Характеристика и образ Радды (Макар Чудра Горького) сочинение. Девушкин макар алексеевич Образ макара девушкина в повести бедные люди

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Этот художественный принцип «оттенения» используется Шолоховым и при характеристике Давыдова, Андрея Размётнова, Макара Нагульнова, Найденова, Кондратько. Каждый из этих образов коммунистов помогает нам лучше увидеть и типическое, что есть в Давыдове, и то индивидуальное, неповторимое, что характеризует его как личность. Трагедийное в образе Макара Нагульнова возникало прежде всего из отношений с народной массой, из противоречия между высокими, идеальными порывами и практическими делами, в которых было немало жестокости и грубости.

Если Давыдову было свойственно стремление разгадать, понять мотивы поступков людей, действовать прежде всего словом, убеждением, то Макар Нагульнов готов пустить в ход угрозы, насилие. В хуторе, под влиянием кулацкой агитации, начали резать скот, и Макар за то, чтобы «злостных резаков расстрелять!» Фанатическая одержимость приводит Нагульнова к ослеплению, готовности на самую безрассудную жестокость. Андрею Размётнову, «пожалевшему» во время раскулачивания детишек, Нагульнов кричит: «Как служишь революции? Жа-ле-е-ешь? Да я... тысячи станови зараз дедов, детишков, баб... Да скажи мне, что надо их в распыл... Для революции надо... Я их из пулемета... всех порежу!» И, бьется в мучительном болезненном припадке - наследие тяжелых ранений. Ему не хватало самого главного, того, что красило Давыдова: внимания к каждому человеку, настойчивого стремления познать его, помочь горю и нужде. Давыдов с облегчением думает во время ожесточенного спора с Устином Рыкалиным: «Хорошо, что не взял с собой Макара! Быть бы сейчас мордобою и драке...» Давыдова отличала доверчивая чистота отношения к человеку. Нагульнов готов был подозревать всех и каждого, и в то же время он мог бьгть по-детски доверчив.

В Макаре Нагульнове есть многое из того, что роднит его с Давыдовым: ненависть к старому миру, бескорыстная преданность революционному делу, «родимой» партии, романтическая устремленность в будущее, ощущение страданий угнетенного человечества как своих собственных. Он был прежде всего бойцом, готовым в любую минуту, не задумываясь, принести себя в жертву святому делу партии и народа. Вне такого «служения» он не мыслил себя, свою жизнь. «Мне без партии не жить», - говорит он на заседании бюро райкома, исключившего его из партии «за перегибы», и это - выражение самой сокровенной сути характера Нагульнова. Интимная драма отношений его с Лушкой раскрывает нам величие чувств и чистоту этого человека.

Многообразие оценок, стремление увидеть человека со всех сторон и отличает Шолохова-художника.

Конечно же, в художественном произведении существует строго обусловленная система образов; в той или иной мере каждый из них помогает раскрыть связи, симпатии и антипатии героев, определяющие движение событий.

Но действующие лица, объединенные общеисторической целью, сведенные вместе одним интересом дела, могут характеризоваться и дополнительно по принципу контраста и сходства. Так, различия в характерах и поведении Давыдова и Нагульнова и выявляются как раз в сопоставлении, «от-тенении». Даже такое эпизодическое лицо в первой книге, как комсомолец Ванюша Найденов, как бы «подкрепляет» Давыдова; важная мысль романа о гуманных путях социального прогресса получает одно из реальных воплощений в рассказе о поведении Найденова в доме казака Акима Бесхлебнова. Мысленная речь Нагульнова и его комментарий к поступкам и разговорам, которые ведет Найденов с хозяевами дома, лишь выделяет действенность по сути ленинского демократического принципа, косвепио отвергает те методы, к которым в этом случае мог бы прибегнуть Нагульнов. Давыдов и Нагульнов характеризуются как бы дополнительно «со стороны».

