Кто украл огонь у богов? Почему Прометей похитил огонь и отдал его людям.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Значение слова ПРОМЕТЕЙ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,

ПРОМЕТЕЙ

("мыслящий прежде") - титан, сын Урана и Геи (по другим сведениям, сын Иапета и океаниды Климены; вариант - Фемиды или Асии), брат Атланта, Менетия и Эпиметея. Отец Девкалиона, который вместе со своей женой Пиррой единственные из людей спаслись после потопа, посланного Зевсом. Обладал даром предвидения. Превосходил умом остальных титанов и даже Зевса. В мифах выступает как богоборец и защитник людей. После победы богов над титанами Прометей стал на сторону людей, когда они захотели уменьшить жертвы богам. Чтобы обмануть Зевса, Прометей предложил ему самому выбрать, какую часть убитого животного люди должны отдавать богам, а какую оставлять себе. Разрубив тушу быка на куски, Прометей сложил из них две кучи: в одну пошло все сьедобное мясо, прикрытое сверху шкурой и желудком животного, в другую - кости, скрытые кусками жира. Зевс, польстившись на жир, выбрал последнюю. Миф наивно пытался обьяснить, почему в жертву богам сжигают на алтарях кости, т.е. худшую часть убитого животного. Разгневанный Зевс отнял у людей огонь, однако Прометей похитил огонь с Олимпа, принес его людям в тростнике и научил людей пользоваться огнем. Правда, своего дара предвидения он не дал, поэтому люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее. За это по приказу Зевса Прометею копьем пробили грудь, и он был прикован к скале на отрогах Кавказского хребта и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Так длилось много веков. Но Зевс, желая узнать своё будущее, всё же послал своего любимого сына Геракла сразиться с орлом и освободить Прометея. Все эти события происходили за поколение до начала Троянской войны. Более поздние предания приписывают Прометею не только похищение огня с неба, но и спасение человеческого рода от гибели: Зевс намеревался уничтожить не знавшее никаких наук человечество, но Прометей научил людей различным искусствам: зодчеству, мореплаванию, медицине, чтению, письму и т.п. Другие легенды сообщают, что Прометей сотворил людей из земли и вдохнул в них жизнь, и спас людей от потопа, научив, как построить корабль. В Афинах Прометей почитался наравне с Афиной и Гефестом. Образ Прометея получил отражение в литературе (Эсхил, П. Б. Шелли и др.), изобразительном искусстве и музыке (Л. Бетховен, А. Н. Скрябин и др.).

// Иоганн Вольфганг ГЕТЕ: Прометей // Джордж Гордон БАЙРОН: Прометей // Теофиль ГОТЬЕ: Прометей // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Прометей // Дмитрий ОЛЕРОН: Храм Зевса. Метопы. Скованный Прометей // Н.А. Кун: ПРОМЕТЕЙ

