Исследовательский проект как одна из форм работы с одарёнными детьми. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

людмила казарина
Предназначение гипотезы в исследовании

Виды гипотез :

1) По иерархической значимости : Генеральные Вспомогательные

2) По широте использования : Универсальные Частные

3) По степени обоснованности : Первичные Вторичные.

Требования к гипотезам :

1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.

2. Релевантность – опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы , как в науке, так и на практике.

3. Прогностичность – обеспечивающая прогнозирование результатов исследования .

4. Проверяемость – позволяет принципиальную возможность проверки гипотезы , эмпирическим путем, на основе наблюдения или эксперимента. Это должно обеспечить или опровержение гипотезы или подтверждение .

5. Непротиворечивость – достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы .

6. Совместимость – обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями.

7. Потенциальность – включает возможности использования гипотезы по количеству и качеству сделанных выводов и следствий.

8. Простота – основывающаяся на системности и большом числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так же на достаточно большом числе объясняемых ею фактов.

Формирование и развитие гипотезы включает в себя :

1) Подготовительный этап

2) Формирующий этап

3) Экспериментальный этап

После разработки гипотезы формируется концепция исследования – это система основополагающих взглядов, идей и принципов исследования , т. е. общий его замысел (идея) .

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования .

Следует отметить, что цель исследования некоторые ученые рекомендуют расположить после проблемы исследования , т. е. перед объектом и предметом , а некоторые – после объекта и предмета . Здесь выбор за научным руководителем.

Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме : выявить, обосновать, разработать, определить и т . п. Например, если тема исследования – «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения» , то цель можно сформулировать следующим образом : «Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения».

После определения объекта , предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза . Гипотеза – это предположение , выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы . Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования .

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования :

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

Она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Формулируя гипотезу , исследователь должен строить предположение о том , каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу ? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях , предполагающих педагогический эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы . В исследованиях по истории педагогики гипотеза , как правило, не предусматривается .

Приведем пример формулирования гипотезы по теме : «Контроль как компонент развивающей системы будет обеспечивать развитие школьников, если :

Стимулирует и способствует единству в достижении образовательных, воспитывающих и развивающих целей обучения;

В единстве учитывает процесс и результат деятельности;

- определяет динамику продвижения учащихся;

Способствует саморазвитию учащихся.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования , т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы . Задачи исследования – это те исследовательские действия , ко-торые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования . Как правило, различают три группы задач, которые связаны с :

1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;

2) обоснованием способов решения проблемы;

3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру , т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить , какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании .

К примеру, в качестве задач исследования могут быть сформулированы следующие :

1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий ;

2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);

3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы) .

Ис. предполагает проведение эксперимента, то к перечисленным задачам добавить :

1) разработать организационно-педагогическую систему (или дидактическую модель, или методику) формирования. ;

2) экспериментально проверить ее эффективность.

Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует . Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения .

Одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования , с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения. Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи :

Провести анализ теоретических подходов по проблеме …;

Проанализировать психологическую литературу по проблеме …;

Раскрыть и конкретизировать сущность понятия "….".

Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения. Например :

Провести диагностику …;

Изучить особенности ….

Выявить взаимосвязь …;

Разработать программу, направленную на … .

В исследовании следует различать цель и результат. Как отмечалось, цель – это то, что предполагают получить при проведении исследования . А результат – это то, что реально получили. На вопрос о том, как мы это получили, отвечает методика. Методика исследования объясняет , на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях был достигнут данный результат.

Гипотеза исследования

Решение научной проблемы никогда не начинается непосредственно с эксперимента. Этой процедуре предшествует очень важный этап , связанный с выдвижением гипотезы . `` Научная гипотеза - это утверждение , содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы . По существу гипотеза – это главная идея решения. возможных ошибок в формулировке гипотез следует придерживаться следующих подходов :

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования . Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук , имеющих в качестве предмета исследования совсем другое . Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том , что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями , вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону, звучит так : ``Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников"" . Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя , можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.

3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том , что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т. п.

4. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна . Например, из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что младший школьный возраст (семь лет) благоприятен для развития координационных способностей. Т. о., предположение о том , что ``педагогические воздействия, направленные на развитие этих способностей, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте"", может служить общей гипотезой при проведении исследований , связанных с разработкой методик для развития координационных способностей. В рабочей гипотезе целесообразно определить те положения , которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите. Поэтому рабочая гипотеза в отдельном случае может выглядеть следующим образом : ``Предполагается , что применение стандартной тренировочной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей семи лет"" - именно в этом случае проверяется эффективность разработанной исследователем методики .

В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется , дополняется или изменяется.

Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем , что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности .

В общем виде гипотезу можно рассматривать : как часть научной теории;

как научное предположение , требующее последующей экспериментальной проверки.

