История развития педиатрии. Этапы развития и становления отечественной педиатрии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Работы Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях у детей.

Такая работа Н. П. Гундобина и его учеников, как «Особенности детского возраста», не потеряла своего научного значения и в наше время.

После Н. П. Гундобина кафедру педиатрии в ВМА возглавил А.П.Шкарин. Он организовал при клинике молочную кухню, консультацию для грудных детей и отделение для детей грудного возраста, что позволило расширить разработку вопросов физиологии и патологии детей этого возраста.

Однако условия царской России не обеспечивали быстрого роста и расцвета педиатрии и гигиены. Профилактические детские учреждения, детские ясли и сады, создаваемые, как правило, на благотворительные средства, были единичными; медленно росла сеть детских больниц и поликлиник, условия жизни и обучения детей малоимущего населения продолжали оставаться очень тяжелыми.

После Великой Октябрьской социалистической революции большой вклад в развитие советской педиатрии внесла плеяда выдающихся ученых. Среди них можно назвать имена профессоров Московской школы. Это Александр Андреевич Кисель (1859-1931), ученик Н. И. Быстрова и С. П. Боткина, много сделавший для изучения ревматизма, хронических неревматических полиартритов, туберкулеза, малярии.

Наибольшую известность в ХХ столетии получили школы Г.Н. Сперанского и А.А. Киселя. Академиками РАМН М.Я. Студеникиным, ВА. Таболиным, Ю.Ф. Домбровской и их школами успешно проводились исследования болезней детей всех возрастов. Общепризнанными стали исследования детского хирурга Ю.Ф. Исакова и его учеников, показывающих мастерство во всех сферах оперативного вмешательства при заболеваниях детей.

Александр Андреевич Кисель (1859-1938 гг.) в течение 48 лет работал в детской Ольгинской больнице в Москве, был заведующим кафедрой детских болезней высших женских курсов, далее в ММИ научным руководителем Центрального института охраны здоровья детей. Он автор более 600 работ. Известный своими исследованиями детского туберкулеза (бугорчатки), разработкой активного метода борьбы с ним, организацией противотуберкулезной работы, пропагандой профилактического направления, Кисель ввел понятие «Хроническая туберкулезная интоксикация» и установил ее признаки, доказал ревматическую природу хореи. Большое внимание он придавал строгому соблюдению гигиенического режима дома и в школе - чистоте помещения, воздуха, питания и др. По его рекомендациям стали создаваться лесные школы. Особое внимание Кисель уделял лабильной детской психике, физкультуре, воспитанию положительных эмоций, развитию чувства красоты: «В нашем воспитании, - говорил он, - мало уделяется места развитию в ребенке чувства красоты».

Кисель призывал врачей опираться на широкое профилактическое мероприятие государственного характера, развивая социально-профилактическое направление и не только по отношению к больным, но и здоровым детям. «Предохранительные меры, - писал он, - особенно желательны по отношению к тем детям, которые пока имеют совершенно здоровый вид или у которых имеются очень незначительные изменения». «Наша задача - предупредить заболевание». Он также подчеркивал необходимость неустанной профилактической и лечебной работы между приступами или обострениями болезней. «Болезнь наносит вред человеку главным образом не во время коротких приступов, обострений (например при малярии), а во время очень продолжительных промежутков (межприступные периоды), которые могут тянуться не только месяцами, но даже годами», - считал А.А. Кисель.

Возникновение основного центра педиатрических исследований.

Перу Г. Н. Сперанского принадлежит учебник по этой патологии - «Учебник болезней детей раннего возраста», многие годы служивший главным руководством для врачей отделений новорожденных и патологии младшего возраста. В течение многих лет Г. Н. Сперанский был редактором журнала «Педиатрия» и возглавлял Всесоюзное научное общество детских врачей.

Георгий Нестерович Сперанский (1873-1969 гг.) - один из основоположников педиатров в СССР, член-корреспондент АН СССР, академик РАМН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. После окончания медицинского факультета Московского университета работал в клинике детских болезней у Н.Ф. Филатова, один из организаторов системы охраны материнства и младенчества, по его инициативе создан институт педиатрии АМН СССР; с 1932 г. Сперанский - заведующий кафедрой педиатрии Центрального института усовершенствования врачей. Он автор более 200 научных работ, им обоснованы методы вскармливания и ухода за детьми, антенатальной профилактики, лечения заболеваний плода и новорожденных. Ряд работ Сперанского посвящен респираторным и желудочно-кишечным заболеваниям детей, он разработал классификацию этих болезней. По его инициативе организован журнал «Педиатрия» и журнал по изучению раннего детского возраста, редактором которого он был.

