Индивидуальная программа реабилитации инвалида 3 группы образец. Ипра – индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Утвердивший новый Порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида и ребенка-инвалида (далее ИПРА), выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), и их новые формы.

Существенные нововведения в Порядке и формах ИПРА (заметим, что и предыдущие Порядок и формы менялись сравнительно недавно и действовали с 1 января 2016 года), а также их последствия подробно комментирует юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Елена Заблоцкис .

Следует отметить следующие нововведения в Порядке разработки ИПРА :

1) определено, что разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о результатах проведенного обследования ребенка. Тем самым формально закреплено право бюро МСЭ просить предъявления заключения ПМПК в пакете документов для проведения МСЭ.

Однако предъявление заключения ПМПК по-прежнему остается правом родителей ребенка, как и прохождение ПМПК. Родители вправе отказаться и от того, и от другого. При этом напомним, что для детей с проблемами поведения, иными трудностями, не видными для медиков, но требующими серьезных реабилитационных или абилитационных мероприятий, заключение ПМПК может стать весомым аргументом для подтверждения «нуждаемости в инвалидности». Сохранение в ИПРА раздела о психолого-педагогической реабилитации, в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по организации условий обучения, в настоящее время может объясняться только тем, что выводы ПМПК «помогают» специалистам МСЭ исследовать все стороны жизни ребенка для определения нуждаемости в установлении инвалидности;

2) теперь срок ИПРА должен соответствовать сроку установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), а срок проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий не может превышать срок ИПРА.

Это – существенное изменение прежних положений. Ранее ИПРА можно было разрабатывать на 1, 2 года или бессрочно (для детей – до 18 лет), срок этот мог не совпадать со сроком инвалидности: например, при инвалидности до 18 лет ИПРА могла быть разработана на 2 года. Это объяснялось меняющимися реабилитационными потребностями инвалида и необходимостью составления актуальных рекомендаций о реабилитационных мероприятиях. Теперь же это невозможно. Учитывая выраженную формальность ИПРА как документа, ухудшить положение граждан с инвалидностью это нововведение не может, скорее, можно говорить об улучшении: не надо проходить МСЭ для оформления новой ИПРА в течение срока инвалидности. Вместе с тем, необходимо внимательно относиться к возможным изменениям реабилитационных потребностей инвалида и своевременно обращаться к специалистам, чтобы при необходимости изменить ИПРА, срок действия которой не истек. Это важно, если мероприятия или технические средства реабилитации (ТСР) предоставляются на льготных условиях только при включении их в ИПРА. Изменения ИПРА , касающиеся антропометрических данных инвалида, уточнения ранее данных рекомендаций производятся по заявлению в бюро МСЭ без направления из поликлиники; если же речь идет о новых реабилитационных мероприятиях или ТСР , то необходимо новое направление на МСЭ из поликлиники и прохождение медико-социальной экспертизы ;

3) появилась новая норма права, согласно которой инвалид (ребенок-инвалид), законный или уполномоченный представитель инвалида (ребенка-инвалида) может отказаться от получения ИПРА путем подачи в бюро МСЭ в простой письменной форме заявления, которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

Юристу сложно понять правовую обоснованность такой нормы. Единственное последствие такого отказа, указанное в Порядке, – бюро МСЭ не обязано в этом случае посылать выписки из ИПРА указанным в ИПРА исполнителям для ее реализации. Другие последствия – под вопросом: остается ли ИПРА действительной; что делать, если гражданин отказывался под влиянием эмоций, а потом передумал. Мы бы рекомендовали гражданам получать ИПРА в любом случае – собираются они ее реализовывать или нет, понравилось ее содержание или нет. Гражданин может отказаться от реализации полученной ИПРА в любой момент, даже после начала ее реализации, – поскольку ИПРА для него по закону имеет рекомендательный характер. Согласно Порядку, исполнитель приступает к реализации ИПРА только после обращения к нему гражданина – поэтому последний может не обращаться к указанному в ИПРА исполнителю (исполнителям), если не желает ее реализовывать. Если гражданин не согласен с ее содержанием, он вправе его обжаловать. Легко предположить, что на практике граждане отказываются подписывать ИПРА (по старому порядку) или получать ее (по новому порядку), потому что она «пустая» – отсутствуют рекомендации по реабилитации. Настоятельно рекомендуем обжаловать «пустые» ИПРА , иначе ситуация с их разработкой не изменится.

4) Минтруд России попытался восполнить пробел, который имелся в старом порядке реализации ИПРА в части взаимодействия между инвалидом и исполнителем отдельных разделов ИПРА , указанным в ней. В соответствии с новым Порядком гражданин для реализации определенного раздела или графы ИПРА должен обратиться с заявлением о проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА, к исполнителю , указанному в них. Ранее подача такого заявления не требовалась – и было непонятно, как действовать гражданину, чтобы реализовать ИПРА. В трехдневный срок с даты поступления заявления гражданина исполнитель ИПРА совместно с органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими мероприятия по реабилитации или абилитации, организуют работу по реализации мероприятий ИПРА. Однако на этом регулирование взаимодействия инвалида и исполнителя, к сожалению, закончилось.

По-прежнему остается открытым вопрос о целесообразности обращения инвалида ко всем исполнителям ИПРА по-отдельности; вызывает недоумение отсутствие норм об органе, который должен координировать деятельность исполнителей по реализации ИПРА , содействовать инвалиду в ее реализации. Принимая во внимание высокую степень формальности ИПРА (в основном в ней указывается нуждаемость или ее отсутствие в отдельных видах мероприятий – без указания конкретных мероприятий и их особенностей), по-прежнему непонятно, как должны рассматриваться спорные вопросы о перечне конкретных реабилитационных мероприятий, их объеме, особенностях, исполнителях – реабилитационных организациях.

К сожалению, пока о единообразии порядка реализации ИПРА на территории России говорить не приходится – каждый регион разрабатывает свои механизмы реализации ИПРА. При этом новый Порядок предлагает новшество - заключение соглашения между бюро МСЭ и исполнителями ИПРА (это уполномоченные органы власти и организации) об особенностях межведомственного взаимодействия при направлении бюро МСЭ выписки из ИПРА инвалида. Странно, что об организационных проблемах бюро МСЭ подумали, а о про такие же проблемы инвалида при реализации ИПРА – нет…

5) в новом Порядке установлено право инвалида пригласить к участию в формировании ИПРА специалистов медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодателей, педагогов и других специалистов – с правом совещательного голоса. Напомним, что такое же право пригласить любого специалиста для проведения МСЭ уже определено в Правилах признания лица инвалидом. В отличие от нормы Правил в Порядке имеется уточнение, что может быть приглашен и работодатель . Это важное уточнение, т.к. для определения «показаний» к трудовой и профессиональной деятельности важно знать мнение лиц, непосредственно заинтересованных в работниках и занимающихся созданием специальных рабочих мест. Призываем пользоваться предоставленным правом и делиться опытом его использования.

Отметим также нововведения в формах ИПРА.

1. Разделы ИПРА, посвященные профессиональной и трудовой деятельности гражданина с инвалидностью, стали более подробными . Теперь в ИПРА включаются сведения об ограничениях инвалида, влияющих на осуществление профессиональной и трудовой деятельности, рекомендации по оснащению специального рабочего места, по производственной адаптации. Эти сведения направляются в органы службы занятости – для подбора для гражданина работы с учетом особенностей, отмеченных в его ИПРА.

