Артикуляционная гимнастика.
В артикуляционную гимнастику входит:
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
- Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.
Артикуляционная гимнастика.
- Покусать кончик языка.
- Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.
- Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
- Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.
- Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
- Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие - пони, цокают быстро и высоко).
- Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
- Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
- Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
- Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.
- Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся темпе.
- Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
- Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.
- Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.
- Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
- Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.
- Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот.
- Взять левой рукой правый локоть, согнув кисть правой руки под прямым углом к предплечью, и на образовавшуюся «полочку» положить подбородок. Выдвинуть подбородок открыть рот так, чтобы подбородок не отошел от тыльной стороны кисти, а кисть не изменила своего положения (подбородок вперед, нос вверх).
- Соединить предыдущее задание с оттопыриванием нижней губы и подъемом верхней (по очереди и одновременно).
- Выполнить последовательно в одном движении 16 и 19 задания.
- Максимально открыть рот, обнажить зубы, наморщить переносицу, включить мышцы под глазами, широко открыть глаза и сделать 4 движения языком вперед-назад, при неподвижной челюсти и губах.
Игры- упражнения на артикуляцию
«Обезьянки».
Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).
«Град» (массаж лица).
Град, а, град, ты чему так рад?
Прыгаешь, смеешься, да еще дерешься.
«Вовсе я не рад», - отвечает град.
«Просто солнца луч проколол бока у туч,
И я вывалился, лечу,
С досады всех колочу.
«Ночной лес».
Лес ночной был полон звуков (а-аа-а шепотом):
Кто-то выл (в-в-в),
А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу),
Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю),
Кто то топал (топ-топ-топ-топ),
Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),
Кто-то укал (у-у-у-у)
И кричал (Ау-ау-ау-ау),
А-а-а-а (шепотом).
Игры и упражнения на развитие артикуляции
«Эхо».
Дети пол медленную, спокойную музыку ходят по лесу и собирают ягоды, грибы. Одна группа уходит в один конец зала, другая - в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной. Первая группа детей громко произносит: «АУ-АУ-АУ!» Вторая отвечает ей тихо: «АУ-АУ-АУ!». под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.
Игры на четкое проговаривание согласных звуков
«Поезд с арбузами».
Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а затем педагогу: представляют «погрузку арбузов на поезд». Затем под круговые движения рук произносят: «Чу-Чу-Чу\», изображая поезд, который движется под музыку. С прекращением музыки движение заканчивается. Дети произносят «Ш-Ш-Ш\» Начинается «выгрузка арбузов» с теми же движениями, что и при «погрузке».
«Ходьба».
Эта игра способствует развитию просодии. Дети идут под музыку на полных ступнях, носках, пятках, наружных сводах стопы. Направления ходьбы и характер музыки меняются. В такт ходьбе дети говорят: «Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идем на пятках. Мы идем, как все ребята и как мишка косолапый».
«Зоопарк».
Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (обруч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.
«Хоровод».
Дети стоят по кругу, один ребенок в центре, ведут хоровод и поют: «По дорожке Валя шла. Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, лишь надела, захромала. Коле тапки отдала, с Колей танцевать пошла». Ребенок, стоящий в центре, показывает движения, потом выбирает себе партнера и танцует с ним. Все подпевают и хлопают в ладоши.
В процессе дифференциации используется разнообразный материал.
«Сгибание и разгибание туловища».
Дети стоят в колоннах, затем идут легким шагом вперед, потом назад и заканчивают движение прыжками. Ноги раздвинуты, затем дети быстро наклоняются, ударяют ладонями об пол: «Ах!», выпрямляются и хлопают в ладоши над головой: «Ух!». С последним хлопком над головой ноги прыжком ставятся вместе. (Движения отражают шуточный характер музыки.)
«Пузырь» (для дошкольников и младших школьников).
