История становления медицины. История развития медицины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ВВЕДЕНИЕ

Социальная медицина занимает одно из главных мест в подготовке социального работника в современном обществе. Она является самостоятельной дисциплиной, как в структуре медицинского знания, так и в системе социальной практики.

Предмет социальной медицины – общественное здоровье. Это сложное, внутреннее детерминированное и структурированное понятие. Оно включает в себя различные аспекты состояния общества и факторы, определяющие его форму и содержание. К предметам социальной медицины относится так же понятие здоровье общества.

Общественное здоровье имеет конкретный социально-медицинский смысл, обусловленный разными видами нарушения социальной структуры, например, психическими эпидемиями, криминальными толпами, суицидом, демографическими сдвигами в обществе, криминализации общественных отношений и т.д.

Здоровье общества – это прежде всего моральные и деонтологические оценки, с точки зрения социального врача, состояния общества в целом. Сюда же относится откровенное публичное жульничество вокруг здоровья общества в целом и отдельных его граждан.

В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» записано, что право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Итак, предметом социальной медицины являются общественное здоровье и здоровье общества, нетождественные понятия, отражающие общественные состояния и процессы в обществе с медицинской точки зрения.

Сложившаяся в России государственная система здравоохранения сформировалась в первые десятилетия XX столетия. Поэтому для того, чтобы понять происходящие в ней перемены, необходимо обратиться к истории создания и функционирования системы охраны здоровья в Советской России и СССР.

1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ

Возникновение социологии медицины разные авторы относят к разным датам. Немецкий ученый М. Suss считает, что впервые социологический анализ места здравоохранения в обществе был проведен в работе известного автора трудов по политической экономии W. Petty "Политическая арифметика" (1690). Профессор К. Winter относит начало медицинской социологии к середине нашего века, а советские авторы И.В. Венгрова и Ю.А. Шилинис связывают начало социологии медицины с именем Мак-Интайра (1895).

Существует пять этапов становления социальной медицины это:

1. Ранний период (зарождение дисциплины) XVII - XIX вв.

2. Период формирования (начало XX века -до 1 мировой войны)

3. Период становления (20-е - 40-е гг. XX века, период между I и II мировыми войнами)

4. Период развития как самостоятельной дисциплины (50-80-е гг. XX века)

5. Современный период состояния науки (с 90-х гг. до настоящего времени).

Остановимся на двух последних.

1.1 Период развития как самостоятельной дисциплины

Социология медицины рассматривалась многими учеными как часть социологии, как часть медицины, как наука "на стыке" социологии и медицины.

После долгих дискуссий специальность получила свое современное название "социология медицины".

На IV Всемирном социологическом конгрессе "Общество и социология" в Милане (Италия) в 1959 году была впервые организована секция социологии медицины, председателем которой стал член-корреспондент АН СССР И.И. Гращенков, представивший доклад "Здоровье и социальное благополучие".

По обобщенным материалам Всемирных конгрессов социологов (50-60-е гг. XX века) в области социологии медицины рассматривались следующие группы вопросов: роль факторов внешней среды в механизме возникновения, развития и исхода болезней (урбанизация, санитарно-технические условия на производстве, состояние профилактики); анализ причин заболеваний в различных социальных группах; оценка различных предупредительных мер; анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений; роль общества в заболеваемости населения.

В отечественной науке в 50-60-е гг. на страницах периодических изданий, на заседаниях научных обществ, кафедрах проводились научные дискуссии по актуальным темам, имеющим отношение к социологии медицины: о социальных проблемах медицины; о роли и взаимодействии социального и биологического в медицине; о роли и месте социальной гигиены; критика буржуазной медицинской социологии и социальной гигиены; философские проблемы медицины; диалектический материализм и медицина; народное здоровье и социология, социологические проблемы современной медицины.

1.2 Современный период состояния науки

Толчком для быстрого развития социологии медицины послужила научно-техническая революция и связанное с ней изменение социальной и природной экологии существования человека. Стремительное проникновение научно-технического прогресса во все сферы общественной жизни, вовлечение в ее орбиту многомиллионных масс людей привело к коренному изменению образа жизни людей, их психологии, сложившихся стереотипов поведения, представлений о болезни и здоровье.

Принципиально важным этапом в развитии социологии медицины в России стало введение начиная с 2000 года в Номенклатуру специальностей научных работников соответствующего шифра и наименования дисциплины: 14.00.52.; "Социология медицины"; отрасли науки, по которой присуждается ученая степень - медицинские, социологические.

Это стало естественным итогом "десятилетия социологии" в здравоохранении. Так можно определить значительно возросшее в 90-е годы число социологических исследований по самым разнообразным проблемам медицины в целом и здравоохранения в частности.

Проводится работа по систематизации, совершенствованию методологического аппарата, подготовки кадров и планирования социологических исследований. Начата подготовка кадров на кафедре экономики и социологии здравоохранения в ММА им. И.М.Сеченова.

В настоящее время в компьютерной базе данных кафедры имеется библиографический список около 4000 наименований, отражающий все направления исследования в социологии медицины, как современной научной дисциплины.

Современная социология медицины - это наука о медицине как социальном институте, функционировании и развитии этого института через его составные элементы, изучающая социальные процессы, протекающие в данном институте.

Исходя из социологической концепции здоровья устава ВОЗ, которая определяет, что здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и инвалидности, и при этом существенным условием здоровья является способность к гармонической жизни в постоянно изменяющемся окружении. Можно выделить факторы интеграции медицины и социологии, способствующие формированию социологии медицины в России как самостоятельной научной дисциплины: состояние социальной аномии в обществе в условиях возвращения к принципам рыночной экономики; потребность социологического осмысления роли и места системы охраны здоровья в жизни общества, использование социологических методов исследования в здравоохранении; изменение демографических процессов и структуры заболеваемости (постарение населения, естественная убыль, хронизация заболеваний и др.); потребность в использовании социологических подходов для изучения и лечения заболеваний.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Публичная медицина.

Имеет дело в основном с клиентами – юридическими лицами. Занимается проблемами здоровья трудовых коллективов, прогнозированием и социометрикой изменений психосоматических статусов и соответственно функционирования членов трудовых коллективов. Решает задачи защиты и сохранения общественного здоровья при различных рабочих ситуациях, а так же при изменениях статуса трудового коллектива. Публичная медицина прямо занимается предотвращением и погашением современных психических эпидемий, в какой бы сфере они не развивались – будь то политика, идеология, религия, псевдокультура.

Общественная медицина.

Основные причины, по которым обращаются люди к общественному врачу – проблемы и ситуации, которые возникли после перенесения человеком заболевания, личной трагедии, насилия, террора; для профилактики таковых путем изучения и постижения проблемы и ситуации, с которыми может столкнуться клиент. Общественный врач также помогает клиенту решать его любые проблемы и задачи, которые могут вызвать заболевания у него или его родственников.

Социологическая медицина.

Это направление возникло как самостоятельная ветвь социальной медицины в связи с научно-практическими достижениями прежде всего в области медицины, медицинской генетики, медицинской электронной технологии. С другой стороны социологическая медицина изучает и анализирует непонятные врачам и биологам явления, такие, например, как глобальное постарение населения и резкий рост численности страдающих болезнью Альцгеймера.

Военная социальная медицина.

Военная социальная медицина должна изучать:

а) моральное и психофизическое состояние всех и каждого, участвующих в походах, в боевых действиях, после боевых действий.

б) различные параметры оценок людей и местности, где происходили боевые действия.

Военная социальная медицина находиться в настоящее время в стадии становления и выработки методов исследования и помощи лицам, являющимся с точки зрения клинической медицины здоровыми, но с выраженным снижением качества жизни и адаптационным синдромом, проявляющимся физическими и психическими стигмами, а также стигмой мутации.

2.1 Препятствия в развитии

Со времен великих походов на иноверцев и завоеваний чужих земель всегда возникали такие страшные явления, как разруха, голод, человеческие жертвы, потеря крова, трудоспособности или трудовой востребованности и многое другое. Разруха касалась идеологии и нравственности. В таких условиях любая конкретная медицинская проблема оказывалась социально отягощенной. Самое страшное, что приносят войны и революции с собой – это разрушение социально-психологической защиты и населения в целом, и конкретных людей в частности.

2. Значение изучения темы.

Учебное значение изучаемой темы: Показать особенности возникновения и становления советской медицины.

Профессиональное значение изучаемой темы: подготовка специалиста соответствующего квалификационным требованиям.

Личностное значение изучаемой темы: Сформировать уважительное отношение к основоположникам медицинской науки.

3. Цель изучения темы: узнать об особенностях, важных датах и учёных занимавшихся развитием медицины СССР.