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРОМЕТЕЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРОМЕТЕЙ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (греч. миф) "провидец" - титан, сын Иапета и нимфы Климены, брат Атланта, Менетия, Эпитемея, отец Девкалиона. После победы богов …
  • ПРОМЕТЕЙ в Кратком религиозном словаре:
    [ Греческие боги …
  • ПРОМЕТЕЙ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Греч.) Греческий логос; тот, кто, принесением на землю божественного огня (разума и сознания), наделили людей рассудком и умом. Прометей есть …
  • ПРОМЕТЕЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Prometheus, ?????????), т. е. “думающий вперед”. Сын титана Япета, брат Эпиметея, т. е. “думающего после”. Он был великим благодетелем людей …
  • ПРОМЕТЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея — океанида Климе на (Неs. Theog. 507 след.; по …
  • ПРОМЕТЕЙ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    ("предвидящий") В греческих легендах раннего происхождения - титан, о котором Гесиод рассказывает две истории: а) Прометей создал из глины первого …
  • ПРОМЕТЕЙ в Литературной энциклопедии:
    (греч. предвидящий, провидец) 1. герой трагедии Эсхила (525-456 гг. до н.э.) «Прометеи прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство …
  • ПРОМЕТЕЙ в Литературной энциклопедии:
    образ античной мифологии, занявший выдающееся место в мировой лит-ре. Миф о П. впервые фиксировал Гезиод (см.) в своих …
  • ПРОМЕТЕЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был …
  • ПРОМЕТЕЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в древнегреческой мифологии титан, защитник людей от произвола богов. По древнейшей версии мифа, П. похитил с Олимпа огонь и …
  • ПРОМЕТЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (?????????, Prometheus) — в греческой мифологии сын титана Иапета и Климены (по друг., Азии, Фемиды), или Урана и Климены, или …
  • ПРОМЕТЕЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПРОМЕТЕЙ
    в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. По приказу Зевса был прикован к …
  • ПРОМЕТЕЙ в Энциклопедическом словарике:
    , я, м., одуш., с прописной буквы В древнегреческой мифологии: один из титанов похитивший с неба огонь и научивший людей …
  • ПРОМЕТЕЙ
    "ПРОМЕТ́ЕЙ", рос. изд-во демокр. направления. 1907-16, С.-Петербург. Книги гл. обр. по философии, рус. истории, истории лит-ры; …
  • ПРОМЕТЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРОМЕТ́ЕЙ, спутник Сатурна, открыт с борта космич. аппарата "Вояджер-2" (США, 1980). Расстояние от Сатурна ок. 139 т. км, диам. ок. …
  • ПРОМЕТЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРОМЕТ́ЕЙ, в греч. мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса …
  • ПРОМЕТЕЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (?????????, Prometheus) ? в греческой мифологии сын титана Иапета и Климены (по друг., Азии, Фемиды), или Урана и Климены, или …
  • ПРОМЕТЕЙ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    [т"э], -я, м. В греческой мифологии: один из титанов, защитник людей от произвола богов, похитивший с неба огонь и научивший …
  • ПРОМЕТЕЙ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. prometheus) в древнегреческой мифологии - один из титанов, похитивший с неба огонь и научивший людей им пользоваться; этим …
  • ПРОМЕТЕЙ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. prometheus] в древнегреческой мифологии - один из титанов, похитивший с неба огонь и научивший людей им пользоваться; этим п. …

Миф о Прометее, получивший важное значение в греческой религии, ставший одним из любимых предметов поэзии, представляет собою легенду о ходе развития человеческой цивилизации. Прометей, сын титана Япета, был первоначально, подобно Гермесу, олицетворением огня в его применении к потребностям человека. Из этого развилось в мифах понятие о нем, как о представителе влечения человека к умственному развитию, к владычеству над природою, развилась мысль и о том, что это влечение легко приводит человека к сопротивлению богам, к восстанию против них.

Миф о Прометее у Гесиода

Другой миф о Прометее, который также дал содержание многим произведениям искусства и поэзии, говорил, что Прометей был создателем людей, – по одному рассказу, при начале мира, по другому, после Девкалионова потопа. Он вылепил тела людей из глины, и, по одному мифу, он же и оживотворил их посредством небесного огня; по другим рассказам, жизнь в них была вложена другими богами или силами природы. Прометей – это человеческий дух, стремящийся к свободе, чувствующий себя владыкою природы, и в сознании своей силы восстающий против Зевса. Миф о Прометее – миф о пробуждении человеческого самосознания, о борьбе и страданиях, которыми сопровождается это пробуждение.

Вероятно, мало кто не слышал выражение «Прометеев огонь», который означает стремление совершать хорошие поступки, действуя на благо других и принося себя в жертву.

Откуда же пошло это выражение, и кто такой – легендарный Прометей?

Происхождения великого титана

Прометей был великим титаном, рожден был еще до олимпийских богов.

В некоторых источниках сказано, что был он сыном Урана и Геи, в других – что сын титана Иапета и океаниды Климены или богини Фемиды.

Его имя переводится, как «знающий наперед», «предвидящий», имя было говорящим, помимо остальных своих качеств Прометей обладал даром предвидения. Точно известно, что был он мудрым древним существом, живущим еще задолго до Зевса и его братьев.

Именно этим обусловлено его независимое положение от олимпийских богов, несмотря на то, что Прометей признал владычество над вселенной и даже помог ему в войне со своими собратьями титанами, такими как Крон, Атлант, Тифон.

Война против титанов

Когда Зевс победил своего отца Крона, низверг его в глубины Тартара, титаны восстали против него.

Прометей встал на его сторону, потому что противился насилию и жестокости своих древних собратьев, и считал, что Зевс наделен большей мудростью, нежели они.

Он считал, что боги младшего поколения лучше справятся с ролью властителей мира и людей.

