Контроль над ситуацией — физиологическая потребность человека. Чаще ошибаются те, кто контролируЕт свою жизнь целиком и полностью

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Юлия

Меня беспокоит моё душевное состояние. Постоянное чувство усталости которое выливается в гнев на супруга, старшего ребёнка десяти лет. Чувства отчаяния, вины, что я успеваю слишком мало дел сделать в течении дня. Когда происходят приступы гнева, мгновенно появляются суицидальные мысли, хочется сейчас же себя убить. Не очень часто, где-то 2-3 раза в месяц возникают слуховые галлюцинации, будто кто-то, вернее не кто-то, а мой муж меня окликает по имени. Я сама пугаюсь этих окликов. Так же постоянно преследует чувство, что меня мой муж не ценит, не хочет общаться, что у него одна цель, использовать меня как домработницу. При всех моих подозрениях и мнительности, я отдаю себе отчёт в том, что это всего лишь мои навязчивые мысли. Но, когда приходит очередной приступ гнева, паники, ощущения безысходности, желания спрятаться и ни с кем не общаться, я не могу себя контролировать. Спасаюсь тем, что сразу же принимаю успокоительное. Без него мне не прийти в себя. Очень боюсь однажды потерять контроль над собой. Пытаюсь поговорить с мужем, но он резко уходит от разговора, говорит, что я психопатка, что меня нужно положить в психбольницу. После этих слов меня охватывает чувство сильного одиночества, я замыкаюсь в себе, мне не хочется ни с кем разговаривать, я плачу и ухожу из дома бродить по улицам. Свежий воздух приводит меня в чувства и я возвращаюсь домой.Посоветуйте, пожалуйста, как мне себе помочь. О себе: 34 года,замужем, высшее образование, 10 месяцев назад родила второго ребёнка. Сижу дома с детьми. До рождения ребёнка была очень активна, много работала. Даже когда ребёнок уже родился, по инерции работала. Сейчас не сил работать, какая-то психологическая зажатость, хотя возможность работать есть на дому. Работа творческая, связана с общением с людьми. Присутствует страх общения с людьми. Собственного голоса пугаюсь. Помогите мне пожалуйста. С уважением, Юлия.

Ну, с таким равнодушным отношением к Вашим проблемам ("я психопатка, меня нужно положить в психбольницу"), Ваши упреки мужу совершенно обоснованы. Как бы, и правда, не оказалось, что он Вам совершенно не сочувствует. А что касается Вашего эмоционального состояния, то оно вполне может быть связано с послеродовым периодом - слышали о "послеродовой "? Обязательно нужно обратиться к грамотному врачу-психотерапевту или психиатру, лучше не полагаться на то, что все само пройдет. Лечатся такие состояния очень хорошо и больше не возобновляются (разве что могут спровоцировать очередные роды). Всего доброго!

Консультация психотерапевта на тему «Потеря контроля над собой» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Врач-психотерапевт, психиатр, психолог-психоаналитик, кандидат медицинских наук, доцент, член экспертного совета и ведущий постоянных рубрик журнала «Наша Психология», член общественной организации «Российское общество психиатров».

Детская школа программирования «Алгоритмика» в рекордные сроки превратилась из скромного начинания четырех предпринимателей в международную сеть, раскинувшуюся на 7 стран. Число посетителей ее курсов за два года выросло с нескольких десятков до десятков тысяч, а количество точек присутствия перевалило за полсотни (они действуют более чем в 60 городах). Выручка компании за 2017 год составила 140 млн рублей, операционная прибыль (по расчетам Inc.) - около 35 млн рублей. Основатели «Алгоритмики» Андрей Лобанов, Михаил Лебедев, Ренат Асадов и Андрей Чернышев рассказали Inc., как удерживают клиентов с помощью больших данных, зачем отправляют к франчайзи «тайных посетителей» и благодаря чему перевыполнили план по франшизам в три раза.

Школы программирования «Алгоритмика» захватили российский рынок быстро и практически бесшумно: всего за два года они увеличили штат с 5 до 80 сотрудников, а число учеников увеличилось с 50 при запуске первой «Алгоритмики» в Москве до нескольких десятков тысяч в школах в России и еще 6 странах сегодня. Чтобы справиться с челленджами (они неизбежно возникают при столь быстром росте), основатели стартапа постарались автоматизировать все что только можно - найм преподавателей, поиск партнеров по франчайзингу и контроль качества работы школ.

«Алгоритмику» создал в 2016 году бывший консультант McKinsey

Андрей Лобанов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

Андрей Лобанов. К тому моменту у него уже был успешный собственный бизнес – образовательный проект «Синхронизация», где слушателям предлагают лекции о науке и искусстве (компания прибыльна и работает до сих пор).