Как подготовить проект?

Проектная деятельность – одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, выходит, что проектирование – это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определенного результата, причем результата, планируемого еще в самом начале проекта. Другими словами, любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Элементы проектной деятельности учителя очень часто включают в свои уроки, когда учат детей планировать и действовать по составленному ими же плану.
А как вообще разработать проект? Как грамотно организовать проектную деятельность? Какова структура проекта и какую роль здесь может играть учитель? На эти вопросы, обращаясь к разнообразным примерам и приводя конкретные факты, отвечают авторы статьи.

Как вообще разработать проект?

Идея проекта, как правило, рождается у учителя. Но он таким образом создает проблемную ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать.
Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Есть проекты, которые выигрышно смотрятся на конкурсе и могут занимать призовые места. Какой проект будет заведомо выигрышный, учителю подсказывают интуиция и опыт участия в конкурсах проектной деятельности. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика. Поэтому учитель сам для себя решает, чего он хочет: научить ребенка работать над проектом или победить в конкурсе (что, впрочем, не снижает ценности работы, а, напротив, повышает самооценку учеников).
Например, можно выяснить, как влияют комнатные растения на физическое и психоэмоциональное состояние ученика, провести эксперимент, а потом разводить в кабинете те комнатные растения, которые положительно влияют на эмоции человека и его физическое здоровье. Можно через проектную деятельность поработать в театре. Результатом будут созданные по какой-либо технологии куклы, сценарии и спектакли для первоклассников (творческая сторона проекта). Значимость такого проекта с любых аспектов педагогики трудно переоценить.

Как грамотно организовать проектную деятельность?

Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» – сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.
При работе над проектом наиболее правильным направлением мы считаем образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители.
Скажем, два раза в неделю учитель проводит занятия с детьми по разработке проекта на уровне ребенка, обучая детей планировать, собирать информацию, знакомит с методами исследования и т.д., и один раз в неделю (например, в пятницу вечером) – по схеме: учитель + родитель + ученик, где уточняются основные принципы, правила, структура проекта, действия каждого.
В этом случае проект рассматривается на уровне ребенка, но с двойной подстраховкой: со стороны учителя и со стороны родителей.
Такая организация хороша еще и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения.

Какова структура проекта?

Рассмотрим подробно все эти этапы .

1. Постановка проблемы

Проблема может идти от ребенка (например, проведя анкетирование в классе, можно узнать все волнующие учеников проблемы), а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации, отметим еще раз, проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.

2. Тема проекта

Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Например, проект называется «Миллион алых роз». Дети рассказывают о том, что название взято из известной песни А. Пугачевой. Этим они объясняют правомерность выбора названия проекта. Проблема, которая сподвигла к разработке проекта, связана с тем, что один из самых чудесных цветов, преподносимых любимым женщинам, мамам, друзьям, погибает почти сразу.
Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом – проблема, которая определила название проекта.

3. Цель проекта

После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.
Например, если появилось желание собрать в классе свою коллекцию чудес света, может возникнуть ряд проблемных вопросов:

– Какие архитектурные постройки можно воссоздать в условиях школы?
– Какой материал лучше использовать для конкретного сооружения?
– Какой материал наиболее оптимально подойдет для моделирования? – и т.д.

Выбрав наиболее значимый для вас, можно определить цель проекта: например, какой материал наиболее оптимально подойдет для моделирования архитектурных сооружений.

4. Задачи проекта

Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе: задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию); задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент); задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше – с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.

5. Гипотеза

Гипотезу выдвигают исходя из цели. Возвращаясь к моделированию архитектурных сооружений, можно выдвинуть такую гипотезу: предположим, пластилин самый оптимальный материал, который можно использовать в условиях школы.

Исследуя свойства материала, можно подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.

6. План работы

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

    подумать самостоятельно;

    посмотреть книги;

    спросить у взрослых;

    обратиться к компьютеру;

    понаблюдать;

    проконсультироваться со специалистом;

    провести эксперимент;

В защите же мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы).
Например, в защите проекта дети рассказывают следующее: «Чтобы собрать информацию (это теоретическая задача), мы спрашивали у взрослых: мам, бабушек, соседей; мы читали книги и энциклопедии; мы обращались к Интернету; мы консультировались со специалистом», – и т.д. При этом дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.
Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали.
Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала.

Пример 1 . В проекте «Миллион алых роз» дети проводили два эксперимента: «Роза – вода», где исследовали влияние воды на состояние роз, и «Розы – химические добавки», где изучали влияние химических добавок на долготу жизни срезанных роз. Выводы по исследованию были четко озвучены и в доказательство представлены таблицы и графики по итогам экспериментов.

