Когда произошло падение империи мин в китае. Китай в XIV - XV веках

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

После завершения эпохи территориальной и государственной раздробленности, в конце VI века в Китае возродился имперский порядок. Первые китайский государства . В период правления династии Тан (VII X вв.), Китайская империя представляла собой государство с централизованным управлением и мощным бюрократическим аппаратом.

В это время в стране происходило множество крестьянских восстаний направленных против политики тиранического правления. Представители династии Тан не имели хорошей материальной базы для ведения войн.

Однако, повышая налогообложение крестьянства, с завидным постоянством организовывали военные походы на соседние территории.

Длительные военные противостояния с тибетцами, а также с южным государством Наньчжао не увенчались успехом. Истощенный голодом и нищетой народ смог свергнуть Танов. Вместе с падением правящей династии начался новый период территориальной раздробленности государства.

Китай накануне монгольского нашествия

К концу XIII века Китай представлял собой две империи Цзинь и Южная Сун. К этому периоду дошел до своего завершения процесс консолидации китайской нации. Несмотря на раздробленность, население двух империй воспринимает себя как единую нацию.

Система управления, которая сложилась в двух империях вошла в классику государственного управления, и в дальнейшим будет перениматься многими странами. Хозяйство Китая было представлено мощнейшим аграрным производством, а также мелкими, но достаточно хорошо организованными мануфактурами ремесленников, в чем государство смогло опередить страны Западной Европы.

Значительную роль в развитии экономики играла внешняя торговля со странами Азии и Японии. Общество, как было характерно для всех государств средневекового периода, было разделено на сословия. Однако низшими классами были отнюдь не крестьяне.

Во многих городах впервые появляется слой так называемых люмпенов обедневшего городского населения, которые часто не имели даже собственного дома. Именно они чаще всего организовывали антиправительственные восстания.

Монгольское владычество в Китае

В течение 70 лет беспрерывной борьбы за независимость собственной государственности, население Китая в 1215 году оказалось под властью монголов. Монгольское господство продержалось в Китае приблизительно столетие. Это было самое трудное для страны время, когда в упадок пришли все раннее процветающие отрасли хозяйства.

Китай был объявлен частью монгольской империи Юань. Монгольские правители эксплуатировали китайское хозяйство тяжелыми работами и взимали налог в 40% от общего количества производимой продукции.

Однако внутреннее междоусобицы не дали возможности монголам долгосрочно закрепить свое господство. Вследствие масштабного крестьянского ополчения, они были свергнуты с престола.

Империя Мин

В 1368 году народ Китая фактически полностью освободился от монгольских захватчиков. К власти пришли представители династии Мин. Первый период их правления ознаменовался глубоким государственным кризисом, который в точности повторится в конце правления монархического рода.

Первый император инициировал масштабные реформы, которые касались государственного строя и экономической жизни страны. Однако все, на первый взгляд лояльные меры императора, сопровождались жестким полицейским режимом: создавались специальные комитеты, главной функцией которых были доносы и политические преследования оппозиционного населения.

Рассвет империи Мин датируется началом XV века, когда значительно расширилась государственная территория, подъем переживала торговля и хозяйство государства. Китайцы под руководством талантливых полководцев смогли пресечь новые попытки завоевания империи монголами.

Основной предпосылкой крушения империи Мин стала попытка ввести демократию как государственную форму правления. Верховная власть сосредоточилась в первую очередь в руках чиновников, которые усилили гнет над крестьянами и ремесленниками. Акции протеста и военные восстания уже в 1644 году спровоцировали падение некогда процветающей империи.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Многоликая Индия: кастовое деление, завоевания
Следующая тема:   В глубинах Азии: империя Чингисхана и держава Тимура

В эпоху династии Мин Китай переживал период культурного обновления. Эта эра развития, торговли и исследований длилась, несмотря на окончательный упадок, три столетия.

Чжу Юаньчжан

После распада монгольской династии Юань в Китае возникла политическая нестабильность. В первой половине XIV века в государстве вспыхнул ряд восстаний, приведших к образованию множества мелких королевств, в которых господствовала прослойка торговцев и крестьян. Лидером повстанцев был Чжу Юаньчжан, сын фермера и глава одной буддийской секты, впоследствии получившей название «Красные тюрбаны». К 1369 г. Юаньчжану удалось захватить власть и свергнуть династию Юань. Юаньчжан взял себе имя Мин, что означает «ясность», а затем стал называть себя Мин Хонгву; это было началом эпохи Мин.

Царствование Хонгву сформировалось в связи с необходимостью укрепления абсолютной власти императора. Он основал столицу в Наньцзине и проводил бесчисленные сложные ритуалы в своей роли императора; все они служили для придания ему божественного статуса. Он ликвидировал административный аппарат высшего государственного департамента и обеспечил себе полный контроль над управлением империей. Хонгву устранил все дворцовые интриги, имеющие угрозу для государства, а также ограничил власть евнухов, наложниц и придворных дам. Кроме того, он беспощадно расправлялся с любым противником.

Многие считали Хонгву величайшим императором Китая. Он снизил налог на землю, чем способствовал восстановлению разрушенного монголами сельского хозяйства, занялся посадкой лесов и создал новые проекты по колонизации населения на невозделанных площадях. Реформы Хонгву были разработаны для того, чтобы усилить административный аппарат должностных лиц и контролировать данные об огромной численности населения. Государственная проверочная система для гражданских служащих была упразднена в эпоху династии Юань. Вместо нее Хонгву предложил гораздо более сильную систему управления; таким образом, он создал аппарат, просуществовавший до 1905 г. Китайское общество было разделено на три класса; крестьян, ремесленников и военных. После смерти Хонгву в 1398 г. на его место пришел его внук Чжу Юньвэнь.

Запретный город; резиденция двух императорских династий - Мин и Цин; на протяжении 500 лет была недоступна для большинства китайцев.

