Как умер игорь северянин. Игорь северянин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Стихи Северянина изменили ход русской поэзии: он был новатором в области поэтического языка, занимался словотворчеством, ввел в российскую литературу множество новых слов. Возрождая российскую поэзию, написал целый цикл произведений о Гоголе, Лермонтове, Тютчеве и Толстом.

Достаточно большое место в его творчестве занимает тема города и, в частности, Москвы. В природе он более всего любил лес и воду. Реки, ручьи, фиорды, озера и моря всегда возбуждали его воображение. Вечно бегущая вдаль синяя лента стала для него нитью, связывающей его со страной детства. Многие его стихи положены на музыку и стали известными романсами.

Стихи о любви были посвящены женщине, расставание с которой поэт считал ошибкой: поэтессе Фелиссе Круут. Важное место занимает тема поэта и поэзии: утверждалось право поэта писать так, как ему свойственно, не зависеть от событий, происходящих в стране и обществе.

Лучшие стихи Северянина вошли в школьную программу. Для детей он писал о войне и путешествиях, о зиме и осени.

Но самое главное то, что поэт пел о Родине и России – и тем заслужил свое бессмертие. Он до сих пор напоминает читателям о самом дорогом чуде – родной земле.

Биография

СЕВЕРЯНИН, ИГОРЬ (1887−1941), настоящие имя и фамилия Игорь Васильевич Лотарев, русский поэт. Родился 4 (16) мая 1887 в Петербурге в семье офицера. Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губ., где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента. Жизнь на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны способствовала тому, что среди любовной лирики, которую начал писать Северянин, появились стихи на патриотические темы. Стихотворение Гибель Рюрика было опубликовано в журнале «Слово и Дело» (1905).

К 1913, согласно его собственной анкетной записи, Северянин издал 35 стихотворных книг, каждая из которых состояла из двух страниц. В ранних стихах ощутимо влияние поэтов К. Фофанова и М.Лохвицкой. В отличие от многих поэтов Серебряного века, Северянин избежал влияния символистов. В 1911 организовал в Петербурге литературную группу «Ассоциация эгофутуристов», в которую вошли И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов, Г. Иванов и др. Программа эгофутуристов, сформулированная Северяниным, предусматривала самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы, осмысленные неологизмы и т. п. Сам Северянин создал множество поэтических неологизмов: безгрезье, чернобровье, лесофея, ветропросвист, лилиебатистовая и др. Впоследствии В. Маяковский признавал, что многому научился у него в сфере словотворчества. Вскоре Северянин расстался с эгофутуристами, на некоторое время примкнул к кубофутуристам, но и этот союз длился недолго.

В 1913 Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую большую книгу стихов Громокипящий кубок, с предисловием Ф.Сологуба. Строфа стихотворения Ф. Тютчева дала название сборнику. В первой части сборника, Сирень моей весны, детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом. Вторая часть, Мороженое из сирени, была посвящена теме вмешательства цивилизации в мир естественных человеческих отношений. Персонажами стихотворений этой части сборника были «грезэрки», «эксцессерки», «экстазеры» и другие обитатели вывернутого наизнанку современного мира. В третьей части, За струнной изгородью лиры, поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной человеком природе. Об этом свидетельствуют названия стихов - Врубель, На смерть Фофанова, Коктебель и др. Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется благодаря красоте и поэзии. Четвертая часть сборника - поэтический манифест эгофутуризма. «Я царь страны несуществующей», - сказал Северянин в этой части Громокипящего кубка. В его поэзии прекрасная несуществующая страна называлась Миррэлия (в честь Мирры Лохвицкой). Выход Громокипящего кубка сделал Северянина кумиром читающей публики. В течение двух лет книга выдержала семь изданий. Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с орихедеей в петлице, называл свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности. «Поэт и его слава» - эта тема заняла важное место в творчестве Северянина. Ему принадлежат знаменитые строки: «Я, гений Игорь Северянин, / Своей победой упоен: / Я повсеградно оэкранен! / Я повсесердно утвержден!» Однако лирический герой поэз Северянина существенно отличался от самого поэта. Его близкий друг Г. Шенгели вспоминал: «Игорь обладал самым демоническим умом, какой я только встречал… Игорь каждого видел насквозь, непостижимым чутьем, толстовской хваткой проникал в душу, и всегда чувствовал себя умнее собеседника…». Северянин утверждал право поэта быть аполитичным и писать так, как это ему свойственно, вне зависимости от общественных событий. В разгар Первой мировой войны выпустил сборник Ананасы в шампанском (1915), образный строй которого соответствовал названию. После Октябрьской революции Северянин поселился в Эстонии. Жил в уединении в рыбачьем поселке Тойла. Ему удалось издать несколько поэтических книг, в числе которых Падучая стремнина. Роман в стихах (1922), Соловей (1923) и др. В стихотворении Классические розы (1925) Северянин пророчески написал: «Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб!» Несмотря на то, что Северянина считали «буржуазным», в 1918 на вечере в Политехническом музее в Москве он был назван «королем поэтов», победив Маяковского. Многие его стихи были положены на музыку и исполнялись А.Вертинским. Умер Северянин в Таллинне 20 декабря 1941.