Пример 2. В защите проекта «Образовательная программа “Испания”» вместо исследования было выполнено моделирование. Дети собрали «Лестницу испанских образов», где были представлены самые яркие образы испанской культуры. Каждый из выступающих (а в защите может участвовать не более трех человек) рассказывал о своей части работы и объяснял, почему использовал именно такой материал для представления своего образа (ткань, пластилин, определенная техника выполнения и т.д.).

Надо отметить, что если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта – другими словами, кратко представить свой «подпроект».
Мы рассмотрели реализацию плана работы по разрешению двух задач: теоретической задачи и задачи, связанной с моделированием или исследованием. Третьей задачей, если вы помните, было проведение презентации проекта. Реализация этой задачи идет на протяжении всей защиты проекта.

7. Продукт проекта

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта – некой материальной (хотя и не всегда) субстанции, которая обязательно должна быть значимой и полезной. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, – все это должно найти свое отражение в продукте проекта.
Это может быть книга, в которой вы собрали самую важную и полезную информацию по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного вами мероприятия, каталог, фильм и т.д. Но в любом случае все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для вас (как для создателей и разработчиков проекта), но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.
К примеру, продуктом проекта «Миллион алых роз» стала брошюра, в которой была собрана не только интересная информация по розам, но и полезная: советы по уходу за розами и результаты исследования воды и химических добавок, влияющих на долготу жизни роз. Эта брошюра была напечатана в нескольких экземплярах, и дети ее дарили друзьям, членам жюри, учителям.
Продуктом проекта «Образовательная программа “Испания”» стала большая иллюстрированная книга-раскладушка, по которой можно изучить Испанию «от и до». Представленная в ней «лестница испанских образов», полезна не только тем, кому интересна Испания, но и всем тем, кто хочет научиться правильно выделять основные образы любой другой страны (государственная символика, архитектура, литература, танцы, кухня, праздники и т.д.).
Таким образом, продукт проекта – это материализованный итог всей вашей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.

8. Выводы (итог) проекта

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.
Важно отметить, что этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки, отличаясь лишь сжатостью, точностью и лаконичностью.

Приступая к написанию дипломной работы, студенты сталкиваются с необходимостью сформулировать гипотезу исследования .

  • Что такое гипотеза и какую роль она играет в научном исследовании?
  • Как выдвинуть гипотезу для своей работы?
  • Как сформулировать ее и включить в текст введения к диплому?

Понятие гипотезы в дипломной работе и ее место в структуре исследования

Слово «гипотеза» переводится с греческого как предположение. Этот перевод практически полностью раскрывает суть гипотезы как элемента научного исследования. Словарь Ожегова определяет ее как научное предположение, выдвигаемое для объяснения тех или иных явлений. Из этого и следует исходить при формулировании гипотезы.

На первый взгляд, гипотеза – это всего лишь несколько фраз во введении к работе. На самом же деле ее роль крайне велика. Этим нескольким утверждениям должна быть подчинена вся работа. Анализ научной литературы, которому обычно отводят целую главу, делается с целью уточнения понятий и научных фактов, связанных с предметом исследования.

Само исследование – эмпирическая часть работы. Выполняется непосредственно с целью проверки гипотезы. В заключении диплома сводятся воедино все собранные факты и делается вывод о том, подтвердилась ли гипотеза. Таким образом, гипотеза определяет структуру работы и отбор научного материала.

В гипотезе проявляется вся научная значимость исследования, так как она представляет собой переход от имеющихся научных фактов к новому знанию, которое автор добывает в ходе своего исследования.

Требования к гипотезе

Гипотеза исследования должна соответствовать нескольким параметрам:

  • Связь с установленными научными фактами (гипотеза не должна противоречить имеющимся научным данным);
  • Проверяемость (гипотеза должна быть такой, чтобы в дальнейшем тексте работы можно было провести ее проверку с помощью теоретических или эмпирических методов);
  • Неочевидность (нельзя предлагать в качестве гипотезы научные факты, которые не вызывают сомнений. Например, в качестве гипотезы не подойдет утверждение: «Предполагается, что в Конституции РФ заложены фундаментальные основы всех отраслей российского права» ).

Формулировка гипотезы обычно включает в себя фразы: «Предполагается, что…», «Если…, то…» , «На основании … мы выдвигаем гипотезу, что…» .

Классификация гипотез

Гипотезы бывают нескольких видов.

По функциям исследовательского процесса выделяют два вида гипотез:

  • описательные;
  • объяснительные.

Описательные гипотезы посвящены изучению свойств исследуемого объекта. Они могут быть посвящены наличию в его структуре того или иного элемента или существованию какого-либо объекта как такового. Например, может быть выдвинута описательная гипотеза о правовой природе права на образование: «Предполагается, что обязательность образования не превращает данное право в обязанность субъекта права, а является элементом механизма реализации права на образования» .

