Лечение параличей. Лфк при заболеваниях нервной системы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

– патологическое состояние, которое связано со слабостью некоторых мышц. Основная причина этого – нарушение связей мышечных волокон и нервной системы. Причём парез – это не самостоятельная болезнь, а последствие какой-либо патологии, например, инсульта, поражения спинного мозга или травмы.

Поэтому следует понимать, что лечение пареза никогда не должно проводиться отдельно от лечения того заболевания, которое стало причиной этого состояния. Наравне с ЛФК, при парезе нижних конечностях врачом назначается приём медикаментов, массаж и физиопроцедуры.

Основные упражнения

Выполняемые упражнения будут зависеть от того, какие именно мышцы оказались повреждены. Однако есть ряду универсальных упражнений, которые могут выполнять все пациенты с этим диагнозом.

  1. Лёжа на спине. Поднять правую ногу и вдохнуть, опустить правую ногу и выдохнуть. Те же движения проделать другой ногой.
  2. Также на спине. Согнуть одну ногу в колене и притянуть её как можно сильнее в груди. Оставаться в этом положении некоторое время, затем вытянуть ногу. Повторить также другой ногой.
  3. Лёжа на спине. Чертить в воздухе круги сначала одной ногой, потом второй.
  4. Поднимание и опускание ног с помощью блока. Важно следить за дыханием. При поднятии ног делать вдох, а при возвращении в исходное положение – выдох.
  5. На спине. Поворот тела в правую или левую сторону с закидыванием противоположной повороту ноги в бок.
  6. Имитировать плавание – делать движения ногами как в воде при плавании брассом.
  7. Лёжа на спине. Поднять ногу и начертить носком ноги в воздухе круг. После этого повторить другой ногой.
  8. Лёжа на спине сгибать и разгибать пальцы ног. При этом надо стараться соблюдать последовательность, то есть сначала согнуть пятый палец, потом четвёртый, далее третий, второй и первый. При разгибании пальцы на ногах желательно растопыривать.
  9. Лёжа на спине. Тянуть стопы ног на себя. Можно делать по очереди, а можно одновременно двумя ногами.
  10. Поворачивать стопы влево и вправо. Можно выполнять как лёжа, так и сидя.
  11. Сгибать и разгибать ноги в колене.
  12. Лёжа на спине. Стопу правой ноги тянуть на себя, стопу левой ноги – от себя.

Все упражнения делать очень медленно, при плохом самочувствии лучше отменить все занятия. Для выполнения пассивных движений нужно использовать дополнительные приспособления. Также для этого может потребоваться помощь инструктора. Общая длительность занятий не должна быть более 15 – 20 минут, у ослабленных пациентов и лежачих – не более 10 минут. Каждое упражнения надо повторять по 3 – 4 раза. При этом пациент не должен испытывать усталости, одышки, либо других признаков, которые могут негативно сказаться на его здоровье.

Когда выполнять

Особенность ЛФК в том, что выполнять упражнения можно практически в любое время суток. Это может быть утренняя гимнастика, которая оказывает немалое положительное воздействие на организм. Причём, если пациент не может встать с кровати, он может их выполнять лёжа.

Это может быть самостоятельное занятие, которое также проводится в домашних условиях.

Это могут быть занятия в специализированных центрах ЛФК, под контролем инструктора. В этом случае сначала будут проводиться дыхательные упражнения, затем основные, и заключительная часть, которая включает в себя упражнения на релаксацию.

Это может быть дозированная ходьба на свежем воздухе, или дозированные восхождения и спуски по специально проложенным маршрутам.

Противопоказания

Не всегда при парезах конечностей могут назначаться ЛФК. У этой процедуры, как и у многих других, связанных со здоровьем человека, есть свои противопоказания, о которых надо обязательно помнить.

Так, например, основными противопоказаниями следует считать отсутствие контакта с пациентом из-за тех или иных психических нарушений. Занятия нельзя проводить при инфекционных заболеваниях и интоксикациях. Также следует отложить на время упражнения и тогда, когда пациент жалуется на болевые ощущения.

К другим противопоказаниям можно отнести:

  1. или риск тромбоза.
  2. Эмболию или риск эмболии.
  3. Кровотечения или угроза его появления.
  4. Повышенная температура тела.
  5. Повышенное СОЭ.
  6. Повышенное артериальное давление, особенно опри цифрах 200 на 120 и выше.
  7. Все злокачественные новообразования.
  8. Метастазы.

Это значит, что прежде, чем начинать заниматься, необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом.

Кстати, вас также могут заинтересовать следующие БЕСПЛАТНЫЕ материалы:

  • Бесплатные книги: "ТОП-7 вредных упражнений для утренней зарядки, которых вам следует избегать" | «6 правил эффективной и безопасной растяжки»
  • Восстановление коленных и тазобедренных суставов при артрозе - бесплатная видеозапись вебинара, который проводил врач ЛФК и спортивной медицины - Александра Бонина
  • Бесплатные уроки по лечению болей в пояснице от дипломированного врача ЛФК . Этот врач разработал уникальную систему восстановления всех отделов позвоночника и помог уже более 2000 клиентам с различными проблемами со спиной и шеей!
  • Хотите узнать, как лечить защемление седалищного нерва? Тогда внимательно посмотрите видео по этой ссылке .
  • 10 необходимых компонентов питания для здорового позвоночника - в этом отчете вы узнаете, каким должен быть ежедневный рацион, чтобы вы и ваш позвоночник всегда были в здоровом теле и духе. Очень полезная информация!
  • У вас остеохондроз? Тогда рекомендуем изучить эффективные методы лечения поясничного , шейного и грудного остеохондроза без лекарств.

