Кто святослав игорю. Военные походы святослава кратко

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Княгиня Ольга, супруга Игоря, осталась вдовой с трехлетним сыном. На ее долю выпало наводить порядок в государстве, обустраивая города, содействуя развитию торговли, смиряя внутренние бунты едва присоединившихся к Руси племен. А вот сын вырос совсем другим человеком, и правил он своей «вотчиной» не как рачительный хозяин, а скорее как военачальник. Каковы же результаты его княжения?

Ольге было сложно заниматься воспитанием ребенка, поскольку много времени у нее отнимали государственные дела. К тому же, по понятиям того времени, мужчина, даже князь, должен был быть прежде всего воином и отличаться храбростью и смелостью. Поэтому сын Игоря рос при дружине. Маленький Святослав, находясь под опекой воеводы Свенельда, принимал участие в походах чуть ли не на равных со взрослыми дружинниками. Когда Святославу было 4 года, во время очередного похода русичей ему дали копье. Юный княжич бросил копье во врага изо всех своих силенок. И хотя оно упало возле коня, этот пример очень воодушевил воинов, которые дружно пошли на врага.

Походы против хазар. Завоевание Болгарского царства

Русские купцы на Волге терпели немало неудобств. Их притесняли хазары, часто совершали нападения болгары. Святослав, будучи уже взрослым, предпринимал неоднократные походы против хазар. Несколько лет (судя по летописям) он бился с этим воинственным племенем. В 964 г. состоялся решающий поход. Хазары были побеждены. Два их главных города – Итиль и Белая Вежа – оказались в руках русичей.

Далее, после закрепления торгового пути по Волге за русскими, Святослав решил покорить болгарские земли. «Подстрекателем» в данном случае выступил греческий император Никифор Фока, которому хотелось поссорить болгар и русичей, чтобы ослабить и тех, и других, тем самым обезопасив себя от возможных вторжений. Он пообещал Святославу огромное богатство – 30 пудов золота, если тот победит болгар. Русский князь согласился и выставил против болгар несметное войско. Вскоре болгары покорились. В руках русских оказались многие их города, в том числе Переяславец и Доростень. Пока бились с болгарами, в Киеве печенеги едва не пленили княгиню Ольгу и маленьких детей Святослава – почти чудом кому-то из верных дружинников удалось «умчать» их подальше от опасности.

Вернувшись в Киев, Святослав недолго пробыл там. Манила князя болгарская земля. Он признавался матери, что «нелюбо» ему в Киеве жить, а хочется уйти в Переяславец, куда он планировал перенести и столицу княжества. Ольга, которая к тому времени уже отошла от дел, сильно болела, уговорила сына дождаться ее смерти и только потом уходить.

Последний поход на Болгарию. Договор с Византией

Похоронив мать, Святослав вновь двинулся в поход в полюбившуюся ему болгарскую землю. Детей своих он оставил на Руси, поделив княжество на уделы. Горько пришлось потомкам пожалеть о таком решении Святослава: именно с него началась недобрая традиция оставления уделов и городов сыновьям, которая привела к раздробленности и ослаблению государства. Будущему великому князю Владимиру Красное Солнышко – младшему сыну Святослава – достался Новгород.

Сам же Святослав направился к Переяславцу, однако приняли его не так, как он ожидал. Болгары к этому времени вступили в союзнические отношения с греками, что помогло им противостоять русичам. Византию же гораздо больше пугало возможное соседство грозного Святослава, чем болгар, поэтому они постарались уберечь себя от такой опасности. Победа сначала была на стороне русского князя, но давалось ему каждое сражение нелегко, он терял воинов, их косили голод и болезни. Заняв город Доростень, Святослав довольно долго оборонялся, но силы его были на исходе. Проанализировав ситуацию, он обратился к грекам с просьбой о мире.

Греческий император прибыл на встречу на прекрасно оснащенном корабле, в богатых одеждах, а Святослав – в простой ладье, где его было не отличить от дружинников. Стороны заключили мирный договор, по условиям которого русские были обязаны никогда не начинать войны с Грецией.

После неудачного похода русский князь решил возвращаться в Киев. Верные люди предупредили Святослава, что водные пороги ему не перейти – в укромных местах прячутся печенеги. Князь все же попытался преодолеть пороги, но это ему не удалось – пришлось зазимовать на болгарской земле.

Весной была предпринята вторая попытка добраться водным путем до Киева, но печенеги навязали русским битву, в которой последние проиграли, так как были уже совсем измучены. В этом сражении погиб Святослав – прямо в бою, как подобает настоящему воину. По легенде, печенежский князь Куря велел изготовить из его черепа чашу.

Итоги правления

Князь Святослав был храбрым и мужественным, он не мыслил своей жизни без походов. От врага не прятался, не старался взять его хитростью, наоборот, честно предупреждал «Иду на Вы!», вызывая в открытый бой. Он провел свою жизнь на коне, питался говядиной или кониной, чуть подкопченной на огне, спал, подложив под голову седло. Он отличался воинственностью и бесстрашием. Но эти качества прекрасны, когда ими наделен военачальник. Великий князь же должен обладать более гибким умом, должен быть не только предводителем войска, но и хитрым дипломатом, и рачительным хозяином. Святослав сумел разгромить опасное Хазарское ханство, но не смог установить выгодных для Руси взаимоотношений с Византией, не обращал особого внимания на внутренние дела государства. Киевская Русь вновь нуждалась в дальновидном политике и хозяйственнике на престоле.

Ок. 942 года — 972 год

Князь Новгородский (945-964 гг.) и Великий князь Киевской Руси (964-972 гг.). Сын княжеской четы - Игоря Старого и Ольги. Прославился своими походами на хазар, Дунайскую Болгарию и войной с Византией.

Святослав Игоревич - биография (жизнеописание)

Святослав Игоревич (ок. 942-972 гг.) - правитель Древнерусского государства. Формально начал княжить в Киевской Руси, будучи еще ребенком, с 946 г. после смерти своего отца - князя Игоря Старого , но до 964 г. руководство страной было полностью в руках его матери, княгини Ольги . После достижения совершеннолетия князь Святослав почти все время проводил в походах, мало пребывая в столице. Государственными делами в основном по-прежнему занималась княгиня Ольга, а после ее смерти в 969 г. сын Святослава - Ярополк .