Игорь Северянин родился 4 мая по старому или 16 мая по новому календарю в 1887 году в семье офицера, г. Петербург. По-настоящему Игоря звали Лотарев Игорь Васильевич. У его родителей были тяжелые отношения, из-за которых парень уезжает к дяде в Новгородскую губернию, недалеко от города Череповцы. Получил образование Череповецкого училища. Отец получает новую работу, и Игорь переезжает к нему, на Дальний Восток, где начинает писать стихи. В 1911 году переезжает в Петербург, где стает основателем собственной литературной группы. В 1913 издается первое собрание стихов Северянина в 4-х частях: «Громокипящий кубок», «Мороженое из сирени», «За струнной изгородью лиры» и «Я царь страны несуществующей», которое делает Игоря Северянина кумиром читателей. К первой части имел отношение Ф. Тютчев, ведь сборник назван по его инициативе. Во второй части автор открывает факт вмешательства цивилизации в человеческие отношения. В третей части поэт раскрывал природу человека, пытался доказать, что мир будет спасен благодаря красоте и поэзии. О поэтическом манифесте эгофутуризма Игорь рассказывает в четвертой части своего сборника.

В 1915 году, когда Первая мировая война только начала набирать свои трагические обороты, Северянин пускает в печать свой сборник «Ананасы в шампанском». Пережив Октябрьскую революцию, Лотарев (Северянин) переезжать в один из рыбачьих поселков Эстонии – Тойла. В тихой деревушке автор занялся творчеством. Мир увидел пару его изданий, а именно в 1922 году – «Падучая стремнина. Роман в стихах» и в 1923 году – «Соловей».

В 1918 году Северянин на вечере в Политехническом музее, г. Москва, получил титул «короля поэтов» даже не смотря на свой буржуазный стиль письма. Этим он превзошел самого Маяковского. Стихи поэта Игоря Северянина часто ложились на музыку и исполнялись, одним исполнителем из которых был А. Вертинский.

Северянин, Игорь (настоящие имя и фамилия – Игорь Васильевич Лотарёв), поэт (16.5. 1887, Санкт-Петербург – 20.12.1941, Таллин). Родился в дворянской семье, отец был офицером, мать состояла в родстве с А. Фетом . Игорь не получил высшего образования. Его первое стихотворение появилось в печати в 1905; за ним последовало большое количество лирических произведений, которые вначале носили признаки влияния Константина Фофанова и Мирры Лохвицкой. В октябре 1911 Северянин провозгласил рождение нового эксцентрического течения в поэзии эгофутуризма, позже он некоторое время был связан с кубофутуристами (см. Русский футуризм). Большое внимание привлек к себе сборник стихов Северянина Громокипящий кубок (1913), предисловие к которому написал Ф. Сологуб и который в течение двух лет выдержал 7 изданий.