Дети стоят в кругу под музыку. Педагог: «Надули пузырь». Дети надувают щеки, произнося: «Фу-у», и, взявшись за руки, идут от центра спиной, образуя большой круг. Педагог: «Лопнул пузырь». Дети бегут к центру круга со звуком: «Ш». Педагог: «Надуваем пузырь». Снова повторяют первое движение. По сигналу: «Пузыри полетели!» -дети надувают щеки и, удерживая их в таком положении, бегут по кругу, округлив перед собой руки. Затем останавливаются и под музыку перестраиваются в круг, берут друг друга за руки, показывают движениями большой пузырь, который лопается. Дети расслабленно роняют руки вдоль туловища. Затем все садятся на стулья и исполняют песню «Мыльные пузырики» (музыка Кюна). Занятие оканчивается ходьбой под спокойную музыку.
«Поезд».
Дети имитируют стук колес паровоза, работу рычагов - руки, согнутые в локтевых суставах; затем показывают, как проверяют колеса, как пошел поезд, как он выпустил пар, дал гудок и т.д.
«Гуси».
Дети показывают как гуси машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т.д.
«Самолеты».
Дети, имитируя проверку бензонасосов, произносят: «Ссс», мотора: «Ррр». Самолеты полетели, приземлились, летчики уходят (дети садятся на стульчики).
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ
«Веселый пятачок»:
1. на счет «раз» губы вытянуть вперед, как пятачок у поросенка; на «два» губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов;
2. вытянутые губы (пятачок) двигаются вверх и вниз, влево и вправо;
3. пятачок делает круговые движения в одну сторону, потом в другую;
Заканчивая упражнения, предложить детям полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ
Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот е, приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.
1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;
2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки средней части и произносить «вау, вау, вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открыв рот, затем зевнуть и потянуться.
4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуть, мягкое небо поднято, гортань опущена).
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА
1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут, как можно дальше вперед, медленно двигается вправо - влево.
2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо - влево, вверх - вниз, по кругу.
3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
4. Уколы. Острым кончиком зыка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.
УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ
Цель. Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер - ССССССС...
Шумят деревья - ШШШШШ...
Летит пчела - ЖЖЖЖЖЖ...
Комар звенит - 3333333333...
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос - ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель - ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель - 33333! 33333! 33333!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится - Ф! Ф! Ф! Ф1
Пилит пила - С! С! С! С!
Заводится мотор - Р! Р! Р! Р!
Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении.
Например: мотоцикл. Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРРР! РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ ЗВУЧАНИЯ
С МЯГКОЙ АТАКОЙ
БОЛЬНОЙ ЗУБ
Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
КАПРИЗУЛЯ
Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.
КОЛОКОЛЬЧИКИ
Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар - бом! И отзвук - ммм... БУммм - БОммм! БУммм - БОммм! БУммм - БОммм! ДИньнь - ДОннн! ДИньнь - ДОннн! ДИньнь - ДОннн!
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Ход. Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».
Упражнения, помогающие найти правильное направление звука и активизировать работу резонаторов
Тщательная тренировка речевого дыхания и небной занавески с маленьким язычком должна подготовить хорошую открытую глотку (положение зевка). При включении звука это создаст благоприятные условия для ровного и длительного выдоха и хорошего резонирования.
Упр.1.
сделать вдох носом, рот раскрыть (между зубами расстояние два пальца, кончик языка прилегает к корням нижних зубов). Сомкнуть только губы, собрав их к центру (артикуляция звука «у»), и в таком положении постараться «показать» горло (имитация зевка). Затем медленно и ровно не меняя положения зевка, начать выдыхать. В середине выдоха на звуке удобной высоты и собранными губами следует издать протяжный, но мягкий стон (м-м-м). Необходимо повторить упражнение, изменяя высоту звука то вверх, то вниз. Если при низком звуке в верхней части грудной клетки чувствуется легкое дрожание, а при высоком звуке в лицевых костях и голове ощущается вибрация – значит, звук попал в грудной и головной резонаторы. Следует запомнить эти ощущения и сделать упражнение в удобном среднем регистре. Нижняя челюсть, язык, шея должны быть свободны. Упражнение повторить много раз, увеличивая продолжительность звучания «м».
