Кто Ваш ребёнок? Жаворонок? Сова? Голубь? Кто ваш ребёнок: сова,жаворонок или голубь? Гигиенические процедуры перед сном.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Почему одни детки с легкостью просыпаются в 7 часов утра и сразу готовы хвататься за любую игрушку, бежать смотреть любимые мультики, или рассказывать родителям о планах на день?

Другие же, с трудом открывают глазки в 9-10 часов утра и в полусне завтракают, отвечают невпопад на вопросы родителей, или учителей в школе. Хотя спать и те и другие дети ложатся приблизительно в одно и то же время. Дело все в том, что малыши, как и взрослые, имеют свойственные каждому человеку биоритмы. Кто-то может до поздна выстраивать в ряд любимых солдатиков, а кто-то уже в 9 вечером с трудом может дочистить зубки и переодеться в пижаму. Среди малышей тоже есть свои «совы», «жаворонки», и «голуби». Что же это за птицы, вернее, в чем заключается данная классификация:

«Совы»

Это те, кто бодрствует ночью и спит до полудня. При этом, проснувшись часов в 12 дня, они чувствуют себя прекрасно. «Совы» очень хорошо контролируют ритм сон-бодрствование. Они предпочитают ложиться спать позже 23–24 часов, но зато им гораздо тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь. В будущем, они с удовольствием работают по ночам и выбирают такие профессии, чтобы не вставать слишком рано, а еще лучше - самим планировать свой рабочий график. Таким детям очень тяжело дается учеба, если занятия начинаются с утра. Очень хорошим вариантом будет подыскать для них школу, в которой есть возможность заниматься во вторую смену (после 12 часов дня). В этом случае, успеваемость маленьких «сов» обычно очень сильно повышается.

Важно!

Некоторым «совам» не удается синхронизировать свои биоритмы с требованиями обычного школьного распивания. Это может привести к серьезным нарушениям, приводящим к бессоннице. Если у ребёнка возникли такого рода проблемы, без помощи специалиста уже не обойтись. И затягивать с этим не нужно. Чем больше времени ребёнок страдает нарушением, или расстройством сна, тем сложнее будет бороться с этим нарушением, и с его последствиями.

«Жаворонки»

«Жаворонки» спят столько же времени, сколько и остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. Лучше всего им «думается и соображается» утром на «свежую голову», а к концу дня их работоспособность снижается. Поэтому утренние занятия в школе - как раз для них. В это время, пик их активности. А вот во вторую смену, они занимаются намного хуже, потому что уже растрачивают весь свой пыл и работоспособность к началу занятий. «Жаворонки, лучше, чем «совы», приспосабливаются к временной организации режима, и поэтому им легче преодолеть бессонницу, связанную со сменой режима. Однако, у некоторых представителей этой группы, имеющих синдром опережающей фазы сна, тоже иногда возникают проблемы, приводящие к нарушению сна. В таком случае, необходима консультация у специалиста.

«Голуби»

«Голуби» - люди дневного типа. Они наиболее приспособлены к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Для таких детей, в принципе нет особой разницы, в какую смену проходят занятия в школе, они нормально приспосабливаются к любой смене. «Голуби» лучше адаптированы к смене света и темноты. Но даже у них при переездах на большие расстояния со сменой часовых поясов и в ночной работе (в будущем), иногда наблюдается сбой собственных биологических часов. Например, при трех часовой разнице во времени, у них возникает бессонница ночью, а также сонливость и усталость днем. Перемещение на запад может удлинить биоритмы «голубей», а на восток - наоборот, укорачивать.

С какого возраста начинается разделение на «сов» и «жаворонков»?

Новорожденные детки, могут спасть по 20-23 часа в сутки, но со временем периоды бодрствования у них увеличиваются. Двух-трех летний малыш может бодрствовать уже до 10 часов кряду. Но все-таки в этом возрасте внутренний часовой механизм у детей ещё очень пластичный, и во многом зависит от внешних факторов и воздействий. По-настоящему хронотип может проявиться только годам шести, а то и к семи. Очень часто это совпадает со временем? когда ребёнок начинает ходить в школу. Вот тут-то и могут начаться проблемы, если ребёнок вдруг окажется «совой», так как «жаворонки» и «голуби» обычно не приносят в плане режима, больших хлопот своим родителям. Что остается родителям «сов», так это попытаться немного подкорректировать режим дня с учетом биофизических особенностей ребёнка, и при этом максимально приблизить его к тем нормам и стандартам, которые приняты в нашем обществе. Ни в коем случае не стоит делать из «совы» «жаворонка», или «голубя», своими действиями вы только нарушите психологическое равновесие малыша, а это чревато разного рода неврозами, бессонницей и другими неприятными и даже опасными последствиями.

Как помочь ребёнку наладить режим?

