Экскурсия грудной клетки в норме у мужчин. Дыхательные экскурсии грудной клетки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Определение окружности грудной клетки и головы проводят для оценки физического развития человека в основном в детском возрасте, а также с целью выявления некоторых заболеваний, связанных с органами дыхания. Правильный алгоритм проведения замеров производит врач, его ассистент или медицинская сестра с помощью специального инвентаря и соответствующих приборов. Объем легких замеряют с помощью спирометра.

Измерение окружности грудной клетки у взрослых мужчин и женщин

Измерение окружности грудной клетки проводят с помощью сантиметровой ленты в положении стоя. Человек при этом должен находиться в состоянии покоя. Для этого грудную клетку освобождают от верхней одежды, желательно и нижней, чтобы получилось максимально точное измерение. Правильное наложение сантиметровой ленты должно проходить по нижнему краю лопаток с задней стороны и по уровню 4 ребра спереди. Если смотреть по внешним признакам, то у мужчин этот параметр измеряется по уровню сосков, а у женщин по основанию молочных желез либо под ними. Правильное наложение ленты должно быть плотным, но без чрезмерного натяжения. Она укладывается в строго горизонтальном положении. У взрослого при достижении определенного возраста развитие и рост грудной клетки прекращаются. Изменения могут происходить только при наличии патологических процессов в организме пациента.

Для детей первого года жизни такая процедура входит в разряд обязательных, она позволяет определить индивидуальные особенности и уровень физического развития ребенка для его возраста.

Стоит отметить, что обычно средние показатели обхвата груди у мужчин и мальчиков выше, чем у женщин и девочек на 5 см. Однако есть ряд причин, способных повлиять на разброс этих значений, в результате чего может оказаться, что грудная клетка у женщины или девушки имеет большие показатели, и это будет тоже нормой, без каких-либо сопутствующих патологий.

Вместе с окружностью грудной клетки проводят измерение окружности головы. Ребенка усаживают на стул либо укладывают. Сзади сантиметровая лента располагается по максимальному выступу затылочного бугра, спереди - проходит по надбровным дугам. Рост грудной клетки особенно стремительно проходит в первые годы жизни ребенка и находится в большой зависимости от массы тела. За первые 12 месяцев жизни размер грудной клетки новорожденного увеличится в среднем на 13 сантиметров, что равно 50% от роста длины тела за этот же промежуток времени. У малышей окружность грудной клетки измеряется в лежачем положении. Такой подход применяется к детям, которым не меньше до 2 лет.

Существуют средние значения по изменению окружности грудной клетки и головы. Антропометрические данные рассчитаны на мужчин и женщин от рождения до становления взрослого человека:

Возраст Окружность груди у мальчиков, см % от длины тела Окружность головы у мальчиков, см % от длины тела Окружность груди у девочек, см % от длины тела Окружность головы у девочек, см % от длины тела
На момент рождения 33 68 36 68 31 66 35 67
1 месяц 35 66 37 66 34 65 36 67
2 месяца 37 66 38 66 36 65 37 68
3 месяца 38 66 41 65 37 65 39 68
6 месяцев 42 64 43 65 40 64 41 65
9 месяцев 44 64 45 63 43 64 44 64
1 год 45 62 46 62 46 63 45 61
2 года 50 58 47 56 51 60 46 56
3 года 51 55 49 51 51 58 47 52
4 года 52 51 50 50 53 56 49 50
5 лет 54 51 51 46 54 53 50 47
6 лет 56 49 52 44 56 52 51 43
7 лет 57 47 53 42 58 50 51 42
8 лет 58 46 53 40 59 47 51 44
9 лет 60 46 54 39 62 49 51 45
10 лет 63 45 54 39 63 48 52 40
11 лет 65 45 54 38 67 48 53 37
12 лет 67 46 55 36 70 48 53 35
13 лет 70 47 55 35 75 48 54 34
14 лет 75 47 55 34 77 49 54 33
Взрослый 88 50 56 33 83 50 55 32

Выравнивание может происходить как в большую, так и в меньшую сторону. На приеме в кабинете врача измеряют экскурсию грудной клетки. Это делается путем вычитания значений величины на выдохе от значений показателей на вдохе. В норме оно находится в пределах от 5 до 10 см. Отклонения от нее могут поставить под вопрос проблемы с легкими. У людей, занимающихся спортом, тоже могут быть увеличенные показатели между верхним и нижним значениями на 3-5 сантиметров. Общее увеличение объема легких наблюдается у профессиональных спортсменов и может значительно превосходить среднее значение до 30% и более.