Объяснительные гипотезы отвечают на вопросы о причинно-следственных связях между объектами исследования. Они могут быть посвящены условиям, при которых достигаются те или иные благоприятные социальные эффекты. Примером объяснительной гипотезы может служить следующее предположение: «Мы предполагаем, что совершенствование корпоративной культуры работников образовательной организации приведет к повышению качества образования в данной организации» .

Гипотезы также различаются в зависимости от объекта исследования: они могут быть общими, частными и единичными. Общие гипотезы охватывают крупные понятия и явления природы или общественной жизни, в то время как единичные гипотезы имеют дело с причинами и следствиями отдельных фактов.

Правила формулирования гипотезы

Несмотря на то что гипотеза исследования прописывается на одной из первых страниц дипломной работы, она не может появиться у студента в самом начале исследования.

Первоначально нужно изучить предмет исследования, познакомиться с научными работами по теме, а затем уже выдвигать собственные предположения по поводу проблемы исследования. Грамотным подходом будет формулирование рабочей гипотезы после знакомства с научной литературой и ее корректировка после получения эмпирического результата.

Этапами формирования гипотезы будут следующие:

  1. Отбор группы фактов, которые нуждаются в научном объяснении и не укладываются в существующие теории;
  2. Формулирование предположения, способного объяснить выявленные факты;
  3. Тщательная проверка высказанного предположения, изучение его следствий;
  4. Проверка полученного утверждения на соответствие имеющимся научным данным;
  5. Становление гипотезы в качестве научного факта.

Выводы

Как мы видим, написание гипотезы к дипломной работе – важный этап научного исследования. Гипотеза включается во введение работы и служит стержнем, на который нанизываются все собранные факты и которому служат проводимые исследования. Ее подтверждение или опровержение обязательно указывается в заключении работы и служит тем новым научным знанием, обнаружению которого служит вся работа.

Несмотря на её скромный объём (не больше абзаца), разработка данного элемента очень важна, поскольку она является опорой всего исследования, его движущей силой. Курсовая или дипломная работа создаётся для того, чтобы в процессе исследования подтвердить или опровергнуть сформулированную гипотезу.

Гипотеза дипломного исследования – это его прогнозируемый результат, предположение, достоверность которого проверяется опытным путём в ходе работы. Ради её подтверждения или опровержения вы выбираете , выполняете теоретические и практические изыскания, оформляете свой труд. В или курсовой вы даёте оценку, соответствует ли выдвинутая гипотеза истине. Если так, то она станет теорией, которую вы доказали своей работой. Если нет – она отвергается, ведь опровержение – тоже ценный вывод.

По большому счёту, принято выдвигать 2 гипотезы исследования, которые противоречат друг другу. В дальнейшем с первой вы согласитесь, а вторую отвергнете, как ошибочную.

Ещё на этапе поиска опорного материала гипотеза должна уже находиться у вас в голове, однако окончательно оформить её рекомендуется по завершении основной части, когда написаны теоретический и практический разделы. Ведь в процессе подготовки научной работы, например, при , вы тщательно изучите , продвинетесь к намеченной цели, внимательно проанализируете используемые источники и сможете лучше ориентироваться в выбранной сфере исследования. Даже если у вас совершенно нет каких-либо мыслей по поводу гипотезы, смело приступайте к написанию работы. Вы сами не заметите, как вожделенная гипотеза сама окажется у вас в сознании.

Важно помнить, что в процессе или дипломной работы гипотеза – это не каменное изваяние, не константа. При подготовке практического раздела вы будете выполнять различные эмпирические исследования, в ходе которых, возможно, изменятся намеченные гипотезы. Например, если вы начали с целью доказательства или опровержения идеи о том, что колбасные изделия определённой фирмы значительно превосходят по качеству всех своих конкурентов, то в результате анализа данных можете обнаружить некий секретный ингредиент, ради изучения которого гипотезу придётся перефразировать, смещая фокус исследования.

Получается, что гипотеза не создаётся из воздуха, а опирается на разнообразные догадки, которые давно высказывались, но при этом не были официально оформлены. Нужно лишь выбрать то или иное предположение, подвести под неё логическое обоснование и грамотно воплотить в слова. Так и рождаются гипотезы.

Формулировка гипотезы исследования

Следующие советы помогут вам грамотно и красиво очертить гипотезу.

  • Гипотеза обычно касается объекта или предмета исследования, поэтому находится в непосредственной связи с этими разделами . Также на неё существенно влияют цель, задачи и проблематика.
  • Важно корректно сформулировать гипотезу, не выдавая за неё очевидные вещи, известные всем. Воздержитесь от спорных или размытых понятий, проследите, чтобы гипотезу можно было проверить различными методами, включая анализ, синтез, сопоставление и т.д.
  • Опирайтесь на ключевые слова темы, объекта и цели вашего научного труда. Поскольку эти разделы находятся в непосредственной логической связи, формулировка у них совпадает.
  • Обязательно применяйте речевые обороты, которые бы подчеркнули субъективность выдвигаемой идеи. Например, начните с фразы «следует ожидать…» , «можно допустить, что…» или «предполагается, что…» . При наличии у вас достаточной смелости чётко пишите, что гипотеза принадлежит вам, начиная со фразы: «я думаю» или «я полагаю» .

