Краткое содержание главы пешки.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Среди попутчиков героя на пути из Петербурга в Москву встречаются:

  1. чиновники ;
  2. крестьяне ;
  3. купцы ;
  4. старые друзья и знакомые .

Отправление

Герой, от лица которого ведется повествование, отправляется в Москву из Петербурга. Он садится в кибитку, но, к несчастью, засыпает в ней и просыпается только на станции София - почтовом пункте.

Так как добрался сюда он глубокой ночью, получить лошадей и продолжить поездку оказалось непросто. Почтовый смотритель отказался выполнять поручения, поэтому пришлось водкой подкупать ямщиков.

Тосна

Путь до Москвы из Петербурга раньше казался герою приятным. Но вскоре размытая дорога, превратилась в липкую жижу. Ехать по ней стало невыносимо, поэтому герой решил сделать перерыв в Тосне.

В почтовой избе, он знакомится с архивным регистратором. Он прославился тем, что сочинял родословные на любой вкус, которые с удовольствием приобретали дворяне. Этот глупый человек занимается, по мнению героя, очень глупым делом.

Встреча с крестьянином

Рассказчик решает продолжить свое путешествие пешком. По пути в Любань он проходит мимо нивы, где видит пашущего землю крестьянина. Герой подозревает мужика в раскольничестве, потому как грешно работать в воскресенье.

Но на деле оказывается, что крестьянин вынужден трудиться в поле в единственный выходной, чтобы прокормить семью. Ведь остальные шесть дней в неделю, он работает на помещика. Эта история заставила героя задуматься о помещичьей бесчеловечности и своем отношении к прислуге.

Встреча с приятелем Ч.

В Чудово, герой встречается со своим приятелем Ч. Тот рассказывает, почему ему пришлось покинуть Петербург. Отдыхая в Петергофе, Ч. с друзьями решился на опасную поездку по воде в Кронштадт и Сестрорецк.

Начиналось все благополучно, но скоро путешественников настиг шторм. Их шлюпка попала в узкий проход между камнями, застряла там и стала тонуть. Одному из гребцов удалось вплавь добраться до берега. Там он помчался за помощью к местному начальнику, но тот спал, а парень не стал его будить.

Наконец, оставшиеся жертвы кораблекрушения добрались до суши. Ч. отправился с претензией к начальнику, на что получил ответ, будто бы он спасать утопающих и не должен.

Оскорбленный Ч. понял, что в столь бесчувственном городе, ему больше нечего делать и покинул его. Герой пытался разуверить Ч. в его поспешных выводах, но тот не стал слушать и быстро уехал.

Спасская полесть

Непогода мешает герою продолжать свое путешествие. Ему приходится остановиться на станции, чтобы просушиться и поспать. Тут он слышит интересный разговор мужа с женой о высокопоставленном чиновнике, очень любящем устрицы.

Любовь к этим морепродуктам была так велика, что он даже посылал своих подчиненных в походы за устрицами. По возвращению, они получали повышение и разные почести.

Утром к герою присоединяется пассажир и рассказывает свою историю. Он оказался подвержен чиновничьему обману. В результате этого попутчик героя потерял все деньги и положение в обществе, семью. Остались только друзья, которые, спасая его от тюрьмы, посадили его в кибитку и отправили на все четыре стороны.

Героя очень трогает этот рассказ. Он решает, что помочь его попутчику смог бы только беспристрастный верховный суд. Герой погружается в сон, где видит себя таким верховным судьей, восхваляемым обществом. Но он внезапно прозревает, и оказывается, что люди в его государстве несчастны, а власть бесчестна.

Разговор с семинаристом

В Подберезье герой знакомится с молодым человеком, только что окончившим духовную семинарию. Он жалуется герою на полученное им образование: для жизни оно непригодно, знаний не прибавилось. Да и откуда им взяться, если преподаются предметы только на латыни. Семинарист лелеет надежду получить хорошее образование в Петербурге.

Эта встреча заставляет героя задуматься о науке и мартинизме.

Новгород

Прибыв в Новгород, рассказчик размышляет над его историей. Он вспоминает, что изначально здесь была установлена система народного правления. Сам город и все Новгородское княжество процветало.

Но пришел Иван Грозный и своими захватническими действиями, по сути, разорил его. Герой задумывается, имел ли царь на это право. Да и нужны ли права, если есть могущество и сила?

Отобедать герой отправляется к своему знакомому Карпу Дементьевичу. Этот уважаемый гражданин раньше был купцом. Занимался аферами: брал деньги, но не отдавал покупателю товар. Нечестным путем также смог избежать правосудия. Герой понимает, что подобных случаев по всей России очень много.

Мысли о боге

В Бронницах рассказчик делает очередную остановку. Он отправляется к месту, где раньше стоял языческий храм. Здесь его посещают мысли о боге и о жизни.

Встреча с г-ном Крестьянкиным

На станции Зайцово, герой встречает своего старого друга. Господин Крестьянкин раньше служил в уголовной палате. Он рассказывает о случае с жестоким помещиком. Его сын обесчестил крестьянку.

Жених девушки в порыве ярости избил с другими крестьянами обидчика до смерти. По указу суда, Крестьянкин вынужден был либо приговорить всех к смертной казни, либо подать в отставку. Он выбрал последнее. После своего рассказа Крестьянкин прощается с героем.

Сцена прощания отца с детьми

На станции Крестьцы рассказчик видит мужика, прощающегося с уезжающими сыновьями. Добрые, трогательные и правильные слова заставляют героя задуматься над темой родительской любви и семейных взаимоотношений.

Сцена похорон

В Яжелбицах, герой проезжает мимо кладбища, где проходят похороны. Отец хоронит сына, рыдая, обвиняет себя в его смерти, говорит, что это он создал ребенка больным. Героя пугают такие слова.

Он размышляет над своей жизнью, боится за здоровье своих будущих детей, ведь в молодости лечился от венерических заболеваний. Рассуждения заводят героя в область узаконенного государством разврата (создания публичных домов).

Валдаи

Валдай знаменит обилием любвеобильных бесстыдных женщин. Здесь герой вспоминает легенду о влюбленном монахе, переплывавшем Валдайское озеро, ради встреч со своей любимой. Один из таких заплывов закончился трагедией - монах погиб в шторме.

Крестьянка Анюта

Едрово привлекает героя благородством его жителей. Здесь живет молодая крестьянка Анюта. Она выходит замуж, но у молодых пока нет денег на жизнь. Герой предлагает свою материальную помощь, но жених Анюты отказывается, заявляя, что своими руками сможет поднять новое хозяйство.

Рассуждения о крепостничестве

На станции Хотилов герой находит сверток. Прочитав его, он начинает задумываться о крепостничестве, называя его злом и зверством. Герой продолжает рассуждать о тяжкой доле крестьян в Вышнем Волочке и Выдропуске.

