже следует помнить, обращаясь к детям.

Бессмертное произведение Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» является настоящей одой простому народу, жизнь которого была полностью сломана войной.

Это не просто интересная история, а судьба человека, Андрея Соколова , испытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Андрей Соколов обладал настоящим внутренним стержнем, высокими идеалами духовности, непоколебимости и патриотизма. В одном из эпизодов рассказа, автор повествует нам о том, как истощенный голодом и трудовыми работами в концлагере, Андрей смог сохранить свое человеческое достоинство: он долго отказывался от еды, которую предлагали ему фашисты перед тем, как угрожали его убить.

Твердость его характера вызвала уважение даже у немецких душегубов, которые в конечном итоге все же смилостивились над ним. Хлеб и сало, которые они дали главному герою в качестве вознаграждения за его гордость, Андрей Соколов разделил между всеми своими голодающими сокамерниками.

Это еще раз убеждает в нравственности главного героя. Андрей Соколов настоящий сын своего государства, он олицетворяет в себе весь народ, всю его силу, мужество и непоколебимость.

6.2. В центре романа Л.Н. Толстого "Война и мир" находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время великие исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека, показали его отношение к Отечеству. Л.Н.Толстой изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Также писатель стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова… Да перечислишь ли всех? Другими словами говоря, автор-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего "дубину" освободительной войны против захватчиков. Интересно узнать, каково же отношение Л.Н.Толстого к войне? По мнению писателя, "война – это забава праздных и легкомысленных людей", а сам роман "Война и мир" – это антивоенное произведение, в котором еще раз подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущий смерть и человеческие страдания. Свою точку зрения Л.Н.Толстой раскрывает в романе разными приемами, например, через мысли любимых героев. Тот же князь Андрей, который, лежа под небом Аустерлица, разочаровывается в своих прежних мечтаниях о славе, власти, о "своем Тулоне" (даже Наполеон, его кумир, кажется князю Болконскому теперь маленьким и ничтожным). Немаловажную роль в понимании авторской позиции относительно войны играет сопоставления светлой лесной природы и безумия, убивающих друг друга людей. Невольно перед нашими глазами предстает панорама Бородинского поля: "косые лучи яркого солнца … кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающим розовым и золотым оттенком свои темные, длинные тени. Дальше леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески". Но вот это чудеснейшая картина природы сменяется страшным видом сражения, и все поля покрываются "мглой сырости и дыма", запахом "странной кислоты селитры и крови". В эпизоде драки французского и русского солдата из-за банника, в картинах военных госпиталей, в составлении диспозиций к сражениям мы еще раз убеждаемся в отрицательном отношении Л.Н. Толстого к войне. В своем романе писатель дает изображения двух войн: за границей в 1805-1807 годах и в России в 1812 году . Первая, ненужная и непонятная русскому человеку, война, которая велась на чужой стороне. Поэтому в этой войне все далеки от патриотизма: офицеры думают о наградах и славе, а солдаты мечтают о скорейшем возвращении домой. Вторая же носит совсем иной характер: это война народная, справедливая. В ней патриотические чувства охватили различные слои русского общества: ненависть к врагу испытывали и купец Ферапонтов, сжигающий свою лавку при занятии французами Смоленска, чтобы ничего не досталось неприятелю, и мужики Карн и Влас, отказывающиеся продавать "за хорошие деньги, которые им предлагали, сено", и Ростовы, отдавшие подводы для раненых в Москве, довершив этим свое разорение. Народный характер войны 1812 года особенно широко отразился в стихийном росте партизанских отрядов, которые стали образовываться уже после вступления неприятеля в Смоленск; именно они, по словам Л.Н.Толстого, "уничтожали великую армию по частям". Как о выдающихся героях говорит автор и о партизане Денисове, и о крестьянине Тихоне Щербатом, "самом полезном и храбром человеке" в отряде Василия Дмитриевича, и о смелом, но безжалостном Долохове. Особое место в понимании "скрытой теплоты" русского патриотизма занимает Бородинское сражение, в котором русское войско одержало нравственную победу над численно превосходящим противником.

Русские солдаты понимали, что за ними Москва, знали, что от предстоящего сражения зависит будущее Родины. Не случайно французские генералы сообщали Наполеону, что "русские держатся на своих местах и производят адский огонь, от которого тает французское войско", "наш же огонь рядами вырывает их, а они стоят". Сражаясь за Москву, город-символ России, русские войны готовы были держать свои позиции до конца – только лишь одержать победу. И это наиболее четко показывается автором на примере батареи Раевского, от которой "шли, ползли и неслись на носилках толпы раненых с изуродованными страданием лицами". Французы же понимали, что сами они были нравственно истощены, опустошены, и именно это и определило в дальнейшем их полное поражение. Докатившись до Москвы, французская армия неминуемо должна была погибнуть от смертельной раны, полученной ею при Бородине. В то время как русские солдаты не словом, а делом вносили свой вклад в общую победу в войне, завсегдатаи же петербургских и московских салонов были способны только лишь на ложнопатриотические призывы и речи, тем самым не проявляя интереса к судьбе Родины. Им не дано было "сознавать опасность" и то трудное положение, в котором находился русский народ. Л.Н.Толстой резко осуждает такой "патриотизм", показывает пустоту и никчемность этих людей. Бесспорно, Отечественная война 1812 года сыграла значительную роль в жизни князя Андрея и Пьера.

Патриоты своей Родины, просто как порядочные люди, они приняли на себя частичку тех испытаний и трудностей, того горя, что выпало на долю русского народа. А во многом переломным моментом и в жизни князя Болконского и графа Безухова стало, конечно же, Бородинское сражение. Как опытный боевой человек Андрей был в этой битве на своем месте и мог еще принести много пользы. Но судьба, упорная в своем желании уничтожить Болконского, наконец, достигла его. Бессмысленная смерть от шальной гранаты оборвала такую многообещающую жизнь. Большим испытанием стало Бородинское сражение и для Пьера. Желая разделить судьбу народа, России, граф Безухов, не будучи военным, принял участие в этом бою. На глазах Пьера страдали и умирали люди, однако не только сама смерть поразила его, но и то, что солдаты уже не видели никакой дикости в уничтожении людей людьми. В день битвы графу Безухову много дал последний разговор с князем Андреем, понявшим, что истинный исход сражения зависит не от штабных офицеров, а от того чувства, которое сейчас жило в сердце каждого русского солдата. По мнению Л.Н.Толстого, не только яркий героизм и патриотизм русского народа внес значимый вклад в победу, но и, несомненно, главнокомандующий русской армии Кутузов, который был любимцем солдат и боевых офицеров. Внешне это был дряхлый, слабый старик, однако же сильный и красивый внутренне: полководец один принимал смелые, трезвые и правильные решения, не думал о себе, о почестях и славе, ставя перед собой лишь одну задачу, которая была его стремлением и желанием: победу над ненавистным врагом. В романе "Война и мир" Л.Н.Толстой, с одной стороны, показывает бессмысленность войны, показывает, сколько горя и несчастий приносит война людям, рушит жизни тысяч и тысяч людей, с другой, показывает высокий патриотический дух русского народа, который участвовал в освободительной войне против французских захватчиков.



Рассказать друзьям