Признаки правильной гипотезы

Приведённые ниже пункты помогут вам проверить, насколько корректно вы выбрали и сформулировали гипотезу.

  • Прочная логическая связь с темой, целью, задачами и проблематикой исследования.
  • Отсутствие острого противоречия между уже проведёнными исследованиями по вашей теме и вашим умозаключением.
  • Открытость для проверки различными методами исследования.
  • Грамотная формулировка без логических конфликтов и речевых ошибок.
  • Соблюдение баланса между высоким полётом мысли и банальными фактами

Пример выделения гипотезы исследования в дипломной работе

Примеры гипотезы

Итак, как же правильно оформляется гипотеза в курсовой работе? Примеры из разных областей науки наведут вас на нужные мысли.

Направление курсовой работы: бизнес, предпринимательство.

Тема: Мотивация деятельности сотрудников организации.

Гипотеза: Можно предположить, что мотивация сотрудников тесно связана с их осознанием собственной успешности на рабочем месте, а также с ожиданием немедленного поощрения.

Направление: Производственный менеджмент.

Тема: Документооборот в организации.

Гипотеза. Следует ожидать, что при более глубоком внедрении новейших компьютерных технологий в фирме существенно поднимется уровень организованности её документооборота при доведении количества потерь важных документов до нуля.

Направление: Педагогика.

Тема: Повышение любознательности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: Можно ожидать, что уровень любознательности младших школьников повысится при должной мотивации со стороны педагогического состава и повышении заинтересованности самих преподавателей в учебном процессе.

Работа с гипотезой

От до гипотеза будет неотступно направлять ход вашего научного труда. В первом разделе основной части доказывать или отвергать гипотезы вы будете на основе собранных фактов. Анализируйте их, сопровождайте собственным мнением. Второй раздел вбирает в себя результаты проведённых вами опытов и исследований, выполненные расчёты.

Всё взаимодействие с гипотезой делится на следующие этапы.

  1. Зарождение. Выявление фактов и предположений, которые не укладываются ни в одну известную теорию по вашей теме. Эти умозаключения должны вызывать горячие споры в обществе и остро требовать объяснения, доказательства или опровержения.
  2. Формулировка на основе этих умозаключений.
  3. Теоретическое исследование. Поиск мнений, имеющих отношение к гипотезе, в разных источниках. Сравнение высказанных идей с собственными представлениями, их анализ и цитирование.
  4. Практическое исследование. Осуществление тематических опытов, связанных с гипотезой. Анализ полученных результатов. Выполнение расчётов, подготовка всевозможных итоговых диаграмм и графиков.
  5. Сравнение полученных результатов изысканий с гипотезой, её последующее опровержение или подтверждение.

Не забудьте коснуться гипотезы в заключении, поделитесь мнением, насколько она соответствует действительности, может ли стать теорией и получить широкое распространение в общественном мнении. Возможно, вы выдвинете и докажете такую гипотезу, которая станет поворотным пунктом в развитии вашей области знаний.

А. Основная: «Применение проблемных ситуаций по сравнению с обычным изложением при изучении физики должно значительно эффективнее развивать творческие способности учащихся».

Дополнительные:

Изучение физики автоматически не учит ребенка исследованию, творческому мышлению, для этого нужны специальные приемы;

Одной из причин слабого усвоения знаний является недостаточное осознание, ощущение учеником проблемности материала;

Процессу развития творческого подхода к решению задач способствует знакомство с приемами эвристического мышления.

Б. Основная: «Если построить воспитательную работу на основе оптимального согласования (связи, соответствия) классной и клубной деятельности учащихся, можно получить более высокие результаты, чем при планировании воспитательной работы в отрыве от учебной».

Дополнительные:

Клубная деятельность должна быть связана с содержанием учебы;

Работа без домашних заданий приносит эффект при наличии достаточных возможностей участия в клубной работе.

Составление плана-программы эксперимента. Планирование – это проекция человеческой деятельности в будущее для достижения поставленной цели. Результатом планирования является план – управленческое решение задачи достижения поставленной цели. План (программа) эксперимента представляет собой систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения.

Тщательно разработанный план педагогического эксперимента служит залогом его успешного проведения: он позволяет всесторонне осмыслить эксперимент, заранее предусмотреть объем работы, избежать ошибок, придает эксперименту ритмичность на всех этапах его проведения.

Разработка плана основывается на общих принципах прогнозирования деятельности с учетом специфики и логики научного исследования.