Об отмене цензуры

Герой встречается в Торжке с человеком, стремящимся добиться отмены цензуры. Ради этого он отправляется в Петербург. Этот человек считает, что за качеством и содержанием книг должен следить народ, а не государство.

Торги

В Медном, герой попадает на торги. Распродают крестьян-задолжников, разделяя семьи и создавая настоящую трагедию в народе.

В Твери герой знакомится с молодым поэтом, ведется разговор о вольности.

Проводы в армию

В деревне Городня герой видит, как старуха-мать, провожает в армию своего единственного сына-кормильца. Плач стоит по всей деревне, где остается много жен, невест, матерей. Но не для всех рекрутов армия - каторга. Некоторые стремятся освободиться от домашнего давления.

Крестьянская изба

Рассказчик останавливается в Пешках. Здесь он сталкивается с тяжелой жизнью крепостных крестьян, которые не могут позволить себе даже купить сахар, поэтому вынуждены питаться одним хлебом. Герой искренне поражен такому положению дел. Он обвиняет помещика и весь мир в жестокости.

Статья о Ломоносове

Финальная глава. Герой восхищается Ломоносовым, говорит о его значимости в истории русской литературы и словесности.

Наконец, рассказчик прощается с читателями. Он подъезжает к Москве.

Повествование в книге идет от первого лица, а само произведение представляет собой путевые заметки. Однако цель Александра Николаевича Радищева – не столько описание своего пути, сколько философские размышления о социальных и нравственных проблемах российского общества. В каждой главе автор затрагивает одну из злободневных тем.

Под рассказчиком следует понимать самого Александра Николаевича Радищева, который в этом произведении является дворянином средних лет.

А. М. К.

Текст повести «Путешествие из Петербурга в Москву» начинается эпиграфом из поэмы В. К. Тредиаковского «Тилемахида» и посвящением Алексею Михайловичу Кутузову, который был товарищем Радищева еще с Лейпцигского университета. Несмотря на закадычную дружбу, Радищев с Кутузовым часто спорили, полемизировали. В этом посвящении автор подчеркивает, что сколько бы ни разнились его взгляды с Кутузовым, тот всегда остается для писателя самым дорогим человеком.

Выезд

Поужинав с друзьями, автор отправился в дальний путь. Извозчик лихо гнал лошадей, поэтому из города кибитка выехала быстро и мчала по безлюдной дороге. Устав от грустных мыслей, рассказчик задремал, но скоро был разбужен. Путешественники прибыли в первый пункт на своем пути – Софию.

София

На дворе была ночь, и все здесь спали мирным сном. Даже комиссар на почтовом дворе, который находился на службе. Спросонья он отказался выдать рассказчику свежих лошадей, соврав, что их нет. Пришлось путешественникам обратиться за помощью к ямщикам. За небольшую плату те запрягли своих лошадей. Путь в Москву был продолжен.

Тосно

Дорога от Петербурга была достаточно хорошей, но чем дальше кибитка удалялась от столицы, тем ехать было все сложнее. Насыпи земли, которые хороши были в сухую погоду, не выдерживали проверку дождями. В некоторых местах продолжать путь было практически невозможно. С большим трудом мужчины добрались до Тосно, где и передохнули в почтовой избе.

Здесь автор познакомился с мелким чиновником, который рассказал о своем «важном» деле. Он писал книгу о дворянах, пытался восстановить родословную каждой знатной российской семьи. В перспективе этот чиновник надеялся, что его труд будет достойно оплачен. Автор посчитал такое занятие весьма глупым и предложил исследователю исписанные листы бумаги продать на обертки разносчикам.

Любани

Кибитка уже прилично надоела рассказчику, и он решил немного пройтись пешком. В поле автор встретил крестьянина, который усердно работал на своем участке. Дело было в самый солнцепек, да еще и в воскресенье, что очень удивило писателя.

Разговорившись с крестьянином, рассказчик узнал, что у того большая семья, которую нужно кормить. Шесть дней в неделю приходится работать на помещика, поэтому для себя остаются лишь воскресные дни и все ночи. Рассказ крестьянина поверг автора в уныние. Он вспомнил своего слугу Петрушу, к которому тоже не всегда бывал справедлив.

Чудово

Остановившись в почтовой избе, рассказчик встретил здесь своего друга Ч., которого оставил в Петербурге. Тот рассказал писателю о своем недавнем происшествии во время морской прогулки. Погода на Финском заливе резко испортилась, и судно, на котором плыли двадцать человек, ударилось о камни. Через пробоину стала поступать вода, но вычерпывать ее было бесполезно. Судно стало медленно тонуть. Один из матросов по имени Павел решился на отчаянный шаг – пошел по камням к берегу. В это время все пассажиры в тонущей лодке отчаянно молились и с надеждой смотрели вслед удаляющемуся матросу.

Павел с огромным трудом добрался до берега и бросился к местному начальнику за помощью. Там он столкнулся с жестоким равнодушием подчиненного, который отказался будить своего начальника. Слова о том, что в лодке тонут люди, нисколько не тронули сердце этого человека. Тогда Павел ринулся в караульную комнату к солдатам, у которых были свои лодки. Те тут же согласились помочь утопающим. К счастью, история закончилась благополучно, все пассажиры судна были спасены. Однако Ч., пораженный преступным равнодушием начальства, решил навсегда покинуть столицу.

Спасская Полесть

Рассказчик попытался догнать своего друга, но тот удалялся невероятно быстро. А тут еще пошел ливень, который заставил автора заночевать на станции. За стеной он услышал разговор супругов. Муж рассказывал своей благоверной об одном чиновнике, который до безумия любил устрицы. За этот деликатес он поощрял и продвигал по службе своих подчиненных, награждал их и присваивал звания.

Утром рассказчик поехал дальше. В попутчики к нему напросился странный человек, который в дороге рассказал свою историю. Раньше он был купцом, но доверился как-то аферистам и попал под суд. Беременная жена купца от волнений родила до срока и вскоре умерла. Не выжил и ребенок. Теперь мужчина бежит от властей и никому больше не верит.

История этого человека произвела на автора очень сильное впечатление. В тревожном сне он увидел себя правителем, государство которого хорошо развивается и процветает. Но затем появилась женщина, которая называла себя Истиной. Она сняла пелену с глаз правителя, и его взору открылась ужасающая картина беззакония. Проснувшись, автор с облегчением вздохнул. Это был всего лишь сон.

Подберезье

Рассказчику сложно было продолжать дальнейший путь из-за жуткой головной боли. Приехав на почтовый стан, он начал искать в домашнем лечебнике надежное средство от такого недуга. Затем вспомнил, что его няня часто снимала головную боль пятью чашками кофе. Автор решил последовать этому совету. Бодрящего напитка было много, и он угостил чашечкой кофе молодого человека, который расположился по соседству.