Жизненная емкость легких - это функциональный показатель, определяющий возможности дыхательной системы человека. С помощью прибора медицинского назначения (спирометра) проводят измерение. Человек стоит ровно на горизонтальной поверхности и делает выдох с максимальной силой в мундштук спирометра. Всего проводится 3 таких измерения для более точного результата. Показатели складывают и делят на полученную цифру. Точность измерения округляют до 100 см³.

Определение величины объема легких

Для оценки полученных показателей используют формулу Людвига:

  • Расчет для мужчин: ЖЕЛ = 40*рост (см)+30*вес (кг)-4400 ;
  • Расчет для женщин: ЖЕЛ = 40*рост (см)+10*вес (кг)-3800.

Для формулы можно использовать показатели из таблицы:

Вес, кг Рост,см
160 170 180 190 200
50 3000 3300 3600 3900 4200
60 3300 3600 3900 4200 4500
70 3600 3900 4200 4500 4800
80 3900 4200 4500 4800 5100
90 4200 4500 4800 5100 4400
100 4500 4800 5100 5400 5800

С возрастом происходят отклонения в сторону уменьшения объема легких, в том числе и за счет снижения уровня активности по сравнению с молодыми людьми.

Итог

Окружность грудной клетки, объем и экскурсия напрямую связаны с уровнем физического развития человека и является важнейшим показателем состояния здоровья, но всему есть разумный предел и стоит придерживаться золотой середины, чтобы не травмировать себя чрезмерными нагрузками или полным их отсутствием.

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методические указания для выполнения практической работы по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре»

Введение 3

Расчет индивидуальных показателей 4

Библиографический список 6


ВВЕДЕНИЕ

Физическое развитие – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни .

Наиболее доступными и простыми показателями физического развития являются размеры тела, их пропорции. Для оценки антропометрических показателей необходимо измерить массу тела (кг), рост стоя (см), окружность грудной клетки на вдохе, выдохе и в паузе (см).

Для определения окружности грудной клетки понадобится сантиметровая лента, которая накладывается горизонтально у мужчин на уровне грудных желез, у женщин – под грудными железами. При определении окружности грудной клетки в паузе необходимо вычислить среднее арифметическое между вдохом и выдохом.

Целью практической работы является формирование навыков использования методик оценки физического развития, умений на основе анализа показателей формулировать рекомендации по организации двигательной активности как одной из составляющих здорового образа жизни.

Работа выполняется индивидуально.

Оформление работы (титульный лист, содержание) должно соответствовать требованиям, предъявляемым к письменным контрольным работам (прил. 1).

Порядок выполнения.

1. Необходимо измерить свои антропометрические показатели(рост, массу тела, окружность грудной клетки и т.д.) и занести их в таблицу (табл. 1).

2. На основе знания своих антропометрических показателей по представленным в заданиях формулам осуществить расчет определенных индексов физического развития.

3. Полученные результаты переносятся в сводную табл. 6, в которой необходимо по каждому показателю дать краткий комментарий / вывод.

4. На основе анализа полученных результатов необходимо сформулировать заключение, в котором дать описание факторов, негативно влияющих на ваше физическое развитие.

РАСЧЕТ ИНДИВИДУЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Таблица 1 Результаты антропометрических измерений

Индекс рассчитывается из соотношения между ростом человека и его массой, с помощью которого можно определить наличие избыточной массы, либо дефицита массы тела (табл. 2), и оценить возможный риск развития заболеваний, связанных с избыточной массой тела. Индекс Кетле определяется по следующей формуле:

ИМТ =

где М – масса тела (кг); Р – рост стоя (м).

Таблица 2

Интерпретация индекса Кетле

Расчет индекса осуществляется по формуле, учитывающей значение окружности грудной клетки на вдохе, длины и массы тела.

ИП =Н −(М +ОГК вдох ), (2)

где Н – рост тела (см); М – масса тела (кг); ОГК вдох – окружность грудной клетки на вдохе.

Таблица 3

Значение индекса Пинье для различных типов телосложения

Задание 3. Индекс Эрисмана (ИЭ). Индекс предназначен для оценки развития грудной клетки и рассчитывается по формуле:

ИЭ = ОГКn – (Н/2), (3)

где ОГКп – окружность грудной клетки в паузе (см);

Н – рост тела (см).

Таблица 4

Критерии оценки индекса развития грудной клетки

Задание 4. Оценка экскурсии грудной клетки (ЭКГ). Показатель ЭГКхарактеризует развитие органов дыхания. Рассчитывается показатель по формуле:

ЭГК =ОГКвдох ОГКвыдох , (4)

где ОГКвдох – окружность грудной клетки на вдохе;

ОГКвыдох – окружность грудной клетки на выдохе.