Святослав Игоревич прожил короткую (ок. 28 - 30 лет), но яркую жизнь и занимает особое и в какой-то мере противоречивое место в русской истории. Одни видят в нем только наемного предводителя дружины - романтического «последнего викинга», ищущего славу и добычу в чужих землях. Другие - блестящего полководца и политика, деятельность которого полностью была обусловлена стратегическими интересами государства. Радикально по-разному оцениваются в историографии и политические результаты многочисленных походов Святослава.

Первое сражение

О рождении сына по имени Святослав у княжеской четы - Игоря и Ольги, сообщается в летописях в связи с заключением их брака. Правда, из-за неясной даты последнего события остается спорным вопрос и о годе рождения Святослава. Некоторые хроники называют 942 г. Видимо, эта дата близка к действительности. Ведь в русско-византийском договоре 944 г. Святослав уже упомянут, а в летописном описании битвы войска Ольги c древлянами в 946 г. именно он, совсем еще ребенок (видимо, в возрасте 3- 4 лет), символически начал этот бой, метнув копье в сторону врага. Копье, пролетев между конских ушей, ударило в ноги коню.

О дальнейшей жизни юного Святослава Игоревича мы узнаем из произведений Константина Багрянородного. Император ромеев писал о нем, что он «сидел» в Новгороде еще при Игоре. Некоторые ученые, например, А. В. Назаренко, учитывая «младенческий» возраст Святослава при жизни Игоря, полагают, что это происходило позднее - при правлении Ольги. Однако русские летописи сообщают и о самом Святославе, как он в 970 г. «посадил» княжить в Новгороде своего малолетнего сына Владимира .

Согласно известиям Константина Багрянородного, Святослав был в составе посольства Ольги в Константинополь в 957 г. Как считают историки, княгиня Ольга хотела заключить династический брак между своим сыном и дочерью византийского императора. Однако этому не суждено было случиться, и империя ромеев через десять лет встретилась со Святославом уже в совсем другой роли.

Русский гепард

Под 964 г. Повесть временных лет сообщает о Святославе, как о молодом, но уже очень серьезном воителе. Хрестоматийным стало описание летописью киевского князя: он много воевал, был быстр, подобно пардусу, в походах не возил обозов, спал под открытым небом, ел мясо, испеченное на углях. Перед нападением на чужие земли предупреждал врага своим знаменитым посланием: «Хочу на вас идти!».

Исследователи давно пришли к выводу, что это описание восходит к древнейшему дружинному преданию о первых русских князьях, а вот сравнение Святослава с пардусом (гепардом) находит параллели в описании подвигов Александра Македонского в греческих источниках.

Любопытно, что «книжный» гепард отличался не столько скоростью бега (на эту роль претендовали, по традиции, другие животные), сколько внезапностью прыжка, нападения на свою добычу. Текстологический анализ отрывка во всех летописных списках позволил известному филологу А. А. Гиппиусу сделать вывод о том, соединение летописцем фрагментов предания с «книжными» элементами привело к определенному искажению смысла этого известного пассажа о Святославе. Красочное сравнение князя с самым быстрым из млекопитающих означало не скорость передвижения, а внезапность нападения и движение налегке. Впрочем, о последнем говорит и смысл всего летописного пассажа.

Борьба за «хазарское наследство»

Под 965 г. Повесть временных лет скупо замечает о походе Святослава Игоревича против хазар. В битве с войском, возглавляемым хазарским каганом, победил русский князь, после чего он взял и одну из важнейших крепостей каганата - Саркел (Белую Вежу). Следующим шагом была победа над аланами и касогами.

В историографии, как правило, высоко оценивали успехи Святослава в восточной кампании. Например, академик Б. А. Рыбаков сравнивал этот поход русского князя с сабельным ударом. Безусловно, он способствовал обращению западных земель Хазарского каганата в зону влияния Руси. В частности, в следующем, 966 г., Святослав подчинил вятичей, до этого плативших дань хазарам.

Однако рассмотрение этой ситуации в более широком политическом контексте позволило исследователям, в частности, И. Г. Коноваловой, придти к выводу, что дальнейшее движение Святослава на восток имело лишь относительный успех. Дело в том, что во второй половине Х в. Хазарский каганат стремительно слабел, и в борьбу за его «наследство» включились все сильные соседние державы - Хорезм, Волжская Булгария, Ширван и кочевники-огузы. Боевые действия Святослава не привели к закреплению Руси на Нижней Волге и вовсе не открыли, как писали ранее некоторые историки, для русских купцов путь на Восток.

Просчет византийского императора

В 967 г. Святослав Игоревич вмешался в крупную международную политическую игру. В это время обострились взаимоотношения между Византийской империей и дружественными между собой Германией и Болгарией. Константинополь был в состоянии войны с Болгарией, вел сложные затяжные переговоры с Германией. Боясь русско-германского сближения и опасаясь за безопасность своих крымских владений после успешной войны Святослава против хазар, византийский император Никифор Фока разыграл «русскую карту». Он решил ослабить одновременно и Болгарию, и Русь и послал в Киев свое доверенное лицо - патрикия Калокира, с 15 кентиариями (ок. 1500 фунтов) золота с заданием склонить Святослава к походу на Дунайскую Болгарию.

Святослав взял золото, но вовсе не собирался быть пешкой в руках византийцев. Он согласился, так как понимал выгодное стратегическое и торговое значение этого региона. Полководец совершил поход на Болгарию и одержал ряд побед. Но после этого, вопреки воле Константинополя и, несмотря на предложения новых щедрых даров, русский князь остался на Дунае, сделав своей резиденцией Переяславец.

«Русская» война Цимисхия

Получив в результате своей ошибки по соседству с собой вместо Болгарии еще более сильного соперника, византийская дипломатия приложила немало усилий, чтобы убрать Святослава с Дуная. Историки полагают, что именно Константинополь «организовал» набег печенегов на Киев в 968 г. Летописец передает полные горечи слова киевлян к Святославу о том, что он, мол, ищет чужой земли и о ней заботится, а свою землю покинул на произвол врагов. Русский князь едва поспел с дружиной к Киеву и отогнал степняков.

Уже в следующем 969 г. Святослав заявил матери и боярам, что «не любо» ему в Киеве, хочет жить в Переяславце, где «середина земли его» и куда «стекаются все блага». И только болезнь и смерть Ольги приостановили его немедленный отъезд. В 970 г., оставив княжить в Киеве своего сына Ярополка, Святослав Игоревич возвращается на Дунай.