Новый знакомый оказался семинаристом, он ехал в столицу к родственникам. Молодой человек сетовал на плохую систему подготовки семинаристов, которых, кроме латыни, практически ничему не учат. Поэтому найти человеку истину очень сложно. Попрощавшись, семинарист выронил какие-то бумаги. Прочитав их, рассказчик понял, что молодой человек является приверженцем одного мистического учения. Сам писатель не приветствовал подобные увлечения.

Новгород

Подъезжая к Новгороду, автор предался историческим воспоминаниям и философским рассуждениям. Некогда великий город, в котором все важные решения принимались на народном вече, давно утратил былую силу. Виной тому – безжалостный и коварный царь Иван Грозный, опричники которого захватили город и принизили новгородцев. Получается, в мире господствует только одно право сильного.

В Новгороде рассказчик пообедал у своего старого знакомого: купца III гильдии, очень уважаемого в городе человека Карпа Дементьевича. Он недавно женил своего сына.

Бронницы

Добравшись в Бронницы, автор решил взойти на гору, где стоял раньше знаменитый храм, славящийся своими прорицаниями. Теперь на месте бывшего капища стояла малая церковь. Автор возносит молитвы Богу, в которых пытается утвердить свою мысль, что Господь един для всех людей. А еще рассуждает о том, что все в этом мире тленно, но что-то является вечным во имя жизни.

Зайцово

В Зайцово автор встретил своего приятеля Крестьянкина, который рассказал вопиющий случай из своей судебной практики. В одной деревне появился новый помещик. Он был низкого сословия, но получил чин коллежского асессора и смог приобрести в свое владение несколько крестьянских семей. Этот человек прославился невероятной жестокостью, выжимал с людей последние соки, почитал их скотами и постоянно наказывал. Таким же негодяем был сын коллежского асессора, который пытался изнасиловать крестьянскую девушку перед ее венчанием. Жених успел освободить невесту, но проломил череп одному из сыновей асессора. Тот решил жестоко наказать крестьян, что дало толчок к бунту в этой деревне. В итоге, всю семью изуверов убили. На суде в защиту крестьян выступил только друг автора, который учел все причины, приведшие к данной трагедии. Затем честный судья решил уволиться, поскольку уже не мог работать в такой судебной системе.

Крестьцы

В этой главе рассказчик стал свидетелем, как отец отправлял сыновей на службу. Автор размышляет о детях дворян, насколько правильно они входят во взрослую жизнь. Между тем, отец из Крестьцов считает, что дети должны со временем покидать отчий дом, но переступать через свои чувства ему очень тяжело. Сыновья почтительно слушают все наставления родителя, внимают каждому слову. Когда же юноши со слезами сели в повозку, отец на коленях стал просить Бога хранить и оберегать его чад.

Яжелбицы

Проезжая в Яжелбицах мимо кладбища, автор стал свидетелем ужасного зрелища. Отец хоронил сына в жутких рыданиях и не мог никак с ним распрощаться. В стонах он горестно сокрушался о том, что сам стал причиной ранней смерти своего ребенка, который заразился смрадной болезнью еще в утробе матери.

Эта картина навела рассказчика на грустные размышления о том, что юношеская развратная жизнь приносит порой горькие плоды. Венерические болезни являются бичом России, в чем автор винит и власть, которая могла бы закрыть публичные дома и больше внимания уделять вопросам нравственного воспитания молодежи.

Валдаи

Эта глава является тематическим продолжением предыдущей. Автор проезжает город Валдаи, который хорошо известен своими бесстыжими разрумяненными девками. Такую славу поселение получило еще во времена царствования Алексея Михайловича. По приказу монарха здесь предоставляли жилье пленным полячкам. Валдайские девицы готовы обольстить каждого путешественника, а затем обобрать его до нитки. Автор рассказывает историю одного монаха, который каждую ночь переплывал из своего монастыря к любовнице из Валдая. Однажды такое путешествие закончилось трагически: монах утонул на середине озера. Вряд ли валдайская любовница долго горевала по этому поводу, считает автор.

Едрово

Рассказчик повстречал на своем пути группу красивых крестьянок, с одной из которых решил заговорить. Девушку звали Анна. Она сначала настороженно отнеслась к незнакомому барину, но быстро поняла, что у него нет злых намерений. Анна рассказала о том, что собирается выйти замуж, но для этого не хватает денег. Рассказчик изъявил желание помочь молодым и попросил девушку познакомить его со своим женихом. Чуть позже оказалось, что вопрос с деньгами на свадьбу уже решен и торжество состоится в воскресенье. Автор хочет дать денег будущей семье на начало новой жизни, но те категорически отказываются.

Рассказчик восхищен душевной красотой и гордостью крестьянской девушки, он считает, что простые русские барышни красивее и гораздо добрее светских дам.

Хотилов

В этой главе автор случайно находит сверток с бумагами, который оставил человек с прогрессивными взглядами. Он с интересом читает документ, в котором правдиво изложено положение дел в России. Автор письма обличает крепостное право, он считает, что все люди должны быть братьями, любить друг друга и почитать Бога.

Вышний Волочок

Рассказчик уже не первый раз проезжал Вышний Волочок и всегда с большим интересом осматривал местную достопримечательность – шлюзы. Однако восхищение инженерной мыслью и богатством города наводит рассказчика на мысль, что за всем этим стоит тяжелый труд угнетенных людей. Поэтому счастливая жизнь одних за счет здоровья и благополучия других – ужасная несправедливость.

Выдропуск

В этой главе автор вновь зачитывается бумагами, что нашел в Хотилове. Он удивляется прозорливости человека, который так точно и правдиво описал проблемы Российского государства, все пагубные последствия недальновидного правления царей. Окружая себя роскошью, правители мало заботились о своем народе. Автор считает, что потомки должны исправить эти ошибки, жить разумно и умеренно.

Торжок

В Торжке рассказчик повстречал молодого человека, который возмущен государственной цензурой. Он хочет, чтобы в его городе было свободное книгопечатание, все желающие смело высказывали свои мысли, нисколько не опасаясь преследований. С этой целью молодой человек намеревается отвезти в Петербург прошение. В этой главе рассказчик много философствует о цензуре, рассказывает историю возникновения этого явления.

Медное

Автор вновь перечитывает сверток с бумагами. Его очень заинтересовали размышления о том, что крестьяне в России являются живым товаром. По прихоти помещиков их семьи могут легко разлучить, самих людей продать, обменять, проиграть в карты. Крепостное право – великое зло, которое не позволяет государству правильно развиваться.