2. Появился новый раздел ИПРА, в котором для граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, дается заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни . Нововведение призвано восполнить пробел, который имелся в законодательстве: согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если их ИПРА предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. До принятия рассматриваемого Порядка в нормативных правовых актах не было положений, которые бы регулировали обязанность бюро МСЭ давать соответствующее заключение в ИПРА, и тем самым такие заключения не давались, что затрудняло реализацию прав граждан.

Вместе с тем хотелось бы указать на ряд возникающих вопросов:

1) к сожалению, традиционный для российского законодательства подход «может сам – или не может сам» – не отвечает современным требованиям к помощи гражданам с инвалидностью . Градация заключения в соответствии с этими требованиями должна иметь по крайней мере такие же ступени, как и заключения о выраженности ограничений категорий жизнедеятельности в соответствии с Приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». В пункте 21 форм ИПРА имеется табличка, в которой должна указываться одна из ТРЕХ степеней ограничения способности к самообслуживанию – в соответствии с указанным актом . Как вариант заключение о возможности самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни могло бы также иметь 3 вывода: возможно самообслуживание и ведение самостоятельного образа жизни, возможно самообслуживание и ведение самостоятельного образа жизни с регулярной помощью других лиц и невозможность того и другого (нуждаемость в постоянной помощи). Пока остается только надеяться на то, что бюро МСЭ будут тщательно исследовать способности и возможности гражданина и не будут давать заключение о невозможности ведения самостоятельного образа жизни, если при регулярной частичной помощи со стороны социальных служб, родных и близких (т.е. не полностью самостоятельно) он сможет жить в собственной квартире;

2) нуждаемость в постоянной помощи сама по себе не может являться основанием для того, чтобы человек всю жизнь жил в психоневрологическом интернате (а именно для этого сейчас и требуется соответствующее заключение в ИПРА). Такое положение дел прямо противоречит Конвенции ООН о правах инвалидов и нормам российского законодательства . Конечно, это более широкая проблема, и обязанность МСЭ дать в ИПРА указанное заключение – лишь одно из ее проявлений. Для изменения ситуации необходимо пересмотреть подходы к обеспечению жильем граждан, закончивших пребывание в стационарном учреждении социального обслуживания или желающих выписаться из него, признать необходимость разнообразия форм жизнеустройства даже для граждан с самой тяжелой инвалидностью. Активно обсуждающейся в настоящее время формой жизнеустройства является сопровождаемое проживание инвалидов малочисленной группой в обычных квартирах и домах. Такая форма жизнеустройства могла бы стать выходом для лиц, которые постоянно нуждаются в посторонней помощи, из незаконной ситуации ограничения их прав проживать в обычных местах проживания, а не в огромных учреждениях с палатами больничного типа;

3) очень смущают формулировки заключения в «детской» ИПРА. Указано, что заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание или вести самостоятельный образ жизни заполняется в отношении ребенка-инвалида «по достижении им возраста 18 лет». Как такое может быть? По достижении возраста 18 лет ребенок перестает быть ребенком-инвалидом, а его ИПРА перестает быть действительной! Гражданин должен пройти новое освидетельствование, ему устанавливается группа инвалидности и разрабатывается «взрослая» ИПРА. При этом в «детской» ИПРА отсутствуют какие-либо пояснения о правилах вынесения заключения: может ли, например, быть дано заключение на будущее – ведь нельзя его дать ребенку в возрасте до 18 лет, поскольку на момент совершеннолетия ситуация может существенно измениться. А в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответственные органы формируют списки детей для предоставления жилья, в которые включаются лица, достигшие 14 лет. Тем самым возникает много вопросов к порядку вынесения заключения.

3. Также в ИПРА появились рекомендации по предоставляемому жилью и оборудованию жилых помещений , занимаемых инвалидом. Рекомендации по жилью, согласно утвержденным формам ИПРА, могут касаться удаленности жилья от медицинских организаций, переселения с верхних этажей на нижние или поближе к месту проживания родных и близких. Рекомендации об оборудовании жилых помещений ограничиваются только указанием на нуждаемость в оборудовании, конкретизировать оборудование не предполагается.

4. Сокращен раздел , посвященный физкультурно-оздоровительным мероприятиям, мероприятиям по занятию спортом . Если раньше в ИПРА указывалась нуждаемость в таких мероприятиях, то теперь указывается нуждаемость только в информировании и консультировании по вопросам адаптивной физкультуры и спорта. Тем самым исполнителю достаточно сообщить инвалиду, что в населенном пункте отсутствует адаптивная физкультура и спорт, подходящие для него, – и ИПРА будет исполнена.

5. Появился новый раздел, в котором дается заключение о показаниях к приобретению транспортного средства за счет инвалида или средств других лиц и организаций. Это заключение дает право на компенсацию в размере 50 процентов от уплаченной инвалидом (ребенком-инвалидом) страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, в том числе ребенком-инвалидом, и наряду с ним не более чем двумя водителями. Правила выплаты инвалидам компенсации страховых премий устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. Изменился раздел, посвященный видам помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров , препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами. Поскольку такой раздел изначально появился в ИПРА только с 1 января 2016 года, трудно предположить плюсы и минусы его изменения. Призываем всех ознакомиться с формами ИПРА, чтобы понять, какие виды помощи необходимы для включения в ИПРА.

7. Во «взрослой» ИПРА выделен раздел «Мероприятия по общему и профессиональному образованию» , в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по условиям организации обучения. Тем самым встает вопрос: какой орган или организация должны дать рекомендации по условиям обучения , если до сих пор ПМПК дает рекомендации лишь детям, т.е. лицам до достижения ими 18 лет? Приятно, что во взрослой ИПРА появились слова «общее образование»: это напоминает всем о том, что право на общее образование не зависит от возраста гражданина.

8. Из ИПРА исчезло заключение о наличии или отсутствии противопоказаний для обучения в образовательных организациях высшего образования , что связано с исключением из Федерального закона «Об образовании в РФ» требования об отсутствии противопоказаний для обучения инвалидов в пределах квот.

9. В форме ИПРА ребенка-инвалида появилось новшество, крайне важное для родителей : раздел «Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала)» заполняется при наличии заявления лица, желающего направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество ребенка-инвалида . Таким образом, родители, имеющие право на средства материнского капитала, должны заранее подготовиться и подать соответствующее заявление в бюро МСЭ .

Это очень неоднозначное новшество. Само по себе заявление не является заявлением о распоряжении средствами , которое подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по факту приобретения соответствующих товаров и услуг (Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, Постановление Правительства РФ от 30.04.2016 № 380). Получается, что это, скорее, заявление о намерении: гражданин не против возможности использовать средства материнского капитала на эти цели в будущем. Такое заявление не обязывает родителей потом это делать, они могут передумать без извещения кого бы то ни было. Вместе с тем, заполнение этого раздела в дальнейшем обязывает бюро МСЭ послать выписку из ИПРА в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации – в части рассмотрения вопроса об осуществлении компенсации затрат за счет средств материнского капитала, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения – в части выполнения мероприятий по проверке наличия приобретенного для ребенка-инвалида товара и услуги, на приобретение которых направляются средства материнского капитала.

Считаем, что родителям, имеющим право на средства материнского капитала, независимо от того, думают они о возможности их использования на указанные цели или нет, целесообразно подать в бюро МСЭ заявление о желании направить средства, чтобы соответствующий раздел ИПРА был заполнен (без указания товаров и услуг в ИПРА средства материнского капитала невозможно будет на них использовать). Желание использовать средства материнского капитала на эти товары и услуги может возникнуть позже, могут измениться обстоятельства; но заполненный раздел даст возможность своевременно получить компенсацию, а не проходить вновь МСЭ для разработки новой ИПРА и заполнения этого раздела.