Для достижения данной цели необходимо: Определить важнейшие черты медицины СССР.

Знать: даты важных открытий и событий в области медицины.

Уметь: Сделать сообщение, доклад по теме занятия.

Иметь представление: о научной и общественной деятельности представителей советской медицины.

Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами.

4. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

5. Основные понятия и положения темы

В советской исторической литературе началом новейшего времени считается Октябрь 1917 г. В большинстве зарубежных публикаций начало новейшего времени связывается с 1918 г.- временем окончания первой мировой войны. В ряде изданий новейшее время определяется как современная история (англ. - contemporary history) или как история XX века.

В связи с неравномерностью исторического развития человечества новейшее время, как и другие периоды истории, характеризуется пестротой общественно-экономических отношений в различных странах земного шара.

Новейшее время - самый короткий период в истории человечества; его продолжительность исчисляется лишь десятилетиями. Однако достижения этого периода во всех сферах общественной деятельности (в том числе и в области медицины) во многом превосходят созданное человеческим разумом в течение многих предшествующих столетий. Краткий курс истории медицины, который читается студентам второго года обучения, позволяет изучить лишь основные направления и тенденции развития медицины в период новейшей истории. Более того, студенты второго курса еще не обладают достаточными специальными знаниями для профессионального восприятия материала по истории клинических дисциплин. Вот почему история развития отдельных медицинских специальностей в новейший период изучается на соответствующих медико-биологических и клинических кафедрах (в процессе профессионального становления будущего врача); не случайно в учебниках и учебных пособиях по каждой дисциплине ее истории посвящена специальная глава.

В данном учебнике история медицины новейшего времени представлена тремя главами: 1) становление здравоохранения и медицины в СССР (первые годы советской власти), 2) нобелевские премии в области физиологии и медицины и смежных с ними наук, 3) становление международного сотрудничества в области здравоохранения. Содержание этих глав, с одной стороны, отражает основные достижения медицины в этот период, а с другой- позволяет осознать развитие медицины в современном мире как единый всемирно-исторический процесс.

В первые годы советской власти в России свирепствовали эпидемии сыпного тифа, холеры, брюшного тифа и других инфекционных заболеваний. Медицинское дело было рассредоточено по ведомствам, не имело достаточного финансирования и обеспечивалось главном образом за счет бюджетов земств и самоотверженной работы передовых земских врачей. Повсеместно крайне недоставало квалифицированных медицинских кадров, лечебных учреждении, медикаментов. Гражданская война и военные операции на всей территории страны усиливали, разруху в промышленности и сельском хозяйстве. Население страны голодало. Не хватало топлива. Транспорт, системы водоснабжения и очистки городов и деревень находились в весьма запущенном состоянии, что создавало опасную эпидемиологическую ситуацию.

«Основное впечатление от положения в России - это картина колоссального непоправимого краха, - писал Герберт Уэллс, посетивший нашу страну в сентябре-октябре 1920 г. - Громадная монархия, которую я видел в 1914 году, с ее административной, социальной, финансовой и экономической системами, рухнула и разбилась вдребезги под тяжким бременем шести лет непрерывных войн. История не знала еще такой грандиозной катастрофы. На наш взгляд, этот крах затмевает даже саму Революцию... Большевистская статистика, с которой я познакомился, совершенно откровенна и честна... Смертность в Петрограде -свыше 81 человека на тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом. европейском городе Рождаемость среди недоедающего и глубоко удрученного населения - 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше»

В создавшейся чрезвычайной ситуации усилия правительства Советской России были направлены прежде всего на установление мира, столь необходимого для решения всех внутренних проблем. Декрет о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г. стал одним из первых декретов советской власти. Он создавал условия и для осуществления задач по сохранению жизни и здоровья трудящихся, провозглашенных правительством в числе первоочередных. «В стране, которая разорена,-- говорил В. И. Ленин в 1919 г.,- первая задача - спасти трудящегося. Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся. Если он выживет, мы все спасем и восстановим»

Борьба с грязью, эпидемиями и болезнями в масштабах страны требовала организационного единства здравоохранения, ликвидации ведомственной раздробленности, создания государственной сети больниц и аптек, преодоления нехватки медицинских кадров. Осуществление этих задач в масштабах огромной страны в условиях войны, голода и разрухи было возможно только при наличии государственной системы здравоохранения, которая организационно оформилась в 1918 г.

Создание Народного комиссариата здравоохранения

26 октября (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов был образован Медико-санитарный отдел (во главе с М. И. Барсуковым); отделу поручалось реорганизовать медико-санитарное дело в стране.

Реализуя задачи, поставленные еще в 1903 г. в первой программе РСДРП, Совет Народных Комиссаров издал декреты: о 8-часовом рабочем дне - от 29 октября (11 ноября) 1917 г., о помощи пострадавшим от несчастных случаев на предприятиях - от 9 (22) ноября 1917 г., о бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений предприятий - от 14 (27) ноября 1917 г., о страховании на случай болезни - от 22 декабря 1917 г. (4 января 1918 г.) и др.

Для осуществления этих постановлений и оказания медицинской помощи населению на местах с ноября 1917 г. в различных районах страны стали создаваться Медико-санитарные отделы (при местных Советах) и Врачебные коллегии (при некоторых Народных комиссариатах),.

2 (14) декабря 1917 г. Врачебные коллегии Народных комиссариатов Внутренних дел, Путей сообщения и Государственного" призрения обратились к населению Советской России с совместным воззванием «О борьбе с заболеваемостью, смертностью и антисанитарными условиями жизни широких масс населения». Это обращение явилось первым программным документом Советского государства в области медицинского дела. В обращении говорилось:

Война, экономический развал и вызванные ими недоедание и истощение населения ставят перед рабочим и крестьянским правительством вопрос о борьбе в государственном масштабе с заболеваемостью, смертностью и антисанитарными условиями жизни широких масс населения.

Необходимо исчерпывающее санитарное законодательство по водоснабжению, рацио-1 калькой канализации и санитарному надзору, за торгово-промышленными заведениями, жилыми помещениями, по организации выборной от населения санитарной инспекции, по борьбе с заболеваемостью и смертностью и, в частности, с детской смертностью, туберкулезом, сифилисом, по борьбе с заразными болезнями, по обеспечению населения народными санаториями, целебными местами и т. п.

Общность задач, стоявших перед Врачебными коллегиями, привела к их объединению. 24 января (6 февраля) 1918 г. декретом Совета Народных Комиссаров был образован Совет Врачебных коллегий, на который возлагались функции «высшего медицинского органа Рабочего и Крестьянского правительства». Его председателем был назначен А. Н. Винокуров, заместителями председателя - В. М. Бонч-Бруевнч (Величкина) и М. И. Барсуков.

15 мая 1918 г. вышел в свет первый номер официального печатного органа Совета Врачебных коллегий при Совете Народных Комиссаров РСФСР - «Известия советской медицины», первой советской медицинской газеты-журнала.

Перед Советом Врачебных - коллегий (как писал впоследствии М. И. Барсуков) стояли тогда три основные задачи:"

«1. Продолжить организацию на местах медико-санитарных отделов при Советах рабочих и солдатских депутатов.

2. Закрепить начатую реорганизацию военной медицины...

3. Всемерно укреплять санитарное дело, наладить борьбу с эпидемическими заболеваниями и всеми силами помочь советской власти в устранении санитарной разрухи».

В то же время основной задачей Совета Врачебных коллегий оставалось объединение усилий в области здравоохранения в масштабах всей страны. В связи с этим велась работа по подготовке Всероссийского съезда представителей Медико-санитарных отделов, которому предстояло решить вопрос об образовании Народного комиссариата здравоохранения РСФСР.

Всероссийский съезд Медико-санитарных отделов Советов состоялся в Москве 16-19 июня 1918 г. Наряду с основным вопросом «Задачи и организация Народного комиссариата здравоохранения» (доклад 3. П. Соловьева и В. М. Бонч-Бруевич), съезд обсудил важнейшие для того периода проблемы здравоохранения: «Об организации и задачах советской медицины на местах» (доклад Н. А. Семашко), «Об организации борьбы с эпидемиями в условиях Советской республики» (доклад А. Н. Сысина), «О страховой медицине» (доклады И. В. Русакова и Г. В. Линдова).

В постановлении съезда отмечалось: «Исходя из положенного в основу строения Советской республики единства государственной власти, следует признать необходимым создание единого центрального органа - Комиссариата здравоохранения, ведающего всем медико-санитарным делом».