Различие в характерах и судьбах Половцева и Лятьевского позволяет писателю обнажить истинную сущность мотивов, которыми руководствуются и тот и другой. Бывший аристократ Лятьевский, потомок одной из родовитейших дворянских фамилий, агент иностранной разведки, и «плебей», казак Половцев, поставленные рядом друг с другом, как бы сами собой, без видимого вмешательства обнажают свою истинную сущность. У Лятьевского вызывают язвительные реплики те романтические одежды защитника казачьих интересов, которые пытается накинуть на себя Половцев. Он слишком умен, чтобы не понимать, что казакам не по пути с Половцевым. Для него и Островнов, приютивший офицера-заговорщика, «жук навозный». Он презрительно говорит своему хозяину: «Мало вас, сукиных сынов, казачишек, пошлепали за гражданскую войну!» Он высмеивает казачьего есаула, который стоит на коленях с шашкой, вытянутой на руках, со слезами на глазах. «Театральный жест! - сказал он, насмешливо улыбаясь, глядя в потолок одиноким глазом.- Все это я уже видел, и не раз, в паршивых провинциальных театрах. Мне это надоело!» Сатирическое осмеяние Половцева происходит как бы само собой, без видимого вмешательства автора.

Художественную палитру М. Шолохова отличает богатство и разнообразие красок, нравственная чистота чувства, гуманистическая направленность.

Во второй книге «Поднятой целины» все большее значение приобретают размышления писателя над сущностью гуманизма, над тем, в каком отношении находятся социальный прогресс и нравственность. Социальное во второй книге нередко обретает свое существование в нравственном, этическом. Отсюда и своеобразие сюжетных решений по сравнению с первой книгой. Внешняя замедленность действия, обилие рассказов о себе со скрытым значением, «намеком» (исповедь Ивана Аржанова и его совет Давыдову подумать о «чудинке» в человеческой натуре); распространенных бесед (Ипполита Шалого и Давыдова, секретаря райкома Нестерова и Давыдова); особое внимание к отношениям, в которых раскрывается поэзия человеческого сердца (Давыдов - Л ушка - Варя Харламова, Нагульнов - Лушка; Андрей Размётнов и его воспоминания о погибшей жене).

Когда писатель рассказывал нам о жестоких классовых битвах, о Давыдове, о его зазвучавшей и оборванной кулацкой пулей любви-дружбе с Варей Харламовой, о мятежных страстях Макара Нагульнова, его непреодоленной любви к ничтожному человеку - Лушке, о поэтической силе переживаний Андрея Размётнова, - он видел в этих людях за будничным, обыденным суровой реальности их жизни одухотворенный свет возвышенного и прекрасного.

М. Шолохов - философ, мыслитель, поэт стремится показать в своем романе не только какими были люди в том, далеком уже тридцатом году, он стремится обрисовать человека в перспективе бурного движения народа к будущему. Правдоискатель и человеколюбец, он размышляет о тех качествах, которые, рождаясь в реальной действительности, способствуют формированию гармонической личности эпохи социализма, и этим самый главным, своей мыслью, своим художественным содержанием книга Шолохова вписывается в наше время, в нашу эпоху. Она современна в самом лучшем смысле этого слова.

Богатство лиц и положений, мотивов поведения действующих лиц романа, воплощенные в динамике действия, открывают нам историческую действительность 1930 года. Шолохов не обходит жестоких конфликтов, не пытается сгладить противоречия времени - в его романе правда эпохи, правда характеров.

Эпичность мышления писателя проявляется и в расстановке фигур, и в характере действия, в чередовании массовых сцен, главных и эпизодических лиц, в смелом соединении социального и интимного. В первой книге романа массовые сцены становились своеобразными сюжетными узлами. В них в непосредственной связи действовали основные герои и казачья масса. К массовым сценам, новоротным по своему значению в сюжете, «примыкают» и истории интимных взаимоотношений героев. Так, в обычном течении жизни, видимо, не скоро бы разрешилась семейная драма отношений Нагульнова и Лушки, но во время выселения кулаков Лушка не выдержала, кинулась к своему «дружку», кулацкому сыну Тимофею Рваному, и Макар Нагульнов выгоняет свою неверную жену; во время массовых выходов из колхоза рвется и упрочившаяся с годами связь Размётнова с Мариной Поярковой...