Сперанский - председатель Всесоюзного общества педиатров. Ученый был почетным членом ряда научных обществ. В числе книг Г.Н. Сперанского - «Питание здорового и больного ребенка» (1959 г.), «Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста» (1964 г.).

А.А. Кисель и Г.П. Сперанский воспитали большую школу педиатров, среди которых В.Г. Таболин, В.А. Власов, З.А. Лебедева, А.А. Колотунин и многие другие.

В 1922 г. Н. А. Семашко возглавил первую в стране кафедру социальной гигиены на медицинском факультете Московского университета (с 1930 г.- Московский медицинский институт, с 1990 г. - Медицинская академия им. И. М. Сеченова) и руководил ею в течение 27 лет.

Н. А. Семашко был инициатором и главным редактором первого издания Большой медицинской энциклопедии (1927-1936).

В течение десяти лет (1926-1936) ой возглавлял детскую комиссию Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК).

В 1925 г. в Ленинграде открылся Институт охраны материнства и младенчества, который в связи с огромной потребностью во врачах педиатрах в 1935 г. был реорганизован в Ленинградский педиатрический медицинский институт.

В 1927 г. в Москве был основан Институт охраны здоровья детей и подростков, позднее преобразованный в Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Минестерства здравоохранения РСФСР. Позднее научно-исследовательские институты были открыты в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Казани, Свердловске, Горьком, Минске, Тбилиси, Баку, Алма-ате и других городах.

В 1979 г. в Москве открыт Всесоюзный научно-исследовательский центр по охране здоровья матери и ребенка Минестерства здравоохранения СССР. Он возглавляет все фундаментальные научные исследования по охране здоровья матери и новорожденного. Успехи в развитии системы охраны здоровья детей в СССР обусловлены достижениями отечественной педиатрической науки.

В центре внимания ученых всегда находились исследования по научным основам организации лечебно-профилактической помощи детям, изучение динамики физического и психомоторного развития, а также заболеваемости детей, научная разработка форм и методов педиатрической помощи, в том числе недоношенным детям и новорожденным, детям с рецидивирующими и хроническими заболеваниями органов дыхания, аллергическими заболеваниями, болезнями почек, желудка и кишечника, обменными нарушениями. Эти исследования послужили основой для разработки и внедрения противоэпидемических мероприятий системы пульмонологической, аллергологической, медико-генетической служб, создания специализированных центров.

История педиатрии на Западном Урале начинается с 1920 года, когда медицинский факультет Пермского университета избрал заведующим кафедрой детских болезней приват-доцента из Казани Павла Ивановича Пичугина, и 23 февраля 1920 года студентам четвертого курса медицинского факультета была прочитана первая лекция по детским болезням. В те годы в Перми не было не только детской больницы, но даже амбулатории, и наряду с преподавательской деятельностью П.И. Пичугин занялся организацией клинической базы кафедры.

7 октября 1923 года начала работать, созданная Пичугиным детская амбулатория. 34 года кафедра детских болезней, возглавляемая П.М. Пичугиным, работала по проблемам детского туберкулеза, аномалий конституции, хронических расстройств питания, ревматизма, глистных заболеваний. П.И. Пичугин воспитал несколько поколений врачей-педиатров. Созданная им клиника детских болезней по заключению наркомата здравоохранения была одним из лучших медицинских учреждений того времени. К 1929 году уже было подготовлено 25 врачей педиатров, окончивших ординатуру у П.И. Пичугина.

Под руководством профессора П.И. Пичугина опубликовано более 50 научных работ, защищены 3 кандидатских диссертации (Л.Б. Красик - 1938 год, Г.М.. Рутенберг - 1954 год, Р.А. Зиф - 1946 год), «Записки по детским болезням» П.И. Пичугина - один из первых советских учебников по педиатрии.

С 1954 года по 1972 год кафедрой детских болезней заведовал доцент Лев Борисович Красик. Л.Б. Красик родился 28 мая 1904 года; в 1926 году окончил медицинский факультет Пермского университета и был принят ординатором на кафедру детских болезней. 1 сентября 1931 года стал штатным ассистентом детской клиники. 9 марта 1938 года им была защищена кандидатская диссертация о венозном давлении у детей, 23 декабря 1938 года - присвоено ученое звание доцента. Это было трудное время: высокая заболеваемость, смертность детей, особенно от эпидемического и туберкулезного менингита. Кафедра оказывала огромную помощь области, работа требовала больших лабораторных знаний. Лаборантов не было. Кровь, мочу, спинномозговую жидкость Лев Борисович исследовал сам, обучая лаборантов и врачей. Одновременно с лечебной работой выполнял большую педагогическую – занятия, лекции.