ЭГК = 87 - 82,5 = 4,5

Таблица 5

Оценка экскурсии грудной клетки

Таблица 6

Сводная таблица результатов заданий

Сантиметровую ленту накладывают у мужчин сзади непосредственно по нижним углам лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков. У женщин сантиметровая лента накладывается спереди над грудными железами, а сзади, как у мужчин. Полученный результат фиксируется.

Окружность грудной клетки (ОГК) измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, при максимальном вдохе и выдохе.

Динамометрия

Обследуемый в положении «стоя» берет динамометр и, вытянув руку в сторону, со всей силой сжимает прибор. Не разрешается сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе. Исследование проводится 2-3 раза. Записывается лучший результат.

Ход работы:

1. Весо-ростовой индекс (Кетле)− определяет сколько граммов веса приходится на каждый сантиметр роста:

ВРИ= Вес (гр)

Рост (см)

Норма для девушек 325-375г., для юношей 350-400г. веса.

2. Экскурсия грудной клетки− определяет разницу величин окружностей при максимальном вдохе и максимальном выдохе:

ЭГК= ОГК (на вдохе)- ОГК (на выдохе)

Норма для девушек− 5-7 см, для юношей− 7-10см.

3. Индекс Эрисмана− определяет пропорциональность соотношения между окружностью грудной клетки и ростом. Вычисляется в два приема:

а) ОГК (на паузе)= ОГК (вдох) +ОГК (выдох)

б) Э= ОГК (на паузе, см)-1/2 роста (см)

Норма для девушек− 3-7 см, для юношей− 5-8см

4. Динамометрия− определяет среднюю величину силы мышц кисти руки:

Д= Сила мышц руки (кг) 100%

Масса тела (кг)

Норма для девушек− 45-50%, для юношей− 60-70%

5. Крепость телосложения (по формуле Пиньи) :

КТ= Рост (см)- (Масса тела (кг)+ ОГК в фазе выдоха (см))

Результаты: меньше 10− крепкое телосложение; 10-20− хорошее телосложение; 21-25− среднее телосложение; 26-35− слабое телосложение; 36 и более− очень слабое.

6. Сравните полученные данные с нормативными данными, сделайте вывод о физическом развитии собственного организма.

Контрольные вопросы:

1. Какие основные методы оценки физического развития Вам известны?

2. Что такое физическое развитие?

3. Какие группы показателей используют при оценке физического развития?

4. В чем суть метода комплексной оценки физического развития детей и подростков?

5. Что такое рост?

6. Какие правила необходимо соблюдать при измерении роста?

7. Как необходимо осуществлять измерение массы тела?

8. Что определяет весо-ростовой индекс?

9. Как необходимо проводить измерение окружности грудной клетки?

10. Что определяет экскурсия грудной клетки?

11. Что определяет индекс Эрисмана?

12. Что такое динамометрия?

13. Что такое конституция человека? От каких факторов она зависит?

Лабораторная работа № 2

Тема: «Определение уровня физического развития детей и подростков

центильным методом»

Цель работы: ознакомиться с центильным методом оценки физического развития.

Оборудование : ростометр, весы, центильные таблицы.

По каждому признаку физического развития в оценочных шкалах приводят семь фиксированных центилей: 3,10, 25, 50, 75, 90 и 97.

Центиль (или %)- это доля здоровых детей данного пола и возраста с одними и теми же показателями роста или массы тела. Промежутки между центилями называются «коридорами», каждый из которых соответствует определенному уровню физического развития (таблица 1) .

Таблица 1

1-й центильный коридор- область «низких» величин, регистрируется у детей, имеющих отклонения физического развития. Показано наблюдение у специалистов (педиатра, детского эндокринолога и т.д.).

2-й центильный коридор - область «сниженных» величин, показано консультирование у специалиста.

3-5-й центильные коридоры - область «средних» величин, встречается у 80% здоровых детей, наиболее характерен для данной возрастно-половой группы.

При динамическом осмотре оценивается:

· степень учас­тия каждой половины грудной клетки в акте дыхания,

· характер (тип) дыхания,

· ритм дыхания,

· глубина дыхания,

· частота дыхания .

Больному предлагают глубоко дышать и следят за экскурсией грудной клетки.

Для определения степени учас­тия каждой половины грудной клетки в акте дыхания следят за движением ребер, межреберных промежутков, углов лопа­ток и менее заметным перемещением ключиц и сосков.

Для получения более точных результатов данный метод иссле­дования сочетают с пальпацией.