10. Фактически ИПРА совершеннолетнего инвалида и ИПРА ребенка-инвалида стали отличаться только двумя разделами:

– первый – и в том, и в другом случае – посвящен нуждаемости в рекомендациях по условиям организации обучения, только называется по-разному: у детей – мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, у взрослых – мероприятия по общему и профессиональному образованию;

– второй имеется только в детской ИПРА и посвящен средствам реабилитации и реабилитационным услугам, приобретение которых может быть компенсировано за счет средств материнского капитала.

Приложение N 2 . Форма индивидуальной программы

реабилитации или абилитации инвалида,

выдаваемой федеральными государственными

учреждениями медико-социальной экспертизы

Приложение N 2
к приказу
Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 13 июня 2017 года N 486н

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида , выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

ИПРА инвалида N ___. ___. ____/_____. ____

N _____ от «___»______ 20__ г.

Общие данные

2. Дата рождения: день _________ месяц ___________ год __________
3. Возраст:
4. Пол: 4.1. мужской 4.2. женский
5. Гражданство:
5.1. гражданин Российской 5.2. гражданин иностранного 5.3. лицо без гражданства,
Федерации
6.1. государство:
6.2. индекс:
6.4. район:
6.5. населенный пункт:
6.6. улица:
6.7. дом/корпус/строение: ____________/________________/________________
6.8. квартира:
6.9. этаж проживания:
8. Наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющего пенсионное обеспечение инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации:
9. Наименование и адрес медицинской организации, направившей инвалида на медико-социальную экспертизу:
10. ОГРН медицинской организации, направившей инвалида на медико-социальную экспертизу:
11.1. государство:
11.2. индекс:
(не указывается в случае проживания за пределами территории Российской Федерации)
11.4. район:
11.5. населенный пункт:
11.6. улица:
11.7. дом/корпус/строение: / /
11.8. квартира:
13. Контактная информация:
13.1. контактные телефоны:
15. Документ, удостоверяющий личность инвалида (указать наименование документа):
серия N кем выдан
когда выдан
16. Фамилия, имя, отчество (при наличии) законного (уполномоченного) представителя инвалида:
16.1. документ, удостоверяющий полномочия законного (уполномоченного) представителя инвалида (указать наименование документа):
серия N
кем выдан когда выдан
16.2. документ, удостоверяющий личность законного (уполномоченного) представителя инвалида (указать наименование документа):
серия N
кем выдан когда выдан
16.3. страховой номер индивидуального лицевого счета законного (уполномоченного) представителя инвалида:
17.1. стаж работы: лет
17.4. не работает: лет
есть нет
да нет
18. Инвалидность:
18.1. первая группа 18.2. вторая группа 18.3. третья группа
18.2. причина инвалидности:
18.3. дата установления группы инвалидности: день месяц год
18.4. группа инвалидности установлена впервые, повторно (нужное отметить), на срок до:
(после предлога «до» указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено переосвидетельствование, либо делается запись «бессрочно»)
Способность к передвижению
Способность к ориентации
Способность к общению
Способность к обучению
Срок, в течение которого
рекомендовано проведение
реабилитационных или
абилитационных мероприятий
Исполнитель заключения о
нуждаемости в проведении
реабилитационных или
абилитационных мероприятий
Медицинская реабилитация
Нуждается
Не нуждается
Реконструктивная хирургия
Нуждается
Не нуждается
Нуждается
Не нуждается
Санаторно-курортное лечение
Нуждается
Не нуждается

________________
, утвержденной изменениями , внесенными

Мероприятия по общему и профессиональному образованию

Заключение о нуждаемости
(ненуждаемости) в проведении
мероприятий по общему и профессиональному образованию
Срок, в течение которого
рекомендовано проведение
реабилитационных или
абилитационных мероприятий
Исполнитель заключения о
нуждаемости в проведении
реабилитационных или
абилитационных мероприятий
Нуждается
Не нуждается

Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации

Заключение о нуждаемости
(ненуждаемости) в проведении
Срок, в течение которого
рекомендовано проведение
реабилитационных или
абилитационных мероприятий
Исполнитель заключения о
нуждаемости в проведении
Профессиональная ориентация
Нуждается
Не нуждается
Содействие в трудоустройстве
Нуждается
Не нуждается


Дата информирования: «_____» _____________ 20__ г.

Информация о согласии инвалида на обращение к нему органов службы занятости в целях оказания ему содействия в трудоустройстве и подборе подходящего рабочего места (при очном освидетельствовании)


(указывается в выписке из ИПРА инвалида, направляемой в органы службы занятости в целях подбора рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалида с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности)

Степень выраженности стойких нарушений
функций организма человека (умеренные,
выраженные, значительно выраженные)
Нарушение функции зрения
Нарушение функции слуха
Нарушение интеллекта
по зрению:
по слуху:
с прочими нарушениями:
не нуждается
Заключение о нуждаемости
(ненуждаемости) в проведении
Срок, в течение которого
рекомендовано проведение
реабилитационных или
абилитационных мероприятий
Исполнитель заключения о
нуждаемости в проведении
реабилитационных или абилитационных мероприятий
Нуждается
Не нуждается
Нуждается
Не нуждается
Нуждается
Не нуждается
Социально-бытовая адаптация
Нуждается
Не нуждается

(заполняется в отношении инвалида, помещенного под надзор в организацию социального обслуживания и получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания)

  1. Для инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, в том числе использующих кресла-коляски и иные вспомогательные средства передвижения:
  1. Для инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функции зрения, при необходимости использования собаки-проводника, иных вспомогательных средств:
Виды, формы и объемы

Срок, в течение которого
рекомендовано проведение
реабилитационных или
абилитационных мероприятий
Исполнитель рекомендованных
реабилитационных или абилитационных мероприятий
Информирование и
Перечень TCP и услуг по
реабилитации или
абилитации
Срок, в течение которого рекомендовано
проведение
реабилитационных или
абилитационных
мероприятий
Исполнитель
рекомендованных
реабилитационных или
абилитационных
мероприятий
Примечание
Сопровождение инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано направление для получения TCP за счет средств федерального бюджета, и обратно
нуждается
не нуждается

________________
В данном разделе указывается номер ИПРА инвалида, в которой впервые определены медицинские показания для обеспечения техническим средством реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации.

TCP и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации

________________
В данном разделе указываются рекомендации по обеспечению реабилитационными или абилитационными мероприятиями, TCP и услугами по реабилитации или абилитации, предусмотренными региональными перечнями реабилитационных мероприятий, TCP и услуг, предоставляемых инвалиду.

TCP и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности

________________
В данном разделе указываются рекомендации по обеспечению TCP и услугами по реабилитации или абилитации, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм.