Для педиатрии в 20 веке характерно сочетание физиологического и профилактического направлений. Одним из ярких представителей этих направлений был А. А. Кисель (1859-1938), уделявший большое внимание вопросам гигиены и воспитания здорового ребенка, клинике рахита, туберкулеза у детей, ревматической инфекции и малярии, их профилактике и лечению. Большой заслугой А. А. Киселя является внедрение в профилактическую и лечебную практику и в быт ребенка естественных факторов: воздуха, воды и солнца.

Г. Н. Сперанский разработал клинику, профилактику и лечение острых расстройств пищеварения и хронических расстройств питания у детей раннего возраста, сепсиса новорожденных, пневмоний у детей грудного возраста и др. В. И. Молчанов (1868-1959) исследовал роль надпочечников в патогенезе токсических явлений при дифтерии и клинику паралича сердца при ней, связь между ревматическим эндокардитом и поражением сердца при скарлатине, эндокринные расстройства у детей.

М. С. Маслов (1885-1961) изучал биохимические особенности организма здорового и больного ребенка, патогенез пневмоний, острых и хронических расстройств питания и пищеварения у грудных детей, заболевания печени, почек, различные диатезы, токсические и септические состояния. А. А. Колтыпин (1883-1942) выдвинул оригинальную концепцию о фазности инфекционного процесса в связи с перестройкой нервной системы и общей реактивности организма под влиянием инфекционного начала. Огромная сеть детских учреждений - молочных кухонь, яслей, консультаций, детских домов, детских амбулаторий, больниц, санаториев, курортов - явилась материальной базой осуществления принципа профилактики в советской педиатрии. Поголовная фаговакцино-серопрофилактика значительно снизила заболеваемость детей корью, коклюшем, скарлатиной, дифтерией, дизентерией и другими инфекциями; диспансерное наблюдение обеспечило раннюю диагностику этих заболеваний.

В развитии педиатрии сыграл большую роль А. Черни (1863-1941, Германия). Он создал учение об экссудативном диатезе и обосновал взгляд на поражения кожи у детей как проявление общего заболевания организма, связанного с расстройством питания. Г. Коплик (1858-1927, США), независимо от Н. Ф. Филатова, описал ранний признак кори - отрубевидное шелушение слизистой оболочки щек (симптом Филатова - Коплика). Б. Вейль-Алле (1875-1957, Франция) написал около 200 работ по вопросам патологии детского возраста, охраны здоровья женщин и детей. Я. Бокаи младший (1858-1937, Венгрия) установил этиологическую связь между опоясывающим лишаем и ветряной оспой. Всемирную известность получили труды А. Ильппе (Финляндия) по физиологии и патологии новорожденных и недоношенных детей.

В этот день мы решили вспомнить выдающихся отечественных врачей.

Фёдор Петрович Гааз (1780 — 1853)

Русский врач немецкого происхождения, известный под именем «святой доктор». С 1806 года состоял в качестве врача на русской службе. В 1809 и 1810 годах совершил путешествия по Кавказу, где изучал минеральные источники (ныне Кавказские Минеральные Воды), исследовал источники в Кисловодске, открыл источники Железноводска, первым сообщил об источниках в Ессентуки. Во время войны 1812 года с Наполеоном работал в качестве хирурга в Российской Армии.

Гааз был членом Московского тюремного комитета и главным врачом московских тюрем. Свою жизнь посвятил облегчению участи заключённых и ссыльных. Он добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных, упразднил в Москве железный прут, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь. Также он добился отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов.

Кроме этого Гааз боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных, и принимал и снабжал лекарствами бедных больных.

Девиз доктора Гааза: «Спешите делать добро». В честь известного медика названо Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница имени доктора Ф. П. Гааза».

Григорий Антонович Захарьин (1829 — 1897)

Русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы. Окончил медицинский факультет Московского университета, был профессором по кафедре диагностики Московского университета, позднее - директором факультетской терапевтической клиники. В 1894 году Захарьин лечил императора Александра III.

Захарьин стал одним из самых выдающихся клиницистов-практиков своего времени и внес огромный вклад в создание анамнестического метода исследования больных. Свои приемы диагностики и взгляды на лечение изложил в «Клинических лекциях».

Методика исследования по Захарьину составляла многоступенчатый расспрос врачом больного, позволявший составить представление о течение болезни и факторах риска. При этом Захарьин уделял мало внимания объективному исследованию и не признавал лабораторных данных.

Доктор Захарьин был известен своим непростым характером и несдержанностью в обращении с больными.

Николай Иванович Пирогов (1810 — 1881)

Хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник военно-полевой хирургии, основатель анестезии. Один из основоположников хирургии как научной медицинской дисциплины. Разработал ряд важных операций и хирургических приемов, первым предложил ректальный наркоз и начал использовать эфирный наркоз. Впервые в мире применил наркоз в военно-полевой хирургии.