С этой целью устанавливают руки на грудную клетку таким образом, чтобы концевые фаланги больших пальцев находились у углов лопаток, а остальные пальцы, слегка раздвинутые, располагают по боковым поверхностям грудной клетки.

При нормальной подвижности обеих половин грудной клетки большие пальцы поднимаются до одинакового уровня и справа, и слева, а остальные пальцы, в связи с расширением грудной клетки в боковых направлениях, несколько раздвигаются. При отставании одной из по­ловин грудной клетки большой палец с соответствующей стороны окажется ниже.

В норме обе половины грудной клетки одинаково участвуют в акте дыхания.

Патологической при динамическом осмотре является та ее половина, которая отстает в акте дыхания.



Отставание одной половины грудной клетки при дыхании встре­чается при экссудативном плеврите, пневмотораксе, гемотораксе, долевой пневмонии, абсцессе легкого, крупноочаговом пневмосклерозе.

Рефлекторное ограничение дыхательной экскурсии, наблюдается при сухом плеврите, так как боль заставляет щадить пораженную сторону. Внелегочные заболевания (межреберная невралгия, перелом ребер) также сопровождаются отставанием одной стороны грудной клетки в дыхании.

Одновременно с выявлением формы грудной клетки, участия ее в акте дыхания обращают внимание на тип дыхания, его частоту и глубину.

Различают следующие типы дыхания :

· грудной,

· брюшной,

· сме­шанный.

При грудном (реберном) типе дыхательные движения осуществляются в основном за счет сокращения межреберных мышц. Это дыхание характерно для лиц молодого возраста и для женщин.

При брюшном (диафрагмальном) типе основное участие в дыхании принимает диафрагма, во время вдоха заметно выпячивание верхней части живота. Это тип дыхания взрослых мужчин.

Появление грудного дыхания у мужчин свидетельствует об ограниченной функции диафрагмы. Это дыхание включается при перитоните (воспалении брюшины), поражении самой диафрагмы воспалительным процессом, при параличе диафрагмальной мышцы.

Появление у женщин брюшного типа дыхания ука­зывает на возможное поражение легких, плевры, межреберную невралгию, перелом ребер, окостенение реберных хрящей.

Смешанный тип дыхания, при котором в дыхании участвуют ниж­ние отделы грудной клетки и верхняя часть живота, встречается у лиц пожилого возраста, а также при ригидности грудной клетки и снижении эластичности легочной ткани (эмфизема легких, пневмосклероз).

В норме дыхание ритмичное, глубокое, тип зависит от пола и возраста.

Глубина дыхания оценивается по экскурсии грудной клетки.

Экскурсия грудной клетки - разность между окружностью грудной клетки в состоянии полного вдоха и макси­мального выдоха. Это важный показатель состояния функции легкого (глубина дыхания) и костной-мышечной системы грудной клетки.

Сантиметровая лента накладывается так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди у мужчин – по нижнему сегменту соска, у женщин – над молочной железой по месту прикрепления IV ребра к грудине (рис. 4.3.5).

В норме окружность грудной клетки у мужчин равна 88-92 см, у женщин 83-85 см. Экскурсия, в зависимости от ее объема и роста исследуемого, колеб­лется соответственно 6-8 см и 3-6 см. У лиц, регулярно занимающихся физическими упражнениями и спор­том, экскурсия грудной клетки может достигать 12-15 см.

Частоту дыхательных движений определяют подсчетом их в одну минуту. Необходимо отвлечь внимание больного, чтобы избежать возможного психического влияния на частоту дыхания.

Рис. 3. Показатели веса учащихся 10-х классов в %

Рис. 4. Показатели окружности груди учащихся 10-х классов в %

В таблице 1 отражены показатели роста, веса, окружности груди, а также экскурсии грудной клетки учащихся 10-х классов.

Для девочек среднего типа телосложения рост рассчитывается по следующей формуле: Рост=6*возраст+76 , а для мальчиков - Рост=6*возраст+77 . Отклонения от средних физических величин не должны превышать ±2,5 см для мальчиков и ±3,5 см - для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения. Нормальная экскурсия грудной клетки составляет от 6 до 9 см.

Глава II . Определение гармоничности телосложения

Обладателем пропорциональной фигуры считается человек, у которого все показатели меньше половины, а объём талии не больше половины роста. Гармоничность телосложения определяется показателем развития грудной клетки, вычисляемой по формуле:

Окружность груди х 100

Рост

При нормальном телосложении значение гармоничности телосложения составляет 50-55%. Если это соотношение меньше 50% - телосложение слабое, а если больше 50% - крепкое.


Анализ результатов расчетов гармоничности телосложения учащихся 10-х классов показали, что большая часть 10-классников – около 60% - имеет нормальное телосложение, 36% - слабое, 4% - крепкое. Данные отражены на рис.5 и в таблице 2.