Мне всегда хотелось сделать большую историю, а «Синхронизация» с лекциями не могла стать глобальной. Я стал думать о самых востребованных профессиях 21 века, быстро дошел до идеи создать школу программирования и начал всем о ней рассказывать - по реакции понял, что попал в точку, - вспоминает Андрей Лобанов.

На роль руководителя продукта Лобанов позвал своего знакомого Михаила Лебедева, а тот, в свою очередь, привел на должность технического директора своего школьного друга Андрея Чернышева. Позже к партнерам присоединился финансовый директор Ренат Асадов.

В проект Лобанов вложил 3 млн рублей из собственных накоплений. Дальнейшие инвестиции стартап привлекал уже в процессе работы - три бизнес-ангела (по данным Контур.Фокус, ими стали инвестор Михаил Цыферов, консультант McKinsey Семен Яковлев и предприниматель Руст Илгар) вложили в компанию 15 млн рублей. Деньги пошли на разработку образовательного контента, маркетинг и создание IT-системы – привлекали дизайнеров, использовали помощь других разработчиков, покупали сервера. Первые курсы основатели вели сами - все, кроме Чернышева (у технического директора и так было полно забот с разработкой).

Систему разработали всего за полтора месяца - все это время предприниматели буквально жили на работе. Параллельно они арендовали три площадки для проведения курсов в Москве - на Чеховской, Юго-Западной и в ДК «ЗИЛ». Чтобы привлечь учеников, постили объявления на своих страницах в Facebook – так пришло порядка 10 детей знакомых знакомых.

В результате к сентябрю на каждой площадке запустили по две группы (в каждой – по 10 человек). А уже спустя пару месяцев наняли первых двух преподавателей со стороны. По словам Лобанова, группы стали самоокупаемыми с самого начала - «родители платят за занятия, мы из этих денег платим преподавателям и площадке».

«Алгоритмика» появилась в нужное время и попала в тренд: программирование стало пользоваться огромным спросом среди школьников и их родителей, и желающих учиться было хоть отбавляй. Кроме того, школа с самого начала старалась предлагать познавательный контент, который пересекался бы с другими уроками (географией, физикой, биологией), и отслеживать с помощью IT-системы, насколько школьники вовлечены в процесс. Неудивительно, что уже спустя полгода после запуска «Алгоритмики» появились первые желающие купить франшизу – предприниматели из Калуги и Саратова обратились к партнерам еще до того, как они разработали франчайзинговое предложение.

С этого момента начался бурный рост компании - уже за первый учебный год (2016-17) число ее учеников выросло в 30 раз. Перед основателями «Алгоритмики» встала задача реорганизовать бизнес-процессы, а именно – наладить контроль за работой школ в регионах и автоматизировать процесс отбора педагогов и франчайзи. Предстояло также перестроить работу отделов и процесс коммуникации так, чтобы сохранить мотивацию команды и не потерять связь с тем, что происходит на всех уровнях компании.

Автоматизировали отбор преподавателей - увеличили число педагогов до 400 человек

В образовательном процессе минимум 50% зависит от педагога. Поэтому мы уделяем много внимания отбору преподавателей. Сначала интервьюируем кандидатов вживую или по скайпу (в регионах), затем – проводим тестовое занятие с группой детей или смотрим видеозаписи с тестовых уроков. Нам не важно наличие диплома педагога, главное – чтобы человек умел и хотел работать с детьми, был ориентирован на мотивацию ребенка. Сейчас мы принимаем на работу одного из 10 кандидатов, а в регионах и того меньше: проходит в среднем одна из 7,5 заявок.

Первых преподавателей нам советовали друзья и коллеги. Когда компания стала расти, мы стали выстраивать каналы лидогенерации для поиска педагогов. Сейчас размещаем вакансии на HeadHunter и в сообществах студентов и преподавателей. Но по-прежнему привлекаем и знакомых с опытом работы в образовании – пишем им в личку в соцсетях.

Год назад мы поняли: если мы сами будем с каждым кандидатом проводить живое интервью – просто не вырастем. Построили операционный отдел и наняли людей для отбора педагогов. Всех кандидатов на входе проверяют по созданным нами моделям и четким стандартам. Собеседования с педагогами наши сотрудники проводят по инструкциям – они знают, на что обращать внимание и как оценить навыки коммуникации по результатам тестового задания. Все это упростило процесс найма и помогло его автоматизировать - теперь мы можем быть уверены, что свеженанятые преподаватели не снизят планку качества. В


Михаил Лебедев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

результате к маю 2018 года мы увеличили число преподавателей в системе почти до 400 человек.