Пришедший к власти в Византии новый император Иоанн Цимисхий вначале путем переговоров и предложением богатой компенсации попытался вытеснить Святослава с Подунавья. Русский князь отказался, и начался взаимный обмен угрозами. Византийский историк Лев Диакон, современник этих событий, писал, что Святослав даже пригрозил императору разбить свои шатры у ворот Константинополя. Начались военные действия, которые, судя по всему, не дали перевеса ни одной из сторон. Летом 970 г. был заключен мир. Как оказалось, ненадолго.

Весной 971 г. Иоанн Цимисхий вероломно нарушил перемирие и с огромными силами совершенно неожиданно для русского князя атаковал его войска, распыленные по болгарским городам. Оставляя город за городом, Святослав оказался осажденным в Доростоле. И русские, и византийские источники сообщают о героизме русских воинов и лично Святослава, проявленных при Доростоле. После одной из вылазок русских, греки на поле сражения обнаружили среди тел павших русских воинов и тела женщин. Кто они были - русские или болгарки, - остается тайной до сегодняшнего дня. Длительная осада, несмотря на голод и лишения русских, не принесла успеха грекам. Но она не оставляла надежды на победу и Святославу.

Заключение мира стало неизбежным. После подписания мирного договора летом 971 г. Святослав обязался сдать Доростол, почетно уйти из него с войском и с оружием, но должен был покинуть Болгарию.

Дунайская война русского князя Святослава произвела такое впечатление на греков, что вошла в фольклор византийцев как «русская» война Цимисхия. Так византинист С. А. Козлов на основании анализа текстов целого ряда источников предположил отражение в героических песнях или новеллах о ратных подвигах византийских императоров цикла сказаний и о Святославе.

Сын великой Евразии

После подписания мира произошла встреча двух выдающихся исторических личностей - Иоанна Цимисхия и Святослава. Благодаря рассказу Льва Диакона мы знаем, как на этой встрече выглядел русский князь. В отличие от роскошно одетого императора и его свиты Святослав и его люди были одеты совершенно просто. Русские припыли на ладье, и Святослав сидел на веслах и также греб, как остальные, «ничем не отличаясь от своих приближенных».

Святослав Игоревич был среднего роста, с мохнатыми бровями и голубыми глазами, курносый, безбородый, но зато с густыми длинными усами. Голова была совершенно выбрита, но с одной стороны ее свисал клок волос, как полагал Лев Диакон, - признак знатности рода. В одном ухе была золотая серьга с жемчужинами. Одежда его была белой и отличалась только чистотой от одежды его приближенных. Образное описание Святослава Львом Диаконом оставило глубокий след и в восприятии современников, и в памяти потомков. «Вылитый запорожец на киевском столе», - писал о нем известный украинский историк М. Грушевский. В обличье типичного казачьего атамана вошел Святослав и в искусство Нового и Новейшего времени.

Однако современными исследованиями вполне убедительно доказывается, что и подобная прическа, и ношение мужчинами одной серьги в ухе - были в эпоху раннего средневековья образцами престижной моды и воинской субкультуры евразийских кочевников, которые очень охотно перенимала элита оседлых народов. А Святославу, как нельзя лучше, подходят слова О. Субтельного о нем: славянин по имени, варяг по кодексу чести, кочевник по образу жизни, он был сыном великой Евразии.

Кто виноват в смерти Святослава?

После заключения мира с Византией Святослав, согласно русской летописи, направился к днепровским порогам. Свенельд, воевода князя, посоветовал ему обойти пороги на конях, а не идти на ладьях. Но Святослав не послушался его. Путь преградили печенеги, и князь был вынужден зимовать в Белобережье. Пережив чрезвычайно голодную зиму, Святослав со своими людьми весной 972 г. опять двинулся к порогам. На его дружину напали печенеги во главе с ханом Курей. Они убили Святослава, а из его черепа сделали чашу, оковав его.

Гибель Святослава, вернее, вопрос о том, кто предупредил или подговорил печенегов, вызывает давние споры в историографии. Несмотря на то, что в русской летописи сказано, что печенегов подговорили болгары-переяславцы, в науке господствует мнение, что нападение степняков организовала византийская дипломатия. Константинополь, мол, не мог допустить, чтобы Святослав вернулся домой живым.

Однако в последние годы появились и иные точки зрения на причины гибели русского князя. Известный польский историк А. Паронь доказывает, что печенеги на самом деле проявили самостоятельность, возможно, отомстили за поражение под Киевом в 968 г. Мирный договор 971 г. давал грекам возможность нормализовать отношения с Киевом и вернуть их на уровень, на котором они были во времена Ольги. Поэтому Константинополь не был заинтересован в смерти русского князя.

Согласно мнению историка Н. Д. Руссева, Святослав сам медлил у порогов, потому что он ждал возвращения из Киева Свенельда с новыми дружинами. Русский князь собирался вернуться обратно в Болгарию, он жаждал реванша, а возвращаться в Киев он не хотел. Там Святослава уже не ждали. В Киеве уже вошел в силу его сын Ярополк, там по отношению к нему сформировалась сильная боярская оппозиция, которой дунайские земли не были нужны. И Святослав предпочел Руси Дунай.

Послужит чашей в назидание …

Косвенно о том, что Святослав действительно не собирался возвращаться в Киев, может свидетельствовать … чаша из его черепа. В целом ряде поздних русских летописей - Уваровской, Ермолинской, Львовской и др., есть дополнения к эпизоду Повести временных лет о гибели Святослава, касающиеся надписи на роковой чаше. Они незначительно отличаются между собой, но общий смысл их сводится к тому, что Святослав, желая чужого, своё погубил. Во Львовской летописи даже уточняется, что погубил из-за большой ненасытности.

То, что такая чаша действительно была, говорит запись в Тверской летописи, датированная XI-XII вв., о том, что «… это чаша до сих пор хранится в казне печенежских князей». Были ли предшественники у несчастного Святослава? В хрониках есть сведения о том, что в 811 г. болгарский хан язычник Крум угощал славянских князей из подобного сосуда. В этом случае материалом послужил череп побежденного болгарами византийского императора Никифора I.

Любопытные параллельные сведения о гибели Святослава предоставляет булгарская летопись Гази-Бараджа. Она подтверждает сообщение русских летописей о том, что печенеги были в сговоре не с византийцами, а с дунайскими болгарами, и содержит подробности о последних минутах жизни киевского князя. Когда Святослав оказался у него в плену, Кура-хан сказал ему: «Твоя голова, пусть и с хинской косой, не прибавит мне богатств, и я охотно даровал бы тебе жизнь, если бы ты действительно дорожил ею…. Пусть твоя голова послужит чашей для напитка в назидание всем чрезмерно гордым и легкомысленным».

