«История о великом святом. Сергий Радонежский»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сергий Радонежский - особо почитаемый в русском мире святой. Его деяния положили начало самому существованию понятия русской духовности. О жизни этого святого нам известно из рукописи Сергиева ученика, Епифания Премудрого, под названием “Житие Сергия Радонежского”. Краткое содержание этой книги и историю ее создания вы можете узнать из этой статьи.

Факты о рождении и первые чудеса

Все, что мы знаем о Сергии, известно из книги “Житие Сергия Радонежского”, которую записал Епифаний Премудрый. Эту рукопись нельзя назвать абсолютно верной с исторической точки зрения. Епифаний даже не приводит в "Житие Сергия Радонежского" год рождения святого, ограничиваясь упоминанием правящих в то время царей, из-за чего современные исследователи до сих пор спорят об установлении одной принятой даты. Фактически достоверно известна только дата смерти Сергия Радонежского - все остальные жизненные вехи окончательно не определены

Предполагаемый историками год рождения Сергия Радонежского - 1314 или 1322. Он родился в одной из ростовских деревень, название которой Епифаний также не указывает. Скорее всего, это была деревня Варницы - в ней теперь находится Троице-Сергиев монастырь в честь святого. Через какое-то время вся семья - родители и трое сыновей - перебралась в Радонеж, благодаря чему Сергий и получил свое прозвище. Родителей звали Кирилл и Мария, а братьев - Стефан и Петр. Это были благородные и набожные люди - гордыня, обычно настигающая зажиточных бояр, была им неведома.

Считается, что свое первое чудо Сергий совершил еще находясь в утробе у матушки. Будучи на сносях, мать Сергия Мария посетила службу в церкви - и в это время внутри нее три раза вскричал еще неродившийся сын. Испугавшись, Мария спросила священника, что же это значит? Тот успокоил ее и заявил, что это сам Господь отметил ее будущего ребенка - много славы он принесет русской земле.

Новорожденный сын продолжал творить чудеса: в те дни, когда Мария ела мясо, младенец отказывался от молока - осознав это, женщина стала поститься. И уже в более старшем возрасте мальчик отказывался от еды по средам и пятницам, а в остальные дни питался хлебом и водой.

Будущий Сергий при крещении получил имя Варфоломей. Вспомните картину художника Михаила Нестерова “Видение отроку Варфоломею” - она посвящена одному из эпизодов жития Сергия Радонежского. На картине изображен молодой, даже совсем юный Сергий-Варфоломей и ангел, явившийся ему в виде старца. Это событие значится в "Житие..." как Чудесное научение грамоте отрока Варфоломея.

Однажды отец отправил Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге мальчик встретил молящегося под деревом старца в одеждах монаха. Ему-то он и поведал о своих трудностях в одолении школьной науки. Старик же помолился за Варфоломея и дал ему отведать церковного хлеба - просфоры, пообещав, что отныне он будет знать грамоту лучше своих братьев. Нужно заметить, что в грамоте Варфоломей как раз отставал, хоть и старался прилежно учиться.

Под впечатлением от беседы отрок пригласил старца зайти к родителям. Старец охотно согласился и за ужином вел поучительные беседы, а затем попросил Варфоломея почитать писание. И о чудо - мальчик не просто хорошо прочел, а прямо-таки по-церковному пропел написанное. Удивились родители и поблагодарили старца. Когда же пришло время гостю уходить, тот ступил за ворота и… растворился в воздухе. Тут уже вся семья поняла, что их сыну и брату предстоит необычайная жизнь. Этот случай принято считать основополагающим в решение юного Варфоломея посвятить жизнь церкви и Богу.

Уход в монахи

После смерти родителей Варфоломей присоединился к своему старшему брату Стефану, который уже монашествовал в Хотьковском монастыре. Но братья оставались здесь недолго: младший горел желанием уйти в пустынь и вести отшельнический образ жизни. Вдвоем они основали небольшой скит и церковь в честь Троицы на реке Кончуре. Этому поселению суждено было превратиться в Троице-Сергиеву лавру - ныне главный мужской монастырь Русской православной церкви. А вокруг лавры, в свою очередь, вырастет город Сергиев-Посад, но все это случится на несколько столетий позже.

Стефан вскоре покинул брата - ему непривычно было жить в условиях полной изоляции - и отправился в московский Богоявленский монастырь. Но и Варфоломей недолго оставался один - к нему присоединился некий игумен Митрофан. Согласно “Житию Сергия Радонежского,” именно он принял Варфоломеев постриг. Через некоторое время пустынь перестала быть таковой - вокруг скита стали селиться другие монахи. Община самостоятельно обустраивала территорию и вела хозяйство, а Сергия почитала как основателя и слушалась как наиболее мудрого из всех.