Заключение о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности

Виды помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами (нужное отметить)

  1. Помощь инвалиду, имеющему выраженные, значительно выраженные ограничения в передвижении на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, при входе в такие объекты и выходе из них, посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием кресла-коляски:
  1. Помощь инвалиду по зрению — слабовидящему на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур:
  1. Помощь инвалиду по слуху — глухому на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур:
  1. Предоставление инвалиду, имеющему одновременно нарушения функций слуха и зрения, услуг тифлосурдопереводчика, включая обеспечение его допуска (при необходимости):

Прогнозируемый результат: восстановление нарушенных функций (полностью, частично), достижение компенсации утраченных либо отсутствующих функций (полностью, частично); восстановление (формирование) способности осуществлять самообслуживание (полностью, частично), самостоятельно передвигаться; (полностью, частично), ориентироваться (полностью, частично), общаться (полностью, частично), контролировать свое поведение (полностью, частично), обучаться (полностью, частично), заниматься трудовой деятельностью (полностью, частично)

Примечания:

  1. ИПРА инвалида присваивается регистрационный номер, в котором указывается порядковый номер ИПРА инвалида, номер бюро или экспертного состава (при указании экспертного состава указывается буквенный индекс «ЭС»), код субъекта Российской Федерации и через дробь текущий год. (Например: 12.2.05/2015, то есть 12 — порядковый номер, 2 — номер бюро, 05 — код Республики Дагестан, 2015 — год составления ИПРА; 136.13.ЭС.77/2015, то есть 136 — порядковый номер, 13 — номер экспертного состава, 77 — код г.Москвы, 2015 — год составления ИПРА инвалида). При разработке ИПРА инвалида часть данных отмечается условным знаком «X», вносимым в соответствующие квадраты, свободные строки предназначены для текстовой информации. При распечатывании электронной формы ИПРА инвалида допускается вывод на печать только отмеченных и заполненных полей.
  2. В случае внесения дополнений и изменений в ИПРА инвалида в течение одного года с момента ее утверждения новая ИПРА инвалида учитывается под прежним регистрационным номером с добавлением порядкового номера через дробь. (Например: 12.2.05/2015/2, то есть 12 — порядковый номер, 2 — номер бюро, 05 — Республика Дагестан, 2015 — год составления ИПРА инвалида, 2 — кратность разработки ИПРА инвалида в году).
  3. В разделе «1. Общие данные» формы ИПРА инвалида указываются общие данные о инвалиде в соответствии с данными, указанными в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
  4. В графы «Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по реабилитации или абилитации» (медицинской, общему и профессиональному образованию, профессиональной, социальной), «Перечень TCP и услуг по реабилитации или абилитации» заносятся сведения в отношении освидетельствуемого гражданина, которые отмечаются условным знаком «X», вносимым в соответствующие квадраты, или прописываются текстовой информацией.

Приложение N 3 . Форма индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

Приложение N 3
к приказу
Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 13 июня 2017 года N 486н

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

ИПРА ребенка-инвалида N ___.___.___/_____._____
к протоколу проведения медико-социальной экспертизы
N ______ от «___» _________ 20__ г.

Общие данные

1. Фамилия, имя, отчество (при наличии):
2. Дата рождения: день _________ месяц ___________ год__________
3. Возраст:
4. Пол: 4.1. мужской 4.2. женский
5. Гражданство:
5.1. гражданин Российской 5.2. гражданин иностранного 5.3. лицо без гражданства,
Федерации государства, находящийся на территории Российской Федерации находящееся на территории Российской Федерации
6. Адрес места жительства (при отсутствии места жительства указывается адрес места пребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации, место нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации) (нужное отметить):
6.1. государство:
6.2. индекс:
6.3. субъект Российской Федерации:
(не указывается в случае проживания за пределами территории Российской Федерации)
6.4. район:
6.5. населенный пункт:
6.6. улица:
6.7. дом/корпус/строение: ____________ / ________________ / ________________
6.8. квартира:
6.9. этаж проживания:
7. Лицо без определенного места жительства
8. Наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации:
9. Наименование и адрес медицинской организации, направившей ребенка-инвалида на медико-социальную экспертизу:
10. ОГРН медицинской организации, направившей ребенка-инвалида на медико-социальную экспертизу:
11. Место постоянной регистрации:
11.1. государство:
11.2. индекс:
11.3. субъект Российской Федерации:
(не указывается в случае проживания за пределами территории Российской Федерации)
11.4. район:
11.5. населенный пункт:
11.6. улица:
11.7. дом/корпус/строение: / /
11.8. квартира:
12. Лицо без постоянной регистрации
13. Контактная информация:
13.1. контактные телефоны:
13.2. адрес электронной почты:
14. Страховой номер индивидуального лицевого счета:
15. Документ, удостоверяющий личность ребенка-инвалида (указать наименование документа):
серия N кем выдан
когда выдан
16. Фамилия, имя, отчество (при наличии) законного (уполномоченного) представителя ребенка-инвалида:
(заполняется при наличии законного (уполномоченного) представителя)
16.1. документ, удостоверяющий полномочия законного (уполномоченного) представителя ребенка-инвалида (указать наименование документа):
серия N
кем выдан когда выдан
16.2. документ, удостоверяющий личность законного (уполномоченного) представителя ребенка-инвалида (указать наименование документа):
серия N
кем выдан когда выдан
16.3. страховой номер индивидуального лицевого счета законного (уполномоченного) представителя ребенка-инвалида:
17. Основная профессия (специальность):
17.1. стаж работы: лет
17.2. квалификация (класс, разряд, категория, звание):
17.3. выполняемая работа на момент проведения медико-социальной экспертизы (должность, профессия, специальность, квалификация, стаж работы по указанной должности, профессии, специальности):
17.4. не работает: лет
17.5. трудовая направленность: есть нет
17.6. состоит на учете в службе занятости: да нет
18. Инвалидность:
18.1. дата установления категории «ребенок-инвалид»: день месяц год
18.2. категория «ребенок-инвалид» установлена впервые, повторно (нужное отметить), на срок до:
(после предлога «до» указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено переосвидетельствование, либо делается запись «до достижения возраста 18 лет»)
19. Реабилитационный или абилитационный потенциал (нужное отметить):
высокий, удовлетворительный, низкий
20. Реабилитационный или абилитационный прогноз (нужное отметить):
благоприятный, относительно благоприятный, сомнительный (неясный)
21. Показания для проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий:
Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности Степень ограничения (1, 2, 3)
Способность к самообслуживанию
Способность к передвижению
Способность к ориентации
Способность к общению
Способность к обучению
Способность к трудовой деятельности
Способность к контролю за своим поведением
22. ИПРА ребенка-инвалида разработана впервые, повторно (нужное отметить) на срок до:
(после предлога «до» указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено переосвидетельствование, либо делается запись » до достижения возраста 18 лет «)
23. ИПРА ребенка-инвалида разрабатывалась при очном, заочном проведении медико-социальной экспертизы (нужное отметить).
24. Дата вынесения решений по ИПРА ребенка-инвалида: «_____» _____________ 20___ г.
25. Дата выдачи ИПРА ребенка-инвалида: «_____» _____________ 20___ г.

Мероприятия по медицинской реабилитации или абилитации

Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации Срок, в течение которого
рекомендовано проведение
реабилитационных или
абилитационных мероприятий
Исполнитель заключения о
нуждаемости в проведении
реабилитационных или
абилитационных мероприятий
Медицинская реабилитация
Нуждается
Не нуждается
Реконструктивная хирургия
Нуждается
Не нуждается
Протезирование и ортезирование
Нуждается
Не нуждается
Санаторно-курортное лечение
(предоставляется в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг)
Нуждается
Не нуждается

________________
Заключение о нуждаемости в проведении мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации выносится на основании рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в пункте 34 формы N 088/у-06 «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» , утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 77 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2007 г., регистрационный N 9089), с изменениями , внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 853н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2009 г., регистрационный N 15324).

Мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации

________________
Заключение о нуждаемости в проведении мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации вносится на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, выданного в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии , утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2013 г., регистрационный N 30242).

Заключение о нуждаемости
(ненуждаемости) в проведении
мероприятий по психолого-
педагогической реабилитации или абилитации
Срок, в течение которого
рекомендовано проведение
реабилитационных или
абилитационных мероприятий
Исполнитель заключения о
нуждаемости в проведении
реабилитационных или
абилитационных мероприятий
Рекомендации по условиям организации обучения
Нуждается
Не нуждается

Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации

Заключение о нуждаемости
(ненуждаемости) в проведении
мероприятий по профессиональной реабилитации или абилитации
Срок, в течение которого
рекомендовано проведение
реабилитационных или
абилитационных мероприятий
Исполнитель заключения о
нуждаемости в проведении
реабилитационных или абилитационных мероприятий
Профессиональная ориентация
Нуждается
Не нуждается
Содействие в трудоустройстве
Нуждается
Не нуждается

О возможности трудоустройства путем постановки на учет в органах занятости проинформирован
Дата информирования: «______» ______________ 20__ г.

Заключение о видах и степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами

(указывается в выписке из ИПРА ребенка-инвалида, направляемой в органы службы занятости в целях подбора рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности детей-инвалидов с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности)

Основные виды стойких нарушений функций организма человека Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека (умеренные, выраженные, значительно выраженные)
Нарушение функции зрения
Нарушение функции слуха
Нарушение одновременно функций зрения и слуха
Нарушение функции верхних конечностей
Нарушение функции нижних конечностей
Нарушение функции опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски
Нарушение интеллекта
Нарушение языковых и речевых функций
Нарушение функции сердечно-сосудистой системы
Нарушение функции дыхательной системы
Нарушение функции пищеварительной системы
Нарушения функций эндокринной системы и метаболизма
Нарушения функций системы крови и иммунной системы
Нарушение мочевыделительной функции
Нарушения функций кожи и связанных с ней систем
Нарушения, обусловленные физическим внешним уродством
по зрению:
по слуху:
с одновременным нарушением функции зрения и слуха:
с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающегося с
использованием кресла-коляски:
с прочими нарушениями:
не нуждается
  1. Социально-психологическая адаптация:

Мероприятия по социальной реабилитации или абилитации

Заключение о нуждаемости
(ненуждаемости) в проведении
мероприятий по социальной реабилитации или абилитации
Срок, в течение которого
рекомендовано проведение
реабилитационных или
абилитационных мероприятий
Исполнитель заключения о
нуждаемости в проведении
реабилитационных или абилитационных мероприятий
Социально-средовая реабилитация или абилитация
Нуждается
Не нуждается
Социально-психологическая реабилитация или абилитация
Нуждается
Не нуждается
Социокультурная реабилитация или абилитация
Нуждается
Не нуждается
Социально-бытовая адаптация
Нуждается
Не нуждается

Заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни (нужное отметить)

(заполняется в отношении ребенка-инвалида, помещенного под надзор в организацию социального обслуживания и получающего услуги в стационарной форме социального обслуживания, являющегося сиротой или оставшегося без попечения родителей, по достижении им возраста 18 лет)

  1. Для детей-инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, в том числе использующих кресла-коляски и иные вспомогательные средства передвижения:
  1. Для детей-инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функции зрения, при необходимости использования собаки-проводника, иных вспомогательных средств:

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия по занятию спортом

Виды, формы и объемы
рекомендованных реабилитационных
или абилитационных мероприятий
Срок, в течение которого
рекомендовано проведение
реабилитационных или
абилитационных мероприятий
Исполнитель рекомендованных
реабилитационных или абилитационных мероприятий
Информирование и
консультирование инвалида и членов его семьи по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
Перечень TCP и услуг по реабилитации или
абилитации
Срок, в течение которого
рекомендовано проведение
реабилитационных или
абилитационных
мероприятий
Исполнитель
рекомендованных
реабилитационных или
абилитационных
мероприятий
Примечание
Сопровождение ребенка-инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано направление для получения TCP за счет средств федерального бюджета, и обратно
нуждается
не нуждается

________________
В данном разделе указывается номер ИПРА ребенка-инвалида, в которой впервые определены медицинские показания для обеспечения техническим средством реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации.

TCP и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые ребенку- инвалиду за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации

________________
В данном разделе указываются рекомендации по обеспечению реабилитационными или абилитационными мероприятиями, TCP и услугами, по реабилитации или абилитации, предусмотренными региональными перечнями реабилитационных мероприятий, TCP и услуг, предоставляемых ребенку-инвалиду.

TCP и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности

________________
В данном разделе указываются рекомендации по обеспечению TCP и услугами по реабилитации или абилитации, в оплате которых принимают участие сам ребенок-инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм.

Заключение о наличии медицинских показаний для приобретения ребенком-инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности

Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала)

________________
Таблица заполняется при наличии заявления лица, желающего направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество ребенка-инвалида.

Перечень товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий с применением товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала Исполнитель, осуществляющий компенсацию затрат на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов

Виды помощи, в которых нуждается ребенок-инвалид для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами (нужное отметить)

  1. Помощь ребенку-инвалиду, имеющему выраженные, значительно выраженные ограничения в передвижении на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, при входе в такие объекты и выходе из них, посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием кресла-коляски:
  1. Помощь ребенку-инвалиду по зрению — слабовидящему на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур:
  1. Обеспечение допуска на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по установленной форме:
  1. Помощь ребенку-инвалиду по слуху — глухому на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур:
  1. Предоставление ребенку-инвалиду, имеющему одновременно нарушения функций слуха и зрения, услуг тифлосурдопереводчика, включая обеспечение его допуска (при необходимости):

Прогнозируемый результат: восстановление нарушенных функций (полностью, частично), достижение компенсации утраченных либо отсутствующих функций (полностью, частично); восстановление (формирование) способности осуществлять самообслуживание (полностью, частично), самостоятельно передвигаться: (полностью, частично), ориентироваться (полностью, частично), общаться (полностью, частично), контролировать свое поведение (полностью, частично), обучаться (полностью, частично), заниматься трудовой деятельностью (полностью, частично)

Примечания:

  1. ИПРА ребенка-инвалида присваивается регистрационный номер, в котором указывается порядковый номер ИПРА ребенка-инвалида, номер бюро или экспертного состава (при указании экспертного состава указывается буквенный индекс «ЭС»), код субъекта Российской Федерации и через дробь текущий год. (Например: 12.2.05/2015, то есть 12 — порядковый номер, 2 — номер бюро, 05 — код Республики Дагестан, 2015 — год составления ИПРА; 136.13.ЭС.77/2015, то есть 136 — порядковый номер, 13 — номер экспертного состава, 77 — код г.Москвы, 2015 — год составления ИПРА). При разработке ИПРА ребенка-инвалида часть данных отмечается условным знаком «X», вносимым в соответствующие квадраты, свободные строки предназначены для текстовой информации. При распечатывании электронной формы ИПРА ребенка-инвалида допускается вывод на печать только отмеченных и заполненных полей.
  2. В случае внесения дополнений и изменений в ИПРА ребенка-инвалида в течение одного года с момента ее утверждения новая ИПРА ребенка-инвалида учитывается под прежним регистрационным номером с добавлением порядкового номера через дробь. (Например: 12.2.05/2015/2, то есть 12 — порядковый номер, 2 — номер бюро, 05 — Республика Дагестан, 2015 — год составления ИПРА ребенка-инвалида, 2 — кратность разработки ИПРА ребенка-инвалида в году).
  3. В разделе «1. Общие данные» формы ИПРА ребенка-инвалида указываются общие данные о ребенке-инвалиде в соответствии с данными, указанными в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
  4. В графы «Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по реабилитации или абилитации» (медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной), «Перечень TCP и услуг по реабилитации или абилитации» заносятся сведения в отношении освидетельствуемого гражданина, которые отмечаются условным знаком «X», вносимым в соответствующие квадраты, или прописываются текстовой информацией.
  5. В графах «Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий» указывается срок, в течение которого предоставляются реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги.
  6. В графах «Исполнитель заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий», «Исполнитель рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий» по соответствующим позициям указывается исполнитель проведения реабилитационного или абилитационного мероприятия (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сферах социальной защиты населения, охраны здоровья, образования, в области содействия занятости населения, физической культуры и спорта; региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации; сам ребенок-инвалид (его законный или уполномоченный представитель) либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм).