Пирогов впервые широко применил гипсовую повязку. До этого гипс в медицине почти не использовался. Ограниченное применение имела крахмальная повязка, медленно высыхающая, размокающая от гноя и крови и неудобная в полевых условиях.

Во время обороны Севастополя привлек женщин к уходу за ранеными на фронте. Также именно он впервые ввёл обязательную первичную сортировку раненых на четыре группы. Смертельно раненным помощь оказывали священники и медсёстры, тяжелоранеными, требующими немедленной помощи, врач занимался в первую очередь. Тех, кому не требовалась срочная операция, отправляли в тыл. Легкоранеными, которых можно было быстро вернуть в строй, занимались фельдшеры.

Ещё до появления антисептиков Пирогов отделил раненых с гнойными и гангренозными осложнениями от тех, у кого раны были чистыми, что помогало избежать распространения инфекции.

Как педагог Пирогов стремился к осуществлению всеобщего начального обучения, был организатором воскресных народных школ. Также он боролся за отмену телесных наказаний в гимназии.

Николай Васильевич Склифосовский (1836 — 1904)

Заслуженный русский профессор, хирург, один из родоначальников полостной хирургии (оперативного лечения женских болезней, заболеваний желудка, печени и жёлчных путей, мочевого пузыря), способствовал внедрению принципов антисептики и асептики, разработал оригинальную операцию соединения костей при ложных суставах («русский замок»). Внес значительный вклад в развитие военно-полевой хирургии, отстаивал приближение медицинской помощи к месту боя, принцип «сберегательного лечения» огнестрельных ранений, применение гипсовых повязок как средства иммобилизации при ранениях конечностей.

Склифосовскому принадлежат более чем семидесят научных работ по хирургии, развитию асептики и хирургии в целом.

Имя Склифосовского присвоено Московскому научно-исследовательскому институту скорой помощи.

Черным пятном в биографии Склифосовского стала судьба его семьи. Единственный сын легендарного врача покончил жизнь самоубийством. Владимир застрелился незадолго до Октябрьской революции. Он состоял в террористической организации и должен был убить полтавского губернатора, однако, не смог застрелить человека, с которым дружила его семья.

В 1919 году казаки пробольшевистского отряда зверски убили жену Николая Васильевича и его старшую дочь. Причем от расправы их не смог спасти документ, подписанный Лениным, в котором говорилось, что на семью известного хирурга репрессии не распространяются.

Сергей Петрович Боткин

(1832 — 1889)

Русский врач-терапевт, основатель учения о целостности организма человека, общественный деятель. Закончил медицинский факультет Московского университета, был участником Крымской войны, работал в Симферопольском госпитале. Также работал в клиниках Кенигсберга, Берлина, Вены, Англии, Парижа.

В 1860 году Сергей Боткин переехал в Санкт-Петербург, где защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора медицины.

Боткин стал одним из основателей женского медицинского образования, организовал школу для женщин-фельшеров, а также женские врачебные курсы. Впервые в России создал экспериментальную лабораторию, где исследовал физиологическое и фармакологическое действие лекарственных веществ. Создал новое направление в медицине, названное нервизмом. Именно он установил инфекционный характер такого заболевания, как вирусный гепатит, разработал диагностику и клинику блуждающей почки.

В 1861 открыл первую в истории клинического лечения больных бесплатную амбулаторию, добился постройки бесплатной больницы, открытой в 1880 году (Александровская барачная больница, ныне больница им. С. П. Боткина). Среди учеников Боткина 85 докторов наук, в том числе А. А. Нечаев, М. В. Яновский, Н. Я. Чистович, И. П. Павлов, А. Г. Полотебнов, Т. П. Павлов, Н. П. Симановский.

Иван Петрович Павлов

(1849 — 1936)

Павлов Иван Петрович — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Является основателем крупнейшей российской физиологической школы и лауреатом Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».

Основные направления научной деятельности Павлова — исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию «изолированного желудочка», применил новый для своего времени «хронический эксперимент», позволяющий проводить наблюдения на здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным.

В результате его работы формировалась новая научная дисциплина — наука о высшей нервной деятельности, в основе которой лежало представление о разделении рефлексов на условные и безусловные. Павлов и его сотрудники открыли законы образования и угасания условных рефлексов, были исследованы разные типы и виды торможения, открыты законы основных нервных процессов, изучены проблемы сна и установлены его фазы, и многое другое.

Широкую известность Павлову принесли его учение о типах нервной системы, которое основывается на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения, и учение о сигнальных системах.

Научная работа Павлова оказала влияние на развитие смежных областей медицины и биологии, в том числе в психиатрии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии.

Сергей Сергеевич Юдин (1891 — 1954)

Крупный советский хирург и учёный, главный хирург НИИ СП им. Н. В. Склифосовского, директор НИИ хирургии им. А. В. Вишневского.