Рис. 5. Гармоничность телосложения учащихся 10-х классов в %

В таблице 2 приведены не только показатели гармоничности телосложения (ГТ), но также и состояние осанки учащихся 10-х классов, о которой будет рассказано в главе 3.

Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в конкретной окружающей среде, факторами которой являются как социально-экономические, так и экологические условия (Е.А.Криксунов, 1997).

Поэтому физическое состояние детей, с одной стороны, можно рассматривать как результат влияния этих условий, а при направленном воздействии физического воспитания - как результат противодействия негативным условиям окружающей среды. Однако, нельзя забывать и том, что каждый человек способен самостоятельно укреплять свое здоровье и совершенствовать физическое развитие (В.П.Похлебин, 1992).

Из рисунка 6 видно, что 50% учащихся не следят за своим здоровьем – это очень тревожный показатель, особенно для данной возрастной группы. 38% уделяют своему физическому развитию недостаточно внимания: возможно, им не хватает теоретических знаний для использования более совершенных методик; или же на это влияет недостаток времени при значительных школьных нагрузках, отсутствие силы воли. И, наконец, только 4% школьников серьезно относятся к своему образу жизни и используют различные методики для сохранения и укрепления здоровья.

Школьникам, не занимающимся своим здоровьем вообще, можно посоветовать начать с малого: скажем, делать ежедневно утреннюю зарядку, начать программу закаливания и заниматься физкультурой в свободное время. Психологически наиболее трудно сделать первый шаг, но без него немыслимо серьезное отношение к собственному здоровью.

Наибольшему количеству 10-классников следует заняться индивидуальным физическим совершенствованием: заниматься спортом с учетом индивидуальных особенностей организма. Первый шаг уже сделан, следует продолжать в том же направлении.

Тем школьникам, которые серьезно занимаются своим здоровьем, можно продолжать выполнять свои программы оздоровления.

Рис. 6. Отношение учащихся 10-х классов к своему здоровью в %

Глава 3. Определение правильной осанки

На протяжении жизни человека в костной ткани меняется соотношение между органическими и неорганическими веществами. В костях ребенка больше органических веществ, а у пожилых людей – минеральных.

При искривлении поясничного отдела позвоночника может развиться лордоз (от греч. лордос – выгнутый). При этом позвоночник и грудная клетка выгнуты, что приводит к нарушению функций дыхательной и пищеварительной систем. В результате этих заболеваний у человека снижается обмен веществ, появляется повышенная утомляемость, головная боль (Л. П. Анастасова и др., 1997).

При нарушении осанки возникают различные патологические изменения в опорно-двигательной системе, происходит искривление позвоночника, которое может привести к различным заболеваниям.

Поэтому очень важно соблюдать гигиенические правила поведения, особенно в молодом возрасте (формирование правильной осанки у человека стабилизируется к 18 годам). И в первую очередь человек должен следить за своей осанкой (приложения 2,3).

На втором этапе работы учащиеся 10-х классов определили состояние своей осанки (в антропометрии этот метод называется соматоскопическим). Для этого они использовали формулу:

А = ширина плеч*100%

величина дуги спины,

где А – показатель осанки.

Результаты отражены в таблице 2 (см. Главу 2) и на рис.7.

Было произведено сравнение этих данных со среднестатистическими данными:

100-110% - нормальная осанка;

Менее 90 или более 125% - выраженное нарушение осанки;

90-100% или 110-125% - небольшое нарушение осанки.

Из рис. 7 видно, что 42% учащихся имеют выраженное нарушение осанки.

36% - небольшие нарушения осанки. Нормальная осанка – у 22% десятиклассников.

Причиной может являться то, что в лицее все парты и стулья практически одного стандартного размера (Санитарные правила и нормы, 2001).

Рис. 7. Состояние осанки учащихся 10-х классов в %

Глава 4. Определение физической нагрузки, факторов риска, уровня здоровья и степени адаптации к среде

Физическое развитие и здоровье учащихся зависит от многих факторов. Большое значение имеет отношение подростков к своему здоровью: занятия спортом, утренняя зарядка, правильное питание. Для того, чтобы определить факторы риска в развитии заболеваемости, учащимся 10 классов было предложено несколько тестов: «Факторы риска», «Физическая нагрузка», «Здоровье» - В.А. Иванченко, 1994 г., П.П. Морев, 1993 г., В. Михайлов, А. Палько, 1987 г. (приложение 4, приложение 5, приложение 6). Результаты тестирования - в таблице 3.



Рассказать друзьям