26 июня 1918 г. Совет Врачебных коллегий направил в Совет Народных Комиссаров докладную записку и проект декрета о создании Народного комиссариата здравоохранения (Наркомздрав) РСФСР. 9 июля 1918 г. они были опубликованы в «Известиях ВЦИК» для широкого ознакомления.

11 июля 1918 г. после многократного и обстоятельного обсуждения Совет Народных Комиссаров принял декрет «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения» - первого высшего государственного органа, объединившего под своим руководством все отрасли медико-санитарного дела страны.

В состав первой Коллегии Народного комиссариата здравоохранения РСФСР вошли: В. М. Бонч-Бруевич (Величкина), А. П. Голубков, П. Г. Да-уге, Е. П. Первухин, Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев. Первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР был назначен " Н. А. Семашко (рис. 153), его заместителем - 3. П. Соловьев.

Николай Александрович Семашко (1874-1949)-возглавлял Наркомздрав до 1930 г. - в годы гражданской войны, иностранной военной интервенции и послевоенного периода, когда создавалась государственная система здравоохранения, велась борьба с эпидемиями, разрабатывалась программа охраны материнства и детства, развивалось санаторно-курортное дело, расширялась сеть научно-исследовательских институтов, реорганизовывалась система высшего медицинского образования.

В 1922 г. Н. А. Семашко возглавил первую в стране кафедру социальной гигиены на медицинском факультете Московского университета (с 1930 г.- Московский медицинский институт, с 1990 г. - Медицинская академия им. И. М. Сеченова) и руководил ею в течение 27 лет.

Н. А. Семашко был инициатором и главным редактором первого издания Большой медицинской энциклопедии (1927-1936).

В течение десяти лет (1926-1936) ой возглавлял детскую комиссию Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК).

После Великой Отечественной войны (1941-1945) по инициативе Н. А. Семашко, началось изучение санитарных последствий войны. Он участвовал в создании Академии медицинских наук СССР (1944), стал одним из первых ее академиков и вошел в состав первого Президиума АМН СССР. В 1945-1949 гг. он был директором Института школьной гигиены Академии педагогических наук, а с 1945 г. - академиком Академии педагогических наук РСФСР. Под его руководством создавался Институт организации здравоохранения и истории медицины АМН СССР (ныне - Всесоюзный научно-исследовательский институт социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко РАМН), директором которого он был в 1947-1949 гг. Он был и первым председателем Высшего совета по делам физической культуры и спорта и возглавлял Правление Всесоюзного гигиенического общества (1940--1949). Научное наследие Н. А. Семашко - более 250 работ по организационным и теоретическим вопросам здравоохранения. Среди них «Очерки по теории организации советского здравоохранения» (1947).

Первым заместителем народного комиссара здравоохранения РСФСР был назначен Зиновий Петрович Соловьев (1876-1928). Наряду с этим с 1918 г. он был заведующим медицинской частью и членом коллегии Народного комиссариата Внутренних дел, а также членом Совета Врачебных коллегий.

В 1919 г. 3. П. Соловьев был избран председателем Исполкома Российского общества Красного Креста, а в январе 1920 г. возглавил Главное военно-санитарное управление Рабоче-крестьянской красной армии (которое с августа 1918 г. входило в Народный комиссариат здравоохранения РСФСР).

В 1923 г. 3. П. Соловьев организовал и возглавил вторую в стране кафедру социальной гигиены на.медицинском факультете 2-го Московского государственного университета (ныне Российский государственный медицинский университет). По его инициативе в 1925 г. на берегу Черного моря был создан Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».

В его трудах «Пути и перепутья современной медицины», «Профилактические задачи лечебной помощи», «Каких врачей должна готовить высшая медицинская школа», «Научные основы военно-санитарной службы» разрабатывались вопросы организации медицинского дела и медицинского образования в стране.

В июле 1936 г. Постановлением ЦИК и Совета Народных Комиссаров СССР был создан Народный комиссариат здравоохранения СССР.

Первым народным комиссаром здравоохранения СССР был назначен Григорий Наумович Каминский (1895-1938, рис. 154). До этого назначения, в 1934-1936 гг. он занимал пост народного комиссара здравоохранения РСФСР, был Главным государственным санитарным инспектором СССР (Всесоюзная государственная санитарная инспекция была создана в 1935 г. по инициативе Г. Н. Каминского). На XIV-XVII партийных съездах он избирался кандидатом в члены ЦКВКП(б).

25 июня 1937 г., после выступления на Пленуме ЦК ВКП(б) с осуждением политики репрессий, Г. Н. Каминский был арестован и в феврале 1938 г. расстрелян. Вместе с Г. Н. Каминским были арестованы его заместители по Наркомздравам РСФСР и СССР и другие сотрудники-соратники.

В настоящее время все они реабилитированы (посмертно).

Несмотря на краткий срок работы в качестве наркома здравоохранения РСФСР и СССР, Г. Н. Каминский успел оставить глубокий след в истории отечественного здравоохранения.

XVI Всероссийский съезд Советов (1935) принял по его докладу развернутую программу мероприятий по улучшению медицинского обеспечения городского и сельского населения. По его инициативе Всесоюзное объединение химико-фармацевтической промышленности было передано из ведения Наркомата тяжелой. промышленности в. Наркомздрав РСФСР. Особую заботу Г. Н. Каминский проявлял об ученых, о развитии научно-исследовательских институтов, высшего и среднего медицинского образования. При его непосредственном участии проходило становление и строительство Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ) в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Г. Н. Каминский внес свой вклад и в установление международного научного сотрудничества: при его активном участии в нашей стране были организованы и успешно проведены первые международные, конгрессы - IV Международный конгресс по борьбе с ревматизмом (1934) и XV Международный конгресс физиологов (1935). Деятельность Г. Н. Каминского вызывала глубокое уважение коллег-врачей и ученых-медиков.

Развитие заложенных в них идей началось задолго до 1917 г. Достаточно вспомнить Иоганна Петера Франка, который впервые четко сформулировал идею государственного, здравоохранения и разработал ее в своей 6-томной «Системе всеобщей медицинской полиции», или обратиться к наследию великих мыслителей различных эпох, которые предвещали- будущее медицине -предупредительной (Гиппократ, Ибн Сина, Н. И. Пирогов и многие другие). Тем не менее возведение этих принципов в ранг государственной политики было осуществлено только в России в первые годы советской власти.

1. Государственный характер - основной принцип здравоохранения в СССР в период его становления. Его основным содержанием являются: централизация управления, государственное финансирование и государственное планирование программ здравоохранения. Государственное здравоохранение предусматривает бесплатную и общедоступную медицинскую помощь всему населению страны.

Создание государственной системы управления здравоохранением в РСФСР завершилось учреждением Народного комиссариата здравоохранения в 1918 г. (см. с. 322). Понятно, что в те годы вновь образованный высший орган по охране здоровья народа сосредоточил свое внимание прежде всего на самой насущной проблеме момента- борьбе с эпидемиями. 18 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о Народном комиссариате здравоохранения», которым определялся круг стоящих перед ним государственных задач:

а) разработка и подготовка законодательных норм в области медико-санитарного дела,

б) наблюдение и контроль за применением этих норм и принятие мер к неуклонному

их выполнению,

в) издание общеобязательных для всехучреждений и граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики распоряжений и постановлений в области медико-санитарного дела,

г) содействие всем учреждениям Советской республики в осуществлении медико-санитарных задач,

д) организация и заведование центральными медико-санитарными учреждениями научного и практического характера,

е) финансовый контроль и финансовое содействие в области медико-санитарной деятельности центральных и местных медико-санитарных учреждений,

ж) объединение и согласование медико-санитарной деятельности местных Советов депутатов.

Таким образом, Постановление закрепляло жесткую централизацию управления здравоохранением страны. В условиях первых лет советской власти эта система, с одной стороны, обеспечивала необходимые для того времени потребности в оказании медицинской помощи населению. В те годы бесплатность и льготы здравоохранения сделали сеть больниц и амбулаторий (ныне - поликлиники) доступными широким народным массам. Именно в те годы для десятков миллионов людей обращение к врачу, фельдшеру или в государственное медицинское учреждение стало обычной формой поведения в случае болезни. С другой стороны, централизация управления здравоохранением, возведенная в абсолютный принцип, вместе с уже вступавшим тогда в силу остаточным финансированием здравоохранения, закладывали элементы несбалансированного развития системы здравоохранения. Однако в годы коллективизации и индустриализации они не были еще столь очевидны. В наши дни при сохранении принципа государственного здравоохранения в дополнение к нему разрабатываются новые формы оказания медицинской и социальной помощи населению.