Структурными компонентами плана эксперимента выступают его основные этапы и различные экспериментальные мероприятия и процедуры. Как исходные данные (общая характеристика) включает: первоначальную формулировку проблемы, темы, целей и задач, гипотезы исследования, персоналии исполнителей и руководителей, календарные сроки проведения эксперимента.

При разработке плана эксперимента четкое отражение должны найти следующие вопросы:

– в чем будет заключаться эксперимент, какие именно педагогические воздействия, способы решения задач и т. п. будут подвергаться проверке и в каких вариантах;

– какие параметры (свойства, характеристики, признаки) педагогического процесса будут выбраны для описания экспериментальных воздействий и их следствий; – как будут отслеживаться выбранные параметры; – какие методы получения и обработки информации будут применяться;



– как будет обеспечено отграничение действия проверяемого приема обучения (воспитания) от совокупности приемов, как будет достигнуто уравнивание всех прочих условий (факторов);

– какое время потребуется для проведения эксперимента; – какова будет логическая схема эксперимента, с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в экспериментальной группе;

– как будет оформляться и оцениваться результат эксперимента.

В план диагностического этапа включается изучение авторами эксперимента литературных источников, ознакомление с опытом передовиков, логический анализ основных понятий проблемы, на основе чего будет окончательно разработана методика эксперимента.

В плане прогностического этапа намечается уточнение всех гипотез, формулировок, целей и задач предстоящей работы, предвидимых ее результатов.

План организационно-подготовительного этапа составляется в подробном позиционном виде с указанием сроков и исполнителей. В нем должны быть учтены следующие позиции: 1) вопросы согласования эксперимента; 2) подбор и необходимая коррекция (уравнивание) объектов эксперимента; 3) подготовка методического обеспечения; 4) подготовка исследовательского инструментария, размножение методических материалов; 5) проведение при необходимости разведывательного эксперимента.

Практический этап отражается в плане указанием основных моментов и сроков контролирующего, формирующего и констатирующего экспериментов, особенностей логической схемы эксперимента. Планируются способы (методы) получения информации о ходе педагогического процесса и его результатах (проведение срезовых контрольных работ, анкет, тестов и т. д.).

Далее следует совокупность мероприятий обобщающего этапа, связанных с обработкой и анализом полученных данных, подведением результатов эксперимента (формы отчетности), выработкой практических рекомендаций. Наконец, можно указать и предвидимое внедрение.

Общая схема плана эксперимента

1. Гриф учреждения.

2. Отметка об утверждении и согласовании.

3. План проведения педагогического эксперимента.

4. Тема эксперимента.

5. Сроки эксперимента.

6. Экспериментатор.

7. Руководитель (консультант, куратор).

8. Общая характеристика эксперимента.

9. Проблема и тема (с кратким обоснованием).

10. Объект экспериментирования (где, с чем и с кем проводится эксперимент).

11. Цели и задачи эксперимента.

12. Гипотеза(ы) эксперимента.

13. Намечаемые виды и методы экспериментирования.

14. Перечень мероприятий по этапам.

15. Мероприятия.

17. Исполнители.

Диагностический этап:

1) изучение литературы по проблеме;

2) ознакомление с передовым опытом.

Прогностический этап:

1) уточнение формулировок проблемы, темы, целей, задач, гипотез;

2) организационно-подготовительный этап;

3) мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента;

4) подбор объектов экспериментирования;

5) подготовка методических материалов;

6) подготовка исследовательского инструментария;

7) проведение разведывательного эксперимента.

Практический этап:

1) мероприятия констатирующего эксперимента;

3) мероприятия контролирующего эксперимента.

Обобщающий этап;

1) обработка полученных данных;

2) анализ данных и получение выводов;

3) написание отчетных материалов (указать формы отчетности).

Внедрение;

1) выступления – отчеты о результатах;

2) применение в практике.

Организационно-подготовительный этап. При проведении педагогического эксперимента его подготовка самым жестким образом может повлиять на результат; так, не подобрав заранее контрольный объект или не уравняв его с экспериментальным, нельзя получить достоверные выводы. Поэтому организационно-подготовительный этап имеет важнейшее значение и требует больших затрат времени и труда. Он тесно связан с планированием эксперимента и включает выполнение следующей программы.

Выбор объектов (и субъектов) эксперимента. Для проведения эксперимента не безразлично, каких учащихся, какой класс, какую школу выбрать в качестве объекта. В слишком слабом классе эксперимент обречен на провал, в сильном – может дать неправильные (завышенные) результаты. Поэтому, если методическое воздействие относится к массовой категории, выбирают класс, средний по результатам.

На надежность и достоверность результатов эксперимента влияет также число экспериментальных объектов (учащихся, классов, школ). Существуют математические методы определения минимального числа объектов, которое необходимо для обеспечения заданного уровня надежности результатов. Но в практике массового педагогического экспериментирования при определении минимума объектов чаще идут опытным путем. Например, в анкетном опросе соотношение ответов при определенном охвате становится постоянным – именно это количество объектов следует принять за минимальное. В каждом конкретном случае необходимо учитывать специфику темы эксперимента, опыт аналогичной деятельности, который давал корректные научно-практические выводы.