Упр.2
. выполнять как упражнение 1, но после звука «м» нужно перейти к простой музыкальной
фразе из известной песни «Пусть бегут неуклюже…», попытаться удержать все звуки в одном направлении, то есть в фокусе, и сохранить ощущение вибрации в голове и груди. Постепенно количество музыкальных фраз нужно увеличивать.
Упр.3
. выполнять как предыдущие, только после музыкальной фразы (распева) необходимо произнести текст, сохраняя все звуки в фокусе, а в груди и голове ощущения вибрации.
Когда выработано ощущение направления звука и его отражения, можно переходить к изначальным упражнениям по развитию и укреплению природного звучания голоса. В работе над дыханием со звуком используются две интонации: «распевная» и «речевая». Упражнения выполняются в следующем дыхательном режиме: короткий выдох через плотно сомкнутые губы (со звуком «пффф»); пауза – подготовка ко вдоху; спокойный с удовольствием вдох; пауза – подготовка к выдоху, во время которой ротовая полость принимает «положение зевка»; выдох со звуком в этом положении. Упражнение повторяется несколько раз.
Упр.4.
освободить плечевой пояс, шею, голову, руки, зубы разомкнуть, губы сомкнуть. Создать ощущение зевка и издать протяжный звук «м» (стон). Ощутив вибрацию в головном и грудном резонаторах, мягко, без толчков, перейти на гласный звук «мо-о-о». В конце выдоха оборвать звучание, выдержать паузу и повторить этот слог в речевой интонации на той же высоте.
Упр.5.
повторить упражнение 4, с добавлением других слогов с согласными звуками: мо, бо, во, го, до, жо, зо, ко, ло, мо, по, ро, со, то, фо, хо, чо, шо, що. Артикуляция согласных должна быть точной и четкой. Постепенно отрабатываются все согласные и гласные.
Упр.6.
упражнение выполняется, как и предыдущее, но с произнесением слогов. При этом следует менять высоту звуков: вначале произносить их в среднем звучании, потом по ступенькам все выше и выше, потом все ниже и ниже. Необходимо следить, чтобы звук был свободным и все слоги попадали в «фокус».
Упр. 7.
Вырабатывает навык повышения и понижения голоса в строке. Сделать вдох носом, создать ощущение «зевка» и на ровном спокойном выдохе, в среднем звучании произнести одну строчку стихотворения или пословицу. Начинать тренировку можно с любой интонации, наиболее удобной для учащегося. Вначале сделать паузу, затем вдох. Повысить или понизить звук и на выдохе произнести избранную фразу. Таких изменений высоты звука в упражнении должно быть 4 – 5. Ударная гласная должна быть широкой, крупной, точно направляться в «фокус» звука. При повышении голос не должен усиливаться, при понижении «проваливаться» в глотку и затихать.
Примеры текстов:
«Красно поле пшеном»;
«Не красна изба углами»;
«Ворон к ворону летит,
Ворон, где б нам пообедать,
Где бы нам про то проведать».
Когда навык верного звучания выработался на 3 – 4 строках, в качестве примера берутся стихотворения из 4 – 6 строчек. Это закрепит правильное звучание голоса на различных звукосочетаниях.
Упр. 8.
Упражнение выполняется по тому же принципу, что и предыдущее. Только каждое понижение и повышение звука соответствует определенной строчке текста.
Упр.9.
Рассчитано на развитие навыка повышения и понижение звука по словам. Начиная с нижней или верхней ноты, каждое слово повышать или понижать на одну «ступеньку» (полтона). При этом каждый раз брать дополнительное дыхание и делать выдох на каждом слове.
Примерный текст:
Мельник
На ослике
Ехал
Верхом.
Мальчик
За мельником
Плелся
Пешком.
Глянь-ка,-
Толкует
Досужий
Народ,-
Дедушка
Едет,
А мальчик
Идет.
Глянь-ка.