Тверь

В Твери автор знакомится с поэтом, с которым долго рассуждает о русском стихосложении, о том, что устаревшие нормы письма «душат» молодые таланты на корню. Постепенно разговор о поэзии переходит к теме вольнодумства. Поэт едет в Петербург, где планирует издать свою оду с названием «Вольность». Он понимает, что сделать это будет крайне сложно, но полон решимости осуществить свою мечту.

Городня

Автор попал в деревню во время рекрутского набора. В одной группе людей он увидел крепостного парня, которого с горькими слезами провожают на военную службу все родственники. Рыдают мать, невеста. Молодым даже не дали возможность обвенчаться. Рекрут пытается утешить самых близких своих людей, но все понимают, что эти слова мало что значат. Однако в другой толпе рассказчик познакомился с человеком, который был очень рад идти в солдаты. Юноша так сильно натерпелся от своей барыни, что готов сбежать от нее куда угодно. А тут подвернулся такой счастливый случай.

Завидово

В Завидово ожидали приезда его превосходительства. По этому случаю какой-то начальник в гренадерской шляпе требовал у старосты пятьдесят лошадей. Поскольку такого количества животных в городе не было, староста чуть ли не в слезах старался оправдаться. Однако начальник его не слушал, обзывал последними словами и бил плетью. Рассказчику тоже пришлось стать участником этого инцидента, потому что начальник позарился на трех его лошадей. После этой стычки автор еще долго размышляет о том, что народ в России привык раболепствовать. А люди при власти становятся от этого еще наглее.

Клин

В этом городе рассказчик встретил у почтового двора слепого старика, который исполнял заунывную песню. Путешественник дал инвалиду рубль, но тот отказался принять милостыню. Сказал, что не видит даже, куда этот рубль положить. Из истории старика автору стало понятно, что в молодости тот воевал, был очень храбрым в бою, врагов своих не жалел. Даже тех, которые сдавались в плен и просили о пощаде, он убивал. За такие грехи, считает старец, он и лишился зрения в одном бою.

Вместо рубля инвалид попросил у путешественника платок, который может согреть его горло, поскольку оно очень воспаленное. Автор снял с шеи платок и отдал его новому знакомому. Возвращаясь в Петербург, рассказчик уже не застал старика. Тот недавно умер. Мужчину похоронили в платке, который тот с благодарностью принял от автора.

Пешки

В одной крестьянской избе путешественник попросился за стол, чтобы пообедать. Когда хозяйка увидела, что гость кладет в кофе кусочки сахара, попросила немного барского лакомства для ребенка. Ведь, они круглый год едят только хлеб из мякины и пустые щи. Такие откровения поразили автора, и он стал внимательно рассматривать избу. Стены и потолок были покрыты сажей, через окна из пузыря плохо проникал внутрь солнечный свет. Печь была без трубы, поэтому в избе постоянно присутствовал запах дыма.

Поразила путешественника и убогая утварь жилища: срубленный топором стол, простая посуда, мебели практически не было. Вместе с людьми жили свиньи. Автор возмущен такими условиями жизни крестьян. Он рассуждает о барском произволе. Если крепостного нельзя убить по закону, то его можно рано отправить на тот свет таким бесчеловечным отношением.

Черная грязь

Путешественник стал свидетелем одной свадьбы, которая поразила его своим унынием. Жених и невеста выглядели на этом веселом мероприятии обреченными. Дело в том, что помещик устроил этим людям свадьбу помимо их воли. На самом же деле молодожены друг друга терпеть не могли.

Оставшуюся дорогу до Москвы автор читает трактат о Ломоносове, который передал ему поэт из Твери. В нем много говорится о бесспорном вкладе Михаила Васильевича в русскую науку и культуру. А ведь судьба у этого человека могла быть иной. Мальчик родился в обычной крестьянской семье, очень бедной. Понятно, что родители не могли обеспечить ему хоть какое-то образование. Но Ломоносов отправился на учебу в Москву пешком.

Сложно назвать науку, в которую Михаил Васильевич не внес бы свой вклад. Он является первым русским ученым-естествоиспытателем мирового значения, оставил свои замечательные труды в астрономии, истории, генеалогии, химии, физике, создал молекулярно-кинетическую теорию тепла. Мы знаем также Ломоносова как поэта, художника, философа, человека энциклопедических знаний.

Публикация Алексеем Николаевичем Радищевым в 1790 году романа «Путешествие из Петербурга в Москву» стала своеобразным откликом на знаменитую поездку императрицы в Новороссию в 1787 году.

Тогда перед приездом государыни по приказу Потемкина на протяжении всего пути были выстроены бутафорские деревни (иногда только фасады домов), где в радости и достатке жили такие же неестественные «крестьяне».

От этой аферы пошло выражение «потемкинские деревни», а возмущение интеллектуальной элиты российского общества лицемерием и несправедливостью, царящими при дворе, достигло критической точки.

По своей структуре «Путешествие из Петербурга в Москву» - это череда обособленных заметок-фрагментов, названных в соответствии с населенными пунктами, которые на пути своего следования посещал автор. Жанр романа в путевых заметках был в то время в новинку для императорской цензуры и произведение пропустили, взглянув лишь на перечень глав.

Краткое содержание повести «Путешествие из Петербурга в Москву» заключалось вовсе не в описании непосредственно путешествия - к каждому городу или деревне, где останавливается герой повествования, приурочил встречу с характерным персонажем или наблюдение какой-либо вопиющей сцены из жизни местного населения.

Такая форма позволила автору наглядно, жизненными примерами проиллюстрировать свои идеи относительно несправедливости существующего крепостнического строя, бесправия крестьян, чиновничьего произвола на всех уровнях и, в конечном счете, самодержавия, как неприемлемой формы правления в конце XVIII века.

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» краткое содержание

Первая остановка в пути - София, где начальник станции отказал герою в сменных лошадях. Но за 20 копеек на водку ямщики втихомолку запрягают путешественнику лошадей. В дороге от Софии к Тосне автор (слушая заунывное пение извозчика) размышляет о горькой доле простого человека, у которого две отрады: пьянство и кулачная потасовка, где он забывается на краткое время.

Дорогой из Тосны в Любани ему встречается крестьянин за работой, хотя был воскресный день. Мужик с готовностью поясняет, что и рад бы не грешить, да остальные шесть дней в неделю он и вся его семья должны отрабатывать на помещичьих полях. Автор чувствует жгучий стыд и вину, так как сам принадлежит к классу господ и распоряжается судьбами простых людей, как, например, его слуги Петруши.

В Чудове автор неожиданно сталкивается со старым знакомцем Челищевым, и узнает печальную историю о его отъезде из Петербурга. Вкратце, он чуть не утонул во время увеселительного плавания, но виновата была не столько стихия, сколько халатное отношение чиновников к своим обязанностям и нежелание прийти на помощь людям, попавшим в беду. Челищев учинил скандал, и с возмущением рассказывал знакомым об этом случае, но никто не поддержал его позиции и возмущенный до глубины души Челищев покинул Северную Столицу.