ДЦП является патологией, которая заключается в параличе центральной нервной системы, возникшей по причине поражения нескольких или же одного отдела головного мозга человека. Заболевание может начать формироваться еще в период нахождения плода в утробе матери, сразу после родов или в течение непродолжительно времени после этого. Для того чтобы предотвратить продолжение развития патологии применяют различные методики и терапии, среди которых игры для детей с ДЦП представляют весьма действенный способ.

Что такое ЛФК

ЛФК – лечебная физкультура, которая направлена на восстановления функций организма человека. Специальные упражнения для детей с ДЦП способствуют торможению паралича центральной нервной системы. Комплекс упражнений лечебной физкультуры позволит постепенно вернуть детям контроль над своими движениями, значительно улучшить координацию, а также частоту движений конечностями.

Основные задачи и цели ЛФК программы направлены на обучение больного ребенка с ДЦП обычным бытовым умениям, которые облегчат им жизнь. Также комплекс упражнений позволит познать больным детям несложную трудовую деятельность, и проводить самообслуживание без посторонней помощи (нянек, родителей и других).
В результате комплекса ЛФК постепенно вырабатываются новые навыки, движения становятся более точными и правильными.

Родители должны знать, что курс ЛФК должен быть назначен сразу после обнаружения патологии у ребенка. При постепенном усложнении физической деятельности следует немедленно начинать терапию, чтобы избежать перехода в более тяжелую форму. ЛФК также назначается для детей, у которых не наблюдается физических отклонений, но есть предпосылки к этому или предрасположенность (например, наследственность).
Методика восстановления физической деятельности детей-инвалидов основывается на нескольких принципах:

  • у больных отсутствуют длительные перерывы между выполнением специальных упражнений;
  • терапия проходит регулярно и систематически;
  • необходимо постепенное наращивание физической нагрузки для укрепления мышечных тканей и сухожилий;
  • индивидуальное назначение профилактических упражнений, которые ориентированы только на одного больного с определенными физическими отклонениями;
  • учитывается возраст ребенка при назначении курса ЛФК, психологическое состояние больного и стадия протекания патологии.

Очень важна для детей коррекционно-воспитательная работа, которая направлена на компенсирование всех нарушенных функций организма. В связи с этим врачи настоятельно рекомендуют проводить ЛФК с самых ранних лет. Важно помнить, что чем раньше начнется профилактика, тем лучше это для молодого организма. В раннем возрасте дети более податливы для корректирования опорно-двигательной системы.

Виды упражнений

Так как подвижный комплекс ЛФК для ребенка с ДЦП должен быть подобран индивидуально, то в зависимости от проявления патологии, врачи могут назначать разные виды лечебных упражнений. Для терапии заболевания занятия могут быть направлены на стимулирование опорно-двигательного аппарата в виде специальной гимнастики или купания в бассейне.

Инвалидам назначают упражнения для растяжки связок, для расслабления мышечных тканей и суставов. Занятия с детьми будут проходить в сидячем положении и лежа. Также следует сказать, что больные ДЦП более охотно проходят курс терапии, если она будет в форме сюжетно-ролевой игры или же с игрушками.

Занятия для стимулирования двигательного аппарата направлены на развитие и укрепление двигательной способности ребенка с ДЦП. Первым делом ребенок должен сесть на пяточки, чтобы стопа полностью стояла на полу. Затем мама или папа должны встать перед ним, положите его ручки на плечи, зафиксировав больного в области таза. После этого нужно начать постепенно его наклонять, чтобы он вставал на коленки.

Когда пациент становится на колени, его нужно поддерживать в области подмышек, чтобы перемещать его в разные стороны. Через некоторое время нужно ослаблять поддержку, чтобы ребенок постепенно привыкал переносить самостоятельно центр массы своего тела с одной ноги на другую. При смещении центра тяжести на левую ножку, правую следует отрывать от пола. Со временем необходимо начинать разводить руки в стороны, тренируясь держать равновесие.

Затем можно посадить малыша на стул, став перед ним лицом. Своими ногами нужно зафиксировать ножки больного у пола, взяв его за руки. Затем нужно тянуть их на себя и вверх. Это упражнение позволит научиться вставать без посторонней помощи. Еще одно упражнение из комплекса ЛФК должно помочь ребенку с нарушенным опорно-двигательным аппаратом правильно держать равновесие. Для этого нужно становиться так, чтобы его одна стопа была впереди другой, но на одной линии. Нужно попеременно подталкивать малыша в спину и грудь, чтобы он чувствовал, как распределяется масса его тела в таком положении.