После того, как первоначальные навыки владения голосом приобретены, необходимо переходить к тренировке дыхания, голоса в следующих текстах.
Пословицы
Паши, не лениво, поживешь счастливо.
Хвалился, хвалился, под гору свалился.
Чужбина – калина, родина – малина.
(повторяется звук «и»)
Красно поле пшеном, а речь умом.
Кто проворен, тот доволен.
Поговорке – цветочек, а пословице – ягодка.
(повторяются звуки «о», «е»)
Не красна изба углами, а красна пирогами.
На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Сад красен оградой, а лоза виноградом.
Молод годами, да стар делами.
(повторяется звук «а»)
Честь честью, да дело делом.
Ешь пока хлеб свеж.
Терпенье дает уменье.
За морем теплее, а у нас светлее.
(повторяется звук «е»)
Друг за друга стой и выиграешь бой.
Наука не мука.
Был бы друг, будет и досуг.
Чем больше науки, тем умнее руки.
(повторяются звуки «у», «ю»)
Стихи
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
(А.Пушкин. Руслан и Людмила)
Не гнутся высокие мачты,
На них флюгера не шумят.
И молча в открытое море
Чугунные пушки глядят.
(М.Лермонтов. Воздушный корабль)
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли»
(Н.Некрасов. Несжатая полоса)
Ночью месяц, полон блеска,
Ходит тучи серебря.
Днем в окно тепло и резко
Светит солнце января.
(А.Фет. Весна на юге)
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
(А.Фет. Летний вечер тих и ясен)
Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звука ми (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, трудной клетки.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й) и заднеязычные (к, г, х).
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке й и мягких согласных).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м н, н ‘ Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м’ н, н’).
Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика воспитания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроизносительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.
Методические указания к проведению гимнастики
Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами та кой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведется воспитание движений собственно звукопроизносиельных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.
Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения . Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным - быстрым или медленным.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.
Упражнения для мышц шеи
«Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повороты головы вправо-влево с протяжным произнесением звуков [а], [о].
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
«Жуем твердую морковь».
Что лежит на подносе? (Морковь.)
«Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
Покажите, как грызет морковку зайка.
Упражнения для щек и губ
«Пузатый самовар».
Надуй щечки и покажи, какой круглый самовар.
Надувание обеих щек одновременно.
Покажи, как ворчит «чайник-ворчун».
Растянуть губы в улыбке и произносить пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых.
Упражнения для языка
«Поднос».
Посмотри, какой ровненький поднос. Положи язычок на нижнюю губу, чтобы он стал похож на поднос.
«Раскатаем тесто для пирожка». Язык лежит на дне ротовой полости.
«Пирожок с начинкой». «Сосиска в тесте». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу. (Я кладу капустную начинку.) Поднять и свернуть в трубочку боковые края языка.
«Ручка чайника». Выгибание спинки языка. Спинка языка прижимается к небу, а кончик упирается в нижнюю десну.
«Приготовим чашку для чая». Чередование «чашечки» с укладыванием язычка на «донышко». «Чашечка стоит на столе».
Выработка продолжительного ротового выдоха. Развитие голоса
«Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.
«Пьем коктейль через трубочку». Короткий вдох ртом. Вытягивание губ узкой воронкой. Продолжительный выдох ртом.
«Выжмем сок в соковыжималке». «Включаем соковыжималку». Произнесение на одном выдохе звукосочетаний дж-дж-дж-дж-дж, дз-дз-дз-дз-дз.
Какой сок ты будешь пить?
В словах должен звучать звук [с]. (Абрикосовый, брусничный, ананасовый, вкусный, сладкий, кислый, кисло-сладкий. )
Выражение восторга, радости и недовольства при произнесении фразы: «Какая посуда».
Произношение звука в словах. Развитие фонематического восприятия. Практическое усвоение лексико-грамматических форм языка
Вносится игрушка Незнайка.
Незнайка просит нас о помощи. Его друзья послали в магазин купить посуду со звуком [с], а он не знает, что покупать.