Гении и злодеи. Игорь Северянин

Не приняв Октябрьскую революцию , Северянин в середине 1918 эмигрировал в Эстонию. Будучи прекрасным исполнителем своих стихотворений, Северянин время от времени устраивал «поэзовечера» в Хельсинки, Данциге, Берлине, Париже, а в 1930/31 – в Югославии и Болгарии. Он держался в стороне от эмигрантских групп и жил в эстонском рыбачьем поселке Тоила. Как поэт он в эмиграции почти полностью утратил своих читателей и жил с каждым годом всё беднее, но до 1923 сумел еще издать несколько сборников в Берлине, затем – в Тарту, а в начале 30-х гг. – в Белграде и Бухаресте. Северянин перевел множество стихов с эстонского. После аннексии Советским Союзом прибалтийских государств в 1940 Северянин написал ряд конформистских стихотворений, стараясь приспособиться к новой политической ситуации в стране.

Северянин обладает значительным лирическим талантом, но провокационный язык его стихотворений, характерный для периода эгофутуризма, наряду с восторгами вызывал и резкое отрицание. Вместе с другими футуристами Северянин отрицал поэтические традиции (Пушкин), требовал нового во всех областях искусства, любил публичные выступления и тяготел к богеме. Николай Гумилев говорил о Северянине: «Конечно, девять десятых его творчества нельзя воспринять иначе, как желание скандала». Сборник Громокипящий кубок поначалу имел успех лишь среди интеллигенции, но вскоре сделал Северянина весьма любимым поэтом широких кругов читателей.

Исходный пункт лирики Северянина – чаще всего его собственная жизнь; его стихи носят то описательный, то повествовательный характер. Так или иначе его лирика связана с темой любви, он писал о событиях повседневной жизни и никогда не терял связи с природой.

Доходчивая музыкальность его стихотворений, часто при довольно необычной метрике, соседствует у Северянина с любовью к неологизмам. Смелое словотворчество Северянина создает его стиль. В этих неологизмах есть многое от собственной иронической отчужденности, скрывающей подлинную позицию автора за утрированным словообразованием.

После юношеских революционно-футуристических стихотворений Северянина его поэзия в период эмиграции постепенно становится более естественной и традиционной.

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) - один из выдающихся русских поэтов «Серебряного века». Годы его жизни: 1887-1941гг., родился в Петербурге в семье капитана железнодорожного батальона Василия Петровича и дочери предводителя дворянства Натальи Степановны Лопыревых. Детство будущего поэта проходило в Петербурге до тех пор, пока родители не расстались. После распада семьи Игорь жил у дяди в имении «Владимировка» под Череповцом нынешней Вологодской области, где сейчас и находится музей Игоря-Северянина (именно так, через дефис, он сам подписывал свои произведения).

В 1904 году, окончив 4 класса реального училища г.Череповца, Игорь Северянин уехал на Дальний Восток к отцу, в Манчжурию. Затем, в преддверии Русско-японской войны, он вернулся к матери в Петербург.

Публиковать свои произведения Игорь Северянин начал в 1904 году. Первыми опубликованными стихотворениями стали: «Гибель „Рюрика“, «Подвиг „Новика“, «К предстоящему выходу Порт-Артурской эскадры». Поэт позиционировал себя как последователя «чистой лирики», вместе с тем вносил новшества в поэзию, создал несколько новых в русском языке словообразований.

В 1911 году Игорь-Северянин объединился с поэтами, выпускавшими газету «Петербургский глашатай» для того, чтобы основать новое русское литературное течение эгофутуризм. Характерными чертами этого течения были показное себялюбие, большое использование иностранных слов, культивирование ощущений. В это же время И.Северянин написал, издал и самостоятельно распространил брошюру под названием «Пролог (Эгофутуризм)». Меньше, чем через год из этой группы писатель вышел, объяснив это тем, что задача, которую он задумал, выполнена.

«Громокипящий кубок» - первый большой сборник стихов Игоря-Северянина, который вышел в 1913 году в издательстве «Гриф» и принес автору известность. Произведения Северянина носят в основном декадентский характер, язык вызывающе вычурный, нарочитый, граничащий с безвкусием. Автор вводит новые размеры, получая при этом не применявшиеся раннее стихотворные формы: квадрат квадратов, гирлянда, дизель.