Разведка и торговля

Цзяньвэнь, известный под именем Чжу Юньвэнь, правил недолго; в 1402 г. на трон взошел его дядя, четвертый сын императора Хонгву. Он взял себе имя Мин Юнлэ и царствовал на протяжении 22 лет. В период его правления Китай разработал политику расширения своей территории до моря. В 1405 г. Юнлэ финансировал несколько морских экспедиций, которые должны были не только открыть новые страны, но и развить торговые отношения. Программа по разведению лесов, которую начал Хонгву, обеспечила китайский морской флот древесиной; Чжэн Хэ, главный евнух и императорский советник, организовал экспедиции и руководил ими. Между 1405 и 1433 гг. Чжэн Хэ возглавил китайский флот в семи исследовательских экспедициях по Индийскому океану; они достигли таких дальних пунктов назначения, как город Джидда в Саудовской Аравии и столица Сомали Могадишо. Они добрались до островов Суматра и Ява на Малайском архипелаге. Китайцы торговали шелком, бумагой и духами и получали взамен пряности, чай и хлопок. К этому времени китайский флот был крупнейшим в мире; он обладал большей экономической мощью, чем испанская армада. После смерти Чжэн Хэ в 1433 г. расходы на флот сократились, и он уменьшился. Из-за потери мощи на море побережье Китая в последующие годы было атаковано японскими пиратами. И хотя впервые за все j царствование Юнлэ вторжение на территорию Аннама (современного Северного и частично Центрального Вьетнама) и Кореи было успешным, неудачная попытка захватить Монголию в 1449 г. привела к оборонительной позиции династии Мин. Постепенно империя замкнулась, и формой государственного правления в ней стал изоляционизм.


Резная фигурка обезьяны из нефрита эпохи Мин. Справа: Скульптурное изображение дракона на облицованной стене в Запретном городе.

Запретный город

В 1421 г. Юнлэ перенес столицу из Наньцзина в Пекин, который и остается ею до сих пор. В самом сердце новой столицы Юнлэ начал строительство дворца под названием Запретный город. Для возведения этого комплекса понадобилось около миллиона работников и ста тысяч художников-прикладников; его строили 14 лет. Под Запретный город была отведена площадь в 72 гектара. Он состоял из множества дворцов, которые насчитывали 9999 комнат. Во дворце не могло быть 10000 комнат, поскольку у китайцев это божественное число бесконечности, и по легенде только на небесах може1 быть 10000 комнат. Императорские церемонии и публичные государственные мероприятия проводились в трех основных залах дворца - Верховной гармонии Центральной гармонии и Сохранившейся гармонии Во Внутреннем дворце находились жилые помещения: основные залы этой части Запретного города - залы Небесной чистоты, Объединения и мира, Земного спокойствия. Жизнь во дворце состояла из строгих процедур и ритуалов, которые были призваны подчеркнуть божественный облик императора. Множество женщин и евнухов жило на отгороженных территориях. Когда они встречались с императором, то должны были падет к его ногам. Многие из тех, кто вошел в Запретный горой в качестве прислуги, наложницы или евнуха, не имели право его покидать.

Демографический взрыв

С началом эпохи Мин в Китае увеличилась численность населения. Сельскохозяйственная политик Хонгву способствовала тому, что постоянно становилось доступным все большее количество продуктов, и параллельно с ведением торговой политики правительство заботилось о всеобщем росте товаров и повышении уровня жизни. К тому же, эпоха династии Мин была относительно стабильной; до этого государство претерпевало массовые беспорядки, повлекшие за собой гибель множества людей. Серия эпидемий XVI-XVII вв. привела к замедлению роста численности населения, но когда господство династии Мин закончилось в 1644 г., население империи увеличилось до 130 миллионов человек. Демографический взрыв потребовал более совершенных методов ведения сельского хозяйства и транспортных средств. Такие товары, как хлопок, доставляли с севера по водному пути. Ввоз европейских товаров сильно снизился, преимущественно потому, что у китайской культуры не было большой нужды в чем-либо иностранном. Однако какая-то их часть приходила с Запада, например, неизвестные полевые культуры, которые были завезены из Нового Света в Европу (картофель, табак и кукуруза).

Фарфор

Благодаря процветающей экономике и растущему интересу к искусству, спросу на предметы роскоши, а также усовершенствованным методам производства процветала торговля такими предметами потребления, как текстильные изделия и керамика. Так, в период династии Мин был популярен тончайший фарфор с характерным бело-голубым рисунком. Вкачестве украшений использовали в основном изображения дракона, птицы Феникс или других животных и растений, а также садовые мотивы. Фарфор позднего периода эпохи Мин был очень красочным, для него все больше применялась красная, желтая и зеленая глазурь. Благодаря торговле с Португалией на китайский фарфор всегда был большой спрос, ион высоко ценился в Европе. В рамках централизованного государственного контроля постоянное производство фарфора сосредоточилось вокруг заводов в удаленной провинции Цзянси. Однако когда возникли затруднения с доставкой, контроль передали в местные органы.

Упадок эпохи Мин

Для заката эпохи Мин было несколько причин. Несмотря на экономические успехи, государство сильно пострадало от нападений, в особенности его побережья, атакованные японцами, и север, где буйствовали монголы, а также приграничные области. Военные кампании против монголов на севере и маньчжуров на северо-востоке оказались дорогостоящими, и правительство увеличило налоги, которые и так были разорительными для населения. Наконец, в начале XVII века произошел ряд народных восстаний на севере и северо-западе империи; они были связаны с неурожаем и последующим голодом в провинции Шаньси. При таких условиях честолюбивым маньчжурам было легко взять ситуацию под контроль, и в 1644 г. они предприняли поход в Пекин с целью захвата столицы, вынудив последнего императора династии Мин Чунчжэнь покончить с собой. Упадок эпохи Мин был ускорен также неудачами Хонгву в аппарате управления. Самодержавная власть императора поначалу была успешной, однако последующие правящие монархи были более изнеженными и избалованными, они не желали принимать участие в работе правительства. Поскольку больше не было премьер-министра, не стало и преемственности в делах управления; империя пострадала из-за этого и стала более коррумпированной, что, в конце концов, привело к господству евнухов на различных уровнях государственного аппарата.