Юдин разработал методики резекции желудка при язвенной болезни, прободной язве желудка и желудочном кровотечении, операции создания искусственного пищевода.

Сергей Сергеевич Юин написал 15 монографий, опубликовал 181 научную работу.

В 1948 году был арестован НКВД по ложному обвинению, как «враг Советского государства, снабжавший английскую разведку шпионскими сведениями о нашей стране». Во время пребывания в тюрьме написал книгу «Размышления хирурга». С 1952 года до освобождения в сентябре 1953 года был в ссылке, во время которой работал хирургом в Бердске. Освобожден врач был только после смерти Сталина, в 1953 году.

В Москве все знают детскую городскую клиническую больницу № 13 имени Филатова, знаменитую своими врачами и уровнем их подготовки. Но о самом Ниле Федоровиче Филатове, враче, основателе русской педиатрической школы, человеке, «над которым бессильна смерть» (как сказал один из его учеников, стоя над могилой своего учителя), нам известно крайне мало. В день его рождения, 2 июня, «Лента.ру» публикует интервью с доктором медицинских наук Галиной Микиртичан, в котором она рассказала о жизненном пути Нила Филатова и его вкладе в отечественную медицину.

«Лента.ру»: Как началась медицинская карьера Нила Филатова?

Галина Микиртичан: Из семи сыновей в его семье пятеро стали врачами, и медицина превратилась в семейное дело. Самым выдающимся из них был Нил Федорович Филатов.

В 1864 году он окончил институт (что-то типа гимназии) в Пензе и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь он встретился со знаменитыми врачами того времени, оказавшими на него большое влияние. Прежде всего это профессор Григорий Захарьин - в его терапевтической клинике было выделено несколько кроватей для детей - и один из первых отечественных педиатров Николай Тольский. Именно благодаря Тольскому Нил Федорович выбрал своей профессией педиатрию.

Практический опыт Филатов получил, работая земским врачом в провинции, а затем с 1872 по 1874 год - за границей в клиниках Вены, Праги и Гейдельберга. Он произвел очень хорошее впечатление на многих профессоров, которые там работали. Примечательно, что именно Филатов стал одним из нескольких отечественных педиатров, упоминающихся в зарубежных руководствах по истории медицины.

В каком состоянии находилась российская медицина в то время?

Тогда еще не было отдельных кафедр и клиник детских болезней. Филатов пришел на кафедру акушерства, женских и детских болезней. Педиатрия еще не выделилась в самостоятельную науку, это произошло именно в 70-х годах XIX века благодаря плеяде первых отечественных педиатров, таких как Нил Филатов, Николай Гундобин, Карл Раухфус и ряда других.

В то время учение об анатомо-физиологических особенностях детского организма только формировалось. Клинические проблемы педиатрии рассматривались, но систематика, классификация детских болезней не были еще научно обоснованы. В детской практике уже использовались такие методы, как осмотр, перкуссия и аускультация, но методики изучения детской патологии, связанные с успехами биохимии, физики, микробиологии и другими достижениями медицины, способными изучить причины и механизмы развития заболеваний у детей, только разрабатывались. Следует отметить, что лишь во второй половине XIX века были открыты микроорганизмы, то есть стала понятна природа ряда инфекционных заболеваний.

Все это пришлось на период деятельности Нила Филатова, который способствовал актуализации и изучению насущных проблем детской медицины, поэтому он и считается одним из основоположников отечественной педиатрии.

Насколько отличалась российская педиатрия от западной в те годы?

Во Франции первая детская больница была открыта в 1802 году, в России - только в 1834 году, в Петербурге. Но нельзя сказать, что какая-то страна по уровню медицины была слабее, а другая сильно ушла вперед - везде были свои сильные и слабые стороны. Возможно, тому способствовало то, что начиная с XVIII века, все врачи, которые начинали заниматься научной и преподавательской деятельностью, должны были побывать в клиниках европейских стран - это было правилом того времени.

Уровень развития медицины везде был приблизительно одинаковый. Принципиально важным было изучение фундаментальной проблемы педиатрии - особенностей детского возраста, того, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, что ему присущи анатомические и физиологические особенности, определяющие характер вскармливания, гигиенические рекомендации, диагностики и лечения разнообразной патологии детского возраста.

Все педиатры занимались проблемой детской смертности, потому что они, как ни один врач другой специальности, видели, как влияют на это условия, в которых жило большинство населения: бедность, плохое здоровье и тяжелый труд родителей, скудное питание, неблагоприятные жилищные условия и прочее.