Дорогой от Чудова до Спасской Полести автор встречает попутчика, который спасался бегством из родного города. Дело в том, что он был купцом и по вине недобросовестного компаньона угодил под суд. Из-за связанных с этим перипетий его жена родила раньше срока и скончалась вместе со слабым недоношенным младенцем. Этот рассказ наводит нашего героя на размышления о некой высшей объективно справедливой власти, которая по совести решала бы подобные дела.

Ему даже приснился сон, будто он монарх-самодур, уверенный в искренности любви и почитания своих подданных, как и в собственной справедливости. Потом горькая правда открывается ему во всей своей неприглядности, и он понимает, что был плохим царем, а народ ненавидел его и считал обманщиком. (Подобный смелых антимонархических высказываний прежде никто себе не позволял в печатном формате. И Радищеву пришлось сполна расплатиться за свою дерзость, но слова его не канули в Лету, а послужили вдохновением последующим поколениям российской интеллигенции).

Прибыв в Зайцево герой встретил друга, которого давно не видел. Тот прежде служил в уголовной палате, но подал в отставку, не желая более быть причастным к циничной несправедливости официального правосудия. Последней каплей стал случай с группой крестьян: сын помещика изнасиловал девушку-крестьянку, ее жених с товарищами избили его. За такие действия всем им полагался смертный приговор. Вот этого-то друг рассказчика не вынес и ушел со службы.

В Едрово путешественник знакомится с молодыми крестьянами, Анютой и Иваном. Они хотят пожениться, но на свадьбу нужны деньги. Услышав, что Иван собирается податься на заработки, наш герой предлагает ему дать денег просто так, но юноша отказывается, ссылаясь на то, что хочет честно заработать деньги, тем самым демонстрируя благородство и чистоту души.

На хотиловской станции герой находит забытые бумаги своего друга, где изложены его взгляды на существующий общественный строй: подробный план того, как снять крепостную зависимость и упразднить большую часть чиновников. Далее следуют размышления рассказчика о неуместной цензуре (Торжок), продаже крепостных, словно это неживые предметы, а не люди (Медное), тяжкой рекрутской повинности и подчас более невыносимой службе у несправедливых господ (Городня).

Краткое содержание «Путешествие из Петербурга в Москву» завершает «Ода Ломоносову» приуроченная рассказчиком к посещению могилы ученого-энциклопедиста в Александро-Невской лавре. В строках «Оды» автор восхваляет светлый ум и жажду знаний , связывая с этими качествами его немеркнущую славу.

Путешествие из Петербурга в Москву . Радищев А.

Открывается повествование письмом другу Алексею Михайловичу Кутузову, в котором Радищев объясняет свои чувства, заставившие написать эту книгу. Это своего рода благословление на труд.

Взяв подорожную, наш путешественник отправляется к комиссару за лошадьми, но лошадей не дают, говорят, что нет, хотя в конюшне стоит до двадцати кляч. Двадцать копеек возымели действие “на ямщиков”. За спиной комиссара они запрягли тройку, и путешественник отправился дальше. Извозчик тянет заунывную песню, а путешественник размышляет над характером русского человека. Если русский хочет разогнать тоску, то идет в кабак; что не по нем, лезет в драку. Путешественник спрашивает у Бога, почему он отвернулся от людей?

Рассуждение об отвратительной дороге, которую невозможно преодолеть даже в летние дожди. В станционной избе путешественник встречает неудачника-литератора - дворянчика, который хочет ему всучить свой литературный труд “о потере привилегий дворянами”. Путешественник дает ему медные гроши, а “труд” предлагает отдать разносчикам на вес, чтобы те использовали бумагу для “обвертки”, т. к. для иного она не пригодна.

Путешественник видит пашущего в праздник крестьянина и интересуется, не раскольник ли тот? Крестьянин православный, а вынужден работать в воскресенье, т.к. шесть дней в неделю ходит на барщину. Крестьянин рассказывает, что у него трое сыновей, да три дочери, старшему только десятый годок. Чтобы семья не голодала, ему приходится работать и ночью. На себя он работает усердно, а на барина - кое-как. В семье он один работник, а у барина их много. Крестьянин завидует оброчным и государственным крестьянам, им легче жить, потом перепрягает лошадей, чтобы они могли отдохнуть, а сам работает без отдыха. Путешественник мысленно клянет всех помещиков-эксплуататоров и себя за то, что обижал своего Петрушку, когда тот был пьян.

Путешественник встречается с приятелем по университету Челищевым, который рассказал о своем приключении в бушующей Балтике, где чуть было не погиб, потому что чиновник отказался послать помощь, сказав: “Не моя то должность”. Теперь Челищев покидает город - “сонмище львов”, чтобы не видеть этих злодеев.

Спасская полесть

Путешественник попал под дождь и попросился в хату обсохнуть. Там он слышит рассказ мужа о чиновнике, любящем “устерсы” (устрицы). За исполнение его прихоти - доставку устриц - он дает чины, награждает из государственной казны. Дождь кончился. Путешественник продолжил путь с напросившимся попутчиком. Попутчик рассказывает свою историю, как был он купцом, доверившись нечестным людям, попал под суд, жена умерла при родах, начавшихся из-за переживаний на месяц раньше. Друг помог этому несчастному бежать. Путешественник хочет помочь беглецу, во сне он представляет себя всесильным правителем, которым все восторгаются. Этот сон являет ему странницу Прямовзору, она снимает с его глаз бельма, мешающие видеть правду. Автор заявляет, что царь слыл в народе “обманщиком, ханжою, пагубным комедиантом”. Радищев показывает несоответствие между словами и делами Екатерины; показной блеск, пышный, декоративный фасад империи скрывает за собой ужасные картины угнетения. Прямовзора обращается к царю со словами презрения и гнева: “Ведай, что ты… первейший разбойник, первейший предатель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого”. Радищев показывает, что хороших царей нет, они изливают свои милости лишь на недостойных.

Подберезье

Путешественник встречается с юношей, идущим в Петербург к дяде учиться. Здесь даются рассуждения юноши о пагубном для страны отсутствии системы образования. Он надеется, что потомки будут счастливее в этом плане, т.к. смогут учиться.

Новгород

Путешественник любуется городом, вспоминая о его героическом прошлом и о том, как Иван Грозный вознамерился уничтожить Новгородскую республику. Автор возмущен: какое право имел царь “присвоять Новгород”?

Путешественник далее отправляется к приятелю, Карпу Дементьичу, который женил сына. Все вместе сидят за столом (хозяин, молодые, гость). Путешественник рисует портреты хозяев. А купец рассказывает о своих делах. Как “пущен был по миру”, теперь сын торгует.