Во второй книге писатель редко показывает казаков в массе, толпе. Большое значение в композиции произведения приобретают второстепенные и эпизодические лица. То эпическое представление, которое давала первая книга о сущности социальных процессов, происходивших в народной жизни, писатель как бы углубляет, детализирует во второй книге, стремясь показать влияние социального на нравственно-этическое.

Шолохов «выделяет» несколько лиц, которые ранее были как бы растворены в массе, дает их теперь крупным планом. Это и Ипполит Шалый (знакомый по первой книге, он теперь открывается как бы заново), и Устий Рыкалин, и Иван Аржанов.

Своеобразие этих образов не только в значении, которое они приобретают для понимания Давыдова, Нагульнова, Размётнова, - каждый из них сам по себе открывает нечто существенное, важное в историческом опыте народа. Рассказы Шалого, Аржанова по полноте и глубине раскрытия характеров становятся в композиции «Поднятой целины» своеобразными вставными новеллами. Один только рассказ Ивана Аржанова по насыщенности, по глубине обрисовки характеров - сжатый роман. В нем и любовная драма женщины, у которой муж - лихой наездник, гуляка, красавец, «путавшийся» с чужими женами; и сам этот «ужасный», «гордый» человек, так трагически погибший; нужда осиротевшей семьи; и растущий мальчик - мститель за погубленного отца, за свою исковерканную судьбу.

В каждом из «рассказов о себе» открывается исторический и нравственно-этический опыт народа. Примечательно, что эти рассказы, адресованные Давыдову, обогащают его жизненный и политический опыт, познание людей. Прошлое входит в настоящее, чтобы осветить высокие цели будущего. И в этом можно увидеть одно из проявлений историзма художественного мышления Шолохова, художественную реализацию той «высоты точки наблюдения», которая, по одному из высказываний Горького, дает возможность писателю социалистического реализма исторически осмыслить современность, дать в едином повествовании как бы три действительности: прошлого, настоящего и будущего. В рассказах об Устине Рыкалине, в повествованиях «о себе» Ипполита Шалого и Ивана Аржанова звучит напряженный мотив человеческой гордости.

Шолохов показывает, что эти люди из массы, люди «настоящей трудовой и человеческой жизни» отстаивают свое достоинство, защищают достоинство народа. Для писателя ненавистна забитость, рабская покорность, приниженность человека. Готовность вступиться за «униженного и оскорбленного», бунт против несправедливости, мужественная защита своего достоинства выступают в романе Шолохова как прекрасные человеческие качества.

В центре романа “Поднятой целины” – три коммуниста, три товарища. Много общего в их судьбах: трудная молодость, военная служба, империалистическая война, пролетарская революция, гражданская война, мирный труд по укреплению советской власти. Все они захвачены одной идеей, одержимы одним стремлением – построить счастливую жизнь для человечества. Со всей страстью души они отдаются мощному потоку исторических событий, формируя, направляя его движение по правильному пути. В судьбе трех товарищей раскрывается судьба поколения, вынесшего на своих плечах все тяготы и лишения гражданской войны ради счастливого будущего своего народа. Об одном из них и пойдет речь.
Нагульнов видит цель своей жизни в служении великому делу рабочего класса. Макар Нагульнов поступает всегда так, как велит ему совесть. У него характер сурового непреклонного, несгибаемого человека, который боится внешне выразить свои чувства, переживания, старается затаить их от окружающих.
Ф. Достоевский заметил, что встречаются такие замкнутые, гордые характеры, “которые хоть и питают в сердце самые горячие чувства, но при этом всегда как-то стыдливы на их обнаружение; в них мало ласки, мало у них ласкающих слов, обнимания, прыгания на шею”. Эта черта проявляется и в характере Нагульнова.
Никогда личные интересы не стояли у Макара Нагульнова на первом плане, не занимали главное место в его деятельности. Вся его жизнь определяется стремлением приблизить мировую революцию. Все, что, как ему кажется, способствует ее свершению, вызывает кровную заинтересованность у Макара Нагульнова.
Он ничего не скрывает, даже и не пытается скрывать. Он прямо и честно признает свои ошибки, он не способен ни покривить душой, ни действовать по расчету. Каждому делу Нагульнов отдает всю душу, он ничего не умеет делать вполовину.
Нагульнов – настолько эмоциональная и подвижная натура, что все его переживания и чувства в этот важный для него момент отражаются на его лице. И тяжелый вздох, как он не пытался его подавить, выдает его состояние. Весь характер, вся страсть его и любовь к партии, к делу, за которое он борется, правдиво раскрываются в поистине трагической для него сцене заседания бюро райкома. Когда исключенный из партии Нагульнов возвращался домой, он не мыслил себе жизни вне партии и решает покончить с собой. И лишь в последнюю секунду он сознает, что с его смертью партия потеряет одного бойца, а враги будут ликовать. Это заставляет его спрятать оружие и вернуться в строй борцов за дело партии.