В 1368 г. Чжу Юань-чжан объявил себя императором новой династии Мин (1368—1644 гг.). Со времен Тан границы отодвинулись далеко на север, а в целом Минская империя была обширнее любой другой предшествовавшей ей китайской империи. Чжу Юань-чжан был правителем жестоким, но ему удалось вернуть страну к процветанию.
Династия Мин стремилась укрепить свои позиции путем централизации власти и упорядочения экономики. Самодержавная власть императора усилилась. В провинциях власть губернаторов была разделена между отдельными административно-финансовыми, военными и судебными учреждениями. В 1382 г. Чжу Юань-чжан воссоздал трехступенчатую экзаменационную систему, просуществовавшую в Китае до начала XX в.
Земли, принадлежавшие монголам и сотрудничавшим с ними китайцам, были объявлены государственной собственностью. Таким образом, государственный земельный фонд значительно вырос. Особую категорию землевладения составили «должностные поля», передававшиеся служилому чиновничеству за службу в государственном аппарате.
В отличие от казенных земель, «народные поля» облагались государственными налогами. На правах частной собственности землей владели часть дворянства, богатые торговцы, ремесленники и промысловики, ученое сословие, военачальники, мелкое чиновничество, сельские старосты и др. К разряду «народных» земель относились и мелкие крестьянские владения. Основной фигурой в деревне стал самостоятельный крестьянин- землевладелец.
Минский двор произвел опись всех земель. Созданные реестры и кадастры стали документами, по которым исчислялось налоговое обложение и определялись повинности населения. Дворы объединялись в группы, связанные круговой порукой.
Помимо наделения большого количества крестьян пахотной землей, Чжу Юань-чжан снизил налогообложение, отменил некоторые категории податей, ликвидировал крестьянские задолженности. Рабы были освобождены.
После смерти Чжу Юань-чжана придворные возвели на престол его внука Чжу Ди. При нем возобновилась борьба с монгольскими ханами. Но теперь Китай уже не оборонялся, а наступал. Затем наступательные устремления обратились на северо-восток. Под власть Китая отошла вся Манчжурия и даже район нижнего течения Амура. Вассалом минских императоров стала соседняя Бирма. Китайской армии удалось ненадолго завоевать Вьетнам.
При третьем императоре — Юн Лэ (1403—1424 гг.) — минский Китай достиг процветания и могущества, расширились международные связи и произошло усиление его международного влияния.
В XVI в. небывало высокой степени достигла концентрация земли в частных руках, происходило массовое обезземеливание крестьян. На землях крупных землевладельцев начинает широко применяться наемный труд.
Применение наемного труда стало заметным явлением и в городском производстве. В период правления Мин в городах сосредоточивалась значительная часть населения империи.
В городском шелкоткачестве, фарфоровом производстве и на некоторых добывающих промыслах начали складываться централизованные частные мануфактуры. Однако государственные предприятия типа мануфактур по своим размерам значительно превосходили частные.
Минский период ознаменовался новыми успехами в области кораблестроения. В XV в. корабли были вооружены пушками. А уже в XVI столетии журналистика стала общественной профессией.
Но постепенно подъем сменился упадком. Показателем кризиса, как всегда, были народные выступления против властей, отмеченные с начала XVI в. Обостряется и политическая борьба, развернувшаяся при императорском дворе. В чиновничьем аппарате царили произвол и коррупция. Вдобавок к внутренним неурядицам, северные кочевники постоянно нарушали спокойствие.
В минскую эпоху китайская цивилизация впервые стала отставать от общемирового, особенно европейского прогресса.
И именно в это время европейцы появляются у берегов Китая. Первыми стали португальцы. В 1557 г. они добились концессии на Макао. В 1624 г. голландцы захватили южную часть о. Тайвань. Англичанам было разрешено торговать в Кантоне. Первое русское посольство в Китай осуществил в 1618 г. томский казак Иван Петлин. Следует отметить, что сальдо в торговле с европейцами складывалось все-таки в пользу китайцев.
Все внешние достижения династии Мин нейтрализовались тем, что положение основной массы населения ухудшалось. В конце концов разразилось одно из наиболее продолжительных и мощных в истории Китая народных восстаний — война 1628—1644 гг.
Наиболее влиятельным и популярным вождем восставших войск становится Ли Цзы-чэн. В 1644 г. его армия занимает столицу.
Отказавшись признать Ли Цзы-чэна императором, главнокомандующий У Сань-гуй попросил маньчжурских князей помочь ему отбить Пекин. Он открыл проход в Великой Стене и 6 июня 1644 г. маньчжуры заняли столицу. Пока У Сань-гуй гнал распавшуюся армию повстанцев на запад, укрепившиеся в Пекине маньчжуры провозгласили одного из сыновей хана Абахая императором Китая. С этого времени началось правление в стране маньчжурской династии Цин (1644—1912 гг.).

В результате длительной борьбы в середине XIV века монголы были изгнаны из Китая. К власти пришёл один из руководителей восстания - сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший государство Мин. Китай вновь стал независимым государством. Империя Мин подчинила себе часть чжурчжэньских племен, государство Наньчжао (современные провинции Юньнань и Гуйчжоу), часть современных провинций Цинхай и Сычуань.

Чжу Юаньчжан был образованным человеком, сведущ в китайской истории и философских традициях. У него были свои представления об идеальном общественном устройстве, которые он черпал в китайских традициях. Его идеи основывались на представлении о необходимости могущественной императорской власти, опирающейся на общину, освобожденную от гнета имущественного неравенства. Став правителем, Чжу Юаньчжан предпринял небезуспешную попытку реализовать эти планы.

В период правления Чжу была восстановлена надельная система. Был создан фонд гос. земель из казенных земель эпохи Сун и Юань и из владений приверженцев юаньской династии и тех, кто был репрессирован (а учитывая склонность императора видеть в среде чиновников заговоры, репрессированных было до 40 тысяч). В ходе этих мер в бассейне Янцзы и в северных провинциях Китая были ликвидированы арендные отношения, и основной фигурой в деревне стал самостоятельный крестьянин-землевладелец. Был проведен учет земли и подданных. Так, на следующий год после основания династии был издан императорский указ, повелевавший всем подданным зарегистрироваться при составлении новых подушных реестров.

В 1370 г. была проведена первая перепись населения, имевшая целью не только учесть всех подданных, но и определить размеры имущества каждого двора. В зависимости от имущественного положения дворы облагались земельным налогом и трудовыми повинностями так, что их размер зависел от количества земли, работников, имущества в отдельном хозяйстве.