Эта беспощадная война длилась десять лет, на помощь Зевсу пришли сторукие великаны, сам Громовержец метал молнии. Титаны были повержены и жестоко наказаны.

Прометеев огонь

По одной версии, война эта была настолько ужасна, что все живое на земле вымерло. приказал Прометею вылепить из глины людей, а вдохнула в них жизнь.

По другим версиям, Зевс желал избавиться от людей, которые жили во времена правления титанов, поэтому оставил их на произвол судьбы без средств к существованию, в том числе и без огня. И эти люди были настолько слабы и глупы, что не могли позаботиться о себе, жили в пещерах, как муравьи, не могли себя согреть, приготовить пищу, не имели ремесел, с трудом добывали себе пищу.

Бог-Громовержец запретил богам помогать людишкам, ему не было до них никакого дела.

А Прометей, в отличие от кровожадного и жестокого Зевса, пожалел свои создания, он любил их всем своим сердцем.

Он поднялся на гору, в которой была кузница бога-кузнеца Гефеста и вынес из горна бога ремесел несколько угольков в полой деревянной трубке.

Он отдал огонь людям и показал, как пользоваться. Научил строить дома, лепить из глины домашнюю утварь, готовить еду, разъяснил, как отличать ночь ото дня, зиму от лета, показал им письменность, дал им законы. И еще многому другому научил своих любимых людей Прометей.

Так «огонь» нужно понимать не только в буквальном смысле, но и в качестве метафоры просвещения. Людям стало легче жить, они из дикарей превратились в счастливое общество.


Гнев Зевса

За то, что ослушался титан Громовержца, защищал и покровительствовал людям, на него разозлился Зевс.

Бог-олимпиец отнял у людей огонь, когда Прометей обхитрил его в вопросе принесения жертв богам, вставая на сторону людей. Но Прометей вернул его с горы Олимп обманом и хитростью.

Тогда решил Зевс наказать его, он давно уже невзлюбил Прометея за то, что тот был титаном. Приказал своим слугам Силе и Власти схватить великого титана и увести на кавказскую гору.

Гефест приковал его цепями к горе и вбил в его грудь алмазный клин, который терзал тело Прометея.

Мужественно держался Прометей, принял свое наказание и ни за что не захотел покориться кровожадному Зевсу, уступить ему, как его ни уговаривали Фемида, титан Океан и его океаниды.

Благодаря своему дару предвидения, Прометей знал, что явится могучий герой Геракл, который и освободит его от оков после многих лет страданий.

Также сделал Прометей предсказание Зевсу, что ожидает его участь отца его, Крона. Но подробности отказался говорить, не желая покориться жестокому Зевсу. Тогда Громовержец еще сильнее рассердился на Прометея и послал своего орла, чтобы он ежедневно выклевывал печень непокорного титана.

Страдает так Прометей до того момента, Пока не приходит Геракл, сын Зевса, чтобы освободить многострадального благодетеля людей.

Титан рассказал ему пророчество, и великий герой разрубил оковы. За время пленения Прометея, Зевс стал мягче по отношению к людям, стал им благодетельствовать и помогать, поэтому Прометей и Зевс примирились.

Образ Прометея

Во всех источниках Прометей выступает как защитник людей, благодетель, в отличие от Зевса, которому нужна власть и поклонение. Он сочетает в себе образ нового бога, вплетенного в иерархию олимпийских богов, и покровителя древнего племени.

Подчинившись Зевсу в войне против титанов, Прометей, не желающий власти и насилия, противопоставляется титанам.

Мудрый и хитрый Прометей не жалеет себя для помощи людям, страдает за них, поэтому выступет в роли святого мученика.

И в глазах смертных он находится выше даже Зевса-Олимпийца, который действует при помощи силы и жестокости.

В литературе, искусстве Прометей выступает как покровитель наук, несущий людям просвещение, образование, культуру и ремесла. Он – творец, создатель, художник, который сначала создал род людской, а затем дал ему инструменты для обретения величия.