Становление игуменом

Сергий со свойственной ему скромностью, поначалу не желал принимать на себя обязательства правления. Однако община полагала иначе - кто, как не основатель монастыря, должен стать игуменом? И Сергий получил благословение от епископа Афанасия из Переяславля-Залесского. Правила в монастыре были просты: трудиться на благо общины и не просить милостыню. Согласно “Житию Сергия Радонежского”, святой не гнушался тяжелой работы и поощрял других ею заниматься. Он самостоятельно занимался постройкой церквей и келий, шил одежды и всячески вел хозяйство.

Монастырь разросся и Сергий, по совету самого константинопольского патриарха Филарета, переменил устав, сделав его еще более строгим. Если до этого вещи, имеющиеся в распоряжении у иноков, считались личными, то теперь все принадлежало монастырю. Братия, услышав такой указ, начала роптать - и Сергий, не желая вносить сумятицу, самостоятельно удалился. Дорога привела его к реке Киржач, где он основал новый скит, впоследствии превратившийся в Благовещенский монастырь. Но родная Троицкая обитель без своего основателя начала приходить в упадок - и община вновь обратилась к Сергию. Тот покинул свое новое обиталище, оставив игуменом своего ученика Романа и вернулся в Троицкий монастырь.

Благословение на Куликовскую битву

В годы деяний Сергия Радонежского Русь начинала свое освобождение из-под татаро-монгольского ига. Великий князь Дмитрий Донской перед переломившей ход истории Куликовской битвой посетил старца и попросил у него благословения. Сергий напутствовал Дмитрия “идти против безбожных, потому что Господь поможет в борьбе против них”. Эти слова укрепили веру в победу у всего войска и, как известно, оказались пророческими.

Благословил Сергий на битву за Русь также и двух монахов, в миру бывших знатными воинами - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Эти имена стали легендарными, а их носители - примером героев, сочетающих праведную веру и готовность умереть за родную землю. Пересвет пал в поединке с татарским богатырем Челубеем, выйдя на бой без доспеха, в одном лишь монашеском облачении. А Ослябя, по легенде, после того как Дмитрий был ранен во время боя, облачился в доспехи князя и повел войско вперед, благодаря чему не случилось замешательства.

Сергиевы Чудеса

Каждая “редакция” Сергиева жизнеописания монахами и религиозными деятелями обрастала все новыми чудотворными деяниями. В числе основных чудес, совершенных преподобным Сергием, обычно называют:

  • появление источника в монастыре, чтобы монахам не приходилось далеко ходить за водой;
  • исцеление знатного мирянина от бесов;
  • исцеление прихожанина от бессонницы;
  • воскрешение из мертвых сына одного из прихожан.

Большое значение в “Житие Сергия Радонежского” придают видениям святого. Однажды ему явилась сама Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна, пообещав, что отныне его монастырская обитель будет незабвенна в веках. В другой раз Сергий увидел огромную стаю птиц, пролетающих в небе над монастырем - и тотчас голос с небес возвестил о том, что учеников у Сергия будет столько же, сколько этих птиц. И точно так же разлетятся они по миру нести людям свет христианской мудрости.

Последние дни

Свою смерть преподобный Сергий предвидел заранее. За полгода до своей кончины Сергий передал управление монастырем и, соответственно, сан игумена своему верному ученику и соратнику Никону. Следующие месяцы он провел в полном молчании, и только когда почувствовал скорое приближение смерти, то созвал своих последователей для последней беседы. Эти заключительные наставления старца приводят во всех версиях “Жития Сергия Радонежского”. Краткая их суть в следующем - иметь душевную чистоту, следовать божественным заветам и пребывать в смирении перед Богом. Скончался святой Сергий 25 сентября 1392 года. Теперь этот день - церковный праздник.

Наследие Сергия Радонежского

Преподобный Сергий является одним из самых почитаемых святых Русской православной церкви - во всем мире ему посвящено около 800 храмов.

Сергий не оставил после себя никакого писания - все факты о его жизни и личности мы знаем из “Житие Сергия Радонежского” Епифания Премудрого и последующих переработок. Однако, это тот самый случай, когда деяния говорят больше, чем слова. Святой Сергий стал символом духовного единения Руси: рассказы о его беспрекословной вере в Бога и кротком смирении вдохновляли простой народ во всех уголках державы. Ученики Сергия стремились передать мудрость дальше и основывали все новые и новые монастыри. Духовная стезя России была предопределена на много веков вперед.

Явления образа Сергия Радонежского

Как говорится в "Житие преподобного Сергия Радонежского", он и после смерти продолжал совершать чудеса, являясь в облике бестелесного духа или приходя во сне:

  • при осаде города Опочки явился во сне одной из жительниц и указал на камни, которыми жители смогли отбить очередное наступление на стены;
  • проявился в Казани незадолго до ее завоевания Иваном Грозным и присоединения в состав России;
  • предупредил обитателей Троицкой лавры о будущей осаде поляками, придя во сне к ее насельнику Иринарху.