В 1381 г. в эту систему были внесены изменения, позволившие упорядочить процедуру сбора налогов и отбывания повинностей. Дворы объединялись в группы по 10 единиц (цзя), а каждые 10 цзя составляли Ли. Эти дворы были связаны круговой порукой в уплате налогов и общественных повинностей. Таким образом, Ли составляло 110 дворов: 100 — крестьянских и 10 — старост.

Особые надежды правитель возлагал на институт деревенских старейшин. Их следовало выбирать из лиц, достигших 50 лет и имевших безупречное в нравственном отношении поведение. Старейшины должны были сообщать верховному правителю обо всех случаях предосудительного поведения старост лицзя и местного чиновничества, которому под страхом смерти запрещалось появляться в деревне для сбора налогов. После смерти Чжу институт деревенских старейшин постепенно пришел в упадок, а круговая порука сохранилась.

Сведения об экономическом положении отдельных дворов собирали от Ли, потом от волости (Сян) и о квартале (Фан) и складывали, их следовало обернуть в желтую бумагу («желтые реестры»), а сведения обо всех провинциях – в голубую бумагу («голубые реестры»). Эти сведения служили для определения поземельного налога. Помимо него каждый подданный империи был обязан нести трудовую повинность в пользу государства.

Затем Чжу начал создавать уделы (го). Уделы раздавались членам императорского клана, в первую очередь сыновьям. Целью их создания было укрепление власти императора путем контроля со стороны владельцев уделов над официальной администрацией, то бишь местными чиновниками. Однако, как показала история, ничего хорошего такое нововведение не принесло: его внук благодаря удельным ванам лишился трона.

Чжу Юаньчжан провел также военную реформу. Ранее армия формировалась путем созыва всенародного ополчения. С середины VIII века в Китае перешли к системе наемничества. Чжу Юаньчжан разделил население на «народ» (минь) и «армию» (цзюнь). Это означало, что какая-то часть населения Китая включалась в постоянные территориальные войска, имела приписанные к ним участки, которые и обрабатывала.

Господствующей религией в стране было признано несколько реформированное конфуцианство – чжусианство, основу которого составляло учение о беспрекословном подчинении монарху. Однако населению разрешалось также исповедовать буддийскую, даосскую и мусульманскую религию.

По указам о престолонаследии трон должен был переходить к старшему сыну от старшей жены, а в случае его смерти – к внуку правителя. 16-летний внук императора, вступивший на престол после смерти Чжу Юаньчжана, смог удержать власть лишь в течение 3-х лет, столкнувшись с владельцами уделов из числа сыновей покойного правителя. В 1402 он был свергнут с престола своим дядей Чжу Ди (Чэнцзу, 1403-1424), удел которого был расположен в Северном Китае. По одним сведениям, юный император погиб во время пожара, охватившего дворец, по другим, — остриг волосы, надел рясу и пошел странствовать по Китаю.

Император Юн Лэ (правление Чжу Ди получило наименование Юн Лэ («Вечная радость») – второй и последний после основателя династии сильный правитель. При нем Китай достиг процветания – расширились международные связи, и выросло международное влияние Китая в Индокитае, Юго-Восточной Азии.

Юн Лэ отказался от удельной системы, но отмена ее произошла не сразу. Клан наследников Чжу Юань чжана по-прежнему был привилегированной группой. Их политическое влияние заменили тем, что им передали крупную земельную собственность, т.е. это был своего рода откуп правящего дома от родни. Именно владения аристократов, оказались объектом ударов мощного народного движения, приведшего к падению Минов.

За период правления Минов земледелие в Китае переживало расцвет, благодаря методам ирригации, заимствованным во Вьетнаме; появились новые с/х культуры – сладкий картофель, арахис. В XV в. было установлено разделение земель на «казенные» (гуаньтянь) и «гражданские» (миньтянь). Казенные земли – поместья императоров, членов императорской семьи, титулованной знати должностных лиц, военных поселенцев (до 1/6 от всей площади обрабатываемой земли). Чиновники, получавшие казенное жалование, не несли налоговой повинности.

Развивались города. В Пекине проживало около 1 млн. человек, в Нанкине – более млн. человек. Городское население облагалось налогами и повинностями в пользу казны, а сами ремесленники могли привлекаться к отработкам на казенных предприятиях. Процветали – шелкоткачество, хлопкоткачество, красильное дело, производство керамики, фарфора, бумаги, книгопечатание, кораблестроение, строительство. Крупным центром производства фарфора стал г. Цзиндэчжэнь (пров. Цзянси). Подъем экономики длился до второй половины XV в., после чего начался упадок. Причины – рост народонаселения, обгонявший введение в оборот новых с/х земель, высокие налоги (на содержание гос. аппарата и финансировавшие военные действия).

Особенностью политической жизни этого периода – участие в ней евнухов, обслуживавших императорский гарем. Правитель считал, что евнухи – наиболее лояльная группа приближенных к императорскому двору. В 1420 г. была создана спецшкола, где евнухов обучали гос.управлению. Но евнухов стало слишком много – в XVI в. – 100.000, в XIV в. – 10.000, они стремились к личному обогащению, не профессионалы, склонны к коррупции.

В XVI в. была проведена реформа в налогообложении. Суть реформы, получившей название «единого кнута», состояла в объединении налогов и повинностей в единый налог, а также в коммутации налогов и повинностей, в основу чего была положено серебро. Однако полностью заменить натуральный налог денежным не удалось, но такая цель и не ставилась. Там, где было удобнее продолжать собирать налог в натуральной форме, сохранилась прежняя система (особенно в рисопроизводящих провинциях). Это было проведено во времена канцлерства Чжан Цзюйчжэна. При нем также проводились регулярно проверки деятельности чиновничества. Усилили войско, пограничную стражу, более тщательно стали подбирать офицерские кадры. После смерти Чжан Цзюйчжэна противники обвинили канцлера в гос. преступлении, а члены его семьи были перебиты.