Бронницы

Путешественник отправляется на священный холм и слышит грозный голос Всевышнего: “Почто захотел познать тайну?” “Чего ищешь чадо безрассудное?” Где некогда был “град великий” путешественник видит лишь бедные лачуги.

Путешественник встречает своего приятеля Крестьянкина, некогда служившего, а потом вышедшего в отставку. Крестьянкин, очень совестливый и сердечный человек, был председателем уголовной палаты, но оставил должность, видя тщету своих стараний. Крестьянкин рассказывает о некоем дворянине, начавшем свою карьеру придворным истопником, повествует о зверствах этого бессовестного человека. Крестьяне не выдержали издевательств помещичьей семьи и убили всех. Крестьянкин оправдал “виновных”, доведенных помещиком до смертоубийства. Как ни боролся за справедливое решение этого дела Крестьянкин, ничего не получилось. Их казнили. А он вышел в отставку, дабы не быть соучастником этого злодейства. Путешественник получает письмо, где рассказывается о странной свадьбе между “78-летним молодцом и 62-летней молодкой”, некоей вдовой, занимающейся сводничеством, а на старости лет решившей выйти замуж за барона. Он женится на деньгах, а она на старости лет хочет называться “Вашим высокородием”. Автор говорит, что без бурындиных свет не простоял бы и трех дней, он возмущен абсурдом происходящего.

Видя расставание отца с сыновьями, отправляющимися на службу, путешественник вспоминает, что из ста служащих дворянчиков девяносто восемь “становятся повесами”. Он горюет, что и ему скоро придется расстаться со своим старшим сыном. Рассуждения автора приводят его к выводу: “Скажи по истине, отец чадолюбивый, скажи, истинный гражданин! Не захочется тебе сынка твоего удавить, нежели отпустить в службу? Т.к. на службе все радеют о кармане своем, а не о благе родины”. Помещик, призывая в свидетели путешественника как тяжко ему расставаться со своими сыновьями, говорит им, что они ничем ему не обязаны, а должны трудиться на благо отечества, для этого он растил и нежил их, обучал наукам и заставлял думать. Он напутствует сыновей не сбиваться с пути истинного, не потерять души чистой и высокой.

Яжелбицы

Проезжая мимо кладбища, путешественник видит душераздирающую сцену, когда отец, кинувшись на гроб сына, не дает его похоронить, плача о том, что не хоронят его вместе с сыном, дабы прекратить его муки. Ибо он виновен, что сын родился немощным и больным и сколько жил, столько страдал. Путешественник мысленно рассуждает, что и он, вероятно, передал своим сыновьям болезни с пороками юности.

Этот древний городок известен любовным расположением незамужних женщин. Путешественник говорит, что всем известны “валдайские баранки и бесстыжие девки”. Далее он рассказывает легенду о грешном монахе, утонувшем в бурю в озере, переплывая к своей возлюбленной.

Путешественник видит много нарядных баб и девок. Он восхищается их здоровым видом, упрекая дворянок в том, что они уродуют свои фигуры, затягиваясь в корсеты, а потом умирают от родов, т. к. годами портили свое тело в угоду моде. Путешественник разговаривает с Аннушкой, которая вначале держит себя сурово, а потом, разговорившись, поведала, что отец умер, живет она с матерью да сестрой, хочет замуж. Но за жениха просят сто рублей. Ванюха хочет идти в Питер на заработки. Но путешественник говорит: “Не пускай его туда, там он научится пьянствовать, отвыкнет от крестьянского труда”. Он хочет дать деньги, но семья их не берет. Он поражен их благородством.

Проект в будущем

Написан от лица другого путешественника, еще более прогрессивного в своих взглядах, чем Радищев. Наш путешественник находит бумаги, оставленные его собратом. Читая их, он находит сходные своим мыслям рассуждения о пагубности рабства, злонравии помещиков, отсутствии просвещения.

Вышний Волочок

Путешественник любуется шлюзами и рукотворными каналами. Он рассказывает о помещике, который относился к крестьянам как к рабам. Они все дни работали на него, а он им давал только скудную еду. Своих наделов и скотины у крестьян не было. А “варвар” этот процветал. Автор призывает крестьян разорить имение и орудия труда этого нелюдя, относящегося к ним как к волам.

Выдропуск (опять написано по чужим запискам)

Проект будущего

Автор говорит, что цари возомнили себя богами, окружили себя сотней слуг и воображают, что они полезны отечеству. Но автор уверен, что этот порядок надо менять. Будущее за просвещением. Только тогда будет справедливость, когда люди станут равны.

Путешественник встречается с человеком, который хочет открыть вольную типографию. Далее следует рассуждепие о пагубности цензуры. “Какой вред будет, если книги печататься будут без клейма полицейского?” Автор утверждает, что польза от этого очевидная: “Не вольны правители отлучать народ от правды”. Автор в “Кратком повествовании о происхождении цензуры” говорит, что цензура с инквизицией одни корни имеют. И рассказывает историю книгопечатания и цензуры на западе. А в России… в России что происходило с цензурой, обещает рассказать “в другой раз”.

Путешественник видит хоровод молодых баб и девок. А далее идет описание позорной публичной продажи крестьян. 75-летний старик ждет, кому его отдадут. Его 80-летняя жена была кормилицей матери молодого барина, безжалостно продающего своих крестьян. Тут же 40-летняя женщина, кормилица самого барина, и вся крестьянская семья, включая и младенца, идущая с молотка. Страшно путешественнику видеть это варварство.

Путешественник слушает рассуждения трактирного собеседника “по обеду” о поэзии Ломоносова, Сумарокова и Тредиаковского. Собеседник читает отрывки из оды “Вольность” Радищева, якобы написанной им, которую он везет в Петербург, чтобы опубликовать. Путешественнику стихотворение понравилось, но он не успел об этом сказать автору, т.к. тот спешно уехал.

Здесь путешественник видит рекрутский набор, слышит крики и плач крестьян, узнает о многих нарушениях и несправедливостях, творящихся при этом. Путешественник слушает историю дворового Ваньки, которого воспитывали и учили вместе с молодым барином, называли Ванюшей, отправили за границу не рабом, а товарищем. Но жаловал его старый барин, а молодой ненавидел и завидовал успехам. Старик умер. Молодой хозяин женился, а жена возненавидела Ивана, всячески унижала, а потом решила женить на обесчещенной дворовой девке. Иван назвал помещицу “бесчеловечной женщиной”, тогда его отправили в солдаты. Иван рад такой участи. Потом путешественник увидел троих крестьян, которых помещик продал в рекруты, т.к. ему понадобилась новая карета. Автор поражен беззакониями, творящимися вокруг.