Когда преподавателей стало много, мы создали для них специальный курс по обучению работе с нашим продуктом . Это позволило тратить меньше усилий на адаптацию каждого конкретного педагога и обрести уверенность, что все они хорошо владеют материалом. Мы также добавили коучинг и стали собирать различные метрики работы преподавателей – чтобы контролировать качество преподавания.

Человеческий фактор мы потихоньку исключаем из процесса отбора преподавателей. Наша задача - автоматизировать процесс настолько, чтобы при необходимости за короткое время нанять тысячи преподавателей.

«Алгоритмика» в цифрах

~35

млн рублей - операционная прибыль за 2017–18 учебный и финансовый год

18

млн рублей - общая сумма начальных инвестиций

140

МЛН рублей - выручка за 2017-18 учебный и финансовый год

60

городов, в которых есть школы «Алгоритмика»

80

сотрудников работает в компании

>400

преподавателей в системе

Выстроили коммуникацию с отделами – сохранили контроль над бизнес-процессами

Когда бизнес растет – велик риск потерять связь с тем, что происходит в компании. Чтобы этого избежать, мы каждую неделю проводим встречи всего коллектива. Руководители направлений рассказывают, что у них произошло и над чем они работают в ближайшее время.

Из рабочих инструментов мы с самого начала используем Excel и Asana. Последнее особенно эффективно для компаний, в которых работают десятки людей. Планирование позволило нам вырасти до 60+ человек, но сохранить хорошую коммуникацию и не потерять контроль над бизнес-процессами.

Когда работаешь напрямую с человеком – знаешь как ему ставить задачу, исходя из его компетенций, сильных и слабых сторон. А когда у тебя есть отделы и руководители направлений - повлиять на конкретный результат гораздо сложнее. Нам пришлось по-другому выстраивать процесс контролирования и фидбека - делегировать максимум задач главам отделов (чтобы они разбирались, кому что поручить, и отвечали за конечный результат).

Когда нас было 10 человек – мы мыслили короткими горизонтами . Когда команда выросла в 4 раза, пришлось расписывать план работы на полгода вперед. Мы выстроили коммуникацию с отделами на уровне среднесрочных целей: руководители ставят сотрудникам целые блоки задач. Планируем в Excel на месяц (иногда – на три месяца), главное – чтобы отдел ориентировался на результат. И в конце месяца «трекаем» – насколько команда приблизилась к цели, что получилось, а что нет. Со временем накапливается статистика: какие направления движутся, а какие нет - это позволяет нам чувствовать пульс компании в каждый момент.

Проработали систему подключения новых партнеров – перевыполнили план по франшизам

Для привлечения партнеров мы запустили отдельную воронку. Мы искали франчайзи на конференциях и онлайн, таргетировали рекламу на бизнесменов из городов, где еще нет «Алгоритмики». Это позволило сократить временные затраты на поиск адекватных и заинтересованных партнеров. Стоимость привлечения одного франчайзи у нас оказалась примерно в 5 раз меньше, чем планировали.

Надо предлагать франчайзи максимально продуманный продукт - от этого зависит, насколько успешный бизнес он выстроит. Поэтому мы полностью проработали систему подключения новых партнеров к «Алгоритмике» - расписали им полный календарь действий (например, на этой неделе нанимает администратора, а на следующей – проводит собеседования с педагогами). Мы ведем бизнесмена за ручку по всем этапам - и с каждым новым партнером оттачивали эту систему. В результате мы перевыполнили собственный план по франшизам на прошлый год - вместо 10 открыли почти 40 (а в этом году планируем довести это число до 100).

Франчайзи обычно задают одни и те же вопросы. Чтобы упростить коммуникацию с ними, мы составили список действий по запуску школы, проводим вебинары по маркетингу, поиску педагогов и т. д. Каждую неделю созваниваемся с партнерами по франшизе и снимаем с них весь фидбек.

В регионах многое работает не так как в Москве. Например, если в столице библиотеки и школы могут пускать к себе наших учеников, то в провинции все запуганы и никогда в жизни не свяжутся с частной компанией.

К своим франчайзи мы направляем


Ренат Асадов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

«тайных посетителей» - они приходят на занятия и общаются с учениками и преподавателями. Так мы контролируем качество работы людей, которые от нас не зависят. Кроме того, наша IT-система снимает все возможные метрики – так мы можем отслеживать образовательные результаты детей (и в случае чего – быстро вмешаться и скорректировать результат).