В конце XVI в. реформы пытался продолжить Гу Сяньчэн, опираясь на академиков Дуньлинь, расположенной в Цси (провинция Цзяннань). Эта группировка выражала интересы торгово-предпринимательских кругов, требуя поощрения ремесла, торговли и предпринимательской деятельности, ограждения интересов собственников мануфактур, использующих наемный труд; одновременно выступала за ограничение крупного феодального землевладения, требовала снижения налогов, отмены монополии на разработку полезных ископаемых и др. В 1620 г. реформаторы добились прихода к власти молодого императора, поддерживавшего их планы. Но он был отравлен, и реформы закончились. Дунлиньцы были разгромлены.

Внешняя политика.

Первая половина правления Минов характеризуется активной внешней политикой. Сложилась внешнеполитическая доктрина – весь окружающий мир рассматривался как варварская периферия, с которой возможны лишь вассальные отношения. Задачи – полное изгнание из страны монголов и укрепление сухопутных и морских рубежей страны. К концу XIV в. китайские войска нанесли новые крупные поражения монголам и присоединили Ляодун. У северо-западных границ Китая создавались военные поселения и располагались военные гарнизоны. Достраивалась Великая китайская стена.

В 1398 г. была подтверждена вассальная зависимость Кореи от Китая, которая в значительной степени оставалась номинальной. Чжу Юаньчжан активизировал дипломатические и торговые связи со странами Юго-Восточной Азии, посылая дип. миссии на Яву, в Камбоджу, Японию и другие страны. В первые десятилетия XV в. ведутся наступательные операции против кочевников, были отправлены экспедиции к Индостанскому п-ву, в Персидский залив и к берегам Восточной Африки. В начале XV в. Китай пережил угрозу вторжения Тимура. В XV в. Китай совершил 7 экспедиций (1405-1433 гг.) в страны Юго-Восточной и Южной Азии. Этими экспедициями руководил Чжэн Хэ.

К середине XV в. Китай снизил свою внешнеполитическую активность. К этому времени относятся лишь походы в Северную Бирму (1441-1446 гг.), завершившиеся формальным признанием вассалитета. Но были и неудачи. Так, в 1449 г. китайская армия была разгромлена, а император попал в руки предводителя западных монголов-ойратов Эссена.

К первой половине XVI в. относится первая попытка проникновения европейцев в Китай (1516-1517), когда португальские торговые корабли с товарами подошли к китайским берегам у Кантона. Однако они были изгнаны китайцами с побережья. Попытка португальских купцов обосноваться близ Нинбо (40-е гг. XVI в.) тоже закончилась безуспешно. Только в 1557 г. был захвачен Макао. В 20-х гг.XVII в. появились голландские и английские корабли. В 1624 г. был захвачен юг Тайваня. К концу XVI – началу XVII вв. относится появление в китайских городах монахов – иезуитов (итальянцев, немцев, португальцев), которые были не только миссионерами, но и шпионами, собирая сведения о стране, торговали оружием. В XVII в. появились маньчжуры.

Падение династии Мин

В начале XVII в. в Китае сложилась сложная обстановка. Повышение налогов, коррупция чиновников, обнищание основной части мелких землевладельцев и рост крупного землевладения привели в 1628-1644 годах к народному восстанию. Восставшие, объединившись с маньчжурами захватили Пекин. Династия Мин закончила свое существование.

ДИНАСТИЯ МИН

Династия Мин - одна из наиболее известных династий, с правлением которой связан значительный период многовековой китайской истории. Иероглиф «мин» в китайском языке означает «ясный», «светлый», «разумный». Даже те, кто никогда не интересовался историей Востока, хотя бы понаслышке знают о знаменитых на весь мир драгоценных вазах эпохи Мин. Однако вряд ли большинство читателей могут назвать имя хотя бы одного «минского» императора.

Императорская династия Мин не может похвастаться родоначальником-небожителем. Историкам достоверно известно, что ее основателем был человек из плоти и крови, более того, он даже не имел благородного происхождения. В прошлом буддийский монах, выходец из социальных низов, Чжу Юаньчжан, возглавил повстанческую армию во время крестьянского восстания, победа которого и положила начало новой династии. Начавшая это восстание секта Минцзяо проповедовала скорое пришествие восстановителя справедливости, Князя Света, Мин-вана. После захвата Пекина вождь повстанцев Чжу Юаньчжан провозгласил, что отныне Поднебесная будет называться Да Мин - Великая империя Света. Естественно, этим он хотел подчеркнуть, что император - тот самый Князь Света, о котором говорилось в пророчествах. Новая династия получила название Мин - Светлая.

Китайские летописи нередко упоминают Чжу Юаньчжан как жестокого правителя, однако обстановка, в которой ему приходилось действовать, требовала самых решительных, иногда жестоких действий. За короткое время минские войска изгнали с территории Китая монголов и завершили объединение страны. Однако окончательное избавление от власти монгольских феодалов и верных им местных властителей из окраинных провинций произошло лишь почти 20 лет спустя после основания династии Мин. Кроме того, существовала угроза нового вторжения монгольских ханов на территорию Китая. В пределах Поднебесной было неспокойно: чтобы захватить власть, Чжу Юаньчжану пришлось преодолевать сопротивление соперничавших группировок повстанцев, среди которых было немало могущественных феодалов.

Деятельность Чжу Юаньчжана сделала его весьма популярным среди малообеспеченных слоев населения. Прежде всего, как сказали бы сегодняшние политтехнологи, он себя удачно позиционировал. Новый император не скрывал, что он «простой человек с правого берега реки Хуанхэ», а главной своей задачей считал необходимость «охранять народ и привести его к благоденствию». Император часто посещал деревни, иногда сам пахал землю, приглашал во дворец уважаемых старцев и расспрашивал их о жизни крестьян. Ведь в Поднебесной эпохи Мин земледелие, пусть это не покажется странным, считалось наиболее почетным занятием. Крестьянам, в отличие от торговцев, разрешалось носить шелковую одежду, они пользовались всеобщим уважением.