Нил Филатов интересовался детской смертностью как клиницист. Известно, что наибольший вклад в детскую смертность тогда вносили детские инфекционные заболевания, такие как корь, скарлатина, дифтерия. Именно их Нил Федорович изучал, описывал, разрабатывал диагностику и лечение. Он стремился выявить ранние симптомы инфекционных заболеваний. Одним из первых он, вместе с Георгием Габричевским, стал применять противодифтерийную сыворотку. Это способствовало снижению детской смертности от такой коварной болезни, как дифтерия.

Пытался ли Филатов просвещать родителей, население в вопросах санитарии, улучшения жизни детей?

Конечно, как и все педиатры. Это неотъемлемая часть не только тех времен, но и наших дней. Педиатры выступали с лекциями, вели просветительные беседы, участвовали в работе благотворительных обществ, различных съездов. Филатов, как и другие врачи, старался пропагандировать среди населения правила рационального питания, воспитания, ухода за детьми.

В те времена, особенно в сельской местности, родители, уходя на работы в поле, могли оставить маленького ребенка на попечение стариков или старших братьев и сестер. Младенцев неправильно кормили, давали нажеванный хлеб или овощи, неразведенное и некипяченое молоко животных. С этим, конечно, боролся Нил Федорович, пытался всячески просвещать родителей.

Это могло дать какие-то позитивные результаты?

Только в случае принятия действенных мер по улучшению условий труда и быта. Педиатры понимали, что научно обоснованные рекомендации по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний сами по себе не помогут, если уровень жизни подавляющего большинства населения останется низким. Недаром самые известные педиатры в начале XX века выступали за то, чтобы государство взяло на себя ответственность за здоровье детей.

Благотворительность хоть и была довольно широко распространена, но не могла охватить всех нуждающихся. Сохранились описания, в каких ужасающих условиях жили дети, и, конечно, это зависело в большинстве случаев не от педиатров, не от самих родителей, а только от властей.

В своем труде «Семиотика и диагностика детских болезней» он составлял инструкции для врачей о том, как проводить обследование детей, искать к ним подход. Получается, медики не владели такими знаниями?

Правильнее сказать, он описал схему подробного обследования больного ребенка.

Его учитель Захарьин ранее разработал схему обследования взрослого больного, что Филатова как клинициста очень привлекало, и он стал разрабатывать такую подробную схему уже для детей. До этого подобной систематичной, последовательной системы обследования ребенка не было.

Этот труд очень значим, он служил настольным руководством для многих поколений педиатров. Внимание к детальному обследованию, индивидуальным особенностям ребенка были очень важны, ведь болезнь можно установить только тогда, когда врачу известны все детали: в каких условиях живет ребенок, как у него возникло заболевание, чем он питается и так далее.

Филатов описал последовательность опроса матери. Причем он указывал, что надо учитывать характер матери, ее доверие к врачу, правдивость рассказа, и для этого следует задавать точные вопросы. В своей практической деятельности и на лекциях Нил Федорович уделял большое значение также и последовательному методу обследования: «Приступая к осмотру... ребенка, врач должен прежде всего подумать о том, чтобы сразу не напугать своего пациента... Всегда лучше, войдя в комнату больного, до поры до времени не обращать на него никакого внимания и, занявшись пока анамнезом, дать ему возможность присмотреться к новому человеку...» Все неприятные и тем более болезненные манипуляции Н.Ф. Филатов советовал производить в конце обследования.

Эта схема последовательного, детального обследования больного повсеместно принята всеми педиатрами, и студенты до сих пор изучают ее.

Филатов занимался инфекционными болезнями. Каких успехов он в этом достиг?

Он описал такие инфекционные болезни, как скарлатинозная краснуха, железистая лихорадка (которая сейчас называется инфекционный мононуклеоз), а также ранние признаки кори - отрубевидное шелушение на внутренней поверхности слизистой рта, которое наблюдается еще до возникновения сыпи. Сегодня этот клинический признак называется «пятна Бельского-Филатова-Коплика».

Также Нил Федорович описал осложнение при скарлатине - скарлатинозное сердце, которое нередко приводило к смерти. Кроме того, он обосновал формы проявления таких заболеваний, как затяжные и протекающие без лихорадки формы гриппа, скрытую малярию грудных детей, желудочно-кишечные заболевания, и как отдельную болезнь - ветряную оспу.

Он был одним из основоположников нового направления в педиатрии - невропатологии детского возраста. Нил Федорович описал синдромы при различных заболеваниях, связанных с нервной системой.

Кроме того, Филатов создал крупнейшую научную школу в педиатрии, которая пришла в советский период, - это знаменитые педиатры Василий Молчанов, Юлия Домбровская, Георгий Сперанский. Последний однажды сказал, что «все мы, педиатры, вышли из филатовского белого халата». Нил Федорович, безусловно, заслуживает признания как клиницист, тонкий диагност, уникальный специалист в области педиатрии.