Выставляется посуда или картинки с ее изображением. Дети называют посуду. (Салатница, салатник, салфетница, самовар, сахарница, солонка, соусник, сухарница, супница, судок, стакан, поднос, термос, миска, масленка, кастрюля, посуда. )
Определение позиции звука [с].
Поставь на этот стол посуду, в названии которой звук [с] слышится в начале слова. Что ты поставил? В названиях какой посуды звук слышится в конце слова?
Звуковой анализ слова миска.
Незнайка спрашивает, для чего нам нужны эти кружочки. Обозначьте слово миска разноцветными кружочками и расскажите ему о звуках в этом слове.
Обозначение слов судок, миска цветовыми символами, характеристика звуков.
Синтез слова стакан.
- «Собери» слово из «рассыпанных» звуков [с], [н], [к], [т], [а], [а]. Что можно налить в стакан? (Сок. )«Разбросайте» звуки слова сок. Составь слово сок из букв.
Согласование существительных с прилагательными
Из чего сделана посуда? Если миска сделана из пластмассы, значит она... (пластмассовая ). Стакан из стекла... (стеклянный). Кастрюля... (металлическая ). Как еще о ней можно сказать? Ее купили очень давно, значит, она... (старая ). Кастрюлю вымыли, значит, она... (чистая ). Какой нож? ... (Острый, металлический. )Сервиз... (столовый ). Чашки... (фаянсовые ). Стакан... (хрустальный ). Сковорода... (металлическая ). Горшок... (керамический ). Сухарница... (соломенная ).
Падежное управление
«Подскажи слово в чистоговорке».
Кан-кан-кан, вот стоит... (стакан ).
Кане-кане-кане, вкусный сок в... (стакане ).
Онку-онку-онку, насыпаем соль в... (солонку ).
Рюлей-рюлей-рюлей, я иду с полной... (кастрюлей ).
Словообразование
Я учу свою сестренку.
Гимнастика для мышц шеи
Гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка , расслабляет их. Рекомендуются:
Наклоны головы вправо-влево и вперед-назад с нара
щиванием нагрузки от 1-3 до 10-12 раз.
Круговые движения головой - не более 3 раз в каж
дую сторону.
Логопедический массаж язычной мускулатуры
При недостаточной подвижности языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя, зубной щетки, либо большим и указательным пальцами правой руки (в напальчниках).
30 Логопедический массаж
Логопедический массаж 31
Продольные мышцы
Вертикальные мышцы
Поперечные мышцы
Активизация мышц
Подъязычная уздечка
Схема логопедического массажа язычной мускулатуры
Направление движения
Тип движения
поглаживающие
Массируемые мышцы языка
от корня или средней части к кончику
от корня языка к кончику и обратно
ритмичное надавливание, проведение щетиной зубной щетки
поглаживающие
из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно
потягивание
вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щетки
снизу вверх до легких болевых ощущений
Массаж языка выполняется только специалистом! Массажу лица можно обучить и родителей.
ш Зубная щетка и напальчники для массажа должны быть индивидуальными для каждого ребенка. Щетку и напальчники необходимо промывать горячей водой с мылом после каждого применения. Надетые на пальцы напальчники нужно протереть медицинским спиртом перед применением. Марлевые салфетки предназначены для одноразового использования.
■ Массаж выполняют
большим и указательным
пальцами правой руки, оде
тыми в напальчники, или
зубной щеткой. Большим и
указательным пальцами ле
вой руки аккуратно придер
живают язык. Пальцы необ
ходимо обернуть стерильной
марлевой салфеткой.
Каждое движение по
вторяют 4-6 раз.
Вибрирующие движе
ния выполняются в течение
5-10 секунд.
Логопедический массаж 33
■ При отклонении языка в какую-либо сторону (односторонняя спазма) спастическую часть языка расслабляют поглаживанием, а вялую, наоборот, укрепляют с помощью глубоких разминаний и вибрации.