Аграрная политика первого императора династии Мин сводилась к увеличению доли крестьянских дворов и усилению строгого контроля за распределением казенных земель. При нем осуществлялась раздача земли безземельным и малоземельным крестьянам, практиковалось переселение крестьян на пустующие земли, создание опекаемых казной военных и гражданских поселений. Было введено фиксированное налогообложение со сравнительно невысокими налогами, а некоторые категории дворов подчас вообще освобождались от налогов. «Лучшая политика заключается в заботе о народе, а забота о народе выражается в умеренных налогах», - говорил Чжу Юаньчжан. Отдельные указы первого императора династии Мин могут показаться утопическими. Но они вполне соответствовали духу времени и культуре Китая: «В каждой стодворке нужно выбрать старых, либо увечных, не способных работать людей и приказать мальчишкам водить их. Эти люди должны держать в руках деревянный колокольчик и выкрикивать слова, да так, чтобы народ слышал, произносимые ими слова, убеждающие людей быть добрыми и не нарушать законы. Эти слова таковы: будь послушен и покорен отцу и матери, почитай и уважай старших и высших, живи в мире и согласии с односельчанами, воспитывай детей и внуков, спокойно занимайся каждый своим делом, не совершай дурных поступков…»

Все эти меры в немалой степени способствовали тому, что к императорской власти стали относиться с уважением, а государство с каждым годом все более крепло. Сам бывший бедняк, Чжу Юаньчжан не доверял чиновникам - выходцам из помещичьей среды. По данным историков, за годы его правления более 10 тысяч чиновников были казнены за хищения и взяточничество. Впрочем, нельзя считать Чжу Юаньчжана идеальным правителем, ставившим нужды народа превыше собственных. Известно, что родственники императора получали во владение обширные уделы, в которых чувствовали себя практически независимыми. При жизни императора это служило гарантией их лояльности, но после его смерти стало причиной смуты и нового витка борьбы за власть.

В 1398 году, после смерти императора, на престол взошел его внук, Чжу Юнь-вэнь. Он попытался обуздать взбунтовавшиеся уделы и ликвидировать наиболее опасные из них, однако эта политика вызвала волну сопротивления. Властители уделов (ваны) не собирались расставаться ни с богатствами, ни с властью. В результате вспыхнула война центральной власти с мятежниками, получившая название Цзиннань (1399–1402). Победителем в борьбе за трон Поднебесной стал предводитель мятежников, один из сыновей Чжу Юаньчжана, Чжу Ди (1402–1424). В разных источниках встречаются различные имена китайских императоров, что объясняется довольно просто: во-первых, у каждого из них было по нескольку имен, причем настоящее произносить вслух запрещалось. А после смерти они получали еще одно - священное имя. Во избежание путаницы мы будем называть нового императора династии Мин Чэнцзу. Его политика во многом походила на политику отца, и ее идеологическое обоснование было таким: «Небо поставило государя, чтобы он заботился о народе… - говорилось в императорском указе. - Став императором, я думаю о том, чтобы довести народ до всеобщей радости… Если хоть один человек не получит того, что ему необходимо для жизни, то это будет моя вина…» Звучат эти слова крайне привлекательно, но не стоит забывать, что их пишет человек, развязавший гражданскую войну, в ходе которой развитие страны затормозилось… Однако надо отдать должное императору - он стремился (и небезуспешно) исправить положение: запретил все второстепенные работы и даже приказал сократить добычу золота и серебра, поскольку «народу нужны не драгоценности, а пища».

В 1405 году из Китая в Индию был отправлен огромный флот из 60 больших кораблей с 28 тысячами моряков, солдат и купцов. Император Чэнцзу поставил перед адмиралом Чжан Хэ задачу восстановить торговые связи с Западом в обход блокированного монголами Шелкового пути. За тридцать лет Чжан Хэ совершил семь плаваний в Индийский океан, его корабли достигли Аравии и Африки. С этого времени южный морской путь стал основной дорогой, связывавшей Запад (в китайском понимании) и Дальний Восток.

Чэнцзу прославился и обустройством Поднебесной. В годы его правления проводились крупные ирригационные и строительные работы. Большое внимание уделялось системе государственных зернохранилищ, созданной еще при Чжу Юаньчжане. Во время большой засухи 1428 года правительство по низким ценам продавало рис из зернохранилищ. Нехватка продовольствия не сказалась на простых людях, но так не могло продолжаться бесконечно. Рост количества жителей привел к тому, что земля уже не могла прокормить все население страны. По всему Китаю люди были вынуждены бродяжничать в поисках пищи, многие становились разбойниками… Уже при императоре Инцзуне голод превратился в настолько серьезную проблему, что стал темой особых докладов. Императорскому трону угрожало восстания голодающих, которые приобретали угрожающий характер. К примеру, восстание в Хубэе продолжалось три года (1464–1467), а число повстанцев достигло 400 тысяч.

В немалой степени продовольственному кризису способствовало засилье чиновников. Хотя основатель династии изрядно потрудился, изгоняя коррумпированных должностных лиц, бюрократическая машина оставляла массу лазеек, которыми пользовались на местах власть имущие. Император мог издать тысячу указов, запрещающих грабеж крестьян, но реально исполнялось лишь весьма незначительное их количество.

Династия Мин прошла такой же цикл, как и другие царствующие до нее дома. От правителей, действительно пекшихся о народе и государстве, власть переходила к безвольным личностям, не имевшим ни желания, ни сил управлять государством. Со времен Сянь-цзуна (1465–1487) императоры проводили большую часть времени в гаремных покоях, зачастую передав управление делами гаремным евнухам. Сянь-цзун лишь единожды принял секретаря Государственного совета, а Уцзун (1506–1521), пребывавший на троне 16 лет, ни разу не удосужился встретиться с министрами… Многоженство привело к тому, что императорский клан неимоверно разросся, число родственников императора превышало 20 тысяч человек, количество князей и принцесс исчислялось сотнями, а число обслуживавших двор евнухов доходило до ста тысяч. В таких условиях, естественно, и казенные земли, и казна открыто расхищались всеми, кто имел к ним доступ. Особую, крайне влиятельную группу при императорском дворе составляли евнухи, пользовавшиеся такой властью, что до императора не доходили никакие неугодные им доклады. Они жестоко мстили всем, кто осмеливался критиковать коррупцию при дворе. В правление императора Ши-цзуна (1521–1566) некоторые честные чиновники, подавая доклады, заранее готовились к смерти или кончали жизнь самоубийством при передаче послания, чтобы не попасть в руки тех, против кого боролись. Противостояние чиновников с незапятнанной репутацией и евнухов длилось практически всю историю династии Мин.