Известно, что Нил Федорович, работая в больнице, очень сближался с детьми, много времени проводил с ними.

Он был заведующим кафедрой детских болезней в Московском университете и возглавлял клинику детских болезней. Одно то, что он написал уже упомянутый труд «Семиотика и диагностика детских болезней», говорит о его большой любви к детям. Он их очень хорошо понимал и даже сам слыл большим ребенком - увлекался спортом, шахматами.

Однажды он ждал приезда в клинику императора Александра III, и, чтобы скоротать время, решил прокатиться на велосипеде. В итоге он налетел на березу, проехав своим, как говорили, «великолепным орлиным носом» по коре дерева. В суматохе пришлось вызывать из Малого театра гримера, ему заштукатурили ободранный нос. Прибывшие вскоре император с супругой были в восторге от его клиники, но все время посматривали на его нос.

А самое важное в личности Филатова - его бескорыстие. Когда он приходил в семьи и видел бедность родителей, то приносил детям лекарства, игрушки, еду. Он понимал, что для ребенка очень важно психологическое здоровье. Сам он никогда этого не афишировал, но его ассистенты знали, что он помогает своим больным. В том числе и поэтому его очень любили и называли «другом детей».

Филатов умел расположить к себе и ребенка, и студента, его популярность в студенческих кругах была неимоверная. Во-первых, он был очень импозантен: яркие черные глаза, курчавая голова, высокий рост. На первых порах его лекции были необязательны для студентов. Но он так стремился делиться знаниями, что начал читать их на квартире, в воскресенье, в вечернее время, и они всегда очень хорошо посещались. Позже, когда он уже стал заведующим кафедрой и вел большую педагогическую работу, его лекции всегда проходили с аншлагом, потому что он очень четко, ясно, доходчиво и в то же время глубоко раскрывал каждую тему.

Можно наговорить много красивых слов об этике врача, а можно просто делать то, что считаешь нужным, использовать свои знания для облегчения страданий и выздоровления маленьких пациентов.

Фото: И. Гольденгершель / РИА Новости

Филатов умер в возрасте 55 лет. Активная медицинская работа подкосила его здоровье?

Он работал очень много. Помимо уже вышеперечисленного, он организовал Московское научное общество детских врачей. Это тоже требовало времени и сил: надо было проводить заседания, привлекать врачей, показывать больных, обсуждать проблемы, вырабатывать меры оздоровления детей, бороться с детской смертностью.

Помимо того он много работал и в клинике, Филатов не отказывал в консультациях и многих больных детей посещал на дому. Конечно, написание научных трудов, учебников и руководств тоже занимало время. Вся эта большая, интенсивная работа, конечно, могла сказаться на его здоровье.

В заключение подчеркну, что Нил Федорович Филатов был тонким диагностом и талантливым клиницистом. Его труды переиздавались десятки раз, были переведены на европейские языки. Своей деятельностью он поднял уровень российской клинической педиатрии, поэтому мы называем его одним из ее основоположников.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДИАТРИИ

Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древности. В трудах Гиппократа, в его «Афоризмах», в трудах Сорана, Галена можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по детской диететике. В сочинениях арабских врачей имеются уже описания отдельных заболеваний, свойственных только детскому возрасту. Однако ни греческая, ни римская, ни арабская медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития, не оставила систематизированного изложения сведений о ребенке, так как наблюдения над детьми проводились попутно, при изучении взрослого организма.

Медицинская помощь матери и ребенку у всех народов имела то существенное отличие от других видов медицинской помощи, например от хирургии и терапии, что она в течение тысячелетий оставалась в руках женщины – хранительницы и носительницы опыта, накапливавшегося и передававшегося из поколения в поколение.

Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, были очень высокими. Здесь в дополнение к общим социальным факторам, вызывающим большую заболеваемость и смертность всего населения, присоединялись еще антисанитарные обычаи по уходу за новорожденными, полное отсутствие медицинской помощи, результаты действия невежественных повитух и знахарок.

Развитие педиатрии как медицинской науки можно разделить на три периода.

Первый период охватывает XVI, XVII и XVIII века. Никакой систематизации знаний в то время не было. Педиатрия как особая дисциплина еще не была выделена, однако в трудах выдающихся русских общественных деятелей того времени и ученых-медиков других специальностей имеются высказывания по вопросам охраны здоровья детей. Так, гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в своем трактате «О размножении и сохранении российского народа», намечая основные мероприятия по охране здоровья, населения, указывал, в частности, на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, борьбы с детской смертностью. В этом трактате говорилось о мерах, направленных на сохранение жизни новорожденных, о необходимости создания приютов для внебрачных детей.

Большую роль в становлении педиатрии сыграл профессор-акушер Н. М. Максимович-Амбодик, который оставил ряд оригинальных работ по охране здоровья матери и ребенка. В его труде «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» содержатся указания о правильном уходе за ребенком, имеются описания болезней, свойственных детям раннего возраста.