Здесь автор отмечает, что нередко несчастья происходят из-за того, что человек не привык смотреть на вещи прямо, как оно есть на самом деле. Автор также выказывает надежду на то, что книга придется по душе его читателям или хотя бы некоторым из них.

Выезд

Рассказчик (он же главный герой произведения, среднего возраста мужчина, дворянин) отправляется в путь из Санкт-Петербурга до Москвы.

София

В город герой прибывает ночью. Лошади ехать устали, и рассказчик просит у комиссара новых. Тот отказывает, мотивируя тем, что лошадей нет, в то время как в конюшне находится около 20 животных. Комиссару просто лень в позднее время подниматься со своего места, чтобы выполнить прямые обязанности. Тогда автор обращается за помощью к ямщикам, которые за небольшую плату втайне от начальства запрягли, наконец, лошадей, и главный герой смог поехать дальше.

Тосна

Рассказчик недоволен тем, какая плохая стала дорога между Петербургом и Москвой. Ранее дорогу уже ремонтировали, но только для того, чтобы по ней проехала свита Екатерины II. Спустя недолгое время дорога испортилась. В Тосне главный герой знакомится с одним чиновником, который занимается тем, что якобы исследует древние дворянские роды, а также пишет об этом книгу. Автор считает это занятие глупым и не приемлет «хвастовство древней породой».

Любани

Автор устает от поездки по плохим дорогам и решает отправиться пешком до города. Здесь он встречает мужика, который в самый разгар летнего пекла работает в поле. На вопрос рассказчика, почему он пашет в праздничный день, мужик ответил, что барин заставляет его работать 6 дней в неделю. После слов крестьянина автору стало стыдно за всех помещиков и за себя в том числе. Ведь он не раз относился слишком строго к своему слуге Петрушке.

Чудово

В этом городе рассказчик узнает от своего приятеля историю о том, как тот побывал на морской прогулке. Прогулка получилась просто ужасной, потому что в самом ее разгаре судно застряло в камнях и стало тонуть. Когда Павел, рулевой корабля, доплыв до берега, обратился за помощью, то ему отказали. Оказывается, в этот момент начальник спал, а будить его не захотели. В итоге Павел все же смог найти людей, которые согласились помочь. После этого приятель рассказчика пришел к тому начальнику, что спал днем, и предъявил претензии. В ответ же получил спокойное объяснение, что в его должностные обязанности не входит спасение людей.

Спасская крепость

В этой главе рассказываются сразу три истории. В первой автор знакомится на станции с присяжным заседателем, поведавшем ему об одном наместнике, который души не чаял в устрицах. Своих подчиненных он постоянно отправлял в командировки за устрицами, а за хорошо выполненную работу повышал в должности. Другая история рассказывает об одном человеке, который в результате бездействия чиновников потерял все свои сбережения, лишился семьи и утратил положение в обществе. Теперь он и вовсе преследуется законом и его разыскивает полиция. В последней истории говорится о сне рассказчика.

Ему приснилось, будто он стал главой государства и уверен в том, что в стране дела идут отлично. Но вдруг среди толпы он видит женщину по имени Истина. С ее помощью герой сна прозревает и видит, что был обманут чиновниками и своими подчиненными. На самом деле, в стране никакого порядка нет, а народ живет плохо.

Подберезье

Здесь автор встречает молодого семинариста, и тот рассказывает ему, что мечтает перебраться в Петербург и получить высшее образование. В местной семинарии учеба идет плохо, поскольку все занятия проходят на латинском языке, и ученики не могут получить по-настоящему полезные и нужные знания. Время просто-напросто уходит впустую.

Новгород

Оказавшись в этом городе, рассказчик начинает размышлять об истории Новгорода. Когда-то город был очень богатым и славился своим демократическим строем. Однако ситуация изменилась, когда город был завоеван Иваном Грозным и в итоге им же разорен. Автор задумывается над таким вопросом: Было ли у Грозного право захватывать город и есть ли вообще необходимость в праве, когда есть сила и могущество.

В Новгороде автор беседует со знакомым купцом. Он известен тем, что взяв плату за товар, вещи в итоге не поставляет. Чтобы не попасть под действие закона, он переписал дом на супругу. Подобного рода дела проворачиваются по всей стране, поскольку законодательство в этой сфере проработано очень плохо и нуждается в серьезном реформировании.

Бронницы

Остановившись в этом городе, рассказчик отправляется на гору, где некогда находился старинный языческий храм. Оказавшись на месте, герой начинает размышлять о жизни и Боге. По мнению автора, Бог даровал людям жизнь, но каждый должен самостоятельно выстраивать свою судьбу, а не уповать лишь на помощь Всевышнего.

Зайцово

Здесь рассказчик встречает своего давнего знакомого Крестьянкина. Однажды ему пришлось рассматривать дело об убийстве помещика. Хозяин всячески издевался над своими крестьянами, мучил их тяжелой работой, постоянно избивал. Тогда крестьяне не выдержали подобного обращения и, в конце концов, убили своего барина, а в придачу и его сыновей. Крестьянкин, рассматривая данное дело, не признал за крестьянами вину. Однако его коллеги были не согласны с таким решением и требовали наказания. Чтобы не стать участником несправедливого суда, Крестьянкин покинул службу.

Еще одна история, которая произошла с автором в Зайцеве, заключалась в следующем. Этим же днем герой получает письмо от своего знакомого, где говорится, что на днях в Петербурге одна пожилая пара заключила брак. Женитьба, разумеется, была основана совсем не на любви. Барон был заинтересован в богатстве своей супруге, а дама вышла замуж, чтобы не остаться совсем одной под конец жизни. Женщина, к слову разбогатела за счет того, что в молодости активно занималась непристойной деятельностью, а чуть позже обзавелась собственным «домом терпимости».

Крестьцы

Здесь рассказчик становится свидетелем того, как отец прощается с сыновьями, которые покидают родной дом и готовятся строить собственную жизнь. Данная сцена производит на автора сильное впечатление и наводит на размышления об отношениях отцов и детей.

Яжелбицы

Перед глазами автора предстает печальная картина – отец хоронит собственного сына. В его смерти он считает виноватым себя, так как сын родился, будучи уже больным. Рассказчик понимает суть происходящего, поскольку в молодости, переболев венерическим заболеванием, лечился ртутью. А вещество это, как известно, является ядом и может влиять на здоровье будущего потомства. Все это наводит автора на мысли о проблеме разврата в обществе и серьезности его последствий.

Валдаи

Развратный городок, известный тем, что проезжающие часто здесь останавливаются и встречаются с женщинами легкого поведения.