Таким образом, конец династии был закономерным следствием ее существования. Некоторые современные ученые считают, что причиной упадка стал предшествовавший ему подъем, породивший серьезные демографические проблемы. В период наибольшего расцвета династии Мин развивались мануфактуры, производившие шелк, фарфор и оружие, строились дворцы, мосты, дороги. Государство сохраняло важные позиции в экономике, не только владея землями и предприятиями, но и располагая монополиями в целых отраслях, например в разработке руд. Торговля сосредоточилась в 33 крупных городах, куда привозили товары со всего Китая и из-за границы. Все это способствовало поднятию уровня жизни и резкому увеличению рождаемости, что, в свою очередь, через некоторое время становилось причиной острой нехватки продовольствия. Императоры и чиновники оказывались бессильны перед этой проблемой. Вспыхивали восстания, появлялся очередной претендент на роль основателя новой династии, обещавшей решить все проблемы…

…В Пекине, к северу от бывших императорских дворцов, до сих пор можно увидеть искусственно созданный горный хребет. Когда-то это место назвали Мэйшань (Угольная гора), поскольку здесь ссыпали уголь на случай неприятельской осады. Позже сюда перенесли большое количество земли, из которой образовалась гора с пятью вершинами. На ее склонах посадили сосны и кипарисы, что необыкновенно украсило это место. Отсюда и произошло новое название этого места - Цзиншань (Гора прекрасного вида). С этой рукотворной горой связана наиболее трагическая страница истории династии Мин.

Минская империя под конец своего существования переживала серьезный политический и экономический кризис. Высокая рента, непосильные налоги и всевозможные поборы приводили к обнищанию и разорению китайских крестьян. В некогда цветущих провинциях свирепствовал голод. Распри между феодалами, их междоусобные столкновения еще более накаляли обстановку.

В стране росло недовольство существующим порядком вещей, вспыхивали восстания. Возможно, императорам династии Мин удалось бы справиться с крестьянами, но к ним присоединились правительственные солдаты, прекрасно умеющие обращаться с оружием.

В ходе целой череды восстаний на первый план выдвинулся вождь крестьянской революции Ли Цзычэн (1606–1644). Его повстанческий отряд, вступавший в ожесточенные схватки с регулярной армией, к концу правления династии Мин стал самой крупной военной силой в Китае. Повстанцы расправлялись с наместниками, императорскими родственниками, крупными чиновниками и помещиками, отбирали у них землю и распределяли ее между крестьянами. Неудивительно, что армия Ли Цззычэна не знала недостатка в добровольцах, стремившихся ко всеобщей справедливости и, что вполне естественно, к отстаиванию собственных прав на землю.

Весной 1644 года армия Ли Цзычэна переправилась через реку Хуанхэ, а затем из провинции Шаньси направилась к столице династии Мин (с 1421 года) - Пекину. Подойдя к его главным воротам, повстанцы стали громко кричать императорским солдатам, находившимся на городских стенах: «Открывайте ворота, иначе не ждите пощады!» Не получив ответа, восставшие поднесли лестницы и решили взять штурмом городские ворота. Их усилия увенчались успехом: вскоре они оказались во Внешнем городе.

Эта весть дошла до императора, носившего имя Сыцзун (Чжу Юцзянь). Он совершенно не ожидал внезапного вторжения в Пекин восставших крестьян, поэтому спешно собрал своих приближенных и осведомился, известно ли им, что восставшие уже овладели Внешним городом. Чиновники и придворные не знали, что на это ответить. Тогда император спросил, какой план защиты города от мятежников предлагают сановники, и один из них самоуверенно заявил: «Не беспокойтесь, Ваше величество. Мы будем сражаться даже на улицах и никогда не предадим родины». Тем временем восставшие крестьяне, сминая заслоны императорских войск, неодолимо приближались к Запретному городу.

В эту ночь император не мог уснуть: его не покидала тревога за свою жизнь. Утром к нему явился евнух и принес страшную новость: мятежники проникли во Внутренний город. Императорские войска бежали, и придворные советовали императору последовать их примеру. Однако Сыцзун, воспитанный на примерах из жизни великих предшественников, придерживался другого мнения, считая бегство недостойным правителя.

В то утро впервые в истории династии министры и придворные не явились на звук колокола, означавший начало аудиенции у императора. Тогда он снял с себя все украшения и богатые императорские одеяния, надел простой желтый халат и в сопровождении преданного евнуха Ван Чэнъэня покинул дворец, направившись на гору Цзиншань, где с самого возвышенного места стал наблюдать за происходящим. Пекин произвел на императора страшное впечатление: повсюду пылали пожары, разрозненные императорские войска в беспорядке отступали и разбегались, повстанцы захватывали все новые и новые кварталы…

Возможно, именно тогда Сыцзун понял, что эпоха правления династии Мин ушел в прошлое. Вернувшись во дворец, император выпил несколько чашечек вина и повелел позвать свою семью и любимых наложниц. Положение казалось безвыходным: с минуты на минуту повстанцы могли ворваться во дворец и взять императора и его родных в плен. Сыцзун не питал иллюзий относительно того, как мятежники поступят с ним и его близкими, поэтому он решил не дожидаться смерти, а уйти из жизни добровольно. Своим троим сыновьям император повелел спасаться бегством. Затем, повернувшись к императрице, тихо произнес: «Все кончено». Его жена простилась с Сыцзуном и сыновьями и первая ушла из жизни, повесившись на собственном поясе. Сыцзун понимал, что времени осталось совсем мало. Ему требовалось все мужество, чтобы сделать то, что он собирался… Император послал за своей пятнадцатилетней дочерью. Обращаясь к ней, отец сказал: «Почему ты родилась в таком несчастном отчем доме?» Девочка дрожала от страха, прекрасно понимая, что ее ожидает. Прикрыв рукавом халата глаза, Сыцзун нанес дочери удар мечом, но, как оказалось, не смертельный. Девушка упала и медленно умирала от потери крови. Император был уже не в силах нанести второй удар. Судьба сыграла с ним злую шутку, заставив собственными руками убить тех, кого он любил. Наложница Юань также должна была лишить себя жизни. Она решила повеситься, но не смогла этого сделать: страх смерти сковал ее волю. Император вновь поднял меч… Теперь он остался один.