Святослав - язычник!

Читая древнерусские летописи, складывается впечатление о двойственном отношении летописцев к Святославу. С одной стороны, симпатия и гордость за блистательного полководца, «Александра Македонского земли Русской», с другой - явное неодобрение его делам и поступкам. Особенно не одобряли летописцы-христиане язычества Святослава.

В русских летописях рассказывается о том, что княгиня Ольга , приняв крещение, стремилась приобщить к христианству и сына. Святослав отказывался под предлогом, что, если он один примет крещение, то дружина его станет над ним насмехаться. Мудрая Ольга справедливо на это отвечала, что если князь крестится, то и все сделают то же самое. Исследователи давно пришли к выводу о том, что указанная летописью причина отказа Святослава креститься, не серьезна. Права была Ольга, никто бы не посмел перечить князю. Как совершенно справедливо заметил исследователь А. В. Назаренко, для того чтобы крестить Русь, Ольге нужно было крестить сына, за ним бы последовало и все общество.

Однако в чем же причина упорного нежелания Святослава стать христианином? В булгарской летописи Гази-Бараджа есть на этот счет любопытное известие. Когда еще, будучи ребенком, Святослав смертельно заболел, и ему не могли помочь ни русские, ни византийские врачи, Ольга позвала булгарского лекаря Отчы-Субаша. Тот взялся исцелить мальчика, но в качестве условия попросил, чтобы Святослав не принимал христианства.

И объяснение булгарского летописца, как видим, выглядит несколько фольклорно. На этом фоне чрезвычайно интересна гипотеза А. В. Назаренко. Он считает, что причина отказа Святослава креститься таится в Константинополе, который он посетил вместе с матерью в 957 г. Византийский император в честь русской княгини Ольги устроил два приема. На первом приеме присутствовали «люди Святослава», где они в качестве даров получили денег гораздо меньше, чем даже рабыни Ольги. Это был прямой вызов русской стороне, ведь, например, в русско-греческом договоре 945 г. послы Святослава были упомянуты вторыми после Игоря , даже раньше Ольги. Видимо, унижение «людей Святослава», а значит и его самого, было вызвано нежеланием императора выдавать замуж свою дочь за правителя варваров. «Люди Святослава» были оскорблены и на втором приеме уже не присутствовали. Очень вероятно, считает А. В. Назаренко, что отказ Святославу в греческой невесте и повлиял на его (и его советников) решение остаться в язычестве.

Повесть временных лет, как бы пытаясь оправдать язычество Святослава, «смягчает» его воинственность в религиозном вопросе и сообщает: если кто-то хотел принять крещение, то он не запрещал, а только над ним насмехался. Однако в Иоакимовской летописи есть шокирующий рассказ о том, как Святослав, потерпев неудачу в одном из важных сражений с болгарами и греками, решил, что виноваты в этом христиане, находившиеся в составе его войска. Многие христиане были по его приказу казнены. Он не пожалел даже своего ближайшего родственника Глеба, который приходился ему сводным или, по другим источникам, двоюродным братом.

Авантюрист, государственный деятель, духовный лидер

Возможно, воинствующее язычество Святослава было обусловлено той особой ролью, которую он играл в обществе своего времени. Любопытно, как в историографии менялось восприятие образа этого воителя. В научной литературе первоначально преобладало мнение о Святославе, как о «последнем викинге», искателе приключений, наемном полководце, ищущем славу в чужой земле. Как писал Н. М. Карамзин , он славу побед уважал больше чем государственное благо. Война была единственной страстью Святослава, - вторит ему О. Субтельный. Болгарская исследовательница Г. Цанкова-Петкова назвала его «принцем-мечтателем».

Со временем утвердилась в ученом мире репутация Святослава, как мудрого государственного деятеля. За его воинственностью и, казалось бы, непредсказуемыми и спонтанными бросками на Восток, Юг и Юго-Запад ученые, наконец, смогли, - как пишет Н. Ф. Котляр, разглядеть определенную систему проведения внешней политики. Киевский князь решал вопросы отношений с другими странами сугубо военными средствами, - продолжает он же, еще и потому, что мирной дипломатией их, видимо, было уже не решить.

В последнее время появились гипотезы о третьей ипостаси Святослава Игоревича - сакральной стороне столь привычного нам образа воителя. К этой интерпретации уже давно подталкивало исследователей само имя Святослава. Оно относится к разряду теофорных имен и соединяет два смысловых контекста, которые могут указывать на две функции его носителя: сакральную (Святость) и воинскую (Слава). Как косвенное подтверждение подобной интерпретации можно рассматривать известие упоминавшейся булгарской летописи: после чудесного исцеления Святослав стал именоваться Ауданом - носителем сакральных жреческих функций среди степных язычников.

Ряд аргументов о выполнении Святославом сакральных функций собран исследователем С. В. Черой:

  • Внешний вид князя. Сходство с обликом языческого бога Перуна (длинные усы, но отсутствие бороды);
  • В последней битве под Доростолом, согласно рассказу греческого автора Иоанна Скилицы, Святослав отказался принять вызов на личный поединок от Иоанна Цимисхия;
  • Во время сражений Святослав находился, по-видимому, не в первых рядах и даже, возможно, позади своего войска. Согласно греческой хронике, некий Анемас, чтобы лично сразиться со Святославом во время одного боя, должен был вырваться вперед и разорвать вражеский строй;
  • В скандинавских сагах есть сообщения о том, что конунги брали в бой своих совсем крошечных детей, например, мальчиков двух лет. Их держали за пазухой, как талисман, они должны были принести удачу в сражении. И Святослав символически начинал битву с древлянами, будучи 3-4 лет отроду.

Былинный Дунай Иванович

Киевский князь Святослав Игоревич относится к разряду тех исторических личностей, интерес к которым никогда не угаснет, а со временем их образ будет только развиваться и даже обрастать новыми и важными «историческими» подробностями. Святослав навсегда останется в памяти русского народа, как герой легендарный. Исследователи полагают, что былинный Дунай Иванович и он же, Дунай Переславьев, это и есть никто иной, как Святослав. И историческое стремление Руси к Дунаю произрастает со времен легендарного киевского князя. Именно он был своеобразным предтечей великих русских полководцев - П. А. Румянцева , А. В. Суворова , М. И. Кутузова , И. В. Гурко, М. Д. Скобелева и др., которые ратными успехами прославили силу русского оружия на Балканах.