2. Профилактическое направление- принцип здравоохранения, который последовательно реализуется в СССР с первых лет советской власти. Об этом свидетельствуют первые декреты: о мероприятиях по борьбе с сыпным тифом (28 января 1919г.), о мерах борьбы с эпидемиями (10 апреля 1919 г.), об обязательном оспопрививании (10 апреля 1919 г.), о снабжении бактериологических институтов и лабораторий необходимыми для их работы материалами и инвентарем (10 апреля 1919г.),о санитарной охране жилищ (18 июня 1919 г.), о борьбе с сыпным тифом на Восточном и Туркестанском фронтах (5 ноября 1919 г.), об обеспечении Красной Армии и гражданского населения мылом (30 декабря 1919 г.), о санитарно-пропускных пунктах на вокзалах г. Москвы (13 мая 1920 г.), об обеспечении населения Республики банями (30 сентября 1920 г.) и многие другие.

Задачи государства в этой области были определены в специальном разделе второй программы РКП (б), принятой в марте 1919 г. на VIII съезде партии:

В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП полагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний...

В наши дни, когда над человечеством сгущаются тучи экологической катастрофы, обращает на себя внимание тот факт, что в первые годы советской власти (в условиях гражданской войны, интервенции и сопровождавших их разрухи, блокады, голода и нищеты) в числе первых государственных задач в области охраны здоровья народа было и «оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды и воздуха)».

Долгое время профилактика и борьба с эпидемиями в нашей стране оставались в числе первоочередных государственных задач. В 1919 г., выступая на VII Всероссийском съезде Советов, В. И. Ленин выделил три ключевые проблемы того времени - война, голод, эпидемии. Его слова: «Товарищи, все внимание этому вопросу. Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!»,- не были преувеличением. За пять лет (с 1918 по 1922 г.) сыпным тифом переболело 20 млн человек. Неудовлетворительное питание, отсутствие необходимых медикаментов, недостаточная сеть лечебных учреждений приводили к высокой смертности. Немало жизней уносили и другие заболевания: возвратный тиф, брюшной тиф, паратифы, малярия и др.

Более 100 декретов Совета Народных Комиссаров были направлены на борьбу с эпидемиями и профилактику заболеваний. Особое место среди них занимает декрет «О санитарных органах Республики» (15 сентября 1922 г.). Он определил круг задач и права санитарно-эпидемиологической службы как государственного санитарно-контрольного органа.

В те годы в понятие «санитарное дело» входили не только санитарные и противоэпидемические мероприятия, - сюда относились также охрана материнства и младенчества, борьба с туберкулезом, охрана детей и подростков, физическая культура и санитарное просвещение. Поэтому декрет «О санитарных органах Республики» предусматривал не только дальнейшее развитие и укрепление санитарной организации (санитарная охрана воды, воздуха, почвы, пищевых продуктов, общественного питания, жилищ, мест общественного пользования), но и определял меры по предупреждению инфекционных заболеваний и борьбе с ними, по охране здоровья детей и подростков, по санитарному просвещению к физической культуре, санитарной охране труда и-санитарной статистике.

В этом декрете окончательно сформулированы права санитарных органов в области предупредительного санитарного надзора. Этим же декретом устанавливались категории санитарных врачей, их права и обязанности, подчеркивалась необходимость развития специализации санитарных врачей, увеличения числа эпидемиологов, жилищно-санитарных врачей и других специалистов.

Санитарным врачам предоставлялось право входа с целью санитарных осмотров во все без исключения общественные и частные помещения, право ставить перед советскими исполнительными органами вопросы о наложении взысканий в административном порядке за нарушение санитарных требований. Они также имели право возбуждать дела в местных народных судах, привлекать ВИНОВНЫХ К ответственности за нарушение санитарных требований и выступать в качестве официальных обвинителей или экспертов.

В 1921 г., когда уже ощущались первые результаты борьбы с эпидемиями, по инициативе заведующего Московским отделом здравоохранения В.А. Обуха (1870-1934) был выдвинут лозунг «От борьбы с эпидемиями к оздоровлению труда». Под «оздоровлением труда» понималось тогда не только улучшение условий самого производства, но и изменение быта трудящихся: совершенствование и оздоровление жилищных условий, увеличение заработной платы, рациональное распределение времени труда и отдыха, улучшение питания и т. п. Именно в те годы были разработаны основные теоретические положения диспансеризации; созданы новые виды лечебно-профилактических учреждений - специализированные диспансеры (туберкулезные, психоневрологические, наркологические, венерологические), ночные и дневные санатории, профилактории, диетические столовые; введено диспансерное обслуживание рабочих крупных промышленных предприятий; начато диспансерное наблюдение матери и ребенка. На базе диспансеров стали проводиться научные исследования по изучению здоровья трудящихся.

Изменение задач в области профилактики привело к укреплению санитарно-эпидемиологической службы страны. В 1935 г. (как уже упоминалось) была создана Всесоюзная Государственная санитарная инспекция. В чрезвычайно короткий срок в стране были ликвидированы особо опасные инфекции: холера (1923), оспа и чума (1936). Повсеместно расширялась сеть санитарно-эпидемиологических станций- кордон эпидемиологического благополучия. Эта система исторически оправдала себя: в стране не было массовых эпидемий не только в годы мирного развития, но и во время Великой Отечественной войны (1941-1945)-небывалый факт в истории войн.

В послевоенный период были ликвидированы тифы (брюшной, сыпной возвратный), значительно снизилась заболеваемость желудочно-кишечным: инфекциями и трахомой. К I960 г практически была ликвидирована малярия. Структура заболеваемости существенно изменилась: инфекционные болезни отступили и на первый план вышли сердечно-сосудистые и злокачественные заболевания. В этих условиях вновь был выдвинут вопрос о необходимости широкой диспансеризации населения.

Такова краткая история становления в СССР профилактического направления здравоохранения - принцип; организации медицинского дела, который принят сегодня в той или иной степени во всех странах мира. В каждой конкретной стране успехи его peaлизации определяются: социально-экономическим развитием общества, уровнем развития науки и совершенством системы организационных мероприятий.

3) Участие населения в здравоохранении- принцип здравоохранения, зародившийся в сложнейших условиям первых лет советской власти, когда борьба с эпидемиями, болезнями и голодом велась при острой нехватке медицинских кадров. В те годы значительная часть врачей не разделяла революционных идей. Многие из них.эмигрировали за границу, другие заняли выжидательную позицию. Много медицинских работников погибло на фронтах во время военных действий или в тылу от голода и болезней. Многие гибли в борьбе с эпидемиями.

Как уже отмечалось, в те годы задача сохранения жизни и здоровья трудящихся была провозглашена в числе важнейших в государственной политике страны, однако в условиях тотального дефицита медицинских кадров ее можно было осуществить, только привлекая к медико-санитарной работе широкие массы трудящихся (рабочих, крестьян, интеллигенцию).

После гражданской войны появились новые, порожденные временем формы медико-санитарной работы: комиссии по оздоровлению труда и.быта; санитарные суды; массовые инсценировки и спортивные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и чистоту; выпуск специальных плакатов и окон Российского телеграфного агентства (окна РОСТа), в оформлении которых принимал участие и поэт В. В. Маяковский, сочинявший специально для них краткие, легко запоминающиеся стихи о здоровом образе жизни.

Одновременно разворачивалась работа по подготовке квалифицированных кадров врачей в медицинских вузах, число которых постоянно увеличивалось. К 1922 г. в дополнение к уже существовавшим 13 медицинским факультетам было открыто 16 новых.

Развитие высшего и среднего медицинского образования в нашей стране, подготовка достаточного количества профессиональных медицинских работников возвращали медицину в русло профессионализма, и со временем актуальность этого принципа, столь важного для первых лет советской власти, постепенно снижалась. В наши дни санитарное просвещение и санитарная культура становятся неотъемлемой составной частью общей системы воспитания и национальной культуры в целом.

4. Единство медицинской науки и практики здравоохранения -- принцип здравоохранения, непосредственно связанный с его государственным характером.

В период гражданской войны и интервенции российская наука развивалась в чрезвычайно сложных условиях.

«Наша блокада,- писал Герберт Уэллс в 1920 г., - отрезала русских ученых от иностранной научной литературы. У них нет новой аппаратуры, не хватает писчей бумаги, лаборатории не отапливаются. Удивительно, что они вообще что-то делают. И все же они успешно работают: Павлов проводит поразительные по своему размаху и виртуозности исследования высшей нервной деятельности животных; Манухин, говорят, разработал эффективный метод лечения туберкулеза, даже в последней стадии. ...Все они страстно желают получить научную литературу; знания им дороже хлеба» .