Ответьте пожалуйста на следующий вопрос.Является ли индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА), выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы документом, на основании которого работодатель может, в том числе, принять решение об увольнении работника (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) если из информации раздела ИПРА "мероприятия профессиональной реабилитацции или абилитации" следует, что рабочее место работника не соответствует требованиям установленным этим разделом. Дайте пожалуйста подробную информацию о том, чем является ИПРА для работодателя, что он должен делать по информации содержащейся в ИПРА.Спасибо!

Ответ

Ответ на вопрос:

Основным нормативным актом, устанавливающим правила признания лица инвалидом и порядок проведения медико-социальной экспертизы является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Для подтверждения инвалидности сотрудник должен предоставить следующие документы:

Справку медико-социальной экспертизы, в которой указываются группа инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности;

Индивидуальную программу реабилитации.

Группа инвалидности и степень ограничения к труду определяются по итогам медико-социальной экспертизы.

Для каждого инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Необходимо помнить, что ИПР обязательна для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Таким образом, на основе сведений, указанных в справке медико-социальной экспертизы и программе реабилитации, работодатель обязан создать инвалиду соответствующие условия труда и предоставить определенные законодательством льготы.

Целью выполнения раздела о профессиональной реабилитации является:

  • адаптация на прежнем рабочем месте;
  • адаптация на прежнем рабочем месте с измененными условиями труда;
  • получение новой профессии (специальности);
  • подбор подходящего рабочего места;
  • создание специального рабочего места.

Смотрите рекомендации, указанные в индивидуальной программе реабилитации. Согласно статье 73 Трудового кодекса РФ: работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.

Если из программы реабилитации невозможно установить требования к оборудованию рабочего места для инвалида, то можно направить запрос в МСЭК с просьбой дать соответствующие разъяснения.

Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Компенсации и льготы

Индивидуальная программа реабилитации инвалида: нужно ли ее учитывать работодателю?

Анна СЛАВИНСКАЯ, преподаватель по кадровому делопроизводству НОУ «Учебный центр “Эксперт”» (Волгоград), член «Национального союза кадровиков»

Ключевые проблемы

  • Что такое индивидуальная программа реабилитации?
  • Обязательно ли реализовывать индивидуальную программу реабилитации?
  • Какая ответственность грозит за неисполнение индивидуальной программы реабилитации?

Что такое индивидуальная программа реабилитации

В процессе реабилитации инвалида важно учитывать не только заболевание и степень утраты той или иной функции, но и жизненные устремления человека, его способности и характер. Для этого нужна индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее - ИПР).

Индивидуальная программа реабилитации

Это перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учетом его потребностей, круга интересов и уровня притязаний.

  1. Мероприятия медицинской реабилитации. В этом разделе указываются необходимые инвалиду хирургические мероприятия, процедуры восстановительной терапии, санаторно-курортное лечение, услуги по протезированию.
  2. Мероприятия по профессиональной реабилитации. Здесь поясняется, необходимы ли инвалиду услуги по профессиональной ориентации и обучению, содействие в трудоустройстве и производственная адаптация. Кроме того, в этом разделе врачи дают рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда. Именно этот раздел необходимо внимательно изучить работодателю, который принимает на работу человека с ограниченными возможностями.
  3. Мероприятия социальной реабилитации. В пункте перечисляются необходимые инвалиду мероприятия по бытовой, педагогической, психологической, социокультурной реабилитации.
  4. Технические средства реабилитации. Раздел заполняется для тех инвалидов, которым необходимы специальные приспособления: слуховые аппараты, кресла, коляски и т.  д.
  5. Заключение о выполнении ИПР. Выполняется также работниками МСЭ после проведения всех указанных в карте мероприятий.

ИПР должна разрабатываться автоматически в 30-дневный срок после того, как будет установлена инвалидность . В действительности это не всегда происходит. В таком случае для получения карты ИПР нужно обратиться с заявлением в учреждение МСЭ, которое проводило освидетельствование. Тогда специалисты МСЭ разработают ИПР.

Обязательно ли реализовывать ИПР

Как работодателю узнать, что его работник-инвалид отказался от реализации составленной для него ИПР? При получении карты ИПР инвалид должен поставить свою подпись в строке «С содержанием ИПР согласен». Если в этой строке стоит запись об отказе от всех или части предложенных реабилитационных мероприятий, все органы власти и организации, которые обязаны выполнять намеченные мероприятия, освобождаются от ответственности за их исполнение. Кроме того, инвалид лишается права получить компенсацию в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Если работник-инвалид вообще не предъявил карту ИПР или в ней стоит отметка «не согласен», работодатель имеет право не учитывать указанные в данном разделе ограничения. Ответственность за невыполнение рекомендаций ИПР в этом случае не наступает.

Если же карта ИПР оформлена и работник согласен с ее содержанием, выполнение указанных мероприятий становится обязательным для всех органов власти, государственных учреждений и частных организаций . Это значит, что согласно ИПР инвалид вправе пользоваться услугами медицинских центров, социально-реабилитационных учреждений, центров занятости населения и т. д.

Пример

В ИПР инвалида III группы указано: «Доступен труд по профессии с уменьшением объема производственной деятельности». Это значит, что такому сотруднику нужно установить режим неполного рабочего времени, уменьшив продолжительность трудового дня. Но как определить, насколько нужно уменьшить нагрузку? Об этом ни в законе, ни в ИПР не сказано. Например, сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю предусмотрена только для инвалидов I и II групп (). Поэтому с инвалидом III группы продолжительность работы можно оговорить индивидуально. Это может быть как семь с половиной часов в день, так и четыре часа.

Предупреждает

Дмитрий КАЗАНЦЕВ,

старший юрисконсульт ОАО «Центр развития экономики» - В2В-Center (Москва)

Иногда, опасаясь отказа при приеме на работу, инвалиды скрывают свой статус до оформления трудового договора. А уже после подписания документов настаивают на предоставлении им льготных условий труда. В такой ситуации работодатель обязан выполнить требования трудового законодательства и дополнить трудовой договор с сотрудником повышенными гарантиями.

Какая ответственность грозит за неисполнение ИПР

Отказ от выполнения ИПР также считается нарушением трудового законодательства. За этим может последовать наказание ():

  • для должностных лиц - предупреждение или штраф от 1000 до 5000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей - штраф от 1000 до 5000 рублей;
  • для организаций - штраф от 30 000 до 50 000 рублей.