Первый русский профессор-терапевт Московского университета С. Г. Зыбелин, являясь сторонником грудного вскармливания, в своих трудах изложил правила вскармливания ребенка грудью.

Выдающаяся роль в развитии русской педиатрии принадлежит профессору-акушеру С. Ф. Хотовнцкому, который впервые выделил педиатрию как самостоятельную отрасль медицины, ясно определил ее цели и задачи. Ему принадлежат замечательные слова: «...ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок–это не уменьшенная копия взрослого». Он первым выделил из клиники акушерства детское отделение. С. Ф. Хотовицкому принадлежит первое русское оригинальное руководство по детским болезням – «Педиятрика» (1847), поэтому он справедливо считается первым русским педиатром.

Второй период – от начала XIX века до 1917 г. В это время педиатрия развивается уже как самостоятельная дисциплина. Колоссальная детская смертность того времени не снижалась при лечении больных детей теми средствами, которые применялись для взрослых. Это заставило отказаться от взглядов на ребенка «как на взрослого в миниатюре» и потребовало отдельного изучения детского организма.

Большую роль в этом сыграло открытие детских больниц в ряде крупных городов России. Так, в 1834 г. в Петербурге была открыта первая в России и третья в мире специальная детская больница на 50 коек, ныне Детская больница имени Н. Ф. Филатова. Вторая детская больница открылась в 1842 г. в Москве, в дальнейшем ей также было присвоено имя Н. Ф. Филатова. Несколько детских больниц начинает функционировать в других крупных городах России.

В 1865 г. при Медико-хирургической академии организована первая в России кафедра детских болезней. В 1886 г. в Московском университете создана кафедра с детской клиникой на 11 коек и небольшой амбулаторией при ней. Открытие этих кафедр оказало большое влияние на дальнейшее развитие педиатрии и подготовку врачей с соответствующими знаниями о детских болезнях.

В конце XIX – начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педиатрии, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских врачей – Н. Ф. Филатова в Москве и Н. П. Гундобина в Петербурге.

Н. Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Он создал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н. Ф. Филатова

как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а также идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононук-леозом, или болезнью Филатова.

Труды Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кадров врачей-педиатров.

Работы профессора Медико-хирургической академии Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиоло-гических особенностях детей. Н. П. Гундобин был первым педиатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма. Данные исследований, проведенных его многочисленными учениками, Н. П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде «Особенности детского возраста», который до сих пор не потерял своего научного значения.

Н. П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России.

Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильные койки.

Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, ч частности медицины, открылись исключительно широкие возможности.

Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В.И.Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории человечества охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.

После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины.

В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 08.06.1944г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

Большой вклад в развитие советской педиатрии внесли профессор А. А. Кисель и его школа. А. А. Кисель придавал большое значение профилактике болезней, проведению широких оздоровительных мероприятий, организации санаторно-курортного лечения детей. Особенно велик вклад А. А. Киселя в изучение туберкулеза и ревматизма.

Многое сделал для организации охраны материнства и младенчества крупнейший педиатр нашей страны профессор Г. Н. Сперанский. Им и его школой всесторонне изучены проблемы физиологии и патологии раннего возраста, особенно большое внимание уделено нарушениям питания и расстройствам пищеварения. Борьба за здоровье ребенка являлась отправным пунктом научной деятельности Г. Н. Сперанского.

Профессор В. И. Молчанов развил основные идеи учения Н. Ф. Филатова. Он внес большой вклад в изучение клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, особенно дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В. И. Молчанова является изучение эндокринологических заболеваний у детей и особенностей детской патологии в военное время.

Профессор М. С. Маслов – выдающийся советский ученый-педиатр. На протяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена вещества здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.

Профессор Ю. Ф. Домбровская явилась достойным продолжателем дела Н. Ф. Филатова и В. И. Молчанова. Научные исследования Ю. Ф. Домбровской и ее школы были сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с новых позиций разработана проблема витаминной недостаточности у детей и изучена патология военного времени. В клинике под руководством Ю. Ф. Домбровской была широко развернута научная работа по изучению респираторной патологии, коллагеновых заболеваний, болезней крови, аллергии.

Профессор А. Ф. Тур – крупный ученый-педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделял вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии новорожденных, вопросам медицинского обслуживания детей.

Профессора А. А. Колтыпин, П. С. Медовиков, А. И. Доброхотова, М.Г. Данилевич, О. Д. Соколова-Пономарева, Д. Д. Лебедев, Н. И. Красногорский, разрабатывая различные проблемы педиатрии, внесли много нового и ценного в изучение здорового и больного ребенка.



Рассказать друзьям