Многие выдающиеся ученые России PL Н. Бурденко, Н. Ф. Гамалея, В. М. Бехтерев, Д. К. Заболотный, А. А. Кисель, М. П. Кончаловский, Т. П. Краснобаев, В. М. Левицкий, Е. Н; Павловский, С. И. Спасокукоцкий, А. Н. Сысин, Л. А. Тарасевич и другие с первых лет советской власти приняли участие в восстановлении и развитии отечественной науки.

В августе 1918 г. при Народном комиссариате здравоохранения РСФСР был создан Ученый медицинский совет (председатель - Л. А, Тарасевич), в состав которого вошли представители различных отраслей медицины. В круг его задач входила разработка направлений научной, научно-практической и учебной деятельности в области медицины и санитарии. Ученый медицинский совет сплотил вокруг себя сотни ученых, которые приняли участие в реализации государственных программ по наиболее актуальным для того времени проблемам практического здравоохранения.

В 1920 г. по инициативе Наркомздрава РСФСР был создан Государственный институт народного здравоохранения (ГИНЗ). В его состав вошли восемь научно-исследовательских институтов: Институт контроля вакцин и сывороток (директор -Л. А. Тарасевич), Санитарно-гигиенический институт (директор-П. Н. Диатроптов), Тропический институт, или институт протозойных болезней и химиотерапии (директор -Е. И. Марциновский), Микробиологический институт (директор- В. А. Барыкин); а позднее - институты: питания (директор - Н. М. Шатерников), биохимии -(директор - А. Н. Бах), туберкулезный (директор В. А. Воробьев) и экспериментальной биологии. В 30-е годы входившие в ГИНЗ институты стали самостоятельными научными учреждениями.

За первые 10 лет советской власти в стране было организовано 40 научно-1 исследовательских институтов. Среди них: Институт микробиологии и эпидемиологии в Саратове (1918), Бактериологический институт в Тифлисе (1918), Институт инфекционных болезней им. И. И. Мечникова (1919), Государственный венерологический институт (1921), Институт охраны материнства и младенчества (1922), Институт профессиональных заболеваний (1923), Институт переливания крови (1926), Институт мозга (1927) в Москве и др.

Понятно, что в условиях тех лет принцип единства медицинской науки и практики здравоохранения наиболее ярко проявился в борьбе с эпидемиями и массовыми заболеваниями. Научные разработки исследовательских институтов использовались в практике здравоохранения. И наоборот, успешная борьба с эпидемиями позволяла проверять на практике и закреплять научные выводы, выдвигать новые научные задачи.

Таким образом, несмотря на экономические трудности первых лет советской власти, государство находило силы и средства для развития приоритетных научных направлений, жизненно важных для всей страны.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) - великий русский физиолог, академик (1907), создатель ряда новых направлений в физиологии, лауреат Нобелевской премии (1904).

И.П. Павлов занимался многими проблемами физиологии и медицины. Особое место в его деятельности имеет физиология сердечно-сосудистой и пищеварительной системы и высших отделов Ц.Н.С., которые по праву считаются классическими.

И.П. Павлов ввёл в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента. До вершины успеха был доведен им принцип нервизма, в соответствии с которым все его исследования были пронизаны идеей о решающей роли нервной системы в регуляции функционального состояния и деятельности всех органов и систем. В области изучения физиологии сердечно-сосудистой системы И.П. Павловым был заложен фундамент теории о трофической иннервации тканей, получившей дальнейшее развитие в исследованиях Л.А. Орбели и А.Д. Сперанского. Предложил целую серию остроумных и тонких хирургических операций на собаках - перерезку пищевода в сочетании с фистулой желудка, наложение оригинальных фистул протоков слюнных желез и др.

В 1897г. И.П. Павлов опубликовал научный труд "Лекции о работе главных пищеварительных желез" за который ему была присуждена Нобелевская премия. Приобретенные рефлексы им были названы условными, а прирожденные - безусловными.

Создал материалистическое учение о высшей нервной деятельности, в соответствии с которым высшая нервная деятельность осуществляется высшими отделами Ц.Н.С. и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой.

Павлов выделил опосредованную сигнализацию - речь и назвал её второй сигнальной системой, считая её продуктом социальной жизни и трудовой деятельности человека.

Он выявил принципиально новую роль процесса торможения в деятельности коры головного мозга - роль охранительного, восстановительного и целебного фактора для её нервных элементов (обосновал сон, гипноз). Продолжатели и ученики И.П. Павлова: К.К. Быков, А.Д. Сперанский, И.П. Разёнков, П.С. Купалов, П.К. Анохин и др.

И.П. Павлов всецело и до конца дней был предан науке. Это ему могут принадлежать слова Сократа "Познай самого себя". Когда ему в 1927 г. в возрасте 70 лет делали операцию по удалению камней желчного пузыря, то он практически сам участвовал в опыте. Умирая в 1936 году, он говорил, что чувствует.

Определение «медицина» в переводе с латинского обозначает «врачебный», «исцеляющий». Это учение о состоянии организма человека, о способах выявления и лечения различных недугов. Это значит, что все толкования о том, что это всего лишь набор теоретических знаний, не находят оправданий, так как основными составляющими данной науки являются практические действия.

Медицина начала зарождаться еще с самых незапамятных времен, когда люди пытались найти способы устранения возникших болезней. Нельзя с точностью определить, какими умениями отличались знахари в далеком прошлом, вплоть до появления письменности. В таком случае можно полагаться лишь на информацию из трактатов, которые были найдены археологами. Очень ценной находкой есть перечень законов Хамураппи, которые гласили о правилах работы лекарей. Из наблюдений Геродота тоже можно почерпнуть достаточное количество ценной информации о врачебных деяниях в Вавилонии.

Самыми первыми врачами выступали жрецы, которые считали медицину одной из составляющих религии. Неизведанные на тот момент патологические состояния человеческого организма считались наказанием богов, попытки их исцеления были основаны на изгнании злых духов.

В Древней Греции были отмечены попытки исследования организма человека. В этом преуспел Гиппократ, который внес неоценимый вклад в отрасль медицины. Именно древние греки стали основоположниками первых учебных заведений, где врачи начали получать медицинские знания.

Период средневековья знаменуется существенным прорывом в области медицинских знаний. Авиценна, Разес и еще ряд выдающихся личностей стали основоположниками медицинской науки. Впоследствии, часть их теорий стали опровергаться экспериментами Френсиса Бэкона. В результате этих научных противостояний начали зарождаться такие дисциплины как анатомия и физиология. Это дало возможность более точно исследовать организм человека, что позволило определить причины множества недугов. Массу информации получали в результате исследований в процессе вскрытия трупов.

Дальнейшее стремительное развитие медицины было связано с научно – техническим процессом. В девятнадцатом веке был изобретен микроскоп, что дало возможность исследования тканей на клеточном уровне и выявления их патологий. Наука генетика совершила революционный прорыв в области медицины.

Современные врачи имеют в своем вооружении многолетний опыт, современные разработки, новаторские технологии, эффективные лекарственные средства, без которых было бы невозможным ни провести точное диагностирование, ни применить адекватное лечение. Но, невзирая на все эти факты, много недугов до сих пор остались неизлечимыми. В таком случае современным ученым предстоит еще масса работы.

План: 1. Развитие врачевания в Древней Руси. Становление государственной медицины в России (IX-XVI вв.). 2. Реформы в области медицинского образования и науки в конце XVIII – XIX вв. 3. Развитие педиатрии в XVIII – XIX вв. в России. 4. Развитие теоретической и клинической медицины в конце XVIII-XIX вв.

Три направления врачевания в Древней Руси: 1. Народная медицина (с языческих времен). 2. Монастырская медицина (с принятием Православия). 3. Светская (мирская) медицина (формировалась параллельно монастырской, в миру).

Врачевателя на Руси называли: ü Льчец ü Целебник ü Льчец-резальник ü Врач «мудрый» , «хитрок» , «филозов»

Киево-Печерская лавра Первая на Руси больница, была устроена Феодосием ПЕЧЕРСКИМ в середине 1070 -х гг. при Киево-Печерской лавре. «Калика-перехожий»

ДРЕВНЕРУССКИЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ АНТОНИЙ (XI в.) – первый организовал уход за больными в монастыре. АЛИМПИЙ (XI в.) – был известным иконописцем и одновременно лечил прокаженных АГАПИТ (ум. в 1095) безмездный врач, прославился лечением Владимира Мономаха.

Медицинские произведения XVXVI вв. «ГАЛИНОВО НА ИПОКРАТА» - небольшой переводной трактаткомментарий, в котором кратко излагались теории медицины античных авторов.