В 1912 году в Петербурге, а затем и в Москве, в обществе свободной эстетики, собираемом Валерием Брюсовым , состоялся дебют перед публикой И.Северянина. В следующем году поэт отправился в турне по городам юга России, и в течение 5 лет принял участие в 135 концертах со своими произведениями.

В январе 1918 года И.Северянин переезжает жить в поселок Тойла в Эстонии с гражданской женой Марией, а также матерью, няней, бывшей гражданской женой и дочерью Валерией. Многочисленное семейство снимало полдома у местного плотника.

Через месяц поэт поехал в Москву для участия в «выборах короля поэтов», где его соперником в финале был Маяковский . Публика выбрала победителем Северянина. По результатам выборов издали альманах, на обложке которого напечатали фото триумфатора.

Февральская революция нашла отражение в произведениях творца в стихах «Моему народу», « Гимн Российской республике».

После оккупации Германией Эстонии поэт попал в фильтрационный лагерь в Таллине. Так началась его вынужденная эмиграция, после которой он уже никогда не возвращался в Россию.

За все время жизни в Эстонии И.Северянин дает около 4 десятков концертов, вместе с Маяковским и А.Толстым выступал в Берлине в 1922 году.

В 1921 году Северянин расстался с гражданской женой и венчался с дочерью домовладельца Фелиссой, которая поменяла ради мужа лютеранство на православие. У пары родился сын Вакх. Считается, что жена стала музой поэта, поэтому его творчество не угасло в эмиграции, а стих приобрел классическую простоту. Об этом свидетельствуют повествования четырех автобиографических романов: «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина» «Колокола собора чувств», «Рояль Леандра». Созданы сборники стихов: «Миррэлия», «Вервэна», «Менестрель», «Соловей», «Классические розы», утопия «Солнечный дикарь».

Игорь-Северянин является первым крупным переводчиком поэзии с эстонского на русский язык. Также сохранились его переводы с французского, польского, румынского, болгарского, литовского языков.

Любопытно исследование «Теория версификации. Стилистика поэтики», и такой труд-воспоминание как «Мое о Маяковском».

В годы эмиграции поэт много гастролирует по Европе, в 1931 году он дважды выступает в Париже. На одном из выступлений присутствовала Марина Цветаева , которая отозвалась о творческом вечере Северянина как о «единственной радости за долгие месяцы».

В творчестве Игоря Северянина особая ниша отведена женщинам. Поэзия последнего периода стала лиричной, напевной и без вычурности. Некоторые стихи позже были положены на музыку А.Вертинским, С.Рахманиновым и другими композиторами.

Скончался поэт в Таллине от сердечного приступа, там же и был похоронен. В настоящее время стихи Северянина переведены и читаемы почти во всех странах мира.

1887 , 4 (16) мая – родился в Петербурге в семье отставного штабс-капитана. Первые 9 лет провел в Петербурге.

1903 – закончив 4 класса Череповецкого реального училища, весной совершил с отцом поездку в Порт Дальний (Далянь, Китай), где прожил полгода.

1904 – возвращается к матери в Гатчину.

1907 – знакомится с поэтом К.Фофановым, горячо одобрившим его стихи.

1911 – Северянин объявляет о создании "Эго Вселенского футуризма" .

1913 – выход в свет сборника "Громокипящий кубок" в московском издательстве "Гриф" с предисловием Ф.Сологуба. В этом же году стал давать собственные поэзоконцерты. Март–12 апреля – первое концертное турне по приглашению Сологуба и Чеботаревской по городам России, выступает в Минске, Вильно, Харькове, Екатеринославе, Одессе, Симферополь, Ростов-на-Дону, Баку, Тифлисе, Кутаиси и др. городах.
2 ноября – выступление в Петербургском женском медицинском институте вместе с В. Маяковским , В. Хлебниковым , Н. Бурлюком и В. Гнедовым.
29 ноября – выступление в зале «Соляного городка» в Петербурге вместе с Маяковским, Кульбиным, Крученых.
Декабрь, 14 – первый сольный поэзоконцерт в зале Тенишевского училища в Петербурге.