- (Prometheus, Προμηθεύς), т. е. “думающий вперед”. Сын титана Япета, брат Эпиметея, т. е. “думающего после”. Он был великим благодетелем людей и, ради их блага, обманул Зевса. Когда же Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил огонь с Олимпа и… … Энциклопедия мифологии

Образ античной мифологии, занявший выдающееся место в мировой литературе. Миф о П. впервые фиксировал Гезиод (см.) в своих поэмах «Труды и дни» и «Теогония». Согласно Гезиоду «изворотливый умом Прометей обманул» Зевса, обделив его при разделе… … Литературная энциклопедия

1) древнегреческое мифологическое лицо, сделавшее человека из глины и укравшее огонь с неба, для того, чтобы оживить его, за что был Юпитером прикован к скале на Кавказе, где птицы клевали его внутренность, пока Геркулес не освободил его; после… … Словарь иностранных слов русского языка

- (греч. предвидящий, провидец) 1. герой трагедии Эсхила (525 456 гг. до н.э.) «Прометеи прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство Эсхила расценивается как гипотетическое). В греческой мифологии П. сын титана Налета и… … Литературные герои

В мифах древних греков двоюродный брат Зевса; титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречён на муки: прилетавший каждый день орёл расклёвывал его печень, отраставшую снова… … Исторический словарь

- (иноск.) даровитый, смѣлый благодѣтель человѣчества (творецъ разумной культуры) намекъ на миѳол. Прометея. Ср. Поэзія! твое святилище природа! Какъ древній Прометей съ безоблачнаго свода Похитилъ лучъ живой предвѣчнаго огня, Такъ ты свой черпай… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ПРОМЕТЕЙ, в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. По приказу Зевса был прикован к скале и обречен на муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Геракл… … Современная энциклопедия

Из древнегреческой мифологии. Прометей один из титанов, который похитил у богов огонь и подарил его людям. Он научил их пользоваться небесным огнем и тем самым подорвал людскую веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс велел богу огня и… … Словарь крылатых слов и выражений

«Прометей» - «Прометей», издательство демократического направления в Петербурге в 1907—16. Основано Н. Н. Михайловым. Выпускало литературу по философии и социальным проблемам (сочинения Л. Фейербаха, Ж. Ж. Руссо и другие.гих философов), труды по истории… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

В греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь.… …

Российское издательство демократического направления, 1907 16, Санкт Петербург. Книги главным образом по философии, русской истории, истории литературы; беллетристика … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Прометей , Вячеслав Иванов. Прижизненное издание. Петроград, 1919 год. Издательство "Алконост" . Типографская обложка. Сохранность хорошая. Одно из крупнейших произведений В. Иванова - трагедия «Прометей». По верованию…

Своего двоюродного брата. В противостоянии Зевсу он оказывается на стороне людей, у которых Зевс отнял огонь. Прометей похитил огонь с Олимпа , дал его людям, но своего дара предвидения не передал, поэтому люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее. За это Прометей поплатился свободой. Зевс приказал приковать его к скале на отрогах Кавказского хребта и заставил орла каждый день прилетать и клевать его печень. Это длилось много веков. Но Зевс же послал своего любимого сына Геракла сразиться с орлом и освободить Прометея, желая узнать тайну своего будущего. Эта события происходили за поколение до начала Троянской войны.

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе П. несомненны черты древнего до-олимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. П. олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. П. не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого П. сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи - Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. П. действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром П., несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие П. в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - П. и Зевса. Поэтому П. обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т. е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких (219-221). Мифы о П. связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, П. как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это П. по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а П. и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому П. должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П. крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, П. дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320 d - 321 e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от П.», причём, оказывается, что П. наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли П. в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами П., а с деятельностью Зевса. Научить людей жить обществом П. не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321 d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322 b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.
Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т. e. сын П. и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так П., теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это П. осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах П. - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором П. займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом П. роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно П. (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает П. похитить огонь (Serv. Verg. Вис. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то П. был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а П. приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. р. 987, 4 след.). П. вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248- 250). П. - это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, - заслуга П., обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман П., допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и П. В результате Зевс лишает людей огня. П. в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь П. подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь В отместку людям и П. боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. П. внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. П. сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает П. в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив П., тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение П. Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к П. и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать П. своё бессмертие. Пока совершаются деяния знаменитых героев. П., которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258). Освобождение П. получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны П. - уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода П. - хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того П. (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный П.» и в разрозненных фрагментах), - попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей П. и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. П. так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения П., причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий П. совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва; П. заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей.А
Следы культа П. должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не П., а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920 d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь П., справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был П. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника П. в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях вы" ступали хоры мужчин и мальчиков.



Рассказать друзьям