Медицинские произведения XV -XVI вв. «ВРАТА АРИСТОТЕЛЕВЫ» или «ТАЙНАЯ ТАЙНЫХ» Обрисован этический облик врача. Высказаны принципы построения медицинской помощи в государстве. Изложены способы исследования глаз, уха, неба, кожи, груди, конечностей.

«ВЕРТОГРАД ЗДОРОВЬЯ» 1534 г. Прописи для лечения всех известных тогда болезней. Содержал главы «Учения» , «Рассуждения о пульсе» , «О лихорадке» . Правила «вхожьдения бальнаго» . Советы, как вести себя здоровому при моровых поветриях.

ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ВРАЧИ Юрий ДРОГОБЫЧСКИЙ Получил образование в Польше (Кракове), долгое время работал за границей. Франциск Георгий СКОРИНА Получил образование в Польше (Кракове) и в Падуе. Иван АЛМАНЗЕНОВ - изучал медицину в Кембридже

Петр Васильевич ПОСНИКОВ В 1692 г. поехал учиться за границу В 1701 г. вернулся с дипломом Падуанского университета в звании доктора философии и врачебной науки.

1. СТРОИТЕЛЬСТВО АПТЕК 1672 г. – вторая аптека на Руси. 1581 г. – первая Царева аптека

2. СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНОЙ 1620 г. - АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ РЕОРГАНИЗАЦИЯ: 1716 г. - АПТЕКАРСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ 1721 г. - МЕДИЦИНСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ 1763 г. - МЕДИЦИНСКАЯ КОЛЛЕГИЯ 1803 г. – МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

3. ОГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БОЛЬНИЦ И ГОСПИТАЛЕЙ 1682 г. – БОЛЬНИЦЫБОГАДЕЛЬНИ («шпитальные дома») 1707 - первый ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ. 1670 г. - Приказ СТРОЕНИЯ БОГАДЕЛЕН 1712 г. – Указ о строительстве «ШПИТАЛЕТ» для самых увечных 1715 г. – Указ об обязательном строительстве ГОСПИТАЛЕЙ

4. СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЕДИЦИНА – деятельность медицинских работников, направленная на улучшение медикосанитарного обслуживания населения, осуществляемая в дополнение или вопреки соответствующей работе государственных учреждений. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ газеты, журналы ОБЩЕСТВА РУССКИХ ВРАЧЕЙ 15 июня 1861 г. БЕСПЛАТНЫЕ ЛЕЧЕБНИЦЫ 25 марта 1861 г.

5. ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМЫ ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЫ ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА – форма медицинского обслуживания сельского населения, возникшая в России во 2 -й половине XIX в. (1864 г.) Земский врач – общественный деятель Общественное служение народу Опыт земской медицины был перенесен в советское здравоохранение, а в 1934 г. рекомендован Лигой Наций для всех стран. Основными принципами как и в земской стали: 1. Участковость. 2. Общедоступность. 3. Бесплатность.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ НАЗВАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ в XVIII-XIX вв. üПовышение температуры - ГОРЯЧКА üЖар и озноб – ЛИХОРАДКА üЭпилепсия – ПАДУЧАЯ üИнфаркт миокарда – РАЗРЫВ СЕРДЦА üТиф – ГНИЛАЯ ГОРЯЧКА üГепатит – ЖЕЛЧНАЯ ГОРЯЧКА üИнсульт – АПОПЛЕКСИЧЕСКИЙ УДАР üа в случае смерти – КОНДРАШКА üТуберкулез легких – ЧАХОТКА üСкарлатина – КРАСНУХА üДифтерия и круп – ГЛОТОШНАЯ üГангрена – АНТОНОВ ОГОНЬ üАнгина – ГРУДНАЯ ЖАБА

Второй вопрос РЕФОРМЫ в ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ в конце XVIII – XIX вв.

ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ до XIX в. 1654 г. – первая ШКОЛА РУССКИХ ЛЕКАРЕЙ. Н. Л. Бидлоо 1707 г. - при первом военном госпитале в Москве была открыта ГОСПИТАЛЬНАЯ ШКОЛА.

МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ 1727 г. При Большом морском и сухопутном госпитале было устроено МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ. С 1786 г. все госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища.

ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК 1724 г. Ломоносов считал медицину наукой «полезнейшей роду человеческому, которая через познание свойства тела. . . достигает причины» . Тесно связывал медицину с естествознанием, в частности с физикой и химией.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 25 января 1755 г. был утвержден проект университета. С 1758 г. предполагалось разделение студентов по трем факультетам (философский, юридический и медицинский). Медицинский факультет начал свою деятельность в 1764 г. 1755 г.

МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКАЯ 1798 г. АКАДЕМИЯ В 1798 г. медикохирургические училища были реорганизованы в Медико-хирургическую Академию С 1881 г. МХА стала называться ИМПЕРАТОРСКАЯ ВОЕННОХИРУРГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. физиолог И. М. СЕЧЕНОВ, терапевт С. П. БОТКИН, хирург Л. А. БЕККЕРС, офтальмолог Э. А. ЮНГЕ, химик А. П. БОРОДИН, психиатр И. Н. БАЛИНСКИЙ и др.

ТОМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1888 г. Основан в 1878 г. , открыт в 1888 г. в составе единственного факультета - медицинского, который впоследствии был преобразован в медицинский институт (в настоящее время – Сибирский государственный медицинский университет). Томский государственный университет Сибирский государственный медицинский университет

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ПЕДИАТРИИ в XVIII веке 1727 г. – вышел указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалования» . С 1775 г. начали создаваться «ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ» .

Михайло Васильевич ЛОМОНОСОВ Подробно рассмотрел причины заболеваемости и смертности новорожденных. Предложил составить и издать руководство об акушерстве и о лечении детских болезней. Предложил учредить воспитательные дома, которые стали прообразами детских больниц. 1711 -1765 «О СОХРАНЕНИИ И РАЗМНОЖЕНИИ РОССИЙСКОГО НАРОДА» (1761 г.)

ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ БОЛЬНИЦЫ В ЕВРОПЕ В Германии – в 30 -40 -е гг. XVIII в. в Берлинской больнице Шарите были созданы детские отделения и первая кафедра детских болезней. Во Франции - в 1802 г. в Париже была открыта 1 -ая детская больница. В РОССИИ В 1834 г. в Санкт. Петербурге (2 -ая в Европе). В 1842 г. – в Москве. В 1844 г. - в Санкт -Петербурге основана клиническая больница для малолетних детей.

ПЕРВЫЕ СОЧИНЕНИЯ О БОЛЕЗНЯХ ДЕТЕЙ Нестор Максимович АМБОДИК МАКСИМОВИЧ Семен Герасимович ЗЫБЕЛИН (1735 -1802) (1744 -1812) Одним из первых попытался выделить болезни детей из общей внутренней медицины. Описал вопросы ухода за ребенком и заболевания детей раннего возраста. Дал классификацию ряда детских заболеваний. «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле»

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ПЕДИАТРИИ в XIX веке Степан Фомич ХОТОВИЦКИЙ (1796 -1885) В 1836 г. начал читать самостоятельный курс детских болезней с включением анатомо-физиологических особенностей детского организма, заболеваний детей всех возрастов, острых детских инфекций. В 1847 г. написал первое руководство по педиатрии «ПЕДИЯТРИКА» Он определил цели и задачи педиатрии как самостоятельного раздела медицины, разработал первую учебную программу по детским болезням.

Нил Федорович ФИЛАТОВ (1847 -1902) ОПИСАЛ: скарлатинную краснуху (болезнь Филатова-Дьюкса). инфекционный мононуклеоз (болезнь Филатова). «Семиотика и диагностика ранний признак кори (пятна детских болезней» , Бельского-Филатова-Коплика). «Краткий учебник детских болезней»

СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ПЕДИАТРИИ В РОССИИ 1865 г. – выделен Николай отдельный курс детских Иванович болезней при кафедре акушерства и гинекологии БЫСТРОВ в МХА, а затем и кафедра (1841 -1906) детских болезней (Василий Маркович Разработал первую программу ФЛОРИНСКИЙ) 1870 г. – создана самостоятельная кафедра детских болезней в МХА преподавания педиатрии. Под его руководством в 1885 г. создано первое научное общество детских врачей в Санкт-Петербурге.

ГУНДОБИН Николай Петрович (1860 -1908) Занимался изучением анатомо-физиологических особенностей детского возраста (возрастная анатомия). Поднимал вопросы воспитания детей и школьной гигиены. Боролся с детской смертностью. «Общая и частная терапия детского возраста» (1896) Основоположник русской «Особенности детского научной педиатрии возраста» (1906)

Карл Николай Алексеевич Андреевич ТОЛЬСКИЙ РАУХФУС (1832 -1891) Основатель научной школы педиатрии в России. По его инициативе создана первая детская клиника при Московском университете (1866). (1835 -1915) Организатор больничного дела. В 1864 г. создал детскую больницу в Санкт-Петербурге (ныне им. Раухфуса). В 1872 г. – в Москве (ныне им. И. В. Русакова).