Образ Сергия неоднократно появлялся перед теми, кто усердно молился этому святому. Как правило, он исцелял людей от болезни или предупреждал их о возможной опасности. Также описан случай, когда Сергий вывел из церкви уснувшего в ней реставратора, пояснив это тем, что спать в божьем месте негоже. А одним из самых значимых посмертных явления Сергия считается обращение к Козьме Минину. Преподобный явился простому нижегородскому мяснику во сне и повелел собирать людей и готовиться отбивать Русь у супостатов. Так началась история Второго народного ополчения 1611-1612 годов.

Первая биография Преподобного Сергия

Первым трудом о святом Сергии считается “Житие Сергия Радонежского”, автор которого - тоже причисленный к лику святых Епифаний Премудрый, книжный писец и составитель еще нескольких жизнеописаний. Его произведение рассматривают не только как биографическую рукопись, но и как документ, фиксирующий нравы тогдашнего времени, подробно описывающий быт и культуру.

По словам самого Епифания Премудрого, “Житие Сергия Радонежского” писалось долго. Автор начал вести записи о старце Сергии еще при жизни того, а после смерти долго не решался взяться на труд, надеясь, что найдется кто-то более достойный для этого праведного труда. Тем не менее время шло, а о Сергии никто не писал. Тогда Епифаний переборол свои сомнения и решил собрать все свои заметки в книгу, понимая, что если он этого не сделает, то мир утратит сведения о таком важном и высокодуховном человеке, как Сергий. Считается, что полная рукопись была готова в первые годы XV века.

“Житие…” в переработке Пахомия Логофета

Следующим человеком, приложившим руку к содержанию “Жития Сергия Радонежского” был Пахомий Логофет по прозвищу Серб. Этот человек во многом определил дальнейший стиль жизнеописания святых и составления служб и канонов. При этом его тексты нельзя назвать полностью исторически достоверными, ведь наряду с жизнеописанием реальных событий он приводит и заметки о совершенных Сергием чудесах.

Потребность в переработке оригинального “Жития святого Сергия Радонежского” возникла в связи с его канонизацией в середине XV века - рукопись следовало переделать под формат церковной службы - добавить больше восхвалений и убрать не касающиеся жизни святого подробности про быт, политику и т.д. А предшествовало канонизации произошедшее в 1422 году событие, которое в церкви называют Обретение честных мощей Преподобного Сергия.

В это время Троицкая обитель, построенная самим Сергием, была сожжена во время очередного нашествия татар. Сначала Сергий явился во сне игумену Никону и успокоил его тревоги, рассказав, что монастырю предстоит восстать из руин еще краше прежнего. А когда опасность миновала, то монашеская братия принялась за постройку нового, каменного храма. И святой Сергий снова явился во сне одному из мирян с повелением достать его тело из гроба и перенести в церковь. На следующий же день после этого сна нетленные мощи Сергия были найдены там, где велось строительство нового собора - на месте прежней разрушенной церкви. Когда в 1426 году новый храм был освящен, туда перенесли и мощи Сергия. Сейчас этот собор является одним из важнейших памятников русского зодчества, а святыня до сих пор покоится внутри храма.

Другие версии “Жития…”

Каждое проходящее столетие вносило что-то свое в первоначальную версию “Жития Сергия Радонежского”. Краткое затишье в XVI веке сменилось бурным интересом к трудам святого в XVII столетии. В эти годы “Житие…” переписывали, дорабатывали и дополняли книжник Троицкого монастыря Герман Тулупов, монах-писатель Симон Азарьин, епископ Димитрий Ростовский. В XVIII веке жизнью святого интересовались митрополит Платон и даже Екатерина II, а в XIX веке уже возникла необходимость существенно адаптировать “Житие Сергия Радонежского” для детей и взрослых языком тогдашних читателей. Этим занимались митрополит Филарет и архиепископ Никон Рождественский, чья переработка “Жития..” до сих пор переиздается.

Житие Сергия Радонежского: краткое содержание в пересказе Бориса Зайцева

Жизнеописание деяний святого Сергия нам известно не только благодаря деятелям церкви. Один из пересказов “Жития преподобного Сергия Радонежского” принадлежит писателю Борису Зайцеву. Фактически он является представителем Серебряного века, но работать и творить ему пришлось в эмиграции - после революции писатель выехал из России и так туда и не вернулся. Кроме “Жития Сергия Радонежского”, Зайцев также описал свои поездки на Афон и Валаам.

Образ Сергия Радонежского в культуре и искусстве

Личность и образ Сергия ярко врезаются в память - неудивительно, что художники, скульпторы и литераторы продолжают воспроизводить в своих работах сюжеты из “Жития…”.