В ужасе от содеянного и того хаоса, который охватил Пекин, император направился к воротам Аньдин, через которые покинули Запретный город три его сына. Возможно, он еще надеялся спастись. Но ворота были завалены камнями и землей, и открыть их не представлялось возможным.

Сыцзун, последний император династии Мин, известный также как Чжу Юцзянь, понял, что настал его черед. Выйдя из дворца, он направился к подножию горы Цзиншань, сделал из пояса петлю и повесился на кривом стволе ясеня. То же самое сделал евнух Ван Чэнъэнь, оставшийся верным своему повелителю до последней минуты жизни. Это произошло утром 26 апреля (19 марта по лунному календарю) 1644 года.

Впоследствии возникло множество красивых легенд о кончине императора. В одной из них говорится, что к халату императора был пришит кусок шелка, на котором начертано его предсмертное покаяние: «Прошло 17 лет с тех пор, как я взошел на трон, а теперь мятежники вторглись в мою столицу. Так как мои добродетели незначительны и сам я был негодным человеком, я навлек на себя гнев Неба. К тому же я был обманут своими приближенными. И вот после своей земной жизни я, пристыженный, направляюсь к своим предкам в мир теней. Возьмите мою корону, обмотайте мое лицо моими волосами, разрубите тело на куски, если пожелаете этого, но не делайте зла народу. Пусть мои подданные вновь объединятся вокруг наследника».

В том же стиле якобы было написано и послание, адресованное вождю повстанцев Ли Цзычэну. В нем говорилось о том, что во всех бедствиях Китая виновны недобросовестные чиновники. Император будто бы обратился к вождю повстанцев со словами: «Народ не заслуживает наказания, потому что он ни в чем не виноват, и дурное обращение с ним было бы полнейшей несправедливостью. Я потерял государство, наследие моих предков. Со мной заканчивается императорский род, который продолжили столько предков-императоров до меня. Хочу закрыть глаза, чтобы не видеть разрушенной империи или страну под властью тирана. Я отказываюсь от жизни, потому что не желаю быть ею обязанным последнему и самому презренному из моих подданных. Не могу более показывать свое лицо перед теми, которые, будучи моими детьми и моими подданными, являются теперь моими недругами и изменниками».

Жизнь императора прервалась в 36-летнем возрасте. Его гибель вызвала широкий отклик в сердцах все еще хранивших ему верность людей. А поскольку в то время одним из проявлений преданности правителю считалось самоубийство главы семьи вместе со всеми родственниками, то, согласно китайским источникам, со смертью Сыцзуна покончило с собой около 80 тысяч человек.

Через несколько часов после самоубийства императора войска Ли Цзычэна заняли Пекин. Тело правителя Поднебесной было снято с дерева и положено в гроб для нищих, под его голову подсунули камень, а сверху императора накрыли простой циновкой - так восставшие выразили свою ненависть к тирану. Со смертью Сыцзуна закончилось правление китайской династии Мин.

Восставшие недолго радовались своей победе. В Китай вторглись войска маньчжуров. Ли Цзычэн вынужден был оставить столицу, в которой находился около 40 дней. В 1645 году он пал смертью храбрых в бою с врагами.

Правители маньчжурской династии, покорившие Китай, поклонялись духу последнего китайского императора. Кривой ясень, на котором он повесился, старательно оберегался как историческая реликвия. Ствол дерева заковали в железную цепь - так был «наказан» ясень за гибель последнего императора династии Мин.

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора

2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов - это правление нормандской династии , с. 357, якобы от 1066

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Крымская династия В 1481 году в Московском княжестве власть перешла к крымской династии во главе с Нордоулатом (одолевшим Андрея Большого и Бориса), старшим братом Крымского хана Менгли-Гирея, и вместе с новыми правителями из Крыма на Русь пришел иудаизм, но об этом чуть

автора

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть османская династия фараонов - «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица - «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, - якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, - появляется известная

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

V династия Новая, V династия древнеегипетских царей, с материнской стороны прямое продолжение IV, в лице своего основателя Усеркафа, уже не могла строить такие величественные пирамиды.Пирамиды V династии (около соседних селений Абусир и Саккара) - это всего лишь бледное

автора

IV ДИНАСТИЯ Египет имеет репутацию одного из древнейших очагов цивилизаций. Как свидетельствуют археологические данные, это государство возникло в конце IV тысячелетия до н. э., а окончательно утратило независимость в 525 году до н. э., когда после военного поражения у

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

XIX ДИНАСТИЯ Фараоны XIX династии смогли восстановить былое величие Египта. Первым из них был Рамсес I. В переводе с древнеегипетского это имя означает «Ра [второе имя бога Солнца египтян] родил его». Возможно, этим его родители стремились подчеркнуть свою приверженность

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ СЯ Династия Ся - первая из легендарных «Трех династий», с которых началась история Китая. Ее название легло в основу одного из самоназваний Китая - Хуася. Генеалогическое древо Ся в «Ши цзи» насчитывает семнадцать правителей (вместе с Да Юем). Престол

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ МИН Династия Мин - одна из наиболее известных династий, с правлением которой связан значительный период многовековой китайской истории. Иероглиф «мин» в китайском языке означает «ясный», «светлый», «разумный». Даже те, кто никогда не интересовался историей

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ ЦИН Династия Цин, или Маньчжурская династия - последняя царствующая династия в истории Китая. Если во время правления династии Мин был совершен прорыв в области географических открытий, то императоры Маньчжурской династии сделали Китай одним из выдающихся

Из книги Древний Восток автора

I династия Ура Около 2550 г. до н. э. гегемония у Урука была перехвачена династией Ура. Наиболее известным царем-гегемоном из Ура был Месанепада. В это время для Ура были характерны шахтные гробницы и одно уникальное погребение верховной жрицы-правительницы Пуаби; вместе с

автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

XIX династия Хоремхеб происходил из знати небольшого городка Хут-несут в Среднем Египте и по своему жизненному пути был близок к служилым людям, роль которых усилилась накануне и во время амарнской эпохи. Ок. 1325 г. до н. э. он совершил глубокий рейд по Восточному



Рассказать друзьям