КОНГРЕССЫ и СЪЕЗДЫ ПЕДИАТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ 1902 г. - передовые педиатры различных стран Европы объединились в Лигу по борьбе с детской смертностью. 1911 г. - Первый Международный конгресс по охране младенчества. ВСЕРОСИЙСКИЕ 1911 г. - Первый Всероссийский съезд детских врачей.

Георгий Несторович СПЕРАНСКИЙ (1873 -1969) Российский и советский педиатр. В 1908 г. по его инициативе в Москве была открыта первая консультация для детей грудного возраста. В 1910 г. – первая лечебница для грудных детей. Был одним из организаторов Государственного научного института охраны материнства и младенчества. «Учебник болезней раннего детского возраста» .

АНАТОМИЯ (от греч. anatomе рассечение, расчленение) Петр Андреевич ЗАГОРСКИЙ (1764 -1846) Основатель первой анатомической школы в России. Создатель учения о связи формы органов с функцией. «Сокращённая анатомия или руководство к дознанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке» , 1802.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ Николай Иванович ПИРОГОВ Петр Францевич ЛЕСГАФТ (1810 -1881) (1837 -1909) Основоположник топографической анатомии. Создал первый в России институт практической анатомии (1846) Широко применял эксперимент, а также призывал к изучению анатомии живого человека. Одним из первых использовал в анатомии рентгеновские лучи.

ХИРУРГИЯ (от лат. chirurgia ручная работа, или «рукодействие» ; от грсч. cheir рука + ergon действие) Иван Федорович БУШ (1771 -1843) Первый преподаватель хирургии в ИМХА. Федор Иванович ИНОЗЕМЦЕВ (1802 -1869) Одновременно с Пироговым произвел операцию под наркозом

Николай Иванович ПИРОГОВ (1810 -1881) Основоположник военно-полевой хирургии. Ввел неподвижную гипсовую повязку. Вместе с Ф. И. ИНОЗЕМЦЕВЫМ первым произвел операцию под эфирным наркозом на поле боя (1847). Совместно с А. М. ФИЛОМАФИТСКИМ разработал метод внутривенного наркоза. Предложил ряд хирургических операций, вошедших в мировые анналы.

Николай Васильевич СКЛИФОСОВСКИЙ Один из основоположников отечественной клинической хирургии, полостной хирургии. (1836 -1904) Активно способствовал внедрению в отечественную хирургию принципов антисептики. Один из основоположников военно -полевой хирургии.

ТЕРАПИЯ (от греч. therapia лечение) Матвей Яковлевич МУДРОВ (1776 -1831) Настаивал на старательном заполнении историй болезни. Сергей Петрович БОТКИН (1832 -1889) Основоположник военнополевой терапии

Виднейшие терапевты XIX в. Григорий Антонович ЗАХАРЬИН (1829 -1898) Большое значение в диагностике придавал анамнезу. Алексей Александрович ОСТРОУМОВ (1844 -1908) Основные труды по физиологии и патологии кровообращения.

ФИЗИОЛОГИЯ (от греч. physis природа + logos учение) Иван Михайлович СЕЧЕНОВ (1829 -1905) Изучал функции головного мозга. Открыл центральное торможение («сеченовское торможение»). Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. Установил неразрывную связь физиологических и психологических процессов. Главный труд «Рефлексы головного мозга» .

Иван Петрович ПАВЛОВ (1849 -1936) Изучал физиологию сердечнососудистой и пищеварительной систем. Создал учение о высшей нервной деятельности. Обосновал метод условных рефлексов. В 1904 г. был удостоен Нобелевской премии.

ИММУНОЛОГИЯ (от лат. immunitas освобождение, избавление + logos учение) Илья Ильич МЕЧНИКОВ (1845 -1916) В 1887 г. сформулировал фагоцитарную теорию иммунитета. Работал над проблемами долголетия. В 1908 г. удостоен Нобелевской премии.

1

В этой статье представлена история развития и становления одного из фундаментальных разделов медицины – медицины труда. Ее основы начали закладываться еще в далеком прошлом. Уже тогда человек заметил, как условия труда влияют на его здоровье. Великие умы древности – Гиппократ, Гален – предприняли первые попытки описать болезни рабочих, выявить факторы, губительно влияющие на них. Но основоположником науки по праву назван Б. Рамаццини – итальянский врач, который систематизировал ранее накопленные знания и выявил ряд профессиональных заболеваний. Что же касается наших соотечественников, Ф.Ф. Эрисман и А.П. Доброславин проводили оценку условий труда, описывали клинику профессиональных заболеваний и вошли в историю как создатели свода санитарных норм по устройству рабочих мест. Огромный вклад в медицину труда внесли физиологи И. М. Сеченов Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский, выявив связь производительности труда и режима работы. В.И Ленин в своих проектах заложил законодательную базу медицины труда советского времени. А выдающиеся гигиенисты 20-го века приложили все усилия для улучшения условий труда и разработки новых мер защиты людей. Таким образом, медицина труда имеет прочную историческую основу, что позволяет на современном этапе продолжать развитие дисциплины, совершать новые открытия и совершенствовать качество жизни работающего населения.

медицина труда

охрана труда

здоровье населения

профессиональные болезни

история развития

профилактика

факторы производства

условия труда.

1. Бейлихис Г.А. Очерки истории охраны труда и здоровья, рабочих в СССР. М. 1971.191 с.

3. Карауш С.А., Герасимова О.О. История охраны труда в России. - Томск, 2005. 123 с.

4. Кистенева О.А., Кистенев В.В., Ухватова Е.А. Деятельность санитарной инспекции труда на промышленных предприятиях РСФСР в годы нэпа (по материалам Курской губернии) // Genesis: исторические исследования. 2018. № 1. С. 112 - 118. DOI: 10.25136/2409-868X.2018.1.23428 URL: http:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=23428

5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК» 7-е изд. М., Государственное издательство политической литературы. - 1953. Ч. I. С. 41.

6. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат. 1974. С. 95.

7. Шабаров А.Н., Коршунов Г.И., Черкаи З.Н., Мухина Н.В. Вехи истории охраны труда // Записки Горного института. – 2012. С. 268-275.

В настоящее время медицина труда является неотъемлемой частью современной жизни. Что включает данное понятие? В соответствии с определением МОТ и ВОЗ, «медицина труда имеет целью укрепление и сохранение наивысшей степени физического, душевного и социального благополучия рабочих во всех профессиях; предупреждение у рабочих отклонений здоровья, вызванных условиями труда, защиту работающих от рисков, обусловленных неблагоприятными для здоровья факторами производственной среды и трудового процесса, размещение и сохранение рабочих в производственной среде, приспособленной к их физиологическим и психологическим способностям, и, в итоге, адаптацию работы и каждого рабочего к труду» .

В нашей стране значительная часть населения работает в сфере производства различных товаров и услуг. Социально-бытовые условия труда оказывают влияние на производительность и качество выполненной работы. И вопросы охраны здоровья работающего населения остаются весьма актуальными. Соблюдение государственных норм и правил на производстве повышает не только его эффективность, что немаловажно для экономики в целом, но и способствует сохранению трудоспособности и здоровья нации.

Для предупреждения опасных, непредвиденных ситуаций на рабочем месте нужно хорошо знать аспекты Медицины труда нового времени. Но, как известно, для понимания сегодняшних процессов необходимо изучить всю историю становления и развития дисциплины, начиная с древнейших времен. И Медицина труда не является исключением. Истоки формирования и закладки науки уходят в далекое прошлое.

Давным-давно, еще в античном мире, людям были известны многие ремесла, которые несли в себе опасность: добыча полезных ископаемых, обработка и обжиг металлов. Они замечали, что такой труд неблагоприятно влияет на их здоровье, на работу многих систем организма. Одним из первых Гиппократ (460 - 377 гг. до н.э.) описал патогенное действие пыли, которая образуется при добыче руд. Врач рассказал о жалобах рудокопов и охарактеризовал их внешне: «Они дышат с трудом, имеют бледный и изнуренный вид» . Далее Гален (130 - около 200 гг. до н.э.) писал об интоксикациях свинцом, действии его на организм и возможных последствиях. В трудах римского историка Плиния Старшего (I в. до н.э.) также находят упоминания о болезнях людей, добывающих ртуть и серу .