Вышеупомянутый художник Михаил Нестеров в своих работах неоднократно возвращался к теме отшельничества и пустынничества. Эпизоды из жизни Сергия несколько раз появились на холстах художника и вошли в целый цикл из пятнадцати картин. На них - практически вся жизнь Сергия, от юности до момента благословения Дмитрия Донского.

Отдельно стоит заметить, что эпизод с Дмитрием Донским стал излюбленной темой для художников. Известно около десяти картин с подобным сюжетом.

Рисовал портрет святого Сергия и Николай Рерих. На картине “Преподобный Сергий Радонежский” он изобразил старца в монашеском одеянии с маленьким храмом в руках. Позади фигуры - очертания церквей, а рядом - икона с ликом Христа. Под изображением - надпись, гласящая о том, что Сергий дважды уже спасал Россию - во времена Дмитрия Донского и во времена Минина и Пожарского - и предстоит ему спасти отечество и в третий раз. Символично, что эта картина была написана незадолго до Второй мировой. Кроме нее, Рерих также написал еще несколько полотен, посвященных Сергию. Полотна “Сергий-строитель” и “Святой Сергий” обыгрывают легенду о том, что в годы уединения святому удалось приручить медведя - на картине рядом с работающим Сергием изображен этот зверь.

Изучение "Жития..." в школах

Этот фундаментальный труд в общеобразовательных школах изучают в рамках курса литературы. Зависит от программы - как правило, ознакомление с древнерусской литературой обычно приходится на 7-8 класс. "Житие Сергия Радонежского" представляет не только типичный образец жития святых как литературного жанра, но и взращивает в юных душах все благородные качества преподобного Сергия. Из глубины веков нам доступен пример безоговорочной любви к Родине, постоянного смирения, ежедневного кроткого труда ради общего блага и постоянного внутреннего развития. Не стоит бояться излишней религиозности произведения - в восприятии школьника это такой же исторический документ, как и "Слово о полку Игореве", которое продолжают изучать в школах.

Сергий Радонежский; преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец (в миру Варфоломей). Родился 3 мая 1314 года или в мае 1322 года - умер 25 сентября 1392 года. Монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

Дни памяти:

25 сентября (8 октября) - преставле́ние (кончина);
5 (18) июля - обре́тение мощей;
6 (19) июля - Собор Радонежских святых.

Основной первичный источник сведений о преподобном Сергии - «житие, написанное его учеником Епифанием Премудрым», которое входит в «число вершин русской агиографии» и «является ценнейшим источником сведений о жизни Московской Руси XIV века». Одна из особенностей этого первоисточника - отсутствие прямых указаний на год появления на свет будущего святого, другая - насыщенность чудесами.

«Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария» , - сообщает Епифаний Премудрый.

В повествовании Епифания не указано точное место рождения преподобного, сказано лишь, что до переселения из Ростовского княжества семья преподобного проживала «в деревне в той области, которая находится в пределах Ростовского княжества, не очень близко от города Ростова» . Принято считать, что речь идёт о селе Варницы под Ростовом. Будущий святой получил при крещении имя Варфоломей в честь апостола Варфоломея.

Первый жизнеописатель будущего святого, Епифаний Премудрый, указал год его появления на свет, пользуясь характерной затейливой формулировкой: «Хочу также сказать о времени и годе, когда преподобный родился: в годы правления благочестивого, славного и державного царя Андроника, самодержца греческого, который царствовал в Царьграде, при архиепископе Константинополя Каллисте, патриархе вселенском; родился он в земле Русской, в годы княжения великого князя тверского Дмитрия Михайловича, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси, когда приходило войско Ахмыла» .

В результате исследователи сталкиваются с нелегкой проблемой интерпретации этих данных, и дата рождения преподобного, в отличие от места его рождения, вызывает значительные разногласия. В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. В частности, В. Е. Рудаков в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указывает: «Ни в житии Сергия, ни в других источниках нет точного указания на год рождения преподобного, и историки, по различным соображениям, колеблются между 1313, 1314, 1318, 1319 и 1322-м гг. Наиболее вероятным представляется 1314 г.» .

В сочинениях церковных историков XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Современные варианты жития в качестве дня его рождения дают 3 мая 1314 года. Современные светские исследователи, как отмечает К. А. Аверьянов, также не единодушны по вопросу о дате рождения Сергия Радонежского: «По мнению Н.С. Борисова, это событие произошло 3 мая 1314 г., по данным В. А. Кучкина – 3 мая 1322 г., а на взгляд Б. М. Клосса – в конце мая того же 1322 г.» .

Рассматривая данную проблему, К. А. Аверьянов приходит к выводу, что «будущий святой родился 1 мая 1322 г.».

Кирилл и Мария, родители преподобного, имели трех сыновей: «первый Стефан, второй - этот Варфоломей, третий Петр…» В свой срок (хотя Епифанием он не указан, некоторые современные жизнеописания говорят про семилетний возраст) юного Варфоломея отдали обучаться грамоте, но учёба не продвигалась: «Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать, но как-то медленно и не прилежно» .