Чтобы определить, в какую сторону отклоняется язык, попросите ребенка широко открыть рот и высунуть язык. Пусть он удерживает язык в спокойном положении некоторое время. Через несколько секунд, а возможно и сразу, вы заметите отклонение языка. Та сторона, в которую он отклоняется, - спастическая, противоположная - вялая.
Массаж рекомендуется выполнять через день.
Количество сеансов зависит от степени выраженности
дефекта.
Массаж необходимо сочетать с дыхательной и артику
ляционной гимнастиками. Комплексы составляются инди
видуально для каждого ребенка с учетом характера наруше
ний произношения. Начальный комплекс, рекомендуемый
для детей, страдающих дизартрией, в том числе ее стертой
формой, представлен далее. После того как ребенок овла
деет упражнениями этого комплекса, необходимо добавить
новые, более сложные, с учетом дефекта звукопроизноше-
ния малыша.
(послеоперационный период)
При коррекции ринолалии и нарушений голоса, связанных с ней, рекомендуется массаж мягкого нёба как вспомогательная реабилитационная терапия в послеоперационный период. Как уже отмечалось ранее, устранение всех видов ринолалии предполагает оперативное вмешательство, направленное на восстановление анатомо-физиологических функций органов ротовой и носовой полостей.
Разминание рубцовой ткани производится по следующей схеме:
Поглаживающие движения по линии шва вперед-на
зад до границы твердого и мягкого нёба.
Поглаживающие движения по линии шва вправо-вле
во вдоль границы твердого и мягкого нёба.
Чередование поглаживающих движений с надавлива
ющими по вышеуказанным направлениям.
Легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесе
нии звука а. Рот широко открыт.
т Оптимальное время проведения массажа - за некоторое время до еды.
Выполняется массаж большим или указательным паль
цем правой руки.
На начальном этапе массажные движения должны быть
очень легкими и щадящими.
Массаж мягкого нёба необходимо сочетать с гимнас
тикой мягкого нёба (глотательные движения, позевывания,
полоскания рта и т. д.).
Дыхательная гимнастика
Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа и дома под контролем родителей, необходимо выполнить одно-два упражнения для развития речевого дыхания.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ
Футбол
Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
Ветряная мельница
Для этой игры необходима игрушка - мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч!
А. С. Пушкин
Снегопад
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее.
Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок , Завертелись как снежок.
А. Барто
Листопад
Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые (можно использовать настоящие листья деревьев). Предложите ребенку устроить
Дыхательная гимнастика 35
36 Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика 37
листопад дома, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони.
Бабочка
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку:
Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки -На березовой ветке!
Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
Кораблик
Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:
Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!
Русская народная поговорка
Живые предметы
Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
Шторм в стакане
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Задуй свечу
Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью. Чей пароход лучше гулит?
Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе , а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.
38 Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика 39
Рекомендации логопедам и родителям по выполнению дыхательной гимнастики
■ Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
Выдох должен быть длительным, плавным.
Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на
начальном этапе можно прижимать их ладонями).
Упражнения можно выполнять как в положении сидя,
так и стоя.
■ Через несколько занятий усложните упражнения: во
время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.
Вышеперечисленные игровые упражнения можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ
(для детей старшего дошкольного и школьного возраста)
Ребенок делает вдох-выдох (рот при этом закрыт), по
переменно зажимая то одну, то другую ноздрю.
Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыха
ет и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и вы
дыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами
на начальном этапе выполнения данного упражнения).
Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необхо
димо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не на
прягался.
Вдох через рот, выдох через нос.
Рекомендации логопедам или родителям
■ Упражнения выполняются в положении стоя в есте
ственной позе, не напрягаясь.
Артикуляционная гимнастика
2. Растягивание губ в улыбку
Дыхательная гимнастика 41
ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
на начальном этапе детям с ограниченной подвижно
стью артикуляционных органов и с тенденциями к наруше
ниям функций речи (специалист выявляет эту особенность
в процессе обследования органов артикуляции);
детям раннего возраста для профилактики речевых на
рушений (по рекомендации специалиста).