Повторное нарушение по данной статье грозит ():

  • должностным лицам - штрафом от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацией на срок от одного года до трех лет;
  • индивидуальным предпринимателям - штрафом от 10 000 до 20 000 рублей;
  • организациям - штрафом от 50 000 до 70 000 рублей.

Ответы на ваши вопросы

Может ли у работника-инвалида не быть карты ИПР?

При устройстве на работу сотрудник с инвалидностью заявил, что у него нет карты ИПР. Может ли такое быть? Нужно ли ему получать ИПР?
Евгения ФЕДОСЕЕВА, специалист отдела кадров (Москва)

Да, может. На практике ИПР не всегда разрабатывается автоматически после получения работником инвалидности. Для этого может потребоваться заявление в учреждение МСЭ. Бывают случаи, когда специалисты МСЭ сами предлагают подписать отказ от составления ИПР, утверждая, что она неэффективна и средств для ее выполнения все равно нет.

Однако нет механизма, кроме ИПР, который учитывал бы индивидуальные потребности и адресную направленность реабилитационных мероприятий. Почти все они решаются только при наличии ИПР:

  • прием документов в учреждения высшего и среднего профессионального образования;
  • постановка на учет в центр занятости;
  • получение технических приспособлений;
  • создание специальных условий для инвалида на работе, в учебном заведении и даже в доме, где он проживает.

Таким образом, если работник-инвалид хочет получать реабилитационные услуги и техсредства за счет государства, ему нужно оформить ИПР.

Должен ли работник предъявлять ИПР при приеме на работу?

Обязан ли инвалид предъявлять карту ИПР при поступлении на работу?
Катерина ЗУЕВА, менеджер по подбору персонала (Уфа)

Нет, не обязан. В перечне документов, которые необходимо предъявлять при приеме на работу (), документы об инвалидности, в том числе и карта ИПР, не указаны. Это значит, что работодатель может требовать от сотрудника медицинские документы, характеризующие состояние здоровья, только при наличии одновременно двух условий:

  1. Будущая работа обладает определенной спецификой, из-за которой к здоровью сотрудников предъявляются определенные требования.
  2. Необходимость представления медицинских документов предусмотрена нормативными актами.

То есть, когда при приеме на работу необходимо пройти предварительный медосмотр, инвалидность не скроешь. В остальных случаях сотрудник сам решает, предоставлять работодателю информацию о своей инвалидности или нет.

Можно ли принять инвалида III группы на должность подсобного работника?

Вправе ли работодатель принять инвалида III группы на вакансию подсобного работника?
Иван ПРОСКУРИН, директор (Москва)

III группа инвалидности подразумевает возможность работника трудиться в обычных условиях при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы. Если труд подсобного рабочего возможно организовать таким образом, работодатель вправе принять на должность работника-инвалида. Дополнительно необходимо изучить индивидуальную программу реабилитации кандидата (при наличии). В ней также не должно быть противопоказаний к данной работе.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ Поможет вам
КоАП РФ Понять, как накажут работодателя за отказ создать необходимые инвалиду условия труда
КоАП РФ Разобраться, какое наказание грозит за несоблюдение трудового законодательства в отношении инвалидов
Узнать, какие права есть у инвалидов
ТК РФ Выяснить, что работники-инвалиды имеют право на сокращенное рабочее время
ТК РФ Уточнить, какие документы сотрудник обязан предъявлять при приеме на работу
Ознакомиться с картой ИПР
Понять, что ИПР должна разрабатываться после установления инвалидности

Запомните главное

1 Программу реабилитации инвалида разрабатывает учреждение медико-социальной экспертизы. В ней прописывают все реабилитационные мероприятия, которые инвалид вправе получать.

2 ИПР должна разрабатываться автоматически после установления инвалидности. Но зачастую требуется подать заявление для ее оформления.

3 Реабилитационная программа имеет рекомендательный характер. Поэтому работник-инвалид может отказаться от ее реализации.

Ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в России». Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

  • Основная цель ИПР, определенная в федеральном законе заключается в следующем — восстановление, компенсация нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсация способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.

    Индивидуальная программа реабилитации (ипр)

    РФ в сфере соцзащиты инвалидов, наравне с понятием «реабилитация» появится понятие «абилитация». А ИПР инвалида будет переименована в ИПРА инвалида. В этой статье учитываются вступающие в силу изменения.


    Как только перед гражданином ставится вопрос прохождения МСЭ и получения или подтверждения инвалидности, автоматически запускается процесс разработки для него ИПР инвалида. Врач, который дает направление на МСЭ, должен в нем отразить рекомендации по поводу необходимости тех или иных мер реабилитации.
    А специалисты бюро медико-социальной экспертизы, где проходит освидетельствование гражданин, учитывают эти рекомендации, но в дополнение они:

    • проводят диагностику;
    • оценивают потенциал предлагаемых мер реабилитации;
    • определяют реабилитационный прогноз для инвалида.

    ИПР инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или бессрочно.

    Образец индивидуальная программа реабилитации инвалида (ипр)

    ИПР могла быть не разработана инвалиду в случаях, если он отказался от ее разработки или инвалид в дальнейший реабилитационных мероприятиях не нуждался. В этом случае процедура разработки ИПР осуществляется в соответствии с порядком освидетельствования, т.е.
    обязательное предоставление инвалидом « Направления на МСЭ», оформленное ЛПУ или органом социальной защиты населения, и заявления о разработке ИПР. В последнее время, из-за дефицита Федерального бюджета, наблюдаются проволочки и даже незаконные отказы в прописывании реабилитационных технических средств в справку ИПР необходимых инвалиду.


    Является ли вторая группа инвалидности рабочей?

    В этом документе содержатся сведения для работодателя об обязательных ограничениях к труду, необходимых для работника. Согласно названной выше норме Закона ИПР обязательна к исполнению соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями (в том числе работодателями) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
    Но для самого работника-инвалида ИПР носит рекомендательный характер. Поэтому он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
    Поскольку законодательство не регламентирует вопросы такого отказа и не предусматривает его формы, полагаем, что работник может написать его в любое время в свободной форме.

    Как инвалиду получить то, что положено по ипр

    В качестве объяснения причин полного или частичного отказа в заявлении работник может указать, например, отсутствие необходимости в адаптации на прежнем рабочем месте, т. к. существующие условия и виды труда в организации полностью соответствуют состоянию его здоровья. Из ст. 11 названного Закона также следует, что отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает работодателя от ответственности за ее исполнение.


    Относительно создания особых условий рабочего места инвалиду: ст. 224 ТК РФ, устанавливая дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников, прямо предусматривает обязанность работодателя создавать для инвалидов условия труда в соответствии с ИПР.

    Индивидуальная программа реабилитации инвалида (стр. 1 из 2)

    Коляска, которая не соответствует потребностям ребенка, вызывает риски вторичных осложнений. Если в ИПРА не попадает ТСР с необходимыми для ребенка характеристиками, то этот документ можно обжаловать в течение месяца.

    Инфо

    Основанием для обжалования является рекомендация специалиста. Шаг 3. Получение технического средства В регионах уполномоченным органом, выдающим ТСР, может быть Фонд социального страхования или орган исполнительной власти субъекта федерации (департамент социальной защиты, например).


    Пишется заявление: прошу обеспечить меня в соответствии с ИПРА таким-то ТСР. Если в наличии есть коляски, подходящие по своим характеристикам для конкретного ребенка, то подбирается одна из них. Если их нет, то уполномоченный орган должен провести торги для закупки соответствующих колясок. Здесь выходят на первый план рекомендации ИПРА – насколько они подробны.