Также для этого можно поставить перед собой, и, взяв за руку, толкать и тянуть в разные стороны, чтобы больной самостоятельно делал шаг. Это позволит ему самостоятельно находить точку опоры. Для развития опороспособности нужно лечь на спину, а затем надавливать на прочную поверхность своими стопами. Такие занятия очень эффективны, если их проводить регулярно, не нарушая график.

Видео «Упражнения для позвоночника»

Для растяжки

Для улучшения растяжки конечностей и повышения гибкости нужно регулярно проводить особые упражнения. Пациент должен сесть на пол, вытянуть ровно перед собою ножки так, чтобы его тело было расположено под углом в 90 градусов. Далее ребенок должен начать вытягивать перед собою руки, делая вдох. При вдохе он должен сгибать тело, стараясь достать ладонями до кончиков пальцев ног. Если изначально это сделать не удается, то нужно постепенно увеличивать нагрузку, наклоняя больного к ногам.

Со временем нагрузку можно увеличить, чтобы он доставал лбом до ног. Также малыш может лечь на живот, положить руки вдоль своего тела. Больной должен приподнимать грудную клетку, опираясь ладонями в пол. Важно, чтобы его голова была запрокинута максимально назад, медленно вдыхая воздух. В исходном положении (на спине), нужно соединить вместе ноги. Следует приподнимать вытянутые ножки над головой, удерживая тело в лежачем положении. Колени нельзя сгибать, а руки следует держать на полу. В идеале нужно доставать кончиками пальцев ног до пола за головой.

Еще одно упражнения позволит улучшить растяжку. Для этого следует сесть на пол, согнуть правую ногу, чтобы пятка ноги доставала до внутренней стороны левого бедра. Левая стопа должна доставать до правого колена. Правую руку нужно перевести вокруг левой коленки, удерживая левую стопу. Далее нужно левую ручку завести за спину с противоположной стороны у талии, а голову повернуть налево, наклонив так, чтобы достать подбородком до левого плеча. Важно, чтобы правое колено при этом не отрывалось от пола.

Такая развивающая гимнастика нацелена на корректирование дефектов в области спины и позвоночника. Также данная методика позволяет укрепить спинной мозг и нервные окончания, мышечные ткани ног и рук.

Для расслабления

Чтобы расслабить верхние конечности, необходимо положить больного на спину, а затем закрепить ногу и руку с одной стороны при помощи груза (например, мешочки с песком). Свободную руку следует сгибать в локте, а родители будут фиксировать предплечье. Так нужно удерживать пациента пока мышцы не расслабятся. Можно встряхнуть кисти, сгибать и вращать их.

Чтобы расслабить нижние конечности нужно зафиксировать руки, а ноги довести до живота. Кто-то из родителей будет удерживать голенище, перемещая в стороны тазобедренный сустав. Далее, фиксируя одну ногу, производится круговое движение другой конечности, постепенно ее разгибая. Такая гимнастика снимает напряжение с мышц, давай возможность ослабить тонус. Это очень важно, так как при патологии они могут непроизвольно сокращаться или быть в напряжении.

Для суставов

Занятия ЛФК для укрепления суставов очень важно для выздоровления ребенка с ДЦП. Большая часть упражнений из комплекса проводится в положении лежа. Когда пациент ляжет на спину, его одну ножку нужно держать разогнув, а вторую начинать медленно сгибать в коленном суставе. Если в раннем возрасте у него есть хорошая гибкость в теле, то при возможности, сгибая ногу, нужно довести бедро до живота, а затем отвести.

Далее больной должен лечь на бок, и постепенно поднимать бедро вверх. Колени и ноги при этом должны находиться в согнутом положении. Нельзя перенапрягать связки.
Следующее упражнение – ребенок ложится на живот (лучше всего на твердый стол), чтобы его стопы свисали за столешницей. Затем родители должны помогать медленно разгибать и сгибать его конечности.

Лежа на спине, нужно сгибать поочередно колени и максимально их разгибать.
Когда ребенок будет лежать на животе, под его грудную клетку нужно положить специальный валик. Нужно будет приподнимать его на вытянутые руки, производя пружинящие движения постепенными мягкими рывками. Такие занятия позволять укрепить суставы верхней части туловища.

Ребенок может лечь на спину. Затем его руку нужно сгибать так, чтобы лицо пациента было повернуто в соответствующую сторону. Далее процедура повторяется, поворачивая голову в другую сторону.

Среди более подвижных упражнений лечебной гимнастики есть такие, которые проводятся в бассейне или же с использованием сюжетно-ролевых игр. При использовании различных игрушек во время проведения лечебной физкультуры или сюжетно-ролевых игр дети более охотно проводят гимнастику. Игрушки позволяют создать интерес вокруг данного действия, не ощущая дискомфорта. Сюжетно-ролевые игры с различными игрушками тесно переплетены с основной мозговой деятельностью ребенка. Важен сам процесс в этом.