Старания учителя не приносили плодов: «отрок не слушал его и не мог научиться» . Варфоломея бранили родители, учитель наказывал, товарищи укоряли, он же «со слезами молился Богу».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона так описывает обучение Варфоломея: «Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию» .

Как сообщает Епифаний, ещё до достижения двенадцатилетнего возраста Варфоломей «стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился», что послужило источником некоторых разногласий между сыном и матерью, которую беспокоили такие подвиги её сына.

Через какое-то время сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. Епифаний указывает в своем житии, каким образом отец преподобного утратил свое богатство: «Скажем и о том, как и почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе» .

Но наихудшим бедствием стало «великое нашествие татар, во главе с Федорчуком Туралыком, и после него год продолжалось насилие, потому что княжение великое досталось князю великому Ивану Даниловичу, и княжение Ростовское также отошло к Москве». Несладко пришлось «городу Ростову, а особенно князьям ростовским, так как отнята была у них власть, и княжество, и имущество, и честь, и слава, и все прочее отошло к Москве». Назначение и приезд в Ростов московского воеводы Василия сопровождался насилием и многочисленными злоупотреблениями москвичей. Это и побудило Кирилла к переселению: «собрался он со всем домом своим, и со всеми родными своими поехал, и переселился из Ростова в Радонеж».

Остается добавить, что достоверность этого рассказа историки (например, Аверьянов) под сомнение не ставят.

Мнения о том, когда произошло переселение, высказывались различные: или около 1328 года, или около 1330 года (согласно «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона»). Согласно же Аверьянову, переселение произошло гораздо позже, в 1341 году.


Ещё при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости». Ждал он недолго: через два-три года он похоронил отца и мать, которые, следуя распространённому в то время на Руси обычаю принимать иночество под старость, незадолго до смерти тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьково-Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским.

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Ма́ковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года.

1342 год считают датой образования обители (впоследствии Троице-Сергиева лавра) ; Сергий был её вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354 года). Запретив просить подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример.

С начала 1370-х годов положение обители меняется: около 1374 года умерла вдова Ивана Калиты княгиня Ульяна, в удел которой входил монастырь, и Радонеж отошёл князю Владимиру Андреевичу, став его «вотчиной». С этого времени князь Владимир часто посещает монастырь, организует снабжение его всем необходимым (ранее инокам нередко приходилось голодать).

К периоду 1364-1376 годов исследователи относят введение в монастыре общежития - вместо устава скитского (особножительства). Эта реформа связывается с посланием Вселенского Патриарха Филофея, который также прислал игумену крест, параман и схиму. Проведение общежитийной реформы встретило активное противодействие: у части братии возникла мысль «яко не хотети Сергиева старейшинства»; свои права предъявил старший брат Сергия Стефан, сторонник особножития: «И кто есть игумен на месте сем? Не аз ли прежде седох на месте сем?» (слова, изречённые, согласно «Житию», Стефаном). Вследствие конфликта, Сергий временно покинул обитель и основал небольшую обитель на реке Киржач (ныне Благовещенский монастырь).

Кроме Троицкого монастыря и Благовещенского монастыря на Киржаче, преподобный Сергий основал ещё несколько монастырей: Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме, во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников.

Учениками и духовными чадами преподобного Сергия основано (как при его жизни, так и после смерти) до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели ещё примерно пятидесяти монастырей.

Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

По смерти святителя Алексия, Сергий предлагал великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия. Но Дмитрий желал иметь митрополитом своего духовника спасского архимандрита Михаила (Митяя). По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию.

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356, нижегородского - в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.

Как сообщает первый жизнеописатель преподобного Сергия, битве с Мамаем предшествовала встреча князя Димитрия с преподобным Сергием : «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены» . Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, «пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий - муж добродетельный и даром пророческим обладает». Преподобный Сергий, согласно Епифанию, ответил: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься».

Получив от преподобного Сергия благословение, великий князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь». Отметим тот факт, что Сергий, согласно Епифанию, своим ответом (вопреки распространенному мнению) не предрёк великому князю безусловную победу и спасение от смерти, поскольку этот ответ содержал слова «если Бог поможет тебе» и по этой причине не был пророчеством. Лишь позже, когда русские воины, выступившие в поход, увидели войско «татарское весьма многочисленное» и «остановились в сомнении», «размышляя, что же делать», неожиданно «появился гонец с посланием от святого», в котором говорилось: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, - обязательно поможет тебе Бог».

Упомянутую выше битву с Мамаем традиционно отождествляют с Куликовской битвой (в числе прочих источников об этом говорится в словаре Брокгауза и Ефрона). Существует также версия (которую высказал В. А. Кучкин), согласно которой рассказ «Жития Сергия Радонежского» о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 год) и связан с Куликовской битвой как с более масштабным событием уже впоследствии, в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище»).

Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», Сергий отправил на битву двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием Пересвета и Ослябю. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий на некоторое время покидает свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тверь» под защиту князя Михаила Александровича Тверского.

Согласно Епифанию Премудрому, жизнь преподобного Сергия сопровождалась многочисленными чудесами.

В частности, как сообщает Епифаний, одно из этих чудес предшествовало рождению будущего святого: «Когда ребёнок ещё был в утробе матери, однажды - дело было в воскресенье - мать его вошла в церковь, как обычно, во время пения святой литургии», и перед чтением Евангелия «внезапно младенец начал кричать в утробе матери». Перед пением «Иже херувимы» крик повторился: «внезапно младенец начал вторично громко кричать в утробе, громче, чем в первый раз», - а в третий раз младенец громко закричал после возгласа иерея: «Вонмем, святая святым!» .

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес . Историк церкви Е. Е. Голубинский в своей работе перечисляет следующие чудеса преподобного:

Изведение источника . Поскольку «монахи оказались вынужденными приносить себе воду издалека», возник ропот, и тогда преподобный, «нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву», после чего открылся обильный источник воды.
Воскрешение отрока . Один местный житель, имея тяжко больного сына, понёс его к преподобному Сергию. Но когда он вошёл к преподобному в келью и попросил молитв о больном, сын его умер. Убитый горем ушёл за гробом. «Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим - и по его молитве дитя ожило».
Исцеление бесноватого вельможи .
Исцеление больного бессонницей , который «в продолжение двадцати дней не ел и не спал».
Наказание лихоимца , который «заставил одного бедного соседа своего уступить ему борова» и «не хотел платить за него денег». Сергий обратился к обидчику обличением и услышал в ответ обещание не только «заплатить за взятую у бедного соседа свинью, но исправить и всю свою жизнь», о котором вскоре забыл, и свиная туша была изъедена червями, «хотя время было зимнее».
Исцеление греческого епископа . «Слушая многие рассказы о преподобном Сергии, он не хотел верить им…» Но при встрече с преподобным «на него напала слепота», «и неволею исповедал он преподобному свое неверие», после чего преподобный Сергий вернул ему зрение.

Как сообщает Епифаний Премудрый, в трудах, воздержании и молитве преподобный достиг глубокой старости и о смерти своей предуведомил братию монастыря.

Перед самой смертью Сергий Радонежский «тела и крови Владыки причастился». Кончина пришлась на 25 сентября 1392 года.

Историк церкви Е. Е. Голубинский писал о Сергии, что «он приказал было положить свое тело не в церкви, а вне ее, на общем монастырском кладбище, вместе со всеми другими». Такое его приказание весьма огорчило монастырскую братию. В итоге «она обратилась со спросом и за советом к митрополиту Киприану», который, «по рассуждении … приказал положить его в церкви на правой стороне».

Современный исследователь А. Г. Мельник считает, что именно стремление «утвердить почитание игумена Сергия» было причиной нежелания «монастырской братии хоронить его вне церкви» и что погребение Сергия в церкви было зачатком его почитания.

Как гласит предание, Кирилл и Мария – родители Сергия Радонежского – жили в деревне около Ростова Великого. Жили очень просто. Были людьми тихими, спокойными, верующими.

Еще до своего рождения Сергий проявил себя не как обычный человек. Когда его беременная мать была в церкви, он кричал так, что слышали окружающие и поражались этому. Родители решили посвятить свое дитя Богу. После этого женщина стала усиленно поститься и молиться. Третьего мая Мария родила сына, которого назвали Варфоломеем.

После рождения младенец не желал брать грудь матери, если она питалась мясной пищей. Пришлось Марии поститься и дальше. На сороковой день после рождения мальчика крестили.

В семь лет Варфоломея отправили в школу. Но учеба не давалась мальчику, чему очень огорчались и он, и его родители. И вот в один из дней отрок встретил в лесу монаха и рассказал ему о своей беде. Святой человек встал вместе с Варфоломеем на молитву, дал ему кусочек просфоры и сказал, что от Бога мальчик уразумеет грамоту. С того момента Варфоломей стал учиться хорошо. Взрослые поражались этому.

Когда Варфоломей подрос, то продолжал усиленно молиться и поститься, и стал испрашивать у родителей благословения уйти в монастырь. Но Кирилл и Мария попросили его ухаживать за ними, потому что они стары и слабы и не могут сами вести хозяйство. Варфоломей согласился.

После смерти родителей юноша осуществил свою заветную мечту. В двадцать три года он отдал свою долю наследства родственникам и подстригся в монахи под именем Сергий. Затем он отправился в глухой лес, где построил деревянную церковь. Жизнь мужчины была тяжела. Он молился, постился, работал не покладая рук, часто голодал. В лесу к Сергию стал приходить медведь, монах подкармливал его. Постепенно зверь стал почти ручным. Год длилась эта дружба человека и лесного зверя.