Как уже говорилось, основным методом борьбы с недосыпом, бессонницей и другими проблемами, которые могут возникнуть у детей, из-за особенностей их биоритмов, является соблюдение правильно выстроенного режима. Кроме всего прочего, есть несколько советов, которыми делятся родители маленьких «полуночников». Возможно, вы найдете что-то интересное и для себя.

  • многие малыши любят засыпать на руках. Это их успокаивает. Если ребёнок нуждается в этом - не отказывайте ему, даже если крохе уже 4- 5 лет. Поверьте, этим вы его не избалуете и не изнежите. А вот если ребёнок не получит ласк и проявлений родительской любви, в которых нуждается - вот это может привести к проблемам;
  • старайтесь делать так, чтобы ребенок засыпал в хорошем настроении. Если накануне вечером была ссора - помиритесь с малышом перед сном,
  • ласково пожелайте ему спокойной ночи и приятных снов. Иначе, ребенок, скорее всего, будет спасть беспокойно и крутиться всю ночь, как бы «переживая» подсознательно ещё раз вашу ссору. И к утру, не выспится и будет чувствовать себя «разбитым»;
  • очень хорошо завести перед сном какой-либо повторяющийся каждый вечер ритуал. Это может быть вечернее принятие ванны, или чистка зубов вместе с папой, или просмотр любимой вечерней программы, чтение книги. Совершенно неважно, что именно это будет Главное, никогда не отходите от этого ритуала, как бы сильно вы ни устали на работе;
  • за час, а лучше за два до того, как ребёнок будет ложиться спать, отмените все подвижные игры, беготню, смех и подобные взрывы эмоций. Включите в квартире приглушенный свет, и желательно, чтобы все члены семьи говорили немного тише, чем днем.

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена, особенно когда дело касается здоровья ребёнка. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Почему одни детки с легкостью просыпаются в 7 часов утра и сразу бегут к любимой игрушке, Хотят посмотреть любимые мультики, или рассказывать что-нибудь родителям? Другие же, с трудом открывают глазки в 9 -10 часов утра, сонные завтракают, отвечают невпопад на вопросы родителей или воспитателей. Хотя спать и те и другие дети ложатся приблизительно в одно и то же время. Дело все в том, что дети, как и взрослые, имеют свойственные каждому человеку биоритмы. Кто-то может допоздна засидеться с любимыми игрушками, а кто-то уже в 9 вечером с трудом может дочистить зубки и переодеться в пижаму.


Выдающийся физиолог И.П. Павлов указывал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т.е. регулярно повторяющаяся деятельность. Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более режим будет исходить из особенностей «биологического портрета» ребёнка , тем в лучших условиях окажутся все его физиологические системы, что отразится обязательно на самочувствие и настроении ребёнка. Поддержание естественных биологических ритмов является особенно важным в детском возрасте. Именно в это время происходит созревание основных органов и систем организма, и этот процесс во многом развивается в соответствии с биоритмами ребенка. Поэтому от того, насколько правильными будут биологические ритмы, зависит рост и развитие, а также умственная и физическая работоспособность ребенка. Выделяют три типа детей с учётом биоритмической активности.

«ЖАВОРОНКИ»

У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой половине дня охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. К вечеру они вялы, капризны, рано ложатся спать.


Полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом встают. Им тяжело настроится на ритм дня. Они вялы, малоактивны. С трудом усваивают сложный материал. Во второй половине дня активность их возрастает. Они преображаются, легко выполняют задания. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.


«ГОЛУБИ»

У них отсутствует ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков». У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они веселы и активны целый день. Для «голубей» редким являются проблемы пробуждения и засыпания»

У нас дочка, 5 мес и 1 неделя. Так повелось, что спать ложится она очень поздно, в 11 часов вечера. Просыпается часов в 6 покушать и спит ещё до 9-10 часов утра. Соответственно длинный дневной сон у нас приходится на промежуток с 4 до 7 часов вечера. Мы с мужем совы, тоже поздно ложимся и поздно встаём. Меня такой режим ребёнка устраивает вполне, не могу себе даже представить, если бы она просыпалась окончательно в 6 утра. С другой стороны, я знаю, что дети должны идти спать не позднее 9 часов вечера, якобы самый здоровый сон - до 12 часов ночи. В своё время я предпринимала попытки сдвинуть отход ко сну на более ранние часы, скажем хотя бы на 10 вечера. Всё это приводило к тому, что потом уложить ребёнка окончательно удавалось уже к 12, а то и позже. Бывают дни, когда она не спит положенные часы днём или спит не с 4 вечера до 6-7, а гораздо раньше, с 12 до 3. Тем не менее, окончательно успокаивается она только в 11 часов и никак не раньше. Что вы можете сказать об этой ситуации?