Сюжетно-ролевую игру можно с уверенностью называть эффективным способом терапии, так как улучшает фантазию детей, проявляет воображение. Сюжетно-ролевые игры хорошо развивают память, позволяют мыслить в смоделированной ситуации.
Сюжетно-ролевые игры для маленьких детей являются вдохновляющим фактором. Использование игрушек в сюжетных играх позволит стимулировать мозг, повышая его активность. В сюжетные игры лучше всего включать жизненные ситуации в упрощенной форме, чтобы детям было легко воспринимать информацию.

Даже без сюжетных игр отдельные игрушки, которые дороги ребенку, могут оказать весьма сильное действие. Игрушки обычно вызывают ряд эмоций, которые переживает больной ребенок. А это также воздействует на работу его мозга. Таким образом игрушки могут оказывать положительное воздействие на психику, даже без использования из в сюжетной-ролевой игре.

Упражнения в бассейне хорошо подходят для тех, кто может ходить сам, но отклонения наблюдаются. При такой терапии больной научится плавать в бассейне, а также укрепить свое здоровье. Занятия в бассейне должны проводиться специализированным инструктором, который знает методики лечения ДЦП и коррекции опорно-двигательной системы у маленьких детей.

Вода помогает расслабить тело, приводит мышцы в тонус, и заряжает энергией. Такая терапия носит название гидрокинезотерапии. Очень часто у детей с явно выраженным признаком ДЦП возникает проблема с эмоциональным состоянием. Для этого также существуют отдельные психогимнастические упражнения, которые должен помогать осуществлять взрослый человек.

Видео «Комплекс упражнений ЛФК для деток с ДЦП»

Данное видео-руководство поможет вам составить программу реабилитации для детей, страдающих ДЦП. Наглядные и простые в исполнении упражнения помогут вам вылечить ребенка.




Помочь нормально жить может ЛФК при ДЦП, ведь детский церебральный паралич — это самое тяжелое нарушение двигательной функции, которое может возникнуть по разнообразным причинам, которых насчитывают примерно четыреста. При ДЦП нарушается тонус мышц и координация. ДЦП делает людей инвалидами.

ДЦП встречается у деток, которым меньше трех лет. Статистические данные очень печальные: в основном дети не доживают до более старшего возраста. Но все же если вовремя начать принимать какие-то меры по лечению паралича, то ребенок будет иметь шанс на хорошее будущее.

Необходимо на протяжении многих лет. Само лечение направлено на восстановление функций двигательного аппарата, запоминание элементарных движений. Это очень-очень тяжелый труд мамы и папы, а также и самого ребенка.

Одними лекарственными препаратами невозможно вылечить эту болезнь. Необходимо постоянно заниматься лечебной физкультурой, которая позволит малышу научиться правильно двигаться. Лечебная физкультура при ДЦП дает положительный результат в любом случае. Родители детей, страдающих детским церебральным параличом, должны определиться с возрастом, с которого необходимо проводить различные упражнения при ДЦП. Ответ очень прост: с рождения, но под тщательным присмотром врача.

Влияние ЛФК на здоровье детей

Лечебная физкультура имеет положительное влияние на человеческий организм. Она дает стимул тканям и мышцам в теле укрепиться. В организме происходит регулирование обменных процессов. Деятельность мозга и сердечно-сосудистой системы намного улучшается.

Но стоит помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Необходимо создать целостный комплекс, в который будет входить массаж, лечебная физкультура, мануальная терапия, различные закаливания организма.

Для каждого малыша разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений. Во все комплексы входят следующие виды занятий: с мячом, в положении лежа и сидя, расслабляющие упражнения, стимулирующие упражнения.

Советы и рекомендации по поводу правильности выполнения лечебной физкультуры

Абсолютно все методики, когда проводится лечебная физкультура при ДЦП, имеют общие рекомендации. Занятия должны иметь системный характер, они должны проводиться регулярно и непрерывно. Только такой график проведения гимнастики поможет добиться хорошего положительного результата. Комплекс упражнений должен подбираться квалифицированным специалистом для каждого маленького пациента индивидуально.

При этом необходимо учитывать сложность заболевания и все особенности протекания болезни. Физические нагрузки должны постепенно увеличиваться.

Упражнения для деток, которые имеют детский церебральный паралич, должны развивать абсолютно все мышцы, суставы. Для этого в комплекс гимнастики должны входить упражнения:

  • для растяжки мышц;
  • чтобы выработать силу и чувствительность мышц;
  • для развития чувствительности нервной системы;
  • для укрепления основных групп мышц, которые принимают участие во всех движениях;
  • чтобы все органы имели хорошую выносливость;
  • чтобы расслабить мышцы, снять судороги и спазмы;
  • чтобы научить ребенка правильно ходить;
  • чтобы органы чувств были развиты;
  • для улучшения равновесия пациента и чувства опоры.

Упражнения, которые необходимо проводить, для того чтобы развивать навыки двигаться

Существует наиболее распространенная форма ДЦП — атоническая. Она проявляется тем, что у ребенка сильно нарушена координация и наблюдается низкий тонус мышц. При этой форме паралича особое внимание необходимо уделить тем занятиям, которые способны укрепить мышцы, в особенности мышцы туловища. Ведь именно мышечный корсет — основной стержень двигательной системы человека в целом.