Сочинение по литературе на тему: Образ Макара Нагульнова в романе М. Шолохова “Поднятая целина”

Другие сочинения:

  1. Незабываемый образ Макара Нагульнова, преданного партии коммуниста, одержимого идеей всемирной революции, создал Михаил Александрович Шолохов в романе “Поднятая целина”. Макар – беспредельно преданный партии человек, он резкий и порывистый, очень нетерпеливый. Сейчас и сегодня он хочет добиться всеобщего счастья и Read More ......
  2. Этот художественный принцип “оттенения” используется Шолоховым и при характеристике Давыдова, Андрея Разметнова, Макара Нагульнова, Найденова, Кондратько. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Макара Нагульнова Разметнова Аржанова в романе Поднятая целина. Краткое содержание не дает понять Read More ......
  3. Среди всех коммунистов, подробно описанных или только упомянутых в романе “Поднятая целина”, самым колоритным и, как это ни странно на первый взгляд, самым репрезентативным является Макар Нагульнов. Его странные, смешные или неприятные черты на самом деле представляют собой попытку буквального Read More ......
  4. Среди активистов, которые описываются в романе Шолохова “Поднятая целина”, особое место занимает Семен Давыдов. Судьба этого героя отнюдь нелегка. Давыдов – рабочий из Ленинграда, бывший матрос. В начале 1930-х годов он оказывается в хуторе Гремячий Лог, где участвует в проведении Read More ......
  5. Разметнов – председатель хуторского совета, он относится к тем строителям социализма на селе, в сердце которых борются два чувства: ненависть к врагу и жалость к человеку. Это человек открытой души и гуманного сердца. Он глубоко чувствует, остро переживает. Ему, правда, Read More ......
  6. Наряду с другими одной из важнейших тем нашей литературы является тема коллективизации. Ей посвятили свои произведения такие писатели, как М. Шолохов, А. Платонов, В. Гроссман, В. Белов. Но когда я читала произведения, посвященные установлению колхозного строя, мне захотелось поговорить о Read More ......
  7. Семен Давыдов, бывший моряк и слесарь путиловского завода, приезжает в хутор Гремячий Лог для организации колхоза. Задача перед ним стоит непростая, ведь казаки издавна считали себя привилегированным сословием, покорность им вовсе не свойственна, как, впрочем, и революционный энтузиазм. Но уже Read More ......
Образ Макара Нагульнова в романе М. Шолохова “Поднятая целина”

Девушкин Макар Алексеевич — главный герой романа «Бедные люди» Достоевского, пожилой чиновник. Тип маленького человека. Ближайшие литературные предшественники героя — гоголевские «маленькие люди» Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» и Поприщин из «Записок сумасшедшего», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Пушкина. Образ Девушкина, продолжая гоголевскую линию изображения маленького человека, также отчасти полемичен по отношению к нему. Если герой Гоголя одержим желанием приобрести шинель, вещь, то герой Достоевского одушевлен бескорыстной любовью к живому человеку (фамилия «Башмачкин» — вещная, «Девушкин» — личная. К. Мочульский).