В педагогических процессах общие массовые закономерности начинают проявляться при числе объектов около 30–40, это в основном соответствует наполняемости школьного класса. Поэтому класс чаще всего используется в качестве минимальной единицы педагогического эксперимента.

Выбранные группа, класс, школа должны быть представительными с точки зрения охвата объектов различного вида. Так, экспериментальный класс должен быть типичным по наполняемости, составу, успеваемости; если вывод предполагается делать для всех типов школ, то в эксперименте нельзя ограничиваться только дневными или городскими школами.

Чтобы установить наличие или отсутствие ожидаемого эффекта, необходимо определить достигнутый уровень тех качеств объекта, которые вызвало в нем экспериментальное воздействие. Однако педагогика пока не располагает такими показателями – эталонами уровней развития для каждого возраста, относительно которых можно было бы измерять эти изменения. Поэтому в каждом конкретном случае за эталон для сравнения принимаются показатели контрольного класса, в котором идет обычный педагогический процесс без экспериментальных воздействий.

При проведении формирующего эксперимента сравниваемые группы (классы) предварительно уравниваются по начальным данным и по условиям педагогического процесса. Можно выбрать приблизительно одинаковые классы либо взять в качестве контрольного заведомо более сильный класс.

Реже применяется методика попарного отбора учащихся для экспериментальной и контрольной групп (сильный – сильный, слабый – слабый, средний – средний). Чтобы устранить возможные сомнения и создать условия для наибольшего сопротивления гипотезе, можно применить такой вариант: сильный – более сильный, средний – сильный, слабый – средний (дать стартовое преимущество контрольной группе).

Иногда тема эксперимента позволяет ограничиться лабораторным экспериментом, т. е. работой с небольшой группой детей (например, трудных, одаренных).

Эксперимент, проводимый на межпредметном, общешкольном и межшкольном уровнях, включает изучение данных о квалификации и мастерстве учителей, воспитателей, руководителей, участвующих в эксперименте, о характере межколлективных отношений (учителей, учащихся, родителей и др.). На основе учета этих данных проводится подбор состава субъектов эксперимента.

Выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте. Объект педагогического эксперимента характеризуется совокупностью качеств-параметров. На их изменение влияют: а) экспериментальные воздействия; б) еще целый ряд причин-факторов (управляемых и неуправляемых, основных и неосновных, временных и постоянных). Надежность и ценность результатов эксперимента в большой степени зависит от того, по каким параметрам будут наблюдаться и оцениваться изменения объекта и какие факторы будут при этом учтены.

Выбор параметров и адекватных способов их оценки определяется содержанием проблемы и характером объекта исследования (личность, коллектив, структура, система и т. д.). Здесь экспериментатор может встретиться как с избытком параметров (например, при оценке знаний учащихся), так и с их недостатком (оценка уровня воспитанности, развития). В первом случае необходимо отобрать самые важные с точки зрения изучаемой проблемы параметры, во втором – найти, разработать такие характеристики, которые могли бы служить наблюдаемыми параметрами.

Из факторов, оказывающих влияние на педагогический процесс, исследователя должны интересовать те, которые способны повлиять на объект эксперимента и нарушить экспериментальную ситуацию. Для устранения этого влияния их надо оценить и учесть. Наиболее часто используются и учитываются в практике экспериментирования следующие параметры и факторы:

Компоненты педагогического процесса (цели, содержание, методы, средства, включая состав педагогов);

Социальные характеристики объектов, демографические данные;

Канонические показатели педагогического процесса (успеваемость, посещаемость, дисциплина);

Специфические предметно-методические показатели (скорость чтения, число ошибок и др.);

Качества личности и коллектива (качества ЗУН, особенности психических процессов, способности и др.);

Условия педагогического процесса (режим, элементы организации, материальное оснащение и др.);

Действия участников педагогического процесса (мероприятия, встречи, собрания, беседы, официальные и неофициальные контакты и др.);

Отношения (мнения, оценки, точки зрения, суждения участников эксперимента) к учебе, к труду, к окружающему миру.

Методическое обеспечение эксперимента. Имея определенные параметры для характеристики объекта, экспериментатор может подобрать соответствующие методы их изучения и исследования. Методы исследования детерминированы содержанием эксперимента, но, с другой стороны, они сами определяют возможности как постижения сущности того или иного явления, так и решения конкретных задач. Поэтому необходимо знать эти возможности и способы их конкретизации в соответствии со спецификой проблем и задач данного эксперимента.

Для каждого эксперимента отбирается такое сочетание методов (методика), которое может дать вполне достоверную информацию об избранных характеристиках объекта. Решается также вопрос о способах обработки информации.