В регионах маркетинг делать не умеют от слова «совсем». Поэтому мы взяли эту задачу на себя: помогаем партнерам таргетировать рекламу и распределять бюджет на разные направления. Таким образом франчайзи не тратят время на поиск поставщиков этих услуг (и снижают риски нанять некомпетентных людей), а могут сфокусироваться на качестве образовательного процесса и развитии бизнеса.

Научить партнеров работе с диджитал-рекламой было сложно. Они делали много ошибок или поручали продвижение столь же некомпетентному региональному агентству. Смотришь - а он бомбит рекламой по всему рынку или вообще настроил ее на другой город! Мы сначала пробовали делать коучинг-сессии, но потом решили продавать партнерам собственные услуги по продвижению. Тем самым решили сразу две проблемы - сняли ряд вопросов у франчайзи и нашли себе новый канал заработка.

Рынок школ программирования

Программирование стало популярным предметом обучения для детей: только в Москве за последние несколько лет открылось более 10 специализированных школ.

Самые крупные школы программирования

«Алгоритмика»

60 городов

«КодКласс»

1 город (45 школ)

25 городов

«Кодабра»

5 городов

Помимо отдельных частных организаций, курсы программирования часто запускают крупные IT-компании - например, подобные проекты есть у «1С», «Яндекса» и Мытищинской школы программистов («Московская школа программистов»). Собственную IT-школу развивает и Samsung.

Программированию обучают детей с 5-летнего возраста. Курсы длятся в среднем от 2 месяцев.

Поучаствовали в школьной акции - получили 4 млн заходов на сайт

Первых клиентов мы привлекали в буквальном смысле вручную. Постили объявления на своих страницах в соцсетях, сделали лендинг про курсы обучения программированию, ездили по школам и проводили презентации на выставках. Но самой эффективной оказалась таргетированная реклама в Facebook и «ВКонтакте» – благодаря ей пришло порядка 70-80% клиентов (остальные были детьми знакомых и знакомых знакомых).


Андрей Чернышев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

стали задействовать и другие соцсети, добавили контекстную рекламу и баннеры, партнерские программы, оффлайн-продвижение (присутствуем на ивентах, где появляются родители с детьми). Сейчас активно развиваем контент-маркетинг - работаем с блогерами, ведем тематические e-mail-рассылки. Но лучше всего у нас работают таргетинг и реферальные программы (за рекомендацию нас друзьям клиент получает скидку). На все уходит 3-4 млн рублей в месяц.

Мы удерживаем клиентов с помощью больших данных. Наша IT-система измеряет ряд параметров: например, родителю важно увидеть, сколько задач его ребенок решил, и оценить его успеваемость. Кроме того, измеряем увлеченность ребенка (например, отслеживаем, заходил ли он в систему из дома) и делаем выводы – интересно ли ему учиться, насколько хорошо сработал педагог. На этой основе можем подстраиваться под детей и делать программу все более персонализированной. И тогда они остаются с нами надолго.

Уменьшить отток клиентов нам помогли обычные звонки родителям. Отдел продаж интересуется причинами, по которым дети пропускают занятия – как правило, это уменьшает шансы на то, что ребенок просто забросит учебу.

Заключили контракт с Азербайджаном – увеличили общую выручку до 140 млн рублей

Мы с самого начала искали возможности для внедрения наших уроков в обычных школах. В конце концов весной 2017-го через общих знакомых удалось выйти на министра образования Азербайджана. На переговорах в Баку мы рассказали, что помогаем детям встраиваться в цифровую эпоху. Министру понравилось, и уже зимой 2017 года к нам подключилось 45 школ. По результатам пилота мы подписали трехлетний контракт на разработку и внедрение программы цифровых навыков для детей с 1 по 11 класс.

Убедить власти Азербайджана нам помогли горящие глаза и системный подход. Помимо IT, мы пообещали развивать еще и дополнительные навыки - под зонтиком программирования «пробрасывать мостики» в другие предметы. Например, один из сюжетов наших уроков - программы для робота на Марсе. Заодно мы объясняем, зачем там нужен кислород и как его производить - это пересекается с физикой, биологией и другими предметами.

IT-сфера в Азербайджане только начинала развиваться - а на такие рынки проще заходить. Рынок там большой, спрос есть - тем более, у нас с постсоветскими странам один язык и культура. Благодаря совокупности этих факторов мы получили мощное новое направление для бизнеса - к концу учебного (2018) года, вместе с ростом франшизы, это позволило нам увеличить общую выручку компании до 140 млн рублей.

Вы не понаслышке знаете, что такое страх страха? Из этой статьи вы узнаете, как он у вас появляется. И чего на самом деле боится человек с фобофобией.