Отвечает

Парадоксальная ситуация: у ребенка нет проблем со сном . Родителей вообще и маму в частности такой режим вполне устраивает - т.е. он и удобен и вполне целесообразен для нормального бытия Вашей семьи. Тем не менее, эта абсолютно (!) нормальная ситуация вызывает беспокойство только потому, что "...я знаю, что дети должны идти спать не позднее 9 часов вечера, якобы самый здоровый сон - до 12 часов ночи". Я очень рад, что Вы употребили слово "якобы". Это наводит меня на мысль, что определенный элемент скепсиса, в оценки этой фразы, явно присутствует. Так вот, то, что Вы знаете - не правильно. Это придумано взрослыми, чтоб вовремя засунуть школьника в кровать и отдохнуть от него. Не надо ничего менять. И с описанной ситуацией я Вас могу только поздравить.

Не только взрослые, но и малыши могут быть «жаворонками» и «совами». Кто ваш ребёнок по хронотипу, и что это влечёт за собой – необходимо понять, чтобы не нарушить психологического равновесия маленького человека

Несмотря на то, что уже в два-три года малыш может бодрствовать достаточно долго - до 10 часов, определять его хронотип ещё рановато. Наблюдения могут давать обманчивые представления, так как в этом возрасте внутренний ритм малыша достаточно пластичный, на него влияют многие внешние факторы воздействия. Наиболее точно можно определить кто «жаворонок», а кто «сова» к семи годам.

Ребёнок-жаворонок: как поспать с утра подольше

С малышом-«жаворонком» нет нужды заводить будильник (и даже покупать его!). Ребёнок просыпается очень рано, а в вашей голове крутится в этот момент лишь одна мысль: «Вот бы поспать ещё часок!»

К сожалению, сдвинуть режим дня такого «птенца» вам не удастся, а если вы это и сделаете, то получите капризного ребёнка. Куда лучше, когда малыш рано утром в хорошем настроении, а вечером аккурат после программы «Спокойной ночи, малыши!» трёт глазки и спешит в постельку.

В этой ситуации подстраиваться под хронотип ребёнка придётся вам и другим домочадцам. Посещение мероприятий, походы в гости переносите на более раннее время, чтобы к часу, когда малыш уже хочет спать, быть дома.

Если ребёнок уже большой, можно договориться с ним, чтобы он не шумел, когда будет просыпаться. А чтобы ему не понадобилось что-то у вас спрашивать, заранее позаботьтесь о том, чтобы всё необходимое было у крохи под рукой: поилка с молоком или сладким чаем, печенье, детские книжки и игрушки.

Как из «совы» сделать «жаворонка»

С ребёнком-«жаворонком» очень просто соблюдать «садовский» и «школьный» режим дня: ранние подъёмы и пик активности в утренние часы даётся им легко. А вот «совятам» с «общепринятыми» нормами приходится туго! С утра такой ребёнок хочет спать, а оттого вялый и невнимательный. А вот вечером его никак не уложишь спать. Получается замкнутый круг.

Принудительно превращать «сову» в «жаворонка» нельзя ни в коем случае. Такая мера может быть чревата неврозами.

Но слегка «сдвинуть» режим дня ребёнка-«совы» на пару часов родителям вполне под силу.

Есть несколько простых, но действенных приёмов, которые помогут малышу вовремя и быстро засыпать:

  • давайте правильную физическую и интеллектуальную нагрузку для ребёнка (в соответствии с возрастом), устраивайте активные прогулки - желательно два раза за день;
  • за час-полтора до сна проследите, чтобы ребёнок не играл в шумные, подвижные, а также компьютерные игры и не был эмоционально напряжён. Для этого придумайте для малыша какое-нибудь спокойное занятие, например, порисуйте или вместе разгадывайте загадки;
  • вечером разговаривайте спокойно, не так эмоционально и громко, как днём, свет лучше немного приглушить, телевизор выключить;
  • придумайте ежедневный ритуал перед сном - например, купание, чтение сказок, затем колыбельная и поцелуй на ночь;
  • укладывая сына или дочь, скажите, что вы будете делать завтра, обязательно включив в планы что-то новое, интересное (поездка в зоопарк, прогулка на велосипедах, посещение музея или выставки и т.д.) - наверняка ребёнок заснёт в хорошем настроении, мечтая о том, как замечательно проведёт с вами время на следующий день.

Если ваши попытки скорректировать хронотип ребёнка сразу не увенчаются успехом, не расстраивайтесь, это нормально. Биоритмы - естественная особенность всего живого. То, что мы пытаемся перестроить режим ребёнка на удобный для нас, совершенно не означает, что ему так будет лучше. Постепенно совместными усилиями вы найдёте правильное решение, для этого понадобится только время и терпение.



Рассказать друзьям