Эффективными в данном случае являются элементарные упражнения, например, поднимать и опускать туловище из исходного положения лежа на спине. Также можно совершать эти движения, лежа на животе. Можно делать разнообразные наклоны из сидячего положения. С этого же положения можно пытаться делать круговые повороты туловища. В этот комплекс можно включить и упражнения, которые будут укреплять руки и ноги.

Необходимо понимать, что ДЦП затрагивает также и функциональность головного мозга ребенка.

Лечебная физкультура должна помочь мозгу научиться отвечать за те движения, которые напрямую зависят от его работы: движения рук и ног, ползание на четвереньках, приседание, бег, ходьба. Развитие участков мозга, отвечающих за эти движения, достигается посредством регулярного, многоразового повторения одних и тех же действий.

В результате этого возникает эффект «прочувствования», после которого можно выполнять ряд конкретных упражнений:

  1. Исходное положение: ребенок сидит на пятках. Необходимо стать перед малышом, взять его руки и положить их на плечи себе. Зафиксировав ребенка в тазовой области, начать ставить его на колени.
  2. Исходное положение: ребенок стоит на коленях. Необходимо поддерживать малыша под мышками. Переносить массу его тела с одной ноги на другую, поочередно отрывая их от пола.
  3. Исходное положение: ребенок сидит на стульчике. Брать малыша за руки, а ноги его зафиксировать на полу. Пробуждайте в ребенке желание встать, потягивая его за руки вверх и вперед.
  4. Исходное положение: ребенок стоит с выставленной вперед одной ногой. Очень легко подталкивать малыша в спину и грудную клетку, чтобы вырабатывался навык равновесия.
  5. Исходное положение: ребенок стоит. Брать его за руки и толкать в разные стороны, чтобы он мог сделать шаг самостоятельно.
  6. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Опороспособность малыша улучшается, если ребенок надавливает своими стопами на какую-нибудь твердую поверхность.

Упражнения, которые применяют для разработки суставов

  1. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Одну ногу необходимо удерживать в разогнутом положении, а вторую — сгибать. Желательно, чтобы бедро доставало до живота.
  2. Ребенок лежит на боку. Согнуть ногу ребенка в колене и аккуратно отводить бедро.
  3. Ребенок лежит на животе на какой-либо поверхности так, что его ноги свисают вниз. Очень медленно конечности необходимо разогнуть.
  4. Ребенок лежит на спине. Нужно сгибать и разгибать колени малыша.

Дополнительные упражнения

Упражнения, которые тренируют мышцы живота:

  1. Исходное положение: посадить ребенка к себе на колени. Прижать его спинку к себе. Производить вместе с малышом наклоны, а подниматься он должен самостоятельно.
  2. Исходное положение: ребенок лежит на спине с прижатыми к телу руками. Малыш должен попытаться перевернуться со спины на живот, при этом не задействовать руки.
  3. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Необходимо делать глубокий вдох, а на выдохе малыш должен втянуть в себя живот.

Комплекс упражнений на растяжку:

  1. Ребенок сидит на полу. Ноги вытянуть вперед, спина ровная. Руки вытянуть вперед параллельно ногам. Малыш должен сделать глубокий вдох, а на выдохе согнуться и прикоснуться пальцами рук к пальцам ног.
  2. Исходное положение: ребенок лежит на животе с вытянутыми руками. Делая упор на ладони, малыш должен приподнять верхнюю часть тела над полом.

Что касается упражнений на развитие мелкой моторики, то здесь просто необходимо выполнять повороты кисти руки ребенка в разные стороны.

Упражнения с мячом:

  1. Необходимо поставить ребенка спиной к мячу. Ножки должны опереться на игрушку. Посадить ребенка в центре мяча и откатить немножко назад. Это упражнение хорошо развивает равновесие.
  2. Положить ребенка животом на мяч, который подходит малышу по размеру. Руки должны быть протянуты вперед. Держите ребенка за бедра, а мяч немножко толкайте вперед.
  3. Если положить малыша на мячик и легко покачивать его взад-вперед, то отлично снижается тонус мышц.

Упражнения на развитие ходьбы:

  1. Возьмите ребенка за бедра, стойте позади него. Понемногу поворачивайте малыша за бедра в разные стороны, чтобы спровоцировать его сделать самостоятельный шаг.
  2. Помогайте ребенку совершать приседания — 50 в день.

Прекрасным помощником является специальное приспособление, под названием вертикализатор. Он может фиксировать малыша в стоячем положении. Он просто незаменим при тренировках или же при подготовке ребенка к самостоятельному выполнению основных функций. Вертикализатор фиксирует туловище ребенка, а при необходимости его стопы и колени.