Роман Рабинович, канд. ист. наук ,
специально для портала


Озвучте свое мнение!

Князь Святослав Игоревич (Храбрый) – покоритель вятичей и победитель хазаров

Великий киевский князь Святослав Игоревич (родился в 940 г. – погиб в 972 г.) – без преувеличения, самый отчаянный воин в истории средневековой Руси. Он был сыном своего жестокого времени, и судить о поступках этого воинственного монарха с современной точки зрения, безусловно, не стоит. Князь мало вписывается в этические каноны сегодняшнего дня, как, впрочем, и все его современники. В то же время Святослав идеально бы смотрелся в украинской версии "Игр престолов" как один из наиболее ярких персонажей и колоритных персонажей.

Великий киевский князь Святослав (Храбрый) – первый великий киевский князь со славянским именем, однозначную оценку которому не могут дать даже сами историки. Так,

  • Николай Карамзин (1766-1826) назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории»;
  • советский академик Борис Рыбаков (1908-2001), охарактеризовал Святослава великим завоевателем, создавшим на карте Европы "единым сабельным ударом" огромное государство от завоеванных им вятичей (современных москвичей) до северного Кавказа;
  • профессор Сергей Соловьев (1820-1879) считал, что князь был "воином, который с своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли".
  • Чем прославился великий киевский князь Святослав Игоревич, чьи памятники установлены во многих городах Украины?

    1. Расширением территории Киевской Руси за счет присоединения к Киеву земель вятичей (современная Смоленская, Московская, Тульская, Воронежская области РФ).

    2. Разгромом и грабежом многочисленных соседей – Волжской Болгарии, Хазарского каганата и вторжением на Балканы, где потерпел в итоге поражение от Византии. Был убит печенегами на острове Хортица на Днепре, когда возвращался с малой дружиной из своего провального похода в Болгарию.

    Из этих 2-х пунктов становится понятным сарказм профессора Соловьева о "великом воине" и "бесполезности его дел для родной земли". Да в ту эпоху все великие национальные герои других стран, на первый взгляд, действовали точно так же, но они не только громили, разоряли и ослабляли соседей, но и удерживали эту территорию, присоединяя ее к своему государству. Так,

  • Карл Великий (768-814) – король Франков, сумевший впервые после падения Римской империи объединить Западную Европу – территорию современных Франции, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Западной Германии и Северной Италии, получив титул императора;
  • Чингизхан (1162-1227) – основатель самой крупной империи от современной Монголии и Китая о Крыма и Волжской Булгарии, расширенное на Запад Батыем;
  • Саладин (Салах ад-Дин, 1138-1193) – султан Египта и Сирии и т. д., в сравнении с которыми князь Святослав Игоревич, разумеется, очень сильно проигрывает.
  • Сын мудрой княгини христианки Ольги и князя Игоря Святослав был воспитан викингами Свенельдом и Асмудом, которые вместе с почитанием языческих идолов внушили ему несвойственную для славянина воинственность. С 10-летнего возраста княжича брали на многочисленные битвы, где мальчику в полной мере пришлось освоить всю военную премудрость того сурового времени. При Святославе неотступно находился друг его отца воевода Свенельд, который по мере сил приобщал юношу к ратному делу.

    Каждый год правления молодого князя был ознаменован новой войной. При нем русичи превратились в очень опасных соседей буквально для всех. Святослав никогда не искал серьезных поводов для начала боевых действий, он просто направлял впереди себя гонца с лаконичным посланием "Иду на вы". Именно таким образом он подчинил славянское племя вятичей, разбил Волжскую Булгарию и нанес сокрушительное поражение Хазарскому каганату. Древнерусские войска не только покончили со своим давним и могучим противником (хазары брали дань со славян еще до прибытия князя Олега в Киев), но и продемонстрировали всему миру свою необычайную силу, захватив неприступные крепости Итиль и Саркел. Вместе с тем Святослав и его ближние дружинники получили под свой контроль оживленный торговый путь по Волге с выходом на Каспий.

    При всем своем авантюризме князь, как и его варяжское окружение, оставался спокойным прагматиком. Обложив данью народы на востоке, он устремил свой взгляд в юго-западном направлении – на Балканы. Мечтой Святослава было взять в свои руки весь "Путь из варяг в греки", что сулило бы ему баснословную прибыль.

    В свете таких планов очень кстати пришлось предложение византийского императора Никифора Фоки помочь подавить восстание подвластных Константинополю дунайских болгар. Император Византии Никифор Фока, желая отомстить болгарам за то, что они попустительствовали венграм, нападавшим на его страну, обещал великие дары, если князь выступит против Болгарии. В 967 году Святослав, получив несколько пудов золота, с 60000 воинами захватил придунайские города. Вместе с верными спутниками Свенельдом, Сфенкелем, Икмором и своей дружиной князь перешел через заснеженные перевалы, захватил болгарскую столицу Преславу и пленил местного царя Бориса.

    В легенду вошла чрезвычайная жестокость, с какой победители обращались с порабощенным славянским народом, не щадя ни матерей, ни младенцев. Царь Болгарии вскоре умер от горя, а Святослав сел княжить в болгарском городе Переяславце. "Не любо мне в Киеве, хочу жить на Дунае, в Переяславце. Тот городок – середина моей земли!" – сказал он матери и боярам.

    Разумеется, Царьград не мог мириться с тем, чтобы киевская власть укрепилась на Балканах. Впереди у князя Святослава была самая тяжелая война в его жизни – война с единственной сверхдержавой того времени, великой Византийской империей. Именно тогда, в схватке с самым сильным противником, и проявились все героические качества князя Святослава и его отважных воинов.

    Главный подвиг князя Святослава – война с Византией.

    Как и следовало ожидать, византийцы придерживались несколько иного мнения относительно пределов владений неуправляемого князя. В Цареграде давно уже недоумевали, почему тот не покидает пределов их империи. Когда же на константинопольский трон сел искусный военачальник Иоанн Цимисхий, византийцы решили перейти от слов к делу.

    Первое столкновение с войском Иоанна Цимисхия возле Адрианополя окончилось победой русского князя. Летописец Нестор приводит легенду о дарах, преподнесенных ему после битвы: "Цимисхий в страхе, в недоумении призвал вельмож на совет и решился искусить неприятеля дарами, золотом и паволоками драгоценными; отправил их с человеком хитрым и велел ему наблюдать все движения Святославовы. Но сей князь не хотел взглянуть на золото, положенное к его ногам, и равнодушно сказал отрокам своим: возьмите. Тогда император послал к нему в дар оружие: герой схватил оное с живейшим удовольствием, изъявляя благодарность, и Цимисхий, не смея ратоборствовать с таким неприятелем, заплатил ему дань".