Слухи о Сергии распространялись. Разные люди стали приходить и проситься жить вместе с ним. Постепенно среди леса был выстроен монастырь. Сергия назначили игуменом, хоть он и был против этого. Жили монахи бедно, много трудились. Беспрестанно молились и постились.

Возделывали огород, но еды не всегда хватало. Иногда монахи выживали только благодаря помощи извне. Сергий работал наравне со всеми. Монастырь разрастался. Приходили новые люди, желающие жить вдали от света и познавать Бога. Они строили кельи подсобные помещения, вспахивали и засаживали поля. Вскоре маленький монастырь превратился в Троице-Сергиеву лавру. Сергия стали звать Радонежским. Прославился он, как великий молитвенник и чудотворец.

Однажды, во времена, когда Русь еще платила дань татаро-монгольскому игу, князь Димитрий Донской собрал войско для последней битвы с Мамаем. И для благословения посетил Сергия Радонежского, т.к. слышал о чудесах и о предсказаниях святого. Князь получил благословение на битву. Дмитрий Донской победил.

Умер святой в конце четырнадцатого века. Чувствуя, что уже умирает, Сергий собрал вокруг себя братию, помолился и отдал душу Богу.

Преподобный Сергий Радонежский родился и вырос на территории Твери, в годы правления тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Родители мальчика были честными верующими людьми. Отец Святого звался Кириллом, а мать – Марией.

Странное происшествие произошло с преподобным Сергием ещё до момента его рождения, когда он находился в утробе матери.

Его мать посещала церковь для . Во время церковной службы ещё неродившийся ребёнок три раза громко прокричал. Марии стало страшно, и она даже заплакала. Люди, которые услышали этот крик, пытались найти ребёнка в церкви. Когда люди поняли, что ребёнок кричал в то время, когда находился в утробе матери, все изумились и даже устрашились.

Мария на протяжении всей своей беременности часто ходила в церковь для молитв и постов. Она чётко осознала, что если у неё будет мальчик, то она посвятит его Богу. Ребёнок родился полностью крепким и здоровым, но не хотел питаться грудным молоком, до того времени пока его мать питалась мясной пищей. На сороковой день после рождения ребёнка его отнесли в церковь, крестили и назвали именем Варфоломей. При этом родители младенца поведали священнику о его троекратном крике из утробы.

Священник сказал, что мальчик станет слугой Святой Троицы. Через некоторое время ребёнок не питался грудным молоком по средам и пятницам, а также не питался молоком чужого происхождения, лишь от своей родной матери. Как проходило житие святого? Какой образ жития он выбрал?

План жития Сергия Радонежского, краткое описание

Мальчик заметно вырос и стал тщательно обучаться грамоте. Варфоломей обладал двумя братьями, Стефаном и Петром. Эти братья довольно быстро обучились грамоте, а Варфоломей долгое время никак не мог её освоить. Из-за этого мальчик сильно расстраивался и переживал .

Один раз отец Варфоломея послал его искать лошадей. На поле под одним из дубов мальчик встретил старца священника. Варфоломей решил поведать незнакомому священнику о своей проблеме в учёбе и просил его помолиться за него. На это старый священник дал мальчику кусок просфоры и заявил, что с этого времени Варфоломей будет знать грамоту в несколько раз лучше, чем его собственные братья и остальные дети. Мальчик попросил священника заглянуть его к себе домой и повидаться с родителями.

Сначала старец отправился в часовню, начал петь, а Варфоломею приказал читать псалом. Неожиданно для самого себя Варфоломей смог грамотно прочитать текст псалома. Священник вошёл в дом родителей Варфоломея, поел и сказал Кириллу и Марии, что их сын будет великим перед всевышним и среди людей.

С прошествием нескольких лет мальчик начал с большим усердием поститься и молиться каждую ночь. Мать говорила мальчику, чтобы он не губил своё тело и сознание попытками воздержаться, но Варфоломей чётко шёл по своему пути. Он редко общался и играл в игры с другими детьми и сверстниками, но при этом очень часто ходил в церковь и читал святые книги.

Отец святого Кирилла переехал из Ростова на земли Радонежа, так как на территории Ростова в это время был в управлении московский воевода Василий Кочева. Он отбирал много имущественных земель у жителей Ростова, по этой причине Кирилл и потерял значительно состояние.

Становление священником

Варфоломей пригласил к себе в пустынку одного старцы Митрофана, который постриг его в монашество с новым именем Сергий. После своего пострижения священник причастился, и вся церковь в это время наполнилась необычным благоуханием. По прошествии нескольких дней Сергий проводил старца и попросил у него молитв, благословения и некоторых наставлений. В этот момент он был в возрасте около двадцати лет.