Возникающий в результате ограничения активных движений в связи с нарушением иннервации соответствующих мышц. Другими словами - парез представляет собой частичную потерю мышечной силы. В отличие от других двигательных расстройств, парезы характерны тем, что при них поражается центральная и периферическая нервные системы, в результате чего и происходит обессиливание двигательной функции. Таким образом, парез возникает в результате поражения двигательных узлов спинного или/и головного мозга, а также нервных волокон периферической или центральной нервной системы. Как и паралич, парез может быть центральным или периферическим.
Для парезов, которые вызываются поражением периферической нервной системы (периферический парез) характерно ослабление сухожильных рефлексов со стороны пареза, а также снижение тонуса и атрофия мышц и непроизвольные сокращения некоторых волокон мышцы.
Что касается центрального пареза, то вследствие поражения центральной нервной системы сухожильные рефлексы на стороне пареза значительно усиливаются. При этом наблюдаются повышение тонуса мышц и повышение интенсивности глубоких рефлексов, появляются патологические рефлексы, содружественные движения (например, когда человек сжимает здоровую кисть, аналогичные действия выполняет и больная кисть, но уже с меньшей силой), а также при воздействии на мышцы появляются их судорожные сокращения.
По степени выраженности бывают парезы легкие и умеренные, глубокие и полные (параличи). По локализации на теле парезы подразделяются на парезы одной мышцы, парезы конечности, парезы части конечности, парезы группы мышц, а также акинетический мутизм, парапарез и параплегия, бипарез и биплегия, трипарез и триплегия . Помимо всего прочего, парез может быть психогенным, периферическим, центральным и смешанным. Для того, чтобы оценить степень выраженности пареза, условно принято пользоваться специальной шкалой - от 0 до 5 баллов, отражающей снижение силы мышц.
1) 5 баллов - нормальная сила мышц
2) 4 балла - больной в состоянии поднимать конечность, при этом преодолевая легкое сопротивление
3) 3 балла - больной может поднимать конечность только в том случае, если при этом ему не оказывается сопротивление
4) 2 балла - больной способен на движения только в горизонтальной плоскости
5) 1 балл - больной может выполнять активные движения только очень малой амплитуды
6) 0 баллов - движения отсутствуют.
Парез может быть и врожденным, и приобретенным. Самыми распространенными парезами считаются врожденные парезы руки, причем только одной. Такие парезы возникают, как правило, вследствие того, что во время рождения плечевое сплетение ребенка задевается. В этом случае наблюдается полное отсутствие движений или они ограничены. Также надо отметить, что у детей, имеющих врожденный порок развития какого-либо отдела центральной нервной системы, в некоторых случаях встречаются односторонние парезы ног и рук или только ног. Иногда у детей, которые родились с поражением мозга, парезы образуются по мере взросления, приблизительно на втором году жизни.
Приобретенные парезы , как правило, развиваются вследствие какого-либо перенесенного заболевания и практически во всех случаях связаны с нарушениями в работе периферической или центральной нервной системы – полиневритами, наследственными заболеваниями, энцефалитами, опухолями нервной системы, .
В зависимости от того, какие нервные центры или волокна поражены, могут нарушаться функции как отдельных мышц, так и их групп. Парезы могут встречаться как и в скелетной мускулатуре, так и в мышечных оболочках внутренних органов: кишечника, мочевого пузыря, сосудов.
Вообще, все парезы можно разделить на две большие группы. В первую группу входят органические парезы, а во вторую - функциональные парезы. При органических парезах есть возможность выяснить органическую причину пареза, провоцирующую тот факт, что нервный импульс не будет достигать своей главной цели - мышцы. А при функциональных парезах наблюдаются нарушения процессов возбуждения, торможения, а также равновесия и маневренности, которые происходят в коре головного мозга.
Как правило, парез проявляется тремя основными признаками:
- повышение мышечного тонуса - гипертонус
- повышение рефлексов - гиперрефлексия
- появление патологических рефлексов и сопутствующих движений.
Все эти негативные проявления присутствуют при активизации деятельности спинного мозга. По степени распространенности парезы делятся на:
1 . Монопарез - когда парализована одна конечность.
2. Гемипарез - когда парализована половина тела.
3. Парапарез - паралич двух симметричных конечностей, верхних или нижних.
4. Тетрапарез - паралич всех четырёх конечностей.
Монопарез связан с поражением периферической нервной системы, при нем наблюдается боль и уменьшение чувствительности.
Гемипарез может возникнуть в результате инсульта, энцефалита, кровоизлияния в опухоль, абцесса мозга, рассеянного склероза, мигрени.
Причиной парапареза является поражение грудного отдела спинного мозга, спинальный инсульт, инфекционный или постинфекционный миелит, а также парапарез может развиться вследствие поражения пара-саггитальной зоны головного мозга, ишемии в бассейне передней мозговой артерии, тромбоза верхнего саггитального синуса, опухоли, острой гидроцефалии.
Тетрапарез может быть результатом двустороннего поражения больших полушарий, поражения ствола или верхнешейного отдела спинного мозга. Острый тетрапарез, как правило, является проявлением инсульта, травмы, метаболических нарушений.