Добрый, смирный, и тихий, Макар Девушкин тридцать лет на службе, всю жизнь переписывает бумаги, подвергаясь насмешкам и издевательствам со стороны сослуживцев и соседей. Он живет в страшной нищете, впроголодь. Он вынужден постоянно как бы оправдываться в своем существовании. Бедность — не только социальная, но и личная трагедия Девушкина. Она порождает особое душевное состояние, которое герой сам осознает как чувство беззащитности, запуганность, униженность и вследствие этого ожесточенность, мнительность. Время от времени его охватывает тоска от постоянного самоуничижения. Макар Девушкин бессилен помочь Вареньке Доброселовой, когда ей угрожает голодная смерть, когда она больна и обижена злыми людьми. Время от времени в нем поднимается протест. В конце концов он начинает задаваться «либеральными» вопросами: отчего одни счастливы и богаты, а другие бедны и несчастны? Отчего такая несправедливость?

Невзрачная наружность героя контрастирует с его горячим сердцем, душой отзывчивой и впечатлительной. Он любит цветы, птичек, идиллические картины природы, жизнь безмятежную и мирную. Все его восхищает и трогает. Он глубоко, целомудренно и самоотверженно любит Вареньку, которой бескорыстно помогает из своих скудных средств. Благодаря этой любви он чувствует себя человеком, в нем просыпается сознание собственного достоинства. Он нарочно поселяется поблизости от нее, чтобы видеть ее окошко. Однако Девушкин старается скрыть их отношения, целомудренно опасаясь возможных насмешек и сплетен. Встречаются они редко и далеко от дома (Девушкин водит ее гулять и в театр), а в остальное время обмениваются письмами. В них он, человек одинокий и замкнутый, до встречи с ней живший очень уединенно, делится с возлюбленной всеми горькими и радостными событиями своей жизни, трогательно заботится о ней, укоряет ее за то, что она утомляет себя работой, называет ее ласковыми именами: «маточка», «жизненочек». Идеалист и мечтатель, Макар Девушкин из романа «Бедные люди» Достоевского пытается защитить Вареньку от грубых и грязных посягательств жизни. Он выслеживает офицера, приходившего к Вареньке с «недостойным предложением», является к нему в дом с целью объясниться — и в результате спущен с лестницы.

Драма Девушкина не только в его бедности, но и в неразделенной любви к Вареньке, которая ценит его как друга и благодетеля, но не более. Свою любовь он скрывает под отеческой приязнью, придумывает различные предлоги, чтобы удержать Вареньку, обещает, что сделает все, чтобы она не знала забот. Он понимает, что малообразован, и жаждет высокого, с энтузиазмом принимает участие в литературных собраниях своего соседа-литератора Ратазяева и даже мечтает сам стать «сочинителем литературы и пиитой». Девушкин заботится о слоге своих посланий. Он читает «Шинель» Гоголя, которую дает ему пекущаяся о пополнении его образования Варенька, узнает во всех подробностях быта Акакия Акакиевича свою жизнь и тем не менее считает изображение «неправдоподобным», а повесть называет «пасквилем» и «пустым примером из вседневного, подлого быта». В отличие от гоголевской повести «Станционный смотритель» Пушкина по душе Макару, в ней он узнает свое «собственное сердце, какое оно уже там ни есть». В его последнем, прощальном письме Вареньке звучит глубокое страдание и отчаяние.

В центре романа “Поднятой целины” – три коммуниста, три товарища. Много общего в их судьбах: трудная молодость, военная служба, империалистическая война, пролетарская революция, гражданская война, мирный труд по укреплению советской власти. Все они захвачены одной идеей, одержимы одним стремлением – построить счастливую жизнь для человечества. Со всей страстью души они отдаются мощному потоку исторических событий, формируя, направляя его движение по правильному пути. В судьбе трех товарищей раскрывается судьба поколения, вынесшего