    После заключения мирного договора с греками киевский князь допустил ряд стратегических ошибок: не занял горные проходы через Балканы, не перекрыл устье Дуная и разделил свое войско на две части, расположив их в Преславе и в Доростоле. Самоуверенный полководец, видимо, очень полагался на свое воинское счастье, но в этот раз ему противостоял очень грамотный и опытный противник. Иоанн Цимисхий в 971 году направил большой флот (300 кораблей) к устью Дуная с целью отрезать войскам Святослава путь к отступлению. Сам же император, под началом которого двигалось 13 тысяч всадников, 15 тысяч пехотинцев, 2 тысячи его личной гвардии ("бессмертных"), а также огромный обоз со стенобитными и огнеметательными машинами, без всяких трудностей перешел через горные перевалы и вышел на оперативный простор. Болгары, прожившие несколько лет под властью Святослава, с удовольствием поддержали цивилизованных византийцев. Первым же ударом Цимисхий захватил Преславу, при этом остатки разбитых русичей во главе с воеводой Сфенкелем едва успели отойти к Доростолу. Пришло время для решающего сражения.

    Первый бой под Доростолом состоялся 23 апреля 971 года. Греки подошли к резиденции Святослава. Их войска в несколько раз превосходили по численности осажденных в Доростоле русичей, при этом византийцы имели очевидное преимущество в вооружении, боевом оснащении и экипировке. Ими руководили опытные командиры, изучившие все премудрости военного искусства по древнеримским трактатам. Несмотря на это, воины Святослава смело встретили наступающих в чистом поле, "сомкнув щиты и копья наподобие стены". Так они выдержали 12 атак византийцев (в последней тяжелую конницу вел в бой сам император) и отступили под защиту городских стен. Считается, что первый бой закончился вничью: греки не смогли сходу разгромить русскую дружину, но и Святослав понял, что на этот раз столкнулся с серьезным противником. Данное убеждение только укрепилось на следующий день, когда князь увидел установленные напротив крепостных стен огромные стенобитные машины византийцев. А 25 апреля по Дунаю подошел и византийский флот, окончательно захлопнув смертельную ловушку. В этот день впервые в жизни Святослав не ответил на вызов, войска Цимисхия напрасно прождали русичей в поле, вернувшись в свой лагерь ни с чем.

    Второй бой под Доростолом состоялся 26 апреля. В нем погиб воевода Сфенкель. Боясь быть отрезанными от города византийской конницей, русичи снова отступили под защиту крепостных стен. Началась изнурительная осада, в ходе которой дружинники Святослава смогли предпринять ряд дерзких вылазок, а орудия византийцев все же сделали пролом в стене. Так прошло три месяца.

    Третий бой прошел 20 июля и вновь без определенного результата. Потеряв одного из полководцев, русичи "закинули щиты на спины" и скрылись в городских воротах. Среди погибших врагов греки с удивлением обнаружили одетых в кольчугу женщин, сражавшихся наравне с мужчинами. Все говорило о кризисе в лагере осажденных. На следующий день в Доростоле собрался военный совет, на котором решалось, как быть дальше: пытаться прорываться или стоять насмерть. Князь Святослав сказал своим командирам: "Деды и отцы завещали нам храбрые дела! Станем крепко. Нет у нас обычая спасать себя постыдным бегством. Или останемся живы и победим, или умрем со славой! Мертвые сраму не имут, а убежав от битвы, как покажемся людям на глаза?" На том все и сошлись.

    Четвертый бой. 24 июля русичи вышли на четвертый бой, который должен был стать для них последним. Святослав приказал запереть городские ворота, чтобы никто в войске уже не помышлял об отступлении. Цимисхий вышел с армией им навстречу. В ходе сражения русы держались стойко, они не имели резервов и очень устали. Византийцы, напротив, могли сменять атакующие подразделения, вышедшие из боя солдаты по приказу императора освежались вином. Наконец, в результате имитации бегства греки смогли отвести противника подальше от стен Доростола, после чего отряд Варды Склира смог зайти в тыл войску Святослава. Ценой огромных потерь русичам все же удалось отойти в город. На следующее утро князь предложил Иоанну Цимисхию начать переговоры о мире. Греки, не желая больше терять своих людей, пошли навстречу предложениям Святослава и согласились отпустить его войско домой с оружием, и даже снабдив их на дорогу хлебом. Князь же поклялся больше не воевать с Константинополем. После подписания мира состоялась и личная встреча полководцев. Император не сразу смог узнать правителя Руси, который подплыл к нему на лодке, сидя за веслами наравне с простыми дружинниками. Из 60-тысячной армии, которую Святослав привело собой в Болгарию, в живых в это время осталось примерно 22 тысячи человек.

    На пути в Киев ослабленное войско Святослава попало в засаду, устроенную на острове Хортица кочевниками-печенегами. Русичи храбро сражались, но, к сожалению, силы были неравны. Погибшему в бою Святославу отрубили голову, а из черепа сделали чашу для своих ханов. Так закончил свой путь славный воин, про которого сказал летописец: "Чужого искавши, свое потерял".

    Биография князя Святослава.

    940 г. (примерно) – родился князь киевский Святослав Игоревич.

    945 г. – после смерти отца стал номинальным правителем Киевской Руси.

    961 г. – княгиня Ольга перестает быть регентшей, а Святослав становится полновластным владыкой всех древнерусских земель.

    964 г. – Святослав предпринял поход на р.Ока, где подчинил своей власти славянское племя вятичей.

    964-967 гг. – князь с войском одержал целый ряд побед над волжскими булгарами, буртасами и хазарами, разрушил мощную цитадель Саркел, прошел до Боспора Киммерийского. Также ходил опустошительными походами на Северный Кавказ, где разбил племена ясов и касогов. Вернувшись, разрушил последнюю хазарскую крепость Семендер.

    967 г. – Святослав отправился в свой первый поход на Дунайскую Болгарию. Святослав одолел болгар в битве и, взяв 80 их городов по Дунаю, сел княжить в Переяславце, беря дань, в том числе и с греков.

    968 г. – воспользовавшись отсутствием Святослава, к Киеву подошли печенеги. Князю с дружиной пришлось спешно возвращаться из похода, чтобы отогнать кочевников от столицы.