Лечение пареза.
Прежде чем говорить о лечении пареза, надо подчеркнуть, что парезы, как и параличи, не являются самостоятельными заболеваниями, а, как правило, становятся отражением других болезней и патологий. Поэтому, прежде всего, лечение пареза должно быть причинным, то есть направляться против основной болезни, например, это может быть сшивание периферического нерва при его травме, восстановительная терапия после инсульта, хирургическое вмешательство при обнаружении опухолей, сдавливающих нервные структуры, и т.д. Но помимо этого, обязательно должны проводиться массаж, так как мышцы атрофируются без движения.
Массаж, используемый при лечении пареза, приводят к улучшению трофики, развитию нервных импульсов. Если мышечная активность сохраняется, больному в сочетании с массажем необходимо проводить также и специальную гимнастику, при этом нагрузка должна постепенно увеличиваться, а для увеличения объема и силы мышц выполняются движения с сопротивлением. При лечении пареза необходимо сочетать массаж с тепловым воздействием. Как уже было сказано выше, это улучшает питание тканей, способствует формированию активных нервных импульсов. Однако необходимо помнить о том, что массаж, применяемый при периферических параличах, нужно строго дозировать.
Лечение пареза осуществляется под контролем и по назначению врача и, как правило, начинается с лечения заболеваний органов кровообращения, а также с лечения центральной или периферической нервной системы, осложнением которых они являются. Устранение расстройств функции конечности в результате развития пареза начинают с того, что пораженную руку или ногу укладывают в правильное положение. Для руки таким положением является легкое сгибание в локтевом суставе, разгибание в лучезапястном суставе и легкое сгибание пальцев, а для ноги - умеренное сгибание в коленном суставе, тыльное сгибание стопы, препятствующее ее отвисанию. При этом, нужно проследить за тем, чтобы нога и стопа не были повернуты кнаружи. Для того, чтобы сохранить правильное положение конечности, используют мягкие валики (из туго скрученной ваты, обшитой материей) или шины из пластичных материалов. Но важно учитывать тот факт, что больная конечность не должна оставаться обездвиженной. С этой целью с первых же дней начинается пассивная лечебная гимнастика при парезе - поочередное сгибание и разгибание в суставах больной руки или ноги. Эту гимнастику вполне может выполнять и сам больной, при этом предварительно он должен получить точные инструкции врача, особенно это касается пареза руки. Восстановлению движений способствуют также такие упражнения при парезе, при выполнении которых больной старается одновременно двигать и здоровой и больной конечностью. Когда движения появятся, надо стремиться к увеличению их объема. Так, с каждым днем больной должен стараться сделать движение хотя бы на 1-2 см больше, чем в предыдущий. По мере того, как будет нарастать сила мышц, в лечебную гимнастику можно включить и упражнения с умеренной нагрузкой - резиновой лентой, эспандером, резиновым мячом для упражнений кисти. Только такое поэтапное увеличение нагрузки приводит к хорошим результатам. Тогда как поспешный переход к непосильным упражнениям приносит вред и замедляет восстановление. Программа упражнений при парезе составляется методистом по лечебной физкультуре. Для того, чтобы облегчить больному движения в слабых конечностях, используют ортопедические аппараты.

ЛФК при парезе.
Лечебная физкультура при парезе проводится обычно одновременно с массажем, лечением лекарствами и физиотерапией.
В комплекс ЛФК при парезе применяется лечение положением или постуральные упражнения. Эти упражнения заключаются в специальном расположении тела или конечностей с использованием всевозможных приспособлений. Один из видов лечения положением - это ортостатическая гимнастика при парезе. Такая гимнастика очень эффективна в раннем послеоперационном периоде и при длительном постельном режиме. Суть ее заключается в том, что больной постепенно принимает нормальное вертикальное положение с помощью специального поворотного стола, на котором его фиксируют привязными ремнями. Стол имеет точную градуировку наклона поворота. Лечебная гимнастика при парезе возможна даже при глубоких парезах ног и мышц туловища. Ортостатическая гимнастика ЛФК при парезах позволяет больному находиться в полувертикальном и вертикальном положениях, а это имеет большое значение для улучшения функции мочевого пузыря, ведь в этом случае в нем возникают нормальные позывы к мочеиспусканию именно в вертикальном положении. Также, благодаря ортостатической гимнастике, происходит тренировка функции вестибулярного аппарата, сердечно-сосудистой системы, особенно сосудов ног, что предупреждает тромбофлебиты и другую патологию вен. Тренируется весь опорно-двигательный аппарат – кости, связки, суставы, мышцы. При этом наблюдается возникновение и отвлекающего эффекта: уменьшаются боли, головокружение, тошнота, ощущение сердцебиения, происходит понижение артериального давления, в том случае, если оно было повышено. При всем этом, важную роль играет психологическое состояние больного, который имеет возможность находиться в вертикальном положении и видеть окружающий мир в комнате и за окном из привычного положения. Ортостатическая гимнастика является эффективным методом плавного перехода от постельного режима к стоянию и ходьбе. Она может проводиться 2–3 раза в день.
Среди упражнений лечебной физкультуры при парезе также выделяют группы, направленные на устранение атонических и спастических парезов.
Как правило, в проведении лечебной физкультуры после операции при спастических параличах и парезах выделяют 4 этапа. Первый этап – ранний послеоперационный (со 2-го по 10-12-й день после операции), второй этап – поздний послеоперационный (12-20-й день), третий этап – собственно восстановительный (начинается с 20-го дня и заканчивается 40-м) и, наконец, четвертый этап - остаточный или резидуальный (после 40-го дня). Каждый этап имеет свои задачи.
Задача первого этапа состоит в создании той функциональной основы, которая необходима для устранения двигательных нарушений в последующем. Снятие швов обычно совпадает с окончанием первого этапа.
На втором этапе восстанавливаются основные двигательные навыки – сидение, вставание, ходьба при помощи специальных приспособлений, в брусьях или манеже.
На третьем этапе ЛФК при парезах проводятся общеукрепляющие упражнения, которые направлены на улучшение функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Данные упражнения при парезе направлены на устранение нарушения координации, укрепление мышечной силы, развитие основных способов передвижения, а также навыков, необходимых для самообслуживания.
Четвертый этап проводится в домашних условиях. Программа на него составляется в конце третьего этапа, при этом необходимо учитывать состояние больного.
На каждом этапе определенное время уделяется выполнению разных по виду упражнений. Так, на первом этапе основное время уделяется на дыхательной гимнастике – до 70% всего времени. Общеукрепляющая гимнастика составляет 20% от времени, а специальная гимнастика – 10%. На втором этапе около 45% времени уделяется специальной гимнастике, общеукрепляющая составляет 30%, дыхательная – 15%. На этом этапе вводится применение прикладных навыков, что составляет примерно 10% от всего времени. К третьему этапу дыхательная гимнастика может составлять 5% времени, общеукрепляющая гимнастика – 10%, прикладным навыкам уделяется 20% от общего времени, а на специальные упражнения отводят 65% времени. Четвертый этап может проходить без выполнения дыхательной гимнастики, если к этому нет специальных показаний. На этом этапе наибольшее внимание уделяется развитию прикладных навыков, что составляет 45% от общего времени, 30% времени занимают общеукрепляющие упражнения, а 25% – специальные.
Таким образом, при лечении спастических парезов сновные методические приемы лечебной гимнастики направлены на снижение патологически повышенного мышечного тонуса, увеличение силы мышц (что означает уменьшение степени пареза), предупреждение и устранение патологических содружественных движений, а также на восстановление бытовых и профессиональных навыков.