Инок проживал в пустынной области, усердно работал и регулярно молился. Полчища бесов отчаянно пытались навести на него страх, но так и не смогли этого сделать.

Один раз, когда Сергий на территории церкви пел заутреню, стены в церкви разошлись и в ней появился сам дьявол в окружении бесчисленного числа бесов. Он приказал Сергию покинуть пустынку и грозился скорой расправой. Но Сергий справился с ними, используя крест и молитвенник. В следующий раз бесы атаковали Сергия в его жилище, но его упорные молитвы быстро одолели существ.

Случалось так, что дикие животные приходили к жилищу святого Сергия. Таким животным был один дикий медведь, для которого Сергий каждый день подготавливал кусок хлеба. Медведь навещал своего кормильца на протяжении одного года.

Некоторые монахи приходили к Сергию в гости и собирались жить вместе с ним, но он не разрешал им, так как жизнь на территории пустынки была тяжела и далеко не проста. Но некоторые из них были непреклонны, тогда Сергей прекратил их выгонять . Каждый из желающих монахов смог создать себе келью, и они начали проживать рядом с Сергием, во всём подражая ему. Иноки служили полунощницу, заутреню, а во время обедни звали священника, так как Сергий по своему смирению не принимал ни игуменства, ни священничества.

Когда монахов стало около 12 , кельи обстроили тыном. Сергий усердно служил братии: рубил дрова и поленья, носил чистую воду, готовил пищу. Свои ночи святой посвящал долгим молитвам.

Смерть игумена

Особенности и нравы по отношению к братьям

Однажды князь Владимир приказал доставить в монастырь еды и некоторые напитки. Слуга, который доставлял эти продукты, попробовал угощенья. Когда слуга вернулся на территорию монастыря, то Сергий упрекнул его, слуга тут же попросил своего прощения и искренно раскаялся.

Один из учеников Сергия, преподобный Андроник, решил основать собственный монастырь. Один раз к преподобному пришёл митрополит Алексей, который сообщил ему о своём желании создать монастырь в честь спаса Нерукотворного, в память о прошествии бури на море. Тогда Сергей решил дать митрополиту в качестве помощника своего собрата Андроника. После Алексей построил монастырь рядом с рекой Яузе, а наставником в нём был сам Андроник. Сергий Радонежский пришёл в этот монастырь и самостоятельно осветил его. После Андроника преподобным стал Савва, а после Александр. В данном монастыре также побывал и великий иконописец Андрей .

Один раз во время службы на территории монастыря монахи заметили странного человека, который служил литургию совместно со святым Сергием. Одежда этого человека блистала, да и он сам сиял. Поначалу Сергий не хотел раскрывать правды, но потом ответил, что это ангел Божий служил службу вместе с ним.

Епископа Стефана из Перми очень привлекал Сергий. Когда он шёл в свою епархию, он проходил возле Троицкого монастыря. Дорога проходила довольно далеко от монастыря, и Стефан решил просто отдать поклон в сторону её расположения. Святой Сергий в это время трапезничал и, хотя не мог знать о поклоне Стефана и видеть его, поклонился ему в ответ.

Один состоятельный человек, проживавший рядом с монастырём, отнял у соседа-бедняка борова и при этом не заплатил ни гроша. Бедняк обратился с этой проблемой к святому . Святой стал укорять богача, и тот дал обещание, что он изменится, но потом решил не отдавать деньги. В то время, когда он зашёл в свою кладовую, он обнаружил, что туша борова неожиданно сгнила, хотя мороз на улице стоял довольно сильный. После такого необычного события богач искренне раскаялся и отдал все деньги назад.

Однажды, когда святой служил Божественную литургию , один из его учеников Симон увидел, как огонь ходил по жертвеннику и осенял сам алтарь. Перед моментом причастия огонь Богов вошёл в чашу. Святой строго запретил Симону говорить об этом кому-либо до того момента, пока Сергей не умрёт.

Смерть Сергия Радонежского

Ещё за шесть месяцев до этого события преподобный уже чувствовал свою гибель и передал игуменство своему лучшему ученику Никону. А сам стал безмолвствовать.

Перед своей кончиной Сергий просвещал и поучал окружающих его собратов. Так, 25 сентября Сергий умер. От его усопшего тела распространилось благоухание, а его лицо стало белым как снег. Сергий велел похоронить его на территории церкви рядом с остальными братьями. При этом митрополит Киприан благословил расположить Сергий преподобного в церкви, с правой стороны. Большое количество людей с различных городов – бояре, иноки, священники, князья - все они пришли для того, чтобы проводить святого Сергия и помолиться за него.

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: "Святая святым". Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания". Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа". С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским, память 12 февраля).

Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: "Мир тебе, духовный брат". В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."



Рассказать друзьям