    Содержание 1. Индивидуальная программа социальной реабилитации инвалида 2. Карта индивидуальной реабилитации инвалида 2.1 Что даёт инвалиду заполнение карты ИПР? 2.2 Структура ИПР 2.3 Выбор исполнителя ИПР Список использованной литературы В соответствии с действующим российским законодательством инвалидом считается человек, у которого есть нарушения здоровья со стойкими функциональными нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и нуждается в мерах социальной защиты.

    Социальная реабилитация инвалидов регламентируется многочисленными законодательными актами, на одном из которых, регламентирующим мероприятия по индивидуальной реабилитации инвалида, остановимся в данной работе более подробно.

    Индивидуальная программа реабилитации инвалида

    • в области содействия занятости населения относительно профессиональной реабилитации;
    • в сфере образования относительно психолого-педагогической реабилитации;
    • в сфере социальной защиты относительно обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР) за счет бюджета субъекта РФ;
    • в области физкультуры и спорта относительно занятий спортом.

    Если же решено, что ТСР должно быть предоставлено инвалиду за счет средств из федерального бюджета, тогда выписка отравляется в региональное отделение Соцстраха Компенсация реабилитационных средств и услуг Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года предусматривает правило, по которому инвалид может сам приобрести себе необходимое техническое средство или оплатить услугу по реабилитации, а затем получить денежную компенсацию затрат. Но тут есть некоторые ограничения.

    Индивидуальная программа реабилитации инвалида 2 группы

    Там указана 2-я степень ограничения трудоспособности, и в рекомендациях о противопоказанных и доступных условиях и видах труда написано: «Противопоказаны вредные или опасные условия труда по напряженности, 3-й класс; доступно — удобная рабочая поза; прогнозируемый результат — адаптация на рабочем месте с измененными условиями труда». И еще: «2-я степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц».

    Мы должны ему создать какие-то определенные условия рабочего места? Должен ли быть у такого сотрудника сокращенный рабочий день? Г Даже без учета того, что написано в ИПР, в соответствии со ст. 92 ТК РФ для инвалида II группы (именно группы) работодатель обязан установить сокращенную рабочую неделю — не более 35 часов. Для этого и справки было достаточно.
    Если предусмотренное программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду. Основные принципы формирования ИПР: индивидуальность; непрерывность; последовательность; преемственность; комплексность.
    Индивидуальность означает необходимость учёта конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума. Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий.

    Главное – все делать вовремя, потому что опротестовать решение МСЭ и внести изменения в ИПРА можно только в течение месяца. Что касается получения телефонного устройства, то в Москве этот вид ТСР предоставляет департамент социальной защиты, а в большинстве регионов – Фонд социального страхования, отметил Иванов.

    Выдают в Москве эти устройства по месту жительства, в Центрах социального обслуживания (ЦСО), сказал он. Фото:Противопоказанием является «острота зрения единственного или лучше видящего глаза менее 0,05 с коррекцией и/или концентрическое сужение поля зрения менее 10 градусов».

    Срок использования ТСР – не менее 7 лет.

    Индивидуальная программа реабилитации инвалида 2 группы образец заполнения

    При этом врачу, составляющему направление на МСЭ, надо предоставить абсолютно все собранные рекомендации, хотя он и не обязан включать в документ каждую из них, так как имеет право на собственное профессиональное мнение. Шаг 2. Медико-социальная экспертиза Получив направление, родители идут записывать ребенка на МСЭ. Важно приобщить к документу копии тех рекомендаций, которые не были в него включены, продолжает Елена Заблоцкис. Копии надо сопроводить заявлением: просим при проведении МСЭ учесть рекомендации таких-то специалистов. В ходе МСЭ составляется индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА). В форме этого документа есть раздел, посвященный ТСР, который делится для детей-инвалидов на три подраздела (для взрослых – на два). Первый – это ТСР, которые обеспечиваются за счет федерального бюджета и включены в федеральный перечень.

    Индивидуальная программа реабилитации - (ИПР) это документ, разработанный на основе нормативно правовых актов медико-социальной экспертизой (МСЭ) и включающий комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

    Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) может быть выдана гражданину (его законному представителю) по его желанию в виде бумажного и/или электронного документов.

    Выдается в федеральных учреждениях МСЭ.

    Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), оформленная в виде бумажного документа, должна быть подписана руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро), заверена печатью и может быть выдана на руки или направлена почтовой связью гражданину (его законному представителю).

    Электронный документ оформляется с электронной цифровой подписью и направляется гражданину с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

    В случае утраты индивидуальной программы реабилитации, ее копия может быть выдана инвалиду (или его законному представителю) в бюро (составе) МСЭ, которое разрабатывало ИПР.

    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н с изменениями и дополнениями от 3 июня 2013 г утверждена Карта ИПР . Карта ИПР включает следующие разделы: индивидуальные сведения об инвалиде (анкетные данные, сведения об образовательном уровне, о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе, о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности), медицинская реабилитация; социальная реабилитация; профессиональная реабилитация или психолого-педагогическая реабилитация (для детей); технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

    Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается при проведении МСЭ по итогам комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем Федерального или главного бюро.

    Специалисты Федерального или главного бюро обязаны объяснить инвалиду или его законному представителю цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.

    Разработка ИПР осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на МСЭ медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.

    ИПР может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет. При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПР оформляется новое направление на МСЭ и составляется новая карта ИПР.

    Замена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования в период действия ИПР осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации.

    В случае несогласия с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях инвалид или его законный представитель могут обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006 год, № 9, ст. 1018; 2008, № 15, ст. 1554).

    ИПР является важным механизмом реабилитации инвалида, призванный обеспечивать учёт индивидуальных потребностей с помощью государства. ИПР необходим инвалидам при поступлении в ВУЗы и ССУЗы, а также при постановке на учет на бирже труда в качестве безработного. ИПР необходима при получении технических средств реабилитации, реабилитационных услуг. В карте ИПР прописаны специальные индивидуальные условия, необходимые для инвалида в учебном заведении или на месте труда.

    Кроме того, в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию, но и ту организацию, которая оптимально и наиболее качественно окажет необходимые реабилитационные услуги. В этом случае, государство обязано возместить ваши затраты, потраченные на реабилитационные услуги или приобретение технических средств реабилитации, указанных в карте ИПР.

    Для оформления карты ИПР следует обратиться в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов (т.е. там, где выдаются свидетельства об инвалидности). БМСЭ находятся в районной поликлинике. Однако некоторые инвалиды «приписаны» к местным специализированным районным бюро МСЭ и должны обратиться для получения ИПР именно в эти структуры.

    Прежде всего, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно за счет средств государства, так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду , утвержденный Правительством, и зачастую их не достаточно для удовлетворения потребностей инвалида.

    Вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами соцзащиты рассматривается только в случае, если организации или специалисты, оказывающие платные реабилитационные услуги, получат деньги с оформлением отношений и проводят плату за занятия через бухгалтерию или выдают расписку об оплате. За компенсацией следует обращаться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации. Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью либо его законного представителя о возмещении расходов. Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им копии документов (документа, удостоверяющего личность; ИПР инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС); копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг, копии право подтверждающих документов исполнителя. Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в срок 1 месяц с момента даты принятия соответствующего решения.

    По материалам статьи “Индивидуальная программа реабилитации: благие намерения и реальность” http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-832/ , сайта Федерального казённого учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации



    Рассказать друзьям