Профилактика пареза заключается в основном в профилактике тех заболеваний и повреждений, которые могут осложниться их развитием. Особенно большое внимание следует уделить вакцинации детей против полиомиелита.

Напоследок хочется подчеркнуть, что организм человека - это умная система, которая сама может справиться со многими болезнями. Ведь наукой уже давно доказано, что головной мозг использует только 20% своих возможностей, а при поражении одних участков мозга, другие в состоянии взять на себя его функции. Самое главное - уметь применить эти резервы, правильно ими воспользоваться. Таким образом, при выздоровлении человека большую роль играет его желание и истинная вера в исцеление.

Детский церебральный паралич возникает в результате поражения двигательных центров или двигательных путей при вирусных заболеваниях (корь, грипп и др.), сопровождающихся менингоэнцефалитом, или в результате кровоизлияния в мозг при длительных тяжелых либо стремительных родах и др. Детский паралич спастический чаще развивается вследствие кровоизлияния в мозг у недоношенных, родившихся в состоянии асфиксии детей - болезнь Литла (по имени английского врача У. Литла, описавшего ее). Заболевание проявляется повышением тонуса мышц, вследствие чего бедра ребенка повернуты внутрь, колени прижаты одно к другому (в тяжелых случаях ноги перекрещиваются, отчего ребенок не может ни сидеть, ни ходить), стопы касаются земли только носками. При волнениях, резких раздражителях (внезапный громкий звук, резкое неожиданное пассивное движение) тонус мышц усиливается, в силу чего произвольные движения затрудняются. Часто отмечаются насильственные непроизвольные чрезмерные движения – гиперкинезы.

С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого больного церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции. При составлении комплексов упражнений надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической диплегией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения.

У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.

Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.

Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:

1. Регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики.

2. Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием.

3. Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

Приводим способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными. Основными недостатками лечебной гимнастики при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной. Специальная физкультура путем использования ограниченных упражнений для больных церебральным параличом, которые не могли освоить основные функциональные движения, должна обеспечить возможность наибольшего развития их физической силы.

При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигательной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом. Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха необходимо варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.

Важны также порядок и степень сложности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.

Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др.

В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.

В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы: ручного мяча, стрельбы из лука, бадминтона, плавания, гольфа, а также вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми, расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить свободное время.

Больным с церебральным параличом после выпуска из школы должна быть предоставлена возможность продолжить освоение техники того или иного вида спорта, так как людям с затруднением в движениях для освоения техники требуется больше времени, чем всем остальным. С 1978 г. проводятся спортивные состязания по таким видам спорта, как кегли, бильярд, настольный теннис, стрельба из лука, поднятие штанги, плавание, велосипедный спорт, слалом на колясках, позволяющим больным с церебральным параличом соревноваться и участвовать в общественной жизни. Функциональные возможности каждого участника состязаний уравниваются.



Рассказать друзьям