1914 , 18 февраля – в издательстве «Гриф» выходит четвертое издание книги «Громокипящий кубок». Тираж 1000 экз.
4 марта – выходит в свет вторая книга Игоря Северянина «Златолира», М., К-во «Гриф». Тираж 1415 экз.
9 ноября – присутствует на Первом вечере русской музыки в артистическом кабаре «Бродячая собака». Певец А. И. Егоров исполнил северянинскую «Поэзу о Бельгии», положенную на музыку композитором Н. К. Цыбульским. Ноты этого произведения были изданы с обложкой работы Судейкина.

1915 – выход сборника "Ананасы в шампанском". Вечера поэта проходили с огромным успехом. Б.Пастернак вспоминал: "... На эстраде до революции соперником Маяковского был Игорь Северянин..."

1917 , октябрь–ноябрь – в Петрограде в зале Петровского училища (Фонтанка, 62) проходят 5 поэзовечеров Игоря Северянина, на которых поэт читает стихи из сборников «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» и др.

1918 , 27 февраля – в зале Политехнического музея – избрание короля поэтов. В конкурсе принимали участие К.Бальмонт, В.Маяковский и другие поэты. Победу одержал Северянин, которому присудили звание"короля поэтов".

1918 – с этого года постоянно живет в Эстонии, оказавшись после провозглашения Эстонии самостоятельным государством за пределами родины.

1922 , 7 ноября – выступает в Берлине на концертах совместно с В.Маяковским и А.Н.Толстым.

1924 , 14 июня – на Пушкинском вечере в здании Немецкого театра в Таллине читает поэзы, посвященные А. С. Пушкину.

1925 – опубликован "роман в строфах" под названием "Рояль Леанд-ра".
Апрель – в издательстве Вадима Бергмана (Юрьев-Тарту) вышла книга Игоря Северянина: «Колокола собора чувств. Автобиографический роман в 3 частях» (тираж 2000 экз.). Часть тиража вышла в суперобложке в виде ленты с надписью красного цвета: «XX. Игорь-Северянин. Последние рукописи, вышедшие ко дню 20-летия литературной деятельности поэта».


1928 – издает антологию эстонской лирики за 100 лет.
16 февраля – вечер в Русском Доме, устроенный Союзом русских писателей и журналистов в Польше. В газете «За свободу!» сообщалось: «Стихи, посвященные русским писателям и России, были встречены шумными и долго не утихавшими аплодисментами почти исключительно русской публики, собравшейся послушать родного поэта».

1930 , 20 и 29 декабря – выступает с лекцией о К. Фофанове и с лекцией «Эстляндские триолеты Сологуба» в Русском научном институте при Палате Академии наук в Белграде (Югославии).

1931 , 27 февраля – выступление в парижском зале Шопена с программой: 1. «Классические розы» (Новая лирика). 2. «Медальоны» (12 характеристик). 3. «Громокипящий кубок» (Лирика довоенная).
На концерте присутствует М. Цветаева , рассказавшая в письме С. Н. Андрониковой-Гальперн 3 марта 1931 г.: «...Единственная радость (не считая русского чтения Мура, Алиных рисовальных удач и моих стихотворений) – за все это время – долгие месяцы – вечер Игоря Северянина. Он больше чем остался поэтом, он – стал им. На эстраде стояло двадцатилетие. Стар до обмирания сердца: морщин как у трехсотлетнего, но – занесет голову – все ушло – соловей! Не поет тот словарь ушел. При встрече расскажу все как было, пока же: первый мой ПОЭТ, т. е. первое сознание ПОЭТА за девять лет (как я из России)».

1941 , весна – направляет в Ленинград сонеты о русских композиторах.
В журналах «Красная новь», № 3 и «Огонек», № 13 публикуются стихи Северянина.
22 декабря – умер в оккупированном фашистами Таллинне. Похоронен на православном Александро-Невском кладбище Таллина.

Адреса в Петербурге:
1. Гороховая, дом № 66 – родился в этом доме 4 мая 1887 года.
2. Угол Дегтярной и 8-й Советской ул. (точный адрес дома не установлен) – бывал здесь с 1911 г. Находилась редакция газеты «Петербургский глашатай»



Рассказать друзьям