    969 г. – Святослав посадил Ярополка в Киеве, Олега – у древлян, Владимира послал княжить в Новгород, а сам отплыл в Болгарию в Переяславец. Потом вернулся в Болгарию, где с трудом подавил восстание местного населения.

    970 г. – война переместилась во Фракию, поскольку Святослав стал наступать на Константинополь. Русичи захватили Филиппополь и Цимисхий, озабоченный начавшимся у него в тылу мятежом полководца Варды Фоки, согласился заплатить северным "гостям" большую дань.

    971 г. – Иоанн Цимисхий с войском вернулся в Болгарию, возобновив войну. Византийцы захватили Преславу, и многие болгарские города признали их власть над собой. Святослав с остатками войска заперся за стенами Доростола. Началась многомесячная оборона города.

    972 г. – возвращаясь из Болгарии в Украину, князь Святослав подвергся нападению печенегов и был убит. По одной из версий, византийцы послали сказать печенегам: "Вот, идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа".

  • Святослав был еще отроком, когда древляне подло убили его отца князя Игоря, но княгиня Ольга сумела удержать власть. Молодой княжич еще мальчиком принял участие в карательном походе против восставших древлян. Святослав не принимал участия во внутренних делах державы до самой кончины своей матери в 969 году. Отношения их всегда оставались прекрасными, и даже нежелание князя перейти в христианство не поссорило отца с матерью. "О, дорогое мое дитя! – говорила Святославу святая Ольга. – Нет иного Бога ни на небесах наверху, ни на земле внизу, кроме Того, Которого познала я, Создателя всея твари Христа Сына Божия... Послушай меня, сынок, прими веру истинную и крестись, и спасен будешь". Святослав же рассуждал иначе: "Если бы я и хотел креститься, – отвечал он матери, – никто бы мне не последовал и никто бы из моих вельмож не согласился этого сделать. Если один я закон христианской веры приму, тогда мои бояре и прочие сановники вместо повиновения мне будут смеяться надо мной... И что мне будет самодержство, если из-за чужого закона все меня оставят и я буду никому не нужен". Однако он никому не препятствовал креститься и выполнил волю Ольги, похоронив ее по христианскому обычаю.
  • Тяготы и радости воинской жизни привлекали молодого Рюриковича куда больше, чем расписные палаты в Киеве. Уже будучи великим князем Святослав предпочитал в походе спать на сырой земле, подложив под голову лишь седло, есть вместе со своими воинами и одеваться как они. Вид он имел сугубо варяжский. По словам византийского историка Льва Диакона, внешность князя была под стать его характеру: дикая и суровая. Брови у него были густые, глаза голубые, волосы и бороду князь имел обыкновение брить, но зато имел длинные висячие усы и пучок волос на одной стороне головы. Будучи невысок ростом и строен телом, он отличался могучей мускулистой шеей и широкими плечами. Роскоши Святослав не любил. Одежду древнерусский властелин носил самую простую, и только в ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином.
  • Когда в 968 г. Киев окружили печенеги, к Святославу в Болгарию с трудом удалось отправить послание: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. Нас же чуть было не взяли печенеги вместе с матерью твоей и детьми. Если не придешь и не защитишь нас, то не миновать нам полона. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери и детей?" Святослав спешно вернулся, но кочевники успели отойти в дальние степи.
  • Историческая память о князе Святославе Игоревиче.

    Памятники князю Святославу установлены в украинских городах Киеве, Запорожье и Мариуполе, в с. Старые Петривцы, а также в с. Холки Белгородской области Российской Федерации.

    Памятный знак – на вероятном месте гибели князя на о. Хортица.

    Улицы, названные в честь Святослава Храброго, есть в Днепропетровске, Львове, Стрые, Чернигове, Радехове, Шепетовке.

    В 2002г. Национальный банк Украины выпустил юбилейную монету из серебра номиналом в 10 гривен, посвященную князю Святославу.

    Князь Святослав в социальных сетях.

    В "Одноклассниках" найдено 129 видео.

    В Youtube по запросу "князь Святослав" – 8 850 ответов.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Святославе Храбром?

    Для анализа популярности запроса "Святослав Храбрый" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод: по состоянию на 17 марта 2016 г., количество запросов за месяц составило 16 116, что видно на скрине.

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество по запросу "Святослав Храбрый" зарегистрировано в сентябре 2014 г. – 33 572 запроса за месяц.

    Святославу Игоревичу было всего три года, когда он унаследовал княжеский престол после смерти отца, великого князя Игоря Рюриковича. До совершеннолетия Святослава бразды правления страной взяла его мать, княгиня Ольга.

    С малых лет Святослав сроднился с боевой жизнью. Княгиня Ольга, решив отомстить древлянам за убийство мужа, пошла на древлянскую землю и взяла с собой четырехлетнего Святослава, т.к. по древнерусской традиции поход должен возглавлять сам князь. Он первый бросил копье, хотя слаба была еще детская рука, но это была его первая боевая команда дружине.

    Князь Святослав Игоревич большую часть своей жизни провел в походах. Война ради выгоды и славы была смыслом его жизни, государственные дела его не интересовали. Поэтому внутреннюю политику князь Святослав возложил на плечи княгини Ольги.

    Походы князь Святослав совершал необычайно быстро, не возил с собой никаких обозов и шатров, ел и спал, как простой воин. Дружина относилась к нему с большим уважением. Святослав очень дорожил мнением дружинников и, видимо, по этой причине отказывался креститься. Душа князя-воителя не лежала к христианству с его кротостью и милосердием.

    Святослав не любил хитрости и не нападал нежданно, а предупреждал врага, давая ему возможность подготовиться к боевой встрече.

    В 964 г. Святослав решил совершить поход в Хазарию. Путь его проходил через вятичей, которые платили дань хазарам. Русский князь Святослав заставил их платить себе и продолжил поход, добравшись до Волги. Худо пришлось болгарам, жившим по Волге: поход Святослава на волжскую Болгарию закончился разорением и грабежом городов и сел.

    Навстречу русским вышло большое хазарское войско с самим каганом. Хазары были совершенно разбиты (965 г.). Святослав взял их город Белую Вежу, разорил их землю. После этого он одержал победу над ясами и косогами, жителями Прикавказья.

    Недолго отдыхал Святослав в Киеве после череды побед, как к нему прибыло посольство от греческого императора Никифора II Фоки просить помощь против дунайских болгар. В 967 г. киевский князь Святослав отправился на Дунай. Болгары были разбиты, множество городов было захвачено. Святославу очень понравились богатые болгарские земли, занимающие выгодное положение в соседстве с Византией, и он даже захотел перенести столицу в Переяславец.