Что такое фобофобия?

На вершине пирамиды из всевозможных фобий и страхов восседает так называемая фобофобия – страх страха. Это боязнь того, что вами завладеет иррациональный страх. Или того, что вам снова придется пережить ощущения страха, которые когда- то вас терзали.

Страх перед страхами перестает быть связанным ситуациями, вызвавшими негативные переживания. Фобофобия в отличие от других фобий замкнута на себе и не требует никаких внешних подпиток. Если вы боитесь пауков, то вам не страшно, пока вы не видите паука или вы не представляете себе его. А когда вы боитесь бояться – ваш страх уже сбылся и сбывается постоянно.

Чего на самом деле боится человек со страхом страха?

Однажды тяжело пережитый страх может вызывать ужас. На самом деле, испытывая страх перед страхом, вы можете пугаться множества вещей.

  1. Ощущения страха и паники сами по себе могут быть мучительны. Вы можете бояться заново пережить болезненное ощущение ужаса .
  2. Переживание страха может восприниматься как угроза здоровью . Это происходит потому, что симптомы ужаса могут напоминать симптомы сердечного приступа или приступа астмы. Естественно, могут возникнуть опасения за свою жизнь. В результате страх начинают вызывать любые подозрительные ощущения в теле.
  3. Некоторые симптомы страха – необычные ощущения в голове, головокружение, ощущение потери связи с реальностью, зрительные искажения могут казаться признаком наступающего безумия. Неудивительно, что впоследствии испуганный человек боится за свой рассудок .
  4. Некоторым людям бывает страшно потерять контроль над собой .

Во-первых, может пугать потеря контроля над своим телом . Дело в том, что ощущения ужаса могут сопровождать такие неприятности, как непроизвольное мочеиспускание или понос. Страшно опозориться, попав в неловкую ситуацию. Некоторые люди бояться упасть в обморок в неподходящем месте, например на высоком эскалаторе.

Во-вторых, страшно потерять контроль над своим поведением . Бывает так, что со страху наговоришь того, чего не следовало бы. Или сделаешь то, чего не следовало бы. На волне страха ведь можно и подраться. От этого возникают опасения нарваться на неприятности.

В-третьих, пугает потеря контроля над своей памятью . Из-за страха перед экзаменом из головы могут вылететь все знания.

В-четвертых, вызывать опасения может потеря нужной концентрации внимания . Если вы ведете машину, то потеря внимания может представлять для вас угрозу.

Как запускается страх перед страхом?

Если страх страха у вас связан с определенной ситуацией, то когда вы в нее попадаете, он многократно усиливается. Так бывает при вождении автомобиля или поездках в метро.

Запускать новый приступ ужаса могут необычные ощущения в теле или любая эмоция. А они возникают в любых стрессовых ситуациях. Стрессорами могут быть как полученная от начальника выволочка, так и долгожданное свидание. О том как стресс приводит к паническим атакам вы можете прочитать в статьях «Как реакция бей или беги приводит к паническому неврозу» и «10 способов уменьшить вероятность панической атаки».

Иногда достаточно представить себе нечто волнительное, вспомнить о чем-то. А дальше подключается воображение и память. Как только вы вспоминаете как мучителен может быть приступ ужаса, вас охватывает страх. Как только вы начинаете представлять себе катастрофические последствия паники, она не замедлит себя ждать.

Страх страха увеличивает общее напряжение и сам по себе повышает вероятность нового приступа страха. Вы внимательно наблюдаете за состоянием своего организма. Стоит вам только заметить что-то необычное, вы пугаетесь. Тут же выбрасывается адреналин. И вот уже сердце начинает бешено колотиться, дыхание перехватывает, кружиться голова. Это усиливает страх. Вы все больше боитесь его последствий. Выбрасывается новая порция адреналина. И вот уже желудок сворачивается в узел, кровь отливает от лица и вас уже тошнит от ужаса. Выходит настоящий замкнутый круг.

Страх перед страхом может стать привычкой бояться. Чем дольше у вас страх страха, тем чаще вас посещают болезненные переживания. Если вы не будете бороться с фобофобией, проблемы будут множиться. Гораздо труднее избавиться от длительно существующей боязни страхов.

Мало приятного испытывать страх. Естественная реакция – избегать ситуаций, в которых он возникал. Именно так многие начинают избегать важных встреч, путешествий, поездок в метро. Особенно тяжело, когда человек избегает выхода из дома и становится затворником. Здесь одна из функций страха – избегание опасностей начинает работать против него. Избегание лишь усиливает страх страха. Оно ограничивает свободу и лишает жизненных перспектив. О том как избегание увеличивает количество страхов вы прочитаете в статье «Избегание пугающих ситуаций и генерализация страха» .