В методическое обеспечение эксперимента входят все педагогические материалы, необходимые для организации экспериментальных воздействий: дидактические материалы к экспериментальным урокам; разработка воспитательных мероприятий; экспериментальные учебные планы и программы, учебная литература; наглядные пособия и технические средства обучения (ТСО) и др. Особого внимания требует подготовка методического инструментария для измерения и фиксации состояния параметров объекта: тестов, контрольных работ, анкет, опросников, планов и бланков наблюдений. Они должны быть разработаны и заранее размножены в необходимом количестве.

Организационное обеспечение эксперимента. При организации педагогического эксперимента необходимо учитывать то обстоятельство, что экспериментатор имеет дело с детьми, поэтому одним из основных требований к нему является «не навреди». Отсюда следует необходимость тщательного обдумывания всех возможных исходов проверяемого педагогического воздействия, максимального уменьшения риска отрицательных изменений в личности учащихся. Следует смоделировать расписание, режимы, объемы нагрузок, согласовать ход эксперимента с планами работы школы.

План эксперимента должен пройти утверждение в педагогическом коллективе (на педагогическом совете или совете школы), его нужно согласовать с администрацией, «притереть» по времени, объекту и другим организационным особенностям к общему ходу педагогического процесса в классе, школе. Участники эксперимента (и учителя, и учащиеся) должны быть подробно проинструктированы, между ними должны быть налажены необходимые деловые отношения.

Уровень и качество эксперимента в значительной степени повысятся, если на подготовительном этапе предусмотреть проведение разведывательного исследования с целью, например, апробирования методических материалов, инструментария изучения качеств личности и др. Оно проводится до основного эксперимента с ограниченным составом участников и помогает оценить правильность построения плана-программы эксперимента, внести в него в случае надобности коррективы. По продолжительности разведывательный эксперимент может быть кратковременным, но может растягиваться и на целый учебный год.

Практический этап. Содержание этого этапа заключается в том, что объект (группа учащихся, педагогов, школьный коллектив и т. п.) помещается не в обычную, а в экспериментальную обстановку (под воздействие определенных факторов), а исследователь должен проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих его характеристик.

Констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты. В осуществлении практического этапа четко выделяются три стадии, имеющие свои конкретные цели: констатирующая, формирующая и контролирующая.

Основной целью первой стадии (констатирующий эксперимент) является определение (констатация) начального уровня всех параметров и факторов, которые подлежат отслеживанию в эксперименте. Проводится изучение начального состояния педагогической системы с помощью контролирующих средств и методов, выясняется уровень знаний, умений и навыков, воспитанности, определенных качеств личности или коллектива и др. С помощью методов наблюдения, изучения документации устанавливается наличие необходимых условий для проведения эксперимента, оценивается состояние участников эксперимента.

В соответствии с намеченной программой различные виды экспериментальных воздействий на объект осуществляются в практической учебной и воспитательной работе с экспериментальными объектами.

По ходу формирующего эксперимента педагог ведет дневник эксперимента, в который записываются данные о фактических воздействиях на учеников, проведении коллективных, групповых мероприятий и осуществлении индивидуальных мер по их коррекции. Полезно фиксировать замечания о конкретных условиях эксперимента, об эмоциональных реакциях, отношении учащихся к экспериментальным воздействиям, а также обнаруженные недостатки и затруднения в организации процесса. Это позволит сделать выводы и рекомендации более детальными и ценными.

В течение формирующего эксперимента педагог следит за изменением интересующих его параметров, может делать промежуточные срезы тех или иных характеристик и вносить коррективы в ход эксперимента, подправлять или конкретизировать гипотезу.

На третьей стадии практического этапа (контролирующий эксперимент) проводятся тщательный сбор и регистрация (измерения, описание, оценки) всех конечных показателей учебного процесса.

Линейный, параллельный, перекрестный эксперименты. Организация практического этапа подчинена логике поиска изменения интересующего экспериментатора признака (параметра) учебно-воспитательного процесса и связи этого изменения с экспериментальным воздействием.

В основе линейной схемы лежит сравнение объекта (группы) с самим собой на разных этапах процесса обучения (развития). Сначала педагог проводит эксперимент с использованием обычных содержания, методов и средств. Результат определяется по изменению интересующих педагога параметров (разница между контрольным и констатирующим измерениями). Затем в той же группе учащихся проводится эксперимент с введением испытуемого средства и вновь определяется результат как изменение параметров. Если второй результат будет выше, то делается вывод о положительном влиянии экспериментального воздействия на педагогический процесс.

Линейный эксперимент не требует уравнивания условий обучения, но применим в тех случаях, когда исследуемое явление относительно мало зависит от приращения ЗУН или развития личности в процессе эксперимента.



Рассказать друзьям