Едрово

Здесь автор знакомится с крестьянкой по имени Анна. Она рассказывает ему о своей жизни и о том, что они с ее женихов Ванюшкой не могут пожениться, так как у них нет денег на выкуп. Рассказчик предлагает им свою помощь, но вскоре выясняется, что выкуп не требуется. Тогда автор предлагает деньги на новую жизнь молодоженов, но мать Анны отказывается их принять. Известно, что дворяне делают подобные подарки простым девушкам с целью загладить свою вину за непотребные действия. Мать не хочет выставлять свою дочь в плохом свете. История наводит автора на размышления о проблеме неравных браков. Такие союзы главный герой считает недопустимыми.

Хотилов

Сделав небольшую остановку, автор замечает на земле бумажный сверток. Текст, изложенный на нем, был посвящен вопросу крепостного права. Автор указанных рассуждений называет крепостничество злом и вопиющим нарушением человеческих прав, а также он призывает к его отмене. Главный герой узнает в повествователе своего приятеля.

Вышний Волочок

Оказавшись в городе, рассказчик наблюдает картину из прекрасных полей и кораблей с товарами. Не секрет, что за всем этим внешним благополучием стоит тяжелый труд несчастных крестьян. В этот момент в памяти автора всплывает одна история о предприимчивом помещике, который нашел способ увеличить свои доходы в несколько раз. Он заставил своих крепостных работать целый год без единого выходного дня, а также забрал у крестьян всю землю и скот. Примечательно, что именно таких помещиков общество выставляет образцовым примером для других, в то время как, по мнению автора, их следует приравнивать к варварам и наказывать соответственно содеянному.

Выдропуск

Рассказчик изучает рукописи, где говорится о придворных чинах. В них утверждается, что правители всегда окружают себя богатством и свитой, притом, что главное в таких людях – это поступки.

Торжок

Рассказчик встречает человека, который направляется в Петербург, чтобы добиваться отмены цензуры в своем городе. По его мнению, в развитом государстве с демократическим строем цензура неуместна, так как лучшим цензором является народ. Однако в России того времени книгопечатная сфера полностью отслеживается правительством.

Краткое повествование о происхождении ценсуры

История возникновения цензуры уходит корнями в ХV век. Также как и книгопечатание, она зародилась в немецком городе Майнце. Все началось с того, что в 1486 году местный служитель церкви установил контроль над переводами иностранной литературы. Если правила нарушались, виновника ждали проклятие и уплата штрафных санкций. Следовательно, зачинателем цензуры явилась церковь, а первыми цензорами стали священники.

Медное

Продолжая свое путешествие, рассказчик читает небольшую статью о продаже имения и крестьян на торгах. Многие помещики ведут разгульный образ жизни и нередко пропивают свое состояние. Задолженность компенсируется за счет продажи их имущества на торгах. Довольно часто происходит так, что при продаже семью крестьян разделяют и продают разным хозяевам. Для них это становится настоящим горем и трагедией, однако закон никак не защищает их права.

Тверь

В городе автор заводит знакомство с одним гражданином, «новомодным поэтом». Он сетует на то, что в России поэзия никак не развивается, стихи слишком просты и неинтересны. Господа изъясняются на французском, забывая свой родной язык – русский. Поэт знакомит рассказчика со своим творчеством, в частности, одной «Вольность». В скором времени гражданин рассчитывает ее напечатать.

Городня

Рассказчик наблюдает, как крестьяне уходят в армию. Вот мама прощается со своим сыном, который был единственным помощником в семье, и без него она обречена на голодную смерть. А вот крестьянин Ванюша, для которого служба в армии сродни спасению от бесконечных унижений помещиков. Здесь же стоят закованные в кандалы трое крестьян. Помещик продал их незаконно в армию, и теперь сможет, наконец, приобрести новую карету. Неподалеку стоит француз. Что ему только не приходилось делать в жизни. По профессии он был парикмахер, но работал он и матросом, и лакеем, и даже учителем французского языка. Но как он ни старался, на жизнь ему все равно не хватало, тогда он взял и продал себя за 200 рублей и стал крестьянином, а затем подался в солдаты.

Завидово

Рассказчик наблюдает следующую сцену. Наглый офицер велит подать 50 лошадей для его превосходительства. Он до такой степени перешел все границы, что начал требовать у рассказчика, чтобы то отдал ему своих лошадей. Но автор не растерялся, уверенно и категорически отказав наглецу. В тот момент, когда начальство уже было на месте, ямщики в один момент меняют лошадей и отправляют путников в дорогу. Эта история навела автора на мысли о том, что недалекие люди всегда готовы прислуживать и пресмыкаться перед вышестоящими чинами. Умные же люди понимают, что за внешнем лоском и важной напыщенностью прячется самое обыкновенное ничтожество, не достойное и капли уважения.

Клин

На городской станции рассказчик видит слепого старца, поющего песни. Нищие прохожие дают старику по 5 копеек. Автор хотел было дать рубль, да только старик отказался его принять. Вместо этого он попросил подарить ему что-нибудь нужно, что могла бы согреть его в такой сильный холод, например, платок. Рассказчик с удовольствием отдает старику свой платок. Спустя время он узнает, что до самых последних дней старец носил этот платок, в нем же его и похоронили. Автору было приятно осознавать, что вещь пригодилась старику в последние дни его жизни.

Пешки

В городе автору довелось пообедать в обычной крестьянской избе, хозяйка которой поведала рассказчику о тяготах крестьянской жизни. О том, что им приходится есть плохой хлеб, о том, что совсем не видят сахара, в то время как именно крестьяне производят и то, и то другое. Это несправедливо. Автор становится свидетелем нищего убранства дома и задумывается о том, почему помещики так поступают со своими крестьянами. Он совсем не думают об их благополучии и нормальных условиях жизни. Автор пытается достучаться до совести читателей-помещиков, призывая прекратить издевательства над несчастными людьми.

Черная грязь

Рассказчик становится свидетелем очередного печального события. Двое крестьян вынуждены жениться поневоле, выполняя указание барина. Автор задумывается о проблеме таких союзов и о том, что они никому не приносят счастья и по своей сути являются преступным деянием.

Красивый лес, который был хоть и не велик, всегда было необычно прекрасно. Природа, воздух, деревья – все вокруг имело свою необычную красоту. Но именно там в последнее время простые мужики часто вырубывали лес вокруг и внутри леса

  • Краткое содержание Маяковский Облако в штанах

    Молодой человек ждет, стоя у окна, девушку, которую он любит. Он отмеряет часы, нервы его раскалены до предела. Она должна была появиться часам к четырем, но уже вечер, а ее все нет.

  • Краткое содержание В круге первом Солженицына

    А. И. Солженицын написал роман В круге первом в 1958 году. Действие в романе происходит в 1949 году в Москве, и развивается вокруг неожиданного поступка Иннокентия Володина. Он – советский дипломат, получивший лучшее образование, советское воспитание



  • Рассказать друзьям