И что же со всем этим делать? О том, как справиться с фобофобией, вы узнаете из статьи «

В психологии и психиатрии выделяют множество различных фобий. Некоторые из них распространенные, такие как страх высоты, темноты, пауков, змей и т. п. Но есть фобии, которые встречаются редко и могут негативно отразиться на психике человека, сильно усложнив ему жизнь. Одной из таких фобий является страх сойти с ума, по-научному дементофобия.

Дементофобия - страх сойти с ума

Определение понятия

Термин «дементофобия» используется для обозначения страха безумия. Он происходит от греческих слов Dementos и Phobos, которые переводятся как «безумие» и «страх». В психиатрии боязнь сумасшествия по-другому также называется лиссофобией.

Человек, имеющий дементофобию, испытывает чрезвычайную тревогу или панику, когда он сталкивается с мыслью о том, что может сойти с ума или когда видит сцену с изображением безумного человека. Чрезмерный страх этого типа может повлиять на повседневную жизнь. Часто страх сойти с ума не позволяет человеку покинуть свой дом или поддерживать контакты со своими родными. Это связано с тем, что он боится причинить вред близким людям, считая себя склонным к сумасшествию. Большинство страдающих этой фобией социально изолированы и сильно подавлены.

Причины появления

В большинстве случаев наиболее вероятной причиной появления страха сойти с ума является наличие этого заболевания у кровных родственников. Общество очень жестоко относится к людям, страдающим психическими расстройствами, такими как шизофрения, маниакальная депрессия и т. д. В ХIX и XX веках единственным решением проблемы безумия было поместить пациента в психлечебницу, где больные были пристегнуты к кровати и подвергались лечению с помощью электрического тока. У человека, который был свидетелем такой жестокости к члену семьи или другу или читал об этом в средствах массовой информации, видел в фильмах или новостных сообщениях, развивался страх сойти с ума, чтобы не попасть в подобную лечебницу. Травматическое событие в детстве, такое как убийство, жестокое обращение или изнасилование и т. д., также могут привести к боязни сумасшествия.

У многих известных талантливых людей были психические расстройства. Их жизненный опыт также может усугубить страх перед безумием. Слава, талант и богатство в итоге приводят к безумию. Размышления над подобными фактами вызывают депрессию, которая может стать причиной появления дементофобии.

Стрессовые ситуации усугубляют излишние мысли о сумасшествии и могут превратиться в страх перед безумием. Фобия полагает, что безумие может вызывать ненормальное поведение, панические атаки, полную потерю контроля над собой, может заставить человека говорить странные вещи и т. д. Это может привести к высмеиванию или презрению со стороны общества. Стереотипы, такие как «все психически больные люди жестокие, опасные и т. д.», могут заставить избегать всех категорий психически больных людей. Эти стереотипы в некоторой степени оправданы: были случаи, когда шизофреники якобы контролировались демоническими силами или голосами в голове, которые просили их сделать определенные насильственные акты.

Марк Чепмен, убийца Джона Леннона, утверждал, что его попросили «высшие силы» совершить жестокий акт. После этого убийства число случаев появления дементофобии возросло. Это также привело к заблуждениям и стигматизации психических заболеваний.

Сегодня современные лекарства могут помочь предотвратить безумие и его симптомы, хотя их нужно принимать регулярно и часто всю жизнь. Фильмы, изображающие насильственные преступления, совершаемые пациентами после лечения от данной фобии, могут усилить заболевание.

Стресс как причина

Причина, по которой вы чувствуете, что перестаете владеть собой, что теряете свою личность - это постоянный стресс.

Навязчивые чувства появляются внезапно и надолго сохраняются, может показаться, что это вызвано проблемой физического или психического здоровья. Если вы ощущаете беспокойство, вы можете неверно истолковать этот симптом, полагая, что с вашим разумом что-то не так. Это может вызвать стрессовую реакцию высокой степени, которая усугубит проблему. Страх сойти с ума - это общий катализатор панической атаки, фобия и изменения реакции организма влияют друг на друга.

Стоит отметить, что сильная тревога, связанная с возможной потерей рассудка, не указывает на проблему с вашим здравомыслием. Это еще один признак того, что ваш организм отвечает на стрессоры, поэтому люди, испытывающие стресс, часто считают, что начинают сходить с ума, опираясь на свою неуравновешенную психику, навязчивые неконтролируемые мысли и необычное поведение.