    Хазарский каганат в течение долгого времени был как бы заслоном от набега азиатских кочевников. Разгром князем Святославом хазар открыл путь новой орде, печенеги быстро заняли степную полосу.

    В 968 г. печенеги, подкупленные византийским императором, воспользовались отсутствием киевского князя Святослава и окружили Киев. Княгине Ольге удалось вызвать на помощь воеводу Претича, находившегося в это время на противоположном берегу Днепра. Печенеги подумали, что сам Святослав с войском идет на выручку города, и отступили. А когда князь Святослав вернулся в Киев, он прогнал печенегов далеко в степь.

    Не сиделось Святославу долго на месте, но княгиня Ольга уговорила его остаться, т.к. чувствовала, что скоро умрет.

    После смерти матери в 969 г. Святослав не стал сдерживать свою ненависть к новой вере. Он убивал христиан, в т.ч. высокопоставленных лиц и родственников, уничтожил несколько храмов и церквей.

    В том же году князь Святослав отправился во второй поход на Болгарию, оставив вместо себя править трех своих сыновей – Ярополка. Олега и Владимира. На тот момент ситуация в Греции изменилась. Император Никифор II Фока был убит, троном завладел Иоанн Цимисхий.

    Святослав одержал победу над болгарами и взял в плен двух сыновей царя Бориса. Новый византийский император не желал господства Святослава в Болгарии, т.к. это представляло бы опасность для Византии. Он отправил к русскому князю послов с дарами и требованием покинуть Болгарию. В ответ Святослав предложил грекам выкупить болгарские города.

    Началась война с греками. В результате долгой тяжелой битвы греки завладели Переяславцем, почти все русское войско погибло. Святослав в это время находился в Доростоле, куда затем переместился бой. Греки сильно превосходили по численности и вооружены были лучше.

    В течение 3 месяцев находился Святослав в осажденном городе, терпя со своим войском голод, нужду, болезни. В одном из боев он, раненный, едва спасся от плена. Греки тоже были изнурены продолжительными битвами.

    Стороны заключили договор, по которому Святослав обязался выдать всех пленных греков, уйти из Болгарии и не начинать войны с Византией, а также мешать нападению на них других племен.

    Пока князь Святослав воевал в Болгарии, печенеги опустошали его земли и чуть не завладели Киевом. Говорят, византийский император известил печенежского вождя о том, что Святослав возвращается с малым количеством воинов. Печенеги подстерегли киевского князя, завязалась схватка, и великий князь Святослав погиб со всеми дружинниками.

    По преданию печенежский вождь Куря из черепа Святослава сделал чашу, украсил ее золотом и пил из нее на пирах.

    Русский князь Святослав основную часть своей жизни провел в боевых походах. Его первый поход состоялся, когда князю было всего четыре года. Это был поход Ольги на древлян, жестоко убивших ее мужа - . По традиции возглавлять его мог только князь, и именно рука малолетнего Святослава бросила копье, отдав первый приказ дружине.

    Святослава практически не интересовали государственные дела и внутренняя политика, решение этих вопросов князь полностью предоставил своей мудрой матери. В краткой биографии князя Святослава Игоревича стоит упомянуть, что страстью и смыслом его жизни была война. Дружина Святослава двигалась необычайно быстро, поскольку князь, не признающий в походах роскоши, не брал с собой шатров и обозов, которые замедляли бы движение. Он пользовался немалым уважением среди воинов, поскольку разделял их быт. Святослав никогда не нападал неожиданно. Предупреждая врага о нападении, князь побеждал в честной битве.

    В 964 г. начался поход Святослава в Хазарию. Его путь лежал через земли хазарских данников - вятичей. Святослав заставил их платить дань себе и только после этого двинулся дальше, к Волге. Жившим на берегах реки болгарам пришлось нелегко. Поход Святослава на Волжскую Болгарию (Булгарию) привел к разграблению многих сел и городов. Полный разгром князем Святославом хазар состоялся в 965 г. Русский князь разорил хазарские земли и захватил их главный город - Белую Вежу. Закончился поход победами над жителями Прикавказья, племенами косогов и ясов.

    Однако отдых от ратных трудов в Киеве не был долгим. Посольство императора Никифора 2-го Фоки, прибывшее скоро к князю, попросило его поддержки против болгар, живущих на придунайских землях. Этот поход также оказался победным. Киевскому князю Святославу так понравились болгарские земли, соседствующие с Византией, что он захотел перенести свою столицу из Киева в Переяславец.

    Территории разгромленного Святославом , до того закрывавшие путь кочевникам из Азии, теперь были наводнены печенегами, подкупленными императором Византии. Кочевники в 968 г. окружили Киев в отсутствие князя. Ольга призвала на помощь воеводу Петича. отступили, возможно, решив, что возвращается воинственный князь. Появившийся намного позже Святослав прогнал их далеко от границ Киевской Руси.

    В 969 г. умерла княгиня Ольга, а лишившиеся ее покровительства христиане подверглись гонениям. В том же году, оставив сыновей , Олега и , править, Святослав отправился во второй поход на болгар. К тому времени Никифор 2-й Фока был убит, а трон занимал Иоанн Цимисхий.

    Одержанная в Болгарии Святославом победа была невыгодна Византии. Цимисхий, не желая укрепления Святослава в болгарских землях, направил к князю послов с богатыми дарами и требованием покинуть завоеванные территории. Ответом Святослава стало предложение выкупить захваченные болгарские города. Началась изнурительная война с греками. Воины Цимисхия после тяжелой борьбы завладели Переяславцем. Бои переместились в Доростол, где греки смогли окружить князя и дружину. Осада продолжалась три месяца. Святослав и его дружинники терпели голод и страдали от болезней. В итоге был заключен договор, по которому князь обязался уйти из Болгарии, выдать всех пленных греков и препятствовать нападению на территорию Византии других племен.

    Пока князь вел борьбу с греками, на киевские земли вновь пришли печенеги и едва не захватили стольный град. По мнению историков, император Византии сообщил печенежскому вождю Куре о том, что киевский князь возвращается с малой дружиной. Святослав и его воины погибли в схватке с напавшими на них печенегами. Так завершилось правление Святослава Игоревича, после которого на киевский престол взошел Ярополк. Предание гласит, что из черепа Святослава Куря сделал украшенную золотом и камнями чашу.



    Рассказать друзьям