Эпоха Средневековья, известная в истории как период застоя во всех областях жизни, не внесла особого вклада в развитие Медицины труда.

Лишь в 15-16 веке с развитием горнодобывающих, металлургических производств снова заговорили о профессиональных болезнях, связанных с тяжелыми условиями труда. «Чахотка горняков, каменотесов, литейщиков» - заболевание, описанное швейцарским врачом и химиком Парацельсом (1493-1544) и немецким врачом, металлургом, геологом Агриколой (1494-1551). Они описали клинику заболевания (лихорадка, одышка, кашель) и выявили закономерность снижения продолжительности жизни у рабочих тяжелых производств .

Однако, знания древних ученых и великих умов Средних веков только сформировали предпосылки для зарождения новой науки. Основоположником Медицины труда по праву признан Бернардино Рамаццини (1633-1714) - итальянский врач, профессор, ректор Падуанского университета. В 1700 году в свет вышел его труд « Рассуждение о болезнях ремесленников», в котором он систематизировал ранее накопленные знания о гигиене труда и описал клинику различных профессиональных болезней, которым подвержены рабочие мануфактур - химики, шахтеры, кузнецы. Всего в книге описано 50 «вредных» профессий. Известно, что ученый трудился над ней около 50 лет .

Что же касается России, уже во времена Петра 1 был издан « Регламент и работные регулы» - документ, защищающий рабочих металлургических комбинатов, оружейных мастерских от произвола владельцев. Позднее в 1763 году М.И. Ломоносов в своем трактате «Первые основания металлургии или рудных дел» освещал вопросы условий труда рабочих, их безопасности, профилактики травматизма «горных людей». Писал и о детском труде . Неоспоримый вклад в развитие Медицины труда в нашей стране внес Ф. Ф. Эрисман (l842—1915), первый профессор гигиены Московского университета. Под его руководством группа санитарных врачей провела проверку условий труда и быта рабочих в Московской губернии. На основании данных исследований в 1877 году была издана книга «Профессиональная гигиена, или гигиена физического и умственного труда», которая представляла собой свод санитарных правил по устройству рабочих мест и соблюдению правил поведения на производстве .

Основоположником гигиены труда в России по праву можно считать А. П. Доброславина (1842—1889). В своих трудах он описывал условия производства, негативно влияющие на здоровье рабочих; этиологию, патогенез и клинику различных заболеваний, связанных с отравлением свинцом, ртутью, табаком; давал оценку условиям труда.

Важную роль в развитии дисциплины также сыграл врач Д.П. Никольский (1855—1918). Он считал важным выявить и предотвратить действие вредных факторов, улучшить условия труда и быта работающего населения; говорил о медицине труда как о части общественной гигиены. Кроме того, занимался привлечением внимания общества к проблемам тяжелого труда. С этой целью в Петербурге им был прочитан курс лекций по профессиональной гигиене студентам горного и политехнического институтов, организовывались музеи и выставки, посвященные охране здоровья .

Выдающиеся русские физиологи - И. М. Сеченов (1829—1905), Н. Е. Введенский (1852-1922), А. А. Ухтомский (1875—1942), М. И. Виноградов (1892—1968) - в своих работах также затрагивали проблемы медицины труда, в частности, ими была заложена основа физиологии труда. В книге Сеченова «Очерк рабочих движении человека» рассмотрена роль нервной системы в трудовой деятельности человека, говорится о взаимосвязи продолжительности рабочего дня и утомляемости, подчеркивается важность соблюдения режима . В трудах Ухтомского и Введенского упоминается о чередовании труда и отдыха для повышения качества выполняемой работы.

Одним из крупных гигиенистов советского времени был В. А. Левицкий (1867—1936). Работая врачом в уездах Московской губернии, он обратил внимание на тяжелые условия труда при производстве фетровых шляп. Кустари широко использовали ртуть во время обработки фетра, что значительно ухудшало их самочувствие, снижало продолжительность жизни и вызывало мутации у потомства. Также в своих работах он освещал последствия использования лучистой энергии, радия, тяжелых металлов. Заслуженный деятель науки РСФСР (1936) , ведущий специалист по санитарному надзору Вячеслав Александрович Левицкий был одним из организаторов Московского Государственного института по гигиене и охране труда, первым его возглавил. Также под его редакцией был издан первый в стране учебник по медицине труда .

Знания, опыт, открытия талантливейших ученых, врачей, гигиенистов послужили основой работ в сфере медицины труда великого В.И. Ленина (1870 - 1924). При составлении политических программ он детально и тщательно изучал уклад жизни населения, их проблемы, требования. Одним из пожеланий рабочего класса являлось ограничение рабочей смены 8-ю часами, также люди требовали социальных гарантий, медицинской помощи для своих семей, призывали к ограничению детского труда . Организатор Октябрьской революции наряду с другими политическими задачами включил данные требования в программу РСДРП (1899) . И лишь после 1917 года медицина труда получила широкое распространение не только, как теоретическая наука, но и как практически применяемая дисциплина. Ее основные постулаты начинали соблюдаться.

Итак, уже 11 ноября 1917 года рабоче-крестьянское правительство подписало декрет о сокращении рабочего дня до 8 часов и ежегодном отпуске. В 1918 году был издан «Кодекс законов о труде», в 1922 году утвердили ВЦИК, кодекс был значительно расширен. В 1919 году была создана трудовая инспекция, позже преобразованная в Государственную промышленно-санитарную инспекцию по охране труда. Таким образом, законодательная база по улучшению условий труда, соблюдению прав и свобод работающего населения начала активно функционировать .

Изменения затронули и систему обучения Медицине труда. В 1923 году открывается Московский институт по изучению профессиональных болезней им. В.А. Обуха и Украинский институт рабочей медицины в г. Харьков. Деятельность сотрудников была направлена на изучение новых методов исследования вредных производств, сокращение их влияния на здоровье граждан, выявление взаимосвязи действия патогенных факторов с возникновением профессиональных заболеваний . Позднее подобные институты начали открываться во многих промышленных городах РСФСР, а также в Украине, Грузии, Армении и Азербайджане. С 1926 года на медицинских факультетах начали открываться кафедры гигиены труда. Также в образовательную программу студентов обязательно включался предмет «гигиена» .

Микроклимату в условиях производства отводилась особая роль. Ученые отмечали влияние высоких и низких температур, уровня влажности, шума, вибрации, величины инфракрасного излучения на течение физиологических процессов в организме. Все это послужило толчком для введения специальных гигиенических норм, позволяющих регулировать степень и время воздействия данных фактор на человека. Большой вклад в изучение микроклимата, его нормирование и создание методов защиты граждан внесли ученые А. А. Летавет, Г. X. Шахбазян, М. Е. Маршак, Б. Б, Койранский и др .

Во время Великой Отечественной Войны медицина труда должна была обеспечить качественную медико-социальную помощь трудящимся, особенно оборонной промышленности, для удовлетворения важнейших фронтовых заказов. В тяжелейших условиях, с использованием труда женщин и детей необходимо было не только оптимально распределять нагрузку, соблюдать режим, необходимый для выживания, но и улучшать условия работы на производстве. Так, гигиенисты повсеместно вели профилактику отравлений токсическими веществами (тринитротолуолом), разрабатывали проекты по снижению травматизма на танкостроительных, авиационных заводах, решали проблемы своевременного оказания медицинской помощи работающим .

Позднее, в послевоенное время, в практику вводились новые методики по улучшению качества рабочих мест людей, занятых в сельском хозяйстве, текстильной промышленности, химическом производстве. Были установлены предельно допустимые концентрации различных химических веществ, разработаны более действующие способы защиты рабочих, особо внимание уделялось и оздоровительным мероприятиям .

На современном этапе развития Российского общества, благодаря самоотдаче ученых советского времени и работам современных врачей-гигиенистов, медицина труда находится на качественно новом уровне. Государство всячески оберегает своих работающих граждан. Отношения работник - работодатель регулирует Конституция РФ (ст.37 п.3), Трудовой Кодекс РФ, Федеральный Закон « Об основах охраны здоровья граждан в РФ», многочисленные приказы, распоряжения министерств, имеющих отношение к трудовой сфере. Произошло значительное улучшений условия труда в тяжелой промышленности, ведутся разработки по устранению патогенного влияния ряда факторов, в производство всё чаще внедряются автоматизированные технологии без использования человеческих ресурсов. Однако, координирует деятельность машин все-таки человек. И забота о его безопасности при выполнении трудового долга во все времена будет главной задачей медицины труда.

Библиографическая ссылка

Линник М.С., Вовк Я.Р. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ МЕДИЦИНЫ ТРУДА - ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18775 (дата обращения: 13.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Рассказать друзьям