Симптоматика

Дементофобия имеет различные психические и физические симптомы:

  • чувство обреченности, беспокойства;
  • внезапную депрессию;
  • появление невроза;
  • помутнение сознания;
  • состояние паники;
  • дереализацию;
  • трясущиеся руки, дурноту, учащенное сердцебиение, одышку.

Состояние усугубляется при взаимодействии с сумасшедшим человеком или чтении отчетов о психически больных людях.

Страх быть отвергнутым, высмеянным обществом может заставить человека, подверженного фобии, потерять связь с реальностью или стать социально замкнутым.

Симптомы тревоги

Страх сойти с ума обычно вызывает сильную тревогу, которая непохожа на волнение или беспокойство, связанное с обычными жизненными ситуациями. Эта тревога проявляется таким образом:

  1. Вы внезапно начинаете бояться, что можете потерять рассудок или контроль над собой и что не сможете ясно думать, у вас возникает «каша» в голове.
  2. Вы можете почувствовать, что у вас не получается запоминать какую-либо информацию.
  3. Вы боитесь нервного срыва или невроза.
  4. У вас могут быть периоды навязчивых мыслей, которые появляются в вашей голове, от которых вы не можете избавиться и которые побуждают вас совершить какой-нибудь безумный поступок.
  5. У вас могут возникнуть мысли, что вы начинаете терять рассудок, постепенно сходить с ума или терять контроль над своими мыслями и действиями.
  1. Содержание мысли может быть странным, тревожным, нереальным, иррациональным, как при шизофрении.

Основным симптомом безумной тревоги является страх иметь серьезное психическое заболевание или попасть в психическое учреждение на всю оставшуюся жизнь из-за неизлечимой психической болезни.

Тревожные мысли - неотъемлемый симптом фобии

Тревожные мысли как источник страха

Чувство беспокойства и боязнь того, что скоро произойдет что-то плохое, активируют стресс-реакцию организма. Эта реакция вызывает ряд изменений в организме, чтобы подготовить его к немедленным экстренным действиям: либо бороться, либо бежать. Часть изменений связана с изменением функций мозга. Реакция стресса заставляет амигдалу (центр страха головного мозга) активизироваться, а кору (районы рационализации мозга) подавляться. Это изменение функции мозга может усилить восприятие опасности и уменьшить способность к рационализации.

Когда стрессовая реакция вызывает это изменение, мы осознаем и способны быстро реагировать на опасность, а не тратить время на обработку информации, которая может поставить под угрозу выживание.

Из-за изменений в функционировании мозга мы можем испытывать повышенное чувство опасности, но иметь более трудную временную рационализацию. Иногда этого изменения достаточно, чтобы заставить нас думать, что мы начинаем терять рассудок. От этого мы еще больше беспокоимся.

Когда стрессовая реакция заканчивается, организм возвращается к нормальному функционированию, кора головного мозга возобновляет нормальную работу, а активность миндалевидных тел уменьшается. Это уменьшает восприятие опасности и позволяет нам мыслить более четко. Обычно после этого теряется ощущение, что мы сходим с ума.

Преодоление

Страх сойти с ума сложно контролировать и лечить. Известно, что совместимость медикаментозного лечения и консультационной терапии предотвращает тревогу, связанную с этим заболеванием. Недостатком лекарств является то, что они могут усилить веру пациентов в то, что они сумасшедшие.

Многие современные методы лечения, такие как когнитивная поведенческая терапия, также оказываются полезными, помогая понять смысл их страха и преодолеть его. Другими полезными методами лечения дементофобии являются гипнотерапия и НЛП, или нейролингвистическое программирование. Оба метода могут помочь выйти из навязчивого состояния сумасшедшего и избавиться от страшных мыслей и симптомов, связанных со страхом шизофрении.

Когда этот страх вызван тревожностью и стрессом, лучший способ его устранения - признать, что он вызван активной реакцией организма на стресс.

Затем необходимо успокоиться, чтобы уменьшить стресс. Когда тело расслабляется, работа организма нормализируется.

Нет никакой связи между беспокойством и сумасшествием. Может показаться, что вы начинаете сходить с ума из-за беспокойства, но это не так. Не стоит волноваться, необходимо стараться избегать тревожных ситуаций.

Ведете ли вы ежедневник? А если ведете, то как? Садитесь вечером за стол и скрупулезно записываете планы на следующие дни, следя, чтобы все пометки соответствовали датам месяца? Или открываете записную книжку на первой попавшейся странице и торопливо строчите нужную информацию, а потом не помните, где и что записали? Обратите внимание — ваше отношение к жизни очень зависит от того, насколько строгие рамки вы ставите для себя ежедневно. Если день расписан поминутно, это, конечно, мобилизует и помогает выполнить больше дел, но иногда такой подход буквально загоняет нас в ловушку: составляя подчас невыполнимые планы, мы расстраиваемся, считаем себя ленивыми, ни на что не способными и, главное, боимся потерять контроль над жизнью.