На своих плечах все тяготы и лишения гражданской войны ради счастливого будущего своего народа. Об одном из них и пойдет речь.
Нагульнов видит цель своей жизни в служении великому делу рабочего класса. Макар Нагульнов поступает всегда так, как велит ему совесть. У него характер сурового непреклонного, несгибаемого человека, который боится внешне выразить свои чувства, переживания, старается затаить их от окружающих.
Ф. Достоевский заметил, что встречаются такие замкнутые, гордые характеры, “которые хоть и питают в сердце самые горячие чувства, но при этом всегда как-то стыдливы на их обнаружение; в них мало ласки, мало у них ласкающих слов, обнимания, прыгания на шею”. Эта черта проявляется и в характере Нагульнова.
Никогда личные интересы не стояли у Макара Нагульнова на первом плане, не занимали главное место в его деятельности. Вся его жизнь определяется стремлением приблизить мировую революцию. Все, что, как ему кажется, способствует ее свершению, вызывает кровную заинтересованность у Макара Нагульнова.
Он ничего не скрывает, даже и не пытается скрывать. Он прямо и честно признает свои ошибки, он не способен ни покривить душой, ни действовать по расчету. Каждому делу Нагульнов отдает всю душу, он ничего не умеет делать вполовину.
Нагульнов – настолько эмоциональная и подвижная натура, что все его переживания и чувства в этот важный для него момент отражаются на его лице. И тяжелый вздох, как он не пытался его подавить, выдает его состояние. Весь характер, вся страсть его и любовь к партии, к делу, за которое он борется, правдиво раскрываются в поистине трагической для него сцене заседания бюро райкома. Когда исключенный из партии Нагульнов возвращался домой, он не мыслил себе жизни вне партии и решает покончить с собой. И лишь в последнюю секунду он сознает, что с его смертью партия потеряет одного бойца, а враги будут ликовать. Это заставляет его спрятать оружие и вернуться в строй борцов за дело партии.

  1. Наряду с другими одной из важнейших тем нашей литературы является тема коллективизации. Ей посвятили свои произведения такие писатели, как М. Шолохов, А. Платонов, В. Гроссман, В. Белов. Но когда я...
  2. Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что смог сохранить в своей душе? Такие вопросы задает своим читателям Михаил Шолохов в рассказе “Судьба человека”....
  3. Шолохов – один из тех писателей, которые видят жизнь во всей ее полноте, во всех ее переходах от величественного, трагического до комического. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме...
  4. Тот беззаконен, безроден, скиталец бездомный на свете, Кто междоусобную брань, человекам ужасную, любит. Гомер Рассказ-предварение – один из излюбленных приемов Михаила Александровича Шолохова. Так, в конце первой главы пятой части...
  5. “Великий перелом” в деревне, “революция сверху” оказались ненужными, разрушительными, ведущими в тупик. Причины трагедии и ее виновники в основном известны, хотя историкам предстоит еще очень много работы. Но большинство людей...
  6. Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ “Судьба человека” – истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и...
  7. Главным героем рассказа является шофер Андрей Соколов. Это обыкновенный рядовой солдат Советской армии, переживший страшную трагедию во время Великой Отечественной войны, по­теряв самых близких людей. В произведении изображена суровая правда...
  8. В экспозиции автор спокойно рассказывает о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого, “словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной...
  9. “По Дону гуляет казак молодой, А девица плачет над быстрой рекой”. Из народной песни Было у Григория Мелехова за всю его жизнь только две женщины – Ната­лья и Аксинья. На...
  10. Незабываемый образ Макара Нагульнова, преданного партии коммуниста, одержимого идеей всемирной революции, создал Михаил Александрович Шолохов в романе Поднятая целина. Макар беспредельно преданный партии человек, он резкий и порывистый, очень нетерпеливый....
  11. Народный роман. Если есть такой жанр, то это жанр моего любимого “Тихого Дона”. Удивительный, совершенно не похожий ни на кого Шолохов и не менее удивительный, совершенно уникальный роман. Только они...
  12. Наталья – дочь Мирона Григорьевича Коршунова, жена Григория Мелехова. Наталья – “дюже красивая” девушка. У нее смелые серые глаза, смущенная и сдержанная улыбка, открытый взгляд. Наталья очень трудолюбива: у нее...
  13. Я думают как прекрасна земля И на ней человек И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек. И сколько зарыто в ямы, И сколько зароют еще. И чувствую в...
  14. Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова “Судьба человека”. Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба...
  15. Роман М. Шолохова “Тихий Дон” – произведение необыкновенной силы. На героях романа лежит отсвет исторических, социальных потрясений ХХ в. Шолохов создал галерею образов, которые по силе своей выразительности, художественной ценности...
  16. Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой его произведений. Это и понятно. Ведь судьбы героев, пробле мы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов – не...
  17. Рассказ Михаила Александровича Шолохова “Судьба че­ловека” был написан в середине пятидесятых годов двадцато­го столетия. Это было время пересмотра идеологических ус­тановок сталинской эпохи, когда в жестких ограничениях цензуры возникли некоторые послабления....
  18. “Тихий Дон” М. Шолохова – роман о судьбах народа в переломную эпоху. Драматично складываются судьбы основных действующих лиц романа. Сложно складываются и женские судьбы, отмеченные глубоким и ярким чувством любви....
  19. Где они, слова, когда говорим о человеческом горе? Почему всегда так трудно писать об этом и вдвое труднее, когда горе это, страдание эти не оправданы, не озарены стремлением к этой...
  20. Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон” повествует о сложнейшем времени в истории России, огромных социальных потрясениях в среде кубанских казаков. Рушился привычный уклад жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая...