Мы словно отметаем случайности, не верим в неожиданные обстоятельства, потому что панически боимся, что не сможем действовать в них правильно.

Живя исключительно в соответствии с записями в ежедневниках, блокнотах и органайзерах, мы создаем иллюзию того, что абсолютно все находится под нашим строгим контролем. И самое страшное для нас — этот контроль потерять . Мы словно отметаем случайности, не верим в неожиданные обстоятельства, потому что панически боимся, что не сможем действовать в них правильно. В конце концов, постоянное стремление ежедневно программировать свою жизнь играет с нами злую шутку — действительность невозможно загнать в рамки, которые мы сами придумываем, и порой понимание этого больно бьет по голове.

Если вы чувствуете, что в вашей склонности все записывать (даже самые банальные дела, типа «помыть посуду»), планировать день-неделю-месяц буквально поминутно и искренне переживать, когда реальность расходится с вашим о ней представлением, есть нечто нездоровое, то вам следует понять следующее:

Вы лишаете себя спонтанности

Вы делаете свою жизнь скучной. Она сводится только к «выполнено-не выполнено», и место случаю вы совсем не оставляете. А ведь самые прекрасные вещи, как правило, происходят с нами, когда мы разрешаем себе быть чуточку непредсказуемыми, когда делаем то, чего не ждут от нас не только другие, но даже мы сами.

И, кроме того, вы совсем не задумываетесь, какой палитры чувств и эмоций лишаетесь, записывая в ежедневнике, что с 5 до 7 у вас домашние дела, а с 7 до 9 прогулка по парку. Получается, что с 5 часов вы будете напряжены и сосредоточены, а лишь с 7 позволите себе расслабиться. Контролируя собственное время, вы контролируете и свои ощущения, подчас лишая их новизны.

Вы не можете контролировать все

Ни погодные условия, ни состояние человеческого здоровья, ни курс доллара вам не подвластны. Вы в любом случае будете подстраивать свои планы под то, что происходит вокруг. Поэтому гораздо проще отказаться от идеи тотального контроля над собственной жизнью, осознав, что в ней есть вещи, которые всегда будут зависеть от кого-то или чего-то другого.

Парадокс в том, что те, кто стремится брать жизнь под контроль, ошибаются еще чаще и больше.

Чаще ошибаются те, кто контролируЕт свою жизнь целиком и полностью

Основная причина, по которой мы стараемся жить в соответствии с планом, — это страх допустить ошибку, сделать что-то не так, не успеть, не достичь желаемого. Но парадокс в том, что те, кто стремится брать жизнь под контроль, ошибаются еще чаще и больше. Дело в невозможности контролировать все и вся. Как мы уже сказали, есть вещи, абсолютно нам неподвластные. И, сталкиваясь с ними, человек также сталкивается с разрушением иллюзии о собственном всемогуществе и делает один неверный шаг за другим.

Желая уберечь себя от тревог, вы тревожитесь еще больше

Почти для всех стремление установить контроль над ситуацией — это способ уберечь себя от тревог. «Я все контролирую, не может произойти ничего непредвиденного», — думают такие люди и сильно ошибаются. Гораздо большей тревожности добавляют мысли: «А действительно ли все под контролем? Ничего ли я не упустил? Надо проверить еще, вдруг что-то идет не так». Как итог — неумение расслабиться, влекущее за собой хронический стресс.

Вы угнетаете себя своими планами

Возможно, в выходной вам хочется залезть под одеяло, чтобы никто вас не трогал, ничего не просил и даже не заводил разговоров. Но по плану — уборка, поход в магазин за продуктами, визит к тете и т. д. Опять никакого расслабления. Вы смотрите в свой ежедневник и понимаете, что просто обязаны выполнить все, что там записано, ведь так правильно, но душа просит другого. И снова настроение на нуле, вы чувствуете себя подавленным и угнетенным.

В умеренном планировании нет ничего плохого.

В умеренном планировании нет ничего плохого. Отдаваться только на волю случая — довольно безответственно, надо самостоятельно делать свое сегодня и завтра. Но вот фанатичное желание один за другим вычеркивать пункты плана, не давая себе передышки на спонтанность, способно довести до стресса кого угодно. Особенно когда в это вычеркивание вмешивается случай. А такое с подобными людьми чаще всего и бывает.



Рассказать друзьям