МАКАР ДЕВУШКИН - герой романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди» (1845), титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалованье бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал в «капитальный» дом возле Фонтанки, где ютится за перегородкой в общей кухне с «гнилым, остро-услащенным запахом», в котором «чижики так и мрут». В том же дворе М.Д. снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Вареньки, 17-летней сироты, за которую больше некому заступиться. Живя рядом, они редко видятся, дабы не вызывать сплетни. Душевное тепло и сочувствие они черпают из почти ежедневной переписки друг с другом. М.Д. счастлив, обретя сердечную привязанность. Отказывая себе в еде и платье, выгадывает на цветы и конфеты для своего «ангельчика». «Смирненький», «тихонький» и «добренький», М.Д. - предмет постоянных насмешек окружающих. Единственная радость - Варенька: «точно домком и семейством меня благословил господь!» Она посылает М.Д. повести Пушкина и Гоголя; «Станционный смотритель» возвышает его в собственных глазах, «Шинель» - обижает обнародованием жалких подробностей его собственной жизни. Наконец, М.Д. улыбается удача: вызванный за ошибку в бумаге на «распеканцию» к генералу, он удостоился сочувствия «его превосходительства» и получил лично от него 100 рублей. Это спасение: уплачено за квартиру, стол, одежду. М.Д. подавлен великодушием начальника и корит себя за недавние «либеральные» мысли. Понимая всю непосильность для М.Д. материальных забот о себе, Варя соглашается на замужество с грубым и жестоким Быковым и уезжает к нему в поместье. В последнем письме М.Д. к ней - крик отчаяния: «Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял … все оттого, что вы … здесь, напротив, поблизости жили». В других произведениях 1840-х гг. Достоевский рисует «маленького человека» несколько по-иному, акцентируя его нравственную неполноценность (Гоаядкин, Прохарчин и др.), а в 1850-е гг.- даже уродство (Опискин). С 1860-х гг. этот тип становится для писателя второстепенным, уступив центральное место незаурядному герою-интеллектуалу. С романом «Бедные люди» связано первое артистическое исполнение Достоевского: в апреле 1846 г. на литературном концерте в доме известных славянофилов Самариных М.С.Щепкин прочитал одно из «писем» М.Д.

Лит.: Белинский В.Г. «Петербургский сборник»// Белинский В.Г. Полн.собр.соч. М., 1953-1959. Т.9; Григорьев А.А. «Бедные люди»// Финский вестник, 1846. №9. Отд.У; Майков В.Н. Нечто о русской литературе в 1846 году// Майков В.Н.

Литературная критика. Л., 1885; Цейтлин А.Г. Повести о бедном чиновнике Достоевского (К истории одного сюжета). М., 1923; Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Л., 1929; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979; Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому// Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.



Рассказать друзьям